Какие гарантии по оплате труда получат педагоги

Опубликовано: 17.09.2024

Чтобы пользоваться льготами и привилегиями, их нужно знать или хотя бы иметь под рукой шпаргалку, потому что всего не упомнишь. Для себя и для вас мы такую шпаргалку подготовили. Рассказываем, какие финансовые, социальные и прочие льготы могут получить учителя. Поделитесь с коллегами, чтобы и они вспомнили о своих правах.

Какие основные льготы есть у педагогов

Льготы делятся на несоциальные и социальные. Несоциальные связаны с сокращенным рабочим временем, досрочным выходом на пенсию, доплатами. Социальные — с налоговыми и другими льготами.

Из несоциальных льгот можно выделить сокращенную рабочую неделю, увеличенный трудовой отпуск, предоставление отпуска без содержания на 1 год с сохранением должности, досрочный выход на пенсию, доплаты за звания, классное руководство, совмещение, проведение ЕГЭ, ГИА и другой расширенный объем работ, стимулирующие выплаты молодым специалистам.

Льготы для педагогов регламентируются ФЗ «Об образовании» и региональными нормативными актами. Поэтому есть общие для всех и те, что зависят от региона.

Льготы распространяются на педагогов и других специалистов сферы образования, работающих в государственных, муниципальных и даже частных образовательных организациях.

Сокращенная рабочая неделя. Педагоги получают должностной оклад за 18 часов рабочих часов в неделю . Остальные часы оплачиваются дополнительно. Причем по закону общее число не должно превышать 36 часов в неделю.

Трудовой отпуск. Количество дней трудового отпуска педагога варьируется от 42 до 56 календарных дней в году. Например, психолог в учреждении дополнительного образования отдыхает 42 дня, а педагог-предметник в школе — 56 дней. Для учителей, работающих на Крайнем Севере, предусмотрено увеличение этой нормы до 80 дней.

Дополнительный отпуск. Один раз за 10 лет преподаватель имеет право оформить годовой неоплачиваемый отпуск с сохранением за ним текущей должности.

Досрочный выход на пенсию. В виде льготы по выслуге лет учителям гарантируется досрочный выход на пенсию по достижении трудового стажа 25 лет. Но получить пенсию по выслуге можно не всем педагогическим работникам. Перечень профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Доплаты за звания. Если педагог награжден званием «Заслуженный учитель РФ», он получает доплаты к ежемесячному окладу. Размер доплат регулируется местными законами, но не может быть менее 15 % от оклада. Доплата назначается при условии, что занятость педагога составляет не менее 18 часов в неделю. Также награжденные педагоги получают ветеранские льготы при выходе на пенсию.

Другие доплаты. Доплаты за расширенный объем работ определяются региональными актами. К примеру, в некоторых регионах России педагоги получают доплаты за проверку тетрадей, проведение экзаменов, внеклассную работу, занятия с группой продленного дня.

Какие социальные льготы положены учителям

В перечень социальных льгот входят дотации на оплату коммунальных услуг, компенсация транспортных расходов при переезде на другое место работы, предоставление бесплатного социального жилья сельским педагогам, возмещение транспортных расходов, освобождение от ряда налогов пенсионеров.

Ветеранские льготы. Учителя, выходящие на пенсию и имеющие звание «Заслуженный учитель РФ», могут оформить звание ветерана труда. Для этого нужно обратиться в соцзащиту. Точную инструкцию можно прочитать на сайте пенсионного проекта «РГ».

Ветеранам положена ежемесячная фиксированная денежная выплата. Сумма единовременной денежной выплаты (ЕДВ) для каждого региона РФ назначается своя. К примеру, размер ЕДВ ветеранов труда Москвы – 1000 рублей, а для той же категории льготников Краснодарского края она составляет 551 руб. Также ветераны труда получают 50-процентную льготу при оплате ЖКХ, могут бесплатно протезировать зубы в государственных клиниках, освобождаются от имущественного и земельного налогов на один участок и объект недвижимости, платят транспортный налог в два раза меньше, в период с сентября по май компенсировать на 50 процентов расходы на поездку поездом или самолетом.

Льготы на транспортные расходы. Для работников образования некоторых регионов предусмотрены компенсации транспортных расходов на проезд. Для Москвы, к примеру, они составляют порядка 15 % от основного оклада.

Льготы на ЖКХ. Педагоги в сельской местности имеют право на льготы при оплате ЖКХ. В местах проживания, где начисления за отопление происходят по факту, сумма начисления компенсации изменяется в зависимости от сезона. Если преподаватель живет в доме без центрального отопления, то льготы на отопление учителям предоставляются в виде компенсации стоимости топлива в размере, установленном региональным законодательством в пределах социальной нормы.

Какие льготы положены молодым учителям

Единовременное пособие. Молодые педагоги , только закончившие вуз, могут получить единовременную выплату в размере от 50 000 рублей. Точная сумма зависит от региона, в котором проживает педагог. Для этого он должен трудоустроиться в течение трех месяцев по окончании учебного заведения в государственную образовательную организацию и заключить с ней трудовой договор на срок не менее 3 лет. Такое право предоставляется только по первому месту работы молодого специалиста.

Призыв в армию. Молодые специалисты призываются в армию только с 1 мая по 31 июля. Это помогает им закончить учебный год, а через год снова вернуться к преподаванию.

Ипотечные льготы. Во многих регионах России действуют программы помощи молодым учителям в приобретении жилья. Например, в Пермском крае молодой педагог, решивший работать в сельской школе, может претендовать на 1 миллион рублей для покупки или строительства жилья.

Льготы на закупку канцтовары. Молодые педагоги получают ежемесячную дотацию на покупку канцтоваров и учебных пособий. Точная сумма зависит от учреждения и региона.


По последним данным Росстата, зарплата школьного учителя в среднем по стране составляет 42 тысячи рублей в месяц. Но сама по себе эта цифра мало о чем говорит. В половине регионов России учителя получают от 23 до 30 тысяч рублей. При этом в Ямало-Ненецком автономном округе - 103, на Чукотке - 113 тысяч (с учетом "северных" надбавок), а в Москве - 116 тысяч. Но и в Ингушетии, и в Алтайском крае, и в Москве, и во Владивостоке педагогу нужно выполнить федеральный государственный образовательный стандарт, подготовить детей к проверочным работам, экзаменам в 9-м классе и одиннадцатом. Плюс есть план воспитательной работы, нужно провести "внеурочку", заполнить кучу отчетов, за которые учителям оплата, как правило, не производится… "Средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки", - рассказала "­Российской газете" заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования ­Татьяна Куприянова.

- По нашим оценкам, в начале 2020 года учителя работали в среднем не менее чем на 1,7 ставки. И нагрузка еще значительно "подросла" с началом пандемии, - добавила Татьяна Куприянова.

Что это значит на практике? Чем меньше оплата за норму - 18 уроков в неделю - тем меньше учитель защищен от перегрузок. Низкие ставки и оклады - одна из самых наболевших проблем учителей. По данным мониторинга 2020 года, который профсоюз проводил вместе с минпросвещения, в 80% регионов месячная ставка (оклад) учителя за норму часов учебной нагрузки - меньше федерального МРОТ. В некоторых субъектах она и вовсе - три-четыре тысячи рублей. Все, что сверху, - разные выплаты и надбавки, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. Во многих регионах есть система баллов, которые даются за совершенно разные вещи: от применения новых методик, побед учеников в олимпиадах - до выступления на педсоветах, ведения портфолио учеников, оформления коридоров школы. Список того, за что начисляются баллы, может быть настолько большой и "разношерстный", что директор, манипулируя им, легко может добавить баллы "любимчикам" и забрать их у "провинившихся" учителей.

Еще один штрих к общей картине. В регионах могут применяться самые разные системы оплаты труда: в одних она определяется стоимостью образовательной услуги за "ученико-час", в других - ставки формируются на основе профессиональных квалификационных групп должностей, или в зависимости от образования, стажа работы, квалификационных категорий. В итоге, к примеру, в российской глубинке молодой специалист, который не имеет ни нагрузки сверх нормы, ни классного руководства, будет получать ровно МРОТ, то есть 12 130 рублей.

- Минпросвещения, минтруд, минфин и наш профсоюз уже направили свои предложения в правительство. Подходы предлагаются разные. Они сейчас обсуждаются, - рассказала Татьяна Куприянова. - Наши многолетние наработки в рамках социального партнерства - единых рекомендаций, утвержденных Российской трехсторонней комиссией, показывают: гарантированная часть зарплаты учителя за норму учебной нагрузки должна составлять не ниже 70% от средней по региону, а минимальные размеры ставок и окладов работников в виде базовых должны получить статус федеральных гарантий. Ниже МРОТ они падать не должны. Но выше - это порадует всех педагогов!

Кроме того, по словам эксперта, сейчас обсуждается перечень обязательных компенсационных и стимулирующих выплат. Что в него может войти? Профсоюз предлагает ввести обязательные компенсационные выплаты, например, за работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья или детьми, нуждающимися в длительном лечении, за работу в сельской местности, с детьми и подростками с отклонениями в поведении. И, конечно, - за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, мастерскими и лабораториями, руководство предметными и методическими комиссиями. И это далеко не полный список.

Сейчас на федеральном уровне из этого списка установлена только одна выплата - 5 тысяч рублей в месяц классным руководителям. Ее получают более 800 тысяч педагогов. Есть еще стимулирующие выплаты - они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу. Эксперты профсоюза предлагают отнести к обязательным - выплаты за квалификационные категории, стаж непрерывной работы в образовательной организации. Плюс - предлагается не просто утвердить их перечень, но и определить на федеральном уровне минимальный размер выплат, ниже которого в регионах они быть не могут. Потому что в одном регионе за первую категорию учителю могут добавлять 300 рублей к зарплате, а в другом за нее же - 3 тысячи.

При формировании единой модели оплаты труда важно не забыть про педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, мастеров производственного обучения, методистов. В общем, всех тех, на ком и сегодня школам приходится сильно экономить. И не только работников школ, но и колледжей. То есть учесть работников всех государственных и муниципальных образовательных организаций.

- Все эти меры должны привести к тому, что зарплата учителей вырастет, а дифференциация между регионами уменьшится. Но нужно точно просчитать, какая нужна федеральная поддержка регионам при введении новой системы оплаты труда. Если этого не сделать, большого смысла во всей остальной работе просто не будет, - уверена Татьяна Куприянова. - Если взять все детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, колледжи, детские дома и школы-интернаты, то годовой фонд оплаты труда в этой системе значительно превышает триллион рублей. По некоторым ведомственным оценкам, чтобы базовые ставки и оклады только учителей превысили уровень МРОТ, понадобится дополнительно 200 млрд рублей. По оценкам экспертов Профсоюза, на реализацию этого масштабного социального проекта - введения новой системы оплаты труда в сфере образования - потребуются значительно большие бюджетные ассигнования. Может быть, поэтапно, но решать эту задачу необходимо.

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС:

- Главная проблема в системе оплаты труда педагогов - это большая дифференциация на всех уровнях. Не только между регионами, но и между школами с разной формой собственности. Так, учителя в муниципальных школах получают около 41 тысячи рублей, в региональных - 68 тысяч, а в федеральных - около 80 тысяч. Грубо говоря, если в школе один учитель получает 80 тысяч, а два других - по 20 тысяч, то вместе у них будет средняя по региону. Все зависит от директора: он прекрасно знает, как можно "играть" ставками и разными выплатами. Есть и еще один важный нюанс - многие учителя с невысокой зарплатой, - это педагоги старшего возраста, которые получают еще и пенсию. Директор это прекрасно знает и специально выделяет больше средств молодым, чтобы удержать их в школе. Естественно, учитель со стажем такой ситуацией недоволен. Единая отраслевая модель могла бы сгладить углы. Но проблема еще и в том, что какой бы прекрасной и совершенной она ни была, все упирается в отсутствие у регионов собственных средств на повышение зарплат. Ключевой конструктивный путь - развивать экономику. Если мы сможем пройти пандемию относительно благополучно, то тогда по выходу из нее экономика начнет расти. А вместе с ней - и зарплаты учителей.

Как рассказали "Российской газете в пресс-службе правительства РФ, "в настоящее время в правительстве идет проработка предложений по созданию единой модели оплаты труда педагогов".

- Совместно с Минтрудом России, Минфином России и при активном участии Общероссийского Профсоюза образования министерство просвещения разрабатывает требования к системе оплаты труда педагогов, учитывающие как особенности формирования ставки (оклада), так и перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Соответствующие предложения внесены в правительство и проходят необходимые процедуры доработки и согласования, - рассказали в министерстве просвещения. - Учитывая особый контроль и приоритетный подход к вопросам повышения престижа педагогического труда и формирования достойного уровня заработной платы, в процессе принятия указанные в проекте документы обязательно пройдут экспертное и самое главное общественное обсуждение, прежде всего в педагогической среде. В подобной работе важно опираться на ожидание и мнение самих педагогов, и все механизмы для этого будут задействованы.

Зарплата учителей в 2021 году

В последнее время распространяются слухи о том, что у учителей в текущем году будет повышение заработной платы. Данный вопрос достаточно остро интересует педагогов. В статье разберемся, когда и нас сколько будет повышение. А также что для этого потребуется сделать, сообщает WikiProfit.ru.

Будет ли повышение заработной платы педагогам в 2021 году

Специального повышения для педагогов пока правительством не предусмотрено. Заработная плата, как и всегда будет проиндексирована. В текущем году индексация составит 6%. Также, если педагог берет в свои руки классное руководство – его зарплата вырастет на 5 тыс. руб. в месяц.

Доплата за классное руководство

С 2020–2021 года педагогам, осуществляющим классное руководство, каждый месяц начисляется доплата в размере 5 тыс. руб. С 1 сентября такие выплаты получают более 810 тыс. классных руководителей в школах. Со слов Татьяны Голиковой такие выплаты педагогам школ производятся за счет средств федерального бюджета. В 2021-2023 гг на них выделено 224 млрд руб.

Правительство следит за тем, чтобы назначенные выплаты не были отменены на региональном уровне. Специально для мониторинга была организована обратная связь с учителями.

Недостаток педагогов в школах

Сейчас профессия учитель не популярна среди молодежи. Поступают учиться на нее только ученики со слабыми баллами ЕГЭ.

В стране уже сейчас наблюдается недостаток педагогов школ. Особенно, в сельской местности и глубинке. Данный факт связан с низким уровнем заработной платы и высокой ответственностью, накладываемой профессией.

От чего зависит зарплата

Заработная плата педагога школы зависит от нескольких факторов:

  • стаж работы;
  • повышение квалификации;
  • наличие классного руководства.

При этом заработная плата учителя складывается из таких частей:

  • базовая часть – оплата основных и дополнительных уроков, проверка работ;
  • стимулирующие выплаты – доплаты за успехи учеников и различные внедрения;
  • компенсации различного характера;
  • премии.

Чего ожидали после обещаний 2012 г.

В 2012 году был выпущен законопроект, дающий возможность поднять заработные платы педагогов к 2021 году на 200%. Однако экономическая ситуация не позволила его осуществить.

Самым вероятным повышение заработной платы педагогам является ежегодная индексация в размере 6%.


Что повлияет на повышение заработной платы в 2021 г.

Стоит отметить, что в системе регулирования заработных плат школьных учителей произошли следующие изменения:

  • Соотношение заработной платы среднего учителя и руководства школы. Заработная плата директора не может превышать доход учителя больше, чем в 4 раза.
  • Введение новых должностей: ведущий учитель, старший учитель. Каждая из них имеет ступень профессиональных обязанностей.
  • Учителям придется сдавать экзамены для подтверждения квалификации, что даст возможность претендовать на большую заработную плату.

Сами учителя считают, что данные нововведения совсем не повлияют на увеличение заработной платы. А педагог пенсионного возраста опасаются, что экзамены нужны для освобождения места выпускникам ВУЗов.

В России планируется введение профессионального экзамена. Он поможет не только оценить знание методик, но также и самого предмета. И дополнительно выявит педагогические навыки.

Что за новый профессиональный экзамен

Данная аттестация необходима в первую очередь для того, чтобы учитель сам мог объективно увидеть степень своей квалификации. После получения оценки по экзамену, педагог самостоятельно сможет сделать анализ, чего именно ему не хватает. И после этого повысит уровень мастерства и профессионализма.

Сдавшие такое экзамен учителя автоматически попадают в реестр квалифицированных специалистов Министерства труда. У такого педагога будет преимущество – в случае конфликтных ситуаций с учениками и их родителями руководство может привести в доказательство профпригодности учителя результаты его экзамена. Они также помогут обжаловать увольнение педагога по статье о несоответствии занимаемой должности.

Как будет проходить аккредитация педагогов

Многих сейчас интересует вопрос, кто будет принимать такой экзамен у педагогов школ. Делать это будут высококлассные педагоги и независимые эксперты, получившие аккредитацию на федеральном уровне. Они сделают объективную оценку квалификации педагога, его знаний, умений и навыков.

Предметно-методический блок будет включать в себя тексты с актуальными вопросами по:

  • профильному предмету,
  • информационные графики,
  • статистику и фрагменты статей научного характера.

В каких регионах будут сдавать экзамен

Пилотный проект принимают первыми следующие области

  • Вологодская;
  • Самарская;
  • Свердловская;
  • Тюменская.

Зарплата учителя в 2021 году - последние новости

В перечисленных регионах будут созданы специализированные центры оценки квалификации и мастерства преподавателей.


Могут ли из-за коронавируса совсем отменить ЕГЭ ученикам в 2021 году — свежие новости из Минобразования


«Неужели повысят!»: об индексации пенсии работающим пенсионерам заговорили в Кремле – увеличение в апреле 2021 года


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2017 года N ВП-1992/02

В соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N ДМ-П8-5082 Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, прошли широкое обсуждение с заинтересованными общественными организациями.

Приложение

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (далее - приказ Минздравсоцразвития России N 216н).

1.2. Настоящие Методические рекомендации направлены на упорядочение систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы, предусмотренные пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - организации), и разработаны в соответствии с положениями:

Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год и последующий период, утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г. протокол N 11 (далее - Единые рекомендации);

1.3. Система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда работников организации, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

1.4. Заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.

1.5. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

1.6. Обязательства организации по оплате труда работников (размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера) обеспечиваются как бюджетными ассигнованиями, так и поступлениями от приносящей доход деятельности, безвозмездными поступлениями (если назначение таких поступлений позволяет их использование на эти цели).

Организации - казенные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в рамках бюджетной сметы по соответствующей статье.

Организации - бюджетные и автономные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах имеющихся средств, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Средства, выделенные на оплату труда работников за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, должны быть направлены на оплату труда работников, обеспечивающих выполнение государственного (муниципального) задания. При определении доли средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которая будет направлена в фонд оплаты труда, бюджетные и автономные учреждения не обязаны обеспечивать соответствие этой доли тому размеру расходов на оплату труда, который был заложен учредителем при расчете размера нормативных затрат по соответствующим методикам. При этом организациям рекомендуется долю фонда оплаты труда, направляемую на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала, в фонде оплаты труда учреждения определять в объеме не более 40 процентов.

II. Определение размеров должностных окладов и размеров ставок заработной платы

2.1. Совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников организаций осуществляется в целях:

обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии;

обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;

недопущения дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.

2.2. Одним из направлений достижения указанных целей при установлении системы оплаты труда является упорядочение структуры заработной платы работников организации, обеспечиваемое путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации.

2.3. В целях обеспечения гарантий по оплате труда в структуре заработной платы работников организаций согласно разделу VIII Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется:

- устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н;

- устанавливать минимальные размеры окладов, минимальные размеры должностных окладов по иным категориям работников организаций по соответствующим квалификационным уровням ПКГ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

- устанавливать размеры окладов (должностных окладов) в зависимости от сложности труда - по профессиям рабочих или должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

- не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда.

Кроме того, пунктом 33 Единых рекомендаций предусмотрено, что при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

2.4. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.1, 2.2 приложения N 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 установлена продолжительность рабочего времени, рекомендуется осуществлять на основе должностных окладов, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2.5. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3-2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

2.6. Должностные оклады, ставки заработной платы педагогических работников, руководителей структурных подразделений и работников из числа учебно-вспомогательного персонала устанавливаются организациями по квалификационным уровням ПКГ должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития N 216н).

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организации за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными с учетом соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы - без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.

2.7. При определении размеров должностных окладов, ставок заработной платы педагогических работников рекомендуется учитывать принятые образовательной организацией обязательства по повышению уровня заработной платы педагогических работников, показатели повышения эффективности и качества образования, этапы перехода к эффективному контракту, в части отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации, в соответствии с Распоряжением Правительства N 722-р.

III. Особенности оплаты труда отдельных педагогических работников

3.1. В целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников, которым установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы*, исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендуется осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее - повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.

* Нормы часов за ставку заработной платы в неделю учебной (преподавательской) работы - 18 час., педагогической работы - 20, 24, 25, 30, 36 час. (пункты 2.3-2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

При оплате труда указанных педагогических работников применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендуется осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы (см. примеры исчисления заработной платы по отдельным категориям педагогических работников).

При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.

3.2. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы.

Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемые согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу Минобрнауки России N 1601 педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю (примечание 4 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

3.3. Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 (зарегистрировано Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388) могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

3.4. Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму (Тарификационный список работников), предусмотренную приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Чтобы повысить заработную плату работникам образования, в настоящее время предусмотрены стимулирующие выплаты учителям. Это сделано в первую очередь для того, что люди, получившие педагогическое образование не боялись занять свое место в учебных заведениях из-за низкой оплаты труда. Но не всегда даже эти доплаты имеют существенный размер. Да и получить их очень проблематично из-за высоких требований и достижений в показателях работы.

Понятие стимулирующих выплат

что такое стимулирующие выплаты

К стимулирующим выплатам относят материальный характер доплат. Но они могут быть получены только при условии имеющихся показателей в работе, а также в области труда педагога. Законодательство указывает на то, какие должны быть достижения, чтобы рассчитывать на повышение оплаты труда.

Выделяют следующие виды возможных выплат:

  1. Премии.
  2. Доплаты.
  3. Надбавки.

Если они имеют место быть, то должны найти отражение в подписанном приказе, а также в заключенных договорах. Утверждение происходит именно руководителем того учреждения, где работает человек. Права работника при этом не ущемляются и никак не меняются, ущерб им не причиняется. При начислении премий или других выплат, они не могут быть в последующем быть высчитаны из полученной заработной платы.

Это очень выгодно, в том числе и для руководителей, так как их сотрудник начинает показывать высокие темпы, стремится к тому, чтобы получить максимум в дополнение к основному виду заработка. Но стоит отметить, что среди государственных служащих такое подталкивание к труду появилось сравнительно недавно, если брать во внимание частные компании. В последних делается все для того, чтобы взять на работу достойных сотрудников, которые будут отдавать максимум для получения итогового положительного результата.

Состав зарплаты

расчет зарплаты учителя

Следует определиться с тем, из чего же состоит заработная плата учителей, согласно действующего законодательства. В ней выделяют:

  • Компенсационные доплаты. В зависимости от условий труда определяется и размер таких выплат. Поощрения должны быть прописаны в бумагах учреждения, будь то детский садик или гимназия.
  • Базовая ставка. Это своего рода расчет труда и деятельности самого работника. Сюда входит уровень квалификации, образования, опыта работы, количество часов, которые взяты для выполнения должностных обязанностей.
  • Стимулирующие выплаты. Во внимание берется законодательная основа, куда входит в первую очередь постановление Министерства здравоохранения, в котором утверждены все возможные виды производимых выплат, выступающих в качестве стимулирования трудовой деятельности.

Стимулирующая надбавка предоставляется при интенсивной работе, а также высоких показателях в ней. Не малое значение тут сыграет и то качество, которое должно оставаться на высоком уровне. При этом определенный коэффициент выставляется и при наборе большого опыта работы в данном направлении. По итогам всего сочетания этих пунктов выставляется и размер возможного получения вознаграждения конкретным сотрудником учебного заведения.

Критерии для правильной оценки трудовой деятельности и установления выплат стимулирующего характера прописаны в документах каждого учреждения. Но при этом их размер может отличаться в каждом по отдельности. В любом случае все они должны полностью соответствовать тем нормам, которые прописаны в нормативных документах и законодательных актах. В заключенных договорах могут быть прописаны эти моменты для каждого учителя в отдельности. Все будет зависеть от самого человека, его уровня образования, а также возможностей. Такие тонкости можно найти в письме от имени Министерства науки и образования, которое датировано 2013 годом.

Кто устанавливает доплаты

Когда речь касается конкретного лица, который может устанавливать выплаты стимулирующего характера, то следует обратиться к Трудовому кодексу. В нем прописано, что таким правом наделены руководители, в сочетании с мнением представительного органа учреждения. Если обратить внимание на конкретный документ, где это все должно быть прописано, то это соглашение, заключенный договор, а также возможные нормативные акты локального характера.

Представители общественности в организации также играют важное значение в таком направлении производства дополнительных выплат. Должны создаваться и специальные комиссии, которые необходимы для правильной оценки деятельности каждого из работников. При этом не лишним будет размещать сведения в сети интернет, а также на возможных сайтах общеобразовательного характера. Это как дополнительный способ стимулирования, чтобы сотрудники стремились к таким показателям.

От имени непосредственного руководителя должно поступить ходатайство о необходимости поощрения учителя. Важно тут приобщить и оценочный лист, который послужит доказательством полноценной работы за выставленный промежуток времени.

Условия получения

за что начисляются стимулирующие выплаты учителю

Чтобы получить стимулирующие выплаты, законодательством предусмотрены определенные условия, список которых должен быть разработан непосредственным руководителем учреждения. К педагогам можно отнести следующие их основные виды:

  • Кроме классных, должны проводиться и реализовываться внеклассные мероприятия, к которым можно отнести проведение экскурсий, проектов социального характера, учебного процесса и прочие.
  • Дополнение стандартной программы учебного процесса различными моментами, позволяющими получить более высокие результаты. Самостоятельно ее можно и совершенствовать в лучшую сторону.
  • Все достижения учеников должны контролироваться, оцениваться и на основе этого делаться определенные выводы, составляться таблицы, схемы.
  • Оздоровительная деятельность, проведение спортивных мероприятий.
  • Проведение мероприятий вместе с родителями учеников, чтобы повысить их активность в жизни не только класса, но и школы, в общем.
  • Подведение результатов по итогам аттестаций, проверочных заданий, контрольных.
  • Ведение работы с детьми, имеющими высокие показатели в учебе, а также детьми, находящимися в неблагополучных семьях.
  • Поощрение учеников, которые активно принимают участие в соревнованиях, мероприятиях школьного значения, олимпиадах, конференциях, при получении положительных результатов.
  • Мероприятия по оформлению кабинетов, школьных помещений к праздникам, событиям, организация музея, выставок.
  • Не лишним будет привлечь к работе молодые кадры, которые смогут дать ученикам современные условия, нововведения.
  • Не реже, чем один раз в 3 года учитель должен пройти курсы повышения квалификации. Это дополнительный способ самосовершенствования и увеличения опыта, уровня познаний.

Несколько все иначе относится к работникам дошкольных учреждений, начальных классов. Здесь даже происходит совсем иное финансирование и оплата их труда.

Стоит отметить, что не важно количество проведенных дополнительных занятий и кружков, а их эффективность и посещаемость учениками. В дополнение к этому должны внедряться какие-то новые программы по изучению определенного предмета. Со всеми воспитанниками важно найти взаимодействие, чтобы в итоге получилось и достойное воспитание.

Есть несколько условий, касающихся таких работников учреждений, как библиотекари. Они должны формировать фонд библиотеки и максимально активно, развивать его и сохранять на протяжении длительного времени, работать на постоянно основе с посетителями, повышать уровень своего профессионализма. Но даже все вышеперечисленные критерии не могут стать образцом и окончательным вариантом. Они постоянно совершенствуются и изменяются, чтобы достичь оптимального варианта. также вы можете получить дополнительную бесплатную юридическую консультацию по телефону, расспросить обо всех нововведениях в законодательстве профессиональных юристов.

Премии руководителям

Но не только сами учителя, но и их руководители могут рассчитывать на стимулирующие выплаты. От Министерства науки и образования постоянно поступают предложения по данному вопросу. Здесь во внимание берется наличие жалоб, их количество, поступающие от родителей учеников, уровень образования, работы с одаренными детьми, итоги по экзаменам, количество отчисленных воспитанников, а также выбывших по различным основаниям.

В дополнение к этому высоко цениться работа с молодыми кадрами, прием их на работу, стимулирование их привлечения. В школе также должно быть обучение по определенному направлению, профилю, а также наличие высококвалифицированных специалистов в данной области.

Оценочный лист

оценочный лист учителя

Когда речь идет об оценочном листе, то тут стоит обратить внимание на то, что в нем должны быть прописаны все указанные выше критерии, условия, а также бальная система оценок. Здесь также прописываются и сроки, в течение которых должны быть выполнены поставленные задачи. Это может быть неделя, год, четверть и прочее.

Баллы начисляются в том случае, когда выполняется определенный пункт. И чем больше этих пунктов будет реализовано, тем меньше вероятность того, что придется снимать отметки за пропущенные критерии. Каждый вид работы имеют различный уровень сложности и, следовательно, распределение баллов. По всем градациям в последующем происходит сочетание всех оценок. Фонд оплаты труда определяет важность и ценность каждого балла. Именно на основе этого и устанавливается размер для оплаты.

Оценочный лист показывает то, на сколько удачно преподаватель выполнил свои обязанности, а также дополнительные моменты в образовании. По итогам его рассмотрения принимается решение о том, чтобы учителю начислить надбавки, выплаты и в необходимом размере.

Порядок предоставления

При установлении размера стимулирующих выплат за основу берется оценочный лист. Не малое значение сыграет и тот бюджет, который установлен для каждого конкретного учреждения. Именно от него и будет исходить минимальный размер доплат. Это говорит о том, что если в одной школе учитель выполнит некоторые пункты и получит при этом 1 000 рублей, а в другой школе за такую же работу смогут начислить лишь 600 рублей.

Есть несколько способов, по которым происходит распределение выплат стимулирующего характера:

  1. Происходит рассмотрение предложений, поступивших от непосредственного руководителя. Этим занимается профсоюз. По его итогам принимается решение в полном соответствии с заявленным ходатайством или же происходит изменение в меньшую или большую сторону.
  2. Создается специальная комиссия, которую возглавляет директор учреждения. Она уже и будет принимать решение в отношении конкретного педагога.

Две данные структуры изучают оценочный лист, плюсуют все баллы между собой, определяют размер оплаты за один бал. Чтобы высчитать стоимость балла, весь имеющийся бюджет учреждения делится на все баллы, которые набрали учителя. После этого размер умножается на все оценки и происходит начисление стимулирующих выплат в установленном размере.

По итогам заседания комиссий, издается приказ, в котором прописываются все выплаты, которые причитаются конкретному учителю. Дополнительно на нашем портале вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по телефону и онлайн.

Читайте также: