Как попасть на работу в полпредство

Опубликовано: 16.05.2024

26 мая 2021, 15:22 — Общественная служба новостей — ОСН Молодые профессионалы в области интернет-коммуникаций будут работать в Госдуме и ведущих профильных компаниях, таких как Яндекс и Первый канал. Кроме того, секретами успеха с ними …

26 мая 2021, 15:22

Сергей Кириенко.

Сергей Кириенко. Фото: worldcrisis.ru

Молодые профессионалы в области интернет-коммуникаций будут работать в Госдуме и ведущих профильных компаниях, таких как Яндекс и Первый канал. Кроме того, секретами успеха с ними поделился первый заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко. Это стало возможным благодаря конкурсу «Лидеры интернет-коммуникаций», финал которого состоялся 24 мая в Москве.

На участие в конкурсе было подано 13,4 тыс заявок. Но в финал прошли только 136 человек, собравшихся в столице. Из них жюри отобрало 52 призеров.

Сергей Кириенко с удовольствием отметил, что почти 70% победителей конкурса – девушки. Он призвал прекрасный пол активнее занимать руководящие должности и добиваться успеха. А затем поздравил каждую победительницу конкурса букетом цветов.

Чиновник заверил всех участников конкурса, что их полные данные попадут на глаза ключевым компаниям, начиная от Яндекс и заканчивая Первым каналом. По его словам, эксперты договорились, что правило не уводить у конкурентов сотрудников не действует. «Если до этого вы конкурировали друг с другом, то теперь за вас началась конкуренция», – сказал Сергей Кириенко.

,

Участие в подобном конкурсе – сам по себе отличный шанс, напомнил чиновник. Можно увидеть своим слабые стороны и прокачать их. Тем более, что желающим предоставят возможности и дальше учиться новому.

«Не считайте, что у вас что-то не получилось, используйте это как шаг в направлении к будущему и у вас все получится», − обратился он к тем участникам, кто не вышел в финал.

А победителям Сергей Кириенко посоветовал не почивать на лаврах, считая себя лучшими, а продолжать учиться. «В современной жизни невозможно 1 раз получить образование, компетенцию и преуспевать всю жизнь», − подчеркнул он.

Представитель Администрации президента с удовольствием отметил, что сегодня рушатся все стереотипы вокруг молодежи. Ведь принято считать, что «поколения TikTok» не способно удерживать внимание более 30 секунд. И при этом их надо развлекать и «пританцовывать». Но при грамотной подаче информации – а именно этим занимаются участники конкурса «Лидер» − можно заставить людей случать даже многочасовые лекции. И пример этому – прошедший на прошлой неделе марафон обновленного общества «Знание». Более 52 млн просмотров и скачиваний лекций говорит о том, что при правильном подходе молодежь готова воспринимать информацию.

В церемонии награждения также приняли участие глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн и генеральный директор АНО «Диалог» Алексей Гореславский.

По видеосвязи к поздравлениям подключился зампредседателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, находящийся в рабочей поездке на Камчатке. Он подчеркнул охват конкурса, в котором принял участие каждый регион. «И это одно из позитивных следствий цифровой трансформации нашей страны. Мы развиваем технологическую инфраструктуру, чтобы люди в любой точке России имели качественную интернет-связь и возможность пользоваться плодами цифровизации. Одновременно повышается роль государственной интернет-коммуникации. Власть должна видеть и слышать людей на всех площадках в любой точке страны», – сказал Чернышенко.

А сам конкурс дает возможность формировать кадры для государственного резерва, отметил запред Правительства.

,

В подтверждение вышесказанному Александр Хинштейн пообещал трудоустроить в профильном комитете Госдумы всех желающих из финалистов конкурса.

От имени организаторов выступил Алексей Гореславский. Он подчеркнул, что конкурс стал возможностью «сконцентрировать на одной площадке все лучшее, что сегодня есть в отрасли», создать новые связи, объединить усилия для ответа на общие вызовы. Один из них – это образование. Скорость изменений в digital требует постоянного пополнения арсенала рабочих инструментов и навыков.

«Это поставило перед нами вопрос о создании образовательной программы совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова. Она сочетает фундаментальные знания в области коммуникаций с актуальным практическим опытом специалистов, которым есть что рассказать о реальной ситуации и о том, как работает информационный цикл в современном мире. Кроме того, совместно с Мастерской управления «Сенеж» сейчас ведется разработка еще одного системного решения для образования специалистов в сфере интернет-коммуникаций. Это практико-ориентированная образовательная программа, в рамках которой мы будем готовить современных журналистов, пиарщиков», – рассказал Алексей Гореславский.

Но и это не все приятные новости для молодых профессионалов в области интернет-коммуникаций и тех, кто хочет освоить эту профессию. Накануне завершения конкурса АНО «Диалог» и АНО «Россия – страна возможностей» подписали соглашение о взаимодействии в сфере подготовки специалистов в области интернет-коммуникаций. Так что теперь у желающих есть возможность обрести новые навыки в кругу единомышленников.

Информируем, что реализация Вами права на обращение в форме электронного документа осуществляется в соответствии с российским законодательством с обеспечением защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в том числе недопущения распространения информации о направлении Вами обращений и разглашения сведений, содержащихся в Ваших обращениях и касающихся Вашей частной жизни, соблюдения требований при обработке Ваших персональных данных.

1. Обращения, направленные в форме электронного документа через официальный сайт Президента России, поступают в Администрацию Президента России и рассматриваются работниками Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций – уполномоченными на то лицами.

2. Перед направлением обращения в форме электронного документа необходимо его написать:

2.1. в обязательном порядке указав в электронной анкете:

2.1.1. либо наименование государственного органа, в который Вы направляете обращение в форме электронного документа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего лица, либо должность соответствующего лица, кому Вы направляете обращение в форме электронного документа;

2.1.2. свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);

2.1.3. адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

2.2. изложив в поле ввода текста обращения в форме электронного документа суть предложения, заявления, жалобы.

3. Ответ на Ваше обращение в форме электронного документа либо уведомление о его переадресации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты (e-mail), указанному Вами в обращении в форме электронного документа.

Обращаем внимание, что в целях обеспечения неразглашения сведений, содержащихся в Вашем обращении, а также сведений, касающихся Вашей частной жизни, без Вашего согласия, необходимо указывать адрес электронной почты (e-mail), который принадлежит только автору обращения.

В случае, если в Вашем электронном сообщении указан для направления ответа или уведомления о переадресации адрес электронной почты, на который ранее направлялись ответ либо уведомление о переадресации иному автору, Вам будет направлена соответствующая информация о недопустимости разглашения сведений о частной жизни, в том числе персональных данных (статья 24 Конституции Российской Федерации)

4. В предназначенном для обязательного заполнения поле ввода текста обращения в форме электронного документа Вы излагаете суть предложения, заявления или жалобы в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В случае если текст Вашего обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией, о чем Вам будет сообщено в течение семи дней со дня регистрации обращения.

Обращаем внимание, что средства сайта позволяют сохранить для создания личного архива набранный и отправленный Вами текст в электронной форме в файл на жестком диске или на ином электронном носителе компьютера пользователя непосредственно после отправки и появления соответствующего информационного сообщения путем нажатия на кнопку «Сохранить текст в электронной форме в файл формата *.docx».

Текст в электронной форме, набранный и отправленный через информационный ресурс «Личный кабинет», сохраняется и отображается в «Личном кабинете» автора.

Обращаем внимание, что в целях обеспечения неразглашения сведений, содержащихся в Вашем обращении, а также сведений, касающихся Вашей частной жизни, при заполнении поля ввода текста обращения в форме электронного документа действует защита от возможного внедрения вирусных программ.

Для корректной работы сайта необходимо включить JavaScript в настройках используемого Вами браузера.

5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Приложить необходимые документы и материалы в электронной форме Вы можете в любой последовательности двумя самостоятельными вложениями файла без архивирования (файл вложения) по одному из двух разных типов допустимых форматов:

текстового (графического) формата: txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pps, ppt, pub, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif, pcx, odf;

аудио- (видео-) формата: mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv.

Иные форматы не обрабатываются в информационных системах Администрации Президента Российской Федерации.

Для приложения к обращению необходимых документов и материалов в электронной форме нажмите кнопку «Прикрепить файл».

Обращаем Ваше внимание, что подтверждение прикрепления файла(ов) вложения является появление строки с наименованием(ями) выбранного(ых) Вами файла(ов).

Информируем Вас, что гарантированная передача файла(ов) вложения на почтовый сервер зависит от пропускной способности используемой Вами сети «Интернет», а получение – от объёма обрабатываемых почтовым сервером переданных файлов.

При подключении Вашего оборудования к сети «Интернет» по выделенным каналам связи с использованием технологий ADSL, 3G, 4G, WiFi и иных технологий, обеспечивающих аналогичные скорости передачи данных в сети «Интернет», передача и обработка файла(ов) с суммарным размером:

до 5 Мб осуществляется, как правило, без задержки во времени;

от 5 Мб до 10 Мб может осуществляться с задержкой во времени;

свыше 10 Мб может быть не осуществлена.

7. Обращаем внимание на порядок рассмотрения отдельных обращений, предусмотренный ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

8. При направлении Вами обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации, правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке.

9. В случае направления Вами обращения, содержащего вопрос, затрагивающий интересы неопределенного круга лиц, ответ на который был размещен на данном сайте, то Вам в течение семи дней со дня регистрации обращения будет сообщен электронный адрес страницы данного сайта «Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц», на которой размещен ответ на вопрос, поставленный в Вашем обращении.

10. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, сведения, содержащиеся в обращениях авторов, а также сведения, касающиеся частной жизни авторов, хранятся и обрабатываются с соблюдением требований российского законодательства.

11. В «Личном кабинете» автору после авторизации предоставляется возможность получения хронологически структурированной информации о ходе и результатах рассмотрения отправленных через «Личный кабинет» обращений, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, и запросов, касающихся деятельности Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.

В «Личном кабинете» размещаются данные по каждому отправленному с «Личного кабинета» обращению или запросу с момента регистрации автора на информационном ресурсе «Личный кабинет» в разделе «Обращения» на официальном сайте Президента Российской Федерации.

12. С 12 декабря 2012 года работает система информирования автора о результатах рассмотрения его обращений на сайтах федеральных и региональных органов исполнительной власти, иных государственных органов, в которые обращение было направлено для рассмотрения.

Переход на соответствующий сайт осуществляется из «Личного кабинета» по специальной ссылке (при наличии).

13. Предусмотрена возможность просмотра сайта на различных устройствах – от смартфонов и планшетов до широкоформатных мониторов. А при ширине окна браузера выше 1570 пикселей вы можете читать материалы сайта, сохраняя при этом доступ к навигации по странице, с которой вы перешли на выбранную публикацию.

Адрес для отправки обращений обычной почтой: ул. Ильинка, д. 23, 103132, Москва, Россия

Государственная гражданская служба сегодня – одна из самых закрытых в карьерном плане профессиональных отраслей. И хотя по всей России существует множество факультетов государственного управления, информации о построении успешной карьеры на госслужбе практически не найти. Вчерашним студентам приходится опираться на обрывочные и устаревшие сведения из академической среды, а ведомства не уделяют должного внимания формированию объективной и полной картинки для тех, кто находится на стадии выбора своего профессионального будущего.

Все указанные в статье примеры основаны на реальной практике и, естественно, могут иметь исключения. Это субъективное восприятие вещей, пропущенное через собственный жизненный и профессиональный опыт автора.

Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

Как выбрать модель развития на госслужбе?

Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.

Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.

Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:

  1. отраслевая,
  2. общая.

Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.

Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.

Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:

  • кадровое делопроизводство,
  • развитие человеческого капитала,
  • проектное управление,
  • корпоративная культура,
  • управление делами,
  • правовая экспертиза.

Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.

Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.

Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.

Немного о важности команды на государственной службе

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.


На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Может ли отдельный чиновник что-то изменить?

Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.

И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.

У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.

Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.

Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:

  • для чего вы здесь,
  • какие задачи решаете,
  • куда решение этих задач вас приведет.

Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.

В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.


Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.

В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.

Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.

Госслужба в России всегда была больше, чем просто работа. Это призвание и образ жизни. Ведь работа в правительстве или на государственной службе в целом сильно отличается по условиям и механизмам от работы в частном бизнесе. Вакансии в министерствах федерального уровня привлекают очень много людей, и в этой статье мы постараемся сделать полный обзор ситуации по работе в министерствах на начало 2021 года. Мы рассмотрим условия работы, зарплаты, способы и условия для трудоустройства на госслужбу, применяемые механизмы оценки, тесты и требования по собеседованиям.

Сейчас, когда мы пишем эти строки, за окном сияет солнцем лето 2020 года. Вся страна сидит на карантине. Кризиса подобного размаха в новейшей истории России еще не бывало. Казалось, еще вчера мы планировали поездки на отдых, покупку новых машин, домов и сетовали, что инвестиции в облигации и акции приносят всего 15-20%. Сейчас же, мы радуемся, что в магазинах еще есть туалетная бумага и гречка, что частные работодатели еще дышат и платят, хоть и урезанные, но постоянные зарплаты, и что падение рынков и рубля составило всего 30%.

Эксперты ожидают снижения ВВП России по итогу 2020 года на 3-3,5%. А по рынку труда ожидается, что только в Москве будет потеряно 500 тысяч рабочих мест. По всей стране эта цифра может составить до 4 млн. рабочих мест. Больше всего сокращений ожидается в туризме, непродуктовой торговле, рекламе и маркетинге, нефтедобывающей отрасли. Так или иначе кризис ударит по всем секторам вследствие падения платежной способности населения и сокращения заказов. Одна из немногих сфер, где сокращения не ожидаются – госслужба и работа в министерствах.

Работа в министерствах

Условия работы в министерствах

Работа на госслужбе в период кризисов всегда является наиболее устойчивой сферой, где люди могут не бояться оказаться на улице. С другой стороны, в период стабильной растущей экономики условия работы в министерствах и на госслужбе в целом заметно уступают условиям, которые можно найти в частном бизнесе.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Сотрудники остальных министерств имеют оклад примерно на 30-40% меньше. Начальные зарплаты могут начинаться от 40-45 тысяч. Конкретные суммы зарплат сильно зависят от уровня министерства, вашего стажа работы на госслужбе (если его нет – начальная зарплата самая низкая), классного чина, должности, доступ к гостайне и особых условий труда. Совмещение госслужбы в министерствах с работой в бизнес-структурах запрещено. Госслужащим разрешено лишь вести преподавательскую деятельность и публиковать книги. Зарплаты в подведомственных организациях, которые выступают подрядчиками для министерств, может сильно варьироваться. Средняя зарплата по большинству таких организаций на начало 2020 года составляла 60 тысяч рублей, но некоторые специалисты даже в начале своей карьеры получали по 90-100 тысяч. Эта цифра также не учитывает премии, которые начисляют ежемесячно. Плюсом подведомственных организаций является то, что, по сравнению с министерствами, в них намного проще устроиться.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Говоря в целом об зарплатах, при тех требованиях, которые выдвигаются для поступления на вакансии в топовые министерства, молодые люди могут зарабатывать гораздо больше в частных коммерческих компаниях. В «большую четверку» министерств со стороны могут устроиться только выпускники лучших ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. А выпускники этих ВУЗов желанны в большинстве крупных компаний, которые готовы платить с самого начала зарплаты в 150 тысяч рублей и больше. В целом, чтобы хорошо зарабатывать в федеральных министерствах, требуется проработать в них не менее 4-5 лет, а чаще всего и того больше.

Резкий скачок в зарплате у госслужащих федеральных министерств возможен при переходе в аппарат правительства или администрацию президента. Стартовые зарплаты в этих структурах составляли 140-150 тысяч рублей на начало 2020 года.

Льгот у госслужащих этих министерств практически не осталось. Из них можно лишь отметить 1 дополнительный день отпуска за каждый год работы в министерстве. Иногда иногородний сотрудник может рассчитывать на оплату аренды квартиры в Москве.

Из полезных бонусов, которые доступны госслужащим в министерствах и ЦБ РФ, это скидки и беспроцентные кредиты на приобретение жилья. Это может быть очень существенная помощь для молодых специалистов.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

По отзывам сотрудников основных федеральных министерств, переработки — это постоянное явление. Средний рабочий день длится 10 часов, включая час обеда. Впрочем, оставаться допоздна не обязательно. Но желательно не оставлять горящих неоконченных дел.

Как говорят многие работники министерств, работа в министерстве – это работа на конкретного руководителя. Рабочие проекты организованы так, что задачи распределяет руководитель, а остальные сотрудники работают над их выполнением и отчитываются. В этом плане важно выдерживать сроки и сохранять лояльность руководству и команде. В этом плане, ценится готовность прийти на помощь коллегам и брать на себя непопулярные задачи (например, отчетность, которую никто не любит).

Все это ведет к тому, что уровень загрузки у ответственных добросовестных сотрудников высокий. Выходные обычно священны и неприкосновенны. Но в рабочие дни даже допоздна можно ожидать звонка от руководителя с просьбой что-то проверить или срочно подготовить.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

С другой стороны, переработки формально не являются обязательными. Вы вправе уходить домой сразу после окончания рабочего дня и не откликаться на просьбы рабочего характера в нерабочее время. Но такой подход может привести к застою в карьере. Быстро продвигаются те, кто готов работать больше, чем положено.

Карьера в министерствах

Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.

Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.

Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.

Как устроиться на работу в министерство

Как устроиться на работу в министерство

Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.

Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:

Устройство в подведомственной организации и работа для последующего перехода в министерство

Все федеральные министерства имеют подведомственные организации, которые выполняют для них определенные услуги. Сотрудники таких структур стоят первыми в кадровом резерве министерств. Устроиться в подведомственные организации обычно намного проще. А условия труда в них иногда не уступают по уровню оплаты и организации работы условиям в самих министерствах. Если вы не студент, и вы рассматриваете пути устройства в министерства или правительство, начните с поиска вакансий в подведомственных организациях. Даже если это звучит не так круто: работа в МГУП, а

Пройти конкурс на стажировку в Минпромторга или в правительство Москвы

Данные конкурсы были запущены в 2018 году и пользуются большим интересом. Они предоставляют реальный шанс устроиться в Министерство промышленности и торговли или правительство Москвы молодым людям, которые не имеют никакого опыта госслужбы и связей среди министерских служащих. Про правительство Москвы у нас есть отдельная статья, читайте ее по ссылке Правительство Москвы: структура, условия работы и трудоустройства

Стать победителем конкурса «Лидеры России»

После старта конкурса «Лидеры России» в 2017 году среди его победителей к 2020 году уже более 60 человек получили высокие должности в министерствах, федеральном и региональных правительствах, а всего новые назначения получили около 280 человек. Причем, если для рядового сотрудника министерств требуются десятилетия для роста к наиболее высоким доступным постам, таким как директор департамента или замминистра, то некоторые победители скакнули на такие должности сразу как первое место работы в госаппарате после победы в «Лидерах России».

Лидеры России тесты отзывы участников как написать эссе

Завести личные контакты среди госслужащих

Наиболее быстрым и эффективным путем решения вопросов как в бизнесе, так и на госслужбе, является личное общение. Крупные федеральные чиновники всегда на виду, у них масса знакомых. И вы можете стать таким знакомым, участвуя в выставках и деловых мероприятиях, консультационных кампаниях, совместных с министерствами проектах и так далее. Подписывайтесь на каналы министерств в соц сетях и активно комментируйте их новости.

Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства. Отбор по этому пути довольно длительный и сложный и предполагает тесты на интеллект и профильные знания.

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Для большинства вакансий в «большую четверку» министерств требуются специалисты с образованием по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но, даже если у вас образование из другой сферы, для вас открыты двери многих других направлений работы в министерствах.

  • в обязательном порядке владение грамотным письменным и устным русским языком;
  • умение ясно и понятно излагать свои мысли и замечания по проектам и документам;
  • умение ориентироваться в существующей нормативной правовой базе;
  • стремление формировать оптимизационные предложения в рамках зоны ответственности;
  • навыки правильной обработки входящей и исходящей корреспонденции.

При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.

Этапы отбора на госслужбу в министерства

Как и в бизнесе, этапы отбора на работу в федеральные министерства состоит из нескольких основных этапов:

  • Анкетирование
  • Тесты на интеллектуальные способности
  • Собеседование

Рассмотрим тесты, применяемые в федеральных министерствах более подробно.

Тесты в министерства

Стандартом технологий тестирования в большинство федеральных министерств РФ долгое время являлись тесты от разработчика CEB SHL. Это компания-разработчик тестов с корнями из США, поэтому в последние годы большинство министерств все чаще использует тесты российских разработчиков, в первую очередь тесты ЭКОПСИ. Однако стоит отметить, что тесты SHL по-прежнему применяются широко.

Тесты в министерства

В нашей статье мы приведем примеры именно тестов SHL, применяемых в Минфине и в ЦБ РФ. Отметим, что тесты ЭКОПСИ и других разработчиком практически идентичны тестам от SHL и используют те же принципы. Это тесты довольно высокой сложности, такой же уровень тестов применяется в «Большой четверке» аудиторских компаний, консалтинге и банках. Больше о тестах SHL читайте в нашей статье Психометрические SHL тесты

А о тестах ЭКОПСИ, и, в частности, тестах для управленцев PIF, читайте в нашей отдельной статье Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению

Числовые тесты в министерства

Числовые тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Правильные ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Мы призываем вас сначала попробовать решить их самостоятельно, чтобы протестировать свои способности.

Собеседование при приеме на госслужбу в министерства

Перед самим собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи о грамотных техниках собеседования:

Госслужба в министерствах

Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то придется постараться. Но нет ничего не достижимого. Подготовьтесь к тестам, собеседованию, постарайтесь познакомиться со служащими этого министерства и заявить о себе. Мы уверены, что залог успеха в качественной подготовке. Потратьте время на подготовку и оно вам окупится сторицей. Удачи!


Стать чиновником можно без опыта работы, а Правительство Москвы — самый крупный и желанный работодатель города с молодыми сотрудниками и средней зарплатой 94 000 рублей. Об этих непривычных фактах рассказал на встрече со стажерами Правительства столицы Павел Малыхин, начальник Управления государственной службы и кадров, и развенчал самые популярные мифы о госслужбе, обсудив карьерные перспективы молодых людей в органах исполнительной власти.

Встречу Павел Анатольевич начал с вопроса: «Опишите, как вы представляете себе образ современного чиновника?» Ответы ребят подтвердили некоторые самые популярные мифы: например, что сотрудник Правительства — мужчина в возрасте, который занимается скучным перекладыванием бумажек, не общается с жителями, зато пользуется огромными льготами и попал на свою должность «по блату». Итак, посмотрим подробнее, как сегодня на самом деле выглядит работа на госслужбе.


Чиновник нового типа. Мифы и реальность:

Миф № 1. Великовозрастный «дядя».

На самом деле, в Правительстве Москвы работают молодые образованные новаторы. Средний возраст сотрудников — 40 лет, причем молодых людей до 35 лет здесь 40%. Типичный работник — это женщина (78%) с высшим образованием и заработной платой около 94 000 рублей. Она замужем и имеет одного ребенка. Раз в три года она повышает свою квалификацию по самым актуальным направлениям — в сфере компьютерной грамотности, эффективных коммуникаций, публичных выступлений, социальной поддержки москвичей и многих других.


Миф № 2. Бюрократ: чтобы попасть на госслужбу, нужно собрать кучу бумаг.

На самом деле, попасть на госслужбу не просто, а очень просто. На первом этапе требуется только заявление в электронном виде. Теперь стать чиновником любого уровня можно без опыта работы и стажа, в том числе на госслужбе. Все вакансии публикуются в открытых источниках: на карьерном портале mos.ru/talent, superjob. ru и в социальных сетях.

Миф № 3. Родственник с «личным» интересом.

Результативность — одно из ключевых качеств современных работников органов власти Москвы. Это патриоты, прошедшие тщательный отбор. Сегодня все кандидаты на службу городу проходят тестирования, личностные опросы, интервью, групповые процедуры или деловые игры. Кстати, из этих этапов состоит и конкурс на стажировку, и его победители должны отвечать таким же критериям, как и будущие чиновники.

Миф № 4. «Процессный».

Ориентация на результат — главный критерий компетенции современного госслужащего. От эффективности деятельности зависит оплата его труда. Система оценки эффективности работы чиновника — сложная многокомпонентная система, разработкой которой и занимается Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы.

Миф № 5. Закрытый, ориентированный на себя.

Напротив, главный клиент московского чиновника — житель города. «Можете ли вы назвать примеры, когда насущные задачи быстро решались по запросам граждан?» — спросил Павел Малыхин у стажеров. Ребята с легкостью вспомнили реальные случаи — от создания парковочных карманов и починки водостока до организации новогодних районных праздников. Предложения и жалобы сегодня поступают как в рамках проектов «Активный гражданин» и «Мой район», так и по итогам мониторинга социальных сетей сотрудниками управ и соответствующих департаментов. Житель становится не просто контролером — он становится партнером Правительства по решению городских задач.


Миф № 6. «У чиновников одни привилегии».

Госслужащие работают на результат и получают конкурентную зарплату, которая напрямую зависит от их усилий. На госслужбе очень много интересных задач — и с каждым годом их становится все больше. Часть из них появляется по инициативе чиновников, часть возникает как естественный вызов современности. Это двусторонний процесс, который невероятно увлекает.

Миф № 7. Правительство Москвы — неизвестный работодатель.

На самом деле, это самый крупный и желанный работодатель в столице. «Москва — лучший город Земли, а мы — лидеры изменений и команда профессионалов»: такими словами можно описать сегодня работу в Правительстве столицы.


Стажеры о мифах работы на госслужбе и своих ожиданиях.

Ларина Ольга , стажер Правительства Москвы направления «Социальный город», работает в Аппарате Мэра в организационно-аналитическом Управлении:

«Очень удивило, что для того, чтобы стать чиновником, сегодня не требуется стаж работы. Не думала, что такое может быть на госслужбе. Запомнилось, что для устройства на работу не нужно собирать огромный пакет документов: это тоже стало для меня открытием. Конечно, это все очень удобно. Некоторые мифы были для меня актуальны раньше; но сейчас в Аппарате Мэра, где я стажируюсь, я вижу все изменения: здесь действительно работают в основном молодые образованные женщины. Особенно хочется отметить их доброжелательность: они всегда готовы поддержать, помочь, выслушать и дать совет. Надеюсь, что в будущем мне удастся стать тем самым «клиентоориентированным» чиновником, потому что главное, чего я жду от госслужбы, — это возможность помогать людям и менять жизнь в городе к лучшему».

Марат Нуртдинов , стажер Правительства Москвы направления «Городская экономика», работает в Московском доме общественных организаций:

«Очень важно поговорить с таким статусным человеком и из первых уст услышать, как сегодня устроена госслужба. Мифы про «скучных бюрократов» были для меня актуальны года 2 назад; но потом я стал интересоваться Стажировкой и понял, что на самом деле сегодня картина совершенно другая. В Москве очень энергичные чиновники. Но меня удивило, что госслужащие такие молодые. Кстати, и в МДОО, где я прохожу Стажировку, есть несколько сотрудников моего возраста, а работаем мы в опен спейсе — я не ожидал, что на госслужбе бывают такие объединенные рабочие пространства. Надеюсь, Стажировка в итоге даст мне полную картину того, как организована работа в Правительстве столицы».

Семен Гоголь , стажер Правительства Москвы направления «Правовое пространство», работает в правовом Управлении Департамента спорта города Москвы:

«Благодаря встрече стало намного понятнее, из каких этапов состоит карьера в Правительстве столицы. Некоторые мифы были и у меня: например, очень удивило, что на госслужбе так много молодых сотрудников и руководителей. Интересно, что попасть в Правительство теперь можно без опыта и без бюрократических сложностей — и очень радует, что я как стажер уже практически прошел путь кандидата. Надеюсь, что смогу найти здесь свое профессиональное место и работать для совершенствования города, получая достойный доход».



Читайте также: