Как устроиться на работу пилотом в авиакомпанию

Опубликовано: 16.05.2024

С каждым годом объем авиаперевозок в мире увеличивается. Соответственно, растет и потребность отрасли в молодых квалифицированных кадрах. Профессия «командир воздушного судна» традиционно самая высокооплачиваемая в нашей стране после капитана дальнего плавания. Журналист портала Юга.ру разобрался, что нужно сделать, чтобы покорить небо и руководство авиакомпании.

Летчик и пилот — это одно и то же?

На первый взгляд, понятия схожи: представители и той и другой профессии управляют летательными аппаратами. Только летчик сидит за штурвалом военного самолета, а пилот — гражданского. У них и методика обучения разная: у летчиков все гораздо сложнее. Нас же интересует судьба пилотов.

Тест Юга.ру:

Куда пойти учиться на пилота?

Сегодня профессии «летная эксплуатация летательных аппаратов» в России обучают в двух вузах и трех летных училищах. По окончании учебы вы получите диплом государственного образца и свидетельство коммерческого пилота.

1. Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева (УИ ГА), uvauga.ru

Город: Ульяновск
Срок обучения: 5 лет

Самый большой авиационный вуз России с самой длинной историей был основан в 1935 году. Готовит специалистов по направлению «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и бакалавров по направлению «летная эксплуатация гражданских воздушных судов (второй пилот самолета)». Есть аэродромный комплекс с 79 воздушными суднами DA 40 NG и DA 42 NG, а также центр с тренажерами самолетов Airbus-320, Boeing-737, SSJ-100, Ту-204.

Его филиалы — Сасовское и Краснокутское летные училища гражданской авиации — тоже готовят пилотов.

2. Сасовское летное училище гражданской авиации (СЛУ ГА), sasovoavia.3dn.ru

Город: Сасово, Рязанская область
Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Училище открылось в 1943 году, всего из его стен вышли более 20 тыс. пилотов отечественной гражданской авиации и более 1 тыс. пилотов зарубежных авиакомпаний. Учебные полеты выполняются на 39 воздушных судах типа Ан-2, Як-18Т 36-й серии, Cessna-172S, L-410 UVP E-20, L-410 UVP E.

3. Краснокутское летное училище гражданской авиации (ККЛУ ГА), kkluga.ru

Город: Красный Кут, Саратовская область
Срок обучения: 2 года 10 месяцев

4. Санкт-Петербургский университет гражданской авиации (СПбГУ ГА), spbguga.ru

Город: Санкт-Петербург
Срок обучения: 5 лет

С 1955 года университет успел выпустить свыше 50 тыс. специалистов. Полеты на тренажерах и на воздушных судах выполняются в полном соответствии с требованиями ICАО, которые предусматривают изучение и полеты на однодвигательном самолете (Cessna-172S/R или Diamond DA 40 NG) и на двухдвигательном (Diamond DA 42 NG). Всего парк учебных ВС насчитывает более 100 единиц.

5. Филиал СПбГУ ГА — Бугурусланское летное училище гражданской авиации (БЛУ ГА), bluga.ru

Город: Бугуруслан, Оренбургская область
Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Созданному в 1940 году училищу сегодня присвоен статус колледжа. Практиковаться можно на семи аэродромах и 52 воздушных судах Diamond DA 42 NG и Diamond DA 40 NG.

Теоретически при наличии высшего или среднего технического образования можно пройти профессиональную переподготовку в негосударственных авиационных учебных центрах (АУЦ) и получить профессию коммерческого пилота примерно за год. Однако с таким свидетельством будет чрезвычайно сложно устроиться в авиакомпанию.

А девушек берут в пилоты?

Еще совсем недавно даже речи быть не могло, чтобы женщину в России приняли в академию гражданской авиации на летную специальность. Однако в 2007 году жительница Екатеринбурга, студентка юрфака Ксения Борисова подала в суд на учебное заведение за дискриминацию и выиграла дело. Так что сегодня девушки тоже могут смело поступать на пилотов, и не только гражданской авиации: в этом году в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков впервые приняли не только парней.

Что нужно для поступления?

Первое: получить заключение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК ГА) о годности к обучению и карту прохождения психологического обследования. Для этого у вас должны быть стопроцентные зрение и слух, отсутствие дальтонизма, нормальное давление и содержание сахара/холестерина в крови, никаких серьезных физических и неврологических заболеваний типа сахарного диабета, болезней сердца, психоза или наркотической зависимости.

Для прохождения ВЛЭК нужно подготовить:
— результаты анализов (на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW, на группу и резус-фактор) и справки из психоневрологического, наркологического и кожно-венерологического диспансеров со штампом или записью «На учете не состоит»;
— рентгенографию придаточных полостей носа (с искривленной перегородкой не возьмут);
— электроэнцефалограмму головного мозга с описанием (так выявляют склонность к эпилепсии).

Также нужно будет сдать физические нормативы (бег: 1 км — не более 3 мин. 30 сек., 100 метров — 13,4 сек., подтягивание — от 9 раз) и пройти множество психологических тестов.

Второе: предоставить в приемную комиссию пакет документов.

Третье: заполнить заявление о приеме, анкету абитуриента и автобиографию.

Четвертое: сдать экзамены по математике, русскому языку, физике. Иногда еще добавляют английский и информатику.

Во сколько обойдется обучение?

Тем, кто поступил на бюджет, государство обеспечивает полное содержание: форменное обмундирование, питание, общежитие, стипендию, необходимые часы налета.

Курсанты платных групп снабжают себя сами. Стоимость обучения учебное заведение определяет самостоятельно. По данным газеты «Коммерсантъ», в летном училище эта цифра будет составлять примерно 2–3 млн рублей, включая летный модуль 150 часов. А за подготовку коммерческого пилота на иностранный самолет в вузе придется заплатить около 8 млн рублей, отмечает компания «Авиаперсонал», занимающаяся авиационным консалтингом и подбором авиаперсонала в России.

Что делать после получения диплома?

Итак, по результатам обучения у вас есть все для построения карьеры: крепкое здоровье, теоретическая подготовка, налет 150 часов и свидетельство коммерческого пилота. Теоретически вы можете идти и устраиваться на работу хоть в «Аэрофлот».

Однако не все так просто: чтобы получить возможность летать на больших авиалайнерах в качестве командира, требуется куда больше часов налета — 1500.

Так что же делать? В России более 60 авиакомпаний. Сначала обратите внимание на небольшие региональные компании, которые осуществляют внутренние авиаперевозки: туда намного проще устроиться, и у вас появится возможность налетать нужное количество часов и получить опыт самостоятельных рейсов.

Каковы требования к пилотам у крупных авиакомпаний?

Диплом, свидетельство и 1500 часов налета в качестве командира воздушного судна или второго пилота — это не все требования крупных авиакомпаний к соискателям.

Помимо этого от вас потребуют:

— владение английским языком на уровне не ниже 4-го по шкале ICAO (в переводе с авиационного языка Advanced);
— перерыв в летной работе не более 2–5 лет (в зависимости от компании);
— наличие действующего заключения медицинской комиссии о том, что вы полностью здоровы как физически, так и психологически;
— допуски на те типы самолетов, на которых ищут пилотов (этот пункт не всегда обязателен).

Если все собеседования и «вступительные экзамены» пройдены успешно, то вас принимают на первоначальные курсы подготовки пилотов, где вы изучаете документы компании, переучиваетесь на новый тип самолета и проходите программу ввода в строй вторым пилотом. Вся эта история занимает 3–4 месяца.

Сколько получают пилоты?

Все эти «хождения по мукам» оправданны, поверьте. По последним данным Минтруда, у командиров воздушных судов одна из самых высоких зарплат в России (они уступают только капитанам дальнего плавания с их 500 тыс. рублей) — 320 тыс. рублей в месяц. Плюс еще премия — 18% от оклада.

Между тем в «Аэрофлоте» называют цифры еще выше: командир воздушного судна авиакомпании получает 470 тыс. рублей в месяц, второй пилот — 320–350 тыс. рублей, а инструктор — более 500 тыс. рублей.

Кроме того, пилотов ждет 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них и членов их семей, оплачиваемое компанией жилье, если работать приходится в другом городе, и отличный соцпакет. К примеру, «Аэрофлот» обещает соцпакет до 300 тыс. рублей ежегодно.

А пенсия когда?

Вообще, в гражданской авиации можно уйти на пенсию после 6 тыс. часов налета. Предельный же возраст пилота на должности командира не должен превышать 65 лет. После этого он может продолжить полеты, но только в качестве второго пилота и если ему позволяет здоровье.

Небо манит многих людей. Ведь какая романтика скрывается в призвании летчика – эта профессия престижна, хорошо оплачивается и редко надоедает. Но связана она с огромными рисками, поэтому отбор кандидатов довольно жесткий. Мало просто пройти курс или почитать литературу. Если вы хотите знать, как стать пилотом гражданской авиации, вы должны понимать, что тут нужно отвечать многим требованиям, в том числе касающимся физической подготовки. Невозможно стать пилотом без практики. Это сложный путь, поэтому нужно отдавать себе отчет в том, что детская мечта о покорении неба подходит далеко не всем, а ответственность здесь очень большая.

В стране наблюдается непростая ситуация. С одной стороны, есть заметная нехватка пилотов на рынке труда. С другой, недостаточно закончить специализированный ВУЗ, чтобы вас приняли на работу. Так как стать летчиком? Стоит разобраться подробнее.

как стать пилотом гражданской авиации

Критерии выбора претендентов

В основном большинство мест в ВУЗе предоставляются на бюджетной основе, однако поступить туда не так и просто. Причины здесь в строгой медицинской комиссии. Важно тут учитывать, что должны быть в порядке такие системы:

  1. Сердце.
  2. Легкие.
  3. Сосуды.
  4. Нормальное артериальное давление.
  5. Вестибулярный аппарат в норме.
  6. Отличное зрение.

Комиссия должна проводиться постоянно, на каждом курсе. При малейших отклонениях вас могут отчислить. Если вы решили стать пилотом пассажирского самолета, то нужно понимать, что комиссии будут проводиться и после выпуска практически перед каждым вылетом. Пилот отвечает не только за свое здоровье, но и за жизни пассажиров, поэтому важно, чтобы к полету человек готовился со всей ответственностью.

Как проходит обучение?

Конечно же, будущим студентам интересно, как будет происходить их обучение. Обучение пилотов гражданской авиации начинается с изучения строения и комплектации самолетов. Также происходят такие курсы:

  • изучение способов и возможностей эксплуатации самолетов;
  • теория и практика управления самолетом;
  • маршрутизация и понимание карт;
  • аэродинамика;
  • метеорология;
  • конструкция двигателей;
  • прыжки с парашютом;
  • первая помощь и медицинские навыки;
  • иностранный язык для работы на иностранных рейсах.

В практику также входит обучение на специальных тренажерах, которые симулируют реальные полеты и кабину пилота.

стать пилотом пассажирского самолета

Что ждет выпускников?

Не каждая компания примет на работу выпускников, которые только получили диплом. Все дело в высокой ответственности и отсутствии опыта. Однако таким способом можно стать пилотом Аэрофлота с нуля. Но и этот вариант не всегда реален. Выпускники должны заняться наработкой часов полетов, а также получением специальных лицензий пилота. Считается, что чем больше часов курсант будет проводить в воздухе, тем для него лучше. Многие фирмы охотно берут людей, которые практикуются таким образом хотя бы два года.

Конечно, для молодых специалистов в этом кроется проблема. Не у каждого из них есть в запасе свой самолет и взлетная полоса, чтобы можно было просто практиковаться. Поэтому существуют специальные учебные организации, которые за определенную плату предоставляют частные небольшие полигоны и самолеты. Все это требует довольно внушительного капитала, ведь одно только топливо для воздушных судов обойдется недешево. А ведь сюда входит еще и уход за техникой, и ремонт в случае чего.

Что нужно чтобы стать пилотом без образования?

Разумеется, не каждый человек пойдет учиться в ВУЗ, ведь отучившись 6 лет, потом придется еще долгое время наращивать свой опыт. Также этот вопрос интересен для людей, которые уже имеют высшее образование, и хотят летать, даже если им исполнилось далеко за 30 лет. Существуют специальные аэроклубы, которые на коммерческой основе дают лицензию после обучения. Тут есть свои ступени обучения:

  • на первой ступени выдается сертификат летчика-любителя, с ним можно летать, но работать запрещено. Вы можете летать, например, на собственном небольшом самолете с друзьями или родными;
  • после первой ступени доступно звание пилота коммерческой организации. Такая лицензия позволяет управлять легкими самолетами, участвовать в коммерческих рейсах на судне с одним двигателем, вылетать на короткие расстояния;
  • на последней ступени доступно звание линейного пилота со всеми вытекающими последствиями в виде разрешения водить любые самолеты.

Примечательно, что по сравнению с выпускниками ВУЗов подобные специалисты имеют втрое, а то и больше летных часов, поэтому их гораздо чаще берут на работу в большие авиакомпании.

как стать летчиком

Такое обучение на пилота гражданской авиации России обходится довольно дорого, но оно оправдано, если вы точно хотите сразу устроиться после получения лицензии. Существует настоящая борьба со стороны крупных фирм за подобных специалистов, ведь пока что в стране каждый год на пенсию уходит вдвое больше пилотов, чем устраивается. Это вызывает сильный недостаток кадров. Поэтому пройдя все три ступени, можно быстро окупить стоимость обучения.

Также для молодых людей доступны курсы за рубежом. Там система обучения несколько отличается от отечественной. После получения лицензии коммерческого пилота, специалист может не тратить деньги на оплату следующей ступени, а наоборот – зарабатывать их, дополнительно получая летные часы. В США широко распространяется практика работы инструктором, ведь здесь самолеты пользуются большой популярностью, их можно свободно покупать. Справедливо сказать, что постепенно такая ситуация устанавливается и в России, однако пока что далеко не каждый человек может позволить подобное средство передвижения.

Как получить работу пилота в «Аэрофлоте»

Данная компания является лидирующим Российским авиаперевозчиком. Устроиться в нее на работу не только престижно, но и выгодно, так как своим сотрудникам руководство выплачивает отличные зарплаты. Однако вместе с этим действуют крайне жесткие критерии подбора специалистов, и не каждый пилот имеет шансы попасть в штат «Аэрофлота».

На базе самой авиакомпании открыты собственные летные школы, обучение в которых проходит по специально разработанной программе подготовки специалистов. Для того чтобы стать штатным пилотом, требуется иметь на руках коммерческое удостоверение. Начальный этап переквалификации проходит в Ульяновском училище, затем кандидата готовят к выдаче свидетельства международного образца.

Обучение длится полтора года, при этом оно платное. Пройти подготовку в «Аэрофлоте» стоит 27 тыс. долларов. Компания может предоставить кредит на обучение, однако в таком случае необходимо в течение пяти лет после приема на работу отработать долг «Аэрофлоту». Для этого каждый месяц будет списываться сумма в размере 450$. Также есть и ускоренный курс переподготовки, однако его стоимость еще выше — 100 тыс. долларов. Первичный взнос 55 тыс. курсант обязан выплатить самостоятельно, а на остаток компания предоставляет кредит. Для обучения используются легкие самолеты с двумя двигателями. В настоящее время «Аэрофлот» для обучения своих будущих летчиков предоставляет австрийские модели Diamond Aircraft. Вдобавок для отработки всех возможных приемов и развития необходимых навыков используются современные тренажеры.

Работа пилота

Пилот гражданской авиации – крайне рискованная профессия, где ответ перед законом за пассажиров, самолет и экипаж лежит на плечах КВС. Работа требует от летчика постоянной концентрации, усидчивости и внимания. Необходимо одновременно следить за показанием десятков датчиков, которые говорят о текущем состоянии лайнера, координировать работу второго пилота и постоянно общаться с наземной диспетчерской службой.

Гражданская авиация

Пилоты гражданской авиации: особенности профессии и обязанности

Экипаж гражданского авиалайнера состоит обычно из двух человек: командира воздушного судна и второго пилота. Помощник необходим для работы во время внештатных ситуаций, когда первый пилот не может продолжить управление самолетом и его подменяет второй. Иногда в кабине также находится штурман.

Трудоустройство и требования к пилотам

Чтобы стать пилотом гражданской авиации в России, необходимо соответствовать требованиям. Летную лицензию могут получить выпускники высших учебных заведений, которые обучают студентов по программе пилота. Теоретически, возможность попасть за штурвал есть и у лиц с высшим или средним профессиональным образованием инженера, диспетчера или смежной специальности. Для этого необходимо пройти годовые платные курсы для переподготовки. На практике, попасть в серьезную авиакомпанию с подобным сертификатом крайне проблематично.

Многие желающие связать свою жизнь с небом расстаются с мечтой еще при поступлении в вузы. Проводится тщательная медицинская комиссия и дополнительный отбор по физической форме. Любые отклонения в сердечно-сосудистой, дыхательной системах и в опорно-двигательном аппарате не позволят стать пилотом. Часто уже на комиссии у абитуриентов выявляются проблемы со зрением и искривлением носовой перегородки. Подобная патология не даст человеку нормально дышать носом на большой высоте. Медкомиссия проводится постоянно в течение всей жизни пилота.

Летать в качестве командира воздушного судна можно до 65 лет. Дальше – только вторым пилотом и при отсутствии проблем со здоровьем. В среднем, на работу в крупные авиакомпании попадают в возрасте 25-45 лет.

Минимальные требования для работы в гражданской авиации:

  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • прохождение теоретической подготовки и наличие диплома об образовании;
  • 150 часов налета;
  • свидетельство коммерческого пилота.

Крупные авиакомпании вроде «Аэрофлота» выдвигают совершенно иные требования: необходим диплом, свидетельство коммерческого пилота и 1500 часов налета в качестве второго пилота или командира воздушного судна.

Помимо этого, необходимо отличное знание английского языка – на уровне Advanced (A1, A2), отсутствие длительных перерывов в летной практике (более 5 лет), а также допуск к управлению конкретной модели самолета. Последний пункт часто опускается, поскольку авиакомпания готова обучить пилота самостоятельно.

После заключения договора с компанией в течение 3-4 месяцев проводится дополнительное обучение пилота для допуска к управлению лайнером. После этого можно начинать работать в качестве второго пилота или командира ВС.

Зарплата пилота гражданской авиации

Зарплата летчика гражданской авиации зависит от:

  • Количества часов налета за месяц (стаж). Необходимый минимум – 65. За превышение полагается выплата дополнительной премии.
  • Оклада.
  • Самолета, на котором производятся рейсы. Больше всего зарабатывают пилоты аэробусов.
  • Авиакомпании, в которой работают пилоты.
  • Звания пилота.

По данным, которые предоставил «Аэрофлот», зарплата летчика гражданской авиации в России в крупной авиакомпании может достигать порядка 400 000 рублей в месяц, вплоть до 650 000. Зарплата второго пилота – 320 000-350 000 рублей. Летчики небольшой локальной компании получают 175 000-200 000 рублей в месяц.

При этом, иностранные авиакомпании готовы платить за работу в разы больше. На западе пилоты пассажирских самолетов получают до 36 тысяч долларов в месяц. В Китае компаниям из-за острой нехватки кадров требуются западные и российские пилоты. Они готовы платить вплоть до 29 тысяч долларов.

Годовой социальный пакет пилота ГА в России составляет порядка 300 000 рублей.

Трудовые гарантии и компенсации пилотам

Российские пилоты могут рассчитывать на 70 дней оплачиваемого отпуска в год. «Аэрофлот» дает своим сотрудникам полный социальный пакет и обеспечивает страхование здоровья и жизни, помогая в ситуации, когда летчику приходится уйти со своей работы по независящим от него причинам.

Семья пилота имеет огромную скидку на покупку билетов, сам летчик может бесплатно, либо же за символическую плату летать на самолетах своей компании и ее партнеров. «Аэрофлот» также дополнительно выплачивает пенсию своим сотрудникам, которые проработали у нее долгое время.

Из небольших приятных бонусов – пилоты и члены экипажа имеют скидку в 10% во всех магазинах Duty-Free.

Трудовые гарантии для семьи пилота

Где в России можно получить образование для работы пилотом гражданской авиации

В России есть десятки мест, которые готовят будущих пилотов. Среди них – Омский летно-технический колледж, Красноярский филиал СПбГУ ГА, Бугурусланское летное училище, Ульяновский институт гражданской авиации. Например, в Омский летно-технический колледж принимают и на базе 9 классов, и на базе 11. Есть платное и бесплатное обучение.

Лучшие вузы в РФ по обучению пилотов

Чтобы поступить в вузы для обучения по программе подготовки пилотов гражданской авиации, необходимо сдать ЕГЭ: русский язык, профильную математику и физику. Выпускники профессиональных училищ могут вместо ЕГЭ сдавать собственные вступительные экзамены института, которые проводятся в формате тестов.

Помимо этого, необходимо предоставить справку о состоянии здоровья и пройти испытания на физическую подготовку.

Лучшими авиационными вузами страны считаются Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Средний проходной балл на бюджет в авиационные институты составляет 190-200, для поступления необходимо сдать русский язык, профильную математику и физику. Годовая стоимость обучения составляет 170-200 тысяч рублей.

Московский авиационный институт

Московский авиационный институт

Поиск подходящего места работы

Поиск места работы связан с просмотром вакансий пилота гражданской авиации на сайтах поиска работ либо на официальном портале работодателя. В связи с острой нехваткой кадров в последнее время компании начали брать к себе летчиков без допуска к нужным самолетам и обучать их самостоятельно.

Чтобы попасть в крупную компанию, необходимо получить ATPL – лицензию пилота авиалиний. Для этого, вероятно, придется определенное время пробыть пилотом в небольшой локальной авиакомпании, которая выполняет чартерные рейсы. «Аэрофлот» готов рассматривать в качестве потенциальных пилотов на свои лайнеры лишь тех, чей общий налет составляет не менее 1500 часов, и у кого отсутствуют длительные перерывы в работе. Пилоты международных компаний должны знать английских язык на уровне Advanced, что равняется 4 и 5 ступени в ИКАО.

Как устроиться в крупную авиакомпанию по окончании училища/академии

С налетом около 1500 часов можно работать в небольших авиакомпаниях, которые проводят чартерные или среднемагистральные рейсы. При итоговом налете около 4000 часов практически любая авиакомпания мира будет заинтересована в трудоустройстве такого профессионала.

После училища либо академии у пилота есть около 150 часов налета, что слишком мало для работы даже в скромных авиакомпаниях, поэтому сначала нужно найти мелкую чартерную компанию, которая проводит единичные коммерческие перелеты, и набрать минимальный налет.

Однако стоит попытать свою удачу и разослать резюме во все возможные компании, вдруг кому-то из них потребуется начинающий второй пилот.

Как устроиться в крупную авиакомпанию

Летная школа «Аэрофлота» и курсы МВЛ для пилотов в Москве

Авиационная школа авиакомпании «Аэрофлот» предоставляет возможность получить CPL или ATPL при прохождении обучения в два этапа:

  • Прохождение курса в Сасовском летном училище и его аэропорту на бюджете с получением диплома о средне-специальном образовании. Подобная программа длится примерно 1,5 года.
  • Второй этап – обучение и получение опыта непосредственно в летной школе Аэрофлота на коммерческой основе и получение лицензии типа CPL, которая дает возможность работать на небольших чартерных рейсах.

Также после окончания обучения выпускник получает допуск и может работать вторым пилотом на лайнере Airbus A320.

Курсы МВЛ в Москве представляют собой дополнительное обучение английскому, которое заключается в изучении международных терминов и словообращений на иностранном языке. Работа в крупной международной компании без получения 4 или 5 ступени по шкале ИКАО невозможна. В среднем, платные курсы обойдутся в 50 тысяч рублей, и на них придется потратить около 100 академических часов. В зависимости от места обучения цена и сроки могут меняться.

Как получить работу пилота в «Аэрофлоте»

Трудоустройство в «Аэрофлот» мало чем отличается от аналогичного в другие крупные авиакомпании. Необходимо проверить соблюдение минимальных требований, подать свое резюме в отдел кадров и пройти собеседование.

«Аэрофлот» на своем сайте постоянно обновляет объявления о наборе пилотов на определенный вид транспортных самолетов с подробным указанием всех необходимых требований. Чаще всего требуются командиры ВС на крупные дальнемагистральные рейсы.

КВС может рассчитывать на полный социальный пакет и зарплату пилота «Аэрофлота» в размере 500 000-650 000 рублей в месяц.

Пилот «Аэрофлота»

Курсы обучения на пилота вертолета в РФ

Обучение проходит в два этапа: теория и практика. В теоретической части обучающийся должен узнать строение вертолета, правила безопасности, основы аэродинамики и принципы движения вертолета, правила ведения авиационных переговоров и подтянуть английский язык.

Практическая часть заключается в обучении взлету, управлении и посадке вертолета вместе с инструктором на специально оборудованном воздушном судне.

Цена обучения составляет приблизительно 1 300 000 рублей за 250 часов практических занятий за штурвалом вертолета.

В дальнейшем выпускник получает права на управление вертолетом и может совершать самостоятельные вылеты на собственном или арендованном воздушном судне.

Лицензирование деятельности пилота

  • PRIVATE PILOT LICENSE (PPL) – лицензия частного пилота. Дает возможность выполнять небольшие перелеты на собственном или арендованном самолете и строго запрещает любые виды коммерческой деятельности.
  • COMMERCIAL PILOT LICENSE (CPL) – лицензия пилота коммерческого самолета. Дает возможность летать с пассажирами за «вознаграждение» и быть капитаном в небольших чартерных компаниях либо вторым пилотом в крупных рейсах.
  • CERTIFIED FLIGHT INSTRUCTOR LICENSE (CFI) – лицензия инструктора и летчика-испытателя, которая дает возможность обучать других пилотов и назначать их квалификацию в соответствии с этой градацией. Пилот с этой лицензией допускается до управления воздушным судном только при наличии лицензии частного или коммерческого пилота.
  • AIRLINE TRANSPORT PILOT LICENSE (ATPL) – дает возможность быть командиром воздушного судна в крупных международных авиакомпаниях и может быть получена после получения CPL либо CFI.

Также существует SEA PLANE RATING (TR) – взлет и посадка самолета с «поплавками» с поверхности воды. Работает PPL, CPL, ATPL или CFI.

Пилоты военной авиации: особенности

Главное отличие армии от гражданской авиации – казарменное положение. Военные летчики живут жизнью военных, выполняя свой воинский долг за штурвалом самолета. Их работа морально и физически гораздо более тяжелая, чем в ГА.

Пилот ВВС после каждого боевого вылета не может быть уверен, что вернется домой, в отличие от гражданской авиации, где безопасность пассажиров и экипажа – первостепенная задача, и любая авария становится трагедией целой страны.

Военные истребители и штурмовики развивают гораздо большие скорости и способны сильно маневрировать, что приводит к развитию у пилотов сильных перегрузок и к риску развития серьезных патологий сердечно-сосудистой и нервной системы.

У военнослужащих коммерческая форма обучения – они находятся на полном государственном обеспечении. Первые два года получения образования у летчиков ВКС проходят в Краснодарском летном училище, в дальнейшем их распределяют в другие города, в зависимости от выбранной специализации.

Обучение на пилота в США

Обучение пилотов на территории Соединенных штатов Америки дешевле, чем такое же в регионах России. Получение PPL за океаном обойдется приблизительно в 10 000 долларов, что на данный момент равняется 650 000 рублей. Российские курсы выйдут в сумму около 1 миллиона рублей. Срок обучения в РФ – 6-8 месяцев, а в США можно уложиться в 2. Также существенную роль играет климат. При прохождении обучения во Флориде или Техасе можно летать практически каждый день, поскольку плохие погодные условия встречаются в несколько раз реже, чем в средней части России.

В США намного больше аэродромов, и качество покрытия их ВПП намного больше, поскольку в РФ большинство полос до сих пор грунтовые и малопригодны для обучения новичков в авиации.

Законы Америки не ограничивают обучение пилотов для иностранцев, и единственным критерием является получение TSA – Transport Security Administration. Также можно обойтись стандартной туристической визой при менее, чем 18 часов обучения в неделю. Количество выше этого обязывает получать студенческую визу и строго соблюдать условия договора с летной школой, которая помогла ее получить. При пропуске 2 недель занятий училище имеет право расторгнуть контракт с вами и аннулировать текущую визу.

Американская лицензия FAA – самая универсальная во всем мире, ее достаточно просто конвертировать в лицензию той страны, в которой пилот планирует работать. Также без получения локальной лицензии можно летать на самолетах иностранных, которые зарегистрированы в США, таким образом десятки пилотов с американским образованием работают в Европе и Азии.

Обучение на пилота в США

Женщины-пилоты гражданской авиации РФ

Обучение женщин-пилотов никак не отличается от мужского. У них даже есть некоторые льготы при поступлении – физические нормативы более лояльны. Однако до сих пор остается существенная предвзятость к девушкам за штурвалом самолета.

Пассажиры, когда видят после трапа пилота в юбке, начинают выказывать свою настороженность. Помимо них, предвзято относиться могут и другие члены экипажа, которые постоянно меняются. Это авиакомпании делают, чтобы пилоты не могли сдружиться и внимательнее следили за действиями друг друга.

Прекрасными примерами современных женщин-пилотов являются Мария Уваровская, Ольга Кирсанова и Мария Федорова.

Ольгу Кирсанову со скандалом уволили из авиакомпании, потому что она долгое время скрывала факт своей беременности, даже когда переучивалась на другой тип самолета. После декретного отпуска она устроилась обратно на работу в «Аэрофлот».

Еще одним существенным препятствием на пути к работе в небе являются близкие. Семьи часто крайне негативно относятся к выбору профессии своих дочерей.

Плюсы и минусы профессии пилота

Работа пилота предполагает постоянную самоотдачу человека небу и своим навыкам. Необходимо изо дня в день работать над собой, чтобы становиться лучше. Это хорошо оплачивается авиакомпаниями – летчики могут получать очень большие зарплаты: по данным Росстата, пилот пассажирской авиации в России – вторая по суммам заработка профессия, она уступает только капитанам дальнего морского плавания.

Пилоты и члены их семей имеют специальные льготы, которые позволяют приобретать авиабилеты с большой скидкой. Законный оплачиваемый отпуск летчика составляет 70 дней. При работе на зарубежных рейсах есть возможность посмотреть мир.

Однако в то же самое время, у этой работы нет стандартного графика и приходится жертвовать встречами с родными и близкими. Требуется тщательно следить за своим здоровьем, питанием и образом жизни, потому что любая, даже, казалось бы, незначительная для наземной работы травма или болезнь может поставить крест на всей профессии. У летчика нет ничего кроме неба, поэтому после выхода на пенсию или увольнения по состоянию здоровья люди часто срываются, пытаясь утешить себя алкоголем, либо впадают в затяжную депрессию.

Авиационный туризм: полеты по маршруту

Последнее время широкое распространение получил авиационный туризм, который заключается в полетах туристов на старых либо уникальных самолетах. Для этого желающие со всего мира съезжаются в авиационные клубы, в которых представлены редкие экземпляры.

К примеру, немецкая компания предлагает желающим попробовать полетать на реальном «Юнкерсе» времен второй мировой войны. Во всем мире таких летающих самолетов осталось всего 5 штук.

Многие подмосковные авиаклубы устраивают коммерческие вылеты самолетов второй мировой. Некоторые туристы имели возможность полетать даже на настоящем МиГ-15.

Помимо этого, можно заказать туристический полет по заранее обговоренному маршруту для просмотра достопримечательностей с высоты птичьего полета.

Для тех, кто мечтает работать в небе, есть два пути — летное училище и школа частных пилотов. Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», а значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Тем не менее учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым соответствуют далеко не все желающие.

Например, перед поступлением нужно пройти обязательный медицинский осмотр, прямо как настоящему пилоту перед заключением трудового договора или контракта (мы не шутим), и проверить уровень физической подготовки. Нормативы зависят от возраста и пола, в программе — бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание или отжимания, прыжки и упражнения для мышц пресса. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья. Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Психологическое тестирование очень много значит: если у двух абитуриентов одинаковые оценки в аттестате, комиссия сделает выбор в пользу того, кто лучше его прошел. Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, дело может закончиться отчислением.

Безусловное преимущество государственных летных училищ — возможность учиться бесплатно. После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот), тогда как частные авиашколы могут предложить лишь квалификацию пилота-любителя. Она не позволит найти работу по специальности, но позволит, собственно, научиться управлять самолетом. Тем не менее, учёба в частной школе дорого стоит: теоретический курс обойдется в 45 тыс. руб., а практические занятия — от 12 тыс. рублей за час. Всего же для окончания курса «налетать» нужно, как минимум, 40 часов.

Один из главных плюсов профессии пилота — высокая заработная плата. Второй пилот в среднем получает от 150 тыс. руб. в месяц, а первый — от 300 тыс. руб., причем стать им можно уже в 26-27 лет, имея за плечами две тысячи часов летной практики в качестве второго пилота. Кроме того, пилотов ждет множество приятных бонусов: 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них самих и членов их семей и жилье, если работать приходится в другом городе. Компания «Аэрофлот», к примеру, обещает пилотам заработную плату в размере до 400 тыс. руб. в месяц (на такой оклад может рассчитывать командир экипажа — обладатель высшей квалификации коммерческого пилота), а также социальный пакет (до 300 тыс. руб. на одного пилота ежегодно).

Дефицит пилотов сейчас настолько велик, что выпускникам летных училищ часто даже не приходится искать работу: представители авиакомпаний сами приезжают в учебные заведения незадолго до выпуска и рассказывают об открытых вакансиях. Выпускник летного училища, получивший свидетельство коммерческого пилота, сразу по окончании обучения может начать работать вторым пилотом (стажером).

Большинство выпускников хочет сразу же попасть в крупную авиакомпанию (например, «Аэрофлот»). Однако не стоит забывать о том, что камнем преткновения в этой профессии является количество часов летной практики, а у выпускника его недостаточно. Вот почему первую работу лучше искать в небольшой авиакомпании (скажем, региональной), чтобы налетать там необходимое количество часов. После этого начинающий пилот может смело претендовать на вакансию в крупной авиакомпании. При этом нужно иметь в виду, что в компаниях молодым сотрудникам часто бывает необходимо пройти дополнительное обучение, которое позволит научиться управлять определенной моделью самолета.


Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского УИ ГА

Колледж является филиалом Ульяновского института гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева. С 1940 года здесь получили образование более 30 тысяч специалистов, и некоторые из них принимали участие в Великой Отечественной войне. Обучения по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» в колледже длится два года и 10 месяцев. На территории учебной авиационно-технической базы есть 12 воздушных судов для учебных полетов. Курсанты получают академические и социальные стипендии, а выпускники работают в российских авиакомпаниях: «Авиа-Сибирь», «Полярные авиалинии», «Алтайские авиалинии» и др.

Сасовское им. героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации УИ ГА

Училище открылось в 1943 году. Учиться можно как на бюджетной, так и на платной основе. Специальности — «Летная эксплуатация летательных аппаратов (пилот)» и «Информационные системы». Для практических занятий здесь есть 39 летательных аппаратов. Выпускники первой специальности получают свидетельство пилота гражданской авиации с присвоением квалификацим «коммерческий пилот».

Краснокутское летное училище гражданской авиации УИ ГА

В училище есть только одна специальность — «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Парк учебной техники насчитывает 96 воздушных судов, есть сеть аэродромов площадью 2742,5 га. Студентам выплачиваются стипендии, размер которых зависит от успеваемости: отличники получают на 50% больше, «хорошисты» — на 30%, а обладатели особых заслуг в обучении — на целых 100%. В филиале действует система по содействию трудоустройству выпускников.

Красноярский филиал СПбГУ ГА

Красноярский филиал СПбГУ ГА создан в 2009 году на базе Красноярского авиационного технического колледжа гражданской авиации. Здесь можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и высшее профессиональное образование по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Есть четыре факультета: радиотехнический, управления воздушным движением, организации воздушных перевозок и летной эксплуатации летательных аппаратов. Учиться можно как на бюджетной, так и на договорной основе. Студенты проходят практику на летных тренажерах и другом оборудовании.

Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. героя Советского Союза П. Ф. Еромасова (колледж) — филиал СПбГУ ГА

Училище создано в 1940 году, сейчас ему присвоен статус колледжа. Здесь можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Среди выпускников — писатель-пилот Валерий Хайрюзов, писавший книги о работе летчиков. В училище работают один заслуженный пилот СССР, три заслуженных пилота России, пять почетных работников среднего профессионального образования и 68 отличников воздушного транспорта. Практиковаться можно на семи аэродромах и 27 воздушных судах.

Ульяновский институт гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева

Институт основан в 1935 году и сейчас готовит специалистов по направлению «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и бакалавров по направлению «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов работы (второй пилот самолета)». Выпускники работают в компаниях «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «S7». Есть аэродромный комплекс со всеми необходимыми службами и центр с тренажерами самолетов Airbus-320, Boeing-737, SSJ-100, Ту-204.

Факультет летной эксплуатации СПбГУ ГА

СПбГУ ГА ведет свою историю с 1955 года и уже успел выпустить свыше 50 тысяч специалистов. Здесь есть летно-штурманские и диспетчерские тренажеры, а выпускники получают квалификацию «инженер-пилот». Программа включает в себя углубленное изучение навигации и современных методов самолетовождения. Кажется, эти пункты здесь есть не зря: авиадиспетчер, который предотвратил столкновение двух Boeing в московском аэропорту «Внуково» в 2009 году, был выпускником этого факультета летной эксплуатации СПбГУ ГА.


При поступлении в УИ ГА сначала нужно пройти профессиональный отбор, где есть разные упражнения на внимание, собранность и реакцию, а затем сдать тест из 300 простых вопросов. Вопросы примерно такие: «Врал ли ты родителям? Нарушал ли ты закон? Если никто не видит, смог бы ты перейти дорогу на красный сигнал светофора? Любишь ли ты домашние цветы?». Одна из задач этого теста — выяснить, лживая ты личность или нет, поэтому лучше отвечать правду. Утвердительные ответы вряд ли обязательно сыграют против тебя, но всё зависит от вопроса: если человек скажет, что употреблял наркотики, думаю, это плохо скажется на его шансах. Интересно, что в этом тесте вопросы повторяются несколько раз: меняются только формулировки.

После теста надо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, которая очень тщательно проверяют состояние твоего здоровья, а потом сдать физические нормативы: подтягивание, бег на 100 и на 1000 м. Если все испытания пройдены успешно, зачисление происходит по результатам ЕГЭ (физика, русский язык и математика).

Плюсы обучения в УИ ГА — государственное обеспечение (форма, питание, общежитие с доплатой всего 700 руб. в год), интересная программа и великолепная практика. Минусом для кого-то, возможно, являются сложности в учебе, но этого требует профессия, так что я не считаю это недостатком. Многих ребят отчисляют из-за неуспеваемости по аэродинамике, навигации, метеорологии, но если стараться, всё будет хорошо.

Практиковаться мы можем на двух типах самолета: Diamond DA 40 (самолет первоначального обучения) и Diamond DA 42 (выпускной самолет). На DA 40 курсанты, в основном, учатся именно летать: выполнять взлет, посадку и визуальные полеты. На нем каждый должен налетать 100 часов. На DA 42 полеты выполняются по приборам и воздушным трассам в соседние города — Самару, Казань, Пензу, Саранск и Чебоксары. На нем нужно налетать 50 часов. То, за какой период ты налетаешь это количество часов, зависит от инструктора и от времени года: были ребята, которые «отлетывали» первоначальный самолет за два месяца. А на DA 42 налет всегда идет быстро, поскольку полеты выполняются и днем, и ночью. Кроме того, этот самолет не так зависим от погоды. Обычно налетать нужное количество часов можно за месяц-полтора. Расписание полетов составляет инструктор. Словами и не передать, что я испытал во время своего первого учебного полета: эйфория, радость и тревога одновременно.

Если говорить о практическом обучении, то тут, если совмещать практику с учёбой в институте, нелегко привыкнуть к режиму: подъем в 4:00, в 5:00 отъезд, после обеда приезжаешь с аэродрома выжатый как лимон, а тебе еще нужно восстановить пропущенные лекции и готовиться к завтрашнему дню. Ведь к каждому полетному дню нужно готовиться. А еще у меня были дополнительные занятия по английскому языку. Было мало свободного времени — вот основная сложность. Но это, на самом деле, мелочи. Ведь после окончания вуза я сразу смогу устроиться в авиакомпанию по специальности, хоть там и нужно будет пройти переобучение на новом типе самолета, которое длится около года.


Лично мне было сложно попасть в этот институт. Я прошёл во «второй волне», и были трудности со здоровьем при поступлении: у меня плоскостопие. Хирург не хотела меня пропускать, отправила делать рентген стопы. В основном, у абитуриентов обнаруживаются проблемы со зрением и искривление носовой перегородки: из-за этого чаще всего и не допускают до поступления. Сильное сотрясение мозга в прошлом тоже может стать причиной отказа. На первый взгляд, искривление носовой перегородки не является проблемой. Однако на большой высоте давление на все органы увеличивается (не случайно там уши закладывает), и с искривлением ты не сможешь дышать через нос. То есть, вообще не сможешь на работе дышать правильно.

Учёба в УИ ГА, в целом, кажется мне удовлетворительной. С начала обучения из-за неуспеваемости у нас отчислили уже порядка 60 человек. Я считаю, это показатель того, что у нас выпускают хороших специалистов.

Плюсы профессии пилота — возможность посетить огромное количество городов и стран, высокая заработная плата, ранний выход на пенсию и множество льгот для тебя и твоей семьи. Кроме того, это интересная, престижная работа. Однако есть и минусы. Эта работа вредна, вызывает глухоту, проблемы с сердцем, ускорение процесса старения и ранее облысение. Пилоты редко бывают дома и часто не могут проводить много времени с родными и близкими.

Сколько времени и денег нужно, чтобы научиться управлять самолетом, как проходит подготовка перед полетом, что входит в обязанности командира корабля и что будет, если пассажиры не отключат мобильную связь на борту. URA.RU разбирается вместе с пилотом «Уральских авиалиний», Героем России Дамиром Юсуповым.

— Для многих профессия пилота — мечта детства. В какой момент вас «позвало небо»?

— Я родился в Игарке (Красноярский край), с малых лет пропадал на аэродроме — папа с мамой часто брали с собой. С детства мечтал стать вертолетчиком! Отец много лет отлетал на вертолете. Он окончил училище, служил в армии, собирал ступени ракет в Казахстане, потом переучился на гражданского пилота и вместе с мамой уехал по распределению на север, в Игарку. Начинал на Ми-4, потом появился Ми-8 — любимая папина машина. Со временем стал командиром эскадрильи. Мама была фельдшером в аэропорту. Наверное, с этого и началась моя мечта…

— А почему вы стали пилотом только в 32 года?

— В 11-м классе думал, пойду в местное военное вертолетное училище, но медкомиссия в военкомате забраковала по зрению. Может, не выспался или весенний авитаминоз виной, но мне сказали: «Об авиации даже не мечтай!» Переживал сильно. После школы — юридический колледж, служил механиком-водителем танка Т-72 на полигоне в Троцком. Женился, родились два сына, совсем иная жизнь. Заочно окончил юридический факультет Чувашского университета, работал в фонде ипотеки при администрации города, параллельно читал про авиацию… Нашел книгу Василия Ершова «Раздумья ездового пса». Это воспоминания командира Ту-154, где он сравнивал работу экипажа с оркестром. А командир — дирижер… Прочел книгу и опять начал переживать, что зря отрекся от мечты.

В советское время тех, кто старше 23 лет, в летные училища не брали. Я перерос контрольный возраст, попрощался с мыслью о небе. А потом узнал, что ограничения сняты. После развала СССР авиацию, грубо говоря, зарубили, а в нулевые годы гражданский флот начал подниматься, а пилотов-то нет. И вот однажды все совпало: прочел книгу Ершова, сходил на авиашоу в Сызрани, где чудеса в воздухе показывали «Беркуты», «Стрижи», и решил поступать в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Подумал, если не пройду, хотя бы буду знать, что попробовал.

— Помните, когда впервые сели за штурвал?

— В Бугуруслане. В училище летали на Ан-2. Свой первый полет запомнил на всю жизнь. Даже не верилось, что сам управляю самолетом.

— Управлять самолетом сложно?

— Первостепенная задача, которая ставится перед пилотом на этапе обучения — научиться летать. Если пилот не умеет летать, а хорошо управляется с оборудованием в самолете, то это не пилот. Такому за штурвалом не место. При освоении новой техники трудности могут возникнуть с оборудованием, но никак не в управлении самолетом. И если на этот вопрос будет отвечать настоящий пилот, он ответит: «Управлять самолетом несложно!»

— Как стать пилотом?

— Наличие среднего специального образования достаточно, чтобы летать на самолете, но в большинстве случаев — на воздушных судах малой авиации. Чтобы сесть за штурвал многотонной машины, стать командиром, необходимы более расширенные знания, которые можно получить только в рамках программы высшего образования.

— Где учиться и сколько это стоит?

— Существует два высших авиационных университета — в Санкт-Петербурге и Ульяновске, а также несколько средних учебных заведений в Бугуруслане, Омске, Красноярске, Сасове. На среднее авиационное образование уйдет почти три года, на высшее — пять лет. Если по какой-то причине кандидат не смог поступить на бюджет, обучение в среднем авиационном заведении обойдется не менее чем в 2,5 млн рублей.

— А девушек берут?

— В настоящий момент в летное училище берут юношей и девушек.

— Каковы требования к абитуриентам летных училищ?

— Человек, который собирается связать свою жизнь с авиацией, в школе должен учиться без троек. Авиация является узкоспециализированной отраслью, особое внимание уделяют знанию точных наук и физической подготовке. Чтобы представить себе, какое здоровье должен иметь абитуриент, можно провести аналогию с прохождением медкомиссии в военкомате. Если ни одного диагноза нет, абитуриент проходит медкомиссию без проблем.

— Что делать после получения диплома? Как устроиться в крупную авиакомпанию?

— Мало сказать: «Получение диплома». Курсант должен получить еще свидетельство летного специалиста. На сайтах многих авиакомпаний есть раздел «Вакансии». В данном разделе на сайте «Уральских авиалиний», нужно заполнить электронную анкету, прикрепить необходимые документы. Затем анализ заявки и, если кандидат подходит, его приглашают на собеседование в Екатеринбург или Москву.

Собеседование проходит в три этапа: проверка документов, проверка знаний по профильным предметам, прохождение медкомиссии. «Уральские авиалинии» ни на шаг не отстают от мировых крупных авиаперевозчиков, в том числе в выставлении требований к подготовке летного состава. Если же говорить кратко о входных требованиях, то это:

— наличие профильного образования и свидетельства пилота РФ

— знание английского языка не ниже 4 уровня по шкале ИКАО

— превосходное знание профильных предметов

— несомненно приветствуется опыт

— Как вы попали в «Уральские авиалинии»?

— Диплом получил в 2013 году и направил резюме в разные авиакомпании. Долго не отвечали. Возраст солидный, опыта практически никакого, желающих много. В сентябре все же пригласили на собеседование в «Уральские авиалинии». Прошел обучение в авиакомпании, начал летать. Четыре года в качестве второго пилота, прошел командирский конкурс, сдал зачеты, попрактиковался на тренажерах. После уже выступил в роли командира-стажера. Сидел в левом кресле, а справа — инструктор. Вопрос ведь не только в пилотировании, но и в принятии решений. Надо научиться мыслить по-командирски, отвечать за всех и все.

— За что отвечает командир судна?

— Нет такого пункта, за который бы командир не нес ответственности. Первостепенно это ответственность за безопасность членов экипажа, пассажиров и груза на борту. Также командир отвечает за эксплуатацию воздушного судна. Он соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила тех государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты.

— 15 августа 2019 года всю Россию потрясла новость о посадке самолета при наборе высоты с двумя неисправными двигателями. На борту находились 233 пассажира, все остались живы. Какие есть риски в этой профессии?

— Быть пилотом — опасная профессия. Это надо понимать. Пилот отвечает за жизни людей и право на ошибку у него нет. В авиации всегда желают друг другу, чтобы количество взлетов равнялось числу посадок. Я ни в коем случае не хотел никакого героизма. В первые моменты мысли были только о самолете. Смотришь на лайнер, становится страшно неприятно, что он в поле. И такие серьезные повреждения. Для людей это радость, что все завершилось благополучно, но у меня был стресс.

— Не было ли у вас страха, что вас выставят виноватым в этой ситуации?

— Не скрою, внутри было напряжение, но приехали представители «Уральских авиалиний» и сказали, что все нормально, главное — пассажиры живы. У нас в стране не так много авиационных происшествий, но если они есть, то, как правило, связаны с большим числом жертв. А тут вроде как более-менее благополучно закончилось. Хотя жалко, что самолет пострадал и не получилось вернуться на аэродром. Это не чувство вины, но мне жалко самолет. Он нас, грубо говоря, спас. На нем сработали автоматы защиты.

— Ступени в карьере — куда расти?

— Путь начинается в качестве второго пилота. Затем становятся командирами, пилотами-инструкторами. Если у пилота есть управленческие способности, то есть шанс занять руководящую должность в летном отряде. Развивать эту тему можно до министерства транспорта. Есть и те, кто останавливаются на достигнутом, поскольку их все устраивает — приходят вторыми пилотами, ими же уходят на пенсию.

— Как часто вы летаете? Есть ли деление на внутренние и международные рейсы?

— Рабочий день может начаться и закончиться в любое время суток. Налет в месяц от 70 до 80 часов. Рейсы бывают длинные, средней продолжительности и короткие. Отдел планирования авиакомпании распределяет их равномерно среди летного состава. В среднем получается три-пять выходов на работу в неделю.

Квалификация наших пилотов позволяет выполнять полеты по любым направлениям, в разных климатических зонах — будь то жаркий Дубай или тропический Бангкок, горный Душанбе, суровый северный Норильск или полет в одни из самых загруженных хабов мира — Париж или Франкфурт-на-Майне.

— Какие процедуры проходите перед полетом?

— Рабочий день пилота начинается с прохождения контроля состояния здоровья, знакомства с экипажем, проверки документов, анализа погоды и принятия решения на вылет. Дальше командир проводит предполетный осмотр воздушного судна, проверку технической документации. Второй пилот готовит кабину к полету. По прибытии на борт командир проводит с бортпроводниками брифинг, делает контрольный опрос знаний. Затем в кабине пилотов проводит брифинг со вторым пилотом о предстоящем полете, получает информацию о загрузке судна, а дальше — приветствует пассажиров и начинает полет. Если же рейс международный, то все члены экипажа еще проходят пограничный и паспортный контроль.

— Пассажиров просят выключать телефон во время полета. Пилот поступает также?

— Телефон обязательно выключаю с момента закрытия входных дверей воздушного судна. Включаю только после прибытия. Пассажиров просят следовать этому правилу, поскольку электромагнитное излучение от телефона может повлиять на работу радионавигационного оборудования воздушного судна. Например, пилот в наушниках может услышать лишь тональный треск и не сможет разобрать команды диспетчера. Будет считаться, что связь потеряна, и воздушное судно, согласно процедуре полета без радиосвязи, вернется на аэродром вылета. Неприятная ситуация.

— Взлет и посадка всегда выполняются вручную, а в остальное время — автопилот? Многие думают, что пилоты просто нажимают кнопку и занимаются своими делами…

— Взлет всегда выполняется вручную, посадка — в зависимости от метеоусловий. Если на аэродроме они удовлетворительные, то посадка выполняется вручную, если же присутствует туман, выполняется автоматическая посадка. Весь остальной полет идет под чутким руководством автопилота, а пилот вносит ему команды на исполнение. Компьютер компьютером, но его нужно контролировать. Не зная, как все устроено, невозможно распознать, когда ситуация начинает выходить из-под контроля.

— До какого возраста можно летать?

— Федеральные авиационные правила не ограничивают по возрасту, но есть уйма других ограничений. Мало кто дорабатывает до 65 лет, но пилоты всегда могут найти себе место в авиационной сфере. Многие уходят в учебные центры в качестве преподавателя или инструктора на тренажере.

— Дайте, пожалуйста, напутственный совет будущим летчикам.

— Кто не любит авиацию, в эту профессию не приходит — здесь не бывает случайных людей. Поэтому все просто. Хорошо учиться в школе, заниматься спортом, беречь здоровье. При поступлении в летное училище — быть настойчивым. Если не получилось поступить с первого раза — не сдаваться и повторить попытку позже.

Куда привели мечты

Как выбрать профессию будущего?

Лайфхаки от молодых специалистов, которые стали востребованы в 17 лет

Как стать режиссером и снять кино?

Советы от профессионалов из Екатеринбурга

Как похудеть на 25 кг и больше?

Советы от девушек, которые сделали это без ущерба для здоровья

Как стать звездой Tik-Tok

Советы от блогера, который собрал 15 миллионов подписчиков

Как стать примой-балериной

Советы от японки, которая покорила Екатеринбург

Как стать спасателем МЧС

О подводных камнях профессии и жертвах, которых она требует

Как стать фрилансером и много зарабатывать

Профессии, которые нужно освоить

Как принять участие в самых престижных соревнованиях мира

Екатеринбужец за год подготовился к сложнейшей гонке по триатлону Ironman

Самый молодой доктор наук в России: как стать ученым

Даже небольшая зарплата — не проблема

Как стать олимпийским чемпионом

Секреты звездного биатлониста Антона Шипулина

Как стать благотворителем без денег

Истории екатеринбуржцев, которые помогают людям добрыми делами

Как сделать мегаполис комфортным и современным

Молодые архитекторы о том, где взять миллионы на революционные идеи, меняющие города

Как открыть собственную галерею и заработать на этом

Советы от создателей первой в России галереи уличного искусства «Свитер»

Как запустить собственный бренд

Инструкция от тех, кому это удалось без вложений

Как выиграть денежный грант

От идеи до реализации — советы победителя «Тавриды»

Как стать влиятельным чиновником

История успеха одного из самых молодых высокопоставленных управленцев в России

Как стать ведущим шоу «Орел и решка»

Секреты успеха шоумена из Екатеринбурга

Как стать блоггером-миллионником

Популярность без больших вложений от Маши Зум

Как открыть свой ресторан

Пять правил от создателей популярных заведений Екатеринбурга

Как дешево путешествовать по миру

Инструкция от незрячего парня, которому ничего не мешает быть туристом

Как стать крутым адвокатом

История самого популярного защитника в Екатеринбурге

Покрас Лампас: как стать художником

Вместе с ним секретами делятся Рома INK и Наталья Пастухова

Как стать профессиональным гонщиком

Путевка в мечту от лучшего в мире квадроциклиста Сергея Карякина

Как заработать миллион рублей на концерте Монатика

Советы от самой юной бизнес-леди Екатеринбурга

Как стать успешной моделью

Сколько можно заработать? Какие требования? Заключать ли контракт с агентом?

Как попасть в кино — секреты от актрисы сериала «Чики»

С этими советами мечта сбудется без денег и знакомств

7 правил, как путешествовать по всему миру на велосипеде

Велотур мечты по Европе доступен почти каждому

Как стать стюардессой

История девушки, которая работает в самолете с 18 лет

Как бросить город-миллионник и переехать в глухую деревню

А еще — зарабатывать на этом деньги. Лайфхаки

Как стать продюсером

Советы от организатора крупнейшего на Урале фестиваля

Как набрать 100 баллов на ЕГЭ

Чек-лист для воплощения мечты миллионов школьников

Как устроиться на работу в Facebook

Четыре совета от программиста из международной компании

Как попасть за границу по обмену: пошаговая инструкция

Международные студенты о том, каким должен быть идеальный кандидат для иностранного вуза

Читайте также: