Какая зарплата в администрации муниципального образования

Опубликовано: 28.06.2024

Правительством РФ введена новая система оплаты труда для работников федеральных учреждений. Обязаны ли органы местного самоуправления принять решение о переходе муниципальных учреждений на новый порядок «зарплатообразования»? Ответ — в нашей статье.

Органы местного самоуправления вправе разработать собственные нормы
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому установление новых условий оплаты труда бюджетников основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Кроме того, важно учитывать, что органы местного самоуправления действуют в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный нормативный акт устанавливает прямые полномочия самих органов местного самоуправления принимать нормативные документы, регулирующие трудовые отношения.

Устанавливая правила, следует учитывать федеральное законодательство
Основные правила трудового законодательства определяют на федеральном уровне. Их обязательно следует учесть органам местного самоуправления при разработке собственных норм.
Напомним, что законодательно установлен закрытый перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых правоотношений (ст. 6 Трудового кодекса РФ).

Существуют также федеральные законы, в которых закреплены трудовые права работников учреждения, — например, минимальный размер оплаты труда, гарантированная минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и др. Эти правила нужно учитывать при формировании собственных систем в любом случае. Кроме того, основные федеральные рамки, согласно Трудовому кодексу РФ, могут задаваться со стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 135 Трудового кодекса РФ). Разрабатывае-мые ежегодно этим органом единые рекомендации учитывают интересы Правительства РФ, работодателей и профсоюзов (см. решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2008 г., протокол № 8).
Эти рекомендации должны учитываться и на местном уровне при рассмотрении проектов закона о бюджете.

Муниципалитеты самостоятельно принимают решение
Итак, Трудовой кодекс РФ устанавливает положения общего характера, на основе которых органы местного самоуправления вправе применять и разрабатывать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст. 5 Трудового кодекса РФ). Следует отметить, что в настоя-щий момент полномочия муниципалитетов в области регулирования оплаты труда довольно обширны. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений (п. 2 ст. 53 Закона № 131-ФЗ). Это могут быть различные системы, в том числе и тарифная система оплаты труда. Принятые размеры и условия оплаты труда необходимо предусмотреть в нормативно-правовых актах. Размеры и сроки повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений также определяются при формировании местного бюджета на очередной финансовый год.

Что необходимо учесть, принимая решение
Получается, что реформирование системы оплаты труда работников федеральных учреждений не обязывает муниципалитеты поступать таким же образом. Прежде всего потому, что у них есть право самостоятельно разрабатывать свои системы оплаты труда.

Однако очевидным является и то, что оплата труда на основе единой тарифной сетки изжила себя. Во-первых, потому что она основана на распределительных принципах. Во-вторых, она не содержит стимулов для качественного и результативного труда. Если будет принято решение о переходе на новые системы оплаты труда, то нужно учесть следующее.
Принципиальное отличие новой системы оплаты труда — это прежде всего разделение работников по видам экономической деятельности.

Причем это даже не отраслевая, а ведомственная система оплаты труда. А это позволяет максимально учесть специфику труда отдельного специалиста практически в каждом учреждении. Получается, при соблюдении общих подходов в каждом учреждении может возникнуть, по сути, своя система оплаты труда, со своими правилами по оценке труда работников и структуре штатного расписания.
Учреждение самостоятельно может установить:
— размеры окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам;
— повышающие коэффициенты к ним, при помощи которых образуются оклады по квалификационным профессиональным группам с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Полномочия муниципалитетов в области регулирования оплаты труда
Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ, зарплата работников муниципальных учреждений устанавливается: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ органов местного самоуправления.

Принципы формирования фонда оплаты труда по новым правилам
С введением новой системы есть вероятность того, что размер зарплаты работника увеличится по результатам и качест-ву труда, а может остаться на уровне гарантированной ее части. Но оклад не может стать меньше, чем был прежде. А объем средств, направляемых учреждением на выплаты стимулирующего характера, должен составить не менее 30 процентов от общего объема средств на оплату труда.

Полномочия руководителя учреждения могут быть расширены
Большие полномочия переданы на федеральном уровне руководителям учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые необходимы в данный момент учреждению. Такой же подход возможен и на местном уровне. Руководитель учреждения может получить экономическую возможность осуществления своих полномочий по управлению трудовыми ресурсами.

Вместе с тем для руководителей учреждения в таком случае вводится особый порядок оплаты труда. В частности, размер заработной платы руководителя зависит:
— от величины средней заработной платы работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения;
— от достижения целевых показателей эффективности работы учреждения, установленных учредителем.

В заключение отметим, что, по мнению автора, указанные новшества все же лучше ввести (с учетом локальных особенностей). Ведь в целом новая система оплаты труда содержит механизмы, обеспечивающие заинтересованность работников бюджетной сферы в повышении качества предоставляе-мых услуг, справедливый рост зарплаты в зависимости от результатов труда каждого работника. Таким образом, новая система оплаты труда позитивно скажется на качестве бюджетных услуг.


Общеизвестным фактом является высокий уровень заработной платы депутатов Госдумы. Размер оплаты труда на федеральном уровне отличается от сумм, которые выплачиваются депутатам законодательных органов регионов.

Парламентарии в регионах получают меньше, чем депутаты высшего законодательного органа РФ. Кроме того, ежегодный пересмотр бюджета Российской Федерации вносит поправки к положению о выплате денежных средств депутатов. Сколько же на самом деле получают региональные депутаты и сколько получают их коллеги из Госдумы, выясним в этой статье.

Депутаты

Выплаты народным избранникам производятся из бюджетов. Федеральная казна выделяет около полутора миллионов рублей на оплату работы каждого представителя народа на федеральном уровне. Ставка депутата Государственной Думы приравнивается к восьмидесяти тысячам рублей. Кроме этого, каждый парламентарий имеет надбавки за стаж и профессионализм.

Зарплата депутатов в регионах намного ниже. Каждый народный слуга имеет помощников, которые разделяются на оплачиваемых и общественных. Число общественных помощников не определяется законом. Оплачиваемые сотрудники лимитированы. Поэтому каждый депутат оплачивает работу своего штата помощников.

Сколько получают депутаты региональных парламентов

Федеральное законодательство не устанавливает сумму заработной платы для всех субъектов одинаково, так как каждый регион отличается численностью населения и бюджетом. Количество депутатов в региональных парламентах варьируется от 15 до 110 человек. Депутаты избираются на 5-летний срок.

Зарплата депутатов

Размер оплаты труда народных представителей субъектов РФ исчисляется из суммы бюджетных средств и равен 50–70 тысячам рублей в месяц. Данная сумма выше, чем средняя заработная плата обычных граждан.

В парламентах имеет место распределение бюджетных средств не только среди избранников, но и среди рабочих групп, которые образуются председателем. Если работа группы связана со сложностями, члены группы получают надбавки.

Зарплаты депутатов сельских поселений

Сельское поселение – муниципальное образование, создающее свои представительные органы в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представительные органы имеют наименования, установленные законодательством субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Сельское поселение имеет свой бюджет, а также получает дотации для реализации проектов и на хозяйственные цели. Как правило, муниципальные депутаты не получают заработную плату за депутатскую деятельность, однако в бюджете муниципалитета обязательно планируются расходы на выплаты денежных компенсаций депутатам в размере фактически понесенных расходов, связанных с исполнением их депутатских обязанностей (например – расходы на проезд).

Зарплаты депутатов городского высшего законодательного органа

Работа городского парламента оплачивается из городского бюджета, формируемого сроком на три года. Согласно статистическим данным, официальная зарплата оплата труда лиц, занимающих выборные должности в Российской Федерации, равна 60 тысячам рублей. Суммы выплат увеличиваются.

Самая большая оплата труда составляет 170 тысяч рублей. Такой суммой вознаграждается работа в Ямало-Ненецком автономном округе. Минимальную зарплату выборные должности городского парламента получают в Северной Осетии, где доход представителя власти составляет 30 тысяч рублей.

Города федерального значения Российской Федерации отличаются высокой оплатой труда. Так, зарплата депутата Мосгордумы составляет около 180 тысяч рублей. Средняя зарплата главы округа в Москве составляет 200 тысяч рублей с учетом премий и надбавок. Заработная плата по стране составляет примерно 30–40 тысяч рублей, что в разы меньше оклада народного представителя.

Доходы парламентариев всегда отличались высоким размером в связи с выполнением ответственной работы.

Из чего состоит доход избранников

Как уже указывалось выше, заработная плата выборной должности формируется из бюджета территориального образования.

Премии

Кроме того, зарплата включает следующие составляющие:

  • оклад по должности;
  • оклад по квалификации;
  • льготы;
  • премии;
  • бонусы;
  • оплата за допуск к государственной тайне;
  • выплаты за стаж работы.
  • оплата иных вопросов, которыми занимается избранное лицо дополнительно.

Каждый представитель законодательной власти субъектах РФ может получить оплату труда выше установленного оклада. Для этого государством разработаны программы премий, бонусов, а также дополнительных выплат по выслуге лет.

Льготы и привилегии для депутатов

Предоставление медицинской помощи бесплатно

Депутат является лицом неприкосновенным, которое имеет особые права. К привилегиям относят следующее права:

  1. Пользование общественным транспортом бесплатно;
  2. Покупка билетов на общественный транспорт без очереди;
  3. Бесплатные поездки в командировки (включая заграничные). Данная система имеет свои особенности. Депутат выезжает для решение рабочих вопросов в командировку, самостоятельно оформляя и оплачивая переезд, проживание и питание в другом городе. По возвращению подается акт расходов, по рассмотрению которого выплачиваются затраченные средства;
  4. Право пользования служебным транспортом (автомобилем);
  5. Высокие премии;
  6. Предоставление жилого помещения в столице для временного пребывания;
  7. Предоставление медицинской помощи бесплатно;
  8. Страхование жизни без уплаты денежных средств страховой компании;
  9. Право иметь официальных помощников в количестве до пяти человек, которые компетентны в разных вопросах, связанных с представительской деятельностью;
  10. Право использовать отпуск, равный 42 дням;
  11. Право отдыхать в отелях и пансионатах за счет бюджета;
  12. Предоставление в пользование конференц-залов безвозмездно;
  13. Дипломатический паспорт (имеет право выезжать за границу на 1 год без оформления дополнительных документов);
  14. Доплата (ежемесячная надбавка) после окончания деятельности, что делает пенсию очень высокой.

Кроме большого количества положительных сторон в виде льгот и преференций, имеются и отрицательные моменты в работе законодательного корпуса. Например, работа не всегда безопасна, публична.

Депутаты имеют ограничения, связанные с занятием бизнесом и иными способами заработка денежных средств.

Статус народного избранника имеет отрицательную общественную окраску. Многие оплошности, которые допускаются в общественной жизни, обычно взваливаются на плечи депутатов.

Ахтубинский район
Глава МО «Ахтубинский район» Кириллов Алексей Анатолиевич в 2019 году заработал 1 110 123,49 руб. Для сравнения, в 2018 году доход Алексея Кириллова составил 2 288 033,16 руб.
Руководитель района имеет в собственности земельный участок 600 кв.м., квартиру 43,9 м. и легковой автомобиль Тойота Камри. В пользовании у главы района находится земельный участок площадью 965,0 кв.м. и квартира 112,5 кв.м.
Супруга Алексея Кириллова за 2019 год задекларировала доход в 663 794,75 руб. В 2018 году - 652 381,39 руб. В собственности две квартиры - 112,5 кв.м., и 59,1 кв.м. (1/2 доли).

Володарский район
Глава МО «Володарский район» Миндиев Батыршин Гафурович в 2019 году задекларировал доход в 1 761 858,70 руб., том числе доход от вкладов – 15,34 руб. Это немногим больше, чем в 2018 году – тогда доход главы Володарского района составил 1 660 277,73 руб., том числе доход от вкладов – 10,24 руб. и доход от педагогической деятельности 2 300 руб.
Батыршин Миндиев имеет в собственности земельный участок 665 к.м., жилой дом 144,8 кв.м., квартиру 62,2 кв.м., легковой автомобиль LAND ROVER DISKAVERI 4 (вероятно, все-таки Discovery, но как в декларации написано, так и публикуем – прим. «ПУНКТ-А») и моторное судно CHIEMSEE 2000.
Супруга главы в 2019 году задекларировала доход в 505 475,34 руб., в том числе доход от вкладов – 2 953,73 руб. В 2018 г. – 447 567,6 руб., том числе доход от вкладов – 30,54 руб. Имеет в собственности две квартиры - 53,4 и 62,2 кв.м. В пользовании находятся два земельных участка 800 и 665 кв.м., а так же жилой дом - 144,8 кв.м.

Енотаевский район
Глава муниципального образования «Енотаевский район» Левшин Сергей Анатольевич задекларировал доход за 2019 год в 1 598 480,19 руб. В 2018 г. – 1 698 780,77 руб.
В собственности у Сергея Анатольевича – 6 земельных участков общей площадью в 267 799,5 кв.м, жилой дом 142,1 кв.м., квартира в совместной собственности 101,8 кв.м., магазин 175,0 кв.м., закрытая стоянка для автомобилей 2749,6 кв.м.
Транспортные средства: а/м LEXUS RX450H 2GR, ГАЗ 5201, а так же три прицепа к легковым авто.
Супруга главы за 2019 год заработала 3 794 824,04 руб. В 2018 г. – 1 468 478,04 руб. В собственности – 11 земельных участков площадью более 9 млн кв.м., в совместной собственности квартира 101,8 кв.м., в личной два здания общей площадью почти 700 кв.м., и 1/88 площади ММП «Алмаз». Из автотранспорта в собственности – автомобили LEXUS LX570, ГАЗ 2834DF, TOYOTA RAV4.

Икрянинский район
Глава МО «Икрянинский район» Бутузова Наталья Георгиевна в 2019 году заработала 1 030 533,68 руб. В 2018 г. – 665 445,12 руб. В собственности у Натальи Бутузовой три квартиры - 41,6 кв.м., 31,3 кв.м. и 65,0 кв.м. ( ¼ доли). В пользовании – земельный участок 27 кв.м.
Супруг главы за 2019 год задекларировал доход в 427 577,26 руб. В 2018 г. – 458 531,67 руб. Имеет в собственности автомобиль «Шевроле Лачетти». В пользовании 3 квартиры: 41,6 кв.м., 31,3 кв.м. и 65,0 кв.м. и земельный участок 27 кв.м.

Камызякский район
Глава администрации муниципального образования "Камызякский район" Попов Роман Владимирович в 2019 году получил доход 2 118 377,83 руб. В 2018 году – 3,5 млн. руб. В собственности квартира 88,5 кв.м. и автомобиль, Тойота Camry, 2018г.
Супруга главы за 2019 год задекларировала доход в 2 000,04 руб. В 2018 г. – 498 тыс. руб. В собственности две квартиры 88,5 и 80,7 кв.м.
Напомним, что Роман Попов был избран главой администрации района только в октябре 2019 года. До этого трудился главой комитета по госустройству Думы Астраханской области. Соответственно, доход задекларированный за 2019 год – это в большей степени думская зарплата, а не муниципальный оклад.

ЗАТО Знаменск
Глава ЗАТО Знаменск Глотов Олег Иванович задекларировал за 2019 год доход в 7 118 353, 78 руб. Имеет в собственности квартиру 105,3 кв.м., автомобиль Hundai Solaris. В пользовании – квартира 51,3 кв.м.
Супруга главы в 2019 году получила доход 980 892, 23 руб. В пользовании – квартира 105,3 кв.м.
Как и в предыдущем случае, доходы Олега Глотова – это в основном не муниципальная зарплата. Дело в том, что г-н Глотов занял пост лишь 15 ноября 2019 года. До этого занимался бизнесом.

Красноярский район
И.о. главы муниципального образования «Красноярский район» Бисенов Руслан Кубайдуллаевич за 2019 год задекларировал доход в 1 381 475 руб. В собственности имеет ½ доли квартиры 106,9 кв.м., квартиру в совместной собственности 72,1 кв.м. В пользовании – квартира 54,2 кв.м.
Супруга руководителя района за 2019 год получила доход 469 937 руб. В собственности - гараж 20,9 кв.м. и автомобиль Рено (Сандера Степвей), 2013 г.в. В совместной с супругом собственности ½ доли квартиры 106,9 кв.м. и квартира 72,1 кв.м.
И снова декларация не свидетельствует о размерах зарплаты чиновника. Пост руководителя района Руслан Кубайдуллаевич занял лишь 1 июня 2020 года. Соответственно доход, задекларированный за 2019 год, был получен Бисеновым на предыдущей работе.

Лиманский район
Глава муниципального образования «Лиманский район» Гребенщиков Михаил Александрович за 2019 год заработал 1 342 807,12 руб. Из недвижимости совместно с супругой - жилой дом 110 кв.м. (в пользовании); земельный участок 1400 кв.м. (в пользовании); квартира 59,6 кв.м. (в аренде).

Опять не полный год на посту. Михаил Гребенщиков руководит районом с сентября 2019 года, и, соответственно, часть дохода, задекларированного за прошлый год, была получена на предыдущем месте работы.

Наримановский район
Глава муниципального образования «Наримановский район» Альджанов Валерий Ильич за 2019 год задекларировал доход в 1 678 167,19 руб. В 2018 году - 1 551 450,93 руб. В собственности имеет земельный участок 1 422 кв.м., жилой дом 184,2 кв.м., автомобили УАЗ-315194, КИА RIO, ТОЙОТА Vellfire Hybrid, а так же прицеп к легковым транспортным средствам КМЗ828420. В безвозмездном пользовании у главы находится земельный участок 637 кв.м. и жилой дом 345,1 кв.м.
Супруга Валерия Ильича в 2019 году получила доход в 133 792,84 руб. В 2018 году дохода небыло. В собственности - земельный участок 637 кв.м., жилой дом 345,1 кв.м. и квартира 56,1 кв.м. (долевая 2/3).

Приволжский район
Глава муниципального образования «Приволжский район» Туктаров Яхья Ризабикович в 2019 году заработал 1 531 847,65 руб. В 2018 году - 1 814 350,85 руб. Имеет в собственности нежилое помещение 119,6 кв.м. и автомобиль Toyota Camry, 2018 г.в. В пользовании - жилой дом 100 кв.м. и земельный участок 479 кв.м.

Харабалинский район
Глава муниципального образования «Харабалинский район» Штонда Алексей Васильевич в 2019 году заработал 1 368 782,33 руб. В 2018 году – 1 992 078,06 руб. В собственности имеет два земельных участка 7260 кв.м. и 1600 кв.м., квартиру 111,1 кв.м., ½ доли хлебопекарного цеха 877,2, здание холодильника 186,9 кв.м., здание столовой 132,4 кв.м., а так же легковой автомобиль ГАЗ – 3110. В пользовании у главы имеется жилой дом (в стадии незавершенного строительства).
В сведениях о доходах за 2018 год у Алексея Штонды на правах собственности были указаны еще два земельных участка по 800 кв.м. каждый, а так же жилой дом 185,9 кв.м., которые отсутствуют в сведениях за 2019 г.

Супруга главы за 2019 год задекларировала доход в 907 856,00 руб. В 2018 году – 2 470 193,00 руб. В собственности - половина хлебопекарного цеха 877,2 кв.м., ИЖ 27156 – 010, фургон изотермический 2704В1, ГАЗ – 270500, ГАЗ – 2705, ГАЗ – 32214, ГАЗ – 2705 и автоприцеп Тонар 87421. В пользовании имеет жилой дом (в стадии незавершенного строительства) и земельный участок 1600 кв.м.

Черноярский район
Глава МО «Черноярский район» Заплавнов Дмитрий Михайлович за 2019 год заработал 1 131 569,07 руб. В 2018 г. - 1 177 515,46 руб. В собственности у главы жилой дом 135,3 кв.м., земельный участок 1168 кв.м., мотолодка «Днепр» (год выпуска 1974), мотор «Ямаха-40» и автомобиль ГАЗ-51,1968г.в.
Супруга Дмитрия Михайловича в 2019 году заработала 150 342,79 руб. В 2018 г. – 150 342,79 руб. Имеет в собственности квартиру 30,9 кв.м., в пользовании жилой дом 135,3 кв.м., земельный участок 1168 кв.м.

Кировский район Астрахани
Глава администрации Кировского района г. Астрахани Редькин Игорь Анатольевич задекларировал за 2019 год доход в 1 104 188,69 руб. В 2018 году, в должности заместителя главы администрации города – 1 156 907,29 руб.

В собственности у Игоря Анатольевича земельный участок для с/х использования 3511000 кв.м. (долевая1/1254), земельный участок 1837,0 кв.м., жилой дом 48,5 кв.м., 1/3 доли квартиры 57,8 кв.м, а также автомобиль Ниссан Nissan Bluebird Sylphy, 2000 г.в., мотолодка Казанка М, 1986 г.в. и прицеп легковой, 2010.
В пользовании находится жилой дом 61,2 кв.м. и квартира 57,8 кв.м.

Ленинский район Астрахани
Глава администрации Ленинского района г. Астрахани Наумов Виталий Владимирович в 2019 году заработал 1 055 265,25 руб. В 2018 г. – 1 440 572,79 руб. В собственности - земельный участок для ИЖС 1244,0 кв.м., земельный участок для эксплуатации гаража 24 кв.м., гараж 37 кв.м., квартира 98,6 кв.м., баня 32,6 кв.м., садовый дом 39,0 кв.м., а так же легковые автомобили Ssang Yong Actyon и ВАЗ 21214, мотолодка «Астраханка». В пользовании – квартира 59,1 кв.м.

Супруга в 2019 году заработала 462 558,42 руб. В 2018 г. – 419 293,50 руб. В собственности две квартиры 59,1 кв.м., 1/3 доли 72,5 кв.м. Последняя в сведениях за 2018 г. отсутствовала. В пользовании - земельный участок для ИЖЗ 1244,0 кв.м., земельный участок для эксплуатации гаража 24 кв.м., квартира 98,6 кв.м., баня 32,6 кв.м., садовый дом 39,0 кв.м.

Советский район Астрахани
Глава администрации Советского района г. Астрахани Шметков Константин Викторович задекларировал за 2019 г. доход в 864 944,95 руб. В 2018 г. - 615 079,74
Супруга Константина Викторовича в 2019 году заработала 794 061,46 руб. В 2018 г. - 619 049,90 руб.
Чета Шметковых совместно владеет квартирой 72,1 кв.м.

Трусовский район Астрахани
Глава администрации Трусовского района г. Астрахани Ревин Иван Павлович задекларировал за 2019 год доход в 715 112,38 руб. В 2018 г. – 580 819,15 руб.

В долевой собственности находится квартира 60,6 кв.м., в пользовании – жилой дом 727,1 кв.м. Супруга главы за 2019 год задекларировала доход в 662 942,98 руб. В 2018 г. – 367 602, 28 руб. В собственности – земельный участок 599,95 кв.м., жилой дом 727,1 кв.м., квартира 71 кв.м. и автомобиль AUDI A3.

Многих людей интересует, сколько получают за свой труд главы администраций больших и малых городов. Хотите получить достоверную информацию об их доходах? Читайте далее.


Жалование рядовых сотрудников

В городских и поселковых администрациях трудятся работники разного уровня.

Они получают оклад в размере:

  • ведущий специалист – 10000 руб. ($144);
  • главный специалист – 15000 ($216);
  • начальник отдела – 20 – 30 тыс. ($288 – 432).

Нужно учитывать, что такие сотрудники получают надбавки и премии:

  • за выслугу лет;
  • категорию;
  • классность;
  • занимаемую должность.

В итоге, максимальный заработок в районном центре, достигает 50000 руб. ($720). Муниципальные служащие получают 37 – 45 тыс. ($533 – 648). Глава сельского поселения зарабатывает до 30000 ($432).


На повышение мотивации госслужащих и остановку текучки кадров, предусмотрено финансирование из бюджета страны в размере:

  • 2019 год – 138,7 млрд руб.;
  • 2020 – 208,8;
  • 2021 – 284,5.

Всего за три года на эти цели израсходуют 630 млрд.

Оплата труда градоначальников

Зарплату мэру города назначают местные депутаты.

Глава администрации Екатеринбурга получает:

  • оклад – 54500 руб. ($784,5);
  • ежемесячное денежное поощрение с коэффициентом 3,9 от оклада – 212550 ($3060);
  • районный коэффициент – 1,15%;
  • отпускные и оздоровительные – 2 оклада.

Всего за год получается 6,7 млн руб. ($96444).


Другие градоначальники зарабатывают:

  • Тюмень – 6400000 ($92125);
  • Челябинск – 5600000 ($80610);
  • Пермь – 4800000 ($69094);
  • Новосибирск – 4300000 ($61897);
  • Казань – 4250000 ($61177);
  • Новокузнецк – 1468000 ($21131).

Ежемесячная выручка мэра Хабаровска достигает 540000 ($7773) в месяц, а Новокузнецка – 121752 ($1753).

Пенсионное обеспечение

Бывшие мэры городов получают:

  • Воронеж – 322000 руб. ($4635) в месяц;
  • Улан-Удэ – 262000 ($3771);
  • Ханты-Мансийск – 249000 ($3570);
  • Новосибирск – 246000 ($3541).

Кроме того, в их собственности остаются ведомственные квартиры и дачи.

Столичные оклады

Средняя зарплата рядовых госслужащих в Москве составляет 118200 руб. ($1701).

Больше всех зарабатывают сотрудники министерств и ведомств федерального подчинения:

  • казначейство – 161000 ($2318);
  • МЧС – 152000 ($2188);
  • МИД – 148800 ($2142);
  • Министерство финансов – 138100 ($1988);
  • служба кадастра и картографии – 134500 ($1936);
  • агентство по делам национальностей – 65900 ($948,6);
  • гидрометеорологическая служба – 82520 ($1188);
  • защита прав потребителей – 85300 ($1228);
  • министерство труда и соцзащиты – 98860 ($1423).

Руководители министерств получают оклады в размере:

Средняя зарплата сотрудников в администрации президента – 217100 ($10321) в месяц.


Прибыли мэра Москвы С. Собинина составляют:

  • в 2016 году – 6456000 ($92931);
  • в 2017 – 6531130 ($94013).

В его собственности находятся квартира площадью 309 м 2 и гараж 27 м 2 . Еще больше зарабатывает его заместитель, руководитель столичной транспортной системы, В. Лисунов. Его заработок достигает 271000000 руб. ($3886536) в год.


  • тремя земельными участками площадью более 4100 м 2 ;
  • жилым домом – 2130 м 2 ;
  • тремя мотоциклами;
  • двумя автомобилями иностранных марок.

Прибыли других заместителей Московского градоначальника существенно отличаются:

  • руководитель департамента внешнеэкономических связей – 77500000 руб. ($1115580);
  • руководитель департамента социальной защиты населения – 4834000 ($69583) в год.

Прибыли эстонских коллег

В Эстонии насчитывается всего 47 городов.

Крупнейший из них – столица страны, Таллин.

Его мэр получает оклад 3286 евро в месяц. Самый маленький городок – Майзакюла. Глава администрации зарабатывает 1100 евро.

Заработки других градоначальников:

  • Тарту – 3100 евро;
  • Пярну – 2877;
  • Местные самоуправления – менее 1900 евро.

По сравнению с Россией, эстонские мэры живут очень скромно, но это не мешает им строить европейские дороги, создавать современную инфраструктуру и добиваться повышения уровня жизни своих земляков.

Контекст этой записки - оптимизация численности госаппарата, которую инициировал премьер-министр Михаил Мишустин, открывает окно для дальнейших изменений.

Команда, подготовившая записку (Центр перспективных управленческих решений при поддержке Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, компании "ЭКОПСИ консалтинг" и исследовательской группы "ЦИРКОН"), предлагала похожие меры еще в 2018 году в концепции реформы госуправления в период работы в Центре стратегических разработок, которым тогда руководил Алексей Кудрин, нынешний глава Счетной палаты. Сейчас, публикуя записку, Счетная палата выступает в роли дискуссионной площадки, сообщили в ее пресс-службе.

Эксперты предлагают восемь взаимоувязанных шагов, которые, как они считают, к 2024 году приблизят систему государственного управления к лучшим практикам при сохранении прежнего или близкого к прежнему уровня затрат.

Первый шаг: повышение оплаты труда

Ключевую проблему гендиректор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук видит в большом числе госслужащих, которые за небольшую зарплату занимаются работой, не дающей значимого эффекта. Урезание вакансий (а сокращения затронули в основном вакантные штатные единицы) отнимает у органов власти один из немногочисленных вариантов компенсации невысокого уровня оплаты труда.

Госслужащие, занимающие должности вплоть до заместителя директора департамента министерства или федеральной службы, получают зарплаты ниже среднего уровня оплаты труда руководителей в коммерческом секторе в Москве. Кроме того, зарплаты на госслужбе сильно зависят от стажа, но слабо связаны с результатами работы: премиальная часть составляет до 10% зарплат, ее границы не зафиксированы четко, а размер остается на усмотрение руководства ведомств, указывают эксперты. Они предлагают довести размер премий до 30% и привязать их к достижению KPI.

Фото: iStock

Текущая система оплаты труда на госслужбе ведет к тому, что министерства и ведомства перекладывают значительную часть функций на подведомственные учреждения, считают эксперты. "Большие ресурсы повышения привлекательности госслужбы находятся сейчас в подведомственных организациях и различного рода АНО, создаваемых как для того, чтобы обеспечить более высокую зарплату, так и для того, чтобы трудоустроить специалистов, которые не готовы проходить более сложные процедуры устройства на госслужбу, - пишет Шклярук. - В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда полномочия сохраняются за людьми, получающими более низкую зарплату и имеющими более сложные условия работы (поток поручений, переработки, высокий уровень ответственности), а ресурсы сосредотачиваются за пределами госслужбы, размывая полномочия и цепочку принятия решений".

Пятый шаг: гибкий график и опен-спейсы

Эксперты считают, что на госслужбе перевод сотрудников в опен-спейсы и введение гибкого графика дадут такой же положительный результат, как в бизнес-организациях. При этом уже есть успешный опыт переезда в современное рабочее пространство трех министерств и четырех подведомственных им служб (в 2019 году они разместились в башне в Москва-Сити), а также масштабный опыт временной удаленной работы в пандемию.

Удаленный или смешанный формат работы эксперты предлагают закрепить на постоянной основе при использовании методов, которые позволяют отслеживать эффективность работников вне зависимости от времени их физического присутствия на рабочем месте. Они считают достаточным зафиксировать три-четыре часа в день, в течение которых сотрудник должен быть всегда доступен для выполнения рабочих задач.

Какой позиции придерживаются в Счетной палате

Привязать вознаграждение госслужащих не к прежним заслугам, а к реальным результатам, которые достигаются здесь и сейчас - это действительно эффективный инструмент развития госслужбы, считает директор Департамента по развитию человеческого капитала Счетной палаты Алексей Суханов (его комментарий "РГ" передала пресс-служба).

Фото: Анна Исакова / ТАСС

Коридорно-кабинетная система чисто физически создает барьеры для коммуникации, практика крупных организаций, где преобладает open space, дает возможность сотрудникам больше общаться и выстраивать межличностные связи, а это помогает быстрее обмениваться информацией и повышает качество выработки решений, способствует росту доверия, а значит, повышает эффективность совместной работы, считает Алексей Суханов.

"Что касается гибкого графика, то на это тоже нужно смотреть в связке с другими решениями, - говорит он. - Если в основу всей системы ставится оценка по достигнутым результатам, то фактор того, где находился сотрудник, когда обеспечивал эти результаты, очевидно, становится вторичным. Кроме того, гибкий график в современных условиях уже стал нормой, и те организации, которые не предоставляют такой возможности, начинают проигрывать в глазах сотрудников и кандидатов. Если кандидат сильный, то он всегда выбирает из нескольких работодателей - и выберет в итоге того, кто предлагает больше возможностей. В данном случае, гибкие условия работы - это как раз одна из важных опций".

После перевода на "удаленку" в связи с пандемией свыше 60% руководителей и сотрудников Счетной палаты до сих пор предпочитают работу в удаленном или смешанном режиме, а каждый четвертый из опрошенных руководителей отметил, что гибкий режим очень позитивно повлиял на эффективность их команд, говорит Алексей Суханов.

Читайте также: