Что делает директор театра

Опубликовано: 15.05.2024

Директор театрально-зрелищного предприятия (директор-распорядитель) относится к категории руководителей.
На должность директора театрально-зрелищного предприятия (директора-распорядителя) назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в учреждениях культуры на руководящих должностях не менее 5 лет.
Директор театрально-зрелищного предприятия (директор-распорядитель) должен знать:
постановления и решения вышестоящих органов, определяющие развитие культуры и искусства в Российской Федерации;
приказы, распоряжения и другие руководящие материалы вышестоящих органов, касающиеся деятельности театрально-зрелищных предприятий;
достижения и передовой опыт в области творческой и организационной деятельности театрально-зрелищных предприятий в России и за рубежом;
перспективы развития театрально-зрелищного предприятия;
Положение об условиях и оплате труда работников театров (концертных организаций);
организацию театрального производства;
экономику, организацию труда и управления производством;
основы гражданского и трудового законодательства;
правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите;
__________________________________________________________

Директор театрально-зрелищного предприятия (директор-распорядитель) подчиняется непосредственно ___________________________________

Руководит всей творческой и производственной деятельностью коллектива.
Обеспечивает идейную направленность и художественное качество репертуара, способствующего воспитанию трудящихся и формированию высоких эстетических вкусов зрителей, совместно с художественным руководством театрально-зрелищного предприятия разрабатывает календарные и перспективные репертуарные планы новых и капитально возобновляемых постановок и представляет их на утверждение в соответствии с положением о порядке формирования репертуара.
Утверждает по согласованию с главным режиссером (главным дирижером, главным балетмейстером, художественным руководителем) составы постановочных групп и исполнителей, эскизы и макеты оформления, планы и графики работ над новыми и капитально возобновляемыми постановками, определяет в установленном порядке их готовность и сроки выпуска.
Заключает в соответствии с установленным порядком и в пределах лимитов затрат договоры с авторами на создание литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театрально-зрелищного предприятия.
Организует работу Художественного совета, пропаганду театрального, музыкального и циркового искусства, творческие связи с коллективами предприятий, учреждений и организаций, изучение передового опыта и обмен опытом театральных коллективов страны.
Обеспечивает разработку производственно-финансовых планов на основе применения нормативов финансовых, материальных и трудовых затрат, добиваясь высоких показателей работы коллектива при условии выполнения экономических показателей плана деятельности театрально-зрелищного предприятия, организацию зрителей, реализацию билетов, выполнение театрально-зрелищным предприятием всех установленных плановыми показателями обязательств перед государственным бюджетом, банками и поставщиками, планов капитального строительства и капитального ремонта.
Организует работу по показу текущего репертуара на стационаре, в период гастролей и выездных спектаклей (концертов).
Принимает меры для обеспечения театрально-зрелищного предприятия квалифицированными кадрами, правильного их использования и расстановки, исходя из знаний и опыта работы, создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала и обеспечивает повышение квалификации руководящих, творческих работников и специалистов театрально-зрелищного предприятия.
Обеспечивает целесообразное сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов развития творческо-производственной деятельности театрально-зрелищного предприятия.
Решает все вопросы деятельности театрально-зрелищного предприятия в пределах предоставленных ему прав и поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, соответствующим руководителям творческих и производственных подразделений театрально-зрелищного предприятия.
_________________________________________________________________

Директор театрально-зрелищного предприятия (директор-распорядитель) имеет право:
Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
Действовать от имени театрально-зрелищного предприятия во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.
Запрашивать от руководителей структурных подразделений театрально-зрелищного предприятия и отдельных специалистов необходимые информацию и документы.
Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания обязательные для исполнения.
Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности и о поощрении отличившихся работников.
________________________________________________________________

Директор театрально-зрелищного предприятия (директор-распорядитель) несет ответственность:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность директора театра [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Организация).

1.2. Директор театра относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Директор театра подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.4. На должность директора театра назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

1.5. Директор театра должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность организации исполнительских искусств;
  • методические и нормативные документы, касающиеся деятельности организаций культуры и искусства;
  • технологию творческо-производственного процесса, подготовки нового и проката текущего репертуара;
  • порядок составления и согласования перспективных репертуарных, производственно-финансовых планов, а также планов подготовки новых постановок, проката текущего репертуара;
  • перспективы технического, экономического и социального развития организации;
  • рыночные методы хозяйствования и управления;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • художественно-творческие, научно-технические достижения и передовой опыт в сфере культуры и искусства;
  • порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
  • теорию и практику менеджмента;
  • психологию управления;
  • социологию искусства;
  • сценическую технологию;
  • трудовое и гражданское законодательство;
  • авторское право;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. В период временного отсутствия директора театра его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Директор театра исполняет следующие обязанности:

2.1. Руководит творческой, производственной и финансово-экономической деятельностью театра.

2.2. Организует работу и взаимодействие артистического, художественного, управленческого персонала и работников структурных подразделений театра, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач.

2.3. Обеспечивает выполнение организацией всех обязательств перед зрителями (слушателями), работниками театра, авторами и исполнителями произведений, федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками.

2.4. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, рациональному использованию работников организации, развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований трудового законодательства.

2.5. Обеспечивает повышение эффективности творческо-производственной деятельности, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.

2.6. Совместно с трудовым коллективом, представительным органом работников обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой, творческой и производственной дисциплины.

2.7. Принимает решения по вопросам, касающимся финансово-экономической, творческой и производственной деятельности театра, неся ответственность за последствия принимаемых решений.

2.8. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности театра и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений.

2.9. Защищает имущественные интересы театра в суде, органах государственной власти и местного самоуправления.

В случае служебной необходимости директор театра может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Директор театра имеет право:

3.1. Без доверенности действовать от имени театра.

3.2. Представлять интересы театра во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления.

3.3. Распоряжаться имуществом и средствами театра с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами театра.

3.4. Открывать в банковских учреждениях расчетный и другие счета.

3.5. Давать обязательные для всех работников поручения и указания.

3.6. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство, пр., делегировать свои полномочия в порядке, определенном трудовым договором, своему заместителю (своим заместителям).

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Директор театра несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы директора театра осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы директора театра является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы директора театра определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью директор театра обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

1.1. Директор театра относится к категории руководителей.

1.3. На должность директора театра принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

1.4. Директор театра должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность театра;

- методические и нормативные документы, касающиеся деятельности театра;

- технологию творческо-производственного процесса, подготовки нового и проката текущего репертуара;

- порядок составления и согласования перспективных репертуарных, производственно-финансовых планов, а также планов подготовки новых постановок, проката текущего репертуара;

- перспективы технического, экономического и социального развития театра;

- рыночные методы хозяйствования и управления;

- порядок заключения и исполнения договоров;

- художественно-творческие, научно-технические достижения и передовой опыт в сфере культуры и искусства;

- организацию театрального (музыкального) производства;

- современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию (музыкальную литературу);

- историю отечественного и мирового театрального, музыкального искусства;

- историю и современные проблемы театра в России и за рубежом;

- порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;

- теорию и практику менеджмента;

- требования безопасности к техническому и санитарному оснащению учреждений культуры;

- порядок оформления и расследования несчастных случаев;

- стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.);

- средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

- трудовое и гражданское законодательство;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

1.5. Директор театра в своей деятельности руководствуется:

1.6. В период отсутствия директора театра (отпуска, болезни, пр.) его должностные обязанности исполняет(ют) заместитель(и), который(е) приобретает(ют) соответствующие права и несет(ут) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

2.1. Руководство деятельностью театра.

2.2. Обеспечение выполнения договорных и иных обязательств театра.

2.3. Представление интересов театра в суде и органах государственной и муниципальной власти, а также во взаимоотношениях с иными хозяйствующими субъектами.

3. Должностные обязанности

Директор театра исполняет следующие обязанности:

3.1. Руководит творческой, производственной и финансово-экономической деятельностью театра.

3.2. Организует работу и взаимодействие артистического, художественного, управленческого персонала и работников структурных подразделений театра, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач.

3.3. Издает приказы (распоряжения) по всем направлениям деятельности театра.

3.4. Утверждает по представлению главного режиссера (художественного руководителя, руководителя художественной и литературной части) календарные и перспективные репертуарные планы новых и капитально возобновляемых постановок, составы постановочных групп и исполнителей, эскизы и макеты оформления, планы и графики работ над новыми и капитально возобновляемыми постановками; определяет их готовность и принимает решения об их публичном исполнении.

3.5. По представлению главного режиссера (художественного руководителя, руководителя художественной и литературной части) заключает договоры авторского заказа на создание литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.

3.6. Обеспечивает выполнение театром всех обязательств перед зрителями (слушателями), работниками, авторами и исполнителями произведений, федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками.

3.7. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, рациональному использованию работников организации, развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований трудового законодательства.

3.8. Обеспечивает повышение эффективности творческо-производственной деятельности, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.

3.9. Совместно с трудовым коллективом, представительным органом работников обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой, творческой и производственной дисциплины.

3.10. Принимает решения по вопросам, касающимся финансово-экономической, творческой и производственной деятельности театра, неся ответственность за последствия принимаемых решений.

3.11. Организует своевременный капитальный и текущий ремонт здания театра, а также регулярное техническое освидетельствование оборудования и инвентаря.

3.12. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности театра и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений.

3.13. Защищает имущественные интересы театра в суде, органах государственной власти и местного самоуправления.

3.14. Обеспечивает представление отчетности о деятельности театра.

4. Права

Директор театра имеет право:

4.1. Без доверенности действовать от имени театра.

4.2. Представлять интересы театра во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления.

4.3. Распоряжаться имуществом и средствами театра с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами театра.

4.4. Открывать в банковских учреждениях расчетный и другие счета.

4.5. Давать обязательные для всех работников поручения и указания.

4.6. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство, пр., делегировать свои полномочия в порядке, определенном трудовым договором, своему заместителю (своим заместителям).

5. Ответственность

5.1. Директор театра привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба театру - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. Директор театра несет персональную ответственность за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб театру.

5.3. Директор театра, недобросовестно использующий вверенные ему имущество и средства театра в собственных интересах или в интересах, противоположных интересам учредителей (собственников), несет ответственность в пределах, установленных гражданским, уголовным, административным законодательством.


Он влился в жизнь Малого театра сравнительно недавно, но за полтора сезона уже стал своим. Долгий путь от инженерского кульмана до кабинета в «доме Островского» оказался вполне логичным и закономерным.

– Директор-распорядитель есть не в каждом театре, есть просто «директор». Но что должен делать человек на вашей должности?

– Театр работает для зрителя, а директор-распорядитель – для театра. Моя задача – обеспечить комфортную атмосферу для зрителей и создать достойные условия для творчества коллективу театра. Конечно, надо любить театр и ценить всех, кто в нем работает. Это главное. У меня нет театрального образования, я по образованию инженер-строитель, но в новой деятельности мне поможет опыт работы в некоммерческом фонде «Филантроп», который вот уже двадцать лет занимается социокультурной реабилитацией инвалидов. Люди с ограниченными возможностями зачастую духовно куда крепче здоровых, но им нужна помощь. Такую поддержку им оказывает премия «Филантроп», председателем Совета попечителей которой является Юрий Мефодьевич Соломин, художественный руководитель нашего театра. Именно после десятилетней совместной работы в рамках этого проекта Юрий Мефодьевич полтора года назад пригласил меня работать в театр.

– Малый театр – это коллектив с устоявшимися традициями. Удается ли вам привносить что-то новое, современное?

– Сохранение и развитие традиций – очень важный момент в жизни театра. Прежде всего, мы заботимся о зрителе, и именно для них мы организуем новые благотворительные акции. Одна из них называется «Всей семьей – в театр! Начните с Малого!» Родители, придя на спектакль в Малый театр, могут взять с собой бесплатно одного ребенка до 14 лет, ему будет предоставлено место и вручен памятный билет. Театр – очень многогранное, всеобъемлющее искусство, и это лучший способ приобщить ребенка к культуре. После спектакля можно будет обменяться мнениями и впечатлениями, что немало способствует укреплению семьи. Кстати, эта акция осуществлена Малым театром при поддержке Общественного совета при префекте Центрального административного округа Москвы. Еще одна инициатива театра реализуется специально для студентов. Она называется: «Второй университет! Второй билет!». Мало кто знает, что когда-то Малый театр назвали «вторым университетом» – после МГУ, ведь театр всегда не столько развлекал, сколько образовывал публику. Сегодня любой студент – я подчеркиваю, любой, из любого российского города – предъявив студенческий билет, может получить второй билет на спектакль бесплатно и взять с собой друга или подругу, маму или бабушку. Помимо этих акций мы много работаем с пенсионерами, ветеранами, школьниками.

– Самая сложная публика, говорят артисты и служители театра, – это дети. Жвачки к креслам приклеивают…

– Мне сложно представить, что ребенок при родителях начнет делать такие вещи. Даже дома – он может быть шустрым, баловаться, но вот приклеивать, скажем, жвачку к телевизору…

– А школьные культпоходы? Подростки, приведенные целыми классами?

- Это непростая публика, что правда, то правда. Но мы не замечали каких-либо серьезных нарушений или разрушений. Бывает, шумят, когда их внимание не удерживается тем, что происходит на сцене. Но это такой зритель, которого невозможно обмануть.

– Акции акциями, но театр теряет на этом немалые средства…

– Конечно, благотворительные акции экономически невыгодны, особенно в условиях финансового кризиса. Но ведь надо осознавать приоритеты. Для нас главное – зритель. С момента объявления наших акций, 1650 билетов были предоставлены бесплатно юным зрителям, а с 1 марта этого года 843 билета получили студенты. Это целых три спектакля на основной сцене! С одной стороны это потеря денег, а с другой расширение зрительской аудитории Малого театра. И это важнее денег. Кроме того, в период, когда все цены растут, мы снизили стоимость билетов на 15%, чтобы люди могли пойти в театр и посмотреть желанный спектакль. И все это стало возможным, потому что у Малого театра есть друзья! Я не говорю – спонсоры, а именно друзья, партнеры, которые могут поддержать в трудное время и помочь двигаться вперед.

Марк ВАРШАВЕР

Он работает в «Ленкоме» уже тридцать лет: в этом году как раз юбилей. Один из самых известных театральных директоров Москвы, кавалер орденов за заслуги перед Отечеством IV степени, ордена Дружбы, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ начинал карьеру с должности главного администратора.

– Изменился ли «Ленком» за минувшие тридцать лет?

– Конечно. Я пришел сюда в октябре 79-го, мне было 32 года. Все как везде: обшарпанные стены, минимальный бюджет – театры тогда особенно не отличались друг от друга в материальном смысле. Творчески отличались – это верно. Режиссеры тогда были, целая плеяда: Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, а молодой Захаров поставил тогда в Театре сатиры «Доходное место». За эти тридцать лет, кстати, изменился и сам Захаров: Марк Анатольевич с каждым годом набирает все больше мудрости, опыта. Сегодня Захаров М.А. самый яркий и талантливый режиссер России. Я помню, как он горел «Юноной» и «Авось»: этот спектакль создавали Вознесенский и Рыбников, Шейнцис работал над декорациями. Настоящие большие спектакли всегда рождаются в муках, только упаси бог, не в поту: это же интеллектуальное творчество, а не заводской цех. И сам театр за три десятилетия стал глубже: чем «Ленком» интересен, так это тем, что Захаров сам воспитал несколько поколений артистов. Мы не «нахватали» их откуда-то, не пригласили очередного «гения» из сериала. Вот, кстати, примета времени: слово «гений»! Когда я пришел в театр, гениев не было – даже слов таких не произносили ни Леонов, ни Пельтцер. А сегодня – что ни артист, так «гениальный».

– В «Ленкоме» не просто труппа – оранжерея настоящая.

– Это вы «рецепт» озвучили. Актеров для труппы надо выращивать самим! Приглашенные сбегут завтра, если им где-то предложат больше денег. Свои – не уйдут, особенно если ими заниматься и если платить им по-человечески. И мы платим, причем платим достойно. Между прочим, театр отремонтирован тоже не на дотацию государства. Причем отремонтирован так, что ахают все: не только зрители, но и сами артисты.

– Вы можете сформулировать, что должен уметь директор театра? Вопрос пусть наивный, но…

– Вопрос правильный. Если какой-то директор не сможет ответить на этот вопрос – не продолжайте с ним диалога. Вы знаете, у меня есть музыкальное образование, актерское, экономическое, театроведческое – и все они оказываются необходимы мне в работе. Чем больше директор знает – об истории театра и организации работы в цехах до умения общаться – тем он профессиональней. У нас 350 человек в театре – от художника до уборщицы – и с каждым я обязан найти общий язык, найти к каждому ключ. В профессиональном смысле мне интересен человек, который умеет разговаривать, например, может добиться своего по телефону. Я бы сказал, что в нашей работе необходимы дипломатические навыки, да и навыки психолога тоже. Директор – это человек, который любит актеров и заботится о театре, как о собственном доме. И еще: он обязательно должен быть артистом в душе. Как и любой работник театра, включая уборщиц, гардеробщиков, билетеров и др. – я всегда их на это настраиваю. Они должны быть внимательными к зрителю, чуткими, даже если зритель неправ, даже если в драку лезет – и такие бывают случаи, особенно когда мы закрываем вход в зал после третьего звонка.

– За тридцать лет профессия директора, его обязанности изменились?

– Изменилось, пожалуй, одно обстоятельство: появилась возможность зарабатывать для театра и для коллектива. А в остальном, как прежде я понимал проблемы и вникал в процесс, так и сегодня вникаю. Я уверен, что артист должен хорошо жить. Если он талантлив – должен получать много, наделенный меньшим даром – соответственно и зарабатывает поменьше. Ничего не изменилось и в руководстве цехами, так же надо поддерживать чистоту в театре и около него. Театр, по Станиславскому, начинается с вешалки, но я бы добавил: и с улицы. Фасад должен быть красивым, рекламные щиты – понятными, касса – удобной.

– Кстати, о кассе. Там на подходе к театру стоят дяденьки жуликоватого вида – спекулируют билетами…

– Как вы понимаете, дяденьки к нам не имеют отношения. А вообще, Марк Анатольевич очень радуется, когда я ловлю поддельные билеты. Всем показывает, гордится, что у нас такой театр, в который подделывают билеты.

– Если говорить об экономике, «Ленком» чувствует на себе последствия кризиса?

– Для многих театров кризис начался очень давно. И кризис этот связан далеко не только с экономикой, но и с творчеством. Чтобы делать хорошие спектакли, нужен хороший режиссер и хорошие артисты. Сейчас в Москве почти нет режиссеров, не говоря уж о несчастной периферии. Кризис творчества усугубляется тем, что зритель стал подготовленным, он хочет видеть хорошие спектакли, и ходить в хорошие театры, а его кормят антрепризами. Я слово «антреприза» не люблю и надеюсь, что это начинание в массе своей умрет. В большинстве случаев вместо желания сделать хороший спектакль присутствует желание заработать, урвать, сляпать зрелище, взяв несколько популярных имен. А для «Ленкома» кризис не существует. Во всяком случае, в творческом плане.


ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» -->

Театр начинается с директора. От него зависит не только заполняемость вешалок, но и системность, результативность творческого процесса. Юлия Чурилова, директор «Первого театра» — самого молодого государственного театра Новосибирска, рассказала в проекте Антона Веселова «Люди как книги» в Областной научной библиотеке о театральных стенах, творческом поиске и праве «первой ночи».

— Премьер Дмитрий Медведев, выступая на Совете Федерации, неожиданно поздравил вас и ваших коллег с Годом театра, напомнив, что театров у нас много, больше, чем в СССР. Прозвучало это почти призывом к оптимизации. Насколько тверды ваши позиции и что вы бы возразили Дмитрию Анатольевичу?

— За меня, в том числе и как в недавнем прошлом сотрудника Союза театральных деятелей, ответил председатель СТД РФ Александр Калягин. В своём письме он подчеркнул, что высказанная позиция «не соответствует ни фактическому положению вещей, ни целям провозглашённой в России государственной культурной политики». Мы, конечно, были расстроены этим заявлением, тем боле что приведённая статистика оказалась ошибочной. Сейчас около 600 государственных театров, а в советские годы их количество в 1990-ом году почти «дотянулось» до 750. Количество театров монотонно росло с 1975 года — тогда их было 570, а уже в 1980-ом — 604. При этом посещение театров снижалось, в 1980-ом — 120,1 млн человек, а в 1990-ом — 97,2млн человек.

Сегодня такой точной статистики никто привести не может, хотя, все театры сдают стопки документов о каждой премьере, все они собираются во всероссийском статистическом управлении. К счастью, опасной готовности сократить, оптимизировать ни один российский регион не выказал.

— Подсчёт количества театральных институций затруднён еще и потому, что творческие единицы крупных театров имеют обыкновение «отпочковываться», формально оставаясь в штате «материнской организации», в новые студии — как, например, Мастерская Крикливого и Панькова. С какого момента новоявленный театр стоит уже брать в расчёт как самоценную профессиональную культурную единицу?

— Думаю, с первой самостоятельной премьеры. Если собралась группа единомышленников — не взирая на статус их организации — рубикон пройден. К сожалению, такие истории свободных творческих объединений редко переходят в разряд постоянных или хотя бы периодических. Это, скорее, такая мерцающая жизнь:появились такие театры, как «Понедельник выходной», «Пилигримы», Мастерская Крикливого-Панькова, но уже нет «Асфальт-театра» и«Ангела Копусты». У нас нет ни местных грантов на искусство, ни других инструментов регулярной поддержки независимых объединений, а энтузиазм — конечный ресурс.

В 2008 году молодой Новосибирский театральный институт выпустил первых обладателей высшего театрального образования. «На улице» разом оказались четыре курса драматических актёров театра и кино. И Сергей Афанасьев, в то время ректор Театрального института, придумал, что с ними делать — он выступил инициатором создания студии.

— По сути, проект «Первого театра» как раз из этого списка. Выпускники сплотились вокруг своего мастера и довольно быстро обрели государственный статус.

— История «Первого театра» и правда стремительная, хоть и не такая линейная. На старте, в 2008 году, совпало много счастливых для театра обстоятельств. Молодой Новосибирский театральный институт выпустил первых обладателей высшего театрального образования. «На улице» разом оказались четыре курса драматических актёров театра и кино. И Сергей Афанасьев, в то время ректор Театрального института, придумал, что с ними делать — он выступил инициатором создания студии. Так что это не был один курс, воспитанный одним мастером. Это были разные и по возрасту, и по «происхождению», но невероятно талантливые актёрские кадры. Некоторые из них и сегодня работают в театрах города, кто-то уехал, кто-то находится в «свободном полете».


— На место художественного руководителя с самого начала был приглашён нынешний творческий лидер «Первого театра» Павел Южаков?

— Да, а амбициозное название «Первый театр» увязали с концепцией первородности и ротации. По замыслу Сергея Афанасьева, это первый театр молодого актёра, где он получает шанс набраться опыта, чтобы через некоторое время принять взвешенное решение о своем будущем.

— Почти одновременно с вашим назначением появилась информация о долгожданном новоселье театра в зале ДК «Строитель». Прошло больше года, а воз и ныне там.

— Театр — это не стены, это люди. Но сейчас нам и правда тяжело — театр десять лет кочует по разным площадкам. Мы тратим время на логистику, на передвижение и адаптацию декораций и технических решений, всё это отражается на качестве показа спектакля. Все наши сотрудники четверть рабочего времени просто сводят расписание. Хочется эффективнее расходовать ресурс. Нынешняя ситуация с ДК продолжается несколько лет. Вопрос как юридических решений, так и финансовых вливаний. Бесконечные переговоры, мы готовим всё новые пакеты документов. Нет ощущения тупика, просто решается вопрос не так быстро, как нам бы этого хотелось.

— Какая доля ответственности за рискованные новые театральные формы лежит на директоре?

— С юридической точки зрения — вся. Это вечная дискуссия, что важнее – творчество или отчеты/финансы. Творческие решения мы принимаем вместе с Павлом Южаковым. Павел преподаёт в Театральном институте, ему интересно привлекать новых студентов, экспериментировать, удивлять.Что касается «крестного отца» театра, Сергея Николаевича Афанасьева, он строго за нами наблюдает со стороны, его нечасто удаётся зазвать к нам на премьеры.

— Где граница театра? Все эти спектакли-променады и читки всё шире и шире раздвигают рамки репертуарного театра.

— Это долгий концептуальный разговор. Мы можем ссылаться на Ежи Гротовского или на Хайнера Геббельса — смотря, кто для нас более авторитетен. Есть спектакли без актеров, проекты без деления на публику и сцену, есть спектакли, поставленные для одного человека. Среди последних новосибирских экспериментов мне очень интересна вторая часть спектакля «Пыль», где не задействованы актеры, а зритель — активный участник действа.

— Это взгляд скорее худрука. А как же директорский скептицизм: «Театр без актеров? А кто пополнит нашу казну?».

— Как ни странно, вот эта понятная формула — здесь мы экспериментируем, а тут деньги зарабатываем на массовом прокате — не всегда работает. Комедия положений, мобильные декорации, топовые актеры, минимум реквизита — это же ещё не гарантия невероятного заработка для театра. Формула очевидна только на первый взгляд. Гарантии успеха никто не даст. Конечно, мы всегда знаем, какая наша постановка для широкого, какая для продвинутого зрителя, но…

— Как же вы принимаете решения в небольшом «Первом театре»? Творческие кадры голосуют за риск, им по душе сомнительный план, а директор их останавливает: «Постойте, вернитесь на землю, господа, это нам не по карману!»?

— В моём небольшом опыте директора государственного театра такого не было, мы всегда договариваемся. А если опираться на мой опыт работы в независимом театре — всегда сначала идея, потом деньги. Если сейчас никак — мы отложим идею, и, если верим в неё, найдем возможность её осуществить.


— Что нам предстоит открыть в «Первом театре» до конца сезона?

Читайте также: