Упк в школе рб какие профессии

Опубликовано: 15.05.2024

Чуть больше года минуло с тех пор, как учебно-производственные комбинаты были присоединены к учреждениям профессионально-технического образования. Так, УПК № 1 Фрунзенского района передали Минскому государственному профессионально-техническому колледжу монтажных и подъемно-транспортных работ. В результате в колледже появилось отделение допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. О его работе и трудностях, с которыми приходится сталкиваться, беседуем с заведующей отделением Ларисой Усенко.

– В советское время перенимать опыт наших УПК приезжали делегации специалистов из Польши, Германии, – вспоминает Лариса Семеновна. – Наша система начального профобучения прочно укоренилась в этих странах и существует там по сей день: молодые люди, оканчивая школу, параллельно получают квалификацию по какой-либо рабочей профессии. И это становится той социальной гарантией, которая во многих случаях позволяет им трудоустроиться и не жить на пособие по безработице.

В Минске УПК появились в 1970-х годах с целью подготовки кадров для производства. Крупнейшие предприятия города приняли участие в оборудовании цехов и рабочих участков нашего комбината, укомплектовали его лучшими кадрами для обучения школьников. Старшеклассники в обязательном порядке осваивали какую-нибудь профессию, сдавали выпускной квалификационный экзамен, в аттестат вписывалась отметка.

Сегодня же занятия проводятся за счет часов факультатива, отметка в аттестате не предусмотрена, да и квалификационный экзамен можно по собственному желанию сдавать либо не сдавать. В результате мотивация к получению рабочей специальности снижается.

– Наверное, определенную роль здесь сыграла и высокая доступность высшего образования?

– Безусловно! У нас в стране в течение многих лет результаты работы средней школы оценивались по количеству выпускников, поступивших в вузы: по принципу «чем выше процент поступивших, тем лучше качество образовательного процесса в школе». Хотя, на мой взгляд, это неверно: не всем дано учиться в университетах, да и не всем это нужно. Здесь нужен дифференцированный подход. Однако сегодня мы видим, что выпускники школ в массовом порядке стремятся поступить в вузы – даже те, у кого невысокие результаты по централизованному тестированию.

Профориентация

– Почему рабочие профессии нынче мало привлекают молодежь?

– Есть много причин, среди которых и низкий уровень заработной платы, особенно у молодых специалистов, и нелегкие условия труда на производстве, и отсутствие на предприятиях тех льгот, которые были в советское время. К примеру, мой отец всю жизнь работает токарем на заводе. Сегодня его заработная плата составляет около 7 млн руб. в месяц. Он почти десять лет на пенсии, а руководство просит еще потрудиться, потому что ценит его высокую квалификацию. Да и сам он получает удовольствие от работы.

Нередки случаи, когда нынешние родители активно выступают против того, чтобы их чадо получало рабочую профессию. Приходит, к примеру, мама и говорит: «Я не хочу, чтобы мой сын был слесарем-ремонтником. Ему бы такую профессию, где надо за компьютером сидеть». А когда пытаюсь выяснить, что плохого в том, что девушка научится выполнять элементарные операции на швейной машинке, хотя бы пуговицы пришивать, слышу от ее мамы категоричное: «Моя дочь шить не будет, ей это не нужно». Если молодой человек не умеет выполнять простейшую работу, поневоле задумываешься о том, каково ему доведется во взрослой жизни, ведь существуют какие-то элементарные вещи, которые нужно уметь делать даже в силу принадлежности к своему полу. Знакомый учитель труда рассказывал: если перед сегодняшним девятиклассником разобрать штепсельную вилку, собрать ее он не сумеет!

Своим учащимся не устаю повторять: даже если вы получили у нас начальное профессиональное образование, а потом поняли, что это не ваше, результат все равно положительный. Вы не затратите большие государственные средства на то, чтобы понять, что выбор был ошибочным. А то ведь нередко бывает: заканчивают ребята университет и не знают, куда устроиться.

– Что же изменилось после оптимизации?

– Когда мы работали как УПК, учащиеся начиная с 9-го класса проходили обучение по так называемому блочно-кольцевому методу, когда в течение года пробовали себя в различных профессиональных направлениях. Эти пробы в сочетании с профконсультациями и профдиагностикой помогали им сориентироваться. Опытный педагог-психолог в конце учебного года на основании результатов диагностики и консультирования выдавал каждому школьнику индивидуальную рекомендацию. И уже на старшей ступени в течение двух лет ребята обучались по выбранной профессии, получали рабочую квалификацию. Во Фрунзенском районе было два учебно-производственных комбината, в которых в целом занимались до 4 тыс. человек.

В связи с оптимизацией в нашем учреждении произошло сокращение штата. Была упразднена и штатная единица педагога-психолога. Мы по-прежнему проводим профессиональные пробы, но без психолога обеспечить должный уровень не представляется возможным.

Раньше мы предлагали нашим учащимся на выбор 22 профессии, однако за последние годы их перечень сильно сокращен в связи с повышенными требованиями к учебно-программной документации. Проблема заключается в том, что предписанные нам учебные программы разработаны для системы профтехобразования и количество часов сильно превышает максимально допустимую учебную нагрузку для учащихся средней школы: к примеру, по нормативам у нас в наличии 528 часов, а по программе – тысяча и больше. Такое несоответствие не позволяет присваивать рабочую квалификацию и, как результат, лишает школьников мотивации для выбора рабочей профессии. Поэтому я считаю, что необходимо сохранить прежнее количество учебных часов с присвоением минимального квалификационного разряда. А начиная с этого учебного года Министерство образования внесло изменения в правила аттестации, и экзамен, сданный у нас, уже не засчитывается! И это тоже один из факторов, ведущих к снижению мотивации учащихся к получению специальности.

– Наверняка и кадровый вопрос остается открытым…

– Действительно, некоторые мастера производственного обучения уходят. Мы когда-то пытались открыть подготовку по популярной профессии «плиточник-облицовщик» – имелись помещение и материально-техническая база, однако не нашлось специалиста, согласного вести занятия за предлагаемую зарплату. Но в целом наш педагогический коллектив – люди опытные, знающие и любящие свое дело.

– Навыков, полученных в отделении, достаточно, чтобы справляться с работой на предприятии?

– Различные организации готовы трудоустраивать выпускников с нашими удостоверениями. Было время, когда комбинату школьного питания не хватало поваров для детских садов, и он неоднократно трудоустраивал наших выпускников. А сегодня особенно востребованы продавцы. Приятно, что в торговом доме «На Немиге», где наши учащиеся проходят практическое обучение, мы часто слышим о них хорошие отзывы.

Отмечу также, что в последнее время участились случаи, когда уже взрослые люди, которые учились когда-то в УПК, приходят к нам за дубликатом свидетельства о полученной квалификации. Выданный документ они потеряли или выбросили. А теперь он оказался им нужен.

Дополнительная информация

В нынешнем году в отделении допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки УО «Минский государственный колледж монтажных и подъемно-транспортных работ» обучается 1.051 школьник. Профессиональное обучение ведется по 10 специальностям: «слесарь по ремонту автомобилей», «повар», «продавец», «парикмахер», «агент рекламный», «оператор ПЭВМ», «цветовод», «младшая медицинская сестра по уходу за больными», «официант», «мастер по маникюру, визажист». Для допрофессиональной подготовки 9-классников с целью профориентации предложено 15 направлений: «токарь», «слесарь-ремонтник», «модельер женской одежды», «основы декоративно-прикладного искусства», «основы компьютерной графики», «повар», «продавец», «парикмахер», «оператор ПЭВМ», «цветовод», «младшая медицинская сестра по уходу за больными», «официант», «мастер по маникюру», «помощник воспитателя», «художник по керамике».

В Минске несколько лет нет УПК. Но это не значит, что профессию на школьной скамье не получить. Повар, слесарь по ремонту автомобилей, агент по туризму. Более 8 тысяч старшеклассников сегодня одновременно осваивают и специальность. Зачем, если большинство нацелено на вуз? Причин несколько. Но главная, пожалуй, возможность более осознанного выбора своего будущего: не наобум, за компанию или потому, что так решили родители. Отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки, где ребята могут на практике примерить разные специальности, в столице работают уже на базе 6 учреждений профессионально–технического и среднего специального образования.



Профессиональный лицей №12 строительства, например, пополнил этот список только в нынешнем учебном году. Сегодня здесь обучаются 743 девяти- и одиннадцатиклассников Первомайского района по 9 специальностям. Не строительным, а тем, что достались в наследство от УПК: повар, официант, цветовод, медсестра. Как в лицее отнеслись к дополнительной нагрузке? Директор Степан Шелег не скрывает:


Степан Шелег.


— Были, конечно, сложности с оснащением, закупкой оборудования, кадрами. Но мы справились. Ведь и сами заинтересованы — это отличная возможность популяризации у школьников системы профтехобразования в целом и нашего лицея в частности. Думаю, к следующему году сможем предложить и новые специальности на выбор, строительные. Тем более что база у нас очень хорошая.

Во время визита корреспондентов «СБ» за партами в лицее сидели десятиклассники. Мастер производственного обучения по специальности «слесарь по ремонту автомобилей» Владимир Автюхов, в прошлом преподаватель БНТУ и автомеханического колледжа, отмечает:


После школы будущие медсестры планируют поступать в медуниверситет

— У ребят есть реальный шанс примерить на себя взрослую профессию, «попробовать» ее руками, пройти практику на СТО. Почувствуют, что это их хлеб, — смогут либо сразу трудоустраиваться, либо дальше учиться в этом направлении. Свидетельство слесаря 2–го разряда будет только плюсом при поступлении. Нет — полученные знания не пропадут: редкий парень не мечтает сесть за руль.

В следующем классе большинство девчонок — «проектируют» клумбы, миксбордеры, рабатки. Пока на бумаге. Но летом их ждет практика в Центральном ботаническом саду. Девичье царство застаем и в классе парикмахеров–визажистов. А вот желающих получить корочку младшего медработника в гендерном отношении — 50 на 50.


На базе колледжа легкой промышленности и комплексной логистики старшеклассники обучаются по 17 специальностям

— Может, однажды это поможет спасти кому–то жизнь, — аргументирует свой выбор один из парней.

Есть и те, кто планирует поступать в медуниверситет, учиться на хирурга и даже патологоанатома. Только в аудитории операторов ЭВМ один из школьников так объясняет свой выбор: из предложенных вариантов это была единственная нерабочая специальность.

Среди одиннадцатиклассников Ленинского района, с которыми мы познакомились уже в отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки на базе колледжа легкой промышленности и комплексной логистики, еще больше ребят, готовых продолжать обучение по специальности. Заведующая отделением Надежда Костюкевич рассказывает, что, когда только начиналась эта работа, шесть лет назад, было очень сложно:

— УПК переживали не лучшие времена. Материально–техническая база не обновлялась. Специальности из года в год оставались одни и те же. А когда и экзамен по профподготовке убрали из аттестата, встал вопрос, зачем это вообще надо старшеклассникам, особенно тем, кто планирует поступать в вузы. Родители только высказывали недовольство: мол, дети и так перегружены — уроки, факультативы, репетиторы. Нужно было приложить немало усилий, чтобы изменить такое отношение. Проводили собрания в школах. Объясняли, что в службе занятости на учете немало безработных именно с высшим образованием. Отучились 5 лет, в том числе платно, а трудоустроиться по диплому не могут. А тут такая возможность без отрыва от основной учебы получить документ гособразца (сертификат с присвоением разряда) и навыки, которые в случае чего пригодятся!


Сегодня вопросы возникают все реже. Надежда Антоновна приводит цифры. Если на 1 сентября 2012 года в колледже обучались 980 старшеклассников по 4 профессиям, то сейчас уже 1.608 по 17. В этом учебном году, к слову, открыли подготовку агентов по туризму. Желающих было едва ли не 2 на место.

Что важно, подготовка ведется в основном по востребованным на рынке труда специальностям. В прошлом году, например, в колледже был первый выпуск социальных работников. Одна из выпускниц не поступила в вуз и пошла работать в социальную службу. Трудоустроили и четырех помощников воспитателей в детские сады. Их обучение несколько лет назад начали по предложению комитета по образованию Мингорисполкома. О перспективах говорит и Алла Абрамова, у которой за плечами богатый опыт подготовки школьников на поваров:

— Более 30% моих выпускников поступают в колледж кулинарии. Со свидетельством повара 4–го разряда идут вне конкурса. А некоторые затем продолжают обучение в вузе.

Ученики Аллы Владимировны проходят солидную производственную практику — 120 часов после первого года обучения, в том числе в популярных кафе и дорогих ресторанах. Там все по–взрослому. И после месяца бесплатной отработки многие продолжают трудиться и в другие летние месяцы, уже за зарплату.


Надежда Костюкевич

А вот для учеников 8 — 9–х классов предусмотрена допрофессиональная подготовка по блочно–кольцевому принципу. Каждые несколько месяцев ребятам предлагают знакомство с новой профессией. От вводного курса до экскурсии на производство. То есть за год можно примерить к себе сразу несколько рабочих сценариев. И к 10–му классу определиться, какой по душе.

Активнее привлекать школьников к профподготовке сегодня разумно и даже необходимо, уверена Надежда Костюкевич. Особенно в сельской местности. Ведь если в городе ребята могут и на платные курсы пойти, то в регионах с этим сложнее.

В КРУГУ МНЕНИЙ


Валентин Гилевский, директор Руденской вспомогательной школы–интерната:

— Профподготовкой воспитанников занимаемся уже более 12 лет. Проанализировали, какие специалисты в области востребованы и какую работу могут выполнять наши ребята. А потом взяли в аренду примерно 70 га земли, закупили на спонсорские деньги сельхозтехнику и начали выращивать овощи и зерно. Позже еще и свиноферму открыли — сегодня у нас голов 50. Так что мы полностью обеспечиваем себя овощами, свининой. Это позволяет удешевлять стоимость питания. А на деньги, вырученные от продажи излишков, обновляем материально–техническую базу. Но главное, наши ребята растут самостоятельными. А после окончания 12–го класса получают рабочую специальность. Девочки — в основном овощевода. Мальчики — животновода или слесаря–ремонтника сельхозтехники. В прошлом году, например, из 18 выпускников половина пошла дальше учиться в профтехучилища по тем специальностям, которые мы им здесь определили. Остальные сразу смогли трудоустроиться на селе.


Татьяна Лапицкая, директор Бокшицкой средней школы:

— Профобразование для учеников 10 — 11–х классов у нас организовано уже четверть века. Начали с подготовки трактористов–машинистов. Закупили тракторы, прицепной и навесной инвентарь. Все это пригодилось и в обработке пришкольного участка. На профподготовку отводится по 6 часов в неделю. Плюс производственное обучение в ПСХ «Наша Нива». После сдачи экзаменов ребята получают удостоверение тракториста–машиниста категории «А», с которым уже могут трудоустроиться. А с 2016 года у нас заключен договор с факультетом довузовской подготовки БГАТУ для дальнейшей профориентации. И многие наши выпускники поступают именно в этот вуз. В будущем планируем предложить детям также на выбор подготовку по специальностям плодоовощевод и секретарь–референт.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Светлана Уклейко, начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования:

— Сегодня в каждой области прорабатываются конкретные предложения по организации профессиональной подготовки по каждой школе с учетом региональной специфики. С одной стороны, речь про профильные классы профессиональной направленности. Можно сказать, что педагогические себя уже оправдали — из числа их выпускников в соответствующие учреждения высшего образования приходят более мотивированные студенты. А недавно принято совместное постановление коллегий Министерства образования и Минсельхозпрода о создании сельскохозяйственных классов. Но и базовые классы нужно ориентировать на допрофессиональную и профессиональную подготовку (для этого выделяется до 6 часов в неделю в 10 — 11–х классах и 2 — 4 часа в 8 — 9–х классах). Как лучше ее организовать, по каким специальностям, на базе каких учреждений? Эти вопросы сейчас активно обсуждаются в каждой области, каждом районе. Важно заинтересовать старшеклассников. Дать им выбор. И не из одной–двух специальностей. Учащимся должны быть предоставлены расширенные возможности профподготовки по ряду профессий, востребованных в регионе. Чтобы при желании выпускники могли трудоустроиться. То есть фактически мы говорим о формировании дополнительной компетенции, которая наверняка пригодится в жизни. В то же время у ребят, которые учатся в гимназиях, профильных классах, также должна быть возможность дополнительно пройти профподготовку. Нормативная база, регулирующая эти вопросы, будет готова в ближайшее время.

Отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки в Минске сегодня посещают 8.147 учеников 8 — 11–х классов из 133 школ. На выбор предлагаются 27 направлений, отмечают в комитете по образованию Мингорисполкома. В этом учебном году, например, начато обучение по двум новым профессиям — агент по туризму и медицинский регистратор. В будущем количество отделений планируется увеличить.

Мне в жизни с УПК не повезло. Правда, об этом я узнал не сразу, а точнее сказать, совсем недавно - собственно тогда, когда узнал, что вообще такое УПК. В связи с частыми в последнее время реформами в системах обучениях моей родной и дружественной ей стран напомню, что было время, когда пришлось перескочить через какой-то там четвертый класс, чтобы закончить школу после 11-го. Так вот по той системе классоисчисления особо одаренные ученики средних школ бежали оттуда уже после 9-го класса, остальные мурыжились еще два года. Я вообще умудрился увязнуть на эти два последних года в спецшколу для интегралофилов, но это совсем оффтоп в данной записи.

Так вот, оказывается, советское спецобразовательное наследие подарило многим, не сбежавшим в 9-м классе, ученикам возможность "ознакомиться с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, подготовиться к сознательному выбору профессии, обучиться первоначальным навыкам труда по избранной профессии". Один день в неделю вместо учебы в обычной школе ученики посещали учебно-производственный комбинат (чаще всего при близлежащем Техникуме), где проходили профессиональное обучение и занимались общественно-полезным трудом. В теории - умная и полезная вещь. Школу только закончил, а уже имеешь начальное профессиональное образование - можно идти доучиваться по профилю. Другое дело, что стране нужны были кадры любой ценой, поэтому эта опция, как ни странно, была обязательной, а не опциональной (как положено опциям). Собственно и выбора профессий особо и не было, так как УПК был уже заранее специализированный, без спроса учащихся данной школы.

А вот жене моей повезло - в ее школе был УПК, да не простой, но и даже с небольшим (но все же) выбором профессионального профиля. В виду немыслимой в нынешнее время дискриминации, ее отказались зачислять в (по общегосударственному мнению) мальчуковый класс автомехаников, которым, кстати, выдавали вместе с дипломом права. В санитарки или училки идти совсем не хотелось. Оставались специалисты по художественному вязанию. Так и получилось, что женат я на умной (высшее образование получено совсем не по упк-шному профилю), интересной и талантливой вязальщице!

Недавно мы стали двоюродными дядей и тетей. По этому поводу было принято решение воскресить умения и применить по делу полученное начальное профессиональное образование - Kaya связала веселое одеяло нашей племяннице Полине Андреевне! Следующим клиентом стал Хатабыч. Сабакену повезло - он обзавелся новым свитером. Собственно, дальше расскажет сама мастерица.

П.с. фотографии тоже ее.

Здравствуйте, все!

После вчерашней «жуткой снежной бури» сегодня случилась природная благодать. Солнце, отражаясь от свежего снега, выжигает глаза навсегда, растопленный солью снег на дорогах радостно журчит в направлении ближайшего ливнестока, птички в крапинку истошно вопят на деревьях, в общем, полное обманчивое ощущение весны, тепла и свежих семечек. Хатабыч примерил свой новый свежесвязанный свитер и заявил, что желает фотосессию на девственном снегу. Делать нечего, пришлось брать инструмент, ботинки, собаку в новом свитере и бежать на улицу.

Сначала пес, как следует, огляделся.

Но вот как позировать перед камерой Хатабыч представляет очень отдаленно. Сначала он все время заглядывал заснеженным носом в объектив.

Потом хотел изобразить смелость во встрече с соседской собакой.

Затем хотел показать тоску расставания все с тем же собачьим соседом.

А самое главное, наотрез отказывался смотреть на меня! (но зато хорошо видно новый свитер).

По взаимной договоренности мы решили добавить динамики в нашу сессию. Это означало, что я, как ментально распущенная личность, размахивая руками, фотоаппаратом и пакетиками для какашек, бежала куда глаза глядят, лишь бы подальше от собаки. Хатабыч же, как личность с крепкой психикой, слегка стыдясь меня, трусцой следовал по моим следам.

Иногда приветы от собратьев перечеркивали все наши планы и задумки.

Но после того, как я пообещала песику колбасу, если он будет послушной моделью, Хатабыч бросил все свои дела и бросился навстречу виртуальной сосиске.


Вот такое получилось утро после «жуткой снежной бури», принесшей нам аж 15 (. ) см снега. Хорошая модель получилась из Хатабыча или не очень - судить вам. Мне, как фотографу, теперь известен прием «сосисочной» мотивации, а значит, есть надежда на улучшение качества наших фотопрогулок.

УПК- Учебно-производственный комбинат.
У нас было в 8м классе. Я пошел узнать о профессии Токарь.
Кто то в швеи из девочек, кто программистом на Бейсик.
А ты помнишь?)) Кто этого не знает пусть завидует)))
А вот вам короткометражный фильм о том времени. Как мы в школах проходили практику.
Кто не смотрел этот фильм, к просмотру обязательно.
А кто видел, добро пожаловать вспомнить и Улыбнутся. Можно до слёз, я разрешаю!;))

Комментарии 204

Ну как же тут не плюсануть ))

Автослесарь на автобусном заводе. В обязательном порядке прошел все участки работы.

Станок 1К-62, сверла Р6М5, резцы Т15К6, эмульсия, ветошь, заточной станок, очки, ботинки…

Если становится интересно — разбираешься, вникаешь, запоминаешь. Еще много от мастера зависит. Если он грамотно объяснил чё-по-чем, то потом всю оставшуюся помнишь. А если ещё по молодости прошел от токаря до оператора ЧПУ, а потом до замначальника цеха, то вообще врезалось. Короче пригодилось.

Я вот позабыл всё. Два года всего проработал универсалом. Потом на карусельном 4 года.

Кстати, в институте пригодилось, по ТКМ твердая пятерка была. ТКМ-технология конструкционных материалов.

Я в Учаге отучился и на завод)))

оо помню конечно, на программирование ходил))

так мы жили в такое время, хватит, не всегда коту масленица)))) теперь надеюсь внуки будут жить в такую пору))) все возвращается на круги своя

У нас УПК был по субботам… травили, паяли ))

ну так помечтать можно)) понятно что в школах со снабжением напряг, одно то что младшая дочь на уроки труда(технология) носит все из дома, причем под угрозой получить неуд, если не принести)))

у нас была ткацкая фабрика)

На ткача учился? Или нет

ремонт станков)
а в школе до того стандартный набор токарный, фрезерный, слесарка.

Наша школа ходила по пятницам в УПК и после УПК шли домой в школу не ходили в тот день. Я учился на автослесаря в 10 классе, а в 11 первые полгода ходил на практику в авто сервис "Садолин"

Здорово, У нас так же было. Тоже был день свободный.))

Наша школа ходила по пятницам в УПК и после УПК шли домой в школу не ходили в тот день. Я учился на автослесаря в 10 классе, а в 11 первые полгода ходил на практику в авто сервис "Садолин"

у меня то же УПК было в пятницу, но практику проходили на каникулах, целый месяц терялся и это перед выпускным(( в смысле перед последним годом учебы)))

Да уж, еще труды вспомнились… учили ведь в сему понемногу и токарный, и деревообрабатывающий, и сантехника была, и чего только не было… а главное чему учили что нет ничего не возможного что при желании ты можешь и токарем и сварщиком и краснодеревщиком )))) шутка, конечно, но в каждой шутке, есть доля шутки. + 1, разумеется

Были веселые времена !

да да да, жаль сейчас учат не работать а потреблять

О да! Я ходил в УПК. Конкретно осилил 4 профиля: авто-слесарь, электрик, сварочное дело и повар.
А на уроках труда работал на станках, точил деревяхи и выпиливал всякие поделки. Например, сделал маленький стульчак складной. Школу уж давно закончил, а стульчак до сих пор служит для пятой точки, и как напоминание о школьных годах.

Да вы гигант наук)) Я только токарное дело с трудом))

Дело в том, что мне это было интересно. Гораздо интереснее чем учить уроки:)

Соглашусь. Мне просто было лень все это. А были ребята которые просили остаться подольше.

Было и такое. По авто-слесарному профилю я оставался всегда подольше, чтобы узнать что нить новое.
Практикой были 4 двигателя. Мы их разбирали, брали части и шли на свои стенды и изучали конструкцию.
На повара я почти не ходил, так как понимал, что это точно не мое было дело.

Dead-KillReal

О да! Я ходил в УПК. Конкретно осилил 4 профиля: авто-слесарь, электрик, сварочное дело и повар.
А на уроках труда работал на станках, точил деревяхи и выпиливал всякие поделки. Например, сделал маленький стульчак складной. Школу уж давно закончил, а стульчак до сих пор служит для пятой точки, и как напоминание о школьных годах.

еще один фантазер))) какие 4 профиля? одна профессия и все, скакать из группы в группу, это означало не сдать экзамен, если кто забыл, но по окончании был госэкзамен, на основании которого и выдавали корочки, у меня например до сих пор лежит удостоверение монтера АТС 3 разряда

У нас не выдавали корочки. За полгода нам давали 4 профиля куда можно пойти и выучить хотя бы основы профессии. Так сказать определиться со своей дальнейшей специальностью.

но тогда это не УПК, а просто инициатива ГОРОНО по профориентированию молодежи

Так в том то и дело что УПК. Хотя как сейчас помню, нам препод по авто-делу предлагал сдать экзамен и получить корочки… но я что то не захотел.

OlegBelogorodsky

еще один фантазер))) какие 4 профиля? одна профессия и все, скакать из группы в группу, это означало не сдать экзамен, если кто забыл, но по окончании был госэкзамен, на основании которого и выдавали корочки, у меня например до сих пор лежит удостоверение монтера АТС 3 разряда

Удостоверения или разряды в школе мы не получали)) А посещать можно было несколько. Если успеваешь.

значит в каждом регионе была своя программа, а в СССР в каждой республике

Все верно. Мы и сейчас по разному все живем. Страна большая.))

Автор, спасибо за ностальгию, это мне напомнило, когда я в прошлом работал на недоразворованном предприятии, на котором всё это происходило по канонам. Я не жил в ту эпоху, и работая там мог лишь немного прикоснуться к атмосфере. Работать на УПК в моё школьное время считалось настолько позорным, что о нормальной карьере в жизни — можно и не мечтать. Да и само попадание на УПК считалось крестом на дальнейшей жизни, стоило тебе туда попасть и ты автоматически считался психом в прямом смысле. Да, это именно так. За мои школьные проделки меня попытались туда сбагрить, но у родителей были связи, да и я одуплял, что будет, если я туда сползу. В итоге, мои знакомые продавили директора моей школы, я доучился, отучился в колледже, поршел стажировку на нескольких предприятиях и в полной мере впитал всю ту суть бытия. Я раньше не видел это кино, но сейчас это для меня как фильм Гайдая). Благодарю)
Много бы мог пофилософствовать, но пусть всё будет как есть.

За отзыв спасибо большое, рад что понравился фильм. Ведь судь фильма как раз о основной массе людей, мы такими и были. И в основном как Галиаф:)))

Avtolyubitel987

Автор, спасибо за ностальгию, это мне напомнило, когда я в прошлом работал на недоразворованном предприятии, на котором всё это происходило по канонам. Я не жил в ту эпоху, и работая там мог лишь немного прикоснуться к атмосфере. Работать на УПК в моё школьное время считалось настолько позорным, что о нормальной карьере в жизни — можно и не мечтать. Да и само попадание на УПК считалось крестом на дальнейшей жизни, стоило тебе туда попасть и ты автоматически считался психом в прямом смысле. Да, это именно так. За мои школьные проделки меня попытались туда сбагрить, но у родителей были связи, да и я одуплял, что будет, если я туда сползу. В итоге, мои знакомые продавили директора моей школы, я доучился, отучился в колледже, поршел стажировку на нескольких предприятиях и в полной мере впитал всю ту суть бытия. Я раньше не видел это кино, но сейчас это для меня как фильм Гайдая). Благодарю)
Много бы мог пофилософствовать, но пусть всё будет как есть.

извините уважаемый, но что-то вы загнули, какое нахрен УПК в вашем возрасте, если конечно вы его здесь правильно указали)))УПК закончилось вместе с СССР, а начиная с 1993 года стали сокращать и ПТУ

Да ничего страшного, на соседней улице от моей школы находилось УПК №5. Туда отправляли всех отморозков, дебилов и неблагополучных. Помимо того, что они там проходили облегченную школьную программу, они получали профессию, типа автослесаря, и можно было параллельно отучиться на водителя всех категорий за казёный счёт. Сейчас оно может как то по другому стало называться. Насчет ПТУ я неуверен, что они куда то делись, во всяком случае те путяги которые я знаю и считаю их дичайшими клоповниками — теперь уже колледжи.

OlegBelogorodsky

извините уважаемый, но что-то вы загнули, какое нахрен УПК в вашем возрасте, если конечно вы его здесь правильно указали)))УПК закончилось вместе с СССР, а начиная с 1993 года стали сокращать и ПТУ

УПК не резко загнулось.В некоторых регионах длилось почти до 2000х. Я вам говорю.)

о как не знал, тогда наверное прав cantvehs о том что у него было в жизни УПК, но скорее всего какое-то видоизмененное)))

Спасибо за пост! Фильм вообще заецпил! И нахлынули воспоминания…Мы в начале 80-х учились на токарных, фрезерных и деревообрабатывающих станках! Два огромных помещения ТРУДА были прямо в ШКОЛЕ!
По каждому из станков сдавали нечто вроде зачёта…

А у нас три маленьких стояло. Модель конечно не вспомню, зелёно-желтые, красивые.
Я боялся их как огня, трудовик был ЖЖесткий дядька. Можно было схлопотать от него лещща солидного, если что то не так сделать)))
Рад что понравилось.;)

1. Профильные классы создаются на III ступени общего среднего образования с целью осуществления профильного обучения, реализации права граждан Республики Беларусь на получение образования с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и запросов, направлений профессионального самовыражения.

2. Профильные классы обеспечивают получение учащимися общего среднего образования и изучение отдельных предметов на повышенном уровне, овладение углубленными знаниями и умениями по профильным учебным предметам.

3. Организация образовательного процесса в профильных классах регламентируется нормативными документами для учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования.

II. Модели формирования профильных классов, профильные учебные предметы

1. С учетом условий, при которых возможна организация образовательного процесса с изучением предметов на повышенном уровне, наличия высококвалифицированных специалистов, материально- технической базы, а также с учетом сложившихся традиций школы выделяются

1.1. следующие возможные модели формирования профильных классов:

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне, и учащихся, изучающих все учебные предметы на базовом уровне.

1.2. следующие возможные профильные учебные предметы: физика - 4 часа, математика - 5 часов, русский язык - 3 часа, английский - 5 часов, биология - 4 часа, химия - 3 часа.

III. Организация и порядок приема в профильные классы

1. Профильные классы открываются приказом директора учреждения образования по согласованию с управлением образования, спорта и туризма.

2. Школа в срок до 1 июня размещает на своем сайте объявления о наборе в профильные классы.

3. Профильный класс формируется из выпускников II ступени общего среднего образования, изъявивших желание продолжить обучение в профильном классе. Срок обучения в профильном классе - 2 года.

4. С целью качественной организации комплектации профильных классов в апреле производится изучение образовательных запросов учащихся 9-х классов (анкетирование).

5. Зачисление учащихся в профильный класс проводится на конкурсной основе на основании свидетельств об общем базовом образования и заявлений учащихся.

6. В профильный класс зачисляются учащиеся, имеющие по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6.

7. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

8. Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

IV. Организация образовательного процесса в профильных классах

1. Образовательный процесс в профильном осуществляется в соответствии с учебным планом и учебными программами, регламентируется расписанием занятий.

2. Наполняемость профильного класса не более 25 человек.

3. С учетом специфики профильных учебных предметов в профильном классе могут проводиться различные виды учебных занятий: уроки, лекции, семинарские, практические и другие. Занятия сочетаются с индивидуальной и самостоятельной работой учащихся Класса, включая их творческую и исследовательскую деятельность.

4. С учетом пожеланий учащихся и их законных представителей по профильным учебным предметам, так и по иным учебным предметам, могут организовываться факультативные занятия до установленной допустимой недельной учебной нагрузки на одного учащегося.

5. За учащимися профильного класса сохраняется право перехода по собственному желанию в классы с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, а также поступления в другие учреждения образования.

6. Выпускные экзамены для учащихся профильного класса проводятся в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.

7. Выпускникам профильного класса выдается аттестат об общем среднем образовании установленного образца. Учащиеся профильного класса, которые достигли особых успехов в учебе, награждаются золотой или серебряной медалью, похвальными листами за успехи в изучении отдельных предметов в соответствии с порядком, определенным Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.

V. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение

1. Руководство Школы для работы в профильном классе осуществляет подбор педагогических работников, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования.

2. Профильные предметы в профильном классе могут вести учителя не ниже 1 квалификационной категории. Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке.

3. Учреждение образования обеспечивает наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии, позволяющих реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам.

4. Библиотечный фонд школы комплектуется научной, учебной, методической, справочной и художественной литературой в установленном порядке с учетом специфики образовательного процесса в Классе.

5. Материально-технические условия для функционирования профильных классов создаются директором школы за счет средств отдела образования и средств, полученных из дополнительных источников финансирования, которые не запрещены законодательством Республики Беларусь.

Читайте также: