Какая зарплата у пилота пассажирского самолета в белоруссии

Опубликовано: 17.09.2024

Работа пилота в сознании обычного человека - это небо, полёты и романтика. Однако в реальности это опасный и тяжёлый труд. Который очень неплохо оплачивается.

Сегодня “Умный журнал” посмотрит на просторы бывшего СССР и постарается узнать - что же пришло на смену советской романтике и презрению к деньгам? Как чувствуют себя труженики неба в России, Казахстане, Украине и других странах? И где труд лётчиков оплачивается лучше всего?

Почему российские лётчики бегут в Китай

История российской авиации последних лет крутится вокруг оттока ведущих пилотов за границу. Именно с этим связывают недавние новости: ведущая авиакомпания РФ “ Аэрофлот ” подняла своему лётному составу зарплату на 38%. Для командиров воздушных судов (КВС) максимальная зарплата увеличилась с 470 000 рублей в месяц до 650 000 рублей в месяц , сообщал Anews. Также авиакомпания предлагает единоразовые выплаты в размере 650 000 для КВС и 350 000 для вторых пилотов тем, кто вернулся после увольнения - при условии, что отработал вне компании не менее трёх лет.

Впрочем, лётчики довольно скептически относятся к подобной мере. Обозначенный размер зарплаты включает в себя все надбавки и премии в течение года и может быть достигнут только при достижении предельного показателя лётных часов - 90 в месяц. Реальная же зарплата, как правило, значительно меньше.

Но летчики бегут за границу не только из-за денег. В 2015 году развалилась крупнейшая частная российская авиакомпания - “Трансаэро”. Оставшись без работы дома, специалисты были вынуждены искать варианты за границей - тут-то и подвернулся быстро растущий китайский рынок авиаперевозок. Вскоре об этой возможности узнали другие: к августу 2017 года за границу уехали 700 из приблизительно 3 500 российских КВС, подсчитала “Русская служба BBC”.

Один из таких лётчиков, работающий в Китае Игорь Сулим, рассказывает:

“Сравнивать обеспечение полетов в Китае и России, думаю, нет смысла. По сравнению с нами они в космосе. Если честно, в последнее время я всё больше сомневаюсь, что мы сможем их догнать.

Разницу видно во всём: в состоянии самолетов, в отношении к персоналу, в вопросах безопасности, организации труда и отдыха летного состава… Если у нас такой лозунг, как “Наш приоритет — ваша безопасность” только декларируется, у них он имеет статус закона.

​ Простой пример: если у вас время отдыха на 10 минут меньше нормативного, то следующий полёт в обязательном порядке отменяется. Иначе компания может быть оштрафована на десятки, если не сотни тысяч долларов. В России всё обстоит иначе. В большинстве случаев тебя просят проявить лояльность, взять ответственность на себя, пойти на нарушение с целью обеспечения выполнения рейса. Кто-то соглашается, кто-то отказывается, но это встречается повсеместно”.

По слухам, российские власти пытались ограничить отток лётчиков административными методами. Например, они отказывались, ссылаясь на секретность, подтверждать лицензии, или пытались договориться с китайцами не рассматривать российские кандидатуры. Но, похоже, сейчас уже речь идёт только о повышении зарплат.

Кроме “Аэрофлота”, другие перевозчики не слишком стремятся раскрывать свои цифры. Тем не менее, известно, что авиакомпания “ Победа ” подняла предельную зарплату для своих КВС до 600 000 рублей в месяц, а для вторых пилотов - до 240 000 рублей . Один из пилотов частной авиакомпании незадолго до заявления “Аэрофлота” рассказывал, что за 80 часов налёта получал на руки порядка 200 000 рублей . Молодым выпускникам же приходится устраиваться на куда более скромные условия - пилотами самолётов малой авиации. Они выполняют мелкие грузовые и пассажирские перевозки, спасательные, сельскохозяйственные, пожарные и другие работы. Их зарплата редко превышает 60 000 рублей . Правда, из-за последних событий отрасль, возможно, ожидает средний рост доходов в районе тех же 38%.

Белоруссия, Украина и Казахстан. Монополии и разруха

Что касается других стран бывшего СССР, то здесь проблем ещё больше. Даже в традиционно благополучной Прибалтике за последнее десятилетие неоднократно банкротились ведущие авиакомпании: в 2009 году прекратила существование литовская FlyLal, а в 2015-м - эстонская Estonian Air.

Крупные авиакомпании в странах СНГ - это, как правило, монополисты, почти полностью контролирующие, как минимум, рынок регулярных пассажирских рейсов.

В Белоруссии такой компанией является “ Белавиа ”. В прошлом году командир авиационного отряда компании Олег Салтовский рассказывал, что КВС зарабатывают до 5 000 долларов в месяц (около 280 000 рублей ), вторые пилоты - вдвое меньше.

С информацией о зарплате в главном авиаперевозчике Казахстана Air Astana в 2016 году вышла почти детективная история. Сначала глава комитета гражданской авиации Казахстана Бекен Сейдахметов сказал, что КВС компании зарабатывают около 10 000 долларов в месяц ( 560 000 рублей ), а вторые пилоты - 6950 долларов или 388 000 рублей .

После этого пилоты Air Astanaнаписали открытое письмо, где говорили, что после разглашения размера зарплат опасаются за себя и свои семьи. Кроме того, они утверждали, что цифры “завышены, как минимум, в 3-4 раза” . Сейдахметов, в свою очередь, отметил, что никаких конкретных цифр не называл, а просто сказал, что зарплата хорошая.

По другой информации, средний доход пилота в Казахстане - около 990 000 тенге или 175 000 рублей в месяц .

Что касается Украины, то здесь также называются разные цифры. Где-то говорится о 67 000 гривен в месяц ( около 139 000 рублей ), где-то - о 3 500 - 5 000 долларов ( 196 000 - 280 000 рублей ). Главная авиакомпания страны “Международные Авиалинии Украины” зарплаты не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну.

Но зарплата - не главная проблема авиаиндустрии Украины. В стране в принципе крайне сложно устроиться по специальности.

Один из бывших студентов Национального авиационного университета в Киеве рассказывает:

“У нас в Украине, как правило, учатся за свой счёт — это, в общем, может обойтись от 30 до 40 тысяч долларов. Такого нет ни в России, ни в Казахстане. Нам никто не покрывает затраты. Я отучился тут, и что? Работы для меня нет!”

Многим, получившим профильное образование, приходится в итоге устраиваться в иностранные компании стюардессами и стюардами . Подобные наборы среди украинцев ежегодно проводит, например, авиакомпания из Катара Qatar Airways , обещая зарплату около 1 000 долларов или 56 000 рублей .

А что за границей? США, Германия и Китай

Если говорить о лидерах мирового рынка, то здесь нельзя не вернуться к китайцам. Индустрия Поднебесной растёт колоссальными темпами - в 2016 году местными авиалиниями воспользовалось порядка 488 миллионов человек. Бурное развитие и большая потребность в квалифицированных кадрах не могут не провоцировать роста заработной платы. Так, крупнейшая китайская компания China Southern предлагает пилотам от 26 000 до 29 000 долларов в месяц ( от 1 450 000 рублей до 1 610 000 рублей ).

Еще одна авиакомпания Поднебесной Chengdu Airlines предлагает 25 000 долларов в месяц , причём берёт на себя налоги. Кроме того, ведущим пилотам гарантируется бонус в размере 36 000 долларов ( около 2 миллионов рублей ) при выполнении трехлётнего контракта. При этом норма лётных часов в месяц составляет всего 50, а не стандартные 80-100.

Но лидерство в зарплатах пилотов всё-таки продолжают удерживать западные страны. Самым щедрым в мире работодателем является крупнейшая европейская авиакомпания - немецкая Lufthansa . Опытный и заслуженный КВС может зарабатывать в ней те же 36 000 долларов , что и в Китае, но не в качестве бонуса, а в месяц.

Следом идут ведущие фирмы из США. Авиакомпания United Airlines устанавливает максимальное вознаграждение в 33 000 долларов или 1 845 000 рублей в месяц . Совсем немного отстаёт перевозчик под брендом Delta Air Lines . Они платят 32 000 долларов в месяц .

А вот у ещё одного известнейшего участника рынка - французской фирмы Air France - дела идут не так хорошо. В 2016 году авиакомпании пришлось сократить расходы, и теперь она не может предложить своим пилотам больше “жалких” 26 000 долларов в месяц .

Фото: ТАСС

Страны Европейского союза запретят белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство европейских стран, заявил глава Евросовета Шарль Мишель по итогам саммита (прошел вечером 24 мая), на котором обсуждался инцидент с посадкой самолета Ryanair в Минске. Накануне, 23 мая, судно авиакомпании, совершавшее рейс из Афин в Вильнюс, было вынуждено изменить курс и совершить посадку в Белоруссии из-за сообщения о бомбе на борту. Информация об этой угрозе не подтвердилась, но посадка самолета обернулась задержанием одного из его пассажиров — сооснователя признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича.


«Саммит поручает Совету ЕС принять необходимые меры для запрета белорусским перевозчикам полетов в воздушном пространстве Евросоюза и закрыть доступ в аэропорты [государств] ЕС для рейсов, которые осуществляются такими авиакомпаниями», — говорится в итоговом заявлении. Это решение пока не вступает в силу, оно должно быть согласовано и утверждено в Совете ЕС на уровне министров.

Одним из первых, на инцидент в Минске отреагировало правительство Литвы — оно уже запретило местным аэропортам принимать и отправлять рейсы, маршруты которых проходят над территорией Белоруссии. Крупнейшей белорусской государственной авиакомпании «Белавиа» пришлось приостановить полеты в эту страну. Авиакомпания airBaltic, крупнейший по числу пассажиров перевозчик в странах Балтии, отказалась как от рейсов в Минск, так и от полетов через Белоруссию. О решении временно приостановить полеты над территорией Белоруссии также сообщили в голландской авиакомпании KLM.

К запрету присоединились политики США и Великобритании. Украина также рассмотрит вопрос приостановки авиасообщения с Белоруссией, заявил ее президент Владимир Зеленский.

РБК разбирался, какие последствия ждут белорусские предприятия, если обсуждаемые запреты станут реальностью.

Роман Протасевич

Сколько Белоруссия зарабатывает на авиатранзите

Из-за прекращения полетов в воздушном пространстве Белоруссии пострадает национальный провайдер аэронавигационных услуг — госпредприятие «Белаэронавигация». До пандемии его диспетчеры обслуживали около 300 тыс. полетов в год. Последние годы этот показатель рос из-за желания авиакомпаний облетать восток Украины после трагедии с самолетом Malaysia Airlines, который был сбит ракетой из системы ПВО «Бук М1» в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года.

Все грузовые рейсы из Ближнего Востока в США пролегают через воздушное пространство Белоруссии, из Европы в Китай — тоже, добавляет гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. По его оценке, «Белаэронавигация» в последние годы до пандемии могла зарабатывать до $50–70 млн ежегодно, предоставляя диспетчерское обслуживание зарубежным авиакомпаниям. По его оценке, в целом вклад авиационной отрасли в ВВП этой страны составляет 2–3%. РБК направил запросы в «Белаэронавигацию» и аэропорт Минска.


Как устроен бизнес «Белавиа»

Последние годы гражданская авиация Белоруссии ориентируется на развитие и обслуживание международных направлений, так как из-за небольших размеров страны в ней практически нет внутренних рейсов. «Белавиа», чей парк состоит из 31 самолета, включая самые современные Boeing 737 MAX и Embraer E195-E2, реализует модель транзитного перевозчика уже несколько лет. Толчком для этого стало закрытие прямого авиасообщения между Россией и Украиной в конце 2015 года. Если в 2015 году доля трансферных пассажиров на регулярных рейсах «Белавиа» составляла 34%, то по итогам 2017 года — уже 49%. Его основная часть (83,3%) приходилась как раз на рейсы между Россией и Украиной, следует из отчетности «Белавиа».

Воздушный транспорт Белоруссии в целом и «Белавиа» в частности в последние годы, до пандемии COVID-19, находился на подъеме, отмечает Ланецкий. В 2020 году и сейчас рейсы «Белавиа» порой остаются единственной возможностью для путешествия жителей Европы между странами. Несмотря на коронавирусные ограничения, авиакомпания не останавливала полностью полеты, отмечает эксперт. Но из-за пандемии «Белавиа» закончила прошлый год с чистым убытком в размере 92 млн белорусских рублей (около 2,7 млрд руб.) против прибыли по итогам 2019 года в размере 68 млн белорусских рублей (2 млрд руб.).

Фото:Василий Федосенко / Reuters

«Если «Белавиа» закроют полеты в Евросоюз и к этому запрету присоединится Украина, это будет сильный удар для бизнеса авиакомпании», — считает Ланецкий. По его словам, перевозчику будет крайне сложно переориентироваться на другие направления, в том числе на Россию, из-за жестких межправительственных соглашений. РБК направил запрос в пресс-службу «Белавиа». Российские авиакомпании не стали прекращать полеты через Белоруссию. «Полеты российских авиакомпаний в Белоруссию и через ее воздушное пространство осуществляются в штатном режиме в рамках имеющихся договоренностей на основе двустороннего соглашения о воздушном сообщении», — сообщили РБК в пресс-службе Росавиации.

Пандемия также сделала аэропорт Минска одним из крупнейших хабов в Восточной Европе. Самыми популярными направлениями у пассажиров аэропорта были Киев, Стамбул, Амстердам, Париж и Варшава. По данным Friendly Avia Support, «Белавиа» до пандемии выполняла в минском аэропорту большинство рейсов — свыше 70% (сейчас даже больше). На российские авиакомпании приходилось около 20% рейсов, примерно 10% рейсов выполняли европейские авиакомпании. Поэтому уход европейских компаний не станет большой потерей для Минска, как сокращение полетов «Белавиа», рассуждает Ланецкий.

Хаб для россиян

Многие российские туристы стали использовать Белоруссию в качестве транзитного хаба после запрета полетов в Грузию, Украину, Египет, а недавно и в Турцию. Сразу после введения ограничений на полеты на турецкие курорты в апреле 2021 года из-за роста числа случаев заболевания коронавирусом резко вырос интерес к полетам в Турцию из Белоруссии, отмечает представитель сервиса поиска билетов Aviasales Янис Дзенис: пользователи начали искать для себя альтернативные маршруты. Билеты из Минска в Стамбул стоят от 14 тыс. руб., никаких ограничений для россиян нет, главное — добраться до аэропорта Минска, указывает он.

Белоруссия входит в топ-10 популярных направлений на Ozon.Travel в январе—апреле 2021 года, добавляет гендиректор сервиса Михаил Осин. В 70% бронирований Минск является конечной точкой назначения. Что касается пересадок в республике, то чаще всего дальнейший маршрут россиян подразумевает перелеты на Украину (16% от всех бронирований с пересадкой в 2021 году). Также с пересадкой в Минске выбирают путешествия в Грузию и Казахстан — 8 и 3% соответственно.

У российских туроператоров нет программ на выездном направлении, в которых задействована перевозка на курорты через Минск, этим хабом пользуются для поездок за рубеж только самостоятельные туристы, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Есть ли у инцидента с Ryanair судебные перспективы

Сразу после инцидента с вынужденной посадкой самолета Ryanair, летевшего по маршруту Афины — Вильнюс, Международная организация гражданской авиации (ICAO) заявила, что «серьезно обеспокоена» ситуацией, которая может противоречить Чикагской конвенции. Этот договор, который Белоруссия подписала в 1993 году, устанавливает основные принципы работы международной авиации, включая правила пролета над территорией стран-участниц.

Фото:Виктор Драчев / ТАСС

Теоретически Ирландия, где зарегистрирована Ryanair, или Литва, куда летел лайнер, могут обратиться в Международный суд ООН в Гааге, но тот в лучшем случае просто установит факт нарушения Чикагской конвенции, считает управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. По его мнению, у пассажиров этого самолета нет оснований требования какой-либо компенсации от Белоруссии. Чикагская конвенция исходит из добросовестности государств-участников, а основным принципом современного воздушного права является безопасность международной гражданской авиации. «Поэтому требовать компенсации формально не за что: пока не доказано иное, Белоруссия заботилась о жизнях пассажиров рейса Ryanair», — объясняет юрист.

На практике никак не доказать, что ситуация с вынужденной посадкой в Минске была сконструирована для достижения политических целей — для задержания журналиста оппозиционного издания Романа Протасевича, добавляет директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов. Одного сообщения о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту, указывает он.

Пассажиры рейса могут предъявить требования компенсации за задержку самой авиакомпании, замечает Аксаментов. По 261-му регламенту ЕС компенсация выдается в случае отмены рейса или длительной задержки, тем более рейс был из Афин в Вильнюс, а обе страны — члены Евросоюза. Но, по его мнению, Ryanair, скорее всего, не будет ничего выплачивать. Пассажирам надо будет идти в суд, где компания легко докажет, что задержка произошла не по ее вине.

Все произошедшее, конечно, выглядит как специальная операция, в результате которой белорусские спецслужбы задержали одного из самых разыскиваемых лиц.

Все произошедшее, конечно, выглядит как специальная операция, в результате которой белорусские спецслужбы задержали одного из самых разыскиваемых лиц.

1. Что произошло?

В самолете авиакомпании Ryanair, летевшем из Афин в Вильнюс в минувшее воскресенье, взорвалась информационная бомба. Находясь в воздушном пространстве Белоруссии экипаж от минского диспетчера получил информацию о террористической угрозе на борту.

«После того, как командир гражданского судна принял решение осуществить посадку на запасном аэродроме и развернул самолет в направлении Минска, было принято решение и поднят в воздух дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Барановичи, - пояснил начальник Главного штаба – первого замкомандующего ВВС и ПВО Андрей Гурцевич. - Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и, в случае необходимости, оказать помощь гражданскому судну осуществить безопасную посадку».

Как летел самолет компании Ryanair.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Одному из пассажиров изменение курса пришлось явно не по душе. По словам очевидцев, он взывал к бортпроводникам, говорил, что ему нельзя садиться в Минске, он беженец и в Белоруссии ему грозит смертная казнь.

«После внезапного маневра самолета один парень запаниковал, схватился за голову. Нас всех четверых вывели, собаки все наши вещи обнюхали. Этого парня отвели в сторону, его вещи выбросили на взлетно-посадочную полосу. Мы спросили его, что происходит. Он сказал, кто он, и добавил: «Меня здесь казнят». Он был уже спокойнее, но дрожал. Рядом с ним все время стоял офицер, и вскоре военные его просто вывели», - рассказал один из пассажиров.

Речь об основателе рупора белорусской оппозиции – телеграм-канала Nexta – Романе Протасевиче.

По данным белорусских СМИ, сообщение о минировании самолета пришло на электронный адрес минского аэропорта. Хотя кажется странным, что информация об ирландском самолете, летящем из Афин в Вильнюс, приходит в столицу Белоруссии.

Официально Минск уверяет, что решение о посадке экипаж принимал самостоятельно. В подтверждение этому местное ТВ публикует радиообмен, в котором диспетчер спрашивает, чья рекомендация садиться в Минске – авиакомпании, аэропортов вылета или прилета? На что пилоты отвечают: «Это наша рекомендация». Впрочем, в сюжете канадского канала CBC News в этом же эпизоде роли распределены с точностью до наоборот – «это наша рекомендация» говорит диспетчер.

В самолете авиакомпании Ryanair, летевшем из Афин в Вильнюс в минувшее воскресенье, взорвалась информационная бомба.

2. Спецоперация или акт государственного терроризма?

Все произошедшее, конечно, выглядит как специальная операция, в результате которой белорусские спецслужбы задержали одного из самых разыскиваемых лиц. Причем воспользовались они наработками соседей. Помните, как летом прошлого года в Минске были задержаны 33 гражданина России, часть из которых воевала в Донбассе? Они собирались вылетать в Стамбул, а украинские спецслужбы планировали посадить самолет на своей территории. Для этого на борту должен был быть подсадной, который имитировал бы либо внезапно возникшие проблемы со здоровьем, либо террористическую угрозу. Этот сценарий, похоже, и реализовали успешно белорусы, хотя официально этого никогда не признают.

Однако тем, кто сейчас громче всех кричит о «государственном терроризме», полезно будет вспомнить о прецедентах.

В 2012 году Турецкие истребители принудили приземлиться на своей территории сирийский пассажирский самолет, летевший из Москвы в Дамаск. Анкара подозревала, что лайнер перевозит оружие. После обыска спецслужбы изъяли некое оборудование «двойного назначения», после чего лайнер продолжил путь.

В 2013 году летевшего из Москвы домой президента Боливии Эво Моралеса вынудили сесть в Австрии - Франция, Португалия и Испания закрыли для него свое воздушное пространство. Западные спецслужбы предполагали, что на борту Моралеса находился Эдвард Сноуден.

В 2016 год под угрозой применения боевой авиации в Киеве был посажен самолет «Белавиа». Украинцы сняли с рейса российского политолога Армена Мартиросяна, которого считали идейным вдохновителем Антимайдана. Однако после допроса отпустили его.

Не лишним будет вспомнить, как США фактически выкрали и осудили на гигантские сроки бизнесмена Виктора Бута и летчика Константина Ярошенко. Можно по-разному относиться к Лукашенко, но он не сделал ничего нового, чего бы до него не проворачивали представители «цивилизованного сообщества».

3. Кто такой Роман Протасевич?

До того, как покинул Белоруссию, молодой оппозиционер много лет участвовал в акциях протеста, состоял в националистическом «Молодом фронте», работал журналистом в различных СМИ. В 2019 году выехал в Польшу и попросил политического убежища.

В Варшаве Протасевич стал главным редактором сетки телеграм-каналов Nexta, созданной Степаном Путило. Именно эти ресурсы стали основным координирующим инструментом антиправительственных выступлений в прошлом году.

Одному из пассажиров изменение курса пришлось явно не по душе.

Некоторые телеграм-каналы сообщили, что летом 2014 года Роман Протасевич выехал на Украину для участия в боевых действиях в Донбассе на стороне сил АТО, якобы вступив в батальон «Азов» и даже дослужившись до заместителя командира 2-ой ударно-штурмовой роты. Однако в открытых источниках никакого подтверждения этой информации нет. В интервью Юрию Дудю Протасевич рассказывал, что ездил на Майдан, а позже год провел в зоне АТО в качестве журналиста-фрилансера.

К слову, по выдвинутым ранее обвинениям блогеру, вопреки его опасениям, смертная казнь не грозит. Его подозревают в возбуждении социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности (до 12 лет), организации массовых беспорядков (до 15 лет), организации групповых действии , грубо нарушающих общественный порядок — максимальная санкция до 3 лет.

Вечером 24 мая в СМИ появился видеоролик из СИЗО в Минске. Роман Протасеич на камеру признался в организации массовых беспорядков и заявил, что "продолжает сотрудничать со следствием".

4. Кем является спутница блогера?

Вместе с Протасевичем с рейса была снята его подруга София Сапега. Известно, что она – гражданка России, училась в Вильнюсе в Европейском гуманитарном университете по программе «Международное право и право Европейского Союза».

Вместе с Протасевичем с рейса была снята его подруга София Сапега.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

«Возвращаясь из отпуска с молодым человеком, София ждала предстоящей защиты кандидатской диссертации в Вильнюсе. Учителя и одноклассники утверждают, что София отличается высокой успеваемостью и неоспоримой репутацией в сообществе ЕГУ», - говорится на сайте учебного заведения.

С Романом Протасевичем она познакомилась около полугода назад. По свидетельствам знакомых, политикой не увлекалась.

В Сети также появлялась информация о том, что в Минске с рейса сошли четыре гражданина России. Однако авиакомпания эти сведения не подтвердила. Подобные вбросы больше похожи на попытку притянуть Россию к этому скандалу, обвинив в пособничестве «государственному терроризму».

5. Чем это грозит Белоруссии?

Реакция Запада предсказуема: Лукашенко осудили все. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что инцидент «поставил под угрозу жизни более 120 пассажиров», подчеркнув, что среди них были и граждане США. Европарламент назвал инцидент «государственным терроризмом». Десятка полтора стран призвали отпустить Протасевича и наложить на Белоруссию новые санкции.

Чаще всего звучат предложения закрыть воздушное пространство страны для пролета гражданских судов. Латвийская авиакомпания в понедельник уже совершила два рейса в обход Белоруссии. Такая мера вряд ли сильно ударит по Минску. После трагедии с малазийским «Боингом» в Донбассе, Украину стараются облетать большинство авиакомпаний мира, из-за чего на онлайн-сервисах отслеживания рейсов она выглядит слепым пятном. Но Киев по этому поводу не особо переживает.

Находясь в воздушном пространстве Белоруссии экипаж от минского диспетчера получил информацию о террористической угрозе на борту.

Есть и более радикальные инициативы – исключить Белоруссию из Международной организации гражданской авиации. Что автоматически лишит страну возможности летать над странами-участницами Организации. Звучат и призывы просто запретить самолетам «Белавиа» садиться в аэропортах Евросоюза. Учитывая, что Минск для Европы не является ни важным транспортным хабом, ни туристической Меккой, ни крупным поставщиком туристов, Белоруссии вполне могут устроить воздушную блокаду.

Довольно высокая цена за одного оппозиционера, какие бы секреты он сейчас ни начал выдавать. Все они могут быть рассчитаны только на внутреннюю аудиторию. Запад же любой компромат будет отметать как выбитые под пытками показания. Что грозит и другими экономическими санкциями.

МНЕНИЕ

Кончились протесты, но не аресты

Хотя в Беларуси уже полгода нет массовых демонстраций и беспорядков, силовики, похоже, только входят во вкус. Аресты продолжаются. Сейчас в белорусских СИЗО находятся 405 человек (тех, кого правозащитники называют политзаключенными).

В их числе - бывший редактор «Комсомольской правды в Беларуси», руководитель местного «Пресс-клуба» Юлия Слуцкая, которую арестовали «за налоговые преступления» вместе с ее командой в конце прошлого года. По нашим данным, никаких следственных действий не проводится, до сих пор нет налоговой проверки (хотя по закону она должна быть в течение месяца). Да и «ущерб», который насчитало следствие, давно погашен родственниками. Бывшего редактора «Комсомолки» держат в тяжелых условиях, вероятно, из мести за журналистскую работу. Иначе объяснить историю с белорусским «Пресс-клубом» трудно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

За Минск ответит Москва: Европа собирается наказать Россию за инцидент с самолетом Rayanair

Под угрозой наши газопроводы и фуры с транзитом (подробности)

Задержание основателя Nexta в Белоруссии: Почему на самом деле Минск посадил самолет с Романом Протасевичем

Анатолий Гусаров: Безусловно. Национальная компания «Белавиа» — это составляющая часть всей авиакомпаний Республики Беларусь.

Передовая составляющая? Можно вас назвать флагманом гражданской авиации в Беларуси?

Анатолий Гусаров: Конечно, нам приятно, если нас будут так называть.

Сколько сегодня самолетов в составе «Белавиа»?

Анатолий Гусаров: Национальная компания «Белавиа» практически завершила модернизацию флота. Сегодня мы оперируем в основном самолетами западного производства, современными. Это Boeing и канадские самолеты Bombardier. В ближайшие дни мы намерены подписать контракт с одной из американских лизинговых компаний на приобретение двух новых самолетов, восьмидесятиместных, — Embraer-175.

Это бразильские самолеты.

Анатолий Гусаров: Да, бразильские самолеты. Это новые самолеты. Они будут со стапелей завода-изготовителя. Мы планируем их получить в сентябре, а второй самолет — в октябре следующего года.

Вот у вас в составе, по-народному говоря, иномарки в основном. А ведь раньше говорили, что советские самолеты самые лучшие в мире. Врали или просто сейчас российские и украинские конструкторы отстали от западных коллег?

Анатолий Гусаров: Не врали. Самолеты во времена Советского Союза действительно были надежные. И уровень их эксплуатации был очень высокий. Сегодня, к сожалению, по своим техническим характеристикам, комфорту для пассажиров - это все устаревшие модели самолетов. Авиапромышленность России и Украины не в состоянии предложить необходимое количество новых самолетов, поэтому все авиакомпании стран СНГ, и «Белавиа» в том числе, перешли на приобретение, освоение и эксплуатацию самолетов Boeing, Airbus и самолетов других производителей.

Насколько эти самолеты надежнее «Ту-54»? Я понимаю, что они старые. Но насколько иностранные самолеты надежнее сегодня?

Анатолий Гусаров: Вы знаете, все самолеты надежные. И конструкторская мысль, которая заложена в производство любого типа самолета, обеспечивает при соответствующем, грамотном подходе безопасную эксплуатацию любого типа самолета. Но очень важно, самая главная составляющая — это профессиональный уровень летного состава, где сегодня, к сожалению, выявляется наибольшее количество недостатков, и подготовка технического персонала для того, чтобы обеспечение летной годности каждого конкретного самолета обеспечивалось на высоком и необходимом уровне.

Грамотная эксплуатация. Да, это хорошо. Сегодня «Белавиа» не внушает такого доверия как Lufthansa, к сожалению, но не вызывает таких беспокойств как российские авиакомпании. Или Польша, как мы видим в последние дни, стала беспокоить: то самолет на брюхо посадили вот на днях, то стекло в пилотской кабине треснуло.

Анатолий Гусаров: К сожалению, неисправности случаются. И какие-то непредвиденные ситуации могут быть в любом полете. Вероятность хотя и очень низкая, но она всегда такой и остается. И задача авиакомпании, задача летного персонала – быть готовыми к любой неgредвиденной ситуации. И сегодня «Белавиа» не жалеет, я Вам должен сказать, финансовых средств на то, чтобы наши летчики были подготовлены на очень высоком уровне. И без лишней скромности это действительно так. Сегодня белорусского пилота Национальной авиакомпании «Белавиа» могут взять и берут на работу во все авиакомпании, российские, европейские.

И это плохо для вас?

Анатолий Гусаров: Для нас это плохо. Для нас это плохо, но это говорит о высоком уровне. Чтобы люди не уходили, мы сегодня стараемся очень существенно поднять заработную плату летного состава, чтобы опытные, подготовленные летчики оставались работать у нас в Беларуси, у нас в «Белавиа».

А помните, была песня «Летчик высоко летает, много денег получает». А сколько сегодня получает белорусский пилот?

Анатолий Гусаров: По белорусским меркам это очень высокая зарплата. Мы сегодня платим порядка 50 миллионов белорусских рублей, и считаем, что этого недостаточно, и работаем над тем, чтобы в ближайшие месяц — два еще более повышать заработную плату, чтобы она соответствовала заработной плате летного состава в России, в европейских странах. Тогда, еще раз повторюсь, наиболее подготовленные или все наши пилоты будут работать у нас в Беларуси.

Пусть хоть сто платят, главное, чтобы пассажир чувствовал себя спокойно, но и билет при этом не вырос в цене.

Анатолий Гусаров: Уровень заработной платы не очень влияет на стоимость билета. На стоимость билета влияет стоимость авиационного топлива. Она, к сожалению, растет, но мы на протяжении длительного периода не повышаем тарифы. И сегодня, может быть, предвидя Ваш вопрос о лоу-кост-компаниях, «Белавиа» разрабатывает, перенимая опыт передовых европейских авиакомпаний, гибридную модель, совмещающую преимущества работе лоу-кост-компаний и классические методы обычных, стандартных авиакомпаний, классических перевозчиков.

Надо объяснить, что это бюджетные авиакомпании.

Анатолий Гусаров: Низкобюджетные.

Да, низкобюджетные компании. В связи с какими-то экономическими проблемами, с недостатком валюты многие белорусские пассажиры все чаще стали пользоваться услугами low-cost. Из Вильнюса, из Варшавы. Надо туда доехать, но из одного европейского города можно долететь не за 600 евро, а за 200 или за 100. Ваш гибрид насколько снизит цену на билет?

Анатолий Гусаров: Гибридная модель предполагает наличие билетов на все рейсы по низким ценам. Это будет, скажем, и 100, то есть мы говорим о Европе, и 200 евро, и 300, и 400. Все будет зависеть от конкретного рейса. Но сегмент или спектр предлагаемых тарифов будет очень широким. Но сами авиакомпании low-cost… Как показывает сейчас практика в России, одна авиакомпания обанкротилась («Авианова»), сейчас останавливается Skywest, то есть очень сложно.

Мы знаем, что в России она могла обанкротиться, потому что ее просто закрыли, задавили.

Анатолий Гусаров: Модель лоу-кост-компаний имеет право на существование. Это очень привлекательно для пассажиров. Итог положительный в том, что есть практика работы. «Белавиа» берет сегодня это на вооружение.

Анатолий Гусаров: В первую очередь, футбольный болельщик.Я стараюсь не пропускать все матчи, как внутреннего чемпионата, так и международного.

А хоккей вот на этой неделе. Досадно. «Динамо-Минск» проиграла московскому «Спартаку».

Анатолий Гусаров: Очень жаль. Я хожу на хоккей тоже, но все-таки больше увлекаюсь футболом.

После того, как погибла ярославская команда «Локомотив», Вы ведь встречались с хоккеистами минского «Динамо»?

Анатолий Гусаров: Да.

И заверили, что будете их возить безопасно и на самых лучших самолетах.

Анатолий Гусаров: Встреча с командой, конечно, была вызвана тем тяжелым, трагическим случаем с хоккейной командой «Локомотив». И люди хотели услышать из первых уст от руководителя компании «Белавиа», на которой они летают, как обстоят дела, как мы готовимся к этим рейсам.

И даже в Череповец их довезете.

Анатолий Гусаров: Да. Мы летали в Череповец. Полетим на маленьком самолете CRJ, потому что Череповец не принимает «Боинги», к сожалению, по техническим причинам самого аэродрома.

Никогда у нас не появится самолет с головой зубра, с надписью «Динамо-Минск»? Я Вас подвожу к тому, что где-то прочитал, что вы собираетесь дать имена белорусских городов.

Анатолий Гусаров: Мы планируем дать самолетам имена белорусских городов.

По какому принципу будете называть самолеты? Какой самолет будет летать со столичным названием?

Анатолий Гусаров: Мы постараемся выбрать самый лучший самолет, самый новый. Я думаю, когда мы начнем получать новые самолеты «Эмбраеры», будем согласовывать с городскими властями каждый город, в первую очередь нашу столицу. И будем давать имена наших городов нашим самолетам.

Хорошо. Имена городов у самолетов будут. А когда уже мы внутренние авиаперевозки между белорусскими городами наладим или возродим в том объеме, в котором они существовали в советские времена?

Анатолий Гусаров: Я уверен, что жизнь сегодня настолько ушла вперед. И авиационное сообщение между Минском и областными городами, внутри республики с учетом компактности Беларуси, великолепных автомобильных дорог, вряд ли в ближайшее время будет целесообразно как с экономической точки зрения, так и с точки зрения экономии времени. Потому что надо доехать в один аэропорт, перелететь, потом из аэропорта добраться в город, будь это Могилев, Брест или Витебск, — все это будет занимать время. Практически за это время можно доехать на автомобиле. Мы не видим смысла пока ни экономического, никакого другого.

А если брать зарубежные линии? Сколько городов мира сегодня соединяются рейсами «Белавиа» с Минском?

Анатолий Гусаров: Мы летаем в 25 городов регулярными рейсами. В очень большое количество городов выполняем чартерные полеты. Это как туристические, так и футбольные команды, хоккейные, различные другие делегации. В этом году мы открыли регулярные рейсы, новые направления: Хельсинки, Астана. В Лондон в следующем году будем увеличивать количество регулярных рейсов в связи с олимпиадой. В наших планах открытие в следующем году только одного нового направления — это Новосибирск (Россия).

У нас такие связи с Китаем в последние годы. Еще помню, что Анатолий Афанасьевич Тозик был не вице-премьером, а послом в Китае и ратовал за открытие рейса «Минск — Пекин». Даже в Туркмению у нас самолеты летают. Неужели с Туркменией больше пассажиропоток, чем с Пекином.

Анатолий Гусаров: Вы знаете, рейс «Минск — Пекин» очень актуален. Он стоит на повестке дня. И я думаю, что в ближайшие годы этот рейс будет. То ли будет его выполнять «Белавиа», то ли будет его выполнять китайская авиакомпания. Но пока в составе флота авиакомпаний нет магистрального самолета, а выполнять полеты с технической посадкой где-то в России не очень удобно и для пассажиров, и экономика начинает уходить в минус, но, действительно, это перспективное направление.

А сами Вы часто летаете самолетами «Белавиа»?

Анатолий Гусаров: Достаточно часто. Достаточно часто.

Если Вы летите куда-то, то Вы всегда летите самолетом «Белавиа», если есть такой рейс?

Анатолий Гусаров: Я, как любой пассажир, выбираю то, что приемлемо по времени. Время дня, если это Москва. В основном, конечно, я стараюсь летать своими самолетами, чтобы и посмотреть изнутри, и работы экипажа, и как пассажиры воспринимают работу бортпроводников, выполнение всего рейса. Но я летаю и другими авиакомпаниями, чтобы тоже посмотреть, как работают иностранные.

При этом Вас не упрекнут, что патриотизм отсутствует.

Анатолий Гусаров: Вряд ли меня можно упрекнуть.

Или лучше, если начальник не летит — спокойнее. Пусть лучше летит «Люфтганзой».

В республиканских базах данных появились предложения от национального авиаперевозчика Беларуси. «Белавиа» требуются командиры судов и бортпроводники. Сколько готова платить компания своим сотрудникам?

«Белавиа» нужны командиры воздушных судов всех типов: Boeing 737-300/400/500, CRJ 100/200, Ту-154, Embraer. Требования таковы: действующее свидетельство пилота, стаж от 2 лет, действующий медицинский сертификат, 4-й уровень английского языка по шкале ИКАО. Зарплаты указаны весьма средние — от 10 млн рублей.

«Это голый оклад, — уточнили в компании. — С многочисленными доплатами летчики зарабатывают $7—8 тыс.».

По белорусским меркам зарплата высокая. О том, почему летчикам платят столько, рассказал на одной из пресс-конференций генеральный директор «Белавиа» Анатолий Гусаров: «Летный состав, командиры „боингов“ получают порядка $7—8 тыс. в месяц, в летний период — больше. Это вынужденная мера. В прошлом году [2011-м — прим. Onliner.by] начался очень мощный отток специалистов в другие страны, и мы вынуждены были поднять зарплаты, чтобы сохранить опытных специалистов… Это реальная рыночная стоимость этих специалистов».

Также компании нужны бортпроводники. Им готовы платить на порядок меньше — около 5 млн в месяц. Сейчас проходит набор. До 28 февраля можно пройти врачебно-летную экспертную комиссию, а потом будет осуществлен конкурсный отбор.

Ну да, хроническая недостача пилотов на рынке. Скоро как и все свалят в Россию.

Кто летать будет? Бывшие трактористы?

Ну да, хроническая недостача пилотов на рынке. Скоро как и все свалят в Россию.

Кто летать будет? Бывшие трактористы?

Ну да, хроническая недостача пилотов на рынке. Скоро как и все свалят в Россию.

Кто летать будет? Бывшие трактористы?

Ближе к 15, и от 15, это несколько разные вещи

Сам факт, что(почти) в 2 раза больше чем в РБ :)

Это ещё не факт, это кто-то где-то сказал. И 15 000 это Зп КВС или второго пилота

Вы как бы не забывайте о сравнении ЗП относительно места проживания. 3-5к - это деньги, но с 8к в месяц тут можно жить очень хорошо, а вот там совсем не факт. И как ни пафосно звучит, но тут все же дом, а там ты чужак.

Это вынужденная мера. В прошлом году [2011-м — прим. Onliner.by] начался очень мощный отток специалистов в другие страны, и мы вынуждены были поднять зарплаты, чтобы сохранить опытных специалистов… Это реальная рыночная стоимость этих специалистов.

Перевожу с жадного на честный.

Раньше мы хапали бабло и платили на порядок меньше пилотам. Сейчас пилоты подумали что в России они получают больше и хапать бабло тяжелее, поэтому мы решили поделиться баблом с пилотам более справедливо и не забирать все себе сетую на то, что в страна в упадоке.

так если б только пилотам не доплачивалине думаю что стюардессы из МСК и СПБ работают за 15 тыс rur, то же касается и техперсонала. Удивительная страна всетаки

Взято тут http://novostivl.ru/msg/18938.htm

Интересно, Аэрофлот не берёт на работу мигрантов.

Что же касается 5 млн бел рублей в Белавиа, для кого то покажется что сумма очень высокая, тк в среднем народ получает по республике поменьше, но.
как всегда но.
Так вот, если ты не минчанин, надо снимать жилье, цена однушки в Минске в районе Рафиева, без ремонта, 300 уе. Спрашивается на что хватит такой зарплаты?
Единственным плюсом работы в МОскве лично для меня стали постоянные командировки в США, Канаду, Куба, Мальдивы, потому и бегут проводники, что рейсы у нас лишь разворотные, без командировок, а дома тебя нет почти каждый день, и дети растут без тебя.
А пилоты в Москве себя намного увереннее ощущают, тк примерно 400_500 тысяч росс рублей это вполне хорошая зарплата, при условии что ты постоянно летаешь на курорты, и часто пилоты берут бесплатно своих жен и детей!

но не все белорусские пилоты могут переехать всей семьей, так что тут как говориться, выбирайте сами, ))))))

Читайте также: