В каких профессиях нужна геометрия

Опубликовано: 03.10.2024

«Если бы геометрия так же противоречила

нашим страстям и интересам, как нравственность,

то мы бы так же спорили против нее

и нарушали ее вопреки всем доказательствам»

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Актуальность: В прошлом учебном году я начала изучать предмет геометрию и, по мнению многих учащихся (провела опрос учащихся седьмых классов), он является одним из сложных школьных предметов. Многие, 81% из опрошенных учащихся, не совсем понимают, а зачастую и не знают практического значения геометрии в жизни. Я также не совсем понимала необходимость изучения предмета геометрия.

Проблема: Для чего мы изучаем геометрию, где можно применить полученные знания, как часто приходится сталкиваться с геометрическими фигурами? Встречается ли где-нибудь информация, связанная с геометрией, кроме уроков математики?

Гипотеза: Если человечество на протяжении многих веков приобретало всё новые и новые знания по геометрии, то где эти знания применяются и используются.

Объект: геометрия.

Предмет: использование геометрии вне школы.

Цель: найти доказательство практической значимости геометрии в жизни человека.

Изучить историю возникновения геометрии.

Познакомиться с профессиями, которые напрямую связаны с геометрией.

Узнать, чем может помочь геометрия на практике.

Провести анализ полученных результатов.

Геометрия — раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, а также другие отношения и формы, сходные с пространственными по своей структуре. Слово геометрия — греческое, в переводе на русский язык означает землемерие. Такое название связано с применением геометрии для измерений на местности. Геометрия в первоначальном значении есть наука о фигурах, взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. Это определение вполне согласуется с определением геометрии как науки о пространственных формах и отношениях. Действительно, фигура, как она рассматривается в геометрии, и есть пространственная форма. Поэтому в геометрии говорят, например, шар, а не тело шарообразной формы. Расположение и размеры определяются пространственными отношениями. Наконец, преобразование, как его понимают в геометрии, также есть некоторое отношение между двумя фигурами — данной и той, в которую она преобразуется.

1.1. Историческая справка

Геометрия возникла давно, это одна из самых древних наук. Геометрия (от греч. ge — земля и metrein — измерять)— наука о пространстве, точнее — наука о формах, размерах и границах тех частей пространства, которые в нем занимают вещественные тела. Таково классическое определение геометрии, или, вернее, таково действительное значение классической геометрии. Однако современная геометрия во многих своих дисциплинах выходит далеко за пределы этого определения. Развитие геометрии принесло с собой глубоко идущую эволюцию понятия о пространстве. В том значении, в котором пространство как математический термин широко употребляется современными геометрами, оно уже не может служить первичным понятием, на котором покоится определение геометрии, а, напротив, само находит себе определение в ходе развития геометрических идей. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Все это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений. За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем. Но они не были еще систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов, например, правил нахождения площадей фигур, объемов тел, построение прямых углов и т.д. Не было еще доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории. Геометрия дает общее понятие о геометрической фигуре, под которой понимают не только тело, поверхность, линию или точку, но и любую их совокупность. Геометрия в первоначальном значении есть наука о фигурах, взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. Это определение вполне согласуется с определением геометрии как науки о пространственных формах и отношениях. Действительно, фигура и есть пространственная форма; поэтому в геометрии, например, говорят, "шар", а не "тело шарообразной формы". Расположение и размеры определяются пространственными отношениями; наконец, преобразование, как его понимают в геометрии, так же есть некоторое отношение между двумя фигурами - данной и той, в которую она преобразуется.

1.2. Геометрия в 21 веке

Посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, подводные лодки, интерьеры квартир - всё имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и учёных. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужно ли нам геометрия?»

Недостаток жизненного опыта позволяет некоторым школьникам и даже студентам думать, что больше половины изучаемых предметов абсолютно бесполезны и никогда не пригодятся в жизни. На самом деле, знания могут прийти на помощь в неожиданный момент, и доставать учебники уже не будет времени. Одна из полезнейших наук — геометрия, некоторые виды деятельности без нее немыслимы.

Без знания геометрии невозможно построить дом или отремонтировать квартиру. Например, при установке стропил на крышу понадобится формула расчета высоты треугольника, особенно, если крыша несимметричная. Без этого нельзя будет рассчитать длину перекладин, а также узнать количество кровельного материала. Чтобы посчитать количество блоков или кирпичей для стены, плиток для ремонта ванной комнаты, досок для пола — необходимы знания формул площади поверхности, а для объемных покрытий, например, утеплителей — формул объема. Для разработки системы вентиляции, обогрева, канализации или водоснабжения в доме или квартире потребуется расчет внутреннего объема труб, а это невозможно сделать без формулы площади круга. Конечно, можно доверить это профессионалам — но без знания геометрии будет невозможно даже разобраться в чертежах и проверить качество работы. Вообще, чертежи встречаются даже далекому от них человеку на протяжении всей жизни. Это чертеж дома или план ремонта, чертежи деталей на заводе, знать которые нужно не только конструктору и технологу, но и токарю, сварщику, контролеру, менеджерам отделов закупок и продаж. С чертежами непременно столкнется автолюбитель, который захочет провести ремонт своей машины.

Геометрия присутствует практически во всех сферах нашей жизни: нас окружают круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, сферические, кубические, цилиндрические, конические и другие объекты.

Обычно мы не задумываемся о том, почему объекты имеют ту или иную форму, а ее выбор далеко не случаен.

Одна из самых распространенных форм – это окружность и то, что ею ограничено, то есть круг. Вы, наверное, не задумывались, почему трубы – круглые в сечении? Одна из причин в том, что окружность – это замкнутая дуга с постоянной шириной. По этой причине, например, люки не проваливаются вниз, что приводило бы к несчастным случаям, а будь они квадратной или прямоугольной формы, это стало бы неизбежным.

Еще одно свойство окружности: из всех замкнутых кривых заданной длины круг покрывает наибольшую площадь. Это объясняет тот факт, что природа часто использует круг и его объемный эквивалент – сферу. Природа всегда останавливает выбор на самых стабильных формах, минимально расходующих энергию.

2.Основная часть

2.1. Профессии, связанные с геометрией

Конечно, математика нужна нам везде: в автобусе, в магазине, дома и в школе. Однако профессии, где нужна только геометрия, не встречаются.

Архитектура – это музыка, застывшая в камне. На мой взгляд, самая “геометрическая профессия” – архитектор. Архитектура - одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и времени и решающая любые пространственные и временные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек. Перед тем как построить жилое здание, проектируют будущую постройку на чертежах в уменьшенном масштабе. Архитектор придумывает основную концепцию здания, его облик, увязывает воедино все нюансы. Задача архитектора — спроектировать сооружение, максимально отвечающее потребностям заказчика.

Еще одна немаловажная профессия - инженер. Инженер-строитель - это производитель работ, т.е. прораб, он руководит общестроительными работами, монтажом конструкций, осуществляет контроль над качеством.

В проектных организациях инженеры выполняют работы по комплексному проектированию: архитектурной, конструктивной части (электроснабжение, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, слаботочные системы — телефон, пожарная сигнализация, теленаблюдение и др.). Кроме того, разрабатывают генеральные планы проектируемых комплексов, куда входят дороги, земляные работы, организация строительства. Направление деятельности строителей очень широкое — кроме возведения зданий, производственных комплексов, фабрик, они проектируют мосты, гидротехнические сооружения, плотины, дамбы и т. д.

Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств изделий промышленности. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Быть дизайнером это означает быть творческой личностью. Для этого те, кто решил выбрать эту профессию, отправляются на специальные курсы подготовки, куда обязательно будут входить изучение черчения, геометрии и других специальных программ, которые пригодятся будущему специалисту.

Конструктор

Конструктор осуществляет конструкторское и технологическое проектирование, разрабатывает и внедряет инновационные технологические процессы производства, разрабатывает технологические конструкции различного назначения, отдельные их элементы и части, цехи. Проводит исследования в области конструирования с использованием новых разработок, достижений различных областей науки. Для того чтобы стать конструктором, необходимо изучать технику, механику, физику, алгебру, геометрию, химию. И обладать такими качествами как: высокая концентрация и устойчивость внимания, логика, технический склад ума.

Модельер - специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения. Благодаря работе модельера наши вещи становятся более удобными, стильными и качественными.

Наш характер определяется многими признаками, но оказывается, не остается в стороне и геометрия. Когда мы смотрим на какие-либо предметы, то на подсознательном уровне, сопоставляем их с какими-то геометрическими фигурами и стараемся окружить себя такими же.

Существует даже такая наука - психогеометрия. Суть её состоит в исследовании личности. В её основе лежит учение Карла Юнга о психических типах личностей. Однако автором психогеометрии является Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Работа С. Деллингер «Психогеометрия: как использовать психогеометрию для воздействия на людей» очень популярна в США. В нашей стране труд С. Деллингер был переработан нашими соотечественниками Анатолием Алексеевым и Ларисой Громовой.

Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет:

Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму.

Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека.

Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными. Что ж, заманчиво, не правда ли? Да и не поспоришь ведь, что «круглые» глаза иногда смотрят на мир иначе, чем «квадратные»!

Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.

2.2. Применение геометрии на практике

В школе мы несколько лет подряд прилежно изучаем геометрию. Но не зря ли мы тратим время? Чем может помочь геометрия в жизни? Измерить расстояние от точки до точки, вычислить площадь или объём предмета и только? Нет, конечно. Законы геометрии применимы буквально на каждом шагу. Просто нужно знать, как ими воспользоваться.

Перед вами стеклянные чайники четырёх моделей одинаковой вместимости (рис. 1). В каком чайнике заваренный чай останется тёплым дольше?

Решение. Из курса физики известно, что время охлаждения пропорционально площади поверхности тела. Значит, чем меньше поверхность чайника, тем дольше остывает чай. Самая маленькая площадь поверхности у четвёртого чайника, так как его форма близка к сфере ( ).

И справление ошибки кроя

Решение. Для исправления ошибки вы можете разрезать один из треугольников, например, так, как показано на рисунке 2, а затем сложить из него нужный треугольник.

Строим прямой угол на земле

Известен старинный способ построения прямого угла на поверхности земли. Его использовали ещё древние египтяне. Они строили прямой угол с помощью обычной верёвки, на которой через равные расстояния завязаны тринадцать узелков. Чтобы отрезки на верёвке были одинаковые, узелки завязывали вокруг колышков, вбитых в землю на равном расстоянии друг от друга. В чём состоит этот «верёвочный» способ?

Решение. В древности при закладке храма такую верёвку с узелками использовали для определения направлений его стен. Концы верёвки на месте крайних узелков связывали, а затем натягивали её на три колышка так, как показано на рис. 3. Стороны при этом имели соотношение 3:4:5. В таком треугольнике один из углов получается прямым. Впоследствии этот факт был доказан в теореме Пифагора. Поэтому первых геометров называли ещё «натягивателями верёвок». Нужно отметить, что таким способом построения прямого угла на местности пользуются и сегодня, например при закладке фундамента небольшого строения.

Выдерживание прямых углов

Если вы решили склеить коробку, сделать шкатулку или выложить плитку, важно, чтобы все детали были точными прямоугольниками или квадратами. В противном случае всё пойдёт наперекосяк. Как проверить, имеет ли деталь нужную «геометрию»?

Решение. Чтобы проверить, у всех ли деталей, с которыми вы работаете, прямые углы и одинаковые линейные размеры, можно использовать строительный угольник (см. рис.4), а можно применить знания по геометрии. Убедитесь в том, что противоположные стороны четырёхугольника равны и при этом диагонали тоже имеют одинаковую длину. Как вы и сами знаете, сделать это можно с помощью линейки. Но вот вопрос: обязательно ли проверять и стороны, и диагонали? Геометрия утверждает, что да! Например, на рис. 5 диагонали в четырёхугольнике слева равны, но очевидно, что его углы совсем не прямые. А в четырёхугольнике справа противоположные стороны равны, но это тоже не прямоугольник. Для проверки прямоугольности геометрия ещё советует убедиться в равенстве всех четырёх отрезков, на которые разбиваются диагонали в точке их пересечения.

Прямоугольная калитка (рис. 6, слева) со временем расшатывается и становится похожей на параллелограмм. Этого можно избежать, прибив к ней ещё одну планку. Только надо знать, как это сделать.

ыбор такого положения планки, как показано на рис. 6, (справа) основан на свойстве жёсткости треугольника. Оно гласит: существует единственный треугольник с заданными длинами сторон. Планка и есть гипотенуза такого треугольника.

3.Заключение

Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели. Так говорил великий немецкий философ, логик, математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Значение геометрии огромно. Геометрия встречается во многих профессиях, без которых человечество не смогло обойтись. Например, перед тем как построить жилое здание, люди проектируют будущую постройку на чертежах в уменьшенном масштабе. Этим занимается архитектор. Тот, кто руководит общестроительными работами и осуществляет контроль над качеством, называется инженером-строителем. Конструктор разрабатывает элементы, части технологических конструкций. Для того чтобы стать конструктором, необходимо сначала выучить множество наук, среди которых присутствует геометрия. С помощью модельера наши вещи становятся более удобными, стильными и качественными. Его задача изготавливать новые модели одежды, определять общее конструктивное решение, придумывать различные дополнения. Психолог с помощью психогеометрии быстро и точно нарисует психологический портрет испытуемого, узнает, какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также поможет понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать. А если на минуту представить, что геометрии не существует и ни один человек не подозревает о наличие геометрии, то неужели люди до сих пор жили бы в пещерах, ходили на охоту и одевались в шкуры животных? Изучив литературу, интернет - источники, я сделала вывод, что между геометрией и практической действительностью есть множество точек соприкосновения. Со своим проектом я выступила перед учащимися 7 – 8 классов, большинство учащихся о практическом применении геометрии и не ведало. Поэтому смело можно сделать вывод: если бы люди не стали изучать геометрию и пользоваться ею, то прогресс и множество современных изобретений дались бы человечеству с трудом и возможно гораздо позже.

Конечно, математика нужна нам везде: в магазине, в автобусе, в школе и дома. Однако, как правило, профессии, где нужна только геометрия, в жизни не встречаются.

Архитектор

Самая “геометрическая профессия” – архитектор.

Архитектура - одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и времени и решающая любые пространственные и временные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек. Архитектор придумывает основную концепцию здания, его облик, увязывает воедино все нюансы. Задача архитектора — спроектировать сооружение, максимально отвечающее потребностям заказчика.

Инженер

Еще одна немаловажная профессия - инженер. Инженер-строитель - это производитель работ, т.е. прораб, он руководит общестроительными работами, монтажом конструкций, осуществляет контроль за качеством.

В проектных организациях инженеры выполняют работы по комплексному проектированию: архитектурной, конструктивной части (электроснабжение, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, слаботочные системы — телефон, пожарная сигнализация, теленаблюдение и др.). Кроме того, разрабатывают генеральные планы проектируемых комплексов, куда входят дороги, земляные работы, организация строительства. Направление деятельности строителей очень широкое — кроме возведения зданий, производственных комплексов, фабрик, они проектируют мосты, гидротехнические сооружения, плотины, дамбы и т. д.

Дизайнер

Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя . Быть дизайнером это означает быть творческой личностью в определенной области. Для этого те, кто решил выбрать эту профессию, отправляются на специальные курсы подготовки, куда обязательно будут входить изучение черчения, геометрии и других специальных программ, которые пригодятся будущему специалисту.

Конструктор

Конструктор осуществляет конструкторское и технологическое проектирование, разрабатывает и внедряет инновационные технологические процессы производства, разрабатывает технологические конструкции различного назначения, отдельные их элементы и части, цехи. Проводит исследования в области конструирования с использованием новых разработок, достижений различных областей науки. Для того, чтобы стать конструктором необходимо изучать технику, механику, физику, алгебру, геометрию, химию. Личные качества: высокая концентрация и устойчивость внимания, логика, технический склад ума, аналитическое мышление.

Модельер

Модельер - специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения . Важно не путать данное понятие с таким, как Кутюрье. К последним относятся лишь те модельеры, чьи дома состоят в Синдикате Высокой моды.

Психолог

Наш характер определяется многими признаками, но оказывается, не остается в стороне и геометрия. Когда мы смотрим на какие-либо предметы, то на подсознательном уровне, сопоставляем их с какими-то геометрическими фигурами и стараемся окружить себя такими же.

Существует даже такая наука - психогеометрия. Суть её состоит в исследовании личности. В её основе лежит учение Карла Юнга о психических типах личностей. Однако автором психогеометрии является Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Работа С. Деллингер «Психогеометрия: как использовать психогеометрию для воздействия на людей» очень популярна в США. В нашей стране труд С. Деллингер был переработан нашими соотечественниками Анатолием Алексеевым и Ларисой Громовой.

Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет:

Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму.

Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека.

Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными.

Что ж, заманчиво, не правда ли? Да и не поспоришь ведь, что «круглые» глаза иногда смотрят на мир иначе, чем «квадратные»!

Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.

На плановом родительском собрании родители сами определили тему: найти способы сделать математическое образование потребностью, а не пустым времяпровождением: что же поделать, если уроки математики, алгебры и геометрии стоят в расписании.

На классном часе рассказала о тревогах родителей. И мы решили, что в плане проведения недели математики заявим о разработке

Проекта «Геометрия - в рабочих профессиях», и проведём внеклассное мероприятие.

Проект разрабатывали в трёх направлениях:

1.геометрия - кузовное искусство;

2.геометрия - кровельное искусство;

3.геометрия - в решётках дворцово-парковых ансамблей и мостовых ограждений.

Цели и задачи заявленного проекта:

1.продолжать работу над формированием потребности в математическом образовании, повысить мотивацию к изучению ;

2.продолжать тренировать пространственное воображение; видеть всюду геометрические фигуры; воспитывать умение воспринимать окружающий мир через геометрические ассоциации;

3.постоянно показывать межпредметные связи;

4.доказать связь самых обыденных рабочих профессий с геометрическими знаниями;

5. продолжать убеждать учащихся и их родителей в том, что и в наши дни высококвалифицированный рабочий всегда будет востребован, и именно такие рабочие кадры будут формировать в стране средний класс, то есть опору общества;

6.учить видеть в архитектурной уникальности города слияние искусства и точных дисциплин.

Работа над проектом осуществлялась поэтапно. Класс был разделён на группы. В каждой группе было по 6 человек, и один – в жюри вместе с учащимися 11 класса. Группы были равносильные. Каждый ребёнок выполнял посильное задание в своей группе. В работе были заинтересованы все ребята, так как их проект стал продолжением внеклассного мероприятия, тоже в рамках недели математики, которое проводили 11-классники, используя технологию «дебаты», доказывая учащимся параллели 9-х классов, что в любой профессии необходимы знания математики. Остальные участвовали в группе поддержки, делая плакаты, фотографируя, снимая фильм, фрагменты которого стали частью методического банка нашей кафедры.

1-ый этап работы заключался в домашнем задании: каждой группе надо было найти соответствующий направлению материал.

2-ой этап заключался в отборе материала, его систематизации.

3-ий этап-создание презентаций.

Работа на втором и третьем этапах тоже выполнялась дома. Такой объём домашней работы над проектом вызван ограничениями во времени: ребята должны были защитить свои маленькие проекты за урок-45 минут.

Ход самого мероприятия:

  1. Представитель каждой группы вытянул жребий.
  2. Группы заняли своё место.

Первыми выпало доказывать тесную связь геометрии с рабочими профессиями тем, кто рассказывал об искусстве кровли крыш.

Ребята представили свои зарисовки, сделанные на экскурсиях по городу, фотографии. Геометрическое разнообразие городских крыш поразило бы и старожила, и специалиста-кровельщика, и

художника. Защищая свою линию проекта, пришлось вспомнить про периметры и площади плоских фигур; подобие фигур. Если крыши старых строений в основном-трапеции, квадраты, прямоугольники, равнобедренные треугольники, то крыши современных зданий, как кажется, стали слиянием всех геометрических фигур. Учащиеся пришли к выводу, что мастерам этой профессии нельзя не знать про окружность, центральные углы, дуги, ими стянутые; хорды.

Исследуя проблему, ребята,к своему удивлению, узнали, что существует Национальный кровельный союз, прошло 22 чемпионата мира по кровельному мастерству… Как же здесь одержать победу, не зная геометрии?!

Вторым на очереди был подпроект «линии - в решётках дворцово-парковых ансамблей города, в решётках мостов». Этой группе пришлось отстаивать право на современность кузнечного ремесла. Решётки распространены и в современных строениях: на окнах, дверях. И все они - произведение искусства. Но без знаний о взаимном расположении прямых на плоскости, взаимного расположения прямой и окружности; без соблюдения признаков параллельности прямых; аксиомы параллельных прямых и не только - не будет торжественно-строгих решёток, подчёркивающих

Торжественность исторических зданий и современную воздушность новых строений.

Обычно, когда в различных телепрограммах рассказывают о кузнечном ремесле, не задумываешься о том, что искусство-то это не может жить и возрождаться без знаний геометрии.

И осталась третья группа. Они решили своё направление проекта развивать следующим образом: создали мини-группы. Каждая получила своё задание. Одни занимались кузовным искусством с точки зрения геометрии, начиная с истоков автомобилестроения. Вторая мини-группа исследовала геометрические преображения в кузовах 19 века. А третья - изучила влияние новейшей истории на конфигурации, созданные линиями, углами, дугами в современном автомобильном дизайне. Ребята были удивлены, что весь материал, который они изучили за два года по геометрии, практически значим; ни одну тему, как они убедились, выполняя работу над проектом, нельзя упустить, исключить из программы.

Работала активно и группа поддержки. Во-первых, они предложили направления проектов для внеклассного мероприятия для следующего учебного года. Но секрета не открыли: запечатали в конверт три листочка с темами и решили распечатать их на первом заседании кафедры математики следующего учебного года. Но всё же «занавес» приоткрыли: решили, что домашним летним заданием будет творческая часть проекта: зарисовки, фотографии, эссе. И передадут эстафетную палочку нынешним семиклассникам: пригласят их поучаствовать в разработках проектов.

Кроме того, группа поддержки подготовила небольшую презентацию на тему «двигатель», так как он есть в каждой машине; И уж там-то без геометрии совсем не обойтись: какие окружности, вписанные в параллелепипеды…

Старалось и жюри: уж точно победила дружба! И не может быть проигравших среди тех, кто стремиться постичь эту науку, не боится трудных задач, хочет увидеть её применение на каждом шагу в повседневной жизни.

Поэтому сделали единственно верный вывод: поставленных целей каждая группа добилась: доказали, что знания всегда применимы в жизни, и даже могут возродить забытую, незвучную профессию.

Использован материал:

  1. План проведения недели математики кафедрой математики школы;
  2. Газета «математика», издательский дом «1 сентября» Педагогического университета «1 Сентября».
  3. Планирование уроков геометрии в 8 классе к УМК,
  4. издательство «Учитель», Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина.

Материал для родителей:

-отчёт кафедры математики за 2 триместр;

-методический банк куратора кафедры математики школы;

-отзывы участников и учащихся 8, 9, 11 классов о проведенном занятии в рамках методической темы школы – «проектная деятельность»


Рассказываем, какие профессии подходят тем, кто умеет обращаться с чертежными инструментами и графическими редакторами.

Профессии, связанные с черчением

Это уникальная область деятельности, где точные расчеты связаны с творчеством. Если вы перфекционист, усидчивы и хорошо ладите с карандашами и графическими редакторами, обратите внимание на список профессий, связанных с чертежами.

С черчением и рисованием

  • Архитектор. Несмотря на очевидную творческую составляющую этой сферы деятельности, зодчие также проводят сложные расчеты для своих чертежей. Однако по-настоящему успешным архитектором может быть лишь тот, у кого хорошо развиты фантазия и навыки рисования.
  • Реставратор. В некоторых вузах программы подготовки реставраторов и архитекторов практически совпадают. Реставраторам точно так же необходимы навыки рисования и черчения для успешной работы по специальности.
  • Дизайнер. Огромное поле деятельности для творческого специалиста. Графический дизайн, дизайн шрифта, мебели, game-дизайн и другие направления подходят людям с острым умом и карандашом.
  • Макетчик. Кто в детстве не мечтал о том, чтобы создать свой мир? Макетчики занимаются этим каждый рабочий день. Эта профессия чем-то похожа на деятельность архитектора, только постройки в тысячи раз меньше.

Макетчик

  • Модельер. Основы черчения пригодятся для создания эскиза будущего наряда.

Модельер

  • Иллюстратор. Создает персонажей, узоры, орнаменты, локации и т.д. не только на бумаге, но и в графическом редакторе. Профессия подойдет тем, кто любит фантазировать.

С черчением и проектированием

  • Картограф. Помните, как на уроках в школе выделяли в контурных картах реки, подписывали горы, населенные пункты и залежи нефти? Если вам нравилось это занятие, стоит попробовать себя в профессии картографа. Этот человек должен отлично разбираться не только в проектировании и черчении, но и в географии.
  • Урбанист. Создание комфортной среды стало приоритетом при проектировании любого города. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Урбанистика — наука, в которой много подводных камней и неочевидных правил.
  • Инженер-конструктор. В его задачи входит проектирование зданий, мостов и других сложных конструкций. Это работа подойдет людям, которым не чужды трудолюбие, скрупулезность, умение производить сложные расчеты.

Инженер-конструктор

  • Робототехник. Одна из самых передовых и актуальных профессий. Кроме знания физики и программирования, у робототехника должны быть хорошо развиты навыки черчения.

Для девушек

Такие должности, как архитектор, инженер или робототехник раньше не были популярны среди женщин. В современном мире перед девушками открываются большие возможности, и этим можно и нужно пользоваться. Если вы увлекаетесь черчением, то подумайте о получении любой связанной с ним специальности.

Как заработать удаленно

У работы из дома много преимуществ. Если правильно организовать свой день, можно больше времени уделять себе и домочадцам, меньше — дороге в общественном транспорте и утренним пробкам. Мы составили список идей для тех, кто хотел бы попробовать работать удаленно.

Помощь в учебе

Ходят слухи, что архитекторы и инженеры — это самые «ничего-не-успевающие» студенты после медиков. Нескончаемые списки проектов, которые надо сдать уже к следующему вторнику, письменные работы, контрольные. Помочь с дедлайнами может тот, кто владеет нужными навыками и готов поделиться опытом. Найти заказчиков проще всего через специальные сервисы, например, ФениксХелп .

Фриланс

На биржах чаще всего можно встретить задания по разработке в программах AutoCAD и Компас. Если ваша профессия так или иначе связана с творчеством, то без проблем найдете интересные дизайн-проекты.

Преподавание

Онлайн-репетиторство — прибыльное и интересное занятие. Вы самостоятельно определяете цену за занятие, количество рабочих часов, программу и условия, в которых будут проходить уроки.

Сколько можно заработать на знании черчения

Доход фрилансеров, самозанятых и индивидуальных предпринимателей зависит от трудолюбия и умения найти клиентов. Часто эти цифры превышают зарплаты штатных инженеров — сотрудники компаний получают до 60 тысяч рублей в месяц. Однако опытные специалисты могут увеличить потолок, если смогут зарекомендовать себя как профессионалов.

Цель предлагаемой экскурсии– показать учащимся возможности применения геометрических знаний на примерах архитектурных сооружений.

Методика проведения экскурсий сводится к следующему: сначала ученики знакомятся с историей создания архитектурного объекта, после чего переходят к изучению его внешних форм, расчленению последних на детали и определению их формы, рисованию отдельных деталей и здания в целом в разных ракурсах. Затем им предлагается сконструировать модели рассмотренных сооружений и попробовать придумать новые.

Оснащение экскурсий,как правило, одно и то же: каждый учащийся берет с собой фломастеры, тетрадь по геометрии или альбом для рисования (возможно, фотоаппарат).

Виды заданий,которые полезно проводить во время геометрических экскурсий:

* отвернувшись от здания, расскажите, какой формы окна оно имеет, нарисуйте их (слайд 3);

* нарисуйте в различных ракурсах фасад здания, решетки, фонари и пр. (слайды 4,5);

* обойдите здание и определите, нет ли среди его видов спереди, справа, сзади, слева одинаковых;

* обратите особое внимание на геометрические формы в его архитектуре.

2.Урок-беседа на тему: «Школьный предмет геометрия – основа моей будущей профессии».

Цель предлагаемой беседы- познакомить учащихся с профессией архитектора, помочь учащимся выявить свои склонности к определенному виду деятельности.

Учитель. На предыдущих занятиях и во время экскурсии мы узнали, что изучает геометрия. Скажите, что вы знаете о геометрии?

Ученики.Геометрия- наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение геометрических фигур. Она возникла и развивалась в связи с потребностями практической деятельности человека. С древних времён люди сталкивались с необходимостью находить расстояния между предметами, определять размеры участков земли, ориентироваться по расположению звёзд на небе и т. п.

Учитель. Да, о зарождении геометрии в Древнем Египте около 2000 лет до н. э. древнегреческий историк Геродот (слайд 6) писал : " Сезострис, египетский фараон, разделил землю, дав каждому египтянину участок по жребию, и взимал соответствующим образом налог с каждого участка. Случилось, что Нил заливал тот или иной участок, тогда пострадавший обращался к царю, а царь посылал землемеров, чтобы установить, на сколько уменьшился участок, и соответствующим образом уменьшить налог. Так возникла геометрия в Египте, а оттуда перешла в Грецию". При строительстве даже самых примитивных сооружений необходимо уметь рассчитывать, сколько материала пойдёт на постройку, вычислять расстояния между точками в пространстве и углы между прямыми плоскостями, знать свойства простейших геометрических фигур. Так, египетские пирамиды ( слайд 7), сооруженные за 2-3 тысячи лет до н. э., поражают точность своих метрических соотношений, доказывая, что их строители знали многие геометрические положения и расчёты. Начиная с 7 века до н. э. в Древней Греции создаются так называемые философские школы и приходит постепенный переход от практической к теоретической геометрии. И каких школ и каких великих ученых вы знаете?

Ученики.Фалес, Пифагор, Платон, Евклид, Архимед Лобачевский …

Учитель.Да,одной из первых школ была ионийская. Её основателем считаются Фалес Милетский (слайд 8). Он мог находить высоту предмета по его тени, пользуясь тем, что треугольник определяется одной стороной и двумя прилежащими к ней углами. Фалес измерил высоту пирамиды, " наблюдая тень пирамиды в тот момент, когда наша тень имеет такую же длину, как и мы сами".Одной из самых известных школ того времени (4-5 в. до н.э.) являлась Пифагорская, названная так в честь своего основателя – Пифагора (слайд 8). Объясняя устройства мира, пифагорейцы опирались на математику. Так, выделяя первоосновы бытия, они приписывали их атомам форму правильных многогранников: атомам огня- форму тетраэдра (слайд 11), земли - гексаэдра (куба) (слайд 12), воздуха – октаэдра (слайд 13), воды-икосаэдра (слайд 14). Всей Вселенной приписывалась форма додекаэдра (слайд 15).

Читайте также: