Что такое съезд профсоюза

Опубликовано: 06.07.2024

Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.
Общественная организация труда, объединяющая материальные (объективные) и волевые (субъективные) отношения, с одной стороны, испытывает на себе влияние технических средств труда, а с другой - находится под воздействием различных форм общественного сознания (политики, морали, права, эстетики и др.).

Оглавление

Введение
3
1. Возникновение российского профсоюзного движения
5
1.1 Зарождение легального определения профсоюзов в законодательстве России

1.2 Система советских профсоюзов
7
2. Становление российского профсоюзного движения
11
2.1 Значение съездов ФНПР для российского профсоюзного движения

2.2 Новейшие этапы становления российского профсоюзного движения
13
3. Анализ практической деятельности субъекта (субъектов) системы
социального партнерства
17
Заключение
19
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Уральский социально2.docx

Уральский социально-экономический институт (филиал)

Образовательного учреждения профсоюзов

Высшего профессионального образования

«Академия труда и социальных отношений»

Кафедра прикладной информатики и математики

по дисциплине «Основы профсоюзного движения»

Съезды ФНПР. Их значение для российского профсоюзного движения.

Заочная сокращенная форма

1. Возникновение российского профсоюзного движения

1.1 Зарождение легального определения профсоюзов в законодательстве России

1.2 Система советских профсоюзов

2. Становление российского профсоюзного движения

2.1 Значение съездов ФНПР для российского профсоюзного движения

2.2 Новейшие этапы становления российского профсоюзного движения

3. Анализ практической деятельности субъекта (субъектов) системы

Список использованной литературы

Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.

Общественная организация труда, объединяющая материальные (объективные) и волевые (субъективные) отношения, с одной стороны, испытывает на себе влияние технических средств труда, а с другой - находится под воздействием различных форм общественного сознания (политики, морали, права, эстетики и др.).

Необходимость в правовом регулировании организации труда обусловлена потребностями общественного производства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулирование является наиболее эффективным и техничным способом организации многочисленных и разнообразных общественных связей, обеспечения их стабильности и исполнения, преодоления произвола в отношениях между людьми. Именно поэтому эта тема так актуальна.

Трудовой коллектив - это не аморфное объединение, а объединение, организованное таким образом, чтобы у него была реальная возможность решать производственные, социальные, организационные и другие общие для всех или многих его членов вопросы [6].

Профсоюзный комитет. Профсоюзы - это наиболее массовая организация работников, созданная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Хотя в настоящее время в России существует не один, а несколько профсоюзов, на конкретных предприятиях, как правило, такого многообразия нет. Один профсоюз во главе с профкомом представляет интересы всех работников предприятия. Профком обладает широкими правами. В отличие от просто совета трудового коллектива, решающего в основном вопросы производства, улучшения эффективности работы предприятия, профком выполняет защитную и социальную функции (ставит вопрос о повышении заработной платы, улучшении условий труда, охраны труда, социальном развитии коллектива).

Владимир Путин выступил на заседании X съезда Федерации независимых профсоюзов России.

Съезд Федерации независимых профсоюзов России

В форуме принимают участие более 650 делегатов от профсоюзных организаций, представители органов государственной власти, объединений работодателей, политических партий, научной и творческой общественности, зарубежных профцентров и международных ассоциаций по защите прав трудящихся, ветераны профсоюзного движения.

На съезде обсуждаются итоги деятельности ФНПР за период с февраля 2015 года по май 2019 года, а также задачи и программа действий на перспективу.

В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья!

Мы с вами встречаемся не в первый раз, и мне всегда приятно общение с представителями крупнейшего профсоюзного объединения России, тем более в год столетия Международной организации труда.

Отмечу, что её идеи, ценности о достойном труде, о расширении возможностей для занятости для каждого человека, о социальном партнёрстве последовательно реализуются в нашей стране и в значительной степени именно на основе постоянного, плодотворного взаимодействия с профсоюзами – с вами, с российскими профсоюзами, которые, безусловно, являются одной из самых влиятельных сил нашего гражданского общества.

У профсоюзов особая роль. Вы законодательно наделены широкими полномочиями для защиты трудовых прав граждан, и ваш большой, во многом без всякого преувеличения уникальный опыт надёжного партнёрства с государством в этой сфере невозможно переоценить. Там, где профсоюзные организации действуют активно и вместе с тем ответственно, содержательно, создаются эффективные системы коммуникаций между трудовыми коллективами и работодателями, результативно решаются вопросы, связанные с повышением заработной платы, улучшением условий труда, отдыха.

Понятно, что урегулирование вопросов трудовых отношений не бывает гладким, простым, лёгким. Зачастую интересы работодателей и профсоюзов, отстаивающих интересы наёмных рабочих, кардинально расходятся.

Сейчас в экономике, на производствах идут преобразования, вы об этом хорошо знаете, и их цель в конечном итоге обеспечить и новые условия труда, и более высокую заработную плату. Для профсоюзов, так же как и для работодателей, важно видеть эти перспективы и вместе их приближать, избегать при этом постановки невыполнимых претензий или искусственной консервации проблем.

Разумеется, бывает и так, что собственники или администрация предприятий просто отказываются от диалога, осознанно дистанцируются от профсоюзов, даже препятствуют – иногда и такое тоже бывает – созданию и деятельности профсоюзных организаций. Такое самоуправство – а это не что иное, как самоуправство, произвол, – безусловно, недопустимо. В том числе с участием прокуратуры, надзорных органов нужно пресекать подобные вещи.

Добавлю здесь, что, как правило, такое положение дел складывается в тех регионах, где формально и вяло действуют трёхсторонние комиссии, где главы субъектов Федерации не уделяют должного внимания сотрудничеству с профсоюзами, а их лидеры – такое тоже бывает – просто подстраиваются под сложившийся порядок, не имеют в регионах, к сожалению, на предприятиях ни авторитета, ни влияния. И в итоге люди предоставлены сами себе в решении своих трудовых и социальных проблем.

Уже говорил и подчеркну снова: государство – на всех уровнях причём – обязано оказывать содействие профсоюзным организациям в отстаивании трудовых прав граждан. Ни о каком давлении, вмешательстве в дела бизнеса здесь в принципе речь не идёт. Требования и нормы российского трудового законодательства абсолютно одинаковы и для частных, и для государственных предприятий. Кстати, в Международной организации труда его оценивают как одно из лучших в мире.

Полагаю, что профсоюзы, которые всегда активно участвуют в разработке законов в этой сфере, должны также энергично контролировать их исполнение, в том числе грамотно, профессионально отстаивать интересы наёмных работников в ходе судебных заседаний.

Одно из важнейших направлений нашей совместной с вами работы – совершенствование механизмов социального партнёрства. В повестке Российской трёхсторонней комиссии всегда стоят самые актуальные вопросы. Знаю, что инициаторами здесь часто выступают представители именно профсоюзных организаций. Безусловно, так и должно быть в будущем.

Повторю: в ближайшие годы ситуация в экономике, в структуре занятости, на рынке труда в целом будет неизбежно меняться. Это мировая тенденция, и она, безусловно, в полной мере будет затрагивать и нас, тем более что мы в рамках национальных проектов именно этим и занимаемся. Процесс трансформации, связанный с обновлением производства, повышением производительности труда, уже идёт, и проблемы, возникающие в этой связи в области социально‑трудовых отношений, нужно, конечно, решать своевременно. Это значит предвидеть их, опираясь на прогнозы учёных, экспертов. Поэтому значимость переговоров, поиска компромиссных, взаимоприемлемых подходов будет только расти.

В связи с этим хотел бы обратиться и к Правительству, и к руководителям регионов: необходимо, не откладывая, активизировать работу в формате власть–работодатели–профсоюзы, задействовать возможности трёхсторонних комиссий на всех уровнях. Словом, наладить постоянный, заинтересованный, продуктивный диалог, сделать всё необходимое, чтобы не ущемлялись трудовые права граждан, чтобы всегда была адекватная реакция на все случаи бездушного отношения к людям.

Профсоюзы по своей сути исторически – базовая общественная структура. Ваша главная миссия – защищать человека труда, и, чтобы сегодня в полной мере соответствовать этому предназначению, необходимо идти в ногу со временем, успевать за инновациями на производстве, за стремительным развитием передовых технологий, за появлением абсолютно новых профессий и грядущими изменениями в трудовых отношениях, а они неизбежны.

Думаю, что вы хорошо понимаете, что в связи с этими переменами и ваша деятельность требует современных подходов. Считаю крайне важным, чтобы развитие, укрепление профсоюзов шло в том числе на основе новых идей и внедрения их в повседневную практику. При этом нельзя терять уже наработанное, эффективное. А дух коллективизма, энтузиазм, сплочённость всегда были, остаются и наверняка останутся отличительными чертами профсоюзного движения да и нашего национального характера и всегда, безусловно, будут востребованы.

Все эти вопросы – о традициях и перспективах обновления – безусловно, вы наверняка уже обсуждали. Полагаю, что особое внимание было уделено участию профсоюзных организаций в реализации национальных проектов, о которых я сегодня уже упоминал. Ещё раз повторю, что они построены вокруг человека, потому что в сегодняшнем бурно развивающемся мире, когда в одночасье могут обнуляться и активы, и прежние продукты и технологии, те или иные природные ресурсы, человек, его таланты, образование, способности, напротив, остаются основополагающей ценностью. И потому главная цель национальных проектов – поднять уровень благосостояния наших граждан, обеспечить доступность и качество образования, здравоохранения, поддержать семью, снизить уровень бедности.

Хочу пожелать вам успехов.

С.Некрасов: Слово для выступления предоставляется Михаилу Викторовичу Шмакову, председателю ФНПР.

М.Шмаков Шмаков Михаил Викторович
Шмаков Михаил Викторович председатель Федерации независимых профсоюзов России : Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые делегаты и гости съезда!

До завершения съезда осталось немного времени, и я хочу ещё раз обозначить основные социально‑трудовые проблемы страны, которые мы обсуждали с вами в эти дни, и особо остановиться на тех темах, которые без преувеличения наболели, которые мы с вами обсуждали, но я хотел бы в ходе этого выступления назвать ещё раз.

За последние пять лет мы научились жить и работать в условиях экономических санкций против нашей страны. Но, для того чтобы успешно им противостоять и для того чтобы идти вперёд в части разрешения внутренних социально‑экономических проблем, нужно сконцентрироваться и вместе, договорившись, сделать ряд неотложных шагов. Поскольку часть из них находится в сфере ответственности Правительства, я хочу ещё раз напомнить о них.

Мы говорили о справедливой экономике. Чтобы росли зарплаты, должна расти экономика. Нам представляется, что темпы роста, обозначенные Правительством на перспективу, около 1,5 процента, не позволят нам двигаться быстро. Это значит, что государство должно занять более активную позицию в части создания новых производств, предоставления доступного кредита реальному сектору экономики, а не финансовым спекулянтам.

Национальные проекты – это правильно, но кроме бюрократических форм контроля, где главное – бумажка, они должны иметь индикаторы, которые однозначно и недвусмысленно покажут гражданам, что национальные проекты помогли повысить доходы, создать рабочие места, улучшить жизнь людей.

Мы уже заявляли на съезде, что мы должны быть активными участниками в выполнении национальных проектов и активно контролировать их эффективное исполнение, потому что мы, все граждане России, являемся главными выгодоприобретателями при исполнении, при осуществлении этих национальных проектов.

Мне также сегодня хотелось бы ещё повторить, что мы предлагаем и настаиваем на независимости Росстата от ведомственного влияния, для того чтобы иметь наиболее реальную и всеми признаваемую картину того, каково реальное положение во всех сферах нашей жизни.

Мы продолжаем выступать за прогрессивный подоходный налог и увеличение налогов от дивидендов от акций, а также на введении нулевой ставки НДФЛ на доходы населения в размере прожиточного минимума трудоспособного населения и ниже. Введение таких налогов восстановит социальную справедливость в обществе. Кстати, практика показывает, что, несмотря на сегодняшнее либеральнейшее налоговое законодательство России, доходы всё‑таки как утекали за границу, так и утекают.

Мы уже говорили о росте налоговой и квазиналоговой нагрузки на население. Профсоюзы настаивают на том, чтобы рост тарифов для населения происходил в соответствии и корреспондировался с ростом реальных доходов населения, иначе получаются «ножницы», которые могут всех «зарезать». Это касается и тарифов в электроэнергетике, и за жилищно‑коммунальные услуги, и так называемых «мусорных» тарифов, и ряда других тарифов.

Теперь пару слов о зарплате. Минимальный размер с мая 2018 года – это наше большое достижение, причём достижение, которого мы вместе с Владимиром Владимировичем Путиным достигли, когда был подписан соответствующий Указ Президента.

Мы предлагаем двигаться дальше и пересмотреть структуру потребительской корзины. По оценкам ФНПР, в настоящее время величина прожиточного минимума на основе такой подкорректированной потребительской корзины должна составлять на сегодня не менее 15 тысяч рублей. Мы идём к этим показателям, но, естественно, они должны быть более реалистичными, чем сейчас. Хотя, я уже сказал, очень важны те шаги, которых мы достигли, и закон, который принят в соответствии с указаниями Владимира Владимировича Путина.

Предлагаем сделать следующий шаг в этом движении: оторвать минимальный размер оплаты труда от прожиточного минимума сегодняшнего, то есть уровня физиологического выживания, и привязать этот уровень к минимальному потребительскому бюджету, обеспечивающему хотя бы простое воспроизводство рабочей силы. Мы готовы представить все расчёты по этому вопросу.

В стране продолжает существовать такое уродливое явление, как задолженность по заработной плате. Мы предлагаем ратифицировать 173‑ю конвенцию МОТ [Международной организации труда] «О защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя» в полном объёме, то есть не только с нормой установления приоритетной очередности по выплате заработной платы, но и через страхование работников от потери заработка вследствие неплатёжеспособности или банкротства работодателя.

В Трудовом кодексе говорится об обязательности индексации заработной платы, но нет механизма этой индексации. Правительством России до сих пор не разработан нормативный правовой акт о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы, обеспечивающий повышение уровня реального её содержания. ФНПР предлагает установить в Трудовом кодексе положение об индексации заработной платы ежегодно на прогнозную величину индекса потребительских цен для всех работников независимо от формы собственности.

Несколько слов о трёхсторонних переговорах и соглашениях. Да, размер зарплаты, социальных гарантий и компенсаций – это предмет переговоров. Но ФНПР предлагает внести в трудовое законодательство норму – проработать её по крайней мере и обсудить, – что проекты законодательных актов и иных нормативно‑правовых актов и документов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений принимаются только на основе согласованной позиции всех сторон социального партнёрства.

Снижение тарифов страховых взносов на четыре процента поставило под вопрос последовательное повышение уровня пенсий. При этом мы так и не разобрались, что в итоге будет с бывшей накопительной частью пенсий, куда перечислял шесть процентов собираемых взносов Пенсионный фонд, которые сейчас идут в солидарную часть, но до сих пор это не закреплено соответствующим нормативом в законе. При этом обсуждающийся сейчас в СМИ вариант автоматического формирования индивидуального пенсионного капитала, по сути, воспроизводит худшие образцы пенсионной схемы, позволявшей наживаться негосударственным пенсионным фондам, чьи бывшие руководители, к слову, сейчас живут за границей, живут счастливо в отличие от их бывших вкладчиков.

Мы считаем, что в рамках оптимизации пенсионной системы нужно рассмотреть вопрос и вернуться к прежним рамкам выхода на пенсию для людей, работающих на Севере и живущих на Севере. Если, конечно, мы заинтересованы, чтобы там кто‑то остался и работал. Одновременно нужно вернуться к вопросу индексации пенсий, снятия ограничений для работающих пенсионеров.

Я, конечно, изложил сейчас не все, но главные темы, которые мы обсуждали и которые я посчитал важным зафиксировать именно в Вашем присутствии, Владимир Владимирович.

И в заключение от имени всех делегатов съезда: мы благодарны Вам, Владимир Владимирович, за то, что Вы приехали на наш съезд, выступаете, даёте свою оценку тех сложных процессов, которые у нас происходят. И мы, я уверен, вместе будем страну делать мощной, богатой и процветающей.

В.Путин: Уважаемый Михаил Викторович! Уважаемые коллеги!

Я больших комментариев делать не буду. Единственное, что хочу сказать: предложения, которые сейчас прозвучали, – в социальной сфере, в сфере налогообложения – мы с Михаилом Викторовичем обсуждали. Обсуждали не раз в рабочем порядке и в двустороннем режиме, и с участием ключевых членов Правительства. Будем обсуждать дальше, будем над этим работать. Многие из решений, которые были приняты на уровне Правительства и на уровне Президента, первоначально так или иначе даже без широкой огласки, но инициировались именно профсоюзами, а точнее, напрямую даже, можно сказать, Михаилом Викторовичем лично. Поэтому мы и дальше будем работать так же продуктивно.

Что касается капиталов, которые утекают, они действительно утекали и сейчас утекают, но они и притекают и всё больше и больше и в большом объёме. Я когда‑то говорил, сейчас не буду повторять, предупреждал наших предпринимателей о том, чтобы они не очень‑то рассчитывали на надёжность своих вкладов за рубежом, что может наступить время, когда им несладко придётся. Вот оно практически наступило.

Обращаю внимание на то, что наиболее крупные инвестиции в Россию приходят из таких стран, как Кипр и Нидерланды. Что это такое? Это просто репатриация капиталов, вот и всё. Кстати, о чём это говорит до сих пор? Это говорит о том, что доверие к экономике есть и оно возрастает, а вот доверие к защите интересов, в том числе интересов в данном случае предпринимателей, пока ещё не на очень высоком уровне, поэтому предпочитают часто уходить в другую юрисдикцию. Это тоже отдельный вопрос, о котором мы ещё неоднократно поговорим, и будем над этим работать.

Решения наши должны быть взвешенными, сбалансированными, они не должны наносить ущерб всем составляющим движения вперёд и наверх. Но у нас с вами так и получается. Часто получается в спорах, в достаточно жарких спорах, но именно в споре и рождается истина.

Хочу поздравить Михаила Викторовича Шмакова с переизбранием его на высокую должность председателя Федерации независимых профсоюзов России. Надеюсь, что он использует свой опыт, авторитет и внутри страны, и на международной арене – там, я обратил внимание, к нему тоже относятся с большим уважением. Вам больших успехов.

М.Шмаков: Владимир Владимирович, я хочу ещё на минуту Вас задержать и передать послание из города Пикалёво, где 4 июня десять лет назад Вы призвали к социальной ответственности известных работодателей, предпринимателей, которые всё‑таки с тех пор нормально относятся к своему трудовому коллективу. Здесь записка, благодарность Вам.

Сегодня в Москве в центральном офисе Профсоюза прошёл первый этап VIII съезда Общероссийского Профсоюза образования. С учётом сложившейся ситуации с распространением коронавируса Центральным Советом Профсоюза было принято решение о проведении первого этапа съезда в очно–заочном режиме. Второй этап съезда пройдёт в очном формате в октябре 2020 года в городе Москве. Центральным событием второго этапа съезда станет утверждение новой редакции Устава Общероссийского Профсоюза образования.

Накануне в онлайн-режиме прошло пленарное заседание Центрального Совета Профсоюза, на котором была подтверждена готовность регионов к участию в работе съезда. Участниками пленума было отмечено, что проведение основного мероприятия Профсоюза в цифровом формате и 2020 год, объявленный "Годом цифровизации в Профсоюзе", - ещё одно подтверждение инновационного развития организации и готовности всей структуры и профсоюзного актива к работе в цифровом деловом пространстве.

20 марта в 9:00 по московскому времени делегаты cъезда из 80 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза всех субъектов Российской Федерации были подключены к интернет-ресурсу и прошли личную регистрацию. Делегаты Московской городской и Московской областной организаций Профсоюза были зарегистрированы для участия в работе съезда непосредственно в месте его проведения.

Работа съезда началась в 10:00. Из 259 делегатов съезда Профсоюза на начало съезда зарегистрировались и приняли участие в его работе 234 человека, что составило необходимый кворум для принятия решений по вопросам повестки съезда. Делегаты единодушно проголосовали за проведение съезда и избрание его рабочих органов: президиума, секретариата, мандатной, счётной и редакционной комиссий.

Открывая съезд, Председатель Профсоюза Галина Меркулова отметила, что "Проведение съезда Профсоюза в определённые сроки в соответствии с законом и нашим уставом - необходимость. Понимая это и учитывая сложившуюся ситуацию, мы с вами не растерялись и выработали новые подходы к проведению съезда. И впервые в истории профсоюзного движения съезд проводится в дистанционном режиме, сохраняя при этом необходимую процедуру, легитимность и законность. Это стало возможным, в том числе и благодаря тому, что все предыдущие годы мы уверенно двигались по пути инновационного развития, цифровизации и качественного информационного обеспечения всей структуры нашей организации. И, конечно, по пути профессионального развития наших профсоюзных кадров".

В начале работы съезда были заслушаны и одобрены отчёт о работе Центрального Совета Профсоюза и отчёт Контрольно-ревизионной комиссии Профсоюза - за период с марта 2015 года по март 2020 года. Далее, согласно повестке, рассматривались вопросы о прекращении полномочий выборных органов Профсоюза с последующим избранием Председателя Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации и формированием коллегиального, постоянно действующего руководящего органа, избрание Центрального Совета Профсоюза, Контрольно-ревизионной комиссии и образование Исполнительного комитета Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации. Открытое голосование за пункты повестки съезда велось, согласно формату мероприятия, в очно-заочном режиме, результаты голосования фиксировались мандатной комиссией съезда.

Председателем Общероссийского Профсоюза образования единодушно избрана председатель Международного объединения профсоюзов работников образования и науки, вице-президент Европейского комитета профсоюзов образования, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер Ордена Дружбы Галина Меркулова.

На последующем заседании Центрального Совета Профсоюза рассматривались вопросы об избрании заместителей председателя Профсоюза, утверждении секретарей Центрального Совета Профсоюза по федеральным округам, постоянных комиссиях ЦС Профсоюза и советах при ЦС Профсоюза и избрании Исполнительного комитета Общероссийского Профсоюза образования.

Заместителями председателя Общероссийского Профсоюза образования единогласно избраны Михаил Авдеенко, Вадим Дудин и Татьяна Куприянова.

Закрывая мероприятия VIII съезда Общероссийского Профсоюза образования, Председатель Профсоюза Галина Меркулова ещё раз поблагодарила делегатов за конструктивную работу, а также профессионализм и умение всей многомиллионной профсоюзной команды оперативно и адекватно реагировать на вызовы времени. "Мы ещё раз подтвердили, - отметила Галина Ивановна, - что наш профессиональный союз – это команда профессионалов, которая, согласно девизу нашего съезда, строит будущее здесь, сегодня и сейчас".

Делегаты съезда встретятся в октябре 2020 года в городе Москве, где пройдёт второй очный этап съезда, на котором будут приняты программные документы Профсоюза и утверждена новая редакция устава Общероссийского Профсоюза образования.

Дополнительная информация и документация съезда будет опубликована на нашем сайте.

Закончился VI Съезд Федерации независимых профсоюзов России. Завершен еще один этап в жизни и деятельности профсоюзов нашей страны. КПРФ никогда не стояла в стороне от проблем наемных работников, трудовых коллективов и всегда занимала позиции сотрудничества с профсоюзами, поддержки тех их действий, которые не на словах, а на деле соответствуют интересам людей труда. «Мы уважаем их взгляды и не навязываем своих. Но в диалоге и взаимодействии с ними, не считаем нужным скрывать своего убеждения, что защита национально-государственных интересов России органически сливается сегодня в борьбе против колониального порабощения и контрреволюции, за социализм и советские формы народовластия. Мы убеждены, что жизнь подтвердит нашу правоту».[1]

VI Съезд ФНПР обсудил Отчетный доклад Генерального Совета ФНПР о деятельности по выполнению решений IV съезда Федерации Независимых Профсоюзов России и действиях Федерации, ее членских организаций по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов. Был принят ряд резолюций:«Организационное и кадровое укрепление – основа эффективной деятельности профсоюзов»; «Молодежь – стратегический ресурс профсоюзов»; «Человеку труда – достойную зарплату за добросовестный труд»; «О миграции иностранной рабочей силы»; «Об эффективной занятости, профессиональном образовании, подготовке кадров и непрерывном обучении»; «О проблемах обеспечения россиян достойным жильем»; «О социально-экономической политике»; «О ценах и тарифах»; «О защите социально-экономических прав граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; «О социальном страховании»; «Об отношении к пенсионной реформе»; «Об охране труда и экологии»; «О совершенствовании информационной работы профсоюзов»; «По международным вопросам»; «О финансовой политике профсоюзов». Съезд выступил с обращением к органам государственной власти Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и принял программный документ перспективных действий Федерации Независимых Профсоюзов России «За достойный труд».

Как видно из этого перечня обсуждались острые вопросы жизни трудящихся. Ответы на эти вопросы – лучшая характеристика Федерации независимых профсоюзов России, её региональных структур и отраслевых профсоюзов.

Главный вопрос, поставленный VI съездом ФНПР,— о достойной заработной плате. Констатируя, что нынешний её уровень является позорным, съезд ограничился требованием к федеральным органам государственной власти установить в течение 2007 года минимальный размер оплаты труда не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека. Как при этом не вспомнить, что именно руководители ФНПР благословили внесение в Трудовой кодекс 421-й статьи: “Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего кодекса (не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека), а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом”. Однако не кто иной, как заместитель председателя ФНПР А.К. Исаев, с думской трибуны пытался убедить депутатов фракции КПРФ, что немедленное введение в действие статьи 133 в полном объеме невозможно. Вспомним, тогда, в 2001 году, минимальный размер оплаты труда составлял 27% от прожиточного минимума. Депутаты фракции КПРФ в Государственной думе предлагали принять закон о поэтапном увеличении минимального размера оплаты труда: в 2004 году — 40%, в 2005-м — 60%, в 2006-м — 80%, с тем чтобы к 2007 году достичь 100 %. Однако этот законопроект был провален. И главную роль в этом сыграл нынешний член президиума Генерального совета партии “Единая Россия”, председатель Комитета Государственной думы по труду и социальной политике, заместитель председателя ФНПР А.К. Исаев. Сейчас, по словам председателя ФНПР М.В. Шмакова, на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда до сих пор составляет только треть от прожиточного минимума. За пять лет ничего, по сути, не изменилось. Теперь трудящимся предложено подождать до 2008 года. Посмотрим, соблаговолит ли государственная власть прислушаться к требованиям съезда ФНПР.

Рассматривая вопрос о социально-экономической политике, съезд отметил: “Практическая отмена социального страхования, введение плоской шкалы налогообложения доходов населения, возложение содержания и восстановления полуразрушенного жилого фонда и коммуникаций жизнеобеспечения на плечи населения с неадекватными доходами, стремление провести “реформы” в образовании, медицине, культуре и других отраслях, оказывающих социальные услуги населению, за счет работников этих отраслей и самого населения — всё это продолжение изначально избранной политики, результатом которой стало сокращение населения в беспрецедентных размерах”. Можно подписаться под любым словом. Всё правда. Съезд призвал органы власти проводить взвешенные, просчитанные по последствиям социально-экономические реформы, направленные на реальное улучшение качества жизни граждан России.

Похвалив президента РФ за появление приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье — гражданам России”, съезд ФНПР убедительно показал, что Жилищный кодекс РФ, возложивший всё бремя текущего содержания и капитального ремонта изношенного жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры на население без учета его реальных возможностей, нежизнеспособен. Ведь в намерения правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу вовсе не входит существенное повышение уровня доходов населения. Однако, точно и жестко оценивая негативные действия органов власти всех уровней, высший руководящий орган ФНПР ограничивается рекомендациями, просьбами и призывами, обращенными к власти.

Вопреки элементарной логике, съезд усматривает в стратегическом партнёрстве ФНПР и “Единой России”, имеющей большинство в Госдуме, инструмент профсоюзного влияния на принятие решений по законопроектам, затрагивающим коренные интересы работников.

О том, как на деле ведут себя руководство ФНПР и ее представители в Государственной думе, красноречиво свидетельствует принятие закона “Об автономных учреждениях”. Среди авторов — “единороссы” Н.И. Булаев, А.К. Исаев. Общероссийские профсоюзы непроизводственной сферы, и в первую очередь — профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, решительно выступили против принятия этого закона, ставящего под угрозу право на бесплатное образование. Они активно убеждали депутатов, обратились к фракциям политических партий и руководству Государственной думы, требуя заблокировать закон. Эти требования нашли безоговорочную поддержку фракции КПРФ в Госдуме. В период подготовки слушаний закона во втором чтении профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации объявил о проведении серии массовых протестных действий. Пикеты профсоюза у Государственной Думы должны были пройти при поддержке организаций, входящих в Штаб по координации действий протеста. Профсоюз намеревался принять участие в митинге против принятия закона «Об автономных учреждениях», организованном коммунистами.

Однако его руководство подверглось жесткому давлению властных структур. Не отстали от властей и руководители ФНПР — по-видимому, во имя стратегического партнерства. В итоге профсоюз отказался от проведения акций, закон “Об автономных учреждениях” был принят без каких-либо существенных изменений. После этого слова, содержащиеся в отчётном докладе съезду Генерального совета ФНПР, о том, что “одним из основных каналов влияния профсоюзов на законотворчество остаётся Комитет Государственной думы по труду и социальной политике в значительной мере благодаря заместителю председателя ФНПР Андрею Исаеву. Занимая стратегически важный для профсоюзов пост председателя комитета, А.Исаев инициирует и поддерживает рассмотрение в Государственной Думе важных для профсоюзов вопросов социально-экономического характера»[2]”, звучат как нелепая шутка.

Программный документ “За достойный труд” декларируется как перспектива действий Федерации независимых профсоюзов России: “ФНПР будет свойственными ей методами способствовать и добиваться ускорения темпов развития экономики, формирования структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы с точки зрения интересов государства, наемных работников, бизнеса”. Ни поручений, ни рекомендаций по организации каких-либо конкретных действий съезд не принял.

Дальше — робкое сообщение о том, что федерация “не исключает возможности использования коллективных действий профсоюзов вплоть до забастовок в случаях, когда работодатели и органы исполнительной власти уклоняются от конструктивного сотрудничества, предпринимают попытки подменить реальное партнер-ство формальными переговорами и формальными обязательствами, предпринимают попытки ослабить профсоюзы и причиняют ущерб их имиджу”. Заметьте, не в случаях увольнений работников, не в случаях ущемления прав трудящихся, а только при нанесении ущерба профсоюзным структурам, то есть себе любимым.

Такая же позиция у руководителей ФНПР при рассмотрении проблем банкротства предприятий. VI Съезд ФНПР, констатировав сокращение числа и ухудшение качества рабочих мест, ни слова не сказал о борьбе за права членов профсоюзов, теряющих при этом рабочие места.

Съезд видит необходимость сохранения и расширения прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе совершенствование норм Трудового кодекса Российской Федерации. Правильная позиция. Только какой же злодей отправил под нож существенную часть прав работников и профсоюзов при замене в 2001 году Кодекса законов о труде РСФСР на нынешний Трудовой кодекс РФ? Воистину, что имеем — не храним, потерявши — плачем.

В материалах съезда говорится и о профсоюзной солидарности. Однако солидарность эта признается только на международном уровне. ФНПР не желает замечать, что, кроме неё, существуют в России и другие федерации и ассоциации профсоюзов. А ведь Конфедерация труда России и Всероссийская конфедерация труда — такие же признанные, равноправные и авторитетные члены Международной конфедерации свободных профсоюзов, активные участники в практической деятельности группы трудящихся в Международной организации труда, в деятельности европейских профсоюзов, соратники профцентров стран СНГ и дальнего зарубежья. Эти конфедерации, Федерация профсоюзов работников морского транспорта и Общероссийское объединение профсоюзов гражданской авиации являются членами Российской трехсторонней комиссии. Однако на съезде ФНПР было заявлено, что профсоюзы и профсоюзные объединения, не входящие в Федерацию независимых профсоюзов России,— это, дескать, “маргинальные и не имеющие ничего общего с профсоюзами (кроме названия) организации”.

Газета ФНПР “Солидарность” (№ 42 от 15 ноября 2006 года) сообщает о борьбе боливийских шахтеров с полицией, об общенациональных забастовках работников автозаправочных станций и участковых врачей-терапевтов в Испании, медиков в Доминиканской Республике, об акции протеста на судостроительном заводе в Египте, о том, что шесть профобъединений железнодорожников Франции организовали и провели общенациональную забастовку, а металлурги Южной Африки в ближайшее время начнут масштабные забастовки и другие акции протеста. Участники этих действий требуют повышения зарплаты, улучшения условий труда и сохранения рабочих мест.

Нашлось в газете и место для сообщения о том, что руководство фондовой биржи Нью-Йорка намерено снизить расходы и сократить около 18% работников. О том, что всеизраильское профобъединение “Гистадрут” достигло компромиссного соглашения с администрацией управления аэропортов Израиля о порядке сокращения персонала международного аэропорта имени Бен-Гуриона.

Всё это свидетельства обострения классовой борьбы в мире. А вот в нашей стране, по мнению идеологов ФНПР, она странным образом отсутствует. Острые конфликты между руководством и сотрудниками крупных нефтяных компаний России (“Сургутнефтегаз”, “Славнефть”, “Роснефть”), в которых участвуют тысячи тружеников, ими как бы не замечаются. Представители рабочих этих компаний, приехавшие в Москву, чтобы обратить внимание профсоюзного руководства на свои проблемы, вместо съезда ФНПР очутились. в суде. Правда, суд оказался лояльнее профсоюзного руководства и не нашел ничего преступного в действиях рабочих. Не случайно Р.Б. Курмаев, профгрупорг, бригадир плавильщиков ферросплавов Челябинского электрометаллургического комбината, выступая на съезде, сказал: “Мы лучше знаем о работе и влиянии профсоюзов во Франции, в Италии или Польше. Правительства этих стран уважают профсоюзы и побаиваются их солидарных действий”.

Отказавшись от жесткой практической борьбы за права трудящихся, ФНПР сосредоточилась на принципе социального партнерства исполнительной власти и работодателей. Но ведь партнерство предполагает равенство сторон, признающих необходимость выработки согласованных решений. Между тем собственники и государство не только не стремятся к равноправию в отношениях с трудящимися, но и постоянно ухудшают их положение, сокращают высокотехнологичные рабочие места, не борются с безработицей, узаконили нищету работников. Не имея воли и готовности противопоставить диктату собственника массовые действия в различных формах, профсоюзы из полноправного участника переговоров неизбежно превращаются в жалких попрошаек. Сам же Шмаков в интервью перед съездом признал, что меч в руках профсоюзов — картонный. Тем не менее ни одного решения, практически вооружающего профсоюзы, VI съезд ФНПР не принял.

Даже простая поддержка выступлений трудящихся за свои права становится для некоторых профсоюзов неподъемным делом. Об этом, в частности, свидетельствуют события в Сургуте, Мегионе, Нижневартовске и ряде других городов региона. Руководители Нефтегазстройпрофсоюза усмотрели в многотысячных выступлениях работников отрасли в Ханты-Мансийском автономном округе всего лишь активизацию деструктивных движений “для реализации своих политических амбиций на волне раскачивания недовольства отдельными фактами нарушения прав трудящихся[3]”. Профсоюзы ФНПР в своем большинстве не только не могут применять активные методы воздействия на работодателей и власть, но и не желают поддерживать выступления членов профсоюза.

Горизонты сотрудничества КПРФ с профсоюзами

Что же должны делать организации и члены КПРФ во взаимоотношениях с профсоюзами?

Во-первых, вести разъяснительную агитационно-пропагандистскую работу в профсоюзных организациях ФНПР — от первичек до региональных объединений и отраслевых профсоюзов, побуждать их к конкретным действиям для решения проблем и разрешения противоречий между трудом и капиталом. Эти противоречия определены в программных материалах и документах КПРФ. Хорошим поводом для этой работы может и должно стать изучение материалов съезда ФНПР в первичных профсоюзных организациях. Коммунисты вправе организовать такое обсуждение. Это не нарушает принципа независимо-сти от политических партий, провозглашенного ФНПР, поскольку подавляющая часть работающих коммунистов является членами профсоюзов. Аналогичную работу можно и нужно проводить и в профсоюзных организациях, не входящих в ФНПР.

Во-вторых, держать под контролем подготовку и выполнение коллективных договоров, мобилизуя трудовые коллективы и профсоюзные организации на действия по коллективной самозащите.

В-третьих, всемерно препятствовать ликвидации рабочих мест и предприятий, используя для этого сочетание парламентских и непарламентских действий.

Необходимо также оказывать действенную поддержку профсоюзам и тем их лидерам, которые не на словах, а на деле отстаивают интересы рабочих и крестьян, участвовать в деятельности выборных органов профсоюзов на всех уровнях. Там же, где существующие профсоюзные организации не отвечают на вызовы времени, где отвергается живое творчество масс, коммунисты должны активно содействовать созданию и становлению новых профсоюзных организаций, выполняющих свой долг перед трудящимися.

Разумеется, в этой работе каждому члену партии, каждому руководителю партийной организации нужно проявлять максимум такта, гибкости и терпения.

VI съезд ФНПР показал, что широкие профсоюзные массы не принимают социально-экономическую политику правительства Путина – Фрадкова, а руководство федерации уже не может уклоняться от объективной оценки социально-экономического курса власти. Однако, дав ему верную оценку, обозначив необходимость коренных перемен, что полностью совпадает с позицией Коммунистической партии Российской Федерации, руководящий орган крупнейшего в стране объединения профсоюзов не предложил трудящимся никакой конкретной программы действий. Такая программа есть у КПРФ, и долг коммунистов — донести ее до широкой профсоюзной общественности, совместными усилиями решать поставленные временем задачи.

Председатель Комиссии ЦК КПРФ

по рабочему, профсоюзному движению

и связям с общественными организациями.

[1]Программа политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». КПРФ в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (2001 – 2005). Стр. 56. М ., ИТРК, 2005.

09 сентября 2020 года в Москве состоялся очередной XI Съезд Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" со следующей повесткой дня:

1. Отчет Центрального комитета Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" о деятельности за период с сентября 2015 года по сентябрь 2020 года по выполнению решений X Съезда Профсоюза и направлениях дальнейшей деятельности Профсоюза до 2025 года включительно.

2. Отчет Контрольно-ревизионной комиссии Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" за период с сентября 2015 года по сентябрь 2020 года.

3. О прекращении полномочий органов Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" и об образовании органов Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения».

4. О выборах Председателя Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения».

5. О выборах Центрального комитета Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения».

6. О выборах Президиума и Резерва в состав Президиума Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения».

7. О выборах Контрольно-ревизионной комиссии Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения».

8. Об утверждении "Положения о Контрольно-ревизионной комиссии Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения".

9. Об утверждении «Порядка определения единого размера и способов уплаты отчислений от членских профсоюзных взносов членов Профсоюза первичными профсоюзными организациями Профсоюза на обеспечение уставной деятельности Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения».

В работе Съезда приняли участие:

- Диркова Светлана Анатольевна – Исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз работодателей ракетно-космической промышленности России";

- Кришталь Давид Михайлович - Заместитель Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России;

- Чекменев Андрей Иванович – Председатель Российского профсоюза работников промышленности; Председатель Ассоциации российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности;

- Фомичев Игорь Алексеевич – Председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности;

- Прокофьева Елена Евгеньевна - руководитель группы Департамента организационной работы и развития профсоюзного движения Аппарата ФНПР.

В начале работы Съезда были зачитаны приветствия, с которыми к делегатам Съезда обратились:

- Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз работодателей ракетно-космической промышленности России";

- Ассоциация Российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности;

- Общественная организация "Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности";

- Российский профессиональный союз работников атомной энергетики и промышленности;

- Российский профсоюз работников судостроения;

- Общественная организация "Общероссийский профсоюз работников судостроения, судоремонта и морской техники";

- Российский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности.

По всем рассмотренным вопросам повестки дня Съезд принял соответствующие постановления.

Председателем Профсоюза вновь избран Щорба Станислав Владимирович.

В этот же день 09 сентября 2020 года состоялся I организационный Пленум Центрального комитета Профсоюза, на котором заместителем Председателя Профсоюза вновь избран Вишневский Игорь Станиславович.

Накануне проведения Съезда Профсоюза 08 сентября 2020 года в Москве состоялся XI Пленум Центрального комитета Профсоюза, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

1. Об основных положениях отчетного доклада «Отчет Центрального комитета Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" о деятельности за период с сентября 2015 года по сентябрь 2020 года по выполнению решений X Съезда Профсоюза и направлениях дальнейшей деятельности Профсоюза до 2025 года включительно» и о проекте Резолюции XI Съезда Профсоюза «Дальнейшее развитие системы социального партнерства – базовый элемент развития ракетно-космической промышленности Российской Федерации, повышения экономической эффективности деятельности организаций, создания условий для достойного труда и повышения благосостояния работников ракетно-космической промышленности Российской Федерации», являющейся Приложением к постановлению XI Съезда Профсоюза.

2. Об основных положениях Отчета Контрольно-ревизионной комиссии Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" за период с сентября 2015 года по сентябрь 2020 года.

3. О предложениях первичных профсоюзных организаций по кандидатурам на должность Председателя Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения".

4. О предложениях первичных профсоюзных организаций по кандидатурам на должность заместителя Председателя Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения".

5. О кандидатурах в состав Центрального комитета Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения".

6. О кандидатурах в состав Президиума и Резерва в состав Президиума Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения".

7. О кандидатурах в состав Контрольно-ревизионной комиссии Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения".

8. Об итогах работы "Комиссии Профсоюза по подготовке доклада мандатной комиссии XI Съезду Профсоюза по избранию делегатов XI Съезда Профсоюза, выдвижению кандидатур в состав ЦК Профсоюза, КРК Профсоюза, Президиума Профсоюза, Резерва в состав Президиума Профсоюза и проверке их полномочий".

9. О прекращении полномочий органов Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" и об образовании органов Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения».

Читайте также: