Воздушный маршал что за профессия

Опубликовано: 14.05.2024

Федеральный авиационный маршал Карьера Профиль 2021

По данным Федерального управления гражданской авиации, в любой момент в Соединенных Штатах Америки около 7 000 самолетов в небе над Соединенными Штатами. Эти рейсы переправляют более 500 000 пассажиров по территории США. Это серьезная ответственность за «тихих профессионалов» Федеральной службы авиационных маршалов.

С более чем полумиллионам людей, летящих в любой момент, важность сохранения безопасности этих пассажиров не может быть занижена.

И после терактов 11 сентября 2001 года нельзя игнорировать угрозу угонщиков и ущерб, который они могут нанести. Вот почему федеральные авиадиспетчеры работают под прикрытием, чтобы помочь сохранить наше небо в безопасности, и почему вы можете подумать о карьере в качестве маршала авиации.

Краткая история Федеральной программы авиамаршалов

В течение 3 месяцев в 1961 году произошло три угона самолета - первое в своем роде в Соединенных Штатах. Угнанники побудили президента Джона Ф. Кеннеди призвать вооруженных офицеров сидеть на рейсах, чтобы предотвратить или сдержать будущие угоны, и, таким образом, теперь была известна программа Федеральных авиамаршалов.

Первоначальные маршалы неба состояли из 18 агентов из пограничного патруля США. Агенты могли находиться на определенных рейсах, идентифицированных как находящиеся под угрозой со стороны агентов ФБР, или по просьбе авиакомпаний. В течение следующего десятилетия маршалы несли более чем 1 700 агентов.

Вскоре после введения рентгеновского скрининга в аэропортах ряды маршалов были значительно уменьшены.

После терактов 9/11 число авиамаршалов быстро раздулось, и в свое время более 4000 авиамаршалов сидели как на иностранных, так и на внутренних рейсах. В настоящее время число авиадиспетчеров является конфиденциальным, но будьте уверены, что они там, готовы принять меры в любой момент, чтобы предотвратить катастрофу.

Функции работы и условия работы авиамаршалов

Агентство транспортной безопасности - нынешний дом службы авиамаршалов - заявляет, что основная функция Федеральных авиационных маршалов заключается в защите пассажиров и экипажей коммерческих полетов от угрозы терроризма атаки. Возможность их присутствия сама по себе может служить сдерживанию потенциальных террористов.

Воздушные маршалы выполняют большую часть своей работы под прикрытием. На самом деле, есть хорошие шансы, что если бы вы были в полете в последние годы, возможно, на борту был маршал авиации, о котором вы никогда не знали.

Известные как «тихие профессионалы», авиадиспетчеры служат скрытыми вооруженными силами, сидя на борту случайных полетов для наблюдения за потенциальными угрозами пассажиров и при необходимости прибегать к принудительным действиям. Если вы их не заметите, не волнуйтесь.Это означает, что все идет так, как должно.

Воздушные маршалы часто ожидают, что они будут работать долгие часы и могут быть вызваны с уведомлением всего за час. Важный компонент Департамента внутренней безопасности, маршалы авиации работают вместе с другими местными и федеральными правоохранительными органами в целях обеспечения максимальной безопасности, а также помогают в обеспечении безопасности других транспортных методов, таких как пассажирские поезда и другие системы массового транзита во время повышенная безопасность.

Федеральные авиадиспетчеры проводят расследования и сбор разведывательных данных и участвуют в работе межучрежденческих целевых групп по обеспечению соблюдения законов и безопасности. Они служат помощниками федеральных директоров по вопросам безопасности для правоохранительных органов в аэропортах и ​​участвуют в нескольких межучрежденческих контртеррористических организациях.

Воздушные маршалы должны быть готовы к вылету с опозданием, и они должны быть готовы провести длительное время вдали от дома - и в воздухе. Они также должны быть готовы к тому, чтобы их назначили в различные места в Соединенных Штатах и ​​даже во всем мире.

Требования к становлению федерального маршала авиации

Требуются усилия и самоотверженность, чтобы стать федеральным маршалом авиации, и служба нанимает на работу только самых квалифицированных специалистов. Чтобы выставить карьеру в качестве маршала авиации, вы должны быть в возрасте от 21 до 37 лет и иметь как минимум трехлетний опыт работы или степень бакалавра в аккредитованном колледже или университете.

Потенциальные маршалы воздушного транспорта должны иметь возможность получить секретный секрет безопасности, который включает тщательное исследование фона и экзамен по полиграфу. Кандидаты также должны пройти медицинский осмотр и тест физических способностей.

Маршалы авиации проходят обширную подготовку, в том числе базовую подготовку федеральных правоохранительных органов, а также обучение, специально предназначенное для программы Air Marshals. Обучение, связанное с конкретными агентствами, включает в себя тесное сотрудничество, наблюдение и методы расследования.

Профессия в огнестрельном оружии важна для любого сотрудника правоохранительных органов, но для федеральных авиационных маршалов это имеет первостепенное значение. Учитывая близость и огромный потенциал сопутствующего ущерба, в том числе пассажиров и компонентов критического самолета, говорят, что маршалы авиации проходят самую обширную подготовку огнестрельного оружия в любом правоохранительном органе. Их стандарты квалификации являются одними из самых строгих в отрасли.

Перспективы роста занятости и зарплаты для федеральных авиамаршалов

За всю историю программы Федеральных авиамаршалов размер и масштаб агентства сильно варьировались. В последние годы он значительно расширился, поскольку потребность в вооруженной безопасности на самолетах увеличилась, хотя количество авиадиспетчеров, которые в настоящее время эксплуатируются, остается тайной, что затрудняет оценку роста.

Маршалы авиации могут рассчитывать заработать между примерно 40, 000 и 70 000 долларов США в год в зависимости от места назначения, опыта и образования.

Является ли карьера федеральным авиамаршалом для вас?

Работа федерального авиамаршала становится все более важной и жизненно важной для безопасности коммерческой транспортной отрасли.Обучение, полученное авиамаршалами, связано с высоким стрессом и высокими ставками, поэтому будьте уверены, что вам нужно. Конечно, если вы боитесь летать или плохо себя чувствуете на самолетах, это, вероятно, не для вас. Если вы наслаждаетесь широким путешествием и не возражаете тратить долгие часы на рейсы, однако, вы можете обнаружить, что защита неба как федерального маршала авиации - идеальная карьера криминологии для вас.

Русские люди всегда пили, и, похоже, всегда будут пить. Пьют все, много и везде. На улице и на работе, в кафе, ресторанах и барах. Не исключение и транспорт. И даже воздушный транспорт, т.е. самолеты. Здесь пьют до и во время полета. В зале ожидания и на борту. Улетая на отдых или в командировку, и возвращаясь оттуда. Закупив спиртное в duty free, или привезя с собой. Или выпив прямо перед рейсом. В любом случае пьяный российский пассажир чартерных или регулярных рейсов далеко не редкость. Хорошо если такой пассажир «под шофе», просто уснет на борту. Но в последнее время пьяных пассажиров стало часто тянуть на «подвиги» и приключения.

Хорошо если дебоширить начинают еще в аэропорту, у КВС (командира воздушного судна) есть еще возможность, несмотря на задержку рейса, вызвать полицию и снять неадекватного пассажира (иногда и не одного) с борта. А если разгул начался уже в воздухе? Как усмирить хулигана? Решение принимает лишь командир. Он единственный ответственен за экипаж и пассажиров. Что он может реально противопоставить разбушевавшемуся «герою», имея в экипаже лишь девушек стюардесс, да второго пилота? Он может рассчитывать лишь на помощь пассажиров.

Федеральная служба воздушных маршалов США.

После слепого преклонения перед всем западным, американским маятник общественного мнения качнулся в другую сторону. Теперь принято высмеивать американцев, Америку их стиль и образ жизни. Масла в огонь регулярно подливает известный писатель-сатирик М.Задорнов.

Но в любой стране, какой бы строй там не был, всегда есть чему поучиться.

Федеральная служба воздушных маршалов США значок

В 1961 г. в соответствии с приказом президента США Джона Ф.Кеннеди, на некоторых рейсах стали летать представители правоохранительных органов. А 2 марта 1962г. Были профессионально подготовлены первые 18 человек. С легкой руки журналистов, работников служб воздушной безопасности стали называть воздушными маршалами. Агенты службы воздушных маршалов США проходят спец.подготовку в городе Куантико на базе ВМС США при академии ФБР. Помимо спец.средств, агенты вооружены автоматическим стрелковым оружием.

С осени 1970 г. из-за частых случаев воздушного пиратства исламскими радикалами, президент Р.Никсон приказал сопровождать как внутренние, так и международные рейсы федеральными агентами. На тот период уже 1700 человек прошли специализированную подготовку и летали группами по 2-3 человека на борту. Все финансирование производилось из государственного бюджета.

С улучшением обстановки с воздушным терроризмом, количество маршалов постепенно снижалось, на 11 сентября 2001г. Их оставалось всего 33 человека. Но уже в течение октября 2001г. Более 600 человек из различных спец.служб и агентств начали проходить тренировку. Позднее были еще наборы в службу маршалов, но информация стала закрытой.

Федеральная служба воздушных маршалов США 23

Дело в том, что суть работы воздушных маршалов США состоит в том, что они под видом простых пассажиров летают на наиболее опасных рейсах, контролируя ситуацию в салоне. Угроза захвата судна, пьяный дебош, угрожающий безопасности самолета и пассажиров, паника на борту, неадекватное поведение отдельных пассажиров, разрешение этих ситуаций и входит в компетенцию маршалов. Поскольку служба не афиширует свою работу, количество сотрудников день засекречено. Но, по некоторым оценкам, на сегодняшний день, их количество составляет около 4000 человек.

Воздушные маршалы в других странах.

Сейчас службы воздушных маршалов существуют в США, Канаде, Великобритании, Франции, Австрии, Австралии и Индии.

Федеральная служба воздушных маршалов США 2323

Основные обязанности работников этих служб - усмирение дебоширов, предотвращение угонов и терактов, обезвреживание потенциальной угрозы безопасности полета самолета. Они имеют право применять электрошокеры, дубинки, наручники, а в некоторых случаях открывать огонь из стрелкового оружия на поражение.

А в России еще думают.

Крупными авиакомпаниями России было предложено и одобрено Росавиацией, создание на базе транспортной полиции специального подразделения для борьбы с воздушными дебоширами, угонщиками, и террористами. Предложение так же в Минтранс. Наряду с введением службы подобной американским маршалам, предлагается выдавать спиртное, купленное в аэропорту в duty free, только после приземления. Так же предлагается оборудование бортов видеонаблюдением. Ужесточение наказания за хулиганство в воздухе предлагается предельно ужесточить, даже приравняв его к терроризму.

Федеральная служба воздушных маршалов США 1

Пока вопрос решается, крупные авиакомпании используют работников собственной службы безопасности, а небольшие компании предлагают выдавать самим пилотам наручники и электрошокеры.

В семи странах мира безопасность перелетов обеспечивают вооруженные сотрудники служб воздушной безопасности. Они путешествуют инкогнито, в штатской одежде, чтобы не привлекать к себе внимания, и при необходимости могут обезвредить террористов или дебоширов.

Воздушные маршалы под видом обычных пассажиров сопровождают рейсы повышенного риска, и в экстренной ситуации они вправе применять силу, надевать наручники, использовать электрошокеры и даже огнестрельное оружие.

Чтобы стать воздушным маршалом, нужно пройти серьезную подготовку: базовый семинедельный курс для работников органов правопорядка и специальное обучение, в ходе которого кандидаты изучают конституционные законы, наблюдение за поведением, тактику обороны, экстренную медицинскую помощь, проходят стрелковую подготовку. Особенное внимание уделяется стрельбе, так как сотрудники этих служб обязаны выполнять свою работу в стесненном пространстве авиалайнеров.

Воздушные маршалы работают в Великобритании, США, Канаде, Индии, Австрии, Франции, Австралии. Подобная служба существовала и в СССР, и с 2011 года звучат предложения воссоздать ее в современной России, но окончательное решение пока не принято.

Необычные странные профессии Странности, Профессия, Длиннопост

Необычные странные профессии Странности, Профессия, Длиннопост

Ловец айсбергов

Каждый год от 20 000 до 40 000 айсбергов откалываются от ледников Гренландии и с помощью подводных течений попадают в Северную Атлантику. Там они становятся потенциальной угрозой для нефтяных платформ, расположенных у побережья Ньюфаундленда. Чтобы избежать столкновения, нефтяные компании нанимают специалистов по борьбе с ледяной опасностью.

Когда айсберг оказывается в непосредственной близости от платформы, его буксируют подальше, используя для этого специальные якоря и тросы, длина которых может достигать 1,5 км, а диаметр — 12 см. Тросы протягивают вокруг ледяной глыбы и закрепляют на корме корабля. Расстояние между судном и айсбергом должно составлять как минимум 0,5 км, чтобы избежать катастрофы, если гигантская льдина во время транспортировки перевернется. Буксировка айсберга может занимать до 72 часов.

Необычные странные профессии Странности, Профессия, Длиннопост

Дегустатор кошачьей еды

Есть такая профессия — дегустатор кошачьего корма. Возможно, хвостатые справились бы с этой миссией самостоятельно, но ни одна кошка не сможет поделиться своими вкусовыми ощущениями и рассказать о том, насколько качественным был ее обед.

Для этих целей в компаниях, изготавливающих продукцию для домашних животных, работают целые команды специалистов, которые тщательно следят за качеством кошачьего корма. Запах, вкус, консистенция, послевкусие, внешний вид — все параметры под контролем. В течение дня этим отважным людям приходится перепробовать более десятка разных кормов, а главное требование к представителям профессии — тщательно пережевывать кошачьи деликатесы, чтоб убедиться в том, что в них отсутствуют жилы и мелкие части костей. Профессиональные дегустаторы оценивают продукт с точки зрения потребителя и умеют определять ароматы, которые понравятся кошкам или оттолкнут их.

Этот труд хорошо оплачивается: примерно $30 000 — 75 000 в год в зависимости от опыта и квалификации специалиста.

Необычные странные профессии Странности, Профессия, Длиннопост

Смотритель острова

Лучшая в мире работа — смотритель острова в океане. Конкурс — 34 000 человек на место. Такую конкуренцию выдержал британец Бен Саутхолл, получивший в 2009 году место смотрителя австралийского острова Гамильтон. В его обязанности входили прогулки по острову, погружения с аквалангом к коралловым рифам, кормление рыб и черепах, составление фото- и видеоотчетов для блога.

За это смотритель получал $20 000 в месяц в течение полугода. Кроме того, специалисту предоставили дом с бассейном, тремя спальнями и двумя ванными комнатами, а также поле для гольфа.

Правда, человек, которому посчастливилось поработать в раю, утверждает, что это адский труд: рабочий день начинается с рассветом, проходит в разъездах и заканчивается далеко за полночь. Работа мечты порой бывает смертельно опасной: Бен Саутхолл чуть не погиб от укуса ядовитой медузы.

Впрочем, искателей приключений это не останавливает: в 2016 году был объявлен конкурс на должность смотрителя острова на Мальдивах, в 2017-м волонтеры отправились на остров Матсайкер у побережья Тасмании, чтобы охранять природу, встречать посетителей и наблюдать за погодой.

Необычные странные профессии Странности, Профессия, Длиннопост

Портной для слона

Необычные странные профессии Странности, Профессия, Длиннопост

Хранитель воронов

В лондонской королевской крепости птиц берегут как зеницу ока. Тауэрские вороны окружены безграничной заботой и вниманием — ведь, согласно легенде, если они улетят, Тауэр рухнет, а вместе с ним исчезнет и английское королевство.

За благополучие пернатых отвечает единственный в мире хранитель воронов. Эту должность учредили еще в XVII веке по указу короля Карла II, приказавшего держать в замке шестерых черных птиц. В 4:30 утра хранитель воронов выпускает их из клеток, приветствуя каждого по имени, поит и кормит своих подопечных, проверяет, здоровы ли они, чистит клетки. В ежедневном рационе тауэрского ворона — 200 г сырого мяса и печень, раз в два дня птицы получают вареное яйцо в скорлупе и кроличье мясо со шкуркой. Каждые три недели воронам подрезают маховые перья на правом крыле, чтобы они не улетели.

Рабочий день хранителя заканчивается в половине десятого, когда он запирает воронов в клетки. У уникального специалиста нестандартный график: семь рабочих дней и два выходных, а также семинедельный отпуск.

Воздушные маршалы существуют в Великобритании, США, Канаде, Индии, Австрии, Франции, Австралии, а с 2010-х годов и в России.

Воздушные маршалы под видом обычных пассажиров в гражданской одежде летают в самолетах на тех рейсах, которые, по мнению службы безопасности, считаются рейсами повышенного риска и в случае экстренной ситуации, возможного террористического акта или хулиганства на борту, вправе применять силу, надевать наручники, использовать электрошокеры и так далее.

Содержание

История

  • Основная статья: FAMS

Спустя годы, когда службы безопасности в аэропортах улучшились, значение воздушных маршалов резко упало. Но когда в 1985 году был убит пассажир самолета TWA рейса 847, который летел в Бейрут Хизбаллы, президент Рейган принял решение увеличить число маршалов до 400.

В 1990-ых годах количество угонов самолетов резко уменьшилось, и воздушные маршалы снова попали под сокращение. По некоторым сведениям, в 2001 году насчитывалось всего 33 маршала. После теракта 11 сентября 2001 года их число снова увеличилось, и на этот раз до 4000. Но спустя годы они снова потеряли смысл — затраты на их содержание были невероятно велики, а количество угроз в воздушных рейсах чрезвычайно малыми. Таким образом, государство больше теряло, нежели приобретало.

Воздушными маршалами становились сотрудники FAMS.

Австралия

В Австралии Воздушные маршалы были образованны после теракта 11 сентября 2001 года. Ими становились сотрудники ASO и Федеральной полиции Австралии. Они не являются секретными агентами и часто освещаются в СМИ. Основная их задача — предотвращение угонов самолетов. Австралийские воздушные маршалы присутствуют как в рейсах внутри страны, так и в международных.

Австрия

В Австрии Воздушные маршалы существуют с 1981 года и набираются из членов EKO Cobra.

Канада

  • Основная статья: CACPP

Канадская авиаперевозная защита была создана 17 сентября 2001 года.

Индия

После взрыва самолета Air India рейса 182 и угона Indian Airlines рейса 814 Индийские власти решили закрепить за каждым самолетом своего "наблюдателя". События 11 сентября заставило индийское правительство ужесточить контроль в самолетах. Подобно австралийским коллегам, индийские маршалы присутствуют как в рейсах внутри страны, так и в международных. Воздушные маршалы набираются из элитного индийского коммандоса Национальной Гвардии Безопасности.

Великобритания

Воздушные маршалы в Великобритании есть не на каждом рейсе. Не ясен метод определения потенциально опасных рейсов, но тем не менее маршалов наиболее часто можно увидеть именно на них. Вообще СМИ не сильно освещает британских воздушных маршалов, из-за чего информации о них невероятно мало.

Россия

Инициатива создать нечто подобное в России исходило от целого ряда крупных отечественных авиакомпаний, в числе которых Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр и другие. Это связанно с участившимися в последнее время пьяными дебошами:

  • 11 января 2013 года предприниматель Алексей Кабалов устроил пьяный дебош на борту рейса Москва-Хургада. Он избил пассажира и стюарда, а также рвался к штурвалу самолета. Члены экипажа с большим трудом скрутили бузотера и уговорили его сесть на место. В начале февраля СК возбудил против Кабалова уголовное дело.
  • 22 января командир экипажа самолета, который следовал рейсом Уфа-Хургада отказался взлетать после того, как на борту начался пьяный дебош. Более десяти молодых людей ругались и приставали к пассажирам. Самолет поднялся в воздух только после того, как полицейские сняли пьяных с рейса.
  • 3 февраля 2013 года драка возникла в самолете, который следовал рейсом Москва-Пхукет. Пассажир Исмаилов устроил драку со стюардом и другими пассажирами. В результате его действий командир экипажа принял решение посадить самолет в аэропорту Ташкента. Члены экипажа передали хулигана узбекским властям.

На основе всего этого было принято решение засаживать в обычные пассажирские рейсы спецагентов, одетых в гражданскую одежду. Никто из пассажиров и не подумает,что рядом с ним сидит воздушный маршал. Если вдруг пьяный дебошир начнет буянить, то маршал быстро среагирует и обезвредит его. Кроме того, авиакомпании планируют выдавать алкоголь, купленный в дюти фри, только по прибытию.

Как считают представители авиакомпаний, свой крепкий парень на борту – средство, максимально приближенное к современной действительности. Но реалии таковы, что для этих целей нужен как минимум спецназовец, который сможет изолировать дебоширов техническими, химическими или физическими средствами. Официально им разрешено применять наручники и электрошокеры. Но в экстренных случаях они могут использовать и оружие посерьезней.

У депутатов Госдумы было предложение создать на базе транспортной полиции спецотделы, сотрудники которых занимались бы сопровождением чартерных рейсов. Именно их и назвали "Воздушными маршалами".

Министерство внутренних дел, отказавшись от института воздушных маршалов, сослалось на то, что причина такого решения исключительно в «законе о полиции».

Нет в этом федеральном законе, как и в указе президента о подразделениях полиции, ни слова о такой службе, а значит, ее пока невозможно создать. Для этого нужна законодательная база, на основе которой можно издать подзаконные акты, инструкции, открытые и закрытые (в силу оперативной необходимости) комментарии, а также организовать обучение личного состава, причем совместно с авиакомпаниями и их собственными службами безопасности, с утверждением регламента, надбавок, медицинских стандартов, правил рассадки агентов в салонах и, наконец, их вооружения, которое бы соответствовало требованиям безопасности судна в воздухе.

Ответственность нешуточная, потому что каждый раз речь идет не просто о захвате нарушителя порядка или даже угонщика судна, а о жизни сотен людей, включая экипаж. Например, в США, где воздушные маршалы сопровождают самолеты уже с шестидесятых годов, подбор агентов в службу производится по таким высоким стандартам, которыми не могут похвастаться и некоторые оперативные службы в разведке. Первое, что проверяется у кандидата, — его способность психологически адаптироваться к ситуации во время полета судна и при обнаружении источника опасности, который вполне может оказаться фальшивым или случайным. Кроме всего прочего, командование судном не переходит к маршалу, даже если опасность подтверждена, а остается у командира. Это означает, что маршал, он же агент-оперативник в штатском, должен адаптироваться и к этим условиям, а не сам вдруг превратиться в злоумышленника еще хуже того, которого он блокирует, из-за собственного видения разрешения проблемы. Для этого и существуют подробные регламенты, которые, правда, лишь в самых общих чертах могут расписать правила поведения и границы принятия оперативных решений, но предусмотреть все не в состоянии. Например, как действовать, если маршалу, занятому блокировкой и захватом нарушителя, неожиданно начинают оказывать помощь пассажиры или какой-нибудь самоуверенный, а, возможно, и нетрезвый доброхот, убежденный, что знает, как быть во всех житейских коллизиях?

Мне приходилось видеть некоторые инструкции американских воздушных маршалов, и я был изумлен сотнями предостережений и запретов в их, казалось бы, «простой работе» детективов в замкнутом пространстве. Учеба этому — настолько серьезный процесс, что одним решением учредить институт воздушных маршалов на базе МВД не обойдешься, не причинив вреда как самой идее, так и посторонним людям, оказавшимся рядом с агентом в воздухе в пиковой ситуации.

Поэтому отказ МВД, ссылающегося на отсутствие законодательной базы, более чем понятен. Такой груз поднять даже столь могущественному ведомству крайне тяжело и затратно — нужны как бюджетные средства, так и финансовое участие всех авиакомпаний, включая акционерные и частные. Это можно обосновать, но вряд ли требуется, потому что и так понятно, насколько этот вопрос деликатен. Хотя бы в той мере, как поступить с посадкой российских маршалов на иностранные воздушные суда на национальной территории обслуживания, при этом избежать конфликтов и утечек информации. И вообще, вопрос экстраординарности территории судна тоже весьма неоднозначен для таких ситуаций. Ведь речь может пойти о физической ликвидации злоумышленника, включая иностранца, о причинении случайного вреда пассажирами или экипажу и так далее и тому подобное. Зачем МВД, со всеми его заботами, еще одна столь уязвимая позиция на своем могучем теле?

Несмелая попытка в свое время создать подобную службу уже предпринималась, в бытность советской системы. В пятидесятых, шестидесятых и начале семидесятых годов случаи захвата гражданских самолетов уже были. Первый произошел в 54-м году, но с преступниками ценой собственной жизни справился бортмеханик Тимофей Ромашкин на рейсе Минск — Таллин — Ленинград. В том же году был произведен еще один угон, но угонщик, бывший фронтовой летчик, сам отказался от затеи и посадил самолет на летное поле.

В 67-м году опять случился захват небольшого судна, правда, без пассажиров и даже экипажа. Угонщик пилотировал сам. Проблему «решили» истребители над Черным морем. Это был единственный подобный случай. В октябре 70-го года отец и сын Бразинскасы угнали пассажирский самолет над той же акваторией и убили стюардессу Надю Курченко во время ее попытки не дать проникнуть в кабину пилотов.

В 1973-м году, в мае, над Читой был взорван авиалайнер с 72 пассажирами и 9 членами экипажа, видимо, из-за отказа экипажа подчиниться требованиям захватчика. В том же году, в ноябре, группа несовершеннолетних бандитов попыталась захватить самолет во Внуково в Москве. Это пресекли уже на земле, убив двоих захватчиков.

Перечень таких случаев в восьмидесятых и более поздние времена можно продолжить, но это уже несколько другой срез проблемы. К началу же семидесятых годов была поставлена задача организовать службу маршалов на гражданских самолетах. В суда с двумя салонами сажали одного переодетого оперативника, на место около входа в коридорчик, перед кабиной пилотов. В самолеты с тремя салонами сажали уже двоих оперативников — в первый и последний салоны. Но предупреждали, что их случайный или прицельный выстрел во время полета может повредить обшивку и корпус судна, что опаснее, чем сама угроза злоумышленника. С ситуацией не справится ни один пилот из-за резкой разгерметизации самолета. Нужно особое оружие, которого тогда не было ни у кого. От идеи сопровождения почти сразу отказались.

Но для того, чтобы хоть как-то отчитаться, от оперативников МВД и КГБ, оказавшихся в силу служебной необходимости (например, обычной командировки) в салоне, требовали перейти в подчинение командира корабля и рассесться на отведенных для них местах. Личное или табельное оружие первое время оставляли при них, но потом из соображений безопасности и неуверенности в том, что оно не будет применено с уроном для окружающих, его стали забирать в личный сейф командира (в кабине, за спиной пилота), в котором хранился и его табельный пистолет. Все это не имело никакого эффекта и ни разу не пригодилось. Тогда проблему безопасности, со всем ее сложнейшим регламентом, переложили на плечи летного и летно-подъемного экипажа.

Некоторые авиакомпании разорились на должности собственных маршалов во время полетов, но это не афишируется и никак не регламентируется. Они не имеют законных полномочий и не могут действовать как полиция или спецслужбы, хотя, разумеется, когда-то сами служили в спецподразделениях.

Эта проблема поднята у нас в связи с участившимися случаями пьяного хулиганства на борту. Оказать сопротивление такому «террористу» можно и без применения огнестрельного оружия, тем более это происходит в узком замкнутом пространстве салона, где эффективно действовать может только обученный специалист, а не дебошир, пусть и обладающий физической силой и даже боевым опытом в иных условиях. Сопротивляться же террористам, которые могут иметь в салоне, среди пассажиров, своего наблюдателя или даже деятельного помощника, ни один «крылатый маршал» не сумеет. Разве что в остросюжетных голливудских лентах.

Читайте также: