В каких музыкальных профессиях прославился п и чайковский

Опубликовано: 02.10.2024


Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск. Сейчас территория поселка относится к Удмуртии. Отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский не владел музыкальной профессией. Он происходил от казачьего рода Чаек, который хорошо известен Украине и работал простым инженером. Мать Петра Ильича Чайковского, Александра Андреевна Ассиер окончила училище для сирот, где занималась литературой, географией, арифметикой, риторикой и иностранными языками.

В свое время отец Петра Ильича Чайковского получил хорошую должность, из-за чего переехал на Урал. Он стал руководителем Камско-Воткинского сталелитейного завода, одного из крупнейших предприятий. Ему предоставили не только большой дом с прислугой, но и войско, в котором служило сто казаков. Среди гостей большого дома бывали дворяне, столичная молодежь, английские инженеры и другие представители высшего общества.

Из воспоминаний М. И. Чайковского: «Навстречу выбежала масса людей, начались объятия и поцелуи, среди которых трудно было различить родных от прислуги, так ласковы и теплы были проявления всеобщей радости. Мой отец подошёл к молодой девушке и расцеловал её как родную. Эта простота, патриархальность отношений сразу ободрили и согрели молодую иностранку и поставили в положение почти члена семьи».

Несмотря на то, что родители Петра Ильича Чайковского не были профессиональными музыкантами, музыка всегда жила в их доме. Илья Петрович умел играть на флейте, Александра Андреевна – на фортепиано и арфе, говорили также, что она чудесно исполняет романсы, а гувернантка просто очень любила музыку.

В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Пётр Ильич брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой. Он не только был талантлив в музыке, но и сочинял стихи.

Старшие дети Чайковских получили хорошее образование: они учились в Санкт-Петербурге в пансионе Шмеллинга. Здесь Пётр Ильич познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. В юном возрасте случилась беда: Пётр Чайковский переболел корью, от последствий которой страдал всю жизнь.

В 1850 году Пётр Ильич Чайковский поступил в Императорское училище правоведения, где проучился вплоть до 1859 года. До разорения отца и кончины матери Пётр Ильич также брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Из-за бедственного положения семьи их позже пришлось прекратить.

После окончания учёбы Пётр Ильич Чайковский работал в Министерстве юстиции, где вёл дела крестьян. В свободное время он ходил в театр и музицировал. В 1861 году Чайковский впервые побывал за границей, где посетил Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и Лондон.

Пётр Ильич Чайковский. Лебединое озеро

Пётр Ильич Чайковский. Музыкальная карьера

В 21 год юный Пётр Чайковский еще не думал о музыкальной карьере, а музыку считал лишь своим увлечением. Всё перевернуло открытие в Санкт-Петербурге новой консерватории, руководителем которой стал сам Антон Рубинштейн. Пётр Ильич Чайковский твёрдо решил туда поступать. Это ему удалось, он стал одним из первых студентов по классу компощиции и окончательно бросил юриспруденцию.

Впоследствии Пётр Ильич преподавал в Московской консерватории и даже сам переводил обучающую литературу для своих студентов. В Москве же начался подъем его творческой карьеры. В 1873 году Чайковский написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», снова начал путешествовать, учиться и искать вдохновение.

В 1870-ые годы родились другие великие произведения классика:

  • балет «Лебединое озеро»,
  • опера «Опричник»,
  • Концерт для фортепиано с оркестром,
  • Вторая и Третья симфонии,
  • фантазия «Франческа да Римини»,
  • опера «Евгений Онегин»,
  • фортепианный цикл «Времена года» и многие другие.

Пётр Ильич Чайковский путешествовал с концертными гастролями, дружил со знаменитыми музыкантами Европы, перенимая их опыт. Незадолго до своей кончины он переехал в Клин, где много занимался благотворительностью. В 1885 году он помогал бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

Даже на закате жизненного пути Чайковский продолжал заниматься музыкой. В этот период он написа:

  • балет «Щелкунчик»,
  • оперу «Пиковая дама»,
  • увертюру «Гамлет»,
  • оперу «Иоланта»,
  • Пятую симфонию.

Пётр Ильич Чайковский получил международное признание. В 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

Пётр Ильич Чайковский. Музыка

Творчество Петра Ильича Чайковского

Пётр Ильич Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но отдавал предпочтение масштабным: операм и симфониям. Его занимали глубокий внутренний мир человека, его душа и переживание драмы. Музыка Чайковского при этом очень тонкая, лирическая и певучая. Его произведения вызывают сильный эмоциональный отклик слушателя. Даже малые музыкальные жанры при этом Чайковский сопровождал симфонической масштабностью. Одной из главных тем творчества Петра Ильича Чайковского стали сострадание и любовь к людям.

Чайковский работал и в области хоровой духовной музыки. Продолжателями его музыкальных традиций считали С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина. Музыка Чайковского стала символом русской жизни и культуры XIX в. Благодаря наследию Чайковского мы смогли заново открыть для себя образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в. Чайковский заслуженно при жизни получил мировую известность и до сих пор считается одним из лучших отечественных композиторов.


Пётр Ильи́ч Чайко́вский (7 мая 1840, Воткинск, Российская империя — 6 ноября 1893, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов [1] . Автор 76 опусов, 10 опер, 3 балетов. Его концерты и другие опусы для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Содержание

Биография

Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович (1795—1880), был сыном городничего из Вятской губернии Петра Фёдоровича Чайковского. Окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, он был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев в 1833 году, он женился на Александре Андреевне Ассиер, с которой в 1837 переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 родился его старший брат Николай, в 1842 — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране» В 1849 семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года в пансионе, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. Однако окружение сомневалось в том, что Чайковский станет выдающимся музыкантом — Рудольф Кюндингер, у которого занимался Чайковский, не видел в нём ничего особенного. Окончив училище в 1859, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время он посещает оперный театр, где на него сильное впечатление оказывают постановки опер Моцарта и Глинки. В 1861 он поступает в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 в Петербургскую консерваторию становится одним из первых её студентов по классу композиции. Учителями Чайковского в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросает службу и целиком отдаётся музыке. В 1865 Чайковский окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости». Другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода».

Сразу после окончания консерватории по приглашению Николая Рубинштейна Чайковский переезжает в Москву, где получает место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 Чайковский впервые выступает в печати как музыкальный критик и знакомится с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период напряжённых исканий. Композитора привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. С 1872 по 1876 Чайковский работает как музыкальный критик в газете «Русские ведомости».

В июле 1877 Чайковский, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, младшей его на 8 лет. По мнению многих источников, особенности личной жизни композитора объясняются его гомосексуальностью, ставшей причиной того, что его брак через несколько недель распался [2] . В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно. После катастрофического брачного эксперимента Чайковский окончательно примирился со своими «природными влечениями», к примеру, в его письмах и дневниках нет и следа отношения к ним как к греху, страданию или аномалии [3] . В 1878 он оставляет пост в Московской консерватории и уезжает за границу. Неоценимую моральную и материальную поддержку композитору в это время оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался. [4] . Фон Мекк посвящена одна из важнейших работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877).

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится его мемориальный музей. В 1893 г. — Почетный доктор Кембриджского университета. 16 октября 1893 г. — последнее выступление — он дирижировал в первый раз своей Шестой симфонией. В результате заболевания холерой композитор скончался 25 октября (6 ноября) 1893 г. в Санкт-Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств. [5] .


Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии, а также в Каменке у своей сестры). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876-90) с Н. Ф. фон Мекк.

В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках П. И. Чайковского).

В 1965 году именем композитора назван Пермский академический театр оперы и балета. В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. XIX века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.

Даты творческой биографии

1866 г. дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой Fdur.; начал первую симфонию; 1867 исполнение andante и скерцо из первой симфонии в Русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге.

1866-67 гг. написаны увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: «Воспоминание о Гапсале».

1867 г. начата работа над оперой «Воевода»; в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из неё. 1868 г в симфоническом собрании в Москве русского музыкального общества с большим успехом исполнена Первая симфония. С недовольством относился Ч. к своему симфоническому произведению: «Фатум» (1868 г.), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге.

30 января 1869 г. в Большом театре в Москве — премьера оперы «Воевода». Либретто — композитора и А. Н. Островского по его пьесе («Сон на Волге»). Дирижёр — Мертен. В ролях: Нечай Шалыгин — Финокки, Влас Дюжой — Радонежский, Настасья — Анненская, Марья Власьевна — Меньшикова, Прасковья Власьевна — Кроненберг, Степан Бастрюков — Раппорт, Дубровин — Демидов, Олёна — Иванова, Резвый — Божановский, Шут — Лавров, Недвига — Розанова, новый Воевода — Корин;). в 70-х годах Чайковский уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.

1869 г. закончена опера «Ундина», которая не ставилась. Она уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения. Осенью написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Написано шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой».

1871 г. первый квартет d-dur

1870—1872 сочинена опера «Опричник», собственное либретто по повести И. И. Лажечникова.

1873 г. симфоническая фантазия «Буря». 1873 г. музыка для пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского в Большом театре

12 апреля 1874 в Мариинском театре премьера оперы «Опричник» (дирижёр Направник; Жемчужный - Васильев 1-й, Наталья — Рааб, Митьков — Соболев, Морозова — Крутикова, Андрей — Орлов, Басманов — Васильев 2-й, Вязьминский — Мельников, Захарьевна — Шредер).

4 мая 1875 в Большом театре постановка оперы «Опричник» (дирижёр Мертен; Жемчужный — Демидов, Наталья — Смельская, Морозова — Кадмина, Андрей — Додонов, Вязьминский — Радонежский, Басманов — Аристова).

1875 г. На конкурсе русского музыкального общества опере «Кузнец Вакула» присуждена первая премия.

1876 г. постановка в Петербурге оперы «Кузнец Вакула», позднее переделанной в «Черевички».

20 февраля 1877 Постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» по либретто В. Бегичева и В. Гельцера. (Одетта-Одиллия — Карпакова, Зигфрид — Гиллерт, Ротбарт — Соколов; балетмейстер Рейзингер, дирижёр Рябов, художники Вальц, Шангин, Гроппиус).

1878 г. на всемирной выставке в Париже под управлением Н. Г. Рубинштейна исполнялись 2-й фортепьянный концерт «Буря», серенада и вальс для скрипки, рост известности в Европе. Написана литургия св. Иоанна Златоуста.

17 марта 1879 г. первое представление оперы «Евгений Онегин», в московской консерватории.

1879. Написана опера «Орлеанская дева» с либретто самого композитора по драме Ф.Шиллера в переводе В. А. Жуковского, драме Ж. Барбье «Жанна д’Арк» и по либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме.

13 января 1880 возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия — Калмыкова и Гейтен, Зигфрид - Бекефи.

13 февраля 1881 — премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском театре (дирижёр Направник; Карл VII — Васильев 3-й, Кардинал — Майборода, Дюнуа — Стравинский, Лионель — Прянишников, Тибо — Корякин, Раймонд — Соколов, Иоанна д’Арк — Каменская, Агнесса — Рааб).

28 октября 1882 возобновлена постановка в Большом театре балета «Лебединое озеро» балетмейстер Ганзен, дирижёр Рябов, художник Вальц, Шангин, Гроппиус. В ролях Одетта-Одиллия — Калмыкова и Гейтен, Зигфрид - Бекефи.

Aпрель 1883 г. «Евгений Онегин» исполнен в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике. Опера «Мазепа».

3 февраля 1884 г., в Большой театре (Москва) премьера оперы «Мазепа», либретто В. П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава». (дирижёр Альтани, режиссёр Барцал, художники Шишков и Бочаров, балетмейстер Иванов; Мазепа — Корсов, Кочубей — Борисов, Мария — Павловская, Любовь — Крутикова, Андрей — Усатов, Орлик — Фюрер, Искра — Григорьев, Пьяный казак — Додонов).

6 февраля 1884 г. «Мазепа» поставлена в Мариинском театре (дирижёр Направник).

19 октября 1884 г. премьера оперы «Евгений Онегин» в Мариинском театре в Петербурге.

1885 г. Опера «Мазепа» поставлена в Тифлисе. Создан новая редакция оперы «Кузнец Вакула» под названием «Черевички».

20 октября 1887 г. в Петербурге в Мариинском театре премьера оперы «Чародейка» (либр. И. В. Шпажинского по его же одноимённой трагедии). Дирижёр Чайковский, худ. Бочаров; князь Курлятев — Мельников, Княгиня — Славина, Юрий — Васильев 3-й, Мамыров - Стравинский, Настасья - Павловская).

1887 опера поставлена в Тифлисе (дирижёр Ипполитов-Иванов; Настасья — Зарудная),

19 января 1887 в Москве в Большом театре поставлена опера «Черевички», переработка оперы «Кузнец Вакула», либретто Я. П. Полонского по повести «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, с добавлениями композитора. (дирижёр Чайковский, худоник Вальц; Вакула — Усатов, Оксана — Климентова, Солоха — Светловская, Чуб — Матчинский, Пан Голова — Стрелецкий, Бес — Корсов, Школьный учитель — Додонов, Светлейший — Хохлов, Панас — Григорьев).

1888 г. император Александр III назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. руб.

3 января 1890, премьера в Мариинском театре балета «Спящая красавица» по либретто И. А. Всеволожского. (Аврора — Брианца, Дезире — П. Гердт, фея Сирени — М. М. Петипа, Карабос — Чекетти; балетмейстер М. И. Петипа, дирижёр Дриго, художник Бочаров, Левот, Андреев и Шишков, костюмы Всеволожского).

1890 г. в Большом театре (Москва) поставлена опера «Чародейка».

7 декабря 1890 в Мариинском театре поставлена опера «Пиковая дама» (либретто брата композитора Модеста с участием композитора, по повести Пушкина, с использованием стихов К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. М. Карабанова и К. Ф. Рылеева), (дирижёр Направник, постановка Палечека, режиссёр Кондратьев, художники Васильев, Янов, Левот, Иванов и Андреев, балетмейстер Петипа; Герман — Н. Фигнер, Томский — Мельников, Елецкий — Яковлев, Чекалинский — Васильев 2-й, Сурин — Фрей, Чаплицкий — Кондараки, Нарумов — Соболев, Распорядитель — Ефимов, Лиза — М. Фигнер, Графиня — Славина, Полина — Долина, Гувернантка — Пильц, Горничная — Юносова, Прилепа — Ольгина, Миловзор — Фриде, Златогор — Климов 2-й).

19 декабря 1890 опера «Пиковая дама» поставлена в Киеве артистами оперной антрепризы И. П. Прянишникова (дирижёр Прибик; Герман — Медведев, Томский — Дементьев, Елецкий — Тартаков, Графиня — Смирнова, Лиза — Мацулевич);

1891 г. Написана опера «Иоланта» (либретто М. И. Чайковского по драме X. Герца «Дочь короля Рене»). Опера «Пиковая дама» поставлена в Большом театре (дирижёр Альтани, Ипполит КарловичАльтани, художники Вальц и Лебедев, балетмейстеры Петипа и Иванов; Герман — Медведев; Томский — Корсов, Елецкий — Хохлов, Лиза — Дейша-Сионицкая, Полина — Гнучева, Графиня — Крутикова); музыка к «Гамлету», поставленному в Михайловском театре (Петербург).

6 декабря 1892 г. премьера в Мариинском театре в Петербурге оперы «Иоланта» (дирижёр Направник, декорации Бочарова; король Рене — Серебряков, Роберт — Яковлев, Водемон — Фигнер, Эбн-Хакия — Чернов, Альмерик — Карелин, Бертран — Фрей, Иоланта — М. Фигнер, Марта — Каменская, Бригитта — Рунге, Лаура — Долина) вместе с балетом: «Щелкунчик». (либретто М. И. Петипа по сказке Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). (Клара — Белинская, Фриц — В. Стуколкин, Щелкунчик — С. Легат, фея Драже — Дель-Эра, принц Коклюш — П. Гердт, Дроссельмейер — Т. Стуколкин; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы — Всеволожский и Пономарев).


Петр Чайковский и Надежда фон Мекк, передача Больше, чем любовь Канал Культура.


Жизнь и смерть Чайковского


Гении и злодеи. Петр Чайковский. 2005

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижер, педагог и критик. Его произведения известны всем соотечественникам, даже в том случае, если эти люди не являются приверженцами классической музыки.

Детство и юность

Петр Ильич Чайковский родился в поселке Воткинск (современная Удмуртия) 7 мая 1840 года. Отец будущего музыканта – представитель казачьего рода Чаек, хорошо известного на Украине. Илья Петрович служил инженером. Мама большого семейства тоже была образованной женщиной. В Училище женских сирот Александра Андреевна Ассиер изучила целый ряд предметов – литературу, географию, арифметику, иностранные языки, риторику.

Петр Чайковский в юности

В этом уральском поселке Чайковский-старший руководил Камско-Воткинским сталелитейным заводом. Это было крупнейшее предприятие Российской империи, руководитель которого получал прекрасное жалование и целый ряд преференций. Для жилья Чайковским предоставили огромный казенный дом, у директора завода было и собственное войско, которое состояло из сотни казаков. Семья жила на широкую ногу, часто принимала в своем доме гостей – местных дворян, иностранных инженеров, столичную молодежь.

Семейство Чайковских было большим, будущий композитор был вторым ребенком. Его старшего брата звали Николай, после Петра родился еще один мальчик – Ипполит, затем сестра Александра. Места в огромном доме хватало всем, вместе с Чайковскими жили и многочисленные родственники главы семейства. Родители очень заботились о воспитании и образовании своих детей, из Санкт-Петербурга они выписали гувернантку. Эта женщина, Фанни Дюрбах, была француженкой, она очень долго жила в семье Чайковских.

Петр Чайковский с семьей

Юный Чайковский увлеченно изучал основы игры на рояле. В тот период им владела еще одна большая страсть – любовь к поэзии. Он не только с упоением читал стихи разных авторов, но и сам сочинял их на французском языке. Настоящим кумиром будущего композитора в то время был Людовик XVII. Молодой человек старательно изучал биографию французского короля, пытался отыскать в разных источниках как можно более фактов о жизни монарха. Эта историческая личность для Чайковского была и осталась примером для подражания.

Когда Петруше исполнилось восемь лет, их большое семейство переезжает в Москву. Илья Петрович в тот период вышел на пенсию, искал достойное место работы. Через два месяца Чайковские оказались в Санкт-Петербурге, где отец сразу же пристроил своих старших сыновей в пансион Шмеллинга. В северной столице Петруша продолжает обучаться музыке. Он знакомится с балетом, оперой, симфоническим оркестром. Мальчик долго привыкает к сырому климату Петербурга, часто болеет. В подростковом возрасте он перенес корь, тяжелый недуг не прошел бесследно. В течение всей жизни у композитора время от времени случались припадки.

Чайковские устроили старшего сына Николая в Институт Корпуса горных инженеров. Все остальное семейство отправилось в город Алапаевск. Здесь Илья Петрович занял должность руководителя завода наследников Яковлева. Гувернантку-француженку к тому времени сменила русская женщина, Анастасия Петрова, которая стала заниматься воспитанием и обучением юного Петра Ильича. В 1849 году семейство Чайковских увеличилось, родились два младших сына-близнеца Анатолий и Модест.

Образование и служба

Петруша с ранних лет увлекался музыкой, и родители прекрасно видели, что у него есть способности. Но они совсем не думали, что занятие музыкой может стать достойной профессией для их одаренного сына. Это выглядело как-то несерьезно. Самое интересное, что их мнение полностью разделял и сам будущий композитор. Он с удовольствием посещал оперу, балет, приходил в восторг от концертов выдающихся музыкантов, но не связывал свое будущее с музыкой.

Молодой Чайковский

В Петербурге у Чайковских был друг – Модест Вакар, он стал настоящим попечителем для малолетнего студента. Но для самого Вакара теплое отношение и участие к маленькому Чайковскому закончились настоящей трагедией. Малолетний студент совершенно случайно, непреднамеренно занес в дом Вакара скарлатину. Этой болезнью заразился маленький сынок Модеста, и спасти ребенка не удалось.

В 1852 году Илья Петрович оставил службу. Все большое семейство отправилось в Петербург. Петруше стало намного легче, теперь он не только виделся со своей семьей, но и часто посещал русский балет, оперу. У молодого Чайковского появился близкий друг, им стал одноклассник Алексей Апухтин, будущий поэт. Этот человек оказал большое влияние на формирование личности и взглядов Петра Ильича.

Молодому Чайковскому было только 14 лет, когда умерла его мама. Она скончалась от холеры, большое семейство осиротело. Всех старших детей Илья Петрович устроил в образовательные учреждения закрытого типа. С ним остались только близнецы, которым на тот момент не исполнилось и пяти лет. Втроем они временно поселились у брата Ильи Петровича.

Петр Чайковский

В течение трех лет, с 1855 по 1858 год, Петр Ильич берет уроки игры на фортепиано у Рудольфа Кюндингера, известного немецкого пианиста. Отец будущего композитора нанял этого музыканта, но через три года занятия пришлось прекратить. Старший Чайковский вложил все свои средства в дело, которое принесло сплошные убытки. Музыканту было нечем заплатить за его работу. Но инженер Чайковский был на редкость удачлив, совсем скоро он стал главой Технологического института. Ему предложили хорошее жалование, огромную казенную квартиру.

Училище правоведения Петр окончил в 1859 году. Здесь его все любили – и педагоги, и сверстники. Чайковский всегда умел располагать людей к себе, привлекать их теплым отношением и добрым нравом.

Карьера юриста

Молодому человеку предложили место в Министерстве юстиции, он вел крестьянские дела. В часы досуга Петр Ильич посещает оперу, занимается музыкой. Когда молодому юристу исполнился 21 год, он впервые побывал за границей, посетил несколько европейских стран. Чайковский за границей выступал в качестве переводчика, он сопровождал инженера Писарева, приятеля своего отца. Будущий композитор к тому периоду прекрасно знал два языка – французский и итальянский.

Творчество

Молодой сотрудник Министерства Юстиции даже не помышляет о музыкальной карьере. Он не сознает силу своего дара, но отец будущего композитора к тому времени уже хорошо понимает, что у его сына – великий талант. Однажды Илья Петрович даже посетил Кюндингера, желая убедиться, что он не ошибается относительно большого дарования Петра.

Слушайте Tchaikovsky: Symphonies 6 Romeo and Juliet — Pyotr Ilyich Tchaikovsky, Bournemouth Symphony Orchestra на Яндекс.Музыке Однако немецкий пианист не был в большом восторге от способностей молодого Чайковского, он отозвался о них весьма прохладно. Кроме того, его ученику уже исполнился 21 год, а в таком возрасте заниматься музыкой несколько поздно. Но Илья Петрович настаивал, чтобы сын совмещал работу с получением музыкального образования.

В этот период в Санкт-Петербурге открылась новая консерватория под руководством Антона Рубинштейна. Петр загорелся идеей учиться здесь, он стал одним из первых студентов этого учебного заведения по классу композиции. Юриспруденцию пришлось забросить, совмещать работу с учебой было невозможно.

Дипломной работой Чайковского стала кантата «К радости», созданная к русскоязычному переводу оды Шиллера с таким же названием. Петербургские музыканты не одобрили это музыкальное произведение. Самым резким был критик Цезарь Кюи, он назвал Чайковского слабым композитором, обвинил его в консерватизме. На самом деле это было совсем не так – для Чайковского музыка была и оставалась свободой, его кумирами были музыканты, не признававшие правил и авторитетов.

Молодой композитор выстоял под градом критики. Он окончил консерваторию с серебряной медалью, высшей наградой того времени, и сразу же принялся за работу. Николай Рубинштейн, брат знаменитого музыканта, предложил ему должность профессора в Московской консерватории.

Расцвет музыкальной карьеры

Молодой Чайковский стал замечательным педагогом. Он очень многое сделал для правильной организации учебного процесса. Учебников по профилю было очень мало, профессор сам пишет методические пособия, занимается переводами зарубежных учебников. В течение двух лет он успевает преподавать и занимается творчеством. Но это было очень нелегко, и Петр Ильич решил покинуть консерваторию.

Петр Чайковский за фортепиано

В это время ему очень помогала богатая покровительница, вдова Надежда фон Мекк. Ежегодная сумма в шесть тысяч рублей позволяла молодому композитору не думать о хлебе насущном. Свое время он стал тратить только на творчество. В этот период он знакомится с композиторами из знаменитой «Могучей кучки». Главой содружества был Милий Балакирев, именно он посоветовал Чайковскому создать увертюру-фантазию по мотивам «Ромео и Джульетты» (1869).

В следующее десятилетие он часто бывает за границей в рамках концертных поездок. Чайковский подружился со многими выдающимися музыкантами – Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком, Густавом Малером. Во время концертов он выступает в качестве дирижера. Петр Ильич побывал и в Соединенных Штатах, где его ждал оглушительный успех. Теперь уже никто не сомневался в гениальности этого композитора.

Личная жизнь

Петр Ильич был очень дружелюбным человеком, у него сохранилось много фотографий с друзьями-мужчинами. И хотя это самые обычные фото, они вызывали жгучий интерес у определенных личностей, явно завидовавших композитору. Еще при жизни композитора общество часто обсуждало нетрадиционную ориентацию известного музыканта.

фПетр Чайковский с Антониной Милюко

Ходили сплетни, что его мужчинами являются братья Сафроновы (Алексей и Михаил), Владимир Давыдов, Иосиф Котек. При этом в жизни знаменитого музыканта присутствовали и женщины. Об одной из них, Надежде фон Мекк, уже упоминалось выше. Француженку Арто Дезире все называли избранницей Петра. Но девушка вышла замуж за испанца Мариана Падилью. Официальной супругой композитора стала Антонина Милюкова. Она была младше своего гениального мужа на восемь лет. Этот союз был недолгим, через несколько недель супруги расстались, хотя развестись они так и не успели.

Петр Чайковский с Иосифом Котек

Злопыхатели говорили, что все связи с женщинами у Чайковского – обыкновенная фикция, которой он прикрывает свое влечение к мужчинам. Как было на самом деле – неизвестно, да это и не так важно, возможно, это просто выдумки завистников, пытающихся очернить личность великого музыканта. Маленький пример – тот же самый Рудольф Кюндингер, который по какой-то причине так яростно отрицал наличие таланта у Чайковского. Вряд ли опытный педагог мог так сильно ошибаться в степени одаренности своего подопечного. Скорее всего, здесь тоже взыграла обыкновенная зависть.

Что касается личной жизни музыканта, мы не имеет права судить его. Во главу угла здесь следует поставить другое – гениальность русского композитора, который оставил нам свои бессмертные творения.

Причина смерти

В ноябре 1893 года композитор умер от холеры. Его прах погребен в Некрополе мастеров искусств.

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

ТАСС-ДОСЬЕ /Павел Дурягин/. Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля - по старому стилю) 1840 г. в поселке при Камско-Воткинском железоделательном заводе (ныне - город Воткинск, Удмуртия). Его отец, Илья Петрович Чайковский (1795-1880), был горным инженером, начальником завода. Мать - Александра Андреевна (в девичестве - Ассиер), была дочерью крупного таможенного чиновника, скончалась от холеры в 1854 г.

В 1849 г. семья Чайковского уехала в Алапаевск (ныне - в Свердловской области), годом позднее Петр вместе с матерью переселился в Петербург, где поступил в Императорское училище правоведения. Во время учебы Чайковский начал серьезно заниматься музыкой. В 1859 г. окончил училище и, получив чин титулярного советника, начал работать в Министерстве юстиции.

В 1861 г. Петр Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), на базе которых в 1862 г. была создана Петербургская консерватория (ныне - Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова). Бросив службу в министерстве, Чайковский стал одним из первых студентов консерватории по классу композиции, его учителями были Николай Заремба и Антон Рубинштейн. Окончил курс в 1865 г. с большой серебряной медалью, на выпускном экзамене исполнил кантату собственного сочинения "К радости" (на стихи Фридриха Шиллера).

С января 1866 г. преподавал в московском отделении РМО. В сентябре того же года на базе этого учебного заведения была открыта Московская консерватория (ныне - Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского), Чайковский был ее преподавателем до 1878 г. В этот период композитор активно занимался педагогической деятельностью, работал над переводами зарубежных книг по музыкальной теории, издал собственный учебник по гармонии. Чайковский совмещал преподавание с творческой деятельностью: в этот период им были написаны оперы "Воевода" и "Опричник", балет "Лебединое озеро", музыка к спектаклю "Снегурочка" по пьесе Александра Островского, четыре симфонии и др. В 1871-1876 гг. композитор также выступал в печати в роли музыкального критика.

В 1878 г. Чайковский уволился из Московской консерватории, в последующие годы сконцентрировался на собственном творчестве, много путешествовал по Европе, до 1885 г. жил в основном за рубежом. Значительную материальную поддержку композитору в 1877-1890 гг. оказывала русская меценатка Надежда фон Мекк, с которой он вел обширную дружескую переписку.

В 1885 г. Чайковский был избран одним из директоров Московского отделения РМО. В том же году композитор переехал в село Майданово, расположенное рядом с подмосковным городом Клином. Последние годы жизни композитор провел, в основном, в Клину и его окрестностях (села Майданово, Фроловское). Здесь он создал балеты "Спящая красавица" и "Щелкунчик", оперы "Пиковая дама", "Иоланта", симфонию "Манфред" и другие известные произведения.

Зимой 1887-1888 гг. Чайковский совершил свою первую зарубежную концертную поездку, в ходе которой дирижировал исполнением своих произведений. Вторая гастрольная поездка композитора по Европе состоялась в 1889 г. Весной 1891 г. Чайковский выступал с концертами в США, дирижировал Нью- Йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла. Гастроли принесли композитору международную славу: в 1892 г. Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, в 1893 г. ему было присуждено звание почетного доктора Кембриджского университета.

Осенью 1893 г., находясь в Петербурге, Чайковский заразился холерой. После непродолжительной болезни 6 ноября (25 октября - по старому стилю) 1893 г. композитор скончался в возрасте 53 лет. Похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Петр Чайковский создал более 80 произведений в самых разнообразных музыкальных жанрах. Творческое наследие композитора включает в себя десять опер ("Евгений Онегин", "Орлеанская дева", "Пиковая дама", "Иоланта" и др.), три балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"), семь симфоний (шесть пронумерованных и "Манфред"), четыре сюиты, концерты (в том числе Концерт для фортепиано с оркестром номер 1), хоровую музыку, более ста романсов и др. Среди наиболее известных оркестровых произведений Чайковского - увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", "Славянский марш", фантазия "Франческа да Римини", увертюра "1812 год" и др.

Имя композитора носит Московская консерватория, Национальная музыкальная академия Украины, проводящийся в Москве с 1958 г. международный музыкальный конкурс, концертный зал Московской филармонии, многие учебные заведения и музыкальные фестивали, город в Пермском крае и улицы в нескольких городах России. Мемориальные музеи Чайковского работают в Клину, Воткинске и Каменке (Украина).

Способности к музыке у Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

С 14 лет он начал проявлять склонности к композиции; первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке Анастасии Петровой "Анастасия-вальс" и романс "Мой гений, мой ангел, мой друг. ", написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета.

Однако, несмотря на любовь сына к музыке, родители, после двух лет занятий в пансионе, определили его в Петербургское училище правоведения, где он пробыл с 1850 по 1859 г.

Во время пребывания в училище Чайковский не переставал интересоваться музыкой, пел в хоре - сначала дискантом, а затем альтом, занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера.

После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции, одновременно продолжая заниматься музыкой. Осенью 1859 г. он поступил в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, который через год были реорганизованы в первую в России консерваторию и Чайковский, уже будучи чиновником Министерства юстиции, подал заявление о приеме в консерваторию.

Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории - пианиста и композитора Антона Рубинштейна, под влиянием которого сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. Довольный учеником, Рубинштейн назначил его своим стипендиатом, а с 1864 г. поручил вести занятия в классе гармонии.

В 1866 г., сразу после окончания консерватории, Чайковский был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, которая через много лет будет названа его именем.

Последующее десятилетие у Петра Чайковского прошло в напряженной творческой, педагогической и общественной деятельности.

Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел классы теории, гармонии, инструментовки и свободного сочинения. Любимым учеником Чайковского был выдающийся русский композитор и пианист Сергей Танеев, ставший его близким другом.

Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального музыкального образования. Он создал учебные пособия, из которых особенно большое значение имеет "Руководство к практическому изучению гармонии" (1871) - первый в России учебник для консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору, а также перевел с французского учебник Геварта "Руководство к инструментовке".

Петр Ильич регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика. Из за постоянной нужды в деньгах в 1871-1876 гг. он работал музыкальным рецензентом газет "Современная летопись" и "Русские ведомости".

В Москве Петр Ильич общался с выдающимися представителями русской литературы и искусства: с актерами Малого театра, писателями Львом Толстым, Алексеем Плещеевым, драматургом Алексеем Островским (участвовал в его "Артистическом кружке"); у него установились прочные связи с композиторами "Могучей кучки" - Милием Балакиревым, Николаем Римским-Корсаковым, музыкальным критиком Владимиром Стасовым.

В московский период своей жизни Петр Ильич Чайковский создал оперы "Воевода" (1869), "Ундина" (1869), "Опричник" (1874), "Кузнец Вакула" (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), Первый фортепианный концерт (1874), симфонические произведения "Ромео и Джульетта" (1869) и "Буря" (1873, по Шекспиру), "Франческа да Римини" (1876, по Данте), музыку к сказке Островского "Снегурочка" (1873), цикл фортепианных пьес "Времена года" (1876) и другие камерно инструментальные сочинения и романсы.

В 1877 г. в жизни Чайковского происходят два очень важных события, повлиявших на всю его дальнейшую жизнь: композитора взяла под свое финансовое покровительство одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника Надежда фон Мекк, назначившая ему стипендию в размере 6 000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890 г.), что позволило Чайковскому оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. Известна обширная переписка композитора с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.

Второе событие произошло в июле 1877 г., когда Чайковский женился на Антонине Милюковой. Однако брак этот оказался крайне несчастливым. Связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства; он срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917 г., проведя последние двадцать лет своей жизни в приюте для умалишенных.

Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории, и уехать из Москвы.

Зиму 1877-1878 гг. Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил Четвертую симфонию и оперу "Евгений Онегин".

В 1880-х гг. и в начале 1890-х гг. Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. В 1879 г. он создает героико-патриотическую оперу "Орлеанская Дева" по трагедии Шиллера, в начале 1880 х годов "Итальянское каприччио" для симфонического оркестра, в 1883 году - оперу "Мазепа" по поэме "Полтава" Пушкина, в 1887 г. - оперу "Чародейка" по драме Ипполита Шпажинского. В этот период композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений: симфонию "Манфред" (1885), Пятую симфонию (1888), увертюры - "1812 год" (1880), "Гамлет" (1888). В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвященное памяти Николая Рубинштейна.

В конце 1880-х гг. написан второй балет Чайковского "Спящая красавица".

На рубеже нового десятилетия - в 1890 г. - появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики - опера "Пиковая дама" на сюжет одноименной повести Пушкина.

Сразу же после "Пиковой дамы" был сочинен струнный секстет "Воспоминания о Флоренции". В течение 1891 1892 годов созданы опера "Иоланта" на сюжет драмы датского писателя Герца и балет "Щелкунчик" по сказке Гофмана (в обработке Дюма). Продолжалась работа и в области романса и камерно-инструментальных жанров. В 1893 г. появилась Шестая симфония ("Патетическая", как назвал ее сам автор) - вершина его симфонического творчества.

В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижерской) деятельности.

В 1885 г. Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год - почетным членом Русского музыкального общества.

Начиная с 1880-х гг. его имя становится популярным не только в России, но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы, где исполняются его произведения.

С января по март 1888 г. он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Одной из самой триумфальной была поездка в Прагу в 1888 г.

Весной 1891 г. Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, куда он был приглашен для участия в музыкальном фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала - Карнеги-холла. С большим успехом прошли концерты Чайковского в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии.

В 1893 г. Кембриджский университет в Англии присвоил Чайковскому звание почетного доктора музыки как гениальнейшему музыканту мира.

Еще в 1885 г. Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возвращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселился сначала в окрестностях города Клина - в Майданове, затем во Фроловском, а с 1891 г. на окраине самого Клина.

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где продирижировал своей Шестой симфонией, премьера которой состоялась 16 октября, а 21 октября заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды.

Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября (6 ноября) композитор скончался. Похоронен он в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

Петр Ильич Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса).

В 1894 г. в Клину по инициативе брата композитора Модеста Ильича был открыт Дом-музей Чайковского, в котором сохранены личные вещи и рояль композитора, а также его архив. В 1940 г. именем Петра Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; открыт мемориальный музей в Воткинске.

С 1958 г. в Москве каждые четыре года проводится Международный конкурс имени Чайковского, который и сегодня остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.

Читайте также: