Как бороться с теневой занятостью

Опубликовано: 01.10.2024


Если российское государство будет и дальше бороться с теневым рынком труда привычными методами, это вызовет лишь рост безработицы и новое падение доходов населения.

Задача с 30 миллионами неизвестных

У этой задачи есть два решения. Эффективное и то, как это делается сейчас у нас в стране. Если государство будет и дальше бороться с теневым рынком труда привычными методами, это вызовет лишь рост безработицы и падение доходов, предупреждают эксперты Центра стратегических разработок и ВШЭ, выпустившие недавно доклад «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения». По их мнению, государству в принципе надо пересмотреть отношение к неформальной занятости и перестать видеть в ней лишь источник упущенной выгоды. Но готово ли оно на такой шаг?

Узаконить отношения

В декабре прошлого года вступил в силу закон о самозанятых, который, правда, уже в январе 2017-го сами власти признали неэффективным и сейчас пытаются доработать. В частности, поправки в Налоговый кодекс предоставляют самозанятым налоговые каникулы на два года — с 2017-го по 2018-й. Проблема в том, что закон охватывает очень узкую прослойку людей и не дает ясности, в чем выгода для самозанятых выходить из тени, если через два года их все равно ждет то самое налоговое бремя, от которого (а также от невозможности найти легальную работу) они сбежали в тень. Если верить спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, улучшенная версия закона будет принята до конца нынешнего года.

Государство пытается сделать что-то с огромной армией людей, которые имеют доход, но не платят налоги. Благое намерение, но заводит, как обычно, не туда. Почему? Потому что неформальная занятость — это не только не выплаченные налоги. Это прежде всего способ выжить, когда формальный рынок труда не дает такой возможности. Давайте посмотрим сначала на масштабы проблемы и на то, что ее породило.

Каждый третий — «неформал»

Зависит от того, как считать и кого считать, методик несколько. Директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев, ссылаясь на данные Росстата, говорит, что в последние годы цифра держится на уровне 20—25%. От 20% до 30% от всех занятых, пишут авторы доклада «Российский рынок труда».

Директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида предлагает оперировать следующими цифрами. Всего так или иначе в процесс теневой экономики вовлечено около 40% от всего занятого населения, это примерно 30 млн работников. «Среди них 10—12% работников, которые никак не оформляли свои взаимоотношения с работодателем или уполномоченными органами, они полностью исключены из официальной экономики, — уточняет эксперт. — Остальные или имеют дополнительный неофициальный заработок хотя бы несколько раз в год, или получают какую-то часть зарплаты «в конверте»». Если же взять за отрезок времени не год, а месяц, окажется, что 28,8% работников имеют не облагаемые налогом полностью или частично доходы, говорит Покида. Серый рынок труда — чуть ли не единственный вариант заработка для 5 млн человек, заявила в середине марта Валентина Матвиенко, выступая на I Санкт-Петербургском международном форуме труда.

Но если мы остановимся на данных Росстата — 20—25% — это много или мало? «Это неплохой результат, хотя он по-прежнему примерно в два раза больше по сравнению со странами с наименьшей долей теневого сектора экономики (скандинавские страны, Великобритания и др.), — говорит Игорь Николаев. — И это практически на уровне южных стран Европы, той же Италии, где ситуация если и лучше, то совсем не намного. В любом случае это значительно лучше по сравнению с 90-ми годами прошлого века, когда доля теневого сектора в российской экономике доходила до 40—45%».

Тень растет, и в ней есть место всем

«Дело в том, что ухудшение финансового состояния компаний, а также роста предложения на рынке труда позволило многим работодателям «оптимизировать» расходы, выведя часть сотрудников, с их согласия, за пределы штата, — поясняет заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. — Таким образом, компания экономит на социальных взносах, а люди не теряют работу. С 2014 года эта практика стала использоваться повсеместно».

Теневой рынок труда существует в любой стране, какой бы цивилизованной она ни была. В России у этого явления есть свои характерные особенности. Во-первых, это в большой степени дополнительная (вторичная) занятость. Во-вторых, это активная поддержка потребителями продукции теневого сектора. «По данным опроса, каждый второй гражданин РФ в течение месяца пользовался услугами некриминального теневого рынка. Это услуги в области образования, медицины, ремонта автомобилей, одежды и другие», — перечисляет Андрей Покида.

Участники теневого рынка труда — очень разношерстная публика, далекая от того, чтобы их причислять к маргиналам. В ЦСР их предлагают разделить на две большие группы. Есть неформально занятые по найму, то есть те, которые работают без какого-либо оформления и получают зарплату наличными. Эти люди представляют собой уязвимую и слабоконкурентную группу, которая оплачивается на 15—20% ниже, чем аналогичные работники, оформленные официально. В то же время неформальные самозанятые (например, те же репетиторы) оплачиваются выше, чем их «официальные» коллеги. Это обстоятельство стало в последние годы постоянной головной болью политиков и налоговиков. В условиях «похудевшего» бюджета теневой рынок труда рассматривается как неиспользованный ресурс для увеличения доходов бюджета.

Налоги или жизнь?

Однако, по мнению Игоря Николаева, потери для бюджета от теневой занятости невелики. «Практически весь наш теневой сектор приходится на малый и, может быть, совсем чуть-чуть на средний бизнес, доля которого, как известно, составляет 20—25% в ВВП страны, — объясняет Николаев. — Доля же малого и среднего бизнеса в доходах бюджетной системы еще меньше. В таком случае становится понятным порядок цифр: сотни миллиардов рублей недополученных государством доходов от теневого сектора экономики».

Приступить к обелению серого рынка власти решили, приняв закон о самозанятости, который вступил в силу в декабре прошлого года и который тут же прозвали в народе «законом уборщиц». Дело в том, что за пару месяцев после его принятия им воспользовались буквально пара уборщиц.

Что не так с новым законом? Он охватывает очень узкую категорию самозанятых, всего лишь три профессии: помимо уборщиц, это еще репетиторы и няни. Тем, кто решится жить по новому закону и зарегистрируется, государство обещает два года налоговых каникул, после чего с 2019 года у этих людей будет выбор: начать платить налоги «по-взрослому», выбрав одну из существующих форм регистрации, или отказаться от работы вообще. «Закон о самозанятых на текущем этапе «сырой», поскольку непонятно, каким образом выявлять самозанятых людей и заставлять их регистрироваться в налоговой», — говорит Люшин. «Спрашивается: зачем им легализовываться, «засвечиваться»? Чтобы потом налоги платить?» — удивляется Николаев.

«На текущий момент практически все усилия властей не способствовали изменению ситуации, так как налоговое давление продолжает расти, — говорит Андрей Люшин. — По крайней мере, необходимо отказаться от постоянных угроз повысить налоговое давление на работодателей, а также предложить меры для малого и среднего бизнеса, которые позволят сократить взносы на новых сотрудников».

Власти признали, что закон вышел комом. И сейчас идет активная работа над его новой версией. Одновременно в недрах Минэкономразвития и Минфина обсуждают возможность введения патентов для определенных категорий самозанятых. О патентах как об оптимальной форме регистрации и налогообложения для самозанятых говорила и Валентина Матвиенко. Патент подразумевает, что налоги уже включены в его стоимость, таким образом освобождая работника от дополнительной бюрократии. Насколько удачным окажется эта инициатива, во многом будет зависеть от стоимости этих процентов. По словам Матвиенко, цена может начинаться от 1 000 рублей в месяц.

«Тень», знай свое место!

С «тенью» надо активно бороться тогда, когда экономика на подъеме, когда растут доходы населения. В текущих же условиях установка на полное искоренение неформальной занятости (помимо того, что это в принципе недостижимо) чревато потерями. Что принесла бы полная формализация тех 20—25% работников, которых мы относим к неформальному сектору? «Возможно, скажут: возрастут заработки этих людей, их социальная защищенность, бюджет получит дополнительные налоги, увеличатся пенсии, — размышляют авторы доклада ЦСР. — Однако для того, чтобы такое произошло, необходимо одновременно выполнить так много условий, что вряд ли это возможно». Ведь многие из наших неформалов ушли в тень вынужденно, поскольку они не востребованы в формальном секторе».

«Наш формальный сектор сокращает свой спрос на труд и скорее склонен избавляться от имеющихся работников, нежели привлекать дополнительных, — размышляют в ЦСР. — Поэтому насильственная формализация привела бы к сокращению заработков в формальном секторе, росту безработицы и экономической неактивности». Если посмотреть на статистику, можно увидеть, что неформальная занятость и безработица движутся в противоположных направлениях: рост одной сопровождается сокращением другой. Так что проиграл бы в борьбе государства с «тенью» в первую очередь обычный россиянин.

Наше будущее покрыто тенью

Зачастую именно экономический рост создает новые стимулы к росту неформальной занятости и к появлению ее новых форм.

Статистика показывает интересные вещи. Если смотреть на данные в моменте, есть однозначная связь: чем выше душевой ВВП, тем меньше охват неформальной занятостью. В бедных странах «в тени» работают больше, чем в богатых; в развивающихся — намного больше, чем в развитых, в стагнирующих — больше, чем в быстрорастущих. Однако в динамике внутри той или иной страны такая связь уже не всегда прослеживается, считают авторы доклада. «Когда мы смотрим на более-менее длительную эволюцию внутри отдельно взятых стран, то обнаруживаем, что ее уровень либо практически стоит на месте, либо даже демонстрирует признаки роста», — пишут авторы доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения».

По их мнению, это говорит об изменившемся характере современного экономического роста: если в XIX веке и на большем протяжении XX века он сопровождался непрерывно усиливавшейся формализацией занятости, то в последние десятилетия ситуация поменялась. В новых условиях рост стал, скорее, фактором, способствующим деформализации занятости. Это связано со многими факторами, среди которых развитие малого бизнеса, сдвиг в сторону услуг, миграционные процессы, противоречие между усилением регулирования и его низким качеством.

Безработица не лучше

Например, агрессивная политика минимальной заработной платы во многих развивающихся странах привела к тому, что работники с низкой производительностью выдавливаются из формального сектора. В то же время очень низкое пособие по безработице (или его полное отсутствие) заставляют людей переходить в неформальный сектор. С середины 2000-х годов эта тенденция прослеживается и в России.

«Каждое повышение МРОТ выталкивало заметное число работников из формального сектора в неформальный», — пишут авторы доклада о труде. Но, главное, так называемая легализация не ведет к росту производительности труда. Она повышает издержки и для неформальных производителей, и для потребителей. Итог — сокращаются как спрос, так и предложение.

Для ограничения неформальности в первую очередь необходимо усовершенствовать институты, снизить административные барьеры разного рода, облегчая вход в бизнес, стимулируя создание новых и расширение действующих предприятий. Остановить рост неформальных рабочих мест можно, только интенсивно создавая формальные. «Должны быть более серьезные налоговые послабления, — уверен Игорь Николаев. — Тот же микробизнес, который не использует наемный труд, вообще должен быть освобожден от уплаты налогов».

Возможно, следует повысить социальные гарантии, полагает Андрей Покида. «Текущая роль социальных гарантий в минимальной оплате труда, в пенсионном обеспечении слишком мала, — считает эксперт. — Для большинства работников они не являются стимулом труда в официальной экономике, а скорее выступают как антистимулы. Может быть, следует обратить внимание на развитие социального партнерства на предприятии. Данные демонстрируют, что на тех предприятиях, где имеется профсоюз или иные общественные объединения, доля оформленных работников значительно выше».

Ну и конечно, неэффективно бороться с одной лишь теневой занятостью, игнорируя другие негативные явления в экономике. Например, коррупцию, тесно сопровождающую «теневых» работников на всех этапах их труда.

alt=" Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС" />
Порой работники не оформляют официальные отношения с работодателем из-за боязни потерять часть заработка. Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Опрос охватил 1600 человек в 35 субъектах РФ, включая регионы ЦФО. Количество работников, получающих "серые" зарплаты, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 4,5 процента.

Масштабы негласной занятости зависят от текущей экономической ситуации, считает директор Центра социально-политического мониторинга Андрей Покида. По его мнению, нестабильность последних лет вызвала снижение доходов населения. Стремление компенсировать потерянное подталкивает к поиску заработка на стороне.

Фото: depositphotos.com

- Растет количество тех, кто не оформляет взаимоотношения с работодателем и получает зарплату в "конвертах", - отметил Андрей Покида. - Доля граждан, вовлеченных в некриминальный "теневой" рынок труда, составляет 44,8 процента занятого населения. Это примерно 33 миллиона человек, которые в течение одного года имели неоформленную работу.

Так, по данным управления ФНС по Брянской области, в регионе проживает 615 тысяч граждан трудоспособного возраста. При этом работодатели представили сведения лишь на 404 тысячи застрахованных сотрудников. На 211 тысяч человек сведения не представлены. Нет их и в списках ИП и безработных. Так кто же они?

- Это граждане, работающие без оформления трудовых отношений, а также те, кто развивает собственное дело, но при этом не платит налоги и сборы в бюджет, - пояснила начальник отдела налогообложения доходов физических лиц УФНС по Брянской области Светлана Колодезная. - Они практически лишены социальной и правовой защиты.

Последнее людей пугает меньше, чем угроза потерять часть заработка из-за официального оформления. Предыдущий опрос показал, что в 2016 году в теневой рынок труда было вовлечено 40,3 процента трудоспособного населения. Рекорд принадлежит 2006 году, когда показатель составил 45,1 процента. Теневой сектор вернулся к объемам десятилетней давности.

- Самозанятые граждане чаще наемных работников трудятся неофициально, - продолжает Андрей Покида. - Более 62 процентов из них не стремятся оформлять отношения. Рост теневого сектора связан с расширением вторичной занятости. За год число граждан, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4 до 35,5 процента.

Работодатели вводят внутреннюю систему безналичных бонусов. Проследить движение таких вознаграждений тяжело. Или предлагают работникам приобрести товары и услуги, в том числе собственного предприятия, с большими скидками. Формально это не зарплата, и налог с нее не возьмешь.

По мнению социологов, органам власти пока не удалось эффективно простимулировать "выход из тени". Принятие законов о самозанятых и патентной системе налогообложения, а также расширение безналичной формы расчета не принесли ожидаемого эффекта. Они коснутся лишь малой части граждан. Кроме того, зачастую люди получают неофициальную работу временно и не думают делиться приработком с государством.

Однако борьба ведется, причем каждый регион пытается придумать что-то новое. Тон в 2014 году задала Ульяновская область. Там власти издали постановление о денежном вознаграждении граждан, "оказавших содействие в раскрытии фактов налоговых правонарушений и нарушений законодательства о труде". Заявителю положено пять тысяч рублей, если информация подтвердится. Новшество себя не оправдало. Вознаграждение выдают после налоговой проверки в случае, если достигнут экономический эффект. Она может растянуться на год, и желающих столько ждать практически нет.
Куда интереснее опыт Брянской области.

- В налоговых органах и в администрациях муниципальных образований размещены "ящики доверия", - рассказала Светлана Колодезная. - Каждый может анонимно указать работодателя, использующего труд работников без оформления. Информацию мы передаем в госинспекцию труда для проведения проверок.

Фото: Юлия Майорова

Летом на Брянщине стартовала акция "Достойный труд - достойная жизнь". Она продлится до октября. Ее цель - привлечь общественное внимание к проблеме "серых" зарплат и объяснить, чем чревата такая работа. Многие отказываются от оформления трудовых отношений, не подозревая, что лишают себя соцгарантий.

- Это и неоплаченные "больничные" и отпуска, и непроизведенный расчет при увольнении, - перечисляет Светлана Колодезная. - Также это полное отсутствие соцгарантий, связанных с рождением ребенка, отказ в получении банковского кредита или визы, угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы.

Неформально занятый работник может быть уволен по любой причине - и даже по суду не добьется ни восстановления на работе, ни компенсации. Об этом брянцам рассказывают по телефонам "горячей линии". На сайтах муниципалитетов опубликованы памятки, а в бюджетных учреждениях установили информационные стенды.

- Также в Брянске прошла профсоюзная акция "Скажи "НЕТ" зарплате в конвертах", - говорит председатель областной федерации профсоюзов Ольга Полякова. - Горожане ответили на вопросы анкеты и получили бюллетени, в которых описаны негативные последствия получения зарплаты в "конвертах".
К слову, в текущем году на Брянщине провели 226 заседаний комиссий по легализации зарплаты. На них заслушали 909 директоров фирм и ИП, которые платят сотрудникам меньше среднерегионального уровня оплаты труда. После бесед 269 из них повысили зарплату. За счет этого в бюджет дополнительно поступило 9,9 миллиона рублей налога на доходы физических лиц.

Поговорили по душам

Нетривиальные способы борьбы с зарплатами "в конвертах" ищут и в Орловской области, не стесняясь перенимать опыт соседей. Так, по примеру Брянска в фойе мэрии Орла установили экспериментальный ящик для анонимного сбора информации о недобросовестных работодателях. Организованы "горячие линии". Результат есть: в 2016 году в регионе выявили свыше 21 тысячи неформально занятых граждан, из них более 11,7 тысячи заключили трудовые контракты.

- За первое полугодие было выявлено свыше 6,5 тысячи работников без официального оформления, и трудоустройство большинства из них удалось легализовать, - рассказал зампред правительства Орловской области Игорь Козин. - Благодаря наработанному опыту эффективность такой работы по сравнению с прошлым годом возросла на 11,5 процента.

"Ноу-хау" региона - легализация личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Селяне неплохо зарабатывают на наделах и домашних фермах. При этом у них нет официального статуса. Статистика не учитывает их как безработных. Налоги с доходов они не платят. Формально живут за счет натурального хозяйства. В 2016 году чиновники начали переговоры с владельцами самых крупных ЛПХ.

Фото: Depositphotos.com

- Практика была опробована в Сосковском районе и доказала свою эффективность, - говорит глава облуправления труда и занятости Анатолий Майоров. - Людям объяснили, что владение площадями более 2,5 гектара, используемыми для получения прибыли, является незаконной предпринимательской деятельностью.

Большинство владельцев крупных ЛПХ зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и главы крестьянско-фермерских хозяйств. Легализованные хозяйства обрабатывают 1,5 тысячи гектаров пашни. В прошлом году они произвели свыше 3000 тонн зерна. Соответственно, платят налоги. Все это еще недавно находилось в "тени" и не попадало в статотчеты.

- Кроме того, специалисты райадминистраций совместно с налоговыми инспекторами выезжают на торговые объекты, - продолжает Анатолий Майоров. - Сведения о выявленных там работниках передают в пенсионный фонд для сверки с количеством начисленных страховых выплат.
Если данные не совпадают, информацию направляют в госинспекцию труда, которая проводит свою проверку. В частности, такой опыт успешно опробован в Ливенском, Покровском и Кромском районах. Сейчас его внедряют по всему региону.

По данным минтруда РФ, за последние два года в стране было легализовано 4,5 миллиона работников. Дополнительные сборы страховых взносов превысили 35,6 миллиарда рублей. В текущем году в регионах выявлено более 864 тысяч неформальных работников, из них 810 тысяч уже легализовано. В основном без договоров работают в строительстве, торговле, на транспорте и в сфере оказания услуг.

Это говорит о том, что эффективность борьбы с теневым рынком возрастает. Однако статистика вряд ли в полной мере отражает ситуацию. Пока одних выводят из "тени", в нее попадают другие. Об этом и говорят авторы соцопроса. Они подметили тревожный факт: за последний год доля граждан, выбирающих работу исключительно с официальным оформлением, сократилась с 67,7 до 52,4 процента.

Вместе с тем выросла доля тех, для кого статус не имеет значения, - с 26,7 процента в 2016 году до 36,8 в текущем. В анкетах такие респонденты отметили: главное для них - чтобы платили деньги. А уж "чистыми" или "грязными" - дело второе. Кроме того, "неформалы" уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором на своей малой родине.

- Подобная ситуация подтверждает значимость материального фактора при выборе места работы, - констатирует Андрей Покида. - Страх наказания за неуплату налогов или потери соцгарантий для таких работников вторичен. В целом наблюдается тренд на расширение "теневой" занятости. И наиболее заметно это происходит за счет тех, кто ищет дополнительную работу.


Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, её структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Помимо этого, теневой бизнес имеет свою национальную и культурную специфику, распространение и степень вовлечённости в него населения. Формируются способы борьбы с теневым бизнесом, определяется соответствующий инструментарий и приоритетные направления деятельности.

Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации.

Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.

Способы борьбы с теневым бизнесом сосредоточиваются на трёх основных направлениях:

- на предотвращении вступления в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;

- на мерах по сокращению численности незаконных предпринимателей;

- на формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.

Средствами рекламы и пропаганды создаётся негативный образ теневому бизнесу, через СМИ подчёркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Правоохранительными органами ведётся активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. Пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии её формирования, а её организаторы берутся на учёт и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счёт оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием организаторов теневого бизнеса.

Создаются благоприятные условия для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно с представителями общественных организаций и легального бизнеса вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

- улучшение налогового климата;

- переход на систему безналичных расчётов посредством электронных платёжных систем;

- снижение административного давления на легальный бизнес;

- защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;

- помощь в кредитовании бизнеса;

- создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

За 1 полугодие 2019 года проведено 3 заседания районной межведомственной комиссии по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и координации деятельности по снижению неформальной занятости. В рамках комиссии определены меры, направленные на снижение неформальной занятости, легализации заработной платы, а также установлены эффективные методы борьбы со случаями уклонения от оформления трудовых договоров.

В целях выполнения задач, поставленных Правительством Российской Федерации, в Красносулинском районе выполняется работа по снижению количества экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих зарегистрированную трудовую деятельность, и повышению поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Выполнение контрольного показателя по снижению неформальной занятости взято под личный контроль главой Администрации Красносулинского района.

На 2019 год по Красносулинскому району установлен контрольный показатель – 685 человека. За 7 месяцев 2019 года выявлено 529 лица (77,23% от контрольного показателя), находящихся в экономически активном возрасте, но при этом не имеющих оформленных трудовых отношений. В результате проведенной работы со всеми заключены трудовые договоры.

С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.

Очень важна в борьбе с теневым бизнесом поддержка широких масс населения, которая осуществляется как в индивидуальном порядке отдельными активистами, так и посредством включения в противостояние теневому бизнесу общественных организаций.

Пожаловаться на невыплату средств или рассказать о том, что предприниматели выдают работникам деньги в конвертах, жители Красносулинского района могут, позвонив на телефон «горячей линии» 8(86367) 5-24-78, 5-23-74.

Известная всем проблема теневой занятости затрагивает многих. Периодически, с разной степенью активности органы власти ведут с ней борьбу. Потому что такой механизм трудоустройства граждан подразумевает, что выполняя определенную работу и получая за нее зарплату, человек не имеет официально оформленных отношений с работодателем или другой вариант, когда при официальном трудоустройстве люди получают лишь часть зарплаты «по-белому», а остальное – в конвертах. Таким образом, как говорят исследования, работает до трети занятых в стране. В итоге конечно недополученные в бюджет средства уровня десятков триллионов рублей и главное – незащищенность тех людей, которые рискуя своим завтрашним днем вынуждены соглашаться на кабальные условия.

Законопроект по легализации труда

Законопроект, направленный на борьбу с «серой занятостью», внесут в четверг, 8 апреля, на рассмотрение Госдумы. Он предлагает закрепить за органами исполнительной власти субъектов РФ полномочия «по созданию и обеспечению деятельности межведомственных координационных органов по вопросам легализации трудовых отношений».

По данным авторов законопроекта, сейчас в «теневом секторе» экономики задействованы около 25 млн россиян. В результате федеральный бюджет теряет ежегодно до 3 трлн рублей.

В чем проблема?

В пояснительной записке к документу говорится, что сегодня примерно 30–40% граждан страны получают неофициальную зарплату, а объем «серого» фонда зарплат превышает 10 трлн рублей ежегодно. Отмечается, что соискателям зачастую приходится соглашаться на «зарплату в конвертах», чтобы получить работу.

Диспропорция в уровнях налоговой нагрузки между «белой» и «серой» экономиками приводит к потере конкурентоспособности добросовестных работодателей и стимулирует их к уходу в тень.

Кроме того, отмечается, что проблемы, связанные с неформальной занятостью, приводят не только к низкой собираемости налогов, но и к увеличению случаев нарушения трудовых прав работников.

Согласно опросу общественного движения «Труд», свыше 50% «серых» вакансий, подразумевающих неофициальную занятость, предлагаются на популярных сайтах и в группах о работе в социальных сетях.

Данные исследований шокируют

Коронавирус привел в прошлом году ко многим последствиям, в том числе и неожиданным. Так, в России уменьшился спрос на теневые услуги, то есть снизилась неформальная занятость. В целом эксперты полагают, что в последние годы наблюдается постепенное сокращение доли теневой экономики.

Исследователи опросили методом личного интервью 1205 человек из числа занятого населения в возрасте 18 лет и старше в 27 субъектах РФ. Согласно полученным в 2020 году в теневом секторе так или иначе работало 28% от общего числа занятого населения. 42% наших соотечественников расплачивались за услуги без надлежащего оформления. На оплату наиболее распространенных неофициальных работ или услуг в прошлом году было потрачено 4,1 трлн рублей (в 2013-м — 5 трлн рублей).

Доля же числа занятых в прошлом году из-за локдаунов и страха перед заражением даже снизилась относительно показателей 2019 года. Люди просто боялись пускать массажистов домой и ходить к парикмахеру. В этом году, скорее всего, всех «отпустит», — сказал специалист.

Влияет локдаун?

Неформализованные социально-трудовые отношения в наибольшей степени распространены среди молодежи (18–24 года) — 24,6%. При анализе по типу трудоустройства больше всего «теневиков» оказывается среди самозанятых — 47,9%. Среди наемных работников таких оказалось лишь 9,8%. Если же изучить структуру самого неформального сектора, то картина складывается следующая: работают на себя — 40,9%, работодатели — 1,9%, наемные работники — 57,2%.

В пандемию в большей степени пострадала сфера услуг, — рассказал специалист ВНИИ. — И именно в этой сфере, как известно, наиболее высокая доля теневой занятости. Очевидно, что в пандемию сократился спрос на услуги, в том числе в теневом секторе. В связи с ограничениями люди не ездили в отпуска, не посещали кафе, фитнес, салоны красоты. Стали больше экономить, меньше делали покупок.

По результатам анализа в службе занятости, доля ранее нигде не работавших и тех, кто стремился возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более года), составляла 37,4%. С большой вероятностью в их число вошли и те, кто ранее был занят неформально,.

Нестабильность бизнеса

На рынке труда была отмечена общая тенденция в большинстве регионов страны: по официальным данным, масштабных увольнений не происходило, а численность встающих на учет в службы занятости резко увеличивалась, И до 50–55% обращающихся в службы занятости не говорили о последнем месте работы. Как раз большая часть из них, скорее всего, была занята в теневом секторе, и, оставшись без дохода, они пришли за минимальным пособием в службы занятости. Тем более что государство во время пандемии упростило схему признания гражданина безработным и увеличило пособия.

Ситуация с коронавирусом и нестабильное положение компаний и работников в такие кризисные периоды стали для граждан сигналом для выхода «из тени». Эксперты выражают надежду, что граждане, принимая решение о работе, будут отдавать предпочтение официальной занятости.

Пандемия продолжает оказывать двоякое влияние на рынок труда. По мнению аналитиков, с одной стороны, карантин привел к прекращению или остановке деятельности малых и средних предприятий, которые привлекали работников, не заключая с ними трудовые договоры. Это касается прежде всего таких отраслей, как строительство, торговля, туриндустрия. С другой стороны, кризис заставляет предпринимателей уходить от налогов и начислений на заработную плату. Эти факторы будут и дальше подпитывать неформальный рынок труда.

Возможно законопроект, который готовится к рассмотрению в Госдуме, позволит найти приемлемые действенные механизмы по организации официальной занятости граждан и урегулирует отношения с работодателем для легального взаимовыгодного трудоустройства.

Теневая занятость

Занятость в теневой экономике

Сможет ли государство вывести из тени 40% работоспособных граждан?

На недавно состоявшемся совещании с представителями министерств и региональными чиновниками Владимир Путин поднял вопрос легализации соискателей, задействованных в теневой отрасли.

Текущая ситуация в России

Около 40% работоспособных граждан в России, а это около 30 миллионов, помимо основной работы имеют неофициальные заработки, а еще для 9 миллионов неучтенный доход является единственным. Вследствие этого бюджет страны ежегодно теряет огромные суммы (по некоторым подсчетам около 1,5 триллионов рублей). Работники теневой экономики не имеют трудовых гарантий и перспектив на получение нормальной пенсии. Граждане, не имеющие трудового дохода, не смогут получить кредит, визу для выезда за границу, больничный или оплачиваемый отпуск. Кроме того, для них нарушение закона становится нормой, а общенациональные задачи, такие как преодоление кризиса и мобилизация ресурсов, пустым звуком.

Причины развития теневой экономики

Многие граждане не задумываются о том, зачем необходимо платить налоги и работать официально, ведь они не замечают разумного распределения государством средств налогоплательщиков. Медицинские услуги становятся платными, технологическая база больниц устаревает, программы страхования не покрывают лечение множества заболеваний. Лечение пациентов оказывается всецело их задачей, с которой сложно разобраться получая среднюю официальную зарплату.

Пенсионная система претерпевает постоянные изменения, сначала предусматривая отчисления граждан в пенсионные фонды, затем замораживая накопительные пенсии и заменяя их на баллы. По словам профессора Академии труда и социальных отношений Андрея Гудкова, проблема является типичной для развивающихся стран. В Бразилии количество неоформленных граждан достигает 50%, в Европе цифра колеблется между 5 и 10 процентами. Повышению этой цифры способствуют и мигранты.

Пути решения проблемы

На опыте США действенной является система перевода всех расчетов в безналичную форму, то бишь пользование платежными картами. Государству стоит упразднить НДС и вернуть налог с продаж. Стимулировать людей расплачиваться картами можно путем уменьшения этого налога при расчете электронным методом. Эта система позволит отслеживать потоки денежных средств и выведет бизнес из тени. Возрастет частота заключения официальных договоров при предоставлении частных услуг, например, ремонтов или аренд недвижимости. От государства потребуются финансовые и институциональные вложения, но это поможет значительно сократить теневую занятость.

Задачи государства в борьбе с теневой занятостью

Возобновление деятельности профсоюзов поможет вернуть у людей мотивацию получать достойную «белую» зарплату путем борьбы за свои права перед работодателем.

Проблема состоит и в необходимости повысить эффективность предприятий, например, принять план приватизации. Это поможет привести в бюджет более триллиона рублей в год. Имеет место также проблема недоверия к государству. Профессор Высшей школы экономики Иван Родионов утверждает, что силовики, отлавливающие тех кто уклоняется от выплаты налогов, имеют в этом вопросе немалое влияние.

При этом Министерство финансов часто напоминает гражданам о необходимости самостоятельного накопления сбережений на пенсию. Это способствует обособлению граждан от государства, стремлению людей заниматься самообеспечением. Размеры пенсий и зарплат также сводят доверие на нет. Это главным образом касается не Москвы и центральной России, а периферийных областей, где множеству граждан в буквальном смысле приходится выживать.

Текущая ситуация отнюдь не связана с желанием людей обогатиться. Не чувствуя надежной опоры со стороны государства, они хватаются за любую возможность найти работу и обеспечить свою старость. В ином случае, лишь единицы из этих людей решили бы переступать черту закона.

И эта ситуация один из сигналов о том, что в государстве не все идет гладко.

Читайте также: