Создатель коллажей что это за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Профессия иллюстратор

Иллюстрации сопровождают нас повсюду: они глядят на нас с обложек детских книжек, из социальных сетей или других веб-платформ, с рекламных баннеров и учебников. Иллюстрация – это зависимое изображение. Она может идти в паре с брендом или текстом. И задача человека, создающего иллюстрацию, как можно сильнее связать картинку и сопровождающий ее продукт, наполнить их дуэт смыслом, эмоциональной атмосферой и чувством законченности.

Называется эта профессия – иллюстратор. Раскрою вам секрет: каждый из нас работал на этой должности. В школе на уроках информатики с помощью примитивных редакторов или на геометрии с помощью карандаша и линейки.

Статья покажет в подробностях все об этом деле: чем занимается специалист, плюсы и минусы профессии, как и где работает, какие есть способы обучения.


Кто такой иллюстратор

Иллюстратор – это специалист, создающий рисованные изображения с помощью различных художественных приемов, материалов и техник.

Простыми словами это художник, который рисует обложки и внутреннее наполнение книг, рекламные картинки для веб-ресурсов или рекламы, раскадровку для мультфильмов.

В основном иллюстратор за основу берет текст и передает его путем рисования. Он визуализирует прочитанное – так люди быстрее понимают написанное и проще его запоминают. Это по-настоящему творческая и креативная профессия, в которой можно дать полную свободу своей фантазии.

Существуют различные техники создания иллюстрации:

  1. Графическая иллюстрация – рисование штрихов и пятен простым карандашом одного цвета.
  2. Ботаническая иллюстрация – визуализация описания объекта.
  3. Техническая иллюстрация – создание чертежей, конструкций предмета, схем, инструкций по сборке. Цель художника – подробно, наглядно и понятно донести информацию.
  4. Художественная иллюстрация – тот вид рисунка, который мы чаще всего представляем. Он яркий, запоминающийся, метафоричный. Самый типичный пример – обложка детской книги. Иллюстратор может не опираться на объективность и точность. Его задача – заставить задуматься и вызвать эмоции. В этой технике максимально видно фантазию автора.
  5. Растровая иллюстрация представляет собой сетку пикселей. Эти маленькие цветные прямоугольники формируют изображение. Недостаток таких иллюстраций – потеря качества при увеличении. Преимущество – легкость в работе с деталями.
  6. Векторная иллюстрация образуется из фигур, образованных кривыми, контуров и заливки, есть возможность добавлять эффекты.
  7. Статичная иллюстрация – классическое и самое обычное изображение.
  8. Анимированная иллюстрация – последовательность движущихся картинок. Минус – много весят и долго загружаются.

Иллюстратор может работать в стиле:

  • реализма,
  • минимализма,
  • декоративном стиле,
  • гротеск,
  • наив.

Можно освоить разные направления и жанры:

  1. Концепт-арт. Предназначен для передачи идеи фильма, игры, комикса на начальном этапе разработки, когда неизвестны детали.
  2. Иллюстрации для художественной литературы. Отличаются оригинальностью, запоминаются, помогают понять суть и атмосферу книги.
  3. Fashion-иллюстрации – изображения, связанные с модой: аксессуары, одежда, косметика, парфюм.
  4. Рекламная полиграфия. Дизайн листовок, брошюр, журналов, визиток.
  5. Веб-дизайн – изображения для веб-платформ, соцсетей.
  6. Брендинг – отличительный стиль компании, запоминающиеся изображения, которые вызывают эмоции потребителей.
  7. Комиксы – развлекательные иллюстрации. Художник рассказывает историю не текстом, а графикой.
  8. Геймдизайн – иллюстрирование компьютерных игр. Иллюстраторы этого направления часто работают в паре с геймдизайнером.

В задачи иллюстратора входит владение всеми приемами и техниками, знание и понимание стилей. Он должен рисовать как классическими инструментами художника (кисти, карандаши, краски), так и современными (гаджеты и программы). Ведь заказчик может предъявить любые требования к иллюстрации.

В работах иллюстратора есть смысловая составляющая, внутренний подтекст и авторский стиль. У художников должен быть свой узнаваемый почерк.

Чем занимается

Художник создает изображения, раскрывающие суть статьи, книги, рекламы. Но, кроме рисования, в обязанности иллюстратора могут входить:

  • цветокоррекция;
  • ретушь;
  • коллажирование;
  • разработка шрифтов;
  • создание брендированного стиля;
  • прорисовка персонажей;
  • работа над кадрами мультфильмов.

Иллюстратор создает эскизы карандашами или акварелью, а после переносит работу на компьютер, графический планшет или другие гаджеты. Специалист может использовать программы:

  1. Adobe Photoshop.
  2. PaintTool Sai.
  3. Adobe Illustrator.
  4. CorelDRAW.
  5. Adobe FreeHand.
  6. Krita.
  7. Paint.NET.
  8. GIMPshop.
  9. Inkscape Project.
  10. Gravit Designer.
  11. Vectr.
  12. Vecteezy Editor.

И полезные плагины:

Классификация иллюстраторов

Есть много разновидностей иллюстраторов. Самые популярные из них:

  1. Детский иллюстратор. В большинстве случаев рисует стилем наив, который лучше всего воспринимается детьми. Он характеризуется детскостью, словно иллюстрация создана ребенком. Часто встречается в детских книгах и мультфильмах.
  2. Fashion-иллюстратор. Художник создает свои работы в стиле fashion – все, что касается моды. Например, зарисовки одежды или модных показов, формы аксессуаров или оболочки для парфюма.
  3. Архитектурный иллюстратор. Показывает детали проекта, добавляет изображение ландшафта, и то, как будет выглядеть строение в реальной жизни, а не на чертеже.
  4. Коммерческий иллюстратор. Можно сказать, что все иллюстраторы, берущие деньги за свой труд, являются коммерческими. Но все же эта ниша больше отдается художникам, занимающимся рисовкой рекламной продукции: брошюр, баннеров, веб-платформ.
  5. Концепт-художник. Иллюстраторы, которые создают элементы фэнтези-мира: предметы, персонажей, местность. Работа предназначена для передачи идеи фильма, игры, комикса или книги.

Иллюстратора часто сравнивают или путают с графическим дизайнером. Но если первый может проявить творчество и интерпретировать заказ на свой вкус, то второй полностью зависит от целевой аудитории и работает только для нее.

Что должен знать и уметь

Профессиональный иллюстратор умеет работать как с графическими редакторами, так и с кистью, карандашами и другими традиционными инструментами.

Специалист этой профессии должен подходить по следующим параметрам:

  • работать в нескольких жанрах;
  • иметь развитую фантазию, творчески и креативно мыслить;
  • понимать, что хочет клиент, уметь выражать свои мысли при помощи иллюстраций;
  • создавать изображения, дополняющие и поясняющие текст, и сразу несколько на одну тему, чтобы клиент мог выбрать;
  • быть в курсе актуальной информации мира иллюстраций и дизайна;
  • знать, что такое композиция, светотень, цветовая палитра, перспективы, узоры, визуальные структуры, уметь на практике их использовать и сочетать;
  • уметь вставлять надписи в иллюстрации, т. е. знать, что такое типографика;
  • знать основы печатной и веб-верстки, понимать, где будет размещаться его работа и как она будет выглядеть;
  • при работе со статьями и книгами важно уметь быстро читать, обрабатывать информацию и вычленять из нее суть;
  • знать о продукте и области деятельности заказчика;
  • иметь художественный вкус.

Но из-за высокой востребованности профессии и использования навыков иллюстратора во многих областях деятельности, требования к специалистам могут немного отличаться.

Важны и личные качества художника-иллюстратора:

  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • усидчивость, упорство и сила воли;
  • любознательность и постоянное изучение нового;
  • креативность и творческие способности;
  • способность работать в коллективе.

Плюсы и минусы

Достоинства:

  1. Удаленная работа – есть возможность получить заказ от иностранного клиента.
  2. Разнообразие – работа не приестся и не станет скучной.
  3. Постоянное развитие – с опытом иллюстратор приобретает навыки, осваивает техники, работает с разными стилями и жанрами.
  4. Возможность проявить креативность и творчество в полной мере.
  5. Заработная плата выше среднего уровня.

Недостатки:

  1. Постоянное общение с заказчиком: надо учитывать его мнение, требования, критику, что может не совпадать с художественным вкусом иллюстратора.
  2. Высокая конкуренция.
  3. Большая ответственность.
  4. Молодые специалисты не всегда могут найти работу с приличной заработной платой.

Сколько можно заработать

Новички обычно начинают с малой суммы – 5 000–10 000 руб., но трудолюбивые и креативные люди быстро выходят на другой уровень. При большом желании можно выйти на зарплату в 100 000 руб.

Вакансии для иллюстраторов на hh.ru

Если же говорить о средних зарплатах, то вырисовываются следующие данные:

  1. По России в целом: 40 000–80 000 руб.
  2. Москва: 50 000–120 000 руб.
  3. Санкт-Петербург: 40 000–100 000 руб.
  4. Новосибирск: 30 000–90 000 руб.
  5. Краснодар: 30 000–100 000 руб.
  6. Ярославль: 30 000–70 000 руб.

Как стать иллюстратором

Если у вас есть желание стать иллюстратором самостоятельно, то советую начать со специализированных книг. Они могут пригодиться не только новичкам, но и тем художникам, которые уже работают и имеют небольшой опыт.

Натали Ротаковски предлагает свои работы:

Автор Майкл Джанда писал про изобразительное искусство в работах:

О профессии иллюстратор рассказывал и Феликс Шайнбергер:

Если вам мало этого перечня, прочитайте о других книгах для иллюстраторов на сайте.

Где учиться

Для начала не помешает получить высшее образование по направлению “Графика” или “Дизайн”. В образовательных учреждениях вас научат основам, расскажут, что такое композиция, живопись и академический рисунок, вы узнаете, как работать с Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.

Можно и без высшего образования, но с помощью таланта и трудолюбия, добиться больших высот. Главное – обзавестись портфолио, ведь оно – это ваше “лицо” для заказчиков. Там должны быть собраны самые удачные работы в разных жанрах, техниках и стилях.

Показать свои работы можно на специальных сервисах по созданию портфолио: Behance, Portfolios. А наполнить портфолио помогут онлайн-курсы.

Преимущества обучающих онлайн-программ:

  1. Показывают, из чего состоит эта область деятельности изнутри.
  2. Дают понять, куда и как двигаться дальше.
  3. Рассказывают о секретах от опытных иллюстраторов.
  4. Предоставляют концентрированное и быстрое обучение.
  5. Нет привязки к месту, времени и срокам. Учитесь когда и где угодно.
  6. Курсы стоят дешевле, чем обучение в университете.

Предлагаю вам ознакомиться со следующими онлайн-курсами:

С полным перечнем курсов для иллюстраторов можете ознакомиться на блоге.

Где работать: востребованность и перспективы

Художники-иллюстраторы востребованы во многих сферах, от литературы до моды. И даже в условиях высокой конкуренции, каждый может предложить что-то особенное. Не зря же это творческая профессия.

Области деятельности иллюстраторов:

  • реклама – баннеры, плакаты, постеры, наружная реклама, полиграфия;
  • fashion-индустрия – эскизы одежды, аксессуаров, косметики;
  • мультипликационные студии – раскадровка, изображения героев, строений, местности;
  • веб-платформы – иллюстрации для новостей, главная картинка для статьи, интерфейс информационного блога, интернет-магазина или официального сайта компании;
  • печатные издательства, редакции – все, связанное с литературой и прессой: журналы, газеты, книги, открытки;
  • студии геймдизайна – иллюстрации для компьютерных игр.

Найти вакансию можно на форумах, дизайнерских и специализированных веб-сервисах вроде:

  • Behance,
  • GoDesigner,
  • 99designs,
  • DesignCrowd,
  • Illustrators.

Заказчики размещают свои предложения и на обычных биржах фриланса:

  • FL,
  • Freelance,
  • Weblancer.

Либо на зарубежных биржах, если есть знания иностранного языка: Upwork, PeoplePerHour, Fiverr.

Для опытных и смелых есть возможность начать собственное дело. Например, создать агентство, школу или курс. Если самому организовать не получится, то есть шанс стать преподавателем искусства иллюстрации в школе или на курсах.

Заключение

Из статьи вы узнали об иллюстраторе: кто это, что делает, где на него учиться и сколько можно заработать.

Эта должность подойдет по-настоящему креативным, творческим людям с необычной и беспредельной фантазией. Если вас не пугает большая ответственность и высокая конкуренция, то проходите курсы, пробуйте свои силы и начинайте творить.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание, наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве. Первоначально термин «коллаж» применяли к живописным или графическим произведениям, созданным путём наклеивания на какую-либо основу разнообразных предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Но со временем понятие «коллаж» стало употребляться в других жанрах искусства в более широком значении - как смесь разнородных элементов, объединённых общей идеей.

Коллажи делятся на две большие группы: объёмные и плоские. Объёмные коллажи создают, используя самые разные предметы и материалы, комбинируя их друг с другом. Плоские, в том числе и фотоколлажи, составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, располагая элементы на одной поверхности.

Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать её, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

Разновидности коллажа

Аппликация (application - накладывание, прикладывание) – это наклеивание специально подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, кожи, ткани, растительных и других материалов на основу.

Ассамбляж (assemblage - соединение, объединение, скрепление) - техника создания композиций из элементов составляющих ассоциативный ряд, по одному или нескольким признакам.

Бриколлаж (bricollage - изготовление самоделок, работа на дому) - техника изготовления произведений искусства, элементов оформления и отделки, из любых материалов естественного или искусственного происхождения, несочетающихся в обычном представлении.

Декупаж (decoupage - разрезание, разделывание, вырезывание) – это искусство украшения объектов приклеиванием разных по цвету, фактуре и размерам кусочков бумаги в сочетании со специальными эффектами краски, лака, других покрытий. Обычно поверхность объекта полностью скрывается отделкой и имеет вид инкрустации.

Монтаж (montage - подбор, соединение, сборка) - композиция из серии элементов, состоящих в единой последовательности, определяющая главный смысл одного из элементов или всей композиции в целом.

Первые коллажи

Первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко II веку до н.э. Кстати, считается, что именно в тот период времени в Китае была изобретена бумага. Позже, начиная с X века, японские каллиграфы стали использовать в своей работе специально обработанную и склеенную из небольших кусочков бумагу.

В Европе история коллажа начинается в XIII веке, а в XV-XVI веках коллаж проявляется в оформлении готических соборов в виде различных элементов драгоценных металлов. Тогда же драгоценные камни и металлы стали использоваться для украшения святых изображений и их обрамлений.

Однако, несмотря на широкое использование в разные периоды времени художественных методов, похожих на коллаж, многие критики утверждают, что искусство коллажа появилось лишь после 1900 года благодаря первой фазе модернизма.

Многие считают, что само слово «коллаж» было придумано в 1910-1912 годах Жоржом Браком и Пабло Пикассо. Именно тогда в начале XX века техника коллажа стала применяться для создания авангардных произведений. Например, Брак наклеивал раскрашенные листы бумаги, газеты, обои и т. п. на холст и создавал тем самым некую композицию. Позже он же добавил пачки от сигарет, спичечные коробки, игральные карты. Жорж Брак разрезал на куски бумагу с имитацией текстуры дуба и пшеницы и клеил на рисунки, сделанные углём. Он также использовал деревянные части, соединяя и комбинируя их различными способами с изображениями. Практически в то же время Пабло Пикассо стал использовать коллаж в создании своих картин.

Одним из первых и очень талантливых создателей «новой» действительности в жанре фотографического тематического монтажа стал швед Оскар Густав Рейландер (1813-1875) .

Его картина «Два пути жизни» («Два образа жизни»), показанная на Выставке Сокровищ Искусства в Манчестере в 1857 году - это пример сложнейшего фотомонтажа. Оригинал размером примерно 41x79 сантиметров напечатан с тридцати негативов, использовано 20 моделей, потрачено шесть недель работы. Картина известна в двух вариантах, отличающихся расположением фигур. В центре композиции находятся двое юношей, выбирающих путь жизни. С одной стороны изображены фигуры, олицетворяющие добродетели: труд, мысль, скромность, пытливость, заботу; с другой - пороки, соблазны, стяжательство (пьянство, безделье, азартные игры, проституция).

Кстати, Оскар Густав Рейландер ещё до изобретения экспонометра, нашел способ определения освещённости в студии. Для этого он использовал свою кошку: если кошачьи зрачки становились похожими на узкие щели, Рейландер ставил короткую выдержку, а если расширялись больше обычного, то фотограф делал выдержку длиннее.

Примерно в те же годы (1858 г.) фотомонтаж сделал Henry Peach Robinson . Его фотография называлась «Fading Away» («Постепенно тающая») и была создана путём комбинации и наложения пяти негативов. На фотографии изображена умирающая от туберкулеза девочка.

В России коллаж появился в двадцатые годы прошлого века. Он проявился в творчестве художников-конструктивистов Александра Родченко , Эля Лисицкого и других. Они считали фотоколлаж понятным для советского революционного искусства. С помощью фотоколлажа создавались листовки, агитационные плакаты, фотофрески, иллюстрации.

В период Великой Отечественной войны широко использовалась техника фотоколлажа при создании фотоплакатов. Например, такую технику фотомонтажа использовали известные советские художники В.Корецкий и А.Житомирский . Эти художники делали листовки, которые печатались огромными тиражами. Даже по прошествии многих лет эти работы можно назвать примером безукоризненного фотомонтажа.

После появления цветной фотопленки стал развиваться и цветной фотоколлаж. Особый расцвет этого вида искусства пришелся на восьмидесятые годы двадцатого столетия. В то время фотоколлаж был крайне сложным процессом, ведь для его создания была необходима очень дорогостоящая техника и много времени для соединения всех частей в единое целое.

Надо понимать, что ранние произведения этого искусства создавались годами и были необычайно трудны в исполнении. Однако, технологии постоянно совершенствовались и в наше время, благодаря появлению цифровой фотографии и большому количеству компьютерных фоторедакторов, процесс изготовления коллажей стал намного проще.

В настоящее время фотоколлаж широко используется фотохудожниками и дизайнерами. Также широко применяется компьютерный фотомонтаж в создании модной одежды и для изготовления печатной продукции.

Журнальный фотоколлаж

В XX веке искусство коллажа особенно ярко проникает в рекламу, театральные и кино- афиши. Позднее, комбинированная съемка в силу ёмкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями, и в книжном дизайне. Современный журнальный фотоколлаж существует в двух видах: декоративный и псевдо-реалистичный.

Первый — это сложная мозаика фотоэлементов иногда вперемешку с графикой, основная задача которого – это смысловая и символическая информация. В таком коллаже важно создать яркую картинку при помощи любых средств, чаще всего без согласования с реальностью таких качеств, как освещение, пропорции, перспектива, масштабы и тому подобные.

Второй вид — псевдо-реалистичный фотоколлаж, - это воздействие на фотографию, способом склеивания нескольких фотоэлементов. Тут задача, как раз наоборот — создать картинку, отличающуюся от реальности лишь тем, что на момент создания снимка этого сюжета или просто его деталей не существовало, но вполне могли бы быть — например, в будущем или же прошлом.

Вообще фотоколлаж может нести в себе несколько или один из смыслов: философский, сюрреалистический, метафорический, пропагандистский, политический, комический или какой-либо ещё. Но в то же время коллаж может быть без какого-то глубокого смысла, но картинка всё равно будет яркой и интересной по настроению. К тому же техника фотоколлажа бывает не только в виде комбинации из соединений нескольких сюжетов в одном.

Мозаичный коллаж

Существуют техники мозаики или пазла (создание единой картинки с помощью множества мелких карточек, схожих по мотивам или текстуре внутри фотографии). Мозаика может быть составлена как единая картина чего-либо, а может в итоге образовать что-то совершенно новое. Так, в собранной из множества разнотональных фотографий картинке можно увидеть лицо человека или какой-либо иной сюжет.

Фотосериал или фотокомикс

Еще один художественный прием — это коллаж фотосериал. Фотосериал или фотокомикс – это последовательный рассказ, в котором одни и те же действующие лица совершают действия, впоследствии размещённые в одной картинной плоскости. Наиболее простой и распространённый вид фотосериала – это фоторецепты, т.е. последовательный рассказ о приготовлении того или иного блюда. Кстати, достаточно часто встречаются иллюстрированные инструкции об эксплуатации различных гаджетов, выполненные в технике фотосериала.

На этом вводная литературная часть завершена. А теперь предлагаем просто посмотреть на несколько, на наш взгляд, очень интересных примеров фотоколлажа.

В психопрофилактической и коррекционной работе психологи все чаще обращаются к арт-терапии. В нашей стране эта технология применяется не так давно. Чаще всего арт-технология используется как элемент диагностики, коррекции, профилактики в психологии, психотерапии, на сегодняшний день также используется еще и в самом учебном и воспитательном процессе со всеми участниками образовательного процесса разного возраста и категорий. Остановимся на такой разновидности арт-технологий как техника коллажирования.

Цель данной техники – раскрытие потенциальных возможностей человека. Она предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены.

Что же такое коллаж?

Коллаж (фр. collage – “наклеивание”) – это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Коллаж отрицает понятие целого, так как он является фрагментом и состоит из фрагментов.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов, развитие мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций, развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.

Какое значение он играет для учащихся.

Детям доставляет огромное удовольствие работать в этой технике.

Чем старше ребёнок, тем сложнее темы, тем больше усилий необходимо приложить, тем богаче полёт творческой мысли и фантазии. Дети подбирают материалы, вырезают картинки из газет и журналов, советуются, прислушиваются к советам друг друга, работают сплоченной командой. У детей развивается воображение, фантазия. Работа над коллажем стимулирует необходимость совершенствовать сложную систему умственных действий и операций. Умственные действия формируются постепенно, планомерно проходя ряд этапов:

  • мотивационный (для чего это делать),
  • ориентировочно (что делать и в каком порядке),
  • материальный (выполнение действий),
  • громкой речи (проговаривание способов действия вслух),
  • речь про себя.

Коллаж стимулирует у ребёнка умение думать. В процессе работы над коллажем прослеживаются способы формирования умственных действий анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей и отношений.

Коллажирование – это одна из самых свободных техник, которая практически не имеет ограничений. Она позволяет детям создавать открытки, панно, газеты, картины для интерьера и многое другое. Коллаж позволяет замечать красоту самых необычных материалов, которые не являются художественными и самостоятельно использовать их в творчестве. Коллаж позволяет детям почувствовать себя художниками изобретателями, у детей возникает желание придумать что-то новое, красивое, увлекательное.

С точки зрения сочетания и синтеза отдельных материалов и предметов можно сказать, что коллаж существовал всегда. Он лег в основу живописи (краска-штукатурка, краска-холст); ваяния (металл-камень); архитектуры (песчаник, золото, гипс). Самостоятельным видом искусства коллаж был признан лишь в 20 веке, когда художники (кубисты, футуристы) стали использовать в своих произведениях куски газет, обоев, фотографий, наклеивая их на холст. Датой возникновения коллажа принято считать 1912 год, когда фр. художник Жорж Брак использовал в своей картине вырезки из газет. Пабло Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.

В недалёком прошлом коллажи именовались стенгазетами и занимали почетное место в школах. Т.к. до середины 90-х годов далеко не в каждой семье была возможность купить компьютер, поэтому стенгазеты приходилось рисовать вручную. Это было очень трудоёмким и долгим занятием. Далеко не каждый мог это сделать. Ведь согласитесь, более-менее прилично рисовать сможет наверно процентов 30 населения. С появлением компьютеров и обилия глянцевых журналов в нашей жизни процесс изготовления коллажей стал намного более быстрым, лёгким и приятным. И теперь самостоятельно изготовить коллаж может даже 10-летний ребенок или 80-летний пенсионер…

Можно сказать, что коллаж прошел путь от самостоятельной поделки до индустрии кино (киноколлаж), театра (декорации), рекламы (жостеры, вывески, видеоролики), и остается на сегодняшний день одной из самых популярных и распространенных техник.

Единственный в своем роде музей с богатой коллекцией произведений коллажа находится во Франции (г. Сержен). Музей регулярно проводит практические занятия по технике коллажа и организует в Париже международный салон современного коллажа, на котором выставляется до 110 художников 25-ти национальностей. Кроме того, Музей организует студии коллажистов в школах, домах отдыха, больницах.

Сколько времени занимает создание коллажа?

Подготовка к созданию коллажа – максимум 50 минут:

Вырезание картинок и надписей из журналов – 20 минут

Поиск и скачивание фотографий и изображений в интернете – 20 минут.

Распечатка фотографий и изображений – 10 минут.

Поиск и распечатка стихов, поздравлений, анекдотов – всего, что может понадобиться.

Непосредственно создание коллажа – 1 час.

Итого, общее время создания полноценного коллажа – 2 часа.

Для самостоятельного изготовления коллажа потребуются:

Большой ватман или просто подходящий плотный лист бумаги; фотографии тех людей, о ком или для кого делается коллаж, ножницы для бумаги, клей-карандаш, глянцевые или обычные журналы различной тематики, фломастеры, в некоторых случаях компьютер и принтер.

Для построения композиции коллажа необходимо:

1. Определить идею, задачу тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя.

2. Определить формат размеры, форма, высота, ширина.

3. Выбрать схему, и выражает ли выбранная схема вашу мысль и настроение коллажа?

Схем построения коллажа немного. В их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.

1) “Одиночество”.
Решается через представление одинокого объекта и огромного пустого окружающего пространства.

2) “Малая величина”
объекта передается через контрастное сопоставление с большим объектом.

3) “Подавленность”
передается через размещение объекта в нижней части плоскости и перегруженную элементами/цветами верхнюю часть.

“Декупаж” – техника декорирования, при которой из различных материалов (бумаги, салфеток, ткани, кожи) вырезаются изображения/фрагменты рисунка и затем наклеиваются на различные поверхности (посуда, мебель, украшения).

“Ассамбляж” – техника декорирования, при которой на основу прикрепляются различные предметы или детали предметов.

“Аппликация” – техника создания орнамента на ткани/бумаге путем наложения кусочков разнообразных материалов (бумага, ткань, кожа).

“Аккумуляция” – сочетание совершенно одинаковых предметов с целью создания необычного эстетического эффекта.

“Киноколлаж” – соединение в одном кинофильме фрагментов игрового, документального и мультипликационного кино.

“Алтарь” – декорирование домашнего интерьера, при котором создается “музей кумира” (вырезки из газет, журналов, фото, статьи, элементы одежды).

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Техника коллажирования обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач, а именно: получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность; выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляды, свое понимание темы; развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей; проявить оригинальность и уникальность личности участника группы; проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками); в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок.

Кристина Золотарева создает коллажи для Vogue Украина и издательства ArtHuss. Она прошла короткий курс Illustration Workshop в Лондонском колледже искусств, но уверена, что насмотренность и non-stop развитие визуального вкуса важнее дипломов.

Кристина рассказала SKVOT, откуда взялся арт-коллаж и как сделать первый проект.

Сейчас коллажами называют все подряд: от скучно наслоенных фотографий в школьном альбоме до мудбордов и «карт желаний». Но художественный коллаж — это не просто сборка изображений. Тут первична идея. Когда конечный результат может сказать больше, чем исходные изображения. Когда из картинки сыпятся новые смыслы и идеи — причем для каждого свои.

Откуда вырос коллаж

Первые в истории искусства коллажи приписывают основателям кубизма Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Раньше других эти художники стали дополнять свои картины «инородными» фрагментами: кусочками обоев и старых газет, щепками, обрезками ткани. Так одномерные полотна становились фактурными и эмоционально более насыщенными.

Сре­ди пионеров этой тех­ни­ки — Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Рауль Хаусман и другие художники, свя­зан­ные с да­даизмом, Ба­уха­узом и сюрреализмом. Это они первыми стали делать дерзкие и броские фотоколлажи.



Работа без названия («Из этнографического музея»), 1930. Автор — Ханна Хёх.
Источник: anothermag.com

Типы коллажей

Видов коллажа очень много. Вот некоторые:

АППЛИКАЦИЯ — наклеивание вырезанных из бумаги элементов на основу

АССАМБЛЯЖ — компоновка объемных деталей и целых предметов на плоскости

БРИКОЛАЖ — создание предмета или объекта из подручных материалов (например, мусора)

ФОТОКОЛЛАЖ И ФОТОМОНТАЖ — использование фотографий как исходников для творчества

Коллажи делают при помощи олдскульного трио «клей-ножницы-бумага» или в цифровом формате.

Обычно так:

НАКЛАДЫВАЮТ вырезанную часть одного изображения на другое

ВЫРЕЗАЮТ объект из изображения и «играют» с образовавшимися пустотами

КОМБИНИРУЮТ несколько частей разных изображений

ТРАНСФОРМИРУЮТ фрагменты одного исходника разными способами

Коллажи бывают фигуративными (с реальными объектами) и абстрактными.

Тематика тоже варьируется широко — от политической сатиры в работах Джона Хартфилда до мистических fashion-коллажей Пьера Дебуше. Абстракции, ботанические мотивы, образ человеческого тела — все это очень популярно.

Как создать коллаж

Работу над коллажем сложно спланировать — здесь не всегда можно сделать набросок, а затем его воплотить. Важно позволить процессу быть стихийным. Ты примерно представляешь, что хочешь визуально выплеснуть, но должен быть готов, что в итоге получится что-нибудь другое.

Например, бриф для одного из коллажей в Vogue звучал так: «Обыграть тему украшений из горного хрусталя». Из первоначально задуманного мною изображения женского образа на фоне горы-кристалла в итоге получился микс из рук и украшений.

В коммерческих заказах полет фантазии обычно ограничен конкретными исходниками («Вот три фотографии, скомпонуй что-то из них»). Но и там коллаж оставляет большое поле для экспериментов.

Сейчас расскажу, как идет процесс — поэтапно.

Мои коллажи — это зачастую «автопортреты» внутреннего состояния, визуальные размышления на тему настроения. Мне интересно углубляться в вопросы телесности, самоидентификации, принятия, разнообразия. Нравится работать с кусочками человеческого тела — быть таким себе Виктором Франкенштейном, который собирает новое существо по фрагментам.

Чтобы запустить процесс, нужно выбрать интересующую тематику или поддаться внутреннему ощущению. А потом — включить режим отбора (об этом дальше) и смотреть, что из найденного отзовется.

На этом этапе начинается охота на картинки и другие материалы. Можно делать рисерч перед созданием каждого нового коллажа, отталкиваясь от идеи. Или копить материал, а уже потом создавать из него коллажи.

Будь то листание журнала или поиск фотографий в интернете — сразу мысленно раскладывайте картинку на элементы, воспринимайте ее как сырой материал. Например, думаешь: «Сейчас мне нужна нога» — и фокусируешь внимание только на ногах. Как вариант, в качестве источников можно использовать собственные фотографии.

Отобрав несколько изображений, я создаю новый файл в Photoshop — и переношу их туда, слоями.



Подготовка к созданию арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

Тут начинается самое интересное. Я пересматриваю свой улов, вырезаю нужные части изображений и начинаю их масштабировать, крутить, искажать и перемещать.

В процессе такой визуальной игры рождается много вариантов, идея трансформируется и обрастает визуальной плотью. Будьте открыты к экспериментам и любым результатам, даже неожиданным.

То, что прекрасно складывалось в голове, может абсолютно дисгармонировать между собой на экране. Пробуйте, пока не нащупаете. Вырезайте по контуру или случайными кусками, соединяйте контрастные формы и цвета, играйте с масштабами, сочетайте несочетаемое.


Процесс создания арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

Нужно дойти до осознания «все, это оно». Но и на этом не обязательно останавливаться.

Этапы могут повторяться, переплетаться, зацикливаться. Я часто добавляю новые изображения уже в процессе и отказываюсь от первоначальных. В итоге из материала, который накапливается в процессе работы, можно собрать не один, а два-три разных коллажа.

Источники коллаж-вдохновения

За огромной подборкой аналоговых коллажей идите на @collage_expo.


/>

И вот еще коллажисты, у которых очень круто получается создавать нереальное:

John Gall — комфортный олдскульный стиль и прекрасное чувство «сочетабельности».

Kensuke Koike — гениальные трансформации, простые, но мощные идеи.

Jesse Draxler — стильный мрачняк.

John Stezaker — минимум манипуляций и wow-эффект.

K Young — идеальная работа с negative space (не добавление, а вычитание).

На творчество может натолкнуть что-угодно: от фильма или книги до обычной прогулки в парке. Меня часто вдохновляют художественные книги. Пока читаю, в голове возникают визуальные образы.

Совет начинающему коллажисту

Помни, что мир — это мозаика из восхитительного визуального материала. Главное — внимательно смотреть.

Коллаж (от французского collage — «наклеивание») — это вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает арт-объект посредством приклеивания на основу разнородных кусочков материалов. Коллажем также называют само произведение искусства, изготовленное по вышеописанной технологии.

Коллаж. Ли Краснер. Коллаж «Императив», 1976

Коллаж очень близок по своей сути к аппликации, но имеет важное существенное отличие. При изготовлении аппликации ее автор использует однородные элементы (например, или листья, или ткань, или кожу), а при создании коллажа — одновременно несколько совершенно разных по фактуре и происхождению материалов.

Коллаж. Джейн Френк. Коллаж «Риф №18», 1976

Виды коллажа

Коллаж в наши дни стал популярным приемом в различных видах искусства. Его используют в своем творчестве не только живописцы-авангардисты, работающие с холстом и красками, путем включения в композицию фрагментов из разных материалов. Большой популярностью сегодня пользуются коллажи:

  • В фотоискусстве. Благодаря необычному сочетанию нескольких фотографий в одной картинке получается эффектное произведение. Всевозможные фотоколлажи могут сильно отличаться по жанру и стилю.
  • В кинематографе и сфере художественной обработке видео. Представляют собой искусно подобранные нарезки видеоматериалов из разных фильмов, объединенные оригинальным замыслом автора.
  • В музыке. В начале ХХ века, в период поиска новых идей в искусстве, многие очень известные композиторы использовали в своих творениях фрагменты из произведений коллег. Этот технический прием не утратил актуальности и сегодня.
  • В литературе. Приверженцы сюрреализма, футуризма и модернизма включают в свои произведения посторонние документы и цитаты из работ других писателей. Это вызывает сильные эмоции у читателя и становится предметом горячего обсуждения книги.

Коллаж. Джон Уокер. Коллаж «Матильда», 2020

История коллажа

История коллажа ведет свой отсчет со второго века до нашей эры. В ту далекую пору первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям.

Коллаж. Жан Метцингер. Коллаж «Велодром», 1912

В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов. Но эта практика не получила широкого распространения, а в эпоху Возрождения и вовсе была вытеснена инкрустацией.

Коллаж. Жорж Брак. Коллаж «Скрипка и трубка», 1913

Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось лишь в начале ХХ века, в период бурного расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи:

Коллаж. Конрад Марка-Релли. Коллаж «Без названия», 1955

Приверженцы этих направлений в искусстве первыми начали внедрять элементы коллажа в живописные произведения. В ход шли самые разнообразные материалы, которые всегда были под рукой:

  • обрывки старых газет;
  • лоскуты ткани;
  • этикетки; ;
  • деревянные палочки и стружка.

Коллаж. Курт Швиттерс. Коллаж «Метц-рисунок №47», 1920

Одним из первых эту технику использовал гениальный Пабло Пикассо (Pablo Picasso). В 1912 году он создал знаменитую картину «Натюрморт с плетеным стулом» — икону кубизма. Написанное маслом произведение обрамлено веревкой, а на часть его поверхности наклеены кусочки клеенки.

Коллаж. Курт Швиттерс. Коллаж «Натюрморт с плетеным стулом», 1912

Первая волна популярности коллажа в искусстве сошла на нет к концу 1930-х. Но уже через 20 с небольшим лет в культурной среде вновь проявился интерес к этой технике. В ноябре 1962 года в Нью-Йорке состоялась выставка New Realist Exhibition, на которой были представлены работы молодых художников в новом стиле поп-арт. Многие произведения были созданы в технике коллажа и вызвали большой резонанс во время показа.

Коллаж. Том Вессельман. Коллаж «Натюрморт №30», 1963

С этого времени коллаж занял достойное место в современной культуре. Он стал популярным методом самовыражения художников не только в живописи, но и во многих других видах искусства. Даже малыши в детских садах сегодня с удовольствием учатся делать коллажи, а публика с удовольствием приходит на выставки, где представлены произведения лучших мастеров этой техники.

Коллаж. Коллаж из фотографий и газет, начало XXI века

Известные художники — мастера коллажа

Среди известных мастеров коллажа есть много ярких творческих личностей, заслуживающих внимания. И все же, наибольший вклад в развитие этой техники внесли такие художники:

  • Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) — немецкий деятель искусства, поэт и художник. Швиттерс не только активно использовал технику коллажа в творчестве, но и делал с ее помощью уникальные абстрактные композиции.
  • Ли Краснер (Lee Krasner) — американская художница, жена Джексона Поллака (Jackson Pollock). Она приобрела широкую известность благодаря своей необычной манере создания коллажей. Краснер разрезала на части собственные абстракционистские картины, а потом складывала из них новые произведения искусства.
  • Том Вессельман (Tom Wesselmann) — американский художник, автор множества номерных натюрмортов-коллажей. Вессельман стоял у истоков возникновения поп-арта, хотя никогда не причислял себя к сторонникам этого направления в искусстве.
  • Джон Уокер (John Walker) — английский мастер живописи, прославившийся своими оригинальными работами. Уокер создавал коллажи посредством приклеивания на основной холст раскрашенных разрезанных кусочков другого холста.

Коллаж. Современный фотоколлаж, XXI век

На портале Very Important Lot любой посетитель может принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата в режиме онлайн. Наш сайт также дарит всем желающим возможность напрямую купить картины в технике коллаж у современных художников.

Читайте также: