Причины безработицы среди выпускников образовательных учреждений

Опубликовано: 01.10.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Наумова О.А. Безработица среди выпускников ВУЗов: причины и способы преодоления // Психология, социология и педагогика. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/06/2257 (дата обращения: 12.04.2021).

Рыночные отношения в современной России весьма сложны, наблюдаемый дефицит рабочих мест приводит к возникновению безработицы. Исходя из этого, особенно актуальным становится исследование современных изменений на рынке труда, влияния данных изменений на определенные категории безработных граждан.

Особое внимание следует уделить такой социально-демографической группе как выпускники высших учебных заведений. Многие бросают учебные заведения, так и не доучившись – тому причина снижение жизненного уровня. Но и те, кто закончил данные образовательные учреждения, порой, находятся не в лучшем положении при поиске желаемого места трудоустройства. Молодые специалисты отличаются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием опыта работы, а значит и низким профессиональным статусом. Исходя из этого, мы можем отнести данную категорию населения к группе риска.

Почему же выпускникам ВУЗов так тяжело адаптироваться на рынке труда в современных экономических условиях?

Ситуация на российском молодежном рынке труда достаточно напряженная. Трудовая социализация выпускников ВУЗов происходит в неблагоприятных условиях неоднозначных структурных изменений в экономической, духовной и социальной сферах. Массовая безработица среди молодых специалистов является большой проблемой в силу специфики чрезмерных молодежных амбиций, юношеского максимализма и др. Эффективному трудоустройству мешает отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений.

Как показывает анализ литературы, также большую роль в адаптации на рынке труда молодых специалистов играет их поведение. В зависимости от оценки роли работы в своей жизни О.В. Олисова [1] выделила три типа поведения: 1) первый тип поведения молодых людей определяет работу как источник материального блага; 2) второй тип поведения выпускников представляет работу как ценность в плане раскрытия личностных способностей, профессионального роста, проявления инициативы и творчества; 3) для третьего типа работа ценности в себе не несёт. Выпускники высших учебных заведений остро переживают невозможность быстрого трудоустройства на высокооплачиваемые места, тем самым считая свои, полученные в годы обучения, знания невостребованными. Негативное влияние, кроме того, оказывают и основные психические качества безработного молодого специалиста: пессимистичность, невысокий уровень социальной смелости, конформизм, маргинальное эмоциональное состояние.

Проведенное нами эмпирическое исследование среди выпускников вузов показывает, что причины нетрудоустройства различны, в их числе:

– недостаточная информированность «вчерашних студентов» о состоянии современного рынка труда, о востребованных профессиях, о требованиях к личности работника;

– профессия, полученная молодым специалистом, часто оказывается не востребованной на рынке труда;

– недостаточно налажены связи между органами образования, органами службы занятости и другими структурами, играющими на рынке труда немаловажные роли;

– работодатели очень часто недооценивают такие качества молодых людей, как обучаемость, мобильность, стрессоустойчивость, умение работать в команде и т.п.;

– многие выпускники не ознакомлены со способами грамотного поиска рабочего места, способами успешного представления себя и своих сил на собеседовании;

– очень часто представления молодых специалистов о своих способностях, престижности полученной профессии и оплаты труда завышены, что приводит к незаинтересованности во многих предложениях к трудоустройству.

Каков же выход из сложившейся ситуации? По нашему мнению, одним из доступных средств для молодежи в процессе трудоустройства является применение информационно- коммуникационных технологий, которые облегчают поиск работы. На разрабатываемых Интернет сайтах и порталах «вчерашний студент» может разместить свое резюме, а также найти информацию о работодателях и подходящую вакансию.

Так, например, с целью выявления качества и удобности получения услуг, сопутствующих в трудоустройстве, в Алтайском крае работает Портал электронных услуг управления Алтайского края по труду и занятости населения, сайт единой системы поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края.

В рамках Портала электронных услуг краевой службы занятости создана автоматизированная информационная система Алтайского края, которая позволяет оперативно, без визита в центр занятости, получать государственную услугу содействия в подборе необходимых работников в электронном виде. К настоящему времени с представителями предприятий и организаций специалисты центров занятости региона заключили 1887 соглашений об электронном взаимодействии, в том числе с 215 работодателями, имеющими статус социально ответственных или социально ориентированных. По сообщению пресс-службы Управления края по труду и занятости населения, 36 работодателей, подавших сведения о потребности в работниках через портал, уже получают государственную услугу по электронному подбору необходимых работников.

Единая система поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края создана на базе портала электронных услуг управления Алтайского края по труду и занятости населения и начала работу в июле 2012 года. Возможности представленной системы также предполагают помощь в трудоустройстве студентам и выпускникам учебных заведений. В базе данных выпускников и студентов региона, зарегистрированных на портале, уже 15,5 тыс. чел.. Это представители свыше 1350 учебных заведений, в том числе 51 вуза, 164 учреждений начального и среднего профессионального образования [2].

В этой связи, перспективным, по нашему мнению, является изучение и проработка вопроса использования информационно-коммуникативных технологий на всех этапах профессионального самоопределения, начиная с выбора профессии и способа ее получения и заканчивая трудоустройством и профессиональным продвижением.

Ещё вчера, будучи беззаботными студентами, сегодняшние молодые специалисты не задумывались над тем, какая проблема с трудоустройством их ждёт. Где сейчас найти достойное применение своим знаниям и навыкам? Да ещё получать за это деньги? Такие вопросы при нынешнем положении дел на рынке труда всё чаще волнуют не только выпускников ВУЗов, но и студентов, и даже абитуриентов. Ведь количество рабочих мест для квалифицированных специалистов ограниченно, а армия вчерашних студентов – нынешних специалистов растёт с каждым годом. У многих такая ситуация вызывает резонный вопрос – а нужно ли учиться 5-6 лет для того, чтобы потом невозможно было устроиться на работу?

Однако при правильном подходе выход из ситуации найти всё же возможно. А состоит он в поиске некоторых источников альтернативного заработка, тем или иным образом, связанным с той специальностью, которая получена в ВУЗе.

Бороздя просторы Интернета, среди такого потока информации, как «сравнить GPS- навигаторы», «отзывы о подгузниках» и «устройства для чтения электронных книг продажа», порой можно найти нужную информацию о работе по своей специальности.

Например, бывший студент-электротехник, знающий не понаслышке о лампах накаливания и стабилизаторах напряжения, может получить место менеджера по продажам или технического консультанта в компании, деятельность которой – поставки электрооборудования. Попробовать свои силы можно в качестве продавца-консультанта в одном из супермаркетов электроники, коих сейчас столько, что глаза разбегаются. Подать резюме можно сразу в несколько. Скорее всего, на замещение вакантной должности будет проводиться конкурсный отбор. Но рискнуть стоит, если соискатель уверен в своих знаниях и квалификации. Молодой специалист-радиоэлектронщик может попытать счастья в организации, занимающейся поставками услуг мобильной связи и телекоммуникативной техники, а также в телефонной компании. Молодой специалист-металловед вполне найдёт применение своим знаниям, устроившись в фирму по продаже металлопроката.

При поиске нужно обратить внимание на огромную конкуренцию и ограниченное количество рабочих мест. Необходима железная уверенность в собственных знаниях и постоянная готовность к разного рода проверкам и тестированиям, а также готовность получать новые знания. Задача молодого специалиста показать потенциальному работодателю, что его кандидатура идеально подходит для будущей должности. Обладая определённой напористостью, сноровкой и огромным желанием работать, в конце концов, можно получить вожделенную должность.

Пройдя все проверки и получив-таки должность, расслабляться не нужно, потому что в течение определённого времени в начале своей трудовой деятельности придётся доказывать, что этот кандидат отвечает всем требованиям занимаемой должности.

С окончанием учебного года вновь обостряется проблема безработицы молодых специалистов – выпускников вузов, только-только получивших заветные корочки. Исследования показывают, что средняя продолжительность поиска работы для молодых россиян в возрасте от 22 до 25 лет составляет от 3 до 6 месяцев, причем молодым специалистам перед приемом на работу приходится пройти в среднем четыре собеседования.

Более всего ценятся выпускники вузов, которые, помимо диплома, имеют «корочку» о стажировке или дополнительном образовании в крупных IT-компаниях. Однако опыт работы далеко не всегда имеет решающее значение, главное — знания и конкретные навыки. Во многих компаниях обязательным требованием является знание технического английского – на случай контактов с зарубежными партнерами или заграничных командировок. Минимальная «ценовой порог» для программистов в Москве – от 30 тысяч рублей, средний заработок IT-специалистов составляет не менее 50 тысяч рублей в месяц.

Молодые специалисты с дипломами факультетов информатики крупных государственных вузов ценятся «на вес золота». Особым спросом пользуются выпускники факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Московский физико-технический университет, факультет информатики и систем управления МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Лучшими «кузницами» таких специалистов в нашей стране считаются МГТУ им. Н.Э. Баумана и Санкт-Петербургский политехнический университет. Среди региональных технических вузов выделяются Уральский государственный технический университет (УГТУ-УПИ), Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), Новосибирский государственный технический университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Работодатели готовы «простить» вчерашним студентам и отсутствие опыта, и не всегда достаточный уровень знаний. Некоторые работодатели даже предоставляют им служебное жилье, питание, страховку.

Третью строчку в списке занимают экономисты и финансовые менеджеры. «Количество» выпущенных из стен вузов экономистов все никак не перейдет в качество: экономистов с корочками сомнительных высших учебных заведений уже некуда девать, а действительно квалифицированные специалисты всегда были и остаются в дефиците.

Выпускник по специальности «экономист» или «финансовый менеджмент» легко найдет работу в банке. Если у него нет опыта, то он может претендовать на должность кредитного специалиста, менеджера по работе с клиентами, кассира-операциониста или даже внутреннего аудитора. Если молодой специалист хочет претендовать на должность экономиста, то ему необходимо владеть программой 1С и знать основы бухгалтерского учета и учетного документооборота.

Если же он хочет работать финансовым аналитиком, то должен уметь читать и понимать финансовые отчеты. Тем более что многие компании работают по международным стандартам финансовой отчетности.

Наиболее уважаемыми вузами по подготовке экономистов считаются МГУ, СПбГУ, УрГУ. Также сильных специалистов выпускают Финансовая академия при правительстве РФ, Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Не хватает и узких специалистов, и терапевтов. Особенно нелегко приходится жителям небольших городов, расположенных недалеко от областных центров: врачи просто сбегают из районных поликлиник из-за низких зарплат и отсутствия перспектив.

В этом году на рынок труда выйдут свежеиспеченные медики, кто поступал в вузы в 2002–2003 годах (из-за увеличенного срока обучения у врачей), а именно около 150 тысяч человек – их явно «не хватит» на то, чтобы покрыть существующий дефицит, да и едва ли все молодые врачи наденут белые халаты.

Замыкают перечень самых востребованных профессий маркетологи и социологи. И маркетологи, и социологи достаточно сильно пострадали во время кризиса — многие компании сокращали целые маркетинговые отделы, отдавая рекламу и исследования на аутсорсинг. Теперь же они снова набирают сотрудников.

Учиться на маркетолога, конечно, лучше всего в Москве или Санкт-Петербурге, где расположены старейшие факультеты. Более того, в столицах проще найти компанию, где можно пройти полезную практику. Работодатели отдают предпочтение выпускникам МГУ и СПбГУ, Финансовой академии, РЭА им. Г.В. Плеханова и Высшей школы экономики.

Что касается профессии социолога, то ее можно получать и в классических вузах: УрГУ, Южно-Уральском, Воронежском, Пермском и Кубанском университетах.

Вчерашние студенты не готовы работать за низкую зарплату

Число безработных в крае продолжает прирастать выпускниками различных учебных заведений. Причем в последнее время эта тенденция все больше отмечается среди выпускников вузов. Отчасти они сами ставят себя в такое положение, не желая работать за невысокую зарплату. С другой стороны, и бизнесмены не спешат брать на работу людей без опыта. Хотя это, по мнению некоторых экспертов, скорее проблема компетентности самих руководителей компаний.


Проблема трудоустройства молодых специалистов сразу после получения ими образования не нова. В советское время она решалась с помощью так называемого распределения — выпускник учебного заведения получал направление на работу на какое-нибудь предприятие по профилю его образования. С переходом экономики на рыночные рельсы эту практику разрушили — государство сложило с себя ответственность за будущее молодых специалистов. Они же на поверку оказались не готовы отвечать за себя сами, в итоге на рынке труда стало скапливаться большое количество молодых людей с образованием, но без работы.

Особенно остро проблема трудоустройства стоит перед выпускниками заведений начального и среднего профессионального образования. Только за первое полугодие 2009 года в органы службы занятости края обратилось 1613 выпускников подобных учреждений, что на 28% больше, чем в аналогичный период 2008 г. Вообще же в общем объеме безработных доля лиц, имеющих профессиональное образование на тот момент, увеличилась с 44,2% (на 01.07.2008 г.) до 51,4% (на 01.07.2009 г.), и это не предел. По итогу года специалисты служб занятости констатировали увеличение безработных из числа выпускников на 30% — до 7 тысяч человек. Трудоустроить же удалось лишь половину.

— К тому же в прошлом году несколько изменилась структура обращений по уровню образования, — рассказывает начальник отдела профессионального обучения и профориентации Агентства труда и занятости населения Красноярского края Ирина Бобковская. — Если раньше основная часть обращений была от выпускников средних специальных и профессиональных учебных заведений, то в 2009 году сильно увеличилось число обращений от выпускников вузов (в 2009 году их стало более 2 тысяч человек против примерно 1 тысячи за год до этого).

Эксперты от образования рассказывают несколько иную историю. Так, по данным «Центра карьеры» Сибирского федерального университета, из 4662 выпускников 2009 года трудоустроено более 3,5 тысячи человек. Правда, около 800 из них продолжают обучение, а 201 служит в армии.

— Проще всего устраиваются молодые специалисты инженерных профессий, — рассказывает директор «Центра карьеры» СФУ Мария Назарова, — особенно работающие в сфере ИТ. Причем в этой же сфере успешно трудоустраиваются физики, математики, энергетики — одним словом, «технари», которые могут работать с информационными технологиями. Снижение же спроса на специалистов-экономистов, на мой взгляд, слишком обобщенное утверждение. По нашим данным, маркетологи, финансисты, бухгалтеры, особенно имеющие небольшой практический опыт работы, вполне востребованы сегодняшними работодателями. Другое дело — специалисты-менеджеры: большой спрос наблюдается на менеджеров начального звена, и именно с этих позиций приходится стартовать нашим выпускникам.

Меж тем основная проблема при трудоустройстве молодежи, по мнению большинства экспертов, состоит все же в отсутствии опыта работы. Сложно ожидать, что при существующем сейчас уровне высвобождения квалифицированного персонала кто-то рискнет принять на работу вчерашнего студента. Именно эту проблему решают и в Агентстве труда и занятости с помощью программ стажировки молодых специалистов.

— По программе стажировки больше всего приходится работать именно с выпускниками вузов, — рассказывает Бобковская. — Бухгалтерам, экономистам и юристам очень трудно найти работу, не имея опыта. Больше всего обращений по гуманитарным специальностям. При этом стоит отметить, что и потребность в них больше. Единственное ограничение — нужны специалисты с опытом.

Мария Назарова меж тем уверена в другом.

— Все разговоры работодателей об отсутствии опыта у молодых специалистов — это в некотором роде лукавство, — убеждена представитель СФУ. — Молодежь всегда требует особого внимания на новом месте работы, и это нормально. Здесь важно грамотно поставить задачу и проконтролировать ее исполнение, а если руководитель не может этого сделать, то тут вопросы к его компетентности, а не к качеству образования.

Есть, правда, и еще одна проблема, о которой эксперты говорят лишь вскользь, — пассивность самих выпускников, а точнее, нежелание работать за предлагаемую на рынке цену. Эксперты сходятся в оценках — средний уровень зарплаты, на которую может рассчитывать выпускник, в том числе и вуза, в пределах 10-12 тысяч рублей (вилка, правда, много шире — от 5 тысяч при устройстве преподавателем до 40-50 тысяч при вахтенном методе работ). Причем даже при высоких заработках на вахте бывшие студенты не выстраивались в очередь к этим работодателям. Правда, по мнению Назаровой, кризис подкорректировал и эту позицию выпускников — они стали менее привередливы.

По большому счету проблема безработицы среди выпускников весьма неоднозначна: если работодателю не нужны специалисты без опыта, то как устраивается большинство из них? Может быть, молодым специалистам пора перестать привередничать и нести большую ответственность за свое будущее и стоимость на рынке труда?


Никишина, А. О. Безработица среди выпускников образовательных организаций: масштабы и причины / А. О. Никишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79809/ (дата обращения: 26.05.2021).

В данной статье будет рассмотрено понятие «молодежная безработица», раскроются масштабы и причины данного явления. Освещены варианты решения данной проблемы.

Ключевые слова: безработица молодежи, выпускники, образовательные организации, современный рынок труда, профессия

Среди проблем, с которыми сталкивается наша страна, нельзя оставить без внимания проблему безработицы. Причем следует учитывать не только безработицу в целом, но и отдельные ее проявления в различных сферах.

Безработица как социально-экономическое явление представляет собой ситуацию, при которой лица трудоспособного возраста, не имеющие работы, пригодны к ней и ищут ее. Как отмечает Бекмурзаев И.М, безработица обладает рядом негативных последствий, которые ведут к тому, что «целое поколение, так называемое будущее России, оказывается за бортом общества» [4]. А как мы знаем, именно большую часть безработных составляет молодежь, что обусловлено их неопытностью и рядом других факторов.

Безработица в образовании или молодежная безработица является очень большой проблемой, поскольку ежегодно из учебных заведений разного уровня выпускаются десятки тысяч выпускников, которые стараются найти себе работу по выбранной ими специальности. Так, по данным МОТ в прошлом году уровень безработицы среди выпускников в России составил 14,79 %. Это довольно-таки большие показатели для нашей страны. По сути, молодежи в нашей стране в три раза сложнее найти работу, чем людям предпенсионного возраста, о которых чаще всего беспокоятся чиновники.

Безработица среди выпускников образовательных организаций — распространенное явление во многих странах мира, не только в России, которое может быть связано с поиском оптимальной работы, мобильностью по рабочим местам. Говоря о масштабах безработицы, то следует отметить, что они зависят от образовательных программ. Так, среди окончивших программы высшего образования среди мужчин — 13.8 %, среди женщин он самый низкий — 11,5 %. Наибольшая величина этого показателя зафиксирована среди выпускников программ среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) — 15.8 % (среди мужчин) и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) — 22,2 % (среди женщин) (рис. 1).


Рис.1 Доля выпускников (среди мужчин и женщин) образовательных организаций, являющихся безработными (проценты)

Что касается о группах специальностей и направлений в образовательных организациях, то самый высокий уровень безработицы наблюдается у выпускников сельскохозяйственных специальностей, искусства и культуры, естественных наук, а также гуманитарных наук, самый низкий показатель наблюдается у выпускников военных организаций, поскольку они всегда обеспечивают своим выпускникам рабочие места по специальности (рис.2) [1].


Рис. 2. Доля выпускников вузов, являющихся безработными, в их общей численности по укрупненным группам специальностей (направлениям подготовки) (проценты)

Каковы же причины, которые мешают выпускникам образовательных организаций так тяжело адаптироваться на рынке труда в современных экономических условиях?

Ситуация на российском молодежном рынке труда достаточно напряженная. Эффективному трудоустройству мешает отсутствие хорошо налаженного механизма, регулирующего трудоустройство выпускников образовательных организаций [5]. Как показывает анализ практики, то большую роль в адаптации молодежи на рынке труда, является ее поведение. Поскольку, находясь на этапе обучения, они не задумываются о своем трудоустройстве, так как считают, что это дело времени и их работа «найдет их сама».

Обращаясь к причинам, следует отметить следующие:

– недостаточная информированность будущих выпускников о современном рынке труда; о профессиях, которые будут востребованы через определенное время.

Выбирая профессию, студенты не задумываются, а будет ли данная профессия востребована через 5 или даже 10 лет?! Современный рынок труда меняется под воздействием научно-технического прогресса, появляются новые виды профессий, которые заменяют старые и требуют новых знаний и определенной квалификации.

– Многие профессии, полученные молодыми специалистами, часто оказываются невостребованными на современном рынке труда. Так, например, образовательным организациям рекомендуется уменьшить набор студентов по таким направлениям как юриспруденция и экономика. Специалистов в данной области достаточно много, тогда как в IT-технологиях недостаток таких кадров.

– Многие выпускники не ознакомлены со способами грамотного поиска рабочего места, способами успешного представления себя и своих сил на собеседовании.

Я считаю необходимым, что, находясь на этапе обучения, образовательная организация предоставляла студентам определенные знания, касающиеся вопросов поиска работы, поведения на собеседовании, то есть те вопросы, которые непосредственно связаны с трудоустройством.

– Недостаточно налажены связи между органами образования, органами службы занятости и другими структурами, играющими на рынке труда немаловажные роли.

Важно, чтобы были налажены связи между данными структурами: органы службы занятости должны направлять информацию в образовательные учреждения, которая бы отражала недостаток кадров по тем или иным специальностям.

– Крайне часто представления выпускников о своих способностях, престижности полученной профессии и оплаты труда завышены, что приводит к незаинтересованности во многих предложениях к трудоустройству

Так как же решить проблему, связанную с безработицей молодых специалистов? Я предлагаю следующие решения этой проблемы:

  1. Конечно же, наиболее оптимальным и первостепенным решением, о котором пойдёт речь, является соотнесение трудового и образовательного рынка. Необходимо согласовывать объёмы подготовки различных специальностей в учебных заведениях и количество требуемых работников на соответствующие направления.
  2. Вторым способом может быть поощрение со стороны государства заинтересованной в трудовой деятельности молодёжи. Это могут различные премии, льготные условия при покупке или съёме жилья, а также предоставление особых жилых мест, рассчитанных на работающую молодёжь
  3. Обращаясь к первому способу, резонно выделить как продолжение решения вышеупомянутых проблем отдельную биржу труда для молодёжи. Это позволит более рационально использовать человеческий ресурс в лице молодых людей, а также находить заинтересованных в молодёжи работодателей менее затратным и долгим путём.
  4. Одной из главных проблем при трудоустройстве молодёжи является отсутствие или нехватка требуемого опыта работы. Для решения этого нюанса необходимо смягчение критериев при приёме на работу, к примеру найм молодежи без опыта работы с последующим обучением на рабочем месте, что, конечно, будет не столько удобно работодателю, но позволит работнику согласовать свою деятельность и функциональные возможности под требования работодателя.
  5. Конечно, достаточно заметна необходимость в современной и оптимальной информационной базе, рассчитанной на информирование молодых специалистов о доступных вакансиях. Современное информационная база отстаёт от требований научно-технического уровня в российских реалиях, поэтому модернизация информационной системы рынка труда повысит уровень трудоустройства в виду большей осведомлённости молодёжи.
  6. Как показали современные реалии, стал возможен перевод работников в дистанционный режим. Поэтому стало возможно создание новых рабочих мест, рассчитанных на работу в удалённом режиме, «на дому». Такими специальностями могут быть различные профессии, связанные с компьютерной и отчётной деятельностью.

Таким образом, важно отметить, что в условиях социально-экономического развития нашей страны уровень безработицы среди молодых специалистов достаточно велик (14,79 %). Благосостояние молодых людей остается худшим, по сравнению с другими группами населения. Наиболее количество безработных выпускников зарегистрировано по следующим направлениям подготовки: сельское хозяйство, искусство и культура, а так же лица, окончившие гуманитарные вузы. В современных реалиях требуется все больше специалистов, работающих в IT — сферах, так как на сегодняшний момент эта сфера наиболее востребована на рынке труда. Государство должно предоставлять все необходимые условия, которые бы реализовали бы право молодых специалистов на труд.

Молодежная безработица и на настоящее время остается важнейшей проблемой в сфере труда. На сегодняшний день важно оценить масштабы и спрогнозировать ее динамику. Также необходимо найти пути помощи безработным лицам, испытывающим трудности с поиском работы.

Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида. Работа также задает некоторый «социальный фон» жизни людей.

Актуальность данной темы заключается в том, что молодые люди — будущее нашей страны, и от стартовых возможностей их деятельности зависит интеллектуальный потенциал страны.

Огромное значение имеет правильно или нет сделан профессиональный выбор молодым человеком вчерашним выпускником школы, так как не всегда сразу и правильно каждый человек может самоопределиться, какой вид деятельности ему интересен.. Современный рынок труда достаточно разнообразен и может представить большое количество разнообразных профессий, не как в советское время, но в то же время люди, а особенно молодежь поставлены в более жесткие рамки, т.к. современная ситуация развития в нашей стране диктует свои условия.

Появляется противоречие: с стороны одной стороны есть профессионально обученные специалисты, желающие найти работу и реализовать свой интеллектуальный потенциал, с другой стороны — невостребованность их работодателями, и, как следствие, возникновение безработицы.

Безработица — явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу. Это одна из самых важных социальных проблем.

Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.

Поэтому молодежь является маловостребованной групп на рынке труда в силу разных причин.

В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет.

Условно можно выделить три группы молодежи:

  1. Молодежь 16-18 лет (учащиеся школ или первых курсов профессиональных образовательных учреждений). Многие представители данной категории стремятся к получению работы, как правило, временной (краткосрочной), или к получению работы с сокращенным и удобным для них графиком.
  2. Молодежь 18-23(24) лет. Это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Данная категория так же не имеет достаточно навыков и профессионального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
  3. Молодежь 24-29 лет. Молодые люди, в основном, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но недостаточно большой. Они знают, что им интересно, зачастую имеют семью, и поэтому имеют высокие требования и амбиции к желаемой работе, что так же делает их конкурентоспособными на рынке труда, по сравнению с более опытными работниками.

Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Например отмена распределения выпускников учебных заведений, как гарантия занятости по специальности, что ставит молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющим опыт работы, где выпускник должен быть уметь доказать наличие у себя соответствующих знаний, умений и способностей, свою компетентность.
Меняется престижность профессий у молодежи. Раньше на первых местах были педагоги и научные работники, врачи и ученые. Позднее популярными стали профессии предпринимателя, коммерсанта, экономиста, менеджера, юриста.

В настоящее время степень участия молодежи на рынке труда зависит от политики, проводимой в сфере образования, от политики кадров на предприятиях, от степени развитости систем социального обеспечения, экономической конъюктуры. А что же лежит в основе молодежной безработицы?

Работа — та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи ее сегодняшнее материальное благосостояние. Увеличение численности безработных среди молодых людей, невостребованность их на рынке труда обуславливается рядом объективных причин.

Причины появления молодежной безработицы связаны:

  • с ростом общей численности безработных;
  • с банкротством значительной части государственных и частных предприятий;
  • с тем фактором, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства,
  • отсутствием у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства;
  • недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью в старших классах школы;
  • увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий (иностранные граждане) и падение престижа рабочих профессий;
  • слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих специалистов.
  • невостребованность молодых людей на рынке труда связана с тем, что значительная часть безработной молодежи стремится получить работу, соответствующую своей подготовке и высоко оплачиваемую, но не получает таковой, то есть по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы.

Безработным молодым людям, имеющим рабочие специальности, может быть предложена работа в первый же день обращения, тогда как трудоустройство молодежи, имеющей высшее и средне специальное образование, представляет большую сложность. На процесс трудоустройства молодых людей отрицательно сказывается низкая стоимость рабочей силы по многим профессиям, требующимся на рынке труда, например, плотник, газосварщик, водитель, продавец, сторож. В связи с ростом цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу.(1)

Сегодня большая часть подростков и молодежи — будущих соискателей на рынке труда — психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Так как в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. Отсюда однобокий взгляд молодежи на новые экономические условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!» встречается постоянно. Реклама типа «Вот бы так научится хорошо работать!» отсутствует. В конечном счете, у молодежи создается иллюзия легкого получения благ — минуя общественно-значимую деятельность.

Таким образом, причины молодежной безработицы состоят не только в социально-экономическом положении страны, но и в деформации в ценностных ориентациях молодежи, к ее психологической неготовности, неправильной мотивации (не стимулирующие молодежь к творческой активности и инициативности к новым формам самоутверждения в труде) [2].

Из всего вышесказанного можно предложить следующие пути решения молодежной безработицы:

  1. Молодежи, вступающей на биржу труда, не следует завышать свои требования и претендовать на престижные профессии, не рассматривая при этом другие, которые могут дать хорошие стартовые возможности.
  2. Начинать работать на 3-4 курсе учебы в ВУЗе, чтобы к моменту выпуска из образовательного учреждения имелся опыт работы. Это так же помогает избавиться от завышенных ожиданий.
  3. Работать официально. Зачастую молодежь официально не имеет опыта работы потому, что работала, не трудоустраиваясь официально.
  4. Четко представлять, что им интересно, и анализировать, что необходимо рынку труда данного региона.
  5. Активная позиция. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.
  1. Необходимо обеспечить больше практики в образовательных учреждениях. Образование слишком сосредоточено на теории. Вузам быстро реагировать на современные требования.
  2. Партнерство вузов и работодателей.
  3. Государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.
  1. Отправлять новых работников на курсы повышения квалификации, тем самым доводя работника до необходимого для себя уровня.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что данная проблема была всегда актуальна, так как связана с реальными проблемами каждого социально активного человека, пытающего встать на путь профессионального самоопределения. Хорошо, если данная тема заинтересует студентов вуза до возникшей проблемы трудоустройства, что поможет ему избежать проблем и выбрать профессию по своим интересам, а в дальнейшем и быть реализованным в ней.

Список литературы

  1. Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости молодежи./Социс. № 2.2004 г.
  2. http://soc-work.ru/article/814
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Приближается лето. Многие студенты задумываются о поиске работы на время или места постоянной занятости по окончании обучения. По статистике, сложнее всего приходится выпускникам колледжей и техникумов (бывших ПТУ). Почему так происходит?

По данным Росстата, самый высокий уровень безработных в России в 2017 году наблюдался среди выпускников организаций среднего профессионального образования 2016 года по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Из них не имеют занятости 15,9%. А если рассматривать сельскую молодёжь отдельно, то доля безработных там среди тех же выпускников составила уже 18,8%.

И причина вовсе не в том, что рабочие кадры не нужны компаниям. По данным портала HeadHunter на конец 2018 года, за год спрос на рабочий персонал увеличился на 10%.

И дело может быть даже не в отсутствии опыта работы или высокого уровня профессионализма. Работодателю нужны как специалисты высокой квалификации, так и простые рабочие. Например, согласно информации сайтов по поиску работы, сейчас во многих регионах очень востребованы грузчики, комплектовщики, разнорабочие, сборщики корпусной мебели и многие другие специальности.

Причина, как считают работодатели, в том, что молодёжь всё реже выбирает рабочие профессии, строя карьеру в других направлениях, меняя специальность, полученную в колледже.

Трудоустройство молодёжи со средним специальным образованием – это проблема, к решению которой, по мнению экспертов, нужно подходить с разных сторон. Недостаточно выпустить из стен учебного заведения профессионала (хотя и с этим тоже пока не всё в порядке). В рыночных условиях выпускники должны быть полностью готовы к самостоятельному поиску работы, понимать, где и как трудоустроиться в регионе или даже в другой части страны, знать, как правильно провести беседу с работодателем. Это важно даже для временного трудоустройства в целях подработки. Кстати, вполне возможно, что, попав в компанию в качестве курьера, выпускник среднего специального учебного заведения вырастет там до более высоких должностей.

Конечно, в колледжах теперь есть занятия по составлению резюме, но очень важно ещё научить ребят общаться с разными типами работодателей – с руководителем, с нанимателем из агентства, с типичным кадровиком, грамотно описывать себя и как работника, и как личность. Очень важно хорошо ориентироваться на рынке труда и уметь искать и внимательно читать объявления о найме,

– пояснила Царьграду Оксана Баркалова, главный администратор интернет-платформы «Моя карьера» фонда «Фокус-Медиа», который реализовал уже несколько проектов по развитию навыков трудоустройства на президентские гранты.

Руководители и сотрудники кадровых отделов жалуются на то, что порой в резюме, которые они получают, не указана электронная почта, нет телефонного номера, чётко не описаны навыки. Например, молодой бухгалтер в своё резюме не включает описание уровня владения профессиональными программами, а автомеханик в качестве основного навыка указывает знание офисных компьютерных приложений.

Ребята, которые принимают участие в нашем проекте, сначала порой пишут совершенно стандартные резюме, берут заготовки из интернета, бывают даже вымышленные тексты с указанием несуществующего опыта работы в каком-нибудь ООО «Ромашка». Для работодателя все такие документы на одно лицо, а уж подвох он определит сразу. Ничего удивительного, что многие ребята не доходят до этапа собеседования. Таким соискателям и надо помогать. Мы считаем, что выпускники колледжей и техникумов должны гордиться своей профессией и уверенно чувствовать себя при поиске работы,

Ребята со средним специальным образованием, особенно юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья, по её словам, при поиске работы нередко сталкиваются и с обманом. Они приходят по объявлению о найме, а лишь потом выясняется, что это фальшивые работодатели и зарплату за раздачу листовок или работу в колл-центре никто платить не собирается. А иногда оказывается, что по таким объявлениям набирают наркокурьеров или ещё каких-нибудь бедолаг.

Трудоустройство или пособие?

Среди выпускников колледжей и техникумов есть и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты. По статистике, 90% выпускников детских домов идут учиться именно в средние специальные учебные заведения, правда, не все их оканчивают.

Ситуация с поиском работы у таких ребят совсем безрадостная. Предполагается, что, выпустившись из техникума или колледжа, они сразу устроятся на работу. Но они не торопятся это делать, так как сумма пособия, которое они получают первые полгода, если не могут устроиться, доходит до 180 тысяч рублей (в Москве) в месяц.

Что будет, когда пособие закончится, часто никто и не задумывается. Ребята совсем не представляют, как устроен реальный рынок труда, где можно работать, получив, например, профессию повара или флориста. В результате их попытки трудоустроиться могут оказаться безуспешными.

Практически все воспитанники детдомов сознательно отказываются от подработки, чтобы не потерять свой шанс на пособие. Потом человек оказывается без денег, без работы и без перспектив её найти,

– описала ситуацию Царьграду Анна Кочинева, директор фонда «Хранители детства», который помогает подросткам из уязвимых групп сделать осознанный выбор профессии и получить первый успешный опыт работы при поддержке наставника.

По данным исследования Московского государственного психолого-педагогического университета за 2015 год, только 10-15% выпускников детских домов находят стабильную работу. Остальные живут на социальные пособия государства, скатываются вниз по социальной лестнице, попадают в различные группы риска: употребляют алкоголь и наркотики, нарушают закон или становятся жертвами преступлений, ведут асоциальный образ жизни, не могут содержать семью и, как следствие, отказываются от своих детей, продолжая цикл сиротства.

Один из эффективных путей, чтобы это предотвратить, – привлекать ребят к работе с подросткового возраста, стараться заинтересовать их. Это делается в форме стажировок на площадках компаний, мотивационных встреч, мастер-классов и, конечно, обучения навыкам трудоустройства. В итоге ребята могут получить рекомендацию от реальных работодателей, опыт работы в коллективе, а с этим багажом уже гораздо проще устроиться на работу, появляется желание это сделать, формируется видение себя в будущем,

В целом, ребятам, получающим среднее специальное образование, не хватает не просто понимания того, как и куда можно трудоустроиться, а нередко – и обычных, жизненных навыков. Многие из них не имеют никаких навыков делового общения, работы в команде, легко поддаются негативному влиянию. Все эти качества хорошо заметны работодателю, порой для этого бывает достаточно нескольких минут собеседования. Важно, чтобы взрослые, которые обучают и воспитывают ребят, понимали эту проблему и помогали им её преодолеть или привлекали для этого профессионалов.

Читайте также: