Как миграция влияет на безработицу

Опубликовано: 01.10.2024

Быстро меняющаяся ситуация на мировой политической и экономической арене сегодня оказывает решающее влияние на перемещение жителей планеты из одних регионов в другие, более, на их взгляд, безопасные, благополучные и перспективные. Как и любой другой процесс, такое перераспределение народонаселения не может не иметь определенных последствий, которые отражаются на самых различных сферах жизни общества, и особенно – на рынке занятости. Влияние миграции на рынок труда выражается в существенных изменениях для обеих сторон – принимающей и той, откуда наблюдается утечка рабочей силы.

Виды трудовой миграции

Миграция населения в целом представляет собой передвижение граждан в рамках одной или нескольких территорий на временной или постоянной основе.

Основная причина такого явления в обществе имеет экономическую подоплеку, обусловленную различным уровнем развитости стран, средними показателями заработной платы, уровнями жизни, условиями ведения бизнеса.

Международная трудовая миграция вызвана желанием найти более достойный заработок. В целом можно выделить две ее разновидности:

  • международную переселенческую;
  • международную трудовую.

Ключевое отличие между ними заключается в том, что второй вид миграции предполагает сохранение связей мигранта с его родиной.

В то же время все процессы, проходящие в рамках переселения народов, можно подразделить еще на несколько видов по принципу длительности пребывания на чужой территории и преследуемой цели:

  • межгосударственная;
  • внутригосударственная;
  • постоянная;
  • маятниковая;
  • сезонная;
  • брачная.

Первая разновидность представляет особый интерес, поскольку является безвозвратной, и именно с ней связывают так называемую утечку умов. Число таких мигрантов обычно составляет порядка 70% всех переселенцев. Миграция внутри государства охватывает выезжающих в командировки, а также тех, кто временно меняет место жительства в рамках программ обмена опытом.

Третья группа – это мигранты, которые стремятся реализовать себя за рубежом. В основном те, кому удалось заключить контракт с иностранной компанией сроком на 1-5 лет. Если обстоятельства складываются удачно, многие из них остаются, в противном случае они возвращаются на родину, но уже с хорошим багажом знаний и опыта, позволяющими претендовать на более интересную должность в своей стране.

Маятниковая и сезонная миграция носят временный характер, а вот брачная вынуждает одного из супругов сменить место жительства навсегда и устраивать свою карьеру на новом месте.

Наиболее ощутимыми на сегодняшний день являются потоки трудоспособного населения из третьих стран в развитые: США, Канаду, Австралию, европейские государства.

Как мигранты распределяются на рынке труда

Влияние международной миграции на рынок труда сложно переоценить, ведь обозначенные выше потоки мигрантов определяют структуру предложения рабочей силы в конкретном регионе. Важно отметить, что в некоторых странах, включая Россию, трудовые мигранты вполне успешно заняли целые ниши в экономике, которая без них уже не сможет функционировать в полной мере.

Так, к примеру, рабочие мигранты занимают места, на которые не слишком охотно идет местное население:

  • тяжелая, грязная, неквалифицированная работа, включая занятость с повышенной интенсивностью (строительные работы, конвейер, добыча сырья, обработка пищевых и промышленных продуктов);
  • работа в сфере услуг (химчистки, уборка, доставка продуктов питания, торговля);
  • домашние работы, уход за детьми, больными и пожилыми людьми;
  • занятость в теневом бизнесе, работа без оформления. В основном речь идет о незарегистрированных фирмах, производящих контрафактную продукцию.

Сюда же можно отнести работу в сфере туризма и развлечений, в аграрном бизнесе.

Не меньшим спросом пользуются и высококвалифицированные специалисты. Их востребованность, однако, обусловлена не отказом местного населения от предложений такого порядка, а, наоборот, нехваткой сотрудников, обладающих специфическими знаниями. Таким образом, получается, что мигранты в большинстве случаев сосредоточены в низшем и в самом высоком секторе, оставляя при этом средний сегмент рынка местным жителям.

Влияние трудовой миграции на демографическую ситуацию

Перемещение трудоспособного населения сказывается не только на структуре экономики, но и на демографической ситуации. Наиболее типичным результатом является как увеличение численности и плотности народонаселения принимающей стороны, так и его омоложение в целом. Данный фактор, безусловно, выполняет функцию инструмента, позволяющего компенсировать тенденцию к старению общества в развитых странах и государствах с переходной экономикой.

Таким образом, можно смело сказать, что влияние миграции на демографическое развитие имеет больше положительных сторон, чем отрицательных. С ее помощью не только заполняется вакуум на рынке труда, но и существенно улучшается показатель демографической нагрузки на трудоспособное население. Благодаря миграционным потокам изменения в обществе происходят по таким критериям:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • социальная принадлежность;
  • национальный состав.

Из отрицательных сторон такого воздействия можно выделить изменение генетической структуры местного общества. Смешение кровей двух разных наций становится неизбежным результатом миграционного процесса.

Последствия трудовой миграции

Само собой разумеется, что такой глобальный процесс, как перемещение жителей планеты, не может не иметь определенных последствий. Если говорить в целом, то под его воздействием оказываются:

  • уровень заработной платы;
  • уровень жизни;
  • объем производства;
  • налоги;
  • государственные расходы.

Нельзя при этом забывать, что данное явление оказывает влияние не только на принимающее государство, но и на страну-экспортера рабочей силы. Для начала рассмотрим, какие последствия может иметь процесс трудовой миграции для государства, которое принимает переселенцев:

  • излишняя концентрация мигрантов на конкретной территории может повлечь за собой обострение проблемы безработицы среди местных жителей. При этом отток трудовых ресурсов из региона может обусловить спад производства;
  • по этой же причине доступ к социальным услугам и жилью может стать более проблематичным;
  • в связи с тем, что некоторые мигранты не могут устроиться по специальности, возникает риск нерационального использования квалифицированных кадров, что ведет к снижению их мотивации;
  • угроза криминализации экономики из-за использования рабочей силы в теневой экономике.

В целом влияние миграции на благосостояние страны, если процесс притока иностранцев не находится под бдительным контролем местных властей, может иметь негативный оттенок, выражаясь в снижении заработной платы местных жителей.

В то же время международная миграция положительно может сказываться на стране-экспортере: активизируется процесс движения денежных потоков, что сказывается на равномерном распределении выгоды от иммиграционных процессов между двумя странами.

Не стоит забывать, что в зависимости от ситуации на рынке труда и интенсивности миграционного процесса соотношение выгоды может существенно меняться. Кроме того, масштабы данного явления сказываются на налоговых выплатах, а также на государственных расходах, особенно если речь идет о поддержке неквалифицированной рабочей силы, нуждающейся в поддержке. Вывод напрашивается сам собой – необходимо искать методы регулирования процесса трудовой миграции, что позволит достичь равномерного распределения рабочей силы в разных регионах планеты.

Введение

Развитие мировой экономики в XXI в. ознаменовано интенсификацией миграционных процессов. По данным Международной организации по миграции (IOM) в 2010 г. общее число зарегистрированных мигрантов во всем мире составило 215,8 млн человек, приблизительно 100 млн - находились в станах иммиграции нелегально [12, с. 5].

Россия не осталась в стороне от мировых экономических тенденций, уступая по показателям ежегодно прибывших (780,7 тыс. чел. за 1991-2001 гг.) лишь Германии (864,8 тыс.) и США (923,6 тыс.) [8].

Экономический словарь определяет миграцию как «перемещение людей, работников, связанное, преимущественным образом, с изменением места жительства и места работы» [9, с. 240].

Вид миграции, «связанный с занятостью и поисками работы», д-р экономических наук, российский демограф, социолог и экономист Л. Л. Рыбаковский называет трудовой миграцией [3, с. 307]. В случае трудовой миграции речь идет о заработках на стороне и о выезде на короткое время, причем выезд предполагает возвращение или в страну исхода (внешняя) или в город постоянного проживания (внутренняя трудовая миграция) [6].

В 1960 г. согласно IOM в мире насчитывалось 3,2 млн трудовых мигрантов, на начало 1995 г. - более 35 млн, а в 2008 г. - уже 93 млн (3 % мировых трудовых ресурсов). Учитывая, что мигранты, как правило, переезжают в другие страны с семьями, численность переселенцев оказывается вдвое, а то и втрое больше [12, с. 5].

Проанализировав работы отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод, что трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные стороны, кроме того, «плюсы» и «минусы» будут различными для страны-реципиента и для страны-донора.

К числу положительных последствий трудовой миграции для страны-импортера трудовых ресурсов относятся следующие аспекты:

1. Смягчение проблемы занятости благодаря ликвидации дефицита рабочей силы. Так, нехватка трудовых ресурсов заметно тормозит рост российской экономики в последние годы. Согласно данным Госкомстата в 2005 г. в промышленности не было заполнено каждое пятое рабочее место. Число вакансий в промышленности России возросло в 3-5 раз в течение 2007-2010 гг. По оценкам экспертов отечественной экономике в ближайшие 50 лет потребуется дополнительно от 35 до 70 млн иммигрантов [1].

2. Стимулирование дополнительной занятости, образование дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры, вызванное спросом иностранных рабочих на товары и услуги [5].

3. Улучшение уровня и качества жизни населения и развитие сферы услуг, строительства и сельского хозяйства вследствие непритязательности трудовых мигрантов в выборе работ, малопривлекательных для местного населения [10].

4. Повышение качества местной рабочей силы, т.к. привлечение малообразованных, неквалифицированных трудящихся-мигрантов стимулирует местное население заниматься более интеллектуальным трудом, т.е. способствует их вертикальной мобильности [2].

5. Высококвалифицированные специалисты, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу. Так, в США иностранное происхождение имеют 60 % авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30 % - по другим естественным наукам [11].

6. Рост производительности и эффективности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемых страной товаров благодаря создаваемым более низкой ценой рабочей силы мигрантов предпосылкам для привлечения иностранных инвестиций и внедрения новых технологий, мультипликационному эффекту за счет роста производства и снижению издержек производства [5].

7. Решение демографической проблемы. С 2006 г. Россия теряет до миллиона человек трудоспособного населения в год. А с 2006 по 2015 г. людей, находящихся в трудоспособном возрасте, станет на 10 млн меньше. Поэтому привлечение мигрантов стало рассматриваться большинством специалистов как наиболее оптимальный путь восполнения трудовых ресурсов для будущего инновационного развития российской экономики. Доказательством правильности данной стратегии является опыт развитых экономик: в планах ЕС - привлечение до 2050 г. 40 млн мигрантов, США - до 100 млн [1].

8. Рост экономических показателей принимающей страны (совокупный спрос; увеличение доходной части бюджета за счет роста поступлений от налогов и сборов) [13].

По оценкам Национальной Академии Наук США иммиграция дает стране чистую прибыль в размере 10 млрд в год [11]. А директор ФМС России К.О. Ромодановский считает, что вклад трудовых мигрантов в российский ВВП - не менее 50 млрд долл. [10].

9. Замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников [7].

10. Смягчение проблемы «старения нации», особенно в случае миграции семей [7].

11. Мигранты обогащают культуру принимающей страны новыми элементами, способствуя развитию толерантности среди местных жителей [1].

Однако страна-реципиент трудовых ресурсов неминуемо столкнется и с отрицательными последствиями трудовой миграции, главными из которых будут:

1. Демпинг на рынке труда и в сфере услуг, приводящий к снижению заработной платы местных работников. По результатам опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады в июле 2005 г., каждый пятый россиянин негативно относятся к притоку мигрантов именно потому, что «мигрантам меньше платят, и они сбивают оплату труда местного населения» [1].

2. Усиление конкуренции за рабочие места, осложнение ситуации на внутреннем рынке рабочей силы и маргинализация менее квалифицированных работников, вызванные тем, что мигранты занимают рабочие места, выполняя работу, в которой могло бы быть задействовано местное население [1].

По данным, приводимым Т. М. Безбородовой, «значительная часть рабочих мест, занятых сегодня мигрантами (от 50 % в Москве до 30 % в регионах)», стала исключительно мигрантской, т.е. «зарезервирована» за ними на долгие годы. Остальные рабочие места «отвоевываются» мигрантами в конкурентной борьбе с местным населением». Результаты репрезентативного обследования россиян показали, что 35 % респондентов негативно относятся к притоку мигрантов, так как последние занимают рабочие места, где могли бы работать местные жители [1, с. 79].

3. Рост безработицы, вызванный массовым притоком мигрантов [2].

4. Мигранты оказывают сопровождаемое осложнением жилищных проблем давление на социальную инфраструктуру, а также увеличивают расходы на социальные, языковые, обучающие программы, являются причиной возникновения мигрантских гетто [2, 5].

5. Снижение эффективности и производительности труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением трудосберегающих технологий [5].

6. Львиную долю сбережений мигранты отправляют на родину, что не способствует повышению их платежеспособного спроса в принимающем обществе и реинвестированию капитала в экономику страны-реципиента [4].

По данным ЦБ РФ в 2006 г. совокупный годовой заработок трудовых мигрантов в России составил 20 млрд долл., более 3 млрд долл. было вывезено из страны в виде денежных переводов, 10 млрд долл. - наличными. По оценкам С. В. Рязанцева, российская экономика недополучает примерно 4,5 млрд долл. налоговых отчислений вследствие недостаточной транспарентности денежных переводов трудовых мигрантов [1, 10].

7. Стихийный приток трудовых мигрантов и отсутствие координации предложения с реальным спросом на рабочую силу приводят к неэффективному использованию потенциала мигрантов вследствие их концентрации не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый и не всегда легальный заработок. Так, миграционный поток из Киргизии направлен преимущественно в европейскую часть России, на юг, в крупные города, а не в сельскохозяйственные районы Зауралья, что не способствует развитию сельского хозяйства [13].

8. Массовые экономические (контрабанда, незаконные финансовые операции) и уголовные правонарушения [1, 13].

9. Улучшение демографического положения стран-импортеров трудовых ресурсов за счет миграции не все исследователи рассматривают как положительный эффект. Источником прибыли, по мнению отдельных авторов, является не труд, а интеллект, труд - лишь средство реализации интеллекта. Следовательно, улучшение демографической ситуации в стране возможно только за счет привлечения «интеллектоносных» трудовых ресурсов [4].

10. Негативное отношение местного населения к мигрантам в целом [1].

11. Мигранты могут полностью отрицать культуру принимающей страны, пытаться навязать свою собственную, провоцируя тем самым межэтнические конфликты [2, 5].

Как и страна-экспортер, страна-импортер трудовых ресурсов сталкивается и с отрицательными, и с положительными последствиями трудовой миграции. К последним относятся следующие аспекты:

1. Снижение уровня безработицы и неполной занятости в странах-донорах [4].

2. Создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения и смягчение бедности благодаря инвестированию мигрантами и фирмами-посредниками денежных средств в народное хозяйство страны происхождения. Кроме того, денежные переводы усиливают позиции национальной валюты, сглаживают колебания внешнеторговой конъюнктуры, ускоряют темпы роста ВВП и ВНП, увеличивают золотовалютные ресурсы [4].

Масштабы финансовых переводов мигрантов неуклонно растут, достигнув в 2010 г. 325 млрд долл. Реальные объемы финансовых ресурсов, пересылаемых мигрантами на родину, по оценкам Мирового банка, приблизительно на 50 % превосходят официально регистрируемые переводы. Подобные переводы вносят существенный вклад в ВВП развивающихся стран. К примеру, в Ливане переводы трудовых мигрантов составили в 2010 г. 22 % от ВВП, в Молдавии - 23 %, в Таджикистане - 35 % [12].

3. Повышение квалификации трудовых мигрантов, работающих за границей, приобретение ими новых производственных и организационных навыков, приводящее к повышению эффективности и производительности труда в дальнейшем. Так, значительная часть населения Киргизии титульной национальности имеет низкий квалификационный уровень. Пребывание в стране с более передовыми технологиями, более высокими требованиями к производственным процессам, более высокими трудовыми стандартами, повышает общеобразовательный и культурный уровень мигрантов, они получают опыт и знания, которые пригодятся им на родине [13].

4. Трудоустройство мигрантов с низким уровнем образования; создание бизнеса в сфере услуг страны-реципиента [4].

5. Накопление стартового капитала для создания малых и средних предприятий после возвращения мигранта домой, что содействует формированию в стране-доноре среднего класса [14].

6. Возможность для мигрантов участвовать в так называемой «этнической экономике» принимающей страны, ориентированной на потребителей-земляков [4].

7. Возникновение совместных предприятий, увеличение товарооборота между страной-экспортером и страной-импортером трудовых ресурсов [13].

Однако нельзя не учитывать, что приведенные выше положительные моменты являются сугубо бухгалтерскими и не способствуют долгосрочному развитию трудовых ресурсов страны-экспортера. В силу рентности воспроизводства трудовых ресурсов в мире и неравновесности, при распределении заработанной прибыли, большая часть данных «плюсов» «уходит из производственного использования в частные карманы» [4, с. 203].

Основными отрицательными последствиями трудовой миграции для страны-донора являются:

1. Снижение производственного потенциала страны и ухудшение качества кадрового обеспечения промышленности, строительства, транспорта и других отраслей экономики вследствие оттока высококвалифицированных специалистов и уменьшения численности экономически активного населения [13].

2. Обеднение интеллектуальной среды, эрозия и распад интеллектуального сообщества и дефицит профессиональной рабочей силы, требующие затрат на восполнение утраченного высококвалифицированного потенциала [13].

3. Усложнение этнополитической ситуации в стране-доноре, возникновение и обострение межэтнических, региональных и клановых противоречий. Так, в результате притока коренного населения из южных областей Киргизии в северные происходит дробление населения на местных и приезжих, приводящее к конфликтам на почве разделения сфер влияния различных кланов [13].

4. Утрата поликультурности и поликонфессиональности, обеднение культурных межэтнических взаимодействий, нарушение преемственности национальных традиций [13].

5. Ухудшение демографической ситуации в стане-доноре [13].

6. Чем больше живут мигранты за рубежом, тем меньше становятся их денежные переводы, связи с родиной постепенно ослабевают [14].

7. Рост инфляции в случае значительного веса внешних трансфертов [7].

Объединяет все многообразие последствий трудовой миграции, как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров трудовых ресурсов, малозаметный процесс сближения уровней заработков в странах происхождения мигрантов и в странах их временного пребывания. С одной стороны, в стране исхода разница в оплате труда ведет к сокращению трудоспособного населения. Избыток человеческого капитала уменьшается, а его цена повышается. Мигранты, узнавшие за рубежом цену своего труда, становятся менее сговорчивыми при заключении трудовых контрактов дома. И то и другое вынуждает нанимателей в странах происхождения мигрантов учитывать уровень оплаты их труда в странах преимущественной эмиграции. С другой стороны, приток дешевой рабочей силы в страны с высокой оплатой труда замедляет ее рост [12].

Подобная конвергенция стоимости труда наблюдалась давно: реальная заработная плата в Швеции в 1850-х годах составляла 24 % от уровня заработной платы в США, а к 1914 г. она повысилась до 58 % [12].

Итак, трудовая миграция является неотъемлемым атрибутом современного рынка труда, почувствовать влияние которого довелось и России, ставшей в XXI в. центром притяжения обширных миграционных потоков, в первую очередь, из стран СНГ и Китая. Въезд трудовых мигрантов в Россию может стать причиной снижения уровня оплаты местных работников и их «вытеснения» с рабочих мест; усилить давление на социальную инфраструктуру. Однако демографическая проблема и дефицит трудовых ресурсов не оставляют России выбора в решении вопроса о необходимости привлечения мигрантов в экономику. Немаловажно и то, что трудовая миграция позитивно повлияет на многие аспекты российской экономики, смягчая проблемы занятости и создавая дополнительные рабочие места, повышая производительность и эффективность труда. В свою очередь из-за оттока трудовых ресурсов страна-импортер столкнется с ухудшением демографической ситуации, дефицитом профессиональной рабочей силы и ростом инфляции. Однако снижение безработицы и инвестирование денежных средств в хозяйство страны-донора будут способствовать улучшению экономических показателей и формированию среднего класса. «Примирить» столь неоднозначные последствия трудовой миграции может, на наш взгляд, наблюдаемая в уровнях оплаты труда в странах-донорах и странах-реципиентах конвергенция. Подобное сближение уровней заработной платы сглаживает и гармонизирует «плюсы» и «минусы» трудовой миграции, постепенно выравнивая экономическое развитие стран.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Влияние миграции на систему социально-трудовых отношений), проект № 11-32-00305а2.

Рецензенты:

Барышева Г. А., д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск;

Нехода Е. В., д-р экон. наук, профессор кафедры системного менеджмента и экономики предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.

Об этом говорится в докладе "Сегодня и завтра миграционного обмена между российскими регионами и странами ЕАЭС в условиях пандемии", который был представлен в Новосибирске в формате видеоконференции, организованной Сибирским институтом управления (СИУ, филиал Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ) и экспертным клубом "Сибирь-Евразия".

Фото: iStock

Единый рынок ЕАЭС позволяет странам - членам союза обмениваться рабочей силой, что благоприятно влияет на экономику. Особенно это касается Киргизии и Армении.

- Правительства этих республик рассматривают трудовую миграцию как положительный фактор, уменьшающий уровень безработицы и снижающий социальную напряженность. Она позволяет гражданам, выезжающим из страны на заработки, поддерживать свои семьи на родине денежными переводами. Главная принимающая страна - Россия, - отметила доцент кафедры государственного и муниципального управления СИУ Елена Шевцова.

По данным управления по вопросам миграции МВД РФ, в прошлом году на долю стран ЕАЭС пришлось 17,6 процента от общего числа трудовых мигрантов. Всего же в России насчитывается 4,2 миллиона международных мигрантов, из них более 2,6 миллиона трудовых.

Граждане Армении приезжают в основном в регионы Центрального федерального округа - более 93,6 тысячи человек, тогда как в СФО их 26 тысяч, главным образом в Новосибирской и Кемеровской областях. Вместе с тем в Сибири (преимущественно в Омской и Новосибирской областях) трудоустраивается большая часть мигрантов из Казахстана - 262 тысячи человек, а также из Киргизии (55,3 тысячи), которые проживают в Иркутской области и Алтайском крае (для сравнения: в Уральском федеральном округе мигрантов из этой страны - 30,9 тысячи человек).

В числе основных причин роста миграционного потока Елена Шевцова называет высокие показатели уровня безработицы и уровня бедности в странах - членах ЕАЭС, созданные в России условия правового и социально-экономического характера для перемещения рабочей силы, благоприятную конъюнктуру российского рынка труда, которая заключается в преобладании спроса на рабочую силу над предложением.

Фото: iStock

Трудовые мигранты из стран - участниц ЕАЭС в основном заняты в строительной отрасли, а также в сфере ремонта квартир, домов и дач, в торговле, на сельскохозяйственных предприятиях. Их привлекают для уборки помещений, ухода за детьми, пожилыми и больными людьми.

- При благоприятной конъюнктуре и предпосылках к увеличению миграционных потоков в регионы России из стран ЕАЭС в 2019 году и начале 2020-го пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в миграционные процессы на евразийском пространстве. Сложная эпидемиологическая обстановка в мире заставила применять строжайшие меры всем странам ЕАЭС. Это закрытие границ в России, введение чрезвычайного положения в Казахстане и Армении, изоляция в Кыргызстане и Беларуси. Сообщение между странами - участницами ЕАЭС фактически прекращено, - отметила Елена Шевцова.

Меньше всего пострадали те мигранты из стран - участниц ЕАЭС, которые работали в сфере реального производства. А вот общепит, гостиничный бизнес, парикмахерские, клининг, транспортные перевозки пострадали сильно. Также упал спрос на услуги водителей, нянь, репетиторов.

В этой связи рассматривается два варианта развития ситуации - оптимистический и пессимистический. В первом случае после снятия ограничительный мер экономика России будет восстанавливаться за счет господдержки, спрос на труд мигрантов вновь начнет расти, и они получат больше возможностей легального трудоустройства. При пессимистическом варианте спрос будет на низком уровне, мигрантам придется конкурировать с местным населением, повысится безработица и риски невыплаты заработной платы. Данный вариант предусматривает резкое сокращение миграционного обмена между Россией и странами ЕАЭС.

Вместе с тем эксперты предполагают стабилизацию единого рынка труда ЕАЭС в будущем. Это может произойти за счет не только количества, но и качества рабочей силы, прежде всего ее профессиональной квалификации.

- Ряду регионов РФ привлечение зарубежной рабочей силы позволяет решить задачи развития экономики, - резюмировала Елена Шевцова.

Исследование "Авито. Работа", в котором приняли участие десять тысяч россиян старше восемнадцати лет, показало, что каждый пятый житель Новосибирска (двадцать процентов от общего числа опрошенных) готов занять рабочее место, на которые обычно устраиваются трудовые мигранты. Еще 36 процентов пойдут на это только в критической ситуации, а 25 процентов респондентов отметили, что не собираются работать дворниками или строителями.

Участники опроса в Сибирском федеральном округе отметили, что в связи с пандемией коронавируса мигрантов стало меньше.

Москвичи, наоборот, утверждают, что приезжих стало существенно больше. "Вместе с тем в вопросе, необходим ли приток трудовых мигрантов для поддержания экономики страны, в Новосибирске нет единства мнений. Почти половина - 48 процентов опрошенных - не согласна с утверждением, что этот приток нужен. 28 процентов считают, что мигранты поддерживают экономику", - делятся выводами аналитики "Авито. Работа".

Почти 55 процентов респондентов полагают, что приезжие не составляют им конкуренции на рынке труда, поскольку заняты в других сферах. Однако 27 процентов опрошенных новосибирцев уверены в обратном. В Москве таких 43 процента.

Занятость выступает как процесс распределения работников по родам деятельности.

Выделяют занятость: первичную; вторичную; неполную; теневую.

Первичная занятость возникает непосредственно после инвестирования определенного капитала.

Вторичная занятость подразумевает наличие дополнительной работы (доходного занятия) у лиц, имеющих основную работу. Дополнительной работой может быть совместительство любого рода, другая работа по контракту или случайная, разовая работа. Не считается вторичной занятостью работа на нескольких предприятиях, если это обусловлено родом деятельности по основному месту работы (т.е. командировки и т.п.), а также работа на приусадебном, садовом участке, производство ремонтных работ, производство одежды, обуви, мебели и т.п. для удовлетворения нужд своего домашнего хозяйства, а не продажи.

Неполная занятость - это частичная безработица. Различают две формы неполной занятости: видимая (отражает недостаточный объем занятости); скрытая, т.е. невидимая (характеризуется недоиспользованием рабочей силы).

Видимая неполная занятость определяется количеством работников, вынужденных работать меньше установленной продолжительности рабочего времени в рассматриваемый период (по инициативе администрации, работодателя). Эти люди работают неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. К характерным симптомам скрытой неполной занятости относятся: низкий доход трудящихся, нерациональное использование квалификации работника, низкая производительность труда.

Теневая занятость - это активное участие граждан в теневой экономической деятельности.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудовых ресурсов (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Причинами безработицы являются: падение темпов экономического роста; НТП; структурная перестройка экономики; инфляция; миграционная и демографическая политика.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в конкретный момент: не имеют работы (доходного занятия); занимаются поисками работы; готовы приступить к работе.

Структура безработицы включает следующие основные категории населения: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда.

Показатели оценки безработицы: доля безработных в трудовых ресурсах; общее количество безработных; средняя продолжительность безработицы; доля длительно безработных в экономически активном населении.

В РФ в 1995г. численность безработных составляла 6684 тыс. человек (или 9,5%), в 2000г. - 7059 тыс. человек (или 10,5%), в 2005г. - 5208 тыс. человек (или 5,8%). За период 1995-2005 гг. в структуре безработных возрастает численность лиц, проживающих в сельской местности (с 20,9% в 1995г. до 37,6% в 2005г.). В 2005г. наибольший удельный вес безработных приходился на возрастную группу 25-29 лет (13,0%) и на группу лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (32,4%). Средний возраст безработных составил 34,8 лет.

Безработица отражает степень использования трудовых ресурсов. В экономике имеет место естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости. Полная занятость не означает 100%-ной занятости рабочей силы и отсутствие безработицы. Она предполагает наличие структурной и фрикционной безработицы, но отсутствие циклической безработицы.

Формы безработицы: структурная безработица (вызвана несоответствием структур спроса и предложения рабочей силы по квалификации, географическим, демографическим и другим критериям); фрикционная безработица (связана с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу); сезонная безработица (часть фрикционной безработицы); циклическая безработица (отражает состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в период экономического спада); частичная (скрытая) безработица (неполный рабочий день, отпуск без содержания ввиду отсутствия работы); застойная безработица (концентрация безработицы среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени); технологическая безработица (связана с вытеснением из производства живого труда под влиянием НТП); молодежная безработица.

Отрицательное влияние безработицы на экономику: увеличение нагрузки на занятых; девальвация высококвалифицированного труда; замедление темпов экономического роста; социальная напряженность; деформация личности безработного.

Основные требования к руководству организации со

стороны государственных органов в целях минимизации потерь от безработицы: работодатели должны не менее чем за 3 месяца представлять в органы государственной службы занятости населения и профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях работников; не позднее чем за 2 месяца работодатели обязаны сообщать в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении конкретного работника; работодателям вменяется в обязанность при заключении коллективных договоров предусматривать:

а) проведение мероприятий, направленных на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников;

б) предоставление предприятием льгот и компенсаций высвобожденным работникам;

в) гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников.

Наиболее эффективными способами сокращения безработицы являются обеспечение устойчивого экономического роста и разумная политика государства по регулированию социально-экономических процессов.

Миграция - это процесс перемещения трудовых ресурсов из одного региона в другой с целью трудоустройства на более выгодных условиях.

Процесс миграции включает следующие элементы: эмиграция (выезд из страны на постоянное место жительства); иммиграция (въезд в страну на постоянное место жительства); репатриация (возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан).

Разница между эмигрантами и иммигрантами составляет миграционное сальдо, влияющее на численность населения страны.

Экономические причины миграции: безработица; национальные и региональные различия в уровне оплаты труда, доходов, уровне жизни.

Неэкономические причины миграции: политические; национальные; религиозные; расовые и др.

Различают миграцию: внешнюю (межконтинентальную, межгосударственную); внутреннюю (межрегиональную внутри страны, между городами, сельской местностью и др.).

Для внешней миграции характерным является увеличивающийся удельный вес в ее составе высококвалифицированных специалистов. Внутренняя миграция особенно распространена в странах с обширной территорией, разнообразными природными и экономическими условиями.

Причинами внутренней миграции являются: поиск работы; улучшение жилищных условий; повышение уровня и изменение образа жизни.

В странах с обширной территорией значительное место занимает также сезонная миграция (временное перемещение работников в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город - отходничество).

Миграция населения может быть постоянной, временной и сезонной. По методике ООН мигрантами признаются лица, проживающие на новом месте более 6 месяцев, и лица, ищущие работу на срок более 1 года. Нелегальные мигранты - это лица, въезжающие в страну нелегально, или въезжающие в нее легально (туристы),которые потом нелегально трудоустраиваются.

Последствия миграции: обеспечивает соединение территориально распределенных природных ресурсов и средств производства с рабочей силой; содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию; содействует социально-профессиональной мобильности, изменению социального статуса.

Контрольные вопросы Что включают понятия «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «персонал организации», «кадры организации»? Охарактеризуйте профессионально

квалификационный состав работников организации. В чем заключается количественная характеристика персонала? В чем заключается качественная характеристика персонала? Назовите показатели использования трудовых ресурсов предприятия. Назовите показатели состояния кадров организации.


По итогам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в ноябре 2019 года составила 76,2 млн человек, из них 72,7 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,5 млн человек – как безработные (по критериям Международной организации труда). Уровень общей безработицы в ноябре 2019 года составил 4,6 %.

В конце ноября 2019 года на регистрационном учете в органах службы занятости состояло 664 тыс. безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации, по оперативным данным, составил 0,9 % от численности рабочей силы в возрасте 15-72 лет, как и в ноябре 2018 года.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на 100 вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости) в целом по Российской Федерации снизился с 51 человека на 100 вакансий в конце ноября 2018 года до 50 человек на 100 вакансий в конце ноября 2019 года.

Обучение граждан старшего возраста

С 2019 года в рамках федерального проекта Федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография» организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям.

Участники мероприятий – граждане предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

В реализации мероприятий по обучению граждан предпенсионного возраста принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и в сфере образования, Союз «Ворлдскиллс Россия», образовательные организации, работодатели.

Ежегодно, с 2019 года, мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста, из них 50 тыс. человек – при содействии органов службы занятости населения, 25 тыс. человек – с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия». Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию должно быть охвачено не менее 450 тыс. человек.

Программные показатели 2019 года по обучению к настоящему времени перевыполнены. По состоянию на 1 декабря, заключены договоры на обучение 135,5 тыс. граждан предпенсионного возраста (180,6 % от запланированной численности 75 тыс. человек), направлены на обучение 129,3 тыс. граждан, закончили обучение – 93,2 тыс. граждан. 93,6 % закончивших обучение сохранили занятость или же были трудоустроены при содействии органов службы занятости. Это превышает запланированный показатель (ключевым показателем эффективности реализации программы является доля сохранивших занятость работников предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в численности работников предпенсионного возраста, прошедших обучение, в размере не менее 85 %).

Незанятым гражданам предпенсионного возраста, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, предусматривается выплата стипендии в размере минимального размера оплаты труда в месяц, увеличенного на районный коэффициент.

Объем финансового обеспечения реализации этого направления за счет средств федерального бюджета ежегодно составляет 5 млрд рублей, за весь период (2019-2024 годы) – 30 млрд рублей.

С 2020 года расширяется возрастная категория участников программы. С 2020 года профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предусмотрено для граждан в возрасте 50 лет и старше, а также для граждан предпенсионного возраста, выходящих на пенсию досрочно.

Обучение женщин с детьми

С 2020 года в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» будет организовано переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.

Данное мероприятие предполагает возможность для женщины по направлению органов службы занятости повысить свою квалификацию и вернуться к трудовой деятельности на прежнее рабочее место, или же переобучиться по профессии, востребованной на региональном рынке труда, чтобы трудоустроиться на работу, наиболее подходящую для совмещения с обязанностями по воспитанию ребенка.

Переобучение и повышение квалификации женщин с детьми будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда, профессиональной мобильности и обеспечит возможность совмещать трудовую занятость с семейными обязанностями.

Мероприятием по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, предлагается охватить: в 2020-2021 гг. – 40 тыс. человек; в 2022-2024 гг. – 50 тыс. человек. В результате к 2024 году мероприятиями по переобучению и повышению квалификации будет охвачено не менее 230 тыс. женщин с детьми.

Для женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, предусмотрена выплата стипендии в размере минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент.

В 2020-2024 годах объем средств федерального бюджета на реализацию данного направления составляет 11,1 млрд рублей (в 2020-2021 годах – по 1,9 млрд рублей, в 2022-2024 годах – по 2,4 млрд рублей).

В настоящее время профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, реализуется в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов. В 2017 году профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование получили 17,9 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в 2018 году – 18,2 тыс. женщин.

Поддержка из федерального бюджета позволит обучить в 2,5 раза больше женщин с детьми, чем сейчас.

Трудоустройство инвалидов

По состоянию на 1 октября 2019 года, стабильную работу имеют 28,8 % инвалидов трудоспособного возраста. Принимаемые меры рассчитаны на увеличение их доли до 50 % к 2025 году.

По данным мониторинга, численность инвалидов, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости, за январь – сентябрь 2019 года составила 66,8 тыс. человек, что на 4,1 тыс. человек больше, чем за соответствующий период 2018 года.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 476-ФЗ, которым введена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации. При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтерских) организаций, работодателей.

В настоящее время Минтруд России разрабатывает законопроекты, направленные на совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов, в рамках которых в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. В качестве «пилотных» регионов выбраны Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Воронежская, Нижегородская, Орловская, Свердловская и Тверская области.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на второй квартал предшествующего года.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству и занятости инвалидов планируется регулировать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Средства фондов планируется направлять на:

  • организацию профессионального обучения и прохождение дополнительного профессионального образования инвалидов;
  • создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов;
  • мероприятия, связанные с сопровождением при содействии занятости инвалидов.

Пособие по безработице

Согласно постановлению Правительства России от 7 ноября 2019 года № 1426 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» сохранены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на уровне 2019 года: минимальная – 1 500 рублей; максимальная: для всех безработных граждан – 8 000 рублей, для лиц предпенсионного возраста – 11 280 рублей.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2020 год

Минтруд России подготовил постановление Правительства России от 3 декабря 2019 года № 1579 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год».

Потребность на 2020 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.

В соответствии с постановлением потребность на следующий год определена в размере 104 993 человека, что составляет 72,6 % от потребности на 2019 год. В таком же размере определена квота на выдачу приглашений на въезд в Россию и разрешений на работу для иностранных граждан.

Распределение потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 96,5 % от потребности на 2020 год.

Привлечение иностранных работников позволит удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках для реализации инвестиционных проектов таких, например, как строительство космодрома «Восточный», газопровода «Сила Сибири», Западно-Сибирского нефтехимического комплекса глубокой переработки углеводородного сырья в полиолефины (проект ЗапСибНефтехим) и др.

Минтруд России также подготовил постановление Правительства России от 30 сентября 2019 года № 1271 «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».

В соответствии с документом сохранена допустимая доля иностранных работников в некоторых сферах экономической деятельности, установленная на 2019 год. Так, например, сохранена допустимая доля иностранных работников в сфере выращивания овощей в размере 50 %, но уже на всей территории Российской Федерации без исключения для каких-либо регионов.

Также на следующий год сохранена допустимая доля в сфере строительства в размере 80 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. Норма не будет распространяться на территории Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы, а на территории Республики Дагестан составит 50 %.

Читайте также: