Как устроиться на работу сценаристом

Опубликовано: 05.05.2024

Когда мы смотрим кинофильм, телесериал или любимую передачу, то редко задумываемся о том, кто же придумал все увлекательные сюжетные повороты и характеры главных героев. А это те, кто всегда остается за кадром, – сценаристы.

Сценарист – это профессионал, пишущий разнообразные сценарии, на основе которых создаются анимационные и кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи и шоу, компьютерные игры, рекламные ролики. Он прорабатывает сюжет, характеры героев, диалоги в виде, подходящем для последующей визуализации.

История профессии

Профессия сценариста – относительно новая. Из творческих занятий, связанных с кино, она появилась позже всех. На заре синематографа сюжетам не уделялось особого внимания. Главными участниками были актеры, операторы, режиссеры, а вопрос, о чем, собственно, будет фильм, нередко отходил на второй план. Основой первых кинокартин были песни, анекдоты, лубочные картинки, цирковые номера.

В 1910-х годах кинематографисты обратились к литературным источникам, а сюжеты им в меру своего таланта адаптировали журналисты, студенты, неудачливые поэты. Настоящие писатели смотрели тогда на кино свысока, не считая его серьезным искусством. И только в 1930-х годах в Советском Союзе работа сценариста начала становиться на профессиональные рельсы. Этот процесс связан в первую очередь с такими именами, как Евгений Габрилович, Александр Ржешевский и Геннадий Шпаликов. Сейчас уже никто не станет снимать фильм, телепередачу и даже рекламу без заранее отработанного сценария.

Описание профессии

Сценарист печатает сценарий

Нередко люди задают вопрос: сценарист – это кто: неудавшийся писатель или все-таки профессионал, занимающийся отдельным делом. Такие сотрудники сейчас работают на телевидении, в кино, театре, рекламных агентствах, фирмах, специализирующихся на организации праздников и различных шоу. В последние десятилетия все активнее привлекают сценаристов компании, разрабатывающие компьютерные игры. Кроме того, всплеск популярности сериалов требует высококлассных спецов для создания качественного продукта.

Особенностью работы кинодраматурга является то, что ему нужно создать произведение не для чтения, а для реализации его в действии. Поскольку в кино, в отличие от литературы, мотивы персонажей чаще всего не объясняются, текст должен быть скомпонован так, чтобы причинно-следственные связи были понятны из поведения актеров или их реплик. Также требуется подробно описать внешний облик главных героев и их характеры.

Сценарий выступает литературно-драматической основой фильма, в которой детально прописан сюжет, характеристики персонажей, диалоги. Все это скомпоновано по эпизодам для удобства дальнейшей режиссерской работы. Все сценарии делятся на оригинальные, то есть созданные автором с нуля, и адаптированные (на основе литературных произведений).

С увеличением количества сериалов профессия сценариста-драматурга начала дробиться на виды:

  • Создатели синопсиса – небольшого произведения, в котором на нескольких страницах кратко излагаются тема, проблематика (взаимоотношения персонажей, причины каких-либо их поступков). В сериальном производстве от автора требуется писать синопсис еженедельно под каждый новый эпизод.
  • Сюжетники расписывают синопсис по сценам, детализируют его и подгоняют под требования режиссера и возможности актеров.
  • Диалогисты придумывают все разговоры между героями фильма, быстро корректируя их при необходимости.

В небольших телекомпаниях все эти функции нередко выполняет один человек. В более крупных организациях – это командная работа, в которой каждый участник четко знает свою роль. Следовательно, отвечая на вопрос, кто такой сценарист, можно сделать вывод, что это не писатель, а представитель отдельной профессии, привязывающий текстовую основу к аудиовизуальному восприятию зрителя.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь поговорим о том, где учиться на сценариста. Можно получить высшее образование по специальностям «драматургия», «журналистика», «филология» или другим гуманитарным направлениям. Многие пришли в профессию из разных сфер деятельности, в частности из шоу-бизнеса. В 2000-х годах поставщиками идей для множества телепередач и фильмов стали участники КВН.

Многие интересуются, как стать сценаристом без образования. Действительно, при наличии таланта и готовности преодолевать трудности диплом может и не понадобиться. Работая по основной специальности (журналист, педагог, редактор и др.) и изучая пособия в интернете, можно постепенно двигаться к своей цели, начиная с небольших проектов и зарабатывая себе авторитет в профессиональной среде. Однако лучше все-таки закончить хотя бы сценарные курсы, чтобы овладеть основными навыками этого дела.

Для поступления на гуманитарные специальности в высшие учебные заведения потребуется уделить в школе внимание изучению таких предметов, как литература, история, русский и иностранные языки, обществознание. Также приемная комиссия может попросить абитуриента предоставить свои литературные труды, отзывы критиков на них или рецензии. Поэтому начинать писать и развивать свой талант нужно с раннего возраста, пополняя свое портфолио.

Лучшие вузы для обучения

При рассмотрении заявки на написание сценария заказчик обязательно посмотрит, какое образование у претендента. Это нередко может сыграть решающее значение в выборе автора. У нас в стране не так много вузов, где учат на сценариста, поэтом остановимся на них подробнее:

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (г. Москва) – это самое знаменитое учебное заведение России, где готовят работников для кино и телевидения. Поступать стоит на сценарно-киноведческий факультет, здесь обучают драматургов, прекрасно разбирающихся в жанровой системе современного кино, изобразительных решениях фильма, режиссуре. Выпускники могут писать основу для игровых и неигровых картин. Учиться на бакалавра нужно 4 года на стационаре, 5 лет – заочно. Есть филиалы ВГИКа в Иркутске, Ростове-на-Дону и Сергиевом Посаде. При вузе работают Высшие курсы кино и телевидения, где можно повысить свою квалификацию у признанных мастеров своего дела.
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (г. Москва) обучает авторов сериалов, художественных и документальных фильмов, телевизионных и мультимедийных программ на сценарном факультете по профилю «драматургия цифровых медиа». Здесь научат всем тонкостям создания сценария: от зарождения идеи фильма до составления подробного плана воплощения ее на экране.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения готовит бакалавров и магистров по профилю «кинодраматург». Здесь обучают профессионалов, способных создавать литературную основу для художественных фильмов, сериалов, пьес. Кроме того, выпускники глубоко разбираются в звуковых и изобразительных решениях, присущих современному кинематографу, знают историю и теорию зарубежного и отечественного кино, сцены и ТВ.
  • Московский государственный институт культуры. Здесь можно получить специальность драматурга или литературного работника на факультете медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств. Стажировки организовываются в рекламных агентствах, органах власти, на радио, в редакциях газет и журналов.

Вспомним о еще одном интересном заведении, где выучиться на сценариста могут люди из других сфер деятельности. Высшие курсы сценаристов и режиссеров (г. Москва) – это единственное в своем роде учебное заведение, где всего за 2 года можно получить полноценное профессиональное образование. Выдающиеся преподаватели, лучшие авторские программы, встречи со знаменитыми кинематографистами – все это создает уникальную атмосферу для роста мастерства студента. Поступить сюда можно, уже имея диплом о высшем образовании, сдав творческое испытание.

Обязанности на работе

Сценарист за работой

Коротко остановимся на том, чем занимается сценарист на своем рабочем месте. Если он штатный сотрудник киностудии, телеканала, театра, другой организации или работает по их заказу, то в его основные обязанности может входить:

Во время съемок фильма или сериала сценарист может активно взаимодействовать с членами съемочной группы, в первую очередь с режиссером. Иногда нужно перерабатывать текст буквально на колене, поскольку ситуация требует срочной корректировки сюжета или диалога.

Теперь о том, что делает сценарист, когда он не в штате какой-либо организации и у него нет заказа. В таком случае он пишет сценарии, чтобы предложить их кино- или телестудии. Для этого необходимо только иметь стол, компьютер и настойчивость. Нередко ему приходится зарабатывать деньги другой деятельностью, а в свободное время писать, в надежде продать свой сюжет.

Кому подходит

Работа сценариста подходит творческим людям, которые умеют придумывать и рассказывать интересные истории, а это дано далеко не каждому. Хороший кинодраматург должен обладать такими профессиональными качествами:

  • писательский талант и любовь к этому занятию;
  • хорошо развитая фантазия;
  • эрудированность в разных сферах и начитанность;
  • богатый словарный запас;
  • знание различных исторических эпох и видов человеческой деятельности;
  • сценарное мышление (способность увязывать между собой различные жизненные ситуации, мотивировать действия и поступки героев);
  • умение работать быстро и укладываться в дедлайны.

Что касается личных качеств, то трудно обойтись без:

К плюсам работы можно отнести признание в профессиональной среде и неплохой доход при достижении успеха, любимое занятие, знакомство с интересными людьми. Минусы – риск провала, нестабильность заработка, творческие кризисы, стрессы в процессе написания и корректировки сюжетов.

Сколько получают

В интернете заработная плата сценариста указана в размере от 40 до 70 тысяч рублей в месяц, однако здесь есть много нюансов. Во-первых, регион: в Москве платят гораздо больше, чем на местах. Во-вторых, сфера деятельности: сейчас проще заработать в IT-компаниях, разрабатывая идеи для компьютерных игр, или в event-индустрии, организовывая массовые мероприятия и шоу, чем в кинематографе. В-третьих – это уровень специалиста: некоторые яркие кинодраматурги, выдающие качественный продукт, ценятся очень высоко в отличие от рядовых представителей профессии.

При производстве популярных сейчас телесериалов на сценарий выделяется в среднем 3 % от общего бюджета проекта. Некоторым за один эпизод платят 60-70 тысяч рублей, другим – миллион, несмотря на то, сколько времени потрачено на его создание. Во многом это зависит от заказчика, зрительской аудитории и количества рекламодателей. В среднем на центральных каналах телесценарист зарабатывает от 100 до 250 тысяч рублей. За сценарий фильма целиком могут заплатить до 3 миллионов рублей, но разработка может занять 1-2 года.

Как построить карьеру

Из всех, кто мечтает стать профессиональным сценаристом, серьезного успеха добиваются немногие. Для этого необходим недюжинный талант, трудолюбие, умение зацепить зрителя своим сюжетом и заставить его сопереживать. Многие забывают про свою мечту о большом кино и зарабатывают деньги, организовывая юбилеи, свадьбы и дни рождения.

Только самые упорные и целеустремленные добиваются своего. Они подрабатывают на любых халтурах, но никогда не забывают о своем истинном призвании. Для этого им приходится постоянно участвовать в проводимых в интернете конкурсах, отправлять заявки в кинокомпании, обращаться к режиссерам и продюсерам, искать другие способы привлечь внимание к своему творчеству.

Однако и здесь есть один важный нюанс. Большинство зрителей, выйдя из кинотеатра, смогут назвать исполнителей главных ролей, некоторые вспомнят режиссера и композитора, но сценарист фильма не известен практически никому. Публичная популярность кинодраматургу не грозит, по-настоящему оценить уровень его таланта могут лишь коллеги по творческому цеху.

Перспективы профессии

Сценарист – это человек, без которого невозможно развитие современного кино, телевидения и театрального искусства. В конкурентную борьбу за увлекательные сюжеты включились также IT-сфера и индустрия развлечений. Спрос на качественный продукт сейчас просто огромен, однако найти сильный сценарий – большая проблема. Причиной такой ситуации является то, что из общей массы людей, называющих себя сценаристами, истинным талантом обладают очень немногие.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия сценарист подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Как начинающему сценаристу пробиться в индустрию

Почему нельзя просто устроиться на работу сценаристом

Например, как бы вы устраивались на завод? Для начала овладели бы профессией, например, фрезеровщика, потом пришли бы на завод, на который хотите устроиться, прошли бы собеседование, показали бы свои навыки и все. Работа ваша.

Так почему нельзя так же поступить тем, кто хочет стать сценаристом? На самом деле можно, но только нужно учитывать несколько нюансов.

В каждой профессии есть некий порог вхождения – набор минимальных знаний и умений, без которых вас не наймут. Например, для дворника порог вхождения низкий – подметать улицы может почти каждый. А, например, для работы юристом обязательно нужны образование и лицензия. Причем на большинство профессий сегодня набирают прежде всего по знаниям, а не по умениям. Если есть диплом и понимание основ, вас возьмут. А уж как именно нужно работать, научат в процессе.

К сожалению, сценаристам в России нужно сразу обладать и знаниями, и умениями на приличном уровне. У нас пока еще нет системы, когда на работу берут новичков и постепенно всему учат, как, например, это делается в Голливуде. Существующих сценаристов не хватает, все они завалены работой и систематически учить кого-то в рабочие часы им просто некогда.

Когда вы приходите устраиваться на завод, принимать вас и оценивать ваши навыки, скорее всего, будет бригадир. Он точно сможет выделить для вас время, чтобы подробно все о вас узнать. Сценаристов чаще всего ищут продюсеры. Это очень занятые люди с огромным списком повседневных обязанностей. Тратить время на осмотр всех кандидатов они не могут. Представьте, что вы устраиваетесь на завод BMW, где всех работников отбирает лично генеральный директор. Сможете вы к нему пробиться? Много ли он потратит на вас времени? Даст ли он вам право на ошибку? Скорее всего, вы вообще не застанете его на месте, потому что он постоянно носится по городу.

Вот и получается, что теоретически можно прийти в Good Story Media, 1-2-3 Production или кинокомпанию «Среда» и просто устроиться туда на работу. Но на практике это маловероятно.

В большинстве случаев начинающим сценаристам придется идти окружным путем. Но задача перед ними останется та же: добиться внимания продюсера и показать свои практические навыки.

И поэтому первое, что вам нужно сделать – это написать что-либо приличное. И раз вы уже задумываетесь о том, как пробиться в индустрию, скорее всего, вы это уже сделали. Что ж, тогда начнем штурмовать стену.

Мы начинаем КВН. Для чего? Для того…

Самый распространенный путь в кинобизнес в России – это пока еще КВН. Сколько ни повторяй, что «он уже не тот» и его никто не смотрит. Существенная часть нынешних продюсеров и сценаристов выходцы из КВН. И многие из них все еще используют эту игру для поиска кадров.

Если вы играете в КВН хотя бы на региональном уровне, поспрашивайте ваших знакомых. Наверняка через одно-два рукопожатия вы сможете выйти на кого-то из киноиндустрии и договориться о встрече.

Кинокомпании и продакшены

К сожалению, не все из нас годами шутили со сцены. Если вы из таких, первое, что вам нужно – это составить таблицу-список кинокомпаний, продакшенов, продюсерских центров и киностудий, которые вам интересны.

Набрать нужную базу вам поможет работа в Google или «Яндексе», изучение «Википедии» и просмотр отечественных фильмов и сериалов.

Вспоминайте все фильмы и сериалы, вышедшие за последние лет десять, качество которых вас не раздражает. Ищите, кто их создал. Смотрите на логотипы перед титрами, ищите информацию на «Кинопоиске».

Записывайте названия и изучайте сайты понравившихся компаний. Первое, что вам нужно посмотреть, это вкладка «Для авторов». Оттуда надо взять контакты и уточнить перечень необходимых документов. Некоторые компании просят прислать заявки, другие синопсисы, кто-то рассматривает только готовые сценарии. Такие пожелания всегда нужно учитывать.

Где-то есть открытый электронный адрес, где-то используется форма обратной связи. Всю эту информацию занесите в таблицу.


Продюсеры в шаговой доступности

Закончив с кинокомпаниями, нужно сделать такую же базу продюсеров. В век соцсетей написать напрямую можно практически каждому. Нужно только знать имя и фамилию.

Алгоритм тот же – отсматриваем фильмы и сериалы и выписываем имена исполнительных продюсеров. Ориентируемся на тех, кого указывают первыми. Скорее всего, именно они тянули этот проект с самого начала.

Для начала находим их в соцсетях и убеждаемся, что настройки приватности позволяют им написать. Далее, опять же, идем на «Кинопоиск» или «Википедию» и изучаем их фильмографию. Смотрим, каким проектам они отдают предпочтение. Ищем их интервью и просматриваем на предмет полезной информации. Записываем все в таблицу.

Найдя продюсера, которому может быть интересен ваш сценарий, вы можете написать ему. И тут нужно помнить два момента:

  1. Скорее всего, у этого продюсера сотни неотвеченных сообщений.
  2. То, что вы до него добрались, не означает, то он потратит на вас много времени.

А значит, сообщение нужно писать кратко, без долгих объяснений и расшаркиваний. Ваши биография и анкетные данные в этот момент продюсеру тоже не интересны. Сценарий можно прислать, только если попросят. Для начала лучше ограничиться логлайном в теле сообщения и прикрепленным документом с заявкой или идеей.

Нужно понимать, что, скорее всего, у вас есть только один шанс. Если ваша идея продюсеру не понравится, вполне возможно, что второй раз он не станет читать ваше сообщение. Или как минимум вам придется выждать длительное время перед второй попыткой, чтобы он успел вас забыть.

Те, кто опасается такого исхода, может пойти другим путем. Вместо того чтобы присылать свои наработки напрямую, можно спросить у продюсера контакты его редакторов или отборщиков. Людей, которым он платит за поиск и чтение сценариев. Скорее всего, они более лояльно отнесутся к вашим вторым и третьим попыткам.

Киношколы для знакомства и учебы

Еще один верный способ дотянуться до индустрии. Если вы раздумываете о каком-либо обучении, поставьте перед собой сразу две задачи: научится чему-нибудь и познакомиться с нужными людьми.

Если преподаватели-теоретики или уже давно не практикующие сценаристы, вряд ли они смогут вам помочь с трудоустройством. И наоборот. Если преподаватели все еще в обойме, они не только научит вас практическим секретам, они еще и расскажут, какими именно критериями руководствуются кинокомпании, с которыми они сотрудничают. И если вы себя проявите при обучении и вас не стыдно будет представить своим заказчикам, они это сделают.

За обучение придется заплатить, это понимают все. В большинстве случаев будущие студенты забывают, что обучение отнимает много времени. Ведь если вы настроены серьезно, вам нужно будет не только изучить предоставленный материал и разобраться в нем, но и применить его на практике. Это длительный процесс, очень часто студенты к нему не готовы.

Сценарные конкурсы

Еще один способ пробиться в индустрию. Именно его чаще всего практикуют начинающие сценаристы. Благо за последние пару лет количество сценарных конкурсов увеличилось в разы.

И тут главное вовремя увидеть объявление. Для этого лучше всего воспользоваться каким-либо сервисом для отслеживания новостей по ключевым словам. Вариантов много: сайты, приложения, расширения для браузеров. Вбиваем «сценарный конкурс», «сценарный питчинг» и производные.

Кроме того, не повредит подписаться на сценарные телеграм-каналы и паблики во ВКонтакте. Там тоже постоянно публикуются объявления о конкурсах или сообщения от продюсеров, ищущих проекты.

Конечно, сценарный конкурс всегда лотерея, где вы будете соревноваться с сотнями других претендентов, среди которых, скорее всего, будут и уже состоявшиеся профессионалы. Но, по крайней мере, вы будете уверены, что вашу идею прочитали.

Самое страшное, что вас ждет

Самое раздражающее для начинающего сценариста в попытках пробиться в индустрию – тотальное отсутствие обратной связи. Вам никто не будет объяснять, почему забраковали ваш проект. Вы плохо его написали? Он не подходит по бюджету? Кто-то уже снимает что-то похожее? Скорее всего, вам не ответят. Более того, вы не всегда даже будете знать, прочитали ли ваше письмо. Это раздражает. И от этого никуда не деться.

На самом деле подходит любой вариант. Помните:

Главное, вырваться из этого губительного состояния. Чтобы пережить отказ, нужно как можно быстрее вернуться к работе. Просто сделайте это, и увидите: вам сразу станет легче.

Попасть в индустрию начинающему сценаристу – это как перебираться через высокую длинную стену без лестницы. Это долго. Это сложно. Это требует фантазии. И это часто раздражает. Но если вы настроены серьезно, рано или поздно стена покориться. Главное, не верить тем, кто говорит, что это невозможно. И, разумеется, не сдаваться.

Как стать сценаристом

Как отдельная профессия, сценаристика (scenaristika) появилась позднее киноиндустрии. В конце XIX века сюжеты мультиков и фильмов были примитивными. Кинематографисты экранизировали анекдоты, песни, изображения из рукописей и гравюр.
В начале XX века создатели кино обратились к литературе. Однако адаптированием сюжетов долгое время занимались сами авторы книг, студенты и журналисты. Только в 30-х годах появились люди, которые стали писать сценарии к фильмам на профессиональной основе. Во многом этому способствовало улучшение качества звукозаписи. На смену немому кино пришли диалоги персонажей.
Сегодня сценаристика — это востребованная, престижная и высокооплачиваемая профессия. Кинокомпании постоянно находятся в поиске авторов, умеющих придумывать захватывающие истории. Производителям ТВ-шоу и сериалов нужны сценаристы, которые готовы работать в условиях строгого дедлайна и не выбиваться из формата канала.

История профессии сценарист

Какие знания, навыки и качества нужны человеку, чтобы стать сценаристом

  • усидчивостью;
  • терпением;
  • трудолюбием;
  • внимательностью;
  • стрессоустойчивостью;
  • богатым воображением;
  • критическим мышлением.

Только далёкие от киноиндустрии люди думают, что сценарное образование реально получить за короткий срок. Мол, достаточно посмотреть примеры чужих текстов, выложенных в открытый доступ. Однако сценаристика — это целая наука. Чтобы стать настоящим киносценаристом, автор должен изучить следующие области.

  1. Основы драматургии. Погружаясь в эту дисциплину, сценарист учится базовым понятиям жанра, сюжета, фабулы, архетипам и механике развития персонажей, типологии конфликтов.
  2. История. Без знания основных хронологических периодов и биографий известных личностей невозможно писать сценарии для серьёзных фильмов. Сценарист учится отбирать факты и проводить документальное исследование, чтобы достоверно описывать исторические события.
  3. Психология. Киносценарист должен стать хорошим психологом, чтобы правильно выражать индивидуальность персонажей через действия и диалоги.
  4. Структура сюжета. Произведение сценариста состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, а также включает несколько сюжетных поворотов. Создание каждого элемента подчиняется определённым правилам, которые позволяют тексту фильма стать логичным и убедительным.
  5. Основные форматы сценариев. Тексты короткометражных и полнометражных фильмов, мультиков, сериалов, компьютерных игр имеют свои особенности, которые нужно учитывать в работе. Более подробно о форматах можно прочитать в нашей статье «Как написать и продать сценарий».
  6. Методы презентации. Чтобы стать высокооплачиваемым сценаристом, нужно правильно продавать свои услуги. Для этого авторы учатся составлять заявку и синопсис (краткое описание сюжета), предназначенные для отправки в студии. Не менее важен навык устной презентации сценариев. Он необходим для участия в питчингах, где продюсеры выбирают лучших авторов.

Где учиться сценаристике, и что необходимо для поступления на киносценариста

Стать сценаристами могут выпускники университетов, киношкол, выходцы из смежных профессий (журналисты, КВН-щики, редакторы) и даже люди без высшего образования. Каждый путь для входа в сценаристику имеет свои плюсы и минусы.

Где учиться на сценариста

Поступить в университет

  • хорошую теоретическую базу в области драматургии, сценаристики, истории, психологии;
  • возможность написать и защитить сценарий полнометражного фильма;
  • обратную связь со стороны опытных преподавателей;
  • чёткое указание на недостатки сценарной работы;
  • знакомства с профессионалами, которые могут помочь с трудоустройством;
  • прохождение стажировок за границей.
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, сценарно-киноведческий факультет (филиалы есть в Москве, Иркутске, Ростове-на-Дону, Сергиев Посаде);
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания, сценарный факультет (Москва);
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, факультет кинодраматургии;
  • Московский государственный институт культуры, факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств;
  • Казанский государственный институт культуры, факультет драматургии.

Стать учащимся школы кино

Киношкола — это частное учебное заведение, основанное опытными драматургами или режиссёрами. Учиться в ней нужно в среднем от 1 года до 3 лет. После окончания выдаётся сертификат, который формально не является дипломом о высшем образовании. Однако этот документ право поступить на работу в телестудии, кинокомпании, IT-компании, продюсерские центры, продакшн-агентства и другие организации развлекательной индустрии.

  • Московскую школу кино;
  • Образовательный центр «Культбюро»;
  • Высшие курсы сценаристов и режиссёров;
  • Школу кино и телевидения «Индустрия»;
  • Киношколу «Свободное кино»;
  • Высшую школа кино «Арка»;
  • Киношколу Александра Митты;
  • Высшую школа кино и телевидения «Останкино»;
  • Академию WordShop.

Получить образование на краткосрочных курсах

Многие профессионалы скептически настроены по отношению к курсам, которые длятся 3–8 месяцев. Они считают, что нельзя стать киносценаристом за столь короткий срок. Однако такой формат обучения дает необходимую базу, которая позволяет в дальнейшем учиться сценаристике самостоятельно.

  1. Программа образования. В ней обязательно должны присутствовать основы драматургии, инструменты создания персонажей, специфика разных форматов, правила оформления печатных сценариев, заявки и синопсиса. Хорошо, если минимум 30% программы будут составлять практические занятия.
  2. График и формат обучения. Если вы сильно заняты на основной работе, выбирайте курсы выходного дня или дистанционное образование.
  3. Отзывы. Почитайте, каких реальных результатов добились ученики. Смог ли хоть кто-то после прохождения курса стать сценаристом или продать готовый сценарий? Положительные отзывы о самом учебном процессе ещё ни о чём не говорят, поскольку одной мотивации недостаточно для заработка на сценаристике.

Проходить обучение на семинарах

Семинары — это закрытые мероприятия, посвящённые одной узкой теме в сценаристике. В среднем они длятся 1–5 дней. Ведущим может стать известный представитель киноиндустрии: сценарист, продюсер или режиссёр. Чтобы участвовать в таком мероприятии, нужно заплатить 2–20 тысяч рублей.
Посещение семинаров не поможет стать сценаристом фильмов с нуля. Такой формат образования больше ориентирован на авторов, которые уже работают по специальности, но хотят получить дополнительные знания, прокачать писательские навыки, зарядиться мотивацией или познакомиться с влиятельными людьми.

Семинар для сценаристов

Самостоятельно учить сценаристику с помощью книг и фильмов

  1. Читать литературу. Из хороших учебников по сценаристике на русском языке стоит отметить А. Митта «Кино между адом и раем», Р. Макки «История на миллион долларов», С. Филд «Сценарий: основы сценарного мастерства», Э. Лайош «Искусство драматургии», У. Индик «Психология для сценаристов». Кроме того, автор должен регулярно читать художественную, историческую и научно-популярную литературу, чтобы повышать уровень эрудиции.
  2. Проходить бесплатные онлайн-курсы по сценаристике. Найти их можно на сайтах киношкол и каналах Youtube. К сожалению, большинство хороших курсов для сценаристов на английском языке.
  3. Смотреть и разбирать фильмы. 5 кинолент в неделю — необходимый минимум. Опытные сценаристы часто советуют новичкам начать со списка Спилберга. В него входит 206 фильмов, снятых преимущественно в 40–70-е годы XX века. В процессе просмотра кино нужно разбирать сценарий на составляющие элементы и находить повороты в сюжете.

Как самостоятельно учиться сценаристике

Профессиональные обязанности сценариста

  • придумывают концепцию фильма (сериала, телепередачи) и согласовывают её с заказчиком;
  • пишут сценарии;
  • вносят правки после проверки текста редактором, исполнительным продюсером, режиссёром и другими ответственными лицами.

Профессиональные обязанности сценаристов

Как поступить на работу и построить карьеру в сценаристике

  • сериалы и ситкомы;
  • полнометражные фильмы в жанрах комедия, мелодрама, военное кино;
  • развивающие мультсериалы для детей до 12 лет;
  • рекламные ролики.
  • рассылать заявки и синопсисы производителям ТВ-шоу, киностудиям, продюсерским центрам;
  • откликаться на проекты по написанию рекламных роликов на биржах фриланса;
  • просить о помощи знакомых, которые работают в киноиндустрии;
  • участвовать в питчингах.

В сценаристике нет чёткой карьерной лестницы. Авторы ставят скорее финансовые цели. Если вас интересует стабильность, постарайтесь поступить на работу в студию, производящую сериалы и ТВ-шоу. А наиболее высокие гонорары платят кинокомпании (особенно зарубежные), но заказы оттуда приходят редко.

Как построить карьеру в сценаристике

Сколько зарабатывают сценаристы в небольших городах, Москве и за рубежом

Заработок сценариста зависит от того, где и как он работает. Так, столичные производители сериалов и ТВ-шоу платят своим сотрудникам 70–300 тысяч рублей в месяц. В рекламных, продакшн и event-агентствах Москвы авторы сценариев зарабатывают 30–120 тысяч рублей. В регионах зарплаты в 1,5–2 раза ниже.
Киностудии заказывают или покупают готовые сценарии. В зависимости от бюджета проекта сценарист может заработать 1–6 млн рублей за один фильм. За рубежом доходы талантливых писателей ещё выше. В среднем сценарий к фильму стоит 70–130 тысяч долларов. Кроме того, сценарист получает авторские отчисления с каждой продажи лицензии и кассовых сборов.

Сколько зарабатывают сценаристы

Таким образом, стать сценаристом нелегко. Нужно учиться долгие годы без малейших гарантий на трудоустройство. Если вы справитесь с задачей, то сможете наслаждаться творчеством и зарабатывать большие деньги.

Сценарист – создатель идейной основы фильма, спектакля, компьютерной игры, рекламного ролика, шоу и любого прочего действа.

Сценарий – это особое литературное произведение, которое кардинально отличается от других жанров: будь то роман, повесть, рассказ или эссе. Литературного таланта и виртуозного владения словом недостаточно для написания сильного сценария.

Профессия сценаристПрофессия сценарист – обзор курсов сценаристов

Нужен логический подход, абстрактное мышление, умение удерживать сюжет, причинно-следственную связь поступков и реплик героев.

Сценаристами не рождаются – ими становятся, накопив достаточный жизненный, духовный и творческий опыт. Располагая багажом впечатлений и раздумий.

Кто такой сценарист и чем он занимается?

Любой сценарий начинается с идеи и краткого ее описания – синопсиса. В зависимости от того, берет ли сценарист за основу собственную сюжетную линию или пишет существующего произведения, сценарий может быть оригинальным или адаптированным.

В любом случае схема работа не меняется: сценарист готовит описание действующих лиц, их характеров, биографий и внешних данных, разделение на сцены и эпизоды, диалоги, ремарки, действия, декорации, фоны.

Плюсы и минусы профессии сценариста

Плюсы:

  • Постоянный спрос на сильные сценарии.
  • Хорошие перспективы заработка.
  • Полная свобода творческого процесса.
  • Возможность донести собственные идеи до любой аудитории.

Минусы:

  • Востребован далеко не каждый сценарий.
  • Отсутствие выходных, умственные нагрузки.
  • Пребывание к тени режиссеров и актеров.

Необходимые навыки и знания

Профессиональный сценарист должен обладать особенным чутьем и способностью анализировать каждый увиденный фильм, прочитанный роман или услышанную историю. Много и постоянно читать истории жизни, смотреть их воплощение на сцене или в кино, записывать мысли, создавать заготовки. Для истинного сценариста обязательны следующие качества и знания:

  • Знание основ сценарного мастерства.
  • Представление о законах киноискусства, телевидения, тетра и др.
  • Литературные способности.
  • Работоспособность, восприятие больших объемов информации.
  • Образное творческое мышление, внимание к деталям.
  • Усидчивость и умение концентрироваться.

Сколько зарабатывают сценаристы?

Заработная плата сценариста определяется его востребованностью, работоспособностью, качеством сценариев и процентом их реализации. Гонорар, написанный под конкретную шоу-программу, может составлять от 4 до 10 тысяч рублей. Впрочем, в зависимости от уровня мероприятия он может достигать той же суммы в валюте.

Создатель сценария рекламного ролика может рассчитывать на 7-20 тысяч рублей. Сценарий, получивший воплощение на сцене или на экране, приносит создателю от 30 тысяч рублей и выше. И вновь, все зависит от уровня постановки.

Как стать сценаристом?

Получить диплом сценариста возможно в высших учебных заведениях по направлению «культура и искусство» – в институтах кинематографии, телевидения и радиовещания, на литературных факультетах вузов, но главное – в театральных академиях. Также существуют различные центры дополнительного образования, курсы и мастер-классы признанных мастеров.

Также рекомендуем прочитать интервью со сценаристом Екатериной Гейзерих.

Где искать работу?

Донести сценарий до точки воплощения – одна из наиболее сложных задач. Особенно для начинающего специалиста. В первую очередь, стоит разослать краткое описание туда, где он может быть востребован – в кинокомпании, телестудии, продюсерские центры, рекламные агентства. Необходим мониторинг конкурсов на лучший сценарий. Можно использовать социальные сети для самопродвижения.

Сферы и жанры, в которых востребован труд сценариста: киноиндустрия, телевидение, театр, реклама, праздники и шоу, компьютерные игры.

Чтобы найти работу, воспользуйтесь следующими ресурсами:

Как стать сценаристом

Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.

Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.

Любовь — очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.

Шаг 1. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание

Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание — это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.

Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).

Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).

Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.

Шаг 2. Начать учиться

Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.

Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.

Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.

Литература по сценарному мастерству — вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано.

Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя.

Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.

Шаг 3. Много писать

В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо ждать вдохновения, чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.

Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения — это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений.

Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента.

Только практика научит вас быть сценаристом.

Шаг 4. Определить свою авторскую территорию

Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.

Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма.

Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек».

Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.

Шаг 5. Заявить о себе

Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.

Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.

Ваша задача — собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.

Шаг 6. Усмирить своё эго

Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира — единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.

Кино — командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, — это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.

Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, — это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.

Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.

Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.

Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) — командным игроком.

Шаг 7. Снять фильм в качестве режиссёра

Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях.

Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования.

Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.

Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.

«Сценарист — это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы — победитель.

Обратная сторона профессии: сценарист

Как вы пришли к тому, чтобы заниматься сценарным мастерством?

Я учился в Университете Натальи Нестеровой на факультете режиссуры, и для учебы приходилось писать сценарии. В какой-то момент я понял, что я куда больше востребован как сценарист, чем как режиссер. Самое смешное, что я с детства терпеть не мог это дело – писать.

До сих пор помню: я во втором классе, мне дали домашнее задание – переписать пару строчек из учебника. Я сидел над ними битый час с ощущением, что это какой-то бесконечный текст. Если бы тогда мне кто-то сказал, что я буду писать профессионально, я бы ужаснулся.

Я до сих пор не получаю особых эмоций от самого процесса написания. Доставляет удовольствие тот факт, что мой текст кому-то нравится.

Когда сценарий хорошо экранизируют, когда он нравится зрителям, когда получаешь обратную связь от публики – вот это удовольствие, это те самые эмоции, которые помогают писать дальше.

А как вы пробились на экран?

Вообще российский кинорынок довольно маленький, все друг друга знают. Я начинал с того, что делал за небольшие деньги ограниченную часть сценарной работы – правил диалоги для разнокалиберных сериалов.

Потом стал полноценным автором для «Моей прекрасной няни» – помните, был такой сериал? И вот так постепенно дошел до того, что начал писать сценарии к полнометражным фильмам.

Самый сложный шаг для начинающего сценариста, который хочет продвинуть свой сценарий, – это поиск хорошего продюсера.

Имеет смысл пользоваться всеми возможностями: ходить на профессиональные тусовки, поддерживать контакты в соцсетях, участвовать в так называемых питчингах – конкурсах, которые устраивают теле- и кинокомпании.

Например, в начале апреля открытый питчинг сценариев запустил холдинг «СТС Медиа».

Сценарии пройдут несколько этапов отбора, а победители конкурса встретятся с продюсерами и получат шанс экранизировать свою работу. Это хорошая возможность для начинающих авторов, которые не знают, как реализовать свои киноидеи.[news_photo_1]

Вообще, я считаю, что сначала всегда должна идти практика, а уже потом – теория. Классическую драматургию, которая преподается в вузах, хорошо постигать тогда, когда что-то попробовал написать и уже споткнулся на собственных ошибках. Поэтому сначала нужно писать, а уже потом, в процессе, изучать теорию.

Сценарист – это прибыльная профессия? Можно ли, написав один хороший сценарий, полгода не работать?

Наверное, можно. Если честно, я не пробовал: если хочется работать, то зачем целых полгода бездельничать? Но вообще все зависит от степени известности автора.

Начинающим сложнее: когда ты только начинаешь работать сценаристом, ты похож на строителя, которого приглашают рыть яму, а потом думают, заплатить ему или нет. Сначала ты пишешь, а потом продюсер принимает решение, хороший сценарий или плохой.

Естественно, начинающие авторы не получают такие гонорары, как авторы известные, с несколькими успешными фильмами в портфолио. Но у всех есть шанс стать успешным, если не лениться, учиться и тренироваться.

Каких-то конкретных ставок у сценаристов нет: стоимость сценария зависит от человека, который его пишет, а не от количества букв. Она обговаривается на этапе заключения договора и потом, как правило, не меняется – независимо от того, сколько денег фильм собрал в прокате. На Западе работает другая схема: там сценарист куда чаще, чем в России, получает процент от проката.

Может ли российский сценарист успешно переключиться на зарубежный рынок, чтобы его работу купили на Западе?

Для нас тут верна пословица «где родился, там и пригодился»: написать качественный сценарий на неродном языке практически невозможно, если только вы не владеете, скажем, английским на уровне носителя.

Можно, конечно, писать на русском и отдавать на перевод, но это сильно усложняет логистику, да и автора становится уже два. Вы только представьте: сначала нужно перевести сценарий, потом переводить многочисленные правки, потом дорабатывать на русском, потом снова переводить на английский.

Другое дело – продажа идей и кооперация. Тут мы все дальше продвигаемся на иностранные рынки.

Какие жанры сейчас наиболее востребованы?

Есть, конечно, мода на определенные жанры. Несколько лет назад были очень популярны фильмы про Великую Отечественную войну, потом про спорт, сейчас хоррор становится востребован. Но, я думаю, зритель идет в кино скорее не на определенный жанр, а на качественный фильм.

Так что сценаристу не стоит ориентироваться на «модные» направления. Угадывать сиюминутное настроение – бесполезное дело еще и потому, что производственный цикл кино очень долгий.

Пройдет год или полтора с момента написания сценария, а то и больше, прежде чем фильм снимут и он выйдет в прокат.

Важно ли вам как сценаристу, что говорят о вашем детище публика и критики?

Безусловно. Я стараюсь читать и профессиональную критику, и отзывы обычных зрителей. Но здесь важно помнить, что эти мнения всегда субъективны.

Я иногда соглашаюсь с высказанными замечаниями, но бывает, что критик ставит себя на место продюсеров, сценаристов, режиссеров и буквально расписывает свою версию того, как должно было быть снято то или иное кино. Для меня это плохой критик.

В таком случае нужно самому становиться продюсером, сценаристом, режиссером и самостоятельно делать фильмы, а не критиковать других. К сожалению (а может, и к счастью) необходимость в профессиональной критике в современном мире постепенно сходит на нет.

Становятся доступны куда более быстрые и понятные инструменты, позволяющие оценить качество фильмов. Это, в свою очередь, приводит к появлению некого ощущения «безответственности» у тех, кто профессионально оценивают фильмы. Зачастую, это и не оценка вовсе, а самовыражение.

Демонстрация читателю «насмотренности» и превосходства собственного интеллекта, не позволяющая хорошо оценить «слишком простые» с точки зрения критика фильмы. Это, конечно, не касается нескольких действительно выдающихся критиков (которые и не критики вовсе, а, скорее просветители).

Как правило, после премьеры фильма или сериала большинство запоминает имена актеров, режиссера и иногда продюсера. Про сценаристов в России чаще всего забывают. Речь идет не только о зрителях, но и их коллегах по киноцеху. Правда, последнее время кажется, что ситуация меняется — появляется все больше курсов для сценаристов, а успех некоторых отечественных сериалов связывают именно с работой над хорошими историями. Специально для «Цеха» сценаристка веб-сериалов “Это я”, “Я иду искать”, соавтор анимационных сериалов “Оранжевая корова” и “Лекс и Плу” Елизавета Симбирская спросила своих коллег, с чего начать тем, кто хочет писать сценарии для российского кинематографа и телевидения. Лена Ванина, Люба Мульменко, Филипп Коняшов, Антон Токтонов и Роман Кантор рассказали, где сегодня лучше учиться на сценариста, на какую зарплату можно рассчитывать и почему не стоит пренебрегать услугами агента.

В 2013 году я окончила ВГИК и получила диплом с квалификацией “драматург”. Сразу после выхода из университета я осознала свою полную неподготовленность к индустриальной работе с ее договорами, переговорами, оплатой, авторскими правами. Эти вопросы максимально далеки от драматургии, но критически важны для реальной жизни и работы. Как начинающий сценарист я часто соглашалась на работу без договора и меня обманывали заказчики; я ничего не знала про свои авторские права и права работника индустрии; про то, как должен выглядеть договор; сколько стоит моя работа; как мне общаться с продюсерами; где искать агента и нужен ли он; уместно ли спрашивать сценарные расценки у коллег и почему одни сценаристы получают миллион рублей, а другие пятнадцать тысяч; в чем разница между просто сценаристом и появившимся чуть позже в индустрии шоураннером — сценаристом/креативным продюсером, человеком, который отвечает не только за текст, но и за его реализацию, включается в подбор актеров, режиссерские раскадровки, финальный монтаж, подбор музыки. Все эти знания приходили ко мне на практике и благодаря самообразованию.

Сейчас я работаю с анимационными и веб-сериалами. В анимации цены начинаются от 50 000 рублей за 7-10-минутную серию, в веб-проектах от 15 000 рублей за пятиминутную серию.

У вас забирают все права, вы должны всё и всем, вам не должны ничего, кроме суммы денег, разбитой на сто кусочков, которые будут выплачивать год и, возможно, ваше имя даже не появится в титрах. Это проблема законодательства, из которой вытекает проблема отношения к авторам. Поменяется закон — поменяется отношение и, я уверена, качественно возрастет количество хороших сценариев.

Чтобы сегодняшним начинающим (и не только) сценаристам было чуть проще работать в индустрии, я задала вопросы про фактические, а не творческие аспекты профессии нескольким уже опытным авторам.

Где учиться на сценариста в России? (И нужно ли вообще это делать?)

Люба Мульменко, сценарист фильмов “Верность”, “Комбинат «Надежда», “Как меня зовут”, “Еще один год”

Я окончила филфак, у меня нет профильного кинообразования, но если бы я сейчас хотела его получить, пошла бы в школу документального кино Марины Разбежкиной или Московскую школу кино .

Лена Ванина, сценаристка сериалов «Лондонград», «Оптимисты», «Оптимисты-2», «Последний Министр»

Сценаристу точно не нужно идти во ВГИК. Сценарист должен чувствовать слово, динамику языка, современное его звучание. Во ВГИКе вас научат писать вымышленным языком из неснятых фильмов Тарковского. Это чудовищно. Лучше пойти на филфак, мне кажется. Там хотя бы нужно читать много хороших книг и все время писать. Чувство языка формируется лучше и без адской пошлости в голове. В Москве есть несколько киношкол: МШК, МШНК , « Индустрия » и школа Марины Разбежкиной. Я не очень хорошо знаю, каких сценаристов выпускают первые три, но думаю, что для сценариста может быть очень полезным поучиться у Разбежкиной на документалиста. Ты так близко имеешь дело с жизнью, с правдой, с фактурой, что из тебя выбивается фальшь. А это, мне кажется, самое главное.

Филпп Коняшов, сценарист, соавтор сериалов «Проект "Анна Николаевна"» и "Гоголь"

Чтобы писать сценарии, нужна теоретическая база и опыт. В идеале дело не должно ограничиваться несколькими годами в киношколе, есть смысл повышать квалификацию на протяжении всей карьеры. Стоит ли для этого поступать куда-то? Не факт. Поступать нужно, чтобы познакомиться с другими студентами, потенциальными будущими соавторами, заказчиками и единомышленниками.

Роман Кантор, сценарист сериалов “Эпидемия”, “Мертвое озеро”, фильма “Серебряные коньки”
Не стоит ожидать от образования, что оно сделает тебя состоявшимся сценаристом. Это лишь повод заняться профессией. Мне кажется, сейчас наиболее симпатично выглядят курсы в киношколе “Индустрия” и в “Московской школе кино”. Насчет ВГИКа есть ощущение, что там очень долгое образование, которое скорее общеобразовательное, но плохо ориентированное на индустрию.

Антон Токтонов, главный редактор студии "Нон-Стоп Продакшн"

Научить писать сценарии невозможно, этому можно только научиться. На собственном опыте. При этом теоретическая база, конечно, не помешает. Ее можно получить как из специальной литературы, так и в киношколах, которых сейчас довольно много. Главное — смотреть много фильмов и сериалов, старых и новых. При правильной, аналитической оптике просмотра это очень помогает. Насмотренность — необходимое условие для овладения профессией.

Читайте также: