Как стать директором парка

Опубликовано: 17.09.2024

Главный вход в Парк Горького

В московском парковом хозяйстве произошли кадровые изменения. Елена Тюняева, возглавившая Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького всего год назад, в сентябре 2015-го, ​​покинула свой пост. Ее место заняла Марина Люльчук, ранее руководившая объединенной дирекцией «Мосгорпарк», задача которой заключается в координации деятельности парков культуры и отдыха Москвы (в общей сложности она объединяет около 100 столичных парков). Одновременно главой «Мосгорпарка» стал экс-директор Парка Победы Вячеслав Дунаев. Информация о соответствующих назначениях появилась на официальном сайте департамента культуры города Москвы.

«Мы не берем каких-то варягов со стороны, а опираемся на те кадры, которые у нас есть», — сказал глава департамента культуры Александр Кибовский на пресс-конференции в понедельник, 3 октября.

Причиной своего ухода Елена Тюняева назвала предложение о новой работе. ​«После длительных размышлений мною было принято решение принять это предложение после окончания срока контракта в Парке Горького», — прокомментировала она РБК, выразив надежду, что работа, проделанная ею и ее предшественниками — Сергеем Капковым и Ольгой Захаровой, «позволит новому директору успешно продолжить развитие парка на благо москвичей и сохранить статус лучшего парка Москвы и России».

В интервью радиостанции «Бизнес FM» Марина Люльчук заверила, что на новом посту продолжит реализацию ранее намеченных проектов, «потому что мы планировали все совместно, учитывая, что «Мосгорпарк» курирует парки города, которые относятся к департаменту культуры». Речь идет о концепции государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы», принятой еще при прежнем руководителе департамента культуры Сергее Капкове.

В департаменте культуры на запрос РБК не ответили. Вячеслав Дунаев от комментариев отказался.

Как развивали Парк Горького

В марте 2011 года, когда директором парка был назначен Сергей Капков, началась масштабная реконструкция, вход в парк стал бесплатным. Согласно утвержденному генеральному плану работы по реконструкции Парка Горького и Нескучного сада будут проводиться до 2018 года. Общая стоимость благоустройства ранее оценивалась в $2 млрд.

За счет собственного бюджета парка в 2016 году планировалось провести благоустройство и озеленение Пушкинской набережной (307,4 млн руб.), капитальный ремонт Голицынского пруда (91,4 млн руб.).

Посещаемость объединенной территории Парка Горького (включает «Музеон», Парк Горького, Нескучный сад и Воробьевы горы) в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го увеличилась на 20%, до 13,5 млн человек.

Официальная отчетность ЦПКиО не публикуется, однако ранее руководство парка заявляло, что он является самоокупаемым. В интервью «Коммерсанту» Захарова говорила, что парк вышел на самоокупаемость в 2013 году. В 2011-м его выручка составила 135 млн руб., в 2012-м — уже 343 млн руб., а в 2014-м — 755 млн руб. В 2012 году в структуре расходов парка 74% приходилось на долю бюджетных денег, 26% — на собственные. В 2014 году соотношение составило 54 и 46% соответственно.

Ожидания лучшего

Опрошенные РБК руководители парков высказались о кадровых изменениях положительно, хотя они с ними не обсуждались. «Тут наше мнение не учитывали, когда перестановки делали. Это вышестоящие. Им лучше видно, что делать», — сказал РБК директор парка «Фили» Расул Хубиев, добавив, что предпринятые решения будут, наверное, к лучшему.

Директор музея-усадьбы «Царицыно» Елизавета Фокина охарактеризовала Марину Люльчук как «очень профессионального человека». «За последние несколько лет Люльчук ввела стандарты работы московских парков. Она способна эффективно разрабатывать и реализовывать стратегии развития парков», — рассказала Фокина.

Алена Соловьева, представитель музея «Гараж», который работает на территории Парка Горького, не ожидает каких-либо изменений в деятельности музея в связи новым руководством. Точно так же, по ее словам, не сказался на работе музея и приход Елены Тюняевой год назад. «Мы всегда находим общий язык с руководством парка», — сообщила Соловьева.

Предыдущие директора — сначала Захарова, потом Тюняева — были компетентны, но у них был совершенно разный стиль руководства, рассуждает генеральный директор сети кинотеатров «Пионер» Мэри Назари, из-за чего «нужно было по новой устанавливать отношения с каждой». «С Мариной Люльчук у нас уже есть рабочие отношения, мы знакомы», — добавляет Назари.

Мимо трендов

Вместе с тем назначение Люльчук на должность руководителя Парка Горького — это, согласно бюрократической логике, понижение, говорит источник РБК, близкий к департаменту культуры Москвы. Люльчук была назначена на должность руководителя «Мосгорпарка» в 2013 году еще Сергеем Капковым, который и создал специальную структуру по управлению и развитию столичными парками. За три года «Мосгорпарку» удалось создать единые стандарты развития и работы парковых территорий в рамках жесткой административной вертикали, напоминает источник РБК. По его словам, теперь в правительстве столицы решено постепенно отказываться от таких сетевых структур, как «Мосгорпарк», поскольку основные парковые территории в состоянии развиваться автономно. Именно поэтому, рассуждает собеседник, столь сильного и опытного менеджера, как Люльчук, решили перевести в Парк Горького.

За время работы Тюняева так и не смогла сплотить коллектив, который собирала еще Захарова, говорит источник РБК. Конфликты становились публичными, что не нравилось руководителям в мэрии. «К тому же при Тюняевой проваливались проекты парка, которые себя хорошо зарекомендовали: к примеру, в этом году вовремя не был разобран каток, хотя на этот счет существуют жесткие правила, связанные с критериями замусоренности территории», — поясняет собеседник РБК.

Не понравился чиновникам департамента культуры и скандал из-за инцидента, случившегося в начале мая этого года, считает эксперт. Тогда прогулочный паровоз в Парке Горького наехал на шестилетнего ребенка. Как рассказывала старший помощник руководителя столичного управления СКР Юлия Иванова, у пострадавшего были диагностированы открытая черепно-мозговая травма, разрушение орбиты глаза и переломы свода и основания черепа. По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по ст.238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшим по неосторожности тяжкий вред здоровью малолетнего»).

«Очевидно, результаты работы прежнего руководства Парка Горького [Елены Тюняевой. — РБК] не устроили руководителя департамента культуры [Александра Кибовского]. В Москве, по моему мнению, Парк Горького и ВДНХ — это учреждения, которые должны быть драйверами городской среды, но в случае с Парком Горького этого сейчас не происходит: парк перестал улавливать мировые тренды и потерял свою событийность», — соглашается Ольга Захарова, возглавлявшая Парк Горького в 2011–2015 годы, а ныне управляющий директор ADG Group.

Дмитрий Крюков, Вячеслав Козлов, alt="Тимофей Дзядко" width="512" height="512" />
Тимофей Дзядко, Анна Ефанова, Наталья Новопашина Как будущих директоров казанских парков трудоустроили в мэрию Казани
Фото: Мария Горожанинова

Штат Дирекции парков и скверов Казани увеличится на девять человек — об этом стало известно на объявлении результатов конкурса на должности парк-менеджеров. Но организаторы решили распределить обязанности по 12 скверам и паркам лишь среди части победителей. Подробности — в материале «Реального времени».

«У нас с вами — не Москва, у нас с вами — своя история»

Сегодня в исполкоме Казани собрали всех тех, кто дошел до финального этапа конкурсного отбора на должности парк-менеджеров города. Всего на конкурс заявились 216 человек, на установочную встречу пришел 131, а подготовили презентацию проекта, выбранного на установочной встрече, 44 человека, которые и пришли на объявление результатов. В итоге из них решили взять на работу в Дирекцию парков и скверов девять, а еще четверых записали в кадровый резерв. Кто-то из тех самых девяти победителей станет штатным сотрудником самой дирекции, а между остальными распределят обязанности в парках и скверах, причем несколькими небольшими общественными пространствами будет руководить один человек.

Встреча, которая сразу же задала тон торжественности и официальности, неожиданно, с подачи Дамира Фаттахова и Наталии Фишман, началась с шутки, которая немного разрядила обстановку. Первый заместитель руководителя исполкома Казани, взяв слово, попытался передать его «истинному идеологу» всего, что происходит в парках и скверах республики. Помощник президента не растерялась и, заметив, что не любит формат партийных собраний, вернула слово Дамиру Фаттахову. Чиновник, начавший работать с помощником президента, еще будучи главой Кировского и Московского районов, вернувшееся к нему «слово» принял, но пошутил: «Никогда так не делайте, ладно?» После этого он долго, щедро и от всей души благодарил участников конкурса, попросив в конце не брать поражение на свой счет.

— Вы сделали это ровно так, как вы это видите, а мы с вашего разрешения выбирали ровно из тех позиций, кто по тем или иным критериям подходит именно на конкретную должность. Еще раз подчеркиваю — это не оценка вас, как людей, и не оценка того, достойны вы или нет, — попытался чиновник нивелировать возможные обиды проигравших.


На конкурс заявились 216 человек, на установочную встречу пришел 131, а подготовили презентацию проекта 44 человека, которые и пришли на объявление результатов

Подождав, когда Дамир Фаттахов договорит, что «мы в начале очень интересного, долгого и красивого пути на благо жителей Казани» и еще раз всех поблагодарит, заговорила Наталия Фишман, сразу предупредив, что не может «красиво, как Дамир Ильдусович». И тут же честно призналась, что среди ребят нет ни одного человека, которому она с закрытыми глазами завтра доверила бы парк.

— Это, с одной стороны, плохо, а с другой — хорошо, потому что мы с вами формируем команду, с которой мы вместе будем учиться, — пояснила помощник президента.

По ее словам, сама инициатива провести конкурс на должности парк-менеджеров вызвала при обсуждении множество разных реакций.

— Штука состоит в том, что мы делаем вещь, которую никто делать не умеет. Никто не знает, как правильно, — ну, может быть, Марина Васильева Люльчук (директор московского ЦПКиО им. Горького, — прим. ред.), которая руководила сотней парков Москвы до последнего года, — может, она знает, и то не факт, потому что у нас с вами — не Москва, у нас с вами — своя история, другие возможности и территории, — заметила Наталия Фишман, после чего также успокоила тех, кто не прошел в финал и горячо поблагодарила за потраченные усилия.


Наталья Фишман не любит формат партийных собраний

Парк-менеджеры отправятся обучаться в районы Татарстана и в Москву

Теми самыми девятью счастливчиками, которые прошли все этапы отбора, стали Асия Гиззатулина, Дамир Зарипов, Дмитрий Зыков, Марат Исмагилов, Вилена Коинова, Айгуль Латыпова, Лилия Мухаметова, Эдуард Садыков и Лилия Якупова. Отбирала парк-менеджеров совместно с помощником президента РТ Наталией Фишман команда из городских чиновников и приглашенных экспертов по паркам и скверам. Среди представителей исполкома Казани были первый заместитель руководителя исполкома Казани Дамир Фаттахов, главы районных администраций, начальник Управления культуры Казани Азат Абзалов, директор Дирекции парков и скверов Казани Алсу Карякина. Из приглашенных экспертов — директор московского ЦПКиО им. Горького Марина Люльчук, экс-директор Таганского парка и сада им. Баумана в Москве Александра Медведева и генеральный директор компании «Практика Девелопмент» Булат Шакиров, той самой, которая ранее представлялась в качестве оператора Горкинско-Ометьевского леса.

По словам Наталии Фишман, впереди ребят ждут индивидуальные собеседования с обсуждением должностей и обязанностей, а также обучение, которое ориентировочно продолжится до середины сентября. Помощник президента РТ планирует объяснить на примерах будущим парк-менеджерам внутреннюю кухню работы с парками и скверами, свозить их в районы Татарстана — например, в Нижнекамск, где уже налажена работа с общественными пространствами, съездить с ними в Москву, чтобы показать, как управляются большие парки, и попасть на день города 9 сентября, дабы парк-менеджеры поняли, как проводятся крупные праздники.

Кроме того, помощник президента объяснила соискателям цель создания Дирекции парков и скверов Казани. Помимо присмотра за освещением, озеленением, порядком на территории и ее насыщением, Фишман назвала основной задачей структуры — «быть открытым окном для входа инициатив жителей».

— Потому что ни для чего, кроме как становиться площадкой для жителей, их самовыражения и их саморазвития, это все не делается. Больше, на самом деле, ни для чего — не для того, чтобы кому-то что-то показать, доказать. Наконец-то у нас эти пространства станут не завершенными объектами строительства, а площадками для жизни. И это будет ваша задача.


Объявление результатов закончилось совместной фотосессией

Ответственность за казанские парки передали в «одни руки»

После торжества — вручения благодарностей участникам конкурса, объявления его победителей и совместной фотосессии — будущих сотрудников дирекции оставили на первую их небольшую планерку, а Дамир Фаттахов и Наталия Фишман ответили на вопросы журналистов.

Тогда помощник президента пояснила необходимость создания Дирекции парков и скверов в Казани. Речь пошла уже не об «окне для инициатив жителей», а о хозяйствующем субъекте, который должен нести ответственность за объекты. На примере Москвы она рассказала, что за территорию парка Горького при Сергее Капкове отвечали сразу несколько служб: одни — за озеленение, другие — за мосты и пространства под ними, третьи — за покрытия и так далее.

— Пока на территории конкретного пространства, это мои глубочайшие убеждения, не появляется один хозяин и не привлекает всех остальных по мере необходимости, всегда будет бардак. Комитет внешнего благоустройства передает на баланс эти объекты, комитет по культуре передает дирекции полномочия организации и согласования проведения мероприятий на территории этих объектов, и дирекция становится полноценным субъектом, ответственным и обладающим ресурсами и механизмами, чтобы управлять этой территорией, — разъяснила Наталия Фишман.

Пока Дирекция парков и скверов разместится на втором этаже в здании в Горкинско-Ометьевском лесу. Вместе с Алсу Карякиной в структуре на данный момент работают не более шести человек, с девятью выбранными в ходе конкурса дирекция разрастется до 15 сотрудников. По словам Дамира Фаттахова, если этот штат будет справляться с поставленными задачами, то его больше расширять не будут, и, соответственно, если потребуются новые специалисты — будут искать.


Пока Дирекция парков и скверов разместится на втором этаже в здании в Горкинско-Ометьевском лесу. Фото Максима Платонова

Как рассказал Дамир Фаттахов, договоры с новыми сотрудниками начнут заключать с 1 сентября. Они будут срочными, на один год, с возможностью пролонгации. О зарплатах он пока говорить не стал, пояснив, что здесь ясность появится после собеседования и определения обязанностей соискателей. Для директоров парков также разработают систему мотивации, которая будет зависеть от выполнения поставленных им задач. Всего их обязанности можно разделить на три направления: благоустройство, культурное наполнение и работа с бизнесом.

Она проработала директором парка Маяковского полтора года

Екатерина Кейльман возглавляла парк Маяковского с декабря 2019 года. С 1 июня она перестанет быть директором ЦПКиО

Фото: Артем Устюжанин / E1.RU

Екатерина Кейльман официально объявила о своем уходе с поста директора парка Маяковского, в котором она проработала полтора года. ЦПКиО за это время действительно изменился — исчезла реклама и призовые аттракционы, разваливающиеся карусели заменили на новые, провели революцию в сфере общепита и создали несколько крутых пространств для отдыха, мастер-классов и даже выращивания огурцов.

Мы попросили творческих екатеринбуржцев высказаться о том, каким вообще стал парк при Кейльман и что ждет его теперь с новым директором. Место Екатерины Кейльман займет Наталья Змеева, которая три года возглавляла МФЦ региона.

Наум Блик, поэт:

— Не дают у нас толковым людям работать. Душат со всех сторон, палки в колеса вставляют. К сожалению, в России это обычная практика.

Грустно это все. С Катей парк преобразился, она задала правильный вектор развития. Решение ее понимаю и надеюсь, ей найдется достойная замена и парк не скатится обратно в позавчерашний день.

Саша Цариков, журналист, шоумен:

— Самое главное, что теперь парк не производит впечатления заброшенного склада с баннерами и металлоломом. Единый стиль в домиках с питанием, шрифты чистые в меню и внешнем оформлении площадок. Выигрышная цветовая гамма. Центральная аллея избавилась от бехатоновых вставок под скульптурами. Им нашлось место на «секретной» дорожке. И самое главное — руководство и сотрудники парка были в живом и полезном диалоге с городом и горожанами.

Тут всю систему надо менять, Екатерина и команда совершили подвиг, но россияне не совершили, выбрали деда и всю камарилью.

Ян Кожан, предприниматель, автор проекта «Лето на заводе»:

— Я с Катей довольно давно знаком, мы в школе вместе учились. Я, конечно, позитивно оценивал и оцениваю результат ее работы, но не настолько погружен, чтобы с уверенностью сказать, что произошло из-за нее, а что, может быть, вопреки ей. В целом, конечно, ее подход и в других проектах понятен — что они делают на «Сандарине», «Гастрономе», чем она в «Теле-Клубе» занималась — какие-то островки этой же философии явно были заметны в парке, какие-то более осмысленные зоны появлялись, и в этом смысле жалко, что Екатерина уходит.

Причины этого до конца я не знаю, но понимаю, что такой большой проект, очень много различных интересов пересекается: арендаторы, город, девелоперы.

Изменения часто не реализуются в один шаг, особенно когда речь идет о больших изменениях. Кто-то ломает старые устои в хорошем смысле, и одной команде это достаточно сложно делать. Потому что, когда ты что-то ломаешь и переделываешь, могут испортиться отношения. Так что следующему человеку, возможно, будет проще делать какие-то крутые вещи, потому что фундамент под это подготовлен. Я настроен на такую логику.

Надеюсь, что после того, что Катя сделала, и город по-другому на парк посмотрел, поэтому я в этом вопросе оптимист и считаю, что у нас очень много в городе хороших творческих людей и управленцев, так что есть все шансы найти классного человека. Я надеюсь, что работа Кати не пропадет зря. Я даже уверен, что парк продолжит развиваться, вряд ли ситуация вернется назад и будет двигаться в сторону ухудшения.

Николай Коляда, драматург:

— Мы там играли спектакли летом и зимой. Во время пандемии нас это очень сильно спасло. И было ощущение жизни. Мне очень жалко. Она была деловая, быстро и легко решала все вопросы, в том числе и финансовые. Человек обращает внимание на театр, а не только на то, чтобы эти колеса крутились.

Я прочитал в Facebook, что она написала. Наверное, у нее есть какие-то мотивы. Все же не расскажет человек. Наверное, достали. На бедную девушку навалилось столько всего.

Там же был полнейший развал, она что-то стала делать, а это как всегда у нас — инициатива наказуема.

Зачем они так делают? Плохо это. В России живем, называется.

Наталия Шмелькова, исполнительный директор «Ночи музыки»:

— Впервые Ural Music Night в парке Маяковского состоялась в прошлом году, с Катей и командой очень классно работать. Мы говорим на одном языке, ощущения прекрасного и важного у наших команд совпадают. Парк изменился, в него стало приятно и интересно приходить. Появились новые знаковые места — точки притяжения, гулять в парке стало не стыдно.

Мы планируем проведение фестиваля UMN-2021 на территории парка и надеемся, что все пройдет так, как мы вместе задумали.

Наталья Шахова, пресс-атташе конкурса «Мисс Екатеринбург»:

— Прошлым летом полюбила бывать в нашем парке. Удивительно, как команде удалось поменять тональность: приятная музыка, стильный вид, вкусный фуд-корт.

Ангелина Кодолова, музыковед, ведущая концертов Свердловской филармонии:

Понятный город: как зелёные инженеры возвращают природу в Новосибирск

Парками Новосибирска теперь управляет отдельное муниципальное подразделение. В городе создали специальную дирекцию. Задача амбициозная: кардинально улучшить старые места отдыха в тени деревьев и создать новые. Чем централизованное управление парками лучше прежнего и почему было важно к нему прийти, разбирались «Новосибирские новости».

Научный подход

С самого начала работы перед действующей администрацией Новосибирска встала серьёзная задача — привести в порядок парки. В наследство достались обшарпанные бордюры и потрескавшийся асфальт набережной, летние кафе с пивом и шансоном, старые скрипучие аттракционы, чахнущая растительность.

В это же время в Москве создали пример для подражания — реконструировали парк Горького. Получилось прекрасное место — со всей столицы едут туда отдыхать.

В Новосибирске провели глобальное исследование. Собрали мнения горожан, оценили транспортную доступность парков, состояние деревьев в них. Изучили опыт других российских городов.

Мы исследовали опыт 35 городов страны, в том числе опыт Москвы и Казани, где уже были созданы единые дирекции парков», — рассказывала на пресс-конференции заместитель мэра Новосибирска Анна Терешкова.


В результате разработали концепцию развития зон отдыха — «Зелёный Новосибирск». Пришли к выводу: нужно менять саму организационную структуру ухода за парками. Заниматься этим важно централизованно, а финансировать работу — из городского бюджета.

До этого парки имели разные организационно-правовые формы. У некоторых был статус муниципальных унитарных предприятий: они сами зарабатывали деньги и в итоге, по словам Анны Терешковой, превратились в «мини-барахолки».

Первый шаг к созданию единой дирекции мэрия сделала в 2019 году. Тогда в одно юридическое лицо объединили Центральный парк, Берёзовую рощу и Сад Дзержинского. Осенью 2020 года власти города анонсировали дальнейшее слияние парков. Все 11 получили единое управление.

IMG_0179_cr(1).jpg

Новая структура

Единую дирекцию возглавила Евгения Вторушина, до этого руководившая парком «Михайловская набережная». Управленческая структура включает несколько блоков.

Технический блок отвечает за работу аттракционов, коммунальных структур, безопасность сотрудников и посетителей.

Финансовый блок контролирует денежные операции и потоки — как бюджетные, так и коммерческие. Сюда же включили отдел по работе с госзакупками.

В отдельный блок вошли культурно-досуговый отдел и отдел развития. Первый сопровождает мероприятия на территории парков, второй отвечает за благоустройство, высадку деревьев и цветов, размещение детских площадок и других объектов для посетителей.

«Все финансовые, юридические и технические вопросы будут разрабатываться и „спускаться“ из дирекции. Главная задача директоров парков — содержание зелёных зон», — пояснила Евгения Вторушина.

У руководителя дирекции — два заместителя: один отвечает за парки на правом берегу, другой — на левом. Этими заместителями стали соответственно Дарья Нарыжникова — директор Заельцовского парка и Игорь Долозов — руководитель Бугринской рощи.

NET_3709_cr(1).jpg

На правом берегу расположены шесть парков: Михайловская набережная, Первомайский, Заельцовский, Центральный парки, Берёзовая роща и Сосновый бор.

«Здесь очень большой упор нам нужно будет делать в этом году на соблюдение технического регламента и приведение аттракционов в презентабельный вид. В этом направлении дирекция начинает работу», — рассказала заместитель руководителя Дарья Нарыжникова.

На левом берегу находятся парки Кирова, «У моря Обского», Затулинский дисперсный парк и Бугринская роща. Ещё один парк появится у строящейся ледовой арены — он станет началом большой рекреационной зоны.

В минувшее воскресенье исполнилось 90 лет, как в Москве открылся парк культуры и отдыха, будущий ЦПКиО им. Горького. Его задачу в протоколе об учреждении обозначили как «вести широкую политико-воспитательную и культурно-просветительскую работу среди трудящихся, быть организатором их досуга». С открытием работы по оснащению и развитию инфраструктуры парка не закончились: позже на территории установили аттракционы, оформили Пушкинскую набережную, открыли Зеленый театр, построили главный вход и т. д. В 1990-е большая часть архитектурного и скульптурного наследия парка приходит в упадок, а сам парк становится местом отнюдь не культурного отдыха, самым расхожим примером которого стало празднование Дня ВДВ.

Современная история парка начинается в апреле 2011 г. Тогдашний директор парка Сергей Капков превращает его в одно из первых «европейских» мест в городе – с современным ландшафтным дизайном, WiFi, цивилизованными кафе. Общая стоимость благоустройства первоначально оценивалась в $1 млрд, но могла достигнуть и $2 млрд, писали российские СМИ. В буквальном смысле расчистив пространство для парка нового времени (на его территории было демонтировано около 100 аттракционов и незаконных объектов, бесхозных построек, палаток, рекламных конструкций), Капков уже осенью 2011 г. уходит на повышение – министром культуры в правительство Москвы. Реконструкция парка продолжалась, но его директора долго не задерживались. Марина Люльчук, которая возглавила Парк Горького в октябре 2016 г., а до этого три года руководила Мосгорпарком, стала четвертым директором за пять лет.

– До прихода в Парк Горького я занималась развитием всех парков Москвы – тех, которые относились к департаменту культуры. Пришла руководить дирекцией Мосгорпарка в 2013 г., мы реализовывали развитие общественных пространств. В 2016 г. я поняла, что в Мосгорпарке сделала достаточно много и задачи, которые перед нами были поставлены мэром, мы выполнили. А задачи были какого характера – подготовить концепцию для парковых территорий, обустроить их и привести в порядок, разработать финансовую модель, чтобы дальше парки могли жить, сами зарабатывать и окупаться. Соответственно, это было сделано, и я в какой-то момент решила, что уже себя исчерпала в этом и хочу заниматься не только стратегией, а именно локально что-то сделать. В Мосгорпарке мы делали очень много, но у каждого парка есть свой директор, и, с одной стороны, ты получаешь много положительных эмоций, но при этом такого, что ты сам напрямую что-то сделал, нет. Поэтому я думала, что хочу уйти в Парк Горького. Но это решение тоже пришло не сразу. Сначала думала, что мне нужна передышка, потому что то, как мы работали с 13-го по 16-й, – просто жили на работе. И я Александру Владимировичу Кибовскому [руководителю департамента культуры Москвы] сказала, что планирую уходить, даже пока я не знаю, где себя вижу. Естественно, он очень сильно удивился, не готов был к этому, потому что я всегда работаю, знаете, как в последний раз, стараюсь по крайней мере. Но потом мы все-таки приняли решение, что я перехожу в Парк Горького. И в октябре 2016 г. я была назначена.

– Для него было важно, чтобы парк оставался таким же модным и креативным, каким он был с 2011 г. Это основной посыл.

– Конечно, я прекрасно понимала, что в любом случае будут сравнивать. Всегда сравнивают с твоими предшественниками, это абсолютно нормально. Но могу сказать, что коллеги, которые работали до меня, правда сделали очень много, была проделана колоссальнейшая работа. Я уверена и знаю, что и Сергей Капков, Ольга Захарова, Елена Тюняева так же жили на работе, полностью выкладывались.

– Я к этому спокойно отношусь. Не могу сказать, что хочу казаться и стать суперпубличным человеком, все должно быть в меру. Моя основная задача на должности директора – это создать и сохранить то, что здесь уже было, и чтобы сотрудники парка, которые тоже работают на выдох, в том же состоянии и работали. Это самая главная задача. А медийность уже второе, в пределах разумного.

Марина Люльчук

– В принципе, нет, мы все свободные люди.

– Да, это на самом деле можно отнести к понижению. Но мы с вами понимаем, что Парк Горького, хотя он входит в дирекцию Мосгорпарка, отдельное огромное учреждение. Эмоционально я абсолютно спокойно к этому относилась. Для меня самое главное, чтобы мне было комфортно.

– Нет, зарплата была такая же, как сейчас в Парке Горького.

– Вы считаете, что это быстро?

– Я не могу сказать, что это быстро. Я в Хамовниках работала с 2006 г., потом работала в Тропареве-Никулине. Я считаю, что я шла постепенно, с низов, понимая, как все работает на земле. А не так, что раз – и стала руководителем, нет. Я просто работала много. И я всегда люблю свою работу, если я ее не буду любить, я не смогу работать, ни за что.

– Здесь больше деталей, очень много операционной работы. Там [было] все более масштабно; серьезнейшая структура, которая занимается всеми парками, мы разрабатывали концепции, бизнес-планы. Это вообще жизнь другая. С нуля были созданы Садовники, Сиреневый сад, Гончаровский парк. Один из самых крупных моих проектов – Олимпийская деревня, это была территория заброшенная: в 1980-м олимпийцы тренировались, а потом все забросили, там был не пустырь, конечно, но тем не менее даже освещения не было. И так во всех других парках. Вопрос не только в финансах. Парк сам по себе не живет, нельзя его сделать и оставить, нужно постоянно что-то генерить, чтобы он жил: мероприятия, лекции, спектр услуг.

– Мы работали с теми площадками, которые раньше были парками, поэтому, когда готовили техническое задание для архитекторов, перед этим изучали всю предысторию: что там было, что бы хотели люди там увидеть. Например, танцевальная площадка. В 1980-е и 1970-е люди любили ходить в парк танцевать, было так заведено. Но потом это все было утрачено, и мы восстанавливали танцевальные площадки, именно зная о том, что здесь живут люди, которые любят сюда приходить, бабушки, дедушки, которые танцуют десятки лет. Вот по такому принципу мы шли. Восстанавливали шахматные клубы, делали коворкинги, т. е. исходили из того, что здесь может быть нужно.

– Это мы тоже проходили. Первым был Парк Горького, дальше то же самое по всем территориям. Было поручение мэра, что нужно развивать парки не только в центре, но и на окраине Москвы, потому что многие люди не хотят ехать в центр. Было очень много незаконных построек – скажем, аттракционы вообще непонятно у кого в управлении, парки даже не зарабатывали толком деньги. Во всяком случае, бюджет города их не видел. Например, когда мэр дал поручение проводить реконструкцию в Парке Горького, парк зарабатывал, может быть, в пределах 100 млн [руб.]. А потом начался большой прирост, потому что все, что есть в парке коммерческого, приносит доход. Сейчас это все идет во внебюджет.

«Присоединять больше нечего»

– Да, у парка есть рамочная концепция развития до 2020 г., мы работаем по ней. Если говорить о том, что сделано за время моей работы, – мы стараемся по максимуму восстановить объекты. Восстановили Ажурную беседку, обновили анфиладу главного входа. Сам вход был отреставрирован в 2015 г., в этом году мы закончили циркумференции – два исторических кассовых павильона, расположенных по бокам от арки главного входа. В помещениях специалисты полностью восстановили планировку. По оставшимся оригинальным образцам был воссоздан интерьер кассовых павильонов – лепные карнизы и розетки под люстры, а также сами светильники, выполненные из бронзы. В главных залах павильонов восстановили дубовый паркет. Если увидеть, как это все было заброшено.

Далее. Сделали ландшафтный парк, в этом году начинается реконструкция капитального здания, которое в 90-е было рестораном «Медвежонок», планируем сделать там спортивный центр. Потом сделаем ванный домик, тоже довольно известный объект. В октябре начнется работа по восстановлению домика графа Орлова и ванного домика у Екатерининского пруда – в нем разместится чайная. Планируется реставрация бывшего ресторана «Кавказ», полностью убитого, но очень красивого здания.

На следующий год мы приступим к работам по восстановлению Померанцевских оранжерей. В свое время почти все цветы, которые высаживали в парке, были оттуда. Сейчас, конечно, нам это невыгодно, мы только часть выращиваем, а большую часть нам выгоднее закупить. Но тем не менее мы восстанавливаем оранжереи. Какую-то часть, которая была совсем в аварийном состоянии и не являлась объектом охраны, объектом культурного наследия, мы снесли. Вычистили территорию, оставили основную оранжерею и те, которые к ней прилегают. Это серьезный объект, будет очень красиво. Еще мы в этом году совместно с Nike открыли спортивный центр, который будет работать круглогодично, это было необходимо. Летом много всего, а вот зимой парк чуть-чуть затихает. Да, работает каток, но этого недостаточно, у нас есть свой спортивный центр, но он не может всех вместить. Поэтому мы и открыли МКС – Московский спортивный комплекс, – в котором люди смогут получать услуги круглый год, и они все будут абсолютно бесплатными.

К нашему юбилею откроем большую детскую площадку, которая находится между первым и вторым гардеробом. Там когда-то было поле, а потом временное здание музея «Гараж». Мы сделали концепцию, вчера даже обсуждали – может, будем ее заявлять как самую крупную в России или даже в Европе. Она даже не детская – скорее игровая, от 0 и до 99 лет. Там есть зоны, которые рассчитаны на подростков.

– Мы все уже присоединили. Воробьевы горы у нас, Музеон тоже. Всё, присоединять больше нечего. По концепции – да, по большому счету все сделано, остались только локальные работы. Когда закончим крупные объекты, которые я вам перечисляла, будем работать над программами. Может, над созданием новых объектов, если это потребуется. А так до 2020 г. все реконструкции и реставрации мы должны закончить.

В 2020 г. должны приступить к реконструкции Пушкинской набережной. Что-то будем делать на большой площади на входе, пока мы в раздумьях.

«Стараемся выходить на самоокупаемость»

– Парк Горького за 2017 г. заработал, именно заработал, 820–830 млн руб. Доход приносят арендаторы, экскурсии, проведение спонсорских мероприятий, каток зимой, прокаты. Часть этих денег уходит на заработную плату, на налоги, содержание территории и т. д. Какую-то часть этих денег мы вкладываем в развитие. Каждый год ставим планку, что должны заработать на 10% больше, чем в предыдущем году, но, конечно же, через несколько лет наступит финансовый предел. Теперь что касается финансирования. Департамент культуры нас финансирует по государственному заданию. Госзадание – это тоже зарплата, содержание территории.

– 500 млн. И плюс город нас финансирует на развитие: ремонт, капитальный ремонт, реставрация – это все целевая субсидия, которую дает город. Из своих денег берем на содержание, на зарплаты (у нас штат большой, зарплаты большие), охрану, видеонаблюдение. И какую-то часть берем на развитие инфраструктуры. На общегородские мероприятия, которые мы проводим, часть денег дает город, часть берем из своего внебюджета. Стараемся потихонечку выходить на самоокупаемость, чтобы к моменту, когда мы закончим все объекты и у нас не будет целевой субсидии, мы уже сами себя окупали.

9 дней про 90 лет

Празднование 90-летия Парка Горького открылось выставкой «Парк Горького: Фабрика счастливых людей» в Московском музее современного искусства, к этой же дате выпущена книга об истории парка по всем территориям (Музеон, партер, Нескучный сад, Воробьевы горы) с редкими фотографиями, часть из которых ранее не публиковалась.
В самом парке с 25 августа по 2 сентября пройдет юбилейный фестиваль. Церемония открытия фестиваля начнется в 20.30 на Голицынском пруду. Главным музыкальным событием церемонии станет выступление оперной певицы Анны Аглатовой. На островке, где раньше традиционно проходили танцы, соорудят понтоны в виде цифры 90 (1680 кв. м), на которые будут проецировать фотодокументы, там же покажут театральное звуковое шоу, в течение которого гости смогут прожить всю историю парка: 30-е, 50-е и т. д. После посетители смогут пройтись по всем понтонам и подойти к каждой сцене. Это шоу будет проходить 25 и 26 августа.
В течение недели гости парка станут участниками программ тематических дней: искусства, музыки, спорта, знаний, добра и театра. Одним из действующих лиц фестиваля станет лауреат «Золотой маски» Антон Адасинский. Вместе со своим театром Derevo, базирующимся в немецком Дрездене, актер, режиссер и хореограф представит световой пластический спектакль. Гостей также ждет аудиоперформанс на Воробьевых горах: зрители в наушниках исследуют городское пространство и «услышат» все, что происходит вокруг – в квартирах близлежащих домов, на набережной и на станции метро. Еще одним участником фестиваля будет петербургский «Упсала-цирк», артисты которого – дети с особенностями развития.
На закрытии фестиваля 2 сентября выступят Муся Тотибадзе, On The Go, Луна и Нене Черри. В 22.00 праздник завершится салютом на Пушкинской набережной.

– Мне сложно прокомментировать, что она имела в виду, но пока, к сожалению, полностью мы себя не окупаем, нам приходится все равно брать субсидию у города.

– Сложно стратегически говорить, но я думаю, что 900 млн, максимум 1 млрд, больше просто невозможно. Можно, конечно, расставить торговые точки на каждом шагу и с этого получать доход, мы это не делаем только для того, чтобы было комфортно гулять, чтобы парк не превратился в рынок. Лучше мы недозаработаем.

– Что касается общепита, мы работаем по 26-му постановлению правительства Москвы [от 3.02.2011 «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»]. В свое время все точки выбирали, концептуально решая, чтобы было качественно и модно. И с момента реконструкции эти же арендаторы и работают. К счастью, не произошло ни одного ЧП, отравления и т. д., что тоже показатель.

– Только Устричный бар закрылся. К сожалению, один сезон только проработали, потом наступил кризис – и все. Но владелец остался тот же, там теперь «Жаровня».

Читайте также: