Что такое функциональные знания госслужащего

Опубликовано: 03.10.2024

1. Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

2.1. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

2.2. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

2.3. Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

3. Для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Российской Федерации или работы по специальности, направлению подготовки:

1) не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки — для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе высших должностей государственной гражданской службы Российской Федерации;

2) не менее двух лет стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки либо не менее одного года стажа государственной гражданской службы Российской Федерации или стажа работы по специальности, направлению подготовки (для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистрах отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома) — для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Для замещения должностей государственной гражданской службы Свердловской области, относящихся к группе ведущих, старших и младших должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Российской Федерации или работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.

4. Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее — должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

5. Исчисление стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для замещения должности государственной гражданской службы Свердловской области осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и Областным законом "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области".

В случае если должностным регламентом государственного гражданского служащего Свердловской области предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности государственной гражданской службы Свердловской области, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (государственным гражданским служащим Свердловской области) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки.

В случае если должностным регламентом государственного гражданского служащего Свердловской области не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (государственного гражданского служащего Свердловской области), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы Свердловской области, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности государственной гражданской службы Свердловской области.

3.3. Требования к профессиональным знаниям и умениям

Определение требуемых для исполнения должностных обязанностей профессиональных знаний и умений является важнейшим этапом формирования квалификационных требований, так как непосредственно от наличия у претендента на замещение должности гражданской службы (гражданского служащего) конкретных профессиональных знаний и умений в большей степени зависит эффективность его дальнейшей профессиональной служебной деятельности. В этой связи необходимо с высокой долей ответственности подходить к формулированию в должностном регламенте профессиональных знаний и умений, требуемых для исполнения должностных обязанностей, а также организации проверки их наличия у претендентов на замещение должностей гражданской службы (гражданских служащих).

Требования к профессиональным знаниям и умениям определяются с учетом области и вида деятельности, а также включаемых в должностной регламент должностных обязанностей гражданского служащего.

Указанные профессиональные знания могут включать:

знание законодательства, в том числе определенные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с областью и видом деятельности;

знание правоприменительной практики, в том числе определения и постановления судов Российской Федерации;

знание писем государственных органов, содержащих разъяснения по определенным вопросам;

иные знания, связанные с областью и видом деятельности, которые отсутствуют в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы, связанные с областью и видом деятельности. Например, для должностей гражданской службы в рамках области деятельности «Регулирование государственной гражданской и муниципальной службы» и вида деятельности «Развитие кадровых технологий на государственной гражданской и муниципальной службы», реализуемых в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, необходимо знание основных моделей и концепций государственной службы.

Требования к профессиональным умениям должны быть конкретны и не должны выходить за рамки области и вида деятельности (например, умение работать в государственной автоматизированной системе «Выборы»: обработка избирательных бюллетеней, комплексов для электронного голосования). Указанное умение необходимо для исполнения должностных обязанностей в рамках области деятельности «Подготовка и проведение выборов, референдумов» и вида деятельности «Обеспечение эксплуатации и развития автоматизированных ГАС «Выборы».

Знание государственного языка Российской Федерации (русского языка), знания основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции, знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий, общие умения, включаемые в базовые квалификационные требования, необходимы для замещения должностей гражданской службы вне зависимости от областей и видов деятельности. В этой связи указанные знания и умения, как правило, не включаются в функциональные квалификационные требования. В случае если для должностей определенной категории и группы специфика исполняемых должностных обязанностей требует более углубленных указанных знаний и умений, содержащихся в базовых квалификационных требованиях, то они включаются в функциональные квалификационные требования.

3.4. Требования к функциональным знаниям и умениям

Требования к функциональным знаниям и умениям устанавливаются в зависимости от функциональных обязанностей гражданских служащих:

нормативное правовое регулирование и выработка государственной политики;

осуществление контрольно-надзорной деятельности;

предоставление государственных услуг;

осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций.

Квалификационные требования к функциональным знаниям и умениям содержатся в Таблице 2.
Таблица 2

- понятие проекта нормативного правового акта, инструменты и этапы его разработки;

- понятие официального отзыва на проекты нормативных правовых актов: этапы, ключевые принципы и технологии разработки;

- классификация моделей государственной политики;

- задачи, сроки, ресурсы и инструменты государственной политики;

- подготовка методических рекомендаций, разъяснений;

- подготовка аналитических, информационных и других материалов;

- виды, назначение и технологии организации проверочных процедур;

- понятие единого реестра проверок, процедура его формирования;

- институт предварительной проверки жалобы и иной информации, поступившей в контрольно-надзорный орган;

- процедура организации проверки: порядок, этапы, инструменты проведения;

- ограничения при проведении проверочных процедур;

- меры, принимаемые по результатам проверки;

- плановые (рейдовые) осмотры;

- проведение плановых и внеплановых выездных проверок;

- формирование и ведение реестров, кадастров, регистров, перечней, каталогов, лицевых счетов для обеспечения контрольно-надзорных полномочий;

- требования к предоставлению государственных услуг;

- порядок, требования, этапы и принципы разработки и применения административного регламента (в том числе административного регламента);

- порядок предоставления государственных услуг в электронной форме;

- понятие и принципы функционирования, назначение портала государственных услуг;

- права заявителей при получении государственных услуг;

- обязанности государственных органов, предоставляющих государственные услуги;

- стандарт предоставления государственной услуги: требования и порядок разработки.


- прием и согласование документации, заявок, заявлений;

- предоставление информации из реестров, баз данных, выдача справок, выписок, документов, разъяснений и сведений;

- аккредитация, аттестация, допуск, прием квалификационных экзаменов;

- получение и предоставление выплат, возмещение расходов;

- регистрация прав, предметов;

- проставление апостиля, удостоверение подлинности;

- утверждение нормативов, тарифов, квот;

- рассмотрение запросов, ходатайств, уведомлений, жалоб;

- система технической и противопожарной безопасности;

- разработка технических заданий при размещении государственного заказа на приобретение товаров, работ и услуг;

обслуживание оборудования, офисной, копировально-множительной и оргтехники, компьютеров, технических средств связи;

- проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- особенности связей с общественностью в государственных органах;

- понятие референтной группы.

- порядок отнесения сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание;

- методы выявления возможных каналов несанкционированного доступа к сведениям;

- порядок выезда за границу граждан, допущенных к государственной тайне;

- подготовка документов, связанных с выездом за границу граждан, допущенных к государственной тайне, и приемом иностранных граждан в организациях, допущенных к проведению секретных работ;

- средства ведения классификаторов и каталогов;

- сетевое оборудование (роутеры, сетевые концентраторы, сетевые коммутаторы, маршрутизаторы, VPN-узлы), системы печати (принтеры, факсы, копиры), источники питания (блоки питания, UPS, батареи), носители информации (жесткие диски, USB-накопители, CD/DVD приводы, floppy);

- основы электроники (понятие, количественные характеристики, источники электрического тока, основные законы электрических цепей);

- принципы работы сетевых протоколов, построения компьютерных сетей;

- осуществление верстки макетов, разработка и тестирование сайтов;

- установка, настройка и работа пользовательского программного обеспечения, ввод в домен, разграничение доступа;

- основные мероприятий мобилизационной подготовки;

- принципы формирования и оценки эффективности деятельности кадровых служб в организациях;

- перечень государственных наград Российской Федерации;

- процедура ходатайствования о награждении;

- организация и нормирование труда;

- понятие реестра контрактов, заключенных заказчиками, включая понятие реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- порядок подготовки обоснования закупок;

- процедура общественного обсуждения закупок;

- порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- порядок и особенности процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

путем проведения конкурсов и аукционов/запроса котировок/запроса предложений/закрытыми способами;

- порядок и особенности процедуры осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- этапы и порядок исполнения, изменения и расторжения контракта;

- процедура проведения аудита в сфере закупок;

- защита прав и интересов участников закупок;

- порядок обжалования действий (бездействия) заказчика;

- контроль осуществления закупок;

- организация и проведение процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов/запроса котировок/запроса предложений/закрытыми способами;

- осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- исполнение государственных контрактов;

- составление, заключение, изменение и расторжение контрактов;

- проведение аудита закупок;

- подготовка планов закупок;

- разработка технических заданий извещений и документаций об осуществлении закупок;

- осуществление контроля в сфере закупок;

- подготовка обоснования закупок;

- реализация мероприятий по общественному обсуждению закупок;

- определение начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- организационно-протокольное обеспечение переговоров с представителями иностранных государств, компаний и международных организаций;

- владение иностранными языками;

- разработка и формирование проектов прогнозов по организации бюджетного процесса в государственном органе;

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624; N 48, ст. 5719; N 51, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459; N 7, ст. 704) и Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; N 10, ст. 1091; N 13, ст. 1360; N 38, ст. 3975; N 43, ст. 4480; 2007, N 13, ст. 1530; N 14, ст. 1664; N 20, ст. 2390; N 23, ст. 2752; N 32, ст. 4124; N 40, ст. 4712; N 50, ст. 6255; N 52, ст. 6424; 2008, N 9, ст. 825; N 17, ст. 1818; N 21, ст. 2430; N 25, ст. 2961; N 31, ст. 3701; N 49, ст. 5763; N 52, ст. 6363; 2009, N 16, ст. 1901; N 20, ст. 2445; N 34, ст. 4171; N 36, ст. 4312; 2009, N 52, ст. 6534; 2010, N 3, ст. 276; N 4, ст. 371; N 12, ст. 1314; N 15, ст. 1777; N 16, ст. 1874) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации, необходимым для исполнения должностных обязанностей (далее - квалификационные требования).

2. Руководителям структурных подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации учитывать квалификационные требования при разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр А. Фурсенко

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации, необходимым для исполнения должностных обязанностей

Категория "руководители" высшей и главной групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, структуры и полномочий органов государственной власти, методов управления аппаратом государственного органа, передового отечественного и зарубежного опыта в области государственного управления, основ экономики и организации труда, процесса прохождения государственной гражданской службы, Служебного распорядка Министерства образования и науки Российской Федерации, порядка работы со служебной информацией, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, правил делового этикета, основ делопроизводства, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки: руководящей работы, оперативного принятия и реализации управленческих решений, организации и обеспечения выполнения задач, квалифицированного планирования работы, ведения деловых переговоров, публичного выступления, анализа и прогнозирования, грамотного учета мнения коллег, делегирования полномочий подчиненным, организации работы по эффективному взаимодействию с государственными органами, эффективного планирования рабочего времени, владения компьютерной, другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением, систематического повышения своей квалификации, эффективного сотрудничества с коллегами, систематизации информации, работы со служебными документами, адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач, квалифицированной работы с людьми по недопущению личностных конфликтов.

Категория "помощники (советники)" высшей группы должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, структуры и полномочий органов государственной власти, основ экономики и организации труда, процесса прохождения государственной гражданской службы, Служебного распорядка Министерства образования и науки Российской Федерации, порядка работы со служебной информацией, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, правил делового этикета, основ делопроизводства, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки: организации и обеспечения выполнения задач, квалифицированного планирования работы, ведения деловых переговоров, публичного выступления, анализа и прогнозирования, грамотного учета мнения коллег, организации работы по эффективному взаимодействию с государственными органами, эффективного планирования рабочего времени, владения компьютерной, другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением, систематического повышения своей квалификации, эффективного сотрудничества с коллегами, систематизации информации, работы со служебными документами, адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач, квалифицированной работы с людьми по недопущению личностных конфликтов.

Категория "специалисты" главной, ведущей и старшей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, основ организации прохождения государственной гражданской службы, Служебного распорядка Министерства образования и науки Российской Федерации, порядка работы со служебной информацией, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, правил делового этикета, основ делопроизводства, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки: организации и обеспечения выполнения задач, планирования работы и рабочего времени, учета мнения коллег, владения компьютерной, другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением, систематического повышения своей квалификации, сотрудничества с коллегами, систематизации информации, работы со служебными документами, адаптации к новой ситуации и принятия новых подходов в решении поставленных задач, квалифицированной работы с людьми по недопущению личностных конфликтов.

Категория "обеспечивающие специалисты"

ведущей группы должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, (федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, основ организации прохождения государственной гражданской службы, Служебного распорядка Министерства образования и науки Российской Федерации, порядка работы со служебной информацией, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, правил делового этикета, основ делопроизводства, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки: обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, квалифицированного планирования работы и рабочего времени, учета мнения коллег, владения компьютерной, другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением, систематического повышения своей квалификации, сотрудничества с коллегами, систематизации информации, работы со служебными документами, квалифицированной работы с людьми по недопущению личностных конфликтов.

Категория "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, основ организации прохождения государственной гражданской службы, Служебного распорядка Министерства образования и науки Российской Федерации, порядка работы со служебной информацией, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, правил делового этикета, основ делопроизводства, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Профессиональные навыки, обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, планирования работы и рабочего времени, владения компьютерной, другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением, систематического повышения своей квалификации, работы со служебными документами.

Эффективность деятельности органов государственной власти во многом определяется качеством их кадрового состава, его способностью и готовностью к решению сложных задач в динамично развивающихся и усложняющихся условиях реформирования системы публичной власти. Особенности таких профессиональных групп как государственные служащие заключаются не только в их правовом статусе, но и в тех требованиях, которые предъявляются к ним для эффективного исполнения функциональных обязанностей.

Поэтому формирование высокопрофессионального и компетентного кадрового корпуса государственной службы с соответствующим уровнем профессиональной компетентности представляется принципиально важным условием успешной реализации реформ и решения задач, стоящих перед органами власти на современном этапе.

Персонал государственных органов реализует в соответствующих правовых формах и при помощи определенных методов управления государственную власть в различных сферах общественной жизни.

Государственные служащие:

1) реализуют полномочия распорядительного, регулирующего характера, т. е. функции так называемого положительного государственного управления во всех сферах государственного строительства;

2) осуществляют юридически-властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и т. д.);

3) реализуют юрисдикционные действия, т. е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам (к различным субъектам права);

4) совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и пр.)

5) осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан.

Труд служащих — интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный — связан главным образом с воздействием на сознание людей, их поведение и воспитание — с осмыслением и продуцированием сложнейшей социальной информации.

Компетенция государственных служащих имеет три уровня: гражданский, профессиональный, политический.

1. Гражданский уровень компетенции является базовым. Какой бы деятельностью ни занимался гражданин, она регламентирована Конституцией, законами, представлениями о морали, нравственности, справедливости, бытующими в обществе. Особые требования гражданской компетентности предъявляются к государственным и муниципальным служащим, ибо они, как уполномоченные государства и общества, призваны не только руководствоваться правовыми и моральными нормами, но укреплять, защищать конституционный строй, формировать положительный образ государства и соответствующее отношение к нему граждан.

2. Профессиональный уровень компетенции характеризуется спецификой сферы деятельности, квалификацией.

3. Политический уровень компетенции неразрывно связан с первыми двумя, но качественно отличается от них, характеризует политическую культуру профессионала-управленца как целостную систему его знаний, убеждений и действий, позволяющую рассматривать политическое сознание и политическую деятельность в единстве. Деятельность государственного и муниципального служащего имеет политический характер, который обнаруживается в ее связи с властными отношениями, в умении регулировать интересы, потребности различных слоев общества, принимать взаимоприемлемые решения.

Умение работать с людьми, убеждать и отстаивать свои позиции, брать на себя ответственность, проявлять требовательность в сочетании с человечностью - все эти навыки политической деятельности являются составной частью профессионально важных качеств служащих. Подобный методологический подход к пониманию компетентности государственного (муниципального) служащего обусловливает требования и модель профессионально-компетентного специалиста.




Такая модель может быть представлена в виде трех блоков:

1. Что должен знать специалист.

2. Что должен уметь специалист.

3. Какими способностями, личностными свойствами должен обладать специалист.

Специалист должен знать:

- Конституцию РФ, конституцию субъекта РФ и устав муниципального образования, с территорией которого специалист связывает свою профессиональную деятельность;

- законодательство конкретной сферы общественной жизни, к функционированию в которой подготовлен специалист;

- основные источники, учения и научные школы в области гуманитарных, экономических, социальных, политических знаний;

- теорию, основные концепции управления обществом, развитием территорий;

- закономерности формирования личности, ее свободы и ответственности перед обществом, государством за сохранение и развитие жизни, природы, культуры;

- историческое прошлое Отечества, ретроспективу и мировой опыт управления общественными процессами и отношениями;

- признанные в обществе морально-этические, правовые, политические нормы взаимодействия и отношений, механизм их применения и защиты;

- сущность и систему государственной власти и управления, муниципального самоуправления;

- основы российской правовой системы и законодательства, механизм государственно-правового регулирования процессов и отношений в обществе, охраны правозаконности и общественного порядка.

Специалист должен уметь:

- учитывать конституционно-законодательные положения и нормы при решении вопросов теории и практики политического и административного управления;

- основываться на морально-этических и правовых нормах при разработке проектов и программ комплексного развития территорий и конкретных сфер жизнедеятельности общества;

- на научной основе организовать свой труд, использовать современные методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в профессиональной деятельности;

- осваивать научные инновационные методы познания природы, общества, владеть ими на уровне, необходимом для решения управленческих задач и выполнения профессиональных функций;

- осмысливать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы научных дисциплин в их системности, определяющей конкретную область административно-управленческой деятельности.

Специалист должен владеть навыками:

- делового общения и этикета;

- составления документа, применения делового литературного письменного и устного языка;

- диалога, логического доказательства и убеждения, посредничества, управления конфликтом;

- приобретения новых знаний, освоения новых технологий и средств управления;

- взаимодействия с различными группами и институтами власти, общества;

- формулирования целей, задач, связанных с реализацией профессиональных функций;

- анализа управленческой ситуации и в целом аналитической работы;

- разработки социальных планов, программ, инфраструктуры обслуживания;

- работы с компьютером, другими современными техническими средствами.

Специалист должен обладать определенными личностными качествами, к числу которых относятся:

- общая культура, корректность, порядочность;

- умение анализировать, объективность;

- коммуникабельность, внимание к окружающим;

- политическая и социальная эрудиция и культура;

- ответственность гражданская и служебная;

- способность к творчеству, открытость "новому";

- взвешенность при принятии решений, проведении реформ.

При рассмотрении государственного служащего как работника, исполняющего конкретную должность в органе власти, оба смысла понятия «компетенция» сливаются, что создает невероятные методологические сложности при построении системы оценки эффективности деятельности как отдельных государственных служащих, так и соответствующих учреждений (ведомств, органов власти).

Фактически, говоря о компетенциях государственных служащих, одновременно мы должны говорить о полномочиях, определяемых характеристиками конкретного органа государственного управления, об обязанностях, определяемых должностной инструкцией и регламентом конкретной должностной позиции, об особенностях поведения и реализации действий, связанных с индивидуальными характеристиками сотрудника.

Госслужба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в рамках исполнения полномочий и функций государственных органов.

Отличительная черта госслужбы заключается в масштабе выполняемой государственными служащими работы – их труд направлен на удовлетворение интересов и потребностей граждан, на решение задач, стоящих перед целыми отраслями (здравоохранение, транспортная система, образование), а не отдельно взятой компании. Таких сложных, разноплановых, амбициозных и интересных проектов, а значит и возможностей для профессионального и личностного роста, вам не предложит ни одна компания!

В сфере государственной службы, как и в коммерческом секторе, работают представители самых разных профессий: юристы, финансисты, строители, медики, IT-специалисты и многие другие.

Как поступить на государственную гражданскую службу города Москвы

Мы хотим видеть в нашей команде активных и увлеченных людей, которые смогут применить свои профессиональные знания и умения для решения актуальных задач, стоящих перед столицей. Если вы горите желанием помогать Москве развиваться и совершенствоваться, регистрируйтесь на Карьерном портале Правительства Москвы. Здесь вы найдёте информацию о вакансиях и конкурсах, объявленных в органах исполнительной власти города Москвы.

Мы рекомендуем вам заполнить и поддерживать в актуальном состоянии резюме, а также следить за обновлениями Карьерного портала и при появлении вакансий, соответствующих вашему профессиональному опыту, функциональным и отраслевым профилям служебной деятельности, направлять отклик и принимать участие в объявленном конкурсе.

Регистрируясь на Карьерном портале Правительства Москвы, вы получаете возможность самостоятельно управлять своей карьерой!

Поступление на государственную гражданскую службу проходит в основном по результатам конкурса на замещение должности государственной гражданской службы.

Конкурс заключается в оценке соответствия ваших профессиональных знаний и умений квалификационным требованиям, предъявляемым к конкретной должности:

  • уровень образования
  • стаж работы по специальности или стаж гражданской службы (государственной службы иных видов)
  • знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Поступить на государственную службу можно также без конкурса, если:

  • вы уже включены в кадровый резерв, сформированный на конкурсной основе
  • вы претендуете на должность категорий «Руководители» и «Помощники (советники)» с ограниченным сроком полномочий
  • речь идет о должности категории «Руководители», назначение и освобождение от которой осуществляется Мэром Москвы
  • с вами заключается срочный служебный контракт (для должностей гражданской службы категорий «Специалисты» и «Обеспечивающие специалисты»)
  • вас назначают на должность, которая относится к группе младших должностей гражданской службы
  • должность предполагает при исполнении должностных обязанностей использование сведений, составляющих государственную тайну (согласно перечню должностей, утвержденному правовым актом государственного органа).

Окончательное решение о назначении кандидата на вакантную должность остается на усмотрение представителя нанимателя.

Информация о конкурсах на вакансии и включению в кадровый резерв госслужбы города Москвы, а также о вакансиях без прохождения конкурса публикуется на Карьерном портале Правительства Москвы и сайтах органов исполнительной власти города.

Что такое квалификационные требования

Квалификационные требования - это набор профессиональных знаний и конкретных навыков, которые необходимы для эффективной работы сотрудника на занимаемой им должности. Квалификационные требования предъявляются к любой профессиональной деятельности, и госслужба - не исключение.

Перечень квалификационных требований зависит от категории и группы должностей.

Требования, предъявляемые к образованию:

категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы - наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;

категории "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы - наличие высшего образования;

категория «Обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы – наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки для замещения должностей гражданской службы не предъявляются.

Кроме того, должность определяет перечень профессиональных знаний и компетенций, необходимых для исполнения сотрудником своих основных задач и функций. Другими словами, на должность главного специалиста по юридическим вопросам идеальным кандидатом будет человек с юридическим образованием, имеющий практический опыт представления организации в судах различных инстанций и владеющий навыками работы с правовыми базами данных.

Можно ли поступить на госслужбу без опыта работы

Ключевые компетенции госслужащего Правительства Москвы

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые обеспечивают достижение эффективного результата в конкретной профессиональной или управленческой деятельности госслужащего Правительства Москвы.

5 ключевых компетенций госслужащих Правительства Москвы.

Профессионализм – высокий профессионализм характеризуется способностью госслужащего отлично разбираться в своей сфере, глубоким пониманием узкопрофессиональных вопросов своей области, способностью профессионально проконсультировать по широкому кругу вопросов в рамках своих полномочий.

Правосознание – данная компетенция включает в себя уважение и соблюдение закона, норм, правил, выполнение взятых на себя обязательств, эффективное устранение конфликтов интересов в рамках своей компетенции, четкое исполнение антикоррупционных мероприятий.

Коммуникация – навыки эффективного публичного выступления; способность четко и ясно излагать мысли с учетом особенностей аудитории или конкретного собеседника, открытость и доброжелательность в общении, способность улаживать конфликты, умение аргументировано доказывать свою позицию, убеждать других в своем мнении.

Результативность – высокая результативность обеспечивается за счет умения формулировать цели и механизмы их достижения, добиваться выполнения поставленных задач, способности мыслить в категориях ключевых показателей эффективности (КПЭ), готовности постоянно внедрять механизмы совершенствования работы, ставить перед собой «высокую планку».

Управление (для должностей категории «Руководители») – навыки управления, среди которых: умение четко формулировать подчиненным цели и задачи и эффективно контролировать их исполнение, способность координировать работу сотрудников, навыки мотивации и развития подчиненных, навыки управления ресурсами своего подразделения; готовность брать на себя ответственность и риски за все, что происходит в подразделении.

Представитель нанимателя

Как попасть на стажировку в Правительство Москвы

Для участия в программе стажировки в Правительстве Москвы необходимо подать заявку на Карьерном портале Правительства Москвы, а затем пройти все этапы конкурсного отбора:

1 волна: отбор на стажировку через «Летнюю карьерную школу»:

- Первый тур: подача заявки на «Летнюю карьерную школу» через Карьерный портал Правительства Москвы;

- Полуфинал: видеоинтервью и онлайн-тестирование;

- Финал: участие в Летней карьерной школе и онлайн интервью;

- выход на стажировку 6 октября.

Волна 2 — общий конкурс:

- Первый тур: подача заявки на стажировку через Карьерный портал Правительства Москвы;

- Полуфинал: видеоинтервью и онлайн-тестирование;

- Финал: деловая игра и онлайн интервью;

- выход на стажировку 8 декабря.

Как пройти практику в Аппарате Мэра и Правительства Москвы или в органах исполнительной власти города Москвы

  • специальность, по которой вы обучаетесь
  • характер практики
  • продолжительность практики
  • даты ее начала и завершения.

Практика проходит на основе договора между вузом и Аппаратом Мэра и Правительства Москвы или органом исполнительной власти города Москвы.

Какие социальные гарантии есть у госслужащих

В соцпакете государственных служащих есть все социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ - оплачиваемые отпуска, больничные листы и пр. Плюс к этому у госслужащих есть ряд других социальных гарантий:

  • ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска
  • бесплатная или льготная путевка в санаторий (на курорт)
  • выплаты к отпуску: материальная помощь, компенсация за неиспользованную путевку .

Возрастные ограничения для госслужащих

Поступить на госслужбу можно с 18 лет и работать на благо города вплоть до 60 лет. Другими словами, впервые устроиться на государственную службу не могут люди в возрасте 60 лет и старше. Такие возрастные рамки установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 25.1).

По решению представителя нанимателя срок гражданской службы может быть продлен - но только гражданскому служащему, на условиях срочного служебного контракта и до момента достижения им возраста 65 лет.

Читайте также: