Как проверить квалификацию работника

Опубликовано: 17.05.2024

В свете последних изменений трудового законодательства, касающихся вопросов применения профстандартов и создания нормативной базы института независимой оценки квалификации (который должен заработать в полную силу с 1 января 2017 г.), вновь актуализируется вопрос о правовой категории «оценка квалификации».

Обратив свое пристальное внимание на эту сторону трудовых отношений, законодатель продемонстрировал свою заинтересованность в повышении профессионализма трудоспособных граждан, разработав дополнительный инструмент, призванный помочь в решении озвученной проблемы и самому работодателю.

Однако следует выяснить: правильно ли применяются уже существующие способы оценки квалификации работников, и какие практические ошибки мешают работодателю в полной мере реализовать свое право на сотрудников-профессионалов. Рассмотрим вопрос более детально.

Кадры решают все!

Ни для кого не секрет, что залогом успеха функционирования организации является должный уровень квалификации ее работников. И, безусловно, каждый работодатель периодически принимает на работу новых сотрудников, либо совершает иные кадровые перестановки для того, чтобы его добиться. Но вот вопрос: как с точки зрения закона сделать это правильно и безопасно? И все ли средства хороши?

Обратимся к термину «квалификация работника». Представляется, что под квалификацией (от лат. qualis — какой, какого качества) работника следует подразумевать достигнутый им уровень трудовых способностей, позволяющих реализовывать себя в конкретной профессии путем выполнения трудовых функций определенной степени сложности. При этом уровень трудовых способностей включает в себя как знания теоретические, так и практические умения и навыки.

В ст. 195.1 Трудового кодекса РФ существует и легальное определение: «квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника».

Прежде чем понять, как такой уровень определить и повлиять на него, важно установить, на какие грани трудовых правоотношений он влияет. Анализируя ТК РФ, можно отметить, что фактически на все. Начиная с момента поиска кандидата на замещение вакансии, работодатель, а порой и само государство выдвигает требования к квалификации работника, которая документально подтверждается при поступлении на работу (ст. 65 ТК РФ). При заключении трудового договора квалификация фигурирует в определении трудовой функции, ради выполнения которой трудовые отношения и порождаются (ст. 15, 57 ТК РФ). От квалификации работника зависит и тарифная ставка, тарифный разряд, заработная плата. Она играет главную роль и при продвижении работника по карьерной лестнице, учитывается при переводах. И, безусловно, несоответствие квалификации занимаемой должности является основанием для прекращения трудовых отношений.

Практика, в том числе и судебная, демонстрирует нам, что именно здесь и возникает живой и трепетный интерес к оценке квалификации.

Для юристов, в отличие от HR-специалистов, оценка квалификации, как правило, подразумевает под собой аттестацию. Также на стадии, предшествующей установлению трудовых отношений, вспоминают об избрании по конкурсу, которое отвечает той же цели.

Вопрос этот интересный и спорный. Сегодня на него отчасти отвечает законодатель, вручая с 1 января 2017 г. правоприменителю новый инструмент оценки — независимую оценку квалификации.

И если аттестация — процедура относительно изученная, хоть ее проведение и вызывает практические сложности, о которых мы скажем ниже, то с независимой оценкой специалисты пока водят лишь теоретическое знакомство.

Независимая оценка квалификации. Итак, новому инструменту оценки посвящен отдельный Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» № 238-ФЗ от 03.07.2016. Под независимой оценкой профессиональных квалификаций следует понимать процедуру, при проведении которой знания, умения и навыки специалиста (соискателя) сравниваются с имеющимся профессиональным стандартом, который установлен законодательно. При этом требования к работнику предъявляют в соответствии с профессией, в которой он хочет подтвердить свою компетентность.

С точки зрения работника, споры об оценке квалификации вызваны двумя проблемами: нарушена сама процедура аттестации либо неверно оценены деловые качества работника. Последнее связано с субъективностью, оценочностью данной категории, от которой внутри организации избавиться практически невозможно. Эта субъективность часто и подводит работодателя.

Не случайно в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 поясняется, что выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. Эта позиция позволяет работникам всеми не запрещенными законом способами защищать свои трудовые права.

В свою очередь, независимая оценка квалификации будет проводиться не непосредственно работодателем и вне стен самой организации. Этим займется специализированный центр оценки профессиональной квалификации, что, думается, позволит в будущем преодолеть фактор субъективности.

Нужно ли отказываться от аттестации? Независимая оценка, как и новые правила в отношении применения профстандартов, вызвали всеобщий ажиотаж и активное обсуждение. В настоящее время понятно и известно, что использование и того, и другого обязательно не для всех и не всегда, поэтому от аттестации, конечно, отказываться законодатель не предлагает.

Рука об руку с независимой оценкой квалификации шагает и институт профстандартов. Почему? Профстандарт служит мерилом и ориентиром при проведении оценки. С ним, как с эталоном, и сравниваются имеющиеся знания, умения и навыки работников.

С 1 июля этого года все работодатели обязаны применять профстандарты в части требований в отношении квалификации работников, установленных в ТК РФ и иных нормативных правовых актах. В целом профстандарты не содержат императивных норм, поэтому являются обязательными лишь при фиксации данного факта в иных нормативных правовых актах (см. письмо Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299 ).

Чтобы получить свидетельство о квалификации по итогам оценки, работник должен успешно сдать профессиональный экзамен. Если результат окажется неудовлетворительным, ему выдадут заключение о прохождении экзамена с рекомендацией соискателю.

Независимая оценка интересна еще и тем, что к ней может прибегнуть не только работодатель, но и работник, и даже соискатель, вознамерившийся подтвердить уровень знаний, умений и навыков, соответствующий определенной профессии.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что данный институт привлекателен для всех сторон трудовых отношений. И интерес к нему поддерживается государством и материально, путем установление налоговых льгот и вычетов за средства, потраченные на оценку (см. Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”»).

Однако сейчас работа по внедрению рассматриваемого института продолжается. Предстоит укрепить его нормативную базу путем принятия правительственных актов и т. п., поэтому вернемся к тому «козырю», который уже давно находится у работодателя на руках — к аттестации.

Аттестация. На сегодняшний день все споры, связанные с оценкой квалификации, возникают в процессе проведения аттестации или, как правило, по ее результатам. Практикующие юристы не видят особых сложностей в оформлении и реализации самой процедуры аттестации. Однако и здесь бывают допущены оплошности.

Что такое аттестация понятно. Процесс насчитывает не одно десятилетие, а по ряду профессий является обязательным (например, педагогические работники, работники опасного производственного объекта и т. п.). Аттестация — это процедура, проводимая работодателем с целью проверки соответствия деловых качеств работника, его квалификации занимаемой им должности или выполняемой работе.

Ее нормативная база также известна. Аттестация должна проводиться работодателем либо на основании федерального или иного нормативного акта (в случае обязательности ее проведения), либо локального нормативного акта (если необходимость проведения процедуры устанавливается самой организацией).

Здесь ключевым документом выступает положение о проведении аттестации, устанавливающее требования к порядку ее подготовки, проведения и принятия решения аттестационной комиссией. Кроме того, обязательно документально должны быть определены критерии оценки работника, а также методы его оценки по ним.

Зачастую положение о проведении аттестации может быть приложением к коллективному договору, что позволяет согласовать самые острые моменты с представителями работников еще на берегу. В Положении целесообразно утвердить формы таких документов, как протокол комиссии, аттестационный лист, перечень критериев оценки квалификации.

Важно обратить внимание на то, что проведение очередной и внеочередной аттестации должно оформляться приказом. Удобно в этом же приказе утверждать состав аттестационной комиссии. Наличие утвержденных в надлежащем порядке актов будет подтверждать законность проведения аттестации. Об этом говорится в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2.

Все обозначенные акты в той или иной мере призваны регламентировать процедуру аттестации вне зависимости от того, какую цель преследует работодатель при ее проведении.

Безусловно, весь процесс затевается ради получения итогов и их дальнейшего использования. Но именно на завершении этого пути работодателя и поджидает риск судебных споров.

По большому счету, правовые последствия ее проведения могут выражаться в том, что в протоколе аттестационной комиссии установлено:

- соответствие квалификации работника занимаемой должности или выполняемой работе;

- квалификация работника не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе.

И если в первой ситуации работник может быть материально поощрен, переведен на должность, требующую более высокой квалификации и т.п., то во втором случае работодатель стоит перед выбором: либо оставить работника в занимаемой должности и предложить ему, например, повысить квалификацию, либо уволить работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Для данного основания прекращения трудового договора очень важна процедура проведения аттестации, т.е. последовательность накопления юридических фактов. Работодатель самостоятельно в локальном акте закрепляет порядок проведения аттестации, а также требования к составу аттестационной комиссии.

Пять правил прощания

При увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ важно учитывать пять правил:

1. Строго соблюдать процедуру аттестации. Обратное ведет к восстановлению работника.

Пример из практики.

Ф. обратился в Партизанский районный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью «Транснефть-Логистика» с иском о восстановлении в прежней должности электромеханика СЦБ Службы сигнализации, централизации, блокировки и связи.

Иск удовлетворен по следующим основаниям.

Согласно Положению об аттестации в состав аттестационной комиссии для проверки соответствия занимаемой должности электромеханика СЦБ входят 5 человек. Пунктом 7.3 Положения установлено, что по результатам аттестации аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией; не соответствует занимаемой должности.

Между тем из аттестационного листа, составленного по результатам аттестации истца и послужившего основанием для проведения повторной аттестации, следует, что в нарушение приведенных норм в состав комиссии входило 6 членов, каждый из которых принимал участие в голосовании, кроме того, в качестве оценки указано «не сдал», а также отсутствуют подписи членов аттестационной комиссии.

Данные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процедуры проведения аттестации истца и не могут подтверждать наличие достаточных оснований для проведения повторной аттестации Ф., что указывает на ее незаконность (определение Приморского краевого суда от 9 сентября 2015 г. по делу № 33-8071).

Вывод. Для того чтобы процедура была соблюдена, следует детально описать ее в локальных нормативных актах и четко им следовать в процессе проведения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение 7 рабочих дней со дня получения указанных документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Важно заметить, что если профсоюз указанный срок пропустил, его мнение учету не подлежит.

3. Прежде чем расторгнуть с работником трудовой договор по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан предложить ему иную работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья (ст. 81 ТК РФ).

Если работодатель нарушает данный порядок, это является основанием восстановления работника (апелляционное определение Магаданского областного суда от 15 декабря 2015 г. № 33-1476/2015).

4. Следует помнить, что не все категории работников подлежат придирчивой оценке , преследующей цель безболезненного для работодателя расставания. Так, в Постановлении от 22 декабря 1992 г. № 16 Пленум Верховного Суда Российской Федерации пояснил, что расторжение трудового договора по мотивам недостаточной квалификации с работниками, не имеющими необходимого производственного опыта в связи с непродолжительностью трудового стажа, а также отсутствия специального образования, если оно согласно закону не является обязательным условием при заключении трудового договора, недопустимо. Это объяснимо, так как, трудоустраивая данную категорию работников, работодатель не только осознает все риски, доверяя образовательному учреждению, «воспитавшему» специалиста, но и получает хороший бонус — бывшего студента можно выучить «под себя».

Конечно, проверить уровень знаний, умений и навыков данной категории работников можно, но только в том случае, когда оценка носит характер периодической и плановой. Иные категории работников можно оценивать как в центре независимой оценки квалификации, так и самостоятельно при помощи процедуры аттестации.

Важно учесть, что не подлежат увольнению категории работников, перечисленные в ст. 261 ТК РФ. Так, увольнение женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является незаконным (апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 сентября 2015 г. по делу № 33-8071).

5. И самое важное правило касается не формы, но содержания. В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 увольнение по пункту 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации допустимо при условии, что выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. А обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя (п. 23 указанного Постановления).

Пример из практики.

Т.О.А. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с иском к открытому акционерному обществу «Золоторудная компания Павлик» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Истец был уволен по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Суд посчитал, что в ходе аттестации не была проведена проверка квалификации работника, иск был удовлетворен по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу аттестационной комиссии от 30 марта 2015 года Т.О.А. признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации.

Основанием для проведения аттестации и последующего увольнения истца по пункту 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации послужили материалы служебного расследования, согласно которым ответчиком было установлено необоснованное завышение человеко-часов при выполнении работ по сервисному обслуживанию и ремонту карьерной техники компанией ООО «М.», отчеты о выполненных работах по которым принимались и подписывались Т.О.А.

Как указывает ответчик, вследствие завышения человека-часов действиями истца обществу был причинен имущественный ущерб.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает, что указанные обстоятельства, послужившие проведению внеочередной аттестации для истца, не подтверждают отсутствие у него достаточной квалификации, а свидетельствуют о грубом нарушении им трудовых обязанностей, возложенных на него должностной инструкции.

При таком положении, когда ответчик как работодатель не доказал суду, что у истца отсутствуют необходимые знания и навыки, исключающие возможность нормального выполнения обязанностей по замещаемой им должности при надлежащих условиях труда, оснований для увольнения истца по пункту 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации у ответчика не имелось (апелляционное определение Магаданского областного суда от 15 декабря 2015 г. № 33-1476/2015).

Вывод. Таким образом, работодателю следует проводить четкую грань между нарушениями трудовой дисциплины, невнимательностью и недостаточностью квалификации. В первом случае работник может быть подвергнут увольнению и по иным основаниям.

Доказательства же о недостаточности квалификации должны быть объективными (например, документально оформляться в акте о выпуске бракованной продукции, фиксироваться в докладных записках).

Подводя итог, хочется сказать, что главное при оценке квалификации — максимальная объективность работодателя, основанная на соответствие поручаемой работнику работы должностной инструкции и надлежащей системе контроля за деятельностью. Последние законодательные новеллы способствуют этому.


С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?

Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.

Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.

Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).

Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.

Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.

Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.

Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

  • педагогические работники (гл. 52);
  • научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1);
  • спортсмены и тренеры (гл. 54.1);
  • медицинские работники (ст. 350);
  • творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351).

А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, от 30.03.2015 № 293 и от 27.05.2015 № 538. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.

Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов — квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.

Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).

На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал — секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда. А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.

Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.

Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)

ЦОК не работают

Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Экскурсовод (уровень 6 квалификации)

ЦОК не работают

Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)

Работает 44 экзаменационных площадки

Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)

Работает 25 экзаменационных площадок

Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)

Работает 31 экзаменационная площадка

Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)

Работает 32 экзаменационные площадки

Повар (уровень 4 квалификации)

Работает 7 экзаменационных площадок

Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.

Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.

Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, — комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).

Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) — на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).

Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» — пять лет.

Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации — об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).

О результатах экзамена работодатель будет проинформирован — при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).

В силу п. 2 Требований № 759н (Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н). образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.

Еще одна форма участия — независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК — представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.

Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.

Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.

Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.

Model.Article.Title

В последнее время работодатели все больше недовольны уровнем выпускников вузов. Пока работодатели жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, молодые специалисты сетуют на несоответствие профессионального образования запросам рынка труда. Чтобы выйти из замкнутого круга, введена Национальная система профессиональных квалификаций.

Зачем это нужно

Систему профессиональных квалификаций курирует Национальный совет при президенте РФ. Составной частью системы является независимая оценка квалификации. Разработку и внедрение принципов оценки регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ, он вступил в силу 1 января 2017 года.

Для нашей страны это не новшество, специалисты целого ряда отраслей регулярно проходят различные сертификации и экзамены. Однако раньше их проводили разные инстанции, и доверять объективности такой оценки можно было далеко не всегда. Чтобы унифицировать процесс и сделать оценку квалификации специалистов прозрачной и единообразной процедурой, способной охватить все отрасли экономики, государство разработало национальную систему квалификаций (НСК).

НСК направлена на переход от рынка дипломов, где ценность работника определяет диплом учебного заведения, к рынку квалификаций, где решающее значение имеет реальный, официально подтвержденный уровень подготовки специалиста.

Система дает каждому человеку понятные перспективы карьерного роста, объединяя ключевые звенья цепи: систему образования, специалиста, работодателя и заказчика. Сегодня главная цель вузов — подготовка готовых специалистов, востребованных на рынке труда. А ключевая суть системы — последовательное образование через всю жизнь.

Что такое рамка квалификаций и профстандарт

Основа системы профквалификаций — рамка квалификаций, системная и структурированная по уровням каждой из них. При этом каждое из направлений экономики имеет свою отраслевую рамку квалификаций, где прописаны широта полномочий и ответственность специалиста определенной профессии, сложность и наукоемкость деятельности.

Рамка квалификаций дает обобщенное описание квалификационных уровней. Другой не менее важный документ системы — профессиональный стандарт — прописывает требования к квалификации специалиста детально.

Профессиональный стандарт (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ) представляет собой подробное описание трудовых функций, требования к опыту и знаниям в соответствии с квалификацией и должностью сотрудника. Именно профессиональный стандарт является связующим звеном между высшим образованием и рынком труда. Для целого ряда отраслей требование применять профстандарты стало обязательным еще с 2016 года.

Что изменится в образовании

Высшее образование переходит к так называемому практикоориентированному подходу. Это значит, что выпускник должен обладать не только широкими теоретическими знаниями, но и конкретными профессиональными навыками, которые он может применить в определенной компании на конкретном рабочем месте.

Чтобы актуализировать образовательные программы, привести их в соответствие с новыми требованиями рынка, создана профессиональная общественная аккредитация. Эта процедура дает и студенту, и будущему работодателю уверенность, что вуз обеспечит выпускнику необходимые для практической работы знания, умения и навыки.

Как проходит аккредитация вуза

Процедура профессионально-общественной аккредитации выглядит так: вуз актуализирует учебную программу в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обращается в аккредитационную комиссию профильного совета по профессиональным квалификациям (СПК), которая не только внимательно изучает документы, но и выезжает в вуз, проверяет, как это работает на практике. Специалисты посещают занятия, изучают дипломные работы выпускников и пр., а затем дают рекомендации по корректировке и совершенствованию программы.

Если содержание программы соответствует требованиям профстандарта, аккредитация проходит успешно. Кстати, ведущие вузы страны уже прошли эту процедуру. Их выпускники станут готовыми специалистами, как части пазла подходящими к потребностям работодателей.

Как выглядит процедура оценки квалификации

Независимая оценка — это профессиональный экзамен, который можно сдать в аккредитованном центре. Такие центры уже открыты во многих регионах России.

Подтверждение профессиональной квалификации необходимо, чтобы человек понимал свое место на рынке труда, мог рассчитывать на достойную зарплату и прогнозировать перспективы карьерного роста. Наличие у сотрудника свидетельства о квалификации уже очень скоро станет важным фактором для работодателя.

Но есть отрасли, где профессиональный экзамен несет еще более высокий статус, так как требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, а значит, являются обязательными. В таком случае специалист не может заниматься профессиональной деятельностью, не подтвердив уровень своей квалификации. Это касается, например, оценщиков, аудиторов и пр. Такие специалисты выполняют публично-правовые функции на финансовом рынке, и государство всегда предъявляет к ним повышенные требования. Обязательные экзамены для них проводят различные уполномоченные структуры. Однако с 2019 года оценка уровня квалификации будет проходить только в рамках национальной системы.

Храните личные данные сотрудника, сведения о его образовании и профессиональном развитии в программе Контур-Персонал.

Сколько это стоит

Стоимость профессионального экзамена зависит от сложности профессии, ее редкости и необходимости технического оснащения профильных центров оценки квалификации, например, дорогостоящим оборудованием, если речь идет о рабочих профессиях. Кроме того, на стоимость влияет и уровень квалификации. Сумма может составлять от 5 000 до 150 000 рублей.

Стоимость экзамена устанавливает Совет по профессиональным квалификациям, и во всех аккредитованных по данной квалификации центрах оценки эта цифра будет одинаковой по всей России.

Расходы несет тот, кто заказывает экзамен — работник или работодатель. Причем здесь предусмотрен налоговый вычет. Если соискатель решил подтвердить свою квалификацию, часть средств ему компенсирует бюджет. Вернуть можно 13 % от выплаченной за экзамен суммы, но максимум до 120 000 рублей, то есть получить можно не более 15 600 рублей. Налоговый вычет предусмотрен и для работодателя, направившего на профэкзамен своих сотрудников.

Как устроен экзамен

Экзамен не просто дает возможность выявить теоретические знания соискателя, но, главное, показывает — может ли он применять эти знания в практической работе. Это возможно благодаря структуре экзамена — он состоит из теоретической и практической частей. Для некоторых профессий включено портфолио.

Сдача экзамена дает соискателю четкое понимание — в чем не хватает фактических знаний, умений и что требует внимания для успешной реализации этих знаний в практической работе.

Специалисты разных уровней квалификации выполняют разные по сложности трудовые функции, обладают разными компетенциями и опытом работы. Уровни квалификации, прописанные в профессиональном стандарте, упорядочивают эти характеристики и дают работодателю и специалисту четкое понимание, на какой уровень заработной платы может претендовать соискатель.

Как это работает на практике

Рассмотрим весь процесс на примере оценочной деятельности, где независимую оценку квалификации уже прошли многие специалисты. Отраслевой профессиональный стандарт описывает четыре уровня и 11 квалификаций. Разумеется, это не значит, что оценщикам придется сдавать 11 экзаменов. Специалисту достаточно внимательно изучить ключевые документы — отраслевую рамку квалификаций и профессиональный стандарт, определить, какие функции ему приходится выполнять в своей практической работе, и сопоставить свой стаж и уровень образования.

Квалификация напрямую связана со сложностью оцениваемых объектов. Так, для оценки недвижимости, автотранспорта, оборудования и бизнеса специалисту достаточно подтвердить шестой уровень квалификации; для оценки крупных предприятий добывающих отраслей, многопрофильных холдингов потребуется уже седьмой уровень квалификации, а для работы с памятниками архитектуры — объектами культурного наследия, кредитно-финансовыми институтами и транснациональными организациями специалист должен обладать максимальным для отрасли — восьмым уровнем квалификации. Это напрямую влияет на уровень сложности экзамена.

Что это за свидетельство о квалификации

Сдавшему профессиональный экзамен специалисту выдается документ, который подтверждает уровень квалификации, — свидетельство о квалификации. Но это не просто «бумажка». Государство создало Федеральный реестр квалифицированных специалистов, который содержит информацию обо всех, кто прошел независимую оценку квалификации. И работодатель, и заказчик могут проверить, подтвердил ли свою квалификацию тот или иной специалист, готов ли он к выполнению порученной работы и можно ли действительно доверять его профессионализму.

Где можно сдать экзамен

Профессиональный экзамен можно сдать в любом аккредитованном центре оценки квалификации (ЦОК). Они работают на базе советов по профессиональным квалификациям. Подробную информацию о центрах и советах содержит Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Там же на портале размещены сведения о квалификациях и примеры оценочных средств — экзаменационных заданий.

Для примера возьмем все тех же оценщиков. Все профессии, относящиеся к финансовому рынку, курирует СПКФР — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России. Для подтверждения квалификации в Москве специалист может в перечне выбрать Центр оценки квалификации, который работает на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, и получить всю необходимую информацию о профессиональном экзамене: ознакомиться с нормативно-правовой базой, уточнить правила прохождения оценки квалификации, подать заявление на сдачу экзамена и после успешной сдачи получить свидетельство о квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим сферам профессиональной деятельности. В реестре указано более 40 направлений: образование, здравоохранение, судостроение, сельское хозяйство, транспорт и пр.

Зачем все это работникам

Задача независимой оценки квалификации — стимулировать специалиста к профессиональному росту. При этом ее глобальная идея — убрать с рынка неквалифицированных специалистов, не желающих учиться и повышать свою конкурентоспособность и востребованность.

Система дает возможность соискателю, претендующему на новый уровень, пошагово планировать свое образование, стажироваться и повышать уровень подготовки. Таким образом, любой специалист в зависимости от поставленных карьерных ориентиров сможет регулярно проходить независимую оценку квалификации и увеличивать свою ценность для работодателей.

Зачем это нужно работодателю

В независимой оценке квалификации прежде всего заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты в силу требований закона.

Однако НСК станет действенным инструментом и в тех отраслях, где профстандарты носят рекомендательный характер. Это необходимо работодателям, когда решается вопрос о назначении на новые должности. Экзамен или подтвердит уровень подготовки претендента, или укажет на необходимость пройти дополнительное обучение.

Кроме того, квалификационные требования к претендентам всегда есть в конкурсной документации к тендерам. Наличие у сотрудников свидетельства о квалификации уже в ближайшем будущем станет конкурентным преимуществом для заказчиков тех или иных видов работ и услуг.

Об авторе — Елена Петровская, член генерального совета «Деловой России», руководитель комиссии по профквалификациям в области оценочной деятельности СПК ФР.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Вступил в силу Федеральный закон о независимой оценке квалификации № 238-ФЗ. Каждый специалист по желанию может сдать экзамен и получить свидетельство на государственном уровне. Это свидетельство можно будет предъявить при трудоустройстве.

Теперь если вы, например, редактор СМИ или дизайнер полиграфии, но у вас нет диплома, то вы можете сдать экзамен и подтвердить свою квалификацию сертификатом. Правда, прислушиваться ли к этим сертификатам, решают сами работодатели.

Независимая оценка не распространяется на госслужащих.

Что это значит?

Государство придумало, как официально проверить профпригодность. Теперь любой человек может сдать экзамен на любую доступную профессию и получить оценку своего профессионального уровня.

Если экзамен сдан успешно, в течение 30 дней выдается свидетельство о квалификации. Если испытание провалено, выдается заключение с рекомендациями. Результаты экзамена можно обжаловать.

Информация о свидетельствах и сроках их действия будет публиковаться в общем доступе. Работодатели смогут проверить ее при приеме сотрудника на работу.

Кто за это отвечает?

Все контролирует агентство развития квалификаций. По отраслям создаются советы по профессиональным квалификациям. Они разрабатывают стандарты для разных профессий и решают, как оценивать специалистов на экзамене.

Экзамены проводят центры оценки квалификаций. Это организации, которые выбрал совет и утвердило агентство.

На момент, когда вы будете сдавать экзамен, у центра должна быть действующая аккредитация в нужном вам совете. При этом если у вас уже есть свидетельство, то оно будет действительно вне зависимости от того, что дальше будет с центром.

Я специалист. Что мне делать?

Ознакомьтесь с реестром профессиональных стандартов. Если в нем есть ваша профессия, найдите свой профстандарт. Изучите официальные требования к профессии, чтобы определить свое соответствие. Просто ради интереса.

Без шантажа, постели, унижений и без смс

Если вы все знаете и умеете, не откладывайте получение свидетельства. Оно станет преимуществом при поиске работы или поможет ее сохранить. Разумеется, оно не защищает от сокращений или офисных интриг — оно лишь подтверждает вашу квалификацию.

Если вам нужна дополнительная подготовка — займитесь обучением. Работодатель не имеет права требовать свидетельство, но может вежливо его попросить.

Если вы хотите сдать экзамен и получить свидетельство, найдите совет по профессиональным квалификациям в своей отрасли. Пока их 28, но список пополняется. Вас направят в центр оценки квалификации — там скажут, где сдавать экзамен и сколько он стоит.

А если я работодатель?

Если вы хотите проверить квалификацию сотрудников, составьте список с указанием должностей и численности. Он пригодится при оценке стоимости экзамена в Центре оценки квалификации. Найдите профессиональные стандарты по каждой специальности и раздайте сотрудникам. Получите их письменное согласие на независимую оценку уровня квалификации. Условие о прохождении экзамена можно включить в коллективный или трудовой договор. Расходы на независимую оценку учитываются при расчете налога на прибыль.

Если соискатель предъявляет свидетельство о квалификации, проверьте его в реестре. Например, на сайте Национального Агентства контроля сварки такой реестр в открытом доступе. А в Совете по профессиональным квалификациям в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции пока нет такого реестра.

Если вам нужна дополнительная информация — звоните по телефонам Советов по профессиональным квалификациям и спрашивайте.

А это вообще хорошо или плохо?

Для профессионалов это хорошо. Получить свидетельство будет легко. Документ даст дополнительные преимущества при устройстве на работу.

Это хорошо для работодателей. Появился порядок проверки профпригодности сотрудников, для которых нет обязательной аттестации.

Это очень хорошо для тех, у кого нет диплома по специальности. Теперь подтвердить квалификацию можно официально — свидетельством.

Это плохо для тех, кто надеется найти теплое местечко с купленным папой дипломом. И для тех, кто привык просиживать штаны на работе. Уволить на основании неудачного экзамена работодатель не может, но на заметку возьмет.

А как у других?

В Великобритании разработана система качества рабочей силы с национальными профессиональными стандартами и рамкой квалификаций. В Европе аналогичная система была утверждена Европарламентом еще в 2008 году. Большое внимание квалификационным стандартам уделяет Международная организация труда.

Критерии и методы оценки персонала, с которыми работает HR-специалист в компании, зависят от множества факторов. Чтобы разработать эффективную систему, необходимо учитывать особенности характера человека и социально-экономические параметры — не стоит действовать по одинаковому алгоритму, работая с «синими» и «белыми воротничками».

Особая сложность в оценке появляется, когда стоит задача изучить не сотрудника, а кандидата на должность — необходимо досконально проработать базу вопросов, чтобы они позволили собрать достаточно данных для аналитики.

В этой статье мы постарались собрать все возможные критерии и методы оценки специалистов, чтобы вы смогли применять их на практике и повысили эффективность работы организации.

Зачем нужна оценка специалистов

Оценка персонала — это система четких показателей, по которым можно определить, соответствует ли человек занимаемой должности, достаточно ли он эффективен, какие стороны ему нужно «подтянуть», чтобы стать еще лучше.

Грамотная оценка персонала полезна и руководителям, и сотрудникам:

Верно разработанные критерии и оценки работы сотрудников помогают руководителю держать руку на пульсе и понимать, насколько эффективно используется человеческий ресурс в организации.

Вот какие стратегические решения можно принять, изучая результаты оценки:

  • Разработать систему кадрового планирования — определиться с матрицей продвижения сотрудников.
  • Создать систему грейдов и чек-листов, основанных не на универсальной системе компетенций, а на реальном уровне знаний и навыков сотрудников в организации.
  • Продумать систему обучения — составить план по курсам для сотрудников, понять, с какими подрядчиками заключить долгосрочные договора для направления специалистов на повышение квалификации.
  • Создать кадровый резерв, понять, какие сотрудники в перспективе могут перейти из линейных должностей на руководящие.
  • Провести анализ эффективности рабочих процессов, разобраться с системой мотивации, выявить лидеров и узкие места в бизнес-логике организации.

Когда проводят оценку персонала

В современных организациях оценку труда обычно проводят в трех случаях:

  • Плановая оценка — такую зачастую можно встретить или в крупных компаниях, или на государственной службе, где это требуется по закону. HR-специалисты готовят матрицу компетенций, сотрудники проходят аттестацию с помощью комбинированных методов. О проверке известно заранее. Обычно раз в несколько лет.
  • При реорганизации — зачастую такая оценка является помощником в кризисной ситуации. Например, бизнес терпит убытки, плохо настроена аналитика эффективности различных отделов. Используется как групповая, так и индивидуальная оценка компетенций.
  • Разовая — такую оценку проводят, когда необходимо принять управленческое решение. Причем оно может быть негативным, когда несколько руководителей сомневаются, увольнять ли сотрудника или нет. Или позитивным — если есть спор о назначении сотрудника на новую руководящую должность.

Есть еще оценка соискателей — с помощью анкетирования, тестовых заданий и собеседования HR-менеджер составляет таблицу с аналитикой навыков кандидатов и принимает решение о приеме на работу кандидата, который выглядит лучше на фоне остальных. Сложность в том, что собранные данные будут не точными, полученными со слов соискателя. Также сложно заранее оценить soft skills сотрудника, его лояльность и способность работы в команде — это проявляется в динамике во время работы.

Для любой из ситуаций лучше заранее иметь подготовленную матрицу компетенций и согласованный алгоритм оценки.

Способы оценки персонала

Среди методов и критериев оценки работы специалистов есть сотни способов, но в любом случае все сводится к трем:

  • Ручное получение и обработка данных — чаще всего подразумевается собеседование с сотрудниками, групповое или личное. Плюс такого метода — внимательная оценка навыков и способностей специалистов. Минусы — необходимо много ресурсов на проведение, есть вероятность погрешностей в оценке и личного фактора.
  • Автоматическая оценка — проводятся тесты, зачастую с помощью компьютерных программ. Данные анализируются системой. Это быстрый и эффективный метод, более того, достаточно один раз разработать тесты и затем система может масштабироваться на неопределенное количество участников. Минус — сложно оценивать индивидуальные особенности. Хорошо подходит для должностей с формализованными обязанностями.
  • Комбинированный метод — когда с помощью тестов проверяются компетенции, а дополнительно, с помощью собеседований и других способов, оцениваются индивидуальные особенности объекта оценки.

7 критериев оценки персонала

Основные проблемы в процессе оценки деятельности сотрудников появляются, когда HR-специалист пытается создать универсальную матрицу для проверки. Чтобы последующий анализ охватывал максимум данных, делайте матрицу, подходящую сразу по всем семи ключевым критериям. И помните, что соответствие профессиональным стандартам — это не все, что следует искать в сотрудниках, ведь даже исключительный специалист способен развалить все процессы, если не будет подходить по нужному для команды психологическому типу.

Профессиональные навыки и знания

Начните с hard skills — тех навыков, которые специалист использует для работы. Распределите таблицу навыков по частоте использования — какие-то знания используются ежедневно, другие же от случая к случаю, но все равно важны. Профессиональные знания удобно проверять автоматизированными методами, с помощью тестов.

Когда будете разрабатывать таблицу для результатов, используйте метод коэффициентов — оцените знания, присвойте каждому ответу свой уровень важности для работы. Например, если компания использует в маркетинге в основном digital-методы, то знания SMM и контекстной рекламы будут весомее, чем понимание принципов печатного дизайна.

Личностные характеристики

Изучайте психологические особенности специалистов. Здесь важно разделить оценку на две части:

  • Исследовать важные для работы качества — коммуникабельный ли сотрудник, или наоборот, склонен представлять себя интровертом. Насколько велики его лидерские качества, соответствует ли их наличие особенностям профессии? Развит ли эмоциональный интеллект, или наоборот, специалист предпочитает эмоциям армейскую дисциплину?
  • Насколько специалист в общем соответствует современной концепции постоянного развития? Важно ли это в его профессии, или она предполагает конвейерную работу? Подробнее о читайте в нашей статье про образование как стиль жизни.

Важно — оценка специалистов не должна быть просто сбором информации. Делайте тесты, направленные на практическую пользу. Задайте себе вопросы — сможете ли после оценки понять, что конкретный человек, исходя из его психологических особенностей, находится не на своем месте? Выявить потенциального лидера, которого компания развивает горизонтально?

Здесь все немного проще — такие данные нужно собирать постоянно и оценивать их, не отвлекая сотрудников. Критерий один — насколько специалист справляется с поставленной задачей. Результат анализа — выявить средневзвешенное число, повысить, понизить или оставить план таким же.

Оценка по KPI часто проводится в комплексе — сначала анализируются данные отдела, затем разбираются числовые показатели каждого специалиста. Изучение данных по KPI помогает скорректировать план, понять, почему прогнозные показатели не выполняются, и отладить бизнес-процессы.

Соответственно, в этой части можно утверждать, что объектом оценки через KPI является не только сотрудник, но и в принципе процессы в компании.

Лояльность

Задача такой оценки — выявить, насколько сотрудник мотивирован работать в конкретной компании. Бизнес, активно занимающийся продвижением внутреннего и внешнего HR-бренда, только выигрывает — получает поток мотивированных соискателей, причем намного дешевле, чем если бы аналогичный спрос на вакансии нужно было создавать размещением объявлений на порталах.

Оценка лояльности компании может проводиться как с помощью индивидуальных бесед, так и числовым методом. Например, в современных IT-компаниях есть практика выплат премий, если сотрудник посоветует своим друзьям и знакомым вакансии, и люди по его рекомендациям устроятся на работу и пройдут испытательный срок.

С числовыми критериями нужно быть аккуратнее — если в отделе все сотрудники получили по пять премий за рекомендации, а один не привел ни одного будущего коллегу, это не значит, что его лояльность ниже. Возможно, в его кругу знакомых нет подходящих людей, или он вовсе не очень общительный. Поэтому если и оценивать такой параметр, то только как один из коэффициентов общего показателя лояльности.

Способности к обучению и развитию

Для компании, нацеленной на рост, необходимо оценивать не только навыки специалистов, но и их способность в целом к обучению — если бизнес планирует развиваться, то часто выгоднее растить сотрудников, чем перекупать их извне.

Проверьте, насколько работники лояльны к процессу обучения и насколько они восприимчивы к новым знаниям. Разработайте программу повышения квалификации, возможно, начните с краткосрочных курсов и соберите мнения. Замотивированный на обучение и лояльный к компании специалист намного выгоднее для бизнеса, чем человек, готовый просто отсиживать рабочее время.

Специфические требования

Проблема любых критериев и методов оценки персонала в попытке разработать универсальную матрицу, свести все навыки и знания к формализованным пунктам в списке. Часто такой подход мешает оценить руководителей, специалистов с редкими знаниями и «звезд» в профессии. Именно поэтому кроме автоматизированных методов в компаниях применяют ручные способы оценки — например, собеседования.

Разрабатывая матрицы компетенций и навыков, стремитесь к балансу между эффективность и экономностью ресурсов компании для оценки.

Методы оценки

Способов оценить компетенции и навыки сотрудников множество. Мы предлагаем обратить внимание как на универсальные, которые применяются практически в любых компаниях и часто даже не требуют отдельных человеческих ресурсов на их проведение, так и на специфические. Учитывайте особенности вашего бизнеса перед внедрением практик.

Количественные методы

Такие способы прямо связаны с числовыми показателями, легко считаются. Данные обычно собираются на протяжении всего цикла работы — например, с помощью CRM или специалистами финансового-планового управления.

Качественные методы

Такие методы подходят не только для оценки уже работающего персонала, но и соискателей. В основном речь идет о компетенциях, которые можно проверить тестами и как-то измерить.

Метод крайностей, или метод системы произвольных характеристик — руководитель выделяет самые сильные и самые слабые стороны специалиста, анализирует достижения и ошибки, а затем делает выводы.

Описательный метод — сотрудников также оценивает руководитель, но в этом способе он пишет на человека характеристику, стараясь выделить все его сильные и слабые стороны. В отличии от произвольной системы, этот метод стремится охватить максимум информации и быть объективным.

Метод матрицы — часто используется при оценке соискателей, но может применяться и для изучения уже действующего персонала. Составляется список из ключевых компетенций, которыми должен обладать замещающий должность. Они ранжируются по важности, каждой назначается определенный процент. Затем сотрудников сравнивают.

Например, вот так может выглядеть матрица для специалиста по маркетингу:

Компетенция Важность Специалист 1 Специалист 2
Использование каналов
продвижения
50%
Веб-аналитика 30%
PR-инструменты 20%

Если это соискатель, то, сложив значения компетенций, можно принять решение о найме нужного человека.

Групповая оценка — метод, требующий ресурсов. Плох при оценке линейных должностей, но эффективен при оценке работника или соискателя топ-уровня. Подходит для изучения специалиста с редкими компетенциями. Например, сейчас такой метод применяется в небольших компаниях для найма IT-специалистов — когда такой сотрудник нужен для разработки сайта, а бизнес никак не связан с цифровой индустрией.

Вот как это работает — в диалоге участвуют руководитель, специалист и приглашенный эксперт. Работнику предлагается рассказать, как он будет действовать в рамках какого-то конкретного кейса. Ответы анализируются, учитывается резюме эксперта, во внимание берется не только уровень знаний, но и психологические аспекты поведения сотрудника.

Метод 360

Мы специально вынесли это и следующий методы в отдельные подразделы — это новые методики, которые стоит применять осторожно, только разобравшись в их специфике.

Метод «360 градусов» — это способ оценить сотрудника с помощью его окружения. Соответственно, его стоит применять не только для оценки компетенций, но и для изучения психологических особенностей специалиста, его коммуникативных и лидерских качеств. Массово применяется на западе после выхода одноименной книги Питера Уорда. В России упоминания об этой практике встречаются с нулевых годов.

Анкетирование обычно проводится анонимно, выставляется только уровень отношений — коллега, подчиненный, руководитель. Оценка ведется в баллах, затем для каждой компетенции высчитывается среднее значение.

Иногда к методике привлекаются партнеры, клиенты и другие лица — тогда способ переименовывают в метод-540.

Ассессмент-центр

Это метод комплексной оценки персонала, в котором используются взаимодополняющие способы проверки сотрудников. Ориентирован как на изучение компетенций, так и на психологические и профессиональные особенности работников. В научной среде есть мнение, что этот метод является одним из наиболее точных и достоверных на сегодняшний день. Кроме того, данный метод представлен в Российском стандарте центра оценки и в международных нормативах.

Проводят оценку таким методом обычно или приглашенные организации, или внутренние HR-специалисты, прошедшие специальную подготовку. Причем если есть риск ангажированности, лучше пригласить людей со стороны. Если же специфика организации такова, что сотрудники должны обладать особыми компетенциями, то лучше доверить анализ собственной HR-службе, из-за сложности поиска внешних подрядчиков с нужной экспертизой.

Специалист, проводящий оценку персонала методом Ассессмент-центр, должен иметь соответствующие навыки — уметь наблюдать за поведение участников, описывать процессы максимально подробно, классифицировать поведение, оценивать компетенции и сопутствующие навыки, а также вовремя давать квалифицированную обратную связь участникам.

Чаще всего процедуры оценки состоят из трех этапов — деловые игры, интервью, тесты. Максимум данных получают из моделированных ситуаций, так как именно в них можно изучить не только компетенции сотрудника, но и его навыки командной деятельности, коммуникабельности, лидерских способностей. Кроме того, оценка дается в том числе и во время сеансов обратной связи — как специалист реагирует на критику, в какой форме лучше воспринимает данные от экспертов, как относится к мнению специалистов со стороны.

Все это позволяет не только разобраться в способностях сотрудника, но и составить его подробный психологический портрет. Данные оценки можно использовать при подготовке резюме о соответствии сотрудника должности.

Используйте комбинированные методы оценки

Ключевое во всех методах и критериях оценки персонала — узнать, соответствует ли сотрудник занимаемой должности, в каком направлении ему нужно расти, стоит ли рассматривать его повышение до руководящей должности.

Если вы хотите профессионально оценивать персонал, нужно не просто знать методы оценки, но и понимать, когда и какие эффективнее использовать. Разобраться, что нужно делать, несложно. Труднее понять, как правильно. Именно этому учат на нашем курсе Оценка персонала от А до Я.

Читайте также: