Какие зарплаты в управе района

Опубликовано: 16.05.2024

На первый взгляд структура московского правительства представляет собой довольно сложную и запутанную систему. В столичной мэрии трудятся более пятисот человек (это только в аппарате главы города).

На местах же эта цифра достигает двадцати трех тысяч государственных чиновников. Вся эта большая команда должна работать на благо жителей Москвы.

Следует отметить, что на сегодняшний день средний возраст городского депутата значительно меньше, чем это было до недавнего времени. Эти изменения в систему внес нынешний мэр Сергей Собянин.

Он собрал команду высококвалифицированных специалистов, которые с помощью современных методов и инструментов решают самые трудные задачи.

За что в городе отвечают управы района

Возглавляет столицу мэр, который руководит департаментами с разными правами и обязанностями. На местах прямые распоряжения главы города воплощают в жизнь префектуры, которым подчиняются районные управы. Вместе с ними ведут свою деятельность местные администрации, в которых трудятся муниципальные чиновники.

Управы были сформированы по приказу московского правительства. К их полномочиям относят:

  • благоустройство территории;
  • строительство новых зданий и сооружений;
  • вопросы частного бизнеса;
  • проведение собраний жителей.

Эта своего рода «районная дума» принимает каждый год отчеты от директоров школ, детских садов, руководителей парковых зон.

С управой нужно согласовывать работы по облагораживанию территории, ремонту домов, расписание культурно-массовых мероприятий, список секций для детей и деятельность прочих социальных проектов.

Какие вопросы решает муниципалитет

Муниципалитет - это местный орган самоуправления, который состоит из рядовых жителей столицы, которые вызвались решать задачи районной важности. Каждого муниципального депутата выбирают путем голосования. Под юрисдикцию этого органа власти попадают:

  • проблемы опеки несовершеннолетних детей;
  • защита объектов, несущих историческую и культурную ценность;
  • вопросы, касающиеся бездомных животных;
  • общественные работы;
  • культурная программа;
  • спорт;
  • организация праздников;
  • защита социально-незащищенных слоев населения.

Отличительные черты двух ведомств

Главными отличиями между управами и муниципалитетами являются:

  • Бюджет. Казна местных администраций пополняется за счет отчислений из налога на физлиц и финансов из бюджета Москвы. Управа финансируется только за счет субвенций.
  • Полномочия. Муниципальные образования наделены меньшими полномочиями, в отличие от управ.

Как стать чиновником?

Если до недавнего времени работа госслужащим представлялась простому человеку чем-то далеким и почти неземным, то на сегодняшний день картина меняется. На портале московского правительства регулярно публикуются вакантные рабочие места.

Следует отметить, что стать сотрудником мэрии могут не только москвичи. Для вступления в должность достаточно будет иметь гражданство РФ.

Конкурс на свободную должность очень большой. По некоторым подсчетам на одно вакантное место приходится около шестидесяти кандидатов. Эти цифры не вызывают удивления, ведь уровень заработной платы у чиновников варьируется от 70 до 100000 рублей.

Также по результатам своей деятельности муниципальные чиновники получают премии, которые могут составлять тридцать процентов от базового оклада.

Система дополнительных выплат очень гибкая и носит регулярный характер. Это связанно с тем, что фонд заработной платы распределяют сами руководители органов власти.

Конечно, люди стремятся работать в правительстве Москвы не только из-за достойной оплаты своего труда. Возможность реализовать свои профессиональные и творческие навыки – вот основная цель соискателей. К кандидатам выдвигают повышенные требования:

  • Профессионализм. Человек должен иметь высокий уровень квалификации и опыт работы в данной сфере.
  • Умение добиваться результата. Будущий чиновник обязан быстро выполнять поставленные задачи.
  • Коммуникабельность. Человек обязан уметь находить общий язык с разными людьми.

Самое важное качество, которое хотят видеть в госслужащем обычные жители – это умение разговаривать с людьми на понятном языке, избегая канцелярских штампов.

Оценка кандидатов

Существует специальный центр оценки желающих получить работу в правительстве Москвы. Благодаря ему шансы всех кандидатов уравниваются.

Эксперты, которые не имеют отношения к госаппарату, дают оценку профессиональным качествам соискателей максимально объективно. Система оценки в этом центре очень простая. Она заключается в применении трех цветов:

  • зеленый – человек имеет большой потенциал, в нем заинтересовано правительство;
  • желтый – сотрудник, который достаточно хорошо справляется со своими обязанностями;
  • красный – соискателю стоит задуматься о смене деятельности.

Тяжело во время собеседования понять, будет ли будущий чиновник работать, соблюдая законодательство. Или же он не обладает социальной сознательностью.

Для того чтобы выбрать самого подходящего кандидата, соискателю предлагается пройти испытание полиграфом. Это предложение внесли москвичи, которые устали от недобросовестных чиновников.

Правительственная стажировка

Современный кадровый проект позволяет не только влить «свежую кровь» в правительство города, но и дать возможность талантливой молодежи реализовать свой потенциал.

На протяжении года (продолжительность стажировки) студенты и выпускники вузов могут попробовать свои силы в разных сферах аппарата управления города. У них есть возможность на практике понять, как «строится Москва». На каждое вакантное место приходится более двадцати кандидатов.

Размер зарплат муниципальных служащих

Следует понимать, что депутаты местных администраций в принципе не имеют зарплат. Они получают раз в месяц материальное поощрение, размер которого зависит от качества их труда.

Муниципальные чиновники регулярно отчитываются в проделанной работе, а денежные средства им поступают в качестве премии за хорошо выполненные обязанности.

Но дело в том, что муниципальные организации сами хозяева своего бюджета. За средства, которые им доверили жители района, они несут ответственность самостоятельно. А, следовательно, и распределяют их по своему усмотрению. Поэтому и уровень зарплат у муниципальных чиновников может превышать сто тысяч рублей.

Более 1000 статей по бизнесу, финансам, инвестициям и банковским услугам на портале - "Бизнес заработок" .

Подписывайтесь на канал и жмите лайк - чтобы не пропустить новые публикации!

Действующий столичный чиновник рассказал журналистам об огромных состояниях, обнаруженных у представителей всех уровней власти Москвы – от районного до городского

Как московские начальники наживают миллиарды

Как пилят бюджет на всех уровнях власти Москвы – от районного до городского, рассказал ПАСМИ (Первому антикоррупционному СМИ) действующий столичный чиновник. Какая зарплата у глав районов, руководителей префектур и какая ее часть уходит на партвзносы и правоохранителей? Сколько стоит должность префекта, и откуда берутся деньги на ее покупку? И почему такое крупное по масштабам московское воровство не замечают силовики?

Из чего состоит районный бюджет

Районная власть в Москве осуществляется в управах. Глава управы де юре назначается распоряжением мэра Москвы, но де факто вопросы с назначением решает префект. Поэтому одна третья часть всех глав районов – это люди префекта, которые с ним либо работали когда-то в качестве заместителей, либо руководили подведомственными организациями. Обычно префект доверяет им больше, чем остальным.

Самая многочисленная группа глав управ – люди, за которыми стоит определенные силы влияния: это может быть как руководитель департамента в мэрии, так и представители силовых структур. Этих обычно не увольняют, когда в округ приходят новый префект. И самая малочисленная группа глав, примерно 20%, это те, кто эффективно работает, классные хозяйственники и лидеры общественного мнения. Как раз из-за их опыта их и не увольняют, с ними считаются, потому что они авторитеты. Чаще всего, это люди в возрасте – за 55.

Больших денег в бюджете управы нет – только на текущее содержание. Основные средства спускаются подведомственным коммунальным организациям, например – ГБУ «Жилищник». Это в среднем 300 миллионов в год на содержание всех дворов района. Только в управах Центрального административного округа другое финансирование, например, в Хамовниках – около 1,5 миллиардов в год.

Около 200-400 миллионов – получают «Жилищники» с жителей коммунальную плату за управление многоквартирными домами. Итого бюджет среднего района – всего 500-700 миллионов в год.

Какую часть бюджета можно «состричь» себе в карман? Собеседник ПАСМИ считает, что хороший «куш» можно поиметь с госзакупок, на которые уходит около 20% бюджета. У руководителей многих управ есть свои подрядчики. Тут уж стараются, кто как может - где-то цены завысят, кто-то объем меньше выполнит, кто-то менее качественный товар привезет. Но рентабельность выходит процентов 15-20 максимум, а это 10-15 миллионов в год, больше вам не дадут.

И как жить на одну зарплату?

По факту глава района является бесправным чиновником и просто координатором. Он не может повлиять на контрольно-надзорные органы для решения каких-либо задач в районе. Чиновник может только попросить районное ОВД, например, проверить такую-то квартиру, а они могут его просьбу и проигнорировать. Может попросить МЧС провести профилактические мероприятия, а ничего не проводится. А потом от того же МЧС прилетает бумажка – что-то не соответствует нормам и вот вам штраф 100 тысяч рублей.

Управе приходится быть в ответе за ЖКХ, за работу с незащищенными группами населения и торговые услуги. ЖКХ – самое сложное и скандальное подразделение: снег выпал – что хочешь делай, но его надо убрать. Если выборы – все сделать нужно так, чтобы они прошли без скандалов. А еще считается, что у глав районов очень большая зарплата. Базовая при этом не особо высокая – в среднем тысяч 150, но внушительным бонусом идут квартальные премии о 500 тысяч до миллиона. В месяц всего выходит 300-400 тысяч – все зависит от района и числа его жителей. За такую «денежку» уже можно держаться.

Правда, есть еще и финансовые обязательства. Во-первых, это партийные взносы (главы управы возглавляют в районе «Единую Россию») – это примерно 100 тысяч в квартал. Нужны деньги и на всякие инспекции – жилищную, административно-техническую, дорожную. Много кому что надо, в целом выходит 150-200 тысяч в месяц – как абонентская плата.

Где на это деньги берут? Кому-то премию могут начислить, чтобы человек получил и отдал. А если кто-то так не делает, могут их к заму мэра Собянина Петру Бирюкову вызвать, обвинить, что плохо работает. Так система выстроена. Не будешь делать, что скажут – будешь всегда на последнем месте. И все в Москве в курсе такого положения - от мэра Москвы Сергея Собянина, до главы УФСБ по Москве и Подмосковью Алексея Дорофеева.

Префект и его рычаги влияния

Префектура уже является распорядителем бюджетных средств – выделяет деньги управам, «Жилищникам» и далее по списку. Есть у префектуры и рычаги влияния на торги. Все подряды,

а это около 5-10 миллиардов бюджетных денег в год, выигрывают нужные компании. В ЦАО сумма раза в три больше. Юридически – это деньги района, а по факту – префектуры. Если району выделят 100 миллионов рублей на благоустройство, то это значит, что торги организует и проводит префектура, и выигрывает их обычно нужная компания. Если глава района не согласен, то он может уволиться. Даже в течение дня – у районных руководителей «в запасе» по 10-15 выговоров всегда висит. Проблем с увольнением обычно не бывает.

Бюджет подрядов на благоустройство небольшой – примерно миллиарда два, хотя с введением новой программы «Мой район» он вырос до 10 миллиардов. Деньги чаще распределяются по районам, где у префекта свои главы, которые лишних вопросов не задают. Тут уже зарабатывают непосредственно префекты. И если среди глав районов еще есть такие, кто живет на зарплату, то префектов честных точно нет. Потому что невозможно быть честным в этой системе.

Префекты отдают по 2-3 миллиона долларов за свое назначение. Сумма примерно одинакова для всех округов, кроме ЦАО. Это знают многие, кто близко общается с руководителями мэрии и префектур. При Юрии Лужкове деньги за назначение Сергей Цой собирал, при Сергее Собянине – кто то, кого наш рассказчик не знает. Но знает наверняка – если тебя назначили, в течение полугода ты должен отдать, потому что такие правила.

Замы префектов – для руководства мэрии почти все свои. Например, Петр Бирюков или даже Владимир Ресин могут позвонить любому префекту с просьбой, чтобы назначили нужного зама. Ресин до сих пор считается очень влиятельным, со времен Лужкова. Вся стройка Москвы была под ним, а сейчас он храмы строит. Другой вариант, если префект назначает своего зама по ЖКХ, например, из управы. Руководители департаментов в префектуре, как правило, обычные клерки.

Распределение ролей на кухне Собянина. Петр Бирюков

В Москве заместитель Сергея Собянина Петр Бирюков и его люди несут ответственность перед мэром. Можно без остановок говорить о политике, выстраивать стратегии очередных компаний, но если зимой в квартирах холодно, нет воды или засорился унитаз, то вас это будет волновать больше, чем политика. Собянин видит эту кухню, и ему главное, чтобы там все было в порядке. Любая головная боль ему не нужна. Поэтому основная задача для Петра Бирюкова – чтобы все было чисто, чтобы был снег убран вовремя, чтобы в каждой квартире было отопление, а в каждом дворе – свет.

В мегаполисах заместитель по ЖКХ – это первый заместитель мэра. Потому что реально это стратегическая отрасль, и это многие недооценивают. Самое большое влияние на лояльность граждан оказывает ЖКХ.

Благоустройством столицы Петр Бирюков заведует уже 12 лет. Фонд борьбы с коррупцией недавно подсчитал, какие богатства можно накопить за столь долгий срок на хлебной должности. Всего у семьи главного коммунальщика Москвы ФБК насчитал 17 квартир. О самом

впечатляющем объекте недвижимости Петра Бирюкова – двухэтажном пентхаусе с панорамным остеклением в элитном жилом комплексе «Легенда Цветного» в центре Москвы – год назад писал журналист «Медузы» Иван Голунов.

Владелец ЖК «Легенды Цветного» – девелоперский холдинг Capital Group. Как отмечал в своей статье Иван Голунов, структуры Capital Group именно с 2015 года получили по программе «Моя улица», которую курировал Бирюков, контракты на общую сумму около 21,5 млрд рублей.

В собственность вице-мэра и его семьи роскошная недвижимость в «Легенде Цветного» перешла тоже в 2015 году, в декабре. В собственности родственников Бирюкова в «Легенде» – всего девять квартир, рыночная стоимость которых вместе составляет 1 млрд 769 млн рублей.

Патриаршие пруды – более престижный и дорогой район Москвы. ФБК сообщал в своем расследовании, что именно там находится единственная квартира, которой Петр Бирюков владеет официально вместе с супругой. Площадь жилья в Ермолаевском переулке 173,8 кв. метров, стоимость – 146,5 млн рублей. Еще одна квартира в этом доме (двухэтажная) принадлежит дочери вице-мэра Ирине и ее сыну Никите. Площадь апартаментов – 330 кв. метров, а цена – 275,5 млн рублей.

Собственником своей доли на Патриарших Никита Бирюков стал в шесть лет, а повзрослев, обзавелся еще одной, тоже неплохой жилплощадью в ЖК «Сытинский» в Богословском переулке. Он объединил две квартиры, в результате получилось 307 кв. метров стоимостью 616 млн рублей. «Это официальная зарплата его дедушки, главного московского хозяйственника, за 100 лет», – отмечал Фонд Алексея Навального.

Добавьте к жилью офис в одном из небоскребов Москва-Сити. Он принадлежит компании ООО «Вента», ее владельцы – дочь и невестка вице-мэра – Екатерина и Ирина Бирюковы. «Вента» занимается предоставлением спецтехники, компания выиграла ряд тендеров московских ведомств на общую сумму 316 млн рублей. Такой бизнес позволяет иметь 500-метровый офис стоимостью 261 млн рублей.

«По открытым источникам мы насчитали у семьи чиновника Бирюкова квартир и офисов на 4,3 миллиарда рублей, машин на 176 миллионов и дачу на миллиард. Всего выходит 5,5 миллиардов», – резюмировал свое расследование Алексей Навальный.

По этим цифрам можно даже в уме прикинуть, сколько миллиардов из бюджета Москвы уходит на распил остальным его замам.

Чем разжилась на своей должности Наталья Сергунина

Наталья Сергунина – первый заместитель мэра Москвы Сергея Собянина – тот, кто отвечает за выборы. Согласно декларации о доходах и имуществе первый заместитель столичного мэра Наталья Сергунина живет на одну зарплату и владеет лишь скромной трешкой на Юго-Западе.

В реальности все наоборот – она и ее родственники имеют неплохой доход, благодаря скупке исторической недвижимости в центре Москвы, выяснили в том же Фонде борьбы с коррупцией.

Сестра Натальи Сергуниной Ирина Сафаниева, дизайнер. Ее муж, Лазарь Тельмитович Сафаниев – совладелец венчурного фонда Дженом, инвестирующий в технологические стартапы. Как выяснили в ФБК, он, под именем Аарон Аронов, – бенефициар лондонской фирмы Balkan Consulting limited, которая через собственников – двух офшорных компаний с Британских Виргинских островов Candee Investments и Upington International limited и кипрского офшора Florestar, связана с ООО «Меркурий», которое за бесценок скупает здания в Москве.

Так, в июне 2016 году, когда Сергунина была министром и заместителем Собянина по вопросам имущественно-земельных отношений, ООО «Меркурий» стало победителем аукционов по продаже трех исторических зданий – дома 15 в Серебряническом переулке, строения 2 дома 2 на площади Тверская застава и части здания на Садовой-Самотечной. Дом в Серебряническом переулке площадью 1312 кв.м был куплен за 86 млн рублей, т. е. по стоимости элитной трешки. Здание на площади «Тверская застава» (1463 кв.м) ушло «Меркурию» за 93,5 млн рублей, а часть здания (610 кв.м) на Садовой-Самотечной за 31 млн рублей. Во всех трех объектах исторической застройки Москвы теперь располагается гостиница Custos.

В июле 2016 года «Меркурий» покупает здание 2300 кв. м в Лубянском проезде всего за 136 млн рублей. Здание в 800 кв. м на Петровском бульваре досталось фирме за 45 млн рублей. Еще одно здание, расположенное по адресу Петровский бульвар, 5 строение 1 площадью 1500 кв. м также принадлежат «Меркурию».

Еще одна компания «Дита Плаза», скупающая по подобной схеме историческую недвижимость в центре Москвы, по данным ФБК, принадлежит офшору с Кипра Rapria, которым тоже владеет Candee Investments Лазаря Сафаниева. В ее собственности оказались бизнес-центр «Бронная Плаза» (куплено у муниципалитета) на Садовом кольце и небольшое здание в Замоскворечье.

Российской дочерней компании Rapria ООО «Альфа Капитал» в 2013 году департамент городского имущества продал 40% акций московского кинотеатра «Октябрь» за 430 млн рублей. Остальными 60% его акций владеет холдинг «Газпром медиа».

Активисты ФБК насчитали у Сергуниной и ее семьи пять гостиниц, одно здание непонятного назначения (Каретный Ряд, 8 – на ремонте), кинотеатр, а также два ресторана на территории ВДНХ – «Оттепель» и «Московское небо». Посетителей там обслуживает принадлежащее ей через подставные фирмы ООО РБП «Ладим-Н». Эта компания, как выяснили в свою очередь «Открытые медиа», занимается организацией выездных мероприятий для мэрии Москвы и Совета Федерации.

По мнению активистов ФБК, самое дорогое клан Сергуниных прячет за границей, а конкретно – в Австрии. Там Лазарь Сафаниев, согласно отчетности его английской фирмы, является собственником некоей недвижимости стоимостью 10,5 млн фунтов (826 млн рублей).

По данным Фонда борьбы с коррупцией, у семьи Натальи Сергуниной всего имущества на 6,5 млрд рублей. Явно ведь, не на зарплату накопили.

Небожители мыслят глобально

Сам мэр Сергей Собянин – мужик очень глобальный, считает собеседник ПАСМИ. И приводит пример. Есть недострой – пятиэтажный гаражный комплекс. Стоит задача – либо достроить, для чего необходимо выделить 250 миллионов рублей и компенсировать собственникам еще 200 миллионов; либо снести и компенсировать собственникам 200 миллионов и построить за миллиард новый комплекс под нужды управы – досуговый центр, центр социального развития или еще что-нибудь.

Префект доложил, мэр решил – миллиард выделяем, сносим, следующий вопрос. И вот за одно совещание, за 40 минут, 50 миллиардов таким образом распределили.

Сколько в Москве пилится бюджетных денег по департаментам социальной защиты населения, образования, здравоохранения? Скажем «миллиарды» – не ошибемся. Стройка – 300-500 миллиардов, фонд реновации – 200 миллиардов.

Почему никого не сажают? Ведь в курсе механизмов распределения денежных средств должны быть все. И директор ФСБ Александр Бортников, и министр МВД Владимир Колокольцев, и генпрокурор Юрий Чайка, и глава Администрации президента Антон Вайно.

Об уголовных делах против высших должностных лиц московского правительства вы не слышали и не услышите, пока не сменятся министр внутренних дел и директор ФСБ. Всем понятно, что мэр с силовиками как-то договорился и решил вопрос. А как? Собеседник ПАСМИ из московской мэрии считает, что Собянин строит здания УВД и МЧС за счет средств столичного (регионального) бюджета. Покупает федералам очень много техники. Об этом открытым текстом говорит государственный телеканал «Россия 24»: город купил 500 машин пожарным и полицейским. Просто никто вопросов не задает: почему налогоплательщики города Москвы должны покупать пожарные машины федеральной службе?

Собянин просто смог грамотно найти механизм, при котором высшие должностные лица ему благодарны, делится своим мнением аноним из столичной мэрии. Таким образом мэр Собянин и откупается, но не взятками в виде кэша, а решением реальных проблем федерального ведомства.

Смысла ломать систему, сложившуюся в Москве, этот неизвестный чиновник не видит. По его мнению, такая система эффективна. Причем, если Собянина убрать, то система будет работать, ничего не изменится.

Москва … как много в этом звуке для сердца русского слилось! – слова Александра Сергеевича актуальны и в 21 веке. Москва – это центр экономики и общественно-политической жизни России. И это современный и очень красивый город. С реформами Собянина за последние годы Москва стала одним из красивейших городов Европы. Возможно, даже самым красивым, чистым и удобным. Все это заслуга людей, которые в нем живут, и которые каждый день работают над улучшением жизни столицы – сотрудников правительства Москвы. В нашей статье мы расскажем, что представляет собой правительство Москвы, как и на каких условиях в нем работают люди, и как туда можно устроиться.

мэрия москвы вакансии трудоустройство тесты

правительство Москвы персонал вакансии

Условия работы в правительстве Москвы

Как и на любом крупном предприятии условия на конкретных местах в правительстве Москвы могут сильно различаться. Чаще всего условия зависят от конкретного руководителя департамента, отдела или управы – какой человек и его требования, такие и его команда, и требования к ее работе. Довольно сложно сделать обобщение и выдать список плюсов и минусов для такой большой структуры. Но мы попытаемся. Просим не судить строго, если мы где-то незначительно ошиблись, и писать нам об этом в комментариях.

Зарплаты в правительстве Москвы

На 2021 год госслужащий правительства Москвы зарабатывает в среднем 100-110 тысяч рублей в месяц. Из них только 40-45% составляет оклад, а 55-60% — премия. Иногда и больше – нередко премии в несколько раз выше оклада. Поэтому не стоит грустить, если вы видите в объявлении о вакансии в правительство Москвы цифру зарплаты в 35-40 тысяч рублей. Обычно указывается только оклад. В правительстве Москвы есть целый ряд способов как при небольшом окладе получать 110-120 тысяч и больше. В подведомственных организациях зачастую зарплаты еще выше.

Кроме зарплаты иных материальных или нематериальных бонусов чаще всего не бывает. Но с определенного уровня руководители получают право на ведомственную машину с шофером, иногда для иногородних сотрудников ведомства оплачивают аренду квартиры в Москве.

Достаточно широко в правительстве Москвы организуются праздники и корпоративы. Обычно это подразумевает аренду хорошего ресторана в городе или в Подмосковье с широкими гуляниями.

Попробуем свести в список основные плюсы и минусы работы в мэрии Москвы для рядового сотрудника. Повторимся, чаще всего они складываются из того, какой конкретный руководитель в том или ином отделе. У профессиональных руководителей, которые заботятся о своих подчиненных, и люди довольны своими условиями. А у непрофессиональных или не заботящихся о сотрудниках – люди, соответственно, недовольны.

Плюсы

  • уровень оплаты выше среднего по Москве;
  • хороший коллектив, в котором принято помогать друг другу;
  • чаще всего – компетентные и лояльные руководители;
  • интересная и важная работа, нужная людям и городу;
  • четкие перспективы карьерного роста и продвижения;
  • более высокая по сравнению с частным сектором стабильность трудоустройства;
  • хорошая строка в резюме;
  • престиж работы в такой организации.

Минусы

Повторимся, не всегда и не везде, но бывает:

Список минусов получился длиннее, чем плюсов. Однако не все из них и не всегда могут встретиться в каждом отделе и департаменте. Надо отметить, что за последние годы скорость изменений в правительстве Москвы сильно увеличилась. С каждым годом количество некомпетентных и лишних людей в Московской мэрии снижается, а появляется все больше умных и способных людей. Сотрудники правительства Москвы действительно работают, чтобы сделать жизнь в городе лучше. Если раньше в мэрию шли за теплым непыльным местечком, то сейчас люди работают и видят результаты этой работы. Деньги и ресурсы стали распределяться значительно эффективнее. Неэффективные процессы постепенно уходят в прошлое. И условия работы в правительстве Москвы становятся лучше с каждым годом.

мэрия москвы вакансии трудоустройство тесты

Как устроиться на работу в правительство Москвы

Вакансии в мэрию Москвы можно найти как на официальном сайте города talent.mos.ru/vacancies, так и на HH.ru hh.ru/employer/895945

Есть три основных способа как устроиться на работу в правительство Москвы:

  • пройти стажировку в Московской мэрии;
  • пройти конкурс на замещение вакантной должности;
  • стать победителем или финалистом конкурса Лидеры России.

Первый способ ориентирован на молодых соискателей, хотя доступен практически всем. Второй – на соискателей с опытом работы в гос управлении. А третий – не дает никаких первоначальных гарантий, но открывает наиболее широкие возможности. Кратко рассмотрим их все.

Стажировка в правительстве Москвы

Московское правительство предлагает сразу несколько вариантов карьерных стажировок. На наш взгляд это самый простой способ попасть на работу в мэрию Москвы. Однако это совсем не означает, что это сам по себе простой способ – отбор стажеров подразумевает 4 этапа отсева. Кроме того, после стажировки вы не получите сразу предложение о работе, а только попадете в карьерных резерв. Это тоже многого стоит, но все же это еще не гарантия трудоустройства. Хотя, как говорят многие, часто сразу следует предложение о работе.

Этапы отбора на стажировки в правительство Москвы включают следующие испытания:

  • анализ резюме и анкеты;
  • тесты на интеллект;
  • видеоинтервью;
  • собеседование.

На 1 место в стажировке претендует до 90 человек. Поэтому, если вы хотите стать стажером, придется хорошо подготовиться ко всем этапам.

правительство Москвы карьерная стажировка карьерная школа

Длительность стажировки составляет 6 месяцев. За ее время стажер получает зарплату. По состоянию на 2021 год это 43 тысячи рублей при занятости на полный рабочий день и 24 тысячи при занятости на пол дня – для студентов. Больше информации по стажировкам в правительстве Москвы смотрите на карьерном портале https://talent.mos.ru/internships/

Конкурс на замещение вакантной должности

Те же этапы, что мы описали выше, используются и на всех других путях трудоустройства в мэрию Москвы. Но для соискателей на вакансии, где требуется опыт, проводится довольно сложное и длительное профессиональное тестирование. Не всем удается его пройти. В среднем, конкурс на 1 вакантное место в правительство Москвы достигает 60 человек на место.

Стать победителем или финалистом конкурса Лидеры России

С 2017 года мэрия Москвы плотно сотрудничает с организаторами конкурса Лидеры России. Сотрудничество заключается в обмене тестами и кейсами, а также наймом отличившихся участников конкурса Лидеры России. С 2018 по 2021 год большое число финалистов и победителей этого конкурса получили приглашения в различные ведомства в том числе в правительство Москвы.

Мы считаем, что этот способ получить работу в Московской мэрии самый сложный, но также самый интересный и перспективный. Ведь финалисты и победители конкурса Лидеры России – это кандидаты на руководящие позиции. И если для рядового сотрудника рост до руководящей должности может занимать десятилетия, то конкурс Лидеры России предлагает стремительный карьерный рост, недоступный иными путями.

Все о конкурсе, тестах Лидеры России, советы по подготовке и истории успеха мы изложили в наших статьях:

Ирина Кугуелова — наш сооснователь — стала победителем конкурса Лидеры России 2020. После победы в течение полугода она получила предложение о работе в Министерстве Финансов РФ и повышение у текущего работодателя. Читайте ее отзыв: Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя

Этапы отбора соискателей на вакансии мэрии Москвы

Какой из данных путей вы бы не выбрали, от вас потребуется составить грамотное резюме, пройти тесты на интеллектуальные способности, а затем собеседование.

Мы уже писали о том, как составить грамотное резюме и сопроводительное письмо. Читайте об этом в наших статьях.

Если вы претендуете на должность старшего специалиста или руководителя в правительство Москвы, то стоит знать, что в первую очередь при устройстве на эти позиции рассматриваются кандидаты из кадрового резерва. Это кандидаты, которые каким-либо способом уже заявлялись на вакансии в правительство Москвы, но по какой-то причине не получили работу с первой попытки. Также в кадровом резерве Московской мэрии числятся все кандидаты, прошедшие стажировку, и кандидаты от конкурса Лидеры России.

Тесты в правительство Москвы

По нашим данным, правительство Москвы пользуется услугами тестовой компании SHL для оценки интеллектуальных способностей и профессиональных навыков соискателей на офисные и управленческие должности.

Тестирование включает 2 обязательных раздела: тесты на интеллект (числовые и вербальные тесты) и личностный опросник.

Вербальный тест представляет собой короткие отрывки текста и утверждение, относящееся к каждому отрывку. Задание вербального теста SHL потребует от вас быстро оценить, является ли утверждение истинным, ложным или неопределимым на основе текста.

В данной статье мы не будем приводить примеры всех тестов в правительство Москвы. Читайте больше о тестах CEB SHL в нашей отдельной статье:

Подробнее о числовых, вербальных и абстрактно-логических тестах с примерами смотрите в наших статьях:

Последний, но не менее важный этап тестирования в мэрию Москвы – это личностный опросник. Это набор утверждений, из которых вы должны выбрать те, которые вам подходят и те, которые вам не подходят. Ниже вы найдете пример вопроса их опросника OPQ32 от компании SHL для ТМХ.

opq32 личностный опросник

При кажущейся простоте вопросов личностного опросника он таит немало подводных камней. Читайте наши статьи про опросники и как их проходить:

На HRLider вы сможете увидеть примерные вопросы данного опросника и пройти полную подготовку ко всем тестам в правительство Москвы.

Собеседование в правительство Москвы

В ходе собеседования при устройстве в мэрию Москвы вам следует ожидать вопросов, касающихся вашего опыта и ваших компетенций, таких как умение налаживать сотрудничество с коллегами, частным бизнесом, избирателями и жителями города, навыки решения проблем и достижения результата.

Часто в ходе собеседования просят рассказать о примерах, когда вы решали какие-то конкретные задачи и достигали результата. В таких ответах мы рекомендуем использовать модель STAR – situation (ситуация), task (задача), action (действие), result (результат).

Для подготовки к собеседованию читайте наши статьи о тактиках грамотного собеседования:

правительство Москвы карьерная стажировка карьерная школа

Правительство Москвы – это крупная сложная структура по управлению крупнейшим мегаполисом России. Устроившись на работу в мэрию Москвы, вы найдете интересные проекты, дружную команду коллег, достойную зарплату и ясные перспективы роста.

Если вы хотите работать в правительстве Москвы, мы рекомендуем хорошо подготовиться к отборочным тестам и собеседованию. На HRLider вы найдете все нужные материалы для подготовки. Гарантируйте свой успех – подготовьтесь!

Есть мнение, что процессы подбора сотрудников, построения кадровой структуры и управления на госслужбе довольно «неповоротливы» и имеют мало общего с бизнесом. На самом деле, ситуация сильно меняется, и в лучшую сторону: чтобы повышать эффективность, государственные структуры перенимают лучшие бизнес-практики. О том, как это произошло конкретно в правительстве Москвы, как удалось произвести там кадровую реформу и «омолодить» коллектив, а также о том, каким должен быть современный чиновник, рассказала руководитель управления государственной службы и кадров правительства Москвы Александра Александрова. Правительство Москвы — очень большая структура. В городе работает порядка 23 тысяч госслужащих, в аппарате мэра — порядка 500 человек. Глава города Сергей Собянин поставил перед своим аппаратом задачу обновить команду и собрать такую, которая была бы способна выполнять все поставленные цели (порой довольно масштабные). Для этого была разработана целая комплексная стратегия. Состав правительства по сравнению с 2010 годом сильно изменился: сейчас здесь работает гораздо больше молодежи (4 года назад молодых специалистов было 20%, сегодня в аппарате мэра их порядка 40%, а в целом по Москве — около 29%). Средний возраст чиновника в ведомстве — 41 год. Этот возраст считается самым продуктивным — люди готовы вкладываться в работу и имеют хороший опыт. В правительстве работает больше женщин, однако на управляющих должностях доминируют мужчины (впрочем, в последнее время тренд меняется — женщин там становится больше). Портрет сотрудника ведомства меняется с годами — по словам Александры Александровой, средний возраст чиновника несколько лет назад был другим. Каким же образом удается производить изменения? Практически все проекты, разработанные для этих изменений, связаны с применением бизнес-технологий.

Руководителей высшего звена набирают с помощью специализированных хедхантинговых компаний, а также в правительстве создается собственная база данных «лучших по профессии» — необходимо знакомиться с лучшими профессионалами из разных отраслей, отмечает Александра Александрова. Для подбора массового персонала использовать услуги кадровых агентств достаточно дорого, поэтому применяются и собственные инструменты. В правительстве Москвы проводят конкурсы: один из самых популярных проектов в этой области — открытый конкурс на должности глав управ. Благодаря ему был сформирован резерв на эту позицию — причем был сформирован максимально открыто, чего никогда не делали чиновники.

Почему возникла необходимость выхода на открытый рынок? Сергей Собянин ввел правило: нельзя занимать должность главы управы дольше, чем семь лет подряд. Следовательно, на большинстве позиций возникла ротация (а у каждого главы управы есть еще и заместитель). В правительстве разработали прозрачные показатели эффективности, попросили жителей районов оценивать чиновников — работать стало сложнее. Поэтому было принято решение выйти на открытый рынок, провести большой конкурс. Смысл его состоял в том, что любой человек мог подать заявку на должность: зайти на карьерный портал правительства Москвы, написать эссе, снять видео и рассказать, почему он хочет работать в ведомстве. Был сформирован совет по кадровой политике при мэре, и совет отбирал людей. Все кандидаты прошли через центр оценки, на третьем — заключительном — этапе они решали кейсы, знакомые всем жителям города (например, часть жителей дома хочет построить во дворе детскую площадку, другая часть — парковку, и кандидат должен был разобраться, какое решение правильнее принять и как примирить жителей между собой). В кадровый резерв вошли 124 человека, сегодня 56 из них назначены на должности. Эта «скамейка запасных», отметила Александра Александрова, — один из важнейших инструментов.

Как попасть на работу в правительство?

По словам Александры Александровой, все происходит ровно так же, как при приеме на работу в любую компанию. На карьерном портале правительства публикуются все актуальные вакансии — каждая властная структура обязана делать это. Процедуры отбора такие же, как в бизнесе: уже никого не заставляют заполнять специальные формы, нести на первом этапе справки о здоровье от всех врачей, заполнять от руки длинные анкеты с объяснениями, был ли кандидат и его родственники за границей и когда в последний раз. От кандидата требуется прислать простое резюме — и начать процесс собеседования. На карьерном сайте правительства было опубликовано уже более 1800 вакансий. Раньше эта информация была закрытой, не было ресурса, где можно было бы изучить список открытых позиций, а сейчас этот источник стал обязательным. Работать в правительстве могут не только москвичи — обязательным условием является только российское гражданство.

Отклик со стороны кандидатов велик: в течение недели на одну опубликованную вакансию присылают минимум 60 резюме. Зарплата, отмечает Александра Александрова, адекватна рынку: средний ее размер в правительстве — 72 тысячи рублей. Базовая компенсация главы управы — 70 тысяч рублей, по итогам работы они получают премии (квартальная премия в среднем по городу составляет 30% от зарплаты и зависит от результата, а еще несколько лет назад, например, премия равнялась 10% зарплаты и выплачивалась к праздникам). Оклады регламентируются законодательством, а вот система начисления премий сейчас изменилась: руководители органов исполнительной власти довольно свободно управляют фондом оплаты труда и имеют возможность оставлять у себя в департаменте только эффективных сотрудников и платить им больше. Если нужно нанять более «дорогого» человека, то руководитель может и это. Сейчас обычному специалисту можно выплатить премию больше, чем начальнику отдела, если специалист вел какой-то важный проект с более значимым результатом.

Естественно, привлекает специалистов не только зарплата, но интересные задачи — возможность реализовывать масштабные проекты, которым в бизнесе нет аналогов. «Нет второй Москвы, нет другой возможности решить транспортную проблему такого уровня. Это профессиональный вызов, и если люди ориентированы на профессиональный рост, тогда им стоит идти работать к нам», — говорит Александра Александрова. Особенно, по ее словам, менять город к лучшему хотят молодые люди. Правительство Москвы — привлекательный работодатель еще и из-за возможности быстрого карьерного роста: повышение после программы стажировки можно получить уже в первые полгода работы.

Что касается рассмотрения кандидатур, то, в первую очередь, в правительстве обращают внимание на профессионализм: у специалиста должна быть успешная карьера. «У человека, с которым ничего не происходит 3-5 лет, у которого нет никаких достижений, нам не интересен. Человек, который не может сформулировать собственные достижения, не является для нас желаемым кандидатом», — подчеркивает Александра Александрова. Также для чиновника важна ориентированность на результат. «Часто о чиновниках говорят, что это люди „про процесс“. Для нас важно привлекать людей, которые могут добиваться результата, которые способны показывать его даже в стрессовых и быстро меняющихся условиях», — говорит эксперт. Третья компетенция — коммуникации (с коллегами, с жителями и т. д.). И, как отметила Александра Александрова, при рассмотрении резюме обязательно изучается «публичный шлейф» человека, то, что пишут о нем журналисты. В отличие от бизнеса, роль чиновника всегда публичная, и он должен быть к этому готов, поэтому важна его репутация. Хобби кандидата не слишком интересует, однако если, например, человек увлекается спортом и добивается там явных результатов, то это будет только плюсом для него.

Центр оценки кандидатов и работа с жителями

Через центр оценки проходят все, кто хочет работать в правительстве, он работает на базе Московского городского университета управления. «Важно, — отмечает Александра Александрова, — Что центр оценки выравнивает возможности всех кандидатов, не имеет значения, пришли они по рекомендации другого чиновника или с открытого рынка». Эту практику в ведомстве считают крайне полезной, поскольку она помогает выбирать самых лучших специалистов.

В центре оценки работают эксперты, привлеченные из бизнеса, они не являются госслужащими. Их задача — оценивать людей максимально объективно, причем не только кандидатов, но и уже работающих специалистов. Модель оценки довольно простая — три цвета, как в светофоре. Зеленый — сотрудник, обладающий потенциалом, в которого правительство будет серьезно вкладываться. Желтый — сотрудник, находящийся на своем месте. Если человек получает красный цвет, то нужно серьезно задуматься, на месте ли он, может ли он улучшить свои показатели за какой-то конкретный период.

Что касается других качеств, которые жители Москвы хотят видеть у госслужащих, — это ориентированность на жителей (или, говоря языком бизнеса, клиентоориентированность). Три-четыре года назад редкий глава управы думал, что житель — его главный клиент. Сейчас эта идеология развивается, а клиентоориентированности, взаимодействию с жителями и пониманию их потребностей, разрешению конфликтных ситуаций чиновников в правительстве учат. И что особенно важно — госслужащих учат отвечать жителям города понятным языком, а не канцелярским чиновничьим. В образовательной программе уже приняли участие более 600 человек.

Стажировки в правительстве

Другой кадровый проект, который в ведомстве очень любят, называется «Стажировка в правительстве Москвы». Он работает уже четвертый год подряд. Через контакты с вузами и студенческими сообществами правительство приглашает студентов и молодых специалистов на годичную стажировку. В течение этого года у стажеров есть возможность поработать в нескольких подразделениях — минимум в трех-четырех (стажер, прошедший отбор, может выбирать их сам — журналисты, к примеру, могут посмотреть, как работает пресс-служба мэра, как формируется PR-политика, как она реализуется на практике, например, в управе или в округе; можно поработать в департаменте или пресс-центре). Конкурс здесь — 20 человек на место.

Что дал этот проект? Во-первых, команда существенно «омолодилась». Во-вторых, молодые люди стали получать предложения о работе от трех или четырех руководителей департаментов. Они борются за таланты, более внимательно относятся к молодым специалистам.

Портрет современного чиновника

Самый продуктивный возраст госслужащего, отмечает Александра Александрова, — 35-43 года. Человек уже наработал профессиональный опыт, заработал денег в бизнесе (у него уже есть квартира — он взял ипотеку и, скорее всего, ее выплатил, так что вопрос именно зарабатывания денег не стоит во главе угла) и готов к профессиональной реализации. Он современен, амбициозен, он хочет делать лучшие уникальные проекты в стране — в противном случае он остался бы в бизнесе, который сейчас отнюдь не всегда предлагает такие вызовы. Сейчас невозможно найти такую новую отрасль, которая перевернет мир. Это должны быть очень смелые люди, готовые принимать решения (иногда жесткие и непопулярные), анализировать их последствия. В бизнесе решения принимаются почти всегда с учетом возможной прибыли, а на госслужбе среди ключевых требований — социальные последствия. Поэтому людям, переходящим из бизнеса, нужна адаптация (хотя они и очень интересны правительству Москвы).

The Village продолжает выяснять, как строится бюджет людей разных профессий. В новом выпуске — муниципальный депутат. Сентябрьские выборы запомнились неожиданным успехом оппозиции. В нескольких районах Москвы, где независимые кандидаты получили большой перевес, удалось избрать и новых глав округов. Депутат, который в сентябре возглавил один из центральных районов Москвы, анонимно рассказал, почему его сотрудники не здороваются с работниками управы, а также о зарплате и тратах.


Профессия

Глава муниципального округа

Зарплата

90 000 рублей + премии

Траты

40 000 рублей

продукты на семью из трех человек

50 000 рублей

траты на ребенка

10 000–20 000 рублей

кафе и рестораны

5 000– 40 000 рублей

Как стать главой округа

У меня три высших образования: техническое, финансовое и Executive MBA. И больше 20 лет управленческого стажа на высших должностях в среднем бизнесе в нефтехимии, агросекторе, производстве. Последние пять лет у меня был собственный бизнес.

Но ситуация у нас в стране не дает возможности бизнесу нормально развиваться без преференций, которые нужно получать не совсем законными способами. Все это меня не сильно устраивало. Я хотел бы, чтобы страна была большой, сильной и ее уважали бы не за то, что у нас ракеты летают по всему миру, а за то, что мы что-то создаем и делаем.

Любой бизнес, который не заточен на взаимодействие с государством, в нашей стране, по сути, обречен. А все взаимодействие идет через коррумпированность. Как-то раз моя компания участвовала в конкурсе по автоматизации бюджетирования на Камчатке. Цена вопроса — 85 миллионов рублей. Чтобы выиграть тендер, мне предложили оставить себе 15 миллионов, а все остальное раздать посредникам. Для себя я понял, что других вариантов, кроме как идти и менять систему, нет.

Я обошел четыре тысячи квартир, но выпить мне предложили только в одном месте

Всю жизнь я был достаточно политизированным и участвовал в митингах еще с 90-х. Поэтому решение идти на муниципальные выборы не было ни для кого неожиданностью. Ничего другого, кроме как «иди, куда шел», близкие мне не сказали. Последнее, что я в жизни не попробовал, — это реализовать себя в политике и поменять современное устройство вещей. Тогда я не думал, что стану главой округа.

Моя предвыборная кампания была как у всех оппозиционных кандидатов: ноги в руки и по квартирам. Каждый день надо было обходить максимальное количество людей, рассказывая о себе и своих мыслях, спрашивая у людей, что им нужно и важно. Им было менее интересно, что я из себя представляю, им хотелось поделиться проблемами из жизни. Был один эпизод, почти как в «Джентльменах удачи», когда Леонов пришел к завязавшему уголовнику, а тот его спустил с лестницы. Я позвонил в дверь, услышал оттуда мат-перемат, потом вышел человек с оголенным торсом, полностью в наколках: «Я же говорил депутатам ко мне не приходить. Депутаты ко мне не ходят. Еще раз придешь — спущу с лестницы».

Все говорят, что у нас пьющая страна. Я обошел четыре тысячи квартир, но выпить мне предложили только в одном месте. И то я был со своей маленькой дочкой, поэтому человек вернулся не со стаканом, а с двумя стаканчиками мороженого. В остальном все было однотипно: «Здравствуйте. Как дела? Что вас волнует? Приходите голосовать. До свидания». Я ничего не обещал, потому что не очень понимал на тот момент, что мы можем сделать. Говорил, что люди будут услышанными, и, если меня изберут, я буду пытаться решать вопросы в пределах своих полномочий. Всей командой мы обещали вернуть прямую демократию.

До последнего я не верил в успех, хотя даже конкуренты-коммунисты предрекали нашей команде победу. На участке, где я следил за голосованием, мы проигрывали. Кандидат, с которым я был в команде, в какой-то момент сказал: «Ну, все понятно. Я пошел». Но в итоге мы выиграли и получили большинство в Совете депутатов округа. У нас только один депутат от «Единой России».

Когда после этого из числа депутатов надо было выбрать главу, у нас были очень тяжелые дебаты, но в итоге мне удалось убедить коллег, и они проголосовали за меня. Сначала было три претендента из нашей команды, мы провели несколько общих встреч, а на последней каждый должен быть представить презентацию. Я рассказывал про 23 шага, которые хочу сделать на посту главы. Один кандидат снялся до этого, а второй снялся после моей презентации. Вот и все: так как противников не осталось, главой стал я.

Полномочия и отношения с мэрией

Полномочий у депутатов мало. По сути, мы можем обращаться в разные органы власти с какими-то требованиями или просьбами. Я считаю, что это в большей степени просьбы: если их не исполнят, никто не будет наказан. Это касается, например, движения транспорта в районе.

Что реально могут делать депутаты? Мы наделены полномочиями по капитальному ремонту — без подписи депутата подрядчик денег не получит. И если депутат ответственно подходит к своим обязанностям, он заставит строителей сделать качественный ремонт. Депутаты утверждают небольшой бюджет, который выделяется, например, на социальную помощь. Если контролировать подрядчика, смету на ремонт невозможно завысить в шесть раз. Глава округа также является председателем призывной комиссии, что позволяет избежать какого-то произвола со стороны военкомата. Но я считаю, что наш район — приятный островок стабильности в этой стране, где законы сильно не нарушают. Остальная работа связана с обращениями людей. Тут все зависит от депутата. Он может вообще ничего не делать пять лет, а может погружаться в любые проблемы. Если совместить активность и хорошее образование, мы получим идеальный депутатский корпус. Необразованный и неактивный — наоборот, ужасный депутат. У нас есть все варианты.

Префектура и управа считают, что нас не существует. И появляются только в тот момент, когда им с нами надо что-то согласовать. Первое время сотрудникам управы было запрещено здороваться с коллегами из муниципалитета. Управа хотела, чтобы сотрудники муниципалитета написали заявления по собственному желанию, но они этого не сделали и попали в изгои. Я тоже никого не увольнял (хотя были такие предложения), только одна женщина ушла сама. Сейчас у меня трое подчиненных. У нас нереально большой документооборот — количество бумаг, которые мы отправляем в госорганы, превышает все разумные пределы. Причем я не очень понимаю, кто их читает. Специалисты занимаются документами, юридической поддержкой, запросами граждан и закупками.

Кстати, погрузившись в систему закупок, я понял, что это просто кладезь для коррупции. По сравнению с прошлым годом мы уже сэкономили примерно 20 %, причем ничего особо не делая. Просто цены изначально были раздуты, а в тендерах участвовали договорные компании.

Первое время сотрудникам управы было запрещено здороваться с коллегами из муниципалитета

За пять месяцев мы наработали кое-какие связи с властными структурами. Я бы сказал, очень плохие, потому что исполнительная власть решила, что нас не должно быть. Но все равно удается решать вопросы «по телефонному праву» — так как я знаю, например, главного инженера, то могу позвонить ему и о чем-то попросить. Но мелкие пакости все равно есть. Раньше Совет депутатов проводил встречи с жителями в помещении Совета ветеранов. Сейчас это помещение всегда оказывается занято, когда нам нужно провести встречу. Еще нам не дали нормально провести праздник Масленицы в школе. Никакого официального запрета не было, но на воротах школы висел амбарный замок, и праздник пришлось проводить в соседнем дворе.

Никакой связи с мэрией Москвы у меня нет. Скорее, я сам пытаюсь выйти на них, чтобы решить какие-то вопросы. И с полицией у нас тоже никаких отношений. После того как в наше районное ОВД после уличной акции привезли Навального и мы попытались попасть туда, нас стали игнорировать. Определенным людям, у которых в районе бизнес, нужно, чтобы мы вели себя как предыдущие депутаты — молча поддерживали все инициативы сверху и не выдвигали своих.

Все говорят, что политика — грязное дело. Но я не думаю, что это так. Это поведение отдельных людей. И оно не зависит, откуда они — из «Единой России» или из оппозиции. К единороссам у меня предубеждения нет. Я с любыми людьми могу иметь дело до того, пока они не сделали гадость. А на местном уровне политическая идеология несущественна. Да, «Единая Россия» продавливает свои решения, но при этом я уже лично знаю нескольких единороссов, которые для своего района делают много хорошего. Точно также могу сказать об оппозиционерах: есть отличные депутаты, а кто-то избрался и в следующий раз придет через пять лет. Рассуждать, плохой или хороший Сталин, можно, но это вряд ли повлияет на ремонт подъезда.

Рабочий день

В первый рабочий день я спросил у начальника отдела кадров, какой у меня рабочий график. И этим вопросом вверг ее в ступор. Она смотрела и не понимала: «В смысле?» Оказалось, что свой рабочий график я устанавливаю себе сам. Могу хоть вообще не ходить сюда, хотя тогда Совет депутатов меня снимет.

Сейчас большую часть рабочего дня я провожу в кабинете. Условный пенсионер привык, что надо прийти в присутственное место, чтобы найти того, кто сможет решить его проблему. Поэтому я здесь. Вся работа начинается вечером: собрания жителей проходят в 19–20 часов после рабочего дня. Я стараюсь на них присутствовать. Совет депутатов тоже проходит вечером, наш рекорд — пять часов заседаний.

Бывают пустые дни, когда я могу прийти на работу и заниматься только стратегическими задачами типа проработки законодательной базы. А иногда стоит очередь людей, и каждый приходит с наболевшим. Сначала мы удивлялись, что нам звонили, в том числе и потому, что в квартире не работает кран. Сейчас все более-менее упорядочилось. Обращаются с вопросами правонарушений, ЖКХ и благоустройства, шлагбаумами. Самое большое, что просили, — квартиру.

Условный пенсионер привык, что надо прийти в присутственное место, чтобы найти того, кто сможет решить его проблему

Жители и результаты

Конкретных результатов за полгода нет. Есть небольшие улучшения: где-то удалось вернуть остановку, где-то переставить дорожные знаки, где-то приблизить сроки ремонта, где-то шикарно отремонтировать подъезд. Серьезная борьба развернулась вокруг точечной застройки, но здесь похвастаться пока нечем — угрозы для застройщиков мы не представляем. У нас налажена работа по капитальному ремонту, но там, где собственники неактивны, больших результатов добиться нельзя. В районе много ночных клубов, жители страдают от шума — мы пытаемся эту проблему снять. Попытка провести референдум наткнулась на жесточайшее сопротивление исполнительной власти. Мы предлагали вынести на голосование три вопроса: про снос памятника Ленину, остановки и точечную застройку.

За полгода работы появилось разочарование сторонников, которые говорят: «Мы вас избрали, чтобы наша жизнь менялась». Есть, наоборот, те, кто был раньше негативно настроен, а теперь поддерживает. Небольшая часть людей просто перетекает из одного состояния в другое. Активисты исчисляются сотнями, притом что в районе живут десятки тысяч.

Среди жителей есть инициативные, которые хотят решить проблемы. Есть те, которые просто бескорыстно нам помогают. Есть группа лиц, которая ходит на все наши заседания, устраивает крики и оскорбления, но непонятно, зачем это делает. Есть люди, которые на нас пиарятся, например, бывшие депутаты, которые снимают ролики про то, что «бандеровцы, либералы и агенты Госдепа заняли район». Но меня пугают не они, а большинство, которое полностью пассивно. Для себя я ставлю одну из задач — как-то расшевелить людей. Сейчас им ничего не интересно, жизнь за дверью квартиры как будто бы от них не зависит.

Зарплата

10 % московских районных депутатов могут получать зарплату. В нашем случае это глава округа. Остальные получают около 20 тысяч рублей в месяц за исполнение полномочий по капитальному ремонту. Хотя я считаю, что все депутаты должны получать зарплату. Как бы грубо это ни звучало, но как платите, так люди и работают. Если платите плохо — будут работать плохо, если платите хорошо — сможете за это спросить. Поэтому, когда мне начинают рассказывать, что депутат — это призвание, он должен много делать и ничего за это не получать, я отношусь к этому негативно.

Зарплата главы округа — 90 тысяч рублей. Если депутаты считают нужным, они могут выплачивать себе премии. Ее размер не ограничен ничем, кроме решения Совета депутатов. Мы договорились, что раз в квартал анализируем поступления в бюджет: если есть запас денег, то это источник для выплаты премии. Если денег нет, то и рассуждать нечего. Первый раз мы распределили премии в декабре: шум был, но небольшой. Всегда найдутся люди, которые скажут, что независимые депутаты пилят бюджет.

Когда я принимал решение, чтобы оставить дела и прийти работать сюда, о денежных условиях знал очень приблизительно. Но подумал, что два года для меня не должны иметь большого значения. Это хороший срок, чтобы попробовать что-то изменить и оценить, получилось или нет.

Из других льгот у депутатов есть проездной. Для главы предусмотрена оплата медицинской страховки и какие-то преференции, связанные с отдыхом, но в отпуске я еще не был.

Я не могу занимать другие должности и владеть компаниями. Так что, когда я стал главой района, бизнес оставил партнерам. Из других ограничений — запрет на иностранные счета, но с этим вообще все сложно. Скоро мы будем подавать первую декларацию о доходах, тогда и станет понятно, что мы могли иметь, а что не могли.

У муниципалитета есть своя машина. Нам приходится возить много документов, и я использую ее, когда мне нужно куда-то съездить. Заявлений о том, что лучше отказаться от машины и сэкономить, я вообще не понимаю. Она обходится в 850 тысяч рублей в год, или в 70 тысяч в месяц.

Я не могу занимать другие должности и владеть компаниями. Так что, когда я стал главой района, бизнес оставил партнерам

Траты

Сейчас я, по сути, трачу те деньги, которые заработал раньше. Но по сравнению с предыдущим периодом мои затраты на жизнь упали раза в три.

У меня своя квартира, на еду для семьи из трех человек уходит около 40 тысяч рублей. Я всю жизнь работал там, где была столовая или много хороших ресторанов поблизости. Здесь нет ни того, ни другого. Поэтому я ем дома, а работаю без обеда. Иногда могу пойти в какой-нибудь ресторанчик. На общепит уходит 10–20 тысяч рублей в месяц.

На кружки, одежду и образование ребенка тратим 50–60 тысяч рублей в месяц. Из развлечений — лыжи, хоккей, музеи, театры, но последние сейчас редко. На это могу потратить очень по-разному: иногда 5 тысяч рублей, а иногда 40–50 тысяч.

Иногда хочется куда-то уехать, но для этого нужен другой источник дохода. Раньше я ездил на машине по Европе, но сейчас не могу себе этого позволить. Про летний отпуск пока не думал. Наверное, надо ребенка куда-то вывезти, но непонятно, что будет с деньгами. Дочка, кстати, на вопрос, где я работаю, отвечает: «Папа у меня мини-мэр».

Читайте также: