Как не потерять работу в papers please

Опубликовано: 17.09.2024

Papers, Please – инди-игра от одного-единственного разработчика Лукаса Поупа, которая вышла в конце лета 2013 года. Спустя год игру перенесли на мобильные платформы, поскольку она абсолютно не требовательна к техническим характеристикам устройства, на котором запускается. В данной статье вы узнаете все про Paper, Please: прохождение, различные варианты выбора и так далее.

О чем игра?

Главный герой игры – это сотрудник иммиграционной службы. Действия разворачиваются в 1982 году в выдуманной стране под названием Арстотцка. Ваша задача – это ежедневная проверка документов приезжих и выезжающих из страны граждан. В таком, казалось бы, рутинном занятии у героя слишком много ответственности. С каждым днем условия работы усложняются, появляются новые службы, многие тайные организации хотят помешать либо, наоборот, начать с вами сотрудничество. Как поступать – решать только игроку. Однако помните, что любое действие повлияет на вашу судьбу. Не забывайте о том, что у вас есть семья, которую нужно содержать.

paper please прохождение

Карьера в игре

В Paper, Please прохождение делится на дни. Каждый рабочий день представляет собой отдельную миссию, по итогам который вы увидите статистику принятых решений, их последствия, заработок и подробности из личной жизни вашего героя. Полное прохождение займет 30 игровых дней.

Несмотря на то что вы - обычный контролер документов, вам предстоит решать судьбы людей и целых организаций. Одновременно с простыми гражданами вам придется выбирать между союзниками и врагами. Перейти на сторону зла и заработать больше, помогая шпионам, или сдать неверных правоохранительным органам, в итоге получить премиальные за хорошее выполнение своих обязанностей? Решать только вам.

прохождение papers please на русском

Paper, Please: прохождение первых десяти дней

Первые несколько дней будут исключительно обучающими, поэтому никаких сложных задач выполнять вам не потребуется. Первый день: от вас требуется быстрая проверка всех документов. На второй день к общему числу граждан добавятся иностранцы. Теперь вам придется проверять наличие разрешения на въезд в Арстотцку. Под конец рабочего дня вы наблюдаете сцену нападения террориста на таможню. В результате несчастного случая на службе усиливают контроль соблюдения безопасности.

Через пять дней работы к вашему функционалу добавится кнопка вызова охраны. Поверьте, она вам пригодится еще не раз. В дополнение к этому вы сможете проверять отпечатки пальцев граждан. На седьмой день на КПП появляется сканер, который просматривает тело человека сквозь одежду. От начальства поступает указ о пристальном досмотре граждан Колечии. В результате чего правительство страны возмущается и посылает дипломатов в Арстотцку. Проверяйте наличие подтверждающих документов и не пропускайте маскирующихся мошенников.

Далее в Paper, Please прохождение начинает набирать обороты. У вас появляется возможность подзаработать. Вы можете договориться с охранником о частом аресте граждан. За это он будет получать премию от начальства и отдавать вам по 5 долларов за пару задержанных человек. Вы также в праве отказаться от предложения.

С 11 по 21-й день

Ваша спокойная и размеренная работа сменяется сумбуром. Во-первых, на таможню приходит проверка и переворачивает все устои вверх дном. Во-вторых, в результате проверки назначается новое начальство со своими требованиями и порядками. В один из дней на работе произойдет неприятный случай с поддельной бомбой. В результате начальство приказывает усилить проверку каждого въезжающего в страну человека.

прохождение игры papers please на русском

С 22 по 31-й день

Теперь прохождение игры Papers, Please (на русском языке и других) продолжается более спокойно. Несколько дней на работе проходят относительно гладко и без происшествий. Но с середины недели начинается хаос. В Арстотцке вспыхнули недовольства среди населения и начались беспорядки. Для таможни и, в частности, для героя наступают трудные времена. С этого момента доступны несколько концовок.

Поскольку у всех граждан начинают отбирать паспорта, у вас также есть вариант лишиться гражданства и переехать в Обристан. Однако для этого нужно конфисковать паспорта граждан Обристана. Как понимаете, все это абсолютно незаконно.

papers please прохождение за ezic

В Papers, Please прохождение за Ezic заканчивается по-разному. При полном содействии ордену вы получаете его покровительство, и вас не посадят в тюрьму. Если вы отказались от помощи в последнем задании, то попадаете за решетку. В случае полного игнорирования просьб ордена вы продолжите свою работу на таможне. С этого момента прохождение Papers, Please (на русском и не только) заканчивается, и открывается режим бесконечной игры.

Всем привет, пользователи и гости StopGame.ru, меня зовут Глеб, и сегодня мы с вами обсудим одну интересную игру.

Не хочу уходить в новый год с пустыми руками ( ̶п̶у̶с̶т̶о̶й̶ ̶р̶у̶к̶о̶й̶) и выпущу ещё один блог в этом году. С моего последнего блога прошло уже очень много времени, и некоторые из моих читателей, которые натыкались на мои предыдущие работы, могли подумать, что я больше не побеспокою этот сайт вновь, но я таки здесь и готов вам о чём-то рассказать.

Никогда ещё не писал обзоры на игры, на StopGame.ru, все мои блоги были на около-игровую тематику, сегодня я приобрету опыт обозревания! Уже не терпится начать, ведь игра, о которой я сегодня с вами поговорю действительно интересна.

Поговорим мы сегодня об игре под звучным названием Papers, Pleace (Документы, пожалуйста) разработанной всего лишь одним человеком, американцем по имени Лукас, Лукас Поуп.

Рассматриваемая игра получила массу премий, на различных фестивалях, собрала большую кассу, принеся вышеуказанному человеку гору золота, с условием почти нулевой себестоимости и собрала вокруг себя огромную и преданную фан-базу, которая до сих пор множит материалы по игре.

Бесконечные мемы, картинки, всевозможное интернет-творчество, что уж говорить, одним малоизвестным российским режиссёром была снята даже полноценная короткометражка по игре, которая, даже, была включена в промо-материалы самим разработчиком.

В чём причина такой популярности этой игры? В чём причина такой большой любви к ней? Давайте разбираться

Разработка

Известен факт, что мистер Поуп - выходец из именитой студии Naughty Dog, ну вы знаете этих ребят: The Last of Us, Uncharted, вот это вот всё.

Разработчики из этой студии, как правило (из которого, правда, бывают исключения, да Эбби?) могут в сторитейлинг и погружение и Лукас, в этом плане не выбивался из коллектива и, как покажет время, умел в эти вещи тоже.

Тернистый путь независимого разработчика, для Поупа, начинался ещё в 2012 году, с бесплатной браузерной игры «The Republia Times» тоже весьма любопытный проект, про цензора ̶м̶е̶с̶т̶н̶о̶г̶о̶ ̶а̶н̶а̶л̶о̶г̶а̶ ̶Р̶И̶А̶ ̶Н̶о̶в̶о̶с̶т̶и̶ вымышленной газеты, в вымышленной стране. Ну об этом мы с вами, может быть поговорим как-то потом.

Недолго думая Лукас начинает разработку новой игры, на открытом движке «Haxe», суть которой сводится к проверке документов, в одной единственной локации пограничного иммиграционного пункта.

«Звучит не вдохновляюще, Глеб» - скажите вы мне и будете правы, звучит не очень, известно, что нашего неопытного девелопера, весьма пугала перспектива не заинтересовать игрока самой концепцией этого геймплея. Как оказалось потом, его реализация сделала попадание в самый корень.

Целый год он своими силами и средствами, создавал игру, после чего в 2013 году она отправилась в Steam Greenlight, где была благополучно одобрена и была встречена очень тепло.

Действие игры происходит в вымышленной стране тоталитарного толка, под названием: Арстоцка, в восточной части города Грештин, от его западной части данное место отделено стеной, за которой пролегает территория враждебной к Арстоцке, Колечии. Город был разделён в следствии войны между этими двумя государствами. Ко времени, в котором происходит действие игры, заключён хрупкий мир, но отношения остаются весьма непростыми.

В общем-то, в таких трудных условиях наш герой попадает на работу в пропускной, пограничный пункт, стоящий как раз между западной и восточной частью Грештина. Ваша задача не допускать нежелательных лиц на границе, и предотвращать нежелательные инциденты.

Заботливое государство, при выдаче герою работы, выдало ему новую квартиру, для всей его семьи, недалеко от места этой самой работы.

Что это за фрукт такой Papers, Please, и с чем его едят?

Игровой процесс этой игры максимально прост, как и было обозначено выше. Игровое время делится на дни, на каждый день вам даётся энное количество времени, за которое вам нужно медитативно и усидчиво выполнять свою работу.

В чём заключается ваша работа? Человек хочет попасть в Арстоцку и обращается к вам, предоставляя (или не предоставляя) свои въездные документы, ваша задача проверить эти документы (Имена в паспортах, номера паспортов, сроки действия разных документов, места выдачи паспортов, всевозможные печати, и прочие данные) в зависимости от того корректны они, или нет вы решаете впустить человека в Арстоцку, прогнать его, или арестовать нарушителя, однако эта функция доступна не со старта игры.



За каждого обслуженного визитёра, вы получаете деньги, при ошибке денег вы не получаете, вы получаете замечания, первые два замечания – не штрафуются, начиная с третьего, вы начинаете получать штрафы. С каждым днём правительство выпускает всё новые и новые законы пропуска, усложняя и усложняя процесс проверки документов и множа количество этих документов, бюрократия мать её. Вы можете испугаться, что имеете мало времени на проверку, начнёте спешить и ошибаться, но лучше всё-таки не спешить, время рабочего дня адаптируется к законам принятым правительством.

Деньги нужны вам для того, чтобы прокормить свою семью, каждый день вы выкладываете кругленькую сумму на отопление вашего жилья и продукты (иногда на специфические эвенты и улучшения для вашего таможенного стола). Экономика сбалансирована так, что денег хватает совсем впритык, поэтому очень желательно избежать непреднамеренных ошибок (если кончено вы не играете на простом режиме, где просто сверху ещё валюты наваливают, достаточно чтобы ошибиться раз пять без ощутимых проблем). Если в день у вас больше двух замечаний, то есть вы уже начали получать штрафы, лучше переиграть день, благо, возможность есть.

Если вы не будете кормить и греть свою семью, ей быстро придёт, как говорится, хана, что, помимо обиды вызовет так же скоропостижный Game Over.

«Глеб, вот ты рассказываешь, а звучит всё ещё паршиво! Ты можешь рассказать, почему это интересно? Где локации? Эффекты? Взрывы? Тачки? Девки? ОгРаБлЕнИя?» - с нетерпением спросите вы меня. И мне есть что вам ответить.

1. Мир игры
Мир Papers, Please живёт и буйствует вне вашего пропускного пункта. Ваш пропускной пункт – только часть этого живого мира. За время игры вы переживаете море событий и узнаёте море историй. Эти события не происходят, просто потому что, у них есть чёткие причины из внешнего мира, о которых вам дают знать в новостных сводках. Эти истории не рассказываются вам без контекста, без необходимости. Если правительство выпустило какой-то указ, значит у него есть на то понятная причина. В другой не без известной, в узких кругах, игре, которую иногда сравнивают с Papers Please, например, была директива «Запрещено хранить зелёные яблоки» просто потому, что запрещено – и это не ок.
Живость мира Papers, Please очень притягивает внимание и вам становится реально интересно, что и почему происходит в этом мире.



2. Важная роль
Вы занимаете важнейшую должность и принимаете судьбоносные решения. Не смотря на любые предписания и директивы, именно вы всегда выбираете, кого пустить в страну, а кого нет, и последствия вашего выбора будут видны в новостных сводках.
Иногда игра ставит вас в ситуацию, когда у человека всё в порядке с документами, но вы имеете о нём информацию, которая заставит вас подумать, пропускать ли его в вашу страну, а не пропустите его – получаете замечание.
Бывает, что визитёр не собрал необходимые документы, или имеет в них опечатки, но его историей настолько проникаешься, что пропустить его очень хочется из сочувствия или понимания, но бюрократической машине сочувствие и понимание неведомы, замечание настигнет вас если вы дадите слабину.
Кто-то предложит вам взятку, кто-то попытается вам угрожать, кто-то будет слёзно молить пропустить, или хотя бы не арестовывать его, а кто-то настойчиво будет приходить раз за разом, с негодными документами, но в конце концов соберёт всё необходимое и похвалит вашу совестную работу, или же вашу доброту, если вы решите пропустить данного гражданина раньше того момента, когда он всё правильно сделает. И везде вы решаете, как поступить и несёте ответственность за свой выбор.
Конечно, далеко не все персонажи этой игры хорошо прописаны, большая часть людей рандомизируется и проходит, или не проходит через границу в рядовом порядке, но прописанных и действительно хороших персонажей достаточно много, чтобы заинтересовать вас.

3. Персонажи игры
Пункт, следующий из второго. Работа с персонажами и их истории – это гениальная часть этой игры, если вспомнить, что любой персонаж ничто иное, как гора пикселей в окошке перед таможенным столом и несколько строчек в документах, а действие никогда не выходит за рамки вашего пропускного пункта.

Я действительно проникался этими историями. Я радовался за футбольную команду Арстоцки, когда узнавал о их победе, от человека, который возвращался с выездного матча команды. Я проникался дружбой с пограничником, который просил меня о непростой услуге. Я с гордостью вывешивал рисунок моего сына, который он нарисовал для меня, хотя сына в каком-то видимом обличье нет, он не более чем кружочек с данными о своём состоянии, из меню в конце дня. Я испытывал чувство патриотизма к Арстоцке, иногда наоборот, проникался идеями освободится от гнёта красного орла, смотрящего на меня свысока, с флага этой страны.
Всё это благодаря персонажам в частности, и сторитейлингу в целом.

4. Проверка документов
Рутинный процесс проверки документов на пограничном пункте, с лёгкой руки Лукаса Поупа превращён в нечто увлекательное. Благодаря проработанному арт-дизайну и эстетике вообще. Я чувствую импакт от проставления печатей, при проверке документов включается антишпионская программа, как в шпионских фильмах, всё так круто сопоставляется, раскладывается по полочкам, чувствуется что ты участвуешь в важном процессе.

Паспорта разных стран, имеют разный дизайн, цвета обложек, страниц, разнообразное положение строчек, блоков информации, всё это выглядит очень интересно и аутентично, при этом, в угоду массового игрока упрощено до состояния «проверяем интересно и быстро»

5. Графика
В целом приятная рисовка и графика, видны источники вдохновения для автора. Серый мир тоталитарного государства, которое вот-вот пережило ужасную войну. В игре очень хорошо проработана геральдика, она реально стильная. Гербы, печати, флаг с орлом, форма солдат. Неплохо нарисованы персонажи в стиле Pixel-art. Соблюдена эстетика по Оруэллу.

Подытожим

Скажу вам так – эта игра поражает меня своей глубиной и проработкой своих механик таким образом, что они тесно переплетаются с сюжетом. Причём в своём ядре игра проста как две копейки, вот человек, вот его документы, проверяй всё ли с ними в порядке, да – пропускай, нет – не пропускай. Всё. Но то, что просто – то нельзя сломать. Мне трудно найти проблемы, ибо в игре ну нет ничего лишнего и того, что стояло бы не на своём месте.

Идеальных игр, конечно, не бывает. Papers, Please, может показаться, местами затянутой, иногда несправедливой к игроку, НО её плюсы, как по мне, перевешивают её минусы в сто крат.

В игре порядка двадцати концовок, только четыре из них положительные, да и то одна из них положительная ну очень с натяжкой, потому что этот мир суров. Если вы ещё не играли, то очень советую попробовать, на данный момент, с учётом зимней распродажи, в Steam она стоит 124 рубля – просто копейки.

Обзор закончен, кто не играл в игру бежит играть, а теперь хочу сделать небольшой интерактив, для тех, кто в игру уже поиграл, и, возможно, тоже захочет о ней поговорить. Будут спойлеры! В том числе будут вскрыты некоторые концовки. Можете ещё тот самый фильм посмотреть, о котором я упоминал вначале.

Арстоцка представляется игроку как тоталитарное государство, с душниловом прав и свобод человека и жестокими законами, где могут арестовать даже иностранца, но, если задуматься и хорошо погрузится в сюжет, можно ли сказать, что с этой страной всё так однозначно?

Лично я так не думаю. Для меня Арстоцка страна - антигерой. Поймите меня правильно, я не в коем разе не хочу развивать политические баталии, кто левый, а кто правый. Но если мы абстрагируемся от всяких идеологий, и реальных государств, опираясь только на сюжет игры, что можно по этому поводу сказать?

1) Арстоцка дала работу главному герою игры и представила ему и его семье квартиру в крупном городе – Грештине, по месту его работы.

2) Все законопроекты Арстоцки – являются реакцией. В первые дни пропускной режим весьма щадящий, после войны только-только открываются границы, и стране достаточно, помимо паспорта, только пропуска для иностранца, а для жителей страны вообще, только паспорта, ужесточаются правила уже потом, с событиями, которые происходят.
Теракты, в которых замешаны Колечианские сепаратисты – ужесточён вход, Колечианцам вовсе запрещён, а потом разрешён с досмотром.
Увеличение темпов, трудовой иммиграции – требования к рабочей визе.
Начало масштабный дипломатических переговоров – требование дип. статуса.
Эпидемия в соседней стране – карантин, с требованием к прививанию.
Ну и прочие сюжетные ходы и привязанные к ним документы.

Я не замечал, что бы Арстоцка действовала на упреждение, что бы она всё вокруг запрещала просто потому, что. Всегда запрет был – реакцией.

3) Беспредел властных органов, который мы наблюдали в игре, являлся скорей беспределом на местах, чем общегосударственной политикой. Например, наш начальник просит нас напрямую нарушить директиву правительства, если мы это не сделаем, то будем уволены и сосланы в места не столь отдалённые. Не думаю, что это была правительственная санкция.

4) Арстоцка будучи злым тоталитарном мордором, максимум что предпринимает при нарушении своих границ (в тоталитарных странах с этим ОООЧЕНЬ строго) это высылает таможеннику замечания первые, два из которых ещё и не штрафуются. Будь Арстоцка реальным вселенским злом, думаю с первой ошибкой, о которой стало бы известно начальству, жизнь нашего чиновника оборвалась, либо же он был сослан на каторгу.

6) Известно, что если вы останетесь верны Арстоцке до конца игры, то при плотном дипломатическом сотрудничестве Колечианских и Арстоцковских дипломатов, отношения стран потеплеют, а с этим потеплением в Арстоцку придёт оттепель.

Вот что мне есть сказать на этот счёт, будет интересно услышать ваше мнение!

Казалось бы, чего такого особенного? Какая-то даже и вся идея дурацкая. Проверка документов. Ну что за бред? Согласитесь. Ни геймплея, ни сюжета. Одна нуднота. Таким и на работе часто приходится заниматься, а игра ведь должна отдых давать!

Но есть один маленький нюансик. С самых первых моментов он хватает непривычного геймера в объятия и не отпускает до последнего. Вы ведь уже догадались? Атмосфера.

Даже просто музыкальная тема в меню (с которой всё знакомство и начинается) уже внедряет стойкое желание выпрямиться и преданно взглянуть на портрет Вождя на стене. Как?! У вас нет портрета?! Быстро вешайте, а то проверяющий влепит нагоняй! Или соседи накатают жалобу! Вы что, как же так можно?!

Атмосфера тоталитарной антиутопии накатывает с новой силой ровнёхонько в тот момент, когда вы понимаете, что никакого туториала не будет. Махонький бюллетень да книжечка с правилами — вся забота правительства заканчивается на них. Вертись как хочешь, а работу делай. И ещё скажи спасибо, что позволено две ошибки без штрафов.

Деньги в Papers, Please играют весьма значимую роль: ими вам платят за каждого обслуженного человека, их же приходится отдавать в конце дня, чтобы как-то сводить концы с концами. Арендная плата, еда для всей семьи (а вы как думали? Нужно же обеспечивать семью!), отопление, лекарства, прочие мелкие расходы. Не хватает? Легко исправимо: работайте лучше. Старайтесь. А не сможете — невелика проблема, выгонят с работы и найдут кого-то более удобного. Игрока в "Документах" (именно так переводится название — "Документы, пожалуйста") ни в грош не ставят, как и подобает настоящему коммунистическому строю. Но, вопреки всей парадоксальности этого, ваши поступки по-прежнему остаются значимыми, даже без привычных в современном игропроме подбадриваний со всех сторон и демонстраций огромной важности каждого чиха персонажа.

Какой путь вы выберете? Оставаться верным Родному Правительству, делать, что велят, "не пущать" подозрительных личностей и вообще скрупулёзно зарабатывать свои копейки, или всё же пожертвовать заработком в чью-то ещё пользу? Атмосфера ведь не заканчивается на суровой социалистической действительности. Игрок, в конце концов, не дворник какой-то, а инспектор на границе, с печатями пропуска и отказа в руках. И только от личных моральных убеждений зависит, опустится ли на визу законно положенная. Ведь визы тут — совсем не безликие бумажки. Их приносят совершенно разные люди. Проститутки, сутенёры-работорговцы, головорезы, революционеры, "подмазанные" начальством наглецы, контрабандисты и, наконец, самые обычные честные граждане — вот (притом неполный) список тех, кому придётся "отшлёпывать" паспорт.

Разумеется, бандиту с поддельными документами без раздумий нужно "ЗАПРЕТИТЬ". А что вы скажете насчёт матери-одиночки, спешащей к больному ребёнку и забывшей карточку гражданки дома? А если она покажет фотографию дитяти и будет слезно упрашивать, предлагая последние деньги. В такие моменты геймеру приходится ощутить на себе весь безумный вес той самой жестокой бюрократической машины, которую он, винтик, держит на своих плечах. И следовать правилам в книжечке — самый, конечно, банальный и простой, но далеко не обязательно верный выход.

Хоть большинство решений не влияют вообще ни на что, кроме количества денег в кармане и (иногда) ачивок, среди них бывают и весьма значимые. Благодаря последним можно получить ни много ни мало два десятка концовок! Хоть около половины из них и являются копиями друг друга с минимальными редакциями, число всё равно внушительно, согласитесь.

Вообще, Papers, Please — игра вовсе не о сюжете, концовках, экшне и прочей подобной дребедени. Вместо того главные козыри тут — уже расхваленная мной атмосфера и те самые морально тяжёлые "развилки", часто ничего не значащие в глобальной перспективе, но легко могущие оказаться очень даже важными лично для вас. Проставлением печатей и взятками они далеко не исчерпываются, кстати — это вам в деталях предстоит увидеть уж самим.

Кроме сюжетного режима имеется также бесконечный, к большому моему удивлению грациозно вписанный в тот самый сюжет. Открыть его можно, достигнув одного из удачных финалов (ну, или нагуглив нужный код, кому как больше нравится). Есть и тут три варианта + четыре разных набора правил, что в сумме даёт 12 разных комбинаций. Неплохо, совсем не плохо.

Но. Главный минус "бесконечности" вылезает очень быстро. Как ни парадоксально, абсолютно идентичный сюжетному, но сюжета лишённый, геймплей мгновенно превращается в как раз ту нудную рутину, о которой я говорил в самом начале. Да и атмосфера улетучивается, когда вы замечаете однообразие реплик (это может начаться ещё в кампании, но там далеко не так заметно в силу разнообразных интересных личностей).

В результате имеем "игру на один раз". Ну ладно, на 20 раз. Всё равно когда-нибудь надоест, а бесконечный режим привлечёт далеко не каждого. Тем не менее, "Документы" — опыт очень интересный, и испытать его стоит если не каждому, то как минимум всем, интересующимся тоталитарной эстетикой и любящим ощущение власти на кончиках пальцев.

А теперь, разобравшись с главным, давайте кратко пройдёмся по классическому набору мелочей.

Графика — ну, кому как. Вся игра ограничена одной-единственной будкой проверяющего и видом на очередь сверху, исполненными в отличном пикселарте. Анимации богаты и естественны, документы выглядят вполне неплохо, лица просителей разнообразны и реалистичны. Единственная моя, пожалуй, проблема — недостача народу моложе 30-ти в рядах клиентов. Хотя, может, так и надо — чего молодые забыли в коммунистической Арстоцке?

Звук — отлично. Хоть музыка и ограничена тремя треками (серьёзно, их там ровно три штуки), а разговоры — невнятным однообразным бормотанием, вместе всё звучит очень даже правдоподобно и в соответствии с предлагаемой игрой действительностью, удачно дополняя атмосферу. А чего ещё вам надо от звука, кроме атмосферы? И да, главная тема. Я только уж за неё готов поставить 11/10!

Система сохранений весьма оригинальна. Сюжет проходит в течении 31-го дня и записывается в соответствующем меню в виде эдакого хронологического дерева. Каждый пройденный день можно выбрать и начать с него новую ветку игры, или удалить все ветки, вырастающие из него в будущем. Так (при знании всех нюансов и умелом планировании) все 20 концовок укладываются во всего две основные ветки, например. Но есть своё ведро дёгтя и в такой, казалось бы, оригинальной и удобной системе: дерево прокручивается только зажиманием мышкой и перетаскиванием. Учитывая его длину (четыре экрана), это неслабо так начинает бесить при необходимости добраться от начала куда-нибудь ближе к концу или наоборот.

Что ещё. А, знаю, давайте поговорим о переводе. Видите ли, Papers, Please "из коробки" имеет кучу встроенных языков, среди которых и русский. Перевод всеохватывающий, от диалогов до спрайтов. Страны, города, однобуквенные обозначения в документах, подписи на печатях — всё это будет на русском, стоит вам только кликнуть соответствующим пунктом в меню. Единственное, что остаётся латиницей — имена, просто потому, что их в базе игры слишком много.

Нет, я не спорю, возможно переводчики именно за таким эффектом (напр. комсомолец) и гнались, но тогда стоило придерживаться начатого вообще везде, а у них получались и вполне точно переданные реплики. В любом случае за исключением вот таких нюансов придраться не к чему: русский вариант весьма хорош. Более того, я настоятельно рекомендую пройти игру разок на английском (чтобы получить впечатление эдакой Оруэлловской Океании), на русском (привет, СССР!) и на немецком (Рейх же) для атмосферного ознакомления со всей плеядой известных тоталитарных режимов. Ценители могут также добавить в список итальянский и японский.

Papers, Please — из тех инди-игр, что сделали имя всем своим товаркам. Она оригинальна, атмосферна, затягивает и оставляет неизгладимые впечатления, притом будучи простой, как арбуз, и вообще в размере не переваливая за 50 МиБ. Правда, в неё не получится играть долго: ради такого разработчику пришлось бы сделать дикий финт ушами и добавить процедурную генерацию правдоподобных диалогов для бесконечного режима. А потом переводчикам — ещё один не менее дикий финт, чтобы эту генерацию транслировать в другие языки. Так что надеяться не стоит, такого не будет.


Волокита и многоуровневые проверки пограничного контроля способны вывести из душевного равновесия даже самого терпеливого человека. Сколько бумаг, подтверждений, заявлений приходиться написать, оформить, заверить, чтобы получить доступ в страны дальнего зарубежья – уму непостижимо! Поэтому государства, находящиеся в особо доверительных отношениях, вводят упрощения для передвижения своих граждан через границу. Примером тому может служить нынешний Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Но ни для кого не секрет, что во времена Советского Союза заглянуть за железный занавес доводилось лишь избранным.

Обзор Papers, Please

Важным звеном на пути любого человека в другую страну становится работник пограничной службы. Примерить на себя форму таможенного инспектора и ощутить все прелести и тяготы этой работы можно в инди-квесте Papers, Please. Наверняка многих такой игровой опыт может и вовсе не заинтересовать, тем более что игра строга донельзя. Она действительно больше напоминает не виртуальное развлечение, а обучающее ПО для соответствующих служб, которое выпускали еще в 90-х годах. И выглядит Papers, Please соответственно: восьмибитное изображение, которое сложно назвать пиксель-артом – просто нарисованные фигурки людей и документов, достаточные для восприятия информации и абсолютно никакие с эстетической точки зрения. В графических опциях игры даже есть параметр Nudity – «Обнаженка», который влияет на то, какая картинка будет выводиться при просвечивании человека на наличие непозволительных для переноса через границу предметов. Но даже у привыкшего к ретро-картинке человека вряд ли вызовет особую радость созерцание квадратной «эротики», поэтому лучше эту опцию отключить.

Игра в цифрах:

1 «великая» социалистическая держава
1 таможенный КПП
2 штампа для работы
20 возможных концовок
2 террористических акта, которые нельзя предотвратить
31 игровой день – максимальная продолжительность сюжетной линии

Игроки, выдвигающие красивую графику и развлекательный элемент на первый план, к Papers, Please даже не притронутся. Но, возможно, целевая аудитория подобного проекта отыщется среди поколения, ностальгирующего по играм со смыслом, а не крутыми эффектами и инновационным геймплеем. В этом случае проект имеет в своем арсенале все необходимое. Во-первых, сама идея: создание таможенного благополучия для вымышленной социалистической страны с забавным названием Arstotzka и непосредственное участие в этом процессе под видом инспектора на КПП. Во-вторых, сам игровой процесс, который сводится к нудной, скрупулезной и банальной волоките с документами, изучению законодательства и выходящих ежедневно рабочих директив. Кажется, что это должно оттолкнуть от игры любого современного любителя компьютерных игр. Действительно, поначалу просто смешно играть в ТАКОЕ в 2013 году. Но потихоньку вникаешь в геймплей, следишь за нетривиальным сюжетом. И когда показывают ролик, как вся семья таможенного инспектора помирает с голода, а героя за долги лишают должности и сажают в тюрьму, само собой хочется восстановить справедливость. Как это так? Человек сутками работает, трудится, роется в бумагах, а ему за малейшую провинность штраф и в тюрьму?!

Обзор Papers, Please

Тут как в реальной жизни на реальной работе. Надо досконально знать и неукоснительно выполнять должностную инструкцию и предписания начальства. Для граждан страны Arstotzka процедура входа на территорию относительно проста: нужна проверка паспортных данных и личной карточки. Иностранцы, кроме паспорта, должны иметь входное свидетельство, а при поступлении на работу и рабочую карту. Все данные в документах надо сверять с помощью сканера: проверять соответствие дат, пола, возраста, внешности, время пребывания на территории страны, подлинность штампов и т.д. Причем наличие документов и степень их контроля меняется постоянно в зависимости от ситуации в стране. Если происходят теракты – усиливается охрана и проверка. Со временем инспектор и вовсе получает права сканировать людей и отдавать их под арест охране при особо строгих нарушениях. На словах звучит скучно, но стоит втянуться – и уже хочется сделать все правильно, чтобы получить премию и не дать загнуться членам семьи, да и на отдых оставить сотню другую денежных знаков. Кроме рядовых граждан общаться приходится и с особыми личностями. Первым будет веселый и наивный сельский дедушка, который поначалу свято верит, что Arstotzka – великая страна и в ней паспорт не нужен, всем и так хорошо живется. Потом только с пятого раза ему удастся оформить все необходимые документы. Или представитель тайного общества The Order, который выглядит как пришелец из иного мира и подсовывает инспектору шифрограммы для опознания и внедрения своих агентов в правительство Arstotzka. Будут и проверки из министерства, и взятки, и круглые суммы от торговцев секретной информацией – в общем, скучать не придется, а выбор в каждой ситуации нелинеен и зависит только от игрока. По прохождении всех двадцати концовок откроется бесконечный режим.

Обзор Papers, Please

Papers, Please – не гениальное инди-творение, но бунтарский «антитехнологичный» дух с упором на смысловую составляющую в ней присутствует. В игре отвратительная озвучка, хотя никто же не мешает просто выключить звук, который игре и не нужен, и включить в плеере свои любимые композиции. Развлечь на пару вечеров Papers, Please в состоянии, так что любители компьютерных ретро-игр могут смело брать на заметку.

Радости:

  • Оригинальный сюжет
  • Простой, но интересный геймплей
  • Вариативность

Гадости:

  • Чрезмерно архаичная графика
  • Раздражающий звуковой ряд
  • Общая монотонность

Оценка: 6.3

Про такие игры говорят: написано на коленке. Но своих ценностей от этого Papers, Please не теряет. Играя в нее, можно получить удовольствие. Специфическое, но все же.

Казалось бы, чего такого особенного? Какая-то даже и вся идея дурацкая. Проверка документов. Ну что за бред? Согласитесь. Ни геймплея, ни сюжета. Одна нуднота. Таким и на работе часто приходится заниматься, а игра ведь должна отдых давать!

Но есть один маленький нюансик. С самых первых моментов он хватает непривычного геймера в объятия и не отпускает до последнего. Вы ведь уже догадались? Атмосфера.

Даже просто музыкальная тема в меню (с которой всё знакомство и начинается) уже внедряет стойкое желание выпрямиться и преданно взглянуть на портрет Вождя на стене. Как?! У вас нет портрета?! Быстро вешайте, а то проверяющий влепит нагоняй! Или соседи накатают жалобу! Вы что, как же так можно?!

Атмосфера тоталитарной антиутопии накатывает с новой силой ровнёхонько в тот момент, когда вы понимаете, что никакого туториала не будет. Махонький бюллетень да книжечка с правилами — вся забота правительства заканчивается на них. Вертись как хочешь, а работу делай. И ещё скажи спасибо, что позволено две ошибки без штрафов.

Деньги в Papers, Please играют весьма значимую роль: ими вам платят за каждого обслуженного человека, их же приходится отдавать в конце дня, чтобы как-то сводить концы с концами. Арендная плата, еда для всей семьи (а вы как думали? Нужно же обеспечивать семью!), отопление, лекарства, прочие мелкие расходы. Не хватает? Легко исправимо: работайте лучше. Старайтесь. А не сможете — невелика проблема, выгонят с работы и найдут кого-то более удобного. Игрока в "Документах" (именно так переводится название — "Документы, пожалуйста") ни в грош не ставят, как и подобает настоящему коммунистическому строю. Но, вопреки всей парадоксальности этого, ваши поступки по-прежнему остаются значимыми, даже без привычных в современном игропроме подбадриваний со всех сторон и демонстраций огромной важности каждого чиха персонажа.

Какой путь вы выберете? Оставаться верным Родному Правительству, делать, что велят, "не пущать" подозрительных личностей и вообще скрупулёзно зарабатывать свои копейки, или всё же пожертвовать заработком в чью-то ещё пользу? Атмосфера ведь не заканчивается на суровой социалистической действительности. Игрок, в конце концов, не дворник какой-то, а инспектор на границе, с печатями пропуска и отказа в руках. И только от личных моральных убеждений зависит, опустится ли на визу законно положенная. Ведь визы тут — совсем не безликие бумажки. Их приносят совершенно разные люди. Проститутки, сутенёры-работорговцы, головорезы, революционеры, "подмазанные" начальством наглецы, контрабандисты и, наконец, самые обычные честные граждане — вот (притом неполный) список тех, кому придётся "отшлёпывать" паспорт.

Разумеется, бандиту с поддельными документами без раздумий нужно "ЗАПРЕТИТЬ". А что вы скажете насчёт матери-одиночки, спешащей к больному ребёнку и забывшей карточку гражданки дома? А если она покажет фотографию дитяти и будет слезно упрашивать, предлагая последние деньги. В такие моменты геймеру приходится ощутить на себе весь безумный вес той самой жестокой бюрократической машины, которую он, винтик, держит на своих плечах. И следовать правилам в книжечке — самый, конечно, банальный и простой, но далеко не обязательно верный выход.

Хоть большинство решений не влияют вообще ни на что, кроме количества денег в кармане и (иногда) ачивок, среди них бывают и весьма значимые. Благодаря последним можно получить ни много ни мало два десятка концовок! Хоть около половины из них и являются копиями друг друга с минимальными редакциями, число всё равно внушительно, согласитесь.

Вообще, Papers, Please — игра вовсе не о сюжете, концовках, экшне и прочей подобной дребедени. Вместо того главные козыри тут — уже расхваленная мной атмосфера и те самые морально тяжёлые "развилки", часто ничего не значащие в глобальной перспективе, но легко могущие оказаться очень даже важными лично для вас. Проставлением печатей и взятками они далеко не исчерпываются, кстати — это вам в деталях предстоит увидеть уж самим.

Кроме сюжетного режима имеется также бесконечный, к большому моему удивлению грациозно вписанный в тот самый сюжет. Открыть его можно, достигнув одного из удачных финалов (ну, или нагуглив нужный код, кому как больше нравится). Есть и тут три варианта + четыре разных набора правил, что в сумме даёт 12 разных комбинаций. Неплохо, совсем не плохо.

Но. Главный минус "бесконечности" вылезает очень быстро. Как ни парадоксально, абсолютно идентичный сюжетному, но сюжета лишённый, геймплей мгновенно превращается в как раз ту нудную рутину, о которой я говорил в самом начале. Да и атмосфера улетучивается, когда вы замечаете однообразие реплик (это может начаться ещё в кампании, но там далеко не так заметно в силу разнообразных интересных личностей).

В результате имеем "игру на один раз". Ну ладно, на 20 раз. Всё равно когда-нибудь надоест, а бесконечный режим привлечёт далеко не каждого. Тем не менее, "Документы" — опыт очень интересный, и испытать его стоит если не каждому, то как минимум всем, интересующимся тоталитарной эстетикой и любящим ощущение власти на кончиках пальцев.

А теперь, разобравшись с главным, давайте кратко пройдёмся по классическому набору мелочей.

Графика — ну, кому как. Вся игра ограничена одной-единственной будкой проверяющего и видом на очередь сверху, исполненными в отличном пикселарте. Анимации богаты и естественны, документы выглядят вполне неплохо, лица просителей разнообразны и реалистичны. Единственная моя, пожалуй, проблема — недостача народу моложе 30-ти в рядах клиентов. Хотя, может, так и надо — чего молодые забыли в коммунистической Арстоцке?

Звук — отлично. Хоть музыка и ограничена тремя треками (серьёзно, их там ровно три штуки), а разговоры — невнятным однообразным бормотанием, вместе всё звучит очень даже правдоподобно и в соответствии с предлагаемой игрой действительностью, удачно дополняя атмосферу. А чего ещё вам надо от звука, кроме атмосферы? И да, главная тема. Я только уж за неё готов поставить 11/10!

Система сохранений весьма оригинальна. Сюжет проходит в течении 31-го дня и записывается в соответствующем меню в виде эдакого хронологического дерева. Каждый пройденный день можно выбрать и начать с него новую ветку игры, или удалить все ветки, вырастающие из него в будущем. Так (при знании всех нюансов и умелом планировании) все 20 концовок укладываются во всего две основные ветки, например. Но есть своё ведро дёгтя и в такой, казалось бы, оригинальной и удобной системе: дерево прокручивается только зажиманием мышкой и перетаскиванием. Учитывая его длину (четыре экрана), это неслабо так начинает бесить при необходимости добраться от начала куда-нибудь ближе к концу или наоборот.

Что ещё. А, знаю, давайте поговорим о переводе. Видите ли, Papers, Please "из коробки" имеет кучу встроенных языков, среди которых и русский. Перевод всеохватывающий, от диалогов до спрайтов. Страны, города, однобуквенные обозначения в документах, подписи на печатях — всё это будет на русском, стоит вам только кликнуть соответствующим пунктом в меню. Единственное, что остаётся латиницей — имена, просто потому, что их в базе игры слишком много.

Нет, я не спорю, возможно переводчики именно за таким эффектом (напр. комсомолец) и гнались, но тогда стоило придерживаться начатого вообще везде, а у них получались и вполне точно переданные реплики. В любом случае за исключением вот таких нюансов придраться не к чему: русский вариант весьма хорош. Более того, я настоятельно рекомендую пройти игру разок на английском (чтобы получить впечатление эдакой Оруэлловской Океании), на русском (привет, СССР!) и на немецком (Рейх же) для атмосферного ознакомления со всей плеядой известных тоталитарных режимов. Ценители могут также добавить в список итальянский и японский.

Papers, Please — из тех инди-игр, что сделали имя всем своим товаркам. Она оригинальна, атмосферна, затягивает и оставляет неизгладимые впечатления, притом будучи простой, как арбуз, и вообще в размере не переваливая за 50 МиБ. Правда, в неё не получится играть долго: ради такого разработчику пришлось бы сделать дикий финт ушами и добавить процедурную генерацию правдоподобных диалогов для бесконечного режима. А потом переводчикам — ещё один не менее дикий финт, чтобы эту генерацию транслировать в другие языки. Так что надеяться не стоит, такого не будет.

Читайте также: