Что такое неповиновение сотруднику милиции рб

Опубликовано: 17.09.2024

Исполняя свои служебные обязанности, милиционеры часто сталкиваются с неповиновением и сопротивлением граждан на их законные требования. В большей степени с этим сталкиваются участковые инспекторы милиции, сотрудники уголовного розыска, патрульно-постовой службы милиции, службы ГАИ.

Как правило, граждане, находящиеся в нетрезвом состоянии и пытаясь уйти от ответственности, позволяют себе оскорбления, нецензурно выражаясь в адрес сотрудника милиции. Действия гражданина, оскорбившего должностное лицо государственного органа при исполнении им служебных обязанностей, квалифицируются как правонарушение.

В 2017 году за оскорбление сотрудника милиции один бобруйчанин привлечен к ответственности по статье 23.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: Данная статья предусматривает наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Если же гражданином оскорбление было допущено повторно в течение года, либо в публичном выступлении, например, во всемирной паутине, то это, в соответствии со статьей 369 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оскорбление представителя власти», считается преступлением. В данном случае такие действия наказываются штрафом либо исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы до трех лет.

Оскорбление личности может выражаться не только в устной или письменной форме, но и посредством бессловесных действий, которые унижают человеческое достоинство, – это неприличные жесты, плевки в сторону человека, пощечины в сторону правоохранителей.

С начала года 34 жителя города Бобруйска привлечены к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (статья 23.4 КоАП Республики Беларусь). Данная статья влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Неповиновение – это пассивные действия, которые выражаются в невыполнении требования сотрудника милиции или иного силового ведомства: нахождение на месте, попытка сесть, а не идти, убежать, а не проследовать в машину.

Нередко, граждане сами препятствуют выполнению законных требований сотрудников милиции, оказывая им сопротивление, применяют в их отношении насилие, оскверняют честь и достоинство,

Сопротивление – это активные действия, направленные на сотрудника милиции, в том числе толчки, хватание за одежду, укусы. Такие действия уже влекут за собой уголовную ответственность в соответствии со статьями 363 и 364 УК Республики Беларусь.

Статья 363. Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок.

1. Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка –

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же действие, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, либо принуждение этих лиц путем применения насилия или угрозы его применения к выполнению явно незаконных действий –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок»

Статья 364. Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел.

Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности –

наказываются арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

С начала года в Бобруйске не зарегистрировано ни одного факта сопротивления или насилия в отношении милиционеров. В 2016 году таких фактов было 13.

Прежде, чем совершать правонарушение или преступление, подумайте!

Василий САВЕЛЬЕВ
заместитель начальника УВД
по идеологической работе и кадровому обеспечению


В соответствии с законодательством Республики Беларусь сотрудник органов внутренних дел наделен определенными правами, в том числе задерживать граждан, совершивших правонарушения и доставлять их в орган внутренних дел для дальнейшего разбирательства. Каждый сотрудник органов внутренних дел, исполняющий обязанности по охране правопорядка, является должностным лицом и вправе требовать соблюдения порядка от граждан в пределах своей компетенции. В свою очередь, граждане обязаны выполнять законные требования, предъявляемые к ним сотрудником органов внутренних дел. Казалось бы, все просто и не нуждается в дополнительном разъяснении… Однако, в нашем обществе еще не изжиты до конца факты неповиновения и оказания сопротивления сотрудникам органов внутренних дел.

Законодательством Республики Беларусь предельно ясно установлены меры ответственности за оскорбление сотрудника органов внутренних дел, неповиновение его законным требованиям и оказанию сопротивления.

Статья 23.4 Кодекса об административных правонарушениях «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий» предусматривает санкцию в виде штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.

В этом году составлено 47 протоколов (для сравнения в 2015 году было составлено 107 протоколов) за неповиновение сотрудникам органов внутренних дел. В большинстве случаев суд привлекает правонарушителей к административной ответственности в виде штрафа, причем минимальный штраф составил 63 деноминированных рубля, максимальный размер штрафа, примененный судом Слуцкого района к виновным лицам, составил 588 деноминированных рублей.

Статья 23.5. Кодекса об административных правонарушениях «Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий» предусматривает санкцию в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

В 2016 году в отношении любителей крепкого словца в адрес сотрудников РОВД составлено 27 протоколов, по результатам рассмотрения которых «острословы» расставались с деньгами в суммах от 360 до 630 деноминированных рублей.

Статья 363 Уголовного Кодекса Республики Беларусь «сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок» наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет. То же действие, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, либо принуждение этих лиц путем применения насилия или угрозы его применения к выполнению явно незаконных действий наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 364. Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел» предусматривает наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок до шести лет.

Уже в этом году в отношении граждан, оказавших сопротивление сотрудникам Слуцкого РОВД, возбуждено 4 уголовных дела, по двум из которых уже вынесены приговоры суда. Так, оказание сопротивления представителю власти одному из правонарушителей будет стоить четырех лет ограничения свободы, другому - двух с половиной лет ограничения свободы. Стоит отметить, что в 2015 году также учтено четыре факта оказания сопротивления сотрудникам органов внутренних дел.

  • Так, гражданка Г. ударившая сотрудника милиции в служебном автомобиле, распрощалась со свободой на три года, гражданин Ч., укусивший сотрудника милиции при разбирательстве на месте происшествия, приговорен к трем годам ограничения свободы; гражданин Д., который пытался уйти от участкового инспектора милиции и ударил его ногой, приговорен к трем годам лишения свободы, четвертый любитель вступить в потасовку с представителем власти по приговору суда отправился на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Участились случаи невыполнения требований сотрудников милиции.

Недавно мозырские милиционеры задержали жителя города, который в общественном месте находился в нетрезвом состоянии. Мужчину посадили в служебный автомобиль, чтобы доставить в вытрезвитель. Во время движения тот начал вести себя неадекватно. Пытался вырваться и разбить стекла в автомобиле. При этом ударил водителя-милиционера и укусил за бедро второго сотрудника. По факту сопротивления законным требованиям сотрудников милиции с причинением вреда здоровью возбуждено уголовное дело. Теперь подозреваемому грозит тюрьма.

Наумик

— С начала года в Мозырском районе 54 гражданина привлечены к административной ответственности за неповиновение должностному лицу при исполнении полномочий, — делится статистическими данными заместитель начальника, начальник милиции общественной безопасности Мозырского РОВД подполковник милиции Александр Наумик.

— Еще 8 человек получили административное наказание за оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, в Мозыре был зарегистрирован один случай активного сопротивления и неподчинения законным действиям сотрудников милиции, подпадающий под санкции Уголовного кодекса. Мужчина в состоянии алкогольного опьянения оказал сопротивление с применением насилия. Об этом уже знает вся страна.

— Александр Лиферьевич, давайте разграничим понятия и поясним, что относится к сопротивлению, а что — к неповиновению.

— Есть активное сопротивление и неподчинение законным действиям сотрудников милиции, подпадающие под санкции Уголовного кодекса. А есть неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий, за которое предусмотрена административная ответственность. Неповиновение — это пассивные действия, которые выражаются в невыполнении требования сотрудника милиции. Например, попытка сесть, а не идти, убежать, а не проследовать в машину. Согласно ст. 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях оно влечет наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест. А вот сопротивление — это уже активные действия, направленные на сотрудника милиции, в том числе толчки, хватание за одежду, удары, укусы. В этом случае предусмотрена уголовная ответственность (ст. 363 УК РБ), и такие действия наказываются исправительными работами или лишением свободы на срок до двух лет. Ответственность по этой статье наступает независимо от того, находился ли сотрудник на службе в форме или по своей инициативе либо по просьбе граждан предпринял меры к пресечению правонарушения.

Статья 363 УК РБ

Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющему общественный порядок.

1. Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении им обязанностей по охране общественного порядка наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же действие, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, либо принуждение этих лиц путем применения насилия или угрозы его применения к выполнению явно незаконных действий наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 23.4 КоАП РБ

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Пакштас

— А что грозит тем, кто оскорбил представителя власти? — данный вопрос я адресую заместителю начальника отдела внутренних дел Мозырского райисполкома по идеологической работе и кадровому обеспечению подполковнику милиции Валентину Пакштасу.

— Такие граждане также не останутся безнаказанными, — говорит Валентин Валентинович. — Оскорбление или нецензурная брань в адрес милиционера при исполнении служебных обязанностей, в том числе и посредством интернета, квалифицируются как правонарушение по статье 23.5 КоАП, и за них грозит штраф от 20 до 50 базовых величин (от 3 до 7,5 млн. рублей). К примеру, только в текущем году в Мозыре к административной ответственности за оскорбление сотрудников привлечены 8 граждан. Сотрудниками подразделений собственной безопасности МВД регулярно проводится мониторинг информации, в том числе в интернете, содержащей сведения о правоохранителях, с целью установления их обоснованности и объективности, выявления фактов распространения информации, порочащей честь и достоинство сотрудников.

Статья 23.5 КоАП РБ

Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий.

Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

— Но ведь существует и обратная сторона медали. Есть случаи, когда сотрудники правоохранительных органов превышают свои служебные полномочия, недобросовестно исполняют свои служебные обязанности. Как быть в такой ситуации?

В любом случае, сотрудники милиции не заинтересованы в создании конфликтов, а, наоборот, предпринимают все меры для их разрешения. Поэтому законные требования милиционеров следует исполнять, а не испытывать терпение правоохранителей.

Высокая культура, вежливость — это не слабость, а уверенность в своих силах. Многочисленных проблем можно избежать, контролируя свои эмоции и руководствуясь законом и нормами морали. Нарушил закон — ответь за свои действия по закону с минимальными последствиями, сделав для себя должные выводы. И помните: требования сотрудника милиции, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения.

Порой милицейские сводки содержат информацию о неповиновении граждан законным требованиям работников милиции при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка.

Ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий предусмотрена статьей 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и такого рода действия влекут наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Под исполнением обязанностей по охране общественного порядка работниками милиции, добровольными дружинниками, а также военнослужащими и иными указанными в законе лицами следует понимать несение ими постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных или стихийных бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств;

Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия любого лица, входящие в круг его служебных обязанностей, вытекающие из трудового договора с государственными, кооперативными или иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству; под осуществлением общественной деятельности - исполнение гражданами специально возложенных на них общественных обязанностей; под выполнением общественного долга - совершение действий в интересах общества или отдельных лиц (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении и т.п.).

В качестве примера, можно привести несколько фактов неповиновения произошедших в этом году. 21 января на улице Ландера мужчина оказал неповиновение законным требованиям сотрудников милиции (хватание за форменную одежду сотрудников милиции, попытки убежать). В отношении данного гражданина была применена физическая сила и специальные средства, составлен административный протокол по ст. 23.4 КоАП Республики Беларусь. Судом района данный административный протокол рассмотрен, наложено административное взыскание – административный арест 15 дней.

5 марта на улице Брестской местный житель в пьяном виде оказал неповиновение законным требованиям сотрудника милиции. В отношении указанного гражданина была применена физическая сила и специальные средства, составлен административный протокол по ст. 23.4 КоАП Республики Беларусь. Судом района данный административный протокол рассмотрен, наложено административное взыскание – штраф в размере 2 миллионов белорусских рублей.

Не стоит забывать и то, что помимо административной ответственности, действующим законодательством за подобного рода проступки предусмотрена ответственность в соответствии с Уголовным Кодексом Республики Беларусь. Так, статьей 363 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка. Санкции статьи предусматривают исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

Частью второй этой же статьи то же действие, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, либо принуждение этих лиц путем применения насилия или угрозы его применения к выполнению явно незаконных действий - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Для четкого понимания вышеописанного, следует дать разъяснение отдельным понятиям.

Так, сопротивление — активное противодействие осуществлению работником милиции или иным лицам обязанностей по охране общественного порядка.

Под иным лицом, выполняющим обязанности по охране общественного по­рядка, следует понимать лицо, на которое по службе или в связи с общественной деятельностью официально возложены обязанности по охране общественного по­рядка (например военнослужащий, добровольный дружинник, контролер на общес­твенном транспорте и др.). При этом ответственность по рассматриваемой статье наступает независимо от того, находились ли указанные лица на службе (дежурстве) или же они по своей инициативе либо по просьбе граждан приняли меры к предотвращению нарушений общественного порядка или пресечению правонарушений.

При сопротивлении, квалифицируемом по части 1 статьи 363 (ненасильственное сопротивление), виновный не только не подчиняется работнику милиции или иному лицу, но и совершает активные действия, связанные с воспрепятствованием законному применению силы: упирается, препятствует доставлению в правоохранительные органы, вырывается из рук задержавших его лиц и т.д.

Статья 364 УК. Насилие либо угроза применения насилия в отношении работника милиции или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности или принужде­ния к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение слу­жебной деятельности — наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

Статья 362 УК. Убийство работника милиции в связи с выполнением им обязанностей по охра­не общественного порядка — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

В силу ст. 23.4 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении служебных полномочий лицом, не подчиненным по службе, влечет штраф в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест.

В связи с такой конструкцией статьи, на практике возникают спорные вопросы при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ст. 23.4 КоАП. Необходимо констатировать, что вопрос о привлечении к ответственности по ст. 23.4 КоАП может быть решен лишь применительно к конкретным обстоятельствам дела, с учетом различных факторов, влияющих на правовую ситуацию.

Пример

Сотрудники ГАИ остановили водителя М., управлявшего легковым ТС, за превышение скорости. При ведении административного процесса инспектор ГАИ П. потребовал от М. представить водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС, страховое свидетельство. Получив отказ, задержал М. с применением физической силы. В дальнейшем на основании сообщения П. был начат административный процесс по ст. 23.4 КоАП.

Суд привлек М. к административной ответственности в виде штрафа по ст. 23.4 КоАП. Вышестоящий суд жалобу М. на вынесенное постановление оставил без удовлетворения. В анализируемой ситуации сотрудник ГАИ выполнил все требования закона, в то время как водитель проигнорировал их.

В данном случае полномочия инспектора регламентировали Правила дорожного движения и Закон о дорожном движении.

Согласно подп. 9.1 п. 9 ПДД водитель обязан останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде. Инспектор П. был в такой одежде, назвал свою должность и данные. Требование об остановке ТС сотрудник ГАИ должен подать своевременно, оно должно быть понятно водителю. Требование может выражаться во включении на ТС оперативного назначения маячка красного цвета.

Согласно п. 12 ПДД водитель механического ТС обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС; документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС.

Исходя из ст. 11 Закона о дорожном движении ГАИ в области дорожного движения отстраняет водителей от управления ТС, самоходными машинами в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Согласно ст. 25 Закона об органах внутренних дел сотрудники ОВД в пределах своей компетенции имеют право останавливать ТС и отстранять от управления ими лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно не имеющих права управления ТС.

Таким образом, если есть сомнения, что водитель обладает правом управления ТС либо находится в состоянии, в котором управлять ТС не допускается, сотрудники ОВД вправе отстранить его от управления автомобилем.

Отметим, что признаки опьянения содержит постановление Совмина от 14.04.2011 N 497. К ним относится запах алкоголя изо рта, затруднения при сохранении равновесия, нарушения речи, выраженное изменение окраски кожных покровов лица, покраснение глаз, сужение или расширение зрачков глаз, шатающаяся походка, спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону (нистагм).

Если водитель правонарушение не совершил, признаки опьянения у него отсутствуют, документы в порядке, требование сотрудника ГАИ (ОВД) покинуть автомобиль не будет правомерным. Кроме того, если правонарушение не предполагает отстранения водителя от управления ТС и (или) задержания, то протокол могут составить и без выхода лица из ТС.

Исключает ли привлечение к ответственности по ст. 18.16, 18.19 КоАП, другим статьям привлечение к ответственности по ст. 23.4 КоАП?

Ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) по ст. 23.4 КоАП в случае установления виновности наступает независимо от привлечения к ответственности по статье, по которой был начат административный процесс.

Вместе с тем если лицо привлекается к ответственности по ст. 18.16 КоАП и отказывается только от медицинского освидетельствования, то ответственность по ст. 23.4 КоАП не наступает, поскольку ст. 18.16 КоАП устанавливает ответственность за отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования как за управление ТС в нетрезвом виде.

Также нельзя привлечь к ответственности лицо, в отношении которого ведется процесс, за отказ дать пояснения, т.к. это его право, а не обязанность; за отказ представить информацию о других лицах, совершивших правонарушение.

В иных ситуациях привлечение к ответственности по ст. 18.16, 18.19 КоАП не исключает привлечения к ответственности по ст. 23.4 КоАП, если лицо отказывается назвать свои данные, представить документы, удостоверяющие личность, убегает от сотрудника ГАИ (ОВД), не выполняет иных законных требований (распоряжений).

Кто не может составлять протокол по ст. 23.4 КоАП?

Наступает ли ответственность по ст. 23.4 КоАП за отказ проследовать в отделение милиции?

Согласно ст. 25 Закона об органах внутренних дел сотрудники ОВД имеют право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, при подозрении в совершении ими административных правонарушений.

В соответствии со ст. 3.31 ПИКоАП административный процесс ведется по месту совершения административного правонарушения. Всякое принудительное доставление лица в отдел милиции (за исключением добровольной явки) является задержанием. Его правила регламентирует ст. 8.2 ПИКоАП.

Административное задержание физического лица применяется в целях:

1) пресечения противоправной деятельности;

2) составления протокола об административном правонарушении, если его невозможно составить на месте;

3) установления личности;

4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

Таким образом, сотрудник ОВД обязан обосновать причины, по которым считает необходимым доставить лицо в территориальный отдел ОВД, разъяснить права и обязанности. Если лицо откажется выполнить требования сотрудника ОВД, может идти речь о привлечении к административной ответственности по ст. 23.4 КоАП. Однако это не означает, что всякое задержание сотрудниками ОВД физического лица суд признает обоснованным.

Пример

В отношении граждан С. и Г. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 23.4 КоАП ввиду отказа проследовать в отделение милиции при ведении административного процесса по ч. 2 ст. 18.23 КоАП.

При рассмотрении дела суд установил, что С. и Г. в темное время суток следовали с велосипедами, оборудованными катафотами, по проезжей части навстречу движению. Сотрудники ОВД в гражданской форме одежды, проводившие мероприятия по обнаружению ранее похищенных велосипедов, установили личности С. и Г., убедились, что это их велосипеды. Затем в отношении С. и Г. был начат административный процесс по ст. 18.23 КоАП по факту нарушения ПДД. Сотрудники ОВД потребовали, чтобы С. и Г. проследовали в отдел милиции, но они отказались. При этом вину по ст. 18.23 КоАП не отрицали. В дальнейшем С. и Г. задержали и доставили в ОВД с применением физической силы.

Суд производство по ст. 23.4 КоАП в отношении С. и Г. прекратил за недоказанностью их вины. Сотрудники ОВД не доказали умысел на неповиновение их законным требованиям, при этом протоколы о задержании С. и Г. не составили. Не получил суд доказательств, что требование проследовать в отдел милиции было законным, а ведение административного процесса не было возможно на месте выявления правонарушения.

В настоящий момент оценку законности требований (распоряжений) сотрудников ОВД дает суд, рассматривающий дело. В определенной степени она зависит от позиции конкретного судьи. Отчасти это связано и с широкими полномочиями, которыми наделили сотрудников ОВД нормативные правовые акты. Законодатель принимает в качестве постулата, что сотрудники ОВД не будут злоупотреблять своими полномочиями (к примеру, при задержании). Вместе с тем анализ уголовных дел, связанных именно со злоупотреблением должностными полномочиями, свидетельствует об обратном.

Пример

При наличии закрытого перечня критериев законности требований (распоряжений) сотрудников ОВД можно четко определить, правомерны ли требования, необходимо ли задержание лица. Для выработки таких критериев следует обобщить сложившуюся практику и рассмотреть варианты ее корректировки.

Читайте также: