Что такое словарная работа в детском саду

Опубликовано: 30.05.2024

1. Особенности содержания словарной работы в детском саду.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1- обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

2 - закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами;

3 - активизация словаря. Усваиваемые детьми словаделятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь, что происходит при закреплении и воспроизведении слова в речи ребенка. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

4 - устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

2. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте.

В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словаря детей дошкольного возраста,выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Качественное развитие – развитие значений слов. Оно идет в направлении от полисемантизма к обобщению.Выделяют четыре степени обобщения:

1 - слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни;

2 - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;

3 - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года;

4 - слово достигает высшей стадии интеграции. Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).

Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей.

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».

Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

3. Содержание словарной работы.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работыможно проследить в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно

увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Комплексные программы для образования дошкольников предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.

Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).

Рассматривание предметов и живых объектов также усложняется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.

В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду» В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в детском саду» Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Суть патриотического.

Консультация для воспитателей «Театральная студия в детском саду» Театральная студия в нашем ДОУ работает по программе,созданой на основе учебной развивающей программы Щеткина А. В. «Театральная деятельность.

Консультация для воспитателей «Изодеятельность в детском саду» Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря.

Консультация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду» Консультация для воспитателей на тему: «Физкультурно- оздоровительная работа в детском саду» Цель: Оздоровительная работа детей – сохранение.

Консультация для воспитателей «Проблемы организации игр в современном детском саду»
Консультация для воспитателей «Проблемы организации игр в современном детском саду» Консультация для воспитателей. Проблемы организации игр в современном детском саду. Воспитатель I категории д/сад «Алпамыс» Казахстан, г.

Консультация для воспитателей «В детском саду-мюзикл?!» Видео В ДЕТСКОМ САДУ – МЮЗИКЛ!Почему же мюзикл, да еще и в детском саду! Такой вопрос в мой адрес прозвучал неоднократно. Постараюсь ответить.

«Мини-музей в детском саду». Консультация для воспитателей Актуальность проблемы создания мини-музеев в детском саду. Дети в любом возрасте очень любознательны, они задают взрослым множество вопросов.

Консультация для воспитателей «А у нас, в детском саду, мы играем» 1-слайд. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,.

Консультация для воспитателей «Тестопластика — лепка в детском саду» Методическая разработка Тестопластика – лепка в детском саду. Конопляникова Ольга Владимировна, воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад №.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей, имеет большое значение для общего развития ребенка.

Содержимое разработки

«Теоретические основы методики словарной работы в детском саду»

«Теоретические основы методики словарной работы в детском саду»

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему.

Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длитель­ный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование уме­ния использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей, имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важ­ным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в он­тогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и в значениях слов (А.Н.Леонтьев).

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарнго запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повсе­дневной жизни, общении.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. Нормой считается 10 – 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово — «я», затем «я хочу», «я буду», «я люблю».

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).

Задачи и содержание словарной работы.

Методика словарной работы имеет направления:

1) обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4-6 слов;

2) уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.);

3) активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Совершенно естественно, что эти основные направления существуют и в детском саду. Но содержание словаря, предлагаемого дошкольникам, конечно, своеобразно, оно определяется программой.

Обогащение словаря (способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими).

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Активизация словаря. Вос­питатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова.

Устранение нелитературных слов (вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.)).

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая имеет специфику, приемы и методы. Выделяются занятия, главной целью которых будет решение конкретной задачи словарной работы, а другие осуществляются попутно. Содержание словарной работы в возрастных группах определяется основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения.

Общие вопросы методики словарной работы.

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп. Это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы:

— единство развития словаря и восприятия, представлений, мышления;

— опора на активное и действенное познание окружаю­щего мира;

— связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

— использование наглядности как основы для органи­зации познавательной и речевой активности;

— решение задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической, фонетической сторон речи, развитием связной речи;

— семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений известных в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Приемы словарной работы помогают выделить нужно слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, содействовать употреблению в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.

Называние (образец произношения) нового или трудного. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений (четкая дикция, несколько утрированная артикуляция, логическое ударение, интонирование, смена силы голоса, пауза перед словом, прямые словесные указания). Произносить слово нужно медленно, орфоэпически правильно, но не по слогам.

Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка»,— говорит воспитатель, открывая дверцу духовки и показывая жестом.

Иногда называние нужно сопровождать толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом), например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».

Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос.

Как прием можно применять некоторые упражнения или дидактические игры, загадки, сравнение предметов, кратковременные упражнения в подборе слова (Кто больше увидит и назовет?), словесные игры на классификацию предметов и др.

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки.

Можно выделить две группы методов словарной работы: методы накопле­ния содержания детской речи (ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малозна­комым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Словарная работа в разных видах деятельности.

Бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков, самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные, умывальные принадлежности, их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает обобщения, основанные на существенных признаках.

В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.

Игра. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, соответствующие глаголы.

Творческая художественная деятельность. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах способствуют активизации образного словаря.

Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; занятия по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т. д.

Используемая литература

Воронина Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / Воронина Л. П. // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 7. – С. 57-69.

Романович О. Назови слово : [развитие речи дошкольников] / Романович О. // Обруч. – 2010. – № 2. – С. 8-9.

Смирнова Е. Как помочь маленькому ребенку заговорить: особенности речевого развития ребенка раннего возраста. / Смирнова Е. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). – 2012. – № 2. – С. 14-16.

Смирнова Е. Развиваем речь в игре / Смирнова Е. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). – 2012. – № 2. – С. 17.

Справникова И. Н. Слово на ладошке : [родительское собрание] / Справникова И. Л. В. // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 85-89.

Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) – Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) – Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 256 с.

Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 287 с.

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Развитие речи ребенка должно соответствовать развитию представлений и знаний детей

Статья:

Развитие речи ребенка должно соответствовать развитию представлений и знаний детей. Развитие словаря – это длительный процесс, в котором выделяются две стороны: количественная и качественная.
Количественный рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, к концу второго года жизни он составляет 300 — 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и за счет овладения способами образования слов.

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово — «я», затем «я хочу», «я буду», «я люблю».
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Осуществляя словарную работу, воспитатели должны придерживаться следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Основные направления содержания словарной работы в детском саду
Содержание словаря, предлагаемого дошкольникам своеобразно, оно определяется программой детского сада. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.
1. Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов. Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших. Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.
В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.
Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.
Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п.
Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.
2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей: собирательные существительные - обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные - красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные - городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Например, смысл слов день Победы маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, они означают для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает всенародное значение этого праздника. С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия.
Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка - принадлежность для письма, ручка - фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
3. Активизация словаря. Активизация словаря - важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В любой общеобразовательной программе специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. (холодный - горячий, толстый - тонкий, утро - вечер).
4. Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а, следовательно, свои приемы и методы. В учебном процессе в детском саду выделяются занятия, главной целью которых будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно.
Методика словарной работы в детском саду
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Можно выделить две группы методов:
1) методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и
2) методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино и видеофильмов, просмотр телепередач.
Но, помните, осмотры должны быть интересны детям. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны. Ребенку разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней. К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи. При определении программного содержания наблюдений, экскурсий задачи развития речи входят в состав образовательных задач. Воспитатель четко намечает те слова, которые подлежат усвоению детьми и будут предметом особого внимания. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное речевое сопровождение педагога во время восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова. Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. Повторение должно представлять буквально индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово - аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»). Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла. При пояснении значений слов прежде всего обращают внимание ребенка на функции предметов; при объяснении этимологии мотивированных названий также подчеркивают функцию предмета (самосвал - грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы - люди, которые пешком ходят, и т. п.).
Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.
Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приемом работы над словом.
Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря - природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов.
Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.
Все методисты отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков; постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами; обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов); придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок; загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова.

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов дошкольного образования. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубин-штейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому до-школьная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон детей планомерно, систематически.

Для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трёх сторон:

1. соотнесения слова с предметом;

2. связи слова с определенным понятием;

3. соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В.Гербовой.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое внимание приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников. Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова. Словарная работа в каждой группе проводится на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.

Прежде всего, это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют её характер, содержание, формы организации, методы и приёмы. К таким принципам относятся:

•единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышлением;

•опора на активное и действенное познание окружающего мира;

•связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

•использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

•решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

•семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Задачи словарной работы определяют, исходя из особенностей словаря детей. Выделяют общие и специальные задачи словарной работы

•Обогащение, расширение словаря разными частями речи;

•Активизация словаря, переход слов из пассивного словаря в активный;

•Замена диалектизмов, местных говоров словами литературного произношения.

•Обогащение словаря детей народными образными выражениями, пословицами, поговорками, антонимами, метафорами, эпитетами;

•Усвоение детьми обобщений, понятий, основного и переносного значения слова;

•Формирования навыков словообразования и т.д.

Первоочерёдность задач словарной работы по-разному определяется в каждой возрастной группе. Так, в младшей группе в первую очередь выдвигается задача обогащения и уточнения словаря, в средней – уточнение и обогащение, а в старшем дошкольном возрасте – уточнение, активизация и обогащение словаря.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребёнком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

Прежде всего, дети усваивают:

•бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

•Природоведческий словарь: слова, обозначающие явления неживой природы, растений, животных.

•Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

•Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, пе-реживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предме-тов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создаются при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый);

•Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И.Логинова выделила три таких направления:

•расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

•усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

•введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. К концу старшего дошкольного возраста у ребёнка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарный состав языка, совокупность слов, употребляемых ребёнком), особое внимание следует уделять качественной стороне словаря: увеличение лексического запаса за счёт слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, а также многозначных слов.

Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

1. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

2. Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

3. Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.

4. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

5. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими – "Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда?" и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – "Почему? Зачем? Чем похожи?" вспомогательные вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.

В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе. Большая роль в активизации словаря принадлежит игре.

В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы. Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.

Словарная работа проводится в образовательной деятельности по всем разделам программы. Например, по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т.д.

Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря».

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. Л.С. Выготский отмечал: "… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи".

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей. Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе.

Список используемой литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2006.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология".- 4-е изд.- М., 1999.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.

5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.

6. Логинова В.И. Формирование словаря/Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1994.

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие./ Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева.- М., 2001.

8. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.

9. Рудик О.С. Развитие речи детей 2 – 4 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005.

11. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.

12. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- СПб. "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007.

Развитие лексической стороны речи, работа над словом как над исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Ф.А. Сохин отмечал, что в дошкольном возрасте «закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов»[15, С. 64].

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры, общения. Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминания [21, С. 77].

Основное внимание в словарной работе уделяется обогащению и активизации словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить:

· Семантическую валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами.

Все эти качества необходимо учитывать при проведении работы в детском саду [22, С.54].

Говоря о словарной работе, нельзя не сказать об активном и пассивном словаре.

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в повседневной речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но в речи не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет перед собой специальную задачу.

Осуществляя словарную работу, воспитатели должны придерживаться следующих принципов:

1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3. Все задачи словарной заботы решаются в единстве и в определенной последовательности [7, С. 32].

В отечественной методике развития речи дошкольников задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы [1, С. 100].

Словарная работа в детском саду осуществляется не только во всех видах непосредственной образовательной деятельности с детьми, но и в режимных моментах, трудовой, игровой деятельности, при выполнении физических упражнений и на утренней зарядке, гимнастике после сна, на прогулке и т.д. Словарная работа – это планомерное расширение, углубление и обогащение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, их труде и отношениях; в процессе нее происходит количественное накопление ребенком слов, освоение их содержания и активное использование их в речи.

Задачи словарной работы определяются, исходя из особенностей словаря детей. Выделяются следующие задачи словарной работы:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не известных детям слов.

2. Уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений).

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные) [21, С. 87].

Рассмотрим подробно каждую из задач.

1. Обогащение словаря.

Осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Расширение словаря ребенка происходит через усвоение им ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в его лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.) [23, С. 18].

Основную часть лексики составляют существительные, прилагательные, глаголы, числительные и наречия. Большую трудность для усвоения ребенком составляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики: они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном происходит во время образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы в образовательной деятельности по развитию речи [21, С. 85].

2. Закрепление и уточнение словаря - понимается прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

В специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные – обувь, транспорт мебель и др., отвлеченные существительные (красота, тишина, чистота и т.п)., числительные, относительные прилагательные – городской, пассажирский, железный и т.д., а также слова, сложные в звуковом отношении (тротуар, экскаваторщик). В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия [15, С. 114].

Также необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

3. Активизация словаря. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Активизация словаря – увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых понимается ребенком [12, С 18].

К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть один из важных условий развития дара слова» [1, С. 38].

4. Устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов. В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам приходится сталкиваться с этим явлением [16, С. 64]

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы.

Все методы обогащения словаря можно подразделить на две большие группы: методы непосредственного обогащения словаря и опосредованные методы.

К первой группе относятся: наблюдения, обзорные экскурсии, рассматривание и беседа по репродукциям картин, дидактические игры с предметами, игрушками, картинками, показ диа-, видео-, кино-фильмов, разного рода театров. В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка. Все они сопровождаются наглядностью. Ребенок имеет возможность сам увидеть, притронуться, понюхать, обследовать предмет или явление. Каждое слово при этом наполняется конкретным содержанием. Наличие наглядного образа стимулирует языковую активность [17, С. 32].

К опосредованным методам принадлежат чтение рассказов и стихов познавательного содержания, беседы, устное народное творчество, словесные дидактические игры. К приемам словарной работы относятся: речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование их значений, приемы привлечения внимания детей к слову, включение слова в предложения, показ его сочетаний с другими словами [21, С. 74].

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

· Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

· Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

· Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании [7, С. 2].

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Комплексные программы для образования дошкольников предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.

Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий, наблюдения, рассматривание предметов, картин и другие наглядные методы занимают ведущее место в словарной работе. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение) [22, С. 9].

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач [17, С. 33].

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 992 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: