Упк в школе какие профессии

Опубликовано: 03.10.2024

Один из дней школьной недели у советских старшеклассников проходил не в обычном классе, а на учебно-производственном комбинате или каком-нибудь из предприятий. В дополнение к общеобразовательной учебной программе советские школьники получали профессиональную трудовую подготовку. Точнее, «под чутким руководством» делали в этом направлении первые шаги.

Из советских школьников делали пролетариев

Впервые учебно-производственные комбинаты для школьников появились в 70-х годах XX века. Постановление об их организации было принято Советом Министров СССР в 1974 году. Цель их создания была следующей: учащиеся школ должны были на личном опыте познакомиться с трудовым процессом, почувствовать себя частью рабочего коллектива, а главное, подготовиться к сознательному выбору профессии. С одной стороны, при этом «ненавязчиво» делался акцент на выборе рабочей специальности, что являлось своего рода госзаказом. С другой — каждый из проходящих практику знал, что «в случае чего» без работы не останется и заработать себе на кусок хлеба всегда сможет.
Занятия состояли из практической и теоретической части, где в общих чертах давалось представление и о специальности, и об отрасли промышленности, к которой она относилась, о её месте в общей системе народного хозяйства. По окончании курса учащиеся сдавали квалификационные экзамены и получали «корочки» — вполне официальный документ, дающий возможность чувствовать себя взрослее и преимущество при устройстве на работу.

Труд и его парадоксы

На любой вкус

Набор специальностей, по которым проводилось обучение, определялся органами местного самоуправления и районными организациями народного образования. На практике это означало, что учащимся некой школы предстояло выбирать из имеющегося перечня специальностей, как правило, небольшого.
Не все профессии считались у подрастающего поколения одинаково престижными. Несмотря на настойчивую романтизацию «трудного счастья», наибольшим успехом пользовались те специальности, которые могли в будущем обеспечить хорошо оплачиваемую и желательно «непыльную» работу. А так как количество мест в каждой группе было ограниченным, распределение зависело от классного руководителя.
Среди юношей больше всего желающих было стать автослесарями, часовщиками, программистами, в крайнем случае — обувщиками. Также очень быстро набирались группы по специальности «бармен-официант». А вот записанные на курс «плиточник-облицовщик» относились к этому с куда меньшим восторгом.
Девушки стремились овладеть профессиями «закройщица», «парикмахер», «секретарь офиса». В программу последней входила машинопись — специальность сама по себе престижная и «хлебная». Обучение на специальность кондитера бывшие ученики вспоминают по-разному. Одни — как новое умение, увлекательное занятие, после которого и другая работа выполняется с куда большей ловкостью, другие рассказывают, что после такой практики долгое время на торты и пирожные не могли даже смотреть.
Девочки могли не только научиться шить, но и попробовать себя в роли дизайнера. Пусть даже одежды для своих кукол.
Даже если дальнейшая жизнь вчерашнего школьника не имела ничего общего со специальностью, полученной на УПК, знания и навыки так или иначе пригождались. Даже в перестроечную и постперестроечную эпоху.
Владение машинописью существенно помогало при наборе текстов на компьютере, бывший юный автомеханик мог при необходимости починить личный автотранспорт. Один из учеников, которого, не интересуясь его мнением, записали на специальность «плиточник», не раз с благодарностью вспоминал эти занятия во время домашних ремонтов. Другие много лет после окончания школы не могли расстаться с конспектами таких, казалось бы, прозаических специальностей, как технолог и продавец продовольственных товаров. Были случаи, когда именно эти знания оказывались бесценными для будущих владельцев малых частных предприятий. Конечно, во многом это была заслуга преподавателей, с которыми могло повезти или не очень.

Как это было

По четвергам на старейшем комбинате текстильной промышленности «Красная нить» проходили практику ученицы девятых и десятых классов школы №124. Коридоры, цеха, шум и запах уксуса — все было необычным, как и производственные отношения. В цеху практиканткам выдали косынки бледно-голубого цвета, у инструкторов они были красными. Первое правило общения в цеху: чтобы привлечь чьё-то внимание сквозь шум, надо выкрикнуть короткое «У!». На теоретических занятиях рассказывали о многоступенчатом производственном процессе и разновидностях нитей. Перед началом работы в обязательном порядке у каждой практикантки принимали зачёт по технике безопасности.
На «школьном участке» нить с трёх катушек перематывалась на большую бобину. Требовалось вовремя менять катушки и специальным инструментом, похожим на крючок для поднятия петель на колготках, связывать концы нитей.
После распада СССР начальное профессиональное образование исключили из обязательной программы общей средней школы. Обучение на учебно-производственном комбинате стало добровольным.
Одним из учебных предприятий, доживших до начала 2000-х, был школьный завод «Максим» — дочернее предприятие от завода «Позитрон». Помимо обычной учебно-производственной практики желающие могли устроиться на каникулы и летние месяцы. Летом работали, как правило, подростки из неблагополучных семей и те, чьи родители не хотели, чтобы ребёнок бездельничал в городе без присмотра.
Коллектив «Максима» был небольшим: директор, мастера и ответственная за питание, которое юным работникам предоставлялось бесплатно. Основное обучение проходило по специальности «сборщик радиоэлектронной аппаратуры».
Мальчишки обучались не только работе с паяльником и основам радиоэлектроники — само вовлечение в трудовой процесс помогало им почувствовать себя взрослыми самостоятельными людьми. Некоторые, с разрешения руководства взяв домой комплектующие, устраивали для домашних показательную сборку сетевого фильтра. В конце лета выпускники гордо демонстрировали родителям свидетельство о присвоении квалификации «сборщик РЭА».
Впоследствии завод перешёл на изготовление запчастей для различных приборов, и учебно-производственный процесс стал «менее увлекательным. Затем, в 2005 году, по экономическим причинам завод окончательно прекратил существование.

Журнал: Загадки истории №37, сентябрь 2019 года
Рубрика: Назад в СССР
Автор: Анна Цынбальская

В предвыборной программе «Единой России» в разделе «Умная сила и культурное лидерство» есть следующий пункт: «создать в крупных городах многопрофильные колледжи с гибкими образовательными возможностями и форматами для молодежи и взрослых». «Важно возродить интерес к рабочим профессиям и вернуть им былой престиж, — говорит Владимир Бурматов, член генерального совета партии и первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию. — Системная профориентация школьников должна начинаться с 5–6-х классов. Необходимо рассмотреть возможность возрождения системы учебно-производственных комбинатов, существовавших в советское время, но на современной технической и информационной базе. Высшее образование давно не является единственным социальным лифтом, и система среднего профессионального образования (СПО) должна создавать дополнительные возможности для инвалидов и для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей».

Парламентарий напомнил, что президент России Владимир Путин поставил задачу по созданию в России 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Обеспечить эти места квалифицированными кадрами — задача, которую должна помочь решить система СПО. Для этого необходимо не только создать и развивать современные многопрофильные колледжи во всех регионах страны, но и усилить практическую составляющую обу­чения, приблизить подготовку кадров к потребностям конкретных производств и предприятий. «Ситуация, когда первое, что слышит выпускник техникума, придя на производство, — это слова о том, что все, чему его учили до этого, нужно забыть, должна остаться в прошлом», — резюмирует Владимир Бурматов.

Что собой вообще представляют учебно-производственные комбинаты (УПК)? В СССР они появились в середине 1970-х годов и помогали старшеклассникам получить начальную профессиональную трудовую подготовку. Тогда учащиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны четыре часа в неделю заниматься профессиональным обучением и еще столько же — «общественно полезным трудом». Для этого один день в неделю старшеклассники занимались не в школе, а в УПК. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об освоении трудовой специальности. Набор специальностей, по которым проводилось обучение, согласовывался органами местного самоуправления.

В современной России УПК как таковых нет, отчасти их роль на себя взяли учреждения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы), которые занимаются подготовкой представителей рабочих специальностей и подготовкой специалистов среднего звена. Принципиальное отличие УПК от техникумов и колледжей заключается в том, что первые входили в систему школьного обучения, дополняли реализацию стандартов школьного образования и финансировались за счет средств муниципалитетов. Современные средние профессиональные учреждения финансируются в основном из региональных бюджетов, в них могут учиться школьники не только из одного конкретного населенного пункта, но со всей области и со всей России.

«Для того чтобы заново запустить систему УПК, потребуется сначала создать всю необходимую инфраструктуру: построить новые учебные корпуса, оборудовать в них специальные помещения, — говорит Ираида Ласкина, директор техникума им. С. П. Королева в городе Королеве Московской области. — На мой взгляд, нужно возрождать не УПК как таковые, а преподавание технологии в среднем звене школы в целом. Проблема в том, что такого предмета, как «технология», в большинстве современных школьных учреждений нет вообще».

Интересно, что разделение уровней образования на «школу», «техникум» и «вуз» в большинстве стран отсутствует вовсе. Согласно международной практике, образование делится только на два уровня — общее образование (general) и профессиональное (professional). Наше «среднее профессиональное» при таком подходе рассматривается как часть «общего» образования. По словам Марка Аграновича, руководителя центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования, половина школьников в других странах после окончания основного этапа обу­чения уже имеют на руках сертификат, который признается и ценится на рынке труда. В итоге такие выпускники чувствует себя намного увереннее, чем российские школьники, которые спустя 9 или 11 лет обу­чения могут только или пойти учиться дальше, или устроиться разнорабочими на самую низкооплачиваемую работу.

«Дипломы средних профессиональных учреждений должны иметь реальный вес на рынке труда, — говорит Марк Агранович. — Любая профессиональная подготовка для тех, кто не хочет поступать в вуз, — это более чем полезное дело. После окончания заведения среднего профессионального образования молодым людям должна присваиваться конкретная специализация. Чем в этом случае может помочь УПК? На мой взгляд, возрождать их — это странная идея, которая будет иметь вес только в том случае, если учебные комбинаты будут работать в тесной связке с уже существующими техникумами и колледжами».

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщает, что в России 60% населения имеют среднее или высшее образование, а 40% современных выпускников 9-х классов продолжают обучение в системе среднего профессионального образования. Более того, количество желающих продолжить обучение не в вузе, а в техникуме или колледже растет с каждым годом.

По данным опроса (в нем приняли участие 1,5 тыс. человек со всей страны), проведенного в мае и июне исследовательским центром портала SuperJob, лишь у 48% родителей выпускников дети в этом году будут поступать в вузы. Для сравнения, в 2010 году таковых было 80%. Обучение в «средних» учебных заведениях продолжат дети четверти опрошенных (шесть лет назад так ответили только 8%), 21% респондентов на момент опроса еще не приняли окончательного решения о будущем детей, и только у 1% дети сразу после школы пойдут работать. Чаще остальных в колледжи и училища планируют поступать дети из семей с невысоким уровнем дохода (до 25 тыс. рублей в месяц). Выпускники, поступающие в техникумы и училища, чаще всего хотят стать фельд­шерами, программистами, юристами, учителями, поварами, дизайнерами, автомеханиками, строителями, бухгалтерами, спасателями и парикмахерами.

Принято считать, что в колледж или техникум поступить проще, чем в вуз, однако это не так. Владимир Прохоренко, директор колледжа при Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, говорит, что в прошлом году конкурс при поступлении в среднем составлял четыре человека на место. «Из года в год конкурс увеличивается, к нам поступают не только молодые люди, но и девушки, — рассказывает Владимир Прохоренко. — Большой конкурс на береговые специальности, как раз туда охотно поступают девушки. Средний балл в аттестате для успешного поступления должен быть точно не меньше четырех, а то и больше. С чем связан такой интерес? Наверное, с тем, что «рабочий» диплом сейчас ценится на уровне диплома вуза, и с тем, что для поступления в вуз после окончания колледжа сдавать ЕГЭ не нужно».

Кому проще найти работу по специальности: выпускникам средних профессиональных заведений или выпускникам вузов? По данным портала Career.ru, в прошлом году на рынке труда чаще всего требовались молодые специалисты с экономическим образованием — это требование указывалось в 37% всех российских вакансий. В четверти вакансий указывалась необходимость технического образования, а в 9% вакансий — юридического образования. За год увеличилась потребность в специалистах, имеющих экономическое образование, а вот доля вакансий, в которых указывалась необходимость технического и юридического образования, снизилась. В первой половине 2016 года ситуация не поменялась.

Другие данные предоставила служба исследований HeadHunter, которая узнала у молодых специалистов и студентов, чего они ожидают от ситуации на рынке труда во II квартале 2016 года. В целом молодые люди не ждут позитивных изменений относительно своего положения на рынке труда, но также не ожидают и резкого ухудшения ситуации. Индекс сложности с поиском работы, индекс критичности поиска работы и индекс успеха трудоустройства в течение последних трех месяцев не претерпели никаких изменений, зато. вырос индекс готовности снизить свои зарплатные ожидания! Платят молодым специалистам и так не очень много. В марте 2016 года средняя зарплата специалистов начального уровня в России, по данным банка данных заработных плат HeadHunter, составила 25 тыс. рублей, при этом оклад был равен 21 тыс. рублей. В Москве на старте карьеры самая высокая зарплата, которую предлагают работодатели, — у финансистов и экономистов — 45 тыс. рублей. Самые низкие стартовые зарплаты в Москве предлагают работодатели в сфере гостеприимства и на производстве — 23 тыс. и 25 тыс. рублей соответственно.

Юрий Наконечный, заместитель председателя Российского профсоюза студентов, говорит, что, несмотря на не очень позитивную ситуацию на рынке труда в целом, ребятам с «рабочими» специальностями найти работу легче. «Я сам когда-то закончил энергетический колледж, и у меня была реальная возможность пойти работать по специальности, поэтому я знаю, о чем говорю, — отметил эксперт. — В стране сейчас кризис рабочих рук, как бы шаблонно это ни звучало. Молодые люди, которые грезят о карьере бизнесмена или политика, часто забывают, что таких специалистов и так уже предостаточно, а вот столяров, токарей, плотников и электромехаников не хватает. На мой взгляд, помогать молодым людям самоопределиться и найти работу с подходящим окладом должны центры занятости, которые в последнее время превратились в своего рода последние инстанции, обращаться в которые считается абсолютно бесперспективным делом. Такого быть не должно, центры занятости реально могут и должны помогать найти работу молодым специалистам с любым образованием».

Чуть больше года минуло с тех пор, как учебно-производственные комбинаты были присоединены к учреждениям профессионально-технического образования. Так, УПК № 1 Фрунзенского района передали Минскому государственному профессионально-техническому колледжу монтажных и подъемно-транспортных работ. В результате в колледже появилось отделение допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. О его работе и трудностях, с которыми приходится сталкиваться, беседуем с заведующей отделением Ларисой Усенко.

– В советское время перенимать опыт наших УПК приезжали делегации специалистов из Польши, Германии, – вспоминает Лариса Семеновна. – Наша система начального профобучения прочно укоренилась в этих странах и существует там по сей день: молодые люди, оканчивая школу, параллельно получают квалификацию по какой-либо рабочей профессии. И это становится той социальной гарантией, которая во многих случаях позволяет им трудоустроиться и не жить на пособие по безработице.

В Минске УПК появились в 1970-х годах с целью подготовки кадров для производства. Крупнейшие предприятия города приняли участие в оборудовании цехов и рабочих участков нашего комбината, укомплектовали его лучшими кадрами для обучения школьников. Старшеклассники в обязательном порядке осваивали какую-нибудь профессию, сдавали выпускной квалификационный экзамен, в аттестат вписывалась отметка.

Сегодня же занятия проводятся за счет часов факультатива, отметка в аттестате не предусмотрена, да и квалификационный экзамен можно по собственному желанию сдавать либо не сдавать. В результате мотивация к получению рабочей специальности снижается.

– Наверное, определенную роль здесь сыграла и высокая доступность высшего образования?

– Безусловно! У нас в стране в течение многих лет результаты работы средней школы оценивались по количеству выпускников, поступивших в вузы: по принципу «чем выше процент поступивших, тем лучше качество образовательного процесса в школе». Хотя, на мой взгляд, это неверно: не всем дано учиться в университетах, да и не всем это нужно. Здесь нужен дифференцированный подход. Однако сегодня мы видим, что выпускники школ в массовом порядке стремятся поступить в вузы – даже те, у кого невысокие результаты по централизованному тестированию.

Профориентация

– Почему рабочие профессии нынче мало привлекают молодежь?

– Есть много причин, среди которых и низкий уровень заработной платы, особенно у молодых специалистов, и нелегкие условия труда на производстве, и отсутствие на предприятиях тех льгот, которые были в советское время. К примеру, мой отец всю жизнь работает токарем на заводе. Сегодня его заработная плата составляет около 7 млн руб. в месяц. Он почти десять лет на пенсии, а руководство просит еще потрудиться, потому что ценит его высокую квалификацию. Да и сам он получает удовольствие от работы.

Нередки случаи, когда нынешние родители активно выступают против того, чтобы их чадо получало рабочую профессию. Приходит, к примеру, мама и говорит: «Я не хочу, чтобы мой сын был слесарем-ремонтником. Ему бы такую профессию, где надо за компьютером сидеть». А когда пытаюсь выяснить, что плохого в том, что девушка научится выполнять элементарные операции на швейной машинке, хотя бы пуговицы пришивать, слышу от ее мамы категоричное: «Моя дочь шить не будет, ей это не нужно». Если молодой человек не умеет выполнять простейшую работу, поневоле задумываешься о том, каково ему доведется во взрослой жизни, ведь существуют какие-то элементарные вещи, которые нужно уметь делать даже в силу принадлежности к своему полу. Знакомый учитель труда рассказывал: если перед сегодняшним девятиклассником разобрать штепсельную вилку, собрать ее он не сумеет!

Своим учащимся не устаю повторять: даже если вы получили у нас начальное профессиональное образование, а потом поняли, что это не ваше, результат все равно положительный. Вы не затратите большие государственные средства на то, чтобы понять, что выбор был ошибочным. А то ведь нередко бывает: заканчивают ребята университет и не знают, куда устроиться.

– Что же изменилось после оптимизации?

– Когда мы работали как УПК, учащиеся начиная с 9-го класса проходили обучение по так называемому блочно-кольцевому методу, когда в течение года пробовали себя в различных профессиональных направлениях. Эти пробы в сочетании с профконсультациями и профдиагностикой помогали им сориентироваться. Опытный педагог-психолог в конце учебного года на основании результатов диагностики и консультирования выдавал каждому школьнику индивидуальную рекомендацию. И уже на старшей ступени в течение двух лет ребята обучались по выбранной профессии, получали рабочую квалификацию. Во Фрунзенском районе было два учебно-производственных комбината, в которых в целом занимались до 4 тыс. человек.

В связи с оптимизацией в нашем учреждении произошло сокращение штата. Была упразднена и штатная единица педагога-психолога. Мы по-прежнему проводим профессиональные пробы, но без психолога обеспечить должный уровень не представляется возможным.

Раньше мы предлагали нашим учащимся на выбор 22 профессии, однако за последние годы их перечень сильно сокращен в связи с повышенными требованиями к учебно-программной документации. Проблема заключается в том, что предписанные нам учебные программы разработаны для системы профтехобразования и количество часов сильно превышает максимально допустимую учебную нагрузку для учащихся средней школы: к примеру, по нормативам у нас в наличии 528 часов, а по программе – тысяча и больше. Такое несоответствие не позволяет присваивать рабочую квалификацию и, как результат, лишает школьников мотивации для выбора рабочей профессии. Поэтому я считаю, что необходимо сохранить прежнее количество учебных часов с присвоением минимального квалификационного разряда. А начиная с этого учебного года Министерство образования внесло изменения в правила аттестации, и экзамен, сданный у нас, уже не засчитывается! И это тоже один из факторов, ведущих к снижению мотивации учащихся к получению специальности.

– Наверняка и кадровый вопрос остается открытым…

– Действительно, некоторые мастера производственного обучения уходят. Мы когда-то пытались открыть подготовку по популярной профессии «плиточник-облицовщик» – имелись помещение и материально-техническая база, однако не нашлось специалиста, согласного вести занятия за предлагаемую зарплату. Но в целом наш педагогический коллектив – люди опытные, знающие и любящие свое дело.

– Навыков, полученных в отделении, достаточно, чтобы справляться с работой на предприятии?

– Различные организации готовы трудоустраивать выпускников с нашими удостоверениями. Было время, когда комбинату школьного питания не хватало поваров для детских садов, и он неоднократно трудоустраивал наших выпускников. А сегодня особенно востребованы продавцы. Приятно, что в торговом доме «На Немиге», где наши учащиеся проходят практическое обучение, мы часто слышим о них хорошие отзывы.

Отмечу также, что в последнее время участились случаи, когда уже взрослые люди, которые учились когда-то в УПК, приходят к нам за дубликатом свидетельства о полученной квалификации. Выданный документ они потеряли или выбросили. А теперь он оказался им нужен.

Дополнительная информация

В нынешнем году в отделении допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки УО «Минский государственный колледж монтажных и подъемно-транспортных работ» обучается 1.051 школьник. Профессиональное обучение ведется по 10 специальностям: «слесарь по ремонту автомобилей», «повар», «продавец», «парикмахер», «агент рекламный», «оператор ПЭВМ», «цветовод», «младшая медицинская сестра по уходу за больными», «официант», «мастер по маникюру, визажист». Для допрофессиональной подготовки 9-классников с целью профориентации предложено 15 направлений: «токарь», «слесарь-ремонтник», «модельер женской одежды», «основы декоративно-прикладного искусства», «основы компьютерной графики», «повар», «продавец», «парикмахер», «оператор ПЭВМ», «цветовод», «младшая медицинская сестра по уходу за больными», «официант», «мастер по маникюру», «помощник воспитателя», «художник по керамике».

Мне в жизни с УПК не повезло. Правда, об этом я узнал не сразу, а точнее сказать, совсем недавно - собственно тогда, когда узнал, что вообще такое УПК. В связи с частыми в последнее время реформами в системах обучениях моей родной и дружественной ей стран напомню, что было время, когда пришлось перескочить через какой-то там четвертый класс, чтобы закончить школу после 11-го. Так вот по той системе классоисчисления особо одаренные ученики средних школ бежали оттуда уже после 9-го класса, остальные мурыжились еще два года. Я вообще умудрился увязнуть на эти два последних года в спецшколу для интегралофилов, но это совсем оффтоп в данной записи.

Так вот, оказывается, советское спецобразовательное наследие подарило многим, не сбежавшим в 9-м классе, ученикам возможность "ознакомиться с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, подготовиться к сознательному выбору профессии, обучиться первоначальным навыкам труда по избранной профессии". Один день в неделю вместо учебы в обычной школе ученики посещали учебно-производственный комбинат (чаще всего при близлежащем Техникуме), где проходили профессиональное обучение и занимались общественно-полезным трудом. В теории - умная и полезная вещь. Школу только закончил, а уже имеешь начальное профессиональное образование - можно идти доучиваться по профилю. Другое дело, что стране нужны были кадры любой ценой, поэтому эта опция, как ни странно, была обязательной, а не опциональной (как положено опциям). Собственно и выбора профессий особо и не было, так как УПК был уже заранее специализированный, без спроса учащихся данной школы.

А вот жене моей повезло - в ее школе был УПК, да не простой, но и даже с небольшим (но все же) выбором профессионального профиля. В виду немыслимой в нынешнее время дискриминации, ее отказались зачислять в (по общегосударственному мнению) мальчуковый класс автомехаников, которым, кстати, выдавали вместе с дипломом права. В санитарки или училки идти совсем не хотелось. Оставались специалисты по художественному вязанию. Так и получилось, что женат я на умной (высшее образование получено совсем не по упк-шному профилю), интересной и талантливой вязальщице!

Недавно мы стали двоюродными дядей и тетей. По этому поводу было принято решение воскресить умения и применить по делу полученное начальное профессиональное образование - Kaya связала веселое одеяло нашей племяннице Полине Андреевне! Следующим клиентом стал Хатабыч. Сабакену повезло - он обзавелся новым свитером. Собственно, дальше расскажет сама мастерица.

П.с. фотографии тоже ее.

Здравствуйте, все!

После вчерашней «жуткой снежной бури» сегодня случилась природная благодать. Солнце, отражаясь от свежего снега, выжигает глаза навсегда, растопленный солью снег на дорогах радостно журчит в направлении ближайшего ливнестока, птички в крапинку истошно вопят на деревьях, в общем, полное обманчивое ощущение весны, тепла и свежих семечек. Хатабыч примерил свой новый свежесвязанный свитер и заявил, что желает фотосессию на девственном снегу. Делать нечего, пришлось брать инструмент, ботинки, собаку в новом свитере и бежать на улицу.

Сначала пес, как следует, огляделся.

Но вот как позировать перед камерой Хатабыч представляет очень отдаленно. Сначала он все время заглядывал заснеженным носом в объектив.

Потом хотел изобразить смелость во встрече с соседской собакой.

Затем хотел показать тоску расставания все с тем же собачьим соседом.

А самое главное, наотрез отказывался смотреть на меня! (но зато хорошо видно новый свитер).

По взаимной договоренности мы решили добавить динамики в нашу сессию. Это означало, что я, как ментально распущенная личность, размахивая руками, фотоаппаратом и пакетиками для какашек, бежала куда глаза глядят, лишь бы подальше от собаки. Хатабыч же, как личность с крепкой психикой, слегка стыдясь меня, трусцой следовал по моим следам.

Иногда приветы от собратьев перечеркивали все наши планы и задумки.

Но после того, как я пообещала песику колбасу, если он будет послушной моделью, Хатабыч бросил все свои дела и бросился навстречу виртуальной сосиске.


Вот такое получилось утро после «жуткой снежной бури», принесшей нам аж 15 (. ) см снега. Хорошая модель получилась из Хатабыча или не очень - судить вам. Мне, как фотографу, теперь известен прием «сосисочной» мотивации, а значит, есть надежда на улучшение качества наших фотопрогулок.

УПК- Учебно-производственный комбинат.
У нас было в 8м классе. Я пошел узнать о профессии Токарь.
Кто то в швеи из девочек, кто программистом на Бейсик.
А ты помнишь?)) Кто этого не знает пусть завидует)))
А вот вам короткометражный фильм о том времени. Как мы в школах проходили практику.
Кто не смотрел этот фильм, к просмотру обязательно.
А кто видел, добро пожаловать вспомнить и Улыбнутся. Можно до слёз, я разрешаю!;))

Комментарии 204

Ну как же тут не плюсануть ))

Автослесарь на автобусном заводе. В обязательном порядке прошел все участки работы.

Станок 1К-62, сверла Р6М5, резцы Т15К6, эмульсия, ветошь, заточной станок, очки, ботинки…

Если становится интересно — разбираешься, вникаешь, запоминаешь. Еще много от мастера зависит. Если он грамотно объяснил чё-по-чем, то потом всю оставшуюся помнишь. А если ещё по молодости прошел от токаря до оператора ЧПУ, а потом до замначальника цеха, то вообще врезалось. Короче пригодилось.

Я вот позабыл всё. Два года всего проработал универсалом. Потом на карусельном 4 года.

Кстати, в институте пригодилось, по ТКМ твердая пятерка была. ТКМ-технология конструкционных материалов.

Я в Учаге отучился и на завод)))

оо помню конечно, на программирование ходил))

так мы жили в такое время, хватит, не всегда коту масленица)))) теперь надеюсь внуки будут жить в такую пору))) все возвращается на круги своя

У нас УПК был по субботам… травили, паяли ))

ну так помечтать можно)) понятно что в школах со снабжением напряг, одно то что младшая дочь на уроки труда(технология) носит все из дома, причем под угрозой получить неуд, если не принести)))

у нас была ткацкая фабрика)

На ткача учился? Или нет

ремонт станков)
а в школе до того стандартный набор токарный, фрезерный, слесарка.

Наша школа ходила по пятницам в УПК и после УПК шли домой в школу не ходили в тот день. Я учился на автослесаря в 10 классе, а в 11 первые полгода ходил на практику в авто сервис "Садолин"

Здорово, У нас так же было. Тоже был день свободный.))

Наша школа ходила по пятницам в УПК и после УПК шли домой в школу не ходили в тот день. Я учился на автослесаря в 10 классе, а в 11 первые полгода ходил на практику в авто сервис "Садолин"

у меня то же УПК было в пятницу, но практику проходили на каникулах, целый месяц терялся и это перед выпускным(( в смысле перед последним годом учебы)))

Да уж, еще труды вспомнились… учили ведь в сему понемногу и токарный, и деревообрабатывающий, и сантехника была, и чего только не было… а главное чему учили что нет ничего не возможного что при желании ты можешь и токарем и сварщиком и краснодеревщиком )))) шутка, конечно, но в каждой шутке, есть доля шутки. + 1, разумеется

Были веселые времена !

да да да, жаль сейчас учат не работать а потреблять

О да! Я ходил в УПК. Конкретно осилил 4 профиля: авто-слесарь, электрик, сварочное дело и повар.
А на уроках труда работал на станках, точил деревяхи и выпиливал всякие поделки. Например, сделал маленький стульчак складной. Школу уж давно закончил, а стульчак до сих пор служит для пятой точки, и как напоминание о школьных годах.

Да вы гигант наук)) Я только токарное дело с трудом))

Дело в том, что мне это было интересно. Гораздо интереснее чем учить уроки:)

Соглашусь. Мне просто было лень все это. А были ребята которые просили остаться подольше.

Было и такое. По авто-слесарному профилю я оставался всегда подольше, чтобы узнать что нить новое.
Практикой были 4 двигателя. Мы их разбирали, брали части и шли на свои стенды и изучали конструкцию.
На повара я почти не ходил, так как понимал, что это точно не мое было дело.

Dead-KillReal

О да! Я ходил в УПК. Конкретно осилил 4 профиля: авто-слесарь, электрик, сварочное дело и повар.
А на уроках труда работал на станках, точил деревяхи и выпиливал всякие поделки. Например, сделал маленький стульчак складной. Школу уж давно закончил, а стульчак до сих пор служит для пятой точки, и как напоминание о школьных годах.

еще один фантазер))) какие 4 профиля? одна профессия и все, скакать из группы в группу, это означало не сдать экзамен, если кто забыл, но по окончании был госэкзамен, на основании которого и выдавали корочки, у меня например до сих пор лежит удостоверение монтера АТС 3 разряда

У нас не выдавали корочки. За полгода нам давали 4 профиля куда можно пойти и выучить хотя бы основы профессии. Так сказать определиться со своей дальнейшей специальностью.

но тогда это не УПК, а просто инициатива ГОРОНО по профориентированию молодежи

Так в том то и дело что УПК. Хотя как сейчас помню, нам препод по авто-делу предлагал сдать экзамен и получить корочки… но я что то не захотел.

OlegBelogorodsky

еще один фантазер))) какие 4 профиля? одна профессия и все, скакать из группы в группу, это означало не сдать экзамен, если кто забыл, но по окончании был госэкзамен, на основании которого и выдавали корочки, у меня например до сих пор лежит удостоверение монтера АТС 3 разряда

Удостоверения или разряды в школе мы не получали)) А посещать можно было несколько. Если успеваешь.

значит в каждом регионе была своя программа, а в СССР в каждой республике

Все верно. Мы и сейчас по разному все живем. Страна большая.))

Автор, спасибо за ностальгию, это мне напомнило, когда я в прошлом работал на недоразворованном предприятии, на котором всё это происходило по канонам. Я не жил в ту эпоху, и работая там мог лишь немного прикоснуться к атмосфере. Работать на УПК в моё школьное время считалось настолько позорным, что о нормальной карьере в жизни — можно и не мечтать. Да и само попадание на УПК считалось крестом на дальнейшей жизни, стоило тебе туда попасть и ты автоматически считался психом в прямом смысле. Да, это именно так. За мои школьные проделки меня попытались туда сбагрить, но у родителей были связи, да и я одуплял, что будет, если я туда сползу. В итоге, мои знакомые продавили директора моей школы, я доучился, отучился в колледже, поршел стажировку на нескольких предприятиях и в полной мере впитал всю ту суть бытия. Я раньше не видел это кино, но сейчас это для меня как фильм Гайдая). Благодарю)
Много бы мог пофилософствовать, но пусть всё будет как есть.

За отзыв спасибо большое, рад что понравился фильм. Ведь судь фильма как раз о основной массе людей, мы такими и были. И в основном как Галиаф:)))

Avtolyubitel987

Автор, спасибо за ностальгию, это мне напомнило, когда я в прошлом работал на недоразворованном предприятии, на котором всё это происходило по канонам. Я не жил в ту эпоху, и работая там мог лишь немного прикоснуться к атмосфере. Работать на УПК в моё школьное время считалось настолько позорным, что о нормальной карьере в жизни — можно и не мечтать. Да и само попадание на УПК считалось крестом на дальнейшей жизни, стоило тебе туда попасть и ты автоматически считался психом в прямом смысле. Да, это именно так. За мои школьные проделки меня попытались туда сбагрить, но у родителей были связи, да и я одуплял, что будет, если я туда сползу. В итоге, мои знакомые продавили директора моей школы, я доучился, отучился в колледже, поршел стажировку на нескольких предприятиях и в полной мере впитал всю ту суть бытия. Я раньше не видел это кино, но сейчас это для меня как фильм Гайдая). Благодарю)
Много бы мог пофилософствовать, но пусть всё будет как есть.

извините уважаемый, но что-то вы загнули, какое нахрен УПК в вашем возрасте, если конечно вы его здесь правильно указали)))УПК закончилось вместе с СССР, а начиная с 1993 года стали сокращать и ПТУ

Да ничего страшного, на соседней улице от моей школы находилось УПК №5. Туда отправляли всех отморозков, дебилов и неблагополучных. Помимо того, что они там проходили облегченную школьную программу, они получали профессию, типа автослесаря, и можно было параллельно отучиться на водителя всех категорий за казёный счёт. Сейчас оно может как то по другому стало называться. Насчет ПТУ я неуверен, что они куда то делись, во всяком случае те путяги которые я знаю и считаю их дичайшими клоповниками — теперь уже колледжи.

OlegBelogorodsky

извините уважаемый, но что-то вы загнули, какое нахрен УПК в вашем возрасте, если конечно вы его здесь правильно указали)))УПК закончилось вместе с СССР, а начиная с 1993 года стали сокращать и ПТУ

УПК не резко загнулось.В некоторых регионах длилось почти до 2000х. Я вам говорю.)

о как не знал, тогда наверное прав cantvehs о том что у него было в жизни УПК, но скорее всего какое-то видоизмененное)))

Спасибо за пост! Фильм вообще заецпил! И нахлынули воспоминания…Мы в начале 80-х учились на токарных, фрезерных и деревообрабатывающих станках! Два огромных помещения ТРУДА были прямо в ШКОЛЕ!
По каждому из станков сдавали нечто вроде зачёта…

А у нас три маленьких стояло. Модель конечно не вспомню, зелёно-желтые, красивые.
Я боялся их как огня, трудовик был ЖЖесткий дядька. Можно было схлопотать от него лещща солидного, если что то не так сделать)))
Рад что понравилось.;)

Читайте также: