Из каких элементов состоит сметная заработная плата

Опубликовано: 17.09.2024

ЗП в строительной смете

Что такое ФОТ в смете - это фонд оплаты труда, по простому это сумма денежных средств, которые затрачены на выплаты трудовому коллективу за определенный временной интервал за выполняемые строительно-монтажные работы.

ФОТ в смете состоит из двух частей:

  • 1. Оплата труда работников, которые выполняют строительно-монтажные работы ручным способом.
  • 2. Оплата труда механизаторов, машинистов, т.е. сотрудников, деятельность которых предусматривает выполнение управление различной строительной техникой и оборудованием.

В сметных нормативных документах эти понятия разносятся. При расчете сметчиком зарплаты используется такой нормативный документ, как “Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций” (МДС 83-1.99).

Как рассчитать ФОТ в смете?

В Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, введенных в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 N 31, содержится информация о методах определения заработной платы.

Когда составляются расчеты размера средств на оплату труда, то принимаются во внимание такие факторы, как:

  • Наличие исходной информации в конкретной строительно-монтажной организации. Здесь учитывается текущая ситуация на рынке строительно-монтажных услуг.
  • Статистические данные, которые предоставляются Госкомстатом. Требуется учитывать статистику по видам строительных работ, а также в разрезе по регионам.

При расчете заработной платы в смете следует использовать единую нормативно-расчетную базу, которая представлена в “Методических рекомендациях по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций” (МДС 83-1.99). В этом же документе предоставляется информация о тарифной системе, которая выступает в качестве основы всех форм и систем оплаты труда.

Тарифная система при расчете сметной заработной платы

Строительные организации при расчете ФОТ в смете применяют тарифную систему. Такой подход гарантирует, что оплата труда работников будет соответствовать их квалификации и уровню сложности выполняемых ими работ. Осуществляется установка тарифных ставок в соответствии с квалификационными разрядами. Под тарифными коэффициентами понимается отношение тарифной ставки соответствующего разряда к тарифной ставке первого разряда. В настоящее время принята система тарификации, которая представлена 1-6 разрядами, где 6 – высший разряд.

При составлении сметно-нормативной базы в качестве среднего уровня заработной платы указывается зарплата работника с разрядом 4,1.

Расшифровка ЗПМ и ОЗП в смете

При обозначении заработной платы используется два основных понятия – ОЗП и ЗПМ.

ОЗП в смете – это заработная плата основных рабочих, которые выполняют работу вручную. Расчет осуществляется, принимая во внимание текущую стоимость человека-часа для работников-строителей (данные есть в сборнике сметных тарифных ставок) и соответствующие трудозатраты по ресурсной ведомости.

Что такое ЗПМ в смете? Это заработная плата машинистов, т.е. работников, чьи обязанности сопряжены с управлением техникой. Она включена в состав затрат на использование строительных машин/механизмов. При расчете учитывается стоимость машино-часа машин/механизмов по сборнику сметных тарифных ставок в текущих ценах.

Таким образом, фонд оплаты труда состоит из ОЗП и ЗПМ – заработной платы основных рабочих и машинистов.

Стоимость строительно-монтажных работ во многом определяется заработной платой, которая входит в число самых весомых затрат.

Нормативная трудоемкость в составе объектной сметы показывается в от­дельной графе (в тыс. чел.-ч).

2. Сметная заработная плата определяется в локальных и объектных сметах по формуле:

3 = Зосн + Зм + Знр + Звр + 3 3 у + Зп где:

3 - сметная заработная плата;

Зосн - основная заработная плата рабочих-строителей, занятых непо­средственно на строительных, ремонтно-строительных и монтажных работах в текущем уровне цен;

Зм - заработная плата машинистов в текущем уровне цен;

Знр - заработная плата рабочих, учтенная в сметных накладньгх расходах;

Зцр - заработная плата рабочих в стоимости возведения титульных вре­менных зданий и сооружений;

Ззу - заработная плата рабочих, учтенная в составе зимних удорожаний;

З п - заработная плата рабочих, учтенная в составе других начислений на строительные и монтажные работы объектной сметы. При определении сметной заработной платы в локальной смете должны применяться в необходимых случаях различные коэффициенты, приведенные в технических частях соответствующих Сборников расценок, а также в Общих указаниях по применению Территориальных единичных расценок.

Заработная плата рабочих, выполняющих работы за счет сметных наклад­ных расходов, в локальной смете определяется по формуле:

Зир = 0,051 × М нр , где:

Мнр - масса накладных расходов, принимаемая из локальной сметы, руб. 0,051 - доля основной заработной платы рабочих, учтенная в накладных расходах (по отчетным данным составляет 5,1 %).

Сметная заработная плата рабочих, выполняющих работы по возведению вре­менных зданий и сооружений, в том случае, когда стоимость этих работ включается в объектные в установленном проценте, (3 В р) определяется по формуле: З В р = 0,19х М ВР , где:

М вр _ сумма, принимаемая из строки «Временные здания и сооружения»

объектной сметы, тыс.руб.;

0,19 — доля заработной платы рабочих в структуре норм на временные зда­ния и сооружения (составляет 19 %).

Сметная заработная плата рабочих в составе зимних удорожаний, определяется по формуле:

3 3 у = К 3 у × М зу , где:

М 3 у - сумма удорожания строительно-монтажных работ в зимнее время,

К зу - коэффициент перехода от сметной стоимости зимних удорожаний к сметной заработной плате рабочих в составе этих удорожаний, принимаемый в размере 0,4,

Сметная заработная плата рабочих, относящаяся к остальным видам прочих работ и затрат, включаемых в объектные сметы как строительно-монтажные работы, определяются в том же проценте, в каком подсчитывается их сметная стоимость, т.е. от итогов сметной заработной платы по всем локальным сметам и по строке «Временные здания и сооружения».

Сметная заработная плата в объектной смете выделяется также из состава резерва средств на непредвиденные работы и затраты, находящегося в распоря­жении Подрядчика (при твердых договорных ценах на строительную продук­цию), путем применения норматива к предшествующему итогу сметной зара­ботной платы, приведенному в графе «Сметная заработная плата».

Сметная заработная плата в составе объектной сметы показывается в одно­именной графе (в тыс. чел.-ч.).

Просим дать разъяснение: на какую статью затрат (эксплуатация машин и механизмов или материалы) следует относить при составлении сметных расчетов затраты по транспортировке грунта, строительного мусора, лома материалов после разборки?

Затраты по транспортировке грунта, строительного мусора и лома материа­лов при составлении локальных смет (локальных сметных расчетов) следует относить на статью прямых затрат «Стоимость эксплуатации машин и механиз­мов». При этом следует учесть, что заработная плата из стоимости транспорти­ровки, определенной по тарифам на перевозку грузов, в сметной документации не выделяется.

Просим дать разъяснение по вопросу применения расценок Сборника ТЕР- 2001-06 СПб «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные»: зало­ жена ли в расценках установка готовых арматурных каркасов и сеток, преду­смотренных в проекте или отдельных стержней с изготовлением каркасов и сеток по месту при бетонировании железобетонных колонн в деревянной опа­ лубке и опалубке «АЛУМА System »? Каким образом можно учесть стоимость изготовления арматурных изделий на стройплощадке?

Нормами Сборника ГЭСН-2001-Об «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» и расценками Сборника ТЕР-2001-06 СПб «Бетонные и желе­зобетонные конструкции монолитные» предусмотрена установка готовой товарной арматуры (каркасов, сеток и доборной арматуры в виде готовых заготовок из отдельных стержней). В составе работ по устройству монолитных железобе­тонных конструкций указывается только установка арматуры с применением электросварки или вязки, но не изготовление арматуры.

В случае, если подрядная организация из арматурной стали изготавливает на строительной площадке сетки или каркасы, то затраты по изготовлению арматурных изделий следует возмещать подрядной организации дополнительно. Стоимость этих затрат определяется на основании калькуляции, учитывающей затраты труда и заработную плату рабочих, стоимость эксплуатации строитель­ных механизмов и стоимость материальных ресурсов, включая нормативные потери и отходы арматурной стали.

Организация выполняет работы по замене деревянного перекрытия на пе­рекрытие по металл ическим балкам. Применяем расценку ТЕРр-2001-54-01-008-1 СПб «Перекрытия», которой предусмотрена укладка двутавровых балок. По ППР каждая металлическая балка должна разрезаться перед монтажом, и после укладки свариваться накладками на месте монтажа. Заказчик считает что балки надо оплачивать не как металлоконструкции, а как металлопрокат. Правомерны ли действия Заказчика?

Ответ. Действия Заказчика в данном случае неправомерны. Подрядчик несет за­траты по нарезке балок по размерам, кроме того по ППР Подрядчик выполняет работы по стыковке частей балок, а это расценкой не предусмотрено. В ГЭСНр-2001-54-8 СПб «Перекрытия» в составе работ не указаны эти операции, поэтому стоимость конструкций металлических балок следует оплачивать либо как по цене металлоконструкций, либо по калькуляции подрядной организации.

Заказчик поставляет на стройку гранитный щебень из своего карьера, причем отпуск осуществляется путем взвешивания груженных самосвалов. Заказчик в паспорте указывает насыпной вес гранитного щебня фракции 25-60 мм - 1,32 т/м, хотя в справочной литературе и в ГОСТе указан объемный вес гранитного щебня

1,75 т/м 3 . Как нашей подрядной организации избежать убытков, ведь 600м 3 x 1,32 = 792т, а 600м 3 х 1,75 =1050т?

Насыпной вес гранитного щебня фракции 25-60 мм - 1,32 т/м , указанный в пас­порте, можно проверить.

Вам необходимо произвести контрольное взвешивание объемного образца (1 м 3 или 2-3 м 3 ) и установить фактический насыпной вес щебня. Объемный вес гранитного щебня, указанный в справочной литературе - 1,75 т/м 3 соответствует весу одного м уложенного в конструкцию щебня и его величина всегда больше насыпного веса.

Подрядчик выполняет работы по капитальному ремонту зданий. В соответст­ вии с распоряжением Мэра СПб (от 18.06.93г. №459-р) он вынужден за размеще­ ние отходов перечислять 187руб. за каждый указанный в смете м 3 разбирае­ мых конструкций. Кроме того, Подрядчик оплачивает свалке за размещение отходов 90 руб./м 3 . Обязан ли Заказчик возмещать эти затраты Подрядчику?

Да, обязан. В соответствии с Положением о Заказчике и Застройщике, За­казчик обязан предусматривать место свалки, получив указания соответствую­щих органов местной администрации. Все затраты Подрядчика по вывозке и размещению строительного мусора должны быть предусмотрены в смете и оп­лачены.

Существуют ли укрупненные показатели площади на одну тонну стальных конструкций для определения площади, подлежащей защите от коррозии?

Госстроем СССР была дана следующая рекомендация.

Развернутая площадь поверхности стальных конструкций определяется как суммарная площадь поверхности прокатных профилей, составляющих конст­рукцию, и указывается в технических спецификациях металлопроката за итогом общей массы конструкции.

Суммарная площадь поверхности прокатных профилей, составляющих кон­струкцию, определяется в квадратных метрах путем умножения суммарной мас­сы прокатных профилей, составляющих конструкцию, на соответствующие ве­личины площади поверхности (приведенные ниже), содержащиеся в 1 тонне стальных прокатных профилей.

Развернутая площадь поверхности стальных конструкций всего объекта или отдельных конструкций определяется как сумма поверхностей всех конструк­тивных элементов, подлежащих защите от коррозии.

Заказать Турбо сметчик

Прямые затраты включают статьи расходов, непосредственно связанных с производством строительно-монтажных работ: оплату труда рабочих (ЗП), расходы на эксплуатацию строительных машин (ЭМ), материалы (МР). Прямые затраты формируют основную часть стоимости строительно-монтажных работ.

1. По статье ЗП отражаются все расходы на оплату труда:

  • производственных рабочих, занятых непосредственно на СМР;
  • рабочих, осуществляющих перемещение материалов и оборудования в пределах рабочей зоны и от приобъектного склада до места укладки или монтажа.

ЗП рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, включаются в состав затрат на ЭМ.
ЗП рабочих, занятых погрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада входит в состав затрат по статье «Материалы».
ЗП рабочих, выполняющих некапитальные работы, в т.ч. возведение временных нетитульных зданий и сооружений, а также благоустройство строительных площадок, подготовку объектов к сдаче в эксплуатацию и т.п., учитывается в составе НР.

2. Расходы на ЭМ рассчитываются на 1 маш.-ч. и включают в себя:

  • амортизацию;
  • затраты на ремонт и запчасти;
  • стоимость энергоресурсов (электроэнергия, ГСМ) и вспомогательных материалов;
  • ЗП машинистов.

3. В статью МР включаются затраты на приобретение материалов, полуфабрикатов, изделий, деталей и конструкций с учетом их доставки до приобъектного склада и хранения. Под приобъектным складом понимают места хранения или разгрузки материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, откуда они непосредственно подаются в рабочую зону для производства строительных и монтажных работ.

При расчетах различают два вида отпускных цен на материалы: оптовые и розничные.

По оптовым ценам продукция промышленного предприятия приобретается строительной организацией непосредственно со склада предприятия-изготовителя. Соответственно, все дальнейшие расходы по транспортировке, хранению и пр. ложатся на покупателя. Оптовые цены обычно публикуются в биржевых ведомостях или в справочной информации заводов-изготовителей.

По розничным ценам - продукция, производимая промышленными предприятиями, реализуется через торговую сеть и в своей стоимости уже содержит затраты на перевозку, складирование и хранение.


Нормы накладных расходов

Накладные расходы - это сумма средств, затрачиваемых подрядной организацией на создание общих условий строительного производства, его организацию, управление и обслуживание.

Накладные расходы исчисляются по нормативам, установленным по видам работ, в % от ФОТ. Эти нормативы могут корректироваться в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов.

В 2012 году Госстрой России в письме от 27.11.2012 г. № 2536-ИП/12/ГС рекомендовал при определении стоимости строительства, реконструкции и ремонта применять понижающий коэффициент 0,85 к нормам накладных расходов и коэффициент 0,8 к нормам сметной прибыли во всех случаях кроме работ по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами. Кроме этого, тем же письмом организациям, применяющим упрощённую систему налогообложения, было рекомендовано применять коэффициент 0,94 к нормам накладным расходов и 0,9 к нормам сметной прибыли во всех случаях.

В апреле 2018 года Минюст России провел экспертизу данного письма и по ее результатам потребовал отменить его. 13.07.2018 г. Минстрой выпустил письмо №31009-ОГ/09, в котором указано, что письмо №2536-ИП/12/ГС «признано не подлежащим применению».

Перечень затрат, включаемых в статью "Накладные расходы"

I. Расходы на организацию работ на строительных площадках (удельный вес 15.7 %)

  1. Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря.
  2. Ремонт, устройство, содержание и разборка временных устройств и приспособлений.
  3. Обеспечение пожарной и вневедомственной охраны.
  4. Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве подрядных работ.
  5. Расходы по проектированию производства работ (разработка ППР).
  6. Расходы на содержание производственных лабораторий.
  7. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок.
  8. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче.

I I. Административно-хозяйственные расходы (43,45 %)

  1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала.
  2. Отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления по установленным законодательством Российской Федерации нормам: на государственное социальное и медицинское страхования, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения) от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.
  3. Почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций.
  4. Содержание и эксплуатацию вычислительной техники.
  5. Типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.
  6. Приобретение канцелярских принадлежностей.
  7. Содержание и эксплуатация зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом.
  8. Ремонт (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных средств, используемых административно-хозяйственным персоналом.
  9. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации.
  10. Содержание и эксплуатация служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации
  11. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным средствам, предназначенным для обслуживания аппарата управления.
  12. Представительские расходы.
  13. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг.
  14. Оплата услуг банка.
  15. Другие административно-хозяйственные расходы.

II I. Расходы на обслуживание работников (37,32 %)

  1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.
  2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на подрядных работах, а также эксплуатацией строительных машин.
  3. Расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований и бытовых условий.
  4. Расходы на охрану труда и технику безопасности.

IV. Прочие накладные расходы (3,53 %)

  1. Амортизация по нематериальным активам.
  2. Платежи по кредитам банков (% по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств).
  3. Расходы, связанные с рекламой.

Полный перечень затрат, включаемых в статью "Накладные расходы" и нормативы накладных расходов приводится в МДС 81-33.2004.

Нормы сметной прибыли

Сметная прибыль - это сумма средств, затрачиваемых подрядной организацией на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль исчисляется по нормативам, установленным по видам работ, в % от ФОТ.

Перечень затрат, включаемых в статью "Сметная прибыль"

  1. Модернизация оборудования и реконструкция объектов основных фондов.
  2. Плата за кредиты банка.
  3. Пополнение собственных оборотных средств.
  4. Социальные льготы и материальная помощь.
  5. Расходы, связанные с содержанием социальной сферы.
  6. Содержание дошкольных учреждений.
  7. Затраты на строительство жилья.
  8. Налог на прибыль.
  9. Налог на имущество.
  10. Налог на нужды общеобразовательных школ.

Налоги, отчисления и платежи, предусмотренные законодательными актами (кроме налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), учтены в прямых затратах и накладных расходах, если источник покрытия налога себестоимость продукции, и в сметной прибыли, если источник покрытия налога - прибыль.

Нормативы сметной прибыли приводятся в МДС 81-25.2001.

Лимитированные затраты - широко распространенное среди сметчиков понятие, подразумевающее группу затрат, определяемых по установленным сметным нормативам в процентах от того или иного элемента сметной стоимости.

Традиционно к лимитированным затратам относят зимние удорожания, средства на возведение временных зданий и сооружений, резерв на непредвиденные работы и затраты и ряд других.

Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время обусловлены необходимостью производства ра­бот при отрицательных температурах, что вызывает: снижение произ­водительности труда рабочих (из-за стесненности движений, ухудше­ния видимости, необходимости перерывов для обогрева, очистки рабо­чего места, подмостей, лесов от снега и льда и др.); снижение производительности строительных машин и дополнительные расходы на их эксплуатацию (повышенный расход горюче-смазочных материа­лов, прогрев механизмов и т. п.); необходимости применения зимних технологий (рыхление мерзлых грунтов, применение быстротвердеющих бетонов и растворов, введение в бетон и растворы химических доба­вок, электропрогрев и др. методы прогрева бетонных конструкций, пред­варительный прогрев материалов и изделий и др.); необходимости уст­ройства утеплений (тепляков) для предохранения от промерзания грун­та, временных водопроводных сетей и баков, бетона и раствора при перевозке, бетонных конструкций и т. п.).

Затраты на строительство временных зданий и сооружений определяются по федеральным нормативам в % от стоимости строительно-монтажных работ. К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные. Перечень титульных временных зданий и сооружений приведен в ГСН 81-05-01-2001 . Подробнее вопрос начисления лимита средств на временные здания и сооружения рассмотрен в статье «Сводные сметные расчеты стоимости строительства».

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты начисляется процентной ставкой к стоимости строительства в целом с целью покрытия возможных затрат, возникающих в процессе осуществления строительства и неучтенных сметной документацией. Подробнее вопрос начисления лимита средств на непредвиденные работы и затраты рассмотрен в статье «Состав и порядок определения затрат по главам Сводного сметного расчета».

В объектных и сводных сметных расчетах оплата труда определяется по укрупненным показателям в размере 25-30% от стоимости работ или в размере 10-15% от стоимости оборудования.

Сметная заработная плата определяется в локальных и объектных сметах по формуле:

где З - сметная заработная плата;

Зосн – основная заработная плата рабочих-строителей, занятых непосредственно на строительных, ремонтно-строительных и монтажных работах в текущем уровне цен;

Зм - заработная плата машинистов в текущем уровне цен;

Знр – заработная плата рабочих, учтенная в сметных накладных расходах;

Звр – заработная плата рабочих в стоимости возведения титульных временных зданий и сооружений;

Ззу – заработная плата рабочих, учтенная в составе зимних удорожаний;

Зn – заработная плата рабочих, учтенная в составе других начислений на строительные и монтажные работы объектной сметы.

При определении сметной заработной платы в локальной смете должны применяться в необходимых случаях различные коэффициенты, приведенные в технических частях соответствующих сборников расценок, а также в общих указаниях к ним.

Сметная заработная плата рабочих, выполняющих работы за счет сметных накладных расходов, в локальной смете определяется по формуле:

где Мнр – масса накладных расходов, принимаемая из локальной сметы, руб.;

0,051 – доля основной заработной платы рабочих, учтенная в накладных расходах (по отчетным данным составляет 5,1%);

Сметная заработная плата рабочих, выполняющих работы по возведению временных зданий и сооружений, в том случае, когда стоимость этих работ включается в объектные сметы в установленном проценте (Звр), определяется по формуле:

где Мвр – сумма, принимаемая из строки «Временные здания и сооружения» объектной сметы, тыс.руб.;

0,19 – доля заработной платы рабочих в структуре норм на временные здания и сооружения (составляет 19%).

Сметная заработная плата рабочих в составе зимних удорожаний определяется по формуле:

где Мзу – сумма удорожания строительно-монтажных работ в зимнее время, тыс.руб.;

Кзу – коэффициент перехода от сметной стоимости зимних удорожаний к сметной заработной плате рабочих в составе этих удорожаний, принимаемый в размере 0,4.

Сметная заработная плата рабочих, относящаяся к остальным видам прочих работ и затрат, включаемых в объектные сметы как строительно-монтажные работы, определяется в том же проценте, в каком подсчитывается их сметная стоимость, т.е. от итогов сметной заработной платы по всем локальным сметам и по строке «Временные здания и сооружения».

34. 35 Охарактеризовать фактическую себестоимость и плановую

Себестоимость – это выражение в денежной форме затрат на производство строительных работ, выпуск продукции, оказание услуг.

Себестоимость включает прямые затраты и накладные расходы.

Прямые затраты - затраты на производство строительных работ (основная заработная плата рабочих, стоимость материалов, деталей и конструкций, расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов).



Плановая себестоимость



Плановая себестоимость является расчетной величиной и может быть определена по формуле:

ССМР - сметная стоимость СМР

ПН – плановые накопления

К – компенсация в связи с увеличением цен и тарифов по сравнению со сметами.

Или плановая себестоимость строительно-монтажных работ (Сп) может быть определена технико-экономическим расчетом по статьям затрат на основе плана мероприятий повышения технического и организационного уровня производства по сравнению с предусмотренными в проектно-сметной документации по формуле:

где Сс – сметная себестоимость; Эс – экономия от внедрения мероприятий; +ДР – внереализационные расхода (потери, убытки) внереализационные доходы (дивиденды по акциям, облигациям и др.).

Фактическая себестоимость

Фактическая себестоимость СМР – это сумма издержек или затрат, произведенных конкретной строительной организацией в ходе выполнения заданного комплекса работ в сложившихся условиях производства.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА СРЕДСТВ
НА ОПЛАТУ ТРУДА В ДОГОВОРНЫХ ЦЕНАХ И СМЕТАХ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ
И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с решением коллегии Госстроя России от 24 февраля 1999 г. № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».

Рекомендации конкретизируют положения по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, содержащиеся в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, введенных в действие постановлением Госстроя России от 29 апреля 1999 г. № 31. Дополнены практическими предложениями по оплате труда работников строительных организаций в непосредственной взаимосвязи с решениями, принятыми в договорных ценах и сметах на строительство и в договорах подряда.

В Рекомендациях приводятся общая нормативно-расчетная база для определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.

Рекомендации предназначаются для всех участников инвестиционно-строительной деятельности независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, региональных центров по ценообразованию в строительстве и могут использоваться также службами заказчиков при определении и согласовании договорных цен и смет на строительство и заключении договоров подряда.

Методические рекомендации разработаны рабочей группой в составе: С.А. Варзарь, В.А. Рогонов с участием Ю.С. Лычкина, В.А. Степанова и одобрены Управлением экономики строительного комплекса и Управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. По системам, формам и условиям оплаты труда работников предприятия, организации и учреждения, участвующие в инвестиционно-строительной деятельности, могут быть разделены на три основные группы:

1-я - предприятия и учреждения органов государственной власти и управления, В них труд работников оплачивается по должностным окладам с надбавками за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия государственной службы, а также выплачиваются премии и материальная помощь в пределах установленного фонда оплаты труда. Оплата труда в этих организациях регулируется соответствующими законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», Указы Президента Российской Федерации от 09.04.97 № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих», от 15.06.99 № 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих»« и другие);

2-я - организации и учреждения, финансируемые из бюджетных источников. В них оплата труда работников производится на основе Единой тарифной сетки с соответствующими надбавками, доплатами, поощрительными выплатами и т.д. и регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации (от 14.10.92 № 785, от 08.11.92 № 855, от 30.08.93 № 870, от 07.12.93 № 1268, от 30.06.94 № 759, от 27.02.95 № 189, от 18.03.99 № 309);

3-я - предприятия и организации других форм собственности и организационно-правового статуса, самостоятельно решающие вопросы оплаты труда работников на основе действующего законодательства в области социально-трудовых отношений.

1.2. Предприятия и организации 3-й группы, к которым в большинстве своем относятся строительно-монтажные, ремонтно-строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, могут использовать в своих решениях отдельные элементы оплаты труда, применяемые в первых двух группах.

Организации 2-й группы при осуществлении деятельности, финансируемой не из бюджетных источников, могут решать вопросы оплаты труда по аналогии с предприятиями 3-й группы в пределах средств, получаемых за эту деятельность. Некоторые предприятия этой группы могут входить в состав строительных организаций (учреждения здравоохранения, культуры, спорта, образования и др.).

1.3. Действующим законодательством о труде предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно определять и фиксировать в коллективных договорах и других локальных нормативных актах вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и поощрений, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников (статья 80 Кодекса законов о труде Российской Федерации).

Решение этих вопросов в строительных организациях обусловливает размер средств на оплату труда, включаемых в договорные цены и сметы на строительство.

1.4. Договорная цена (смета на строительство) и включаемые в нее средства на оплату труда или способы их определения устанавливаются в договоре подряда по взаимному соглашению сторон (подрядчика и заказчика, генподрядчика и субподрядчика и т.п.), где определяются также порядок, условия и сроки расчетов за выполнение работы и сданные заказчику объекты, что создает для подрядчика соответствующую базу для организации оплаты труда работников, занятых на строительстве конкретных объектов, и выполнения программы строительных работ организации в целом.

1.5. При определении и согласовании размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство интересы договаривающихся сторон должны основываться на единых законодательных, нормативных и правовых актах с учетом сложившейся и ожидаемой на период строительства ситуации в области трудовых и социально-экономических отношений.

При этом рекомендуется широко использовать имеющуюся нормативную базу, согласованные принципы ее обновления и дополнения, а также применяемые в стране и отрасли методические разработки по вопросам оплаты труда и ценообразования в условиях рыночных отношений.

1.6. В строительных организациях целесообразно разрабатывать и использовать системы и формы оплаты труда работников, обеспечивающие максимальную их совместимость с методами определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, а также единство нормативных и расчетных показателей, применяемых для этих целей.

Такой подход обеспечивает высокую обоснованность решений, принимаемых на стадии определения и согласования договорных цен и смет на строительство (в части размера средств на оплату труда) и на стадии расчетов по заработной плате с рабочими за выполненные работы, их комплексы, этапы и объекты в целом. При этом он позволит упростить организацию оплаты труда, которую можно будет осуществлять непосредственно по сметам на строительство.

1.7. Особенностями нормативной базы, используемой при определении размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и при организации оплаты труда в строительных организациях, являются стабильность технически обоснованных норм затрат труда (в чел.-часах, маш.-часах и т.п.) на традиционные строительно-монтажные процессы и работы и динамичность, изменчивость во времени стоимости (цены) труда, а следовательно, и сдельных расценок.

Этот двойственный характер нормативной базы предопределяет соответствующую этапность ее формирования, совершенствования и обновления на всех уровнях: отраслевом, региональном и непосредственно в организациях и на предприятиях.

Порядок разработки норм затрат труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, управлением и обслуживанием строительных машин, определен Методическими указаниями о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные и специальные строительные и пусконаладочные работы, утвержденными постановлением Госстроя России от 24.04.98 № 18-40.

При определении сдельных расценок на выполняемые работы и размеров заработной платы в целом необходимо использовать действующие в расчетном периоде тарифные ставки, оклады, а также нормативы и показатели, по которым начисляются на них различные доплаты, надбавки и другие выплаты.

1.8. Приводимые в настоящих Рекомендациях нормативные показатели по труду и заработной плате установлены различными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе принятыми в дореформенный период. Правомерность их применения, за исключением случаев прямой отмены или замены, обусловлена действующим трудовым законодательством и практикой работы строительных организаций в современных условиях.

Величина конкретного нормативного показателя по соглашению сторон договора подряда может быть изменена, но это изменение не должно ухудшать условия оплаты труда и снижать ее размер против установленного действующими законодательными и нормативными правовыми актами.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ОПЛАТЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

2.1. Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37).

2.2. Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ) установлено, что оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается (статья 77).

Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, в который не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты (статья 78).

2.3. Кодексом законов о труде определены основные виды доплат, надбавок, премий и поощрений, гарантий, льгот и компенсаций, а также порядок их установления и выплаты работникам организаций и предприятий в зависимости от конкретных условий труда.

Классификация всех выплат, формирующих общий заработок работника, по их содержанию и источникам приведена в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.07.95 № 89 по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным банком России.

Отнесение этих выплат на соответствующие статьи затрат определено Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ, разработанными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» и от 01.07.95 № 661 об изменениях и дополнениях к указанному Положению (утверждены Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России).

В приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводится состав затрат на оплату труда по отдельным статьям расходов.

2.4. В рыночных условиях размеры общего заработка и составляющих его элементов регулируются в рамках действующего законодательства договорными отношениями как внутри организации (предприятия), так и во взаимодействии ее с заказчиками (инвесторами).

Договорные отношения определяются:

отраслевыми, региональными и иными соглашениями, а также коллективными договорами, разрабатываемыми и заключаемыми в соответствии с законами Российской Федерации от 11.03.92 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» и от 01.05.99 № 93-ФЗ;

договорами подряда, разрабатываемыми и заключаемыми сторонами (подрядчиком и заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком и т.п.) в соответствии с законами Российской Федерации от 26.06.91 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I от 30.11-94 № 51-ФЗ, главы 27, 28, 29 и часть II от 26.01.96 № 14-ФЗ, глава 37).

2.5. В отраслевых тарифных соглашениях по строительству и промышленности строительных материалов, систематически заключаемых между профсоюзами и работодателями с участием Госстроя России по согласованию с Минэкономики России, Минфином России и Минтрудом России, организациям и предприятиям устанавливаются минимальные тарифные ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях труда в размере, достигнутом на момент заключения коллективного договора и обеспечивающем общий месячный уровень заработной платы не ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе Российской Федерации.

Указанные тарифные ставки ежеквартально индексируются в установленном порядке и доводятся до всех заинтересованных организаций, определяется порядок исчисления тарифных ставок рабочих последующих разрядов, должностных окладов руководителей, отдельных видов доплат, надбавок, вознаграждений и т.п.

2.6. Отраслевое тарифное соглашение, являющееся правовым актом, устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и социальные гарантии работников отрасли и не ограничивает права работодателей в расширении этих гарантий при наличии соответствующего ресурсного обеспечения.

Затраты, связанные с удовлетворением этих гарантий, включаются в договорные цены и сметы на строительство.

2.7. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2.4) и Отраслевого тарифного соглашения подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже предусмотренных в соглашении.

Принятие сторонами согласованных решений о размерах средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство должно основываться на использовании, наряду с указанными выше, действующих отраслевых нормативных документов по этому вопросу. Основными из них являются:

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (Выпуск 3. Раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы». - М.: Стройиздат, 1987), с последующими дополнениями и изменениями к нему;

Нормы затрат труда и времени работы строительных машин, содержащиеся в сборниках Государственных элементных сметных норм и производственных норм (ЕНиР, ВНиР), которые должны обновляться и дополняться в связи с применением новых средств механизации, технологии производства работ, материалов и конструкций.

При решении отдельных частных вопросов могут использоваться и другие нормативные документы, которые приводятся в соответствующих разделах настоящих Рекомендаций.

3. ОБЩАЯ НОРМАТИВНО-РАСЧЕТНАЯ БАЗА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В ДОГОВОРНЫХ ЦЕНАХ И СМЕТАХ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ

3.1. Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в строительных организациях, является тарифная система, обеспечивающая соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ.

Тарификация работ и присвоение квалификации разрядов рабочим производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»), утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.07.85 № 226/125/15-88, с последующими изменениями и дополнениями к нему.

3.2. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по квалификационным разрядам и тарифные коэффициенты, представляющие собой отношение тарифных ставок соответствующих разрядов к тарифной ставке первого разряда.

Читайте также: