Что такое проблемность трудовых ситуаций

Опубликовано: 17.09.2024

Цель: Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков. (слайд 9)

Оснащение: мультимедийный проектор; презентация «Проблемность трудовых ситуаций;

учебник – «Твоя профессиональная карьера» С.Н.Чистякова, §.32;стр.90-92

Объект труда: уровни проблемности трудовых ситуаций

Методы обучения: частично-поисковый

Тип урока: комбинированный

  1. Организационный момент
  • приветствие;
  • контроль посещаемости;
  • заполнение учителем классного журнала;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана урока.
  1. Повторение пройденного материала

Ребята на предыдущих уроках мы с вами узнали и научились классифицировать профессии. Давайте вспомним, по каким же признакам классифицируют профессии.(Ответы детей). Как правильно составить формулу профессии? (в это время двое обучающихся на доске самостоятельно пишут формулу профессий : бухгалтер, водитель, учитель, певец, садовод)

  1. Объяснение нового материала.

Итак тема нашего урока «Проблемность трудовых ситуаций» Запишите дату и тему урока в тетради. (слайд 8)

Как вы знаете, трудовая деятельность человека представляет собой совокупность умственных и физических функций. Поэтому в любом труде можно выделить единый элемент –умственную нагрузку которая оценивается в зависимости от сложности решаемой работником профессиональной задачи (проблемы) и характеризуется соответствующим психологическим признаком – степенью проблемности труда. (определение записывается в тетрадь) (слайд 10)

Набор решаемых профессиональных задач (проблем) и их сложность в каждой конкретной трудовой деятельности могут быть различными, а следовательно, различной может быть степень проблемности. Принято различать три уровня проблемности трудовых ситуаций: (слайд 11)

низкий - работа четкая, определенная правилами, инструкциями, алгоритмами;

средний - работа в основном четко определена, но встречаются ситуации, требующие нестандартных решений;

высокий - в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие активного поиска и нестандартного подхода. (запись в тетрадь)

При низком уровне проблемности все возникающие новые и неожиданные ситуации в ходе выполнения заданий этими специалистами, рассматриваются заранее как нештатные ситуации, разрешаются ими совместно со старшими по должности. Характер работы по алгоритмам часто не допускает в случаях сбоя самостоятельного вмешательства того, кто этот алгоритм реализует. К профессиям низкого уровня проблемности относятся : дозаторщик комбикормов, повар, фармацевт, машинист энергоблока теплоэлектростанций, директор-информатор, ткачиха, мотальщица, операторы установок, врач-рентгенолог, контролер сбербанка, санитарка, табельщик, чертежник, артист балета, пианист, ювелир, закройщик. (слайд 12-13)

При среднем уровне проблемности встречаются такие виды работ, где на фоне алгоритмов возникают трудовые ситуации, требующие от специалиста самостоятельного реагирования. В таких случаях специалист, как правило самостоятельно принимает решение. К профессиям среднего уровня проблемности относятся: водитель, пчеловод, зоотехник, буровой мастер, штурман, мастер по ремонту часов, адвокат, врач-педиатр, работник уголовного розыска, судья, тренер, программист, бухгалтер, портной, художник-декоратор. (слайд 14-15)

Высокая степень проблемности трудовой деятельности требует от человека постоянного решения новых задач . При возникновении любо й сложности ситуации специалист должен быть готов ее устранить. Такой своеобразный настрой психологической активности на новизну в деятельности принято квалифицировать как труд с высокой степенью неопределенности возможностей реализации процесса труда и . К профессиям с высокой степенью проблемности трудовых ситуаций относятся: испытатель оборудования, взрывник, врач-анастезолог-реаниматор, летчик-испытатель, санитарный врач по радиационной гигиене, диспетчер, дрессировщик хищных зверей, инженер по борьбе с аварийными разливами нефти, горноспасатели, пожарный, служащий МЧС. (слайд 16-18)

4. Подведение итогов занятия

Ребята, освоив материал этой предыдущих тем, вы овладели методикой анализа профессионального труда. Эта методика должна стать вашим ориентиром в поисках “своей” профессии и необходимым условием вашего профессионального самоопределения.

Пожалуйста, в бланках, которые лежат у вас на столах поставьте себе ту оценку, которую вы на ваш взгляд заработали сегодня на уроке.

Определить к какой степени проблемности трудовой ситуации относятся профессии ваших родителей, ваша будущая профессия и составить формулы этих профессий . (слайд 19)

Не редко на собеседовании складывается впечатление: сколько уточняющих вопросов не задавай, все равно присутствует какая–то недоговоренность, недосказанность чего-то главного и важного об организации и предстоящей работе. И только влившись в коллектив, выясняются такие неприятные подробности, что если бы знал заранее, обходил бы эту фирму всю оставшуюся жизнь за сотни километров. А возможно ли вообще получить достаточно информации, чтобы правильно принять решение до того как выйти на предлагаемую работу?

Согласитесь, до боли знакомая картина каждому: сидите вы с менеджером по подбору персонала в переговорной комнате и минут 30-40 друг другу вешаете лапшу на уши. Как советуют умные книжки, соискатель пытается презентовать себя с наилучшей стороны, тем же самым занимается и компания в лице ее представителей. Должностную инструкцию прочитал, с договором ознакомился, соцпакет тоже устраивает, зарплата, в любом случае больше, чем на предыдущем месте работы и обещают карьерный рост. По всем показателям неплохое местечко, надо соглашаться. Конечно, как всякий разумный человек понимаете, что не все коту будет масленица, столкнешься и с трудностями. Но наличие знаний и опыта дают уверенность, что достойно справишься со сложными ситуациями. Но в реальности часто все складывается иначе. Каждый раз, уходя с одного места работы на другое соискатель наступает на одни и те же грабли под названием “недостаток информации для принятия верного решения”.

Конечно, всех нюансов не учтешь, и идеального рабочего места не бывает. Но риски можно снизить.

Прежде, чем приступить к работе, попросите схему описания профессии. Разрабатывается она менеджерами по персоналу для каждой должности в компании с учетом следующих показателей:

1. Цель труда

Гностическая: Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся (или его отдельные параметры и характеристики), какое-либо изделие, произведение искусств, поведение людей и т.д., т.е. различать, оценивать, анализировать что-либо.

Преобразующая: Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.д. с целью их изменения, усовершенствования, доработки:

- оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;

Изыскательская: Создавать новый, не существующий ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.

2. Орудия и средства труда

Внешние:

- механизмы, механическое оборудование, различные виды транспорта;

- приборы, измерительные устройства.

Внутренние, функциональные:

- речь: эмоциональная, выразительная, деловая, бесстрастная;

- поведение (мимика, жесты): эмоциональное, выразительное, деловое;

3 . Степень проблемности трудовых ситуаций

Низкая: Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работников проблемных ситуаций.

Средняя: Деятельность достаточно четко определена, иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных, решений.

Высокая: Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода.

4. Социально-психологические параметры

Степень коллективности процесса:

- низкая (индивидуальный труд);

- высокая (коллективный труд).

Степень самостоятельности в организации работы:

- организатор собственной деятельности;

- организатор работы других людей.

Особенности трудового взаимодействия (контактов):

- по количеству контактов: немногочисленные, многочисленные;

- по типу партнера: посетители, клиенты, сотрудники, группа (класс, аудитория);

- по степени постоянства кругу партнеров: постоянный, меняющийся.

5. Эмоционально-волевые параметры

Характер ответственности:

- повышенная: материальная, моральная, за жизнь и здоровье других людей;

Работа в различных микроклиматических условиях:

- на открытом воздухе;

- в необычных условиях (в горах, под водой, под землей и т. Д.)

Факторы, вызывающие психическую напряженность:

- сложные, аварийные ситуации;

- общение с правонарушителями, психическими больными и т.д.

- четко заданный ритм и темп работы;

- длительное пребывание в одном положении;

- специфические условия (температура, влажность, шум, вибрации, неприятные запахи и т.д.).

Если такое или подобное описание труда отсутствует, имейте ввиду компания плохо представляет кого она ищет и зачем он ей нужен. Разумеется, у руководства есть какие-то ожидания от вас и вашей работы, но вы о них узнаете не раньше, чем укажут на дверь, как не справившемуся с обязанностями.

Изучение психологических особенностей профессиональной деятельности. Формирование ответственности и активности. Отличительные черты изыскательских профессий. Анализ проблемности трудовых ситуаций. Техническая подготовка и моральный портрет бухгалтера.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.10.2014
Размер файла 19,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет: Экономики и управления. Кафедра: Экономика.

на тему: «Психология труда»

по дисциплине: «Психология и педагогика»

Группа: Э - 121 сфз

Руководитель Л.Ш. Наникова.

Содержание

1. Предмет труда в профессиональной деятельности

2. Цели профессионального труда

3. Средства труда в профессиональной деятельности

4. Проблемность трудовых ситуаций

5. Ответственность в профессиональной деятельности

6. Условия профессионального труда

7. Пример. Профессия - Бухгалтер

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Психология труда -- раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Объектом изучения психологии труда является человек как реальный единственный субъект трудовой деятельности. Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойств личности, через которые эта активность реализуется.

Многое в жизни человека зависит от того, какую профессию он выбрал, по какой специальности и на каком рабочем месте трудится. Очень часто при выборе профессии привлекает чисто внешняя сторона профессиональной деятельности, которая лежит на поверхности и, как правило, не отражает ее глубинной сущности. И только анализ профессий с точки зрения этих процессов и позволяет проникнуть в суть самой профессии. «Психологи» выделили девять обобщенных признаков, которые характеризуют любой профессиональный труд достаточно полно и всесторонне. К ним относятся: предмет труда, цель труда, средства труда, проблемность трудовых ситуаций, коллективность трудового процесса, самостоятельность в труде, особенность деловых контактов, ответственность в профессиональной деятельности, условия труда. Каждый из этих обобщенных психологических признаков труда распадается еще на ряд более частных (мелких) признаков. И только анализ профессий на основе этих психологических признаков может дать полное представление о профессиональной деятельности.

1. Предмет труда в профессиональной деятельности

Предмет труда - это то, на что направлен труд человека. Предмет труда и является чаще всего предметом профессиональной деятельности в различных областях жизни. Поскольку профессий в мире огромное множество, то и предметов труда большое разнообразие.

Так, предметами труда профессионалов могут быть: природные явления, процессы, совершающиеся во взаимодействии человека с живой и неживой природой, а также сами люди, которых лечат, обучают, воспитывают, обслуживают, развлекают; самые разнообразные технические устройства; вещественные предметы, материалы, энергия, знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними, всевозможные художественные образы - литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и т.д. Все эти предметы труда можно разделить на пять групп: человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ.

Каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако только один из них является ведущим, основным. Например, в профессиональной деятельности бухгалтера основной вид труда - работа с документами на компьютере, т.е. особой системы команд, записанной в определенной логической последовательности в соответствии с простыми арифметическими действиями на специальном математическом языке. Бухгалтер работает с цифрами, формулами и таблицами, это позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек - знаковая система».

2. Цели профессионального труда

"Цель труда представляет собой осознанный образ конечного результата, к которому человек стремится в процессе своей целесообразной деятельности. Другими словами можно сказать, что цель труда - это представление о желаемом будущем. Желание достичь поставленную цель направляет действие, определяет выбор возможных способов достижения, побуждает осуществлять поиск новых действий.

Цель формируется в сознании человека как ответы на вопросы "Что я должен сделать?", "Что у меня должно получиться?", "Чего я должен избегать?", "Какие действия я должен предпринять, чтобы получился желаемый результат?" Во время работы сознание человека всегда наполнено актами оценки обстановки, сличением реального хода дел с представлением о том, что должно получиться.

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные), преобразующие (четыре группы), изыскательские.

Гностические профессии. "Гностические профессии характеризуются следующими особенностями. Любой специалист из группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты (которые были сделаны другими специалистами), или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий.

Преобразующая деятельность может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии (инженер-теплотехник, оператор реакторного отделения), на информацию (телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус), на процессы (фотолаборант, диспетчер, газоспасатель, воспитатель детского сада), на устройство социальной жизни (адвокат, дежурный по вокзалу, нотариус).

Изыскательские профессии. Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

3. Средства труда в профессиональной деятельности

"Средства труда - необходимый компонент трудового процесса. Под средствами труда понимают орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Средства труда выступают своего рода продолжением естественных органов человека, используемых в трудовом процессе. Среди орудий труда есть не только вещи, но и нечто невещественное - речь, поведение и т.п.

Орудия труда отличаются большим разнообразием. Несмотря на это, все они делятся на две группы: вещественные и невещественные. Вещественные орудия труда.

К вещественным орудиям труда относятся: ручные и механизированные инструменты; машины (механизмы), автоматы, автоматизированные средства; приборы, измерительные устройства. Ручные орудия труда. Само название "ручные орудия" произошло от главного органа труда - руки человека. Ручные инструменты в труду всегда были и остаются, пока человек жив и способен работать.

4. Проблемность трудовых ситуаций

Трудовая деятельность человека представляет собой совокупность умственных и физических функций. Поэтому в любом труде можно выделить единый элемент - умственную нагрузку, которая оценивается в зависимости от сложности решаемой работником профессиональной задачи(проблемы) и характеризуется соответствующим психологическим признаком - степенью проблемности труда.

Набор решаемых профессиональных задач и их сложность в каждой конкретной трудовой деятельности могут быть различными, а следовательно, различной может быть степень проблемности. Принято различать три уровня проблемности трудовых ситуаций: низкий - работа четкая, определенная правилами, инструкциями, алгоритмами; средний - работа в основном четко определена, но встечаются ситуации, требующие нестандартных решений; высокий - в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие активного поиска и нестандартного подхода.

5. Ответственность в профессиональной деятельности

психологический профессиональный трудовой

Прежде всего, это обязанность отдавать кому-нибудь отчет о своих действиях. Именно внутренняя необходимость отвечать за свои поступки делает человека ответственным. Как психологический признак труда ответственность может быть повышенная (материальная, моральная); ответственность за жизнь и здоровье; средняя (обычная) ответственность. Повышенную материальную ответственность человек несет за сохранение окружающей среды, государственной собственности, имущества, оборудования, финансов, продуктов питания и т.д. Одна из распространенных профессий с повышенной материальной ответственностью - бухгалтер. Моральную ответственность человек может нести за воспитание детей, людей, за руководство ими, деловые контакты и связи. За жизнь и здоровье людей, сохранность животных и растений в своей деятельности морально, а иногда и материально отвечают такие профессионалы: садовник, агроном по защите растений, экоглог, зоолаборант, водитель автобуса, шеф-повар, лоцман и т.д.

6. Условия профессионального труда

Одним из важнейших и наиболее многогранных психологических признаков труда являются его условия. Выделяются следующие виды условий труда:

1) обычные микроклиматические:

а) в помещении - бытовые,

б) на открытом воздухе;

2) необычные, вызывающие психофизиологическую напряженность:

а) риск для жизни,

б) сложные аварийные ситуации, требующие быстрых необходимых действий,

в) общение с правонарушителями, психически больными и лицами, имеющими различные отклонения и дефекты,

г) четко заданный ритм и темп,

д) физические нагрузки,

е) длительное пребывание в одном положении (статическая рабочая поза),

з) специфические условия (температура, влажность, химичесике вредности, вибрация, шум, высота, глубина).

7. Пример. Профессия - Бухгалтер

Исследование психолога-консультанта Е.Е. Кутузовой показало, «что у женщин чаще встречается преобладающий вербальный и наглядно-образный интеллект, а у мужчин - формально-логический и интуитивный. Для профессии бухгалтера нужен «мужской» формально-логический вариант мышления, при этом иррациональное познание и эмоциональная сфера развиваются значительно меньше, следовательно, женщине-бухгалтеру не хватает эмоционального опыта, чтобы решать многие жизненные проблемы. Приобретение же эмоционального опыта позволяет делать открытия внутри себя, серьезно «изменить автопортрет. У бухгалтера вместе с его профессиональной деятельностью развиваются следующие личностные качества: целеустремленность; настойчивость; склонность к систематизации информации; критический анализ, трезвость взглядов на жизнь; устойчивость интересов, верность принципам; упорство в отстаивании собственного мнения; прямолинейность; практичность; организованность; ответственность; аккуратность; способность преодолевать множество препятствий ради доминирующей идеи».

Психологический портрет бухгалтера заключается в том, что бухгалтеры мыслят исключительно категориями своей профессии и существуют качества личности, способствующие и препятствующие эффективности профессиональной бухгалтерской деятельности.

Качества, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности: высокий уровень математических способностей; способность к анализу, синтезу, обобщению полученной информации; хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания; хорошие мнемонические способности (развитие кратковременной и долговременной памяти); способность длительное время заниматься однообразным видом работы (склонность к работе с документами и цифрами); высокая помехоустойчивость; техническая подготовка (навыки работы на персональном компьютере); а также усидчивость, терпеливость, настойчивость, обязательность, педантизм в работе, ответственность, честность, аккуратность, справедливость, эмоционально-психическая устойчивость (способность с самоконтролю.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутствие математических и аналитических способностей; быстрая утомляемость; невнимательность, рассеянность; отсутствие склонности к работе с цифрами; недисциплинированность; отсутствие морально-этических норм.

Главный бухгалтер организации должен хорошо разбираться в личностных особенностях и в индивидуальных потребностях своих подчиненных. Мы подробно описали личностные особенности бухгалтеров, перечислим основные потребности бухгалтеров. К.А. Сухотина выделяет следующие 12 основные потребности бухгалтеров:

1. Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении.

2. Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.

3. Потребность в четком структурировании работы.

4. Потребность в социальных контактах.

5. Потребность в формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения.

6. Потребность в завоевании признания со стороны других людей.

7. Потребность ставить для себя сложные цели и достигать их.

8. Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими, стремление к конкуренции с гарантированной победой.

9. Потребность в разнообразии и переменах, необходимость нахождения в состоянии готовности к действиям.

10. Потребность быть креативным, пытливость ума способствует профессиональному любопытству и нетривиальному мышлению.

11. Потребность в самосовершенствовании.

12. Потребность в интересной, общественно полезной работе.

Заключение

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

Высший уровень профессиональной пригодности подразумевает наличие у человека явных признаков определенных качеств, необходимых для избираемой деятельности. Тогда говорят о призвании.

В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой деятельности способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-то другое, близкое, либо вспомнить о замечательном свойстве психики человека - компенсации. Профессиональная пригодность - формируемое качество и во многом находится в руках самого человека.

Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности.

Список использованной литературы

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1990.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда: - М:Юнити, 1998.

3. Джон В. Ньюстром, Кейт Дэвис Организационное поведение, Поведение человека на рабочем месте: С.- Петербург: Питер, 2000.

4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. Пособие для ст. кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991.

5. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. - М.: Просвещение 2000

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие труда, его признаки. Формирование профессиональных умений и навыков. Специфика психических функций в трудовой деятельности. Формирование профессиональной компетенции специалистов. Эмоционально-волевая сфера личности в трудовой деятельности.

курс лекций [184,3 K], добавлен 29.01.2012

Взаимосвязь профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профессиональной пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма. Понятие личность в психологии, свойства личности.

курсовая работа [82,3 K], добавлен 14.08.2010

Рассмотрение эргатических функций обеспечения упорядоченности социальных процессов, обслуживания жизнедеятельности, материального производства. Классификация профессий по сфере деятельности и условиям работы. Анализ психологических регуляторов труда.

реферат [257,7 K], добавлен 20.02.2010

Сфера профессиональной деятельности человека, общественного разделения труда. Основные разделы психологии труда. Проблема профессиональных деструкций. Психологическая структура профессиональной деятельности. Процесс превращения личности в профессионала.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 25.12.2008

Основные положения психологии труда. Психологический анализ трудовой деятельности. Схема психологического изучения профессий. Клиническая психология как область трудовой деятельности психолога. Практические функции клинических психологов.

На пути к зрелости и эффективности коллектив может вдруг обнаружить, что рост затормозился. Один из симптомов появившихся ограничений — низкий уровень желания перемен и невысокие их результаты. Полезно проанализировать наиболее типичные ошибки, потому что так легче решить проблемы коллектива.

1. Непригодность руководителя

Хороший руководитель всегда обращает особое внимание и показывает личным примером, как доводить вопросы до полного решения. Можно выделить несколько слагаемых успеха. Эффективный руководитель коллектива:

  • честен по отношению к убеждениям других людей, и они тоже считают его честным;
  • использует делегирование полномочий в качестве средства достижения цели и развития коллектива;
  • имеет четкие и равные критерии оценки для всех подчиненных;
  • хочет и может предоставить и получить взамен доверие и преданность;
  • обладает достаточной силой, чтобы сохранить целостность и положение коллектива;
  • способен воспринимать надежды, опасения и нужды своих сотрудников, уважает их достоинство;
  • честно и прямо смотрит в лицо фактам;
  • поощряет развитие каждой группы и каждой личности;
  • устанавливает и поддерживает эффективные приемы работы;
  • старается сделать так, чтобы работа была источником удовлетворения и воодушевленности каждого.

2. Низкая квалификация сотрудников

Если членам коллектива не хватает элементарных навыков работы, то вряд ли будут получены полезные результаты. Нужно добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые в совокупности только и позволяют успешно справляться с работой.

Развитого сотрудника можно определить по таким признакам:

  • энергичен;
  • умеет совладать со своими эмоциями;
  • готов открыто излагать свое мнение;
  • хорошо его излагает;
  • может изменить точку зрения под воздействием аргументов, но не силы.

3. Неконструктивный социальный климат

Еще один важный аспект коллективизма — это поддержка. В этом случае коллектив позволяет каждому индивидууму чувствовать себя сильнее и увереннее. Если же между сотрудниками возникают разногласия, то о них лучше сказать во всеуслышание. Когда важные вопросы остаются невысказанными, климат в коллективе становится оборонительным: люди скрывают свои взгляды, предпочитая быть удобными, а не естественными и полезными для общего дела.

4. Нечеткость целей

Если нет ясного видения цели, то, как следствие, отдельные члены коллектива не могут внести свой вклад в общий успех. Даже когда цели понятны всем, важно найти компромисс между личными и коллективными интересами. Эффективный коллектив дает возможность каждому сотруднику удовлетворить свои личные интересы и внести вклад в реализацию коллективных интересов.

Коллективные и индивидуальные цели нужно менять с течением времени. Есть множество примеров того, как коллективы имели ясные цели вначале, но поплатились за свое неумение корректировать их впоследствии. Коллектив, который глядит вперед, предвидит трудности, использует все возможности, конкретизирует цели в зависимости от накопленного опыта. Такой коллектив в конечном счете добьется успеха.

5. Неэффективность методов работы

  • каким образом принимаются решения;
  • каковы методы сбора и представления информации;
  • каковы взаимосвязи внутри и вне коллектива;
  • высока ли эффективность распоряжения ресурсами;
  • проработан ли процесс анализа решений;
  • как оцениваются новые задачи;
  • каковы критерии измерения эффективности.

6. Недостаток открытости и конфронтация

Столкновение взглядов, если его направлять должным образом и конструктивно использовать, ведет к росту взаимопонимания между сотрудниками. Результатом позитивного конфликта становятся открытость, ослабление напряженности, улучшение отношений и рост доверия. Из негативных конфликтов произрастают недоверие и враждебность.

7. Неконструктивные отношения с коллегами

Говоря о своей работе, менеджеры часто употребляют термины из области спорта: «играть на выигрыш», «набирать очки», определять «стиль игры». Эти выражения показывают, что люди думают о своей работе и с помощью каких мысленных образов они объясняют происходящее.

Лидеру коллектива отводится особая роль в укреплении связей с другими коллективами, и он в силах многое сделать для предотвращения враждебности и возникновения сотрудничества.

Доступ к видеоуроку ограничен

Часто можно столкнуться с подборками самых необычных профессий. Среди них можно встретить как просто редкие, например, валяльщик валенок, так и уникальные – слушатель пармезана, ревизор водных горок и даже… смотритель панд и переворачиватель пингвинов. Однако всем этим занимается очень ограниченный круг людей.

Остальное работающее населения мира занято в более привычных сферах. Но эти профессии, в свою очередь, не менее важные и интересные.

Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, разберёмся в классификации профессий, а также узнаем о характеристике труда.

Работа занимает значительную часть жизни, поэтому найти себя в мире профессий – это возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным.

Чтобы не совершить ошибку и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

В свою очередь, труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий для осуществления работы.


Охарактеризовать любой профессиональный труд возможно при помощи обобщённых психологических признаков. Среди них: предмет труда; цель труда; средства труда; проблемность трудовых ситуаций; коллективность трудового процесса; самостоятельность в труде; особенность деловых контактов; ответственность в профессиональной деятельности; условия труда – всего девять.

При этом каждый из этих признаков делится на ряд частных признаков. Всего их насчитывается более пятидесяти. Теперь давайте рассмотрим эти признаки поближе.

Предметом труда принято называть то, на что направлен труд человека. Предмет труда – это чаще всего и предмет профессиональной деятельности. Так как профессий в мире огромное множество, то и предметы труда весьма разнообразны.

Их можно организовать по пяти группам: природа (предмет труда – это природные явления, процессы, которые совершаются во взаимодействии человека с живой и неживой природой); человек (предмет труда – сами люди, которых лечат, учат, обслуживают); техника (здесь предмет труда – разнообразные технические устройства, материалы, энергия); знаковые системы (предмет труда в данном случае – это знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними); художественный образ (предмет труда – разнообразные художественные образы литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и прочего).

Под целью труда принято понимать то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности. Целей трудовой деятельности великое множество. Однако и их можно свести к трём большим группам:

Гностические (или познавательные); преобразующие: к ним будут относиться такие действия, как преобразование (например, продукта, здоровья, отношений), организация, упорядочение, оказание влияния, воздействие, обработка, обслуживание, перемещение.

И изыскательские цели. Порой по названиям целей деятельности употребляются и обобщённые названия профессий – гностические, преобразующие и изыскательские.

Специалисты из гностической группы профессий не участвуют в производстве новых продуктов, а в основном оценивают уже имеющиеся (те, которые были произведены другими специалистами) или оценивают отдельные параметры каких-либо изделий.

Примерами гностических профессий могут служить: контролёр-приёмщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач, товаровед, эксперт-криминалист.

Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, виды энергии, информацию, устройство социальной жизни. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда.

Примеры преобразующих профессий: бухгалтер, диспетчер, адвокат, слесарь, повар, строитель.

Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант решения сложной практической задачи в ходе быстрого поиска. Это люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого.

Изыскательские профессии: селекционер, архитектор, сценарист, инженер-конструктор, программист.

Средства труда – это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Орудия труда можно разделить на две группы: вещественные и невещественные (или функциональные).

К вещественным орудиям труда относят: ручные и механизированные инструменты;

машины (механизмы); автоматы и автоматические средства; приборы и измерительные устройства.


Не секрет, что на протяжении всей своей истории люди боролись не с ручным трудом как таковым, а с тяжёлым, требующим не особых умений и творческого подхода, а силовых затрат. Если мышечные усилия человека заменить техническими средствами, скажем, каким-либо двигателем, то получится механизированный инструмент.

В качестве примеров профессий с ручным трудом можно взять следующие: ювелир, гитарист, хирург, скульптор.

Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации, называются машинами (механизмами).

В основном действия машин зависят от человека. Профессии с преимущественно механизированным трудом – это водитель автомобиля, рабочий-станочник, машинист подъёмного крана.

Надо отметить, что выделить конкретные различия между машиной и механизированным инструментом достаточно трудно, так как часто первое постепенно переходит во второе. Например, электродрель – это инструмент, а сверлильный станок – уже машина.

Автоматические средства труда – это такие средства, которые, будучи запущенными, выполняют работу без вмешательства человека. На ряде этапов трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом.

Профессии с автоматическими средствами труда – это оператор ЭВМ, оператор станков с программным управлением и подобные.

Также надо сказать, что приборы и устройства являются отдельной группой средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека.

Профессии, где приборы и устройства выступают в качестве ведущих – это лаборант, звукорежиссёр.

Функциональные средства получили такое название, так как они связаны с проявлением человеческих функций: речь, жесты, мимика.

Их особенность состоит в том, что эти средства труда, по сути, невидимы и неосязаемы.

Функциональные орудия труда очень разнообразны. Они составляют большую группу психологических признаков профессиональной деятельности.

В неё входят: внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека. Примеры профессий: лётчик, врач-стоматолог, дегустатор.

Простая речь. Профессии: кассир, уборщик, доставщик товаров.

Выразительная, эмоциональная речь. Профессии: диктор, певец, учитель, экскурсовод.

Деловая, письменная речь. Профессии: инженер, прокурор, редактор, переводчик, социолог.

Поведение в простых формах проявления (на уровне мимики, жестов). Профессии: регулировщик, дирижёр, сурдопереводчик, комментатор.

Поведение в сложных формах проявления (здесь задействованы все мышечные системы организма. Здесь примеры профессий: артист балета, каскадёр.

Поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное. Профессии: дипломат, министр, судья.

Сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач. Профессии: капитан корабля, программист, профессор кафедры.

Теперь обратимся к такому признаку, как проблемность трудовых ситуаций.

Принято различать три уровня проблемности: низкий – работа чёткая, определённая правилами, инструкциями (чертёжник, санитар, оператор ЭВМ); средний – работа в основном чётко определена, но есть ситуации, требующие нестандартных решений (адвокат, оперуполномоченный, портной); высокий – в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие нестандартного подхода (лётчик-испытатель, врач-реаниматор, авиадиспетчер, дрессировщик хищных зверей).

Что касается коллективности трудового процесса, то в зависимости от специфики организации труда различают две его разновидности: индивидуализированный труд (профессии: таксист, учитель, ювелир) и коллективный (зооинженер, сталевар, следователь).

Самостоятельность в профессиональной деятельности. Принято выделять три уровня самостоятельности.

Низкая. Представляет в основном труд исполнителя (кассир, санитар).

Средняя. Она требует самоорганизации (водитель автомобиля, врач-хирург, кондитер).

Высокая. Она направлена на организацию других людей (администратор, руководитель бригады, менеджер).

Ещё один признак – это особенности деловых контактов. Они отличаются по количеству: немногочисленные (слесарь, живописец, кулинар), многочисленные (логопед, учитель, психолог). По типу партнёра: с посетителями, клиентами; с сотрудниками по работе; с группой людей, аудиторией. По степени постоянства группы партнёров: с одними и теми же лицами, с меняющимся кругом лиц, с растениями, животными, микроорганизмами.

Ответственность в профессиональной деятельности. Как психологический признак труда ответственность может быть: повышенная материальная и моральная (заведующий складом, сторож, адвокат, учитель); за жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных (агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман); средняя (или обычная) ответственность, которая не связана с каким-то последствием для окружающих, не требующая принятия каких-либо нестандартных решений (лаборант, артист оркестра).

Теперь обратимся к условиям профессионального труда. Данные условия можно разделить на виды: обычные микроклиматические (в помещении, на открытом воздухе); необычные, вызывающие психофизиологическую напряжённость, в частности: риск для жизни, сложные аварийные ситуации, общение с правонарушителями, нездоровыми психически, чётко заданный ритм и темп, физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении, ночные смены, специфические условия (например, температура, влажность, химическая вредность, шум и прочее).

Надо помнить, что почти каждая профессия имеет несколько признаков, поэтому при выборе профессии важно выделить для себя предпочитаемые основные и второстепенные признаки.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на вопросы: Какие примеры (о которых не говорилось в ходе урока) гностических, преобразующих и изыскательских профессий вам известны? Приведите свои примеры профессий с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности. Попробуйте самостоятельно привести примеры профессий на каждый вид условий труда.

Читайте также: