Какие должности существуют в аппарате судов

Опубликовано: 02.10.2024

В соответствии со ст. 38 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, за исключением положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Возможный состав аппарата суда общей юрисдикции:

  • помощник председателя суда (судьи);
  • администратор суда;
  • помощник судьи;
  • секретарь судебного заседания;
  • канцелярия по уголовным делам;
  • канцелярия по гражданским дела;
  • приемная суда;
  • отдел кадров;
  • архивариус.

Функции аппарата суда общей юрисдикции (ст. 39 ФКЗ О судах общей юрисдикции)

Аппарат суда общей юрисдикции:

  1. принимает и выдает документы;
  2. удостоверяет копии судебных документов;
  3. производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
  4. контролирует уплату пошлин и сборов;
  5. осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
  6. оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;
  7. обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
  8. ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
  9. обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
  10. осуществляет хранение дел и документов;
  11. участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;
  12. осуществляет прием граждан.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач.

Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, являются адми­нистраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено ст. 17 Закона о Судебном департаменте. Администратор суда принимает меры по организационному и материально-бытовому обеспечению деятельности суда, взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу хозяйственной службы, осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распреде­ление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее ис­полнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной пе­реписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документа­ции, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреж­дениями, общественными объединениями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, под­лежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материа­лы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хра­нение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотре­ния дел, назначенных к слушанию.

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Структура суда

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

    Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

    Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.

    Функции аппарата районного суда

    Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

    • прием и выдача документов;
    • удостоверение копий судебной документации;
    • контроль над уплатой пошлин и сборов;
    • вручение уведомлений и вызовов;
    • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
    • ведение протоколов заседаний суда;
    • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
    • обеспечение хранения дел, судебной документации;
    • участие в обработке данных практики суда;
    • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
    • информационно-справочная деятельность;
    • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

    Полномочия помощника председателя суда

    Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

    • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
    • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
    • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
    • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
    • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
    • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
    • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
    • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.

    В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

    Администратор районного суда

    Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

    Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

    • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
    • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
    • ведение статистики;
    • ведение делопроизводства, архивация документации;
    • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
    • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
    • организация охраны зданий районного суда и пр.

    Консультант районного суда

    Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

    • прием частных лиц;
    • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
    • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
    • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

    Заведующий канцелярией районного суда

    Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

    • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
    • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
    • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
    • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

    Секретари

    Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

    • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
    • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
    • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

    Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

    • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
    • подготовка судебного заседания технического характера;
    • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

    Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

    от 27 июля 2006 года N 69

    (с изменениями на 8 августа 2014 года)
    ____________________________________________________________________
    Утратил силу на основании
    приказа Судебного департамента при Верховном Суде
    Российской Федерации от 31 июля 2017 года N 139
    ____________________________________________________________________

    Документ с изменениями, внесенными:

    2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, начальникам управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, руководителям структурных подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации при разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации руководствоваться указанными квалификационными требованиями к должностям государственной гражданской службы.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Органова Ю.М.

    УТВЕРЖДЕНЫ
    приказом
    Судебного департамента
    при Верховном Суде
    Российской Федерации
    от 27 июля 2006 года N 69

    Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации *

    (с изменениями на 8 августа 2014 года)

    1. Общие положения

    1.1. Работники аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов (далее - федеральные суды) и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) являются федеральными государственными гражданскими служащими.

    1.2. Настоящие квалификационные требования устанавливаются к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы) в аппаратах федеральных судов и системе Судебного департамента.

    1.3. Квалификационные требования - это требования, предъявляемые к лицу, замещающему или претендующему на замещение должности гражданской службы в аппаратах федеральных судов, Судебного департамента и его органах в субъектах Российской Федерации.

    1.4. Квалификационные требования делятся на три группы:

    требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

    1.5. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

    2. Квалификационные требования к уровню образования

    2.1. Наличие высшего образования является обязательным требованием для лиц, замещающих или претендующих на замещение должностей гражданской службы в аппаратах федеральных судов и системе Судебного департамента категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы.

    2.2. Высшее образование должно соответствовать основной деятельности гражданского служащего по занимаемой должности или должности, на замещение которой он претендует.

    2.3. Наличие высшего юридического образования является обязательным для лиц, замещающих или претендующих на замещение в аппаратах федеральных судов и системе Судебного департамента должностей гражданской службы, для которых необходимость такого образования предусмотрена должностными регламентами.

    2.4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

    3. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности

    3.1. Для замещения государственной гражданской должности в аппаратах федеральных судов и системе Судебного департамента устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности:

    Высшие должности гражданской службы:

    не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

    Главные должности гражданской службы:

    не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

    Ведущие должности гражданской службы:

    не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

    Старшие и младшие должности гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

    3.2. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее одного года стажа государственной гражданской службы (государственной службы и иных видов) или стажа работы по специальности.

    3.3. Стаж государственной службы, дающий право на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, определяется в соответствии с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

    4. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей

    Профессиональные знания - это совокупность теоретических научных сведений и познаний, а также осведомленность в определенной сфере деятельности, необходимые для качественного исполнения должностных обязанностей с целью достижения результатов в профессиональной служебной деятельности.

    Профессиональные навыки - это способность, умение применять на практике в повседневной служебной деятельности теоретические знания в соответствии с уровнем профессионального образования при замещении должности государственной гражданской службы.

    Профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими аппаратов федеральных судов и системы Судебного департамента, различаются по направленности и объему в зависимости от категорий и групп должностей государственной гражданской службы.

    4.1. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих категории "руководители".

    федеральные законы от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, касающиеся организационного обеспечения деятельности судов и регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

    федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности, в пределах должностных обязанностей и полномочий;

    основы государственного управления, экономики и организации труда;

    методы управления аппаратом государственного органа;

    порядок и правила разработки проектов законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов;

    порядок работы со служебной информацией;

    основы ведения делопроизводства;

    порядок служебного взаимодействия в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

    основы проведения переговоров, заключения контрактов;

    Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (для государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации);

    Я много писала о судьях - арбитражных, федеральных, мировых. Я писала о каждом судье, как о личности, и в частности - о характере, привычках, манерах каждого, исходя исключительно из своего личного опыта работы с каждым и на основании чисто моего субъективного мнения. Несомненно, у каждого из Вас есть собственное мнение и свой собственный опыт, которые не совпадают с моими, но я все равно глубоко ценю и уважаю мнение каждого из Вас.

    Читая комментарии я подумала о том, как часто мы сетуем на безграмотность судей, на их низкую квалификацию, на отсутствие опыта у некоторых судей, на их, порой, хамское отношение к людям. Но почему - то никто из нас не говорит о тех, кто окружает этих самых судей. О тех, кто постоянно в тени, на чьих плечах должна держаться вся "внутренняя кухня" канцелярии суда и всего судопроизводства в целом. Да-да. Я как - то обделила вниманием представителей аппарата Суда (секретарей, помощников судей). А ведь пренеприятнейших моментов было в моей практике предостаточно. Одной такой неприятной историей, связанной именно с безалаберностью и халатным отношением к своей работе то ли секретаря, то ли помощника (слава Богу, уже бывшего) одного из судей Республики Мордовия, я сегодня с Вами и поделюсь.

    Звонит мне доверительница и говорит: "Татьяна Сергеевна, мне пришла повестка от мирового судьи, судебное заседание на днях назначено, а о чем и про что, я не знаю, в письме больше ничего нету. Не могли бы Вы мне помочь? Я только устроилась на новую работу и у меня нет никакой возможности ни с иском ознакомиться, ни в суд на заседание пойти. Мне кажется, это на меня банк подал, помните, мы с Вами судебный приказ отменяли?"

    Как не помнить. Прекрасно помню. Без деталей, конечно. Возражения на судебный приказ я писала в 2017 году, когда лежала в больнице. Долго я тогда лежала из- за криворукого хирурга. Растеряла я тогда старых клиентов, а новых искать у меня чисто физически возможности не было. Доверительница в той же больнице тогда работала, нашла меня через интернет, а оказалось, что мы с ней в "соседних" зданиях располагаемся). Я - пациент, она - врач в другом отделении). Ну вот так и сдружились).

    "Помню, - говорю, - как не помнить? А какой там Банк был, на какой срок и какая сумма кредита?"

    "Там кредит был большой, на 300 тысяч и на срок 5 лет. Банк был "Рога и копыта", а судебный приказ выносили в пользу другого Банка - там, наверное уступка права требования была. В повестке вот опять указан Банк "Рога и копыта". Наверное обратно переуступили".

    "Странно, - думаю, - почему тогда мировой судья. Частично что ли взыскивают?"

    Пообещав все разузнать, я отправилась на судебный участок. Нас интересовал размер взыскиваемой суммы и период, за который долг взыскивается. Секретарь и помощник мирового судьи, не смотря на отсутствие у меня доверенности от клиентки, услужливо предоставили всю информацию, когда услышали, что "должник готова написать признание иска и предоставить заявление о рассмотрении дела без личного участия Ответчика".

    Пролистав материалы дела, секретарь сообщила, что судебное заседание назначено по заявлению Банка "Рога и копыта" о "выдаче дубликата утерянного Банком судебного приказа". Я удивилась такому повороту событий и задала логичный вопрос: "А зачем Банку дубликат судебного приказа, если он был нами отменен еще в 2017 году?".

    Секретарь еще раз пролистала материалы дела.

    "Странно. Вот в деле есть заявление о выдаче судебного приказа с договором уступки права требования между Банком "Рога и копыта" и другим Банком. Вот есть сам судебный приказ. Да. СП от 2017 года. Определения об отмене судебного приказа нету. Вот есть определение суда от 2019 года о замене стороны взыскателя, согласно которому взыскателем снова стал Банк "Рога и копыта". Определения об отмене судебного приказа нет. Может, путаете?"

    "Действительно странно. Судебный приказ отменен, по отмененному несуществующему приказу суд выносит определение о замене взыскателя, который приказ еще и потерял, а теперь просит Суд выдать дубликат))) Хотя. Может, Вы правы, и я действительно что - то путаю".

    Я созвонилась с доверительницей. Ну не "крыша же у меня съехала" - я прекрасно помню то определение - я его в руках держала! Доверительница подтвердила - определение было. Более того, оно у нее ЕСТЬ).

    Мы написали и отправили в суд возражения на две строчки: "Оснований для удовлетворения требований Банка о выдаче дубликата судебного приказа от 2017 года не имеется, так как он был отменен определением суда от 2017 года. Приложения: определение суда об отмене судебного приказа".

    На следующий день звоню секретарю, мол что там суд решил по заявлению о выдаче дубликата СП? Получаю ответ, что Судья оставила заявление без рассмотрения на том основании, что представителем заявителя неправильно была оформлена доверенность))). Бедная Судья. Я представляю, какой шок она испытала, увидев Определение ее предшественника (или свое же?) об отмене судебного приказа от 2017 года. А если еще и учесть, что суд, отменив СП, через два года после отмены, заменил взыскателя по отмененному (то бишь несуществующему уже на тот момент) судебному приказу, то оценить весь масштаб и отразить всю гамму эмоций Судьи просто не под силу человеческому разуму). Суду ничего не оставалось, как поставить "дело на паузу", оставив заявление без рассмотрения до кардинального решения вопроса.

    Вечером мне звонят с судебного участка. Оказалось, что из дела пропало не только само определение суда об отмене судебного приказа. В деле не оказалось и самого нашего возражения относительно исполнения судебного приказа. При чем, как сказала секретарь, в электронной карточке дела и сведения о поступлении возражений в суд, и сведения о том, что такое определение было, имеются.

    О чем говорят данные обстоятельства? Да о том, что представители аппарата суда, которые работали ранее - тогда, в 2017 году, то ли случайно по своей халатности, то ли по умышленному сговору с представителями Банка " просто похерили документы. Да, они уже уволились, но своими действиями они просто подставили судью, к которой, кстати, я испытываю глубокую симпатию за "человечное отношение к участникам процесса". Только по этой причине я не раскрываю ни имен, ни наименование судебного участка.

    В итоге, обращалась ко мне за помощью должница, а пришлось помогать еще и судье. Не заслуживает она наказания, которое может последовать за такое халатное отношение работников аппарата суда к документам.

    Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, делитесь публикацией в своих социальных сетях, комментируйте и участвуйте в обсуждениях. Просвещайтесь совершенно бесплатно.


    Лоншаков, А. В. Аппарат суда / А. В. Лоншаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 754-756. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28686/ (дата обращения: 26.05.2021).

    Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской.

    Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

    В состав работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции не включаются персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства. Данные работники не являются гражданскими служащими и выполняющие трудовые обязанности на основании Трудового кодекса РФ.

    Вопрос о структуре, численности работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции решается председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

    Так, например, в соответствии с ФКЗ «О военных судах РФ» структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда (за исключением аппарата Военной коллегии) определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Численность работников аппарата Военной коллегии устанавливается в пределах численности работников аппарата Верховного Суда РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Структура и штатное расписание аппарата Военной коллегии устанавливаются Президиумом Верховного Суда РФ.

    Права и обязанности работников аппарата суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, определяются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Гражданский служащий имеет права, влияющие как на его профессиональную деятельность по осуществлению государственной службы, так и на его социальный статус. Так, государственный служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; оплату труда и другие выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку; рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральным законом; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; членство в профессиональном союзе; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; медицинское страхование, а также государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др.

    Кроме того гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами РФ; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта и др.

    Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются Трудовым кодексом РФ.

    Читайте также: