Что делает начальник вокзала

Опубликовано: 17.09.2024

______________________________ УТВЕРЖДАЮ
(наименование организации,
предприятия и т.п., его
организационно-правовая форма) _________________________
(директор или иное
должностное лицо,
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)

(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Должностная инструкция
начальника железнодорожного вокзала
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Начальник железнодорожного вокзала относится к категории
руководителей.
1.2. На должность начальника железнодорожного вокзала назначается
лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж
работы в должности помощника начальника вокзала не менее 2 лет.
1.3. Начальник железнодорожного вокзала назначается и освобождается
от должности ___________________________________________________________.
1.4. Начальник железнодорожного вокзала должен знать:
- законодательство Российской Федерации о железнодорожном
транспорте;
- Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
- Устав предприятия;
- постановления, распоряжения, приказы и указания вышестоящих
организаций, методические, нормативные и другие руководящие материалы,
касающиеся административно-хозяйственного обслуживания пассажирского
транспорта;
- правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа;
- формы проездных и провозных документов, схему железных дорог;
- технологию работы вокзала;
- порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров;
- правила пользования автоматизированными устройствами для
обслуживания пассажиров;
- инструкцию о порядке расследования и учета несчастных случаев,
связанных с производством на железнодорожном транспорте;
- основы экономики, организации труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и пожарной безопасности;
- _________________________________________________________________.
1.5. Во время отсутствия начальника железнодорожного вокзала
(командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет
заместитель, который несет ответственность за надлежащее их исполнение.


2. Должностные обязанности

Начальник железнодорожного вокзала:
2.1. Осуществляет координацию и руководство работой подразделений
вокзала с целью наиболее полного удовлетворения населения в перевозках и
качественного обслуживания на вокзале.
2.2. Проводит анализ пассажиропотока и разрабатывает предложения по
назначению и отмене пассажирских и пригородных поездов.
2.3. Участвует в проведении анализа и оценки деятельности
подразделений вокзала.
2.4. Принимает меры по внедрению передовых методов труда, по
совершенствованию организации продажи билетов, работы камер хранения
ручной клади и багажного отделения, справочно-информационной службы на
основе широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии.
2.5. Обеспечивает расширение сферы услуг, оказываемых пассажирам на
вокзале.
2.6. Принимает участие в анализе производственно-финансовой
деятельности вокзала и каждого его подразделения, ведет контроль
выполнения плана поступления местных доходов.
2.7. Руководит работой по составлению технологического процесса
работы вокзала и осуществляет контроль за его выполнением.
2.8. Разрабатывает и контролирует выполнение мероприятий по
подготовке вокзального хозяйства к летним пассажирским перевозкам и
работе в зимних условиях.
2.9. Рассматривает и утверждает графики дежурств и распорядок дня
смен и участков вокзала с учетом неравномерности объема их работы по
часам суток и дням недели, графики отпусков.
2.10. Принимает меры к улучшению условий труда и отдыха работников
вокзала.
2.11. Организует и контролирует содержание кассовых залов и залов
ожидания на вокзале, комнат и служебных помещений для работников,
осуществляющих пассажирские перевозки, учет имущества, ремонт и замену
неисправной мебели, оборудования и инвентаря вокзала, своевременный
ремонт систем отопления, освещения, вентиляции, водоснабжения и
канализации, а также дверей, окон и т.д.
2.12. Организует и проводит техническую учебу, инструктаж и
принимает экзамены от вновь поступающих работников.
2.13. Представляет предложения вышестоящему руководству о поощрении
отличившихся работников вокзала, о наложении дисциплинарных взысканий на
нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
2.14. Участвует в заключении договоров с другими организациями на
аренду вокзальных помещений, территорий и контролирует выполнение условий
договоров.
2.15. Обеспечивает внешнее оформление здания вокзала.
2.16. Организует проведение ремонта помещений и сооружений,
осуществляет контроль за выполнением ремонтных работ.
2.17. Участвует в рассмотрении актов финансовых ревизий, технических
и комиссионных осмотрах вокзала.
2.18. Контролирует соблюдение работниками вокзала требований
должностных инструкций, производственной и трудовой дисциплины,
выполнение ими правил охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и пожарной безопасности.
2.19. Рассматривает обращения пассажиров, принимает необходимые меры
по устранению причин жалоб.
2.20. Производит прием пассажиров, организует круглосуточный прием
пассажиров дежурным персоналом вокзала.
2.21. _____________________________________________________________.

Начальник железнодорожного вокзала имеет право:
3.1. Представлять интересы вокзала во взаимоотношениях с
физическими и юридическими лицами.
3.2. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
улучшению работы вокзала.
3.3. Издавать распоряжения, подписывать и визировать документы в
пределах своей компетенции.
3.4. Поручать выполнение отдельных функций своим заместителям или
руководителям структурных подразделений.
3.5. Требовать от вышестоящего руководства оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.6. ______________________________________________________________.

Начальник железнодорожного вокзала несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)


Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Начальник железнодорожной станции

Уже более полутора столетий в России функционируют железные дороги. По их протяженности страна занимает второе место в мире. Железнодорожный транспорт считается более безопасным по сравнению с авиа- и автотранспортом. Профессии, связанные с этой отраслью, стали востребованными и распространенными. Одна из них – начальник железнодорожной станции. Без него невозможно представить слаженную деятельность всего коллектива.

История профессии

Начало история этой профессии берет еще в дореволюционные времена. Железнодорожная станция в России была осмыслена как самостоятельное предприятие в середине 19 века. Станции основали для оптимизации управления движением. Начальник принимал, пропускал и отправлял поезда, следил за зданием станции, размещением пассажиров, подготовкой состава, за финансами.

В то время проходимость составляла 2-3 поезда в сутки, поэтому начальник станции успевал встречать и провожать все рейсы, обеспечивая их безопасность. Он следил за тем, чтобы все поезда проходили по своим путям, а на рельсах не было посторонних.

Перед назначением кандидатов на должность начальника станции экзаменовали. Они должны были знать:

  • правила технической эксплуатации;
  • положение о сигналах;
  • телеграфное дело;
  • соглашение между железными дорогами России об использовании вагонов;
  • тарифы.

Также начальнику предъявлялись такие требования, как возраст моложе 50 лет, отсутствие мешающих службе физических недостатков, хорошее знание русского языка. Наличие высшего образования было не обязательным. В подчинении у начальника железнодорожной станции были кассир, конторщик, сторож, составитель, бухгалтер, носильщик и др.

Обязанности начальника станции

На территории нашей страны большое количество ж/д станций, которые по сложности и объему пассажирских или грузовых операций делятся на несколько классов. Главная задача любого начальника – организация работы станции на высшем уровне. Степень ответственности и уровень задач зависит от размера станции. В должностные обязанности входит следующее:

  • организация работы станции и взаимодействия подразделений в соответствии с планом отделения железной дороги;
  • контроль над обеспечением безопасности перевозок, сохранности состава и грузов, с минимальными затратами;
  • анализ выполнения главных показателей работы станции, доклад руководству о результатах;
  • контроль над выполнением правил и техусловий погрузки грузоотправителями;
  • расследование случаев нарушений работы станции, правил, приказов и инструкций;
  • слежение за сохранностью и содержанием станционных сооружений и оборудования;
  • заключение договоров и выдача доверенностей;
  • утверждение штатов и структуры станции, подбор персонала;
  • принятие мер по укреплению дисциплины и т. д.

Как стать начальником железнодорожной станции

Прежде всего, конечно, необходимо получить образование по специальности. Профессии железнодорожников учат в средних специальных и высших учебных заведениях разных регионов. Они находятся в сфере управления компании «Российские железные дороги» и обеспечивают кадрами все отделения. Абитуриент может выбрать понравившуюся ему специализацию.

В зависимости от класса станции, требования к кандидату на должность начальника могут различаться:

  • станция 5 класса – среднее техническое образование, стаж по профилю 1 год;
  • станция 4 класса – среднее техническое образование, стаж 2 года;
  • станция 3 класса – высшее техническое образование, стаж 1 год либо среднее техническое образование и стаж 3 года;
  • станция 2 класса – высшее техническое образование, стаж 3 года;
  • станция 1 класса – высшее техническое образование, стаж 4 года;
  • внеклассная станция – высшее техническое образование, стаж 5 лет.

Кроме того, начальник ж/д станции должен проходить по следующим критериям:

  • соответствие здоровья, которое определяется на медицинской комиссии;
  • прохождение стажировки;
  • сдача экзаменов по подтверждению профессионализма;
  • прохождение профильных курсов повышения квалификации.

На сегодняшний день перевозка пассажиров и грузов по железной дороге является самой востребованной. Это развитая стабильная система, функционирующая в любых условиях. Чтобы она оставалась работоспособной и постоянно обслуживала население, необходимо постоянное пополнение квалифицированных кадров. Должность начальника железнодорожной станции – одна из высокооплачиваемых и перспективных среди всех профессий железнодорожников.

Руководит работой вокзала начальник вокзала, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником Дирекции по предоставлению начальника региональной дирекции, за исключением начальников вокзалов, назначаемых на должность и освобождаемых от должности вице-президентом ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы управления персоналом (по согласованию с начальником железной дороги и начальником Дирекции).

Начальник вокзала в пределах предоставленных ему полномочий:

- действует на принципе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение вокзалом возложенных на него задач;

- планирует работу вокзала в соответствии с планами региональной дирекции;

- осуществляет координацию деятельности структурных подразделений ОАО "РЖД", связанных с обслуживанием пассажиров в помещениях и на территории вокзального комплекса;

- принимает решения по вопросам работы вокзала, отнесенным к его компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Начальник вокзала без доверенности действует от имени вокзала, представляет его интересы, в пределах предоставленных прав распоряжается имуществом вокзала, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в учреждениях банков расчетный и другие счета, утверждает структуру и штаты вокзала, издает приказы и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками вокзала.

Таблица 8.1 - Организационная структура управления вокзалом


Первый заместитель начальника станции по оперативной работе обеспечивает выполнение технологического процесса всего технологического цеха, пассажирской и технической станции. Заместитель начальника станции по коммерческой работе руководит грузовой и коммерческой работой, а также работой багажного цеха (отделения).

Инженер (главный инженер) станции ведает вопросами техники безопасности и безопасности движения, внедрения новой техники и передовой технологии, развитием хозяйства станции.

Заместитель начальника станции по оперативной работе отвечает за выполнение сменных производственных заданий и должностных обязанностей сменными руководителями, содержание стрелочного и сигнального хозяйства, ведет контроль за оформлением технической документации, занимается расстановкой людей по сменам на станции.

Маневровый диспетчер пассажирской станции обеспечивает выполнение всей оперативной работы на собственно пассажирской и технической станции (парке) по своевременному формированию, подаче и выставке составов из парка в парк в соответствии со сменно - суточными заданиями, руководит маневровой работой с пассажирскими и грузовыми вагонам.

Дежурные по паркам технической станции выполняют маневровую работу по указаниям маневрового диспетчера. Они несут ответственность за обеспечение безопасности маневровых передвижений, своевременное и правильное формирование поездов, за соблюдение правил техники личной безопасности при производстве маневровой работы. Ответственность за прием, отправление поездов и приготовление маневровых маршрутов несет дежурный по станции, в помощь которому выделены дежурные по паркам, обеспечивающие прием, отправление поездов и взаимодействие между пассажирскими и техническими парками. Дежурный по станции, кроме общего руководства приготовлением поездных и частично маневровых маршрутов, лично контролирует работу дежурных по паркам.

Взаимоотношения трудового коллектива вокзала с администрацией вокзала регулируются законодательством Российской Федерации, типовым Уставом хозрасчетного вокзала отделения железной дороги и коллективным договором. Споры, возникающие при заключении и исполнении коллективного трудового договора, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Данный вокзал представляет собой двухэтажное здание площадью 3050 кв.метров.

На первом этаже располагается зал ожидания вместимостью 2000 человек; информационный зал, в котором располагаются пять билетных касс по продаже билетов в прямом и местном и дальнем сообщениях, стенд с расписанием движения пассажирских поездов и справочное бюро; также в холе имеются почтовое, багажное отделение и камеры хранения.

2.2 Организационная структура вокзала

Организационная структура предприятия является неотъемлемой частью его системы управления. Цель организационной структуры предприятия - распределить ответственность и полномочия в системе управления предприятия. На вокзале «Калининград-Южный» Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов утверждена следующая организационная структура.

В Северо-Западной РДЖВ система управления строится на процессном подходе к управлению, когда деятельность предприятия разбивается на процессы, а задача при формировании организационной структуры - распределить ответственность и полномочия как при управлении процессами, так и при их (процессов) выполнении.

Так как система управления базируется на цикле P-D-C-A (Планируй - Исполняй - Контролируй (анализируй) - Улучшай) и начинается с постановки целей и задач, то взаимосвязь системы управления и организационной структуры Северо-Западной РДЖВ выглядит (Рисунок 2):

Рисунок 2 - Взаимосвязь системы управления и организационной структуры СЗ РДЖВ

Иными словами, в ходе формирования и описания организационной структуры дается ответ не на вопросы «что делает то или иное подразделение/сотрудник», а «что должно делаться для достижения той или иной цели и кем».

Организационная модель - это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.

На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:

функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;

процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;

матричная модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и прочее).

Так как в Северо-Западной РДЖВ система управления строится на процессном подходе к управлению, более подробно остановимся на процессной модели,

Истоки концепции управления процессами ведут к теориям управления, разработанным еще в XIX веке. В 80-х годах XIX-го века Фредерик Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности.

Одним из важнейших достижений современной доктрины достижения качества является принцип процессного подхода к выполнению работы. Разработчики последней версии международных стандартов сертификации системы качества серии ИСО 9000 подчеркивают, что основным достижением этой версии является именно процессный подход в достижении качества. Стандарт ИСО 9001 - цитата: «Настоящий стандарт отстаивает применение принципа «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований.

Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего ГОСТ Р ИСО9001-2001.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также их менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении внутри системы менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

- понимания требований и соответствия им;

- необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности;

- достижения результатов в рабочих характеристиках процессов и эффективности;

- постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Что такое процессный принцип достижения качества? Если говорить простым языком - это рассмотрение действий по изготовлению продукции как непрерывного технологического процесса, в котором участвует множество людей - работников, каждый из которых вносит в изделие свой трудовой вклад, и общий результат работы зависит от вклада всех участников без исключения. То есть можно сказать, что ошибка в работе даже одного участника процесса может серьезно сказаться на общем результате всего процесса и свести на нет усилия всех остальных участников.

До появления массового производства по системе Ф.Тейлора работа в основном носила ремесленный цеховой характер Ерлан Аскаров, Процессный подход в системе менеджмента качества, еженедельник «Без проблем», № 45, 46, 47 за 2007 год.. Как происходил такой трудовой процесс? Работу делали бригады ремесленников, в которых все работники достаточно хорошо знали все элементы технологического цикла. Изделие обрабатывалось в одном месте, причем пока не был выполнен текущий технологический переход, следующий не начинался. Многие переходы выполнял один и тот же мастер. В таком виде производства процессный подход выполнялся в полной мере. Данный вид производства делал очень качественную продукцию, но имел низкую производительность труда.

Ф. Тейлор, предложив идею массового машинного производства, разрушил идею процессного подхода. Его система предполагает расчленение всего технологического процесса на отдельные операции (принцип дифференциального производства), которые выполняются постоянно закрепленными работниками, причем операции могут выполняться параллельно (одновременно) и в разных местах. При таком типе производства получается очень высокая производительность труда. Но теряется процессный подход - каждый работник выполняет только одну операцию, которой он обучен и совершенно не знает, для чего он ее выполняет и не видит готовое изделие. Работники, находясь в разных местах (цехах) даже могут быть не знакомы друг с другом, детали, которые они изготавливают, собирает другой работник, также с ними не знакомый. Получается, что каждый делает свою часть работы, за которую он отвечает, и совершенно не заботится об общем результате работы всех участников процесса. Как сказал великий сатирик А.Райкин: «Пуговицы пришивает один, рукава другой, карманы третий, а за качество всего пиджака конкретно не отвечает никто».

В эпоху тотального роста качества возникла необходимость возврата процессного подхода при сохранении достигнутой высокой производительности. Рассмотрим основные принципы внедрения процессного подхода в работу современной организации.

Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.

Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.

Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005 (Учебники для программы МВА).. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов:

- основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг;

- обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.

Бизнес-процессы реализуются посредством осуществления бизнес-функций.

При применении процессного подхода структура управления предприятием включает два уровня:

- управление в рамках каждого бизнес-процесса,

- управление группой бизнес-процессов на уровне всей организации.

Основой управления отдельным бизнес-процессом и группой бизнес-процессов являются показатели эффективности, среди которых можно выделить:

- затраты на осуществление бизнес-процесса,

- расчет времени на осуществление бизнес-процесса,

- показатели качества бизнес-процесса.

Для более глубокого понимания процессного подхода необходимо применять цикл Деминга-Шухарта «Plan - Do - Check --Act» (PDCA). Это «планирование - осуществление - проверка -действие». Использование этого цикла позволяет на практике реализовать непрерывное улучшение процессов, направленное на повышение эффективности работы организации.

На основе процессного подхода организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Также ИСО 9001 предлагает внедрить и некоторые другие процессы (анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние проверки системы качества и т.д.).

Следующим этапом на пути к достижению качества является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе. Это означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг.

Для эффективного внедрения процессного подхода очень важно иметь оптимальную работоспособную организационную структуру предприятия, правильно выбрать тип управления работниками. Как известно, в настоящее время применяют два основных типа управления - иерархический и органический. Первый тип примыкает к армейской структуре управления с жесткой вертикальной системой управления с постоянно закрепленными обязанностями каждого элемента системы. Второй тип отличается высокой адаптивностью к условиям работы, здесь больше горизонтальных связей управления, обязанности участников процесса могут достаточно часто меняться. Обе системы управления имеют свои плюсы и минусы, необходимо в каждом конкретном случае искать свой вариант системы управления, сочетающий элементы обоих типов, но считается, что органическая система более предпочтительна в современных условиях.

После определения структуры предприятия и системы его управления можно выделить все бизнес-процессы, которые здесь протекают.

Необходимо определить ответственность каждой структуры предприятия, каждого ответственного лица за конкретный процесс, поэтому составляется матрица ответственности, графическая схема, где показывают, кто за что отвечает.

Теперь имея перечень всех процессов, можно решать вопросы их регламентации, то есть полностью описать действия по реализации процесса, которые должны быть задокументированы для всеобщего ознакомления и использования. В перечень этой документации входят должностные инструкции, маршрутные и технологические карты, процедуры и т.д.

Стандарт ИСО 9001 требует составления 6 обязательных и дополнительных процедур. Документ-процедура - это как раз и есть материализованный объект системы качества, подтверждающий применение процессного подхода в работе.

Для внедрения принципа процессного подхода необходимо осуществить еще ряд мероприятий объективного и субъективного характера, связанных непосредственно с людьми-работниками.

Ниже представлены некоторые типичные ситуации в компании, когда процессный подход может быть использован как средство улучшения деятельности.

Вариант 1. У организации дела идут достаточно хорошо, но руководители или собственники, прогнозируя снижение темпов роста организации, усиление конкуренции на рынке, принимая во внимание другие факторы риска для существования организации, начинают искать способы повышения эффективности организации путем оптимизации бизнес-процессов.

Вариант 2. Рыночная конъюнктура складывается для организации очень удачно, но скорость роста размеров и бизнеса организации опережает скорость развития системы управления, и собственники, озабоченные потерей управляемости бизнеса, начинают искать новые способы удержания ситуации под контролем путем описания и автоматизации бизнес-процессов организации Степанов, Е.А. Управление качеством: учебное пособие / Е.А. Степанов. - М.: Инфра-М, 2006. - С. 92..

Профессия начальника поезда очень интересна и ответственна, конечно. Есть в ней один существенный плюс – она стабильна как никогда. Даже в самые переломные периоды жизни государства, тяжелые экономические или политические кризисы в условиях закрытия или банкротства многих крупных объектов промышленности, железная дорога будет функционировать всегда. Перевозка грузов и пассажиров – это процесс, который может быть нарушен только в условиях войны. Но не будем о страшном. Давайте рассмотрим профессию начальник поезда в мирное время.

О категории руководителя

Эта профессия напоминает капитана, вот только впереди не бесконечные морские просторы и водная гладь, а тянущиеся практически от самого горизонта рельсы. Начальник выполняет свой профессиональный долг в тесном купе. У него нет просторного кабинета.

начальник поезда

Начальники поездов в России работают на "РЖД". Это такая всем известная аббревиатура. Расшифровывается она как Российские железные дороги. Сами же работники раскрывают ее по-своему, с долей профессионального юмора: "Редко живем дома". И это правда. Рейсы по продолжительности могут занимать от одних суток до нескольких недель. Вся профессиональная жизнь работника железной дороги проходит в дороге, да и не только профессиональная, а просто жизнь. Выбирают, как правило, такую профессию те люди, которым комфортно от частых переездов, смен часовых полисов и т. п. Можно сказать, что работники железной дороги – это настоящие искатели приключений. Но это лирика.

Чем занимается начальник поезда "РЖД"?

Как уже говорилось, данная профессия относится к категории руководителей, поэтому в его ведомстве находится все, что касается передвижения поезда и комфортабельного проезда в нем. В его неукоснительном подчинении находятся все проводники, а также персонал поезда, который отвечает за восстановление любых технических неполадок, начальник поезда отвечает за прибытие или отправление поезда (без опозданий), комфорт и безопасность, разбирает конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в дороге.

Образовательный ценз

На должность начальника поезда, осуществляющего перевоз пассажиров, вправе претендовать лицо, имеющее высшее образование по профессии и период работы в организации, обслуживающей пассажирские перевозки, от одного года или среднее образование по профессии и продолжительность работы соответственно от двух лет. На эту должность назначаются, а также освобождаются от нее только руководителем того предприятия, которое осуществляет перевозки. Существует специальный документ, в котором изложен перечень того, что должен знать работник, занимающий должность, свои обязанности, права и ответственность. Этот документ называется должностная инструкция начальника поезда.

Должностные обязанности

Прибытие поезда

Должностные обязанности начальника поезда достаточно обширны, поскольку он контролирует все, что происходит с поездом (как внешние, так и внутренние факторы). Вот основные из них:

  • проводит технический контроль исправности функционирования вагонов в поезде;
  • выстраивает процесс работы приема вагонов в хорошем состоянии;
  • контролирует результаты ремонтных работ вагонов, соизмеряя их с установленными стандартами качества, исправность системы отопления, своевременное снабжение вагонов поезда водой, а также топливом, оснащение поезда средствами, обеспечивающими пожарную безопасность, медицинскую помощь;
  • создание условий для комфортного размещения пассажиров: наличие белья для сна, чая, некоторых продуктов для осуществления торговой деятельности, печатных изданий из области периодики и т. д.;
  • контролировать деятельность бригады поезда, отслеживать деятельность каждого с целью пресечения случаев нарушения трудовой дисциплины;
  • проведение инструктажа сотрудников и пассажиров о технике безопасности в поезде;
  • довести до бригады идею важности достижения высокого уровня обслуживания пассажиров;
  • не допускать сбоев в работе радио пункта пассажирского поезда;
  • своевременно подавать информацию станциям о количестве свободных и освобождающихся мест в пассажирском поезде на пути следования;
  • следить за тем, чтобы поезд двигался в соответствии с расписанием;
  • инспектирует размещения багажа в вагонах, а также тех лиц, которые используют проездной билет;
  • следить за удобным размещением в вагоне лиц определенной категории (инвалиды, страдающие тяжелыми заболеваниями, старики, женщины с маленькими детьми);
  • пресекать нарушения порядка и правил поведения на пути следования;
  • оказывать помощь пострадавшим в случае аварии;
  • проводить операции по составлению документов при пересечении границы пассажирским поездом;
  • осуществлять контроль деятельности пассажиров при пересечении границы, а также в пограничном районе;
  • сдавать вагоны для проведения ремонтных работ;
  • стремится к внедрению инновационных методов в работу по обслуживанию пассажиров.

Права должностного лица

Товарный поезд

Работа начальника поезда включает не только обязанности, руководитель имеет целый ряд прав. В частности, он имеет право:

  • активно представлять свои предложения своему руководству по усовершенствованию процесса обслуживания пассажиров на пути следования;
  • быть информированным, то есть получать от руководства информацию по вопросам своей деятельности;
  • вести документацию в рамках своей должности;
  • оказывать содействие в деятельности вышестоящему руководству.

Ответственность должностного лица

Должностная инструкция предполагает как права и обязанности в данной должности, так ответственность лица перед руководством. Как известно, прав и обязанностей не бывает без ответственности. Вот некоторые их них:

  • предполагается наказание за несоблюдение правил в исполнении возложенных на него должностных обязанностей, которые предусмотрены должностной инструкцией начальника поезда;
  • за нарушение прав в процессе своей непосредственной профессиональной деятельности;
  • предусмотрено наказание за нанесение ущерба.

А какие виды поездов бывают?

Скоростной поезд

"Российские железные дороги" в своем арсенале имеют широкий спектр поездов: фирменный, скоростной, скорый, пассажирский, электричка, туристический, восстановительный, пожарный и так далее. К примеру, не всем понятно назначение восстановительного поезда. Его предназначение состоит в том, чтобы ликвидировать последствия аварий, которые произошли на железнодорожных путях: столкновение локомотивов, сход с рельсов. Руководителем на данном виде транспорта является начальник восстановительного поезда.

Восстановительный поезд

Такие поезда всегда оснащены подъемным краном, другими приспособлениями для поднятия крупногабаритных и достаточно тяжелых грузов, тягачами, бульдозерами, оборудованием для проведения сварки и даже имеют собственные электростанции (для восстановления снабжения электроэнергией). Поезд даже может участвовать в тушении пожара, но для данной цели созданы специальные поезда. Их так и называют – пожарные.

Пожарный поезд

В область профессиональной деятельности начальника пожарного поезда входит: проведение разведывательных операций в области пожара, мониторинга выброса допустимого количества токсичных веществ при пожаре, осуществление непосредственно самих мероприятий по пожаротушению, оказание необходимой медицинской помощи пострадавшим и так далее.

В итоге

Начальником какого бы вида поезда (пассажирского, грузового, товарного, скорого пожарного и т. д.) должностное лицо бы не было, необходимо помнить об ответственности не только перед собой, но и перед огромным количеством людей. Требования к должности начальника поезда очень велики, руководство по отбору должности проводит целый конкурс. И всегда надо оставаться человеком, каким бы начальником он не был!

У начальника станции в зависимости от объёма и характера работы станции имеется один или несколько заместителей по оперативной работе, по коммерческой работе, по вокзалу (он же начальник вокзала).  [c.122]


Оперативный план работы вокзала составляют на сутки и на смену. Сменный план составляет дежурный по вокзалу и утверждает начальник вокзала.  [c.465]

После анализа выполнения сменного плана-задания начальник вокзала даёт оценку работе смены.  [c.465]

Для улучшения обслуживания пассажиров крупные вокзалы переведены на хозрасчет. Вокзал как хозрасчетный участок реализует свои услуги по обслуживанию пассажиров по доходным ставкам — ценам, установленным Министерством путей сообщения. Доходами вокзала являются сборы камер хранения багажа, поступления от сдачи в аренду буфетов, парикмахерских, ларьков, поступления за услуги носильщиков, за предоставление комнат длительного отдыха транзитным пассажирам, предварительную продажу билетов, штрафы за нарушение постановлений МПС и др. Средства, полученные вокзалом за оказанные услуги, зачисляются на его расчетный счет в Госбанке и расходуются по утвержденному начальником отделения дороги плану расходов.  [c.174]


Срок годности билета должен быть продлён начальником станции или вокзала в следующих случаях  [c.478]

Начальник станции (вокзала) обязан оказать пассажиру, отставшему от поезда, содействие в получении вещей, оставшихся в поезде, и в проезде до местонахождения этих вещей.  [c.478]

По телеграфу или телефону начальник станции (вокзала) сообщает начальнику поезда об отставшем пассажире и указывает, на какой станции оставить его вещи. Начальник поезда принимает меры к сохранению вещей пассажира, сдаче их (по акту) на указанной станции и сообщает об этом начальнику станции.  [c.478]

В случае неправильного оформления билетной кассой проездных документов пассажиру или выдачи ему билета без наличия свободных мест в вагоне, начальник поезда и проводник вагона обязаны впустить пассажира в вагон и совместно с работниками вокзала принять меры к предоставлению ему места в поезде и к исправлению неправильно оформленных проездных документов.  [c.479]

В случаях когда проездные документы пассажира после отправления поезда остались у провожавшего, последний не позднее 3 час. после отправления поезда может сдать эти документы начальнику станции или вокзала. В этом случае за счёт пассажира даётся телеграмма начальнику поезда и начальнику станции по пути следования, на которой за время стоянки поезда возможно выдать новые проездные документы.  [c.479]

Начальнику станции и вокзала предоставляется право иметь стабильный аванс на приобретение мелкого инвентаря, оборудования и материалов, а также для уплаты за производство мелких ремонтных работ и экспертизы в пределах для внеклассных станций — до 5 тыс. руб., станций I класса — до 3 тыс. руб., II класса — до 2 тыс. руб., III класса — до 1 тыс. руб., IV и V классов — до 500 руб.  [c.342]

Фиг. 54. Примерное расположение помещений в вокзале островного типа /—двусветный зал ожидания 2 —двусветный вестибюль 3—двусветный ресторан 4 — помещение дежурного по станции 5 —техническая контора 6 — кабинет начальника вокзала 7 —радиостудия 8 — релейное помещение 9 — помещение дежурного по вокзалу 10 —касса 11 — почтовый киоск 12 — кухня и подсобные помещения ресторана 13 — гардероб ресторана 14 — медицинский пункт 15 — кабинет и контора начальника станции 16 — служебные помещения /7 —помещение военного коменданта 18 — парикмахерская 19— комната матери и ребёнка 20 — комната длительного отдыха пассажиров

У—двусветный зал ожидания 2 — зал ожидания з — двусветный вестибюль 4 — ресторан 5 —буфет 6 — парикмахерская 7—контора начальника станции 8 —кабинет начальника станции 9 —почта 10— подсобные помещения ресторана // —справочное бюро У 2 —медицинский пункт 13 — помещение военного коменданта 14 — кабинет начальника вокзала IS —зал ожидания 2-го этажа /6 —комната матери и ребёнка 17 — комната уборщиц 18 — радиостудия  [c.455]

За исправное содержание и работу всех -устройств станции несёт ответственность начальник станции. Он также отвечает за содержание в чистоте вокзала и станционных слу-жебно-технических помещений, перронов, пас- сажирских и грузовых платформ, путей в пределах пассажирских платформ на станциях внеклассных и I класса, пешеходных мостов и грузовых дворов за исправность стрелочных переводов и сигнальных приборов керосинового освещения за обеспечение ремонта, содержание и очистку устройств механизации централизованных стрелок на механизированных горках, автоматических башмаков, ремонт горочных тормозных башмаков, а также за ремонт и содержание устройств механизированной почты.  [c.174]

Читайте также: