В чем заключается профессия дирижера

Опубликовано: 02.10.2024

Дирижер, в понимании обывателя, далекого от музыки, – это человек, стоящий спиной к зрителям и зачем-то размахивающий руками на выступлениях симфонического оркестра. Но люди искушенные понимают, что без его координирующих действий невозможно добиться слаженного звучания музыкального коллектива.

Итак, кто такой дирижер на самом деле. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев и головы руководит репетициями и выступлениями группы музыкантов, а также доносит до них свое прочтение исполняемого музыкального произведения. А по сути, он объединяет творческую энергию всех оркестрантов и направляет ее в единое русло для реализации замысла композитора.

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Описание профессии

Дирижер Валерий Гергиев

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:

  • дирижирование академическим хором;
  • дирижирование оркестром народных инструментов;
  • дирижирование оркестром духовых инструментов;
  • художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и др.

Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2018 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Как построить карьеру

Дирижер Владимир Спиваков

Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.

Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

дирижер управляет оркестром

Сегодня каждый знает, что оркестром руководит особый музыкальный специалист – дирижер. Но так было далеко не всегда.

Во многих оркестрах прошлого подобной должности не было и некоторые обязанности художественного руководителя объединения музыкантов исполнял кто-то из участников коллектива. Таким образом, должность дирижера как самостоятельное направление в музыке сформировалось лишь к XIX веку.

Особенности профессии дирижера

Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:

Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.

При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений. Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки. Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.

Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.

Профессия дирижер

Источник фото: Wan San Yip/unsplash

Обязанности дирижера оркестра

В перечень обязанностей этого музыкального деятеля необходимо включить следующее:

создание графика репетиций и выступлений;

работа над составом оркестра;

проведение мероприятий по адаптации участников оркестра;

работа с музыкантами, которым необходимо повысить навыки владения музыкальным инструментом;

совместное выступление, руководство оркестром.

У любого дирижера должен быть определенный набор навыков:

особенности музыкальных инструментов;

чтение нот и другие музыкальные знания;

Требования к дирижеру оркестра

Для того, чтобы работать дирижером, необходимо соответствовать жестким требованиям:

высшее музыкальное образование;

подвижность и гибкость пальцев

Комплекс профессиональных и личностных требований предъявляемых дирижеру

Источник фото: Kazuo ota/unsplash

Где могут работать дирижеры

Присутствует мнение, что дирижер может работать только в профессиональном коллективе, но на самом деле есть достаточно большое число мест, куда возможно устроиться на работу:

музыкальные школы и училища;

профессиональные и любительский оркестр.

У дирижера достаточно плотный и насыщенный график. Он проводит репетиции, индивидуальные встречи с музыкантами, разрабатывает и планирует дальнейшие выступления.

Где выучиться на дирижера?

Пусть дирижер оркестра и представляет собой творческую специальность, но для получения этой работы необходимо иметь профильное образование, которое возможно получить в музыкальных учебных заведениях.

Чаще всего будущий дирижер начинает получать профильное образование еще в детстве. Сначала он идет в детскую музыкальную школу, а после получения начального образования следует поступление в училище или высшее учебное заведение по направлению «Дирижерское искусство».

Качества дирижера оркестра

Профессиональный дирижер оркестра должен обладать следующими качествами:

Средняя зарплата дирижера

Заработная плата представителя данной творческой профессии определяет тем, насколько признан его дирижерский талант. Поэтому естественно наиболее высокий доход имеют дирижеры с громким именем в профессиональных кругах.

Таким образом, средняя заработная плата дирижера оркестра в различных регионах России составляет около 15 000 рублей. Если же брать крупные концертные площадки в мегаполисах, то заработная плата дирижера может составлять примерно 30 000 рублей.

При этом доходы известных дирижеров, которые активно гастролируют как в России, так и за рубежом, неизвестны.

Дирижер – не только работа, но и призвание, хобби. Профессия связана с творчеством и управлением, требует высшего образования и стартовой музыкальной подготовки. Последнюю можно получить в музыкальной школе или во время частных уроков.

Дирижер – человек, который контролирует и руководит процессом разучивания, исполнения музыкальных произведений. Работает с хорами, ансамблями, оркестрами, певцами. Деятельность тесно связана с музыкальным искусством. Профессия подойдет для людей, обладающих идеальным музыкальным слухом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.


Особенности профессии

Дирижеры могут писать музыку, выполнять аранжировки классических произведений. Однако во время концерта дирижер не играет на музыкальном инструменте, а осуществляет руководство исполнителями. Он несет ответственность за:

  • правильную трактовку музыкальной композиции;
  • стройность звучания;
  • громкость звучания тех или иных музыкальных инструментов;
  • качество работы всего коллектива и каждого отдельно взятого музыканта;
  • формирование репертуара;
  • составление графика репетиций и его соблюдение;
  • распределение партий, оценку потенциала исполнителей;
  • кадровые перестановки;
  • контроль творческой дисциплины.

Во время работы использует дирижерскую палочку, набор жестов и знаков, которые передает руками или с помощью мимики. Дирижеры тонко чувствуют музыку, способны понимать все ее оттенки, обладают идеальным слухом и влюблены в свою профессию. Дирижеры являются объединяющим звеном между музыкантами!

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Работа в творческой среде.
  2. Отсутствие критических физических нагрузок.
  3. Гастроли в России и за рубежом.
  4. Возможность быстро получить популярность в узких профессиональных кругах.
  5. Работа известных дирижеров хорошо оплачивается. Они могут давать частные уроки, создавать музыку, что принесет дополнительный доход.

Минусы

  1. Воздействие негативных факторов, таких как шум и другие.
  2. Дирижер много времени проводит на ногах, что чревато развитием профессиональных заболеваний.
  3. На вершину славы восходят самые талантливые и упорные специалисты.

Важные личные качества

Дирижер – экспрессивный, очень активный и достаточно строгий человек, который отличается требовательностью и принципиальностью. Он ставит безупречный результат превыше всего, а также обладает другими важными чертами:

  • работоспособность,
  • отличная память,
  • профессиональная объективность,
  • целеустремленность,
  • коммуникабельность.

Дирижер отличается хорошим здоровьем, музыкальным слухом, актерскими задаткам и навыками, необходимыми для импровизации. Не теряет присутствие духа в случае форс-мажора.


Обучение на дирижера

Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:

  • «Дирижирование» (код: 53.03.05);
  • «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).

При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.

Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.

дирижёр это кто

Для детей, которые увлекаются музыкой и мечтают посвятить свою жизнь служению этому искусству расскажем, дирижёр это кто такой, какова его роль в социальном мире, что за профессия это и как стать её представителем.

Для того, что бы внести немного ясности и дать максимально понятное определение специальности, обратимся к проверенному источнику википедия.

Дирижёр – это высококвалифицированный специалист, имеющий музыкальное образование, в чьи обязанности входит компетентное руководство слаженной работы оркестра или хорового коллектива.

История профессии

Принято считать, что дирижирование, как отдельная профессия зародилось в начале 19 века. Но если внедриться в исторические источники, то можно заметить, что ещё на древнеегипетских рисунках присутствует некий образ человека с предметом в руке, напоминающем жезл, который стоит напротив музыкантов и певцов, руководя их действиями.

Из этого можно сделать вывод, что профессия уходит своими корнями далеко в древние времена, о которых нам на вряд ли удастся узнать всю правду. Так же дирижёров можно увидеть на церковных картинках, где они руководили хором с помощью пальцев рук.

Со временем, когда оркестровая игра усложнялась и становилась более виртуозной, без дирижирования и вовсе было не обойтись.

Чем занимается

А теперь подробно расскажем, чем занимается дирижёр и насколько сложна данная профессия.

  1. Руководит музыкантами во избежание хаоса в коллективе;
  2. Является ответственным лицом, которое отвечает за исполнение музыкальных произведений коллективом;
  3. С помощью профессиональных навыков правильно расставляет звук каждого инструмента в коллективе;
  4. Расставляет музыкантов в зависимости от их способностей и музыкальных возможностей игры или пения.

Профессиональные навыки дирижёра

Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.

  • Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
  • Быть интуитивно развитым;
  • Иметь музыкальное образование;
  • Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
  • Обладать качествами лидера;
  • Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
  • Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
  • Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.

Как стать дирижёром

Если вас все же заинтересовала профессия дирижер, то в данном разделе статьи расскажем, как стать таким специалистом, и что для это нужно.

  1. Для начала вы должны быть профессионально пригодны для этой специальности;
  2. Закончить музыкальную школу;
  3. Закончить музыкальный ВУЗ;
  4. Нарабатывать практический опыт под контролем наставника.

Только огромная любовь к музыке и страсть к покорению вершин могут сделать из обычного музыканта великого дирижёра.

Плюсы и минусы профессии

Перед тем, как отдать предпочтение той или иной профессии, стоит внимательно ознакомиться с какими плюсами и минусами деятельности придётся столкнуться, отдавая себя ремеслу.

  • Быть лидером и знать, что виртуозная и слаженная игра коллектива это твоих рук дело, всегда приятно;
  • Возможность путешествий, как в собственной стране, так и за её пределами;
  • Знакомство с большим количеством интересных талантливых людей;
  • Достойный уровень финансовой мотивации;
  • При усердии и желании развиваться;
  • Имеется огромная вероятность стать известной медийной личностью.

Минусы:

  • Для людей, которые не имеют врождённого музыкального и лидерского таланта путь в данной профессии будет труднее и тернистее;
  • Высокий уровень ответственности, как перед коллективом, так и перед зрителями;
  • Часто ненормируемый рабочий день и высокая эмоциональная и физическая нагрузка;
  • Случаются конфликты внутри коллектива, которые необходимо решать;
  • Необходима постоянная и порой изнурительная работа над прокачкой собственного таланта и мастерства;
  • Мало времени для личной жизни;
  • Случается творческое выгорание, что часто сопровождается длительными депрессиями.

Подведём итоги

В данной статье собрана краткая информация, которая будет полезна для детей и взрослых. В ней мы рассказали, дирижёр это кто такой, какую роль играет в музыкальной сфере.

Если все что выше описано подходит для вашего ребенка, то это в будущем может быть его специальностью.

В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» объясняет вещь, непонятную многим людям, далеким от академической музыки, — в чем заключается работа дирижера симфонического оркестра.

alt="Михаил Фихтенгольц" />
Михаил Фихтенгольц

«Дирижера можно сравнить сразу с двумя людьми: во-первых, с режиссером в драматическом театре, во-вторых — с регулировщиком движения. Техническая функция дирижера заключается в том, чтобы координировать между собой различные группы в оркестре. В симфоническом оркестре может быть от 60 до 120 человек, это многолюдное собрание. На сцене все эти люди сидят таким образом, что друг друга они зачастую не видят и не слышат. Скажем, через звуковую стену, которая разделяет первые скрипки, сидящие по переднему краю, и тромбоны в глубине, в правом дальнем углу, до них попросту не доходит, что играют другие. Если оркестранты при этом разойдутся — будет катастрофа, начнется какофония.

Чтобы предотвратить это, как раз и нужен дирижер — чтобы музыканты были скоординированы между собой, чтобы они играли слаженно, в едином темпе и настроении, что называется, «дышали вместе». Плюс ко всему этому дирижер должен заблаговременно показать вступление тех или иных инструментов. Конечно, музыканты сами умеют считать паузы, могут отсчитать 25 тактов и снова вступить, но иногда количество тактов в паузе измеряется сотнями, а иногда у некоторых инструментов в произведении всего несколько нот, а между ними минуты полнейшего молчания. Дирижер должен точно знать партитуру и указать музыкантам момент вступления. Функция дирижера в таком виде существовала не всегда, только с начала XIX века. До этого в оркестре, конечно же, было первое лицо, но это был либо первый скрипач, либо человек за клавесином — нередко это был сам композитор, дирижирующий собственное произведение. Но оркестры во времена барокко были меньше, ими было гораздо проще управлять, и инструментов было меньше — и не только в количественном отношении. В XVIII столетии в оркестре было гораздо меньше разновидностей духовых и ударных инструментов, чем в романтическом оркестре времен Чайковского и Вагнера.

Клаудио Аббадо дирижирует Первую симфонию Густава Малера

Но не надо забывать про вторую, творческую функцию дирижера. Вообще, если назвать любого дирижера в лицо регулировщиком, это будет как пощечина, и плохих дирижеров оркестранты называют именно так, имея в виду, что они только умеют показывать темп и ритмическую сетку — и ничего более. Хороший же дирижер сродни хорошему режиссеру в театре: это человек, который выстраивает форму спектакля, задает темп, ритм, настроение, обрисовывает характеры героев — в данном случае разных инструментов симфонического оркестра. А самое главное, он создает интерпретацию произведения, которое ему доверено.

Дирижеры, как и музыканты других специальностей, учатся в консерватории — но считается, что это возрастная профессия. Говорят, что 40–50 лет для дирижера — это молодость, зрелость наступает позже. В консерватории работают над дирижерской техникой, над тем, чтобы движения рук и корпуса были максимально понятными, четкими и ясными. Это своего рода хиромантия, или, более примитивно, сурдоперевод: ты должен не произнося ни слова, объяснить свои намерения музыкантам — темп, нюансы, динамику, характер музыкальной фразы, особенности баланса оркестровой фактуры, какие группы инструментов в данный момент более важны, какие — менее. Это невербальный способ коммуникации с помощью жестикуляции, который осуществляется не только руками, но и всем корпусом. Некоторые особо колоритные дирижеры даже танцуют за пультом, но это ни о чем не говорит — иногда такие активные телодвижения абсолютно бесполезны, хорошие дирижеры часто ограничиваются очень экономными жестами — а звучание оркестра при этом может напоминать извержение вулкана.

Леонард Бернстайн дирижирует Шестую симфонию Бетховена

Симфонический оркестр — не машина, а партитура — не точная инструкция к применению, не все указания, которые там есть, точно применимы к музыке. Да, конечно, там есть обозначения темпа, штрихов, детали артикуляции и фразировки, но это скорее руководство к действию, не цель, а средство ее достижения. Скажем, темп adagio, медленно, — в нем одном есть свои градации и изменения, и у каждого дирижера время в adagio пульсирует по-разному — это и есть простор для интерпретации. Авторский текст не воспринимается как непреложная данность. Это точка отсчета для дирижера, для создания его собственного прочтения и видения: так же, как пьеса Чехова, Гете или Ибсена — точка отсчета для режиссера. Только в классической, академической музыке есть незыблемое правило: авторский текст дается без конструктивных изменений. Нельзя поменять инструментовку, поменять части симфонии местами, кардинально изменить темп, поменять характер на противоположный. Вы создаете интерпретацию в рамках тех границ, которые даны композитором. Режиссеры в драматическом театре свободнее: они делают с пьесой, что хотят, — для них авторский текст — это гипс, из которого они могу слепить то, что им угодно. Дирижеры имеют дело с законченным произведением искусства, их задача — придать ему новый ракурс, новое звучание, свою индивидуальную интонацию. Это сложнее — но так еще интереснее».

Читайте также: