Какая зарплата у уполномоченного по правам человека

Опубликовано: 06.05.2024

Защищать права на Ямале в пять раз доходнее, чем в Свердловской и Курганской областях


Анализ деклараций о доходах за 2014 год показал неожиданные различия в доходах чиновников как между регионами, так и внутри одного направления правозащиты. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Институт омбудсменов стал одним из самых популярных структур негосударственного мониторинга. С ними регулярно советуется президент, доклады уполномоченных о проблемах в регионе изучают губернаторы и депутаты. В регионах УрФО институты уполномоченных появлялись в разное время и по разным причинам. Первой начала работу омбудсмен Татьяна Мерзлякова в Свердловской области, наиболее молодой уполномоченный – Геннадий Порохин из Курганской. Анализ деклараций о доходах за 2014 год показал неожиданные различия в доходах чиновников как между регионами, так и внутри одного направления правозащиты. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Наиболее обеспеченными среди омбудсменов закономерно оказались уполномоченные по правам предпринимателей. Почти во всех регионах именно у них оказались наиболее высокие доходы среди всех коллег. Уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров показал самый высокий результат среди всех омбудсменов: заработал за год 16,5 миллионов рублей, а его коллега из Тюменской области Лариса Невидайло – 16,1 миллиона. Исключением стали лишь уполномоченные в ХМАО-Югре (уполномоченный по правам человека Александр Сидоров заработал за 2014 год 7,5 миллионов рублей, из них 2 млн 910 тыс. рублей – чистая зарплата. Уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Ольга Белоножкина получила зарплату в 2,8 миллиона рублей и ЯНАО (детский омбудсмен Виталий Орешкин обогнал своего коллегу на 290 тысяч рублей).


На втором месте по доходам оказались уполномоченные по правам детей, уступив своим коллегам в среднем менее 10 % в уровне доходов. Если сравнивать уже упомянутых омбудсменов ХМАО-Югры, то при заявленных 2,8 миллионах у Ольги Белоножкиной, у ее коллеги Татьяны Моховиковой, защищающей права детей – 2,6 миллиона. В Свердловской области разрыв еще меньше: доход в 2,01 миллиона у уполномоченного по правам детей Игоря Морокова против 2,07 миллиона у уполномоченного по правам предпринимателей Елены Артюх.

Наконец, наименее обеспеченными, с одним большим исключением, оказались уполномоченные по защите прав человека – во всех регионах, за исключением ХМАО, они показали наименьший доход за год. Рекордсменом, который выбивается из общей статистики, оказался представитель ЯНАО Анатолий Сак – он заработал за год 9,8 миллиона рублей (это на полмиллиона меньше уполномоченного по правам ребенка в регионе и на 300 тысяч меньше, чем у защитника прав предпринимателей). Татьяна Мерзлякова, работая на посту уполномоченного, задекларировала наименьшую сумму в 1,9 миллиона рублей (включает в себя заработную плату и дополнительные доходы). Доход уполномоченного по правам человека в Курганской области Геннадия Порохина в 1,1 миллиона был получен им на прежнем месте работы в статусе советника губернатора.

Примечательно, что сами институты возникали в обратном порядке: сначала в большинстве регионов появились аппараты уполномоченных по правам человека, затем появились «детские» омбудсмены, правами же предпринимателей занялись в последнюю очередь и относительно недавно.


Если сравнить по регионам, то наиболее обеспеченными оказались омбудсмены ЯНАО: в среднем они зарабатывают по 10 миллионов рублей в год – у большинства их коллег из других субъектов УрФО, включая соседний ХМАО, эта цифра не превышает 2,5 миллионов рублей. Исключением из этого правила стали лишь уполномоченные по правам предпринимателей Челябинской и Тюменской областей, заработавшие за год по 16 миллионов рублей. Но, как правило, подобные высокие показатели объясняются наличием дополнительных доходов либо от частной предпринимательской деятельности, либо от продажи собственности.

В то же время у нескольких омбудсменов доходы оказались в разы выше, чем в среднем по региону и даже по округу – на уровне 16–17 миллионов рублей. Это объясняется в основном продажей личного имущества либо ведением коммерческой деятельности. Так, уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров объяснил, что из 16 миллионов лишь 3 приходится на зарплату, а остальное – прибыль от предпринимательской деятельности. А по словам его коллеги Ларисы Невидайло из Тюменской области, из 16 миллионов ее дохода за год – 15 приходится на продажу имущества.

При этом даже при оценке чистой зарплаты сохраняется следующая тенденция: прибыльнее защищать предпринимателей в ЯНАО и получать 10 миллионов в год за свою работу, чем защищать права человека в Свердловской или Курганской областях.


Минфин засветил информацию о будущем размере зарплат некоторых чиновников, обнаружили «Открытые медиа», изучив сопроводительные материалы к проекту федерального бюджета на 2021 год и на плановый период — 2022 и 2023 годы.

Узнать зарплаты высокопоставленных госслужащих — министров, руководителей отдельных госорганов, депутатов — практически невозможно. В своих декларациях они крайне редко выделяют оклад из общего дохода за год, который у них, как правило, гораздо больше — включает, например, прибыль от продажи имущества или дивиденды.

Согласно действующему законодательству, чиновники федерального уровня, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации обязаны отчитываться о доходах, расходах и имуществе ежегодно до 1 апреля. В 2020 году президент перенёс этот срок до 1 августа. В течение двух недель после сдачи деклараций данные должны публиковаться на сайтах органов власти. Например, глава правительства Михаил Мишустин, девять его заместителей и 21 министр раскрыли информацию о доходах 14 августа: совокупный заработок чиновников и их семей в 2019 году составил 2,052 млрд рублей — на 16% больше, чем при Дмитрии Медведеве в 2018 году.

Данные о зарплатах министров Минфин публиковал всего один раз в истории, писал РБК — в декабре 2017 года, сведения почти сразу удалили с сайта министерства. Тогда месячное вознаграждение члена правительства составляло от 443 000 рублей.

По расчётам «Дождя», с 2014 по 2018 годы средняя зарплата министров увеличилась на 30−35%. Из всех министров «Дождю» удалось узнать точный размер зарплаты только тогдашнего главы Минтруда Максима Топилина: пресс-служба министерства сообщила, что в 2018 году вознаграждение Топилина по месту работы равнялось 575 000 рублей в месяц.

Теперь мы знаем, сколько смогут получать отдельные чиновники в 2021—2023 годах:


В пресс-службе Минфина не подтвердили и не опровергли расчеты «Открытых медиа». Обоснования для расходов на оплату труда присылают сами работники министерств и ведомств, добавил представитель Минфина.

В начале сентября правительство должно представить в Госдуму и Совет Федерации параметры федерального бюджета на 2021 год и на плановый период — 2022 и 2023 годы.

Один из параметров — расходы на оплату труда руководителей госорганов — Минфин расписал в документе, который называется «Методика расчёта предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности…». Этот документ (копия есть у «Открытых медиа») был опубликован на сайте Минфина 20 июля, но позже его удалили — страница с данными доступна в кэше Google.

В таблицах Минфина не все суммы подписаны как зарплаты. Например, в одной из табличек в заголовке отмечается, что речь идёт «об оплате труда руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти», а в строках самой таблицы написано «Государственная программа РФ „Развитие здравоохранения“», «Государственная программа РФ „Развитие культуры“» По словам источника, близкого к Минфину, суммы в этой таблице соответствуют зарплатам министров по соответствующим направлениям.

Расходы на зарплаты, приведённые в документах, делятся на две части: первая часть проходит под кодом 121, что по правилам классификации бюджетных расходов Минфина означает заработную плату и «социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», оставшаяся часть имеет код 129 — это «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты» и дополнительные компенсации в натуральной и денежной форме. Для расчёта зарплат мы использовали общую сумму по двум кодам — с большой вероятностью это и есть оклад с учётом ежеквартальных поощрений.

Силовики в почёте

По таблице видно, что ежемесячное вознаграждение чиновников по месту работы с 2021 по 2023 годы может увеличиться на 4−7%. Например, зарплата министра иностранных дел Сергея Лаврова, старожила правительства, в 2021 году предположительно будет составлять 595 200 рублей в месяц, а в 2023-м уже на 5% больше — 625 192 рубля. Для сравнения: когда Минфин в предыдущий раз засветил данные — по итогам 2016 года — зарплата Лаврова составляла 507 100 рублей.

Меньше других в правительстве в 2021 году, вероятно, будет получать новый министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев — 564 183 рубля, больше остальных — министр юстиции Константин Чуйченко — 798 867 рублей. Но в целом зарплаты у всех сопоставимы: у министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева — 564 975 рублей, у министра здравоохранения Михаила Мурашко — 564 808 рублей, у министра культуры Ольги Любимовой — 564 317 рублей

В расчётах Минфина приводятся и запланированные расходы на зарплаты руководства двух силовых ведомств — Следственного комитета и Генпрокуратуры: Александр Бастрыкин может получать 636 550 рублей в 2021 году, Игорь Краснов — 636 558 рублей, к 2023-му зарплата обоих может вырасти на 5%. Согласно декларации Краснова, его доход в 2019 году в целом составил почти 5 млн рублей (это соответствует 410 974 рублям в месяц), в то время как доход его предшественника Юрия Чайки на этом посту годом ранее превысил 9 млн рублей.

Меньше всего в руководстве исполнительной власти выделят на зарплату уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой — 524 316 рублей в месяц в 2021 году. Но, кажется, её реальный доход значительно превышает зарплату: за прошлый год Москалькова задекларировала 10,9 млн рублей (это соответствует 910 639 рублям в месяц).

О зарплате экс-премьера Дмитрия Медведева на новой должности зампредседателя Совета безопасности «Открытые медиа» писали еще 21 июля: по данным проектных документов Минфина, его зарплата с учётом доплат в 2023 году может составить 669 391 рубль. Это сопоставимо с его нынешней зарплатой в 618 000 рублей, назначенной отдельным указом президента.

Тогда же ОМ отмечали, что в документах министерства указана сумма сэкономленных расходов на оплату труда в правительстве в связи с переходом на новое место работы (в администрацию президента) бывшего вице-премьера Дмитрия Козака: до 948 050 рублей в 2021 году и до 1,007 млн рублей в 2023-м. Зарплаты остальных вице-премьеров, как и членов администрации президента, не раскрываются.

Без персональных данных

Других сведений о зарплатах конкретных чиновников мы пока не обнаружили. Но в документах Минфина можно найти ещё много любопытного: так, выяснилось, что быстрее всего в следующие три года зарплаты могут вырасти у депутатов и сенаторов.

На оплату труда в Госдуме в 2021—2023 годах планируют ежегодно выделять от 2,6 до 3,2 млрд рублей, в Совете Федерации — от 1,07 до 1,33 млрд рублей. На данный момент в Госдуме работают 445 депутатов, то есть получается минимум 486 891 рубль на человека; в Совфеде — 187 сенаторов, значит, 436 253 рубля на человека. В 2018 году средняя зарплата народных представителей с учётом дополнительных выплат в обеих палатах составляла 400 тысяч рублей в месяц, утверждали в пресс-службе парламента.

«При сокращении затрат на здравоохранение и образование прибавлять заработную плату правительству или федеральному собранию, мне кажется, до этого никто не додумается», — сказал «Открытым медиа» первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентин Шурчанов. По его словам, в комитет пока не поступали официальные документы из Минфина, а сами депутаты находятся в отпуске. Шурчанов предложил дождаться заседания думского комитета в сентябре.

Председатель комитета Совфеда по регламенту Вячеслав Тимченко сообщил «Открытым медиа», что ему тоже ничего неизвестно о возможном повышении зарплат и предложил обратиться за комментарием в Минфин. «Я про это ничего не знаю и ничего не слышал, любое повышение идёт строго в соответствии с указом президента», — сказал сенатор.

Как стать миллиардером. Объясняем на примере спикера Мосгордумы

Ещё выяснилось, что расходы на оплату труда руководства Центральной избирательной комиссии, которое включает 16 человек, составят от 86 до 103 млн рублей в 2021 году и от 91 до 108 млн рублей в 2023 году. Таким образом, средняя зарплата члена ЦИК в 2023 году может достичь 562 500 рублей в месяц, то есть сравняться с министерской.

Аналогичный уровень расходов запланирован и на оплату труда руководства Счётной палаты — на 14 человек. Получается, их зарплата может составить в среднем 580 000 рублей в месяц в 2023-м.

ГУБЕРНАТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 31 января 2011 года N 56-УГ

О заработной плате Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области

1. Ввести для Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области заработную плату, состоящую из месячного должностного оклада (далее - должностной оклад) и ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

2. Утвердить размеры должностных окладов Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области (прилагаются).

Увеличение (индексация) размеров должностных окладов Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области осуществляется в том же порядке, в котором увеличиваются (индексируются) размеры должностных окладов членов Правительства Свердловской области.

3. Установить, что в состав дополнительных выплат заработной платы Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области входят:

1) ежемесячное денежное поощрение;

2) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

3) единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

4. Ежемесячное денежное поощрение выплачивается Уполномоченному по правам человека в Свердловской области, Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области в размере 280 процентов должностного оклада.

5. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается Уполномоченному по правам человека в Свердловской области, Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.

6. Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачивается Уполномоченному по правам человека в Свердловской области, Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области в размере двух должностных окладов.

7. Установить, что фонд оплаты труда Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, фонд оплаты труда Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и фонд оплаты труда Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области формируются за счет средств, направляемых на выплаты:

1) должностных окладов;

2) дополнительных выплат;

3) районного коэффициента.

8. При формировании фонда оплаты труда Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, фонда оплаты труда Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области и фонда оплаты труда Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) ежемесячного денежного поощрения - в размере тридцати четырех целых одной десятой должностного оклада;

2) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере четырех с половиной должностных окладов;

3) единовременной выплаты, осуществляемой при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, - в размере двух должностных окладов;

4) районного коэффициента - в размере, определяемом с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных законодательством Российской Федерации.

8-1. Уполномоченному по правам человека в Свердловской области, Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области и Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области может выплачиваться материальная помощь в пределах экономии по фонду оплаты труда государственного органа Свердловской области, за счет бюджетной сметы которого им производится выплата заработной платы.

9. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, производить в пределах средств, предусмотренных на соответствующий год законом Свердловской области об областном бюджете.

9-1. Настоящий Указ распространяется на отношения для Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области, возникшие с 25 ноября 2010 года.

9-2. Настоящий Указ распространяется на отношения для Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, возникшие с 12 марта 2014 года.

10. Опубликовать настоящий Указ в Собрании законодательства Свердловской области.

31 января 2011 года

Утверждены
Указом Губернатора
Свердловской области
от 31 января 2011 г. N 56-УГ

РАЗМЕРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

При подсчете были использованы вакансии за последние 12 месяцев и их данные, указанные работодателями.

Больше вакансий по запросу вы можете найти воспользовавшись новым гибким поиском.

Всегда в курсе

Каждый день мы собираем, анализируем и уведомляем соискателей о новых предложениях работы во всех городах России. Вы всегда можете подписаться на рассылки свежих вакансий и работодателей, а также сохранить данную страницу в своем браузере, чтобы иметь возможность всегда видеть свежие вакансии по любым интересующим вас запросам.

Экономим ваше время:

JobFilter нашёл для вас вакансии на других сайтах

  • Полная занятость
  • Более 3 лет
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Нет опыта

Вакансии Москва (от партнеров):

  • Полная занятость
  • Более 3 лет
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Сменный график
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Удаленная работа
  • Более 1 года
  • Полная занятость
  • Более 1 года
  • Частичная занятость
  • Полная занятость
  • Нет опыта
  • Полная занятость
  • Более 1 года

Наши партнеры:

Партнеры сервиса JobFilter

Работодатели Москва:

В таблице ниже приведены компании, у которых за анализируемый период (30 дней) было опубликовано наибольшее количество вакансий, соотвествующих поисковому запросу "уполномоченный по правам человека". Переходя по ссылкам, соискатели будут иметь максимальный шанс найти работу быстро, так как данные компании находятся в поиске большого количества сотрудников.

Востребованы сейчас (Москва):

По анализу сайта JobFilter, наиболее востребованные профессии на данный момент вы можете увидеть в списке ниже.

Налоги:

Автоматический расчёт налогов на зарплату для вакансии "уполномоченный по правам человека". Данные приведены для информационных целей.

ВидСтавкаСумма
Средняя начисленная зарплата профессии "уполномоченный по правам человека" 50 000.00 руб.
Удержан НДФЛ13%6 500.00 руб.
Выплачено на руки 43 500.00 руб.
Отчисления на обязательное пенсионное страхование 22%11 000.00 руб.
Отчисления на обязательное медицинское страхование5,1%2 550.00 руб.
Отчисления по временной нетрудоспособностидо 2,9%1 450.00 руб.
Отчисления по травматизмуот 0,2%100.00 руб.

Как видно, при официальном трудоустройстве на полный рабочий день (Москва) для вакансии "уполномоченный по правам человека", при официальной зарплате 50 000.00 руб. сотрудник будет получать на руки 43 500.00 руб. . Из них будет удержан для оплаты НДФЛ 6 500.00 руб. , остальные 15 100.00 руб. налогов за сотрудника в бюджет будет платить работодатель. Итого, за 12 месяцев (год) сотрудником будет уплачено налогов с заработной платы (прямых и оплачиваемых работодателем) на сумму 259 200.00 руб. .

Главная задача правозащитника – защита прав человека мирными средствами. В значительной мере – от произвола государственных структур.

Правозащитник – деятель, главная задача которого, – защита прав человека мирными средствами. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Правозащитник – это даже не профессия, хотя и требует многих профессиональных знаний.

Правозащитниками обычно называют общественных деятелей.

Международное правозащитное движение Amnesty International («Международная амнистия») называет правозащитниками людей, которые в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами. Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии. Правозащитники отстаивают всеобщность и неделимость всех прав человека. * Они не отдают предпочтение какой-то одной группе прав в ущерб другим…»

* Всеобщая декларация прав человека была принята вскоре после II мировой войны (в 1948 г.). Её текст можно найти на сайте Организации объединённых наций (ООН):http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

Всех правозащитников объединяет стремление противостоять несправедливости, тогда как первоначальная профессия особого значения не имеет. Действительно, известные российские правозащитники – Сергей Адамович Ковалёв, Людмила Михайловна Алексеева и др. – начинали свою деятельность ещё в СССР, не имея какой-то специальной подготовки, а просто по велению совести.

Ковалёв – кандидат биологических наук, автор десятков научных работ. Для него «карьера» правозащитника началась со сбора подписей под обращением в Президиум Верховного Совета СССР в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, осужденных за «антисоветскую пропаганду» (в 1966 г.). Позже за свою активную гражданскую позицию он поплатился семью годами колонии и тремя годам ссылки.

Людмила Алексеева, глава правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа», по образованию – историк. Её также обвиняли в антисоветской деятельности, и она вынуждена была какое-то время спасаться от ареста в эмиграции.

Лев Александрович Пономарёв, руководитель движения «За права человека», – доктор физико-математических наук.

Однако есть и профессиональные формы правозащитной деятельности. Защитой прав человека занимаются уполномоченные по правам человека – омбудсмены (от швед. ombudsman –представитель). У нас, наряду с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, есть также должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка («детский омбудсмен») и др. Также есть региональные госорганы, занятые защитой прав человека.

Работу адвоката тоже можно назвать правозащитной деятельностью. Однако адвокат – юрист. Он обязан защищать интересы своего клиента, даже если тот – настоящий преступник, даже если виновен в нарушении прав человека. Адвокат обязан его защищать.

Правозащитник же защищает лишь тех, в отношении которых нарушаются права человека. Цель правозащитника – не спасти от наказания, а пресечь нарушение прав. Адвокат руководствуется буквой закона. Правозащитник – соображениями морали и справедливости, ориентируется на естественные права. Например, если кто-то подвергается пыткам в следственном изоляторе, распознать нарушение прав можно и без юридического образования.

Правозащитник выявляет факты неуважения к человеку и его правам. Когда права невозможно отстоять юридическими методами, правозащитник обращается за общественной поддержкой – через прессу, Интернет, радио и телевидение, на Родине и за рубежом. Адвокат работает за гонорар, правозащитник не ищет материальной выгоды. Однако некоторые адвокаты специализируются на делах, связанных с нарушением прав человека. Либо совмещают работу с общественной деятельностью.

Правозащитной деятельностью могут заниматься и журналисты, используя свои профессиональные каналы для поиска и распространения информации.

О зарплате. Правозащитная организация, если это не государственный орган (институт омбудсмена), существуют за счёт добровольных пожертвований, членских взносов, собственной предпринимательской деятельности. Так что идти в правозащитники ради высоких доходов бессмысленно.

Правозащитники обычно зарабатывают на жизнь своей основной специальностью. Например, журналисты и адвокаты получают гонорары за свою работу. Иначе обстоит дело только с официальным уполномоченным по правам человека. Омбудсмен находится на службе у государства (в отличие от правозащитника-общественника), т.е. его зарплата формируется, как и у других госслужащих.

Об опасности. В последние годы многие правозащитники-общественники (в том числе российские) за свои убеждения заплатили здоровьем и даже жизнью. Это риск, на который правозащитники идут осознанно. Как сказала как-то Людмила Алексеева, «конечно, это накладывает отпечаток на самосознание правозащитного сообщества. К счастью, я не знаю случаев, когда бы люди из-за этого перестали заниматься правозащитной деятельностью, но это тяжелое психологическое испытание».

Рабочее место

Правозащитник может быть членом общественной организации или движения (в России это «Московская Хельсинкская группа», «За права человека» и др.). Хотя, как правило, это не является основным источника дохода. Омбудсмен работает в государственной структуре федерального или регионального уровня.

Важные качества

Правозащитник – это человек с высоким чувством ответственности по отношению к другим людям и обществу в целом. Он сочувствует людям. Готовность к общению, человеколюбие, чувство справедливости, принципиальность, хороший интеллект, активность – обязательные черты настоящего правозащитника.

Знания навыки

Правозащитнику необходимы эрудиция в области права, истории, политологии и пр. Он внимательно следит за событиями общественной и политической жизни страны и мира.

Оплата труда

Зарплата на 19.05.2021

Обучение на правозащитника

Правозащитные организации проводят тренинги и семинары для своих активистов.

Читайте также: