Что такое квалификация работника 7 класс обществознание

Опубликовано: 28.06.2024

Громов Антон Викторович

Презентация для интерактивной доски по теме "Квалификация. Оплата труда". По учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, 7 класс.

ВложениеРазмер
o7-16.pptx 80.62 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: «Квалификация. Оплата труда»

Производительность труда – это? Производительность труда – эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Квалификация работника – это? Квалификация работника – специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности

Типы трудовой деятельности Высококвалифицированная Малоквалифицированная

Высококвалифицированный труд – это? Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приемы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками.

Низкоквалифицированный труд – это? Низкоквалифицированный труд это простая работа, не требующая специальных умений и навыков, которую можно освоить в течение короткого периода времени.

Зарплата – это? Зарплата – это та плата, которую человек получает за выполнение работы, которой он занимается.

Заработная плата Сдельная Повременная

Сдельная з / п – это? Сдельная з / п – строится на объеме работы или количестве произведенной продукции

Повременная з / п – это? Повременная з / п – работнику платят за отработанное время

Факторы определяющие размер з / п: 1. Сложность труда и уровень квалификации 2. Условия труда 3. Социальная значимость труда 4. Степень риска 5. Уникальность труда 6. Качеством и количество труда

Часовщик сделал прекрасные карманные часы и получил за это денежное вознаграждение. Каким является труд этого человека? А. Уникальным. Б. Легким В. Опасным

Как называется материальное вознаграждение, которое получил часовых дел мастер? А. Долг Б. Взятка В. Заработная плата

От чего в этой ситуации зависит размер этого вознаграждения? А. От степени риска Б. От качества работы В. От социальной значимости

Женщина уже долгое время работает дворником на государственном предприятии. К какому виду труда относится ее работа? А. Высококвалифицированному Б. Низкоквалифицированному В. Сдельному

Почему работа дворника относится к низкоквалифицированной? А. Потому что работа не требует особых знаний Б. Потому что она работает без риска для жизни В. Потому что в этой профессии сложно определить производительность труда

Какой вид зарплаты она получает? А. Официальная Б. Сдельная В. Повременная

По какому критерию должен оцениваться труд человека, работающего техником на АЭС? А. Уникальностью Б. Квалификацией В. Социальной значимостью

К какому виду труда относится работа технического сотрудника АЭС? А. Низкоквалифицированному Б. Высококвалифицированному В. Интеллектуальному

Труд не бывает А. Малоквалифицированным Б. Высококвалифицированным Г. Беззаветны

Для повышения своего профессионального уровня необходимы А. Читать художественную литературу Б. Посещать культурно-массовые мероприятия В. Практические навыки

«Мастер – золотые руки» – так говорят о А. Профессионалах Б. Ювелирах В. золотых дел мастере

Человек, имеющий высокую профессиональную квалификацию А. Инженер Б. Бригадир В. Мастер

Специальные знания работника, приобретаемые с опытом, это А. Эрудиция Б. Разряд В. Квалификация

Домашнее задание: 1. Повторение пройденного материала (определения ). 2. Параграф – читать. Вопросы в конце параграфа (устно ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проверочная работа по теме "Виды оплаты труда" 8 класс

Работа проводилась после изучения темы "Как люди зарабатывают" в 8 классе. Учебник Липсиц И.В.«Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности».

Положение о стимулирующей части оплаты труда работников МАОУ СОШ №1.


Организация оплаты труда на предприятиях лесной отрасли

Рассмотрены вопросы реформирования оплаты труда работников бюджетной сферы ( в частности лесной отрасли), порядок и условия оплаты труда, состав выплат компенсационного и стимулирующего характер.


Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря. Урок 1.Основные признаки квалификации рабочего

Методическая разработка по слесарному делу для 9-10 классов коррекционной школы. Состоит из трёх занятий по теме: "Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря." У.


Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря. Урок 2.Формы и системы оплаты труда.

Методическая разработка по слесарному делу для 9-10 классов коррекционной школы. Состоит из трёх занятий по теме: "Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря." У.


Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря. Урок 3.Нормирование труда.

Методическая разработка по слесарному делу для 9-10 классов коррекционной школы. Состоит из трёх занятий по теме: "Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря." У.


Материалы для урока. Труд.Оплата труда.Профсоюзы их основные права.

Что такое труд.Понятие уровня и качества жизни. Прожиточный минимум.Потребительская корзина. МРОТ. Профсоюзы их цели, права. Федерация независимых профсоюзов России.

Простым трудом можно назвать такой труд человека, который не требует особых знаний, навыков и умений. При его выполнении человек совершает механические действия. По-другому простой труд называется малоквалифицированным.

Сложный, или высококвалифицированный труд – это такой труд, для совершения которого необходимо обладать особыми знаниями и практическими навыками.

Оценкой человеческого труда является заработная плата – денежная компенсация потраченного времени и усилий.

Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда?

Каждый ли может стать профессионалом своего дела?

Для получения достойной работы человек должен обладать профессиональными теоретическими и практическими знаниями. Ему нужно пройти обучение, чтобы приобрести необходимые для освоения профессии навыки, которые покажут уровень квалификации работника. В любой сфере деятельности работники должны постоянно совершенствовать свои умения, то есть повышать квалификацию.

Основным признаком качественного труда является достойный результат – хорошо выполненная работа. Далеко не каждый человек сможет стать профессионалом своего дела. Ему нужно любить то, что он делает, накапливать опыт и совершенствоваться в выбранной профессии.

Страница 74

Имена каких знаменитых мастеров тебе известны? Расскажи об этих людях.

Мне известны имена таких мастеров:

Михаил Калашников – известный российский мастер. Его главным изобретением стал автомат Калашникова – АК-47.

Билл Гейтс является создателем популярных компьютерных программ. Его знания и умения позволили улучшить и упростить жизнь людей.

Гордон Рамзи – всемирно известный повар. Он имеет высокий уровень квалификации и готовит уникальные блюда по особым технологиям.

Страница 75

Подбери примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физической труд переплетаются друг с другом.

Примеры ручного труда, требующие высокой квалификации:

  • ювелир;
  • автомеханик;
  • химик;
  • резчик по дереву;
  • швея;
  • массажист.

Примеры специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются:

  • архитектор;
  • строитель;
  • сантехник;
  • электрик;
  • слесарь.

Страница 79

По каким признакам можно судить о том, что на каждой картине перед нами мастер своего дела? Внимательно посмотри на лица и руки героев, изображенных живописцами. Какие качества мастеров смогли запечатлеть художники? Чем сюжеты картин В. А. Тропинина отличаются от сюжетов А.А. Пластова? Что в них общего?

Охарактеризуйте мастерство художников, воплотивших в своих произведениях любовь и уважение к красоте труда.

На картинах я наблюдаю людей, которые занимаются трудом. На их лицах нельзя заметить отрицательных эмоций, а это значит, что они любят свое дело. Людей, которые выполняют работу на совесть и получают удовольствие в процессе, можно назвать мастерами своего дела.

Художники смогли запечатлеть разные качества мастеров. На первых двух картинах можно наблюдать девушек, которые занимаются рукоделием. Их труд требует аккуратности, кропотливости и усидчивости. Всеми этими качествами обладают изображенные мастерицы. На работах Пластова изображены группы людей. Их труд требует физической силы и выносливости. Люди на третьей и четвертой картинах, на мой взгляд, трудолюбивы и обладают крепкой силой воли.

Сюжеты Тропинина и сюжеты Пластова отличаются тем, что на первых работах изображен индивидуальный труд, то есть труд одного человека, а на последующих двух – коллективный труд. Общее в картинках заключается в том, что на каждой из них изображены трудящиеся люди и мастера своего дела.

Я могу высоко оценить мастерство художников. Каждый из них постарался детально изобразить трудящихся людей. С помощью кистей и красок им удалось передать атмосферу и эмоции представленных сюжетов.

Страница 81

Задание 1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».

Квалификация – это совокупность особых знаний, навыков и умений, полученных человеком в ходе теоретического обучения и практики.

Специалист высокой квалификации – это человек, способный выполнять сложный труд. Он обладает достаточным количеством знаний, большим опытом и постоянно развивается и повышает уровень своей квалификации.

Задание 2. Из чего складывается мастерство работника?

Мастерство работника складывается из его теоретических знаний и практических умений. В некоторых случаях важную роль играют креативность и творческий подход. Для того чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно по-настоящему полюбить его.

Задание 3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?

Некоторые изделия имеют гравировку или подпись создателя. Это означает, что работа была выполнена конкретным автором, то есть он имеет на нее авторские права.

Задание 4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.

Заработная плата – эта деньги, выплаченные человеку за проделанную работу. Размер зарплаты определяется:

  1. Количеством и качеством труда. От того, сколько изделий изготовил человек и насколько они качественно выполнены, зависит его доход.
  2. Условиями труда. Человек, который работает в более тяжелых условиях, например, в холодных частях мира, должен получать больше, чем тот, кто работает в более комфортных климатических условиях.
  3. Степенью риска. Многие профессии подразумевают то, что работник будет постоянно подвергаться риску на рабочем месте. Например, полицейские, пожарные и спасатели ежедневно рискуют своей жизнью ради здоровья других и поддержания общественного порядка. Поэтому их заработная плата учитывает данное условие.
  4. Сложностью труда и уровнем квалификации. От того, насколько сложно выполнять задания на работе, зависит заработная плата. Допустим, дворнику требуется подмести в парке. Это задание не требует наличия особых навыков, то есть высокого уровня квалификации. В это же время программист получает сложное техническое задание, которое требует от него специальных знаний и соответствующего образования, а значит и более высокого уровня квалификации. От уровня квалификации зависит, сколько человек получит за свою работу. В данном случае труд дворника будет оцениваться дешевле, чем работа программиста.
  5. Социальной значимостью труда. Со стороны государства могут быть поощрения и доплаты за тот труд, который приносит пользу обществу.
  6. Уникальностью труда. Оригинальность и креативность людей ценится во всех сферах жизни. С помощью иного мышления и развитой фантазии можно увеличить свой доход. Примером в данном случае служат актеры, художники и музыканты.

Задание 5. Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие?

Одни люди более успешны, чем другие в поиске работы из-за нескольких причин. Во-первых, их уровень квалификации выше. Они обладают теоретическими знаниями, практическими навыками и опытом работы, поэтому значительнее ценятся на рынке труда. Во-вторых, многое зависит от желания. Тот, кто стремится найти работу, сможет это делать только в том случае, если проявит интерес и сильное желание занять какую-либо должность.

В классе и дома

Задание 1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.

В качестве примера двух видов труда можно привести труд уборщика и педагога. В таком случае малоквалифицированным будет работа уборщика. Ему не требуется обучаться в высшем учебном заведении, получать специального образования и осваивать сложные навыки. В то время работа учителя является высококвалифицированной. Ему нужно для начала успешно окончить педагогический институт, набраться опыта и постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Задание 2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?

Людей может толкать переучиваться и менять работу востребованность профессии. В современном мире широкое развитие получили технологии. Вместе с ними открылось множество новых профессий. Так как наше общество постоянно развивается, то одни специальности становятся менее популярными, а другие, наоборот, набирают обороты. В связи с эти люди вынуждены покидать свои рабочие места и обучаться чему-то новому, осваивая новую профессию.

Страница 82

Задание 3. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовала выставку «Нефть и люди».

Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?

Затраты предприятия на организацию выставки могут быть оправданы тем, что после ее проведения воодушевленные посетители захотят придти на работу в эту компанию. Благодаря этому появится больше кандидатов на рабочие места, из которых можно будет выбрать наиболее перспективные варианты. Эти люди станут работать на пользу компании и приносить ей больший доход.

С помощью организованной выставки люди смогут осознать важность и сложность профессии нефтяников. Большая часть людей знает, какую роль играет нефть в энергетике и экономике страны, но не всем известно, как сложно дается ее добыча.

Задание 4. Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.

В этом вопросе ты можешь написать историю профессии, которая передается в твоей семье от одного члена семьи к другому. Примером станет история о семье педагогов.

В нашей семье из поколения в поколение передается профессия педагогов. Оба моих родителя занимают должности учителей в нашей школе. Папа учит химии старшеклассников, а мама обучает учеников начальной школы чтению, письму и математике. Первыми, кто решился передавать знания детям, были родители моей мамы. Они оба в сельской школе учили маленьких детишек грамоте и арифметике.

Моя мама всегда интересовалась работой своих родителей и мечтала по их примеру работать в школе. После того, как она окончила обучение в школе, она отправилась поступать в педагогический институт, в котором когда-то учились ее родители. Там она познакомилась с моим папой. Его родители не работают учителями в школе, но связаны с профессией педагога. Бабушка воспитывает детей в детском саду, а дедушка читает лекции для студентов высших учебных заведений.

Мои родители работают учителями уже больше 10 лет. Им нравится общаться с детьми, постоянно узнавать что-то новое и передавать знания подрастающему поколению. Я не задумывался(лась) о том, чтобы стать учителем, но, возможно, в моей жизни что-то поменяется, и я продолжу дело своей семьи.

Задание 5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?

Мои родители получили высшее образование. Мой папа работает программистом, а мама лечит людей. Папа изначально учился на юриста, но затем выяснилось, что многие поступают на эту профессию, поэтому на рынке труда возникает большая конкуренция. Тогда папа принял решение, что ему стоит лучше разобраться с тем, что сейчас наиболее востребовано, поэтому он выбрал профессию программиста.

Задание 6. Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем? Что для этого потребуется?

Я бы хотел(а) выбрать ту профессию, которая принесет пользу обществу. Например, работать полицейским, доктором или пожарным. Для этого мне потребуется отучиться в школе, а затем поступить в специализированное учебное заведение.

Там я смогу получить теоретические знания и освоить практические навыки. Кроме того мне потребуется постоянно совершенствоваться и улучшать свои личные качества. Для такой работы мне нужно обладать смелостью, мужеством, сильным характером, выносливостью и коммуникабельностью.

Задание 7. Узнай, кто из выпускников школы прошлых лет работает в интересующей тебя области. Расспроси, что повлияло на выбор их жизненного пути, чем привлекает их избранная профессия, с какими трудностями они встречаются.

Выясни подробности об их специальности (какой объем знаний требуется; в каких учебных заведениях можно получить подготовку; каковы перспективы роста людей данной профессии; какие особенности характера надо иметь людям, избирающим данную специальность).

Я узнал(а), что из выпускников школы прошлых лет в интересующей меня области работает несколько человек. Кто-то из них занимает должность полицейского, кто-то спасает жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации, а кто-то лечит животных.

На выбор их жизненного пути могло повлиять несколько факторов. Эта могла быть какая-то история из жизни, которая вдохновила их на выбор такой профессии. Например, у человека домашнее животное могло заболеть. Он понимал, что не может помочь ему в данной ситуации, потому что не обладает нужными знаниями. После этого человек мог решить, что хочет стать ветеринаром и помогать всем больным животным. Другой причиной мог стать тот факт, что родители или другие родственники человека работают в данной сфере. Например, в семье врачей велика вероятность, что ребенок будет работать доктором.

Избранная профессия может привлечь хорошим коллективом, высокой заработной платой, удобным графиком работы или тем, что приносит пользу обществу.

Любому работнику приходится сталкиваться с профессиональными трудностями. Они могут быть выражены в загруженности графика работы, в невозможности наладить отношения с коллегами, в сложности освоения материала, в сильной физической или умственной нагрузкой.

Для получения профессии спасателя потребуется обладать большим объемом знаний. Обучится навыкам полицейского, пожарного или доктора можно в высших учебных заведениях, например, в медицинском институте.

Данные профессии всегда будут перспективны, потому что с людьми часто случаются несчастные случаи. Людям, выбирающим данную специальность, нужно быть смелыми, мужественными, выносливыми, коммуникабельными и образованными.

В одной притче говорится о трёх вещах, на которые можно смотреть бесконечно долго: как горит огонь, как бежит вода и как работает мастер. Действительно, можно, забыв о времени, наблюдать за пламенем костра и морским прибоем. Но что роднит с совершенством природной стихии труд мастера? Понаблюдай за ним, и тебя зачарует отточенность движений, спокойная уверенность, отсутствие малейшего ненужного жеста, направленность на конечный результат.

Издавна существует выражение «Мастер — золотые руки». Так говорят о человеке, который выделяется своими умениями, результатами труда и вызывает заслуженное уважение окружающих. Эти слова применимы к представителям самых разных профессий: и к столяру, и к художнику, и к врачу, и к музыканту.

Многие мастера передают секреты своего ремесла детям и внукам. И сегодня продолжает жить искусство художников Хохломы, Палеха, ювелиров аула Кубачи и многих других промыслов. Изделия народных умельцев можно увидеть в музеях, на выставках, фольклорных праздниках.

Жил на свете человек
Однажды знаменитый скрипичный мастер Николо Амати (1596— 1684) подобрал на улице мальчика-сироту Антонио. Его родных погубила чума, и паренёк не знал, куда идти и что делать. Мастер сделал его одним из своих помощников. Антонио Страдивари (1644—1737) оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, превращаясь в материал для восхитительно звучащих скрипок.


В тринадцать лет Страдивари получил разрешение сделать свою первую скрипку. Последнюю он сделал, когда ему было уже за девяносто. Внутри каждого инструмента мастер писал год его создания и вклеивал ярлычок: «Сделал Антонио Страдивари, ученик Амати». Мастеру было шестьдесят лет, когда он стал создавать свои самые лучшие инструменты. Звук у них был мощный, глубокий, они могли звучать в больших концертных залах.
За свою долгую жизнь Страдивари сделал более тысячи скрипок: каждый месяц создавал один, а то и два инструмента. Чтобы скрипка звучала так, как того желал мастер, ему пришлось перепробовать много различных сортов дерева. Голоса всех его инструментов уникальны: каждый раз Страдивари удавалось поймать новый особенный звук, приручить его.

Из чего складывается мастерство работника

Чем необходимо овладеть, чтобы стать мастером своего дела? Прежде всего нужно получить профессиональные знания. Каждый вид труда требует особых знаний. Сегодня их можно приобрести в училищах, колледжах, институтах, университетах, академиях. Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний и тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.

Помимо знаний, необходимо овладеть практическими умениями и навыками. Формирование их начинается ещё в семье, затем продолжается в школе. В период получения профессионального образования они пополняются и совершенствуются под руководством наставников во время учебно-производственной практики. Однако подлинное умение приобретается только в результате длительного самостоятельного труда. Мастерство неотделимо от личного опыта.

Кроме этого, чтобы стать, например, художником, поэтом, инженером, конструктором, учёным, надо иметь особые способности.

Специальные знания, полученные человеком, а также умения, навыки, приобретённые им во время практической деятельности, называют квалификацией работника.

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой) труд.

К какому виду труда можно отнести переноску тяжестей, уборку? Эти трудовые операции, бесспорно, в меньшей степени требуют специальных знаний, умений, опыта, чем программирование, лечение болезней, проведение научных исследований, обслуживание и ремонт техники. В то же время нельзя утверждать, что физический и ручной труд всегда простой, а механизированный и умственный всегда сложный.

Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приёмы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками.

Стремительный прогресс в области науки, техники и технологий приводит к тому, что растёт число новых отраслей производства и новых специальностей. Робототехника, автоматизация, внедрение компьютеров оставляют всё меньше места для простого труда. Увеличивается спрос на высококвалифицированный труд. Современное производство, сфера обслуживания предъявляют всё более высокие требования к работникам. Они должны постоянно обновлять свои знания, совершенствовать умения и навыки. Словом, нужно постоянно повышать свою квалификацию.

Экономическое благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников.

Труд и зарплата

Если спросить у людей, зачем они работают, можно получить самые разные ответы. Одни скажут, что работа приносит удовлетворение и радость. Другие отметят, что работа позволяет выразить себя. Третьи подчеркнут, что работа даёт им общественное признание, уважение, известность. Это характерно для артистов, политиков, общественных деятелей. Но преобладать, вероятно, будет такой ответ: работа даёт средства для удовлетворения потребностей.

С детских лет ты слышишь от старших слово «зарплата». С этим словом связаны в твоей памяти долгожданные покупки, подарки, сюрпризы. Зарплата — сокращённый вариант выражения заработная (заработанная) плата, т. е. плата за работу. По-научному она называется трудовым денежным вознаграждением.

Распространены две системы оплаты труда: повременная, при которой работнику платят за отработанное время, и сдельная, при которой зарплата зависит от количества произведённой продукции и объёма выполненных работ.

  1. Качество и количество труда. Это главный принцип оплаты, при котором учитывается, как трудился работник и сколько он сделал продукции. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше зарплата.
  2. Сложность труда и уровень квалификации. Чем сложнее труд, тем дольше надо ему обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников.
  3. Условия труда. На некоторых тяжёлых, вредных производствах заработная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтёры.
  4. Социальная значимость труда. Величина зарплаты может определяться тем, насколько данный труд нужен обществу. Государство стремится поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны.
  5. Степень риска. Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (лётчик-испытатель, космонавт), в других — вложенными в дело деньгами.
  6. Уникальность труда. Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из-за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, например, выдающиеся музыканты, певцы, актёры.

Количество и качество труда

По объёму произведённого продукта и затрачиваемого на труд времени можно судить о количестве труда работника. По качеству произведённой продукции и оказанных услуг можно судить о качестве его труда. Поясним это с помощью примера.

Производительность труда — результативность (подуктивность) труда в процессе производства. Она измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведённой за единицу времени.

Благодаря своему опыту и мастерству наставник не допускает таких ошибок, как начинающий работник. Труд его более качественный. Можем сделать вывод: чем выше квалификация работника, тем выше результат его труда.

Квалификация работника влияет на количество и качество труда. Высокая квалификация приводит к росту производительности труда, обеспечивает его качество. Вряд ли ты станешь приобретать бракованные вещи или пользоваться некачественными услугами, даже если они предлагаются по низкой цене и в большом количестве. Ты ведь надеешься, что приобретённый тобой товар принесёт удовлетворение. Как рациональный потребитель, ты отдашь предпочтение той продукции, которую делал мастер, проявляя все свои знания, умения и навыки. Ты, вероятно, будешь очень разочарован, если товар окажется результатом труда бракодела, непригодным к употреблению.

Квалифицированного работника, который трудится и быстро, и качественно, люди, как ты уже понял, с уважением называют мастером. И мастер дорожит мнением людей, старается беречь свою рабочую честь и честь своего предприятия.

  1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».
  2. Из чего складывается мастерство работника?
  3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?
  4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.
  5. Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие?
  1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.
  2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?
  3. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовала выставку «Нефть и люди». Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?
  4. Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.
  5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?
  6. Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем? Что для этого потребуется?
  7. Узнай, кто из выпускников школы прошлых лет работает в интересующей тебя области. Расспроси, что повлияло на выбор их жизненного пути, чем привлекает их избранная профессия, с какими трудностями они встречаются. Выясни подробности об их специальности (какой объём знаний требуется; в каких учебных заведениях можно получить подготовку; каковы перспективы роста людей данной профессии; какие особенности характера надо иметь людям, избирающим данную специальность).

Учимся секретам профессионального успеха

Достичь высокого мастерства и добиться профессионального успеха невозможно без сознательного планирования своего труда. Чтобы разработать план, надо поставить перед собой конкретные цели и наметить сроки. Такое планирование лучше осуществить в юные годы.

Выбирая профессию, следует руководствоваться не только своим интересом, но и тем, насколько востребован ты будешь как специалист. Полезно изучать объявления о свободных рабочих местах, о требующихся работниках. По текстам объявлений можно понять, от чего зависит возможность получить желаемую работу.

  1. Программист. Мужчина 25—45 лет. Стаж работы не менее 3 лет. Образование высшее, владение иностранным языком, высокая дисциплина, опыт работы от 3 лет. Способность работать в команде.
  2. Экономист. Женщина 22—40 лет. Образование высшее или среднее специальное. Стаж работы более 3 лет. Навыки работы с компьютером.
  3. Инженер технической поддержки (сетевое оборудование). Мужчина 23—30 лет. Образование высшее. Знание иностранного языка. Базовые знания сетевого оборудования и операционных систем. Знание устройства компьютера. Готовность самостоятельно разбираться в технических проблемах, желание совершенствоваться. Умение общаться с людьми (вникать в технические вопросы и пожелания заказчиков, находить варианты решения технических проблем и объяснять их клиентам).

Изучи эти и подобные объявления. Сделай вывод о том, какие специалисты нужны и что имеет значение при устройстве на работу.

Обрати внимание: чтобы добиться профессионального успеха, недостаточно лишь получить образование. Следует воспитать в себе умение прилежно трудиться, быть самостоятельным, активным, дисциплинированным, рационально использовать время, взаимодействовать с людьми.

Помни: взрослого человека можно научить выполнять определённую работу, но стиль взаимоотношений с окружающими и многие черты характера формируются именно в школьном возрасте.

Автор: Бунатян Эличка Гарниковна

Организация: МБОУ СОШ №27

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом, познакомить учеников с современными профессиями.


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «мастер», «мастерство», «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда».
  2. Способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества.
  3. Содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
  4. Способствовать развитию у учащихся УУД:
    Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
    Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
    - продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
    - составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;
    - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
    Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;
    - совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;
    - совокупность умений по работе с информацией.
    Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
    - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
    - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
    - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);
    - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
    - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним ранее изученное, познакомимся с новой темой. Работать будем в группах

Чтобы урок был продуктивным, предлагаю каждому из вас нарисовать таблицу 1:

Какую цель ставили

Что хочется узнать

Что нового узнали

Что было интересным

Где данные знания можно применить

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

Учащиеся выполняли домашние задания (на выбор):

  1. Подобрать пословицы и поговорки о труде. Объясните одну из них, приведя примеры из жизни.
  2. Ответьте на любой из вопросов:
    «Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем?»
    «Зачем человеку работать?»
    «Какие качества работника ценятся в современном обществе?»
    «За что люди ценят настоящих мастеров?»
  3. Объясните, как вы понимаете следующее высказывание:

«Экономическое благополучие страны и её населения во много зависит от уровня квалификации работников». Назовите несколько причин.

4.Запишите рассказ родителей, знакомых, бабушек, дедушек о том, как они выбирали свою профессию?
Что общего в заданиях, которые вы выполняли?(ответы учеников)

III.Выявление места и причины затруднения.

( обращаемся к таблице 1)

Кратко ответьте на вопросы:

Из чего складывается мастерство работника?

Каждый ли может стать профессионалом в своём деле?
Каковы условия качественного труда?
Как оценивается труд человека?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Почему у вас вызвало затруднение, отвечая на данные вопросы?

Эпиграфом нашего урока будет пословица „Мастер — золотые руки“.

Давайте подумаем, о ком так говорят? (о человеке, который выделяется своими умениями, результатами труда и вызывает заслуженное уважение окружающих).

А сейчас я предлагаю вам послушать музыку (звучит скрипка Антонио Страдивари), Обратимся к учебнику и прочитаем историю мастера скрипки из рубрики «Жил на свете человек» (Материал учебника стр 73-74).

Чему научился Антонио у своего учителя?

• Сразу ли ему удалось стать мастером?

• Чем отличался труд Страдивари от труда других скрипичных мастеров?

Как будет звучать тема урока?

Вам, наверное, приходилось слышать такие пословицы как: «Дело мастера боится», «Мастер золотые руки», «Всякая работа мастера хвалит» и многие другие. Так говорят о людях, которые вызывают уважение в обществе благодаря своим умениям и навыкам

Каких мастеров из художественной литературы все вы знаете?(ответы учеников)

V. Реализация нового материала.

1. Рассказ учителя. Учащиеся основные положения записывают в тетради (оформляют в виде таблицы)

Мастер – это человек, превосходно знающий своё ремесло.

Как вы думаете, из чего складывается мастерство работника?

«Можно ли стать мастером своего дела?» Чем для этого необходимо овладеть человеку? (ответы учеников)

Прежде всего из полученных профессиональных знаний, практических умений и навыков, также надо иметь особые способности.

А где мы можем получить знания?

А можно ли стать мастером, не любя свой труд?

Вывод: (стр 74) Чтобы преуспеть в любом деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд.

Какие требования к работнику предъявляет современное производство?

А как эти требования мы можем назвать одним словом?

Давайте дадим определение понятию «квалификация»?

Квалификация работника – это профессиональные знания, умения и навыки, полученные работником.

Любой труд требует отдельных профессиональных знаний. Например, если человек получил педагогическое образование, то он вряд ли сможет хорошо работать у станка на заводе, так как для этого нужно обладать совершенно иными знаниями.

В нашей стране такие знания можно приобрести в высших или средне специальных учебных заведениях, которые готовят будущих высококвалифицированных специалистов.

Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.

Мастером своего дела можно назвать представителей самых различных профессий: и учителя, и врача, и повара, и художника, и артиста театра, и поэта, и музыканта. Ведь научиться можно не всему. Например, чтобы стать певцом, поэтом, художником или актёром надо иметь особые способности, которые принято называть «талантом». Хотя и для актёров, поэтов, художников и музыкантов существуют специальные учебные заведения, где им помогают раскрыть свой талант.

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.

Высококвалифицированный труд требует умения выполнять сложные операции, трудовые приёмы, что невозможно без специальных знаний, умений, и навыков. И специалист, который делает подобную работу серьёзно подготовлен.

Низкоквалифицированный труд – это простая работа, не требующая специальных умений и навыков, которую можно быстро освоить. Благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников. Но это не означает, что низкоквалифицированный труд не нужен обществу, так как не влияет на его благополучие.

Давайте определим к какому виду труда относятся данные профессии.

учитель, врач, инженер, охранник, доярка, дворник, уборщик помещений, грузчик, швея, продавец, бухгалтер.

Если спросить у людей, зачем они работают, можно получить самые разные ответы. Одни скажут, что работа приносит удовлетворение и радость. Другие отметят, что работа позволяет выразить себя. Третьи подчеркнут, что работа дает им общественное признание, уважение, известность. Это характерно для артистов, политиков, общественных деятелей. Но преобладать, вероятно, будет такой ответ: работа дает средства для удовлетворения своих потребностей.

С детских лет ты слышишь от старших слово «зарплата». С этим словом связаны в твоей памяти долгожданные покупки, подарки, сюрпризы.

Зарплата – это сокращенный вариант выражения заработная плата, т.е. плата за работу. По научному она называется трудовым денежным вознаграждением.(Запись в тетрадь)

Распространены две системы оплаты труда: повременная, по которой работнику платят за отработанное время, и сдельная, при которой заплата зависит от количества произведенной продукции и объема выполненных работ. Давайте более подробно остановимся на заработной плате и определим от каких факторов зависит их размер?

- Качество и количество труда. (Это главный принцип оплаты, при котором учитывается как работал, трудился работник и сколько он сделал продукции.)

- Сложность труда и уровень квалификации. (Чем сложнее труд, тем дольше ему надо обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников.)

- Условия труда. (На некоторых тяжелых, вредных производствах зарабоная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтеры.

- Социальная значимость труда. (Величина зарплаты может определяться тем, на сколько данный труд нужен обществу. Государство стремиться поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны.) - Степень риска.(Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (летчик – испытатель, космонавт), в других – вложенными в дело деньгами).

- Уникальность труда. (Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из – за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, а пример, выдающиеся музыканты, певцы, актеры)

VI. Самостоятельная работа.

Выполнение заданий по группам. Используя изученное на уроке, подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:
1 гр. Объясни выражение «Мастер – золотые руки».
2 гр. Каковы условия качественного труда?
3 гр. Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу?
4 гр. Что называют квалификацией работника?
5 гр. Приведи по три примера высококвалифицированного и малоквалифицированного труда.
6 гр. Для чего необходимо повышать свою квалификацию?

Доступ к видеоуроку ограничен

Вам, наверное, приходилось слышать такие пословицы как: «Дело мастера боится», «Мастер золотые руки», «Всякая работа мастера хвалит» и многие другие. Так говорят о людях, которые вызывают уважение в обществе благодаря своим умениям и навыкам.

Например, таких, как тульский мастер Левша, который сумел подковать блоху, или Данила мастер, создавший необычайной красоты каменный цветок.

Мастер – это человек, превосходно знающий своё ремесло.

Но как же стать мастером?

Например, для того что бы стать настоящим мастером в средневековой Европе, необходимо было не только в течение нескольких лет трудиться под присмотром опытного наставника в качестве подмастерья, но и изготовить образцовое изделие, так называемый «шедевр». И только после сдачи такого квалификационного экзамена претендент мог по праву назвать себя мастером.

Но это уже история, а что нужно сделать сегодня?

Современные мастера по своим умениям и навыкам ни в чём не уступают своим средневековым коллегами. Они могут и, так же как Левша, блоху подковать и караван в угольное ушко вставить. Или создать целую страну в миниатюре. И много чего ещё.



Чтобы достичь такого мастерства, нужно иметь соответствующие знания, умения и навыки, или, как принято говорить, обладать соответствующей квалификацией.

Квалификация работника – это профессиональные знания, умения и навыки, полученные работником.

Любой труд требует отдельных профессиональных знаний. Например, если человек получил педагогическое образование, то он вряд ли сможет хорошо работать у станка на заводе, так как для этого нужно обладать совершенно иными знаниями.

В нашей стране такие знания можно приобрести в высших или средне специальных учебных заведениях, которые готовят будущих высококвалифицированных специалистов.

Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.


Например, нельзя же стать, доктором наук, окончив только школу. Для этого, необходимо ещё окончить институт, аспирантуру, защитить диссертацию, соблюсти целый ряд иных формальностей и только после этого стать такого рода высококвалифицированным специалистом.


Мастером своего дела можно назвать представителей самых различных профессий: и учителя, и врача, и повара, и художника, и артиста театра, и поэта, и музыканта. Ведь научиться можно не всему. Например, чтобы стать певцом, поэтом, художником или актёром надо иметь особые способности, которые принято называть «талантом». Хотя и для актёров, поэтов, художников и музыкантов существуют специальные учебные заведения, где им помогают раскрыть свой талант.

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.


Высококвалифицированный труд требует умения выполнять сложные операции, трудовые приёмы, что невозможно без специальных знаний, умений, и навыков. И специалист, который делает подобную работу серьёзно подготовлен. К такому труду принято относить труд учителей, врачей, инженеров.

Низкоквалифицированный труд – это простая работа, не требующая специальных умений и навыков, которую можно быстро освоить. К такому виду труда относят труд дворника, уборщика помещений, грузчика.

Благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников. Но это не означает, что низкоквалифицированный труд не нужен обществу, так как не влияет на его благополучие.


Представьте только, во что бы превратились улицы наших городов, если бы коммунальные службы вовремя не вывозили бытовой мусор.


Например, в 2013 году в Испании во время забастовки мусорщиков только на улицах города Севилья собралось около шести тысяч тонн мусора, не очень приятная картина, не так ли?



А если учесть, что только жители московской области ежегодно выбрасывают до двадцати миллионов тон мусора, а это примерный вес средних размеров айсберга, то все могло бы выглядеть ещё печальнее. Но айсберг может и растаять самостоятельно, а мусор все же необходимо кому-то убирать.


Тем не менее, от квалификации работника зависит размер его денежного вознаграждения или заработной платы.

Величина зарплаты может устанавливаться в договоре, контракте, который заключается между работником и организацией.

Распространены две системы оплаты труда:

· повременная, при которой работнику платят за отработанное время

· сдельная, при которой зарплата зависит от количества произведённой продукции и объёма выполненных работ.


По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году каждый работающий житель России в среднем получал около 32 600 рублей в месяц.


Средняя заработная плата – это среднеарифметическая заработная плата работников.

Например, у Коли было два яблока, а у Димы ни одного, но в среднем у каждого по одному яблоку. Так и в случае с заработной платой, если рабочий получает двадцать тысяч рублей в месяц, а директор завода сорок тысяч, то в среднем они будут зарабатывать по тридцать тысяч рублей.


Но почему же хирург получает больше юриста или менеджера по рекламе?

Что же влияет на размер заработной платы работника?

1. Качество и количество труда. Это главный принцип оплаты. Чем качественнее и производительнее труд, тем выше зарплата.

2. Сложность труда и уровень квалификации работника. Сложный труд требует высокой квалификации работников, соответственно, оплата труда высококвалифицированных работников выше.

3. Условия труда. В идеале тяжёлые и вредные условия труда, например шахтёров, металлургов, работников химических предприятий, должны быть компенсированы высокой заработной платой.

4. Социальная значимость труда. В этом случае размер заработной платы определяется тем, насколько данный труд нужен обществу и наиболее значим для страны.

5. Степень риска. Учитывается то, что при исполнении своих служебных обязанностей работник может рисковать жизнью и здоровьем. Как правило, это люди таких профессии, как лётчик-испытатель, космонавт, военный, полицейский и других.

6. Уникальность труда. Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из-за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, например, выдающиеся музыканты, певцы и актёры.

7. Состояние рынка труда. А именно соотношение спроса на работников и их количества в той или иной специальности. То есть если работников много, больше чем рабочих мест (предложение превышает спрос) – заработная плата может снижаться.

Так что, выбирая свою будущую профессию, постарайтесь задуматься и о своём будущем трудоустройстве. Нужны ли будут полученные вами знания умения и навыки работодателям.


Но на какой специальности остановить свой выбор, чтобы став обладателем диплома не оказаться невостребованным специалистом, но иметь возможность получить хорошую работу и финансовую независимость?

Например, в 2015 году самыми востребованными профессиями на рынке труда в России стали: IT-специалист, инженер-проектировщик, педагог, юрист, медик, маркетолог, специалист по персоналу, профессиональный рабочий, специалист индустрии красоты и эколог.

Для повышения оплаты труда работник также должен постоянно повышать свою квалификацию.

Например, в начале девяностых годов в Соединённых Штатах Америки сотрудник, который имел навыки работы на компьютере, получал в среднем на пятнадцать процентов больше своего коллеги, который не умел этого делать.


А среднегодовой доход работников, имеющих диплом о высшем образовании, в 1995 году был на семьдесят процентов выше, чем у тех, кто начал работать сразу же после окончания школы.

Сегодня многие предприятия выделяют значительные средства на повышение квалификации своих сотрудников и стараются взять на работу самых лучших выпускников различных учебных заведений. Ведь высокая квалификация работников предприятия способствует росту производительности труда и повышению его качества, а следовательно, и увеличению прибыли. А если предприятие получает прибыль, то и работник может рассчитывать на повышение заработной платы и своего материального благосостояния.

Важно понимать: чтобы преуспеть в любом деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд, становиться профессионалом.


В конце нашего урока давайте попробуем ответить на несколько вопросов.

1. Кто такой мастер?

2. Что такое квалификация работника?

3. Что такое заработная плата?

4. Что такое средняя заработная плата?

5. Какой труд признается низкоквалифицированным, а какой высококвалифицированным?

Читайте также: