Что считается самовоспитанием социального работника

Опубликовано: 17.09.2024

/>Специальность социального работника еще совсем молодая, можно сказать, находится в подростковом возрасте. Появилась она в 90-е годы. До начала 1990 годов только три страны мира - СССР, Бразилия и Китай - не имели профессионально подготовленных специалистов по социальной работе и, соответственно, учебных заведений, где их бы готовили. В остальных странах уже более ста лет социальные работники помогают всем, кто нуждается в помощи и поддержке. Профессия "социальный работник" объединяет специалистов различных направлений и специализаций: социальное обслуживание населения, предоставление различных видов социальных услуг и помощи, оказание мер социальной поддержки, социальные выплаты, проведение юридических и психологических консультаций, защита прав работающего населения, реабилитация инвалидов и многое другое.
Специальность социального работника совмещает в себе ряд знаний по другим специальностям. В первую очередь по психологии, медицине, социологии, юриспруденции, педагогике, экономике и по ряду других специальностей. Будущие социальные работники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, так как их профессия сопряжена с той категорией граждан, которые в этом нуждаются; проводить всевозможные тренинги, оказывать психологическую помощь; осуществлять консультативную деятельность по социально-правовым, социально-экономическим и иным вопросам. Роль социального работника заключается в том, чтобы улучшить материально-бытовые условия жизни вверенных ему граждан, обеспечить их социально-правовую защиту.
Преимущества профессии: профессия социального работника дает моральное удовлетворение и ощущение собственной нужности и социальной значимости; является очень востребованной на рынке труда
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки.
Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми, оказания помощи, проявления сострадания и эмпатии.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских.

Содержание деятельности

Социальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством, получившим производственные травмы и т.д.
Социальный работник отслеживает и выявляет круг лиц, нуждающихся в помощи, наблюдении или консультировании; проводит приемы, беседы, консультации; осуществляет регулярные выезды на места нахождения подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями; определяет степень и характер собственного вмешательства в проблему; занимается координированием и курированием деятельности ряда социальных структур (обращается в медицинские учреждения, органы правопорядка и т. д.); производит покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оказывает помощь по дому; при необходимости оказывает посильную медицинскую помощь; добивается назначения льгот. Если подопечный находится на стационарном лечении, соцработник обязан посещать его в больнице.

Требования к знаниям и умениям специалиста
В профессии социального работника личностные качества играют более важную роль, чем знания, навыки и квалификация. На первом плане - готовность к состраданию, терпение, желание помогать людям, способность принимать других такими, какие они есть. Но профессия все же требует некоторых специальных знаний и навыков.

  • правовые основы, акты и положения, регулирующие социальные отношения;
  • приемы оказания неотложной доврачебной помощи;
  • специфику работы с лицами пожилого возраста, детьми;
  • комплекса наук (психологии, медицины, социологии, экономики, права и т.д.);
  • владеть информацией о текущих проблемах социально-гуманитарной сферы;
  • основы доврачебной помощи.
  • оказать помощь в вопросах профориентирования и трудоустройства;
  • оказать первую медицинскую помощь;
  • уметь решать возникающие конфликтные ситуации;
  • уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки;
  • уметь оказывать услуги, связанные с процессом реабилитации больных после выписки из больницы;
  • уметь слушать.
  • интерес и желание к работе с людьми, желание помогать людям;
  • тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
  • хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
  • хорошая память;
  • постоянный самоконтроль;
  • организованность;

В зависимости от спецификации и квалификации, социальный работник работает большую или меньшую часть времени в помещении и на воздухе в условиях повышенного эмоционально-психического напряжения.

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся бактерио - и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

Пути получения профессии
Получить профессию в городе Красноярске можно в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» (г. Ачинск), КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.

Самовоспитание и самообразование как пути становления профессионального мастерства социального работника

Другие курсовые по предмету

В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии и возникает мотивационно- ценностное отношение к профессии, формируется профессионально- ценностная ориентация, которая способствует дальнейшему развитию и саморазвитию.

  1. Роль самовоспитания в профессиональном становлении

Самовоспитание сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Содержанием профессионального самовоспитания являются все профессионально значимые качества его личности, его мировоззрение, физическое здоровье.

Самовоспитание не может осуществляться без предварительного общественного воспитания. Семья, детский сад, школа, вуз, окружающая среда воспитывают человека. Когда личность сформировалась, начинается этап самовоспитания, иногда неосознанный или не до конца осознанный. Если это процесс осознанный, продуманный, целенаправленный, то он идет быстрее, цель достигается легче.

В процессе самовоспитания, в зависимости от индивидуального развития личности, условно можно выделить три уровня. Первый преодоление имеющихся (выявленных в процессе самопознания) личных недостатков. Другой уровень связан с утверждением профессионально значимых качеств личности специалиста по социальной работе, которые еще не стали его “второй” натурой. Третий, самый высокий качественный уровень самовоспитания, характеризуется совершенствованием имеющихся положительных качеств личности. Различать названные уровни необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на актуальных задачах собственного развития. У самовоспитания есть четкая логическая структура:

  • цели самовоспитания. Они регулируются общественными целями и имеют ту же направленность: гуманистическую, нравственную, профессионально-трудовую, эстетическую и т.д.;
  • содержание и задачи самовоспитания (поведение и деятельность, которые приводят к достижению цели самовоспитания);
  • средства и методы самовоспитания (орудия и способы воздействия на себя);
  • результаты самовоспитания. Это те изменения, которые происходят в личности в результате самовоспитательных воздействий.

Остановимся подробнее на средствах и методах самовоспитания, которые условно можно разделить на три группы.

Первая группа осуществляется на начальном этапе и включает в себя:

  • самопознание осуществляется в процессе активного взаимодействия с другими людьми, в практической деятельности, включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношений к людям, к труду, к себе:
  • самоанализ выявление положительных и отрицательных сторон личности, мешающих достижению цели;
  • самооценка включает наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков, может быть адекватной и неадекватной. Различают неадекватную завышенную самооценку (переоценку себя субъектом) и неадекватную заниженную самооценку (недооценку себя). Адекватная самооценка очень важна для самовоспитания, она является необходимым условием формирования и развития личности;
  • самопрогнозирование чего и как могу добиться, в какие сроки.

На втором этапе (вторая группа) формулируется самообязательство формулировка конкретной цели и установка самому себе.

Третий этап (третья группа) содержит формы проверки выполнения самообязательств. Это внутренний регулятор всего процесса самоконтроль, самоотчет, самостимулирование, самокритика, самоодобрение, самоубеждение, самоприказ. Очень важно регулярно подводить итоги: за день, за неделю и т.д.

Конечно, при практическом осуществлении эта технологическая линия не так прямолинейна. Индивидуальность самовоспитания зависит от интеллектуального, эмоционального и волевого уровня развития личности. Бесконечное многообразие индивидуальных различий, объективные условия жизни, время, необходимое для накопления опыта и овладения самовоспитанием как особым видом деятельности, делают этот процесс достаточно сложным, иногда противоречивым, но крайне необходимым для постоянного самосовершенствования.

Особое место в самовоспитании занимает самовнушение, которое может стать мощным рычагом в руках человека, желающего зародить и укрепить веру в себя. Техника самовнушения строится на аутогенной тренировке, состоящей из словесных предписаний. Внушить себе что-то значит поверить, поверить значит быть. Вера предполагает полное однозначное соответствие мысли и чувства. Человек воздействует на самого себя с помощью слов и соответствующих словам мысленных образов. Формулы самовнушения могут быть использованы для снятия нервного напряжения, успокоения и восстановления сил, повышения активности.

Формула самовнушения может быть разработана самостоятельно. Для этого надо знать простейшие правила:

  • словесные формулы ясно и четко отражают цель самовнушения;
  • произносимые фразы лаконичные;
  • самовнушение производится только в утвердительной форме;
  • аутогенная тренировка требует систематичности и продолжительности (от нескольких недель до нескольких месяцев).
  1. Профессиональное самообразование

Образование специалиста по социальной работе непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой. Таким образом, в институте будущему специалисту должны дать не только определенную сумму знаний, а, прежде всего, сформировать потребность учиться, научить учиться. В наше стремительное время профессиональные знания требуют постоянного обновления. Еще в середине 50-х годов считалось, что они устаревают примерно за 25 лет, сегодня этот промежуток стал значительно короче от 3 до 5 лет. Примером может служить состояние правовой базы социальной работы. В связи с распадом СССР в начале 90-х годов прежние законы утратили свою силу, да и страна оказалась в совершенно иной социально-экономической и политической ситуации. Новая законодательная база создается на протяжении всего прошедшего десятилетия. Кроме того, сложные процессы, происходящие в стране, постоянно вызывают к жизни новые социальные проблемы, а, следовательно, и новые социальные технологии. Специалист по социальной работе, не следящий за всем новым, что появляется в сфере его профессиональных интересов, очень быстро окажется некомпетентным, профессионально несостоятельным.

Необходимыми условиями непрерывного образования, а, следовательно, и самообразования выступают:

  • Выработка личной установки на самообразование;
  • Наличие “социальной ситуации развития”, т.е. такой ситуации, при которой общество требует от специалиста постоянной работы над собой, с целью расширения и углубления профессионального знания.

Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность. В процессе профессионального самообразования важно сохранить и развить те навыки, которые были приобретены в годы учебы в институте. Начинается этот процесс с определения той темы или проблемы, которую надо изучить специалисту. Затем следует сделать отбор основной и дополнительной литературы, наметить основные направления разработки темы. Очень важно следить за пе

Муниципальное бюджетное учреждение

«Комплексный центр социального обслуживания населения»

КОДЕКС ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

«Кодекс этики социального работника (далее Кодекс) Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее учреждение) является документом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого социального работника учреждения.

1. Общие положения

Цели и задачи Кодекса:

1.1. Определение, установление и сохранение этических, моральных норм и правил профессионального поведения и взаимопонимания социальных работников учреждения при выполнении ими своего профессионального долга для поддержания достойного имиджа и престижа своей специальности в обществе.

1.2. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех социальных работников учреждения.

2. Ценности социальной работы

2.1. Человеческое достоинство и толерантность.

Социальные работники учреждения признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей.

2.2. Социальная справедливость и гуманизм.

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальных работников учреждения и предполагают:

— справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

— создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

— обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Компетентность (профессионализм) является ценностью социальных работников учреждения и:

— обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом;

— определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

— побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы.

3. Принципы социальной работы

3.1. Принятие человека таким, каков он есть.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедания, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения – ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

3.2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.

Социальный работник не может оказывать помощь клиенту без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений. Также он имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

3.3. Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом:

— сведения личного характера, ставшие известными при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну;

— социальные работники, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается жизни, его личных качеств и проблем клиента;

— любая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем;

— социальный работник несет ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при получении, сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации.

— нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального работника.

3.4. Полнота информирования клиента о предпринимаемых в его интересах действиях.

Соблюдение принципа защиты прав клиента обуславливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых для решения его проблем. Клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия.

3.5. Ответственность за результаты своей деятельности:

— социальный работник лично несет ответственность за результаты своей деятельности, за качество, эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия;

— социальный работник несет ответственность перед своей профессией, повышая ее престиж и социальный статус в обществе.

3.6. Порядочность во взаимодействии с клиентом.

Социальные работники, являясь представителями учреждения, действуют в интересах клиента, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение ими требований Кодекса этики социального работника.

4. Стандарты этического поведения социального работника

4.1. Этические обязательства социальных работников учреждений по отношению к клиентам.

4.1.1. Социальные работники учреждения:

— уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности клиентов на основе построения толерантных отношений с ними;

— выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению;

— в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей клиентов;

не используют свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентами в личных целях, избегают связей и отношений, которые идут во вред клиентам;

— глубоко и искренне заинтересованы в клиенте и работе с ним, принимают клиента таким, какой он есть, привлекают клиента к активной совместной работе, обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней, несут ответственность за результаты своей работы с клиентом;

— отдают приоритет поддержке основных интересов клиента, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

— никогда не проявляют, не способствуют, не участвуют в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку, или личностным характеристикам, условиям, статусу; напротив цель социального работника – всеми доступными ему средствами бороться с такой дискриминацией;

— завершают работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека;

не позволяют вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

— в работе с клиентами минимизируют использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано.

4.1.2. Социальным работникам учреждения не следует:

-давать клиентам свой адрес или номер домашнего телефона;

-приглашать клиентов к себе домой;

-продавать или покупать что-либо у клиента;

-обслуживать клиента, имеющего опекуна, а также в случае завещания -клиентом в пользу работника жилплощади, денежных вкладов и др.;

-одалживать клиенту деньги.

В любом из перечисленных случаев, социальному работнику необходимо поставить в известность своего непосредственного руководителя. Решения, противоречащие этим правилам, могут быть приняты только администрацией учреждения.

4.1.3. Ни при каких обстоятельствах социальные работники учреждения не должны:

— использовать отношения с клиентом в личных интересах;

— брать у клиентов какие-либо вещи или деньги в долг;

— вовлекать в рабочий процесс своих детей, родственников, друзей;

— вступать с клиентами в сексуальные (личные) отношения;

— получать от клиентов подарки, денежные вознаграждения;

— оказывать на клиента давление и выдавать свое мнение за выражение его воли.

4.2. Этические обязательства социальных работников учреждения по отношению к коллегам.

4.2.1. Социальным работникам учреждения социального обслуживания следует:

— с уважением относится к коллегам вне зависимости от их уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывать им всемерное содействие для достижения высокой эффективности деятельности;

уважать различные мнения и подходы коллег, следовать их советам и консультациям, если те служат интересам дела;

— высказывать в адрес коллег деловую и предметную критику, которая носит конструктивный характер;

— воздерживаться от действий, препятствующих коллегам выполнять их служебные обязанности, не брать на себя без необходимости выполнение обязанностей, не предписанных ему по должности;

— при замещении коллеги, действовать в интересах репутации того, кого он замещает;

— стремится к созданию здорового морально-психологического климата в коллективе, учитывать интересы коллег в служебных отношениях, препятствовать созданию конфликтных ситуаций


Большинству пожилых людей становится необходим посторонний уход. И, если близких родственников у них нет или родные все дни проводят на работе, на помощь приходят социальные работники.

Буква закона

“Условия и правила предоставления социальных услуг регулируют несколько законов и нормативных актов, где прописано, кого должны обслуживать на дому социальные работники, — говорит директор Комплексного центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Пензы Румия Моисеева. — Основной из них — ФЗ от 28.12.2013 г. № 442 “Об основах социального обслуживания граждан РФ”. Предоставление социальных услуг направлено на улучшение жизни человека при сохранении пребывания его в привычной среде.

Правом на услуги социального характера пользуются граждане, полностью или частично утратившие способность к самообслуживанию, а также к самостоятельному передвижению, обеспечению основных потребностей из‑за заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому либо об отказе в этом принимается в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления”. Одной из обязательных процедур для определения нуждаемости гражданина в социальных услугах является оценка условий его проживания. Для составления такого акта специалист по социальной работе на дому оценивает состояние человека и его возможность самостоятельного обслуживания в повседневной жизни. После чего с ним согласовывается количество и объем необходимых социальных услуг.

Вместе с заявлением потребуется пакет следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его представителя (паспорт нуждающегося в помощи);
  • документ, подтверждающий полномочия представителя (нотариальная доверенность);
  • документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг (при их наличии);
  • документ, подтверждающий наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают условия его жизни, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании на дому. Как правило, это справка из поликлиники с указанием невозможности самостоятельного обслуживания, для инвалидов — с приложением индивидуальной программы реабилитации;
  • документы об условиях проживания и составе семьи (при ее наличии) получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе. Они необходимы для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Многие документы сотрудники социальной защиты населения получают путем межведомственного взаимодействия.

Платно или бесплатно

Социальное обслуживание на дому в Пензенской области предоставляется бесплатно, за полную или частичную плату.

Бесплатно услугами социального работника от государства вправе воспользоваться:

  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • граждане, у которых на дату обращения в соцслужбу среднедушевой доход оказался ниже или равен 150% прожиточного минимума.

Каждый субъект РФ, в том числе и Пензенская область, устанавливает индивидуальные параметры среднедушевого дохода в зависимости от расположения и климатических условий. Предельная величина не может быть ниже полуторного прожиточного минимума.

В Пензенской области размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно составляет в данный момент 11929 рублей 50 копеек. Если доходы пенсионера выше этой суммы, то услуги соцработника он оплачивает частично или полностью.

Оплата производится из расчета тарифов на услуги соцзащиты, но не может превышать 50% разницы между доходом получателя соцуслуги и установленной в регионе предельной величиной среднедушевого дохода (150% прожиточного минимума пенсионера).

Какие услуги особенно востребованы

“Мы оказываем гражданам несколько видов услуг — социально­бытовые, социально­медицинские, социально­психологические, социально­педагогические, социально­трудовые, социально­правовые, социально­коммуникативные и срочные социальные, — продолжает Румия Моисеева. — Чаще всего пожилым людям требуется уборка жилого помещения, содействие в приготовлении пищи, выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателя социальных услуг, покупка продуктов и медикаментов”.

В особом уходе нуждаются люди, утратившие способность к самообслуживанию. Таким гражданам социальные работники оказывают помощь в приеме пищи, смене памперсов, постельного и нательного белья.

Эти услуги оказываются всем гражданам независимо от их доходов только на платной основе (постановление администрации г. Пензы от 29.02.2016 г. № 254)”.

Так, к примеру, один час присмотра за длительно и тяжело больными гражданами обойдется в 154 руб. 20 коп., смена памперса — в 51 руб. 40 коп., купание больного в благоустроенном секторе — в 231 руб. 50 коп., стирка постельного и нательного белья, салфеток вручную — в 115 руб. 70 коп., обработка пролежней, раневых поверхностей — в 51 руб. 40 коп.

“У каждого из нас на социальном обслуживании на дому находится 14 человек, — рассказывает социальный работник с 9‑летним стажем Неля Терехова. — Одним достаточно принести два раза в неделю продукты и лекарства, а других приходится посещать ежедневно. Иначе без моей помощи они не смогут ни поесть, ни переодеться”.

По словам Нели Валентиновны, самое трудное время работы пришлось на первую волну коронавирусной инфекции.

Но еще тяжелее для соцработника видеть равнодушие близких людей. К примеру, сейчас Неля Терехова занимается вместе с органами соцзащиты оформлением 80‑летней пенсионерки в дом­интернат. Женщина совершенно утратила способность к самообслуживанию, у нее проявились первые признаки деменции. Внучка от этой несчастной отказалась, а дочь так ни разу и не пришла ее навестить.

Еще удивительнее, что социальных работников приглашают к людям, которые живут под одной крышей вместе с трудоспособными детьми…

“Кроме того, мы оказываем содействие в организации ритуальных услуг, — говорит заведующая отделением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Наталья Ратомская. — И один подопечный предупредил нашего сотрудника о том, что его дети живут в другой стране. Если со стариком что‑то случится, только социальный работник сможет сообщить об этом близким родственникам пожилого человека.

А как‑то раз нам пришлось разыскивать дочь, чтобы она занялась похоронами своей матери.

Библиографическая ссылка на статью:
Винникова И.А., Кузнецова Т.И. Место социальной работы в системе помогающих профессий // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17605 (дата обращения: 17.05.2021).

В современной российской социально-экономической и политической действительности, характеризующейся изменениями хозяйственной и административной деятельности государства, его роли в жизни общества, возникла тенденция по формированию и расширению социальных групп, нуждающихся в профессиональной помощи по адаптации к новой социокультурной среде. Спрос на профессиональную социальную работу обусловлен невозможностью самостоятельного преодоления целого спектра проблем социально незащищенными категориями граждан. Профессиональная социальная работа призвана защитить, поддержать и помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу различных обстоятельств, минимизировать негативные последствия.

Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы имеет большое значение для повышения качества услуг предоставляемых населению. В процессе профессиональной подготовки у будущих социальных работников активно развиваются необходимые в предстоящей практической деятельности личностные качества и компетенции, формируется профессиональная культура [2]. Вуз осуществляет психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая конструктивное и позитивное взаимодействие с преподавателями, социальными партнерами, практикующими специалистами будущих социальных работников, что способствует профессиональному становлению личности обучающихся [3]. Период профессиональной подготовки в вузе является одним из самых важных этапов профессионального становления. В этот период происходит профессиональное самоопределение и идентификация себя с профессиональным сообществом, оценка собственных сил для решения поставленных задач в выбранной трудовой сфере, к которым относятся:

- повышение способности клиента контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиент сможет максимально эффективно воспользоваться своими юридическими правами для скорейшего разрешения сложной жизненной ситуации;

- социальная адаптация и реадаптация клиента к окружающей социальной среде;

- достижение состояния клиентом, когда дальнейшая профессиональная помощь социального работника не требуется (ключевая задача и конечная цель социальной работы).

Для более объективной оценки социальной работы как помогающей профессии, целесообразно ввести определение данного профиля через его составляющие:

Во-первых, это намерение способствовать личностному росту клиента, развитию, улучшению условий жизнедеятельности.

Во-вторых, это непосредственное взаимодействие с тем, кому необходима помощь, из этого формируются помогающие отношения.

В-третьих, это осознанное и целенаправленное использование профессиональных знаний и навыков, реализующихся в помогающей деятельности.

Профессиональная деятельность социальных работников ориентирована не только на адаптационные процессы, но и на возвращение в полноценные общественные и трудовые отношения лиц, которые выбыли из него по объективным причинам, что способствует повышению социальной и материальной стойкости клиента, стимулирует развитие социальных связей.

Цели, которые перед собой ставят социальные работники в профессиональной деятельности для достижения профессиональной самореализации, близки к общему пониманию целей стабильности и повышения качества жизни общества. Такая деятельность имеет несколько основополагающих особенностей:

- механизм помогающей деятельности имеет преимущественно внутренний, функциональный характер. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности, то есть упор делается на личностные ресурсы клиента.

- другая особенность касается средств деятельности этого типа профессий, заключающаяся в том, что операциональная сторона такой работы представлена профессионалу и окружающим в самом общем виде: обеспечить, организовать, таким образом, давая профессионалу довольно широкое пространство для индивидуально-творческой реализации деятельности, базируясь на основополагающем векторе [6].

Социальная работа, как помогающая профессия в настоящее время часто дублируется иными профессиями и организациями, в результате чего возник своего рода «конфликт» помогающих профессий. Так, социальная работа стала внешней основой или внутренним содержанием любой некоммерческой деятельности. Социальные и благотворительные проекты некоммерческих организаций прямо направлены на работу с обществом, решая, на локальном уровне, проблемы качества и условий жизни людей. В данной работе необходимы профессиональные знания и навыки социальных работников, т.е. следует прибегнуть к помощи профессионалов, к консультациям и обучению сотрудников НКО необходимым знаниям из сферы социальной работы, и фактическому участию социальных работников в непосредственной деятельности организации. Это связано с тем, что по факту, некоммерческая организация может заменять, лишь отчасти, профессиональную социальную работу, но без необходимого уровня подготовки и опыта, без вовлечения профессионалов эффективность проектов будет либо минимальной, либо способна негативно отразится на клиенте. Однако, если роль социального работника так высока в жизни общества, возникает закономерный вопрос о влиянии дублирования функций профессиональных социальных работников на качество предоставляемой помощи. Другими словами - существуют социальные работники, которые имеют профильное образование, знания и опыт в сфере работы с обществом, и добровольцы (волонтеры), занимающиеся деятельностью, дублирующей функционал специалистов социальной сферы, что опасно без определенного уровня профессиональной подготовки.

Альтернативы профессиональной социальной работе в виде НКО возникли в связи с недостаточным качеством при оказании социальной помощи и предоставлении услуг населению в виду большой загруженности специалистов. Хотя возникновение конкуренции профессиональной социальной работе, в результате позитивно отразилось на клиентах, так как способствовала росту качества оказываемых услуг. Реализуя помогающий потенциал в рамках деятельности социальных служб, современный социальный работник уже не преследует цель высокого количественного показателя и тем более выгоды с оказываемых услуг, что повышает его привлекательность в глазах клиента.

Таким образом, для востребованности и конкурентоспособности социального работника на рынке труда ему необходимо непрерывно получать и аккумулировать знания, навыки и умения из ряда смежных наук для оказания высококачественной профессиональной помощи клиентам.

При осуществлении профессиональной деятельности социальный работник взаимодействует с представителями иных помогающих профессий, к которым относятся психологи, консультанты, социальные педагоги, медицинские работники и др., что способствует повышению уровня качества предоставляемой помощи и дает более высокий позитивный результат. Выше обозначенные факты являются свидетельством того, что социальная работа занимает особое, центрально место в системе помогающих профессий, консолидируя силы различных специалистов, координируя их действия - достигается максимальный положительный эффект, удовлетворяющий потребности и интересы клиента.

Читайте также: