Связаны ли символы профессии с медицинской этикой

Опубликовано: 03.10.2024

История развития медицины охватывает развитие человеческого общества с древних времён по настоящее время. С самого начала велась борьба человека с природой за свои жизнь и здоровье, зарождался эмпирический опыт, развивалось самосознание, но вместе с тем человек сначала столкнулся с невежеством, суевериями и предрассудками. Первый лекарь был сверстником первобытного человека. Величайший русский ученый Павлов Иван Петрович говорил: «В лаборатории врача – все больное человечество… их деятельность – ровесница первого человека». Очень трудной была борьба человеческого общества против бедствий, эпидемий, травм.

Медицинские знания помогали справится с недугом, приносили радость, надежду избавления от болезней. В течении всего периода развития и распространения эмпирических знаний в области медицины было много символических и специфических изображений. Многие из медицинских символов исчезли в далёком прошлом, другие перешли в другие сферы, третьи символы дошли до наших дней почти в неизменном виде. Изучить и понять историю возникновения и внутреннего содержания символа – довольно сложное, но опираясь на различные источники можно понять откуда возникло то или иное изображение. Любой медицинский символ имел свою индивидуальную историю и на протяжении веков приобретал различные индивидуальные смысловые оттенки [9].

В более - менее обобщенном понимании, символ (от греческого simbolon) – условный знак, используемый в практических целях, он так же может оказаться тайным обозначением, смысл которого известен только “посвященным людям”. Символ в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона означал «вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу» [3]. Со временем символ преобразовывался и стал видимым отображением некоторого явления, предмета и идеи.

Если взять определение у великого русского врача Максимовича-Амбодика Н. М. (XVIII в.), автора первого в России руководства по акушерству «Искусство повивания» (1784 г.), а также автора книг «Емблемы и символы» в 2-х изданиях: «Символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногих слов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с эблемою, руководствуют нас к познанию другой вещи <. >, исторический, политический, нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменование содержащей»; эмблемой же нарикается «остроумное изображение или <…> картина, очам представляющая какое ни есть <…> вещество <. >, с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком слов изречении».

Еще одно определение эмблемы, а так же символа дает, книга упомянутая выше: «емблема – это условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке и пластике». Можно сказать то, что смысл иносказания эмблемы установлен и не полагает другого объяснения. Эмблемы должны быть понятны для понимания и довольно незаурядны, почти любой человек должен понимать их смысловое значение. Символ может иметь различную смысловую нагрузку, так символ воплощает идею, концепцию художника, а понимание может быть любое. Можно сказать, что эмблема - это некий условный знак, такой как иероглиф. «Там, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория – прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа» [5].

В Древней Греции слово «эмблема» означало рельефные украшения на предмете из дорогого материала (золота, серебра, бронзы). На сегодня принято ассоциировать эмблему с условным изображением какого-либо понятия или идеей. Приведем пример: “Серп и молот” ассоциируется с эмблемой СССР; условное изображение улия ассоциируется с трудолюбием и упорядоченностью; “якорь” отображает смелость, находчивость, решительность; “лира” символизирует поэзию и музыку [1].

Раньше в древние времена символика была хорошо распространена и играла очень важную роль в жизни человека, так же помогала общаться с другими людьми. Старинные символы впоследствии отразились в различных эмблемах; одно из самых распространённых изображений, это условное изображение растений. В книге Максимовича-Амбодика Н.М. каждая эмблема сопровождается транскрипцией на пяти языках (латинском, французском, русском, немецком и английском), так же указывается, что “вечнозеленые” растения, такие как: лавр, ель, сосна, кедр и другие, символизируют незыблемость и постоянство; эмблема розы символизирует все возвышенное, красоту и справедливость.

Однако в медицине распространены свои специфические символы и эмблемы. В современной научной литературе так же опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения различных символов от определенных исторических периодов развития человеческого общества. Если мы раскроем первоначальный смысл символов медицины и увидим постепенное изменение его в течении всего все периода своего существования, мы так же сможем понять, как менялось образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях в повседневной жизни, несомненно оказывающих на него пагубное и положительное воздействие. Раньше человек не осознавал сущности этих явлений, человек и связывал их с различными одушевленными и неодушевленными предметами. Но по мере накопления эмпирического опыта и развитием знаний первоначальные “вещественные” представления о окружающем мире переосмысливались, а первые символы, олицетворяющие различные природные явления, постепенно меняться приобретают другие значения. В настоящее время существует различные версии смыслового содержания древних символов и эмблем медицины, дошедших до наших времен.

При изучении истории возникновения и распространения медицинских символов, нам волей-неволей приходится обращаться к различным вспомогательным дисциплинам (нумизматика, мифология, языковеденье). Медицинские символы, вместе с ними и медицинские знания берут свое начало с незапамятных времен, при их развитии, на них также оказывали влияния различные культурные и духовные традиции народов. Вспомогательная историческая дисциплина нумизматика является одной из главных при изучении истории медицинских символов, она изучает монеты, ордена, медали, слитки. Еще одной дисциплиной является бонистика, предметом исследования которой являются различные денежные купюры, а также их значения в экономических, исторических и духовных аспектах. На монетах различных эпох можно найти символы и эмблемы врачевания, так же, иногда монеты являются их единственными историческими свидетельствами [1].

При изучении медицинских символов, как правило, использует исторический метод исследования, позволяющий объективно рассмотреть “проблему развития” медицинских символов и все ее связи с историческими явлениями в области культуры, науки и искусства.

Многие ученые, изучающие символы и эмблемы медицины, предлагают различные классификации эмблем врачевания. Согласно основной классификации медицинских эмблем, медицинские эмблемы разделяются на общие и частные. Как правило, к общим медицинским эмблемам относятся изображение змеи, а так же различные вариации этого изображения: 1) змея обвивающая посох (посох Асклепия); 2) змея обвивающая чашу; 3) змея обвивающая треножник Аполлона; 4) змея обвивающая омфалос (Дельфийский пуп); 5) змея обвивающая свечу (или светильник); 6) змея обвивающая зеркало; 7) две змеи обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия). Помимо змеи к общим медицинским эмблемами относятся: Анк Импотеха; горящий факел или горящая свеча; сердце на ладони; светильник; яйцо; петух.

Основными частными медицинскими эмблемам являются:

1) эмблемы терапевтического профиля — изображение флорентийского младенца, изображение ландыша, уринария, клистира, рука, ощупывающая пульс;

2) эмблемы хирургического профиля — пентаграммы, изображения некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);

3) эмблемы фармации - ступки, ступки с пестиком, греческий крест;

4) военно-медицинские эмблемы и эмблемы медицинских обществ (все вышеперечисленные символы, как правило немного изменённые и украшенные венками, инструментами, надписями, цветами)[1].

Из вышеперечисленного следует, что общие медицинские эмблемы символизируют медицинскую деятельность как таковую, в то время как частные медицинские символы относятся к отдельным направлениям врачебной деятельности.

Рассмотрим некоторые частные медицинские символы более подробно, в том числе их историческую подоплёку.

1) В Средневековой Европе эмблемой терапии было изображение цветка ландыша, лечебные свойства которого были известны ещё с древних времен, в частности лекарства на его основе использовались для лечения болезней сердца. Ландыш запечатлен на портрете Н. Коперника, известного астронома.

Другими символом терапии были изображения сосуда для сбора мочи – уринария, руки, прощупывающие пульс и другие [1].

2) Эмблемы аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.), большинство это были змеи и растения (лилии), но чаще всего изображение аптекарской ступки с пестиком.

3) Уроскопия (осмотр мочи пациента) пользовалась достаточно давно, её применяли и в Древнем Китае, так же в Древней Индии, Древней Греции. Изображение “Уринарии” (сосуда для мочи) использовалось для обозначения терапии. Сосуд ассоциировался с телом человека, являлся его зеркальным отражением: верхняя треть сосуда соответствовала голове, средняя - грудной клетке, последняя треть - нижней части тела.

4) Символами хирургии служили изображения различных хирургических инструментов (нож, пила).

5) Эмблемой педиатрии начиная с 19 века стало изображение «флорентийского младенца» – закутанного до пояса ребёнка. Изображение появилось на фасаде сиротского дома во Флоренции, а после распространилось и на другие учреждения [1].

6) Пентаграмма — изображение в виде пятиконечной звезды, вычерченное одной линией. Пентаграмма использовалась во многих странах древнего мира, в том числе в Древнем Египте, Месопотамии. Этот знак применялся как личный талисман против “злых духов”, вызывающих болезни и несчастья. Своими остриями он связывал пять планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и для “посвящённых” являлась могущественным знаком. В Древнем Вавилоне пентаграмму изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. Так же он использовался как символ здоровья в Кротонской медицинской школе, основателем которой был сам Пифагор.

7) Пеликан, разрывающий свою грудь и кормящий птенцов, представляет собой символ безвозмездной и самопожертвенной любви к детям. В Европе, а после и в России (с IXX века) изображение пеликана, кормящего своей грудью птенцов, служило эмблемой многих приютов и больниц, символ педиатрии. В скандинавских странах эта эмблема символизирует донорство [1].

8) Лотарингский благотворители крест

Стал известен благодаря Международной лиге борьбы с туберкулёзом. На конференции проходившей в Берлине в 1902 году был утвержден Лотарингский крест, как символ борьбы с туберкулезом. Он изображался в виде красного креста с двумя горизонтальными или несколько наклонными полосами (полосы могли быть разной толщины).

Лотарингский крест появился во время первых Крестовых походов, герцог Лотарингии Годфрид использовал его в качестве личного герба.

В мусульманских странах используют видоизмененный Лотарингский Крест, в котором вместо горизонтальных полос имеется два полумесяца [1].

9) В России символом противотуберкулезной борьбы стал символ “Белой ромашки”, он впервые появился благодаря Всероссийской Лиги по борьбе с туберкулезом. На заседании лиги борьбы с туберкулезом проходившей в Петербурге цветок белой ромашки был избран эмблемой борьбы с туберкулезом (в 1911 году). Он символизировал здоровье и чистоту лёгких и дыхательных путей. В дальнейшем благотворительное движение “Белого цветка” (“Белой ромашки”) охватила большую часть России и самые различные слои населения. Уже после Октябрьской социалистической революции в 20-е годы противотуберкулезная пропаганда возродилась и на «туберкулезных трехдневках» организовывались митинги, собирались средства для нужд диспансеров [1].

10) В 1962 году на заседании Всемирная организация здравоохранении была предложена эмблема противомалярийной борьбы — изображение посоха в виде копья, обвитого змеёй и обращённого остриём вниз, против малярийного комара на фоне Земного шара. Также начались выпускался марки с этим изображением для сбора средств.

11) В начале XX века возникло Международное общество борьбы с лепрой (раньше её называли «львиной болезнью»). Символом этой организации стало изображение в виде виньетки, образованная из двух львиных голов. В центре изображения – круг с латинской буквой «L», а на верху и в низу виньетки надпись из двух слов – «Lions» и «International», что обозначало «Международное общество борьбы с лепрой». Эта эмблема и стала международным символом борьбы с лепрой.

12) Символом борьбы с различными онкологическими заболеваниями стало изображение краба, пронзённого стрелой или шпагой (cancer с латинского и есть рак или злокачественная болезнь) [1].

13) Отдельную группу медицинских эмблемы составляют военно-медицинские эмблемы. В большинстве стран мира в качестве знаков отличия военно-медицинской службы использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях [1].

14) Важное место среди различных медицинских символов занимают символы международных медицинских организаций.

А) Символ “Красный крест” на белом поле узнают во всем мире. Созданный первоначально для обозначения санитарных служб в рядах вооруженных сил, чтобы обозначить раненных и больных при их транспортировке из поля боя в медучреждения, тем самым “защищая” раненных от негуманного поведения. По мере своего развития символ “Красный крест” использовался уже различными гуманитарными организациями, помогал многим людям во всем мире.

Красный крест наряду с символом Красного полумесяца (у мусульман) является эмблемой Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Главным инициатором создания этого движения стал швейцарец Анри Дюнан. Своими статьями, об ужасах воины и об возможности создания служба помощи, во время вооруженых конфликтов, он объединил людей во всем мире; в результате Женевское благотворительное общество создает Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Б) “Снежинка”. Идея изображать синюю снежинку в качестве медицинской эмблемы зародилась в США. Её оригинальное название с английского переводится как “Звезда жизни” (Star of Life).

Впервые эмблема была представлена отделом экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах, а её автором был Лео Шварц. Позже она была одобрена Американской медицинской академией 1 февраля 1977 г.

Сегодня эта эмблема принадлежит Экстренной медицинской помощи. Каждый луч шестиконечной снежинки символизирует определенные функции, которые выполняет служба по оказанию экстренной медицинской помощи: обнаружение пострадавших, извещение об обнаружении, проверка реакции пострадавшего, оказание помощи на месте и оказание помощи во время транспортировки, направление пациента на следующий этап оказания медицинской помощи (операционное отделение, медицинский стационар).

Считается, что голубой (синий) цвет снежинки символизирует безвозмездную помощь, благотворительность, чистоту, а сама шестиконечная фигура отождествляется с именем Спасителя [1].

Таким образом, проанализировав фактический материал, можно сделать вывод, что медицинские символы и эмблемы зародились достаточно давно, постепенно они “развивались” и в дальнейшем приобрели свой современный вид и значение; как правило, они обозначали врачебную деятельность или целую отрасль в медицине. На сегодня не уменьшается интерес к истории медицины, а вместе с тем и к истории появления и “развития” символов. Символы и эмблемы с древних времен объединяли группы единомышленников (школы философов, университеты ученых, гильдии аптекарей), стали их социальными “знаменами”, со временем появились различные медицинским направления. Общеисторическое значение медицинских символов и эмблем велико, поэтому они объединены с историей человечества, с культурой народов, а также с их нравами и обычаями (например, красный полумесяц у мусульман). Некоторые медицинские символы используются на всех континентах (чаша со змеей, зелёный крест, красный крест), что утверждает их роль в мировой глобализации(объединение) народов и в образовании сплоченного общества. Чем лучше мы представляем себе содержание той культурной эстафеты, которую приняли от прошлых поколений, тем ценнее полученные знания; мы можем передать их следующим поколениям, принося через года весь “багаж” знаний, “черпая” и применяя из него все самое лучшее, что создано человечеством.

Значение образа змеи в античном мире медицины. Происхождение легенды о посохе Асклепия. Становление кадуцея Гермеса общемедицинским символом в эпоху Возрождения. Связь треножника Аполлона с основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.12.2017
Размер файла 760,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра латинского языка

Зав. кафедрой: доц.

Медицинская символика и девизы врачебной профессии

Глава 1. Медицинская символика

1.1 Значение образа змеи

1.2 Чаша со змеей

1.3 Посох Асклепия

1.5 Красный крест и красный полумесяцдицинский символ девизный

1.6 Другие символы

Глава 2. Девизы врачебной профессии

Список информационных источников

В разные времена у разных народов медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врача и методах лечения.

В данной реферативной работе рассматриваются вопросы значения и происхождения медицинских символов и девизов.

Будущему врачу следует знать об истории медицины, поэтому эта тема актуальна для студентов, получающих медицинское образование.

Целью работы является изучение медицинских символов и девизов, их значения, истории и происхождения.

. Познакомиться с медицинской символикой

. Выявить значение и происхождение символов

. Узнать о девизах врачебной профессии, объяснить их назначение.

Символика имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского языка, символ - это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета. Происхождение общеизвестных символов чаще всего уходит своими корнями в глубокое прошлое.

Глава 1. Медицинская символика

1.1 Значение образа змеи

Существует несколько основных медицинских символов: чаша со змеей, посох Асклепия и Кадуцей. Каждый из них заслуживает особого внимания. Фигурирующим звеном каждого из этих символов является змея.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а обыкновенный уж. Можно по-разному объяснить то, что многие народы связывали змей с исцелением больных. Змея - традиционный символ мудрости и могущества. Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места - глаза, раны. В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях многих домов было обнаружено изображение змеи, которая символизировала покой и здоровье обитателей дома.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Некоторые исследователи полагают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи. В то же время части их тела и яд считались сильными и универсальными лекарствами. Изучением ядов животного происхождения, в том числе змеиного, занимался Аристотель. Клеопатра (I в до н.э.) изучала змеиный яд и испытывала его на рабах. Греческий врач Никандр Колофонийский (III в.) описал действие змеиного яда и указал состав противоядий. Змеиный яд и в наше время входит в состав медицинских препаратов.

У африканских народов врачеванием занимались колдуны. Они же, как правило, были и заклинателями змей, т.е. символом колдуна была змея. В Европе же змея символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей».

Таким образом, змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами.

1.2 Чаша со змеей

Чаша со змеей - наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема (см. приложения). Чтобы выявить значение символа чаши со змеей, стоит проанализировать каждый образ в отдельности. Про змею было упомянуто выше. Что же символизирует чаша?

Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды. Лечение с помощью воды - древнейшая традиция медицины Древнего Востока. Средство внешнего и внутреннего очищения, вода считалась универсальным лекарством: есть библейские свидетельства о целительном действии вод Иордана; алхимики использовали росу и дождевую воду для получения лекарств.

Иногда происхождение чаши со змеей как медицинского символа связывают с историей ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах.

Таким образом, истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала. В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке. Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

1.3 Посох Асклепия

Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх - является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э. (см. приложения). Он символизирует связь с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские трактаты Древней Индии рекомендовали врачу иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. Посох Асклепия стал прообразом врачебной трости. В эпоху средневековья и Возрождения в ее верхней части иногда находили лекарство, противоядие, ароматические средства или уксус для предохранения от заражения. Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление, начало новой жизни.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона, был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии.

Асклепий стал почитаться как бог врачевания. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Эта легенда объясняет, почему Асклепий в большинстве случаев изображается держащим в руках длинный посох, обвитый змеей. Посох Асклепия стал первой эмблемой медицины.

В настоящее время посох, обвитый змеей, изображенный на фоне земного шара, окаймленного лавровыми листьями, является эмблемой Всемирной Организации Здравоохранения при ООН (см. приложение).

Греческим словом «кадуцей» (жезл Гермеса) называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса, обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев (см. приложения).

Гермес был посредником между богами и людьми, между царствами жизни и смерти. Согласно преданию, Гермес не только умел хорошо играть на лире, но и сам изобрел этот музыкальный инструмент и подарил его Аполлону. В благодарность Гермес получил от Аполлона волшебный жезл. Позже этот жезл стал символом мира, красноречия и остроты ума.

Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в это время становится не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. Кадуцей часто венчал ворон как один из символов алхимии.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни; двойная спираль, сформированная змеями, - символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи - плодотворные силы земного и потустороннего миров, взаимодействие противоположных сил: жизни и смерти, тьмы и света, добра и зла. Крылья Кадуцея олицетворяют воздушность, возможность пересекать любые границы. медицина кадуцей символ треножник

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это - эмблема медицины или коммерции.

1.5 Красный крест и красный полумесяцдицинский символ девизный

Многие люди считают, что красным крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине. Но это не так.

Красный крест не является символом медицины. Этот знак предназначен для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военных конфликтов. Постепенно он превратился в символ беспристрастной помощи всем, кто страдает. Именно поэтому красный крест узнается людьми во всем мире.

Красный крест и красный полумесяц являются символами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца - гуманитарного движения, созданного в 1863 г. и объединяющего более 100 млн. сотрудников и добровольцев по всему миру.

1.6 Другие символы

Помимо общеизвестных медицинских символов существует еще несколько менее распространенных эмблем.

Пентаграмма - пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. История этого символа уходит в Древний Египет и Месопотамию. Считается, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья (см. приложение).

Звезда жизни - синяя «снежинка», В Соединенных Штатах Америки сопровождает Службу экстренной медицинской помощи. Представляет собой синюю шестиконечную звезду с белой окантовкой, в центре - белый Посох Асклепия. Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи (см. приложение).

Треножник Аполлона. Аполлон был покровителем медицинских знаний, и треножник из его святилища стал одним из символов медицины. Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы:

Именно треножник Аполлона символизирует три этих основания (см. приложение).

Таким образом, существует немало медицинских символов, и история каждого из них уходит в далекое прошлое, во времена Древней Греции, Древнего Египта и Рима. Их значение основывается на легендах и мифах, которые в большинстве своем восходят к древнегреческим богам.

Глава 2. Девизы врачебной профессии

Люди каждой профессии имеют собственные особые установки и высказывания, которые помогают им выполнять свою работу. И врачи не исключение. Существует немало медицинских девизов.

Рассмотрим некоторые из них:

Primum non nocere. (Прежде всего - не навреди.)

Не навреди - это основной закон медицины, главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом.

Allis inserviendo consumor (Светя другим, сгораю сам)

«Светя другим, сгораю сам» - эти слова известный голландский медик Николас ван Тюльп предложил сделать девизом врачей, отдавших свою жизнь испытанию на себе возбудителей смертельных болезней, а горящую свечу - их гербом, символом.

Сurа te ipsum! (Исцели себя сам)

Первоисточником фразы считается Евангелие. Сейчас эта фраза может быть обращена к любому человеку в значении: умей делать свое дело.

Ars longa, vita brevis (Путь искусства долог, а жизнь коротка)

Это изречение принадлежит Гиппократу. Говоря об искусстве, он имел в виду искусство врачевания. Это искусство требует стольких знаний, что на их постижение не хватит всей человеческой жизни. Поэтому врач учится на протяжении всей своей жизни.

Natura sanat, medicus curat morbos. (Врач лечит болезни, природа исцеляет)

Истинный врач должен уметь найти подход к каждому пациенту, и лечить больного его исходя из его особенностей.

Таким образом, врачебная профессия имеет определенный набор девизов, которые направляют врача на истинный путь и помогают принять правильное решение.

Интерес к медицине, а в частности к ее истории, не угаснет никогда. Символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Они были своего рода знаменами, которые собирали единомышленников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов. Девизы и символы помогают определять нормы поведения медицинских работников, настраивают их на правильную волну, способствуют самоопределению врача.

Таким образом, в данной реферативной работе были рассмотрены вопросы происхождения и значения медицинских символов и девизов. Оказалось, что помимо общеизвестных эмблем медицины существуют еще и менее распространенные, такие как Треножник Аполлона, Звезда жизни и Пентаграмма. Кроме того, установлено, что красный крест не является символом медицины, как многие ошибочно полагают. Каждый символ имеет свое особое значение, но нет точных объяснений их происхождения. Их история уходит своими корнями в глубокое прошлое и часто основывается на легендах и мифах.

Список информационных источников

1. Бачило Е.В. История медицины. - Москва: ЭКСМО, 2007

2. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. - Москва: Медицина, 1990

Изображение змеи, которая обвивается вокруг посоха, было принято в качестве символа медицинской профессии в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на I Всемирной ассамблее в Женеве. Таким образом, в 1948 г. была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой, как мы и сказали, помещен посох, обвитый змеей.

Это не единственное изображение, которое использовалось медиками для обозначения их профессии. Например, символом аптечного дела является чаша со змеей, знаком службы экстренной медицинской помощи — шестиконечная «Звезда жизни», в центре которой также змея и посох. В разные времена и в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Эмблемы сменяли друг друга, и, в итоге, их накопилось достаточно много для того, чтобы составить общую классификацию.

К общим медицинским эмблемам относятся:

  • змея;
  • змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);
  • змея, обвивающая чашу;
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);
  • две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);
  • змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);
  • змея, обвивающая зеркало;
  • анкх;
  • яйцо;
  • горящий факел или горящая свеча;
  • светильник («светя другим, сгораю сам»);
  • петух;
  • сердце на ладони;

К частным медицинским эмблемам относятся:

  • изображение ландыша (символ терапии и исцеляющей силы);
  • изображение флорентийского младенца;
  • уринария (сосуд для сбора мочи — символ наблюдения врачом больного);
  • клистира (клизма);
  • рука, ощупывающая пульс (эмблема терапевтического профиля);
  • пентаграммы, изображения некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц);
  • капля крови (эмблема хирургического профиля);
  • ступки, ступки с пестиком (эмблемы фармации, медицинских обществ).

Однако наиболее распространенными и долговечными оказались изображения змеи, чаши и посоха, о происхождении которых мы и поговорим более подробно.

Чаша со змеей

Змея, чаша и посох

Это один из наиболее распространенных медицинских символов. История его возникновения уходит корнями в развитие древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Чаще всего, эмблема носит название Чаши Гигиеи . Если обратиться к древнегреческому мифу о боге медицины Асклепии, то можно увидеть множество преданий о его детях. Среди дочерей и сыновей именитого врача мы видим Телесфора, гения выздоровления, Панацею, отвечающую за лекарственное лечение, Иасо, богиню исцеления. Старшая же дочь Асклепия, Гигиея, была богиней здоровья и изображалась в виде девы с чашей, из которой кормит змею.

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Разумеется, вода здесь — дар небес, драгоценная влага и лечебное средство, а собрать ее можно только с помощью сосуда — чаши (даже самой примитивной, в виде двух сложенных вместе ладоней). В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. До нашего времени дошло множество образных выражений: «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Кроме того, чаша — древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства.

Змея символизирует здоровье, осторожность, мудрость, могущество. Культ змеи выступает основополагающим в культуре и находит свое отражение в мифах и легендах практически всех стран Древнего Мира. Змея, в том числе, была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Множество преданий связано с тем, что пресмыкающемуся известен секрет вечной жизни. К примеру, в шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока купается, змея похищает его и молодеет, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами.

В журнале «Здоровье мира» (май 1970 г.) высказывается мнение, что эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название «Асклепиев уж» (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), Австрии (у Бадена около Вены), Германии (у Шлагенбада). В этих странах ужи не водились, и их завезли сюда римляне. Таким образом, в эмблеме чаши со змеей змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала.

Посох со змеей

Посох Асклепия — древний медицинский символ. По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий шел, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил ее. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первое существо. Асклепий нашел эту траву и с ее помощью стал сам воскрешать мертвых. На эмблеме посох изображается в виде необработанной палки с сучьями, что символизирует долгие странствия, в которых врач набрался опыта и мудрости. Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление и начало новой жизни.

Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. В этом случае две змеи обвивали жезл, на конце которого располагались крылья. Этот знак по сей день остается на вооружении в США, Англии и Франции. Посох Гермеса (Меркурия) назывался кадуцей. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме примером уравновешенного и добродетельного поведения. Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Жезл часто венчал ворон как один из символов алхимии. Результатом соединения алхимического искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия, великим представителем которой был Парацельс. Забавно, но сам он использовал в качестве символа медицины пентаграмму.

История развития медицины, гуманнейшей из наук, - это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.
Первый лекарь был современником первого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача - все больное человечество. их деятельность - ровесница первого человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий.

Вложенные файлы: 1 файл

срс по истории медицины 1.doc

1. Происхождение медицинских символов.

История развития медицины, гуманнейшей из наук, - это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.

Первый лекарь был современником первого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача - все больное человечество. их деятельность - ровесница первого человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий.

На протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне.

Медицинская символика постоянно привлекала и привлекает внимание людей самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других. Недостаточность публикаций по данной теме, а также разночтения в толковании одних и тех же символов побудили автора к углубленному изучению вопроса об их происхождении и содержании. Настоящая работа является лишь частью исследования, посвященного отображению медицины мира в малых формах изобразительного искусства. Исследование базируется на коллекции автора, собранной за 50 лет, содержащей свыше 15 тысяч экспонатов, среди которых монеты, банкноты, медали, ордена, значки, марки, экслибрисы и другие предметы материальной культуры разных стран и народов.

Изучение возникновения и внутреннего содержания символа - весьма сложное, но увлекательное занятие. Любой символ, имея свою собственную историю, в разное время приобретает различные смысловые оттенки.

Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) - условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Но он может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, у древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрел природу эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета.

В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи. Например, серп и молот - эмблема союза рабочих и крестьян; улей - эмблема трудолюбия; якорь - эмблема надежды; лира - эмблема поэзии и музыки и т. п.

Изучая историю возникновения и развития медицинской символики, приходится обращаться к наукам и искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней ее символы и эмблемы) развивалась на протяжении всего своего существования в тесной связи с материальным состоянием и общей культурой всех стран и народов.

2. Истории нескольких символов.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800--600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е.Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх - является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса -- царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и воскресил ею сына царя Миноса.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

Красный крест и красный полумесяц .

В странах с преимущественно мусульманским населением, традиционно, вместо эмблемы красного креста используется красный полумесяц. Во время Восточного Кризиса (1875-1878) и Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц. С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране -- красный лев и солнце (отменен в 1980 г). В последующем, статья 38 Женевской конвенции I 1949 года признала эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне в качестве защитных знаков военно-медицинских служб. Тем самым исключалась возможность использования каких-либо иных знаков, кроме указанных эмблем.

Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare). Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем

Каждый из 6 лучей синей (голубой) Звезды жизни означают одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи.

(Немного из версий: в христианстве шестиконечный крест рассматривается как монограмма Христа: знак составлен из букв "I" и греческой "X", пересекающихся в центре. Таким образом, можно предположить, что имя Спасителя является символом службы, несущей спасение в болезни или при несчастном случае. Голубой (синий) цвет креста - символизирует бесплатность, благотворительность (в США широко известны благотворительные медицинские организации Голубой крест и Голубой щит)).

В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия. Этот посох стал одним из наиболее узнаваемых символов медицины. На кадуцее, используемом врачами в качестве символа, посох окрылен, и его обвивают две переплетенные змеи. Из-за этого он воспринимается скорее не как медицинская эмблема, а как волшебная палочка посланца богов Меркурия.

Кадуцей (жезл Меркурия).

В мифологии древней Греции «кадуцей» обозначал жезл, принадлежащий посланнику богов Гермесу (в римской мифологии - Меркурию). Жезл был обвит двумя змеями и увенчен парой крыльев. Две змеи символизировали взаимодействие противоположностей. Кроме того, римский Меркурий как-то использовал жезл для примирения двух враждующих змей. Впоследствии жезл стал символом уравновешенности и добродетельности.

Так как кадуцей был неотъемлемой частью изображения посланника, он также олицетворял защиту тайны коммерческой и политической переписки.

Однако в эмблеме медицины жезл предстаёт «древом жизни», две змеи символизируют вечное противопоставление мира живых и мёртвых, а сплетение змей означает единство противоположных сил.

По предположениями знаменитого психолога Карла Юнга кадуцей был эмблемой гомеопатии, так как обвитые вокруг него змеи отождествлялись одновременно со смертельным ядом и лечебным снадобьем.

Эмблемами хирургии считались капля крови (в нынешнее время часто используется как эмблема или фрагмент эмблемы донорства), различные инструменты, использовавшиеся хирургами и цирюльниками, а также пентаграмма.

В эпоху средневековья хирургию стала символизировать эмблема врачей- пифагорейцев античного мира пентаграмма (пентальфа) – пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. Такое изображение в качестве медицинской эмблемы использовал знаменитый Парацельс (1493-1541). Поскольку церковь выступала против пентаграммы, считавшейся еретическим знаком, то иногда применяли ее метафорический аналог – человеческую ладонь с растопыренными пальцами. Необходимо отметить, что знак пентаграммы (пяти планет – Венеры, Марса, Меркурия, Сатурна и Юпитера) впервые обнаружен при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (3000 лет до н.э.). Этот пятиугольник в Месопотамии и Древнем Египте широко использовали в качестве амулета (фетиша) от болезней, а в Древней Греции он уже стал эмблемой здоровья.

Змея — традиционный символ мудрости и могущества. В мифах и легендах стран Древнего Востока нашли отражение отголоски культа змей, часто связанного с водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о мореходе, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном волной на чудесный остров. Вскоре он услышал сильный шум: «деревья трепетали, земля тряслась. Я открыл лицо мое и понял, что это змей, который приближался. Длина его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови его из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» — легендарной страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.

Предания Вавилона и Ассирии, еврейские и абиссинские легенды связывают доисторические времена с царством змея. Вот что говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей. Длина этого змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь. На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились в греческих хрониках. Геродот и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном драгоценностями, и описывает охоту на змея длиной в 30 локтей, в пасти которого погиб один из охотников.

Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение.

Треножник Аполлона.

В каждом посвященном Асклепию храме стояли треножники, называемые треножниками Аполлона. Согласно преданию, Аполлон убил у подножья горы Парнас злое чудовище — Пифона, охранявшего долину, и основал здесь свое святилище. Так возник в Древней Греции Дельфийский храм, на фронтоне которого были написаны слова «Познай самого себя». Восточной стеной Дельфийского храма была скала. Из ее расщелины струился опьяняющий аромат. Его вдыхала сидящая рядом на золотом треножнике жрица Пифия. Таким образом она общалась с богами, узнавала их волю. Ни одно серьезное дело не могло совершиться без одобрения оракула.

Аполлон был покровителем медицинских знаний, и треножник из его святилища стал одним из символов медицины. Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы (с. 137-139):

— собственное наблюдение с привлечением опыта врача,

— наблюдение других, дополняющее собственный опыт,

— заключение по аналогии.

Пентаграмма — пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. История ее происхождения уходит своими корнями в Египет и Месопотамию. Считают, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет ( Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья. Впервые изображение пентаграммы было обнаружено археологами при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (около 3000 лет до н.э.). В качестве символа медицины она была принята в Древней Греции, особенно в кротонской медицинской школе (с. 128-129), основателем которой считают Пифагора. Пифагорейцы начинали свои послания словами «Будь здоров!» и ставили при этом знак пентаграммы как символ здоровья.

В эпоху распространения христианства в Европе пентаграмма считалась еретическим знаком и часто заменялась изображением человеческой руки с растопыренными пальцами. Однако иногда она использовалась как символ, способный защитить человека от влияния дьявольских сил. Например, Мефистофель в «Фаусте» Гёте не мог выйти из комнаты потому, что на пороге была начертана пентаграмма. Одна из вершин ее была направлена внутрь комнаты, а линии противоположного вогнутого угла немного стерлись от времени, так что Мефистофель мог войти в комнату Фауста, но выйти из нее никак не мог.

Интерес к медицине, и в частности к её истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иного вида врачебной деятельности, они играли роль замен, под которыми собирались единомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои ряды и одновременно определяющую известные нормы поведения медицинских работников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов.

1. История медицины как наука, объект и предмет истории медицины, цель и задачи ИМ, значение изучения ИМ для подготовки врачей.

Цель изучения темы: понять основные этапы развития медицины.
Задачей истории медицины является изучение главной закономерности и основных узловых проблем развития медицины в целом.

2. Классификация медицинских эмблем: частные и общие эмблемы, дать общую характеристику каждой эмблеме.

К общим медицинским эмблемам относятся:

2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу, треножник Апполона, зеркало;

4. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);

5. горящий факел или горящая свеча;

6. сердце на ладони и др.

К частным медицинским эмблемам относятся:

1. изображение ландыша;

2. флорентийского младенца;

5. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;

6. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля)

7. капля крови - эмблема хирургического профиля;

8. ступки, ступки с пестиком - эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ;

9. военно-медицинские эмблемы и др.

2) посох
Посох - это станция Проекта ДХАРМА , предназначенная для медицинской помощи и проведение медицинских исследований.

4) чаша,
Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

5) чаша со змеей,
Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

6) пентаграмма,
пятиконечная звезда, вычерченная одной линией.
Считают, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет ( Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья.
Однако иногда она использовалась как символ, способный защитить человека от влияния дьявольских сил.

7) жезл Кадуцей (Меркурия),

8) эмблема Нингишзиды (кубок Гудеа),


9) зеркало как символ медицины,
Зеркало как символ медицины означает не только осторожность, но и необходимость видения врачом того, что происходит в организме больного, честное исполнение своего долга, правдивость и чистоту его помыслов


10) треножник Аполлонаж.

4. Фармацевтические символы и эмблемы

5. Огонь как лечебное средство в медицине.

У многих народов огонь использовался и непосредственно как лечебное и общеукрепляющее средство.


В концепции тибетской медицины, огонь очищает.
он является одним из пяти основных элементов тела и символ жизни
огонь открывает путь к больному органу и так трав будут активны на полную мощность для того, чтобы регенерировать поврежденные ткани.
На отапливаемой площади, кровь увеличивается течь. когда увеличивается приток крови

In the conception of the Tibetan medicine, fire purifies; it is one of the five essential elements of the body and a symbol of life. In the medical practice, fire opens the way to the sick organ, allowing the active principles in the herbs to work at full power in order to regenerate the damaged tissues.

Heat is what propels physical movement within the body. In a heated area, blood flowing increases. Irritation is also a form of heat. Whenever there is increased blood flow, there is an increased supply of nutrients and more removal of waste and toxins. All movements in the body accelerate blood flow. So this is a continuous process.


6. Медицинская тема в нумизматике - эмблемы, врачи и т.п.

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

ПРИСЯГА ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:

- все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;

- быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;

- постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;

- обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;

- беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством.

Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь.

КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.

Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.

Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мной и моим пациентом.

Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.

Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться Этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая, не признаваемое Ассоциацией врачей России, положение о допустимости пассивной эвтаназии.

Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг,
посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым
оказать медицинскую помощь,
хранить врачебную тайну,
внимательно и заботливо относиться к пациенту,
действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям,
быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам,
обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента,
и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
беречь и развивать благородные традиции медицины."

Читайте также: