Чем отличается социальный педагог от социального работника

Опубликовано: 03.10.2024

Деятельность социального работника направлена на поддер­жание, развитие и реабилитацию отдельных клиентов и социаль­ных групп. Работа социального педагога в основном заключается в воспитании человека в социуме. Специфика его работы, в отличие от работы школьного учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится ра­ботать непосредственно с семьей и на «улице». В связи с этим основными функциями социального работника являются сле­дующие:

—диагностическая (постановка социального диагноза «за­болевания» клиента, семьи или группы);

—терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррек­ция, использование контрактной службы и т.д.);

—диспетчерская (в случае, требующем вмешательства дру­гих специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, эко­номиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обес­печение их дальнейшего участия в судьбе клиента);

—информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона).

Однако на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. Скорее, этим специалистам требуются дополнительные специфические знания, например: дополнительное образование в об­ласти терапии, музыки или групповой работы и установка на повышение квалификации и т. д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и об­новлении, совместной работе с добровольцами, а также с сотруд­никами администрации и управлений, социальных служб.

• деятельность социального работника направлена на оказа­ние помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации;

• социальный работник обеспечивает и контролирует выпол­нение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями;

• защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедст­вий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью ро­дителей исполнять родительские обязанности;

• организует и проводит консультации для детей, педаго­гического коллектива, родителей, общественных и государст­венных служб по проблемам охраны и защиты детства, образо­вания.

Можно сказать, что социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости.

В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «социальный работник». Известная профессия «педагог-организатор» в начале 90-х гг. получает качественно новый смысл, означая спе­циалиста в области социального воспитания и работы с молоде­жью. Должностные обязанности социального педагога в соот­ветствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя:




· осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

· изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросре­ды, условий жизни;

· выявление интересов и потребностей, трудностей и про­блем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучаю­щихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;

· посредничество между личностью обучающихся (воспи­танников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалиста­ми различных социальных служб, ведомств и административ­ных органов;

· определение задач, форм, методов социально-педагогичес­кой работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реа­лизации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

· организация различных видов социально ценной деятель­ности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, меро­приятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их раз­работке и утверждении;

· установление гуманных, нравственно здоровых отноше­ний в социальной среде;

· содействие созданию обстановки психологического ком­форта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;

· осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сбе­регательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

· взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их за­меняющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными органи­зациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опе­ке и попечительстве, с ограниченными физическими возмож­ностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстре­мальные ситуации.

Таким образом, социальный педагог осуществляет свою дея­тельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные госу­дарственные и общественные структуры, семью, школьные кол­лективы и, прежде всего, самого учащегося.

Социальная работа в системе образования и в школе нахо­дит все большее применение. В свете социальных проблем, при­сущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов ста­новится все более необходимым,

Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, ха­рактерных для общественной жизни современной России, со­провождается увеличением девиаций, не только положитель­ных (политическая активность, экономическая предприимчи­вость, художественное творчество и т. д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой делинквентности и т.д.). В этих условиях объек­тивно повышается спрос на социальную поддержку, профессио­нальную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практичес­кого опыта, на реализации действенных государственных и об­щественных программ в социальной сфере.

В первой главе были рассмотрены социальная работа и социальная педагогика, как научные дисциплины. Для дальнейшего сравнения изучим специфику данных профессий.

Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объектов и субъектов. В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком (объект – группы и слои населения, оказавшиеся в сложной ситуации) смысле.

И широком (объект – все население, различные сферы жизнедеятельности) смысле. 1 Социальная работа как практическая деятельность, направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. 2

В целом социальная работа представляет собой интегрированный вид деятельности, обусловленный главным ее объектом – человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов. Цель социальной работы удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности и потребности различных слоев населения с учетом социального положения, специфики их социальных проблем. 3

Социальный педагог – разновидность специалиста по социальной работе; работник социальной сферы, специализирующийся на работе с детьми и родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростками и молодежными группами и объединениями. Он призван обеспечить социально-психологическую поддержку процесса социализации детей и молодежи, оказывать помощь подросткам в период их социального и профессионального становления, защищать их права. 1

Социальный работник и социальный педагог, оказывая социальную помощь клиенту, реализуют при этом следующие функции: 2

-Воспитательную (Обеспечение целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение и деятельность клиента. Становится задача полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);

-Организаторскую ( Организация той или иной деятельности , влияния на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работа по взаимодействию клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями);

-Прогностическую (программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формирование личности);

-Предупредительно-профиклатическую и социально-терапевтическую (социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают и приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют защиту прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определению);

-Организационно-коммуникаторскую (способствуют включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивают информацию и налаживают взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

-Охранно-защитную (используют весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента)

Из этого можно сделать вывод, что данные профессии выполняют одинаковые функции. Это и является показателем общего между данными специальностями.

Несмотря на общее между социальной работой и социальной педагогикой много различного. По сути это работа в одной сфере, но с разными объектами. Это и значит, что функции, специфика специальностей различна.

Социальный работник выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психологическом здоровье населения. Он содействует взаимодействие между организациями и институтами. И главное – он влияет на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне. 1

Социальный работник выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, чтобы помочь людям реализовывать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы всем членам общества.

Социальный работник является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором деятельности. Вся его энергия направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству.

Социальный работник в той или иной мере выполняет роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего помогает людям расширить их компетенцию и способность самим решать свои проблемы.

Социальный работник выполняет роль терапевта и наставника семьи, детей, окружающих людей. На протяжении ряда лет он как бы ведет свою семью, заботясь о ее здоровье, нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем.

Социальный работник выполняют роль конфликтолога, помогая предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.

Социальной работник является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью обществом. 1

Социальный работник выполняет роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом.

Социальный работник играет роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальный инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

В то время как социальный работник строит свою деятельность в соответствии с направленностью на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме. Специфика его работы в отличие от школьного учителя или другого работника народного образования заключается в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице». 2

Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию. 1

Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе – особый вопрос.

Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице. 2

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. 3

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Но как подчеркивают многие зарубежные ученые, на рынке труда сферы деятельности социальных работников и социальных педагогов не разделяются. Скорее, требуются дополнительные специфические знания, например, дополнительное образование в области терапии или музыки, групповой работы и установка на повышение квалификации и т.д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и обновлении, совместной работе с добровольцами, а так же сотрудниками администрации и управлений, социальных служб.

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, но и задачи их деятельности реализуются не в одной и той же плоскости. 1

Сегодня, когда назрела необходимость создания новых парадигм воспитания, особое значение приобретает новая профессия — социальный педагог, и соответственно разработки по социальной педагогике. Наука обратилась к углубленным исследованиям проблем социальной педагогики, стремясь осмыслить лучший опыт социального воспитания с целью формирования социально-педагогической службы. Последняя призвана обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и развития полноценной, физически, психически и нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности.

Деятельность социального работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, тогда как социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме. Специфика его работы, в отличие от работы школьного учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице». В связи с этим основными функциями социального работника являются следующие:

— диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» клиента, семьи или группы);

— терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование контрактной службы и т.д.);

— диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента);

— информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона) 10 .

Однако, как подчеркивают многие зарубежные ученые (И.М.Ленер, Ю.Гриз, Й.Тепфер и др.), на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. Скорее требуются дополнительные специфические знания, например: дополнительное образование в области терапии, музыки или групповой работы и установка на повышение квалификации и т.д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и обновлении, совместной работе с добровольцами, а также с сотрудниками администрации и управлений, социальных служб 11 .

• деятельность социального работника направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации;

• социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями;

• защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности;

• выступает посредником между ребенком и социальным окружением — школой, семьей, социальными институтами;

• организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости.

В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «социальный работник». Известная профессия «педагог-организатор» в начале 90-х гг. получает качественно новый смысл, означая специалиста в области социального воспитания и работы с молодежью. Должностные обязанности социального педагога в соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя:

• осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

• изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условий жизни;

— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;

— посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

— определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); .

— организация различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении;

— установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

— содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;

осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации 12 .

Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.

Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Место социальной работы в системе образования.

2. Социальная работа в школе.

3. Специфика клиента в системе образования.

4. Основные проблемы социальной работы в школе.

5. Диагностика школьной дезадаптации и проблемы социальной работы.

6. Девиантное поведение подростков.

7. Социальная работа с родителями.

8. Социальный работник и социальный педагог: вопросы профессиональной идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гилинский Я.. Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. — СПб., 1993.

2. Справочное пособие по социальной работе. — М.: Юрист, 1997.

3. Березкин Ю.К. Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства // Российский журнал социальной работы. — 1997.—№ 2. — С. 115—117.

4. Социальные службы помощи детям и молодежи. — Екатеринбург, 1993.

5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

6. Григорьев С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении. — Барнаул, 1992.

7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1993.

8. Лутанский ВД. Социальный педагог: проблемы теории и практики. — СПб., 1993.

9. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. — М.,1996.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 1997.

11. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.

12. Теория и методика социальной работы: краткий курс. — М., 1994.

13. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — Москва; Тула, 1993.

14. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. — М., 1993.

15. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. — М.: Флинта, 1998.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 Ringler D., Topfer J. Soziale Arbeit 2000: Wege und Ziele unter Berucksichtigung von professioneller Handlungskompetenz // Katholische Fachhochschule Berlin. — 1996.—№1.

Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. — М.; Берлин: Институт социальной работы, 1998.

2 См.: Безруких М. М. Школьные трудности как социальная проблема // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 1. — С. 75.

3 См.: Там же. — С. 75.

4 См.: Там же. — С. 75.

5 См.: Frommann A. Schulsozialarbeit // Handbuch zur Sozialarbeit / Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 870—879.

6 Ibid. — S. 870—879.

7 Рыбакова Н.А. Деловая игра «Как создать социально-педагогическую систему самореализации» (в помощь социальному педагогу-организатору) // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 1. — С. 140.

8 Frommann A. Schulsozialarbeit //Handbuch zur Sozialarbeit/Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 870—879.

9 Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска // Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». — М.,1998.

10 Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. — М.: Наука. 1995. — С. 74.

11 Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. —М.; Берлин: Институт социальной работы, 1998.

12 Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — Т 2 — С. 268—270.

Но как подчеркивают многие зарубежные ученые, на рынке труда сферы деятельности социальных работников и социальных педагогов не разделяются. Скорее, требуются дополнительные специфические знания, например, дополнительное образование в области терапии или музыки, групповой работы и установка на повышение квалификации и т.д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и обновлении, совместной работе с добровольцами, а так же сотрудниками администрации и управлений, социальных служб.

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, но и задачи их деятельности реализуются не в одной и той же плоскости.[38]

2.2. Теоретическая подготовка специалистов социальной работы и социальной педагогики

Профессиональное становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности студента, формированию личностной модели самодвижения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.[39]

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы и социальной педагогики базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника и социального педагога. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

- развитие личностного интереса к выбранной профессии;

-формирование первоначальных представлений об лосновах профессиональной работы;

- формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

- формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т.е ответить на следующие вопросы:

- чего он хочет от своей профессии;

- что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;

-что он может сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы?

Проблема подготовки студентов к практической социальной работе и социальной педагогике обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.

В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. Система профессиональной подготовки социальных педагогов начала формироваться сразу же после введения новой специальности и включения такой должности в нормативные документы. Благоприятные условия для ее создания обеспечили такие ключевые моменты реформы образования, как его децентрализация, предоставление вузам определенной свободы в выборе содержания и системы подготовки, форм и методов обучения, учет региональных особенностей и потребностей, и ряд других.[40]

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:

- учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);

- среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);

- высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.

Профессиональные знания специалиста социальной работы и социальной педагогики включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности. Однако по окончанию высшего профессионального обучения, специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:

- Внимание, стремление понять позицию других;

- Способность стать лидером;

- Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;

- Большое чувство ответственности;

- Способность выполнить работу полную разнообразия;

- Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;

- Способность взаимодействовать со специалистами;

- Аккуратность и последовательность в работе;

- Способность к планированию своего будущего;

- Способность к устным высказываниям;

- Хорошая память, способность обучать других;

- Умение заботится о других;

- Реализация новых идей, самостоятельность суждений.

При подготовке кадров по специальности «социальная работа, социальный педагог», нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». Выше изложенное показывает, что:

1.Существует необходимость подготовки специалистов, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;

2.Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания

3.Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;

4.Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.

Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования ис­правления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Таблица 2. Социальный работник и социальный педагог

Понятие
Специалист по социальной работе – человек в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все или отдельные виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей, группой возникших у них проблем. Социальный педагог – специалист организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах.
Обслуживаемые лица
Специалист по социальной работе работает с людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. А также с несовершеннолетними правонарушителями и людьми вернувшимися с мест лишения свободы. Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста, независимо от социального положения происхождения и религиозных убеждений. С людьми нуждающимися в социально-психологической, психолого-педагогической помощи.
Задачи
-оказывать помощь индивидам -осознавать и устранять затруднения различного характера -помощь в преодолении затруднения путем воздействия различного характера на клиента. -работа с детьми, имеющих проблемы с социализацией, -работа с социальными организациями и социальными институтами, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

На основании таблиц можно сделать вывод, что специалист по социальной работе – человек, выполняющий социальную работу как профессионал, применяющий свои знания и умения для социального обслуживания индивидов, семей, групп, организаций и социума в целом. Его деятельность главным образом направлена на помощь лицам, нуждающимся в ней.

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации. Области деятельности социального педагога и социального работника пересекаются т.к помощь обоих специалистов направлена на человека как члена общества.

Важно понять следующие отличия социального работника от социального педагога: если социальный педагог имеет отношение с воспитательной функцией т.е подходит к человеку с одной «своей» стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется конкретный подход к человеку, во втором – абстрактный.

На основании проведенного исследования, в рамках курсовой работы, можно сделать вывод о том, что социальная работа и социальная педагогика в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа и социальная педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставления социальной работы и социальной педагогики приносят больше вреда, чем пользы, так как они несут собой одни и те же функции. Ныне резко изменившаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников и социальных педагогов не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить сами, ни члены их семей, ни друзей, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники и социальные педагоги. Знание структуры и содержания профессионального мастерства и педагогического инструментария необходимо каждому социальному работнику и социальному педагогу. Профессиональное мастерство и педагогический инструментарий, являясь результатом целостного процесса общего и профессионального развития, базируется на фундаментальной общекультурной подготовке, высоком интеллектуальном, нравственном и эстетическом потенциале личности. Социальному работнику и социальному педагогу свойственно чувство ответственности за свое дело. Поэтому их мастерство и их инструментарий неразрывно связаны с постоянным желанием совершенствоваться, расширять свои знания, отчитывать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания и помощи. В заключение исследования можно сделать вывод, о том, что профессии «социальная работа» и «социальная педагогика» тесно взаимодействуют друг с другом. Их умения и навыки социальной работы с подростками, семьей и другими уязвимыми группами населения, использование при этом методов и форм воспитания с учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик являются непременными проявлениями профессионализма специалистов. Но нельзя не учитывать главного отличия социального работника от социального педагога: социальная работа реализует абстрактный подход к клиенту, социальная педагогика в свою очередь конкретный.

Социальная педагогика, как всякая область человеческого знания развивается в трех ипостасях: как теория, как практика и как учебная дисциплина.

Социальна педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

Социальная педагогика как практика – это направленная деятельность субъекта по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она так же является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей. [3 с. 14]

Социальная педагогика как учебная дисциплина – это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по социальной психологии, реабилитационной, коррекционной педагогике.

Основная отличительная особенность социальной педагогики от других областей знания, на стыке с которыми она работает, заключается в том, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида или группы возникают проблемы во взаимоотношениях со средой.

Очевидно, что главным отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предмет педагогической деятельности – каждый ребенок, а социально-педагогической – ребенок (или взрослый), находящийся в сложной, проблемной ситуации.

Социально-педагогическая деятельность является разновидностью профессионально-педагогической деятельности. От социальной работы социально-педагогическую деятельность отличает то, что первая направлена на все возрасты, а вторая – на детей, у которых нарушен процесс социализации.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности.

Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания. [4 c. 103]

Таким образом, социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

2. Практическое значение социальной педагогики

2.1 Принципы и задачи социальной педагогики

Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе.

В начале 90-х гг. в России была введена новая должность «социальный педагог» в школах, детских клубах, досуговых учреждениях и т.д. В настоящее время социальный педагог стал привычным профессиональным работником. Он работает в детских домах, центрах помощи семье и детям, приютах, спецшколах, центрах реабилитации, домах творчества, колониях для несовершеннолетних, наркологических диспансерах.

Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни больше других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Социально-педагогическая и психологическая помощь детям группы риска предполагает выявление причин деформации в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию социализации нормальной личности.

То есть социальная педагогика ставить перед собой конкретные задачи, которые подразделяются на обще – теоретические, практические и частные – по отраслям практической деятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям: теоретическому, практическому и образовательному.

2.2 Задачи социопедагогики

· осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;

· исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

· использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;

· исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи социального воспитания:

· исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

· исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

· изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

· изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

· исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

· исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;

· выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

· выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

· исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и др. [3 c. 17]

Реализация всех этих задач в той мере и качестве, которые необходимы для достижения положительного результата, зависит от соблюдения определенных принципов, существующих в социальной педагогике. Принципы касаются всех ипостасей, в которых существует и развивается социальная педагогика – теоретической, практической и образовательно. Мы рассмотрим в этой работе только принципы социальной педагогики как практики, т. к. именно они отождествляются с основными принципами этой области деятельности. Они подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат.

Принцип природосообразности. Человек – природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности – в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа).

Таким образом, опыт развития социальной помощи людям показывает, что такая помощь принципиально отличается от социальной работы с любыми категориями населения. Важной составляющей социальной помощи является педагогическая составляющая, связанная с образованием и воспитанием ребенка, перевоспитанием взрослого. То есть речь идет о социально-педагогической деятельности, которая представляет собой разновидность педагогической. Поэтому важно соблюдать исполнение в работе существующих в системе социальной педагогике принципов для успешного решения поставленных задач.

Социальная педагогика исследует воспитание как общественное явление, как вид духовных отношений, она изучает не только воспитательный потенциал общества, но и пути его актуализации на основе разных форм интеграции воспитательных сил общества.

Социально-педагогическая поддержка направлена на главное – социализацию личности, которая возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее. Это требует координации помощи детям, подросткам и взрослым всех ведомств и построение единой системы социально-педагогической помощи и поддержки, т.е. активного участия государства.

Таким образом исходя из объективной необходимости социальная педагогика развивается в двух направлениях, которые в сою очередь содержат по два поднаправления – это социальное направление, включающее социопедагогику и педагогику среды, и личностное, рассматривающее человека как социальную единицу и изучающее личностную позицию и активность человека в социальном самосовершенствованию. Все эти направления нераздельно представлены в трех сферах деятельности социальной педагогики: научной (теоретической), прикладной и образовательной (подготовке специалистов – социальных педагогов).

Сущность социальной педагогики раскрывается во многих функциях, направленность которых определяется сферами их реализации:

Теоретико-познавательная направленность выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная – связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая направленность выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов.

Нацеленность на детей и взрослых людей, составляющих группу риска, нуждающихся не просто в помощи, а в помощи педагогической, помогающей адаптироваться в обществе, отличает социальную педагогику от социальной работы, которая занимается всеми категориями граждан и от педагогики, которая обращена к каждому ребенку.

Однако, занимаясь воспитанием и перевоспитанием, социальная педагогика базируется на тех же принципах, что и педагогика, добавляя к ним только принципы социальной обусловленности и принцип средовой обусловленности.

Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности. Поэтому чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить, решая поставленные наукой и реальной жизнью задачи.

1. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов[текст]: Пособие для студ/ Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

2. Берон, Р., Бирн, Д., Джонсон, Б. Социальная психология: ключевые идеи [текст]: учебник / Р. Берон, Д. Бирн, Б. Джонсон. – Спб.: Питер, 2003. – 512 с.

3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [текст]: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

5. Мудрик, А.В. Социализация человека [текст]: учебн. пособ. для студ. Высш. Уч. Завед./ А.В. Мудрик. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.

6. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

7. Социальная педагогика: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т. 2000 г., 24 статьи

Читайте также: