Как совмещать магистратуру и работу

Опубликовано: 16.05.2024

Рейтинговый вуз

Представим ситуацию: студент окончил бакалавриат где-то в глубинке и решил попробовать свои силы в московском вузе, а заодно пойти работать по специальности. В ходе учебного процесса выясняется, что базовая подготовка у студента слабая и нужно больше времени, чтобы наверстать упущенное.

А все потому, что университет, куда поступил будущий магистр, относится к числу самых востребованных учебных заведений. Даже заочная форма магистратуры предполагает более высокий уровень подготовки, не говоря уже о стационаре.

В этом случае, чтобы написать научную работу, студенту необходимо все силы бросить на устранение пробелов в знаниях. С работой придется повременить, но после такого университета больше шансов получить высокооплачиваемую работу. Возможно, даже в Москве.

Вывод: либо надо было продолжать учебу в своем родном вузе, либо не устраиваться работать, потому что сделать и одно, и другое вместе просто не получится.

Как влияет специальность на выбор выпускника

Есть множество вариантов, где и как будет проходить обучение в магистратуре:

  • по своей специальности;
  • по смежной;
  • по другой профессии;
  • в другом вузе;
  • на другой форме;
  • в зарубежном вузе.

Если учиться по своей специальности, не меняя учебного заведения, то есть шанс вытянуть учебу и работу. Смежная профессия потребует больше времени, так как появятся новые предметы, которые ранее не изучались, им придется уделять больше времени.

Если менять специальность кардинально, то скорее всего придется поступать на очную форму магистратуры. Здесь все профильные предметы придется изучать с нуля. Сделать это нужно за 2 года, что очень сложно. Если при этом еще и работать, то на отдых времени не останется, а это нервный срыв в перспективе. Лучше подумать и рассчитать правильно свои силы.

Другой вуз может преподнести сюрприз в плане требований к учебе, поэтому на работу рекомендуется устраиваться тогда, когда сдана как минимум первая сессия.

В магистратуру по своей или смежной специальности можно поступить дистанционно, ведь базовый уровень позволит дальше заниматься самостоятельно. По новому профилю лучше не рисковать и хотя бы раз в семестр общаться с преподавателями лично – авось помогут.

Работать за рубежом, обучаясь в магистратуре, легче. Можно сказать, что это даже приветствуется в западных вузах. Но первый год студенты обычно осваивают язык – в большинстве вузов для этого специально выделено время. В данном случае временная работа не по специальности поможет быстрее заговорить на чужом языке, что, конечно же, положительно скажется на общем уровне.

Для некоторых специальностей, особенно тех, что связаны с практикой, например, информационные технологии – программирование, дизайн – особенно важно работать. Как говорят сами преподаватели – программистом высокого уровня можно стать, только постоянно совершенствуясь. Сидеть на лекциях можно раз в неделю, а можно и вообще не сидеть.

Как использовать дистанционную форму обучения в своих целях

Поступить дистанционно в магистратуру и одновременно работать имеет смысл, когда выпускник уверен в своих силах. Работа тоже может быть не очень ответственной: многие системные администраторы большую часть времени проводят, занимаясь своими делами. Почему бы не поучиться дистанционно и не получить диплом магистра.

Дистант дешевле, не отнимает много времени, все материалы всегда под рукой, учиться можно в любое время. Главное, чтобы студент был самостоятельным и ответственным: умел разбираться в темах и вовремя все сдавал.

Если работа связана с компьютером в офисе, то в свободное время можно читать учебную литературу и писать статьи для публикации в научных журналах. Можно даже сдавать тесты на рабочем месте, чтобы сэкономить время для личной жизни или отдыха.

Что выгоднее – учиться или работать

Смотря с какой стороны подойти: по деньгам выгоднее, по времени – нет. Не всегда магистры идут работать ради денег. Чтобы хорошо освоить специальность, нужно почувствовать ее «в деле».

Иногда выпускников бакалавриата приглашают работать сразу после окончания вуза или в период практики, видя в них перспективных сотрудников. Согласитесь – это приятно, что вас заметили, и вы идете на уступки руководителю, заранее зная, что хотите учиться дальше.

Потом придется недосыпать и жертвовать личной жизнью, чтобы успеть все. Будьте осторожны: как только вы начинаете думать, что делаете кому-то доброе дело, ущемляя свои интересы – вам тут же добавляют работы или увольняют. Работать нужно правильно: этот процесс должен приносить не только деньги, но и удовлетворение. Если вы недовольны, ищите другую работу, или бросайте ее и занимайтесь учебой.

Насколько сложно учиться в магистратуре и работать

Этот вопрос сродни тому, который уже рассматривался выше.

Можно добавить следующее:

  • Смотря насколько сложную тему исследовать и описывать в своей магистерской работе.
  • Смотря как работать – насколько ответственная должность.

Все научные исследования, которые охватывают несколько наук (на стыке наук), являются крайне сложными для описания. Дело в том, что руководитель диссертации может иметь одно направление деятельности и придется искать другого преподавателя, который поможет разобраться со второй половиной проблемы.

Если студент с головой ушел в науку, то думать об ответственности на работе ему рано.

Одним словом, нужно учитывать все факторы, которые влияют на образовательный процесс, если он для вас действительно важен. В противном случае лучше отложить работу до лучших времен.

Когда лучше не рисковать

Не рекомендуется рисковать работой в следующих случаях:

  • когда она сулит большие перспективы в плане собственного развития или денег;
  • когда кроме вас некому обеспечивать семью;
  • когда работа помогает писать диссертацию – иногда и такое бывает.

Не рискуйте учебой:

Трезвый ум и правильная оценка ситуации понадобится человеку, чтобы выйти из размышления на тему работать или учиться. Возможно, стоит посоветоваться не с одним человеком, а лучше с тем, кому вы доверяете и чье мнение для вас важно.

У каждого студента очных магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ есть возможность работать в каком-либо из научных подразделений Института. Благодаря работе в исследовательском центре магистранты не только зарабатывают деньги в дополнение к стипендии, но и практикуются в будущей профессиональной деятельности.


После начала учебы в магистратуре я успел четыре раза сходить в разные центры, посмотреть, где мне больше понравится, и в итоге остался в Центре социально-экономического развития школы. Во-первых, работая здесь, действительно возможно как-то повлиять на образование в стране. Вторая причина – в этом Центре мне проще писать курсовую работу, потому что мой научный руководитель здесь работает. Траектория моей работы в Центре и моей итоговой диссертации совпадают, а направление программы все-таки отличается. То, чем я сейчас занимаюсь, ближе скорее к «Доказательной образовательной политике», чем к «Измерениям в психологии и образовании». Но это, безусловно, смежные вещи.

Сейчас я в основном занимаюсь сбором контекстуальных данных о школах из разных регионов страны. Это данные о том, как разные школы функционируют в разных условиях. Есть школы, которые в плохих условиях функционируют хорошо, а есть такие, которые в хороших условиях функционируют плохо. Всю эту информацию было бы здорово собрать, проанализировать, сделать какие-то выводы и в зависимости от полученных выводов выстраивать образовательную политику. Другой проект касается Мониторинга экономики образования, по которому мы сейчас готовим отчет – по анкетам 2016 года. Конкретно сейчас мы работаем над анкетой родителей, выделяем группы родителей: какие это группы, как они описываются, чем характеризуются и что делать с теми, кто испытывает трудности с обучением своих детей. Есть еще, конечно же, мелкие задания, не очень важные, но очень срочные, их много, и приходится на них отвлекаться.

Я работаю в образовании с 17 лет, когда впервые поехал работать вожатым в лагерь. С тех пор я так или иначе работал в этой сфере: либо вожатым, либо педагогом-организатором, либо в дополнительном образовании, либо ещё где-то. Сейчас – в более теоретической части, это не конкретная практическая работа с ребёнком, а работа с данными. Чему я научился в Институте образования? Сложно отделить то, чему я научился в Центре, от того, чему я научился на магистерской программе. Но, безусловно, я получил много полезных советов от старших коллег, например, о том, что нужно прочитать, чтобы вникнуть в тему. Научиться читать научную литературу – один из навыков, который я приобретаю. Тайм-менеджмент – этот навык ты либо осваиваешь, либо не остаешься в Вышке.


В Центр мониторинга качества образования я пришла работать практически сразу: мне интересна психометрика, интересен анализ данных психологических исследований и исследований в образовании. Работа в нашем Центре позволяет погрузиться именно в эти вопросы. Благодаря работе я научилась многому как непосредственно в области своей будущей профессии: анализу данных, составлению теста, оценке качества теста – так и различным организационным моментам, которые тоже требуют навыков и опыта. Стажеров первого года погружают в разные проекты. Один из самых интересных – мы помогаем разрабатывать инструменты оценки навыков XXI века «4К», в частности, критического мышления и креативности. С одной стороны, это творческая работа, с другой стороны, достаточно строгая процедура, которая требует погружения. Еще мне очень интересен анализ данных и работа с базами данных.

То, чем я занимаюсь в Центре, все время связано с тем, чему я обучаюсь на парах. Мне кажется, т акая содержательная взаимосвязь – одно из главных достоинств Высшей школы экономики в целом и Института образования в частности. Приходишь в одно здание, и становишься здесь целиком погруженным в работу и учебу, тебя не разрывают на части. В дальнейшем я планирую работать именно в этой области, поэтому все приобретенные навыки мне пригодятся.

Ксения Фиофанова, студентка 2 курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Работает в Центре социально-экономического развития школы.


Перед поступлением в магистратуру я работала в школе (в сфере дополнительного образования), преподавала шахматы. Поэтому я обдуманно и целенаправленно пришла работать в Центр социально-экономического развития школы. Мне очень интересны все новые программы в данной сфере. Вот уже 2 года в Центре ведется исследовательская работа в секторе Edutainment: это понятие соединяет в себе education (образование) и entertainment (развлечение). Область не до конца изучена, в России Edutainment только набирает обороты: по статистике с 2011 г. по 2017 г. в разы выросло количество интерактивных музеев и парков профессий. Если в 2011 году таких музеев было 4, то сейчас их около 100.

Разнообразные формы интерактива захватывают образовательный мир. Если раньше молодые люди приходили в библиотеку почитать книги, то сегодня привлечь аудиторию книгами невозможно: почти все книги есть в Интернете. Поэтому библиотекам необходимы новые программы привлечения аудитории.

Работа в Центре помогает мне погрузиться в мою выпускную квалификационную работу, которая называется «Тенденции развития сектора дополнительного образования в рамке Edutainment (на примере парков профессий и интерактивных музеев)». Причем секция Edutainment не ограничивается только парками профессий и интерактивными музеями, сейчас появляются разнообразные образовательные интерактивные квесты. Я считаю, что дополнительное образование в интерактивной форме – это тема, которая будет широко распространена в будущем. Государственная политика сейчас становится более открытой к частным организациям, которые реализуют программы дополнительного образования. Я и сама хотела бы в будущем, после окончания обучения, открыть центр дополнительного образования. Поэтому все знания и знакомства, приобретённые в Центре, обязательно мне пригодятся в дальнейшем.


Когда к нам на программу начали приходить представители центров Института образования с презентацией, я изначально выбрала два направления: Центр мониторинга качества образования, директор которого – руководитель нашей магистратуры Елена Юрьевна Карданова, а также проект Международной лаборатории анализа образовательной политики, работать на котором меня позвал Андрей Борисович Захаров. Я выбирала между этими двумя подразделениями Института, и сделать окончательный выбор мне помог магистрант второго курса Денис Федерякин. Пока что мне довольно сложно в психологии, ведь я окончила социологический бакалавриат – и он мне посоветовал пойти работать в лабораторию, так как там больше социологии.

Я уже успела поработать в одном интересном проекте. Среди школ, которые участвовали в исследованиях PISA и TIMSS, были такие, которые показали, на удивление, либо очень хорошие результаты, либо очень плохие. И вот мы решили посмотреть, что же такого эти школы делают, почему у них либо настолько хорошие результаты, либо настолько плохие? Мы исследовали этот вопрос с помощью интервью и в настоящий момент пишем про это работу с Андреем Борисовичем. Первая глава этой работы – про роль директора и функции директора и завуча, а вторая – про то, как школы видят свою миссию в зависимости от контекстов, в которых они находятся.

Во время учебы у меня был курс по качественным исследованиям, конечно, и когда я готовилась к работе, то прочитала несколько учебников по качественным интервью. Но самой ценной информацией со мной делится моя коллега Валерия Маркина. Она мастер по качественным интервью, и так про это рассказывает, что я втягиваюсь все больше. В следующем году я планирую работать в этом же подразделении Института, но хотела бы попробовать себя в количественных методах, чтобы «набить руку». В дальнейшем я, надеюсь, пойду учиться в аспирантуру и буду продолжать здесь работать.



Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.

Очно-заочные магистерские программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.

Очная форма обучения — пожалуй, единственный способ в полной мере освоить новую специальность. Можно рассмотреть заочное или вечернее отделение, но такие опции есть далеко не во всех университетах. При выборе программы сразу смотрите на расписание: в одних местах стремятся ставить пары только на вечер и выходные, в других могут устроить занятия в середине дня. Неплохо пообщаться с выпускниками программы и узнать, как рассчитываются оценки, строго ли следят за посещаемостью и идут ли навстречу работающим студентам. В идеале стоит взять в расчет логистику: на руку сыграет не только близость к дому, но и к офису.

Произведите впечатление

На первых порах лучше не пропускать занятия: стоит запомниться преподавателям и разобраться, как устроен учебный процесс. Сколько пар можно пропустить, какие домашние задания обязательны, есть ли сложные проекты, которыми стоит заняться уже сейчас, кто из профессоров самый требовательный — все это лучше выяснить заранее. К тому же программа в начале семестра всегда легче, чем в конце, а прилежное выполнение даже простых домашних заданий — хороший шанс заслужить доверие перед серией прогулов.

«Мне повезло, что посещаемость на нашей программе была близка к свободной: главное — чтобы тебя узнавал преподаватель. Так что, если я отпрашивалась с работы раньше и добиралась до пар, старалась, чтобы меня увидели и отметили в ведомости», — говорит Анастасия, бывшая магистрантка НИУ ВШЭ.

Расскажите о магистратуре на работе

«Говорить начальству об учебе можно и нужно. Обычно я договаривался, что ухожу в 17:00 и работаю из вуза до конца дня. Формально я давал руководителю карт-бланш: он всего лишь отпускал меня на учебу, а я отвечал на сообщения даже ночью», — рассказывает Александр, отучившийся в магистратуре НИУ ВШЭ. С начальством придется искать компромисс: можно договориться отрабатывать часы в другие дни, когда учебы нет, либо по выходным. При возможности стоит рассмотреть парт-тайм.

Но работа может стать не только препятствием. «Если магистратура в той же сфере, что и работа, есть шанс, что профессиональные контакты помогут найти общий язык с преподавателями. Одна из лучших опций — использовать в учебе отрывки уже готовых проектов, а когда нет аврала, делать домашку в офисе», — говорит Анна, студентка магистратуры РГГУ.

«На работе все было нормально — коллектив скорее удивлялся, откуда у меня силы и время. Самой большой проблемой, как ни странно, оказалась коммуникация с одногруппниками. Работающие просили поставить время экзаменов так, чтобы хотя бы половину дня провести в офисе, — неработающей части это очень не нравилось», — говорит Анастасия, окончившая магистратуру НИУ ВШЭ.

На период сессии и защиты диссертации лучше заранее договориться об отпуске (особенно если подготовка отодвинулась на последний момент). «Любой официально работающий магистр по закону имеет право на оплачиваемый отпуск в эти периоды. Для этого нужна справка-вызов — ее выдают в учебной части», — рассказывает менеджер образовательных программ на факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Буряченко.

Не оправдывайтесь работой в университете

При этом Буряченко не рекомендует акцентировать внимание на работе в разговорах с учебной частью и преподавателями: «Вы можете сказать менеджеру программы или преподавателю, что вы работаете, но только не использовать это как отговорку. Университет не обязан подстраиваться под вас и переносить занятия».

«В вузе отмазки про работу не пройдут. Можно договариваться с преподавателями по отдельности, но стоит быть готовым к тому, что вас поймут только специалисты-практики, которые сами умудряются совмещать работу с педагогической деятельностью», — считает Екатерина, бывшая магистрантка НИУ ВШЭ.

Распределите время

Для начала выделите время на отдых: приемлемое количество сна (за основу можно взять 7–8 часов) и хотя бы один час свободы в день (время в транспорте не считается). Это минимум, который стоит вычесть из 24 часов, и только потом что-то решать. Очевидный совет, но дела и планы лучше записывать: теперь их станет в два раза больше.

Арсений Иванов, тренер по личной продуктивности в Procter & Gamble, рекомендует использовать технику «обратного планирования» для больших целей. Что нужно сделать, чтобы написать диссертацию? Посетить лекции, выбрать тему и научного руководителя, собрать материал, пройти практику, написать вступление, сделать исследование и так далее. Для каждой небольшой задачи нужно придумать отдельный дедлайн.

Расписывайте всю неделю наперед в понедельник — это идеальный интервал для планирования, когда мозг не кипит от переизбытка дел. «Уменьшите количество задач и сфокусируйтесь на важном. Определите ровно пять самых важных целей на год — сначала занимайтесь ими, а потом всем остальным. Эти пять пунктов помогут принимать решения каждый день», — советует Иванов.

Контролируйте прокрастинацию

Перестать прокрастинировать совсем невозможно, но это не значит, что ситуацию нельзя улучшить. Прежде чем пойти учиться, спросите себя: что мне это даст и кем я стану после того, как все закончится? А потом наоборот: а что, если я все брошу? Ответы лучше записать на бумаге и вспоминать о них в критические моменты, советует Иванов.

Учитесь учиться: помогут книги, тренинги, например курсы скорочтения, практика внимательности. Подходящий онлайн-курс по улучшению таких навыков можно выбрать в подборке T&P. Иванов также рекомендует использовать технику «помидора», где на каждые 25 минут непрерывной работы советуют выделять 5 минут отдыха.

Пишите диссертацию заранее

В зависимости от направления магистерская диссертация может оказаться либо формальностью, либо действительно важным проектом — распределяйте ресурсы по ситуации. «Самый главный совет — найдите хорошего научника, который посоветует литературу и поможет найти правильный подход к теме, чтобы отбросить все лишнее и не делать лишней работы», — советует Маргарита, окончившая магистратуру в РГГУ.

Хорошо, если тема будет близка к работе: так можно попросить совета у коллег, взять экспертные интервью у начальства, использовать уже готовые данные или вовсе писать диссертацию в офисе, не рискуя привлечь к себе лишнее внимание. Как правило, магистерские программы длятся два года. На первом курсе стоит читать литературу по теме и складывать полезные материалы в одну папку, на втором — начать писать как можно раньше.

Не увлекайтесь перфекционизмом

«Мало кто поспорит, что хорошие оценки в магистратуре — это не главное. Лучше подумать, как сделать обучение максимально полезным для карьеры», — считает Виталий, отучившийся в магистратуре НИУ ВШЭ. Чего вы действительно хотите? Научных публикаций? Поучаствовать в экспедициях или конференциях? Написать отличную диссертацию? Совмещая учебу и работу, придется расставлять приоритеты, чтобы найти время на себя, — переработки на обоих фронтах могут привести к эмоциональному выгоранию.

«Пересдач я не боялась, пока их было меньше трех за сессию. Диссертация закономерно стала самым большим препятствием, но тем не менее была написана, загружена в последний момент и защищена почти отлично. Здесь помог только недельный отпуск и наработки, которыми я занималась в течение года», — рассказывает Анастасия, окончившая НИУ ВШЭ.

«Лучше сделайте как-то, чем никак. Даже если на домашнее задание у вас в три раза меньше времени, сделайте хотя бы его часть: большинство преподавателей ценят даже попытки», — советует Анна, студентка магистратуры РГГУ. Если прогулы неизбежны, а успеваемость очень важна для оценки, попробуйте честно договориться с преподавателем о дополнительных отработках ближе к началу семестра (а не за неделю до сессии). Это работает не всегда, но некоторые профессора идут навстречу. На семинарах поблистать не выйдет, но компромиссная тройка всегда лучше незачета.

Работник пытался через суд обжаловать отказ работодателя в предоставлении ему дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка как работнику, совмещающему работу с получением образования (Определение Шестого КСОЮ от 23 июля 2020 г. по делу № 8Г-15491/2020[88-16008/2020]).

Напомним, что такой отпуск работодатель в силу ст. 173 Трудового кодекса обязан предоставлять работникам, направленным на им обучение или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы. Однако согласно ст. 177 ТК РФ данная гарантия предоставляется работникам при получении образования соответствующего уровня впервые.

В обоснование своей позиции работодатель ссылался как раз на то, что обучение в магистратуре является для работника получением второго высшего образования. Действительно, в силу ч. 5 ст. 10 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" специалитет и магистратура относятся к одному уровню образования. А в п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона прямо указано, что обучение по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования. Таким образом, обучение в магистратуре после специалитета по общему правилу не дает права на учебные отпуска.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Однако в отношении лиц, обладающих квалификацией "дипломированный специалист", этот вывод не столь очевиден. Присуждение такой квалификации лицам, освоившим программу высшего профессионального образования, закон предусматривал до 27 октября 2007 года. Часть 15 ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

На основании этой нормы некоторые специалисты говорят о необходимости предоставления дипломированному специалисту, поступившему в магистратуру, гарантий, предусмотренных ст. 173 ТК РФ. Например, такой вывод очень часто встречается в консультациях с портала "Онлайнинспекция.РФ".

Суды же обычно занимают по этому вопросу иную позицию. Так, например, в судебной практике представлен подход, в соответствии с которым ч. 15 ст. 108 Закона об образовании регулирует лишь вопрос поступления на обучение по программе высшего профессионального образования - магистратура на конкурсной основе, то есть за счет бюджетных средств, и не касается вопросов применения положений трудового законодательства. Соответственно, обучение работника организации по программе магистратуры при наличии у него квалификации "дипломированный специалист" при решении вопроса о предоставлении такому работнику учебного отпуска следует считать получением им второго высшего образования (определения Московского горсуда от 12 апреля 2019 г. № 33-16935/2019, Пермского краевого суда от 7 августа 2017 г. № 33-8268/2017, Приморского краевого суда от 13 декабря 2016 г. № 33-13062/2016, решение Сургутского горсуда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 мая 2017 г. по делу № 12-307/2017).

Однако имеются и примеры признания права работников, продолживших обучение по программам магистратуры по той же специальности, по которой им была присвоена квалификация "дипломированный специалист", на гарантии, предусмотренные ст. 173 ТК РФ (определение Вологодского облсуда от 18 апреля 2014 г. № 33-1953/2014). Но если лицо, имея высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением ему квалификации "дипломированный специалист", по одной специальности, поступает на обучение в магистратуру по иной специальности, права на учебный отпуск оно не приобретает (см. например, определения Свердловского облсуда от 24 августа 2016 по делу № 33-14280/2016, Хабаровского краевого суда от 3 февраля 2016 г. по делу № 33-569/2016, Приморского краевого суда от 13 декабря 2016 г. по делу № 33-13062/2016, Санкт-Петербургского горсуда от 12 мая 2014 г. по делу № 33-7729, Камчатского краевого суда от 5 ноября 2015 г. по делу № 33-1722/2015).

Получением второго высшего образования судами признается и обучение дипломированных специалистов в магистратуре на платной основе (см. например, определение Санкт-Петербургского горсуда от 13 ноября 2015 г. по делу № 33-16835/2015).

В деле, рассмотренном Шестым КСОЮ, судьи не ссылались на ч. 15 ст. 108 Закона об образовании, однако также исходили из того, что обучение по программе магистратуры являлось для работника обучением в рамках того же образовательного уровня, что не может расцениваться как получение образования данного уровня впервые. Суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что работник получил диплом по квалификации "инженер", в то время как в магистратуре обучается по другому направлению, в связи с чем нет оснований говорить о повышении истцом при обучении по программе магистратуры полученной ранее квалификации. В результате отказ работодателя в предоставлении работнику учебного отпуска был признан правомерным. Суд кассационной инстанции счел выводы судов нижестоящих инстанций корректными.

Рано или поздно большая часть студентов сталкивается с необходимостью совмещать учебу с работой или любимым хобби. Однако далеко не каждому удается правильно планировать свое время, чтобы справляться сразу с несколькими задачами. Директор Центра личностного развития факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Анастасия Причисленко дала несколько советов, как научиться все успевать.


Шесть правил, как совмещать учебу с работой и все успевать

Да, большая часть того, что мы делаем за весь день — это привычные нам действия. Мозг стремится экономить энергию, и мы повторяем многие вещи практически на автомате. Как же сформировать полезные привычки, которые помогут проводить день более насыщенно?

Время. Отводите своей полезной привычке время в расписании (утром — бег, вечером — приседания, тарелка салата за обедом). Вечные откладывания «на потом» возникают из-за отсутствия конкретного выделенного времени.

Подготовка. Не пугайте свой организм внезапными переменами. Планируя бегать утром, перед сном положите рядом с кроватью кроссовки и форму, а не халатик.

Умеренность. Больше одной привычки в неделю добавлять не стоит. Если вы завалите себя «новой жизнью с понедельника», велика вероятность, что к следующему понедельнику вы от этой новой жизни откажетесь.

Терпение. Не нужно юношеского максимализма. Начинайте с микродоз новых привычек в своей жизни. Хотите ввести спорт в свою жизнь? Приступите к этому с легкой утренней разминки, постепенно прибавляйте выпады, приседания, отжимания. Сами не заметите, как окажетесь в спортзале.


Закон мотивации подобен маятнику. Если у вас под влиянием вдохновения резко появляется сильнейшее желание менять свою жизнь и вы разворачиваетесь на 180 градусов, скорее всего, через некоторое время ваша мотивация так же резко упадет до отрицательных значений. Это часто бывает с людьми, у которых все вполне хорошо: просто в какой-то момент они себя «накачивают» мотивацией, заваливают проектами, а потом жизнь и настроение резко падают, иногда вместе со здоровьем.

Правило 2: Высыпайтесь

Пожалуй, главный совет на все времена. Лучше пожертвовать несколькими часами в социальных сетях и уснуть в промежуток между 22:00 и полуночью, чтобы рано утром встать и сделать все невыполненные дела. Если хотите, чтобы запоминаемая информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, нужен сон — она усваивается, пока вы спите.

Правило 3: Регулярность и частота

Если взялись за освоение чего-то нового, лучше посвящать этому 15 минут ежедневно, чем трать по несколько часов раз в неделю. Особенно это актуально для изучения иностранного языка: ежедневные тренировки длительностью в 15−20 минут помогут сформировать привычку. Результат не заставит себя ждать.

Правило 4: Планируйте свой день письменно


Записывайте, не чтобы запомнить, а чтобы забыть. Расписав с утра задачи, которые надо выполнить, вам больше не придется удерживать их в голове. Во-первых, вы повышаете свою ответственность, давая себе некоторые обязательства. Во-вторых, вы сразу увидите возможные проблемы и нестыковки, сопоставив текущие задачи в своем ежедневнике или приложении. Кроме того, вы разгрузите свой мозг и избавитесь от тягостного чувства, что вам еще выполнять несметное количество задач.

Здесь поможет методика Дена Аллена — Getting things done. Согласно ей, все задачи стоит поделить на три категории. Если дело может быть сделано за минуту, сделай его сразу. Если дело не завершить за минуту, но его нужно сделать, отведите для него конкретное время. Разрешите себе не думать о нем до указанного момента выполнения.

Совет 5: Многозадачность — миф!

Не существуют людей, которые делают много задач одновременно: они попросту быстро переключаются между несколькими делами. На переключение расходуется время и энергия человека. Поэтому, если говорить про совмещение работы с учебой, лучше отделять их друг от друга. Когда с утра вы будете планировать свой день, подумайте объективно, сколько времени может занять домашняя работа и очередная часть важного проекта. Иногда это вовсе не три часа «с запасом», а всего 30 минут. Так, затрачиваемое время будет подстраиваться под те сроки, которые вы себе поставили.

В помощь — техника Pomodoro: заводим таймер на 20 минут, за эти 20 минут полностью погружаемся в задачу. Сработал таймер на перерыв — полностью переключаемся на отдых. Прошло 3−5 минут — снова ставим таймер и переключаемся на работу.


Совет 6: Правильно расставляйте приоритеты

Применяйте ABC-анализ, чтобы не провести в рутине весь день, а к вечеру обнаружить, что важных дел — непочатый край.

А — дело очень важное, я могу сделать его только сам и в ближайшее время;

B — дело важное, но его можно делегировать коллеге или сделать чуть позже;

С — дело, которое легко перепоручить или сделать быстро.

Правило следующее: не приступайте к задачам из категории B, пока с утра не выполнили все A-задачи. Согласно принципу эксперта Брайана Трейси, «сначала съешьте лягушку» с самого утра, чтобы не испортить себе весь день. Например, если вам предстоит возня с документами, расправьтесь с ней пораньше, чтобы не сходить с ума в течение дня.

Если вы хотите успевать еще больше, записывайтесь на факультатив аспирантки Университета ИТМО Анастасии Абрамовой. Он сочетает в себе основы курса Learning how to learn от Coursera, а также обучение навыкам самоорганизации и сокращения времени на учебу. Кроме того, слушатели факультатива смогут перенести все эти советы в реальность и отработать их на практике.

Читайте также: