Статистика школьников которые не могут выбрать профессию

Опубликовано: 15.05.2024

Большинство подростков не могут твердо ответить на вопрос, какую профессию они хотят получить. Лишь каждый третий выпускник этого года и ближайших лет знает, чем он планирует заниматься, причем только половина из определившихся благодарны за это школе. Отдельные регионы развивают системы профориентации подростков, но в масштабах страны проблема пока не решена. Эксперты указывают, что если молодой человек покидает школу, не выбрав профессию, это создает проблемы и ему самому, и вузам, и работодателям.

Лишь около трети подростков (31%) в возрасте от 14 до 17 лет твердо определились с выбором будущей профессии, показало исследование аналитического центра НАФИ. Большинство выпускников этого года и ближайших лет рассматривают несколько вариантов профессионального развития — таких 54%. Не определились с выбором 15% опрошенных.


Более половины из тех, кто в той или иной степени принял решение (53%), считают, что школа не помогла им сделать этот выбор, 23% затруднились ответить.

Такая ситуация обусловлена многими факторами, считает руководитель направления HR-исследований НАФИ Людмила Спиридонова. Среди них — недостаток квалифицированных специалистов по профориентации и отсутствие целостной системы сопровождения профессионального самоопределения подростков.

Только четверть из определившихся подростков (24%), опрошенных НАФИ, полагают, что с выбором профессии им помогли в школе. Главное, что выделили ребята, — углубленное изучение отдельных предметов (об этом сказали 47% из тех, кто определился благодаря школе), факультативные занятия и кружки (30%), встречи с представителями профессий (30%). Молодые люди также сочли полезными рекомендации психолога (25%), экскурсии на предприятия потенциальных работодателей (21%) и выступления представителей вузов (23%).

Исследование НАФИ было проведено в 191 населенном пункте в восьми федеральных округах.

Доля выпускников, которые выбирают свой жизненный путь благодаря школе, даже меньше, чем показали результаты исследования, уверена член НП «Эксперты рынка труда» Виктория Пятница. Ведь даже те, кто уже определился, после вуза могут пойти работать не по специальности.

По словам эксперта, одна из проблем в сфере профориентации — несовершенство законодательной базы.

— Например, по нынешним правилам сейчас работодатель даже при большом желании не может взять на стажировку или производственную практику школьников. Максимум — экскурсия по предприятию и рассказ о нем, — отметила Виктория Пятница.

В советские времена школьники получали представления о разных профессиях в рамках учебных дисциплин. Но с тех пор появилось множество новых специальностей, которые никак не упоминаются на уроках, рассказала «Известиям» сотрудник департамента развития новых форм образования АСИ Светлана Решетникова.

— В обычной школе нет профориентации, поставленной на системную основу, — отметила она. — В отдельных учебных заведениях проводят эту работу в рамках дополнительного образования. Надо переносить это и в основную программу. Решить проблему может государство, если все школьники будут иметь возможность проходить тестирование на профориентацию.


Также эксперт предложила интегрировать в школьную программу информацию о профессиях — например, на курсах по финансовой грамотности можно рассказывать об экономических специальностях.

Если в школе молодому человеку не помогли с выбором, это потом становится проблемой университета, а часто и будущих работодателей, уверена директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

— У многих ребят к окончанию бакалавриата наступает психологический кризис: они понимают, что пошли не туда, по настоянию родителей, в то время как им хотелось бы работать по другой профессии. И им надо менять свои интересы и жизненную стратегию, а в университете, где они учатся, возникает недобор в магистратуру, — рассказала эксперт.

Она отметила, что современная российская школа не воспитывает в учениках такие качества, как самостоятельность, умение делать выбор и принимать ответственные решения.

Сейчас вопросами профориентации занимаются в основном на уровне регионов, и многое зависит от решений местных администраций. К примеру, в Москве развивают предпрофессиональные классы. Среди них — инженерные, медицинские, кадетские и академические, рассказывал ранее в интервью «Известиям» глава столичного департамента образования Исаак Калина.

В Минобрнауки (сейчас находится на стадии разделения на Минпросвещения и Министерство высшего образования и науки) оперативно не ответили на вопрос «Известий», какие меры ведомство будет принимать для улучшения ситуации.

alt="Проект "Билет в будущее" позволяет школьникам "пощупать руками" интересующую их будущую специальность. Фото: Константин Завражин/ РГ" />
Проект "Билет в будущее" позволяет школьникам "пощупать руками" интересующую их будущую специальность. Фото: Константин Завражин/ РГ

Проект "Билет в будущее" подразумевает не только прохождение школьниками профориентационных тестов, но и знакомство с профессиями, предоставление детям возможности "пощупать руками" интересную специальность, а также помощь в ответе на вопрос, куда идти учиться после школы и кем стать. В прошлом году участниками проекта стали 40 "пилотных" регионов России и более 100 тысяч школьников, в этом году регионов будет не менее 30, рассказала "РГ" директор департамента по реализации проектов развития детей и молодежи "Ворлдскиллс Россия" Евгения Кожевникова.

Фото: iStock

В ближайшее время начнется отбор регионов для участия в проекте. Предполагается, что к 2024 году он охватит все субъекты и всех учащихся 6-11-х классов. Проект состоит из трех этапов. На первом школьники регистрируются на сайте "Билет в будущее", где проходят тесты, которые определяют мотивацию ребенка, уровень его осознанности и знаний о мире профессий, о том, чем конкретно занимается тот или иной специалист. "Например, флорист - это тот, кто собирает букеты или открывает цветочные магазины? Цифровая платформа разъясняет школьнику подобные нюансы", - рассказывает Кожевникова.

В результате тестирования определяется профиль школьника и уровень осознанности его выбора - неосознанная некомпетентность (когда ребенок мало знает о мире профессий и не понимает, что ему интересно и куда двигаться), осознанная некомпетентность (когда он понимает, что ему интересно, допустим, математика, но не знает, где и как ее можно применить и на кого пойти учиться) и осознанная компетентность (когда ребенок понимает, кем хочет стать и идет к цели). Ребят из первой группы более 70 процентов, из третьей - менее пяти.

По итогам теста школьникам, которые имеют представление о своих интересах и предпочтениях, предлагается поближе познакомиться с конкретными профессиями. Например, тесты выявили у ребенка математические способности, умение взаимодействовать с внешним миром, творческий потенциал. Платформа предлагает ему попробовать для себя сферы ИT-коммуникаций, услуг или дизайнерскую профессию. После этого он может записаться на мастер-классы по этим направлениям, посетить и понять, какие компетенции ему наиболее близки и интересны.

"Если ребенок сделал выбор, за ним закрепляется специально подготовленный педагог-навигатор. Он формирует для него рекомендации по построению индивидуального учебного плана, который позволит ему углубиться в нужные предметы и нарастить свои знания", - поясняет Кожевникова. При этом проект не ставит перед собой задачу заранее выбрать работу. Цель - научить ребят делать выбор и правильно представлять в целом мир профессий.

Фото: Mishatrilix/ wikipedia.org

По словам проректора Академии труда и соцотношений Александра Сафонова, основной выбор, куда идти учиться или работать, дети всегда делали на основе советов родителей и друзей. "Фактически высокий процент не определившихся говорит нам об инверсии представлений об успешной карьере. На рынке труда сейчас крайне мало профессий, гарантирующих стабильность и успех. Все знают об айтишниках, но это нелегкий хлеб. Остальные "успешные" специальности малоизвестны большинству школьников", - констатирует он. По мнению Сафонова, профориентационная работа в стране в целом не на самом высоком уровне. "Попробуйте найти информацию о профессии. Я имею в виду не краткие истории в Википедии, а полноценный материал, который расскажет о профессии: что она собой представляет, чем люди занимаются, какое образование нужно, какие трудности могут возникнуть при ее освоении, какая реальная зарплата будет после получения диплома, где есть рабочие места для этой профессии, какова вероятность оказаться безработными у ее обладателей", - говорит Сафонов.

В начале 2000-х годов была идея создать специальный госпортал, где учащиеся и родители могли бы получить такие сведения, но она так и не была реализована. Идею надо реанимировать, убежден эксперт. К тому же к профориентационной работе должны привлекать родителей. Если в школе ребенку посоветуют выбрать для себя одну профессию, а его родители будут убеждены, что ему нужна другая, с высокой долей вероятности победу в споре одержит семья. "Пока в профориентации отсутствует место родителей, она будет иметь очень бледный вид", - считает Сафонов. Однако не стоит переживать о том, что ребенок не сможет определиться с профессией, поскольку есть возможность обучаться в течение жизни и не раз менять работу.

МОСКВА, 25 июня 2018 года. Треть подростков в возрасте от 14 до 17 лет уже определились со своей будущей профессией, причем большинство из них считают, что школа не помогла им сделать профессиональный выбор. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса школьников старших классов, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2018 г.*

Треть подростков (31%) сообщили, что твердо определились с выбором будущей профессии, половина (54%) сейчас рассматривают несколько вариантов профессионального развития. Не определились с профессией 15% опрошенных. С возрастом постепенно увеличивается число подростков, выбравших профессию: среди школьников в возрасте от 14 до 15 лет их доля составляет 27%, от 16 до 17 лет – 36%.

Более половины тех, кто в той или иной степени определился с выбором профессии (53%), считают, что школа не помогла им сделать профессиональный выбор, 23% затруднились ответить. Каждый четвертый (24%) полагает, что определиться с профессией в школе им все же помогли, например, углубленным изучением отдельных предметов (47%), факультативными занятиями и кружками (30%), встречами с представителями профессий (30%). Также ребята считают полезными рекомендации психолога (25%), экскурсии на предприятия потенциальных работодателей (21%) и выступления представителей ВУЗов (23%).

Большинство подростков (69%) планируют получать высшее образование, причем доля девушек, которые хотят поступать в ВУЗы, выше, чем доля молодых людей (74% против 66%).

Почти все ребята от 14 до 17 лет (98%) ежедневно пользуются интернетом.

«Определились ли Вы в настоящий момент с выбором будущей профессии?», в % от всех опрошенных, разбивка по возрасту

Все опрошенные 14-15 лет 16-17 лет
Да, и это твердое решение 31 27 36
Есть несколько вариантов, между которыми я определяюсь 54 56 52
Нет, еще не определились 15 17 12

«Помогла ли Вам школа определиться с выбором будущей профессии?», в % от тех, кто уже принял решение о профессии или рассматривает несколько вариантов профессий

Подростки, определившиеся с выбором профессии
Да, школа помогла определиться 24
Нет, школа не помогла 53
Затрудняюсь ответить 23

«Как именно школа помогла определиться с будущей профессией?», в % от тех, кто ответил, что школа помогла им с выбором будущей профессии **

Подростки, определившиеся с выбором профессии благодаря школе
Углубленное изучение отдельных предметов 47
Факультативные занятия и кружки 30
Встречи с представителями профессий 30
Рекомендация психолога (по результатам тестов, деловых игр и пр.) 25
Выступления представителей вузов, техникумов, колледжей 23
Экскурсии на предприятия потенциальных работодателей 21
Рекомендации по выбору дополнительных образовательных курсов 18
Другое 2
Затрудняюсь ответить 7

«Какое образование Вы планируете получить?», в % от всех опрошенных, разбивка по полу

Все опрошенные Юноши Девушки
Неполное среднее образование 2 3 2
Среднее образование (школа или ПТУ) 2 2 2
Среднее специальное образование (техникум) 16 20 12
Незаконченное высшее (1-3 курсы ВУЗа) 2 3 1
Высшее образование 70 66 74
Ученая степень 2 2 3
Затрудняюсь ответить 6 4 6

Грамотно настроенная система профориентации повышает качество человеческого капитала, способствует развитию экономики, помогает рационально распределить трудовые ресурсы, снизить уровень безработицы. В настоящее время существует ряд проблем, связанных с профориентацией молодежи, которые не позволяют достичь высоких результатов: недостаток квалифицированных специалистов-профориентаторов, отсутствие целостной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в школах, противоречие между представлениями ребят и их родителей о престижных востребованных профессиях и реальным запросом экономики и рынка труда, невозможность получить информацию о всем многообразии существующих профессий и их содержании, отсутствие возможности выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка, предложить детям разнообразные дифференцированные подходы к обучению.

Результаты проведенного исследования подтверждают существующую сложную ситуацию с профориентацией: лишь треть подростков приняла твердое решение о будущей профессии, и только каждому четвертому в этом помогла школа. Перемены необходимы, поскольку только грамотно выстроенная система может помочь подросткам в профессиональной ориентации, параллельно повышая уровень качества трудовых ресурсов в стране в целом.

Похожие публикации

За 2020 год уровень лояльности россиян к своему работодателю впервые снизился после роста на протяжении 4 лет. На конец прошлого года индекс лояльности работодателю еNPS (Employee Net Promoter Score) составил -32 балла, что на 5 баллов ниже показателя 2019 года. Большинство работающих недовольны своим работодателем и не готовы рекомендовать его друзьям и знакомым, но при этом не собираются менять свое место работы.

Среди российских компаний с 2018 года в два раза (с 26% до 50%) увеличилась доля тех, кто стал искать сотрудников через знакомых и в шесть раз (с 3% до 20%) – доля тех, кто начал привлекать на стажировку выпускников и студентов вузов.

Аналитический центр НАФИ представляет результаты всероссийского мониторинга готовности населения к жизни и работе в условиях цифровой экономики. Были опрошены жители 85 российских регионов.

Большинство работодателей в России соблюдают рекомендованные меры по профилактике коронавирусной инфекции. В приоритете для них – дезинфекция помещений. Меньше внимания уделяется закупке средств индивидуальной защиты сотрудников: каждый пятый работающий отметил, что не получает защитные маски на работе.

Используемые методы

Ежемесячное репрезентативное всероссийское исследование, в анкету которого одновременно
включаются тематические блоки вопросов от нескольких заинтересованных компаний.

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.

— Всего в выборку входят около пяти тысяч человек, 42 региона. Опросы стартовали с восьмиклассников в 2011 году, и дальше мы их опрашивали каждый год. Мы спрашивали их о бэкграунде, образовании родителей, переездах, значимых событиях в жизни, на эту тему также общались с родителями, задавали им вопросы, какое образование они хотят для своих детей. Но основное, что мы узнавали, — это образовательные решения и планы школьников: знают ли они, на кого хотят поступать, как эта профессия выглядит, кем они видят себя через пять-десять-тридцать лет, какой уровень образования они хотят получить.

Наш Центр культурсоциологии и антропологии образования в Институте образования НИУ ВШЭ разрабатывает методологию, анкеты. Опросы проводит наш партнер — Фонд общественного мнения. Однако не всю информацию можно собрать с помощью опросов. Тогда как наш интерес состоит в том, какие смыслы вкладывают дети, подростки и молодые люди в образование, работу, в свои решения. Поэтому мы решили также провести локальное исследование и лично пообщаться с ребятами. Сейчас это уже около 130 глубинных интервью. Проект называется «Меченый атом». В него входят восемь регионов: Москва, Петербург, Свердловская, Калужская, Амурская области, Краснодарский и Красноярский края, Татарстан. Общаемся мы со школьниками с 2013 года и изучаем, что они думают об образовании.

Школьники очень разные. И тут есть проблема неравенства. Дети с одинаковыми оценками в школе часто выбирают разные траектории. Это связано с социальным положением их семей, уровнем образования родственников, окружением

Павленко Екатерина Сергеевна
Младший научный сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования

— О чем же мечтают девятиклассники, каковы их амбиции?

— Школьники очень разные. И тут есть проблема неравенства. Дети с одинаковыми оценками в школе часто выбирают разные траектории. Это связано с социальным положением их семей, уровнем образования родственников, окружением. Дети родителей, у которых нет высшего образования, не имеют представления о том, что такое высшее образование, в чем его польза. Потому что, с точки зрения их родителей, получивших среднее профессиональное образование и даже занимающих статусные позиции, образование — это набор навыков, которые ты можешь приложить, навыки видимые, понятные, осязаемые.

Например, ты обучился на парикмахера и понимаешь, за что тебе будут платить деньги на работе. А те, кто уже имеет высшее образование, видят смысл образования иначе и умеют пользоваться им иначе. На Западе активно изучается проблема, связанная с так называемыми студентами университетов в первом поколении. Эти люди хорошо учатся, но им трудно интегрироваться в среду высшего образования, потому что по их навыкам, повседневным практикам и смыслам она для них непривычная. И даже если физически они в университет попадают, построить свою траекторию академически им сложно. Тем, у кого есть соответствующие представления о высшем образовании, проще ориентироваться в этой системе и успешно пользоваться ею.

Тут уместно вспомнить исследование такого феномена, как агентность. В одном недавнем исследовании оно трактовалось как умение ориентироваться в будущем, представить будущее и свое место в нем, проанализировать свои возможности как ощущение контроля над своей судьбой, умение преодолевать препятствия на пути к цели. Это не психологические характеристики, не когнитивные способности, а комплекс культурных смыслов, нарративов. И в исследовании показано, что этот комплекс смыслов освоен детьми семей среднего класса, у чьих родителей есть высшее образование, и не освоен детьми из семей, относящихся к рабочему классу, без высшего образования. А агентность считается очень важной в современной экономике, для современного рынка труда нужны как раз такие навыки. В такой перспективе получается, что дети, не освоившие нарратив агентности, практически обречены на неуспех в современном мире.

Те, кто выбирает академический трек, то есть идут до 11-го класса и поступают в вуз, имеют инструменты для того, чтобы упростить сложный окружающий мир, который их так пугает (к этому нужно добавить также страх не сдать ЕГЭ и не поступить куда хочешь), — они считают, что важно просто поступить в вуз и получить высшее образование, не рассматривают другие варианты.

Поступив в вуз, понимают, что это не то, чем хотели бы заниматься

— Какие представления у школьников о современном рынке труда, о профессиях?

— Мы обнаружили, что среди подростков, и среди тех, которые идут до 11-го класса и поступают в вуз, и среди тех, кто выбирает среднее специальное образование после 9-го класса, довольно редко встречаются целеустремленные, которые хотят приобрести определенную профессию и стать хорошим профессионалом именно в этой области. Проблема в том, что они не знают, на что опереться, чтобы принять решение. Не просто мало информации в открытом доступе, но они и не умеют ею пользоваться — где ее искать, как обрабатывать, как сравнивать, как вообще думать об образовании, чтобы оно помогло. Это непросто, и существующая система профориентации не очень помогает.

Те, кто выбирает академический трек, то есть идут до 11-го класса и поступают в вуз, имеют инструменты для того, чтобы упростить сложный окружающий мир, который их так пугает (к этому нужно добавить также страх не сдать ЕГЭ и не поступить куда хочешь), — они считают, что важно просто поступить в вуз и получить высшее образование, не рассматривают другие варианты. А дальше в основном выбирают по оценкам: какие у меня предметы получаются, такие я буду сдавать, и это определит факультет, на который я буду поступать, и дальше система образования меня поставит на путь к счастливой жизни.

И это очень пассивный выбор. Оценки выступают прокси и делают выбор за школьников, хотя предметы, по которым ты успешен, не обязательно тебе нравятся, и не обязательно тебе понравится специальность, на которую эти предметы нужно сдавать. И столкновения с реальностью происходят поздно. Уже поступив в вуз или колледж, молодые люди или девушки понимают, что это не то, чем они хотели заниматься, но перепостроить траекторию довольно сложно, и, опять же, мало осведомленности о возможностях и мало доступной информации.

Поступление в вуз не столько престижно, сколько единственным адекватным вариантом. Это коллективно разделяемое представление, формировавшееся на протяжении многих лет. Получение высшего образования считается важным для обеспечения себе нормальной жизни.

— То есть поступление в вуз остается чем-то престижным, тогда как не поступившие в него остаются чем-то вроде людей второго сорта?

— Не столько престижным, сколько единственным адекватным вариантом. Это коллективно разделяемое представление, формировавшееся на протяжении многих лет. Получение высшего образования считается важным для обеспечения себе нормальной жизни. Причем нормальная жизнь, которая имеется в виду, — это не доступ к престижным товарам, это не доступ к высокому достатку, а просто минимальный базовый уровень, позволяющий не остаться без работы, «не работать грузчиком». На самом деле, за стремлением к высшему образованию часто стоит не очень высокая планка общих притязаний в жизни.

Но изменились некоторые моменты. Например, есть такой феномен, хорошо изученный на Западе (у нас мало, потому что в принципе образовательные траектории у нас изучены плохо), — это «быстрый трек во взрослость». Когда человек оканчивает школу и получает стабильную работу, у него появляются стабильные отношения, он создает семью, рождается ребенок — и в этот момент человек становится взрослым, согласно теории жизненного курса. Молодые люди, которые раньше получают образование и выходят на работу, находятся на «быстром треке во взрослость», потому что в теории они раньше обретают все эти статусы. Те же, кто идет в вуз, сначала долго учатся, потом медленно выходят на рынок труда, не сразу заводят семью и детей, то есть взрослеют дольше.

Но сегодня для ребят, которые идут в средние специальные учреждения в России, все не так просто. Некоторые, действительно, после техникума или колледжа сразу выходят на работу и создают семью, взрослеют быстро. Отдельный вопрос, как складывается их жизнь дальше. Но многие, кто уходит из школы после 9-го класса, в дальнейшем планируют получать высшее образование, и чем дальше они учатся в колледже, тем больше ребят начинают думать, что средним профессиональным образованием им не обойтись. И тогда для них путь во взрослость удлиняется, а их жизнь становится менее стабильной. Поскольку им нужно балансировать, работать и одновременно учиться, возможно, платить деньги за образование, это снижает их возможность «встать на ноги», создать семью и иметь детей и чувствовать себя в безопасности с точки зрения благополучия.

Молодежь конструирует образы благополучной жизни с нуля

— На какие источники информации ребята опираются, когда думают, как построить свою жизнь?

— Они находятся в сложном положении. Не могут полностью положиться на биографии родителей, потому что те строили свои образовательные, семейные траектории в других условиях. Молодежь конструирует образы благополучной жизни практически с нуля, им приходится самим придумывать, как это делать, чего от жизни хотеть, какими быть: что важнее — семья или работа, как выглядит успех, это квартира и машина или что-то другое? Они ищут образцы в интернете, в современной популярной культуре, это и рэп, и блогеры. Очень важно ближайшее окружение.

Например, есть истории, когда подросток учится в школе хорошо, его родители имеют среднее профессиональное образование и транслируют ему мысль, что надо доучиться до 11-го класса и идти в вуз. Но сам подросток не видит их аргументы достаточными, не понимает, зачем ему высшее образование, не может его осмыслить так, чтобы оно стало притягательным. И в итоге он поступает в колледж, куда идут его одноклассники, друзья.

Естественно, в самом по себе подобном выборе нет ничего плохого. Проблема здесь в том, что подростки принимают неинформированные решения, а часто опираются на обрывочную информацию, слухи, сарафанное радио, друзей, случайно увиденную рекламу, они не видят всей картины, всех возможностей, всех путей, и их представления о том, куда их приведут те или иные решения, не всегда реалистичные, если они вообще есть. И возможно, очень многие подростки из-за этого не реализуют свой потенциал, по какому бы треку они ни шли. Образ благополучия и путь к нему, получается, слабо связаны, а это значит, что достижение благополучия становится проблематичным.

— Какие профессии они выбирают?

Набор стандартный — юрист, экономист, строитель, программист, учитель, военный, инженер, врач, менеджер. Это довольно типично. То есть на карте, помимо традиционных профессий, появился «программист», это на слуху, но важно то, что эти профессии абстрактные и «образные», без подробностей о том, в чем специфика той или иной профессии, или о том, какие разнообразные возможности могут быть внутри какой-то профессии.

Павленко Екатерина Сергеевна
Младший научный сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования

— Какой преобладает сценарий жизни, что на первом месте — карьера или семья?

— Основное — это низкая агентность, неумение «проектировать» будущее и некоторый фатализм. Ребята говорят: «Я не знаю, не могу ничего решить сейчас, потому что мир очень неопределенный, непредсказуемый, я не могу ни на что рассчитывать, поэтому следующее решение буду принимать, когда окажусь на следующем шаге. Сейчас я поступаю, учусь, а думать о работе буду потом». То есть в основном построения своей траектории поверх системы образования нет, нет такого, что вот, что я хочу, какое образование мне для этого нужно? Скорее ребята попадают в вуз и чувствуют себя в надежных руках системы. Они рассчитывают на то, что система их дальше проведет по пути на рынок труда.

— То есть собственной мечты у них нет?

— В основном да, или она очень неопределенная, размытая. Мы разговаривали с ребятами из разных школ. В Москве мы тоже старались делать выборку из разных школ. Это и обычные школы, и сильные школы. Но Москва все равно отличается от остальных регионов, а столицы регионов — от всех остальных городов и поселений в регионах. Конечно, есть дети, которые учатся хорошо, которые более амбициозны и сильнее ориентированы на успех, как правило, это дети родителей с высшим образованием. Но, по нашим данным, тех, кто не очень хорошо представляет себе будущее, слабо ориентируется в нем и не строит свою траекторию активно, гораздо больше.

— А гендерные различия есть? Что думают о будущем девочки?

— Есть некоторые различия. У девочек гораздо чаще встречается нарратив о том, чтобы поступить куда-нибудь, это может быть и колледж, и вуз, но образование для них не так важно, потому что важна семья. Иногда девочки так и говорят: «Я не буду планировать свою карьеру и профессиональную жизнь, амбиций у меня по этому поводу нет никаких, потому что мне нужна семья». Но нельзя сказать, что это доминирующий нарратив. Многие девочки говорят о том, что надо встать на ноги, получить образование и работу: «А потом, когда я уже смогу быть уверена в завтрашнем дне, буду думать о семье».

Отношение к работе у них скорее как к обязательству, необходимости

— А для чего им нужна работа? Это служение обществу, реализация себя или что-то другое?

— Мы спрашивали о том, какая им нужна работа, и они отвечают так: «Нам нужен хотя бы прожиточный уровень, чтобы не нуждаться, чтобы не дергали, чтобы не было лишних стрессов и отвращения». Это говорит о том, что когда они думают про работу, для них это не дело, которое ты делаешь и достигаешь результата, которому ты рад. Отношение к работе у них скорее как к обязательству, необходимости: ты этого не избежишь, и все, что ты хочешь, чтобы это было не столь обременительным и напряженным.

Так думают школьники и оканчивая 11-й класс, и учась в колледже. Возможно, со временем, оканчивая учебные заведения, работая, ближе знакомясь со специальностью, они меняют свои представления, мы сможем это узнать. Бывает, что по ходу обучения в вузе люди понимают, что такое тратить свое время на что-то. И если ты тратишь свое время на то, что тебе не нравится, у тебя возникает диссонанс, и ты понимаешь, что не хотел бы этим заниматься. И тогда они начинают искать то, на что хотели бы тратить время своей жизни. И тогда они перебирают разные профессии.

— Образовательная система сегодня помогает выпускникам трудоустроиться?

— На каждом уровне образования своя система помощи. В среднем профессиональном образовании сейчас делается большой акцент на том, чтобы учебное заведение имело тесный контакт с предприятиями и могло гарантировать выпускникам большой процент трудоустройства. В вузах другая ситуация, это большие организации, и интерфейс перехода на рынок труда не всегда отлажен, не во всех вузах есть службы, помогающие с трудоустройством. Есть обязательная практика, но это другое. Узнать о рынке труда: какие есть предприятия в регионе, где и кто нужен, такой информации студентам часто не предоставляется.

— И как они решают эту проблему?

— Многие опираются на информацию по знакомству, многие используют сайты-агрегаторы, особенно в крупных городах.

— Если большинство выпускников, школьников недостаточно хорошо понимают, чем хотят заниматься в будущем, как это влияет на ситуацию в экономике страны?

— Думаю, это влияет негативно на благополучие самих людей, поскольку они трудятся на работе, которая им не очень интересна, и им не так уж важно, какой результат они получат. Это специфическое проведение времени. Конечно, это может негативно сказываться на экономике, потому что вовлеченность работников важна для продуктивности труда и развития компаний.

— Как это можно было бы изменить?

—Думаю, в школах нужна новая система профориентации, учитывающая международную практику. В индустриальной экономике сочетали людей и рабочие места: тестировали людей на предмет того, к какой работе они подходят, и отправляли их по этому пути, грубо говоря. В современном обществе, постиндустриальном, такой подход не работает. Рынок труда другой, профессиональных траекторий, когда ты получил профессию и работаешь и растешь в ней постоянно, сейчас все меньше. Смена профессии, получение дополнительного образования, обладание несколькими профессиями — вот что распространяется.

В современном обществе, постиндустриальном, рынок труда другой, профессиональных траекторий, когда ты получил профессию и работаешь и растешь в ней постоянно, сейчас все меньше. Смена профессии, получение дополнительного образования, обладание несколькими профессиями — вот что распространяется.

Система профориентации должна включать в себя развитие навыков принятия решений, работы со сложностями и преодоления препятствий, работы с информацией, формирования своего пути. Образовательных и карьерных возможностей много. И как в этом всем построить свою личную траекторию — готовых рецептов нет. Нужно специально об этом думать, нужны навыки, ресурсы и специалисты, консультанты. Тестированием здесь не ограничиться.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ТРУДНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее.Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому.

В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий.

Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1). Рассмотреть все возможные виды профессий.2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае.3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии.4). Провести социологический опрос.5). Детально разобрать процесс выбора профессии.

При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике.

1 Теоретическое рассмотрение вопроса

1.1 Рынок профессий в Пермском крае

В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе.

Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы.

Средняя заработная плата в Пермском крае составляет 20 000 рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе 74 000 .

Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте - Березники, а на третьем – Чайковский.

1.2 Разнообразие профессий

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней.

Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности – это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию.

Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой.

Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик

Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог

Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр

Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех

Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер

Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр

Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник

Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор

Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса

Аграрные и животноводческие

Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер

Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС

2 Аналитическая часть

2.1 Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии – это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.

2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.

3. Увлечение внешней стороной профессии.Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.

4. Выбор профессии под влиянием друзей.В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.

5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.

6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.

7. Недостаточная информированность о мире профессий.На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.

8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.

9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.

2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии

В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.

3 Проектная часть

3.1 Социологический опрос

В опросе участвовало 40 человек в возрасте 16-17 лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы:1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии?2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии?3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?

По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы

По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей.

3.2 Процесс выбора профессии

Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию.1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию – это первый и самый главный шаг к её получению!2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной.3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей.Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться.4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта.Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом!

Заключение

Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии - это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами!

Список используемой литературы

1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2). Кон И. С. «Психология старшеклассника» - Москва: Издательство «Просвещение», 1980.

3). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

4). Робинсон К. «Найти своё призвание» - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

5). Соловьёв А. «Выбор профессии» - Москва: Издательство «Эксмо», 2013.

6). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

Читайте также: