Как оценить работу фотографа

Опубликовано: 16.05.2024

А вы знаете, чем отличается опытный фотограф от начинающего? Самое важное отличие опытного фотографа от начинающего в том, что опытный фотограф знает, что фотография это нечто большее, чем то что мы видим на ней. Опытный фотограф знает как анализировать плоскую картинку и может легко оценить любую фотографию.

Умея оценивать фотографии, уже совсем несложно догадаться, каким образом можно улучшить фотографии. А вы хотите научиться оценивать свои фотографии? Сколько же нужно учиться фотографии, чтобы выработать в себе умение анализировать и оценивать фотографии?

Скажите честно, какой процент времени, которое вы тратите на обучении фотографии, вы отводите на то, чтобы просматривать анализировать и оценивать свои фотографии и фотографии признанных фотографов? Сколько времени вы тратите на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и "утонуть" в удивительном мире художественной фотографии? Как часто вы задерживаете взгляд на понравившейся вам фотографии и оценивая фотографию, раскладываете её на составляющие, чтобы проанализировать и лучше понять и осознать, что же такого притягательного вы в ней нашли?

Если вы хотите улучшить свои фотографии, то
вам обязательно нужно учиться объективно оценивать свои и чужие фотографии

Чтобы научиться объективно оценивать свои фотографии, нужно сделать первый шаг - тратить не менее часа в день на рассматривание своих и чужих фоторабот. Несколько советов и вопросов, приведённых ниже, помогут вам в этом неоднозначном и довольно сложном процессе.

Как анализировать и оценивать фотографии

Первое впечатление от фотографии

Что вы чувствуете, глядя на фотографию? Попробуйте не задумываясь осмотреть фотографию, все её элементы по отдельности и вместе взятые. Постарайтесь не разглядывать детали.

После этого оторвите взгляд от фотографии (или просто закройте глаза) и вспомните, что вы видели на фотографии? Какие объекты и предметы вы вспомнили? Иногда, вы будете удивлены, потому, что вспомните объекты и предметы, на которые не обратили никакого внимания или которые не относящиеся к сюжету фотографии. Теперь подумайте, что измениться в сюжете, если эти предметы и объекты убрать из кадра? Связаны ли они с сюжетом фотоснимка или это была ошибка фотографа? О каком событии хотел рассказать фотограф или художник?

Если снимок без этих деталей потеряет свою притягательную силу и история, рассказанная фотографом или художником развалится - это значит, что они были неотъемлемой частью снимка, создающей сюжет и настроение фотографии.

Общее содержание фотографии

В какое время сделана фотография? Постарайтесь оценить не только время суток, но и время в более широком смысле - век, десятилетие, эпоху. Позвольте себе рассмотреть все элементы фотографии внимательно. Постарайтесь понять, где происходит изображенное на фотографии событие - в более широком и в более точном масштабе. Какие детали картины или фотографии позволяют судить об этом?

При анализе мелких и, вроде бы неважных деталей, вы можете получить дополнительную информацию о сюжете. Именно эти детали помогли вам определить время и место события. Часто при фотосъёмке именно мелкие, казалось бы малозначительные детали могут в целом улучшить фотографию, придав ей определённую культурную ценность.

Взаимоотношения объекта с объектом и/или объекта со зрителем

Что вы можете сказать о людях, изображенных на фотографии? Насколько они близки - в прямом и переносном смысле? Как они относятся друг к другу? Как изображенные на фотографии персонажи передают эмоции зрителю - обратите внимание, какие чувства и эмоции возникают у вас как у зрителя?

Символы и концепции в фотографии

Иногда, на первый взгляд абстрактные детали фотографии, не несущие никакого смысла или содержания, могут сказать больше, чем главные объекты. Надменный взгляд, особым образом скрещенные пальцы или руки, едва заметный значок на лацкане пиджака, с трудом узнаваемая деталь на заднем плане. Что рассказывают о сюжете фотографии эти мелочи? Что символизируют скрещенные пальцы рук или надменный взгляд?

Направление: захватывает и не отпускает или убегает

Куда устремляется ваш в 3Γ ляд? Какова его траектория? На каких объект задерживается взгляд, а по каким скользит, без желания остановиться? Попробуйте понять, почему это происходит и как это связано с сюжетом фотографии.

Зритель: сторонний наблюдатель или участник событий

Настоящее произведение изобразительного искусства не просто притягивает взгляд зрителя, но и делает его участником сюжета, подсознательно заставляя его занять место объекта съёмки. Зритель, основываясь на своих воспоминаниях и мечтах, как бы примеряет к себе события, запечатленные на фотографии.

Последний вопрос, пожалуй, самый сложный для фотографа любого уровня, поскольку любой фотограф в той или иной мере является участником снимаемого события. По вполне понятным причинам особенно трудно придётся семейному фотографу-любителю. Почему семейный фотограф никогда не сфотографирует шедевр, вы можете узнать из этого урока

Однако, если вы отложите ваши снимки на некоторое время и вернётесь к ним, после того, как ваши эмоции "остынут" и "изгладятся" воспоминания, вы сможете оценить вашу фотографию с этой точки зрения более объективно.


Что нам удалось сотворить – шедевр, талантливую работу или нечто невразумительное? Казалось бы, чего проще, но как часто мы ошибаемся в своих оценках, как часто «не ведаем, что творим»! А умение оценивать фотографии – и свои и чужие! – крайне необходимо тому, кто относится к фотографии творчески. Такая ситуация возникает, например, когда мы отбираем работы на выставку или для отправки на какой-либо фотоконкурс. Вот они лежат на столе, еще вчера живые впечатления нашей жизни, а сегодня — отпечатки на фотобумаге. Какие из них произведения искусства, а какие – всего лишь этюды? А если нужно за один вечер отобрать достойные работы из числа отснятых за многие годы, как быть тогда? Вот тут-то и возникает необходимость применить какие-то критерии отбора.

Давайте поговорим о них, об этих самых критериях и способах отбора. Да и существуют ли они вообще? И на что надо полагаться при отборе своих работ — только на интуицию, на чувства или на какие-то объективные критерии, вроде композиции, смысловой составляющей?

Начнем с того, что существует по крайней мере четыре типа фотоизображений, каждый из которых требует, разумеется, своего подхода. Что это за виды фотографий?

1.Любительская или бытовая фотография. Цель таких фотографий – наполнить семейный альбом, сохранить память о людях и событиях. Признаки этого типа изображений: случайный характер запечатленных событий, технические погрешности, заштампованность замыслов. Классический пример такого снимка «Вот мы с Васей там-то и там-то». Такие фотографии в оценке, как правило, не нуждаются, на выставку не могут быть представлены.

2.Научная и документальная фотография. Цель ее – передать информацию, документировать газетную статью, научное исследование. Признаки документальных фотографий: техника более или менее на высоте, информационная насыщенность, отсутствие эмоционального содержания. Такие снимки интересны своей информативностью, поэтому тоже не нуждаются в художественной оценке.

3. Коммерческая и рекламная фотография. Цель коммерческой фотографии – создать изображение, которое можно продать. При этом снимок может быть сделан с изрядной долей фантазии, содержать какие-либо оригинальные идеи. И все-таки для этого вида фотографий характерна «выстроенность» композиций, отсутствие жизненного содержания и жизненной правды, упор на «красивость», то есть внешнюю привлекательность, а не на глубину содержания.

4. Художественная и творческая фотография. Фотография как искусство. Наиболее интересна для зрителя, ибо воздействует на его чувства. Цель художественной фотографии – найти и показать в жизни прекрасное, а также типическое, воплотить в живых правдивых образах. Один из главных критериев настоящей художественной фотографии – жизненная правда!

Повторю, что каждый из этих типов изображений требует своего подхода. И добавлю, что, как мы убедились, не все виды фотографий требуют оценки. Но ведь иногда бывает трудно разобраться, к какому типу изображений относится наш снимок. Нам кажется, что это – высокое искусство, а на деле – любительщина. Как же мы будем все-таки оценивать свой снимок, в котором мы подозреваем присутствие таланта?

Попробуем оценить фотографию так как оценивает большинство: по чувству, которое в нас возникает. Мой приятель-фотограф очень метко назвал такой способ оценки «методом ёка». То есть, когда смотришь на фотографию и при этом у тебя ёкает сердце – значит снимок хороший! Способ оценки вроде бы привычный и безотказный, только вот беда – у всех зрителей сердце «ёкает» по разным поводам. Не секрет, что существуют «визуальные сверхраздражители», на которые безоговорочно отзываются наши чувства. Например, чувства мужчины скорее всего отзовутся на изображение женщины (особенно обнаженной – независимо от мастерства воплощения!), чувства женщины – на любые изображения детей и цветов, чувства ребенка – на фото собачки или кошечки. Оценка «по чувству» оказывает плохую услугу, когда чувства зрителя не развиты, а вкус – не воспитан. Имеется и еще одно обстоятельство, когда речь идет об оценке своей собственной фотографии. Дело в том, что автор слишком эмоционально бывает привязан к своей работе. Автор не может абстрагироваться от своих воспоминаний, ведь у него еще свежо воспоминание об объекте съемки таком, каким он видел его в действительности. Автор долго еще держит в памяти неповторимые краски заката, аромат цветов, которые он фотографировал, не говоря уже о прекрасной модели, под обаянием которой возможно находится и по сей день. Зритель же оценивает только то, что у него перед глазами – сам снимок. Так что первое из того, что должен сделать автор – попытаться взглянуть на снимок глазами стороннего зрителя. «Эффект отстранения» поможет избежать чересчур субъективных и личных оценок.

Теперь попробуем оценить фотографию вторым способом оценки – «от ума». Имеется в виду, что оценивается общий уровень работы, ее визуальная грамотность и соответствие каким-то требованиям. Подключаются сюда и профессиональные критерии оценки, такие как новизна и оригинальность идеи, свет, композиция, динамика, цветовое и тональное единство, смысловая составляющая. Путь этот вроде бы верный, и действительно немало может рассказать нам о работе. Если бы не одно но: очень часто бывает, что работа безусловно грамотная и безупречная с точки зрения канонов композиции почему-то самым непостижимым образом не вызывает отклика в душе зрителя! Не об этом ли случае говорил французский мыслитель Блез Паскаль: «Ум всегда в дураках у сердца»?

Итак, подводя итоги, можно сказать, что ОТДЕЛЬНО НИ «ПО ЧУВСТВУ», НИ «ОТ УМА» ФОТОГРАФИЮ ОЦЕНИТЬ НЕВОЗМОЖНО. Оба этих метода оценки дают серьезные сбои, если применяются по отдельности. Где же выход? Наверно, в том, чтоб разумно соединять оба этих способа оценки: контролировать свои чувства умом и проверять разум чувствами. Где-то на пересечении этих двух способов и лежит «объективная» оценка.

«Искусство – икс, ненайденный, искомый» — писал поэт Виктор Соснора. Может быть, в поисках этого икса и заключается тайна оценки фотографии?

Как анализировать фотографии?

Очень часто фотографы показывают друзьям и коллегам свои фотографии с просьбой провести их анализ. Эффективность такого повышения мастерства низкая, и подспудно желание услышать разбор снимка заключается в резюме «нравится — не нравится». Повторить такой же кадр в большинстве случаев невозможно, так как КАЖДЫЙ снимок обладает своей неповторимой композицией и по восприятию уникален. Поэтому в принципе каждый сам может оценить достоинства того или иного созданного ими изображения, не опираясь на субъективное мнение окружающих.

Для начала давайте зададимся вопросом, почему одна и та же фотография в одних условиях нравится, а в других – нет. Почему глядя на фото на экране компьютера мы приходим в восхищение, тогда как она же в «бумажном» виде не вызывает никаких эмоций? Почему перебирая пачку фотографий, мы одни просто быстро откидываем, а другие начинаем рассматривать. Что ИМЕННО остановило наш взгляд? Почему один и тот же человек, сфотографированный с разным освещение и промежутком в две минуты, получается на одном снимке обычным, а другому снимку присваивается высокое звание «художественный» или «профессиональный»?

Если мы ответим на эти вопросы, то уровень фотомастерства сразу возрастет. Не потому, что мы будем использовать более современную фотоаппаратуру и оборудование. Не потому, что вдруг резко вырастет наш профессионализм (это всегда тяжелый труд, растянутый по времени). А просто мы будем знать, по каким принципам человек воспринимает изображение.

Итак, как мы смотрим на снимок?

Здесь есть несколько вариантов.

Первый: когда мы смотрим на него кратковременно.

В этом случае очень четко работает уже описанная здесь система смысловых центров. Именно эта система заставляет взгляд зрителя остановиться на изображении при переборе фотографий или, например, на рекламном щите, проезжая мимо него на эскалаторе метро.

Второй: когда мы долго рассматриваем фотографию.

Тогда мы можем рассмотреть все ее детали и подробности. Именно для этих целей служат фотовыставки. В другой ситуации на некоторые фотоснимки никто бы не обратил внимания, а на выставке она может и привлечь внимание.

Третий: когда мы рассматриваем фотографии на экране монитора или телевизора.

Иногда частями. При этом мозг начинает складывать в голове изображение из отдельных частей, что значительно визуально «исправляет» изображение. Именно поэтому при подведении итогов фотоконкурсов профессиональное жюри всегда оценивает фотографии только в напечатанном варианте, а не на экране компьютера.

Четвертый. Формат изображения.

Точнее, охватывает ли взгляд зрителя снимок целиком или начинает его рассматривать по частям. Большой формат всегда смотрится выигрышнее маленького. А очень большим форматом, при условии рассматривании его зрителем вблизи, можно из самого провального снимка сделать шедевр.

Пятый. Если на снимке изображен знакомый или близкий зрителю человек, или нечто, к чему зритель неравнодушен, то такие снимки он будет смотреть долго и внимательно. Горы на горизонте для альпиниста, кусочек моря для моряка сквозь деревья, блеск и нищета гламурных бутиков для модницы – эти все детали снимка сделают его для соответствующих категорий зрителей неизмеримо большей ценностью, чем для всех остальных.

Шестой. Восприятие зрителем зависит от очень многих факторов, уровня образования, душевного богатства, закомплексованности, рекламных и социальных стереотипов, места жительства, социальной среды…

Поэтому один и тот же снимок будет восприниматься разными категориями зрителей по-разному. И поэтому, создавая фотографию, надо всегда учитывать, на кого он рассчитан. Это часто позволяет серьезно сэкономить и средства, и время…

О гармонии и композиции

Критерии профессионализма — это вещь достаточно абстрактная, и зависит в большей степени от личности фотографа, нежели от его реального мастерства, учитывая возможности современной техники. Критерий у любой фотографии только один: либо берет она за душу, либо нет. Создать снимок, который бы понравился всем в принципе невозможно.

Фотограф на фотографии должен создать ясную и понятную зрителю организацию частей изображения, которая так необходима для комфортного восприятия. В каждом человеке неосознанное желание обнаружить в компоновке частей кадра ясную и визуально устойчивую организацию. Она не может быть случайной, хотя, учитывая все многообразие окружающего нас мира и людей, случайное появление гармоничного снимка вполне возможно. Но процент выигрыша в этой «лотерее» гораздо больше, если фотограф снимает на основе своей интуиции и опыта, то есть знаний, доведенных до автоматизма.

Создавая снимок, как произведение фотоискусства, то есть гармоничное произведение, необходимо создать на снимке равновесие. Композиционное равновесие — это такое состояние частей изображения, при котором все его элементы гармонично сбалансированы между собой. У кого-то это чувство развито от природы. У кого оно требует развития. Это делается простым упражнением, взятым как одна из дисциплин в фотомногоборье. На небольшой площадке делается хаос из совершенно разных предметов. Задача фотографа — снять небольшую часть этого беспорядка так, чтобы в границах кадра получилось равновесное изображение. Это самое простое. Следующее упражнение сложнее, так как в кадр вводится модель и тут уже подключается вся палитра смысловых центров, начиная от действия и кончая ярко выраженной эмоцией.

Чтобы вызвать у зрителя при восприятии фотоснимка отрицательную эмоцию равновесие сознательно нарушается в соответствии с внутренней интуицией фотографа. То же самое относится и к динамичным снимкам, на которых есть или только предполагается движение, внутренняя энергия. На действительно художественных снимках обычно нет ни одной лишней детали.

Гармоничная и равновесная композиция снимка обычно получается не благодаря каким-то абстрактным композиционным закономерностям, а благодаря интуиции и художественному вкусу фотографа. Именно они позволяют создать гармоничную композицию кадра еще в момент съемки. Естественно, по мере возможности. Если фотографическая интуиция развита хорошо, то снимки сразу получаются композиционно выдержанными и равновесными. Но и в этом случае лучше знать, на какие части фотографии зритель обращает пристальное внимание, а какие оставляет без внимания. Эти знания позволяют более тщательно и эффективно компоновать кадр в момент съемки, а также выискивать в окружающем мире эти столь важные для восприятия объекты изображения. Или создавать их самим.

Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, КАК изображено, а то, ЧТО изображено. Поэтому очень многие постулаты фотокритиков не имеют под собой никакого основания. Фотокомпозиции нельзя научить. Это, как музыкальный слух, либо он есть (в принципе это можно элементарно проверить), и его можно и нужно развивать, либо там «медведь потоптался», и тут уже прямая дорога в техническую часть фотографии, мир мегапикселов и фокусных расстояний.

Мастера фотографии, которые хотя и имеют личные пристрастия к фототехнике, снимают всем чем угодно, начиная от «мыльницы», и кончая самым совершенным фотоаппаратом, получают великолепные результаты. В чем же их секрет? Значит, есть что-то, что позволяет делать шедевры в фотографии, но по каким-то другим законам, отличным от писаных «законов фотокомпозиции».

Подведем маленький итог

1) Чтобы проанализировать фотографию, ее надо рассматривать только целиком.

2) Для того чтобы отсеять «не берущие за душу» снимки, их надо просмотреть «кратковременном режиме», оставив только те, которые Вам запомнились.

3) Вдаваться в конкретные детали изображения нет смысла. Чрезвычайно редка ситуация, когда фотограф может от и до выстроить кадр так, как это ему нужно. Все части изображения сами по себе субъективны и в отрыве от всей композиции снимка не имеют никакого смысла. Типа «пьяного горизонта», «золотого сечения», бокэ или цифрового шума. А за мелкими недочетами типа игры света, нюансами телодвижений человека уследить в принципе невозможно. Поэтому надо либо использовать возможности Фотошопа, либо принимать кадр таким, какой он есть.

Есть вещи, которые, которые воспринимаются зрителями однозначно. А именно смысловые центры (фигура человека-животного, глаза, действие, эмоция). А также такие моменты, которые обусловлены физиологией нашего зрения и психологией восприятия. Инвариантность, иррадиация, ритм, эффект тоннеля.

А есть вещи, которые плохо воспринимаются зрителями, которые описаны в Трех Правилах фотографа. Но и тут все не так однозначно, так как зависит от силы смысловых центров. Все это есть в статьях под номерами в Фотошколе. Конечный выбор фона, границ кадра, размещение объектов на снимке, фотографические эффекты — в любом случае на совести фотографа, его творческой натуры и личных пристрастий.

В любом случае фотографию на суд зрителя представляет фотограф, которому она, с одной стороны, нравится по разным причинам, а с другой, только у него есть ВЫБОР из многих фотографий, которые мы никогда не увидим. В большинстве случаев это осознанный и не случайный выбор, и надо уважать вкус, пристрастия и мировозрение другого человека, пусть мы даже что-то категорически не приемлем.

Не будем лукавить, каждый фотограф стремится найти баланс между доходами и занятостью. С этой целью изучаются составляющие ценообразования, посещаются МК и задаются вопросы коллегам, попутно корректируется величина оплаты собственного труда.

Эх… Постоянная корректировка цен.

Как не сойти с ума от ценовой политики и тратить меньше времени на вопросы ценообразования? Давайте поговорим на эту тему и найдем решения, которые помогут как новичку, так и более опытным фотографам.

Ценообразование фотографа — необходимость

Как автор, вначале повествования я хочу сразу прояснить два очень важных момента:

  1. Я не отношу фотографию к бизнесу, сфере услуг. Для меня она ремесло, с любовью развивая которое я зарабатываю хлеб насущный.
  2. Оплату своей работы я никогда не строю на воздухе, ущемлении интересов заказчика или торговле, стремлении «впарить». Я просто беру деньги (стоимость обговаривается заранее, зачастую, устанавливается индивидуально под проект) за фотографию, которую создаю в рамках личной манеры повествования для своего зрителя, которому необходима именно такая (как делаю я) фотография.

Думаю такие корректировки помогут отсеять читателей с «пиастрами» в глазах, которые штудируют поисковые системы в стремлении найти новые аргументы для поднятия цен на свои услуги. Эта статья пишется не для служителей маммоны.

Для остальных же, пришедших в фотографию не обогащения ради, я напишу все мысли, которыми руководствуюсь сам и с радостью отвечу на вопросы в комментариях.

Когда фотограф может брать деньги за свою работу

В ситуации, когда осталась позади эйфория от приобретения (или получения в подарок) фотоаппарата, пройдена эпоха (ибо она длительна всегда) познания окружающего мира через новый (для себя) инструмент, влюбчивость (к творческому самовыражению, скрытому «Я») сминалась искренней любовью, в ушах не слышен звон монет и профессия фотографа расценивается как работа, а не досуг и развлечение.

В остальных же случаях — рано и спешить не рекомендую, т. к. рынок фотографии страдает от «незрелых продуктов» и еще один человек, пребывающий в стадии «брожения», не сможет привнести что-то свое, суметь предоставить авторский продукт — фотографию.

Поспешность в выборе момента входа на рынок фотографии приводит большинство начинающих на барахолку, где они распродают свое оборудование, разочарованные в мире фотографии. Оказывается легких денег там нет и долго держаться на словах «волшебные», «ми-ми-ми» и т. д., невозможно.

Заводить речь об оплате стоит когда Вы:

Чтение инструкции камеры не в счет, ее за вас читает большинство нынешних фотошкол. Говоря о знаниях, я имею в виду техники съемки, понимание света, базовые навыки проявки и обработки фотографий, умение работать с моделью (многоликий термин), найти или развить, в себе, необходимые личностные качества (усердие, добросовестность, ответственность и т. д.).

Это ваше лицо. Продукт, который вы «крутите перед носом» потенциального клиента. Ваш мир, который создаете средствами фотографии и монетизацией которого всерьез озадачены. Выбирайте интересное, и понятное, вам, решение и делайте подборку из 10 (для начала сойдет) ваших лучших работ. Не раскадровка, а именно лучшие, отобранные фотографии.

Есть продукт, стиль, свое видение и примеры работ? Вам есть что продавать, пора задуматься о стоимости своей фотографии.

Ключевые моменты формирования стоимости работы

Фотографами принято закладывать 3% от стоимости своего оборудования в итоговый ценник. Учитывается: камера, оптика, свет, флешки, штативы, отражатели, батарейки и все приспособления и расходники, которые вы берете с собою на фотосъемку, но это не все. В стоимость оплаты своего труда включаются и 3% от цены на оборудование для проявки, обработки и хранения фотографий. Иными словами — ваш компьютер.

Стоимость за единицу времени. Обычно это час или день (зависит от проекта). Сюда же приписывают и оплату времени, в течении которого фотограф занимается проявкой и коррекцией фотографий. Часто об этом забывает заказчик, не бойтесь напоминать.

Вначале пути это маловероятно, но все же. Если вы не обрабатываете фотографии сами, то можно передать эту работу иному лицу — ретушеру, но за отдельную плату, которую надо не забыть взять с заказчика. Аналогично и с печатником, если вы этим не занимаетесь.

Итоговый облик фотографии влияет на ее стоимость. Определитесь, что именно вы отдаете заказчику. Файл на почту, или диск, а может традиционную фотографию, книгу и т. д. Количество тоже имеет значение, т. к. создание копий — дополнительная временная и финансовая затрата. Не дешевите. 🙂

Маловероятно вначале пути. По мере роста и развития творческого видения и профессиональных навыков, у вас появится свое: повествование в фотографии, манера съемки, обработки и ряд других особенностей, ну и разумеется — опыт. Все это дополнительная надбавка к стоимости. Вначале от 3-5% и до 80%, если адекватно. Но взглянув на свадебщиков, можно видеть и 200 и 300%. Так что дело в здравом уме, причем заказчика, и совести, но уже своей.

Вам надо кушать, одеваться, платить за жилье, интернет, мобильную связь, обеспечивать семью и т. д. В общем — бытовые расходы, финансы на которые включены в ценник. Если вы открываете студию, то приготовьтесь к ИП и росту дополнительных налоговых издержек.

Все, что будет способствовать узнаваемости и повышению лояльности потенциального заказчика к вашей деятельности. Сайт, упаковка итоговой фотографии, логотип, визитки и прочие составляющие, которые символизируют уникальные качества вашего продукта. Не стоит забывать и затрат на юридическую защиту бренда. Все это сказывается на итоговой стоимости фотографии, так что не перегибайте палку вначале пути. 🙂

Фотографу необходимо постоянно учиться. Посещать курсы именитых мастеров, порой заглядывать в фотошколы, иногда явится и на очередной МК, при наличии свободного времени, посещать музеи и т. д.

Есть такая статья расходов. 🙂

Та самая надбавка, которая именуются чистой прибылью. Полностью зависит от аппетита фотографа.

Оценка реальной стоимости своей работы

Вы провели вечер с калькулятором, посчитали себестоимость своей работы и вывели черновой ценник, но ставить его не решаетесь — боязно. И я вас понимаю.

При входе на уже сформированный рынок достаточно придерживаться просто правила:

Я умею? Тогда не дешевить. Я сомневаюсь? Тогда в низший эшелон.

Что это значит

  • Вы не спешили с обучением и готовы предоставить технически грамотную продукцию, не уступающую выбранной нише — тогда смотрите на свой черновой ценник и на «крепких середнячков», анализируйте спрос на ваше предложение.

Заказы есть? Тогда хорошо. Значит вы не ошиблись и постепенно растите качество, прогрессируйте. Следом подтянется и цена.

  • Вы спешили и не хотели учиться, вам не понравился вечер с калькулятором и спрашиваете — «Сколько?» — пожалуйте в самый низ. Минимальный ценник, с перспективой мучительного роста, а возможно — скатыванием в сферу услуг, где «продают себя».

Идет время, фотограф работает и развивается, но мир вокруг не стоит на месте. И жизнь в обществе, с каждым днем, становится дороже.

Меняются расценки на поддержание узнаваемости, оборудование растет в цене, себестоимость печати потихоньку ползет вверх, а про затраты на существование фотографа и вовсе молчу — ежедневные скачки.

Не будет же фотограф еженедельно менять стоимость оплаты своего труда? Верно, не будет. Но кое-что необходимо знать.

Коллеги и демпинг

В отношениях коллег, фотография — банка с пауками. Но при условии, что идет речь о сфере услуг. Если вы поддались соблазну и пошли «продавать себя», то приготовьтесь к ценовым войнам, стремлению подмять рынок, стимуляции продаж и т. д. Это рыночные отношения и законы.

Но если вы создаете уникальное предложение и не развиваете конвейер, то ваши коллеги — ваши коллеги. Простите за тавтологию, сейчас поясню.

Представьте. Два фотографа, абсолютно разных по стилю, хотя и в одном жанре. Работают с разным оборудованием, не имеют равноценных трат на рекламу, элементы бренда. У них нет ничего общего, чтобы сравнивало их в глазах клиента, но фотографии на хорошем изобразительном уровне. Это два мастера фотографии, с развитым стилем и чувством вкуса.

Вопрос. Зачем таким фотографам смотреть в чужие ценники и демпинговать?

Затраты окупаются, прибыль оседает в кармане и человек доволен. Продажи? Да зачем ему переводить уникальное качество в массовое количество? Автор развивает свое творчество, подобен художнику. В вопросе стоимости, поставь он много, или очень много — у него будет свой клиент, с необходимым размером кошелька. Столетиями проверено живописью.

Демпингует тот, чья итоговая фотография идентична той, что создает ближайший коллега и единственным аргументом (оправданием лени) ненасытного завистника становится сбрасывания цен. Все просто.

Повышение стоимости. Почему, когда и как

Иногда приходится поднимать стоимость оплаты своего труда. Связано это с себестоимостью, прогрессом фотографа и жаждой жить.

Себестоимость, к примеру, в течении года поднялась. Уровень жизни в обществе принизил стоимость производимой фотографии и стали обращаться люди, которые «не мой клиент». Выход — чуть поднять планку, отсеять случайных клиентов, обезопасить себя от работы на количество, в ущерб качеству.

Индивидуально, но обычно раз в год фотографы пересматривают свою ценовую политику и вносят коррективы.

Посчитали себестоимость, или накинули увеличившийся процент затрат и округлили до приятной суммы. Озвучили, переписали прайс и т. д.

Да, высокая оплата вашего труда — показатель признания работы, но стремитесь не делать из этого китч, используйте как инструмент:

Уровень клиента, лучше всего, показывает уровень его бюджета.

Делать ли скидки

Мое мнение — нет. Менталитет наших граждан устроен так, что клиент при слове скидка перестает ценить приобретаемое и внутри головы слышит «халява».

Если вы считаете, что стоимость вашей фотографии завышена — найдите другого заказчика.

Заблуждения

Интернет и многие коллеги не советуют называть стоимость оплаты своей работы в общении с клиентом по телефону. Отчасти это верно.

Человек не держал в руках (если занимаемся печатью) наши фотографии, не видел их традиционный облик, скорее всего он позвонил к нам с вопросом «сколько?»

Отсеять случайного клиента можно простым вопросом:

Если человек замешкается или скажет нет — разговоры о стоимости неуместны и можно не тратить время, прощаться и вешать трубку.

Если человек скажет «да» и пояснит что понравилось, то это ваш потенциальный клиент и «ломаться», тянуть с озвучиванием стоимости глупо. Человек видел ваши работы, пусть и дистанционно (хотя и не факт, вдруг он по рекомендации и смотрел фотографии у своих друзей/коллег/родных) и его интересует, по карману ли ему такая работа. Вот и все. Не глупите.

Еще один странный миф — боязнь озвучивать стоимость. Честно говоря, мне не понятна его природа. Если продаете себя, то еще ладно, осознавать себя товаром не многим по душе. А вот озвучить стоимость фотографий, которые вы создаете — уверенно, четко и с удовольствием.

В качестве заключения

Коллеги, пристально изучая вопросы ценообразования, не ставьте это во главу угла. Занимайтесь фотографией. Задавайтесь творческими вопросами, ищите ответы и векторы своего дальнейшего продвижения и помните:

Многие жизненно важные, для фотографа, моменты ценообразования, попросту не интересуют заказчика и он всегда смотрит на оплату вашей работы иначе, более упрощенно, учитывайте это.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

    Отдать раскадровку — простое решение, которое можно выдать за сервис, уступчивость и лояльность к заказчику. Но на самом деле, все немного […]«Люди не хотят учиться, им нравится получать знания». /Устами интернета/ На протяжении последних трех лет приходится много работать над […]В статье вы найдете ответы на вопросы: чем полезны, для фотографа, отзывы в интернете и какие сервисы помогут оптимизировать отслеживание […]

Андрей Бондарь

Свободный фотограф. Живу в провинции, снимаю портреты, изучаю светопись и визуальную культуру. Придерживаюсь традиционных методов печати и оформления фотографий. Заметки пишу для читателей, себя не прославляю. Над фотографиями работаю для заказчика, а деньги считаю благодарностью за проделанную работу. По духу — странник, по природе — человек.

8 комментариев

Добавить ваш

Андрей, отличный текст! Спасибо, что направили моё видение в правильное русло!
С уважением.

И Вам спасибо, за внимательное прочтение и добрые слова.

Андрей спасибо за Ваш Блог, за ваши труды.

Спасибо! Прекрасные мысли!

Андрей! Спасибо за статью, это самый адекватный и понятный материал из тех, которые я читала. Аж легче стало в голове и душе:)
Вопрос.
Жизнь фотографа, его бытовые затраты надо учитывать, вы правы, но я совсем не представляю, как это перевести в цифры.
Подсчитать какой-то процент от суммы в квитанции за коммуналку?
Приплюсовать амортизацию обуви, в которых намотала километры до объекта и тд?
Как Вы это делаете?

«как это перевести в цифры», — подсчитывая себестоимость товара или оказываемой услуги, уместно разделять затраты на прямые и косвенные, на постоянные и переменные.
Например:
Аренда фотостудии для съемки конкретного проекта, — прямая. 100% затрат закладывается в итоговый ценник.
Оплата такси, без услуг которого не приехать, к примеру, на встречу или на съемку, — тоже, и прямая, и +100% в итоговый ценник.
А вот коммунальные услуги, зачастую, — косвенная, поскольку есть съемки или нет — вы же не перестаете пользоваться, к примеру, электричеством? Подсчитываем среднегодовые траты, или сезонные, если работаете не круглый год, и +3% в итоговый ценник.
Но есть момент: описанный пример коммуналки — это косвенные затраты, если обработка и, какие-то сопутствующие работы, онлайн-переписка и т. д., выполняются дома; если в студии, в своей фотостудии — то это уже прямые затраты, хотя и те же 3% в итоговый ценник (хотя в этом случае вам придется учитывать не только затраты на оплату электроэнергии, в итоговый ценник пойдет 3% от суммарных трат на содержании фотостудии). Если работа идет в студии и дома, то дома — косвенные, в студии — прямые, и по 3% от каждой «платежки» в ценник.

Почему всюду 3%? Да как-то принято, по крайней мере в круг тех, у кого я учился. 🙂

Каждый из перечисленных примеров может быть как в числе постоянных, так и переменных, т. е. непостоянных затрат.
Например: есть заказы — вы тратитесь на такси и аренду студии; а если снимаете для стоков, в домашних условиях, то этих затрат нет, и себестоимость снимков ниже.

Касательно амортизации обуви, — да, это вполне нормальная практика, особенно если обувь, одежда и какие-то аксессуары для вас — рабочая форма, а не что-то из личного гардероба.
Можно прибавлять 3% от затрат на обувь; только в зависимости от ситуации, форма/не форма — величина в рублях может быть различной.

Главное для фотографа - умение поймать удачный кадр и грамотно выстроить композицию

Человеку, далекому от технических тонкостей, порой трудно сделать выбор в пользу того или иного фотографа. Чтобы не ошибиться в своем решении и понять, какая квалификация у кандидата, желающего устроить вам фотосессию, стоит обратить внимание на несколько нюансов.

Портфолио – визитная карточка фотографа

У любого профессионального фотографа обязательно должно быть портфолио с примерами его работ. Это может быть персональный сайт, блог или сообщество в социальной сети.

Обратите внимание на количество и качество представленных работ. Если их действительно много и все они высокого уровня, скорее всего, фотограф – профессионал своего дела. Если у фотографа за плечами всего несколько выполненных фотосессий, но все снимки отличаются хорошим качеством и грамотной композицией – скорее всего, перед вами талантливый человек, который только начинает свою работу.

Фотографов-любителей можно определить по большому количеству работ в портфолио, которые при этом не отличаются высоким качеством и интересными идеями, использованными во время съемки.

Обратите внимание и на отзывы людей, которые уже имели дело с этим фотографом. Заказчики, довольные выполненной работой, всегда найдут свободную минутку, чтобы написать об этом пару хороших слов.

Опыт студийной работы

Значение имеет стаж и опыт работы, поскольку профессиональные навыки у людей, занятых творческим трудом, с течением времени улучшаются. Профессиональные фотографы совершенствуют свое мастерство постоянно, и это легко можно проследить, просмотрев работы одного и того же человека, выполненные в разные годы.

Хорошим показателем является и опыт студийной работы. Если фотограф сотрудничает с какими-либо профессиональными студиями, дизайнерскими или рекламными компаниями или имеет постоянное место работы по своей основной специальности, это говорит о высоком качестве его труда.

Обработка фотографий

Хороший фотограф всегда самостоятельно занимается обработкой своих снимков. Рассмотрите внимательно представленные в портфолио работы, оцените качество их обработки или просто поинтересуйтесь у кандидата на роль вашего фотографа, работает ли он над фотографиями после съемки самостоятельно.

Любителя можно отличить по необработанным фотографиям или по снимкам с явными недостатками. Неестественный цвет кожи на портретах, слишком темные или чересчур светлые снимки, присутствие лишних объектов в кадре – все это говорит о том, что перед вами работы непрофессионала.

Жанры фотосъемки

Выбирая профессионала для личной фотосессии или съемки мероприятия, следует обратить внимание и на жанры, в которых работает фотограф. Если вам требуется портретная съемка, лучше обратиться к человеку, который специализируется именно на ней. Для съемки свадебного или другого праздничного мероприятия подойдет фотограф, который часто работает непосредственно в этом жанре.

Если же в портфолио представлены качественные работы разных жанров: портреты, пейзажи, свадьбы, репортажи – перед вами профессионал широкого профиля. К нему можно смело обращаться с любым заказом.

Полагайтесь на личные ощущения

Самый действенный метод выбора хорошего фотографа - это анализ собственных впечатлений от его работ. Если вам действительно нравятся представленные снимки, у вас возникает желание долго их рассматривать, а композиция и обработка фото приводит вас в восторг – обязательно пообщайтесь с фотографом лично.

Не существует универсальных и самых лучших профессионалов на все случаи жизни, ведь потребности каждого человека индивидуальны. Поговорите с фотографом, объясните ему свою задумку, расскажите, что именно вы ждете от этой фотосессии и выслушайте варианты, которые он вам предложит. Если вы почувствуете, что этот человек действительно способен воплотить ваши желания в жизнь, можете считать, что вы сделали правильный выбор.

Во-первых, я выяснил, что по мнению ученых, люди более склонны писать кляузы, когда не получают обещанного, чем выражать благодарность за хорошо сделанную работу. А ведь и на самом деле, большинство из нас даже не подумают написать положительный отзыв, когда оказанные услуги были исполнены в точности, как обещано. Зачем? Ведь мы заплатили деньги и получили ожидаемый результат.

Во-вторых, несмотря на то, что в личных сообщениях заказчики благодарили меня за выполненную работу, моя просьба написать отзыв редко приносила плоды. Нет, мне не отказывали. Напротив, клиенты обещали сделать все в лучшем виде, но частенько просто не находили на это времени. А поскольку больше двух-трех раз о своей просьбе я не напоминал (в противном случае это бы уже походило бы на попрошайничество), количество откликов на протяжении пяти лет оставалось минимальным.

Мириться с таким положением дел дальше было нельзя. И тут, совершенно неожиданно, мне на помощь пришел фастфуд.

Как-то после длительного загула по торговому центру, решили мы с женой заглянуть на фудкорт. В ожидании наших заказов я разглядывал кассовые чеки, и обратил внимание, что оба общепита, в которых мы закупались, просили посетить определенный сайт и оставить на нем отзыв о своей работе. Причем первый предлагал за оставленную оценку 10% скидку на последующий заказ, а второй надеялся, что посетители сделают это без вознаграждения. Помню, моей первой мыслью было, что последние ребята очень забавные, раз хотят, чтобы я потратил кучу времени совершенно бесплатно…

И вот тут я осознал пару, казалось бы, очевидных фактов. Для написания отзыва клиент должен быть замотивирован – это раз. Мотивация должна быть достаточной, чтобы заставить человека потратить кучу времени на написание полезного отзыва – это два. Прошу заметить, друзья, не хвалебного, а именно объективного и полезного другим.

После введения акции с возвратом части стоимости заказа в случае написания отзыва, я решил вопрос с мотивацией. Количество оценок моей работы увеличилось. Пришла пора разбираться с третьим выводом моего расследования. Оказалось, что многие просто не понимают, о чем можно написать в отзыве, помимо «нам все понравилось».

Что можно написать в отзыве о работе фотографа

Я считаю, что написать отзыв о работе фотографа легко и сейчас вам это докажу. Представьте ситуацию: близкий человек попросил вас порекомендовать специалиста. Как бы вы стали описывать свой опыт работы с фотографом?

Можете запомнить все, что вам только что пришло в голову и на основе этого написать свой уникальный отзыв. Если же у вас возникли с этим проблемы, то воспользуйтесь более универсальной формулой, которую я вывел, опираясь на свой опыт и опросив несколько десятков людей.

Все, что нужно сделать для оценки работы фотографа – это предельно честно ответить на три простых вопроса:

1) Как фотограф помог вам подготовиться к фотосессии?

2) Было ли вам комфортно во время съемки?

3) Как быстро вы получили фотографии, и понравился ли вам результат?

Вопрос №1. Как фотограф помог вам подготовиться к фотосессии?

Моя работа начинается задолго до того как я возьму в руки камеру. Мне нужно рассказать заказчикам о важности выбора времени для фотосессии, технических аспектах съемки и других важных вещах. Я помогаю клиентам с выбором локаций и составлением оптимального маршрута. Рассказываю, чего не стоит делать незадолго до фотосессии. На пользу дела я даже завел блог, в котором делюсь своим опытом и настоятельно рекомендую его всем почитать перед съемками.

Что из всего вышеперечисленного стоит упоминания в отзыве?

Пишите о том, что помогло вам больше всего. А если были моменты, которым, по вашему мнению, фотографу стоит уделить больше внимания, непременно это упомяните. В дальнейшем это поможет другим молодоженам принять верное решение при выборе специалиста, а мне поможет стать лучше.

Например: «Хочу выделить несколько моментов, почему я считаю, что Виталий крутой фотограф. Во-первых, организация самого процесса: все обговаривалось заранее, составлялся договор, были даны важные советы по подготовке к фотосессии».

Пусть это общие слова, но на их основании уже можно сделать вывод, что я, как фотограф, к своим обязанностям подхожу ответственно.

Вопрос №2. Было ли вам комфортно во время съемки?

Одно из важных условий получения живых интересных фотографий – это комфорт моделей. Причем я имею в виду не только материальную составляющую, но и психологическую. На съемочной площадке должна царить непринужденная атмосфера. Я всегда стараюсь шутить и подбадривать своих моделей. При необходимости помогаю советом. В общем, делаю все, чтобы человек, участвующий в съемке, раскрепостился и вел себя максимально естественно.

Отвечая на вопрос, было ли вам комфортно, просто опишите свои ощущения.

Например: «Фотосессия прошла налегке! Непринужденная атмосфера, позитивное общение, помощь в постановке, профессиональный подход, и в итоге - просто потрясающие снимки…».

Можно дополнить отзыв описанием того, чем вам запомнился сам фотограф во время съемок:

«Виталий очень дружественный и общительный. Всем гостям фотограф тоже понравился, Виталий работает ненавязчиво и ловит самые интересные моменты…»

Вопрос №3. Как быстро вы получили фотографии, и понравился ли вам результат?

Несмотря на то, что по условиям договора срок обработки фотографий может достигать нескольких месяцев, в большинстве случаев я передаю готовые фотографии заказчику намного раньше. Поэтому вы можете упомянуть в отзыве, к примеру, что любовались свадебными фото спустя всего две недели. А вот уже как описать насколько вам понравились мои работы, думайте сами. Могу только дать один совет, лучше это сделать сразу после просмотра фотографий. В этот момент эмоции очень сильны и их будет проще изложить на бумаге.

Например: «Фотографии всем нашим друзьям, родственникам и нам ОЧЕНЬ понравились. »

А можно так: «Виталий, огромное спасибо за замечательные фотографии нашей свадьбы! Очень приятно было работать с человеком, который является настоящим профессионалом своего дела…»

Первый пример – это отзыв о работе семейного фотографа.

"Хотим поблагодарить Виталия за профессионально проведенную работу!

Когда мы с мужем захотели пригласить фотографа на 1 день рождения нашей дочери, то даже не думая, пригласили Виталия. Мы с ним знакомы ещё со свадьбы, он был нашим фотографом! И в очередной раз убедились в полной отдаче своему делу! Ему важен и результат работы и сам процесс съёмки.

Его работа начинается ещё до самого мероприятия. Он попросил сфотографировать место проведения праздника (у нас это была квартира) и дал советы по устранению лишнего в кадрах! Узнал про план мероприятия и про возможность использования вспышки.

Он всегда пунктуален и тактичен! Наши гости были в восторге от того, что он был везде, но он никому не мешал и никого не стеснял. А это было очень важно и очень сложно сделать, квартирка все таки маленькая была.

Годовалая именинница сразу почувствовала в нем хорошего человека и не боялась!

Фотографии были готовы очень быстро, а результат всех поразил! Хочется распечатать и повесить на стену каждую фотографию!

Спасибо ещё раз! Мы всегда уверены в вас на 100%"

Второй пример – отзыв о работе свадебного фотографа.

"Хочу сказать огромнейшее спасибо нашему фотографу. Настоящий профессионал своего дела) Хочу выделить несколько моментов почему я считаю, что Виталий крутой фотограф:

Во-первых, организация самого процесса: все обговаривалось заранее, составлялся договор, были даны важные советы по подготовке к фотосессии.

Во-вторых, сам процесс фотосессии: Виталий прибыл раньше нас молодоженов, подсказывал, как правильно и куда вставать, чтобы фото получались живые и естественные) ещё важная заметка, это то, что были пойманы в кадр настоящие, красивые эмоции, поцелуи)

В-третьих, сам Виталий как человек просто замечательный, очень общительный, весёлый, дружелюбный)

Ну и, в-четвёртых, качество фотографий очень порадовало, красивые, милые, видно, что снимал профессионал)

Если в общем оценивать работу Виталия, то ставлю 10 баллов из 10) Спасибо, что так красиво запечатлели самый счастливый день нашей жизни)"

Третий пример – хороший отзыв о свадебной фотосессии.

"Виталий. Не хватает слов, чтобы в полной мере выразить благодарность за твою работу на нашей свадьбе! Ты подарил нам море позитива и отличного настроения! Всегда был на высоте!

Фотографии получились органичные, волшебные. Просто замечательные! Мы с мужем в полном восторге! ))

Я не знаю как, но ты успевал всегда и везде. О некоторых событиях мы вообще узнали только из фотографий! ))))

Большущее тебе СПАСИБО!

Творческих успехов тебе и процветания твоей студии!"

Где можно разместить отзыв о моей работе

Когда меня спрашивают, где лучше всего разместить отзыв о нашем сотрудничестве, то в первую очередь я прошу сделать это в моей группе ВКонтакте.

Благодаря группе ВК всегда можно убедиться, что отзывы написаны настоящими клиентами, а не просто заказаны на специализированных сайтах за пару сотен рублей.

Если у вас есть почта на Яндексе, то копию отзыва можно оставить в сервисе Яндекс.справочник, а также в новой веб-службе Яндекс.Услуги. Достаточно перейти по ссылке и вставить скопированный текст.

Буду особо признателен вам, если найдете минутку и оставите отзыв на одном свадебных порталов: Горько, Невеста.info или другом подобном.

Благодарю вас, друзья, за уделенное время и до новых встреч!

Виталий Карпов

Автор : Виталий Карпов

Специализируюсь на фотосъемке свадебных торжеств и семейной фотографии.

Добавляйтесь ко мне в друзья в соцсетях: Вконтакте , Instagram .

© Фотограф Виталий Карпов, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Читайте также: