Имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей

Опубликовано: 17.09.2024

Тема моего доклада «Педагогический мониторинг в детском саду:

проводить нельзя запретить!»

Почему я не поставила знаки препинания?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые образовательные требования к дошкольному образованию. Если ранее, в период действия ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования эффективность реализации программы определялась по достижениям ребенка, то в настоящее время ФГОС формулирует принципиально иную позицию, которая отражена не только в содержании, но и в структуре данного документа.

ФГОС всех уровней образования имеют единую структуру и начинаются (после формулировки некоторых общих положений) с требований к результатам освоения программы, а требования к условиям ее реализации отнесены в конец документа. И только стандарт дошкольного образования имеет иную структуру. Здесь в конец документа отнесены требования к результатам, а требования к структуре программы и условиям ее реализации вынесены в начало. Такая последовательность не случайна. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» ст. 64. Это же отражено в тексте Стандарта, где четко оговорено, что «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (п. 4.1, которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (п. 4.3)

Таким образом, требования Стандарта не предполагают никаких аттестаций воспитанников, Если целевые ориентиры не диагностируются,значит: диагностики в ДОУ больше нет? Ее нельзя проводить? Как нам самим понять успешно ли идет процесс развития детей?

Чтобы определиться с поставленным вопросом, я предлагаю поиграть в игру, мне нужно 4 человека, т. к. в нашем детском саду 4 возрастные группы, давайте проверим, что получится, если при переходе из группы в группу не проводить мониторинг

1. Игра «Рисунок на спине»

Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок.

Рассмотрим наш вопрос с опорой на основные положения ФГОС ДО:

Диагностику развития детей проводить не только можно, но и обязательно нужно. Задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции, остается актуальной. Стандарт не отменяет возможности педагогического и психологического мониторинга,но выдвигает к нему четкие требования:

- согласно п. 3.2.3. Стандарта, при реализации образовательной программы ДО может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития, испытывающие трудности в образовательном процессе или имеющие особые образовательные потребности;

- оптимизации работы с группой детей.

Дошкольный возраст – это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка – вот задачи педагогической диагностики.

Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития

Методы педагогической диагностики

* Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение.

* Важно осуществлять наблюдение не только в процессе организованной образовательной деятельности (НОД+режимные моменты, но и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни, самостоятельной (свободной) деятельности детей и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

Одним из основных методов мониторинга является метод включенного наблюдения, когда воспитатель, включаясь в игры, совместные дела, беседы, оценивает динамику развития ребенка.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).

Педагогическая диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей.

Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержанию ФГОС ДО.

Наблюдение (основной)

Педагогическая свободная беседа

Анализ продуктов детской деятельности

Дидактическое задание (педагогический тест)

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи)

(ФГОС ДО, раздел 3, п. 3.2.3).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Отличия педагогической диагностики от психодиагностики

Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке.

Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т. е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию.

Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т. е. педагогическая диагностика направлена на развитие.

Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами.

Цель психологической диагностики -количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики – исключительно качественный анализ, т. е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.

Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития.

В связи с этим возникают вопросы:

-если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать?

-как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?

«Целевые ориентиры не подлежат «непосредственной оценке».

Это не означает, что диагностику мы не проводим. Мы просто не можем использовать числовые характеристики, в виде баллов, процентов или уровневых значений («высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный»).

Отсюда вытекает, что недопустимы и выводы такого типа, как «большинство детей имеют средний уровень развития по какому-либо направлению» или «данный критерий развития сформирован у ребенка на три балла».

Фиксацию показателей в диагностических таблицах рекомендуется выражать в словесной (опосредованной)форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования.

Мы констатируем факт, не придавая данному факту субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности.

Таким образом, абсолютно меняются способы фиксации показателей, а также подход к трактовке и анализу полученных результатов.

При проведениипедагогической диагностики необходимо соблюдать два основополагающих принципа:

• не присваивать критериям развития ребенка числовую характеристику;

• не сравнивать индивидуальные достижения воспитанников межу собой.

* Педагога должен интересовать только тот факт, что, конкретный ребенок обладает большинством навыков или имеет представления по определенному направлению развития или образовательной области, характерных для его возрастной группы.

* Если ребенок не обладает большинством сформированных критериев, то это может быть ввиду особенностей его развития.

Однако если значительная часть контингента воспитанников показывает такую картину индивидуального развития, то причиной могут быть уже неправильно подобранные методы взаимодействия с детьми, хаотичная организация образовательного процесса или недостаточный спектр необходимых условий.

Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования,а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы.

Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для

индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Ребенок дошкольного возраста –не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах.Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение.

Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер Как это сделать?

По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения.

Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.

Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно.

Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п. 3.2.5.) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров

Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО.

В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте

мотивационно -ценностной сферы.

У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т. п., в потребности фантазирования и творчества (инициативность, которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности

Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений.

У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения.

По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности - неправильности».

Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников - как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.

Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией - это развитие у ребёнка способности сотрудничать.

В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам -тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков.

Жизненные навыки -это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.

Ключевой принцип Стандарта:

–поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека.

(ФГОС ДО, раздел 1, п. 1.2)

Таким образом, в свете идей ФГОС ДО,главное назначение и смысл педагогической диагностики:

в переходе от диагностики отбора к диагностике развития;

в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности

Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

  • Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
  • Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
  • В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.

Виды аттестации педагогов профессионального образования: обязательная и добровольная

Аттестация учителей бывает двух видов:

  • Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
  • Добровольная — установление степени квалификации.

Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.

Если педагогический работник числится одновременно на нескольких должностях, то аттестацию можно проводить по каждой из них.

Перед тем, как пройти аттестацию педагог формирует пакет документов, состоящий из:

  • Документации, удостоверяющей личность и образование;
  • Данные о прошлых оценках и присуждении квалификации;
  • Удостоверения о совершенствовании уровня компетенций;
  • Профессиональных и деловых достижений педагога;
  • Характеристики с места работы.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

  • стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
  • выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
  • определять траекторию карьерного роста педагога;
  • формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
  • корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
  • учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Сроки независимой аттестации педагогов

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Сроки независимой аттестации педагогов изображение

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

  • Профессиональный педагогический экзамен

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

  • Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

  1. результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
  2. результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
  3. данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
  4. участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

  • Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

  1. об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
  2. об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
  3. о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

  • Оценка индивидуальных достижений учителя

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

  1. участие в конкурсах профессионального мастерства;
  2. полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
  3. результаты научной, методической и наставнической деятельности;
  4. мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Какие условия и формы аттестации

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.

Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы

(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта

. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает

именно второй пункт.

Особенности

Аттестация преподавателей проходит по нескольким темам, она достаточно сложная. Педагог должен ответить на вопросы по психологии и педагогике, по законодательству, по методам и средствам преподавания. Также он должен отлично знать свой предмет.

ВАЖНО! Основная форма прохождения аттестации – тестирование.

Оно будет считаться пройденным, если педагог ответить как минимум на шестьдесят из ста вопросов. Дается время на ответы – два с половиной часа.

Результаты аттестации работнику должны быть известны сразу. Составляется протокол, в нем указываются результаты, документ подписывается каждым членом комиссии. Если педагог не согласен с результатами аттестации, он может их обжаловать.

Процесс обжалования регулируется Приказом Министерства РФ под номером 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педработников…». Подается заявление в комиссию по трудовым конфликтам, можно также обратиться в суд. Время на подачу заявления по обжалованию – три месяца.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться

, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России

, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Настоящее положение разработано в соответствии с ФГОС ДО.

Статья:

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО разработано для Структурного подразделения «Детский сад» МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ» в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко­маровой, М. А. Васильевой. Издание 2-е, исправленное. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

1.2. Согласно пункта 3.2.3. III раздела Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики

2. Проведение психологической диагностики

2.1. Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты - психологи и/или педагоги-психологи. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).

2.2 Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). Если Организация является экспериментальной площадкой (участником) относительно длительной исследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре между Организацией и родителями (законными представителями) ребенка с целью получения их информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка.

2.3. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082, ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо пройти обследование на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и получить рекомендации.

2.4. В связи с вышеуказанным Положением основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Положения заключение комиссии действительно для представления в указанные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.

2.5. Психологическая диагностика детей в ДОУ не проводится, так как отсутствует психолог.

3. Проведение педагогической диагностики

(оценка индивидуального развития детей)

3.1. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.

3.2 Задачи, для решения которых могут использоваться результаты педагогической диагностики:

индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;

оптимизация работы с группой детей.

3.3. Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе ДОУ или проводить ее самостоятельно.

4. О целевых ориентирах

4.1. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Основной образовательной программой ДОУ. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения.

4.2. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в ДОУ.

4.3. Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

4.4. Запрещено использовать целевые ориентиры для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров, которые не предполагают контроля за достижением конкретных образовательных результатов детей. Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ и осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.

4.5. Оценка выполнения муниципального (государственного) задания должна строиться на основании критериев, характеризующих создаваемые учреждением условия при реализации Программы. При расчете критериев, используемых для оценки выполнения бюджетных заданий, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников организации.

4.6. Используемые в Организациях критерии для оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации.

5. Цель и задачи педагогической диагностики

(оценка индивидуального развития)

5.1. Цель оценки индивидуального развития – выявление результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования.

Сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников по образовательным областям

Проведение анализа изменений в развитии воспитанников

Определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в ДОУ

Определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника

5.3. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со сверстниками, с взрослыми.

5.4. Мониторинг направлен на отслеживание результативности дошкольного образования, а именно:

5.4.1. Качества результатов деятельности педагогического коллектива, выявление степени решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей дошкольного возраста, взаимодействие и поддержка семьи в процессе воспитания, степени готовности ребенка к школьному обучению;

5.4.2. Качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении:

5.5. Качества условий деятельности дошкольного образовательного учреждения:

6. Объекты мониторинга

6.1. Объектом мониторинга являются:

физические качества детей - качества, характеризующие физическое развитие детей (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физические показатели;

личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие;

интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта);

знания умения, навыки – средства, способствующие развитию ребенка.

6.2. Предметом мониторинга являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

7. Средства и методы сбора информации

7.1 Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

7.2 В работе по проведению оценки индивидуального развития воспитанников используются следующие методы:

наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения);

анализ продуктов деятельности;

7.3 Требования к собираемой информации:

8. Организация проведения педагогической диагностики

(оценки индивидуального развития)

8.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы.

8.2. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в течение времени пребывания ребёнка в Учреждении (с 7.00 до 17.30, исключая время, отведённое на сон).

8.3. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдения, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики её развития.

8.4. Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами Учреждения заместителю заведующего по методической и воспитательной работе. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.

8.5. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию оценивается по 5-ти балльной шкале:

5 баллов – высокий уровень развития

4 балла – уровень развития выше среднего

3 балла – средний уровень развития

2 балла – требуется корректирующая работа педагога

1 балл – требуется внимание специалиста.

9. Права и обязанности

9.1. Педагогические работники имеют право выбирать методы и формы сбора информации;

9.2. Директор МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ», заместитель директора по дошкольному образованию имеют право рекомендовать по итогам оценки индивидуального развития детей представление опыта работы сотрудника на МО детского сада и районном методическом объединении;

9.3. Каждый педагогический работник, проводящий оценивание индивидуального развития детей обязан:

тактично относится к каждому ребенку;

ознакомить с результатами родителей;

9.4. Несет ответственность за:

качество проведения процедуры (сбор, обработка, анализ, хранение результатов);

срыв сроков проведения мониторинга и оформления отчетной документации;

10. Контроль

Контроль проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) осуществляется директором МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ» и заместителем директора по дошкольному образованию.

11. Отчётность

Воспитатели разновозрастной группы в конце года сдают результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами заместителю директора по дошкольному образованию, который осуществляет сравнительный анализ педагогической диагностики, делает вывод, определяет рекомендации педагогическому проектированию.

12. Документация

12.1. Материал оценки индивидуального развития, пособия для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста представлены в примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Ко­маровой, М. А. Васильевой..

12.2. Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития оформляются в единую папку и хранятся в методическом кабинете.

13. Срок действия положения

13.1 Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

13.2 Настоящее положение, также изменения и дополнения в положение «О системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО» могут вноситься на организационно-методических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения директором МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ».

Гутова Евгения Владимировна

Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в ДОУ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.Обеспечение оценки индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.

ВложениеРазмер
polozhenie_ob_otsenke_individ_razvitiya_vospit.docx 25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Председатель ПК МБДОУ д/с №16

Заведующий МБДОУ д/с № 16

_______________ И.Н.К овалёва

Приказ №__ от _________2018г.

о системе оценки индивидуального развития детей

в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район

1.1.Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей (далее - Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район (далее – ДОУ) разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО), а также Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);

1.2.Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в ДОУ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

1.3.Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного процесса ДОУ: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений ДОУ и родителей (законных представителей) детей.

1.4.Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ – образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в том числе оценку индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.

1.5.Система оценки индивидуального развития детей ДОУ представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОУ.

1.6.В условиях ДОУ оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

1.7.Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).

1.8.Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач ДОУ:

- индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого ребенка;

- оптимизации работы с группой детей.

1.9.Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений ДОУ в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.

1.10.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

2.Цели и задачи оценки индивидуального развития детей

  1. Обеспечение оценки индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.

2.2.Осуществление оценки индивидуального развития детей систематически и последовательно.

2.3.Оценка индивидуального развития детей направлена на:

- поддержание ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;

  • учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.

3.Организация проведения оценки индивидуального развития

  1. Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.

1 раз в год (в течение первых двух недель мая) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.

  1. В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.
  2. В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие детей оценивается по соответствующим показателям (индикаторам) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и отмечается в «Картах развития ребенка» и «Детском портфолио», фиксирующих достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
  1. Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты развития ребенка», утвержденной заведующим ДОУ.
  2. Ведение «Карт развития ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.

3.6. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.

4. Права участников образовательных отношений

  1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в образовательной деятельности.

5.Обязанности участников образовательных отношений

5.1.Педагогические работники обязаны:

- проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года);

  • вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном формате;
  • регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты развития ребенка»;
  • обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;

- обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОУ, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;

- ежегодно предоставлять заведующему ДОУ и старшему воспитателю отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ОП ДО ДОУ в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.

5.2.Старший воспитатель обязан:

- обеспечивать наличие «Карт развития ребенка во всех возрастных группах ДОУ;

- проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ОП ДО на итоговый Педагогический совет;

- осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации.

  1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет заведующий ДОУ.
  2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и результатах образования каждого ребенка.
  1. Карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОУ.

7.2.Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом кабинете у старшего воспитателя не менее 5 лет.

7.3. Форма учета индивидуального развития детей («Карта развития ребенка», «Детское портфолио») в рамках образовательной деятельности утверждается отдельным приказом заведующего ДОУ и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве, а также ОП ДО и Устава ДОУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Положение о системе оценки индивидуального развития детей МБДОУ № 77 Энгельсского муниципального района Саратовской области

Положение о о системе оценки индивидуального развития дошкольников разработано для МБДОУ № 77 с целью проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального развития)- определения индивид.


Положение о системе оценки индивидуального развития детей

положение о системе оценки развития детей.


Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ

Система оценки индивидуального развития детей в соответствиис ФГОС ДО.


Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ Педагогический мониторинг

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУТаблицы педагогического мониторинга на все возрастные группы детского садаСводная таблица педагогического мониторинга ДОУ.


Анкета для педагогов «Организация системы оценки индивидуального развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Анкета разработана для педагогов дошкольных образовтельных учреждений с целью сбора достоверной информации по вопросам организации системы оценки индивидуального развития детей в ДОУ в соответст.


Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

В Мониторинге содержатся карты наблюдения пол всем возрастам по программе "От рождения до школы".


Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической ди.

1.1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей разработано для МКДОУ д/с №1) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», действующим с 01.01.2014 ;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

1.2. Настоящее положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, параметры, критерии, показатели, способы осуществления оценки индивидуального развития детей в МКДОУ д/с №10.

1.3. Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежащей в основе дальнейшего планирования образовательной работы.

1.4. Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждение.

1.5. Оценка индивидуального развития ребенка, обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы МКДОУ д/с №10 по отношению к каждому воспитаннику, позволяет судить о качестве образования в ДОУ.

1.6. В условиях МКДОУ д/с №10 оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

1.7. Возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО)

  1. Цель и задачи оценки индивидуального развития воспитанников МКДОУ д\с №10

2.1. Цель изучение процесса индивидуальных достижений детьми дошкольного возраста планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников качеств, описанных в целевых ориентирах ФГОС ДО, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

  • Сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников по образовательным областям
  • Проведение анализа изменений в развитии воспитанников
  • Определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в ДОУ
  • Определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника

2.3. Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого ребенка;
  • оптимизации работы с группой детей.
  1. Объектыоценки индивидуального развития воспитанников

3.1. Объектом индивидуального развития воспитанников являются:

  • физические качества детей - качества, характеризующие физическое развитие детей (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физические показатели;
  • личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие;
  • интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта);
  • знания умения, навыки – средства, способствующие развитию ребенка.

3.2. Предметом мониторинга являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

  1. Организация проведения оценки индивидуального развития воспитанников МКДОУ д/с №10

4.1 При реализации Основной образовательной Программы МКДОУ д/с №10 проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

4.2. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

4.3. Оценка индивидуального развития воспитанников МКДОУ д/с №10 (педагогическая диагностика) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в МКДОУ д/с №10 (исключая время, отведенное на сон).

4.4. Результаты освоения Программы выражаются в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

4.5. Оценка индивидуального развития воспитанников МКДОУ д/с №10 проводится педагогами работающими в данной возрастной группе под руководством заведующего, старшего воспитателя.

4.6. Для проведения оценки индивидуального развития детей педагогами ДОУ подбирается комплект методик, обеспечивающих:

  • возможность качественной и (или) количественной оценки;
  • надежность (точность) инструментария;
  • валидность инструментария (полноту и адекватность проверочных заданий);
  • достоверность результатов исследования.

4.7. Обязательным требованием к проведению системы оценки индивидуального развития является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

4.8. Результаты оценки индивидуального развития воспитанников МКДОУ д/с №10 предоставляется воспитателями всех возрастных групп и специалистами МКДОУ д/с №10 старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса, на основе которого определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.

  1. Средства и методы сбора информации

5.1. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

5.2. В работе по проведению оценки индивидуального развития воспитанников используются следующие методы:

  • наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения);
  • беседа;
  • тестирование;
  • анализ продуктов деятельности;
  • сравнительный анализ.

5.3. Требования к собираемой информации:

  • полнота;
  • конкретность;
  • объективность;
  • своевременность.
  1. Сроки и периодичность мониторинга

6.1. Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год в следующие сроки:

  • 1-е полугодие – декабрь;
  • 2-е полугодие – май.

6.2. Длительность оценки индивидуального развития детей не может превышать двух недель в отношении высокоформализованных методов.

6.3. Отдельные методы оценки могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики индивидуальных траекторий развития детей

  1. Права и обязанности.

7.1. Педагогические работники имеют право выбирать методы и формы сбора информации.

7.2. Заведующий имеют право рекомендовать по итогам оценки индивидуального развития детей представление опыта работы сотрудника на МО детского сада и районном методическом объединении.

7.3. Каждый педагогический работник, проводящий оценивание индивидуального развития детей обязан

  • тактично относится к каждому ребенку;
  • ознакомить с результатами родителей;
  • соблюдать конфиденциальность.

7.4. Каждый педагогический работник, проводящий оценивание индивидуального развития детей несет ответственность за:

  • качество проведения процедуры (сбор, обработка, анализ, хранение результатов);
  • срыв сроков проведения мониторинга и оформления отчетной документации;
  1. Документация

8.1. Материал для проведения оценки индивидуального развития воспитанника МКДОУ д/с №10, пособия для определения уровня индивидуального развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО хранятся у педагогов МКДОУ д/с №10 и обновляются по мере необходимости.

8.2. Материал педагогической диагностики для определения целевых ориентиров хранится у воспитателей.

8.3. Общие результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития оформляются в единую справку и хранятся в методическом кабинете.

  1. Срок действия положения

9.1. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

9.2. Настоящее положение, также изменения и дополнения в положение «О системе оценки индивидуального развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО» могут вноситься на организационно-методических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения заведующим ДОУ.

Читайте также: