Какие дополнительные гарантии при увольнении имеют работники избранные в профсоюзный комитет

Опубликовано: 18.09.2024

Статья 171 ТК отведена под характеристику гарантий сотрудникам, избранным в профсоюзные структуры и комиссии по трудовым спорам (она учреждается для разбирательства спорных моментов по работе, имеющих индивидуальный характер). В частности, статья устанавливает для этих работников особый порядок увольнения.

Статья 171 ТК РФ

Содержание ст. 171 ТК

В её начале говорится, что гарантии тем сотрудникам, которые были избраны в профсоюзные органы, с условием одновременного выполнения ими основных рабочих функций, регулируются положениями ТК. Также с помощью положений ТК документируется и порядок их увольнения.

Указано, что членам комиссии по трудовым спорам нанимателем специально отводится определённое время для облегчения участия в её функционировании. Одновременно наниматель должен сохранить на данный срок этим сотрудникам положенный им средний заработок. Подчёркнуто, что формат увольнения вышеуказанных сотрудников определяется с учётом положений ст. 373 ТК.

Рассмотренная статья, как видно из её положений, ясно указывает, какие гарантии полагаются двум группам сотрудников: участникам комиссии по трудовым спорам и членам выборных профсоюзных структур.

Вопросы по использованию на практике ст. 171 ТК

Какие именно положения ТК упоминает данная статья при указании гарантий для избранных участников профструктур?

Прежде всего имеются в виду статьи 374 и 376 ТК, которые, в свою очередь, базируются на принятой в 1971 году Конвенции МОТ №135. В частности, упомянутые статьи предусматривают необходимость для нанимателя при увольнении этих сотрудников, особенно занимающих руководящие должности в профсоюзах, в определённой степени учитывать мнение соответствующих профструктур. Это помогает избранным членам профорганизаций полноценно решать вопросы по защите прав персонала, даже если они одновременно заняты на основной работе.

Также можно отметить, что дополнительные гарантии для упомянутых в этой статье сотрудников могут устанавливаться колдоговорами и соглашениями. На практике обычно фигурируют следующие их формы:

  • запрет на применение дисциплинарных взысканий – без предварительного согласия профорганизации соответствующего уровня;
  • ограничение перевода на другую позицию – также без предварительного согласия профорганизации;
  • выплаты в определённом размере – при участии в некоторых профсоюзных мероприятиях;
  • освобождение от работы – при необходимости участия в профильных конференциях и съездах.

Некоторые из этих дополнительных льгот упомянуты в ст. 374 ТК.

Особо нужно подчеркнуть, что для действующего и бывшего руководства профструктур ТК предусматривает более высокий уровень защиты от направленных против них действий нанимателя, о чём ясно говорится в статьях 374 и 376.

Как именно ст. 373 ТК прописывает порядок увольнения по инициативе нанимателя, члена комиссии по трудовым спорам?

Она указывает, что, приняв решение по увольнению данного сотрудника, наниматель уведомляет о своём решении соответствующую профсоюзную структуру. Этот орган, получив данное решение (оно должно быть составлено в письменном виде), в недельный срок может не согласиться с ним, направив нанимателю встречное мотивированное мнение. Далее предполагается, что наниматель в трёхдневный срок проводит консультации с этим органом, по результатам которых составляется протокол. Если он упорствует в желании уволить данного подчинённого, то его решение может быть оспорено с привлечением государственной инспекции по труду. Этот орган и принимает окончательный вердикт по данному вопросу, который, впрочем, может быть оспорен нанимателем в судебном порядке. Параллельно с этими процессами сотрудник также вправе оспаривать своё увольнение в судебном формате.

Особо следует отметить, что данная процедура актуальна, даже если увольняемый член комиссии не состоит в профорганизации.

На что нужно ориентироваться при необходимости расчёта среднего заработка члена комиссии по трудовым спорам?

В данной ситуации, как и в других случаях, когда требуется подсчёт средней величины доходов сотрудника, необходимо опираться на положения ст. 139 ТК. Дополнительные данные также содержатся в Постановлении Правительства № 922 от 24.12.07 и Решении ВС № АКПИ12-942 от 22.08.12.

Может ли член комиссии по трудовым спорам требовать от нанимателя полного освобождения от своей основной работы, мотивируя это необходимостью деятельности в данной организации?

Нет, поскольку участие сотрудника в этой комиссии не заменяет его основные функции, прописанные в трудовом договоре. Поэтому в разбираемой статье и оговорена обязанность нанимателя по сохранению за членом комиссии определённого уровня дохода и отведению ему специального времени, нужного для участия в её функционировании.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, и порядок увольнения указанных работников определяются соответствующими разделами настоящего Кодекса.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка.

Порядок увольнения работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, определяется статьей 373 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 171 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е
Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.
Издание: 2014 год

1. О гарантиях работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, см. коммент. к ст. 374.

2. О гарантиях освобожденным профсоюзным работникам см. коммент. к ст. 375.

3. О гарантиях права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа, см. коммент. к ст. 376.

4. Ряд гарантий работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, закрепляется в соглашениях.

Отраслевым соглашением по атомной энергетике, промышленности и науке на 2012 - 2014 годы закреплено:

- работники, входящие в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, за исключением увольнения в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, без предварительного согласия профсоюзных органов, членами которых они являются;

- перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются;

- привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателей допускаются только с предварительного согласия выборного органа профсоюзной организации;

- члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения обязанностей в интересах коллективов работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором.

В Отраслевом соглашении по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2013 - 2015 годы предусмотрено:

- увольнение по инициативе работодателя работников, избранных в состав органов профсоюза и не освобожденных от производственной работы, производится лишь с предварительного согласия соответствующего выборного органа профсоюза, членами которого они являются, за исключением случаев совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законодательством РФ основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя;

- увольнение уполномоченных лиц профсоюза по охране труда по инициативе работодателя возможно только с учетом мнения первичной организации профсоюза, действующей в организации.

В Отраслевом соглашении по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013 - 2015 годы предусмотрено для членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, освобождение для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональным союзом съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюза, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы внештатных профсоюзных инспекторов труда для выполнения профсоюзной работы и сохранение за ними средней заработной платы на этот период, возмещение командировочных расходов, связанных с обучением, участием в работе и подготовкой пленумов, заседаний президиумов, профсоюзных конференций, заседаний профкомов, не более 15 дней в году. Иные, более высокие, гарантии определяются коллективным договором.

Ряд отраслевых соглашений закрепляют положение о гарантиях профсоюзным работникам в общей форме, предоставляя организациям определить круг таких работников, величину предоставляемых гарантий, порядок их предоставления. Так, Отраслевым соглашением по речному транспорту на 2012 - 2014 годы, Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012 - 2014 годы установлено, что уполномоченному профсоюзного комитета по охране труда, внештатному техническому инспектору труда профсоюза, члену совместного комитета (комиссии) по охране труда, не освобожденным от своих непосредственных обязанностей, предоставляется свободное от работы время для выполнения возложенных на них функций в количестве и в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением).

5. Предоставление свободного от работы времени членам комиссий по трудовым спорам оформляется приказом работодателя.

6. Практика заключения отраслевых соглашений идет по пути предоставления гарантий и в других случаях выполнения общественных обязанностей, необходимость осуществления которых признается организациями (работодателями). Отраслевое соглашением по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2012 - 2014 годы закрепило предоставление свободного от работы время членам молодежного совета (при наличии) для исполнения общественных обязанностей с сохранением средней заработной платы. Порядок освобождения и период времени определяется коллективным договором.

(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не освобожденные от производственной работы, не могут быть переведены на другую работу, подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях предприятия, учреждения, организации - без предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации, а руководители выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения профессиональных союзов.
Увольнение по инициативе администрации работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения, лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего выборного профсоюзного органа подразделения предприятия, учреждения, организации (при его отсутствии - соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторов - с предварительного согласия соответствующего объединения профессиональных союзов.
Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, может предоставляться на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей.
Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы администрация, а в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации профессиональный союз сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
Увольнение по инициативе администрации лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения, организации или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном частью второй настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 139-ФЗ)
Членам комиссии по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка для участия в работе указанной комиссии.
(часть шестая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 139-ФЗ)
Члены комиссии по трудовым спорам не могут быть по инициативе администрации переведены на другую работу или подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия комиссии по трудовым спорам, членами которой они являются. Увольнение членов комиссии по трудовым спорам по инициативе администрации (независимо от оснований), помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается лишь с согласия комиссии по трудовым спорам.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 139-ФЗ)
Члены совета трудового коллектива не могут быть по инициативе администрации переведены на другую работу или подвергнуты дисциплинарному взысканию без согласия совета трудового коллектива. Увольнение членов совета трудового коллектива по инициативе администрации, помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается лишь с согласия совета трудового коллектива.
Комментарий к статье 235
1. Статью следует применять лишь с учетом дополнений и уточнений, содержащихся в ст. 25 - 27 Федерального закона о профсоюзах.
Дополнительные трудовые гарантии для выборных профсоюзных работников и членов советов трудовых коллективов законодательство РФ устанавливает с целью защиты их прав от произвола работодателей. Согласно Конвенции N 135 МОТ представители трудящихся, которые признаны таковыми, в соответствии с национальным законодательством и практикой должны пользоваться защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе. Эта защита распространяется на их деятельность в качестве представителей трудящихся, на их участие в профсоюзной деятельности или на их членство в профсоюзе в той мере, в какой она действует в соответствии с существующим законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями.
2. Дополнительные трудовые гарантии в соответствии со ст. 235 КЗоТ и ст. 25 - 27 Федерального закона о профсоюзах предоставляются следующим категориям работников: 1) входящим в состав профсоюзных органов, но не освобожденным от основной работы; 2) избранным в профсоюзные органы и освобожденным от основной работы, т.е. прекратившим трудовые отношения с предприятием, организацией, учреждением; 3) работникам, перешедшим на выборную должность в профсоюзных органах, а затем освобожденным от нее; 4) уполномоченным профсоюзами по охране труда, а также представителям профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, создаваемых первичными профсоюзными организациями, действующими на одном предприятии, в организации, учреждении; 5) членам советов трудовых коллективов.
Работникам, избранным в профсоюзные органы, но не освобожденным от основной работы, уполномоченным представителям по охране труда, представителям профсоюза в создаваемых комитетах (комиссиях) по охране труда, а также членам советов трудовых коллективов устанавливаются дополнительные гарантии их прав в случаях привлечения к дисциплинарной ответственности, перевода на другую работу, увольнения по инициативе работодателя. Кроме того, профсоюзным работникам предоставляется право выполнять профсоюзные обязанности с освобождением от основной работы и получением оплаты за время исполнения этих обязанностей.
3. В соответствии со ст. 25 Федерального закона о профсоюзах работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюзов по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.
4. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и время учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.
Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
5. Положения ст. 25 Федерального закона о профсоюзах следует применять совместно со статьями КЗоТ, регламентирующими порядок перевода на другую работу (см. комментарии к ст. 26, 27 КЗоТ), увольнения работников по инициативе администрации (см. комментарии к ст. 33, 35 и 254 КЗоТ) и применения дисциплинарного взыскания (см. комментарии к ст. 135 - 138 КЗоТ). Следует также учитывать, что дополнительные трудовые гарантии по вопросам перевода на другую работу действуют только в случаях перевода по производственной необходимости - при простое и временном замещении отсутствующего работника, - когда не требуется согласия самого работника. Перевод на другую работу в том же предприятии, или на другое предприятие, или в другую местность возможен только при согласии самого работника и не нуждается в дополнительном санкционировании со стороны профсоюзных органов. Дополнительные трудовые гарантии прав профсоюзных работников и членов советов трудовых коллективов не распространяются также на случаи перемещения работников на другое рабочее место в другое структурное подразделение предприятия в той же местности, поручения работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом). Если такие перемещения ущемляют права работника, то трудовые споры рассматриваются в общем порядке независимо от того, участвует ли работник в деятельности профсоюзного органа, совета трудового коллектива или нет.
Профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, предоставляются дополнительные трудовые гарантии их прав по вопросам трудоустройства, сохранения общего и специального трудового стажа, а также получения социально - трудовых прав и льгот, наряду с другими работниками организации. Эти гарантии закрепляются ст. 26 Федерального закона о профсоюзах следующим образом.
6. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации.
При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации - профсоюз сохраняет за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
7. По сравнению со ст. 235 КЗоТ ст. 26 Федерального закона о профсоюзах содержит ряд новых положений.
Во-первых, устанавливается специальное положение, согласно которому время работы освобожденных профсоюзных работников в профсоюзном органе засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж (понятие общего и специального трудового стажа - см. комментарий к ст. 242 КЗоТ).
Во-вторых, освобожденные профсоюзные работники, избранные или делегированные в орган первичной профсоюзной организации, наделяются теми же социально - трудовыми правами и льготами, что и другие работники организации, в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.
В-третьих, закрепляется круг организаций, обязанных выплачивать средний заработок профсоюзному работнику в период его трудоустройства по окончании срока полномочий. По общему правилу эта обязанность возлагается на работодателя по прежнему месту работы. Если же предприятие, учреждение, организация оказались реорганизованными, то обязанность выплачивать средний заработок переходит к их правопреемнику.
Ст. 58 ГК РФ называет пять видов реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При любом варианте реорганизации юридического лица его права и обязанности сохраняются полностью, переходят к вновь образованному юридическому лицу или нескольким юридическим лицам. Таким образом, к правопреемнику переходит и реальное исполнение обязанностей, предусмотренных ст. 26 Федерального закона о профсоюзах. В случаях, когда предприятие, организация ликвидированы, то соответствующий профсоюз выплачивает средний заработок профсоюзному работнику на период его трудоустройства или учебы.
8. Ст. 27 Федерального закона о профсоюзах, закрепляющая гарантии права на труд работникам - членам профсоюзных органов, воспроизводит положения ч. 5 ст. 235 КЗоТ. Названные статьи запрещают увольнение по инициативе работодателя работников, избиравшихся членами профсоюзных органов, в течение двух лет после окончания срока их полномочий.
Исключение из этого требования допускается в двух случаях: 1) при ликвидации предприятия, учреждения, организации; 2) при совершении работником дисциплинарного проступка, за который Федеральным законом предусмотрено увольнение. В соответствии со ст. 33 и 254 КЗоТ работник, являющийся членом профсоюзного органа, может быть уволен за совершение следующих дисциплинарных проступков: 1) систематическое неисполнение трудовых обязанностей; 2) прогул; 3) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; 4) совершение по месту работы хищения; 5) однозначное грубое нарушение требований дисциплины руководителем предприятия, организации, учреждения или его заместителями; 6) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; 7) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы (см. комментарии к ст. 33 и 254 КЗоТ).
Для увольнения по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюзных органов, за совершение дисциплинарного проступка требуется согласие профсоюзного органа, членами которого они являлись.
Глава XV-A. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Профсоюзы лишаются серьезного преимущества в борьбе с работодателями. В Госдуму внесен правительственный законопроект, согласно которому работодатель сможет увольнять и наказывать профсоюзных работников без согласия их начальства. Но это вопрос хоть и ближайшего, но все-таки будущего. А как обстоят дела с увольнением профсоюзных работников сегодня?

Когда мы говорим о профсоюзах, то обычно воспринимаем их как защитников прав работников во взаимоотношениях с работодателями.
Во времена Советского Союза профсоюзы (выборные профсоюзные органы) обладали правом вето и могли предотвратить увольнение выборного профсоюзного работника, впрочем, как и рядового члена профсоюза.

Дискриминация по признаку членства в профсоюзе или выполнения профсоюзной работы в СССР была просто немыслима в силу существовавших идеологических установок и правового статуса профсоюзов, входивших в политическую систему общества и являвшихся участниками системы управления трудом.

В конце прошлого века ситуация кардинально изменилась, и стали нередкими факты злоупотребления профсоюзными органами своими правами. Пользуясь отсутствием правовой возможности оспорить принимаемое решение, профсоюзные органы начали отказывать в согласии на увольнение выборных профсоюзных работников без объяснения причин и без проверки обстоятельств увольнения, а иногда и вопреки результатам такой проверки.

Впервые на это обратил внимание Центральный районный суд г. Кемерово и Зерноградский районный суд Ростовской области.

В частности, указанными судами была поставлена под сомнение конституционность ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ в той части, в какой этой нормой не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.
Запрос этих судов послужил основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Постановлением КС РФ от 24 января 2002 г. № 3-П ч. 2 ст. 235 КЗоТ, а также п. 3 ст. 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» были признаны не соответствующими Конституции.

Вывод Суда основывался прежде всего на необходимости соблюдения баланса конституционных ценностей и равнопризнанных прав, в частности экономических прав, провозглашенных ст. ст. 8, 34, 35 Конституции РФ, и прав работников и профессиональных союзов (ст. ст. 30, 37 Конституции РФ).

Применительно к увольнению выборных профсоюзных работников это означало, что их защита должна осуществляться таким образом, чтобы ограничение прав работодателя не вело к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности и согласовывалось с конституционно значимыми целями, указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства).

Однако ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ фактически лишала работодателя дисциплинарных полномочий в отношении выборных профсоюзных работников. Увольнение без согласия профсоюза признавалось незаконным, а работник подлежал восстановлению. Судебная проверка законности и обоснованности увольнения в условиях отсутствия каких бы то ни было требований, обращенных к профсоюзу, сводилась к выяснению, правомочен ли данный профсоюзный орган осуществлять указанное полномочие, принято ли решение коллегиально, надлежащим его составом, в установленном законом порядке.

Таким образом, ответственность выборного профсоюзного работника за неисполнение трудовых обязанностей ставилась в зависимость от усмотрения вышестоящего профсоюза, подменяющего собой сторону трудового договора, а работодатель лишался своего важнейшего полномочия и возможности обеспечить добросовестное исполнение работником обязанностей по трудовому договору, которые последний принял на себя добровольно. В результате недобросовестный профсоюзный работник приобретал необоснованное преимущество при рассмотрении вопроса о его увольнении.

Выборного профсоюзного работника нельзя было уволить без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа даже в том случае, когда он совершал грубый дисциплинарный проступок. Таким образом, член коллегиального профсоюзного органа наделялся особым правовым статусом, отличавшимся как от статуса рядового члена профсоюза, на увольнение которого предварительное согласие получалось только по основаниям, не связанным с виновным поведением (сокращение численности или штата работников, несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе, неявка на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности), так и от статуса работника, не являвшегося членом профсоюза, трудовой договор с которым расторгался без каких бы то ни было согласований.

Следовательно, нарушался конституционный принцип равенства лиц, заключивших трудовой договор и в равной мере обязанных добросовестно исполнять свои трудовые обязанности. Выборный профсоюзный работник в отличие от других трудящихся мог рассчитывать на то, что даже при совершении прогула или появлении на работе в нетрезвом состоянии не будет привлечен к дисциплинарной ответственности, поскольку профсоюзный орган не даст согласия на его увольнение.

После принятия Постановления КС РФ от 24 января 2002 г. № 3-П согласно ч. 3 и 4 ст. 79, ст. 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» все нормативные правовые акты должны были быть приведены в соответствие с ним. Однако вопреки требованиям закона ч. 1 ст. 374 ТК РФ, воспроизводящая положения нормы, признанной противоречащей Конституции Российской Федерации, оставалась неизменной.

Этот же вывод сделан Конституционным Судом РФ в Определении от 3 ноября 2009 г. № 1369-О-П «По жалобе открытого акционерного общества «Судостроительный завод “Лотос” на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации», согласно которому положения ч. 1 ст. 374 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, признаны не действующими и не подлежащими применению как являющиеся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Важно подчеркнуть, что указанная правовая норма признана не действующей только в той части, в которой она предусматривает особый порядок увольнения в соответствии с п. 5 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). В части, касающейся увольнения выборных профсоюзных работников по инициативе работодателя в соответствии с п. 2 ст. 81 данного Кодекса (сокращение численности или штата работников), эта норма оценена как направленная на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, в том числе посредством прекращения трудовых правоотношений (Определение КС РФ от 4 декабря 2003 г. № 421-О).

В данном Определении КС РФ указал, что установление законодателем для работников, входящих в состав профсоюзных органов (в том числе их руководителей) и не освобожденных от основной работы, дополнительных гарантий при осуществлении ими профсоюзной деятельности как направленных на исключение препятствий такой деятельности следует рассматривать в качестве особых мер их социальной защиты. При этом отмечалось, что работодатель, проводящий мероприятия по сокращению численности или штата работников, для получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работника, являющегося руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа и не освобожденного от основной работы, обязан представить мотивированное доказательство того, что предстоящее увольнение такого работника обусловлено именно указанными целями и не связано с осуществлением им профсоюзной деятельности. Кроме того, в случае отказа вышестоящего профсоюзного органа дать согласие на увольнение работодатель вправе обратиться с заявлением о признании его необоснованным в суд, который при рассмотрении дела выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (что доказывается работодателем путем сравнения старой и новой численности или штата работников), связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью. При этом соответствующий профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, то есть увольнение носит дискриминационный характер. И только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, последний вправе издать приказ об увольнении. Такое решение КС РФ во многом было обусловлено отсутствием правового механизма, позволяющего защитить права профсоюзного работника, не нарушив при этом баланс интересов сторон трудового договора и обеспечив взвешенное использование профсоюзным органом тех необычайно широких полномочий, которые ему предоставлены.

Определением КС РФ от 4 декабря 2003 г. № 421-О по существу определены условия применения данной нормы. Лишь при соблюдении этих условий и лишь постольку, поскольку ч. 1 ст. 374 ТК РФ будет применяться с учетом выявленного КС РФ конституционно-правового смысла, она не противоречит российской Конституции.

Принятие КС РФ двух решений, посвященных различным аспектам спорной правовой нормы, объясняется довольно просто. По обращениям граждан и запросам судов осуществляется конкретный нормоконтроль (п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»), который предполагает проверку конституционности правовой нормы в связи с ее применением в конкретном деле. Следовательно, КС РФ не может выйти за пределы предмета обращения и каждый раз рассматривает дело применительно к той правовой ситуации, которая послужила поводом к проверке конституционности закона. Соответственно, никакого противоречия между упомянутыми определениями не существует: ни одно из них не рассматривало норму ч. 1 ст. 374 ТК РФ в целом — абстрактно и независимо от конкретного основания увольнения.

Признание рассматриваемого положения трудового законодательства не действующим (в части увольнения за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей) не означает отказ государства от защиты выборных профсоюзных работников от дискриминации по признаку осуществления профсоюзной деятельности.

Во-первых, в случаях увольнения, не связанного с нарушением трудовой дисциплины (сокращение численности или штата работников, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе и т. п.), указанная гарантия продолжает действовать.

Во-вторых, ТК РФ (ст. 3) гарантирует защиту от дискриминации, в том числе в зависимости от принадлежности (непринадлежности) к общественным организациям, других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Работник, считающий, что подвергся дискриминации, имеет право обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Это в полной мере относится к увольнению по инициативе работодателя, причем по любому основанию. Если выборный профсоюзный работник полагает, что его увольнение связано с профсоюзной деятельностью, он вправе прибегнуть к судебной защите, причем выборный профсоюзный орган может оказать ему содействие в формулировании требований, сборе доказательств, а равно выступить от его имени при обращении в суд (ст. 391 ТК РФ).

Таким образом, профсоюз, как и предполагается в соответствии с его статусом представителя и защитника законных интересов трудящихся, выступает на стороне работника, но не в качестве субъекта, принимающего вопреки своему положению окончательное решение.

Наконец, в-третьих, не исключается возможность установления дополнительных (по сравнению с законодательством) гарантий для выборных профсоюзных работников в коллективных договорах и соглашениях. В этом случае способы защиты от дискриминации по признаку занятия профсоюзной работой будут определены по соглашению с работодателем, следовательно, соблюдение баланса интересов сторон трудового правоотношения будет обеспечиваться самими работниками (профсоюзами) и работодателями в соответствии с достигнутыми договоренностями.

В условиях рыночной экономики профсоюзы не могут вместо работодателя принимать решения о прекращении трудовых отношений, запрещать или разрешать работодателю производить какие-либо юридически значимые действия. Поэтому надо искать новые способы защиты выборных профсоюзных работников, причем не от увольнения вообще, а от увольнения, связанного с профсоюзной деятельностью. Окончательную же оценку законности и обоснованности любого увольнения должен давать суд.

(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не освобожденные от производственной работы, не могут быть переведены на другую работу, подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях предприятия, учреждения, организации - без предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации, а руководители выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения профессиональных союзов.
Увольнение по инициативе администрации работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения, лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего выборного профсоюзного органа подразделения предприятия, учреждения, организации (при его отсутствии - соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторов - с предварительного согласия соответствующего объединения профессиональных союзов.
Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, может предоставляться на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей.
Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы администрация, а в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации профессиональный союз сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
Увольнение по инициативе администрации лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения, организации или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном частью второй настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 139-ФЗ)
Членам комиссии по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка для участия в работе указанной комиссии.
(часть шестая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 139-ФЗ)
Члены комиссии по трудовым спорам не могут быть по инициативе администрации переведены на другую работу или подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия комиссии по трудовым спорам, членами которой они являются. Увольнение членов комиссии по трудовым спорам по инициативе администрации (независимо от оснований), помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается лишь с согласия комиссии по трудовым спорам.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 139-ФЗ)
Члены совета трудового коллектива не могут быть по инициативе администрации переведены на другую работу или подвергнуты дисциплинарному взысканию без согласия совета трудового коллектива. Увольнение членов совета трудового коллектива по инициативе администрации, помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается лишь с согласия совета трудового коллектива.
Комментарий к статье 235
1. Статью следует применять лишь с учетом дополнений и уточнений, содержащихся в ст. 25 - 27 Федерального закона о профсоюзах.
Дополнительные трудовые гарантии для выборных профсоюзных работников и членов советов трудовых коллективов законодательство РФ устанавливает с целью защиты их прав от произвола работодателей. Согласно Конвенции N 135 МОТ представители трудящихся, которые признаны таковыми, в соответствии с национальным законодательством и практикой должны пользоваться защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе. Эта защита распространяется на их деятельность в качестве представителей трудящихся, на их участие в профсоюзной деятельности или на их членство в профсоюзе в той мере, в какой она действует в соответствии с существующим законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями.
2. Дополнительные трудовые гарантии в соответствии со ст. 235 КЗоТ и ст. 25 - 27 Федерального закона о профсоюзах предоставляются следующим категориям работников: 1) входящим в состав профсоюзных органов, но не освобожденным от основной работы; 2) избранным в профсоюзные органы и освобожденным от основной работы, т.е. прекратившим трудовые отношения с предприятием, организацией, учреждением; 3) работникам, перешедшим на выборную должность в профсоюзных органах, а затем освобожденным от нее; 4) уполномоченным профсоюзами по охране труда, а также представителям профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, создаваемых первичными профсоюзными организациями, действующими на одном предприятии, в организации, учреждении; 5) членам советов трудовых коллективов.
Работникам, избранным в профсоюзные органы, но не освобожденным от основной работы, уполномоченным представителям по охране труда, представителям профсоюза в создаваемых комитетах (комиссиях) по охране труда, а также членам советов трудовых коллективов устанавливаются дополнительные гарантии их прав в случаях привлечения к дисциплинарной ответственности, перевода на другую работу, увольнения по инициативе работодателя. Кроме того, профсоюзным работникам предоставляется право выполнять профсоюзные обязанности с освобождением от основной работы и получением оплаты за время исполнения этих обязанностей.
3. В соответствии со ст. 25 Федерального закона о профсоюзах работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюзов по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.
4. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и время учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.
Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
5. Положения ст. 25 Федерального закона о профсоюзах следует применять совместно со статьями КЗоТ, регламентирующими порядок перевода на другую работу (см. комментарии к ст. 26, 27 КЗоТ), увольнения работников по инициативе администрации (см. комментарии к ст. 33, 35 и 254 КЗоТ) и применения дисциплинарного взыскания (см. комментарии к ст. 135 - 138 КЗоТ). Следует также учитывать, что дополнительные трудовые гарантии по вопросам перевода на другую работу действуют только в случаях перевода по производственной необходимости - при простое и временном замещении отсутствующего работника, - когда не требуется согласия самого работника. Перевод на другую работу в том же предприятии, или на другое предприятие, или в другую местность возможен только при согласии самого работника и не нуждается в дополнительном санкционировании со стороны профсоюзных органов. Дополнительные трудовые гарантии прав профсоюзных работников и членов советов трудовых коллективов не распространяются также на случаи перемещения работников на другое рабочее место в другое структурное подразделение предприятия в той же местности, поручения работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом). Если такие перемещения ущемляют права работника, то трудовые споры рассматриваются в общем порядке независимо от того, участвует ли работник в деятельности профсоюзного органа, совета трудового коллектива или нет.
Профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, предоставляются дополнительные трудовые гарантии их прав по вопросам трудоустройства, сохранения общего и специального трудового стажа, а также получения социально - трудовых прав и льгот, наряду с другими работниками организации. Эти гарантии закрепляются ст. 26 Федерального закона о профсоюзах следующим образом.
6. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации.
При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации - профсоюз сохраняет за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
7. По сравнению со ст. 235 КЗоТ ст. 26 Федерального закона о профсоюзах содержит ряд новых положений.
Во-первых, устанавливается специальное положение, согласно которому время работы освобожденных профсоюзных работников в профсоюзном органе засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж (понятие общего и специального трудового стажа - см. комментарий к ст. 242 КЗоТ).
Во-вторых, освобожденные профсоюзные работники, избранные или делегированные в орган первичной профсоюзной организации, наделяются теми же социально - трудовыми правами и льготами, что и другие работники организации, в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.
В-третьих, закрепляется круг организаций, обязанных выплачивать средний заработок профсоюзному работнику в период его трудоустройства по окончании срока полномочий. По общему правилу эта обязанность возлагается на работодателя по прежнему месту работы. Если же предприятие, учреждение, организация оказались реорганизованными, то обязанность выплачивать средний заработок переходит к их правопреемнику.
Ст. 58 ГК РФ называет пять видов реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При любом варианте реорганизации юридического лица его права и обязанности сохраняются полностью, переходят к вновь образованному юридическому лицу или нескольким юридическим лицам. Таким образом, к правопреемнику переходит и реальное исполнение обязанностей, предусмотренных ст. 26 Федерального закона о профсоюзах. В случаях, когда предприятие, организация ликвидированы, то соответствующий профсоюз выплачивает средний заработок профсоюзному работнику на период его трудоустройства или учебы.
8. Ст. 27 Федерального закона о профсоюзах, закрепляющая гарантии права на труд работникам - членам профсоюзных органов, воспроизводит положения ч. 5 ст. 235 КЗоТ. Названные статьи запрещают увольнение по инициативе работодателя работников, избиравшихся членами профсоюзных органов, в течение двух лет после окончания срока их полномочий.
Исключение из этого требования допускается в двух случаях: 1) при ликвидации предприятия, учреждения, организации; 2) при совершении работником дисциплинарного проступка, за который Федеральным законом предусмотрено увольнение. В соответствии со ст. 33 и 254 КЗоТ работник, являющийся членом профсоюзного органа, может быть уволен за совершение следующих дисциплинарных проступков: 1) систематическое неисполнение трудовых обязанностей; 2) прогул; 3) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; 4) совершение по месту работы хищения; 5) однозначное грубое нарушение требований дисциплины руководителем предприятия, организации, учреждения или его заместителями; 6) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; 7) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы (см. комментарии к ст. 33 и 254 КЗоТ).
Для увольнения по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюзных органов, за совершение дисциплинарного проступка требуется согласие профсоюзного органа, членами которого они являлись.
Глава XV-A. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Читайте также: