Сенатор что за должность в россии

Опубликовано: 04.07.2024

Сенаторы – это чиновники на избираемых должностях в одноименном учреждении. Однако в некоторых странах современного демократического устройства этим термином принято называть отделения, входящие в состав высших судебных инстанций.

Чтобы определить, что означает слово "сенатор", необходимо обратиться к латинским истокам этого выражения. В древнем языке, ныне не употребляемом в разговорной речи, есть слово «senatus». Оно даёт определение группе, собранию пожилых людей, и, в свою очередь, происходит от «senex», что означает «старик». Само происхождение термина тесно связано с одной из форм социального устройства, где власть принадлежала тем племенным старейшинам, что позже именовались как сенаторы. Это продолжалось около тысячи лет во время существования Древнего Рима. Впервые появившись в ту давнюю эпоху, идея сената как политического института поднималась многими странами на протяжении значительного исторического отрезка вплоть до наших дней.

сенаторы это

Первый сенат

Однако и сейчас, и в древности сенаторы – это разные чиновники. Тогда они считались представителями высшего сословия. Данное им звание было пожизненным. Император имел власть назначать людей на эти должности, а они передавали своё положение по наследству. С установлением республики около 6-го века до н. э. сенат возник из совета старейшин, представлявших патрицианский род. В одном ряду с прочими государственными образованиями он становился весомой частью общественной жизни. В его состав пожизненно причислялись бывшие магистраты, что означало концентрацию политических сил и опыта Рима.

Сенаторы осуществляли предварительное рассмотрение законопроектов, руководили военными делами, определяли внешнюю политику, финансы, заботились о государственном имуществе, вели надзор за религиозными культами, объявляли чрезвычайное положение. Практически они руководили государством.
Их постановления имели силу закона. В древнеримский период власть сенаторов постепенно ограничивалась, неумолимо сосредоточиваясь на императоре. Поскольку орган управления превратился в собрание представителей знатных богатых семейств, каждый сенатор, должность которого наследовалась, перестал иметь большое политическое влияние.

Русский путь

На Руси первый сенат заложен царём Петром Первым в 1711 году как наивысший орган государственной власти и законотворческой деятельности. С начала 19-го века учреждение стало осуществлять надзорные функции за работой общественных образований. И, согласно высокому указу, начиная с 1864 года, на него возлагалось ещё одно важное дело – выполнять функцию высшей кассационной инстанции. Однако, просуществовав до 1917 года, сенат и его члены были распущены в результате событий Октябрьской революции по требованию «Декрета о суде».

сенатор должность

Царь Пётр Великий часто отлучался из страны, что мешало ему целиком посвящать себя управлению государством. С целью делегирования власти он неоднократно поручал дела избранным особам. Первое время эти полномочия выглядели как временное личное поручение. Но с 1711 года подобные обязанности были возложены на новое учреждение, именуемое Правительствующий сенат. Он не походил на иностранные институты того времени (Польша, Швеция), а был призван отвечать своеобразным условиям русской жизни. Величина предоставленной чиновникам власти определялась указом царя, где уточнялось о влиянии на равных с персоной его величества. Это в определённой степени повлияло на значение слова «сенатор» в российском толковании.

Петровские реформы

Когда регулярные отлучки Петра прекратились, вопрос о роспуске сенаторов не возникал. Учреждение становится организацией, где происходят важнейшие дела управления, судопроизводства и наработки текущего законодательства. В последние годы правления Петра чрезвычайные полномочия сенаторов потеряли свой смысл, главным образом в законодательном деле. Основанный в 1726 году Верховный Тайный Совет стал фактически осуществлять власть, в результате чего положение сената коренным образом изменилось, а множество его членов перешло на должности в Совет.

В следующие почти двести лет учреждённая Петром Первым организация претерпела множество изменений: её разделяли на департаменты, переделывали в кабинет, комитет министров, делили полномочия, обязанности и права как внутри, так и вкупе с другими государственными институтами. Приход революции и народной власти в начале 20-го века сделал невозможным его дальнейшее существование. Учреждение и его члены были освобождены от обязанностей.

сенатор в россии это

Новейший период

Впервые прообраз сената в России советской эпохи был реализован на примере Совета Федерации (неофициальное сокращение – СовФед) в июле 1990 года в качестве консультативного органа при Президенте СССР в период 1990-1991 годов. Он возглавлялся непосредственно руководителем страны и включал в состав аппарата высших должностных лиц. В него вошел 31 член из числа председателей Советов автономных республик, областей и округов, а также 31 председатель некоторых краевых и городских органов. Проведя аналогию с рядом зарубежных учреждений, люди стали именовать СовФед сенатом, а его членов – сенаторами.

В наши дни в России учреждена Верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации. Она создана на основе органа советского периода и работает по принципу классического сената. Совет Федерации не может быть распущен Президентом. Заседания в нем проходят раздельно от заседаний депутатов в Государственной Думе. Работает как постоянно действующий орган, члены Совета выполняют свои обязанности на постоянной основе.

значение слова сенатор

Верхняя палата

Этот государственный орган формируется и составляется по непартийному принципу. Данное определение означает, что его члены не создают фракций и партий. Представители Верхней палаты наделены неприкосновенностью на весь срок их полномочий. Законотворческая работа учреждения занимает относительно Государственной Думы подчинённую роль. Таким образом, акты предварительно обсуждаются в Думе и только после положительной оценки поступают на рассмотрение СовФеда.

За последние прошедшие 20 лет русский «сенат» прошёл четыре этапа реформирования. На каждом из них проводилась смена региональных руководителей, уточнялись механизмы кадровых назначений, определялся проходной ценз. Например, в числе общих требований к выборным кандидатам присутствует возрастное ограничение от 30 лет, необходимость от 5-ти лет осёдлости, а также безупречная репутация. Каждый сенатор в России – это представитель законодательного или исполнительного органа субъекта Федерации.

что означает слово сенатор

Как это делается в Америке

Сенаторы – это вторые по политическому влиянию люди в штате после губернатора. Общая их численность в США - 100 членов, по 2 представителя от штата. Быть выбранным на пост сенатора США, как правило, гораздо сложнее, нежели конгрессмена:

  • проходят только по два человека от штата и не более;
  • американские сенаторы избираются на шестилетний срок, т. е. каждые 2 года проводят кампанию для одной трети от общего числа членов;
  • процедура выборов способна отнимать большое количество финансовых и психологических ресурсов.

сенатор в сша это

Чтобы иметь реальные шансы официальному кандидату в сенаторы, закон требует:

  • достаточное время быть известной личностью, желательно как в штате, так и на уровне федеральной политической атмосферы;
  • иметь хороший общественный статус: губернатор, конгрессмен со стажем, мэр из большого города, иные достоинства и достижения;
  • сосредотачивать вокруг себя большое влияние и финансовые возможности;
  • каждый кандидат должен быть выдвинут партийной организацией штата, беспартийному борцу выиграть выборы в штатах очень сложно.

Выборная кампания в сенат проходит в такой же ожесточённой манере, как и выборы президента. В течение года растрачиваются миллионы, в СМИ то и дело всплывают скандалы. Соревнуются в борьбе по одному кандидату от республиканской и демократической партий. Если новый избранник показал хороший результат работы за первый срок, то на следующих выборах он становится почти непобедимым. Сенатор в США – это государственный служащий, занимающий свою должность иногда до 30-ти лет.

американские сенаторы

Обязанности сенатора

Член сената любого государства наделён рядом полномочий и обязанностей, исполнения которых требуют его избиратели. Поскольку основная работа учреждения состоит из заседаний и обсуждений документов, то чиновник непременно должен принимать личное активное участие в совещаниях тех образований, членами которых он является. Сенаторы рассматривают законопроекты, определяют внутреннюю и внешнюю политику общества, принимают участие в руководстве финансами, государственным имуществом, делами культуры, промышленности, образования. Член учреждения своей должностью обеспечивает равное представительство каждого из субъектов федерации в верховных органах власти. Он избирается на более длительный срок, чем парламентарии, а общее их число обновляется чаще. Сенаторы обладают теми же обязанностями, что и депутаты нижних палат. При взаимодействии сената с парламентом это позволяет отфильтровывать решения с популистским уклоном.

Фото Совет Федерации РФ: члены Совфеда и полномочия сенаторов

Совет Федерации - это верхняя палата российского парламента, Федерального Собрания РФ. Наряду с Государственной думой РФ, Совфед - высший орган законодательной власти России. Без одобрения членами Совета Федерации не может быть принят ни один федеральный закон.

Полное официальное название - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В обиходе и в прессе Совфед иногда называют сенатом, а его членов - сенаторами.

Официальный сайт Совета Федерации - http://council.gov.ru/

Заседания Совета Федерации проходят в его главном здании на Большой Дмитровке в Москве.


Здание Совета Федерации на Большой Дмитровке. Фото: Depositphotos

Члены и состав Совета Федерации

В состав Совфеда входят 170 человек - по два представителя от каждого из 85 субъектов Российской Федерации. Один сенатор представляет законодательную власть субъекта, другой - исполнительную власть.

Еще 10% сенаторов (17 человек) могут быть назначены президентом РФ, говорится в 95-й статье Конституции РФ.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены СФ не создают фракций и партийных объединений.

Наличие верхней палаты парламента, куда входят представители регионов, - один из признаков федеративного государственно-территориального устройства.

До 2002 года в Совете Федерации заседали губернаторы и главы законодательных собраний регионов. В ходе реформы, проведенной Владимиром Путиным, их заменили на региональных представителей - тем самым была снижена роль региональных элит в федеральной политике, укреплена так называемая вертикаль власти.

Председатель Совфеда Валентина Матвиенко

С 21 сентября 2011 года председателем (спикером) верхней палаты парламента является Валентина Ивановна Матвиенко , представляющая в сенате исполнительную власть Санкт-Петербурга. Формально спикер Совета Федерации - третье лицо в государственной иерархии после президента и председателя правительства.


Награждение Валентины Матвиенко орденом Святого апостола Андрея Первозванного - высшей государственной наградой РФ. Фото: пресс-служба президента РФ

До назначения в Совет Федерации Валентина Матвиенко была губернатором Санкт-Петербурга (2003-2011 гг.), до этого - вице-премьером правительства (1998-2003 гг.).

В апреле 2019 года газета «Коммерсант» со ссылкой на анонимные источники сообщила о возможном переходе Валентины Матвиенко на работу в Пенсионный фонд. Статья спровоцировала скандал: были уволены ее авторы, а 20 мая об уходе из издания в знак солидарности заявили все журналисты отдела политики и заместитель главного редактора газеты.

Матвиенко лично пожаловалась на статью владельцу «Коммерсанта», миллиардеру Алишеру Усманову, рассказывали сотрудники издания «Ведомостям». Пресс-секретарь Матвиенко тогда отказался комментировать увольнение журналистов.

Как Совет Федерации и Государственная дума принимают законы

Основная функция Совета Федерации - участвовать в принятии законов. После того, как федеральный законопроект принят депутатами Госдумы, он поступает на утверждение в Совфед.

Сенаторы голосую за или против законопроекта, определяя его судьбу. Если большинством голосов законопроект принят, он поступает на подпись президенту РФ. После подписания президентом законопроект становится законом.

Полномочия Совета Федерации

Согласно Конституции РФ, Совет Федерации:

Утверждает и меняет границы между субъектами РФ

Утверждает указы президента о введении чрезвычайного или военного положения

Санкционирует использование Вооруженных сил за пределами территории РФ

Отрешает президента РФ от должности в случае импичмента

Назначает на должности судей Конституционного и Верховного суда

Назначает и освобождает от должности Генпрокурора РФ

Назначает и освобождает от должности заместителя председателя Счетной палаты и половину аудиторов

Назначает и освобождает от должности членов Центральной избирательной комиссии

Ратифицирует и денонсирует международные договоры

Обращается с запросами в Конституционный суд: о законах, международных договорах, о толковании Конституции РФ

В России могут появиться пожизненные сенаторы — члены верхней палаты парламента с полномочиями, не ограниченными никакими сроками, кроме собственной смерти. Такую инициативу внесла группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, и профильный комитет Госдумы это предложение уже одобрил. Когда поправку примут окончательно, право быть пожизненными сенаторами дадут в том числе президентам, которые оставят высший государственный пост. Сторонники появления в современной России пожизненного сенаторства, как водится, ссылаются и на зарубежный опыт. Правда, обращение к этому опыту заставляет усомниться в современном характере такого института.

Что предлагается у нас?

Согласно поправкам, пожизненно в Совет Федерации смогут входить бывшие президенты РФ, в том числе ушедшие в досрочную отставку, сказано в сообщении пресс-службы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. При этом за ними сохраняется право отказаться от полномочий сенаторов. Важно, что закон после принятия будет иметь обратную силу. То есть теоретически на пожизненное сенаторство сможет претендовать не только Владимир Путин после истечения президентских полномочий в 2024 году, но и экс-премьер Дмитрий Медведев, который занимал высший государственный пост с 2008 по 2012 годы.

Меняется и сам порядок формирования верхней палаты — благодаря тому, что увеличивается размер так называемой президентской квоты. Она предусмотрена предыдущими поправками, принятыми еще в 2014 году. Тогда глава государства получил право назначать до 10% от числа сенаторов. Сейчас каждый из 85 регионов должны представлять два сенатора, то есть максимальное число кремлевских назначенцев в верхней палате — 17. Новая инициатива увеличивает президентскую квоту сразу до 30 человек.

Любопытно, что с 2014 года в Совете Федерации так и не появилось ни одного «путинского» сенатора — то есть назначенного именно по президентской квоте. Принятая больше пяти лет назад норма остается «спящей». Но то, что о ней не забывают и, более того, хотят усилить, свидетельствует о ее предполагаемой значимости. Интересно и то, что когда принимался закон о президентской квоте при формировании Совфеда, среди авторов этой инициативы не нашлось ни одного единоросса: ее продвигали фракции парламентской оппозиции — ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия».

Кстати, уже тогда, например, Владимир Жириновский озвучивал идею о пожизненном сенаторстве, которую вполне четко поддерживала Валентина Матвиенко. Но, видимо, на тот момент в Кремле не были готовы обсуждать этот вопрос всерьез.

Идее о пожизненных сенаторах уже несколько лет, но все это время в Кремле не видели необходимости обсуждать ее всерьез
Идее о пожизненных сенаторах уже несколько лет, но все это время в Кремле не видели необходимости обсуждать ее всерьез пресс-служба Совета Федерации / council.gov.ru

Пожизненные сенаторы в других странах

Как заявил глава профильного комитета Госдумы и сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников, предложение о пожизненных сенаторах основывается на «изучении опыта работы верхних палат парламентов в различных странах». Но вообще в мире не так много стран, где есть пожизненные сенаторы. И даже эти примеры по большей части не говорят о том, что пожизненное сенаторство — набирающий силу тренд. Скорее, все наоборот.

Хрестоматийный случай — Великобритания, где верхняя палата парламента, Палата лордов, в настоящее время практически полностью состоит из пожизненных пэров. Но начало XXI века в Великобритании уже было отмечено попыткой сделать Палату лордов в основном выборной, но главное — на треть ротируемой каждые пять лет. С первого раза реформа не прошла (напоровшись на сопротивление как раз верхней палаты), но возможно, что такие попытки будут предприниматься снова.

Во входящей в Британское содружество Канаде верхняя палата перестала быть пожизненной синекурой для своих членов с 1965 года. Тогда был принят конституционный закон, который обязывает члена палаты сложить с себя полномочия по достижении 75-летия. Тем сенаторам, которые обрели полномочия до реформы, разрешили остаться с ними до конца своих дней. Последний пожизненный сенатор покинул канадский сенат в 1999 году, подав в отставку.

Во Франции 15 лет назад вспомнили опыт еще Третьей республики, во времена которой 75 из 300 членов Сената обладали несменяемым статусом. Это правило действовало с 1875 года. Но уже в 1884 году пожизненными сенаторами разрешили быть лишь тем, кто успел обрести этот статус ранее. Спустя почти 100 лет, в 2005 году, во Франции встал вопрос о статусе бывших президентов. Конституция Пятой республики уже пыталась ответить на этот вопрос: после сложения президентом полномочий ему автоматически предоставляется место в Конституционном совете — аналоге нашего Конституционного суда. Но в начале XXI века в этом назначении увидели признаки возможного конфликта интересов. Потому и возникло предложение учредить для экс-президентов пожизненное сенаторство.

Однако в итоге инициатива не была даже оформлена в законопроект, так и оставшись на уровне идеи.

Институт пожизненного сенаторства можно найти в бывших бельгийских колониях в Африке. В Демократической Республике Конго, существующей с 1960 года, практически сразу приняли норму о такой почетной должности для бывших глав государства. Пожизненное сенаторство для экс-президентов было подтверждено и в новой конституции, принятой в 2006 году. Сейчас в стране единственный пожизненный сенатор — Джозеф Кабила, который возглавлял Конго с 2001 по 2019 годы.

Та же норма закреплена в конституции соседней республики Бурунди, получившей независимость в 1962 году. Трое из 47 членов Сената — бывшие президенты, с пожизненным статусом. Руанда, граничащая и с Конго, и с Бурунди, тоже предоставляет право экс-президентам становиться пожизненными сенаторами. Для этого им нужно подать соответствующий запрос в Верховный суд страны. В Сомали, которая получила в 1960 году независимость от других европейских колонизаторов, был свой вариант пожизненного членства в Национальном собрании для бывшего президента. Но норма была отменена через 9 лет.

Пожизненными сенаторами становились экс-президенты в Южной Америке. Наиболее известный пример — экс-диктатор Чили Аугусто Пиночет, который, отойдя от дел, стал пожизненным сенатором. Что, впрочем, не помешало новым властям страны снять с него сенаторский иммунитет за шесть лет до смерти. А за год до смерти Пиночета, в 2005 году, пожизненное сенаторство для бывших глав государства было отменено вовсе. В Венесуэле пожизненные места в сенате существовали с 1961 года, и шесть экс-президентов успели этим воспользоваться. Возможно, пользовались бы и дальше, но в 1999 году в Венесуэле упразднили сам сенат. В Перу, где пожизненное сенаторство экс-президентам выдавали с 1979 по 1993 годы, в верхней палате успели поработать три бывших президента. В этой стране дело кончилось тем же — упразднением сената. Два государства, где институт «вечных» сенаторов сохранился, — Никарагуа (по конституции 1974 года) и Парагвай (экс-президенты обладают членством, но не правом голоса в верхней палате).

Но вернемся в Европу. В Румынии с восстановлением двухпалатной парламентской системы в 1991 году не было восстановлено пожизненное сенаторство. Оно было предусмотрено конституциями 1923 и 1938 годов и было упразднено вместе с самим сенатом в 1946 году пришедшими к власти коммунистами.

Едва ли не единственным государством, пример которого максимально близок к озвученной в России идее (и этот пример активно приводится в качестве аргумента в пользу задуманного), можно назвать Италию.

Во-первых, пожизненными сенаторами здесь автоматически, по должности, становятся экс-президенты. Во-вторых, глава Итальянской республики вправе сам назначать пожизненных сенаторов с формулировкой, которая покажется нам сильно знакомой, — «за выдающиеся патриотические заслуги в социальной, научной, художественной или литературной сфере».

Но все-таки важно помнить: итальянская верхняя палата — больше российской: 315 сенаторов в Италии против порядка 200, как предполагается, сделать в России. При этом, помимо самих бывших президентов, в итальянском сенате может быть не больше пяти пожизненных сенаторов. И нет никаких других назначаемых депутатов верхней палаты, пусть и без пожизненных полномочий. В России же, напомним еще раз, президенту хотят дать право не только самому после отставки быть пожизненным сенатором, но и еще на посту в Кремле назначать до 30 членов Совета Федерации, семеро из которых тоже станут пожизненными. Если Италия и послужила примером, российские последователи явно готовы сделать больше.

Итальянский сенат стал ориентиром для введения института «вечных» сенаторов в России. Но последователи явно готовы превзойти вдохновивший их пример
Итальянский сенат стал ориентиром для введения института «вечных» сенаторов в России. Но последователи явно готовы превзойти вдохновивший их пример Global Look Press

Для чего это все?

Президент Италии Джорджио Наполитано (был у власти с 2006 по 2015 годы, а после сам стал несменяемым сенатором по должности) назначил в верхнюю палату с пожизненными полномочиями профессора экономики Марио Монти, дирижера Клаудио Аббадо, основателя и директора Центра исследований стволовых клеток при Миланском университете Елену Каттанео, архитектора Ренцо Пиано и лауреата Нобелевской премии по физике Карло Руббиа. Наш, отечественный корпус пожизненных сенаторов может оказаться не хуже, считает академик РАН Александр Чубарьян, которого называют инициатором резонансной и столь стремительно принимаемой поправки в российское законодательство. По его словам, благодаря этим изменениям право пожизненно работать в Совфеде могут получить люди, «признаваемые цветом нации, вне всяких политических пристрастий и известные всей стране».

Кто и как предлагает изменить Конституцию России. Список поправок

Куда более прозаично трактует происходящее политолог Аббас Галлямов. В интервью телеканалу «Дождь» он назвал минимум две возможности, которые открываются лично для Владимира Путина в свете скорого ухода из Кремля. Первая — это переход на должность спикера верхней палаты (роль рядового, хоть и пожизненного сенатора Путина, конечно, не устроит, убежден Галлямов). Это и сейчас — формально третья должность в стране. А если на ней будет человек с полномочиями главы Совета безопасности и руководителя Госсовета, то, как хитро выразился политолог, должность будет «если не первой, то явно не второй».

Здесь стоит заметить, что сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников уже усомнился в необходимости перечисленных совмещений, однако не стал полностью их исключать.

Вторая возможность, которую открывает расширение президентской квоты, — наполнение верхней палаты людьми, лично преданными Путину. Самим будущим сенаторам, кстати, их новый статус предоставит вполне определенные гарантии, прописанные в Конституции.

В конце марта, во время работы российско-германского семинара «Технологические и финансовые аспекты развития молочного скотоводства», когда журналисты разных изданий задавали вопросы руководителю и организатору этого мероприятия члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергею Белоусову, не в первый раз появилась мысль расспросить его о работе российского сенатора более подробно. Подумалось, что знать об этом было бы небезынтересно многим читателям «АП». График у Сергея Белоусова очень плотный, и тем не менее время для встречи с журналистом «Алтайской правды» выбрать он сумел.

— Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос: в чем заключается работа сенатора?


— Главная моя обязанность — представлять в верхней палате нашего парламента Алтайский край, действуя в интересах его развития. К примеру, уже два раза приезжали в край, читали лекции прекрасные немецкие специалисты в области животноводства, которые показывали, что самое дорогостоящее оборудование и технологии — это еще не все, есть масса тонкостей, с помощью которых можно значительно увеличить надои молока, а значит, получить дополнительно очень приличные деньги. В мае они приедут вновь и привезут с собой оборудование, которое останется у нас в крае. На базе одного из ведущих хозяйств будет проведена учеба по его работе и обслуживанию.

— Так что приходится заниматься всем — от самых «мелких» вещей до «Алтайского Приобья»?

— Да, до таких мегапроектов, как «Алтайское Приобье». В своей деятельности я считаю важным добиться понимания среди федеральных законодателей того, что всякое изменение в сторону уменьшения государственной поддержки аграрного сектора в аграрных регионах более болезненно, чем не в аграрных. В то же время, оказывая первоочередное внимание аграрным территориям при решении аграрных же вопросов, эффект просчитывается самый благоприятный. Для Алтайского края это прежде всего проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья».

Проект получил одобрение комиссии правительства России по вопросам агропромышленного комплекса. В апреле 2009 года прошли парламентские слушания, под общим руководством тогда заместителя председателя СФ ФС РФ М.Е. Николаева, 25 июня 2009 года, пройдя огромный путь согласований в министерствах и ведомствах длиною более чем в один год, проект был рассмотрен на расширенном заседании комитета Государственной думы по аграрным вопросам, где получил полное одобрение. 9 ноября он был рассмотрен в Совете Федерации на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу. То есть инициатива Александра Богдановича Карлина о создании особо значимых аграрных территорий, озвученная в феврале 2008 года на Всероссийском сельском сходе и одобренная присутствовавшим на форуме Дмитрием Анатольевичем Медведевым, получила логическое продолжение.

Нужно понимать, что процесс разработки и реализации проекта постоянно находится в движении. Причем, несмотря на то, что федеральный закон еще только предстоит принять, как минимум двадцать крупных сельскохозяйственных инвестиционных проектов находятся в стадии реализации, и все это и происходит в рамках «Алтайского Приобья». 27 мая 2009-го было подписано соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации и краевым Законодательным Собранием. Это предоставляет нам возможность вместе с Советом Федерации выступить с консолидированной законодательной инициативой о рассмотрении закона в Государственной думе. При такой постановке вопроса шансы его принятия значительно возрастают.

Мы и без этого работаем, но если государство поддержит, скажем так, вложится — оно получит за Уралом не только экономически развитый в аграрном и производящем отношении регион, но оплот продовольственной безопасности страны. Развитие его — это во многом и стройка, и создание предприятий стройиндустрии и других производств, отлаживание работы в жилищно-коммунальном комплексе и многое другое.

Значение данного проекта невозможно переоценить. Его можно только сравнить с такими эпохальными для Сибири вехами, как аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина и освоение целинных и залежных земель. Не ошибусь, если скажу, что тот импульс, который получило сельское хозяйство полвека назад в виде государственной программы освоения целины, все это время позволял не только кормить страну, но и по многим показателям обеспечил ведущие позиции в мире как экспортера продукции сельского хозяйства. Так, на сегодня, пожалуй, дальнейшее прохождение проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» стало для меня одним из основных направлений деятельности в Совете Федерации.

— 15–16 июня 2010 года состоялось выездное заседание Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в Алтайском крае в формате «круглого стола» на тему «Экологически чистые материалы и технологии — перспективное направление развития строительной индустрии в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». В данном вопросе нам есть что показать, и это было продемонстрировано сенаторам, которые с интересом ознакомились со строящимся комплексом «Чистые пруды».

В конце прошлого года члены Совета Федерации вместе с представителями ряда министерств, генеральным директором Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ, руководителями некоторых субъектов Федерации принимали участие в открытии в Барнауле первого за Уралом энергоэффективного дома, в проходящем в крае Всероссийском совещании по использованию энергоэффективных технологий. Намечено проведение совместного заседания комитетов Совета Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству и аграрно-продовольственной политике в части освоения особой аграрной территории, что связано с законодательной инициативой создания таких территорий, в том числе и в нашем крае. Мы хотим именно в нашем регионе обсудить, как идет движение этого законопроекта, ведь подобных территорий намечается создать совсем не много, и наш край должен стать одной из основных.

— Исходя из того, что главное в работе сенатора — участие в совершенствовании федеральной законодательной базы, в Комитете по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу я сосредоточил свое внимание на проблемах земельного законодательства. А вообще в период с декабря 2009-го по декабрь 2010 года участвовал более чем в сорока пленарных заседаниях Совета Федерации, на которых было рассмотрено и одобрено более четырехсот федеральных законов, в том числе одиннадцать федеральных.

Идет постоянная работа по совершенствованию градостроительного, земельного кодексов. Требует корректировки законодательная база саморегулируемых организаций.

— В марте вы выступали на пленарном заседании Совета Федерации

— Да. Тогда (16 марта 2011 года. — Авт.) был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования», в работе над которым я принимал участие. Он направлен на совершенствование законодательства в сфере территориального планирования, исключая ситуации, когда объекты федеральной собственности, региональные и инженерно-транспортные коммуникации и объекты пересекаются с частными и корпоративными земельными наделами. А при возникновении таковых гарантирует защиту интересов всех, в том числе и прежде всего частных лиц. Хочу сказать, что кроме работы в верхней палате парламента я всегда находил возможность поучаствовать в работе сессий АКЗС, где стараюсь повстречаться с коллегами, с тем, чтобы почувствовать тот политический импульс, что есть в данный момент в крае.

По ряду причин нам труднее и развиваться, и просто жить, чем во многих других регионах России — холодная зима, удаленность от экономических центров, высокая транспортная составляющая при сбыте зерна. И, тем не менее, живем не хуже многих.

Я побывал во многих регионах России, и, поверьте, частенько сравнение в нашу пользу. Экологически чистые продукты, экологически чистые строительные материалы, богатейшие возможности в плане развития туризма — это без сомнения наш козырь, и козырь серьезный, еще не сработавший в полную силу.

— Необходимой составляющей своей деятельности в должности сенатора считаю прием населения Алтайского края. Было рассмотрено более 700 устных и письменных обращений. В результате системной работы около трети из них получили положительное решение.

Сегодня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроекты, внесенные Президентом в целях реализации обновленных положений Конституции:

1) проект федерального закона № 1048141-7 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»,

2) проект федерального закона № 1048146-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что законопроекты подготовлены в целях приведения федерального законодательства в соответствие с изменениями, внесенными в Конституцию.

Разработана новая редакция закона о порядке формирования Совета Федерации, а также поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ».

1. Проект нового закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает следующие новеллы.

1) В соответствии со ст. 95 Конституции указывается, что Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:

- по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ – на срок полномочий соответствующего органа;

- Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно;

- не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не более 7-ми могут быть назначены пожизненно из числа лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Уточняется, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, приобретает статус сенатора с момента подачи в Совет Федерации заявления с приложением необходимых документов. Заявление может быть подано однократно в течение 3 месяцев со дня прекращения исполнения полномочий Президента. При этом Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение 3 месяцев со дня вступления закона в силу .

Указывается, что сенаторы – представители РФ назначаются указом Президента на 6 лет либо пожизненно (не более 7 сенаторов). Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью Президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время.

Предусматриваются следующие требования к кандидатам в сенаторы Российской Федерации: Сенатором РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией , постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

2) Дополняются исключения из ценза оседлости (срок обязательного проживания в регионе) для кандидатов в сенаторы – представителей субъектов РФ. Согласно цензу оседлости, кандидатом в сенаторы - представители региона может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ в течение 5-ти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению.

В настоящее время такое требование не распространяется в том числе на лиц, имеющих воинские звания высшего офицера, специальное звание высшего начальствующего состава или соответствующий им классный чин. Законопроектом предусматривается аналогичное исключение из ценза оседлостидля федеральных государственных гражданских служащих, имеющих классный чин, соответствующий воинскому званию генерал-полковника, адмирала, генерала армии, адмирала флота (классный чин действительного государственного советника РФ 1 класса).

Кроме того, указывается, что ценз оседлости не применяется к лицам, проходившим в течение 5-ти лет на территории субъекта РФ службу в войсках национальной гвардии РФ (в действующем законе перечислены все виды специальной государственной службы, за исключением этой).

3) Расширяется перечень лиц, которых высшее должностное лицо субъекта РФ, избираемое законодательным (представительным) органом, может назначить сенатором – представителем субъекта РФ.

В действующей редакции возможно назначение сенатором РФ только депутата Государственной Думы, избранного по партийному списку от соответствующего субъекта РФ. Перечень дополняется депутатом Государственной Думы, избранным по одномандатному избирательному округу от соответствующего субъекта РФ.

4) Расширяются ограничения для назначения сенатором лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (по аналогии с действующим ограничением пассивного избирательного права):

- вводится перечень преступлений средней тяжести, по которым не должно быть судимостей (в действующем законе содержатся только тяжкие или особо тяжкие преступления);

- вводятся сроки ограничения для назначения сенатором после снятия или погашения судимости: 15 лет за особо тяжкие преступления, 10 лет за тяжкие преступления и 5 лет за преступления средней тяжести.

2. Проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает следующие изменения.

1) Законопроектом предлагается заменить в федеральном законе понятие «член Совета Федерации» на понятие «сенатор Российской Федерации». При этом, как отмечалось выше, предусматривается несколько категорий сенаторов (представители от субъекта РФ; Президент, прекративший исполнение своих полномочий; представитель Российской Федерации, назначенный Президентом).

2) Новым основанием для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы указывается установление фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов для лиц, претендующих на осуществление полномочий сенатора РФ, депутата ГД.

В действующей редакции закона соответствующая норма касается выявления фактов наличия иностранных счетов и вкладов. В предложенной редакции это может касаться выявления иностранного гражданства или несоблюдение сенатором РФ – представителем региона требований к сроку проживания на территории субъекта РФ.

3) Предлагается исключить положения о предоставлении прежнего места работы либо прежней должности по месту прохождения военной и иной, приравненной к ней службе, после истечения срока полномочий сенатора РФ, депутата ГД. При этом срок полномочий сенатора РФ, депутата ГД засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы.

4) Уточняется, что для сенатора РФ – экс-Президента сохраняются социальные и иные гарантии, установленные Федеральным законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (согласно ч.2 ст. 92.1 Конституции).

Павел Крашенинников подчеркнул, что реализация предлагаемых законопроектами изменений позволит привести законодательное регулирование статуса членов палат Федерального Собрания в соответствие с обновленными положениями Конституции и будет способствовать обеспечению большей прозрачности парламентской деятельности, повышению ее эффективности.

Читайте также: