Что нужно чтобы работать водителем трамвая

Опубликовано: 15.05.2024

Водитель трамвая – профессия не самая прибыльная и легкая, зато одна из самых востребованных в современном обществе. И в связи с бурным развитием электротранспорта во всех странах ее можно считать еще и перспективной.

Что нужно для того, чтобы стать водителем трамвая?

Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:

Прохождение медкомиссии. В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Работать здесь могут и женщины. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.

Водитель трамвая

После прохождения медосмотра соискатель заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.

Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика. Также ему предоставляется место в общежитии, а еще начинающий водитель может рассчитывать на бесплатное питание.

Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления. Сначала практическая часть, и оценивать ее будут сотрудники учебно-курсового комбината.

Водитель трамвая

Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.

Стажировка. После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, и там он, скорее всего, и будет потом работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.

Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.

Дополнительные выплаты и льготы

Хотя в современных условиях работу водителя трамвая можно считать достаточно надежной и стабильной, из-за стрессового фактора ему нужна дополнительная мотивация. Тем более что оплата труда хотя и бывает достаточно высокой, у начинающих водителей она будет практически минимальной, так что особого энтузиазма не вызывает. В то же время мотивация обычно носит нематериальный характер. Например, водителям трамваев положено дополнительно 12 дней к оплачиваемому отпуску. Также им гарантирован бесплатный проезд городским транспортом, в том числе и на метро, а это существенная экономия.

Для иногородних работников привлекательным может оказаться факт предоставления места в ведомственном общежитии – особенно это касается столицы, где снимать квартиру очень дорого. Ну а для семейных сотрудников еще один бонус – бесплатные путевки для детей на популярные отечественные базы отдыха.

Водитель трамвая

Заработная плата водителя трамвая в России

Как уже было отмечено ранее, заработная плата водителя трамвая зависит от его опыта или класса. Но к тому же она может в значительной степени варьировать в разных регионах. Неудивительно, что самые высокие зарплаты у водителей трамвая в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах проложены и крупнейшие трамвайные системы. Начинающий водитель здесь получает около 20-22 тысяч рублей в месяц. Опытный водитель трамвая может получать в Москве до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также в Челябинской области зарплата водителя составляет 35-40 тысяч рублей.

Зарплата водителя трамвая

В Австралии водитель городского электротранспорта получает в месяц порядка 3200 австралийских долларов. А вот в Китае, где электротранспорт считается одной из самых перспективных отраслей, несколько лет подряд попытались запустить трамвай-беспилотник. Правда, повсеместного распространения такой опыт пока не получил, поскольку возникает слишком много трудностей, в том числе и по соображениям этики, а не только безопасности. Но и расходы на прокладку маршрута тоже достаточно высоки.

Возможные трудности в работе

Работа водителя трамвая достаточно сложна. Это только на первый взгляд кажется, что она представляет собой нечто рутинное. На самом деле от водителя требуется, чтобы он постоянно находился в тонусе, всегда был сконцентрирован на своей работе, поскольку отвечает за своих пассажиров.

По отзывам специалистов по подбору персонала в городах с существующей трамвайной инфраструктурой набор сотрудников на должность «Водитель трамвая» или «Вагоновожатый» происходит постоянно. Вакансии с обучением появляются на сайтах о трудоустройстве на регулярной основе. Связано это в первую очередь с высокой нагрузкой при работе на маршруте и постепенным омоложением коллектива предприятий. Обучиться профессии вагоновожатого можно при муниципальном предприятии, осуществляющем пассажирские перевозки на данном виде транспорта.

Водитель трамвая: обучение

Кто такой водитель трамвая: что нужно знать о профессии?

Специалиста, ответственного за управление трамваем, принято называть вагоновожатым или просто водителем трамвая. В зону его ответственности входит перевозка пассажиров в рамках маршрута, ремонт самого трамвая, а также расчеты с пассажирами в случае работы без кондуктора. График работы, как правило, посменный и начинается около 4 часов утра. Опыт и квалификация водителя подтверждается присвоением одного из трех классов. Получить максимально возможный ранг можно минимум через пять лет безукоризненной работы.

Задачи и обязанности

Требования к водителям формируются Министерством транспорта РФ и распространяются на регионы, где они могут быть дополнены. В соответствии с должностными инструкциями в обязанности водителя входит:

  • управление вверенного транспортного средства в рамках маршрута и графика;
  • выполнение подготовительных работ перед выездом на маршрут;
  • контроль за выполнением правил посадки и высадки пассажиров;
  • устранение появившихся во время рейса неисправностей;
  • объявление названий остановок, осуществление расчетов с пассажирами при езде без кондуктора.

Однако во время рейса могут произойти непредвиденные ситуации, поведение при которых регламентируется отдельными Приказами или иными нормативными документами, например, правилами безопасности при угрозе террористического акта.

Работа и зарплата

Несмотря на большой штат сотрудников, региональные предприятия общественного транспорта регулярно испытывают дефицит квалифицированных специалистов. Сразу после окончания обучения при условии положительно сданных экзаменом студент может быть принят на работу и приступить к своим обязанностям.

Уровень компетенции среди водителей измеряется классами. Новому сотруднику присваивается третий класс, а по истечении 3-х лет водитель может сдать дополнительные экзамены и получить повышение, что напрямую влияет на уровень его заработной платы.

Плюсы и минусы профессии

Работа вагоновожатого требует от соискателя крепкого здоровья, хорошей физической подготовки и умения принимать решения в сложных ситуациях.

К преимуществам работы водителя трамвая можно отнести:

  • бесплатное обучение с последующим трудоустройством;
  • отсутствие требований по уровню образования;
  • стипендию на время обучения (в зависимости от региона);
  • предоставление общежития при трудоустройстве (в зависимости от региона).
  • раннее начало смены (около 4 утра);
  • всесезонный характер работы;
  • относительно невысокая заработная плата;
  • высокий уровень ответственности.

Как стать водителем трамвая?

Для того, чтобы освоить профессию водителя трамвая, необходимо иметь водительское удостоверение соответствующей классу категории и пройти специальные курсы. Потенциальный кандидат должен не состоять на учете в психоневрологическом диспансере, хорошо владеть разговорным русским языком и не иметь проблем со здоровьем, не позволяющим приступать к работе. Возраст соискателей должен быть более 21 года.

Какие навыки нужны?

Для допуска к управлению трамваем водитель третьего класса должен иметь водительские права категории B, C или D. Требования к водителю второго класса несколько выше. Ему дополнительно необходимо иметь удостоверение класса E и стаж вождения трамвая более 3-х лет.

Помимо этого вагоновожатый должен уметь произвести ремонт мелких неисправностей на месте. Для водителей более высокого класса необходимо владение практическими знаниями в области глубокого ремонта с заменой запчастей.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Требований к наличию высшего или среднего специального образования нет. Достаточно иметь среднее образование.

Все без исключения водители трамвая перед тем, как приступить к обязанностям, должны пройти обучение. Оно проводится силами предприятия, осуществляющего перевозку пассажиров в данном регионе. Обучение включает в себя лекции по правилам дорожного движения, строению трамвая и уроки вождения в городских условиях.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Курсы водителей трамвая длятся до 10 месяцев. На время обучения студентам может выплачиваться стипендия и предоставляться квартира или место в общежитии. По окончании курса студенты сдают теоретические экзамены на знание правил дорожного движения, общего строения трамвая и возможного ремонта его компонентов. После их сдачи каждый из них должен показать навыки вождения под присмотром инструктора. Общая длительность практических занятий составляет около 200 часов.

Возможно ли дистанционное обучение?

Удаленное обучение по профессии «Водитель трамвая» невозможно. Необходимые навыки управления и ремонта, а также поведения в нестандартных ситуациях, возможно получить только при очном обучении под присмотром опытных специалистов.

Где учиться на водителя трамвая?

Правом на обучение будущих вагоновожатых обладает региональное предприятие городского транспорта. Окончившие обучение и сдавшие экзамены студенты получают предложения по трудоустройству с официальной зарплатой и социальным пакетом.

В Москве

Для получения права на управление трамваем соискателям необходимо обратиться в Учебно-курсовой комбинат ГУП «Мосгортранс». Там же проходит обучение водителей троллейбусов, так как оба этих вида транспорта относятся к одной структуре. В период изучения основ управления студенты получают стипендию и возможность проживания в общежитии.

Длительность курсов – 6 месяцев с освоением необходимого для управления транспортом знаний. Лекции длятся 45 минут. Стажировка и обучение вождению – 60 минут. После успешно сданных экзаменов специалисту выдается категория «Tm», дающая право управления трамваем.

При заключении договора студенты не оплачивают свое обучение, но для компенсации затрат каждый водитель трамвая должен отработать 3 года или заплатить неустойку в размере 30 – 40 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге

За подготовку вагоновожатых и водителей троллейбусов в Санкт-Петербурге отвечает Учебно-курсовой комбинат «Горэлектротранс». Академическая программа включает в себя 436 часов теоретических занятий и 526 часов практического вождения.

Выпускники курсов могут рассчитывать на получение работы в МУП «Горэлектротранс» в зависимости от места проживания. Для детей своих работников предприятие на регулярной основе организует оформление путевок в пансионат «Зарница».

Таким образом, обучение по профессии «Водитель трамвая» происходит при учебных заведениях транспортных муниципальных предприятий. Студенты обучаются на бесплатной основе за счет государства с последующей стажировкой и трудоустройством. Заработная плата относительно небольшая даже в Москве и Санкт-Петербурге, однако с повышением класса водителя работодатель увеличивает и размер оплаты труда.

Выбрать профессию в 17 лет и любить её всю жизнь, увы, получается не у всех. А признать, что путь неверный, и решиться в корне изменить свою жизнь и вовсе удаётся единицам. Иногда и сама жизнь заставляет нас освоить другую профессию. За жизнь можно успеть научиться многому. Главное — это умение и желание учиться.

Сегодняшний герой журнала Reconomica , Олег из Челябинска, стал водителем трамвая в 30 лет. Кажется, что водитель трамвая — одна из тех профессий, которая уже устарела, однако во многих городах именно трамвайные пути позволяют людям добираться до работы быстро и с комфортом. Олег рассказал о причинах выбора этой профессии и нюансах, с которыми он вынужден сталкиваться.

Как я решил переквалифицироваться

Меня зовут Олег, живу в Челябинске.

Несмотря на устойчивую безработицу, полностью переквалифицироваться абсолютно на другую специальность достаточно несложно. Главное — решиться на это и пойти без лишних колебаний.

В момент, когда я три месяца сидел без работы, мне не приходилось выбирать: стоит обучаться или нет.

Набор на курсы водителей троллейбусов и трамваев

Итак, в одном из трамваев я увидел объявление о наборе на курсы водителей троллейбусов и трамваев. Условия были более чем привлекательны:

  • бесплатное обучение в течение 5 месяцев (3 месяца теория, 2 — практика),
  • иногородним предоставляется общежитие,
  • стипендия за время учебы в размере 1 МРОТ,
  • трудоустройство.

Из предполагаемых затрат собственных средств было только прохождение водительской медицинской комиссии, которая стоила приблизительно 3 000 руб.

Учебный трамвай

Водитель трамвая или троллейбуса. Что выбрать?

Нужно отметить, что в нашем городе, число жителей в котором превышает миллион человек, работают два трамвайных и два троллейбусных депо. Маршруты ЧелябГЭТ проходят по всему городу, включая и такие отдаленные районы, как Металлургический, Советский, Тракторозаводский. Вопроса с выбором наиболее подходящего депо был решен в пользу трамвайного депо №2.

Выбор самой профессии (водитель трамвая или троллейбуса) был определен, не исходя из своих каких-то личных предпочтений, а просто — на трамвай учиться сложно, работать легче, на троллейбус же — в точности наоборот, с учетом обещанной заработной платы:

  • водитель трамвая – 25 000 рублей,
  • водитель троллейбуса – 30 000 руб.

Также я понимал, что при любом ДТП трамвай всегда прав и имеет преимущество перед другими участниками дорожного движения, а троллейбус является равноправным его членом, и вина шофера в этом случае определяется ПДД. Выбор был однозначно остановлен на трамвае. И это, несмотря на различные виды автострахования (я имею в виду КАСКО и ОСАГО).

Курсы водителей трамвая

Сам процесс учебы на водителя трамвая, вопреки моим опасениям, показался не таким уж сложным и тяжелым. Учились с 8:30 до 13:00 (14:00).

Что мы изучали

Преподавали нам, в основном, ПДД, потому что сдавать на права нужно было в областном ГИБДД.

Кроме этого, действительно важного и нужного предмета, мы также проходили следующее:

  • психологию человеческих взаимоотношений,
  • правила эксплуатации подвижного состава,
  • устройство трамваев различных моделей и факультативно пару не особо запомнившихся учебных дисциплин.

Три месяца теории пролетели как один день. В группе учились 22 человека, из них 18 женщин и 4 мужчины. Сразу отмечу, что до финиша, получения водительских прав, по различным причинам дошли 17 человек.

Два месяца практики

Два месяца практики были гораздо интересней и содержательней:

  1. Три недели поездок на учебном трамвае в две смены вместе с наставником в группах по 6-7 человек. Никогда не забудешь, как в первый раз на трамвае под своим управлением выезжаешь в город. Трамвай-то учебный, но, все остальное: автобусы, пешеходы, автомашины и др. — все самое настоящее.
  2. Затем 240 часов (а это в среднем 30 полноценных смен) в качестве стажера на реальных городских маршрутах с настоящими пассажирами, соблюдением расписания и другими «прелестями» этой работы.
  3. В качестве заключительного этапа, стажировка 10 дней для закрепления результатов.
  4. Сдача своего рода государственного экзамена в ГИБДД (получение прав) и сдача экзамена своей службе дорожной безопасности.

трамвай

Маршруты ЧелябГЭТ проходят по всему городу.

Трудовые будни водителя трамвая

После этого ты как молодой водитель выходишь на самостоятельную работу на закрепленный вагон с различными кондукторами, и начинается твоя трудовая деятельность.

График работы

Графики работы водителем трамвая разные:

  • 5 дней в первую смену, 2 выходных;
  • 6 дней во вторую смену, 2 выходных. Причем, 6 день в резерве.

Резерв, в свою очередь, означает, что ты и другие 6 водителей сидят в депо на случай: невыхода сменного водителя, ДТП, несчастного случая, поломки подвижного состава. Другими словами, сколько по ведомости вагонов должно работать в городе, столько и будет при любом раскладе.

Нарушения во время работы

Еще один нюанс — нарушения во время работы водителем.

Самое страшное — выход на работу с запахом алкоголя.

Непосредственно перед каждой рабочей сменой нужно проходить инструктаж по технике безопасности (рассказывают о последних изменениях движения, закрытии трамвайных линий и времени их перекрытия, о ДТП с участием трамваев) и врача, который в случае подозрения на опьянение дает дышать в трубку.

За такое нарушение, в зависимости от нужности водителей, следует либо сразу увольнение, либо перевод на полгода монтером пути (чистить трамвайные стрелки, выполнять другую работу). Естественно, что при таком переводе теряешь в зарплате минимум в 2 раза.

трамвай

Водителем трамвая работать сложно, но можно.

Следующее по степени опасности нарушение — провоз в кабине постороннего человека или разговор во время движения с пассажирами.

За это лишают премии и забирают талон. Кстати, таких талонов всего три: красный, желтый и зеленый. При первом любом нарушении отнимают зеленый (его можно вернуть по истечении полугода), если за эти полгода еще одно нарушение — забирают желтый талон и т. д. Без красного талона выход водителя на линию невозможен.

В общем, водителем трамвая работать сложно, но можно. Это не самая сложная работа.

Работа кондуктором, а вместе с ней и размышления, стоит ли ввязываться в авантюру с обучением на водителя, заняли у меня приблизительно три с половиной месяца. Так же работа немало поспособствовала принятию положительного решения: должность кондуктора оказалась не такой ужасной, как я ожидал, однако за то недолгое время, что я на ней проработал, успел понять, что труд кондукторов совершенно не ценится. Ни в материальном, ни в каком либо другом плане.

Когда решение было принято, необходимо было заручиться одобрением начальства, и я отправился к начальнику отдела эксплуатации (это отдел, отвечающий за пассажироперевозки, а если конкретнее - непосредственно за работу водителей и кондукторов). На тот момент эту должность занимала приятная и адекватная женщина (к моменту моего возвращения в парк, после обучения, её уже повысили до должности зам. директора парка по эксплуатации), так что с тем, чтобы получить заветную бумагу с одобрительной подписью, проблем не возникло. Затем на этом документе я собрал ещё целую коллекцию автографов: зам. директора парка по безопасности движения, директора парка, ещё кого-то, всех сейчас и не упомню, и направился проходить мед. обследование (то, что я проходил при устройстве на работу кондуктором, не подходило для водительской должности). А собрав все необходимые документы и вооружившись направлением из отдела кадров, отправился оформляться в Учебно-Курсовой Комбинат (далее УКК).

УКК - общий для всего Горэлектротранса (далее ГЭТ). То есть в нём проходит обучение и водителей трамвая, и водителей троллейбуса. Так же сюда направляют уже действующих водителей на повышение квалификации.

Я был удивлён, насколько оживлённым оказалось это место. И дело даже не в том, что УКК оказался совмещён с трамвайно-троллейбусным парком - учебные классы занимали 5 и 6 этажи, так что с водителями, кондукторами и прочими работниками ГЭТ'а мы могли столкнуться разве что в столовой, во время обеда, или в курилке. Удивило, что на каждую специальность набрана группа, а зачастую и не одна, численностью минимум человек пятнадцать. А как выяснилось позже, набор стабильно, с редкими и небольшими перерывами, продолжается. Стоит выпуститься одной группе, на её место уже набрана и приступает к обучению новая.

Позже преподаватели объясняли нам это желанием руководства омолодить водительский состав, и связанной с этим текучкой кадров: одна из главных проблем системы обучения, принятой в ГЭТ'е, заключается в том, что к моменту, когда ты получишь возможность сесть за управление трамвая или троллейбуса, прокатиться и понять, твоё это или не твоё, за плечами будет уже 2 месяца обучения и, соответственно, обязательная отработка на протяжении года или около того, если вдруг решишь уйти. Насколько я понял, обязательную отработку, о которой я писал в предыдущем посте, ввели как раз таки по причине того, что многие водители, отучившись и приступив к работе, уходили с неё буквально через пару месяцев, не окупив затрат на своё обучение. Городу такое положение дел не выгодно.

Как говорил один наш преподаватель, Игорь Владимирович, либо тебе нравится эта профессия и ты работаешь в удовольствие, либо практически сразу понимаешь, что это не твоё и, стиснув зубы, отрабатываешь положенные два года, а после бежишь на все четыре стороны. Третьего не дано.

Классный, кстати, мужик. Водителем трамвая он пришёл работать, если мне не изменяет память, ещё в 80-х. В 90-х занимал должность зам. директора какого-то из трамвайных парков по безопасности движения, занимался урегулированием вопросов при ДТП. А теперь, уйдя на пенсию, передаёт свои знания молодому поколению. Он вёл у нас "Контактную сеть", "Организацию движения" и "Охрану труда". На его уроках часто можно было услышать фразу: "Сейчас мы запишем, как это должно быть по должностной инструкции, а потом я расскажу вам, как это происходит на самом деле". =)

О занятиях и предметах, которые нам преподавали

Вот практически полный список предметов, которые мы изучали. Наверняка я что-нибудь упустил, но основное точно тут:

С этими тремя, думаю, всё понятно - изучаем, как трамвай устроен и как он работает. К слову, из этих трёх предметов и состоит первый серьезный экзамен.

- Охрана труда (не суй пальцы в розетку)

- Организация движения (сюда входят различные положения Должностной Инструкции (далее ДИ), правила приёма вагона перед выездом на линию, действия водителя при обрыве контактной сети и прочее в этом же духе)

- Транспортная безопасность (согласно ДИ, водитель относится к силам транспортной безопасности и именно на него возложена ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, так что мы должны знать, как действовать в случае захвата трамвая террористами, в случае обнаружения в салоне подозрительных безнадзорных предметов и всё такое)

- Контактная сеть (предмет во многом схож с Электрооборудованием, но если первый объясняет принципы работы трамвайного вагона, то второй - принципы устройства и функционирования контактной сети)

- ОПП (основы первой помощи: какие действия предпринимать в ожидании приезда скорой, если пассажир упал и сломал руку/ногу/ребро или просто потерял сознание)

Обучение, в отличии от сменного водительского графика 4/2, представляло собой обычную пятидневку. Понедельник-пятница, с 9:00 до 16:00.

Занятия проходили парами: две пары до обеда и две - после. В большинстве случаев перед обедом изучали один предмет, а после обеда - другой. К примеру, в первой половине дня у нас электрооборудование: пара с 9:00 до 10:30, затем десятиминутный перекур, и вторая пара с 10:40 до 12:10. С 12:10 до 12:50 обед, а после обеда ещё две пары по какому-нибудь ещё предмету с тем же десятиминутным перекуром между ними.

Несмотря на то, что многие преподаватели сетовали, мол, учебную программу с каждым годом увеличивают, а академические часы наоборот, сокращают, программа была довольно напряжённой, но не выматывающей. Конечно, у каждого возникали свои трудности. Для меня камнем преткновения стали электро-, механическое и пневматическое оборудование. Никогда не интересовался и не разбирался в этих предметах, и на первых порах вообще ничего не понимал, засыпая на уроках. Пришлось собрать волю в кулак, потратить пару вечеров на то, чтобы разобраться хотя бы в элементарных основах и дело, хоть и со скрипом, но сдвинулось с мёртвой точки. Впрочем, на механическом и пневматическом оборудовании я всё равно частенько спал на задней парте.

К вопросу успеваимости и посещения занятий относились весьма серьезно.

Пропуск занятий без уважительной причиной в лучшем случае вёл к неприятной беседе со старшим мастером производственного обучения, а в худшей - к отчислению (само собой с последующей отработкой). Оправдательным документом, насколько я понял, мог послужить лишь большичный лист, но и тут всё не так просто. В ученическом договоре, который все мы подписали при оформлении в УКК, есть пункт, согласно которому ученик, пропустивший по уважительной причине 5 и более учебных дней, переводился в группу более позднего набора, т.е. фактически отбрасывался на шаг назад. Обусловлено это тем, что 5 дней - это слишком большой срок в условиях сжатой программы обучения, за который ученик пропускает слишком много важной информации. По комбинату ходил слух, что данный пункт появился в договоре после того, как один из потенциальных водителей, посидев на больничном во время обучения, а после не сдав экзамен, затеял судиться с Горэлектротрансом, аргументировав свои претензии тем, что на экзамене к нему отнеслись несправедливо, не учтя, что он пропустил часть учебной программы. Но за достоверность этого слуха я не ручаюсь.

Именно на эти грабли с больничным я и наступил. Дважды. В первый раз я попросту не знал об этом пункте (да, невнимательно прочёл, что подписываю =)), и, слегка простыв, рассудил, что можно и на больничном просидеть. Какого же было моё удивление, когда, спустя неделю, я, принеся старшему мастеру больничный лист, узнал, что месяц моего обучения, который уже был за плечами, ушёл псу под хвост. А спустя ещё месяц, ровно на том же моменте, что и в первый раз, словно по чьей-то злой шутке, я простыл уже довольно серьезно, так, что, при всём нежелании уходить на больничный, памятуя прошлый опыт, просто не смог выйти на учёбу. И снова перевод на группу назад, и снова начинать с начала.

Впрочем, всё к лучшему, ведь именно в третьей группе я повстречал ту самую, единственную и неповторимую. Но это уже другая история. =)

В конце-концов я успешно преодолел полосу препятствий теоретического обучения и меня ждали первые два экзамена.

Тут я сделаю небольшое лирическое отступление, дабы всё таки рассказать, какие экзамены вообще меня ожидали. В порядке очереди, с небольшими пояснениями.

1. ПДД в Учебно-Курсовом Комбинате.

Тут всё не так серьезно, как при сдаче экзамена в ГИБДД, хотя бы потому, что в 20 вопросах билета можно допустить две ошибки (одна ошибка - минус один балл, таким образом с двумя ошибками можно получить тройку).

В экзамен по теории, как я уже упомянал выше, входят электро-, механическое и пневматическое оборудование. 25 билетов, по 4 вопроса в каждом: два по электрике и по одному по механике и пневматике.

Данный экзамен сдаётся сразу же после учебной практики. Группа экзаменаторов смотрит на то, как вы научились управлять трамваем, оценивать дорожную обстановку, соблюдать не только ПДД, регламентированные ГИБДД, но и прописанные в должностной инструкции.

В этот экзамен входят практически все предметы, которые не вошли в первый экзамен по теории: организация движения, охрана труда, транспортная безопасности. Так же сдаётся после учебной практики. Так же 25 билетов, однако вопросов больше - целых 6 штук. Впрочем, первый вопрос в каждом билете одинаковый - необходимо принести с собой нарисованную за время учебной практики схему маршрута своего парка и всё-всё про этот маршурт рассказать: особенности, опасные участки, места скопления пешеходов и прочее в этом же духе.

5. ПДД в ГИБДД.

В отличии от ПДД в УКК, тут всё серьезнее. За ошибку - плюс пять дополнительных вопросов, больше двух ошибок - не сдал. Попытка на пересдачу даётся, но лишь одна, через неделю. И эту неделю ты должен ездить в УКК, в одиночестве сидеть в пустом классе (ну, или в компании таки же неудачников) и от звонка до звонка учить билеты, готовясь к пересдаче.

6. Итоговый экзамен по вождению.

Квинтэссенция обучения. Сдаётся после прохождения пассажирской практики в парке специальной комиссии, которая оценивает как навыки вождения, так и знания о маршруте, должностной инструкции, и вообще всё, что взбредёт в голову. По сути, могут задать любой вопрос, так или иначе связанный с работой водителя.
Состав комиссии может варьироваться, но чаще всего состоит из начальника маршрута, на котором тебя закрепляют, представителя отдела безопасности движения и водителя-наставника.

На сегодня всё. Текста и так получилось слишком много. Я стараюсь описывать всё максимально подробно, но, возможно, это лишнее. Возможно в тексте слишком много воды. Хотелось бы услышать ваше мнение. И задавайте вопросы, это мотивирует. =) И, как минимум, подскажет, в каком направлении двигаться, на каких моментах останавливаться подробнее, а какие можно пропускать.

В следующий раз напишу про экзамены, а так же учебную и пассажирскую практики.

Городская трамвайная сеть функционирует в более чем 60 населенных пунктах РФ. В Волгограде пассажиров перевозит особый экземпляр — метротрам, который часть пути проходит под землей, а часть — по стандартному уличному маршруту. В Старом Осколе и в Усть-Илимске с 1980-х годов курсируют скоростные вагонные составы. А самая старая трамвайная сеть на территории современной России располагается в Калининградской области.

С годами количество маршрутов сокращается, и рельсовый транспорт отходит на второй план. Но совсем отказываться от него — нерационально. Основные преимущества трамваев: вместимость (может быть больше двух вагонов), низкая себестоимость перевозок, экологичность и безопасность. За их слаженное передвижение по городу отвечают специально обученные водители. О них мы и поговорим далее в статье. Рассмотрим вопросы: сколько платят водителям трамваев, где они проходят обучение и получают ли какие-то льготы от предприятия или государства.

Сколько получают водители трамваев в России

Средний размер оплаты труда находится на уровне 20–22 тыс. руб. Сумма может меняться в зависимости от региона. Больше всего получают водители в Ленинградской области. Их заработная плата достигает 57 тыс. руб.

Далее средний доход уменьшаются по регионам:

  • Московская область — 40 000 руб.
  • Краснодарский край — 23 000 руб.
  • Свердловская область — 21 500 руб.

В небольших городах без должного финансирования система трамвайного сообщения медленно приходит в упадок. Транспортный парк своевременно не обновляют, старые вагоны выходят из строя, а запасные части для них уже не производят. Депо испытывает денежные трудности и не может обеспечить достойную зарплату своим сотрудникам. В таких условиях остаются работать только энтузиасты и те, кто очень любит свое дело.

сколько получают водители трамваев

Но в областных центрах и других крупных городах ситуация более позитивная. Там спрос на вагоновожатых выше. Их ЗП меньше, чем у тех, кто управляет автобусами или троллейбусами, но все равно больше среднего. К примеру, в Москве — около 50 000 руб., в Екатеринбурге — 40 000 руб., в Краснодаре — 35 000 руб. Как видите, средний доход по региону и отдельно по областному центру отличаются.

Насколько востребована сейчас данная профессия в России? Можно сказать, что спрос на нее низкий. На портале по поиску работы HeadHunter на конец июня 2019 года размещено только 4 подходящие вакансии. ЗП предлагают от 24 800 до 51 000 руб. Ученику водителя в городе Тула обещают платить всего лишь 15 000 руб. до вычета НДФЛ. Опыт работы не требуется, срок подготовки — 6 месяцев.

Возможно, вакансий так мало, потому что их размещают не на сайтах-агрегаторах, а на специализированных порталах. Мы проверили информацию на страничке Мосгортранса. Последнее предложение опубликовано 29 мая 2019 года. В трамвайное управление требуется водитель с опытом работы от 3-х лет. Вознаграждение — от 35 000руб.

Каков заработок водителя трамвая за границей

Ради интереса обратимся к размеру доходов вагоновожатых в других странах. Национальную валюту переведем по курсу на 21 июня 2019 года. В Украине средний оклад находится на том же уровне, что и в России — около 30 тыс. руб. В Германии — 210 тыс. руб. В Польше предлагают вакансии для выходцев из СНГ с окладом около 92 тыс. руб.

Информация по другим странам (ЗП за месяц в рублях):

  • США — до 268 000.
  • Австралия — 201 000.
  • Англия — 165 000.
  • Италия — 78 000.

зарплата водителя трамвая

Есть ли льготы и бонусы

Вагоновожатые трамвайной сети получают определенные льготы и бонусы. Одна из привилегий — это возможность бесплатно ездить на всех видах городского транспорта (метро в том числе). Стандартный оплачиваемый отпуск длится 28 календарных дней, но дополнительно к нему предоставляют еще 12 суток отдыха. Если кандидат на должность приехал из другого города, то ему могут предложить место в общежитии. Также сотрудники имеют право оформить бесплатную путевку в летний лагерь или на базу отдыха для своих детей.

Помимо этого, предприятия гортранса обеспечивают стандартный набор условий. Это трудоустройство по ТК РФ, пакет социальных гарантий и ежемесячное вознаграждение. Занятость, как правило, полный день. График — сменный.

Как обучиться профессии

Человек, который собирается управлять трамваем, должен быть старше 21 года и иметь водительское удостоверение с категорией Tm. Пройти обучение можно непосредственно у будущего работодателя. Чтобы выйти на рейс, нужно обязательно сдать экзамен в ГАИ.

Курсы длятся не более 6 месяцев. Все это время выплачивается стипендия в размере до 17 000 руб. Ученики проходят теоретические вопросы, изучают технику и правила вождения. 50 часов отводится на непосредственное управление трамваем без пассажиров. Далее еще 210 часов — на стажировку под руководством наставника. Если профподготовка проходила в специальном учебном учреждении, то оно обеспечивает выпускника рабочим местом в его городе.

Трудовой день делится на 2 смены. Первая начинается в 4 утра и заканчивается в 15 дня. Вторая длится до 12 ночи. В неделю — 5 рабочих дней и 2 выходных. Чтобы больше заработать, нужно брать дополнительные смены. Но их количество ограничено правилами и трудовыми нормами. Поэтому чаще всего в данной профессии люди задерживаются из-за любви к рельсовому транспорту или из-за отсутствия других вариантов заработка.

Читайте также: