Как можно сократить безработицу конспект урока

Опубликовано: 06.05.2024

Ахмадеева Елена Васильевна

Доклад учащегося с просмотром презентации «Наличие субъектов малого предпринимательства в Перевозском районе».

Презентации бизнес-проектов «Производство хлебобулочных и кондитерских изделий», «Производство шумоизоляционных панелей».

ПП 2 – го учащегося

ПП 3 – го учащегося

Отработка – формирование компетенций:

Каждой группе дается задание выбрать те пути сокращения безработицы из предложенных в рабочих листах.

Выводы по уроку

Работа в группах

Фронтальная работа в классе

Стр. 156-157 в рабочей тетради

Подведение итогов урока:

Заполнение листов самооценки.

РЛ = рабочие листы

ЛС = листы самооценки

  1. Комментарии к планированию занятия

Обсуждая содержание притчи-сказки про короля Кургундии, учащиеся приходят к выводу, что в королевстве Кургундия сложилась ситуация безработицы, выделяя при этом ее основные признаки.

Актуализация ранее полученных знаний:

Отвечая на вопросы мнемотурнира, учащиеся формируют правильные ответы, отражающие мнение группы. Выполняя работу «Лови ошибку», учащиеся не просто находят и исправляют ошибки, но и комментируют их.

На данном этапе предлагается прослушать доклады учащихся. В процессе просмотра презентаций бизнес-планов, у учащихся развивается умение связывать теорию (термины, эмпирическую информацию) с практикой (конкретным понятием) и выявлять взаимосвязь между различными видами деятельности.

Отработка – формирование компетенций:

Учащиеся выполняют 2 задания в рабочей тетради: «Проблемные ситуации» и «Выскажи свое мнение».

Дидактическая задача учителя состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся к такой важной проблеме, как рост безработицы в стране, желание попробовать самому придумать пути самозанятости в будущем.

Обсуждение таких вопросов, как:

  • В чем состоит острота проблемы безработицы?
  • Какие последствия имеет безработица?
  • Что нужно было сделать королю королевства Кургундия, прежде чем он сократил свою армию?
  • К какому выводу вы пришли по ходу повторения и изучения темы «Безработица»?

Заставляет учащихся осознать важность решении проблемы сокращения безработицы в стране.

6. Список использованных источников

  1. Активные формы обучения. Учебное пособие /под ред. С. Равичева. М: МЦЭБО, 2003.
  2. Гражданский кодекс РФ. М. Просвещение, 2004.
  3. Ларичева З.М., Мерзляков В.Ф. Основы современной экономики. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
  4. Липсиц И. В. Экономика в 2-х томах. М: Вита-пресс, 2010.
  5. Липсиц И.В. Экономика. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Прикладная экономика. Сборник заданий М: Поли-экспресс, 2003.
  7. Рабочая тетрадь по экономике для 9 класса. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2014.
  1. Материалы для учителя/ учащихся

Слайды ПП 1Тема урока

ПП 2 – ПП 5 цели и задачи урока

ПП 6 Вопросы к мнемотурниру

ПП 7 – ПП 8 Эталон для мнемотурнира

ПП 9 Критерии самооценки мнемотурнира

ПП 10 – ПП 11 Субъекты малого предпринимательства в Перевозском районе.

Рабочие листы РЛ 1 Притча-сказка

РЛ 2 Вопросы к мнемотурниру

РЛ 3 Задания для групп «Лови ошибку»

РЛ 4 Пути сокращения безработицы

РЛВО 3 Правильные тексты

РЛВО 4 Предполагаемые ответы

РЛ 1. Притча – сказка

В королевстве Кургундия с давних пор существовал обычай направлять первого сына на королевскую службу, второго – пахать землю, а третьего – обучаться ремеслам или торговать.

Молодой король Кургундии, только что взошедший на престол, решил, что ему такая большая армия не нужна. Воевать он ни с кем не собирался, да и денег в казне совсем не было, чтобы содержать большую армию. И поэтому повелел король распустить половину армии. Вот только пенсии уволенным в запас платить было не из чего.

Прошло немного времени, и появилось в королевстве множество воровских шаек. Бывшие солдаты, не имевшие никаких доходов, стали заниматься грабежом. А король понял, что не правильно он поступил, поторопился.

Король хотел сделать доброе дело: людей по домам распустить и казну королевскую сохранить. Да не тут-то было.

РЛ 2. Вопросы к мнемотурниру

  1. Что такое безработица?
  2. Назовите виды безработицы.
  3. Что такое монопсония?
  4. Почему в СССР не было безработицы?
  5. Почему полная занятость не может быть равна 100%?
  1. Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться людей не может трудоустроить.
  2. Виды безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая, скрытая.
  3. Монопсония – ситуация на рынке при наличии только одного покупателя товара, который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам свои условия, в том числе цену.
  4. В СССР существовала ситуация монопсонии, где в роли монопсониста выступало государство. Оно же диктовало уровень зарплаты, занижая ее ниже рыночной, тем самым, создавая искусственно дополнительные рабочие места.
  5. Полная занятость не может быть равна 100%, т.к. существуют фрикционная и структурная безработица, избежать которую невозможно.
  1. 1 балл – ответ совпал с эталоном полностью
  2. 0,9-0,8 балла – есть небольшие отклонения
  3. 0,7-0,5 балла – ответ верный, но неполный
  4. 0,3-0,4 балла – ответ частично совпал с эталоном
  5. 0 баллов – ответ совсем неправильный
  1. 0 – не уверен в ответе
  2. 1 – не совсем уверен в ответе
  3. 2 – уверен в ответе

РЛ 3. Задания для групп «Лови ошибку»

Безработица – это одна из социальных проблем современной России. Она имеет, как отрицательные, так и положительные последствия. К отрицательным относятся: повышение трудовой активности, смягчение социальной напряженности, обострение криминогенной ситуации, повышение жизненного уровня населения. К положительным относятся такие последствия, как снижение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, снижение социальной значимости и ценности труда. Перечисленные выше последствия относятся к социальным.

В любой экономической системе существует безработица. Обычно различают следующие виды открытой безработицы: фрикционная, структурная, скрытая, циклическая. Наиболее тяжелые проблемы связаны со структурной и особенно с циклической безработицей. Соотношение различных видов безработицы в общей численности ищущих работу зависит от общеэкономической ситуации в стране. Государство должно развивать механизмы, помогающие людям находить новое место занятости. Победить безработицу полностью - значит занять всех трудоспособных и желающих трудиться граждан страны, что вполне возможно.

Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью возможно и целесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства неизменной ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню структурной безработицы в период устойчивого экономического спада, если этот процесс не сопровождается инфляцией.

Социально-экономические преобразования, начатые в России в конце 70-х годов, продолжаются и сегодня. Они имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем, одной из которых является безработица. Безработица имеет только экономические последствия. Причем, они могут быть и положительными и отрицательными. К положительным экономическим проблемам можно отнести: создание резерва рабочей силы, снижение роста интенсивности и производительности труда, конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду. К отрицательным последствиям можно отнести: снижение налоговых поступлений, увеличение производства, затраты на помощь безработным, снижение трудовой активности, утрата квалификации и др.

РЛВО 3. Правильный тексты к заданию «Лови ошибку»

Безработица – это одна из социальных проблем современной России. Она имеет, как отрицательные, так и положительные последствия. К отрицательным относятся: снижение трудовой активности, ухудшение социальной напряженности, обострение криминогенной ситуации, снижение жизненного уровня населения. К положительным относятся такие последствия, как повышение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, увеличение социальной значимости и ценности труда. Перечисленные выше последствия относятся к социальным.

В рыночной экономической системе существует безработица. Обычно различают следующие виды открытой безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая. Наиболее тяжелые проблемы связаны со структурной и особенно с циклической безработицей. Соотношение различных видов безработицы в общей численности ищущих работу зависит от общеэкономической ситуации в стране. Государство должно развивать механизмы, помогающие людям находить новое место занятости. Победить безработицу полностью - значит занять всех трудоспособных и желающих трудиться граждан страны, что практически невозможно.

Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью невозможно и нецелесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства неизменной ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню структурной и фрикционной безработицы в период устойчивого экономического развития, если этот процесс не сопровождается инфляцией.

Социально-экономические преобразования, начатые в России в конце 90-х годов, продолжаются и сегодня. Они имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем, одной из которых является безработица. Безработица имеет как экономические, так и социальные последствия. Причем, они могут быть и положительными и отрицательными. К положительным экономическим последствиям можно отнести: создание резерва рабочей силы, повышение роста интенсивности и производительности труда, конкуренция между работниками, как стимул к развитию способностей к труду. К отрицательным последствиям можно отнести: снижение налоговых поступлений, сокращение производства, затраты на помощь безработным, снижение трудовой активности, утрата квалификации и др.

Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики – безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.

Задачи урока:

  • Обучающие: сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;
  • Развивающие: развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;
  • Воспитательные: экономическое, правовое воспитание.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.

Основные понятия: занятые, безработица.

План урока:

1. Причины, виды и формы безработицы.
2. Государственная политика в области занятости.

I. Организационный момент

Подготовка класса к работе.

II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.

III. Актуализация знаний

IV. Изучение нового материала

Причины, виды и формы безработицы

Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Преподаватель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.

Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.

Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Характеризуя понятие «занятость», преподаватель рекомендует обучающимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью преподаватель организует работу обучающихся с документом в конце § 10. Анализ данного текста и выполнение заданий к нему подводят обучающихся к выводу о том, что занятость в России определяется рыночными законами. Это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Обучающиеся, анализируя предложенные статистические данные, реальные факты современности, подчёркивают закономерный характер этого явления для рыночной экономики.
Преподаватель, используя презентацию к уроку и тестовое задание (раздаточный материал), организует работу обучающихся над вопросом «Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных».
Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

В РФ безработными признаются граждане, которые

не имеют работы и заработка

зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы

готовы приступить к работе

При изучении причин, видов и форм безработицы класс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:
– 1 группа – причины безработицы;
– 2 группа – виды безработицы;
– 3 группа – формы безработицы.

Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят продукт, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы.
1 группа – причины безработицы.

Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы

Низкий спрос на рабочую силу

Негибкость, характерная для рынка труда

Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

2 группа – виды безработицы.

Основные виды безработицы

Фрикционная

Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую

– смена места жительства;
– недовольство зарплатой;
– разочарование в профессии.
Особенность – непродолжительность.

Структурная

Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации

– изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам.
Особенность – исчезновение и появление профессий.

Циклическая

Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

– возникает в период спада;
– исчезает или сокращается в период подъёма.
Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла.

Сезонная

Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)

Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).

фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы

3 группа – формы безработицы.

Основные формы безработицы

Открытая

Скрытая

Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая

Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная

Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы

Закрепить основные понятия и положения первого пункта плана урока обучающимся поможет решение тестовых заданий (раздаточный материал).

Государственная политика в области занятости.

Последствия безработицы

Позитивные

Негативные

– недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
– снижение уровня жизни населения

части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
– усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений);
– потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;
– моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности

Обучающиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом, заполняют таблицу «Безработица и её последствия», комментируют её.

Безработица и её последствия

Что такое безработица

Последствия безработицы для национальной экономики

Последствия безработицы для семьи

Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
– год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
– увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.

Обсуждение с обучающимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.

Преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).

Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме поможет:
– проведение мини-социологического опроса «Как увеличить занятость, сократить безработицу?»;
– привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни.

Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?

Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.

VI. Итоги урока. Рефлексия

Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.

VII. Задание на самоподготовку

Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.
Параграф 10.
Базовый – вопросы к параграфу 10.
Углублённый – мини-проект «Как сократить безработицу, увеличить занятость».

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимы прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии. Например, в 1995 г. российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.

Увы, они не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер. Познакомимся с некоторыми из них.

Создание условий для роста спроса на товары

Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы:

Повышение доходов граждан => Рост спроса на товары => Рост производства пользующихся спросом товаров => Рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.

Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:
• стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
• поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;
• поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства и занятости для россиян.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57—58 лет, а женщинам — в 53—54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости

Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
• экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);
• создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
• создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Тема урока: Безработица, ее последствия и пути сокращения.

Место темы в структуре учебного курса :

Безработица. Государственная политика в области занятости в России.

Тип урока : комбинированный, когнитивного типа

Вид урока : поисково-исследовательский

Познавательный аспект:

1. углубить знания учащихся по теме «Безработица»;

2. обобщить имеющиеся представления учащихся о понятии «безработица» и её проблемах;

3. дать сведения о состоянии безработицы в Перевозском районе.

Развивающий аспект :

1. развить интерес к предмету и к изучаемой теме «Безработица», как к одной из наиболее острых социальных проблем;

2. привить навыки самостоятельно добывать знания и предоставлять информацию;

3. научить применять приобретенные знания в решение проблемы безработицы на конкретных примерах.

Воспитательный аспект :

воспитать у старшеклассников, как у будущих участников рынка труда, рациональное поведение и рациональный поиск наиболее эффективного решения по сокращению безработицы.

2. определить связь изучаемой темы с практической деятельностью учащихся, с их жизненным опытом.

Задачи урока :

1. Активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы учащихся;

2. Привлечение внимания подрастающего поколения к экономическим проблемам малой Родины;

3. Формирование навыков публичного обсуждения изучаемой проблемы.

Метод обучения: проблемный, исследовательский.

Форма организации занятий: самостоятельная работа.

Дидактические средства и материалы: раздаточный материал (карточки с заданиями), слайды презентаций.

Форма организации работы: индивидуальная, групповая.

1 Организационный момент.

Дидактическая задача:

обеспечить своевременное и организованное начало урока.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, рапорт дежурного, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Все учащиеся до звонка находятся на своих рабочих местах и полностью готовы к уроку.

2 Вступительное слово учителя.

Дидактическая задача:

подготовить учащихся к плодотворной работе на уроке. Наметить цели и задачи урока.

Учитель начинает урок с небольшой притчи-сказки, в которой ставит перед учащимися проблемную ситуацию (приложение №1).

П.С.: Какая ситуация возникла в королевстве Кургундия?

Вместе с учащимися учитель называет тему урока и его цели и задачи, открывает слайды №1, 2, 3, 4 и 5 презентации урока.

Учащиеся дают ответ на поставленную проблемную ситуацию.

П.О.: В королевстве Кургундия сложилась ситуация безработицы.

Прослушав доклад, учащиеся сами формулируют тему урока и ставят его цели и задачи.

3 Актуализация ранее изученных знаний по теме «Безработица и ее последствия».

Дидактическая задача:

выявить опорные знания, необходимые для систематизирования и углубления материала по теме урока.

Учитель раздает каждому учащемуся оценочный лист и предлагает ответить на пять вопросов мнемотурнира.

Вопросы представлены на слайде № 6.

Учитель после работы в группах задает по одному вопросу каждой группе и сравнивает вместе с учащимися ответы по эталону, представленному на слайдах № 7, 8.

Учитель собирает оценочные листы и полученные в них оценки выставляет в журнал.

(приложение №3 и №7, табл.1)

Учащиеся записывают ответы в первой колонке оценочного листа, работая индивидуально. Около каждого ответа ученик ставит цифру от 0 до 2, в зависимости от степени уверенности в своем ответе.

Затем учащиеся разбиваются на группы по 6 человек и вырабатывают общее мнение группы по каждому ответу, записывают ответы группы во вторую колонку таблицы.

Один из представителей каждой группы дает ответ на один из вопросов мнемотурнира. Правильные ответы учащиеся вписывают

в 3-ю колонку оценочного листа. Затем каждый самостоятельно сравнивает свой личный ответ с эталоном, оценивает его по предложенным критериям и выставляет себе оценку за выполненное задание в 4-ю колонку. Затем подсчитывает итог и сдает его учителю.

Работа в группах.

Задание «Лови ошибку».

Учитель раздает каждой группе свой текст, в котором допущены ошибки, связанные с высказыванием о безработице и ее последствиях. Дается задание найти эти ошибки и обосновать их. Это творческое задание ориентировано на поиск и открытие, которые должны сделать учащиеся самостоятельно.

В каждом тексте есть своя ловушка. Например, в тексте №2 нет ошибок.

Поймут ли это ученики?

Учащиеся внимательно читают тексты, подчеркивают и исправляют ошибки. Затем представители от групп зачитывают правильный текст, комментируя и обосновывая найденные ошибки.

4. Самостоятельное изучение нового материала.

Дидактическая задача:

сформировать обобщенно-понятийные знания на основе фактов и явлений.

Учитель раздает учащимся листочки, в которых перечислены различные пути сокращения безработицы. Каждой группе дается задание выбрать те пути сокращения безработицы, которые можно применить к

5 Формирование выводов по изученному материалу.

Дидактическая задача:

Выявление главного и установление связей между различными видами знаний.

В чем состоит острота проблемы безработицы?

Какие последствия имеет безработица?

Что нужно было сделать королю королевства Кургундия, прежде чем он сократил свою армию?

К какому выводу вы пришли по ходу повторения и изучения темы «Безработица»?

- Рост безработицы обостряет политическую ситуацию в стране и ведет к росту числа преступлений.

- Безработица имеет как положительные, так и отрицательные последствия экономического и социального характера.

- Королю Кургундии нужно было разработать сначала меры по предотвращению безработицы в своем королевстве.

- Безработица – это проблема мирового масштаба и решить ее за один раз невозможно. Для ее сокращения требуются специальные программы правительства.

6 Оценка результатов урока.

Дидактическая задача:

Анализ достижений поставленных целей урока.

Учитель выявляет соответствие поставленных целей результату и еще раз формулирует вывод по изученному материалу

Учащиеся анализируют свою учебную деятельность и соотносят свои выводы с выводами учителя.

7 Подведение итогов урока.

Дидактическая задача:

Организовать обратную связь с целью оценки эффективности.

Учитель подводит итог урока, отмечая активную работу учащихся, их предварительную подготовку (доклады и презентации), находчивость при выявлении «ловушек» учителя и умение делать выводы. Учитель просит учащихся провести самооценку своей работы на уроке. В конце урока открывает слайд №12 «СПАСИБО ЗА УРОК!»

Учащиеся проводят самооценку своей работы в группах и выставляют оценку за урок в таблицу (приложение №7, табл.2)

Лидеры групп сдают листы контроля учителю для выставления оценок в журнал.

Приложение №1.

Притча – сказка про короля Кургундии.

Вступительное слово учителя.

В королевстве Кургундия с давних пор существовал обычай направлять первого сына на королевскую службу, второго – пахать землю, а третьего – обучаться ремеслам или торговать.

Молодой король Кургундии, только что взошедший на престол, решил, что ему такая большая армия не нужна. Воевать он ни с кем не собирался, да и денег в казне совсем не было, чтобы содержать большую армию. И поэтому повелел король распустить половину армии. Вот только пенсии уволенным в запас платить было не из чего.

Прошло немного времени, и появилось в королевстве множество воровских шаек. Бывшие солдаты, не имевшие никаких доходов, стали заниматься грабежом. А король понял, что не правильно он поступил, поторопился.

Король хотел сделать доброе дело: людей по домам распустить и казну королевскую сохранить. Да не тут-то было.

Проблемная ситуация в начале урока: Какая ситуация сложилась в королевстве Кургундия и почему, ведь король хотел сделать для народа как лучше?

Предполагаемый ответ учащихся: В королевстве Кургундия сложилась ситуация безработицы. В данном случае – это скорее циклическая безработица, т.к. она произошла из-за сокращения числа рабочих мест в период экономического кризиса (солдатам надо платить жалование, а казна была пуста). Солдаты, которые большую часть своей жизни прослужили в армии, ничего не умели делать, только воевать. У солдат не было профессии, которая помогла бы им устроиться в мирной жизни. У них не было никаких источников доходов, т.к. пенсию им не платили, поэтому они были вынуждены воровать.

Рост безработицы всегда приводит к обострению политической ситуации в стране и росту преступности.

Проблемная ситуация в конце урока: Что нужно было сделать молодому королю Кургундии прежде, чем он решил распустить половину армии?

Предполагаемый ответ учащихся: Молодому королю распускать армию следовало постепенно, заранее предусмотрев систему мер по обеспечению уволенных солдат рабочими местами и возможностью получить профессию.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего: а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без который не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки. Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии.

Например, в 1995 г, российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов. Увы, они не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей.

Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер. Познакомимся с некоторыми из них. Создание условий для роста спроса на товары. Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы: повышение доходов граждан -> рост спроса на товары -> рост производства пользующихся спросом товаров -> рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.

Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются: — стимулирование роста экспорта.

Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и, соответственно, занятости на них; — поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости; — поощрение иностранных инвестиций в экономику России.

Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства и занятости для россиян. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам в 53—54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму. Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы».

Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам. В России поддержку самозанятости взяло на себя государство.

В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы: — экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю); — создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи; — создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки. Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

Теперь мы можем сформулировать еще один рецепт экономического благоразумия.

Что такое безработица

Под безработицей понимают наличие в стране людей трудоспособного возраста, желающих трудиться при сложившемся уровне оплаты, но не способных найти работу. Безработица существует в любой экономической системе, хотя формы ее могут быть различными. Уровень безработицы оценивается с помощью расчета доли безработных в общей численности рабочей силы страны.

Виды безработицы

Обычно различают следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую и сезонную. Наиболее тяжелые проблемы связаны с циклической безработицей. Соотношение различных типов безработицы в общей численности ищущих работу зависит от общеэкономической ситуации в стране и развитости механизмов поиска новых мест занятости.

Что такое полная занятость. Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью невозможно и нецелесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства при изменении ситуации на товарных рынках.

Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню фрикционной и структурной безработицы в период устойчивого экономического роста страны. Как можно сократить безработицу. Для сокращения безработицы могут использоваться методы, направленные на стимулирование спроса на товары. Тем самым создаются условия для роста занятости на предприятиях, производящих хорошо покупаемые товары.

Кроме того, могут использоваться программы прямой помощи безработным — всем или определенным группам (прежде всего пожилым, молодежи, женщинам и инвалидам). Обычно эти программы предполагают помощь в овладении профессиями, пользующимися спросом, создании мелких семейных фирм, организации предприятий, дающих работу преимущественно молодежи или инвалидам, и т. д.

Читайте также: