Может ли в стране существовать стопроцентная занятость

Опубликовано: 01.10.2024

Западные экономисты дают отрицательный ответ на этот вопрос, утверждая, что определенный уровень безработицы является нормальным или оправданным и называется естественным уровнем безработицы. Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданием работы. Так, например, многие люди добровольно меняют место работы в связи с переездом в другой город или в связи с ожиданием более привлекательной для них сферы деятельности, т.е. они оказываются в положении "между работами". Кроме того, определенное число безработных возникает и в связи со структурными сдвигами в производстве, вызывающими изменения в спросе на некоторые профессии. Эта категория лиц образует структурную безработицу. В настоящее время естественный уровень безработицы в развитых странах составляет 5-6%. Если масштабы безработицы превышают ее естественный уровень, то это влечет за собой большие экономические и социальные потери для общества.

Причины безработицы:

1. Отсутствие рабочих мест

2. Разбалансированность рынка

3. Разбалансированность рыночных систем

4. Разбалансированность инф. на рынке труда

5. Научно-технический прогресс. Автоматизация труда вытесняет людей.

6. Рост производительности и интенсивности труда

7. Возникновение беженцев

8. Массовая демобилизация из армии

9. Разорение крестьянства, фермеров, малого бизнеса

10. Рост образованности женщин и именсипация женщин

11. Ухудшение материального положения людей

44. Фискальная политика

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она зависит от поставленных стратегических задач, таких, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Эта политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым финансовым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средства государственного бюджета идут на:

а) расширение воспроизводства;

б) непроизводительные расходы государства;

в)развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

г) проведение структурной политики;

д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения.Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства:

а) дискреционную и б) недискреционную.

А. Дискреционная политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью улучшить экономическое положение страны. При этом учитываются следующие проверенные на практике количественные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятости трудоспособного населения.

Вторая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Б. Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов. При этом важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения).

Различаются следующие ставки налога:

Твердые, которые устанавливаются на единицу объекта независимо от его стоимости;

Пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;

Прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 2793 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Библиографическая ссылка на статью:
Сиротинин С.И., Францева Т.Ю. Проблемы безработицы в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90867 (дата обращения: 21.05.2021).

В современных условиях рынок труда постоянно меняется. Это связано с различными факторами, например, с технологическим прогрессом, политикой государства, экономическими проблемами и др.

Важнейшим показателем на рынке труда является занятость населения и безработица, поэтому любые его изменения сказываются на этих показателях. В связи с этим цель государства должна включать в себя правильную оценку уровня безработицы и пути ее минимизации.

Данная проблема весьма актуальна в наше время. Во-первых, занятость и безработица оказывают огромное влияние как на уровень жизни населения, так и на экономику страны в целом. А во-вторых, уровень безработицы, определяемый государством, не является точным, что искажает действительность и, следовательно, не предпринимаются должные мероприятия для борьбы с этой проблемой.

Безработица определяет количество трудоспособных граждан, которые по каким-либо причинам не смогли найти применения своим трудовым способностям.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие основные проблемы:

1. Не полностью используется экономический потенциал общества, что влечет за собой потерю ВВП, т.к. не полностью используются производственные возможности.

2. При длительной безработице снижается квалификация работников, поскольку они вынуждены устраиваться на менее квалифицированную работу или вовсе оставаться без нее.

3. Рост безработицы ухудшает уровень жизни, в связи с чем растет уровень преступности, уменьшается здоровье населения, снижается демография и накаляется негативная обстановка в стране.

4. Безработица так же ведет к экономической нестабильности, а именно к снижению покупательного спроса, сокращению сбережений, снижению инвестиционного спроса, сокращению предложения и спаду производств.

На 2017 год по данным Росстата безработица составила 5,6 % (4,3 млн. человек), что по идее является приемлемым показателем. Но есть одно «но»: безработными в России признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, при этом они зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. То есть, показатель 5,6 % говорит только о зарегистрированных в центре занятости безработных и не учитывает людей, которые ищут работу самостоятельно. По данным независимых экспертов, полученным в результате локальных исследований, этот показатель превышает официальный в 1,5-2 раза и варьируется в районе 10%. Поэтому для максимально эффективной борьбы с безработицей необходимо правильно определить ее действительный уровень. Для этого необходимо решить две проблемы:

- повысить заинтересованность людей в необходимости регистрации в центре занятости;

- борьба со скрытой (теневой) безработицей, т.е. создать такие условия работы, чтобы люди хотели работать официально.

В настоящее время многие недовольны работой центра занятости, и на это есть ряд причин: некомпетентный работающий персонал, не подходящая образованию работа, узкий спектр курсов по повышению квалификации.

По мнению автора, в центре занятости должны работать люди с педагогическим или психологическим образованием, поскольку зачастую клиентами центра занятости являются люди с трудной жизненной ситуацией, близкие к психической нестабильности. И очень важно, чтобы сотрудник нашел подход в общении с такими клиентами. Так же необходимо акцентировать внимание на специальности и уровни образования клиентов, учитывать его предыдущее место работы (если такое имелось), и подбирать ему работу, схожую с его профессиональными знаниями и навыками. Еще нужно изменить политику ЦЗ в плане снятия клиентов с учета. В настоящее время, клиент снимается с учета в ЦЗ после трех отказов от предложенных работ. Например, инженеру предложили работу пекарем, мясником и грузчиком. Неудивительно, что клиент откажется от предложенных работ и будет снят с учета. Поэтому необходимо дополнить данное правило следующим образом: снятие клиента с учета будет возможно только при трех отказах от работы по его специальности или схожей с ней.

Кроме всего прочего нужно расширить спектр курсов по повышению квалификации. Например, можно ввести курсы по изучению основных компьютерных офисных программ (Word, Excel и др.), базовый курс иностранных языков, курсы альпинизма (для монтажников). Иными словами, нужно постоянно модернизировать это подразделение в ЦЗ.

Все вышеперечисленные мероприятия должны существенно повысить заинтересованность в ЦЗ, что позволит повысить точность определяемой безработицы.

Еще одной преградой при определении точного уровня безработицы является скрытая безработица, т.е. когда человек работает неофициально. Для борьбы с этим государством был предложен закон о налоге за тунеядство. Т.е. трудоспособный человек, не имеющий официального места работы и статус безработного, должен будет платить ежегодно некоторую сумму в казну государства. Но что это дает в итоге: если по каким-либо причинам человек не работает или ищет работу самостоятельно, то это может привести к его банкротству; а если человек работает неофициально, то данный закон нанесет незначительный ущерб по его финансовому состоянию. То есть в итоге закон не сможет сильно повлиять на безработицу, поэтому его надо скорректировать. Например, заменить налог на обязательные общественные работы (условно 2 недели каждый месяц). В этом случае человек, который не работает, вполне сможет принести пользу, а человек, который работает не официально, вряд ли может выделить на эту отработку время и тогда ему придётся искать официальное место работы.

Так же причиной скрытой безработицы и минимального уровня официальных заработных плат является формула расчета пенсии. Она выглядит следующим образом:

СС- страховой стаж

81,49 – стоимость 1 пенсионного балла на 2018 год

где СВ-страховой взнос, уплачиваемый работодателем

СВmax – максимально возможный размер взносов, уплачиваемый со взносооблагаемой базы по тарифу 16%

Автор рассматривает следующий пример.

Студент после окончания ВУЗа в 23 года устроился на обычную работу, например, помощником архитектора с з/п 30000 с учетом налогов, но при этом официальная часть з/п составляет 15000 рублей, а остальная ее часть идет в виде премиальных выплат. На пенсию студент уйдет в 60 лет. Проведем расчет пенсии по формулам:

ИПК=(15000*12*0,16)/(1021000*0,16)*10=1,76 баллов в год,

где 15000 – официальная зп

12 – количество месяцев

1021000 – максимальная взносооблагаемая база в 2018 году

То есть, с з/п в 15000 рублей и 37 лет стажа ежемесячная пенсия составит 10290 руб/мес.

Рассчитаем сколько рублей потратит в месяц работодатель с учетом налогов:

- подоходный = 13% от з/п = 1950 руб;

- взнос на страховую пенсию = 16% от з/п = 2400 руб;

- взносы в ФСС = 2,9% от з/п = 435 руб;

- взносы на медицину 5,1% от з/п = 765 руб;

- взносы на страхование от НС и ПЗ = 0,2% от з/п = 30 руб;

ИТОГО = 5580 руб/мес, с учетом ЗП = 15000+5580 = 20580 и + 15000 «черной з/п» = 35580 руб.

Со временем студент заявляет, что хочет получать официальную з/п 30000 рублей с учетом налогов, но без премиальных выплат. В этом случае работодателю придется ежемесячно выплачивать 41260 руб/мес, что превышает затраты на 5580 рублей. Работодатель предлагает студенту сделку на условиях 15000 руб. официальная з/п, но премиальных выплат уже 18000 руб., тем самым удовлетворив студента и сократив свои расходы на 2580 рублей.

Подобные явления, как и скрытая безработица, часто встречаются в современной России и связаны с низким уровнем пенсии в стране. Проведя тот же самый расчет пенсии для з/п в 30000 рублей, она составит 15630 рублей. Например, в Нижнем Новгороде довольно трудно найти работу с официальной з/п в 30000 рублей, а пенсия при этом будет не так уж и велика. Поэтому многие люди предпочитают заработать побольше денег в виде «черной з/п», либо не официально, что серьезно сказывается на экономике государства.

Автор предлагает немного изменить формулу подсчета пенсионных баллов за год, внедрив в нее дополнительный коэффициент – престижность трудовой деятельности. Тогда формула будет выглядеть следующим образом:

ИПК = (з/п*12*0,16*Кпр)/СВmax * 10, (3)

Коэффициент Кпр будет зависеть от официальной з/п и средней з/п в регионе (по данным сайт «НИА» средняя з/п в Нижнем Новгороде составляет 27500 рублей, но, учитывая возможность завышения показателей, возьмем 25000 рублей). Таким образом, минимальное значение коэффициента в Нижнем Новгороде составит:

Кпр(min) = минимальный размер оплаты труда/средняя з/п в регионе;

Кпр(min) = 9500/25000 = 0,38

Тогда формула для подсчета пенсионных баллов при официальной з/п = 9500 рублей примет следующий вид:

Из формулы видно, что у людей, чья официальная з/п ниже средней, ценность пенсионного бала уменьшается пропорционально разнице между официальной и средней з/п. Это довольно жесткие меры по отношению к людям, которые действительно не могут найти работу с з/п близкой к средней, но в тоже время станет отличным толчком как для них, так и для других людей. В формуле все-таки имеется свой плюс, который заключается в том, что коэффициент может быть больше 1, то есть пенсионные баллы будут ценнее при условии, что официальная з/п > средней з/п. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, автор считает целесообразным ограничить рост этого коэффициента, например, до значения в 1,6. Таким образом при з/п в 40000 рублей Кпр примет свое максимальное значение.

Проведем расчет и проверим, не разорит ли государство этот коэффициент в случае, если все вдруг перейдут на официальную з/п.

Вернемся к предыдущему примеру со студентом – помощником архитектора.

Рассчитаем, сколько рублей налогов заплатит работодатель за 37 лет работы студента с официальной з/п в 15000 рублей:

Налоги = 5580*12*37 = 2477520 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 10290*12*(67-60)=864360 руб.

Таким образом государство получит:

Гос = 2477520 – 864360 = 1613160 руб.

Теперь добавим условие, что данную формулу все-таки утвердили и студент сразу же настоял на официальной з/п в 30000 рублей. Таким образом его пенсия составит:

ИПК = (30000*12*0,16*1,2)/(1021000*0,16)*10=4,23 балла/год

СП = 4,23*37*81,49+4982,9=17740 руб/мес.

Сравнивая полученную пенсию с пенсией, рассчитанной по действующей формуле, видно, что она выше на 2110 рублей (13,4%) при равных налоговых отчислениях, что нельзя назвать выгодным. Но с другой стороны, предложение отказаться от «черной з/п» пусть и чуть большей ради пенсии в почти 18000 рублей уже более реальное.

Проведем расчет, сколько с этого выиграет государство.

При официальной з/п = 30000 рублей ежемесячные налоговые отчисления составят 11160 рублей. Налоги за все время работы составят:

Налоги = 11600*12*37=4955040 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 17740*12*(67-60)=1490160 рублей.

Таким образом государство получит:

Гос = 4955040-1490160 = 3464880 рублей.

Сравнивая полученные значения, мы видим, что значение, рассчитанное по новой формуле на 214% превышает значение, полученное по действующей формуле. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо всячески стимулировать стремление людей получать белую зарплату.

Еще одной проблемой безработицы можно считать дешевую рабочую силу в лице мигрантов (граждане Узбекистана, Таджикистана и др.). Это явление характерно для промышленных предприятий с большой численностью рабочих. Например, на предприятии ООО «КМ Прекастъ» численность узбеков на предприятии составляет около 60%, что составляет 90 человек от общей численности рабочих 150 человек. Это обусловлено тем, что приезжие рабочие готовы работать больше за меньшую оплату труда, что является выгодным для любого предприятия и, как следствие, создает трудности для граждан РФ.

Одним из способов борьбы с этим явлением может стать установка ограничений на трудовых мигрантов, например, 15-20% от общей численности рабочих на предприятии. Подобный метод освободит значительное количество рабочих мест и поспособствует уменьшению безработицы.

Существенную роль играет безработица среди студентов и молодых специалистов, только закончивших ВУЗ. Это связано с тем, что нынешние работодатели больше акцентируют внимание на рабочем стаже, чем на образовании. Причиной этого может быть снижение качества образования и его легкодоступность. Процесс улучшения качества образования довольно сложный, но одним из методов борьбы с этим может быть различие дипломов в зависимости от формы обучения. Т.е., дипломы у людей с очным, заочным и дистанционным образованием должны отличаться. Это повысит престижность диплома. Так же важную роль при обучении в ВУЗах играет учебная практика, которой либо очень мало, либо она не связана с выбранной специальностью. Например, в строительном университете (ННГАСУ) студенты общетехнического факультета занимаются поливанием клумб, уборкой территории, сортировкой старых документов и пр. Поэтому необходимо изменить данную тенденцию и предоставить возможность прохождения практики на предприятии с 1 курса, а также надо увеличивать количество и продолжительность этих практик. Это даст выпускникам больше разнообразных навыков и знаний и небольшой стаж. К диплому необходимо приложить выписку о том, где студент проходил практики, ее длительность и на какой должности.

В заключении автор говорит, что есть множество причин возникновения безработицы, но также есть и множество способов борьбы с ней. Для этого важно верно оценить причины возникновения безработицы, ее процент и определить, в каких структурах необходимо ввести изменения и модернизации для минимизации безработицы.

Рынок труда – наиболее сложный элемент экономической системы. В нем пересекаются и взаимодействуют по законам спроса и предложения интересы работников и работодателей. Занятость и безработица являются важнейшими показателями состояния рынка труда, отражающими степень эффективности использования трудовых ресурсов. Безработица – «неизбежное зло» рыночной экономики, имеющее свои причины и последствия.


Понятие

Сфера труда и занятости имеет важнейшее значение в экономической и социальной жизни общества. Все население страны можно условно разделить на 2 группы:

  1. Экономически активные граждане – занятые в общественном производстве или ищущие работу люди в возрасте от 15 до 72 лет.
  2. Экономически неактивные граждане – дети до 16 лет, студенты дневного отделения, пенсионеры, домохозяйки, инвалиды, заключенные в тюрьмах, пациенты психиатрических лечебниц, бродяги.

Рынок труда – это совокупность отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Общая численность рабочей силы страны складывается из занятых и безработных. Занятыми считаются люди, выполняющие оплачиваемую работу. Безработные – те, кто не имеет работы, но ищет ее. Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти применение своей рабочей силе, формируя резервную армию труда. Критерии безработицы:

  • трудоспособный возраст;
  • отсутствие постоянного источника заработка в течение определенного времени;
  • стремление найти работу и готовность работать.

Выделяют 4 группы безработных:

  • уволенные;
  • добровольно оставившие место работы;
  • впервые пришедшие на рынок труда;
  • вернувшиеся на рынок труда после перерыва.

По типу поведения на рынке труда различают 4 типа безработных:

  1. Профессиональный– образованные, квалифицированные сотрудники, ищущие возможности наилучшим образом реализовать свои знания, умения и навыки, стремящиеся к совершенствованию своих профессиональных качеств и готовые ради работы сменить место жительства.
  2. Инструментальный– представители этого типа стремятся к достижению определенного материального и социального статуса. Они ищут занятие по специальности, не готовы к переобучению и смене профиля деятельности.
  3. Хозяйственный – такие безработные очень мобильны, легко приспосабливаются к меняющимся условиям, сами находят возможности занять себя. Готовы к перемене профессии и рода деятельности, к переезду в другой регион или страну.
  4. Социальный иждивенец – люди этого типа не способны и не хотят брать на себя ответственность за свою жизнь. Надеются на помощь государства и не предпринимают никаких шагов для самостоятельного трудоустройства.


В условиях рыночной экономики стопроцентная занятость невозможна. Уровень безработицы в пределах 4-5% считается нормальным и оправданным. Это так называемая естественная безработица, при которой число безработных равно количеству незанятых рабочих мест.

Причины и виды

Безработица – это превышение предложения рабочей силы над ее спросом на рынке труда. Предложение складывается из нескольких составляющих:

  • демографической– численности и половозрастного состава трудовых ресурсов;
  • социальной– уровня профессиональной подготовки, экономической активности различных социальных групп;
  • экономической– цены труда.

Спрос на рабочую силу определяется потребностью производства в ней и покупательской способностью субъектов рыночного хозяйства. Он определяется:

  • величиной спроса на производимую продукцию;
  • уровнем заработной платы;
  • состоянием экономики (подъем, спад);
  • развитием научно-технического прогресса.

Определенные товары и услуги производятся с помощью конкретных видов труда, что формирует спрос на соответствующие профессии и уровень квалификации. Часто при превышении числа ищущих работу над имеющимися вакансиями, по отдельным видам деятельности может существовать дефицит трудовых ресурсов.


Существует несколько видов безработицы, различаемых по причине возникновения:

  • Структурная– связана со структурной перестройкой производств: сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов, внедрением прогрессивных технологий. Все это требует от работников соответствующих навыков и профессиональных компетенций.
  • Фрикционная – обусловлена добровольным поиском работником нового места работы с лучшими условиями труда.
  • Циклическая – вызвана спадом производства во время экономического кризиса.
  • Технологическая– обусловлена механизацией и автоматизацией производства, при которой часть рабочей силы становится излишней или недостаточно квалифицированной.
  • Добровольная– вызвана нежеланием людей трудиться на предлагаемых условиях.
  • Вынужденная – присуща периодам экономического спада, является результатом сокращения количества рабочих мест или отсутствием у работника необходимой квалификации.
  • Сезонная – связана с колебаниями в уровне экономической активности в течение года, характерными для отдельных отраслей экономики.
  • Маргинальная – безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
  • Зарегистрированная– охватывает незанятое экономически активное население, официально принятое на учет в службе занятости.
  • Скрытая – включает лиц, ищущих работу, но не зарегистрированных на бирже труда или официально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время простоя производственных мощностей).
  • Институциональная – возникает как следствие вмешательства государства и профсоюзов в процесс установления уровня заработной платы.
  • Застойная – характеризует ситуацию, при которой часть населения длительное время лишена постоянного заработка.
  • Частичная – характеризует ситуацию, когда люди трудятся неполный рабочий день или неполную неделю.

Естественный уровень безработицы не зависит от циклических колебаний экономики, формируется суммой показателей структурной и фрикционной безработицы.

Последствия

Безработица является серьезной проблемой для общества, так как ее последствия сопряжены с экономическими и социальными издержками. Отрицательные проявления безработицы:

  • Индивидуальные – психологический стресс, потеря дохода и чувства уверенности в себе, утрата квалификации, проблемы в семейных отношениях, предрасположенность к заболеваниям.
  • Социальные – обострение социальной напряженности (митинги, забастовки, перевороты), рост преступности, повышение уровня заболеваемости и смертности, увеличение социального расслоения общества.
  • Экономические – недопроизводство ВВП, увеличение затрат на социальную поддержку безработным, снижение уровня и качества жизни, сокращение налоговых поступлений в бюджет.

Несмотря на то, что в целом безработица является негативным явлением, некоторые ее последствия можно оценивать как положительные:

  • увеличение профессиональной мобильности экономически активного населения;
  • стремление работников к повышению квалификации и профессионализма;
  • повышение производительности труда и улучшение качества выполняемых работ;
  • возникновение предпосылок для структурной перестройки экономики.


Меры борьбы с безработицей: создание новых рабочих мест и служб занятости, выплата пособий, организация учреждений по профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

Заключение

Безработица – одна из самых острых, негативных социально-экономических проблем современного общества. Полностью ликвидировать ее невозможно, но контролировать и регулировать необходимо. Снижение уровня безработицы и смягчение ее негативных последствий – одна из важнейших задач внутренней политики страны.

Президент провел совещание по бюджету на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. "По традиции в середине лета мы начинаем работу над новым федеральным бюджетом", - констатировал Владимир Путин. "Эпидемия коронавируса и связанные с ней вынужденные ограничения в буквальном смысле заморозили глобальную экономику", - сказал он. В большинстве стран остановились многие производства, стройки, упали обороты торговли и сферы услуг. В апреле, в период объявленных нерабочих дней, ВВП России сократился на 12 процентов, в мае снижение составило 10,9 процента.

Фото: iStock

Ситуация потребовала оперативных мер: нужно было подставить плечо отраслям экономики, бизнесу, сохранить доходы российских семей. "Глубина кризиса оказалась очень серьезной, а его негативные последствия - ощутимыми для граждан", - отметил глава государства. Но благодаря проводимой в прежние годы ответственной бюджетной, денежно-кредитной политике, накопленным резервам была возможность для принятия своевременных и точечных решений.

"Судя по всему, мы в нужные точки все-таки попали, не без проблем, не без срывов, но все-таки в нужные точки попали", - оценил Владимир Путин. Масштабы поддержки граждан и бизнеса во время эпидемии стали для России беспрецедентными. Предпринятые меры позволили в значительной мере сгладить остроту кризиса. "И сейчас, по мере выхода из режимов ограничений, экономическая активность в России постепенно восстанавливается", - сказал президент. В июне - июле объем покупок товаров и услуг превышает докризисный уровень февраля. На восстановление реального сектора указывает и такой индикатор, как потребление электроэнергии - его значение приближается к докризисному.

Остаются сложности на рынке труда: безработица подросла - правда, в гораздо меньшем объеме, чем в некоторых других странах. Многие компании вернулись к нормальному режиму работы, но безработных все еще много: в службах занятости зарегистрировано около 3 млн человек.

"И сейчас самая главная наша задача экономической политики - восстановить уровень занятости, дать людям возможность работать, зарабатывать, обеспечивать свои семьи. Вновь подчеркну, задача полного восстановления рынка труда в 2021 году должна быть выполнена", - заявил глава государства.

Фото: Istock

И здесь необходимо обратить внимание на ранее принятые решения, считает президент. Например, указ от 7 мая 2012 года, 604-й, где прописано, что денежное довольствие военнослужащих должно быть не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей. "Наши предыдущие планы в жизненно важных отраслях должны не просто иметься в виду - должны исполняться. Именно такой подход должен учитываться нами в будущей работе", - заявил Путин.

"Решения, о которых я сейчас сказал, не просто должны быть где-то у нас там зафиксированы и забыты в связи с теми проблемами, которые произошли. Эти решения должны исполняться", - повторил глава государства.

"И мы должны иметь в виду, что в связи с принятием Конституции, конечно, граждане приняли эти решения по Конституции нашей страны, мы должны учитывать их настроения, учитывать в конкретном преломлении на трехлетний бюджетный период. Он должен соответствовать духу и букве обновленной Конституции, запросам людей", - подчеркнул он.

Важно и в дальнейшем сохранить ответственную бюджетную политику, включая и бюджетное правило, и инфляционное таргетирование, чтобы четко балансировать и наращивать устойчивость всей системы государственных финансов, заключил президент.

Президенты России и Ирана Владимир Путин и Хасан Рухани выразили обоюдный настрой на тесную координацию для достижения долгосрочного мира в Сирии. Как сообщает пресс-служба Кремля, в ходе телефонного разговора президенты обменялись мнениями по ситуации в Сирии, отметив своевременность решений по итогам недавнего видеосаммита глав государств - гарантов Астанинского процесса. Кроме того, подробно обсудили вопросы выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Путин назвал СВПД важным соглашением, способствующим обеспечению глобальной стабильности и безопасности, а Рухани подтвердил приверженность Ирана СВПД, готовность к равноправному и конструктивному взаимодействию как со всеми его участниками, так и в рамках МАГАТЭ.

16.3. Занятость населения, безработица и ее виды

Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике.
В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости и незанятости населения. Занятость населения — экономические отношения, характеризующие взаимоотношения между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующие удовлетворение личных и общественных потребностей. Занятость показывает, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами.
Занятыми считаются граждане: а) работающие по найму (в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня или недели); б) имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением); в) самостоятельно обеспечивающие себя работой (включая предпринимателей, членов производственных коллективов, фермеров); г) избранные или назначенные на оплачиваемую должность. К категории занятых относятся военнослужащие, иностранные граждане и студенты, а также занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.
Выделяют три формы занятости: полную, эффективную и рациональную. Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде. Полная занятость может существовать при наличии определенного уровня безработицы. Она наблюдается при структурной и фрикционной безработице.
Эффективная занятость определяется получением максимального дохода от функционирования трудоспособного населения в трудовом процессе. Эта форма занятости предполагает такое распределение активно занятого населения в территориальном и отраслевом разрезе по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность получать наибольший прирост материальных и культурных благ.
Рациональная занятость характеризуется соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалификационной структурой работников.
Количество незанятых в обществе зависит от неравномерности развития производительных сил, противоречивого характера НТП, высоких темпов модернизации производства. Дж. Кейнс считал, что 3—4 % населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
Полная занятость может быть при безработице. Такой уровень безработицы называется естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом страны. Считается, что этот объем продукции производится при полном использовании ресурсов.
Естественный уровень безработицы существует при сбалансированности рынка рабочей силы, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. В случае же отсутствия свободных мест мы наблюдаем дефицит совокупного спроса и циклическую безработицу. При избыточном совокупном спросе, когда наблюдается недостаток рабочей силы, т.е. количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу, фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Как правило, для такой ситуации характерна инфляция. Однако чаще всего наблюдается превышение фактического уровня безработицы над естественным. Естественный уровень безработицы не есть раз и навсегда установившаяся величина. Так, в 60-е гг. XX в. он составлял 4 %, в настоящее время находится в пределах 5—6 %. Это означает, что полная занятость наблюдается при занятости 94—95 % рабочей силы.
Для определения уровня безработицы используется показатель нормы безработицы, определяемый как отношение количества безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.
Безработица — это социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда, относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к ней и ищут ее.
Безработица может принимать самые разнообразные формы. Это зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и других факторов. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.
Фрикционная безработица имеет место, когда работники или увольняются с целью поиска более подходящего, на их взгляд, места работы, или ищут работу, поскольку им предстоит увольнение, или их работа носит сезонный характер и т.д. Через определенный промежуток времени они или найдут ее, или возвратятся на старые места. Их же по тем или иным причинам сменят другие в общем фонде безработных. При фрикционной безработице работники ищут работу или ждут ее получения в ближайшем будущем. Такой вид безработицы связывают с относительно медленным реагированием на нее рынка труда и существованием дисбаланса между количеством работников и количеством рабочих мест. Данный вид безработицы связывается со стремлением работника отыскать работу, соответствующую его способностям и склонностям, благодаря чему решается проблема рационального распределения рабочей силы. Рабочий, повышающий свою квалификацию, профессиональный уровень, стремится перейти на более высокооплачиваемую и привлекательную работу. Необходимо отметить, что в связи с изменением ситуации на рынке труда республики фрикционная безработица уменьшилась.
Рабочий, перестающий повышать свое мастерство, с течением времени становится объектом следующего вида безработицы — структурной. Структурная безработица связана с изменением в структуре потребительского спроса и технологии производства, которые изменяют структуру общего спроса на рабочую силу, в результате чего спрос на одни профессии сокращается, на другие, включая и ранее не существовавшие, увеличивается. Медленное реагирование рынка труда объясняется несоответствием структуры рабочей силы структуре новых рабочих мест. Так как у некоторых рабочих нет необходимых навыков и опыта, в которых нуждается новое производство или сфера услуг, то они становятся безработными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. В нашей республике данное явление связывают с разрывом хозяйственных связей, сложившихся между различными экономическими регионами, приведшим отдельные виды производства к убыточности. Такие производства стали источником структурной безработицы.
Иногда трудно различить фрикционную и структурную безработицу. Существенное отличие состоит в том, что работники в условиях фрикционной безработицы обладают навыками и опытом, которые могут продать и в которых нуждается общество. “Структурные” безработные нуждаются в переподготовке, дополнительном обучении, перемене места жительства, что связано со значительными трудностями и проблемами. Фрикционная безработица носит более кратковременный характер, а структурная — более долговременный и считается более серьезной.
Циклическая безработица возникает при падении общего спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах и регионах. Она вызвана спадом в экономике или недостаточностью совокупных расходов. Уменьшение совокупного спроса на товары и услуги сокращает занятость и увеличивает безработицу. В периоды спада деловой активности норма безработицы превышает свой естественный уровень. Тогда даже наиболее добросовестные рабочие, имеющие высокую квалификацию, могут оказаться временно уволенными. Продолжительность их среднего срока незанятости выходит за границы того интервала, в пределах которого безработица считается фрикционной.
Циклическая безработица — это разность между фактической величиной нормы безработицы, зафиксированной в данный период времени, и величиной ее естественной нормы. В периоды спада экономической активности циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную. В периоды подъема деловой активности циклическая безработица исчезает.
Оценка рынка труда будет неполной без учета сезонной, скрытой и технологической безработицы. Сезонная безработица является результатом сезонных видов работ в определенных отраслях: сельском хозяйстве, строительстве, туризме и т.д., где занятость обеспечивается только во время определенных сезонов. Скрытая безработица возникает при использовании такого количества работников в производстве, которое не требуется в данный момент для эффективного ведения хозяйства. Технологическая безработица возникает при замене работников машинами, способствующими снижению трудоемкости производимых материальных благ.
Рост безработицы в постсоциалистических странах приводит к тому, что население начинает бороться не за активную жизненную позицию, не за поиск эффективных сфер занятости, а за выживание в условиях сохранения традиций патернализма и уравнительности. Это еще более усиливает спад в экономике и самым негативным образом сказывается на мотивации труда и его производительности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
В саморегулирующейся рыночной экономике безработица является неотъемлемым элементом развития. При достижении на непродолжительное время макроэкономического равновесия она может сочетаться с полной занятостью.
Поддержание равновесного состояния экономики предполагает увеличение национального дохода, что связано с ростом объема производства, инфляцией или сокращением производства и безработицей. Макроэкономическое равновесие устанавливается в результате колебания национального дохода вокруг совокупных расходов до момента равенства с ними.
Если национальный доход снизится и будет полностью потребляться обществом, а сбережений не будет, то совокупные расходы останутся неизменными. Отсутствие инвестиций и потребление всего произведенного продукта характеризуется равновесием. Однако неудовлетворенный спрос на инвестиции экономические агенты будут восполнять за счет товарных запасов. Рост совокупного спроса начнет превышать национальный доход, что будет стимулировать расширение производства и вызовет рост национального дохода, пока он не выравняется с совокупными расходами.
Противоположная ситуация сложится, если национальный доход превысит равновесное состояние экономики. Производители будут испытывать затруднения с реализацией произведенной продукции, т.е. совокупные расходы окажутся меньше национального дохода. Механизм рынка с целью достижения равновесия будет побуждать экономических агентов сокращать производство до равновесия совокупных расходов с национальным доходом.
Предположим, национальный доход составил 1200 млрд руб., потребление — 1200 млрд, спрос на инвестиции — 60 млрд, совокупные расходы — 1260 млрд руб., сбережения отсутствуют. Если бы инвестиции отсутствовали, то домохозяйства потребляли бы весь произведенный продукт и экономика находилась в равновесном состоянии. Однако неудовлетворенный спрос на инвестиции реализуется за счет использования товарных запасов, которые стимулируют расширение производства. Это, в свою очередь, ведет к увеличению национального дохода? В нашем примере это может продолжаться до того момента, когда национальный доход станет равным 1800 млрд руб., потребление — 1740 млрд, сбережения — 60 млрд, совокупные расходы— 1800 млрд руб., и, таким образом, национальный доход сравняется с совокупными расходами и в экономике наступит равновесие. Если предположить, что имеются свободные рабочие руки и незагруженные производственные мощности, т.е. потенциальные возможности повышения совокупного спроса, это может повлечь рост национального дохода и сокращение безработицы до установления полной занятости. Полная занятость при макроэкономическом равновесии имеет свои особенности. В нашем примере при национальном доходе, равном 2000 млрд руб., потребление составит 1920 млрд, сбережения — 80 млрд, инвестиции — 60 млрд, совокупные расходы— 1980 млрд руб. Мы видим, что национальный доход превышает совокупные расходы на 20 млрд руб. На рис. 16.3 такая ситуация характеризуется отрезком М0МE и назвается дефляционным разрывом. Рассмотренный пример и анализ рис. 16.2 и 16.3 показывает, что уровень полной занятости в большей степени зависит не от уровня заработной платы, а от определенного уровня производства: Y0 = N0. Отсюда следует, что полная занятость возможна лишь при уровне производства YE а равновесие товаров и услуг — при уровне производства Y0. Таким образом, достижение полной занятости предполагает дефицит товаров и услуг. Поэтому общество всегда находится перед выбором: смириться с безработицей (на рис. 16.3 это отрезок N0NE) или обеспечить полную занятость при превышении спроса на товары и услуги (нарис. 16.2 это отрезокМ0МE). Объективный механизм рынка не в состоянии совместить уровень равновесия товаров и услуг с уровнем полной занятости. В этой связи необходим внешний эффект, способствующий разрешению конфликта на рынках товаров и услуг и рабочей силы. Таким стабилизирующим фактором может выступать государство.
Полная занятость устанавливается на уровне Y0 = Y(N0). Из рис, 16.3 видно, что на рынке товаров и услуг производство достигает равновесия на уровне У0, определенном как Y0 = С(Y0) + 1. Равновесие возможно, если:

Рис. 16.2. Функция потребления

Рис. 16.2. Функция потребления

Рис. 16.3. Производственная функция

Рис. 16.3. Производственная функция

Y0< YE— неполная занятость или безработица;
Y0 = YE — полная занятость;
Y0 > YЕ— превышение уровня полной занятости или наблюдается недостаток в рабочей силе.
В экономике полная занятость может наблюдаться в случае, если уровень производства совпадает со спросом на товары и услуги, что позволяет каждому желающему найти работу. Ситуация Y0> YЕ характеризует нарушение равновесия, но ее можно стабилизировать, повышая заработную плату до момента достижения полной занятости. Ситуация Y0<YE наиболее сложная, так как профсоюзы могут препятствовать снижению заработной платы до установления занятости. Возможный способ обеспечения полной занятости — это стимулирование производства Y0 с помощью эффекта мультипликатора или фискальной политики для повышения производства с уровня Y0 до YE Достижение равновесия при полной занятости с использованием эффекта мультипликатора, инвестиций и стимулирования экономики невозможно без участия государства.
Проблема же нищеты из-за невозможности получать заработную плату выходит за рамки экономического равновесия и становится проблемой социального или политического равновесия. Безработица может быть терпимой, если безработным выплачиваются пособия, обеспечивающие им некоторый прожиточный минимум. Для государства безразлично, выплачивать пособия по безработице или вкладывать такие же суммы в экономику в форме правительственных расходов на строительство предприятий, дорог, аэродромов и т.п. Для преодоления нищеты при безработице одинаково эффективны такие меры, как выплата безработным пособия; предложение им работы; предоставление предприятиям долгосрочных кредитов под низкий процент. Все эти меры сводятся к распределению денег в экономике либо непосредственно среди безработных.
Существующие оптимальные пропорции между налогами и уровнем производства являются стабилизующим фактором в экономике. Если при полной занятости намечается тенденция к депрессии и снижению уровня бюджетных доходов, то государство увеличивает свои расходы, выдавая пособия безработным. В этом случае автоматически создается дополнительный дефицит бюджета, который в будущем будет способствовать полной занятости. Однако это свойственно только для краткосрочного периода, так как государство не может бесконечно увеличивать бюджетный дефицит. Приведенные меры, эффективные в краткосрочном периоде, не дают желаемого результата в долгосрочном. Выплата пособий по безработице не увеличивает будущий производственный потенциал, тогда как стимулирование создания новых заводов способствует такому увеличению.

Читайте также: