Как высшее образование влияет на трудоустройство

Опубликовано: 17.09.2024

Если вы планируете поступать в бакалавриат, магистратуру или на программу MBA в зарубежном вузе, то важно знать, почему диплом может и будет работать на ваше будущее. Об этом рассказывает выпускник Гарварда и генеральный директор компании Crimson Education Джейми Битон.

Диплом признанного международного университета способен открывать перед его обладателями многие двери, поскольку наличие степени в топовом вузе дает ряд конкурентных преимуществ при трудоустройстве. Однако только наличия диплома недостаточно – не менее важно то, как вы учились и выстраивали связи внутри кампуса.

В США к успеваемости и академическим достижениям относятся крайне серьезно. Единственный показатель, который напрямую отражает ваши шансы устроиться на работу, скажем, на Уолл-Стрит или в топовые технологические компании – это показатель GPA (Graduating Point Average).

GPA – это средний бал, складывающийся из среднего арифметического всех оценок, которые вы получаете на экзаменах, и это самый большой показатель вашего успеха. Высокий GPA – обязательное условие для трудоустройства во многих компаниях, и к нему предъявляют высокие требования, поскольку люди убеждены, что высокий GPA заставляет непрерывно достигать хороших показателей: каждый семестр каждого года на протяжении всего периода обучения. Он говорит о том, что вы последовательны, организованны, дотошны и мотивированы. Все эти качества демонстрируют в людях постоянство и надежность – именно те качества, которые хочет видеть работодатель.

Студенты, которые получают оценки хаотично: от A (отлично) до D (неудовлетворительно), выглядят менее благонадежными и не производят впечатления людей последовательных, в то время как для многих позиций требуется непрерывность и стабильность. Поэтому на такие позиции слишком рискованно брать кого-то, кто ассоциируется с непостоянством.

Говоря о влиянии на трудоустройство, первое, о чем стоит упомянуть – это то, что диплом признанного зарубежного университета позволяет вам больше зарабатывать. На это есть две основные причины:

Во-первых, большинство мировых компаний вроде Facebook, Goldman Sachs, McKinsey & Company нанимают персонал прямо из кампусов топовых университетов. Компании такого уровня не будут рекрутировать людей из большинства других университетов, так что вы получаете особый доступ к вакансиям, которого нет у других. Как правило, работа в таких местах и оплачивается в среднем выше.

Во-вторых, это навыки, которые студенты развивают как во время традиционных классов, так и на внеклассных занятиях. Навыки, формирующиеся в университете, востребованы на рабочем месте, они помогают выпускникам достигать более высоких результатов, а значит, быть более конкурентоспособными на рынке.

Если приводить конкретные данные, то вот интересный пример такого влияния:

В университетах вроде Гарварда или Йеля около 45% кампуса для продолжения карьеры выбирает одну из трех сфер: финансовую, консалтинговую или технологическую, поскольку эти индустрии остаются ведущими для молодых специалистов, а также являются самыми высокооплачиваемыми.

Так, например, один из наших менторов, работающий в Facebook, имел стартовую зарплату порядка 120 000 долларов в год. Стартовые зарплаты выпускников в мировых консалтинговых фирмах, вроде McKinsey & Company или BCG начинаются с отметки 100 000 долларов в год. В этих индустриях люди получают самые высокие зарплаты, и попасть в них без степени топового вуза крайне сложно.

На самом деле, людей с профессиональным опытом в мире куда больше, чем тех, кто обладает конкурентным академическим опытом. Намного больше людей, которые работают, скажем, в финансовом секторе на протяжении 3 лет, не имея диплома топового вуза. В целом, любой профессиональный опыт ценен, если вы стремитесь к успеху, но время, проведенное в признанных мировых университетах, дает вам куда больше преимуществ.

Диплом Гарварда, Уортонской школы или Калифорнийского университета позволят вам попасть в круг фирм и компаний, в которые сложно попасть «со стороны» вне зависимости от того, сколько лет профессионального опыта у вас за плечами.

Еще один нюанс – многие фирмы из конкурентных индустрий, как скажем, финансовая, достаточно иерархичны. Такие компании всегда отстаивают свою репутацию, поэтому очень важно, чтобы ваш первый профессиональный опыт был получен в компании достаточно высокого уровня. Степень университета позволяет вам не только выйти на конкурентный рынок труда, но и сразу занять более прямую траекторию для дальнейшего карьерного роста. Таким образом, диплом университета – это ваш трамплин на старте карьеры.

Сейчас на российском рынке труда работодатели придают немного значения оценкам и успеваемости студентов. Профессиональный опыт выпускников, а также их связи с определенным кругом людей ценятся больше, чем академические достижения. Нетворкинг в США также невероятно важен, поскольку наработанные связи чаще всего помогают найти первую работу и способствуют закреплению на рабочем месте. Однако эти связи становятся дополнением к вашим навыкам и достижениям, а не решающим фактором при трудоустройстве.

Тем не менее, нельзя не отметить того, что по мере развития экономики в России, сложившиеся паттерны вокруг значимости образования, как в случае США, начинают превалировать. В целом, мы видим, что люди с дипломом зарубежного университета, особенно топовых университетов США и Великобритании, более успешны на рынке труда в России.

Но даже если вы не собираетесь искать работу, а планируете вести свой бизнес, стоит обратить внимание на то, какие преимущества даст вам диплом международного университета. Многие начинающие предприниматели открывают бизнес в России с целью выйти на международный рынок. Наличие университетской степени в американском университете в 6-7 раз повышает вероятность того, что вы сможете привлечь капитал для развития российской компании, чем если бы вы имели аналогичную степень в местном вузе. Мир становится более сфокусированным на образовании, так что для налаживания бизнеса с зарубежными партнерами очень важно, чтобы в вашей автобиографии были такие вещи, которые помогут создать целостную картину о вашей роли в компании, ее позиционирование и вашем опыте.

Академические достижения характеризуют вас совершенно определенным образом в глазах зарубежных партнеров. Как правило, наличие степени международного университета становится залогом доверия к вам, а именно это доверие почти всегда оказывается определяющим.

Главная задача любого государства – это экономический рост. Экономический рост может быть осуществлен только за счет передовых технологий, накопления человеческого капитала, то есть перехода к экономике знаний. Принадлежность страны к современной мировой цивилизации определяется многими факторами, в том числе уровнем развития науки и техники и качеством образования.

Провозглашение курса РФ на модернизацию и перевод экономики на инновационный путь развития требует повышения качества человеческого капитала, уровень которого непосредственно зависит от уровня образованности граждан. Ключевая роль в повышении качества человеческого капитала отводится высшему профессиональному образованию – социальному институту, ответственному за наследование, накопление и воспроизводство профессиональных теоретических и практических знаний, умений и навыков [4; 6].

Переход РФ к рыночной экономике сопровождался рядом отрицательных последствий в сфере высшего образования. К ним относятся ухудшение материально-технического обеспечения учебного процесса и прогрессирующий износ основных фондов вузов, кризис вузовской науки, прежде всего в области фундаментальных наук, снижение престижа научно-педагогической работы.

Главная причина – проблемы финансирования высшего образования, которые, в свою очередь, обусловлены, с одной стороны, введением элементов рыночных отношений в сферу образования, а с другой – снижением доли бюджетного финансирования. Отсутствие достаточного бюджетного финансирования привело к необходимости привлечения внебюджетных средств, то есть к фактической коммерциализации высшего образования.

Приоритетность высшего образования на сегодняшний день обусловлена многими объективными причинами, которые были обобщены и представлены в виде схемы, отображенной на рис. 1.

Модернизация экономики в РФ требует новой инновационной модели высшего профессионального образования в соответствии с приоритетами государственной политики в данной сфере. Государственная политика в области образования в современных условиях направлена на решение острейших проблем качества и доступности образования, повышение социального статуса работников образования, интеграцию науки и образования, повышение эффективности вкладываемых в образование средств.

Проблем в области высшего профессионального образования много, но очевидно, что все они тесно взаимосвязаны и имеют системный характер. Поэтому можно выделить основные проблемы, которые, в свою очередь, влекут за собой все остальные. Основные проблемы высшего профессионального образования представлены на рис. 2.

Для того чтобы высшая школа могла претендовать на значимую роль в мировом образовательном процессе, необходимо в первую очередь произвести модернизацию высшего образования в направлении, связанном с более тесной и жесткой ориентацией на потребности рынка труда. Это предполагает не только повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, но и диверсификацию источников финансирования высшей школы.


Рис. 1. Причины, обусловливающие приоритетный статус высшего образования


Рис. 2. Система основных проблем в сфере высшего профессионального образования

Перспективы развития российского образования после 2010 г. раскрываются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям рынка труда. Реализация данной цели предполагает решение нескольких приоритетных задач: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструмента социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [2].

Основными условиями устойчивого развития страны являются наиболее полное использование государством труда как ресурса производства, а также активная деятельность по борьбе с безработицей [3; 8; 9]. Для решения данных задач можно выделить два основных направления [1; 7], которые представлены на рис. 3.

Потребность в современных человеческих ресурсах на рынке труда осуществимо только при устойчивом развитии системы высшего профессионального образования и формировании оптимального механизма её финансирования. Речь идет только о высшем профессиональном образовании, поскольку инновационная экономика основана на знаниях и требует прежде всего работников с высшим образованием.


Рис. 3. Основные направления в решении проблем трудоустройства выпускников вузов

Главное требование к системе высшего образования в современных условиях – приведение её уровня в соответствие с потребностями современного рынка труда. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений во многом зависит от качества полученного ими образования. К показателям оценки качества образования, в частности, относятся удельный вес выпускников, окончивших высшие учебные заведения и работающих по полученной специальности в течение трех лет, и степень продвижения выпускников по служебной лестнице. Для этого в высших учебных заведениях должна быть отлажена система мониторинговых исследований, позволяющая определить степень трудоустройства выпускников по специальности, полученной в вузе, просмотреть их карьерный рост в целях выявления профессиональных просчетов в системе подготовки кадров образовательных учреждений. Как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., в области развития человеческого потенциала необходим переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам, внедрение инновационных технологий в образовании [2].

Система высшего профессионального образования и рынок труда являются двумя значимыми факторами формирования человеческого капитала. На рис. 4 отображена схема воздействия системы высшего профессионального образования и рынка труда как двух факторов человеческого капитала.


Противоречия (6, 7) Факторы (1, 2) Взаимосвязи (3, 4, 5)

1, 2 - На формирование человеческого капитала оказывают влияние такие факторы, как система высшего профессионального образования и рынок труда.

3 - ВПО позволяет приобрести необходимый запас знаний, который может использоваться в трудовой деятельности, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, оказывает благоприятное влияние на условия труда.

4 - Уровень и качество ВПО населения во многом определяет модернизацию экономики страны.

5 - Рынок труда определяет направление развития системы ВПО.

6 - Процесс формирования человеческого капитала сталкивается с необходимостью разрешения противоречия, возникающего из-за несовпадения экономических интересов работника (собственника человеческого капитала) и работодателя (потребителя человеческого капитала). Противоречие заключается в дисбалансе спроса и предложения специалистов на рынке труда.

7 - Несовпадение экономических интересов индивидов - носителей человеческого капитала и работодателей - получателей дохода за счет экономии на заработной плате и привлечения работников низкой квалификации, что противоречит потребностям модернизации экономики, которая нуждается в привлечении специалистов высокого уровня квалификации и представителей рабочих профессий.

Рис. 4. Факторы формирования человеческого капитала

Одним из ключевых факторов, влияющих на формирование человеческого капитала, является уровень развития образования, потому что оно позволяет приобрести значительный запас знаний, который может оптимально использоваться в трудовой деятельности. Высшее образование позволяет быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, оказывает благоприятное влияние на условия труда. Уровень и качество образования способствуют модернизации экономики. Другим фактором, влияющим на формирование человеческого капитала, является состояние рынка труда. Фактически рынок труда определяет направление развития системы образования [5, с. 153].

Таким образом, качество результатов обучения складывается из востребованности выпускников при современных запросах рынка труда, уровня сформированных итоговых компетенций молодых специалистов, а также их удовлетворенности результатами обучения для успешного ведения профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Шеломенцев А. Г., д.э.н., профессор, заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем, Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург.

Дорошенко С.В., д.э.н., доцент, ведущий специалист отдела развития региональных социально-экономических систем, Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург.

Какие дипломы нравятся работодателям?

Стоите на пороге студенческой жизни или выбираете программу обучения? Знаем, какие сомнения вас терзают: важен ли диплом? Какие из них дают профессиональные гарантии? Смотрят ли при приеме на работу дополнительные «корочки»? Разбираемся по порядку.

Содержание

Нужен или нет? Да!

Компания HeadHunter провела опрос среди нанимателей и получила любопытный результат. Более 87% работодателей смотрят на специализацию диплома и сверяют с вакансией. При этом! Если соискатель обладает опытом в направлении без соответствующего документа, то 78% скорее примут на работу, чем откажут.

Какие виды документов об образовании бывают:

  • аттестат об основном общем образовании;
  • аттестат о среднем общем образовании;
  • диплом о среднем профессиональном образовании;
  • диплом о высшем образовании;
  • диплом об ученой степени;
  • диплом о переподготовке на уровне СПО и на уровне ВО;
  • удостоверение о повышении квалификации;
  • европейское приложение к диплому Diploma Supplement;
  • диплом МВА;
  • диплом ВВА.

Рассмотрим каждый по-отдельности: что это такое, куда устроиться, как влияет на зарплату.

Аттестат об основном общем образовании

Что это такое. Документ о неполном среднем образовании выдают после 9 классов – после успешной сдачи общего государственного экзамена в школе.


Аттестат об основом общем

Где работать. Как бы ни звучало, но устроиться на работу с таким аттестатом в кармане не сложно. Фасовщик, промоутер, помощник воспитателя в саду, грузчик, подсобный рабочий или ученик на предприятии – можно трудиться, как только переступили порог школы.

Зарплата. От 5000 рублей. Как несовершеннолетний, вы не можете трудиться полный рабочий день. Низкая оплата и непрестижность не должны вас смущать на данном этапе. Зрите в корень! Что нужно, чтобы продвинуться по карьерной лестнице? Достаточно ли пройти курсы или нужна более высокая ступень?

Аттестат о среднем общем образовании

Что это такое. Этот документ в народе называют «аттестат зрелости» и выдается по окончании средней школы – после 11 классов, лицея.

Аттестат о среднем общем

Аттестат о среднем общем

Где работать. Сфера трудоустройства та же – обслуживание: консультант в магазин, парикмахер, помощник в любых сферах, грузчик, курьер, охранник, официант, сборщик мебели, разнорабочий, диспетчер.

Зарплата. Как совершеннолетний вы имеете право трудиться полный рабочий день. Оплата здесь разношерстная: официант от 20 тысяч рублей, грузчик – от 15, подработка водителем от 10, курьер от 5. Прожить и построить карьеру с аттестатом зрелости проблематично, если только вы не фанат занятия, для которого не нужно получать специальные знания в учебных заведениях.

Диплом о среднем профессиональном образовании

Что это такое. Его вручают после техникумов, колледжей, училищ. В учебных заведениях на 1 курсе экстерном проходят 2 года школьной программы, а оставшееся обучение отводится изучению основ специальности.

Диплом о среднем профессиональном

Диплом о среднем профессиональном

Где работать. Цель СПО – подготовить специалиста среднего звена. С дипломом среднего профессионального парни спокойно могут устраиваться дальнобойщиком, в мастерскую авто или бытовой техники, электриком, плотником, токарем, мастером отделочных работ. Девушки – продавцом, кассиром, хостес, секретарем, помощником воспитателя, инспектором в полиции, операционистом в банк. Вариантов – масса.

Зарплата. На этой ступени средняя оплата труда – 50 тысяч.

Диплом о высшем образовании

Что это такое. Официальный документ, который подтверждает, что соискатель освоил профессиональную программу и получил соответствующую квалификацию.

Диплом о высшем

Диплом о высшем образовании

    подразумевает, что выпускник изучил базовые знания по профильным дисциплинам.
  1. Диплом специалитета говорит о том, что с третьего курса студенты переходят к более узкому и глубокому изучению программ. Специалисты могут поступать в аспирантуру, бакалавры – нет. получают на базе бакалавриата, т.е. бакалавриаты прокачивают свои знания до уровня специалитета.

Где работать. Бакалавры спокойно могут искать работу по специальности. Продвижение по карьерной лестнице и руководящие должности бакалавриата не достаточно – придется окончить магистратуру.

Диплом об ученой степени

Что это такое. Научная степень присваивается после защиты диссертации – работа должна содержать запатентованные изобретения или нестандартные решения проблем.


Диплом об ученой степени

Где работать. Диплом кандидата наук и доктора наук получают выпускники аспирантуры и докторантуры соответственно. Уровень знаний дает право назначаться на высокие руководящие должности, преподавать в вузе или заниматься наукой.

Зарплата. Каким спросом пользуются доктора и кандидаты наук на рынке труда? HeadHunter отмечает, что специалистов такого уровня немного и все они сосредоточены в сферах науки, образования, консультирования, медицины, высшем управлении. Тот же HH отмечает, что более 60% опрошенных с научной степенью нашли достойную работу, получили повышение в должности или зарплате.

Сотрудники НИУ Высшей Школы Экономики провели исследование и выяснили, что разница в зарплате бакалавра и магистра составляет 30%. А проект Trud.com посчитал среднюю зарплату кандидатов наук по России за 2019-го – она составила 74 тысячи рублей.

Диплом о переподготовке на уровне СПО и на уровне ВО

Что это такое. Это программа допобразования и способ освоить новую профессию на базе средне-специального и высшего. Переподготовка предполагает конкретный курс с узким набором предметов, т. е. целенаправленное изучение профиля и специфики.


Диплом о профессиональной переподготовке

Профпереподготовка приравнивается ко второму высшему, если (!) документ государственного образца.

Где работать и Зарплата. По окончании устраивайтесь по специальности, которая прописана в документе. Переподготовка позволяет быстро отвечать на изменения рынка труда, выбирать и обучаться востребованным и оплачиваемым профессиям.

Удостоверение о повышении квалификации

Что это такое. Удостоверение гарантирует присвоение квалификации по итогам обучения, которое направлено на углубление знаний по своей специальности. Программа относится к допобразованию, но пройти ее возможно лишь по своей специальности. Т.е. арматурщик не повысит разряд по профилю «Строитель» без соответствующего диплома.

Диплом о переподготовке

Удостоверение о повышении квалификации

Где работать. Вы можете продолжать работать в своей организации или начать поиск новой – УПК будет конкурентным преимуществом при найме на новое место.

Зарплата. Повышение квалификации претендует на новую должность, повышение зарплаты – в некоторых организациях на 10%.

Европейское приложение к диплому Diploma Supplement

Что это такое. Это международный документ об образовании на английском языке, который прилагается к диплому. Его разработали в Европе для взаимного признания документов о высшем образовании странами-участницами Болонского процесса.

Diploma Supplement

Diploma Supplement

Где работать и Зарплата. Приложение упрощает процесс признания диплома или обеспечивают его законность в стране-участнице Болонского процесса. Diploma Supplement – документ, понятный для иностранного нанимателя. Он способствует трудоустроиться в иностранную компанию, участвовать в грантах, продолжить обучаться в зарубежном вузе.

Четыре учебных заведения, с которыми мы работаем в VUZ24, выдают DS:

Диплом МВА

Что это такое. Master of Business Administration или мастер делового администрирования – это программа обучения управлению и степень, которая присуждается при вручении диплома. Курс рассчитан на 2-4 года и предъявляет серьезные требования к желающим:

  • высшее образование;
  • опыт практической работы от 3-х лет;
  • успешное прохождение вступительного испытания.

Нюанс: получение образования по программе МВА в России в среднем стоит 500 тысяч рублей.

Диплом ВВА

Что это такое. Bachelor of business administration или бакалавр бизнес-администрирования – англоязычная программа образования студентов управлению, маркетингу, финансам. Технология обучения основана на разработках МВА. Курс длится 4 года. По окончании выдается диплом британского образца. Обучение проходит на базе среднего специального образования и выше.


MBA

Где работать и Зарплата. Документ со степенью бакалавра делового администрирования признан во всех странах. Это ваше конкурентное преимущество в поиске работы в России и за границей.

Послесловие

Без диплома прожить можно. После школы можно работать и не вспоминать про обучение в средне-профессиональных или высших учебных заведениях. Но если планы амбициозные: строить карьеру, заниматься своим делом, ни от кого не зависеть и зарабатывать, то без профильных знаний и навыков не обойтись. Растите профессионально – от ступени к ступени:

  • ищите первые рабочие места после школы или техникума и получайте образование вместе с нами дистанционно в вузах России и Беларуси;
  • проходите курсы повышения квалификации и становитесь ценнее в глазах начальника;
  • не бойтесь менять профессию и соответствуйте рынку труда осваивайте программы переподготовки;
  • открывайте мир высоких руководящих должностей с магистерским образованием или ученой степени, программами МВА.

© «vuz24.ru», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Какие специальности самые востребованные на рынке труда России в 2020-2021?

Начинаем учебный год-2020 с новыми специальностями: IT, бизнес-информатика, коммерция

Вопросы и ответы

Приведем в пример юридическое образование. С дипломом бакалавра вашей специальностью будет юриспруденция, т.е. вы в целом подкованы в законодательстве. На специалитете студент получает узкий профиль – судебная экспертиза. В первом случае вы сопровождаете клиента в суде, во втором – проводите судебные экспертизы.

Не всегда. Работник может пойти на проф.обучение, не потому что надо, а для себя – для повышения конкурентоспособности своих навыков и знаний.

Это один из мифов о средне-профессиональном образовании. Примерно 42% школьников поступают в техникумы и колледжи после 9х классов школы.

Фото с сайта samolet.media
Фото с сайта samolet. media

Нужно ли сегодня высшее образование, чтобы получить хорошую должность? Смотрят ли дипломы соискателей при приеме на работу и, если да, — на что обращают внимание? Мы задали эти вопросы консультанту по поиску топ-менеджеров и автору блога о карьере Арине Егоровой. Вот ее мнение.

— За всю практику мне пока ни разу не попадался кандидат на позицию директора или вице-президента без высшего образования. Современное поколение топ-менеджеров — это люди в среднем возраста 38−48 лет, то есть так называемое поколение X.

Арина Егорова
Арина Егорова
Консультант по поиску топ-менеджеров и автор блога о карьере

Другой вопрос, что часто их образование не соответствует специальности. Эти люди застали момент, когда в 1990-ых годах плановая экономика резко встала на капиталистические рельсы. Им нужно было быстро адаптироваться к новым реалиям: куда пойти, когда стране ты резко стал не нужен; где взять деньги. Отсюда лингвисты и историки, которые нашли свое применение в HR, инженеры, пришедшие в маркетинг, и так далее.

Поколение Y, так называемые миллениалы, которым только предстоит занять топ-менеджерские позиции, относятся к своей карьере и высшему образованию, в целом, иначе. Они поступают в вуз, но не получают удовольствия от процесса, без сожаления бросают его и пробуют другое.

Фото с сайта tv.ru

Фото с сайта tv.ru

Они не застали момента, когда нужно было стиснуть зубы и делать то, что не нравится, как поступали наши родители, чтобы прокормить семьи. Для них в этом нет смысла. Поэтому сейчас появляется все больше молодых людей, которые не заканчивают университетов.

В эпоху бума онлайн-образования и доступности любой информации миллениалы образовываются самостоятельно. Парадоксально, но их навыки зачастую куда более прикладные нежели те, что даются в вузах. В каких университетах учат продакт -менеджменту, крипте или дип -машин- лернингу ?

Тренд на отсутствие высшего образования лучше всего прослеживается среди разработчиков, веб-дизайнеров, предпринимателей. Мне известно довольно много случаев, когда люди без корочки попадали в хороший стартап с миллионными инвестициями. Для стартапов — это нормальная история, потому что их делают как раз миллениалы. Получается, 28-летнему основателю проекта все равно, есть ли у 23-летнего претендента высшее образование или нет, если тот бог дизайна или веб-аналитики.

В более классических индустриях, например, в стратегическом консалтинге или в FMCG все еще высоко ценятся ребята из лучших национальных и международных вузов. Устроиться в хорошую компанию без высшего образования, на мой взгляд, будет проблематично.

Смотрят ли ваш диплом

Рекрутеры чаще всего смотрят исключительно на вуз. МГИМО, МГУ, СПбГУ и еще несколько российских университетов из первой десятки всегда в тренде. В целом, даже неважно, бакалавриат или магистратуру вы окончили в топовом вузе.

Очень ценят зарубежное образование. Если вы успели поучиться в Гарварде, Стэнфорде, в Йеле или другом университете из «Лиги плюща» (или проходили там даже недельные курсы) — это большой плюс, особенно если вы хотите работать в международной корпорации.

Фото с сайта robots.uz

Фото с сайта robots.uz

Например, если вы маркетолог и окончили Школу управления Kellogg (США), то серьезный работодатель это отметит. Если вы HR и прошли курсы в INSEAD (французская бизнес-школа и исследовательский институт) — то вы наверняка крутой специалист.

Для каждой специализации и функции есть свой фетиш, который для многих работодателей срабатывает, как хороший триггер.

Проверяет ли работодатель дипломы? Был в моей практике забавный случай. Приходит классный кандидат с крутым опытом и образованием. Собираем рекомендации от предыдущих коллег — все прекрасно: мощный лидер, хороший управленец, грамотный стратег. И так бы все прекрасно и закончилось, если бы не коварная случайность.

Кандидат указал, что получал MBA в Стэнфорде в 2008—2009 году. По невероятному стечению обстоятельств (прямо как в сериале «Форс-можоры», ей богу) в этом же году проходил ту же MBA программу один из вице-президентов компании-работодателя. Он, заностальгировав по своей учебе в США, стал расспрашивать нашего кандидата, а помнит ли он такого-то преподавателя, а вот этого парня с потока и т.д.

В общем, оказалось, что кандидат наш никогда в Стэнфорде не учился и просто придумал себе в резюме эту красивую строчку. Ну, вы поняли, чем дело закончилось.

Мораль: в 99% случаев ваш диплом не проверяют. Однако от попадания в 1% «счастливчиков» вы тоже не застрахованы. Так что лучше все же не врать на бумаге.

4 категории студентов, у которых нет шансов найти работу после окончания вуза

Представления о том, что студенты после вуза никому не нужны, «без опыта не берут», в университете ничему не учат – вечные. Но давайте поговорим о другой стороне проблемы – самом студенте. Может, с ним что-то не так?

Какие ошибки делают студенты при поиске работы?

Завышенные ожидания по заработной плате

  • Факт: по данным опросов, студенты в Москве рассчитывают получать не менее 70 тысяч рублей при устройстве на первую работу.
  • Мнение эксперта:«Молодой человек, который рассчитывает на 70 тысяч, 100 тысяч рублей и выше, наверное, должен жить в вакууме. Потому что если зайти на любой «работный» сайт или просто поспрашивать, сколько получают знакомые, друзья, соседи и родственники, то такой цифры просто не возникнет», — говорит руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru Ирина Святицкая.

Поиск работы после получения диплома

  • Факт: 56% студентов ответили, что не смогли найти работу из-за отсутствия опыта работы.
  • Голая правда: если раньше искать работу после 5 курса вуза было нормой, то сейчас ждать диплома не рекомендуется. Крупные компании охотно отбирают талантливых студентов после 3 курса. Бывает, что уже после 1 курса фирмы, сотрудничающие с университетами, присматриваются к студентам.

Надежда на красный диплом

  • В действительности: Большей части работодателей не интересен ни цвет диплома, ни оценки по предметам. Собеседование и тестирования дают полное понимание того, как человек учился, что знает и умеет.

Где получить опыт?

  • Факт: компании часто отказываются брать студентов без опыта работы даже на стажировку.
  • Что делать: искать первую работу в 21-22 года будет сложно, так что желательно получить хотя бы небольшой опыт по специальности до получения диплома – пройти практику, стажировку, поработать на летних каникулах.

4 типа «вечных» студентов с плохими шансами найти работу

Лентяй обыкновенный

Распространённый вид с полным отсутствием мотивации к учёбе. Типичное поведение – прогул лекций, игнорирование учебного процесса, в результате чего трудности на сессии. В редких случаях на экзаменах лентяй раскрывает свой потенциал, проявляет харизму и сообразительность. Чаще всего этот вид не вникает в профессию и не думает о будущем. Результат прозаичен: без навыков, знаний и опыта сталкивается с трудностями в поиске работы, хотя, что мешает сильнее – привычная лень искать или скудная подготовка – вопрос спорный.

Зубр немотивированный

Мужские особи встречаются редко. Этот вид ходит на лекции и семинары, зубрит материал и хорошо сдаёт экзамены. Он делает всё, что ему скажут родители — своих же мыслей о будущем не имеет. Его цель – учёба ради учёбы. После четырёх лет оказывается, что студент не знает ничего о реальной жизни и не понимает, чего он хочет.

Студент прилежный

Этой категории более всего подходит описание «вечный студент». Студент прилежный прекрасно чувствует себя в стенах вуза, ему нравится всё – профессия, преподаватели и сам учебный процесс. В результате обучение затягивается: это вид может учиться по 10-12 лет и потом, при удачном стечении обстоятельств, остаться работать на кафедре.

Особи с синдромом отличника

Особи с синдромом отличника, или ботаны, в погоне за высокими оценками по всем предметам живут в парадигме «пятёрки = похвала, двойки = наказание». Изо всех сил они стремятся поддерживать статус отличника и ждут, что работодатели примут их с распростёртыми объятиями. Но этого не происходит – на практике никому не интересен цвет диплома или заученные определения ненужных терминов.

Как же выглядит перспективный студент? Хорошие шансы найти работу у тех, кто думает о карьере заранее, понимает ценность практического опыта и не зацикливается на зубрёжке!

Читайте также: