Как устроиться на работу в детский дом

Опубликовано: 17.05.2024

Место, на пороге которого к горлу подступает комок. Дом малютки. Здесь обретают свой кров маленькие ангелочки, ставшие ненужными своим родителям или потерявшие всех близких. Сегодня “Гуранка” предлагает познакомиться с человеком, который отдает этим малышам частичку собственной души, который знает историю каждого и помогает в их взрослении. В гостях у портала специалист по социальной работе краевого специализированного Дома ребенка № 1 Екатерина Шалягина.

“Приносить пользу детям - это и есть смысл моей жизни”

В голове не укладывается суровая несправедливость жизни, но она есть. Я довольно редко приезжаю в Дом Малютки, обычно, когда помогаем вещами. И каждый раз, заходя в это здание, душа выворачивается наизнанку. В такие моменты я особенно остро осознаю, что не понимаю каково же это - работать в таком месте. Теперь довелось узнать это из первых уст.

Дом ребенка - это государственное краевое специализированное учреждение здравоохранения, где содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей. Возраст воспитанников - буквально от рождения или несколько дней после рождения и почти до 5 лет. Екатерина Шалягина пришла работать специалистом по социальной работе в Дом ребенка впервые в 2011 году.

- Я сначала работала на месте человека, который был в декретном отпуске. Влилась в эту атмосферу, но потом был перерыв - я сама ушла в декрет, но всегда мечтала вернуться сюда, как только представится такая возможность, потому как приносить пользу людям, а особенно детям - это очень важно для меня в жизни, это и есть смысл моей жизни.

Рабочие обязанности Екатерины - ведение личных дел малышей, отслеживание алиментов, оформление пенсий ребенку по инвалидности и постановка на статус в банк данных по всей России, чтобы его могли выбрать в семью. Также социальный работник играет непосредственную роль в процессе знакомства детей и будущих родителей при устройстве в приемную семью.

- Каждый малыш приходит к нам со своим пакетом. И я изучаю его историю. Я должна знать все о его прошлом, о том, почему попал к нам и какой сейчас. У каждого судьба своеобразная, и ты уже знаешь, что связывает ребенка с нашим учреждением. Мы организовываем встречу будущих опекунов с врачами Дома малютки, чтобы им рассказали о состоянии здоровья, о рождении малыша, непосредственное участие в процессе знакомства принимаю и я. Рассказываю будущим родителям о его истории, о его навыках, поведении и характере. Потом происходит знакомство.

“Больно от того, что хочется всех взять, но это само собой физически невозможно”

Сейчас в Доме Малютки живет 76 детей, это средняя цифра. Есть 10 групп, две грудные - по восемь ребятишек. И о каждом из этих малышей Екатерина знает все. И это, по ее словам, самое трудное в работе:

- Больно за детей, когда узнаешь первично, с чем они сюда попадают, что такое случается в жизни нашей. Больно еще от того, что хочется всех взять и это само собой физически невозможно. Хочется всем и каждому найти семью, чтобы каждый был счастлив, но понятно, что это - как объять необъятное и от этого не по себе.

Екатерина признается, что каждый раз узнавая историю ребенка, она пропускает все через себя. Несмотря на немалый опыт работы за плечами, абстрагироваться - это не про нее. Но есть и то, что помогает оставаться в ресурсе.

- Сколько лет работаю, все через сердце. Особенно, когда за душу берет история. Ребенок - самый незащищенный человек и обидеть его легко. Да, тяжело все пропускать. Держаться “на плаву” помогают мысли о том, что они сейчас здесь, у нас, и это хорошо. Пусть у них это было в прошлом, но на данный момент они накормлены, сыты, чистые и умытые, одеты, в тепле. Спать лягут вовремя, здесь и занимаются с ними. Ребенку хорошо и от осознания этого становится хорошо на душе.

Днем с ребятишками в Доме малютки работает воспитатель и младший медперсонал. Малыши живут по режиму, по утрам - зарядки и завтраки, есть и развивающие занятия, прогулки, и, конечно, время просто поиграть. Работают в Доме малютки и два врача-дефектолога, которые проводят индивидуальные занятия. Вечером на смену персоналу приходят медсестры. Они купают ребятишек, проводят все вечерние процедуры, и ночуют здесь же, охраняя сон малышей. Но время идет, и однажды наступает момент Дом малютки покидать. У каждого это происходит по разному.

- Когда ребенок уходит под опеку - мы радуемся за него, искренне. Потому что госучреждение не даст то, что может дать семья. В семье только ему будет уделяться внимание и, конечно, мы радуемся, особенно когда забирают в более благодатные регионы, например на море куда-то. Мы радуемся что они будут жить в благоприятных условиях.

Но, к сожалению, далеко не всех малышей ждет такая судьба, не все уходят в семьи. Есть и те, кто попадают в детские дома или дома инвалидов.

- Когда ребенок уходит в детдом - это грустно. Не знаешь, что будет дальше и какая судьба. Там их ожидает сложная взрослая жизнь, здесь они ангелочки маленькие, а там уже попадают в такой мир, который может оказаться жесток. Испытываешь и боль, и обиду из-за неизбежной судьбы, что так сложилось. Есть и те дети, которые пострадали в младенчестве из-за образа жизни родителей. Они попадают сюда ослабленные и некоторые восстанавливаются очень сложно. Есть дети-инвалиды, а люди не берут под опеку “тяжелых” детей. По достижению определенного возраста мы отправляем их в Петровск-Забайкальский дом инвалидов, некоторые ребятишки ходят в коррекционную школу-интернат, они могут учиться, но имеется задержка нервно-психического развития.

Воспитатель из детского дома честно рассказала о своей работе - слайд

Издание «Изнанка» опубликовало интервью с воспитателем, которая проработала в детском доме много лет.

«Работница детского дома» — так в интервью названа воспитатель, согласившаяся ответить на вопросы издания. Традиционно воспитателей детских домов принято считать причиной всех бед, происходящих с воспитанниками этих учреждений. Однако женщина убеждена, что главная проблема — это система.

О том, что происходит за закрытыми дверями детдомов, какими бывают дети и что делают или не делают воспитатели, в статье рассказано с предельной откровенностью. Chips Journal публикует материал с сокращениями.

— Почему решили посвятить жизнь работе с детьми?

— Изначально, с самого детства, я хотела работать с трудными подростками. Именно с трудными. Для этого с малых лет пыталась попасть в детскую комнату милиции (тогда ещё милиции). Попасть на работу, а не вообще попасть. Но чтобы туда пробраться, надо было приложить очень много усилий, и я решила действовать через детский дом (ДД). И задержалась там на 10 лет.

— Дети какого возраста находятся в вашем детском доме? Есть ли какие-то особенности или это обычные дети?

— За десять лет я сменила три детских дома. В первом дети были с трех до восемнадцати лет. Во втором — с трех до пятнадцати, а в последнем ДД — с шести до двадцати трех (после армии многие не могут устроиться в жизни, поэтому возвращаются в ДД). Особенностей у 90% детей очень много, в основном психологические, психические. Физических не так много, но случаи были. Если брать в целом 10 лет работы, то с физическими особенностями было человек 20. Это не такой большой процент. Но много физических особенностей выливаются из психических. Т.е. основа «проблем» именно в психике.

— Чаще всего в детских домах дети — сироты или те, родителей которых лишили родительских прав?

— В большинстве своем дети, у которых есть родители, лишенные прав. Если родители живут недалеко или в самом городе, то на выходные дети ходят к ним по заявлению. Сирот не так много. Наверное, если брать 100 детей, то сирот — 10, может даже меньше. Есть сироты, от которых изначально отказались. Таких вообще мало, т.к. обычно малышей в доме малютки разбирают до четырех лет, а к нам попадает очень мало. Но они есть.

— Чаще родители сами в детский дом отдают детей или органы опеки забирают?

— Скорее, органы опеки. Там происходит такой процесс: ты пьешь, например, а соседи это знают, позвонили в органы, спустя время приходят за ребенком. Ребенка помещают в реабилитационный центр, в это время (2-3 месяца) родители «одумываются», а если не одумываются, то в ДД отправляют ребенка уже органы опеки.

— Как детский дом влияет на характер детей?

— Если ребенок попал изначально в ДД и не знает семьи, но при этом попал в ДД в нормальную группу с адекватными воспитателями, то в обычной жизни не отличишь его от детдомовского. Если ребенок попал в 5-7 лет, то психика ломается, они становятся хитрыми, умеют адаптироваться под любые обстоятельства, но при этом многие остаются хорошими людьми в будущем (опять же при условии, что попали в нормальный ДД с нормальными воспитателями).

— Поднимали ли вы руку на подопечных?

— Это нельзя. Но было. Конкретно у меня было, что парень пришел в три часа ночи оооочень пьяный и решил, что можно бы и сексом заняться с воспитателем (со мной), пришлось обороняться. Ещё был случай, когда ребята пришли опять же пьяные, и один из них курил в вестибюле под камерами, я выбила сигарету из руки, а потом навели хай, приехала полиция, все дела. Но всё было нормально потом.

А вот как показывают в СМИ, было тоже, но не у меня. Я наоборот защищаю детей. Но очень нередко приходилось слышать необоснованный ор в сторону детей и рукоприкладство. Из-за этого были проблемы у меня с начальством, потому что «ты не имеешь право лезть в воспитательный процесс более опытных коллег — они больше знают».

— Правда ли, что в некоторых детских домах детей заставляют делать некоторые незаконные вещи? Воровать, продавать наркотики?

— Это делают старшаки. Заставляют мелких сиги стрелять и деньги. А воруют практически все. И заставлять не нужно.

— Правдив ли тезис о том, что из-за хорошего обеспечения в ДД выпускникам потом тяжело в жизни? Они не привыкли добиваться, всё всегда попадает к ним само по факту сиротства.

— Правдив на 100%. Как бы ты ни бился с ними, как бы ни любил — они всё равно оказываются в тюрьме и подобных учреждениях. Не все, но большинство. В зависимости от того, кто во сколько лет попал в ДД и как изначально воспитывался в семье. Да и ДД есть разные. В моем ДД — чернь, там все уголовники, а в соседнем — многие сумели адаптироваться. И это зависит от директора и того, как он поставит работу.

— В чем обычно проблема трудных детей? Болезнь, трудная жизнь или что-то еще?

— Скорее всего, в том, что они попадают в ДД. В тяжелых жизненных ситуациях многие живут, болеют тоже многие, но я не знаю, чтобы такие дети поголовно были плохими. Скорее, когда они попадают в ДД, то заводят дружбу с, так сказать, отбросами и пошло-поехало. Многие приходили нормальными, а выходили курящими-бухающими.

— За вашу практику сколько воспитанников после детского дома достигли кое-какого успеха?

— Именно за мою — не знаю. Ну, у девочки семья, муж, трое детей, и всё хорошо. Это считается? А так — кто продавцом работает, кто на автомойке. Но деньги-то имеют. И сами по себе средние такие обыватели — типа хорошо, что не в тюрьме. В основном похвастаться могут только тем, что семьи есть и работа, которая обеспечивает относительно нормальную жизнь. Но это уже успех.

— По каким статьям УК РФ ваши воспитанники чаще всего оказываются в тюрьме? Воровство, грабежи или что-то серьёзней?

— В основном воровство (машины со штрафстоянок угоняют и перепродают) и, конечно, всякие миксы продают, закладчиками подрабатывают, в магазинах воруют. И дерутся. Есть насильники, но это редко.

— Что бы вы изменили в современном устройстве ДД? Не жалеете ли о выбранной профессии?

— О выборе профессии я не жалею абсолютно. Жалею о том, что в этой профессии ничего нельзя изменить, если ты не революционер или Макаренко (советский педагог). В детях не разочарована, помимо жести там много хорошего, за некоторых гордость не в плане достижений, а в плане их позиции жизненной и в том, что они в тех условиях не сломались. А вот в плане воспитателей, в плане системы — всё устарело «тыщу» лет назад. Никто из старшего поколения не понимает молодых воспитателей. Ощущение, что ты работаешь в тюрьме строгого режима, но только этот строгий режим для воспитателей, а не для воспитанников. Очень много несостыковок. Например, ты что-то сделал для ребенка, он рад, а так нельзя, ибо тебе потом капец, а ребенку говорится, что этот воспитатель неправ.

Место, на пороге которого к горлу подступает комок. Дом малютки. Здесь обретают свой кров маленькие ангелочки, ставшие ненужными своим родителям или потерявшие всех близких. Сегодня “Гуранка” предлагает познакомиться с человеком, который отдает этим малышам частичку собственной души, который знает историю каждого и помогает в их взрослении. В гостях у портала специалист по социальной работе краевого специализированного Дома ребенка № 1 Екатерина Шалягина.

“Приносить пользу детям - это и есть смысл моей жизни”

В голове не укладывается суровая несправедливость жизни, но она есть. Я довольно редко приезжаю в Дом Малютки, обычно, когда помогаем вещами. И каждый раз, заходя в это здание, душа выворачивается наизнанку. В такие моменты я особенно остро осознаю, что не понимаю каково же это - работать в таком месте. Теперь довелось узнать это из первых уст.

Дом ребенка - это государственное краевое специализированное учреждение здравоохранения, где содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей. Возраст воспитанников - буквально от рождения или несколько дней после рождения и почти до 5 лет. Екатерина Шалягина пришла работать специалистом по социальной работе в Дом ребенка впервые в 2011 году.

- Я сначала работала на месте человека, который был в декретном отпуске. Влилась в эту атмосферу, но потом был перерыв - я сама ушла в декрет, но всегда мечтала вернуться сюда, как только представится такая возможность, потому как приносить пользу людям, а особенно детям - это очень важно для меня в жизни, это и есть смысл моей жизни.

Рабочие обязанности Екатерины - ведение личных дел малышей, отслеживание алиментов, оформление пенсий ребенку по инвалидности и постановка на статус в банк данных по всей России, чтобы его могли выбрать в семью. Также социальный работник играет непосредственную роль в процессе знакомства детей и будущих родителей при устройстве в приемную семью.

- Каждый малыш приходит к нам со своим пакетом. И я изучаю его историю. Я должна знать все о его прошлом, о том, почему попал к нам и какой сейчас. У каждого судьба своеобразная, и ты уже знаешь, что связывает ребенка с нашим учреждением. Мы организовываем встречу будущих опекунов с врачами Дома малютки, чтобы им рассказали о состоянии здоровья, о рождении малыша, непосредственное участие в процессе знакомства принимаю и я. Рассказываю будущим родителям о его истории, о его навыках, поведении и характере. Потом происходит знакомство.

“Больно от того, что хочется всех взять, но это само собой физически невозможно”

Сейчас в Доме Малютки живет 76 детей, это средняя цифра. Есть 10 групп, две грудные - по восемь ребятишек. И о каждом из этих малышей Екатерина знает все. И это, по ее словам, самое трудное в работе:

- Больно за детей, когда узнаешь первично, с чем они сюда попадают, что такое случается в жизни нашей. Больно еще от того, что хочется всех взять и это само собой физически невозможно. Хочется всем и каждому найти семью, чтобы каждый был счастлив, но понятно, что это - как объять необъятное и от этого не по себе.

Екатерина признается, что каждый раз узнавая историю ребенка, она пропускает все через себя. Несмотря на немалый опыт работы за плечами, абстрагироваться - это не про нее. Но есть и то, что помогает оставаться в ресурсе.

- Сколько лет работаю, все через сердце. Особенно, когда за душу берет история. Ребенок - самый незащищенный человек и обидеть его легко. Да, тяжело все пропускать. Держаться “на плаву” помогают мысли о том, что они сейчас здесь, у нас, и это хорошо. Пусть у них это было в прошлом, но на данный момент они накормлены, сыты, чистые и умытые, одеты, в тепле. Спать лягут вовремя, здесь и занимаются с ними. Ребенку хорошо и от осознания этого становится хорошо на душе.

Днем с ребятишками в Доме малютки работает воспитатель и младший медперсонал. Малыши живут по режиму, по утрам - зарядки и завтраки, есть и развивающие занятия, прогулки, и, конечно, время просто поиграть. Работают в Доме малютки и два врача-дефектолога, которые проводят индивидуальные занятия. Вечером на смену персоналу приходят медсестры. Они купают ребятишек, проводят все вечерние процедуры, и ночуют здесь же, охраняя сон малышей. Но время идет, и однажды наступает момент Дом малютки покидать. У каждого это происходит по разному.

- Когда ребенок уходит под опеку - мы радуемся за него, искренне. Потому что госучреждение не даст то, что может дать семья. В семье только ему будет уделяться внимание и, конечно, мы радуемся, особенно когда забирают в более благодатные регионы, например на море куда-то. Мы радуемся что они будут жить в благоприятных условиях.

Но, к сожалению, далеко не всех малышей ждет такая судьба, не все уходят в семьи. Есть и те, кто попадают в детские дома или дома инвалидов.

- Когда ребенок уходит в детдом - это грустно. Не знаешь, что будет дальше и какая судьба. Там их ожидает сложная взрослая жизнь, здесь они ангелочки маленькие, а там уже попадают в такой мир, который может оказаться жесток. Испытываешь и боль, и обиду из-за неизбежной судьбы, что так сложилось. Есть и те дети, которые пострадали в младенчестве из-за образа жизни родителей. Они попадают сюда ослабленные и некоторые восстанавливаются очень сложно. Есть дети-инвалиды, а люди не берут под опеку “тяжелых” детей. По достижению определенного возраста мы отправляем их в Петровск-Забайкальский дом инвалидов, некоторые ребятишки ходят в коррекционную школу-интернат, они могут учиться, но имеется задержка нервно-психического развития.


Михаил, почему ты решил работать в детском доме?

В детдом я попал после долгой работы в центре диагностики и консультирования № 8 «Эго». Получив хороший опыт в диагностике подростков, я решил, что пора свои знания применять на практике и вести с ними коррекционную работу. Мне предложили работу педагогом-психологом в красноярском детском доме «Самоцветы». Устроиться туда оказалось несложно, к тому же туда мужчин берут охотно, так как из 60 ставок на весь детский дом мужчины занимали только шесть.

В чём заключалась твоя работа?

Я был единственным психологом на 40 детей с «тяжёлым прошлым». Впрочем, в других детских домах детей было ещё больше: до 60, 70 и даже до 100 человек. В мои задачи входила диагностика детей, коррекция и профилактика их поведения. Также мне нужно было отчитывался за проделанную работу в администрации района по детям, которые самовольно покидают детдом или совершают административное или уголовное правонарушение.

Я также ездил по следственным изоляторам, когда детей привлекали к административной или уголовной ответственности. Наконец, вёл постоянный поиск спонсоров, чтобы обеспечить детям бесплатный поход в кино, бассейн или ещё куда-нибудь. Или чтобы спонсоры покупали в детский дом бытовую технику (микроволновки, компьютеры). Часто устраивал с детьми походы на природу. Занимался с ними скалолазанием, для чего организовал спортивный кружок.

Как вообще ребёнок попадает в детский дом?

Чаще всего дети оказываются в детдоме из-за смерти родителей или после их попадания в тюрьму. Бывает, что в детские дома определяют детей, у которых родители наркоманы или алкоголики.

Живущие в Красноярске дети сперва попадают в детский распределитель «Росток». Здесь первое время они находятся в шоке, поскольку пока ещё не могут поверить и понять, что с ними произошло. Живут в «Ростке» два или больше месяцев, и как только привыкают к этому месту — приходит направление в детский дом.

Что испытывает ребёнок после такой резкой перемены в жизни?

Изъятие из семьи или её потеря — это первый психологический удар. Потом ребёнок привыкает к распределителю «Росток» и когда его оттуда переводят, он испытывает второй психологический удар.

В детском доме новичка помещают в одну комнату с другими детьми похожей судьбы. Находясь постоянно вместе, дети общаются, узнают друг друга и обмениваются своим хоть и маленьким, но уже достаточно негативным жизненным опытом.

По итогу через пару месяцев мы имеем группу подростков, где каждый разбирается в недорогом алкоголе и знает где его достать, способен поддержать разговор о разных наркотиках, сам уже хоть и начинающий, но прекрасный боец (по крайней мере, каждый из них так считает, оттачивая свои умения на младших).

И по-другому не получается. Другой жизни они просто не видят. Когда ты годами подвергался насилию в семье, и в этой же семье было негласное правило: кто громче кричит и ведёт себя агрессивнее с другими, тот и прав, а потом тебя вытащили из этой среды и поместили в такую же, но без родителей, стоит ли рассчитывать, что из ребёнка вырастет достойный гражданин?

Похоже на тюремный мир.

Отчасти похоже, но всё же это не тюрьма. С другой стороны в детдоме для детей созданы тепличные условия. У них есть всё. Им дарят ноутбуки, планшеты. Если ребёнок что-то сломает, то стоит ему только попросить, как ему сразу эту вещь подарят в ближайший праздник. И дети привыкают к такой жизни, привыкают жить на иждивении. Их сложно заставить даже вымыть пол у себя в комнате, потому что «есть технички, пусть они и убирают» — заявляют они. Ближе к Новому году дети получают подарки с конфетами и от их избытка начинают их разбрасывать по коридорам. Порой насобираешь столько конфет после праздника, что хватит несколько раз с чаем съесть.

Несмотря на такое положение, детям порой не хватает простых мелочей типа шоколадки, чипсов именно здесь и сейчас. Возможность что-то купить у детей есть только раз в месяц, когда им выдают «детские», а это в месяц 100 рублей.

Отношения у мальчиков в детдоме строятся по принципу «кто сильнее, тот и прав?»

Да, это простейший способ избавиться от лишнего напряжения. Тут есть две стратегии: либо бей, либо беги. Поэтому ребёнок наказывает обидчика или терпит. У девочек примерно так же. Когда ты живёшь как в общежитии, где всё общее, то вести себя агрессивно — это довольно выигрышная стратегия, хотя и довольно энергозатратная, так как ты находишься в постоянном тонусе и страхе.

Если у них всё есть, почему дети бегут из детдома?

Причины разные: кто-то бежит к родителям и живёт у них. Был у нас мальчик цыган, он сбегал домой в Покровку в трёхэтажный коттедж к родственникам. Если ему там становилось скучно, он возвращался в детский дом. Обычно дети привыкают к бродячей жизни: ты некому ничего не должен, можешь гулять, где хочешь, а захочешь есть или спать — можешь всегда вернуться в детский дом. Поэтому с воспитателями часто не считаются.

/>О страхе смерти, суицидах и школьном насилии

Нередко мы знали, где находятся наши дети, но не могли ничего сделать, так как задерживать убегающего ребёнка мы не можем. Начнёшь хватать за руки, за одежду — будут синяки или порвёшь одежду. Дети сразу пишут жалобы на воспитателей, с этим очень строго. Поэтому ты стоишь у забора и смотришь, как ребёнок исчезает на горизонте. Потом ты сразу идёшь писать заявление в полицию о самовольном уходе подростка. Заявление состоит из 18 листов. Также об уходе ребёнка пишешь сообщение в районную администрацию.

Дальше дело за полицией. Искать детей она не спешила, даже если мы говорили конкретный адрес, где находится ребёнок. Полиция обычно ждёт самостоятельного возвращения ребёнка не больше недели (потому что через неделю ориентировка на ребёнка отправляется в федеральный розыск, а это портит им статистику), а потом едет по указанному нами адресу и забирает ребёнка, привозит в детский дом и передаёт нам.

Самое смешное, что были случаи, когда прямо при полицейских и при нас ребёнок разворачивался и уходил снова, пока мы заполняли бумажки. На наши просьбы его вернуть полиция говорила: «Пишите новое заявление о пропаже (18 листов), и мы пойдём искать».

Заявление об исчезновении ребёнка из детдома на 18 листах?

Заявление заполняется по шаблонам и очень подробно: форма лица, тип носа, форма черепа, одежда, привычки, обстоятельства ухода, рост, вес, татуировки. Заявление в основном в картинках, мы выбираем подходящую, но я даже про свою жену столько не знаю, чтобы ответить на все вопросы заявления. Заполнять всё это — тягомотина.


А куда бегут дети? К избивавшим их родителям?

Да, иногда убегают и к таким родителям. Ведь какими бы они ни были, они всё равно родители, которые дали тебе жизнь. Мы заботимся лишь о материальном благополучии ребёнка, а психологическая привязанность его в разы сильнее к родителям, чем к воспитателям.

Представь, сейчас к твоему дому приезжает машина, тебя в неё засовывают против твоей воли (а дети никогда не хотят уезжать из семьи), и ты уезжаешь в другой город. Там тебя селят с такими же забранными из семей детьми. Ты чувствуешь себя репрессированным. Всё, ты теперь живешь здесь, вот тебе твои новые вещи. Прежних друзей ты больше не увидишь, родителей тоже. Только если они к тебе приедут. И ты сидишь в детском доме, с вечно жгучей ностальгией по родному дому. По родителям, которые хоть и били тебя, но о которых у детей всё равно какие-то хорошие, пусть и редкие, воспоминания остались.

Но не все бегут к родителям. Некоторым детям ведь не к кому бежать, если родителей нет в живых, поэтому кто-то убегает к друзьям.

Насколько суровы к детям воспитатели?

В нашем детском доме воспитатели детей не били . Наоборот, в детдоме было страшно находиться по вечерам, когда уходила администрация и дневные воспитатели, и на одну ночную воспитательницу оставалось 10 детей, которые чувствовали себя настоящими хозяевами.

Почему страшно? Дети в это время чувствуют свободу. А что может сделать одна женщина десяти парням? Ничего. Вот они её и игнорируют, когда идут по своим делам. И жутко, когда процессом полностью руководят дети, а не персонал. А ночные воспитатели получают 12 тыс. рублей в месяц. Не в их интересах заниматься педагогикой. У них цель лишь бы ночь продержаться, и на этом хорошо.

Чаще всего в детском доме страдают младшие дети от старших. Культура детского дома пропитана насилием, поэтому среди главных интересов у детдомовцев бокс и другие виды единоборств. Воспитателям часто просто нечего им противопоставить, ведь дети защищены правами со всех сторон и не спешат принимать свои обязанности.

Что сложнее всего в работе воспитателя детдома?

Я думаю, главная сложность в том, что качественно заниматься коррекцией детей в таких условиях практически бессмысленно. На одного ребёнка ты успеваешь потратить один час в неделю. И после занятия он возвращается в группу и забывает про психолога на всю неделю. Начнёшь чаще с одним заниматься, замечаешь, как у других детей начинает ухудшаться поведение. А всех всё равно охватить невозможно, поскольку есть извечный бич всех педагогов — бюрократия.

/>Как красноярка помогла девочке из детдома

Временами я шутил с коллегами: «Если я проведу занятие с ребёнком, но не распишу занятие и индивидуальный план в журнал работы, то проверяющие органы меня накажут, а если наоборот, напишу, но не проведу, то ко мне придраться будет нельзя, но тогда это будет даже не видимость работы, а полное её отсутствие, по крайней мере, с некоторыми детьми». Вообще бумажной работы в детском доме очень много. Это выматывало больше всего, а главное — что в этом нет никакого смысла!

Почему решил уйти?

Понял, насколько эта система устарела и не эффективна. Да, там прекрасные условия, ребёнок сытый, с новым ранцем и в новых брюках, но где воспитание? Живя в детском доме, у детей не выстраивается доверительная связь со взрослыми, поскольку воспитатели меняются постоянно. Кадровая текучка обычно из-за тяжести работы. Воспитатели часто говорят, что лучше пойти в обычную школу, детский сад. Да, зарплата будет меньше, зато дети более послушные, нервотрёпки в разы меньше.

Какая была у тебя зарплата?

Я в детском доме работал на 1,5 ставки. Зарплата в детском доме хорошая. Есть надбавки за трудность и прочие мелкие надбавки. На полторы ставки выходило где-то 30-40 тыс. рублей в месяц. У воспитателей примерно так же. Это выше, чем у их коллег из детских садов.

Как складывается судьба детей после выхода из детского дома?

По-разному. Все мы любим истории про то, что ребёнок прошел детский дом, это закалило его и вот теперь он уверенный в себе директор небольшой компании. Это красиво, но на деле всё совсем не так. У воспитанников очень низкий интерес к учёбе. К нам поступали дети, которым было по 11 лет, но считать умели только до 10, читать не могли, и мы были вынуждены отправлять таких ребят в первый класс.

У детей из детских домов всё сложно с будущим , так как им тяжело, а зачастую и просто страшно думать о будущем. В их жизни был период, когда они жили в семье и строили планы. А теперь неизвестно, что будет дальше? А может завтра меня заберут родители домой? Может, возьмут приёмные? Может, переведут в другой детский дом, и всё что я здесь построил, будет разрушено и утеряно.

Судьбой детей по выходу из детского дома занимались социальные педагоги. Здесь мне сложно что-то сказать. Однако знаю, что в Красноярске есть тенденция, когда детям власти выкупают квартиры в доме на одном этаже, квартир сразу пять по госпрограмме, обычно это однокомнатные. Дети сдают четыре квартиры в аренду, и впятером живут в одной, спуская все деньги на кутёж.

Сколько вообще в Красноярске детских домов и чем они различаются?

На данный момент в Красноярске и его окрестностях 20 детских домов. В них разное число детей, которые также различаются по возрасту и типу детей (нормальные и с умеренной умственной отсталостью). Детский дом, в котором работал я, обеспечивает уход за 40 детьми. Есть у нас детские дома, где живёт по 200 ребят. Однако в крае сейчас ряд детских домов закрылись или планируют закрыться, поскольку приблизительно 400 мест в детдомах в целом по региону свободны. И это хорошо.

Можно ли сказать, что государство с помощью детдомов действительно заботится о детях, оставшихся без попечения родителей?

Какую-то часть проблем детский дом решает. Это понимаешь из рассказов детей про условия, в которых они жили. Когда ты боишься прийти домой и часами ходишь по двору, потому что дома тебя ждёт пьяный, обвиняющий тебя во всех своих проблемах и орущий на тебя родитель. Некоторые дети буквально ежедневно рискуют жизнью и здоровьем, поскольку реально могут стать жертвой домашнего насилия. Разумеется, из таких семей детей нужно изымать. И детдом даёт ему более спокойные и достойные условия.

Но появляется другая крайность. Ребёнка «вылизывают» с ног до головы: повара ему готовят еду, педагоги организуют обучение и досуг, уборщицы чистят помещения. И в этой «идеальной» обстановке в детях зарождается и со временем крепнет лень. Удивительно, но педагогам запрещено подпускать детей к приготовлению пищи, и в итоге у нас выпускались девочки и мальчики в самостоятельную жизнь, которые не умели сварить макароны и сделать салат. Привычки к уборке тоже никакой. Раз в неделю дети должны были лишь пропылесосить ковёр и всё. Остальную работу сделают уборщицы. И в результате у детей на заре их взрослой жизни развивается неуважение к чужому труду и инфантильность. И это болезнь всех детских учреждений нашего времени.

А как устранить эти недостатки в детских домах?

Частично перечисленные мной проблемы может решить переход на фостерное (патронажное) воспитание. В такой модели взрослые должны пройти курсы по работе с детьми из детского дома и стать «профессиональными родителями». Следующий шаг — это распределение детей не в детские дома, а сразу в такие «профессиональные» семьи, где они получат подобающее воспитание.

Сразу скажу, что эта модель — не панацея, и от всех проблем она не защитит ребёнка, есть и риски. Но, вытащив ребёнка из опасной среды родной семьи или двора, мы дадим ему другой взгляд на семейные ценности, где дом — это место, где тебя защитят, поддержат, выслушают. Коротко говоря, семья возьмёт на себя часть обязанностей, чем поможет ребёнку лучше социализироваться.

Почему у нас не внедряют такую модель?

У нас государство запретов. Пример — мы устраивали разовые мероприятия, на которых дети с воспитателями готовили пищу в своих комнатах. Но так как это работа с детьми, нужно, чтобы каждый ребёнок подписал правила техники безопасности, ведь ему работать с ножом. Во-вторых, где взять продукты для готовки? Те, что используют в столовой детдома нельзя: там всё под расчёт. Покупать директору либо воспитателю за свой счёт накладно. Мы как-то купили продуктов на одну группу в 10 человек. Провели мероприятие, сделали фотографию и разместили на сайте.

К нам вскоре приходит человек из администрации района и устраивает разбор полётов: а не эксплуатируем ли мы детей, не заставляем ли мы их каждый день готовить, а то ведь есть должность повара!? За что тогда повар получает деньги. Получается, воспитатель может взаимодействовать с ребёнком только беседами и разговорами?

/>История из жизни приемных родителей

Фостерные семьи не вводят, потому что этому надо учиться и учить, плюс социальная инерция бюрократии, которая к тому же очень прожорлива и не способна отказаться от лакомого куска в виде детдомов, а также не умеет доверять людям, без чего фостеринг невозможен. В Питере есть некоммерческое объединение «Партнёрство каждому ребёнку», которое развивает это направление в паре районов города и живёт, в основном, на гранты. Других аналогов не знаю.

Впрочем, у нас в городе есть благотворительный фонд «Счастливые дети», который помогает найти наставников для детей. Такие наставники навещают ребёнка на выходных или в своё свободное время и помогают ему делать домашнюю работу, гуляют с ним по городу, ходят в кафе. Это снижает эмоциональное напряжение у ребёнка, пока он находится в детдоме. Нередко такое общение перерастает в дружбу.

Как изменила работа в детдоме твоё представление о семейном воспитании детей? Какие моменты ты пересмотрел?

Главное, что я понял, детский дом в России — это не место воспитания детей. Скорее, это центры передержки детей. Администрация детдома тонет в бюрократии. Воспитатели, проработав больше 5 лет, абсолютно выгорают и уже ничего не могут дать этим детям, общение с которыми очень эмоционально затратно. В итоге после выхода из детских домов нашего края у воспитанников судьба складывается часто очень сложно, поскольку эти дети не готовы к самостоятельной жизни. Их мир в детдоме был и стерилен, и агрессивен одновременно.

Но помощь сиротам или тем, кого вырвали из неблагополучной семьи, безусловно нужна. Как минимум для того, чтобы на улицы не хлынула волна асоциальных подростков. Но качество этой помощи необходимо менять.

Вы в сомнении. Вам необходимо принять очень важное решение, Вы боитесь ошибиться, Вас одолевают сомнения и мучают вопросы: «Мое ли это? Справлюсь ли я? Стоит ли оно того?» Наверное, Вы старались побольше узнать про дом для детей-сирот, думали, советовались с семьей, друзьями, и это правильно. Ну, а я, как директор дома Детства, Нашего Дома, попробую помочь Вам принять правильное решение. Но давайте по порядку.

Логичны вопросы: «Смогу ли я стать для них своим человеком? Примут ли они меня в свою маленькую семью? Смогу ли я хоть чуть-чуть заменить им родителей?» А какое тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных Вам детей, но и за их обожженные и преданные людьми души. «Смогу ли я за относительно короткое время (пока дети в учреждении) отогреть и закалить их, подготовить к самостоятельной жизни?» Да и кто сказал, что только Вас они и ждали, что примут с распростертыми объятиями, сразу откроют Вам свои сердца? Ой, как часто их обманывали и предавали, использовали в своих целях…

Готовы ли Вы вкладывать свою душу, тратить свое время, силы, нервы, здоровье на чужих Вам в принципе детей? Детей, которые часто бывают жестокими и злыми, и, как правило, неблагодарными…

Честно предупреждаю – работа у нас отразится на вашей семье. И если вы слабы, нетверды в своем стремлении идти до конца, то всё негативно отразится на вашем супруге, детях. Но были и обратные случаи, когда такая работа скрепляла семью, свои дети, соприкасаясь с чужой болью и имея возможность сравнивать, вырастали более чуткими, духовно зрелыми людьми.

Еще такая работа сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…

Важно все тщательно взвесить и обдумать заранее, иначе Вы вновь причините боль детским обожженным душам. Детям, которых предали самые родные и близкие люди – родители. Они уже очень недоверчиво относятся к новым взрослым. Они как будто уже не ждут от них ничего хорошего и мстят нам, взрослым, за боль и страдания, которые причинил им этот взрослый мир.

Вы готовы ко всему этому?

Вы реально оцениваете свои силы?

Что движет Вами?

Нереализованные родительские чувства, сиюминутное желание , жалость, отсутствие другой работы или что-то другое? Прежде чем переступить порог детского дома, разберитесь в себе: «Зачем Вам это нужно, готовы ли Вы?»

Если Вы разобрались в себе и у Вас есть правильный настрой, не надо бояться отсутствия специальных знаний и необходимых навыков, все придет достаточно быстро. Если же нет внутренней готовности, то знания и умения недолго будут спасать.

Вот я и рассказала Вам о тех моментах, которые обязательно нужно знать и учитывать, если Вы хотите устроиться на работу в наш коллектив. Теперь – решение за Вами. Сейчас у нас 20 детей, и они ждут… может быть именно Вас.

С уважением, директор
Лилия Мамонова

КОДЕКС ВОСПИТАТЕЛЯ

(МАЛЕНЬКАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ НОВОГО ВОСПИТАТЕЛЯ)

Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой. Не стесняйтесь подходить к более опытным коллегам и спрашивать, если в чем-то сомневаетесь, если что-то непонятно. Но пропускайте советы через свою душу, через свою совесть.

Вам интересно, а как администрация оценивает работу воспитателя, на основе каких показателей премирует, представляет к Почетным званиям?

Но и когда работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки, тоже плохо. Можно разрабатывать методически блестящие занятия, воспитательные дела, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать, увлекать их этими занятиями, то с каждым разом их будет все труднее собрать на них.

Если ребенок будет ждать встречи с Вами, если ему так интересны ваши занятия, он сам будет ждать таких занятий, вам будет гораздо проще работать.

Практика показывает, что у одних воспитателей лучше получается методически-грамотные занятия в разнообразных формах (беседы, инструктажи, практические занятия, занятия-практикумы, экскурсии, викторины и т.д.), у детей их группы хорошая успеваемость, дисциплина и порядок, чистота и уют в спальнях.

У других воспитателей очень хороший эмоциональный контакт со своими детьми, дети дорожат расположением воспитателя и чтобы не доставить ему огорчения, стараются хорошо учиться, не нарушать дисциплину и т.д.

Конечно, в идеале должно быть и то и другое, и такие воспитатели к счастью в нашем коллективе есть. Определите свои сильные и слабые стороны, постоянно работайте над собой, не стесняйтесь советоваться с опытными коллегами, посещайте их занятия, режимные моменты, воспитательные дела – и все у вас получится.

Вот мы и закончили наше небольшое напутствие. Верьте в себя, отдавайте детям душу, и все у Вас получится.

Читайте также: