Что такое трудовая деятельность

Опубликовано: 17.09.2024

Общие понятия о трудовой деятельности человека и условиях его труда

Трудовая деятельность (труд) — это особая энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет те или иные элементы внешнего мира и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Продукт труда может быть выражен в стоимостной, денежной форме как полученный в результате его реализации доход или заработок.

В процессе труда человек взаимодействует с предметами труда и средствами труда , а также с окружающей средой . Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется развитием технологий , уровнем автоматизации производства.


Процесс труда

Необходимым условием производительного труда является его безопасность труда, соответствие санитарно-гигиеническим, эргономическим и эстетическим требованиям. Проблема взаимоотношений человека и природы стала предметом нового научного направления — социальной экологии .

Неисчерпаемое многообразие видов труда легко можно классифицировать по типам и формам. Так, социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По данному признаку различают частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд (организационные формы этих видов труда — индивидуальный и коллективный труд). Социальный характер труда проявляется в формировании способов его мотивации (желание, осознанная необходимость, принуждение). Структурный характер труда определяется содержанием труда ; главными параметрами здесь выступают степень интеллектуализации и квалификационная сложность трудовых функций . Степень интеллектуализации трудовой функции различается в зависимости от доли содержащихся в ней элементов умственного и физического труда, а также от доли творческого и репродуктивного (нетворческого) труда.

Физический труд — это одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической . В процессе физического труда человек использует мышечную энергию и силу для приведения в действие средств и орудий труда, чтобы преобразовать предмет труда в продукт труда, и частично управляет этим действием. Вначале весь физический труд был ручным. Изобретение новых видов средств труда, а также новых видов энергии (паровой, электрической и т.п.) и способов их применения для механизации труда всегда было направлено на облегчение той или иной процедуры или операции физического труда человека. С этой точки зрения выделяют следующие типы процессов труда:

ручные. Они выполняются вручную с помощью немеханизированных орудий труда, например крепление горных выработок, ручная сборка узлов и машин, ручная формовка и т.д. В данном типе трудовых процессов выделяют ручной творческий труд, который отличается от большинства ручных работ повышенным содержанием элементов творчества, художественной фантазии, индивидуальным (авторским) характером исполнения и другими качествами, например производство изделий в традициях народных художественных промыслов (богородская резьба по дереву, мстерская, жостовская декоративная роспись на художественных изделиях и др.), ювелирно-филигранное производство, производство изделий из янтаря и др.;

- машинно-ручные. К ним относятся процессы, выполняемые машинами или механизмами при непосредственном участии рабочего (одновременно используются усилия рабочего и энергия машины), например обработка деталей на деревообрабатывающих или металлорежущих станках с ручной подачей, стачивание швов в швейном производстве. К машинно-ручным относятся также процессы, выполняемые рабочими с помощью ручных механизированных орудий труда, таких как сверлильные электромашины, отбойные молотки, электрогайковерты, пневматические трамбовки и т.д.;

- машинные. Здесь основная работа выполняется машинами, а элементы вспомогательной работы — вручную или при помощи механизмов. К машинным процессам, например, относится обработка деталей на станках с механизированной подачей и др.;

- автоматизированные. Это процессы, в которых основная работа механизирована полностью, а вспомогательная механизирована частично (полуавтоматы); управление работой механизмов происходит автоматически. В этих случаях функции рабочих сводятся к наладке машин, наблюдению за их работой и устранению дефектов, а на полуавтоматах, кроме того, к периодической подаче сырья (заготовок) и снятию готовых изделий. К такого рода процессам, например, относятся токарная обработка деталей на станках с программным управлением, изготовление продукции на автоматических линиях и др.;

- аппаратурные, т.е. процессы, осуществляемые на специальном оборудовании (аппаратах) путем воздействия на предмет тепловой, электрической или химической энергии. При этом рабочие регулируют ход протекающих процессов. К аппаратурным процессам, например, относятся плавка чугуна в вагранках, доменных печах; отжиг и цементация деталей; большинство процессов в химической и нефтеперерабатывающей промышленности и др.

При идентификации видов труда по указанным признакам устанавливаются соответствующие количественные критерии исходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника. Отличительной чертой механизированного труда является уменьшение при выполнении работы участия крупных мышечных групп и увеличение значимости более мелких мышечных групп при значительном возрастании скорости и точности движений . В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер. Профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных навыков, необходимых при управлении различными инструментами, механизмами, станками и т.д. Примером такого вида труда могут служить различные виды станочных работ, рихтовочные работы и др.

По степени благоприятности условий различают такие виды труда, как стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; нерегламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный (принудительный труд).

Для общей характеристики конкретного труда используются все рассмотренные группы признаков в их сочетании.

По профессиональному признаку может быть выделен труд научный (или исследовательский), инженерный, управленческий, производственный, педагогический, врачебный и др. По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономическом цикле хозяйственной деятельности. По отраслевому признаку выделяют такие виды труда, как промышленный (в том числе добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный (в том числе растениеводческий и животноводческий), строительный, транспортный и коммуникационный (в производственной сфере).

Умственный труд — вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки над физической (мускульной) . В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности. Технический прогресс в сфере автоматизации и информатизации всех видов деятельности неизбежно уменьшает роль физического труда в процессе производства и увеличивает роль труда умственного. При этом исчезают одни проблемы, но неизбежно возникают другие. Так, например, возрастающая ответственность оператора за своевременное распознавание сигнальной информации и принятие правильного решения (водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер и т.д.), быстрая смена ситуации (диспетчер аэропорта), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета), и многое другое ставят новые проблемы облегчения умственного труда.

Подчеркнем, что характер труда существенно меняется, когда вместо одного человека начинают совместно трудиться несколько человек . Организацию труда одного, двух, трех и более человек определяют совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда. Здесь возникает проблема наемного труда, т.е. труда наемного работника (владеющего только своей рабочей силой) за какое-либо вознаграждение (чаще всего за заработную плату) в интересах нанимателя (работодателя), владеющего на правах собственности или аренды средствами производства и выступающего организатором производства, которому остается продукт труда. Для работника наемный труд служит источником получения средств к существованию, для работодателя — источником получения продукта труда и извлечения прибыли, источником богатства.

Условия труда

Как и любая иная деятельность, трудовая деятельность чревата опасностями, в том числе для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека, его работоспособности и возможности найти работу. Для устранения или уменьшения опасностей на производстве должны быть созданы благоприятные условия труда и обеспечена его надежная безопасность. Под условиями труда понимается совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Основными характеристиками трудового процесса являются тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), которые обеспечивают его деятельность. Тяжесть труда определяется рядом показателей, факторов труда при динамической и статической работе:

  • величиной поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
  • количеством стереотипно повторяющихся движений;
  • характером рабочей позы;
  • количеством глубоких наклонов корпуса;
  • величиной статической нагрузки.

Напряженность труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные условия этой среды: от физических до социально-психологических. Все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы физического, химического, биологического и психофизиологического типа .

Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие опасных и вредных производственных факторов на работников. Состояние безопасности — это такое состояние, когда не существует опасности несчастного случая, способного причинить вред. Степень безопасности может изменяться с течением времени, поскольку степень риска может меняться в зависимости от объективных обстоятельств и поступков людей. В силу этого следует периодически проверять степень безопасности методом визуального или инструментального контроля. После соответствующей проверки разрабатываются мероприятия профилактического и защитного характера, выполнение которых улучшает условия и охрану труда.

Безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ). Безопасные условия труда являются важнейшим элементом организации труда и производства, предпосылкой его эффективности. Прямого показателя безопасных условий труда пока не изобрели, однако в качестве косвенного показателя безопасных условий труда выступают здоровье работников и их высокопроизводительный труд без травматизма и профессиональных заболеваний . На практике применяются показатели, характеризующие опасность труда: количество травм, их частота и тяжесть. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ возлагаются на работодателя. Профсоюзы и иные представительные органы работников осуществляют общественный контроль за обеспечением безопасных условий труда.

Как известно, при определенных обстоятельствах воздействие условий труда на работающего человека может привести к неблагоприятным событиям, таким как утомление, усталость (болезнь).

Утомление — это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерно интенсивной или длительной деятельности и проявляющееся временным снижением функциональных возможностей человеческого организма. Различают физическое, умственное и эмоциональное утомление.

Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Различают умственное и психическое (душевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п. Психическое переутомление наблюдается у лиц, чрезмерно обремененных «душевными» волнениями и разного рода обязанностями.

Усталость — это субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать и без реального утомления.

Причинная связь заболевания с условиями труда очень сложна и неоднозначна. Комплекс факторов производственной среды, формирующий условия труда, тяжесть и напряженность процесса труда оказывают на работников как специфическое (т.е. прямо и четко направленное ), так и неспецифическое ( общее неблагоприятное ) воздействие.

Чаще встречающееся неспецифическое воздействие снижает в целом защитные функции организма, что приводит к развитию общих заболеваний. Поскольку эти заболевания спровоцированы условиями труда, их часто называют производственно обусловленными заболеваниями. На практике отделить их от обычных заболеваний достаточно сложно (а иногда и невозможно).

Встречающееся реже специфическое воздействие связано с конкретными производственными факторами и приводит к развитию определенных, вызываемых этими факторами заболеваний. Поскольку такого рода заболевания вызваны неблагоприятными условиями труда конкретных рабочих мест конкретных профессий, их называют профессиональными заболеваниями, которые могут быть как острыми, так и хроническими.

Острое профессиональное заболевание это заболевание, возникающее внезапно, после однократного (в течение одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Как правило, это ингаляционные отравления.

Хроническое профессиональное заболевание это заболевание, возникающее в результате длительного воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Подавляющее большинство (около 95%) профессиональных заболеваний носит хронический характер.

Практика показывает, что болезненные изменения в организме могут незаметно накапливаться годами и вдруг проявиться как тяжелое профессиональное заболевание. Поэтому профессиональные заболевания часто приводят к профессиональной инвалидности работников. Например, почти все больные пневмокониозами 1 Пневмокониоз — профессиональные заболевания легких, обусловленные длительным вдыханием пыли. Пневмокониозы могут встречаться у рабочих горнорудной, угольной, асбестовой, машиностроительной и некоторых других отраслей промышленности. получают профессиональную инвалидность и вынуждены менять профессию. Кроме того, смертность лиц с профессиональными заболеваниями от присоединившихся и развивающихся под воздействием вредных производственных факторов обычных заболеваний в десятки раз выше, чем среди населения в целом.

Другим весьма часто встречающимся неблагоприятным последствием воздействия неблагоприятных условий труда, помимо заболеваний, является травма, т.е. нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием. Мелкие порезы, растяжения и другие сравнительно легкие травмы, не приводящие к потери трудоспособности, часто называют микротравмами. Травма, вызвавшая смерть, называется смертельной травмой. Совокупность всех травм, само явление их получения называется травматизмом.

Для оценки травматизма нужно знать частоту возникновения травм, их тяжесть (с медицинской точки зрения) и долгосрочные социальные последствия (социальная тяжесть).

Возможность получения в процессе труда заболевания и (или) травмы, включая смертельную, добавляет к медикобиологическим последствиям (травма, заболевание, увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия. Эти последствия являются по своей сути опасностями труда как социального отношения . К ним относятся частичная или полная утрата работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности.

Следует подчеркнуть, что даже небольшая потеря способности эффективно работать может стать непреодолимым препятствием в сохранении и (или) получении работы, особенно при избыточности рабочей силы на рынке труда.

Труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная, целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценно­стей, видоизменение и приспособление элементов природной среды для удовлетворения собственных нужд. Труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека и является основой его жизнедеятельности.

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют со средствами производства и окружающей средой. Средства производства – это совокупность средств труда и предметов тру­да.

С помощью средств труда работники воз­действуют на предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, приборы, инструменты, инвентарь, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства перемещения грузов, средства связи и информации, оргтехника, здания, строения и сооружения, каналы, трубопроводы, пути сообщения и др. В средствах труда выделяются орудия производства (машины, оборудование, инструменты и пр.), которым принадлежит определяющая роль в средствах производства.

Предметы труда – это все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека: полезные ископаемые, сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические материалы и информационные потоки и пр.

Взаимодействие людей с предметами труда и средствами труда – со средствами производства, предопределяется развитием технологий и уровнем механизации, автоматизации и компьютеризации деятельности по созданию материальных и духовных благ.

Классификация труда

В Российской Федерации труд классифицируют по ряду основных признаков:

1. По социальному характеру труда

Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают: частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд. Организационные формы этих видов труда – индивидуальный и коллективный труд. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации груда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Индивидуальный труд – это общественная полезная деятельность граждан по производству товаров, продукции, выполнению работ и оказанию услуг, не связанных трудовыми отношениями с работодателями, государственными, муниципальными, общественными и другими организациями.

2. По структурному характеру труда

Главные параметры структурного характера труда – это степень интеллектуализации и квалификационной сложности трудовых функций. Степень интеллектуализации трудовой функции различаема в зависимости от доли содержащихся в ней элементов умственного и физического труда.

Физический труд – одна из форм труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической. К формам умственного труда относятся работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления.

Структурный характер труда проявляется в величине энерготрат. В соответствии с МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 18.12.2008, все взрослое население в зависимости от величины энерготрат делится на 5 (пять) групп для мужчин и 4 (четыре) группы для женщин, учитывающих производственную физическую активность и иные энерготраты:

  • I группа (очень низкая физическая активность; мужчины и женщины) работники преимущественно умственного труда, коэффициент физической активности – 1,4 (государственные служащие административных органов и учреждений, научные работники, преподаватели вузов, колледжей, учителя средних школ, студенты, специалисты – медики, психологи, диспетчеры, операторы, в том числе техники по обслуживанию ЭВМ и компьютерною обеспечения, программисты, работники финансово-экономической, юридической и административно-хозяйственных служб, архитекторы и инженеры по промышленному и гражданскому строительству, налоговые служащие, работники музеев, архивов, библиотекари, специалисты службы страхования, дилеры, брокеры, агенты по продаже и закупкам, служащие по социальному и пенсионному обеспечению, патентоведы, дизайнеры, работники бюро путешествий, справочных служб и других родственных видов деятельности).
  • II группа (низкая физическая активность; мужчины и женщины) работники, занятые легким трудом, коэффициент физической активности – 1,6 (водители городского транспорта, рабочие пищевой, текстильной, швейной, радиоэлектронной промышленности, операторы конвейеров, весовщицы, упаковщицы, машинисты железнодорожного транспорта, участковые врачи, хирурги, медсестры, продавцы, работники предприятий общественного питания, парикмахеры, работники жилищно-эксплуатационной службы, реставраторы художественных изделий, гиды, фотографы, техники и операторы радио- и телевещания, таможенные инспекторы, работники полиции и патрульной службы и других родственных видов деятельности).
  • III группа (средняя физическая активность; мужчины и женщины) работники средней тяжести труда, коэффициент физической активности – 1,9 (слесари, наладчики, станочники, буровики, водители электрокаров, экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники, работники тепличных хозяйств, растениеводы, садовники, работники рыбного хозяйства и других родственных видов деятельности).
  • IV группа (высокая физическая активность; мужчины и женщины) работники тяжелого физического труда, коэффициент физической активности – 2,2 (строительные рабочие, грузчики, рабочие по обслуживанию железнодорожных путей и ремонту автомобильных дорог, работники лесного, охотничьего и сельского хозяйства, деревообработчики, физкультурники, металлурга, доменщики-литейщики и другие родственные виды деятельности).
  • V группа (очень высокая физическая активность; мужчины) работники особо тяжелого физического труда, коэффициент физической активности – 2,5 (спортсмены высокой квалификации в тренировочный период, механизаторы и работники сельского хозяйства в посевной и уборочный периоды, шахтеры (проходчики, горнорабочие), вальщики леса, бетонщики, каменщики, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и другие родственные виды деятельности).

3. По профессиональному признаку

По профессиональному признаку может быть выделен научный, инженерный, управленческий, производственный, педагогический, медицинский труд и другие.

4. По функциональному признаку

По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономике, что позволяет выделить труд предпринимательский, инновационный, коммерческий и другие.

5. По отраслевому признаку

По отраслевому признаку различают промышленный, сельскохозяйственный, строительный, транспортный и коммуникационный (в производственной сфере) труд.

6. По применяемым средствам и способам труда

По применяемым средствам и способам труда различают ручной, машинно-ручной, механизированный и автоматизированный (компьютеризированный) труд.

7. По степени благоприятности условий труда

По степени благоприятности условий различают такие виды труда, как стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и не привлекательный, не регламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный (принудительный).

Для общей характеристики конкретного труда используются все рассмотренные группы признаков в их сочетании.

Социальное поведение каждого человека включает такой элемент, как трудовая деятельность. Этот процесс строго фиксированный, и включает в себя ряд функций, которые должен совершать человек. Эти функции являются его обязанностями и регулируются конкретной организацией.

Трудовая деятельность и ее сущность

Трудовая деятельность
Специалисты сферы трудоустройства и управления персоналом занимаются решением таких задач, как:

  • создание средств социального жизнеобеспечения>
  • разработка идей в области науки, а также формирование новых ценностей>
  • развитие каждого отдельного сотрудника как работника и как индивида.

Кроме того, трудовая и рабочая деятельность имеет ряд определенных свойств. В первую очередь, она содержит ряд конкретных трудовых операций. В каждом предприятии они могут быть разными, свойственными лишь этой компании. Кроме того, все предприятия различаются материально-техническими условиями реализации продукции либо оказания услуг. Это касается также временных и пространственных рамок.

Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:

  • Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.
  • Второй параметр определяет условия, в которых данный работник осуществляет свою трудовую деятельность.

От этих параметров зависят нагрузки во время выполнения работы. Физические обусловлены технологической оснащенностью предприятия, а психические – объемами обрабатываемой информации. Необходимо учитывать риски, которые возникают в случае выполнения монотонной работы, а также взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками.

Сейчас очень многие функции переданы автоматике. Таким образом, основной задачей определенной категории работников является управление техникой и ее перепрограммирование в случае необходимости. В результате количество затрат физической силы уменьшается, и все больше людей отдают предпочтение интеллектуальному труду. Еще одним преимуществом автоматизации некоторых процессов является вывод работников из зоны, где они могут быть подвержены вредному воздействию окружающей среды или другим рискам.

Существует и негативная сторона автоматизации производственных процессов – снижение двигательной активности, которое в результате приводит в гиподинамии. Из-за больших нервных нагрузок может произойти аварийная ситуация, а сотрудник становится больше подвержен нервно-психическим расстройствам. Также слишком активно растет скорость обработки данных благодаря новейшему оборудованию, и в результате человек не успевает принимать необходимые решения.

Сегодня должна быть решена одна из главных проблем, которая возникает во время трудовой деятельности, а именно – оптимизация взаимодействия человека и техники. При этом должны учитываться психические и физические характеристики работников, а также разработан ряд нормативов.

Особенности и функции трудовой деятельности

Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.

Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.

Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.

Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.

Социально-экономическая

Суть социально-экономической функции заключается в том, что субъект труда, каковым является работник, воздействует на ресурсы окружающей среды. Результат этой деятельности – материальные блага, в задачу которых входит удовлетворение потребностей всех членов общества.

Контролирующая

Контролирующая функция, которую выполняет трудовая деятельность человека, заключается в создании сложной системы отношений между членами трудового коллектива, которые регулируются нормами поведения, санкциями, стандартами. Сюда входит трудовое законодательство, различные нормативы, уставы, инструкции и другая документация, цель которой – контролировать социальные связи в коллективе.

Социализирующая

Благодаря социализирующей функции перечень социальных ролей непрерывно обогащается и расширяется. Совершенствуются образцы поведения, нормы и ценности сотрудников. Таким образом, каждый отдельный член персонала чувствует себя полноценным участником в жизни общества. В итоге сотрудники получают не только какой-либо статус, но и способны ощутить социальную идентичность.

Развивающая

Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.

Продуктивная

Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.

Стратификационная

Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу. При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные. Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.

Сущность элементов трудовой деятельности

Любая трудовая деятельность делится на отдельные элементы, касающиеся разных направлений.

Организация труда

Одним из таких элементов является организация труда. Это ряд мероприятий, необходимых для обеспечения рационального использования трудового коллектива в целях совершенствования результатов производства.

Разделение труда

Трудовая деятельность человека
Успешное протекание всех производственных процессов зависит от членов персонала, каждый из которых в течение рабочего времени должен находиться на своем месте. Все сотрудники имеют собственные трудовые функции, которые выполняют согласно договору, и за которые получают заработную плату. При этом происходит разделение труда: каждый отдельный работник выполняет поставленные ему задачи, которые являются частью общей цели, на достижение которой направлена деятельность компании.

Существует несколько видов разделения труда:

  • предметное предусматривает закрепление за определенными рабочими местами сотрудников, которые выполняют при помощи предоставленных инструментов поставленные задачи>
  • функциональное распределение зависит от конкретных функций, которые возлагаются на каждого из работников.

Кооперирование

Каждый отдельный филиал или цех может самостоятельно выбрать персонал, который будет выполнять те либо иные задачи. Элементы трудовой деятельности включают и другое понятие – кооперирование труда. Согласно данному принципу, чем больше осуществляется дробление выполняемых работ на разные части, тем больше сотрудников необходимо объединить для выполнения поставленных задач. В кооперирование входит такое понятие, как специализация производства, то есть сосредоточение выпуска конкретного вида продукции в данном подразделении.

Обслуживание рабочих мест

Поскольку от эффективности работы оборудования зависит работоспособность и результативность работников, нанимаются сотрудники, которые занимаются обслуживанием устройств, применяемых в целях производства.

  1. Сначала осуществляется планировка, то есть размещение места в помещении таким образом, чтобы обеспечить работника комфортом, а также эффективно использовать полезную площадь.
  2. Оснащение заключается в приобретении необходимого оборудования, с помощью которого работник будет выполнять поставленные задачи.
  3. Обслуживание предусматривает последующие ремонт установленной техники и ее модернизация для улучшения работоспособности.

Норма времени

Этот элемент регулирует время, затрачиваемое на выполнение работы. Этот показатель непостоянен: человек может выполнять больше нормы за определенный период времени. Даже если сотрудник продолжительное время работает согласно определенной норме, он в любое время может заняться улучшением эффективности своей деятельности и справляться с задачами значительно быстрее.

Оплата труда

Одним из важнейших элементов и удерживающих факторов на рабочем месте является заработная плата. Если работник справляется со своими задачами лучше, чем требуется, его могут повысить либо выдать материальное поощрение. Таким образом, желание заработать становится причиной повышения производительности работника.

Способы повышения эффективности работы

Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.

Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:

  • рабочей смены (перерыв)>
  • суток (нормированный рабочий день)>
  • недели (выходные)>
  • года (отпуск).

Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.

Мотивация трудовой деятельности

Индивидуальная трудовая деятельность
Кроме основной мотивации в форме материального вознаграждения работник может иметь и другие мотивы, которые обусловлены определенными обстоятельствами и причинами. Например, одним из основных мотивов является потребность находиться в коллективе, а не вне его. Этот фактор влияет на другой мотив – стремление самоутвердиться, которое в большинстве случаев свойственно специалистам высокой квалификации, стремящихся получить руководящую должность.

Среди других не менее важных мотивов следует назвать стремление к приобретению чего-либо нового, к состязательности, к стабильности. Человек может иметь несколько мотивов, объединенных в одно мотивационное целое, которое определяет трудовая деятельность. Как правило, выделяют три вида ядра, которые характеризируются стремлением к:

  • обеспечению,
  • признанию,
  • престижу.

Первая группа связана с желанием получения стабильного благополучия, вторая заключается в попытках реализовать себя в качестве успешного сотрудника, суть третьей – показать свою значимость и продемонстрировать социальную руль, принимая активное участие в общественной деятельности.

Определившись с мотивами, работник может достичь определенных успехов, а также удовлетворить свои потребности путем выполнения поставленных руководством задач. Таким образом, рекомендуется тщательно изучить мотивацию работников, а на ее основе выработать систему стимулов, которая повысит работоспособность трудового коллектива.

Система стимулирования будет действовать эффективней, если работодатель применит комплексный подход в его разработке. Стимулирование должно опираться на традиции, установившиеся в компании, с учетом общего направления деятельности предприятия. При этом желательно, чтобы сотрудники предприятия также участвовали в разработке системы стимулирования.

Особенности индивидуальной деятельности

Совсем иначе обстоит дело с индивидуальной трудовой деятельностью. Законодательство Российской Федерации разрешает, помимо создания предприятия как юридического лица, проведение индивидуальной деятельности. Как пример – частное преподавание предметов, подготовка детей к школе, репетиторство. Однако такая индивидуальная деятельность имеет свои преимущества и недостатки, из-за чего многие не решаются заняться репетиторством.

Такой преподаватель не обязан оформлять лицензию, которая давала бы ему право осуществлять преподавательскую деятельность. Также значительно проще вести собственный бухгалтерский учет. Однако существуют некоторые нюансы, при которых репетитор обязан выплачивать больший процент налога в сравнении с организациями.

Индивидуальную педагогическую трудовую деятельность можно причислить к интеллектуальному труду. Как и любая другая работа, этот вид деятельности направлен на получение определенного дохода, а поэтому должен быть зарегистрирован.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть связана не только с проведением занятий по внешкольной программе. Она включает также продажу товаров, связанных с образовательной сферой, а именно: учебников, ручек, тетрадей и т.д. Кроме того, любой индивидуальный предприниматель может заниматься разработкой методик и программ обучения.

Общие понятия о трудовой деятельности человека и условиях его труда

Трудовая деятельность (труд) — это особая энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет те или иные элементы внешнего мира и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Продукт труда может быть выражен в стоимостной, денежной форме как полученный в результате его реализации доход или заработок.

В процессе труда человек взаимодействует с предметами труда и средствами труда , а также с окружающей средой . Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется развитием технологий , уровнем автоматизации производства.


Процесс труда

Необходимым условием производительного труда является его безопасность труда, соответствие санитарно-гигиеническим, эргономическим и эстетическим требованиям. Проблема взаимоотношений человека и природы стала предметом нового научного направления — социальной экологии .

Неисчерпаемое многообразие видов труда легко можно классифицировать по типам и формам. Так, социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По данному признаку различают частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд (организационные формы этих видов труда — индивидуальный и коллективный труд). Социальный характер труда проявляется в формировании способов его мотивации (желание, осознанная необходимость, принуждение). Структурный характер труда определяется содержанием труда ; главными параметрами здесь выступают степень интеллектуализации и квалификационная сложность трудовых функций . Степень интеллектуализации трудовой функции различается в зависимости от доли содержащихся в ней элементов умственного и физического труда, а также от доли творческого и репродуктивного (нетворческого) труда.

Физический труд — это одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической . В процессе физического труда человек использует мышечную энергию и силу для приведения в действие средств и орудий труда, чтобы преобразовать предмет труда в продукт труда, и частично управляет этим действием. Вначале весь физический труд был ручным. Изобретение новых видов средств труда, а также новых видов энергии (паровой, электрической и т.п.) и способов их применения для механизации труда всегда было направлено на облегчение той или иной процедуры или операции физического труда человека. С этой точки зрения выделяют следующие типы процессов труда:

ручные. Они выполняются вручную с помощью немеханизированных орудий труда, например крепление горных выработок, ручная сборка узлов и машин, ручная формовка и т.д. В данном типе трудовых процессов выделяют ручной творческий труд, который отличается от большинства ручных работ повышенным содержанием элементов творчества, художественной фантазии, индивидуальным (авторским) характером исполнения и другими качествами, например производство изделий в традициях народных художественных промыслов (богородская резьба по дереву, мстерская, жостовская декоративная роспись на художественных изделиях и др.), ювелирно-филигранное производство, производство изделий из янтаря и др.;

- машинно-ручные. К ним относятся процессы, выполняемые машинами или механизмами при непосредственном участии рабочего (одновременно используются усилия рабочего и энергия машины), например обработка деталей на деревообрабатывающих или металлорежущих станках с ручной подачей, стачивание швов в швейном производстве. К машинно-ручным относятся также процессы, выполняемые рабочими с помощью ручных механизированных орудий труда, таких как сверлильные электромашины, отбойные молотки, электрогайковерты, пневматические трамбовки и т.д.;

- машинные. Здесь основная работа выполняется машинами, а элементы вспомогательной работы — вручную или при помощи механизмов. К машинным процессам, например, относится обработка деталей на станках с механизированной подачей и др.;

- автоматизированные. Это процессы, в которых основная работа механизирована полностью, а вспомогательная механизирована частично (полуавтоматы); управление работой механизмов происходит автоматически. В этих случаях функции рабочих сводятся к наладке машин, наблюдению за их работой и устранению дефектов, а на полуавтоматах, кроме того, к периодической подаче сырья (заготовок) и снятию готовых изделий. К такого рода процессам, например, относятся токарная обработка деталей на станках с программным управлением, изготовление продукции на автоматических линиях и др.;

- аппаратурные, т.е. процессы, осуществляемые на специальном оборудовании (аппаратах) путем воздействия на предмет тепловой, электрической или химической энергии. При этом рабочие регулируют ход протекающих процессов. К аппаратурным процессам, например, относятся плавка чугуна в вагранках, доменных печах; отжиг и цементация деталей; большинство процессов в химической и нефтеперерабатывающей промышленности и др.

При идентификации видов труда по указанным признакам устанавливаются соответствующие количественные критерии исходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника. Отличительной чертой механизированного труда является уменьшение при выполнении работы участия крупных мышечных групп и увеличение значимости более мелких мышечных групп при значительном возрастании скорости и точности движений . В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер. Профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных навыков, необходимых при управлении различными инструментами, механизмами, станками и т.д. Примером такого вида труда могут служить различные виды станочных работ, рихтовочные работы и др.

По степени благоприятности условий различают такие виды труда, как стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; нерегламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный (принудительный труд).

Для общей характеристики конкретного труда используются все рассмотренные группы признаков в их сочетании.

По профессиональному признаку может быть выделен труд научный (или исследовательский), инженерный, управленческий, производственный, педагогический, врачебный и др. По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономическом цикле хозяйственной деятельности. По отраслевому признаку выделяют такие виды труда, как промышленный (в том числе добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный (в том числе растениеводческий и животноводческий), строительный, транспортный и коммуникационный (в производственной сфере).

Умственный труд — вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки над физической (мускульной) . В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности. Технический прогресс в сфере автоматизации и информатизации всех видов деятельности неизбежно уменьшает роль физического труда в процессе производства и увеличивает роль труда умственного. При этом исчезают одни проблемы, но неизбежно возникают другие. Так, например, возрастающая ответственность оператора за своевременное распознавание сигнальной информации и принятие правильного решения (водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер и т.д.), быстрая смена ситуации (диспетчер аэропорта), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета), и многое другое ставят новые проблемы облегчения умственного труда.

Подчеркнем, что характер труда существенно меняется, когда вместо одного человека начинают совместно трудиться несколько человек . Организацию труда одного, двух, трех и более человек определяют совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда. Здесь возникает проблема наемного труда, т.е. труда наемного работника (владеющего только своей рабочей силой) за какое-либо вознаграждение (чаще всего за заработную плату) в интересах нанимателя (работодателя), владеющего на правах собственности или аренды средствами производства и выступающего организатором производства, которому остается продукт труда. Для работника наемный труд служит источником получения средств к существованию, для работодателя — источником получения продукта труда и извлечения прибыли, источником богатства.

Условия труда

Как и любая иная деятельность, трудовая деятельность чревата опасностями, в том числе для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека, его работоспособности и возможности найти работу. Для устранения или уменьшения опасностей на производстве должны быть созданы благоприятные условия труда и обеспечена его надежная безопасность. Под условиями труда понимается совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Основными характеристиками трудового процесса являются тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), которые обеспечивают его деятельность. Тяжесть труда определяется рядом показателей, факторов труда при динамической и статической работе:

  • величиной поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
  • количеством стереотипно повторяющихся движений;
  • характером рабочей позы;
  • количеством глубоких наклонов корпуса;
  • величиной статической нагрузки.

Напряженность труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные условия этой среды: от физических до социально-психологических. Все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы физического, химического, биологического и психофизиологического типа .

Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие опасных и вредных производственных факторов на работников. Состояние безопасности — это такое состояние, когда не существует опасности несчастного случая, способного причинить вред. Степень безопасности может изменяться с течением времени, поскольку степень риска может меняться в зависимости от объективных обстоятельств и поступков людей. В силу этого следует периодически проверять степень безопасности методом визуального или инструментального контроля. После соответствующей проверки разрабатываются мероприятия профилактического и защитного характера, выполнение которых улучшает условия и охрану труда.

Безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ). Безопасные условия труда являются важнейшим элементом организации труда и производства, предпосылкой его эффективности. Прямого показателя безопасных условий труда пока не изобрели, однако в качестве косвенного показателя безопасных условий труда выступают здоровье работников и их высокопроизводительный труд без травматизма и профессиональных заболеваний . На практике применяются показатели, характеризующие опасность труда: количество травм, их частота и тяжесть. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ возлагаются на работодателя. Профсоюзы и иные представительные органы работников осуществляют общественный контроль за обеспечением безопасных условий труда.

Как известно, при определенных обстоятельствах воздействие условий труда на работающего человека может привести к неблагоприятным событиям, таким как утомление, усталость (болезнь).

Утомление — это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерно интенсивной или длительной деятельности и проявляющееся временным снижением функциональных возможностей человеческого организма. Различают физическое, умственное и эмоциональное утомление.

Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Различают умственное и психическое (душевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п. Психическое переутомление наблюдается у лиц, чрезмерно обремененных «душевными» волнениями и разного рода обязанностями.

Усталость — это субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать и без реального утомления.

Причинная связь заболевания с условиями труда очень сложна и неоднозначна. Комплекс факторов производственной среды, формирующий условия труда, тяжесть и напряженность процесса труда оказывают на работников как специфическое (т.е. прямо и четко направленное ), так и неспецифическое ( общее неблагоприятное ) воздействие.

Чаще встречающееся неспецифическое воздействие снижает в целом защитные функции организма, что приводит к развитию общих заболеваний. Поскольку эти заболевания спровоцированы условиями труда, их часто называют производственно обусловленными заболеваниями. На практике отделить их от обычных заболеваний достаточно сложно (а иногда и невозможно).

Встречающееся реже специфическое воздействие связано с конкретными производственными факторами и приводит к развитию определенных, вызываемых этими факторами заболеваний. Поскольку такого рода заболевания вызваны неблагоприятными условиями труда конкретных рабочих мест конкретных профессий, их называют профессиональными заболеваниями, которые могут быть как острыми, так и хроническими.

Острое профессиональное заболевание это заболевание, возникающее внезапно, после однократного (в течение одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Как правило, это ингаляционные отравления.

Хроническое профессиональное заболевание это заболевание, возникающее в результате длительного воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Подавляющее большинство (около 95%) профессиональных заболеваний носит хронический характер.

Практика показывает, что болезненные изменения в организме могут незаметно накапливаться годами и вдруг проявиться как тяжелое профессиональное заболевание. Поэтому профессиональные заболевания часто приводят к профессиональной инвалидности работников. Например, почти все больные пневмокониозами 1 Пневмокониоз — профессиональные заболевания легких, обусловленные длительным вдыханием пыли. Пневмокониозы могут встречаться у рабочих горнорудной, угольной, асбестовой, машиностроительной и некоторых других отраслей промышленности. получают профессиональную инвалидность и вынуждены менять профессию. Кроме того, смертность лиц с профессиональными заболеваниями от присоединившихся и развивающихся под воздействием вредных производственных факторов обычных заболеваний в десятки раз выше, чем среди населения в целом.

Другим весьма часто встречающимся неблагоприятным последствием воздействия неблагоприятных условий труда, помимо заболеваний, является травма, т.е. нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием. Мелкие порезы, растяжения и другие сравнительно легкие травмы, не приводящие к потери трудоспособности, часто называют микротравмами. Травма, вызвавшая смерть, называется смертельной травмой. Совокупность всех травм, само явление их получения называется травматизмом.

Для оценки травматизма нужно знать частоту возникновения травм, их тяжесть (с медицинской точки зрения) и долгосрочные социальные последствия (социальная тяжесть).

Возможность получения в процессе труда заболевания и (или) травмы, включая смертельную, добавляет к медикобиологическим последствиям (травма, заболевание, увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия. Эти последствия являются по своей сути опасностями труда как социального отношения . К ним относятся частичная или полная утрата работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности.

Следует подчеркнуть, что даже небольшая потеря способности эффективно работать может стать непреодолимым препятствием в сохранении и (или) получении работы, особенно при избыточности рабочей силы на рынке труда.

ТЕОРИЯ ОГЭ

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность (нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

  • производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
  • государственная (деятельность представителей органов власти);
  • политическая – участие люде в политической жизни страны;
  • военная – защита страны;
  • интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
  • художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Читайте также: