Как устроиться на работу в министерство юстиции

Опубликовано: 01.10.2024

На федеральную государственную гражданскую службу (далее гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 « О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс не проводится:

  • при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  • при заключении срочного служебного контракта;
  • при назначении на должность гражданской службы (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться:

  • при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
  • по решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы следует предварительно ознакомиться с ограничениями и запретами, связанными с гражданской службой, а также требованиями к служебному поведению гражданского служащего, определенными ст. 16, 17, 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Квалификационные требования к кандидатам на замещение государственной гражданской должности

О наставничестве в Минюсте России

Кадровый резерв Минюста России

Информация для инвалидов, заинтересованных в поступлении на государственную гражданскую службу Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации

Статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о государственной гражданской службе) предусматривается равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – гражданская служба) и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего Российской Федерации.

В этой связи инвалиды приглашаются для участия в конкурсных и иных оценочных процедурах для замещения должностей гражданской службы наряду с иными лицами.

При принятии решения о поступлении на гражданскую службу гражданину следует учитывать способности, которые должны позволять ему исполнять должностные обязанности, связанные с подготовкой документов на компьютере, а также общением с гражданами и коллегами по службе.

Мы заинтересованы в профессиональных кадрах, имеющих высокую мотивацию к качественному исполнению должностных обязанностей
и достижению значимых результатов.

Одновременно информируем, что в соответствии с Федеральным законом о государственной гражданской службе имеется ряд ограничений и запретов, препятствующих поступлению на гражданскую службу, в частности, наличие двойного гражданства, не снятой и не погашенной судимости, а также заболеваний, установленных приказом Минздравсоцразвития России
от 14.12.2009 № 984н (приложение № 2 к приказу), препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденных заключением медицинской организации.

Онлайн-интервью с начальником отдела по вопросам государственной службы Департамента государственной службы и кадров Минюста РФ Николаем Владимировичем Бородаевым

Как молодому специалисту получить работу в Министерстве юстиции России? Какие требования предъявляются к претендентам? Как пройти конкурсный отбор и поступить на госслужбу в Минюст РФ? Рассказывает начальник отдела по вопросам государственной службы Департамента государственной службы и кадров Минюста России Николай Владимирович Бородаев.

КонсультантПлюс: Проводятся ли в вашем министерстве стажировки для старшекурсников или выпускников вуза? Какие карьерные перспективы они открывают для молодых специалистов?

Н.В. Бородаев: В настоящее время Минюст России довольно активно взаимодействует с вузами Москвы в части организации и проведения практики студентов. В этих целях между министерством и вузами заключаются предусмотренные законодательством об образовании договоры, и студентам, обучающимся по юридическим специальностям и направлениям подготовки, предоставляется возможность приобрести практические профессиональные навыки под руководством специалистов высокого уровня.

На данный момент такие договоры заключены с шестью высшими учебными заведениями, из которых ежегодного на практику приходят порядка двухсот студентов.

Также хочу отдельно остановиться еще на одном направлении работы, реализуемом Минюстом России, - проведении конкурсов среди студентов ведущих юридических вузов Москвы на заключение договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы.

Такие конкурсы ежегодно проводятся Минюстом России начиная с 2012 года. Порядок и условия их проведения определены Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2009 № 1456 "О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении".

Условия конкурса таковы, что принимать участие в нем могут студенты, являющиеся гражданами Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и впервые получающие высшее образование по очной форме обучения в образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Также есть еще одно важное условие конкурса, которое зачастую упускают претенденты. Договор о целевом обучении со студентами, осваивающими программы бакалавриата и программы специалитета, может быть заключен не ранее чем через два года после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образовательной организации. Со студентами, осваивающими программы магистратуры, - не ранее чем через шесть месяцев после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения.

Таким образом, круг участников конкурса достаточно жестко ограничен законодателем. В него входят студенты 3 курса бакалавриата, 3 и 4 курса специалитета и студенты-магистранты 1 года обучения.

В соответствии с утвержденной Минюстом России методикой в ходе конкурса специально создаваемой комиссией оцениваются как теоретические знания претендента, так и его личностные качества. Для этого используются предусмотренные законодательством конкурсные процедуры - тестирование и индивидуальное собеседование.

Оценка теоретических знаний и личностных качеств претендентов осуществляется по следующим критериям: уровень теоретических знаний, умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий, логическое построение ответа, грамотность и культура речи.

Тестирование проводится по перечню вопросов, отражающих теоретические знания в области образовательных предметов: русский язык и культура речи, теория государства и права, конституционное (государственное) право России.

Информация о проведении конкурса заблаговременно размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

Что же дает студенту победа в конкурсе?

Самое главное - Минюст России обязуется в случае успешного завершения обучения принять победителя конкурса на федеральную государственную гражданскую службу.

Также победителям конкурса в период обучения в вузе Минюст России ежемесячно осуществляет дополнительные выплаты в размере 50 процентов государственной академической стипендии.

Кроме того, в период обучения победители конкурса проходят практику в министерстве с учетом их специализации и осваиваемых дисциплин. Учебная и научная деятельность этих студентов (в том числе подготовка дипломных, курсовых работ) также может быть скорректирована в расчете на дальнейшую работу в Минюсте России.

Со своей стороны студенты принимают на себя обязательство о регулярном представлении сведений об успеваемости, а также о заключении после получения документа государственного образца о высшем образовании срочного служебного контракта.

Практика проведения конкурсов свидетельствует о том, что по его результатам на федеральную государственную гражданскую службу в Минюст России приходят достаточно подготовленные специалисты, способные в короткие сроки адаптироваться к условиям и требованиям гражданской службы.

КонсультантПлюс: Может ли устроиться на работу в ваше министерство вчерашний выпускник вуза? Какие требования предъявляются к начинающим специалистам - претендентам на должность госслужащих?

Н.В. Бородаев: Поступление на службу в Министерство юстиции Российской Федерации выпускников вузов возможно.

Процедура поступления на государственную гражданскую службу достаточно подробно урегулирована целым рядом нормативных правовых актов Российской Федерации, и их неукоснительное соблюдение является одним из важнейших показателей качества работы кадрового блока государственного органа. Министерство юстиции Российской Федерации не является исключением.

По общему правилу, установленному Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поступление гражданина на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Порядок проведения такого конкурса определен Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" и заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. Этим же указом определен подробный перечень документов, которые претенденту на замещение должности необходимо представить в государственный орган для участия в конкурсе.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16.

Как и любой другой конкурс, конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы является серьезным испытанием для претендента на должность. В Минюсте России такие конкурсы проводятся и традиционно привлекают значительное количество участников. Последний из таких конкурсов состоялся в апреле текущего года. Участники конкурса прошли серьезнейший отбор, о чем свидетельствует и тот факт, что по его результатам конкурсной комиссией выявлены победители лишь по половине заявленных вакантных должностей.

КонсультантПлюс: Где обычно размещаются объявления о ваших вакансиях?

Н.В. Бородаев: Всю необходимую информацию о проведении конкурсов, в том числе о приеме документов для участия в конкурсе, наименование вакантных должностей гражданской службы, квалификационные требования для замещения этих должностей, условия прохождения гражданской службы и другие предусмотренные законодательством сведения размещаются на сайте Министерства юстиции Российской Федерации www. minjust.ru в разделе "Государственная служба".

Актуальная информация о наличии вакантных должностей также имеется на информационном ресурсе федерального портала государственной службы и управленческих кадров www.gossluzhba.gov.ru. На данном ресурсе предусмотрена возможность размещения анкет претендентов, а также направления откликов на вакантные должности.

КонсультантПлюс: При рассмотрении резюме молодого специалиста на что вы обращаете внимание прежде всего: на успеваемость в вузе или на специализацию, по которой выпускник обучался, тему дипломной работы или дополнительное образование, удостоверенное сертификатами и дипломами?

Н.В. Бородаев: Представляемые претендентами материалы оцениваются в комплексе, и сведения о профессиональных компетенциях, несомненно, представляют для нас интерес. Вместе с тем необходимо понимать, что назначение на должность возможно только в том случае, если кандидат соответствует квалификационным требованиям по уровню образования, наличию стажа гражданской службы либо опыта работы по специальности и т.д., а дополнительные профессиональные навыки и достижения являются существенным дополнением, положительно характеризующим соискателя должности.

КонсультантПлюс: Какие этапы в конкурсе на замещение вакансий обычно проходит молодой специалист?

Н.В. Бородаев: Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации утверждена приказом Минюста России от 02.11.2009 № 375.

Для оценки профессиональных и личностных качеств граждан Российской Федерации, допущенных к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, применяются методы тестирования и индивидуального собеседования (тестирование предшествует индивидуальному собеседованию).

Победителем конкурса признается кандидат, прошедший тестирование и индивидуальное собеседование.

По результатам конкурса издается приказ о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с ним заключается служебный контракт.

Граждане, которые не стали победителями конкурса, но проявили при прохождении испытаний свой высокий профессиональный уровень, решением конкурсной комиссии могут быть рекомендованы к включению в кадровый резерв Минюста России. Напомню, что лица, состоящие в кадровом резерве, могут быть назначены на вакантные должности гражданской службы без прохождения конкурсных процедур.

КонсультантПлюс: Какие этапы включает в себя собеседование?

Н.В. Бородаев: Индивидуальное собеседование с кандидатами, успешно прошедшими тестирование, проводится членами конкурсной комиссии. Целью собеседования является выявление профессиональных и личностных качеств кандидата.

Индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с кандидатом по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы.

КонсультантПлюс: При приеме на работу юриста требуете ли вы от него умения работать с системой КонсультантПлюс? Пользуются ли ваши сотрудники системой?

Н.В. Бородаев: Умение пользоваться компьютерной техникой в настоящее время - неотъемлемая часть профессиональных навыков государственного служащего. Эти требования закреплены в должностных регламентах всех федеральных государственных гражданских служащих Минюста России.

Учитывая специфику Минюста России, получение доступа к актуальной правовой информации, текстам правовых документов является жизненно необходимым. Поэтому владение навыками работы со справочными правовыми системами, в том числе, конечно, и с системой КонсультантПлюс, может положительно отразиться при оценке претендента на замещение должности.

КонсультантПлюс: Какой совет вы могли бы дать будущим выпускникам, решившим построить карьеру госслужащего?

Н.В. Бородаев: Государстве нная служба, как и другие профессиональные виды деятельности, имеет свои особенности. Поэтому нужно быть готовым преодолевать трудности, прилагать усилия для поддержания своего профессионального уровня.

Могу сказать, что сейчас в Минюсте России очень много специалистов высочайшего уровня по различным отраслям права. Поэтому у выпускников, решивших связать свою судьбу с госслужбой в Минюсте России, есть замечательный шанс перенять их опыт и знания, тем самым создать серьезную базу для построения дальнейшей карьеры в сфере юриспруденции.

Госслужба в России всегда была больше, чем просто работа. Это призвание и образ жизни. Ведь работа в правительстве или на государственной службе в целом сильно отличается по условиям и механизмам от работы в частном бизнесе. Вакансии в министерствах федерального уровня привлекают очень много людей, и в этой статье мы постараемся сделать полный обзор ситуации по работе в министерствах на начало 2021 года. Мы рассмотрим условия работы, зарплаты, способы и условия для трудоустройства на госслужбу, применяемые механизмы оценки, тесты и требования по собеседованиям.

Сейчас, когда мы пишем эти строки, за окном сияет солнцем лето 2020 года. Вся страна сидит на карантине. Кризиса подобного размаха в новейшей истории России еще не бывало. Казалось, еще вчера мы планировали поездки на отдых, покупку новых машин, домов и сетовали, что инвестиции в облигации и акции приносят всего 15-20%. Сейчас же, мы радуемся, что в магазинах еще есть туалетная бумага и гречка, что частные работодатели еще дышат и платят, хоть и урезанные, но постоянные зарплаты, и что падение рынков и рубля составило всего 30%.

Эксперты ожидают снижения ВВП России по итогу 2020 года на 3-3,5%. А по рынку труда ожидается, что только в Москве будет потеряно 500 тысяч рабочих мест. По всей стране эта цифра может составить до 4 млн. рабочих мест. Больше всего сокращений ожидается в туризме, непродуктовой торговле, рекламе и маркетинге, нефтедобывающей отрасли. Так или иначе кризис ударит по всем секторам вследствие падения платежной способности населения и сокращения заказов. Одна из немногих сфер, где сокращения не ожидаются – госслужба и работа в министерствах.

Работа в министерствах

Условия работы в министерствах

Работа на госслужбе в период кризисов всегда является наиболее устойчивой сферой, где люди могут не бояться оказаться на улице. С другой стороны, в период стабильной растущей экономики условия работы в министерствах и на госслужбе в целом заметно уступают условиям, которые можно найти в частном бизнесе.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Сотрудники остальных министерств имеют оклад примерно на 30-40% меньше. Начальные зарплаты могут начинаться от 40-45 тысяч. Конкретные суммы зарплат сильно зависят от уровня министерства, вашего стажа работы на госслужбе (если его нет – начальная зарплата самая низкая), классного чина, должности, доступ к гостайне и особых условий труда. Совмещение госслужбы в министерствах с работой в бизнес-структурах запрещено. Госслужащим разрешено лишь вести преподавательскую деятельность и публиковать книги. Зарплаты в подведомственных организациях, которые выступают подрядчиками для министерств, может сильно варьироваться. Средняя зарплата по большинству таких организаций на начало 2020 года составляла 60 тысяч рублей, но некоторые специалисты даже в начале своей карьеры получали по 90-100 тысяч. Эта цифра также не учитывает премии, которые начисляют ежемесячно. Плюсом подведомственных организаций является то, что, по сравнению с министерствами, в них намного проще устроиться.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Говоря в целом об зарплатах, при тех требованиях, которые выдвигаются для поступления на вакансии в топовые министерства, молодые люди могут зарабатывать гораздо больше в частных коммерческих компаниях. В «большую четверку» министерств со стороны могут устроиться только выпускники лучших ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. А выпускники этих ВУЗов желанны в большинстве крупных компаний, которые готовы платить с самого начала зарплаты в 150 тысяч рублей и больше. В целом, чтобы хорошо зарабатывать в федеральных министерствах, требуется проработать в них не менее 4-5 лет, а чаще всего и того больше.

Резкий скачок в зарплате у госслужащих федеральных министерств возможен при переходе в аппарат правительства или администрацию президента. Стартовые зарплаты в этих структурах составляли 140-150 тысяч рублей на начало 2020 года.

Льгот у госслужащих этих министерств практически не осталось. Из них можно лишь отметить 1 дополнительный день отпуска за каждый год работы в министерстве. Иногда иногородний сотрудник может рассчитывать на оплату аренды квартиры в Москве.

Из полезных бонусов, которые доступны госслужащим в министерствах и ЦБ РФ, это скидки и беспроцентные кредиты на приобретение жилья. Это может быть очень существенная помощь для молодых специалистов.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

По отзывам сотрудников основных федеральных министерств, переработки — это постоянное явление. Средний рабочий день длится 10 часов, включая час обеда. Впрочем, оставаться допоздна не обязательно. Но желательно не оставлять горящих неоконченных дел.

Как говорят многие работники министерств, работа в министерстве – это работа на конкретного руководителя. Рабочие проекты организованы так, что задачи распределяет руководитель, а остальные сотрудники работают над их выполнением и отчитываются. В этом плане важно выдерживать сроки и сохранять лояльность руководству и команде. В этом плане, ценится готовность прийти на помощь коллегам и брать на себя непопулярные задачи (например, отчетность, которую никто не любит).

Все это ведет к тому, что уровень загрузки у ответственных добросовестных сотрудников высокий. Выходные обычно священны и неприкосновенны. Но в рабочие дни даже допоздна можно ожидать звонка от руководителя с просьбой что-то проверить или срочно подготовить.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

С другой стороны, переработки формально не являются обязательными. Вы вправе уходить домой сразу после окончания рабочего дня и не откликаться на просьбы рабочего характера в нерабочее время. Но такой подход может привести к застою в карьере. Быстро продвигаются те, кто готов работать больше, чем положено.

Карьера в министерствах

Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.

Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.

Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.

Как устроиться на работу в министерство

Как устроиться на работу в министерство

Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.

Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:

Устройство в подведомственной организации и работа для последующего перехода в министерство

Все федеральные министерства имеют подведомственные организации, которые выполняют для них определенные услуги. Сотрудники таких структур стоят первыми в кадровом резерве министерств. Устроиться в подведомственные организации обычно намного проще. А условия труда в них иногда не уступают по уровню оплаты и организации работы условиям в самих министерствах. Если вы не студент, и вы рассматриваете пути устройства в министерства или правительство, начните с поиска вакансий в подведомственных организациях. Даже если это звучит не так круто: работа в МГУП, а

Пройти конкурс на стажировку в Минпромторга или в правительство Москвы

Данные конкурсы были запущены в 2018 году и пользуются большим интересом. Они предоставляют реальный шанс устроиться в Министерство промышленности и торговли или правительство Москвы молодым людям, которые не имеют никакого опыта госслужбы и связей среди министерских служащих. Про правительство Москвы у нас есть отдельная статья, читайте ее по ссылке Правительство Москвы: структура, условия работы и трудоустройства

Стать победителем конкурса «Лидеры России»

После старта конкурса «Лидеры России» в 2017 году среди его победителей к 2020 году уже более 60 человек получили высокие должности в министерствах, федеральном и региональных правительствах, а всего новые назначения получили около 280 человек. Причем, если для рядового сотрудника министерств требуются десятилетия для роста к наиболее высоким доступным постам, таким как директор департамента или замминистра, то некоторые победители скакнули на такие должности сразу как первое место работы в госаппарате после победы в «Лидерах России».

Лидеры России тесты отзывы участников как написать эссе

Завести личные контакты среди госслужащих

Наиболее быстрым и эффективным путем решения вопросов как в бизнесе, так и на госслужбе, является личное общение. Крупные федеральные чиновники всегда на виду, у них масса знакомых. И вы можете стать таким знакомым, участвуя в выставках и деловых мероприятиях, консультационных кампаниях, совместных с министерствами проектах и так далее. Подписывайтесь на каналы министерств в соц сетях и активно комментируйте их новости.

Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства. Отбор по этому пути довольно длительный и сложный и предполагает тесты на интеллект и профильные знания.

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Для большинства вакансий в «большую четверку» министерств требуются специалисты с образованием по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но, даже если у вас образование из другой сферы, для вас открыты двери многих других направлений работы в министерствах.

  • в обязательном порядке владение грамотным письменным и устным русским языком;
  • умение ясно и понятно излагать свои мысли и замечания по проектам и документам;
  • умение ориентироваться в существующей нормативной правовой базе;
  • стремление формировать оптимизационные предложения в рамках зоны ответственности;
  • навыки правильной обработки входящей и исходящей корреспонденции.

При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.

Этапы отбора на госслужбу в министерства

Как и в бизнесе, этапы отбора на работу в федеральные министерства состоит из нескольких основных этапов:

  • Анкетирование
  • Тесты на интеллектуальные способности
  • Собеседование

Рассмотрим тесты, применяемые в федеральных министерствах более подробно.

Тесты в министерства

Стандартом технологий тестирования в большинство федеральных министерств РФ долгое время являлись тесты от разработчика CEB SHL. Это компания-разработчик тестов с корнями из США, поэтому в последние годы большинство министерств все чаще использует тесты российских разработчиков, в первую очередь тесты ЭКОПСИ. Однако стоит отметить, что тесты SHL по-прежнему применяются широко.

Тесты в министерства

В нашей статье мы приведем примеры именно тестов SHL, применяемых в Минфине и в ЦБ РФ. Отметим, что тесты ЭКОПСИ и других разработчиком практически идентичны тестам от SHL и используют те же принципы. Это тесты довольно высокой сложности, такой же уровень тестов применяется в «Большой четверке» аудиторских компаний, консалтинге и банках. Больше о тестах SHL читайте в нашей статье Психометрические SHL тесты

А о тестах ЭКОПСИ, и, в частности, тестах для управленцев PIF, читайте в нашей отдельной статье Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению

Числовые тесты в министерства

Числовые тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Правильные ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Мы призываем вас сначала попробовать решить их самостоятельно, чтобы протестировать свои способности.

Собеседование при приеме на госслужбу в министерства

Перед самим собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи о грамотных техниках собеседования:

Госслужба в министерствах

Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то придется постараться. Но нет ничего не достижимого. Подготовьтесь к тестам, собеседованию, постарайтесь познакомиться со служащими этого министерства и заявить о себе. Мы уверены, что залог успеха в качественной подготовке. Потратьте время на подготовку и оно вам окупится сторицей. Удачи!

«Нас критикуют за высокие зарплаты»

По статистике «Яндекса», москвичи чаще всего ищут вакансии в госучреждениях. Интерес горожан к госслужбе в прошлом году был выше, чем число запросов о возможности устроиться в «Газпром» и «Роснефть». На самом деле, стать сотрудником федерального министерства не так уж просто: они не размещают вакансии на карьерных порталах, а устраивают конкурсы на замещение вакантных должностей. Но победить в них, не зная внутренней кухни, — сродни выигрышу в лотерею. The Village поговорил с сотрудником одного из министерств, который с коллегами ведет телеграм-канал Russian civil service. Он рассказал о непростом устройстве на работу, долгом подъеме по карьерной лестнице и невысокой зарплате.



Зарплаты, карьера, льготы

Степень влияния ведомства на положение дел в стране почти всегда коррелирует с уровнем оплаты труда и престижностью службы в нем.

Большая ведомственная четверка состоит из министерства обороны, министерства экономического развития, министерства иностранных дел и министерства финансов. Уровень оплаты труда в них идентичен. В одном из этих министерств прохожу службу и я.

Нас часто критикуют за высокие зарплаты, но реальность несколько иная. Оклад зависит от важности министерства, стажа работы, классного чина, должности, наличия доступа к гостайне и особых условий труда.

Новички в министерствах большой четверки (бывшие студенты топовых вузов или те, кого перетянули из подведомственных организаций) зарабатывают порядка 60 тысяч рублей в месяц. Начальники отделов получают порядка 140 тысяч, директора департаментов — около 400 тысяч, а также служебный автомобиль с водителем. Проблесковый маячок положен лишь министру.

При этом любые возможности стороннего заработка исключены (кроме преподавательской деятельности и публикаций). В итоге добрая половина персонала важнейших министерств получает меньше, чем менеджеры среднего звена. А ведь от этих людей зависят правила игры на различных рынках и множество других вещей.

Возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю

пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих

Любой сотрудник министерств из большой четверки в будущем мечтает, пусть и с понижением, попасть в аппарат правительства или администрацию президента. Зарплаты там вдвое выше, к тому же есть шанс стать министром или вице-губернатором какого-нибудь региона. Устроиться туда — дело нескольких лет упорной работы.

В остальных 18 министерствах зарплаты еще ниже. Исполнители получают 30 тысяч рублей, начальники отделов — 60 тысяч, директора департаментов — 150 тысяч. В федеральных службах и агентствах оклады ниже на 25–30 %. Там получают копейки, но и требования к квалификации ниже. Проблема с низкими зарплатами в государственных органах обсуждается давно, возможно, после выборов их наконец повысят.

За каждый год работы мы получаем дополнительный день отпуска. Если тебе повезло и в трудовом договоре закреплен ненормированный рабочий день, еще три дня. Фактически же ненормированный рабочий день — у всех. Работы всегда больше, чем людей: приходится засиживаться допоздна без каких-либо стимулирующих выплат или поблажек.

Сотрудники боятся уходить надолго в отпуск, потому что за это время копится большой объем работы с горящими сроками. Часто люди уходят со службы с парой сотней дней неиспользованного отпуска, за который получают соответствующие отпускные.

Льготы в последнее время практически упразднили, максимум, на что можно рассчитывать, — скидка в ведомственной поликлинике. Можно получить единовременную помощь на покупку жилья, но эта опция доступна в основном руководству.

Многие молодые и амбициозные сотрудники министерств прекрасно понимают, что за их навыки в частных компаниях заплатят двойную цену, а за полезные контакты — тройную. И чтобы поддерживать в себе мотивацию на работу за меньшие деньги, есть один трюк. Госслужащие наведываются на собеседования в крупные корпорации, где после интервью получают высокооплачиваемый оффер, и… отклоняют его. Это позволяет понять, что рынок ценит тебя и в любой момент можно соскочить. Но не сегодня.


Прием на госслужбу

Есть несколько основных способов попасть на госслужбу:

Практически у каждого ведомства есть свой опорный вуз, преподаватели из которого хорошо знакомы с сотрудниками министерств. Госслужащие получают там свои степени кандидатов наук и публикуют научные работы. У Минпромторга это Бауманка. У Минфина — Финансовый университет. У Минюста — МГЮА. Но это неформальные контакты, они нигде не афишируются. Узнать об этом можно от преподавателей, с которыми у вас добрые отношения. Они могут рекомендовать вас на практику. Профильные кафедры тоже часто сотрудничают с конкретными департаментами. Бывает, что связь очевидна, как в случае МИДа и МГИМО, Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийской академии внешней торговли), но там и конкурс на одно практикантское место в разы выше.

Попав на практику, необходимо соблюдать несколько простых правил: интересоваться работой отдела, даже если вы никогда не слышали о нем раньше, точно исполнять поручения и соблюдать субординацию. Вероятность, что вы попадете в департамент вашей мечты, ничтожно мала, поэтому довольствуйтесь тем, что есть, и учитесь работать в полном соответствии с нормативкой и словом руководителя. Прежде чем попасть на работу в большую ведомственную четверку, я прошел три практики в разных министерствах. Самая важная — преддипломная. Очень важно пройти преддипломку в нужном вам ведомстве. Именно на ней к вам присматривается начальник отдела, и именно после нее можно получить предложение о включении в кадровый резерв. После тестирования кандидат из кадрового резерва получает приглашение занять первую освободившуюся и подходящую ставку. Министерствам это позволяет не проводить трудозатратные конкурсы на замещение вакантной должности и иметь в активе людей, которые в случае чего готовы выйти на работу.

У каждого министерства есть подведомственные службы. Зачастую они используются как инструмент экстренного пополнения кадрового состава в моменты турбулентности или смены руководства. Все свои идут на повышение, а освободившиеся места занимают коллеги из «подведов», с которыми была налажена продуктивная работа. Стоит поддерживать конструктивные отношения с вышестоящими и контролирующими вас сотрудниками других ведомств, исполнять письменные поручения в срок, представлять все нужные данные, не игнорируя устные рекомендации. Тогда о вас вспомнят добрым словом в нужный момент. Я бы вспомнил.

Не так давно появились две стажерские программы для привлечения молодых специалистов: от Минпромторга и от правительства Москвы. Это действенные способы попасть в ведомства тем, кто никаким боком к ним не относится и не имеет там знакомых. При отборе не смотрят на технические навыки и оценивают лишь коммуникативные. Прокачивайте их и подавайте заявки, но помните, что на одно место порой претендует более 40 человек. А само попадание на программу еще не гарантирует оффера.

Многое на госслужбе делается по знакомству. Ничего противозаконного: просто посещайте деловые мероприятия, участвуйте в проектах, старайтесь попасть в различные консультативные структуры, которые создаются при ведомствах. Подписывайтесь на наш канал и другие отраслевые ресурсы, где мы можем подыскивать себе коллег. Ну и возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих. Будете в курсе существующих проблем, и о вас могут вспомнить в подходящий момент.

Закон обязывает меня упомянуть об этом механизме пополнения кадрового состава. На сайтах большинства министерств вы найдете соответствующую вкладку и даже несколько отрытых конкурсов. Подвох в том, что там большой конкурс (до 50 человек на место), который всегда выигрывается действующим сотрудником, замещавшим до этого декретную ставку. Дело в том, что человек, проработавший в ведомстве два года, знает о вакантной должности и об этом министерстве все. Обойти его в равном состязании практически невозможно. А таких сотрудников больше, чем вы думаете.


Образование

По опыту скажу, что наиболее подходящим образованием является бакалавриат по правовому направлению. Чем шустрее работаешь с законодательством, тем проще. В 90 % случаев чиновники имеют дипломы по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но я встречал людей и с ветеринарным образованием. Так что не парьтесь: выйти на службу при должном упорстве можно с любым дипломом, а недостающие навыки получить в хорошей магистратуре. По закону она (или специалитет) нужна уже на начальных управленческих должностях. Научная степень формально не требуется, но если претендуете на топовые позиции, то хорошо бы и получить кандидата наук. Руководство обычно позитивно относится к научной и преподавательской деятельности.

Карьерный рост

Карьера сотрудника находится в руках директора департамента. Фактически мы работаем не в конкретных министерствах, а в конкретных департаментах. В зависимости от департамента может варьироваться оплата труда, скорость продвижения и даже график работы. Работа с другими департаментами подчиняется тем же правилам, что и работа с другими ведомствами.

Кадровый состав департамента практически полностью формируется под директора. Меняется он — меняются все его замы и примерно 40 % начальников отделов. Лишь низовые исполнители остаются на своем месте, а самые лояльные и перспективные из них перетягиваются директором на новое место.

Вот и получается, что собственный долгосрочный карьерный трек всегда надо формировать с оглядкой на директора и на перспективы его повышения до замминистра. В среднесрочной перспективе ценится инициативность, способность к обучению, исполнительность и дисциплина.

Но самые быстрые карьеры всегда строятся на переходе из одного ведомства в другое. Начинают в большой ведомственной четверке, потом с повышением до начальника отдела уходят в другое, менее оплачиваемое ведомство. Там быстро растут из-за низкого качества персонала и либо остаются, либо переходят на региональную госслужбу, либо возвращаются в четверку, но уже на руководящую позицию.

Кто-то выбирает линейную модель: годами работает в выбранном ведомстве и сам формирует ситуацию, при которой его назначение становится желаемым всеми. Стратегия тут заключается в том, чтобы потихоньку завязывать на себя решение всех сложных вопросов и знать нормативные документы на экспертном уровне. Обе схемы имеют право на жизнь, но для себя я выбрал линейную модель.

Отсутствие понятных правил карьерного роста и зависимость от руководства приводит к формированию закрытых клубов чиновников. Объединяясь в такие негласные группы, проще жить в условиях неопределенности, находить перспективные проекты и вакантные должности, решать задачи. Эдакая система свой-чужой.

Коррупция

Реальная коррупция (как ее понимают люди со стороны) начинается от директоров департаментов. На уровнях ниже она либо имеет формат «я тебе — ты мне», либо отсутствует вовсе. Такая помощь выражается не в материальных благах, а позициях, мероприятиях, контактах и так далее. Никто не хочет ломать себе карьеру и жизнь ради годовой заработной платы. Да и система работы уже давно построена так, что брать деньги на федеральном уровне не за что.

После случая с арестом Улюкаева подарки брать перестали (в ноябре 2016 года главу Минэкономразвития задержали с поличным по обвинению в вымогательстве взятки у президента «Роснефти» Игоря Сечина. Улюкаев утверждает, что в сумке, где были деньги, он ожидал найти вино, которое ему обещал подарить Сечин. — Прим. ред.). Раньше приемные ломились от условных корзинок, сейчас же директора сами запрещают брать что-либо. Отделы дарят хороший алкоголь коллегам из нижестоящих организаций, но сами ничего не берут.

Рабочий процесс

Вся работа делится на три больших блока:

Отчитываться приходится за каждое решение, за исполнение множества целевых программ, политик открытости и противодействия коррупции. Зачастую эти дела сваливают на одного исполнителя в отделе.

Это проверка показателей работы подведомственных организаций. Проверки практически всегда выездные, так что несколько недель гарантировано находишься вне рабочего места. Начальники отделов также участвуют в совещаниях, которые могут проходить в любой точке России. Многие рабочие вопросы решаются на местах возникновения. Бывают и протокольные вещи, когда предприятия приглашают должностных лиц.

Все остальное время отдел занимается проектами, согласованными с руководством департамента и министерства. И именно здесь есть задел для творчества, создания новых механизмов, оптимизации процессов. Никто не мешает привнести новое в работу своего отдела, а затем масштабировать результат.

У нас есть дресс-код, но он не сильно строже, чем в любой корпорации. Формы и отличительных знаков нет, а жаль. Многие бы поддержали такую инициативу. Время прихода строго не отслеживается, никаких систем контроля по карточкам нет. Все-таки за людей нас хотя бы немного, но считают. Понятия отгула у нас нет. По выходным в любом случае никто не работает, а задержки до глубокого вечера — это уже частности. Считается, что задерживается тот, кто достаточно амбициозен для повышения. Будешь уходить в шесть вечера при наличии текущих задач, никто ничего не скажет, но к определенной категории отнесут.

Можно сказать, что государственная служба — это скорее призвание, чем прагматичный выбор. Всегда можно найти место более высокооплачиваемое, менее требовательное к формальностям, с понятными кадровыми механизмами и меньшим контролем со стороны общества и СМИ. Но при разумном подходе госслужба окупает вложенные в нее силы, эмоции и время.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Особые требования предъявляются статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Согласно указанной норме, судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу в Федеральную службу судебных приставов для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Порядок проведения конкурсов определяется Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

- к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;

- к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки»

Статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с гражданской службой, вследствие которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К ним относятся:

1) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

11) признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дополнительные требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава (судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя), установлены статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Согласно этим требованиям на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Также при назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

Читайте также: