В чем заключается работа музыкального продюсера

Опубликовано: 17.09.2024

Продюсер – это организатор. Он управляет музыкальными, телевизионными, театральными и прочими творческими проектами. Где выучиться этой профессии и какими качествами надо обладать – об этом читайте в статье.

Экскурс в историю

Профессия «продюсер» оформилась в 1910-е годы на американской «фабрике грез» – в Голливуде. В этот период кинематограф уже представлял собой серьезную и доходную индустрию. Однако прежде чем получать прибыль, нужно было инвестировать, модернизировать технику, внедрять массовую съемку, искать талантливых актеров и так далее. Возникла необходимость в особом специалисте, который был бы коммерсантом, хорошо ориентирующимся в искусстве, или творческим человеком с задатками бизнесмена.

Развитие телевидения стало толчком к появлению профессии телепродюсера. Функции ее представителя мало чем отличаются от тех, которые выполняет его киношный коллега. Разница заключается лишь в продукте. Он занимается созданием телепрограмм. Параллельно с телевидением сегодня стремительно развивается онлайн-индустрия. В ней тоже не обойтись без талантливых организаторов и руководителей проектов. Таким образом, прогресс послужил толчком к формированию еще одной разновидности профессии – интернет-продюсер.

А что же в России? Первые в современном понимании продюсеры появились еще… в 19 столетии. Прежде всего, это театральный деятель Владимир Немирович-Данченко, который был автором идеи нового театра. Также к славной когорте «людей-локомотивов искусства» относят Сергея Дягилева, организовавшего «Русские сезоны» в Париже. С того времени специфика деятельности и круг обязанностей продюсера не особенно изменились.

Описание профессии

Кто такой продюсер и чем он занимается? В кинематографической сфере это специалист, который полностью организовывает процесс съемки. Он участвует в разработке идеи кинофильма, ищет финансы, технику. В его задачи также входят отбор и утверждение кандидатур режиссера, сценариста, других работников, которые будут задействованы в реализации проекта (консультантов, звукорежиссера, операторов, техперсонала), кастинг актеров. Кроме того, он должен заниматься рекламой и продвигать готовый продукт в прокате.

Эта профессия требует сильных лидерских качеств и способностей к коммерции гораздо больше, чем творческой составляющей. Вместе с тем некоторым удается совмещать продюсерскую и режиссерскую или даже актерскую работу. Правда, таких универсалов очень мало, и они – на вес золота. Самые яркие представители «на все руки мастеров» – Стивен Спилберг, Квентин Тарантино, Роберт Земекис, Никита Михалков, Федор Бондарчук.

Что делает продюсер, который занимается раскруткой певцов, актеров и прочих представителей мира искусства? В принципе, все то же самое, что и в кинематографе. Он решает технические и коммерческие вопросы, помогая своему подопечному продвигаться по творческому пути.

Рассмотрим, в чем заключается работа продюсера в зависимости от конкретного направления его деятельности.

Музыкальный

Главная задача такого продюсера – организация и раскрутка музыкальных проектов. Подготовительный этап работы сводится к подробному анализу рынка, созданию на его основе концепции и выбору наиболее подходящего формата. Специалист также продумывает стиль, в котором будет готовиться материал (к примеру, альбом), определяет оптимальное количество необходимых для работы над сотрудников, контролирует подготовку текстов, ищет исполнителей и так далее.

Следующий этап – финансовый. Реализация любого проекта без денег невозможна, а их еще предстоит найти. Как правило, инвестор соглашается спонсировать в обмен на оговоренный процент от прибыли. Поэтому крайне важно уметь договариваться, чтобы получить максимально выгодные условия.

Организационная часть работы предполагает выбор звукозаписывающей студии, наем звукоинженеров, контроль процесса записи. Кроме того, музыкальный продюсер раскручивает артиста, тщательно продумывает его имидж, руководит фотографами, имиджмейкерами, стилистами, визажистами и прочими работниками. В его обязанности входит обеспечение ротации песен на радиостанциях и подбор творческой команды для создания видеоклипов. Вдобавок он организовывает гастроли и концерты. Как видите, это очень ответственная и напряженная работа практически нон-стоп.

Театральный

Деятельность продюсера в театре предусматривает организацию постановок. Творческая часть его работы заключается в создании сюжета с нуля или выборе уже готовой пьесы для спектакля, а также определением общей концепции представления.

Кроме того, театральный продюсер занимается решением административно-хозяйственных задач. Прежде всего, ему необходимо искать финансовые средства для постановки. Для этого он обычно обращается за помощью к инвесторам или берет кредит в банке. Он также отслеживает расходование денег, чтобы избежать нецелевых трат. Если нужно помещение, находит его и договаривается об аренде. Продюсер самостоятельно назначает стоимость билетов, общее количество и расписание показов. В его же обязанности входит реклама и продвижение.

Как и музыкальный, театральный продюсер проводит кастинг. Он выбирает не только актеров, но и всех остальных членов команды: директора постановки, режиссера и других.

Телепродюсер

Большинство телевизионных проектов снимают независимые телестудии. Они продают каналу уже готовый продукт. Каждой такой студией тоже руководит продюсер. Если она совсем небольшая, специалист совмещает функции управляющего и исполнителя.

Кинопродюсер

Работа продюсера кинофильма заключается в организации финансирования, производства и проката готового продукта. Если кратко, это тот человек, который создает все условия, чтобы кино появилось и массовый зритель смог его увидеть.

Сначала кинопродюсер подбирает сценарий. Затем он ищет деньги, привлекая частных спонсоров или пользуясь поддержкой государства. Следующий этап – решение кадровых вопросов. Он проводит кастинг на должности режиссера, директора, набирает актеров и техперсонал. В обязанности представителя этой профессии также входят организация съемочного процесса и монтажа, разработка стратегии продвижения кинопродукта, заключение договоров с дистрибьюторами на прокат.

Обучение

Белгородский госинститут искусств и культуры
Решая, где учиться на продюсера, надо выбирать творческий вуз определенной направленности (в зависимости от собственных предпочтений) и поступать на специальность «продюсерство» или смежные с ней (менеджмент проектов, управление и т. д.). Несколько примеров высших учебных заведений в качестве ориентира:

  1. Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии.
  2. Тюменский госинститут культуры. Факультет социально-культурных технологий.
  3. Орловский госинститут культуры. Факультет социально-культурной деятельности.
  4. Хабаровский госинститут культуры. Факультет искусств и социокультурной деятельности.
  5. Московский госинститут культуры. Факультеты: государственной культурной политики; медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
  6. Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Факультет продюсерства и экономики.
  7. Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
  8. Краснодарский госинститут культуры. Факультет телерадиовещания и театрального искусства.
  9. Останкинский институт телевидения и радиовещания.

Продюсерский факультет представлен в таких вузах:

  1. Институт кино и телевидения (ГИТР).
  2. Российская академия музыки им. Гнесиных.
  3. Российский институт театрального искусства (ГИТИС).
  4. Российский госинститут сценических искусств.

Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иногда вузы требуют обществознание или историю/ иностранный язык. Кроме того, проводится профессиональное или творческое испытание (например, собеседование или устное представление работы – фоторепортажа, как в ОИТиР).

Что делают продюсеры

Обязанности продюсера зависят от направления его деятельности. Выше мы рассматривали некоторые из них. Поэтому кратко подытожим. Независимо от места работы, этот специалист отвечает за финансирование проекта. Широко распространено мнение, что представители профессии – богачи, которые все делают за личные средства. Оно ошибочно. Бюджет любого проекта наполняют спонсоры и рекламодатели. Определенный процент составляют деньги, вырученные от продажи дисков, билетов на концерты и собранные на гастролях. Собственные средства продюсер, как правило, не вкладывает.

Грамотно подбирать кадры – вторая по важности обязанность любого продюсера. Имея продуманную концепцию проекта, он занимается поиском для него солиста или музыкального коллектива, авторов песен, музыкантов, танцовщиков, актеров. Он также отвечает за наем технических работников. К таковым относятся операторы, стилисты, специалисты по монтажу и так далее.

Помимо этого, каждый продюсер обязан:

  • организовывать съемочный процесс и запись готового продукта;
  • разворачивать активную PR-кампанию и находить каналы продажи и проката дисков;
  • планировать выступления, концерты и гастрольные туры;
  • разрабатывать и инициировать маркетинговые исследования;
  • координировать деятельность всех членов коллектива;
  • анализировать бизнес-показатели проекта и улучшать их.

Знания, умения и личностные качества

Для успешной работы продюсеру надо:

  • иметь диплом о высшем образовании по основной или смежной специальности;
  • понимать технологические процессы подготовки проекта;
  • уметь привлекать финансовую поддержку;
  • обладать лидерскими качествами;
  • знать иностранный язык (рекомендуется);
  • разбираться в юридических нюансах (желательно).

Представитель этой профессии должен быть генератором идей, поэтому превосходная фантазия не помешает. Среди множества необходимых для работы черт характера самыми важными являются оригинальность и нестандартность мышления, а также креативность. Без этого выдвигать сногсшибательные идеи будет крайне сложно.

Кроме того, продюсеру нужно обладать развитой интуицией. Ему надо уметь с первого взгляда определять, талантлив артист или нет. Высший пилотаж – разглядеть огромный потенциал во внешне неказистом актере или коллективе, предугадать его успех.

Продюсер – это в первую очередь хороший организатор с менеджерскими способностями. Он должен быть пунктуальным, коммуникабельным, стрессоустойчивым. Только при наличии этих качеств команда, которая работает над проектом, будет трудиться слаженно и эффективно.

Зарплата

Оплата труда продюсера считается достаточно высокой. Уровень его заработной платы колеблется от 30 тысяч до 150 тысяч рублей. В среднем по России этот показатель составляет порядка 60 тысяч рублей. Размер зарплаты зависит, в частности, от наличия опыта и величины компании.

Приведем пару примеров. Помощник исполнительного продюсера, который работает на канале кабельного телевидения, зарабатывает от 400 до 600 долларов. А вот генеральный продюсер на крупном телеканале может получать 10 тысяч долларов – и это не предел. В шоу-бизнесе, театре и кинематографе доход продюсера прямо пропорционален успешности проекта, продвижением которого он занимается. Соответственно, чем больше денег «заработали» фильм, спектакль, музыкальная группа, тем выше заработок представителя этой профессии.

Место работы и карьерный рост

Продюсеры работают в киностудии, на телеканале, а также в продюсерском центре. Вместе с тем никто не запрещает самостоятельную деятельность. Тут уже каждый выбирает сам, что ему ближе: труд по найму или собственный бизнес.

Залог успеха в карьере – работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если специалист готов на такие подвиги, ему удастся достичь профессиональных высот. Продвижение по карьерной лестнице обычно начинают, устроившись помощником администратора (к примеру, на телеканал), при должном усердии и амбициозности дорасти можно до исполнительного и даже главного продюсера проекта.

Перспективность профессии

Сегодня продюсер – одна из наиболее перспективных профессий. Он востребован в разных сферах. Без него мы вряд ли смогли бы увидеть и глянцевые журналы, и полюбившиеся телевизионные шоу. Любому проекту, предназначенному для зрителя, требуется непосредственное участие и контроль успешного организатора и менеджера.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия продюсер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Все о музыкальном продюсере

Успешные музыкальные проекты чаще всего обязаны своей популярностью своему саунд-продюсеру. Продюсер – профессиональное направление, название которого происходит от английского слова produce, означающее «производить». Это деятель, работающий в индустрии развлечений, являющийся руководителем творческого, финансового, технологического и других процессов.

Особенности

Саунд-продюсер согласно значению слова является звукоизготовителем, создателем готового музыкального продукта с управлением всем, из чего состоит процесс его изготовления. Музыкальный продюсер прибегает к сотрудничеству с композиторами и поэтами, аранжировщиками, звукорежиссерами, берет на себя ответственность за результат звучания саунд-продукта. От его профессионализма зависит успех коммерческой стороны раскручиваемого проекта.

Продюсирование музыкального лейбла состоит из череды этапов, сопутствующих рождению музыкальной композиции. Саунд-продюсирование обычно начинается с изучения пожеланий самого певца. Предстоит определить его вокальный диапазон, вникнуть в музыкальный стиль, в котором он работает, его манеру исполнения. Это позволит подчеркнуть лучшие исполнительские грани и скрыть возможные недочеты вокальных данных на начальном этапе создания песни.

Дальнейшее продюсирование переживает ряд творческих этапов: написание текста, создание музыкальной композиции, аранжировки, звукозапись, затем происходит сведение и мастеринг.


Обязанности

На музыкального продюсера возложена организация и продвижение музыкальных проектов. Первостепенно ему предстоит сделать анализ музыкального рынка и согласно результату разработать концепцию проекта (к примеру, альбома). Важно найти исполнителей, определить, какой материал предпочтителен, и в каком стиле его преподносить, сколько будет участников проекта и многое другое.

Затем для реализации задуманного продюсер ищет источники финансирования. Часто спонсорами выступают инвесторы, рассчитывающие на финансовую отдачу. Продюсер занимается выбором студии для записи материала, подбирает звукоинженеров, держит на контроле весь процесс записи. Ему же предполагается раскручивать группы или отдельных артистов, продумывая детали их имиджа, координируя работу фотографов, стилистов, мастеров визажа и других специалистов. Продюсер предлагает песни на радио для дальнейшей ротации, одобряет состав творческого коллектива для съемок видеоклипов, которые после будут транслировать на телевидении. Кроме того, это профессия, предполагающая организацию концертных выступлений и гастролей. От саунд-продюсера требуется умение разбираться в музыке и решать все финансовые вопросы.

Как уже было отмечено, в основном музыкальный наставник ведет все грани творчества своего одаренного подопечного. Он разрабатывает идеи, подбирает репертуар, коллектив, наставляет их и контролирует запись на студии, съемочный процесс при создании клипов. Иногда на него возложено проведение технических работ над музыкальным материалом, но в основном продюсер организовывает выступления и выездные турне. На нем лежит ответственность за подписание договоров с поэтами-песенниками, композиторами и прочими. То есть именно этот профессионал делает карьеру подопечного и является активным участником всех этапов его становления, продвижения и развития. Это куратор и директор в одном лице.



В частности, в музыкальном производстве часть перечисленных обязанностей берут на себя исполнительные продюсеры, специализацией которых является организационная деятельность и деловые аспекты раскрутки исполнителя, а также технические продюсеры, ответственные только за производство музыкального продукта. Выбор какого-то из этих направлений либо карьеры продюсера, курирующего работу всесторонне, зависит от конкретных задач, индивидуальных возможностей и специальности, которая получена в университете. Профессия подходит тому, кому не сидится на месте, а хочется свободного общения с людьми и знакомств. Это подходящее дело для тех, у кого есть готовность работать внепланово и нестандартно, на будущий результат. Кроме того, желательно обладать крепкими нервами и решимостью, чтобы оперативно справляться с разнообразными задачами.

Должность музыкального продюсера не предполагает оседлый образ жизни. Напротив, это постоянные разъезды, контроль на репетициях и во время выступлений, переговоры с партнерами, общение с прессой, всесторонняя разработка музыкального материал. Из этого исходит, что данный профессионал – занятой специалист с широкими связями и серьезной ответственностью за творчество артиста или группы. Стоит заметить, что, кроме творческой деятельности артиста, продюсер нередко занимается и другими сторонами жизни подопечного. Наставник контролирует медийный образ продюсируемого во имя его популярности.

При необходимости музыкальный продюсер может активно участвовать в выпуске альбома, определяя его дизайн, заказывая полиграфию и тиражирование.


Обучение

В России недостаточно образовательных учреждений, в которых учат, чтобы стать музыкальным продюсером. В этих вузах будущим профессионалам преподают экономические и юридические стороны специальности. Большинство продюсеров — личности, состоявшиеся в кино- и телеиндустрии. Они наделены опытом и в курсе принципов и устоев реализации проектов. Это позволяет им использовать имеющиеся знания в самостоятельной работе. Зачастую продюсерские обязанности на себя возлагают режиссеры.

Музыкальное продюсирование – довольно популярное направление учебы в иностранных творческих вузах. Студенты выбирают этот курс по нескольким причинам:

  • работа, связанная с музыкой;
  • возможность совмещать творчество с бизнесом;
  • потенциальный рост доходов и известности.

Понятие хороший музыкальный продюсер подразумевает сочетание творческой личности и отменного предпринимателя. Продюсирование предполагает полное погружение в глубины музыкального производства. Многим молодым людям эта деятельность сулит знакомства и сотрудничество с множеством настоящих талантов, возможность путешествовать, раскрываться творчески, посещать медийные мероприятия и оставаться на виду в качестве узнаваемого лица. Карьера в качестве музыкального продюсера – шанс занять нишу в шоу-бизнесе, освоиться в нем и даже внести в него свой вклад.


У тех, кто решил учиться на саунд-продюсера, появляется прекрасная возможность творческой самореализации. Это перспектива воплотить наяву креативные творческие замыслы, способствуя раскрутке определенного музыкального проекта. Многие продюсеры, кроме непосредственной организаторской деятельности, берут на себя творческие задачи – написание музыки и песен для подопечных. Наставники также принимают непосредственное участие в постановке и оформлении выступлений музыканта. К тому же специальность музыкальный продюсер сулит перспективы солидных заработков. Востребованные специалисты, ведущие дела популярных протеже, получают за свою нелегкую и разностороннюю деятельность привлекательные суммы гонораров, порой исчисляемые цифрами со множеством нулей в долларовом эквиваленте.

Для таких востребованных профессионалов музыкальное образование является желательным, но не всегда необходимым. Вполне можно состояться в этой профессии, даже если просто интересует музыка, если быть сведущим в ней и иметь чутье. В числе именитых музыкальных продюсеров хватает тех, кто не обучен играть ни на каких инструментах и не умеет петь, хотя прекрасно чувствует эту индустрию и способен создавать модный музыкальный лейбл со знаком качества.

Благодаря современному зарубежному обучению можно ознакомиться со всеми азами и нюансами продюсерской деятельности в медийной индустрии. Успешный профессионал всегда будет оставаться в курсе современных музыкальных тенденций и выгодно смотреться в свете таланта своего исполнителя, представляя его способности и перспективы. Учебные курсы совмещают ряд управленческих и творческих норм, открывают для студентов все грани образования в направлении музыкальное продюсирование.


Место работы

Продюсеры занимают свою нишу в музыкальном бизнесе, в сфере кино, театра, на телевидении. Часто это управленцы с высшим образованием именно в той области, где и осуществляют свою деятельность.

Деятельность продюсера востребована во многих творческих организациях: в продюсерских центрах, на киностудиях, телевизионных каналах, радиостанциях. Чаще всего работа продюсера – проектная занятость. Поскольку эта профессия подразумевает регулярное проведение переговоров и деловых встреч, то и рабочий график у них часто ненормированный.

А также специалисты часто работают на себя, в связи с чем им приходится самостоятельно осуществлять поиск проектов и их реализацию. А в какой сфере эти таланты проявить, решать предстоит по личному чутью и предпочтениям.


Это художественный руководитель, арт-директор, психолог, меломан, советник, консультант, скульптор, способный сделать статую из неотёсонного камня.

Он отвечает за всё звучание песни. Иногда его мнение важнее мнения артиста.

фрагмент фильма «Переступить черту»

В этой статье мы покажем несколько ярких примеров звучания песен Radiohead, Nine Inch Nails и Johnny Cash, чтобы уловить разницу звучания: где участвовал саунд-продюсер, а где его не было.

А также расскажем, как выбрать музыкального продюсера и почему у нас немножко не так всё устроено.

Термин «продюсер» в России ошибочно применяют к генеральному менеджеру/директору артиста. Менеджер, как правило, не может лезть к артисту со своими советами как сделать песню.

Его задача - администрировать жизнь группы (например: Юрий Айзеншпис и группа Кино).

А саунд-продюсер может лезть даже в тексты, потому участвует в создании песни наравне с музыкантами и звукорежиссёрами.

Особая ценность его в том, что он – объективен (в отличие от музыкантов, написавших музыкальную гармонию и текст) и не боится экспериментировать в стиле

«давайте подвесим Джона Леннона на трос, и пустим вокруг стойки с микрофонами, чтобы звук получился особенно протяжным» (это реальная история).

Саунд-продюсер со стороны наблюдает за процессом создания песни, чтобы в нужный момент включиться в процесс.

Он может безошибочно спрогнозировать будущий хит или сделать хит из весьма посредственной песни.

Кстати, иногда роль саунд-продюсера выполняет звукорежиссёр или композитор (например: музыкальный продюсер Максим Фадеев и его проект «Линда»).

Иногда для одной песни могут работать до 15 саунд-продюсеров, но это только на Западе, т.к. там люди понимают, что на выходе хотят получить «вечный хит», приносящий популярность и деньги, а не песню-жвачку для олигофренов в стиле «фая-фая, нет вай-фая».

Для примера: вот, сколько людей работало над аранжировкой легендарной песни Jay-Z – 99 problems:

В киноиндустрии и рекламе тоже есть продюсеры, но это совершенно другие функции и не для этой статьи.

К примерам

В июне этого года группа Radiohead опубликовала демо-записи своих песен с репетиций. По сути – это первоначальное звучание, каким его задумывали музыканты.

При этом, несколько участников группы сами являются музыкальными продюсерами и композиторами для сторонних проектов, но когда речь идёт о своей музыке, сложно быть объективным, поэтому даже самым опытным музыкантам нужна помощь хорошего саунд-продюсера.

“Хороший” – не означает известность человека в мире шоу-бизнеса. В данном контексте это человек, который разделяет ваши вкусы и жанр. И здесь важно понимать: музыканты уже с мировым именем дают право чужому, по сути, человеку вмешиваться в божий промысел и вдохновение артиста.

Представьте, что на ваших глазах доктор всячески лапает вашу вторую половинку. Примерно те же эмоции испытывает творческий человек, когда кто-то вмешивается в его творение, в котором он уверен на все 100.

Но в США такие правила шоу-бизнеса и, как мы видим, правила эти прекрасно работают.

Саунд-продюсирование Radiohead

Послушайте несколько вариантов звучания одной и той же песни, сделанные без участия саунд-продюсера.

Exit music

01 - Exit Music (Thom Solo Acoustic, Early Lyrics)

02 - Exit Music Life in a Glasshouse (Thom Solo)

03 - Exit Music (Alt. Lyrics with Harmonies)

04 - Exit Music (solo Thom, alternate arrangement rhythm and lyrics)

И финальный студийный вариант с участием музыкального продюсера группы:

Karma Police

01 - Karma Police (Thom solo Acoustic, Alt. Lyrics, Different Key)

02 - Karma Police 9-2 (Early Rehearsal, Alt. Lyrics, Distorted Bass)

03 - Karma Police 9-1 (Early Rehearsal, Alt. Lyrics)

04 - Karma Police (Early Rehearsal, Electric Guitar, Alt. Lyrics)

финальный студийный вариант

Paranoid Android

01 - Paranoid Android (Early Rehearsal, Instrumental Fragment)

02 - Paranoid Android (Soundcheck with Thom direction)

03 - Paranoid Android (Early Rehearsal, 'Rain down' section)

04 - Paranoid Android (Early Rehearsal)

финальный студийный вариант

The National Anthem

The National Anthem (OKNOTOK Demo, aka 'Everyone')

финальный студийный вариант

Nine Inch Nails и Johnny Cash

Ещё один пример контрастности работы саунд-продюсера – песня «Hurt» группы Nine Inch Nails (NIN)

Оригинальная версия песни, прямо скажем, звучит странно, если не сказать плохо.

Безусловно, текст очень сильный и эмоциональный, но для слуха важен не только текст, но и вокал, музыкальная гармония и аранжировка.

В оригинальной версии эти три компонента не дают ощущения хорошей песни.

Для большинства людей ключевой показатель хороший песни прост: «какие приятные звуки – хочу дослушать песню до конца».

В принципе, Radiohead работают именно по такому принципу.

Поэтому группа имеет многолетний успех, и будет иметь его много лет после завершения своего существования.

Но в случае с оригиналом песни Hurt вряд ли много людей захотят слушать её до конца, да ещё и на повторе.

И вот в этой самой песне с ужасным вокалом и со странной аранжировкой, увидел потенциальный успех мистер Рубин.

Rick Rubin


Рик Рубин – культовый американский саунд-продюсер.

Этот дядя, больше похож на племянника Салтыкова-Щедрина, умудрялся делать хиты для Slipknot, Melanie C, System of a Down, Eminem и Ed Sheeran. В списке его работ много известных песен, о них написано в конце статьи.

В начале 2000-х он сделал 6 альбомов-каверов для легенды кантри – Johnny Cash.

Одним из кавером стала песня Hurt

Рекомендуем почитать историю написания этой песни и съёмки клипа и посмотреть биографический фильм про Джонни Кэша «Переступить черту».

Тот самый случай, когда тебя по-настоящему покорила песня, и тот самый случай, когда человек смог разглядеть в чужом музыкальном материале то, что принесёт успех.

На Википедии можно почитать внушительный список работ Рика Рубина.

Резюмируем

Саунд-продюсер помогает создать и упаковать музыкальный материал: работает с артистом, помогает ему поймать настроение песни, заряжает группу на работу, убирает ненужное, находит подходящие звуки, экспериментирует с вокалом и музыкальными инструментами, подбирает сессионных музыкантов.

Хороший саунд-продюсер не угождает инвестору или музыканту. Его задача – сделать песню или альбом хитовым, потому что в шоу-бизнесе музыка – это актив, который должен приносить деньги всем участникам проекта.

Именно поэтому важно найти своего саунд-продюсера, наладить с ним контакт, и если уже приглашать его в проект с конкретной целью – сделать коммерчески успешный альбом / песню – следует довериться ему на 100%, и не мешать работать (читай: не сбивать его вдохновение своими комментариями и видением).

Есть такая легенда: в середине 90-х годов Стинг отдал свой альбом на сведение и мастеринг команде звукорежиссёров.

Когда пост-обработка была закончена, Стингу решительно не понравился результат.

Хотя саунд-продюсер настаивал на том, что ничего менять не нужно, потому что всё звучит отлично, Стинг был непреклонным. Тогда саунд-продюсер вместе со звукорежиссёром сохранили свои настройки, и пересвели так, как хотел Стинг.

Как только артист утвердил “Стинговоское сведение”, материал отправили на мастеринг (финальная стадия пост-обработки песни).

Только звукорежиссёр в итоге отправил свою первоначальную версию, в которой был уверен он и саунд-продюсер.

Как результат: альбом занял первые места в хит-парадах, получил Грэмми, в том числе за лучшую звукорежиссуру и саунд-продюсирование года.

Субъективные выводы

Многие наши друзья и коллеги из музыкального бизнеса (артисты, продюсеры, педагоги по вокалу, звукорежиссёры и т.п.) считают, что музыкальный рынок России очень молодой, потому и столь неуспешный на мировой арене, а вот в Америке индустрия сформировалась много лет назад, там всё здорово и классно, потому что не было «совка».

И что в отсутствии хороших российских продюсеров и проектов виноваты отечественные поп-короли, занявшие свой трон с момента распада СССР.

Понятно, что для американцев песни на русском языке звучат дико и нескладно. Примерно как для русского слуха – немецкий язык, но группу Rammstein, например, это не очень остановило, чтобы стать культовой мировой группой. Впрочем, как и многих других известных западных артистов, не поющих на английском.

Мы гордимся тем, что Т.А.Т.У. были популярны в Америке, но эта “гордость” скорее успокаивает и стопорит нас в развитии, мол, “фух, хоть разочек, но МЫ были тама”, нежели даёт толчок переплюнуть их успех.

Многие ругают современную эстраду за отсутствие морали в текстах, однообразие музыки, плагиат и другие грехи. Но разве только артисты виноваты в таком положении дел? Разве не слушатели кормят артистов своим вниманием?

Когда я слышу ужасную песню, и вижу при этом полный зал людей, то у меня вопросы не к артисту или его продюсеру, которые поняли как поднять бабла (ц). У меня возникает вопрос к публике, которой нравится философия песен Ольги Бузовой и Ко.

Российские музыкальные продюсеры хотят делать хорошо (и делают, поверьте мне), но продвинуть качественный материал в потоке рафинированных и одинаковых песен – крайне сложно и дорого. Люди не привыкли к чему-то смелому, к экспериментам в музыке, к песням, где нужно и можно подумать.

Проще скопировать чужую песню, адаптировать для российского слушателя – и привет, чарты (принцип работы блэк стар).

Но помимо сложности продвижения, есть же артисты, которые не готовы экспериментировать. Вернее, они готовы, но не хотят слушать неких “саунд-продюсеров”, у которых есть только амбиции и несколько аранжировок, но нет опыта работы с известными артистами, Грэмми или тарелки МУЗ-ТВ.

При этом такие артисты или их “инвесторы” хотят недорогого продюсера, но с наградами – а так не бывает.

Есть либо недорогие – с минимум опыта и без наград, но голодные, либо дорогие, с сомнительной репутацией и с несколькими граммофонами и “тарелками”.

Такой вот замкнутый круг как в шутке:

«необходимый опыт для работы у нас – 3 года. НО: без опыта не берём»

И как, спрашивается в задаче, получить опыт, если без него не берут?

Тоже самое и с саунд-продюсированием: артисты хотят грэмми-хуэми, сладкой жизни, чтобы MTV приходили к ним домой и снимали их коллекцию кроссовок, но работать для этого не хотят.

Не хотят рисковать, потому что нужно побольше денег получить, попав в ТОПы музыкальных магазинов (естественное желание) и в ротацию Русского радио, но помимо денег есть непреодолимое желание славы и нескончаемого ощущения успешного успеха – отсюда и проблема.

Сперва надо самому усердно потрудиться: собрать команду и уметь в ней работать, довериться ей, объяснять, что Ты хочешь услышать, уметь ждать, работать над одной песней по 6 и более месяцев. Заниматься сценой движения, вокалом, оттачивать стиль и многое другое.

Мир не удивить очередной клонированной песней. Мир можно удивить только усердной работой до седьмого пота и тогда, возможно, у артиста появится шанс “выстрелить” перед миллионом людей, но после этого придётся работать ещё усерднее – чтобы удержаться и не потерять аудиторию.

Примеры песен, приведённые в этой статье, хорошо иллюстрируют кропотливую работу огромной команды, серьёзные инвестиции лейблов, которые вкладывают в эксперименты группы, давая музыкантам возможность арендовать самую дорогую студию в мире (Abbey Road), приглашать лучших саунд-продюсеров и искать новый звук для альбома.

А у нас артисты думают, что обладая голосом, им не нужен педагог по вокалу. Что раз руки у них двигаются, и мордашка симпатичная (так им пишут в директ), то заниматься своим стилем и танцами не надо.

Хотя, стоит отметить, что и не многие саунд-продюсеры понимают важность большой и долгой подготовки артиста, но об этом уже не в этой статье

Пока артист не доверится саунд-продюсеру, а саунд-продюсер не научится отстаивать свою точку зрения перед артистом, российская музыка будет оставаться на уровне рифм про фай-вай-фай, медузу и друзей.

хотя, суть написанного мною выше, уже давно показали в кино»

Полезности

1. Документальный мини-сериал о саунд-продюсерах «Студия звукозаписи»

2. Живая и интересная группа в ВКонтакте, посвящённая Рику Рубину с описанием его работ.

11 и 12 сентября в Образовательном центре Музея «Гараж» состоятся ИМИ.Семинары, которые проведет продюсер, звукорежиссер, микс- и мастеринг-инженер Илья Мазаев. Он расскажет о репетиционном процессе и этапах создания фонограммы в студии.

Мы поговорили с продюсером, который работал с «СБПЧ», Mujuice, «Наадей», «Моральным кодексом» и многими другими о тонкостях и сложностях его профессии.

Записала: Кристина Сарханянц

Чем занимается саунд-продюсер

«Продюсер отвечает за звучание альбома или песни. Его работа устроена по-разному: одни артисты приносят полностью готовый материал, и его надо только зафиксировать, у других есть идея, которую надо доработать, сделать аранжировку. Иногда нужно пригласить музыкантов, организовать репетиции с ними. Некоторые проекты я свожу сам, некоторые мы отдаем другим микс-инженерам.

Недавно сделали сингл с живущим в Москве грузинским артистом Нэшем Альбертом „Smile of You“, который сводил Фрэнк Филипетти, семикратный обладатель „Грэмми“. Мне нравится то, что получилось. У всех микс- и мастеринг-инженеров есть свой почерк и стиль. Примерно так же, как у музыкантов».

Как стать продюсером

«Кто-то начинает ассистентом, потом инженером в большой студии, учась у более опытных инженеров и продюсеров. Это очень хороший старт для карьеры — так начинали Фил Рамон, Эл Шмитт, Эллиот Шайнер. Они продолжали традиции своих учителей Билла Патнэма, Тома Дауда. Попасть на такую должность и удержаться на ней непросто, но возможно.

На ранних этапах карьеры личные качества, дисциплина, воспитание, обучаемость, стрессоустойчивость часто оказываются важнее таланта или музыкального и технического бэкграунда. Плюсы такого опыта — вы сразу привыкаете к хорошему звуку в правильно настроенных залах и комнатах, работаете с музыкантами с высоким исполнительским уровнем.

Есть продюсеры, которые изначально являются успешными композиторами и аранжировщиками, и для них продюсирование — следующий этап карьеры. Например, Джефф Линн, Куинси Джонс, Тревор Хорн. Этот путь тоже возможен, я бы сравнил его с переходом от игры на инструменте к дирижерскому пульту или от актерской игры — к режиссуре.

Есть диджеи, которые становятся прекрасными продюсерами: умение чувствовать танцпол, реагировать на слушателя и подстраивать музыкальный поток под то, что происходит в зале, важно для продюсера.

И, конечно, есть продюсеры, которые начинают с домашней звукозаписи или небольших студий.

Илья Мазаев за работой. Фото: Ольга Хахалина/предоставлено Ильей Мазаевым
Илья Мазаев за работой. Фото: Ольга Хахалина/предоставлено Ильей Мазаевым

Я играл в группе, ходил в музыкальную школу. Позже в какой-то момент заинтересовался звукозаписью, поступил на онлайн-курсы Беркли и накупил книг, чтобы освоить Pro Tools, а также основы записи и сведения. Моя изначальная цель была записывать свою музыку.

Затем мне просто повезло: в 2008 году „Моральный кодекс“ как раз поставили небольшой пульт и компьютер с Pro Tools на свою репетиционную базу (Илья — сын лидера „Морального кодекса“ Сергея Мазаева. — Прим. ИМИ), и мы с Сергеем Суховым (гитаристом групп „Мои ракеты вверх“ и „Небо здесь“) записали там песню „Где ты?“, которая тут же стала хитом одновременно на „Нашем“ и „Русском Радио“».

Как устроена работа продюсера

«Основные этапы моей работы — подготовка к записи, запись, сведение и затем финальный мастеринг альбома или трека. Иногда трек собирается вокруг лупа или запрограммированных барабанов, иногда играется живьем.

Я всегда стараюсь уделить побольше времени и внимания записи вокала. Частая ошибка начинающих инди-групп — потратить весь день на запись барабанов и гитар и потом в конце дня за час записать вокал. Иногда я делаю сведение и потом мы переписываем вокал под готовый микс, после чего доделываю микс под новый вокал. Цифровые технологии в этом смысле позволяют делать многое, процесс очень гибкий.

Траектория, по которой происходит запись альбома, — это отдельное искусство. Полезно на ранних этапах, когда пространства для маневра много, сделать и послушать одну-две песни в практически готовом виде и тут же начать их оценивать, не держать финальный звук в голове неделями.

Важно оставлять себе возможность поменять какие-то базовые вещи на этапе готовой записи, пусть без мастеринга. В звук не стоит целиться слишком сильно, потому что он все равно заметно меняется в процессе работы над песнями. А вкус и оценка тоже не стоят на месте: то, что неделю назад казалось вам классным, после очередного прослушивания может измениться.

Референсы должны скорее направлять и подстраховывать. Попасть в них слишком точно может быть вредным для песни. Брайан Ино по этому поводу прекрасно сказал: „Если целиться туда же, куда и все, то попасть практически невозможно: в мишень уже воткнуто очень много стрел. Стреляйте куда хотите и потом просто нарисуйте мишень вокруг“».

Сколько зарабатывает продюсер

«Не хочу вам врать, а если скажу правду, моя девушка поймет, что я ей вру. Если продюсер востребован, он зарабатывает в месяц больше, чем менеджер среднего звена, но это нестабильно и может меняться от месяца к месяцу и от проекта к проекту. Когда я перестал параллельно с продюсерской деятельностью работать на концертах, нужно было адаптироваться к новому ритму жизни (расписанные на два месяца вперед шоу давали некое ощущение стабильности). Проблема в том, что концерты на постоянной основе неминуемо вели к тому, что начинала страдать студийная карьера. Иногда я все еще с удовольствием работаю на концертах, но от предложений стать штатным звукорежиссером группы или клуба отказываюсь».

Какой путь проделывает трек, прежде чем попасть к профессиональному продюсеру

«Здесь много вариантов. Кто-то просто пишет песню под гитару, а мы аранжируем этот трек на репетициях или в небольшой студии. Кто-то приносит почти готовый микс и хочет „то же самое, только круто“. Годится любой вариант. Иногда это партитуры, по которым музыканты играют с листа, тогда мне оказывается полезен навык чтения нот, и я просто слежу за их исполнением.

Перед студией нужна подготовка —это хорошее правило, но бывают исключения. Так, Анжей Захарищев фон Брауш из группы „Оберманекен“ однажды написал музыку и слова прямо в студии, мы тут же записали и аранжировали песню, на все ушло 4 часа. В таком подходе есть спонтанность и магия, которой порой сложно достичь, действуя по заготовленному плану».

Как регулируется правовая сфера работы продюсера

«Этим занимаются юристы, не продюсер. Я всегда советую музыкантам все правильно регистрировать и избегать использования юридически не очищенных семплов. Когда у артиста есть договор с адекватным лейблом, моя жизнь становится гораздо проще».

Профессиональные хитрости и приемы

«Приемов очень много, и много всего изобретается на ходу. Вчера, например, отлично сработало вибрато CE-1 перед посылом в пленочный дилей Roland.

Часто красивый прием совершенно не годится: все должно работать на контекст. У меня, например, нет шаблона для сведения. Мне нравится собирать все с нуля каждый раз. Это не занимает много времени, и так я лучше чувствую песню».

Главные сложности профессии

«Главная сложность — оставаться нейтральным и все время видеть „большую картинку“. Музыканты часто уходят в детали в процессе и неминуемо завлекают туда продюсера. Уметь нырнуть, но потом обязательно вынырнуть — очень важный навык».

Есть ли у начинающего музыканта шанс поработать с именитым продюсером

Найти правильного продюсера для правильного артиста — это целая история. Важно наладить личный контакт и научиться работать в связке; научиться просить переделать какие-то вещи, а иногда, наоборот, не просить и оставить как есть, хотя изначально хотелось по-другому.

Тут нужно уметь выйти за рамки стилистики, ожиданий и понять настроение, которое создает продюсер. Если в вашей работе есть третья сторона в виде лейбла, все гораздо легче организовать и выбор продюсера, скорее всего, будет продиктован не только музыкальным вкусом гитариста или вокалиста, но и осознанным отношением к материалу всей команды, его потенциалу, аудитории, эстетике.

Прекрасный пример такого взаимодействия (правда, из другой сферы)— платья, которые делали Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран для киносъемок Одри Хепбёрн: это абсолютно штучные вещи, никак не связанные с коллекцией весна/лето соответствующего года. Они созданы для этой актрисы и для этой роли в конкретном фильме. Результат смотрится актуально и через полвека. Точно так же Люк Бессон работал в связке с Жан-Полем Готье в „Пятом элементе“ — прошло двадцать лет, фильм и костюмы до сих пор актуальны.

Многим хочется сделать крутую запись, чтобы ее взяли на хороший лейбл на хороших условиях. На самом деле можно пойти на лейбл с хорошим демо и дать компании принять участие в вашей записи. Это имеет смысл, поскольку лейбл, как и программный директор радиостанции, чувствует текущую ситуацию в музыке и помещает ваш материал в актуальный контекст. Разумеется, такое сотрудничество не дает никаких гарантий, но совершенно точно повышает вероятность успеха».

Несколько примеров удачных коллабораций продюсера и артиста, выбор Ильи Мазаева:

работа продюсером на телевидении

То, что делает продюсер, связано не только с творчеством, но и с построением правильной бизнес-стратегии. Он должен уметь совмещать эти два направления, чтобы предлагать качественный продукт в виде песни, фильма или другого развлечения, получая с этого прибыль.

Продюсер — кто это?

 продюсер это кто

Продюсер — это специалист, отвечающий за организационные вопросы при съемках, постановках концертов, спектаклей.

Также продюсер — это тот, кто находит специалистов, заключает контракты и ведет переговоры. Все это направлено на то, чтобы творческий продукт был востребован и принес прибыль. Профессионалы в этой сфере еще на стадии переговоров могут определить коммерческий потенциал проекта.

Часто режиссеры, сценаристы, музыканты и актеры конфликтуют со сценаристами, так как первые хотят показать свое мастерство, а вторые должны убедить сделать так, чтобы это было выгодно.

Профессия продюсера подразумевает работу в двух основных направлениях:

  • реализация творческих проектов (спектаклей, сериалов, фильмов и музыкальных шоу);
  • раскрутка артистов, музыкантов, певцов.

Продюсер — это тот, кто постоянно рискует, так как именно от его решений зависит успех или провал проекта. Заранее сложно предугадать какая песня для артиста станет популярной и какая роль принесет известность актеру.

Хороший продюсер хоть и бизнесмен, но имеет развитую интуицию и художественный вкус. Главное в профессии продюсера — разглядеть талант и организовать творческий процесс. В противном случае ни один инвестор или спонсор не доверит ему своих денег.

Профессия продюсера: обязанности

  1. разработка проекта, проработка бюджета;
  2. поиск специалистов для творческой, технической и экономической работы;
  3. контроль деятельности творческой группы с момента начала реализации проекта вплоть до момента пост-продакшна, а также на премьерных и постпремьерных показах;
  4. поддержание контакта с инвесторами и рекламодателями, отслеживание выполнения предписанных договорными соглашениями обязательств;
  5. проведение исследования в разрезе эффективности и востребованности проекта, внесение необходимых корректировок;
  6. привлечение по мере необходимости других специалистов;
  7. работа с документами.

Требования к профессии продюсер

  • понимание бизнес-процессов, экономическая подготовка;
  • знание технологий маркетинга и продвижения;
  • общие принципы создания различных проектов, особенности кино, телевидения, театра;
  • навыки руководителя;
  • основы юриспруденции.

Место работы продюсера

что делает продюсер

Все, что делает продюсер, востребовано во многих творческих организациях:

  • продюсерские центры;
  • киностудии;
  • телеканалы;
  • радиостанции.

Чаще всего работа продюсера — это проектная занятость.

Так как профессия продюсера подразумевает постоянные переговоры и деловые встречи, то график работы часто ненормированный.

Если этот специалист работает на себя, то он самостоятельно занимается поиском и реализацией проектов.

Обучение на продюсера

В России мало университетов, которые готовят продюсеров. В этих образовательных учреждениях будущие специалисты изучают экономические и юридические аспекты работы.

Большая часть продюсеров — это люди, которые уже состоялись в кино- и телеиндустрии. Они получили практический опыт, усвоили законы и принципы реализации проектов, а после стали применять полученные знания для самостоятельной работы. Нередко режиссеры берут на себя продюсерские обязанности.

Личностные качества продюсера

  • амбициозность;
  • целеустремленность;
  • коммуникабельность;
  • высокая работоспособность;
  • трудолюбие;
  • хорошая память;
  • развитая интуиция.

Сколько может зарабатывать продюсер

кто такой продюсер

Заработок продюсера сложно посчитать, так как чаще всего он определяется его успешно реализованными проектами. Обычно зарплата продюсера определяется исключительно коммерческим успехом продукта.

Несмотря на это, можно найти некоторые предложения в интернет-сервисах по поиску сотрудников:

Читайте также: