Причины безработицы в японии

Опубликовано: 01.10.2024

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Работа состоит из 1 файл

курсовик.doc

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

На фоне трудностей, затронувших сегодня практически все крупные мировые экономики, японские проблемы выглядят несколько незначительно. Но любое отклонение от устоявшихся норм и правил у японцев сродни катастрофе. Первой японской добродетелью всегда было трудолюбие. Трудиться - главное в поведение большинства японцев.

Надо сказать, что тезис о «японском трудолюбии» как факторе успешного развития, несмотря на досадное отсутствие самого слова в японском языке в целом верен (в Японии говорят не столько о «любви к труду» сколько о «работе изо всех сил»).

Но с течением времени, смены экономических циклов, изменения спроса и предложения и изменением уровня безработицы в стране появляются новые слои общества, которые совершенно отличаются от сложившихся традиций.

Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей, а также влияние традиций и образа жизни на особенности трудовых отношений в Японии и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Безработица это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда.

На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение отдельных территорий; отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, часть которых становилась колонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов. При феодализме и азиатском способе производства имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение, часть людей была скрыто излишней, некоторые из них уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение которой было в захватывании новых земель. В условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление – армия безработных.

Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально- квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL):

К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. То есть это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:

-занятые (employed - E) – то есть имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается занятым, если он не работает по следующим причинам:

а) находится в отпуске;

г) из-за плохой погоды;

безработные (unemployed - U) – то есть не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%.

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах:

уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения

1.2 ВИДЫ И ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. ЗАКОН ОУКЕНА

Единой классификации видов не существует. Большинство учёных называют три основных вида безработицы (фрикционная, структурная, циклическая), а также ряд подвидов и межвидовых типов. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Фрикционная безработица – это безработица вызванная перемещением денег из одной сферы производства товаров и услуг в другую. Зачастую в данном случае работники по собственному желанию уходят с работы, с целью поиска более привлекательного места. Фрикционная безработица является признаком эффективных трансформаций экономики и постоянного обновления производства.

Структурная безработица - вызвана существенными изменениями в структуре экономики, в ходе которых становиться нецелесообразным существования предприятий или подотраслей с устаревшими технологиями. В данном случае масса освобождённых работников вынуждена переквалифицироваться на иной род деятельности. При преодолении данного вида безработицы на первый план выходит грамотная государственная политика, направленная на опережение ситуации. А именно отслеживая структурные изменения, происходящие в мире, государство должно проводить такие действия как: 1) вести подготовку кадров для отраслей которые будут затребованы в ближайшем будущем; 2) уже существующим работникам дать понимание о мобильности и выгоде передвижения рабочего места; 3) предотвращать резкое исчезновение предприятий и отраслей.

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Циклическая безработица – вид безработицы, которому подвержены все отрасли экономики и который больше всех зависит от объективных причин. В данном случае идёт разговор о цикличности экономической системы. В ходе спадов и подъёмов экономики изменение уровня безработицы, может составить более 10%. Для того что бы сгладить ситуацию вызванную экономическим спадом в обществе, государство должно использовать собственные резервы для субсидирования занятости населения.

Циклическая безработица опасна еще и тем, что, кроме социальных бедствий, она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание известный американский экономист Артур Оукен (1928-1979). Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической литературе этот закон известен как закон Оукена:

где Y - фактический ВВП;

Y* - потенциальный ВВП;

U - фактический уровень безработицы;

Un - естественный уровень безработицы;

Х (в абсолютном выражении) - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Также специалисты выделяют следующие виды безработицы, которые носят менее массовый характер.

Сезонная безработица – вызвана особенностью работы в некоторых отраслях экономики. Так, например, в сельском хозяйстве и частично в строительстве наблюдается чрезмерная активность в летний период, в то время как в зимний работа фактически останавливается. Тут в большей степени ответственность за преодоление последствий безработицы ложится на самого работника. От него требуется грамотное распределение собственного бюджета и сил на периоды активности и застоя.

Технологическая безработица в основе, которой лежит научно-технический прогресс, в ходе которого происходит автоматизация производства и вместе с тем высвобождение рабочих мест.

Частичная безработица возникает из-за снижения спроса на продукцию или услуги предприятия. Проявляется она или в уменьшении часов занятости или в высвобождении работников.

Маргинальная безработица – вид безработицы, при которой страдают слабо защищенные слои населения, такие как молодёжь, женщины, инвалиды. Снижение уровня данного вида безработицы требует изменения стереотипного мышления работодателей и активной государственной политики.

Межвидовые типы безработицы, представляют собой категории, по которым разделяется безработица вне зависимости от причины возникновения. Так выделяют зарегистрированную и скрытую безработицу, а также добровольную и вынужденную.

Зарегистрированная безработица отображает количество незанятых граждан, ищущих работу, которые состоят на государственном учёте.

Скрытая безработица показывает количество незанятого населения среди всех трудоспособных граждан. Решение проблем данной части безработных, зачастую оказывается за пределами внимания государства.

Безработица вынужденная – возникает, когда работник, имея желание трудиться, не может найти работу.

Конференция в Японии

Лучшие показатели по уровню безработицы в Японии представлены в 1960 году, в период интенсивного развития экономики. Всего 1 % людей считался официально безработными, что свидетельствовало о достижении страной практически полной занятости. Уже с 1973 года вследствие так называемого «нефтяного кризиса» произошло массовое сокращение рабочих мест.

Ситуация грозилась выйти из-под контроля, если бы не предпринятые правительством меры по трудоустройству и большой прорыв в развитии медицины и науки.

Своего пика безработица достигла в 2010 году – 5,3%, после чего аналитики отметили постепенное её сокращение до нашего времени.

График

Многие эксперты приписывают результат послабления безработицы политике «абэномики», хотя фактически она была внедрена только в 2013 году. Благодаря премьер-министру Синдзо Абэ удалось закрепить стабилизацию экономики и прекратить рост дефляции в стране.

Опираясь на утверждение «клин клином вышибают», министр Абэ принял меры увеличения уровня инфляции посредством накачивания экономики деньгами со стороны ЦБ. Целевой ориентир по её росту назначен на 2%. Такого результата правительство планирует добиться только в 2021 году.

Недавно правительство Японии опубликовала свежие данные по состоянию безработицы на 2020 год. В декабре уровень безработицы составил 2,9%, что полностью совпало с ожиданиями аналитиков, опрошенных порталом dailyfx.com.

За последние 10 лет уровень безработицы в Японии достиг наименьшего значения.

Несмотря на урегулирование безработицы, в стране по-прежнему не хватает людей. Всё дело в том, что ежегодно происходит уменьшение работоспособного населения на 1,5 %. Тогда как по оценке МВФ к 2030 году число пенсионеров может возрасти до 57%. Напомним, что средняя продолжительность жизни японцев – 80-87 лет.

Весь трагизм безработных японцев

Одно из бедствий современного общества – потеря работы и отсутствие возможности для применения своего труда. Даже в самых высокоразвитых странах, таких как Япония, Швеция, США, уровень безработицы никогда не достигал нулевой отметки.

Для японцев потерять работу равносильно трагедии жизни. Так сложились трудовые отношения в Японии, что работодатель заключает с работником сделку по «пожизненному найму». С одной стороны, это способствует мировому лидерству страны по уровню безработицы. С другой стороны, в случае увольнения работника, возникает сложность в повторном поиске работы в Японии. А для уволенного в возрасте старше 40 лет повторно найти работу не представляется никакого шанса.

Традиции в Азии

На сегодняшний день, те японцы, кто не нашёл работу, автоматически становятся изгоями общества.

Сама по себе безработица разрушительно влияет на психику человека, унижая его достоинство. В страхе под угрозой сокращения большинство японцев работает сверхурочно, нарушая все нормы Трудового Кодекса. Как результат, в Японии наиболее распространено понятие «смерть от переутомления».

Также в «стране трудоголиков» зафиксировано рекордное число самоубийств, из которых основное количество приходится на безработных и пенсионеров. По статистике 30 тыс. японцев в год добровольно лишают себя жизни.

Соискатели работы в Японии

С 2006 году власти Японии рассмотрели программу по снижению уровня самоубийств уже к 2021 году. В плане действий разработаны мероприятия по ослаблению критериев для выдачи безработным государственных пособий. А также внедрена программа по уходу за престарелыми.

Пособие по безработице

Государственные пособия по безработице впервые приняты в ноябре 1947 года. Интересно знать, что понятие страхование по безработице для Японии звучит как «пособие по занятости». Это название указывает на отношение правительства к пособию как к выплате по содействию занятости.

Строгая система начислений выплат в Японии отсеивает часть претендентов на получение пособия по безработице. Послабление касается только регионов, пострадавших от природных катаклизмов.

Пыль от вулкана

Люди сметают пепел вулкана Симмоэ

Согласно статистике МОТ, около 77% безработных японцев не получают пособие.

Для получения права на выплату должны соблюдаться два условия:

  1. Работник должен проработать на последнем рабочем месте не менее 6 месяцев (на момент подачи заявления учитываются последние 2 года жизни).
  2. Период занятости обязательно должен быть застрахован. Взносы должны выплачиваться 12 месяцев.

К дополнительным условиям рассмотрения заявления относится причина расторжения трудового контракта. Принимается во внимание факт увольнения сотрудника: по своему желанию либо по приказу работодателя.

Очередь на собеседование

По требованиям страхования соискатель должен участвовать в активном поиске работы, о чём обязан отчитываться в центре занятости с регулярностью месячных выплат пособия.

Типы финансовой помощи по безработице также разнятся в зависимости от категорий людей. Помимо стандартного пособия по безработицы, различают также:

  • пособие для содействия занятости;
  • пособие на обучение;
  • постоянно выплачиваемая помощь по уходу за членами семьи (ребёнком, инвалидом) и помощь занятым пожилым людям.

В систему страхования не включены работники с низким доходом, нештатные, сезонные, надомные и временные работники. Кроме малоимущей части населения с занятостью:

  • менее 20 часов неделю;
  • менее 30 часов в неделю для сезонных работников;
  • людей старше 65 лет;
  • нерегулярно работающих (менее 31 дня);
  • сотрудников префектурных, национальных и муниципальных органов власти.

Обычаи в Азии

Размер государственной помощи

Сумма пособия в Японии составляет 50-80% от предыдущей заработной платы.

В зависимости от возраста устанавливается свой потолок возможного пособия. Больше всех получают граждане в возрасте 30-59 лет, соответственно меньше всего получают молодёжь до 29 лет и пожилые люди от 60 до 64 лет.

Продолжительность выплат в Японии варьируется от условий потери работы и длительностью выплаты взносов. Самый большой резерв рассчитан для людей, попавших под сокращение по штату или в связи с банкротством компании – 90-330 дней. В других случаях период выплат принимается в 90-150 дней. Кроме того в Японии имеются специальные условия во времена экономического спада (уровень безработицы выше 4%) или в период природных бедствий.

Собеседование

Особенность страхования в Японии отличается от других стран тем, что работодателя обязывают регистрировать всех своих сотрудников. Взносы на страхование разделяются между обеими сторонами (1,2% от зарплаты), и в случае потери работы сотрудник имеет право на компенсацию за отстранённость от работы. Кстати, по программе страхования проходят также иностранцы с рабочей визой Японии.

Центр занятости «Здравствуй, работа»

Часто случается, что выпускники школ сталкиваются с проблемой поиска работы. Не все работодатели соглашаются брать в свой штат неопытных сотрудников, и молодым людям ничего не остаётся, как обратиться в бюро занятости. Только благодаря оперативной работе таких центров в Японии удалось снизить уровень безработице выпускников до рекордно низкого показателя.

Пожилые японцы

Ежегодно центр занятости «Здравствуй, работа» трудоустраивает 23% безработных.

Второй вопрос обеспокоенности правительства связан как раз с неустроенностью людей старше 60 лет. Центр «Здравствуй, работа» проводит рекомендации в отношении управления занятости пожилых людей, тем самым решая вопрос старения населения и влияя на расходы по выплате пенсий.

В системе страхования Японии имеются как сильные, так и слабые стороны. К первой относится наличие в стране большого количество программ, решающих быстрое трудоустройство безработных, а также дополнительных программ по сохранению занятости старшего поколения (до 70 лет) и людей с ограниченными возможностями.

Слабой стороной пока что считается низкая эффективность охвата системы выплат по безработице. Лишь менее четверти претендующих от общего количества безработных получают «пособие по занятости».


Не служит гарантией от бедности и безработицы в старости существующая наряду с ежемесячными пенсиями система единовременных пособий, выплачиваемых государственными учреждениями и крупными компаниями при увольнении с работы служащих и рабочих, достигших предельного возраста (в государственных учреждениях он составляет 55 лет).

Размеры такого пособия нередко достигают нескольких миллионов иен, и, тем не менее, лица, получившие это пособие, способны существовать на него лишь в течение нескольких лет, а затем они оказываются перед лицом нищеты, если они не находят себе каких-либо иных источников существования (помощь детей, наличие частной собственности и т. д.). Очень многих из них нужда рано или поздно заставляет вторично искать работу на условиях, несравнимо худших, чем те, которые у них были до вынужденного ухода со службы.

Обращая внимание общественности на печальную участь этих людей, директор Токийской палаты страхования по старости Акира Хираи сделал весной прошлого года следующее заявление для печати: «Как бы ревностно вы ни работали, но по достижении предельного возраста вам приходится уходить в отставку, и если только вы не проявили в чем-либо особой компетентности, то вам будет крайне трудно найти работу после отставки. Вы чувствуете себя очень жалким, когда вы обращаетесь за работой на биржу труда, и от этого ощущения вы становитесь еще более старым. В прежние времена супружеские пары могли вести существование на пенсии и пособия, выдаваемые при отставке. Но теперь это уже невозможно. У многих после отставки еще имеются дети школьного возраста. И обстоятельства не позволяют им оставаться без работы».

Бедность и безработица старшего поколения в Японии

Подавляющее большинство из них, как показывают социологические обследования, за неимением достаточной государственной помощи вынуждено полагаться на помощь своих детей или на самих себя. Опубликованные в «Асахи Ивнинг Ньюс» данные обследования, проведенного министерством юстиции, показывают, например, что 46% пожилых людей в возрасте старше 60 лет существуют на свой собственный заработок или заработок своих супругов, 46% живут на средства своих детей, а число лиц, существующих на пенсии, составляет лишь 8% всех пожилых людей страны.

Глубокое неверие старшего поколения японцев в способность государства обеспечить им средства к существованию сказывается в их ответах на вопрос анкеты о том, как собираются они жить в дальнейшем. Так, 60% опрошенных стариков ответили, что они рассчитывают жить на средства своих детей, и лишь 8% заявили, что рассчитывают на государственную помощь. Подводя итоги этой информации, газета «Асахи Ивнинг Ньюс» сделала вывод, что в современной Японии материальное положение людей пожилого возраста стало не лучше, а «хуже, чем до войны».

Наглядное представление о подлинном положении стариков в современном японском обществе, «процветающем» на волне экономического бума, дает посещение в ранние утренние часы бирж труда, находящихся в каждом районе Токио и других крупных городов страны. Это часы, когда выдаются ордера на работу так называемым поденным рабочим, подавляющее большинство которых — лица преклонного возраста. Люди, толпящиеся там в ожидании своей очереди на ордер, выглядят в большинстве своем как бездомные бродяги — их поношенная одежда, худые усталые лица, глаза, наполненные безнадежной тоской и отчаянием, являют собой живой укор миру пресловутой частной собственности. Дневной заработок этих горемык, число которых по всей стране превышает 200 тыс., составлял 500 иен. При минимальной стоимости обеда в столовой низшего разряда 150—200 иен нетрудно представить себе повседневную жизнь этих людей, которым приходится помимо еды расходовать деньги еще на ночлег и на транспорт.

Мизерные суммы, ассигнуемые властями на оплату труда «поденных рабочих» (хронических безработных, вынужденных ежедневно в качестве чернорабочих получать наряды на бирже труда), а также на пособия «безработным» (эти пособия получают те, кто в течение 270 дней после увольнения с работы не смог найти другую работу), черпаются в значительной своей части не из государственных средств, а все из тех же карманов трудящихся, которые наряду с отчислениями на медицинское обслуживание и в пенсионный фонд отчисляют ежемесячно 1,4% своей заработной платы в качестве взносов в фонд помощи безработным.

Таким образом, в любой из сфер государственной социальной политики Японии проявляется одна и та же тенденция: решать вопросы, связанные с социальной помощью трудовому населению страны, прежде всего за счет самого трудового населения, сокращая в то же время государственные бюджетные отчисления на социальные нужды, а также долю, отчисляемую на социальное обеспечение капиталистами. Когда в Японии начался экономический бум, расходы на социальное обеспечение в государственном бюджете составляли 16,9% всех бюджетных расходов, но вскоре их доля упала до 14,5%,. Что же касается отчислений капиталистов в фонд средств, ассигнуемых на социальное обеспечение, то в Японии их удельный вес в этом фонде оказывается значительно меньшим, чем, например, в таких странах, как Франция, Италия, ФРГ или США. Если во Франции и Италии, например, взносы капиталистов составляют до 60% такого ро¬да фондов, то в Японии доля капиталистов составляет лишь 31 %.

Печальные последствия такой социальной политики японских правящих кругов тяжело сказываются на положении народных масс страны. По подсчетам японских экономистов, основанным на статистике ООН, каждый житель в среднем получает по крайней мере в три раза (а в иных случаях даже в шесть раз) меньше средств из фонда социального обеспечения, чем житель любой из капиталистических стран Западной Европы. «Процветающая» Япония остается, таким образом, и по сей день государством неразрешимых социальных проблем — проблем, которые глубоко волнуют общественность этой страны.

Показатель уровня безработицы наиболее популярен среди всех имеющих отношение к рынку труда статистических данных. Он представляет собой отношение численности безработных (нетрудоустроенных лиц, занимающихся поиском работы) к общему числу трудоспособного населения. Проследить тенденции японского рынка труда за последние 60 лет можно с помощью графика на рис.1.


В период интенсивного роста японской экономики в 1960-е годы уровень безработицы оставался на крайне низкой отметке – около 1%. Однако нефтяной кризис 1973 года, отрицательно сказавшийся на экономическом развитии Японии, повлёк за собой в том числе и повышение уровня безработицы. Стремительное укрепление курса йены после заключения соглашения «Плаза» нанесло серьёзный удар ориентированной на экспорт экономике и стало причиной опасений массовой безработицы вследствие сокращения рабочих мест. В 1986 году уровень безработицы достиг максимального к тому времени показателя – 2,8%, но ситуацию на рынке труда удалось стабилизировать с помощью таких финансовых комплексов мер, как расширение внутреннего спроса и низкие процентные ставки по кредитам.

Рекордно высокая безработица после краха «мыльного пузыря»

Резкое падение цен на акции и лопнувший «мыльный пузырь» японской экономики повлекли за собой стремительный рост уровня безработицы. Через год после финансового кризиса 1997 года этот показатель обновил исторический рекорд, достигнув уровня 4,1%, и продолжал удерживаться возле 4%, исключая короткое улучшение до 3,9% в 2007 году.

В 2002 году, ознаменовавшемся наращиванием темпов мер по безвозвратным кредитам и учащением случаев преждевременного выхода на пенсию, уровень безработицы достиг максимального в истории Японии показателя в 5,4%. По мере решения проблемы безвозвратных кредитов ситуация на рынке труда начала стабилизироваться, однако глобальный спад в экономике после банкротства Lehman Brothers привёл к повторному повышению уровня безработицы до 5,1%.

В дальнейшем развитие медицины и сферы благосостояния, а также предпринимаемые правительством экстренные меры по трудоустройству постепенно сказались на рынке труда. Тенденция к сокращению уровня безработицы сохранилась даже после сильнейшего землетрясения в северо-восточной части Японии в марте 2011 года, а к 2013 году удалось добиться снижения данного показателя до 4,0%.

Стабильность рынка труда – упущенная возможность для повышения потребительского налога

Судя по данным статистики, до октября 2014 года ежемесячный уровень безработицы не выходил за пределы 3%, а среднегодовой показатель достиг минимума за период с 1997 года. Следует отметить, что сокращение уровня безработицы началось ещё в 2010 году, поэтому вряд ли правильно приписывать это достижение «абэномике», внедренной только в 2013 году.

Сокращение показателя экономического роста, рассчитываемого на основе ВВП, за ноябрь 2014 года, наблюдающееся в течение 2 кварталов подряд, побудило премьер-министра Абэ принять решение об отсрочке повышения ставки потребительского налога до 10% до апреля 2017 года.

Наряду с этим, судя по уровню безработицы, который вместе с ВВП считается одним из основных индексов экономической конъюнктуры, текущую ситуацию на рынке труда наконец-то можно назвать благоприятной. Иными словами, минимизация отрицательного воздействия от повышения потребительского налога на уровень занятости создавала идеальные условия для принятия решения о сроке повышения налоговой ставки.

Дефицит рабочих рук на фоне роста численности внештатных сотрудников

Стабильное сокращение уровня безработицы – результат активного набора сотрудников на предприятиях частного сектора. На сегодняшний день основная проблема японского рынка труда – это дефицит рабочих рук.

При этом изобилие вакансий не обязательно соответствует потребностям ищущих работу – предприятия стали отдавать предпочтение внештатным сотрудникам. Однако подобный вид занятости не отличается стабильностью, не способствует развитию потребления и не способен внести вклад в коренное оздоровление экономики. С другой стороны, утверждение о том, что все виды внештатного найма нестабильны, также не соответствует действительности.

Структура найма в Японии приведена на рис.2. В категорию лиц, не являющихся штатными сотрудниками, включены как собственно внештатные сотрудники (лица, работающие на неполный рабочий день, в том числе подрабатывающие студенты), так и сотрудники, направляемые аутсорсинговыми компаниями, работники по контракту и пр. Для классификации внештатных сотрудников используется показатель продолжительности найма – лица со сроком службы до 1 года относятся к категории «временных/подённых работников», более 1 года – «обычных внештатных».


Таким образом, если в 1987 году штатными сотрудниками являлись 80% всех трудоустроенных лиц, в 2007 году к одной из двух категорий внештатной формы найма принадлежал уже каждый третий, а в 2012 году этот показатель увеличился ещё больше.

Следует отметить важную деталь – рост доли внештатной формы найма происходит преимущественно за счёт внештатных сотрудников со сроком контракта более 1 года.

Парламентское рассмотрение Закона об аутсорсинге

После краха экономики «мыльного пузыря», особенно после финансового кризиса 1997 года, японские компании были вынуждены прибегнуть к сокращению кадровых расходов. Это привело в том числе к отказу от приёма на работу штатных сотрудников из-за высокой оплаты их труда и невозможности гибкого регулирования срока службы.

С другой стороны, наличие определённого количества профессиональных штатных сотрудников является неотъемлемым условием стабильного развития компании. Такая общенациональная тенденция, как сокращение численности трудоспособного населения, ещё больше усугубила проблему дефицита кадров. Стремление предприятий как можно дольше задержать у себя высококвалифицированных внештатных сотрудников привело к увеличению доли внештатного найма за счёт сокращения численности штатного персонала. С другой стороны, работающие в течение длительного времени внештатные сотрудники в будущем могут рассчитывать на зачисление в штат компании.

В целях решения проблемы правительство Японии выступает за диверсификацию категории штатных сотрудников в целях устранения социального расслоения работающего населения. В будущем ожидается учащение случаев перехода обычных внештатных сотрудников в категорию штатного персонала с ограниченным кругом должностных обязанностей и местом работы с учётом семейного положения и других индивидуальных особенностей.

В 2015 году парламент планирует пересмотр системы аутсорсинга сотрудников. Внесение изменений в Закон об аутсорсинге персонала расширит возможность трудоустройства на период 3 и более лет. Действующая система предоставляет внешним сотрудникам право работать на одном рабочем месте не более 3 лет, однако после пересмотра Закона по прошествии 3 лет аутсорсинговая компания обязана обращаться к нанимателю с просьбой о прямом или бессрочном найме по месту работы соответствующего сотрудника, либо принимать меры для трудоустройства данного лица в другую компанию. Умелое использование данной системы позволит увеличить численность переходящего в категорию штатных сотрудников временного персонала. На парламент возлагаются большие надежды о разумном рассмотрении данного вопроса.

Работа после 60 лет

Ещё одна отличительная особенность японского рынка труда – трудоустройство пожилых людей. Из 110 миллионов трудоспособного населения старше 15 лет 32 миллиона составляют лица в возрасте от 65 лет. В целях борьбы с хроническим дефицитом рабочих рук в условиях сокращения численности молодого населения необходимо не только добиваться расширения участия женщин в обществе, но и обеспечивать возможности для продолжения рабочей деятельности пожилым людям в соответствии с их желанием и способностями. Динамика уровня трудоустройства лиц старше 60 лет представлена на рис.3.


В 60-е годы ХХ века, когда в сельском, лесном и водном хозяйстве была занята сравнительно большая доля населения, возраст не становился помехой трудовой деятельности для 60% людей в возрасте 60-64 лет и почти половины в возрасте 65-69 лет. Однако увеличение численности работников с регламентированным возрастом выхода на пенсию в качестве одного из результатов эпохи стремительного экономического роста привело к снижению процента трудоустроенных пожилых людей.

До 1970-х годов во многих компаниях сотрудники выходили на пенсию по достижении 55 лет, однако в 80-е годы предприятия обязали прилагать усилия к повышению пенсионного возраста до 60 лет. Это привело к временному всплеску уровня трудоустройства пожилых людей в начале 90-х, однако впоследствии этот показатель вновь сократился. В 2004 году выходили на пенсию уже двое из трёх сотрудников в возрасте 65-69 лет.

В дальнейшем, в связи с переносом начала пенсионных выплат с 60 до 65 лет, в 2012 году государство обязало предприятия трудоустраивать достигших 60-летнего возраста желающих на период вплоть до 65-летнего возраста. Данные меры позволили восстановить в 2013 году показатель трудоустройства лиц 60-64 лет до уровня первой половины 60-х годов, а также создать условия для его дальнейшего повышения.

Трудоустройство поколения первого бэби-бума

Следующая задача – трудоустройство поколения первого послевоенного бэби-бума, в ближайшем будущем вступающего в возрастную категорию 65-69 лет. Для обеспечения стабильности японской пенсионной системы необходимо не только сократить размер пенсий, но и повысить возрастную планку начала выплат до 70 лет. Таким образом, следует создать условия для трудоустройства лиц в возрасте 65-69 лет, предоставляя им возможность самостоятельного заработка.

Судя по рис.3, начиная с 2004 года уровень трудоустройства данной возрастной категории имеет тенденцию увеличиваться, достигая 40% в 2013 году. В ближайшем будущем ключевая роль будет отводиться поколению первого бэби-бума 1947-49 годов рождения. Численность населения, рождённого в период с 1946 по 1950 годы, включая поколение бэби-бума, достигает 10 миллионов человек, то есть на 2,5 миллиона больше числа лиц, рождённых в период с 1981 по 1985 годы.

С точки зрения стабильности японской системы социального обеспечения и реструктуризации финансовой сферы продолжение трудовой деятельности после 65 лет с учётом желания и способностей вместо выхода на пенсию имеет очень большое значение.

По правилам существующей японской системы, если сумма заработной платы и пенсии у лиц в возрасте 60-75 лет превышает 460 тысяч йен в месяц, это влечёт за собой сокращение социальных выплат, однако фактически на каждые 200 йен заработной платы сверх лимита пенсия сокращается лишь на 100 йен.

В будущем правительству предстоит расширить комплекс подобных мер в целях дальнейшего содействия трудоустройству пожилых людей. Японский опыт может послужить моделью для других стран мира, которым ещё предстоит столкнуться лицом к лицу с проблемами стареющего общества.

Фото к заголовку: мероприятие, проводимое UNIQLO для набора штатных сотрудников, работающих в одном регионе в течение длительного времени (фото Jiji Press)

(Оригинал статьи на японском языке опубликован 28 ноября 2014 года)

* "ПОЖИЗНЕННЫЙ НАЕМ" - СРЕДСТВО ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ? НЕТ! ОРУДИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ!

Экономический кризис 1974 - 1975 гг. показал, что несмотря на его беспрецедентную для послевоенной Японии глубину, проблема безработицы на первый взгляд стояла в этой стране не столь остро, как в других развитых капиталистических странах. Так, в 1975 г. доля безработных в трудоспособном населении составила в Японии только 1,9 проц., тогда как в США - 8,5 проц., в ФРГ - 4,7 проц., в Англии - 4,1 проц.

Одна из важнейших причин сравнительно низкого уровня безработицы - в особенностях статистического учета "лишних" людей в Японии. Используемая в официальной статистике методика учета безработицы позволяет занижать фактическую численность лиц, не имеющих работы. В правительственных "обследованиях рабочей силы", ежегодно проводимых в Японии статистическим управлением, лицо, проработавшее в течение недели хотя бы один час, не считается безработным. Кроме того, правительственная статистика не приводит сведений об увольнениях лиц, занятых неполный рабочий день, и временных работников (а именно от них в условиях кризиса японские компании избавляются в первую очередь).

Масштабы проблемы занятости определяются не только числом полностью безработных, но и тем, какова доля неустойчиво занятых в составе рабочий силы. А в 70-е годы наряду с заметным повышением уровня безработицы в Японии наблюдалось и значительное расширение неустойчивой занятости. К категории неустойчиво занятых относятся липа, работающие неполный день, сезонные, поденные и временные работники, надомники, большая часть наемных работников средних, мелких и мельчайших предприятий, а - также владельцы мельчайших предприятий, и помогающие им члены семьи. Даже по официальным данным, за 70-е годы число занятых неполный день возросло с 0,81 до 1,28 млн. человек, число сезонных работников, работников-отходников (работавших менее 200 дней в году) - с 1,80 до 3,96 млн. человек, число временных и поденных работников - с 2,35 до 4,29 млн. человек.

В то же время некоторые особенности найма рабочей силы, структуры и циклического регулирования ее размеров смягчали остроту проблемы безработицы в Японии. Прежде всего это так называемая "система пожизненного найма" (наем предпринимателем работника на длительный срок до достижения им 55 - 60 лет) - важнейший экономический рычаг, позволяющий предпринимателям в максимальной степени эксплуатировать такие качества японских работников, как трудолюбие, ответственное отношение к производственным функциям, стремление выполнять их как можно лучше. Однако следует подчеркнуть, что системой пожизненного найма охвачено не более 30 - 40 проц. наемных работников Японии, занятых главным образом ,в крупных и средних компаниях.

Кроме того, на предприятиях помимо постоянных работников существуют еще две категории занятых, принимающих на себя основной удар во время экономического кризиса: это временные и поденные работники и работники субподрядных организаций. Такие организации, весьма распространенные в Японии, помогают головной компании вынести первоначальный удар сокращения спроса, т. к. получают от нее в период кризиса уменьшенный объем заказов.

Увольнение в первую очередь временных, сезонных и занятых неполный день работников служит надежным буфером системы пожизненного найма.

Другим элементом сокращения издержек на рабочую силу, средством ее "регулирования" является система принудительного увольнения постоянного работника, как правило, в 55 - 60 лет.

Обострение проблемы занятости и усилившееся давление на правительство со стороны общественности заставили его осуществить ряд соответствующих мер.

Однако в целом правительственная политика обеспечения занятости отвечает интересам не трудящихся, а монополий.

Рассмотрим это на примере системы страхования от безработицы.

Во-первых, правительство превращает эту систему в механизм и источник для манипуляций монополистического капитала в сфере занятости. Выплата из фонда страхования от безработицы различных субсидий предпринимателям означает, что и выгоды от этого получают предприниматели: в результате проводимой ими политики "экономии" складывается огромное положительное сальдо фонда страхования от безработицы, которое используется монополиями для проведения "рационализации производства" что ведет к массовым увольнениям наемных работников.

Во-вторых, страхование от безработицы делает возможной выплату пособий только потерявшим работу постоянным работникам-мужчинам, что фактически освобождает правительство от ответственности за обеспечение занятости таких категорий рабочей силы, как не имеющая достаточного стажа молодежь, женщины, сезонные и временные работники.

В-третьих, цель правительственных мероприятий - формирование у рабочих духа соглашательства и сдерживание борьбы против увольнений, поскольку непременным условием выплаты пособий является "сотрудничество труда и капитала".

К концу 1982 г. уровень безработицы в Японии достиг 2,4 проц. трудоспособного населения, и есть все основания полагать, что проблема безработицы останется одной из острейших социально-экономических проблем страны.

А. СОКОЛОВ, кандидат экономических наук

ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЯПОНИИ (% к предыдущему году)

По предварительным данным, валовой национальный продукт Японии в 1982 г, увеличился на 2,5 проц. (2,8 проц. в 1981 г.). После кризиса середины 70-х годов это самый низкий прирост за год.

Читайте также: