Специалист по духовым и клавишным инструментам кто это профессия

Опубликовано: 03.07.2024

Органист кто это

Среди множества музыкальных профессиональных направлений существует такое, о котором в современном мире остается очень много неизведанного. Органист кто это такой ответим в этой статье. Так же нам предстоит разобраться, что за профессия это, чем занимается такой специалист, выполняя свое призвание и насколько актуален этот вид деятельности в настоящее время.

Обратимся к википедии и дадим максимально полное определение профессии.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Органист – это человек, имеющий музыкальное образование и умеющий виртуозно исполнять музыкальные произведения на органе.

Факты о профессии

Музыканты могут быть разнообразными, но органист это особый специалист. Игра на органе не может быть массовым развлечением, это музыка для избранных.

Место работы таких музыкантов – это органные залы консерваторий, костелы или организованные органные выступления.

Личностные качества органиста

Так как органист – это особый музыкант, то для того, чтобы быть совершенным, он должен обладать набором личностных качеств.

К ним относятся:

  1. Отличный музыкальный слух;
  2. Творческое начало;
  3. Умение строить личные творческие цели;
  4. Иметь лидерские качества;
  5. Желание постигать неизведанное;
  6. Обладать умением одновременно работать руками и ногами при игре на инструменте;
  7. Уметь вкладывать в игру свое личное состояние;
  8. Отличным навыком будет умение писать собственную музыку для органа.

Из чего состоит орган

Орган состоит из следующих элементов:

  • Регистры- это как отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием, состоящий из нескольких труб. В органе может быть до 86 регистров.
  • Клавиатура. В органе их пять. Четыре ручные, которые состоят из 61 клавиши и одна ножная.
  • Компьютерное управление. Несмотря на то, что орган выглядит как стандартный клавишный инструмент, на самом деле частично управление происходит благодаря компьютеру.
  • Вентиляторы. Они предназначены для подачи воздуха в органную установку.

Квалифицированный музыкант должен знать устройство своего инструмента и уметь пользоваться всеми тонкостями этого прибора. Дело в том, что каждому музыканту приходится импровизировать в игре на органе, так как, имея перед глазами ноты, они не имеют информации о переключении клавиатуры в тот или иной момент произведения.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Как стать органистом?

Не каждому дано научиться играть на органе, а к этому добавляется еще дна трудность. А именно, что в нашей стране не так много музыкальных школ, которые имеют в своем арсенале такой величественный инструмент.

Такие школы расположены в крупнейших городах, поэтому жителям небольших населенных пунктов в большинстве случаев недоступно подобное обучение.

Однако, если существует возможность отдать ребенка в школу, где обучают игре на органе, то можно быть уверенным, что при наличии таланта и усердия имеется возможность построить прекрасную карьеру не только в России, но и за рубежом.

«За» и «против» органной карьеры

Разберем, какие плюсы и минусы присущи профессии органиста.

Вначале поговорим о том, что хорошего в этом музыкальном направлении.

  • Развивает духовность и внутренний рост;
  • Вызывает неподдельный интерес у поклонников;
  • Частые гастроли и знакомство с интересными людьми;
  • Возможность играть на самых разных инструментах во время посещения различных городов и стран;
  • Хорошая оплата труда.
  • Малая доступность обучения;
  • Сложно стать настоящим виртуозом;
  • В современном мире падает число поклонников органной музыки.

Подведем итоги

В данной статье мы максимально кратко, но информативно раскрыли тему профессии органист. Подробно рассказали, что за профессия это, как стать таким специалистом и с какими плюсами и минусами придется столкнуться в ходе своей деятельности профессионалам.

Мы обсудили все сложности получения органного образования, с которым приходится сталкиваться при возникновении желания обучиться этому мастерству.

Для начала разберём, какие бывают дирижёры.

Наиболее распространенный дирижёр во всем мире – это дирижёр детского хора в одном из дворцов культуры или центров детско-юношеского творчества. Но это не просто дирижёр, а еще и руководитель хора. То есть, он этот хор нередко сам и создаёт – набирает девочек и мальчиков разного возраста, обучает их грамотному пению, нотной грамоте, помогает каждому поставить голос, разучивает с ними тексты песен и мелодию, репетирует и уже на концерте этим хором дирижирует. Многие руководители детского хора ведут его в музыкальной школе. Хоровые коллективы обязательно поют и в музыкальных училищах, консерваториях, институтах культуры и на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Самое простое для выпускника музыкального учебного заведения (начиная от училища) – возглавить именно детский хор в центре детско-юношеского творчества, либо в музыкальной школе. Есть такое отделение в музыкальных учебных заведениях – дирижёрско-хоровое. Именно на него и поступают мечтающие работать в детском хоре выпускники школ, имеющие за плечами опыт учёбы в музыкальной школе[1]. А что делать, если в музыкальной школе вы не учились, но в период с седьмого по одиннадцатый класс вдруг поняли, что очень интересуетесь профессией дирижёра?

Первое, это с пристрастием допросить самого себя, на самом ли деле вам нужна профессия музыканта, ведь дирижёр – одна из музыкальных специальностей. А для того чтобы ответ самому себе показался ближе к истине, усвойте следующее.

  1. Зарплата дирижёра самой массовой и наиболее для вас доступной когорты (наиболее доступная в данном случае вовсе не означает, что попасть в неё проще простого – для этого кроме таланта нужно обладать ещё и немалым трудолюбием, много заниматься, постоянно беречь свой голос и руки), как правило, зависит от квалификационного разряда единой тарифной сетки и чаще всего несколько уступает средней зарплате среднего учителя общеобразовательной школы.
  2. Учиться на дирижёра весьма интересно, но нелегко. А каким по уровню дирижёром (и вообще музыкантом) вы станете, наперёд никогда не определишь. Соответственно, нельзя быть уверенным, что по окончании музыкального училища (института культуры, пединститута) вы окажетесь успешным дирижёром. Немало выпускников дирижёрско-хорового отделения ограничиваются преподаванием урока музыки в школе. И также немало людей с дирижёрскими дипломами работают вообще в сфере, далёкой от музыки.

Но что делать, если вы хотите окончить 11 классов, а потом не просто получить профессию дирижёра, но и высшее образование?

Здесь трудно советовать, не зная ваших талантов. В любом случае, вряд ли вас допустят к экзаменам в консерваторию, скорее всего, даже если вы напроситесь на неофициальное прослушивание к какому-нибудь преподавателю и он останется доволен вашими вокальными и дирижёрскими данными, скорее всего вы получите от него совет подать документы в музыкальное училище. Может, он подскажет, в какое училище конкретно. Впрочем, попытка не пытка. А вдруг вы исключение из правил?

Кроме музыкального училища, можно поступить и, к примеру, в институт культуры, скажем, в Московский, что в Химках. Рейтинг у него сегодня высокий, требования к абитуриентам творческих факультетов, соответственно, тоже. И, конечно, там спросят у вас свидетельство об окончании музыкальной школы. Но, повторяю, если вы споёте преподавателям так, что они невольно заслушаются, документы у вас приёмная комиссия примет. И останется только сдать экзамены и пройти по конкурсу.

Ну а если вы мечтаете стать дирижёром симфонического оркестра? Тогда дирижёрско-хоровое отделение училища или вуза вам не подойдёт. Путь к руководству симфоническим оркестром начинается с обучения игре на каком-нибудь духовом инструмента. Многие симфонические дирижёры вначале в совершенстве освоили игру, скажем, на кларнете, флейте, фаготе, а то и валторне, трубе, даже тубе. Потом научились дирижировать духовым оркестром, а потом уже только симфоническим.

Приходят в симфоническую музыку в качестве дирижёров и скрипачи, и пианисты. Как, скажем, известный композитор Дмитрий Шостакович, со дня рождения которого в 2006 году исполнилось 100 лет. Кстати, на большинство из духовых инструментов многие абитуриенты поступают, не только не имея за плечами музыкальной школы, но и вообще не зная нот. Потому что конкурса, как правило, не бывает. Зато, если поступивший действительно способен и усерден, добиться на духовом инструменте он может многого. Во всяком случае, пробиться к славе дирижёра духового или симфонического оркестра музыканту-духовику намного легче, чем, скажем, пианисту.

А если вы хотите дирижировать оркестром русских народных инструментов, то вам придётся выбрать домру или балалайку, либо старый добрый «дедушкин» баян – отличный певучий инструмент, слава которого сегодня молодым поколением незаслуженно забыта.

Но сразу скажу: учёба в музыкальном учебном заведении (в средне-специальном или высшем – не важно) – труд нелёгкий. Очень часто к середине учёбы наступает разочарование. А для будущего дирижёра, особенно хорового, одним из основных предметов является многими музыкантами не любимое сольфеджио. По сути, это пение по нотам без слов. И не хорошо известных мелодичных песен, а разных, кажущихся нередко нудными и не певучими упражнений и отрывков из разных арий, сонат и других произведений музыкальной классики. Но если бы сольфеджио ограничивалось только пением! Самая большая заноза для многих инструменталистов в сольфеджио – это музыкальные диктанты. Представляете: преподаватель играет вам на фортепиано мелодию, а вы должны записать её нотами.

Но вот вы получили заветный диплом и с гордостью осознаёте, что владеете музыкальным инструментом (для дирижёров это, в первую очередь, фортепиано), можете свободно читать с нот партитуры, по которым вам придётся дирижировать хором или оркестром, знаете теорию музыки, гармонию, о жизни и творчестве многих композиторов. Что дальше? А вот тут как получится. Ибо так устроена музыкальная жизнь: или вас заметили ещё в студентах, или по окончании даже консерватории вас никто не замечает. В первом случае студенту приходится, кроме учёбы, ещё и «пахать» в каком-нибудь профессиональном хор (оркестре) (а это и бессонные ночи, и сорванный голос и т.п.), чтобы закрепить свой успех и «забить» себе интересное место на после учёбы. Во втором случае молодой музыкант ищет себе работу сам и снова доказывает незнакомым людям, что он отучился не напрасно и чего-то стоит как профессионал. Увы, но в таких случаях далеко не все молодые музыканты остаются «верными» полученному диплому.

Девушки часто в отчаянии просто выходят замуж и очень скоро после этого в декрет, что, в общем-то, если замужество удачное, очень не плохо. Мама-музыкант – что может быть прекраснее. Жаль, конечно, что музыка в таких случаях не кормит, но и сказать, что зря проучилась, тоже нельзя.

Труднее юношам, которым не везет, что называется, попасть в струю. Таким приходится, как правило, либо ограничиться преподаванием в музыкальной школе (что для мужчины и не денежно, и далеко не во всем соответствует представлениям о карьере дирижёра), либо устроиться рядовым музыкантом в какой-нибудь оркестр (но и это не просто), либо оставить музыку исключительно для себя, любимого. Папа-музыкант – разве это само по себе плохо?

Но можно пойти в армию и, проявляя настойчивость, попасть в хороший военный оркестр. И попытаться за годы службы пробиться в дирижёры.

Короче, где наша не пропадала? И потом, хорошо владеть музыкальным инструментом (для выпускника ДХО – это фортепьяно) и красиво петь – разве само по себе это не ценность? Ещё какая! Потому что не все в нашем мире измеряется уровнем жизни и заработками. Это я вам не только как автор книги о профессиях говорю, но и как профессиональный музыкант, которого музыка никогда, увы, нормально не кормила, но для которого она при этом не стала чем-то не стоящим любви.

Степень: Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Фортепиано). Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Орган). Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Содержание

Главной задачей специалистов данного направления является грамотное исполнение музыкальных произведений различных жанров. Это необходимо для передачи внутреннего содержания замысла автора музыкального произведения – ту гамму разнообразных чувств, которые живут в душе каждого человека. Работа, безусловно, творческая, интересная, увлекательная, но и очень сложная. Несмотря на то, что непосредственно исполнение произведения занимает лишь несколько часов, будущий виртуоз должен постоянно оттачивать свое мастерство.

Условия поступления

Игра на скрипке
Будущий музыкант должен обладать особым слухом и восприятием, уметь выражать собственные чувства с помощью музыки, органично вплетать собственное восприятие в замысел композитора и слышать мелодию внутри себя. Отбор талантливых специалистов направления начинается на этапе вступительных испытаний. Абитуриенту необходимо подготовиться к сдаче экзаменов по дисциплинам:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история.

Обязательным является творческое испытание, содержание которого определяется выбранной специализацией и требованиями каждого конкретного вуза.

Будущая профессия

Главным качеством специалистов данного направления выступает общая музыкальная одаренность, которая предполагает наличие чувства ритма, особого музыкального слуха, образного мышления и артистизма.

Специальности профиля относятся к профессиям творческого и интеллектуального труда, что обуславливает их уникальность. Мастерство будущих виртуозов является специфичным, поэтому требует огромного багажа теоретических и практических навыков, включая владение ансамблевой техникой, особенностями игры на различных музыкальных инструментах, специальных навыков по чтению различных партий. Будущий выпускник, помимо музыкальных талантов, должен обладать рядом уникальных личностных качеств, включая любовь к сценической работе, стремление к общению с аудиторией вне зависимости от ее возраста.

Куда поступать

Получить образование по данному профилю можно в консерваториях и музыкальных вузах, например:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Государственная классическая академия имени Маймонида;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Изучаемые дисциплины

Игра на органе
В процессе обучения будущие виртуозы приобретают научно обоснованные знания в области музыкальной психологии, музыкознания и педагогики. Обширная теоретическая подготовка будущих музыкантов включает следующие специальные дисциплины:

  • музыкальную историю,
  • музыкальную теорию,
  • историю мировой культуры,
  • композицию,
  • сольфеджио,
  • историю мировой литературы,
  • музыкальные формы,
  • полифонию,
  • блок дисциплин информационного цикла,
  • гармонию и пр.

Приобретаемые навыки

Помимо фундаментальной теоретической подготовки, будущие выпускники совершенствуются в практике игры на различных музыкальных инструментах, а также разучивают партии, контролируют качество собственного исполнения музыкального произведения. Кроме того, процесс формирования ключевых профессиональных компетенций включает следующее:

  1. Умение читать с листа партии любой сложности, понимать, чувствовать смысл воплощенных в нотах звуковых образов, их роли в создании творческого дискурса.
  2. Видение и понимание партии солиста.
  3. Умение транспонировать тексты.
  4. Знание правил особенностей игры на инструментах народного, симфонического оркестра и правил оркестровки.
  5. Музыкального воплощения произведений композиторов различных эпох и стилей.
  6. Знания дирижерских приемов и жестов.
  7. Знания основ вокала, правил артикуляции, постановки голоса, нюансировки.

Перспективы трудоустройства по профессии

Ансамбль выступает на сцене
Одним из наиболее распространенных заблуждений, господствующих в среде абитуриентов, является то, что после завершения обучения специалистам профиля проблематично найти работу. Следует отметить, что на протяжении достаточно длительного периода времени ситуация с трудоустройством выпускников сферы искусства действительно была достаточно сложной, однако, в последние годы развитие досуговой сферы в корне все изменило. На сегодняшний день профессиональные музыканты и концертмейстеры востребованы в оркестрах, ансамблях, праздничных агентствах, учебных заведениях, домах творчества, кружках и пр.Выпускники направления могут успешно занимать должности артиста ансамбля и оркестра, концертмейстера или педагога.

Заработная плата будущих выпускников при трудоустройстве в государственные учреждения зависит непосредственно от ставки, уровня образования и категории. Начинающий специалист, работающий в детских учреждениях несколько часов в неделю, зарабатывает от 4 000 руб. В зависимости от степени занятости заработная плата начинающего специалиста может достигать 40 000 руб.

Повышение категории, уровня образования и научного звания, а также участие в конкурсах оказывает влияние на уровень заработной платы.

В европейских странах почасовая оплата пианиста-концертмейстера составляет от 30 до 50 долл. в час.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Продолжить самосовершенствование в профессиональном плане можно при поступлении на обучение в магистратуру. Это позволит углубить багаж теоретических знаний, овладеть педагогическим мастерством, а также принимать участие в конкурсах различных уровней. Наличие призовых мест в международных конкурсах служит основанием для повышения оплаты. Написание магистерского исследования может стать первым шагом в процессе научной деятельности, а сама магистерская диссертация может стать основой для последующего написания диссертации кандидатской. Оба уровня повышения образования позволяют получить существенную прибавку к заработной плате. Защита диссертации и получение научного звания сделает выпускника вуза уникальным специалистом, что позволит ему заниматься не только творческой деятельностью, но и педагогической в учебных заведениях различных уровней. Диплом магистра не требует подтверждения при реализации профессиональной деятельности за пределами страны.

professii-svyazannie-s-muzikoy

Профессии, связанные с музыкой

Музыкальная индустрия привлекает молодых людей творческой свободой, высокими зарплатами и возможностью прославиться. Профессии, связанные с музыкой, отвечают этим запросам и весьма популярны в современном обществе. С каждым годом у людей с музыкальным образованием появляются дополнительные возможности для реализации: появляются новые востребованные профессии, повышается спрос на медийных специалистов, умеющих работать со звуком.

Что же привлекает людей со всех континентов в профессиональный мир музыки?

  • Востребованность профессий: музыкальное сопровождение требуется и в кино, и на театральных подмостках, и на концертах, и на локальных мероприятиях, таких как свадьбы, творческие вечера и корпоративы. Причем актуальна как живая музыка, так и ее воспроизведение компьютерной техникой.
  • Движущая сила творческих людей — жажда признания. Понимание того, что твоя музыка живёт за пределами твоих головы и инструмента, вдохновляет и приносит внутреннее удовлетворение. И это одна из главных причин, по которой молодые амбициозные люди решают посвятить свои жизни стезе музыканта.
  • Возможность путешествовать и знакомиться с новыми людьми. Гастролируя по земному шару, музыканты не только наслаждаются видами из окон поездов и самолетов, но и приобщают к своей музыке других.
  • Большие деньги. Заработать в этой профессии можно, если ваши способности прямо пропорциональны вашему упорству и удаче: чем больше и дольше музыкант работает над собой и своим репертуаром, тем выше его шансы получить весомый гонорар за свой труд.

Описание жизни музыканта может вскружить некоторым голову, но стоит помнить и об обратной стороне медали: не все добиваются славы, как и не все удерживаются на ее пике.

Рассмотрим топ-10 профессий, которые связаны с музыкой, а также разберем, какие бывают у музыкантов задачи, какие навыки им нужны для решения этих задач и сколько зарабатывают представители музыкальных профессий.

Композитор

kompozitor

Композитор

Композиторы сочиняют музыкальные произведения для концертов, фильмов, театральных постановок, исполнителей. Человек, решивший стать композитором, должен обладать такими профессиональными качествами и навыками, как:

  • воображение и творческий потенциал;
  • острый музыкальный слух;
  • общая эрудированность;
  • умение играть на одном или нескольких музыкальных инструментах;
  • знание специальных компьютерных программ.

Композитору, как человеку из творческих кругов, также пригодится умение заводить нужные знакомства и налаживать связи, а также знание законов шоу-бизнеса.

Уровень зарплаты композитора зависит от уровня мастерства, уникальности и репутации. В России средняя зарплата композитора равна 70 тысячам рублей. Более достойно зарабатывать композитор сможет после того, как сделает себе имя. Это возможно через плодотворную работу с каким-либо музыкальным коллективом или режиссёром. Когда композитор пройдет длинный тернистый путь по карьерной лестнице, снищет славу и почёт, то он может задуматься о преподавательской деятельности и руководстве своим собственным коллективом.

Учатся на композитора в высших учебных заведениях: консерваториях, академиях или музыкальных университетах. Поступить в вуз на специальность «Композиция» можно либо после 11 класса, либо после музыкального училища.

Аранжировщик

arangirivshik

Аранжировщик

Аранжировщик — это вторая рука композитора. Часто композитор сам аранжирует свои произведения, но если компания большая, то эти роли распределены между разными людьми. В задачи аранжировщика входит:

  • адаптация, изменение и оформление музыкального произведения;
  • выполнение инструментовки.

В его силах изменить до неузнаваемости классическую мелодию: он создает переложения произведений для любого инструмента. Аранжировщик в первую очередь должен уметь работать со специализированными компьютерными программами. Но так как в этой профессии желательно быть и теоретиком, и практиком, аранжировщикам нужны и базовые композиторские навыки, такие как:

  • музыкальный слух;
  • отличная память;
  • знание теории музыки и композиции;
  • эстетическое восприятие;
  • владение техникой игры на каком-либо музыкальном инструменте.

В связи с техническим прогрессом профессия аранжировщика становится все более востребованной, так как его услуги нужны многим компаниям, которые занимаются производством фильмов и мультфильмов, компьютерных игр и приложений, рекламы и других медиапродуктов. Работа возможна в студиях звукозаписи или в частном порядке с заказчиками. Кроме того, им под силу выполнять работу звукорежиссера, саунд-продюсера, диджея, композитора и преподавателя музыки.

Возможность обучиться по специальности «Аранжировка» дают консерватории и академии. Для тех, кто не хочет учиться в вузе, существуют узконаправленные независимые курсы.

Инструменталист

instrumentalist

Инструменталист

Так как музыка бывает вокальной и инструментальной, то выделяют такие музыкальные профессии, как инструменталист и вокалист. Обе профессии относятся к исполнительным.

Когда речь заходит о музыкантах, первое, что приходит на ум, — это, конечно, человек, владеющий игрой на каком-либо музыкальном инструменте. Именно такого человека и называют инструменталистом. От выбора инструмента зависит направление и название такого музыканта:

  1. Клавишные инструменты (пианист, баянист).
  2. Струнные инструменты (гитарист, скрипач, контрабасист).
  3. Духовые инструменты (трубач, саксофонист, флейтист).
  4. Ударные инструменты (барабанщик, перкуссионист).

Музыканты-инструменталисты могут выступать соло, в группах или в оркестре. Для того, чтобы строить карьеру инструменталиста, нужно освоить как минимум один музыкальный инструмент в совершенстве. В юном возрасте сделать это можно в музыкальной школе или детской школе искусств, по окончанию которых ученики получают документ о дополнительном образовании. Взрослые же могут брать индивидуальные уроки, заниматься в специализированных школах-студиях или учиться самостоятельно. Очевидно, что те, кто закончил или хотя бы учился в музыкальной школе, имеют преимущество перед самоучками, так как в течение 3 — 8 лет учителя закладывают сильнейшую теоретическую и практическую базу в будущих музыкантов.

Музыканты-инструменталисты в среднем зарабатывают в России порядка 20 — 40 тысяч рублей. Варьироваться сумма будет в зависимости от инструмента и репертуара артиста.

Вокалист

vockalist

Вокалист

Вокалисты — это те, кто в совершенстве овладел своим собственным неповторимым инструментом — голосом. Исполнять они могут как чужие, так и свои музыкальные произведения. Певец — самая известная разновидность вокалиста.

Различают лидер-вокалиста, который исполняет основные вокальные партии, и бэк-вокалиста, которому поручено исполнять дополнительные партии. Голоса тоже имеют свою классификацию. Самая распространенная —- по половой принадлежности и диапазону голоса, по которой к женским относятся:

  • сопрано;
  • меццо-сопрано;
  • контральто;
  • тенор;
  • баритон;
  • бас.

По манере исполнения различают:

  • джазовый вокал;
  • академический вокал;
  • эстрадный вокал;
  • народный вокал.

Говорят, что переход из одной категории вокала в другую слишком труден для певца, а потому определиться с направлением лучше сразу.

Чтобы стать профессиональным певцом, понадобятся:

  • знания по теории музыки и вокала;
  • знания по сценическому искусству;
  • навыки актерского мастерства.

Некоторым певцам приходится разучивать и хореографические элементы для выступлений. Всё-таки певец — это артист, который переплетает в себе несколько смежных видов искусств, и многие, кто занимаются музыкой, увлекаются также и танцами.

Петь можно в музыкальных коллективах, в театрах, в кино, на мероприятиях. Средняя заработная плата музыкантов-вокалистов в России колеблется между 20 и 30 тысячами рублей. Если певец становится известным, собирает полные клубы слушателей, выпускает альбомы, то тогда гонорары за выступления и выручка с продажи альбомов могут насчитывать миллионы рублей.

На вокалиста возложена не меньшая ответственность, чем на любого музыканта, ведь он должен выразить голосом глубину своих чувств, силу мыслей автора и замысел композитора. Но вокалист — это не только творчество, но и физический труд, а потому те, кто выбирает деятельность исполнителя песен своей профессией, должны обладать хорошей физической подготовкой и крепким здоровьем.

На вокалистов обучаются и в музыкальных школах, и в музыкальных училищах, и в вузах. Специальность «Вокальное искусство» широко представлена в отечественных консерваториях и академиях.

Дирижёр

diriger

Дирижер

Одна из самых сложных музыкальных профессий. Дирижёр — ответственный за слаженную работу всего музыкального коллектива: оркестра или хора. Задача дирижера — интерпретировать мысль композитора и донести ее до каждого инструменталиста или хориста. Он распределяет партии и контролирует их звучание, подбирает репертуар, проводит репетиции, отслеживает звучание каждого инструмента. Дирижёру нужно управлять процессом исполнения композиции: для этого он с помощью рук, пальцев и мимики подает особые знаки своим подопечным.

Дирижёр — профессия штучная, для которой нужны исключительные характеристики и навыки: идеальный музыкальный слух, высшее музыкальное образование, выносливость, навыки композиторской деятельности, координация движений и многие другие. Длительное и сложное обучение начинается с обязательной музыкальной школы и продолжается либо в училище, где можно освоить хоровое дирижирование, либо в вузе, где можно освоить управление оркестром.

Порог вхождения в профессию очень высок, но если это сделать, то шансы войти в музыкальную элиту увеличиваются многократно. В России дирижёр может получать в среднем от 30 до 60 тысяч рублей в зависимости от уровня мастерства.

Музыкальный продюсер

produser

Музыкальный продюсер

Эта музыкальная профессия относится к организационным. Музыкальный продюсер управляет большими процессами в индустрии развлечений: начиная от творческих и заканчивая финансовыми.

В первую очередь саунд-продюсер отвечает за производство музыкального материала. Часто продюсирование становится следующим этапом для композиторов и аранжировщиков. Работа заключается в записи и сведении музыкального произведения, а также подготовка к записи и окончательный мастеринг. Процесс записи и сведения довольно гибкий — цифровые технологии предоставляют много возможностей.

Изготовление музыкального продукта включает:

  • анализ музыкального рынка;
  • разработка концепции проекта;
  • поиск исполнителей и источников финансирования;
  • подбор звукоинженеров и студии для записи.

Часто продюсер идет рука об руку с музыкантом на всех этапах становления карьеры последнего. Среди его второстепенных задач, также связанных с административными функциями:

  • раскрутка артиста;
  • продумывание его имиджа;
  • организация выступлений;
  • подписание договоров с авторами песен и композиторами.

Профессия музыкального продюсера полна разъездов, динамики и общения. Она существует на стыке творчества и бизнеса: музыкальный талант должен подкрепиться в этой сфере предпринимательской жилкой. Быть саунд-продюсером — значит иметь шанс занять прочное место в нише шоу-бизнеса, завести знакомства, путешествовать и хорошо зарабатывать.

Научиться этому нелегкому делу можно в вузах и на специальных курсах. Показатель средней заработной платы по России в этой сфере — 60 тысяч рублей.

Звукорежиссер

zvukoregiser

Звукорежиссер

Звукорежиссер создает музыкальное оформление для кинокартин, рекламы, музыкальных клипов. Эта работа одновременно творческая и техническая. Отвечает звукорежиссер и за качество звуковой дорожки, и за её целостность: звук должен соответствовать замыслу режиссера и общей концепции картины. Один из главных навыков – подбор звука под любое действие, будь то журчание реки или захлопывание двери. В процессе съемок звукорежиссер должен отслеживать чистоту звукозаписи и не пропускать звуковой брак.

Звукорежиссеры незаменимы в киноиндустрии, так как успех фильма во многом зависит от качества звукового оформления. Но кино не единственная площадка для реализации звукорежиссеров: им также найдется место на радио, в театре, в ток-шоу и на различных мероприятиях.

Профессию звукорежиссера можно освоить только в вузе, пройдя обучение по специальности «Звукорежиссура». Стандартные расценки на профессиональную деятельность звукорежиссера: 30 — 50 тысяч рублей.

Звукооператор

zvukooperator

Звукооператор

В подчинении у звукорежиссера находятся звукооператоры, непосредственно отвечающие за производство качественной записи. Звукооператор создает эту запись из нескольких аудиодорожек, контролирует уровень шумов, балансирует звуки, и таким образом добивается идеального звучания. Если звукооператор сопровождает концерт, то ему нужно отслеживать качество живой акустики. А если его местом работы выступает телекомпания, то работать ему приходится не только с записями, но и в прямом эфире.

Вот список наиболее важных навыков, которые понадобятся звукорежиссеру и звукооператору:

  • отменный слух;
  • умение запоминать различные источники звуков;
  • понимание, как устроена акустика помещений;
  • выносливость и хорошая реакция;
  • умение микшировать;
  • умение обрабатывать звук до идеального состояния;
  • умение разбираться с аудиоаппаратурой;
  • умение расставлять микрофоны для записи.

На звукооператора можно идти учиться после 9 класса: поступление в один из колледжей на специальность «Театральная и аудиовизуальная техника» даст возможность строить карьеру в этой профессиональной области. Работа звукооператора оплачивается суммой, равной 25-35 тысячам рублей.

Музыковед

muzikoved

Музыковед

Эта профессия — чисто теоретическая, ведь музыковедение — это наука, одна из ветвей искусствознания. Деятельность музыковеда предполагает:

  • проведение научных исследований;
  • систематизацию данных;
  • создание музыкальных словарей;
  • влияние на вкусы масс.

Специалисты в области музыковедения изучают историю музыки, теорию стилей и другие теоретические дисциплины, а потому у них широкий выбор работы в смежных сферах — от преподавания до литераторства. Музыковеды могут выступать музыкальным критиками, журналистами, обозревателями, ведущими. Для работы музыковедом не так важна физическая подготовка, как логическое мышление, дисциплинированность и литературный талант. В услугах музыковедов заинтересованы филармонии, театры, теле- и радиокомпании, а ВУЗы и ССУЗы готовы принять представителей профессии в качестве профильных преподавателей. Чтобы работать арт-менеджером, организатором event-мероприятий или продюсером, музыковеду также нужны познания в области менеджмента и маркетинга, современных музыкально-информационных технологий и психологии.

Учитель музыки

uchitel-po-muzike

Учитель музыки

Эта профессия исключительно интеллектуального труда. Учителей музыки можно условно разделить на педагогов-воспитателей и педагогов-музыкантов. И те и другие посвятили свою жизнь не только музыке, но и детям, взяв на себя особенную миссию: влюбить детское сердце в музыкальный мир. А потому непременными атрибутами педагога, работающего в детских учреждениях, считаются:

  • любовь к детям;
  • музыкальное образование;
  • педагогическое образование;
  • умение играть на фортепьяно;
  • творческий подход к занятиям;
  • способность к общению, эмоциональной выразительности, эмпатии.

Педагогический работник творческой направленности востребован в детских садах, школах и лицеях. Здесь ему отводится роль воспитателя, и среди ключевых задач в его работе выделяют:

  • приобщение к музыкальному искусству;
  • формирование взглядов, убеждений, вкусов и идеалов детей;
  • распознавание талантов у детей.

Помимо обычных уроков музыки, учителя этой направленности:

  • руководят школьным хором;
  • ведут дополнительные кружки на базе школы;
  • принимают участие в школьных постановках, творческих вечерах, утренниках;
  • организуют концерты.

Работать учителем музыки можно и после музыкального училища, и после вуза. Заработок музыкального педагога начинается от 15 тысяч рублей.

Музыка — одно из немногих явлений, которое оказывает сильное влияние на людей и их мировоззрение. Музыкой воспитывают, музыкой прививают любовь к прекрасному, музыкой пробуждают чувства. Профессии, связанные с музыкой, обладают вполне объяснимым магнетизмом: человек — существо творческое, и выражать себя ему жизненно необходимо. Несмотря на длительность и сложность обучения, сильную конкуренцию и отсутствие гарантии успеха, люди продолжают осваивать уникальные, творческие профессии, чтобы чувствовать себя свободными и удовлетворенными собой. И выбор каждого из них достоин уважения.

гитарист играет на сцене

Музыка всегда была важной составляющей человеческой жизни. Древние люди использовали ее для ритуальных танцев, а более развитые цивилизации вплели музыку в свою жизнь как вид искусства. С развитием общества, усложнением межчеловеческих отношений, а также бытовых ситуаций менялись и виды искусства, в том числе и музыка. Создавались новые музыкальные инструменты, жанры и возможности для творческой реализации.

Но при этом музыка и те, кто выбрал ее в качестве своей профессии, должен выполнять следующие функции:

В связи с этим стоит отметить, что музыкант – это весьма общее обозначения для человека, который решил связать свою жизнь с данным родом творческой деятельности. Иными словами, музыкантом принято называть специалиста в области музыки, а также того, кто умеет играть на каком-либо музыкальном инструменте. На сегодняшний день принято выделять следующие виды инструментов:

Особенности профессии музыкант

Сегодня музыканты – это деятели искусства, которые во многом определяют культурный облик времени. При этом их роль на протяжении всей истории была очень значимой, поэтому далеко не каждый человек, обладающий музыкальным слухом, мог не то, что стать музыкантом, а просто выучиться игре на каком-либо инструменте.

Например, в эпоху Средневековья многие музыканты были монахами, постепенно игра на музыкальных инструментах стала не столько проявлением искусства, сколько показанием статусности и благосостояния семьи. Помимо этого, существовали и бродячие музыканты, которые чаще всего были самоучками и набирали в ученики таких же самоучек.

Сегодня же подобной проблемы не стоит, выучиться игре на музыкальных инструментах или пению может любой человек, обладающий необходимыми задатками и желанием. Более того, начать образование в этой области возможно как в детстве, так и уже в зрелом возрасте. Поэтому профессия музыкант на данный момент – это скорее всего внутренний выбор, образ жизни.

Профессия музыкант

Источник фото: Tima Miroshnichenko/pexels

Обязанности музыканта

На самом деле из-за того, что музыкант – это общее название для эстрадных исполнителей, участников оркестров, а также музыкальных групп различных жанров, то выделить общие обязанности для всех представителей этого творческого рода деятельности.

Если попытаться выделить общие моменты, то они следующие:

создание музыкальных произведений;

исполнение как музыки собственного сочинения, так и других композиторов;

участие в репетициях и подготовке к концертным программам.

Требования к профессии музыкант

Во многом требования, которые предъявляются к музыканту, определяются местом его работы. Так, музыкант оркестра должен иметь:

высшее образование в музыке;

отточенные навыки владения музыкальным инструментом.

Участник же музыкальной группы должен соответствовать следующим требованиям:

умение играть на музыкальном инструменте;

умение сочинять музыкальные композиции.

Место работы музыканта

На самом деле, мест, где музыкант имеет возможность профессионально самореализоваться достаточно много. Другой вопрос, что каждый амбициозный исполнитель стремится к тому, чтобы давать сольные концерты на крупных площадках и фактически работать на самого себя.

В связи с этим можно выделить следующие места работы:

театры и консерватории;

музыкальные образовательные учреждения;

рестораны и другие организации развлекательной индустрии.

При этом стоит отметить, что фактически все музыканты имеют либо нестандартный, либо ненормированный рабочий день. Так, например, исполнители, играющие на городских площадках в праздничные и выходные дни, могут работать по десять часов, в то время как в будние дни выступают достаточно редко. Или же музыкальные группы, которые выступают в ночное и вечернее время в клубах. Самое востребованное для них время – период с вечера пятницы по воскресенье, а это время, когда большинство людей отдыхают от работы.

Где работать музыканту

Источник фото: Gustavo Fring/pexels

Где выучиться профессии музыкант?

Классическое музыкальное образование возможно получить в различных образовательных учреждениях:

университеты культуры и искусства.

Обычно музыкальное образование начинается еще в детском возрасте, когда ребенка, показавшего потенциал и желание заниматься музыкой, родители и учителя направляют в профильные школы или кружки при домах культуры. На этом этапе происходит знакомство с музыкой, осознание ее многообразия. И дальше ребенок может либо захотеть развиваться в этом направлении, либо решит оставить эта занятие в качестве хобби.

Стоит также отметить, что многие абитуриенты, высших музыкальных образовательных учреждений уже являются участниками и лауреатами многих профильных фестивалей и конкурсов. Иными словами, в какой-то мере они уже начали путь профессионального музыканта.

В то же время многие известные исполнители не имели профильного образования, постигая музыкальные науки самостоятельно. Но такие самоучки смогли пробиться и найти свое место в культурном пласте своего времени. Поэтому вопрос образования для музыкантов – личный выбор, который с одной стороны дает опыт, навыки, но не гарантирует возможность трудоустройства или профессиональной самореализации.

Личностные качества профессии музыкант

Музыкант – это не столько профессия, сколько жизненный выбор, поэтому в эту область идут люди, обладающие следующими качествами:

страсть к музыке;

любовь к искусству;

стремление к самосовершенствованию.

Уровень заработной платы профессии музыкант

Доход музыканта – это всегда был вопрос неоднозначный. Дело в том, что сейчас единовременно существуют пианисты, один из которых зарабатывает по 100 000 рублей, другой же – около 20 000 рублей в месяц. И проблема не в том, что один талантлив, а другой – нет. Они могут быть одинаково высокими мастерами в своем деле, иметь великолепный слух и потрясающую технику. Но при этом одному повезло, а другому – нет. Именно в этому и заключается вся сложность музыкальной профессии – найти своего слушателя, суметь попасть «в нужный поток».

Если же говорить о музыкантах, которые имеют постоянное место работы, то ежемесячный доход исполнителя в развлекательном заведении составляет около 30 000 рублей. А член небольшого оркестра зарабатывает примерно 25 000 рублей.

Читайте также: